Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физиологические особенности девушек 17-19 лет с разной длительностью менструального цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует связь длительности МЦ девушек 17−19 лет с уровнем ** гормонов, регулирующих менструальную функцию, свойствами нервной системы и личности, физическим развитием и подготовленностью, соматическим и репродуктивным здоровьем (включая состояние менструальной функции), вариативностью МЦ. В частности, девушки с антепони-рующим, нормопонирующим и постпонирующим МЦ отличаются между О собой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Менструальный цикл как показатель циркатригинтанного ритма репродуктивной системы женщин (обзор литературы)
    • 1. 1. Значение и длительность менструального цикла
    • 1. 2. Компоненты менструального цикла
    • 1. 3. Влияние различных факторов на длительность менструального цикла
  • Глава 2. Объем и методы исследования
    • 2. 1. Объем исследований
    • 2. 2. Методы исследований
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Уровень гормонов, регулирующих менструальную функцию, девушек с разной длительностью менструального цикла
    • 3. 2. Свойства нервной системы и типобиологические особенности личности девушек с разной длительностью менструального цикла
    • 3. 3. Физическое развитие девушек с разной длительностью менструального цикла
    • 3. 4. Физическая подготовленность и функциональные резервы организма девушек с разной длительностью менструального цикла
    • 3. 5. Состояние менструальной функции и степень полового развития девушек с разной длительностью менструального цикла
    • 3. 6. Уровень соматического и репродуктивного здоровья девушек с разной длительностью менструального цикла
    • 3. 7. Вариативность длительности менструального цикла девушек с разной длительностью менструального цикла под влиянием стрессорных факторов

Физиологические особенности девушек 17-19 лет с разной длительностью менструального цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известно, что репродуктивная система женщин функционирует в циклическом режиме и контролируется корой головного мозга и гипотала-мо-гипофизарной системой, влияющих на деятельность яичников, щитовидной железы и надпочечников. Основу репродуктивной системы составляет фолликулогенез, внешним проявлением которого является менструальный цикл (МЦ), предназначенный для реализации репродуктивной функции (4, 7, 9, 23, 36, 54, 83, 91, 144). Считается, что у каждой женины длительность МЦ генетически детерминирована и стабильна в репродуктивный период, хотя в популяции она колеблется в норме от 21 до 34−35 дней (4, 44, 125). Согласно данным литературы (4, 46, 80, 144, 149, 177, 178), у здоровых в репродуктивном отношении женщин чаще всего наблюдается 25−29-дневный цикл (нормопонирующий) и реже — 21−24-дневный (антепонирующий) и 30−34-дневный (постпонирующий). МЦ, длящийся 35 дней и более (пролонгированный) рассматривается как признак нарушения репродуктивного здоровья.

Показано (31, 39, 92, 160, 177, 197, 205, 209, 214, 215), что девушки с разной длительностью МЦ отличаются между собой по морфологическим и физиологическим признакам. Однако, эти данные немногочисленны и противоречивы. Так, согласно Корнеевой Г. П. и др. (1974) при антепони-рующем МЦ чаще наблюдается нормоскелия, при постпонирующем -«чистая» и андрогенная макроскелия, при пролонгированном — телосложение, характерное для гипофункции яичников и гиперандрогении. Kirchengast S. (1993), не выявив связь между типом телосложения и длительностью МЦ, показала, что продолжительность МЦ и его регулярность связаны с количеством подкожного жира — с его увеличением МЦ становится более коротким и регулярным. Богатырев B.C. и Циркин В. И. (1999) выявили, что для гиперстеников более характерно наличие пролонгированного МЦ. В целом, отмечена связь длительности МЦ с физическим развитием (31,92, 214), эндокринным статусом (61,62,92, 160), соматическим и репродуктивным здоровьем (160, 177, 197, 205, 209,215), температурным гомеостазом (39, 231) и состоянием менструальной функции (92). Имеются единичные данные (31, 149, 178), свидетельствующие о том, что длительность МЦ, в определенной степени, связана с наличием неблагоприятных факторов среды: девушки, проживающие в экологически неблагоприятных районах (ЭНБР), имеют, как правило, постпонирующий МЦ, а проживающие в экологически благоприятных районах (ЭБР) — антепонирующий МЦ. Известно (197, 209, 225), что при антепонирующем МЦ повышен риск развития рака молочной железы, а при пролонгированном МЦ — развития ос-теопорозапо данным Ушаковой Г. А. (1980), при антепонирующем и пролонгированном МЦ повышается частота самопроизвольных выкидышей, кровотечений, поздних токсикозов и аномалией родовой деятельности. В тоже время отсутствуют данные о связи функционального состояния дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной и других висцеральных систем, а также высшей нервной деятельности, психических процессов, физической подготовленности с длительностью МЦ. Изучение этих вопросов может иметь прямое отношение к повышению уровня диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний женщин, охраны здоровья матери и плода. Все сказанное и послужило основной для постановки цели и задач исследования.

Цель работы.

Изучить содержание гормонов, свойства нервной системы, физическое развитие, физическую подготовленность и уровень здоровья девушек 17−19 лет с разной длительностью менструального цикла.

Задачи исследования.

1. Определить уровень гормонов, регулирующих менструальную функцию (ТТГ, ФСГ, JIT, пролактин, эстрадиол, прогестерон, тестостерон, тироксин и кортизол) девушек с разной длительностью менструального цикла.

2. Изучить силу, лабильность и скорость нервных процессов, а также типобиологические особенности личности девушек с разной длительностью менструального цикла.

3. Исследовать основные антропометрические показатели, характе-* ризующие физическое развитие, а также анаэробную и аэробную производительность, скоростно-силовые качества, силовую выносливость, силу различных групп мышц, гибкость и подвижность суставов, физическую работоспособность и состояние кардио-респираторной системы девушек с разной длительностью менструального цикла.

О 4. Изучить уровень соматического и репродуктивного здоровья включая степень полового созревания, продолжительность менструации, длительность периода становления регулярного менструального цикла и продолжительность фаз менструального цикла) девушек с разной длительностью менструального цикла.

5. Исследовать вариативность менструального цикла под воздействием экологически неблагоприятных факторов (место проживания), времени года, интенсивной физической и интеллектуальной деятельности, эмоционального стресса и других факторов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Существует связь длительности МЦ девушек 17−19 лет с уровнем ** гормонов, регулирующих менструальную функцию, свойствами нервной системы и личности, физическим развитием и подготовленностью, соматическим и репродуктивным здоровьем (включая состояние менструальной функции), вариативностью МЦ. В частности, девушки с антепони-рующим, нормопонирующим и постпонирующим МЦ отличаются между О собой по уровню ФСГ, пролактина, эстрадиола и тироксина (с увеличением длительности МЦ в интервале от 21 до 34 дней их уровни снижаются), а также по уровню ЛГ, прогестерона, тестостерона и кортизола (с увеличением длительности МЦ их уровни возрастают). У девушек с пролонгиро-0 ванным МЦ (35 и более дней) в сравнении с девушками с постпонирующим МЦ, также ниже уровень ФСГ и эстрадиола, выше уровень JIT, прогестерона, тестостерона и тироксина.

2. Девушки с антепонирующим, нормопонирующим, постпонирую-щим и пролонгированным МЦ отличаются между собой по лабильности, силе и скоростным свойствам нервной системы, эмоционально-волевым и коммуникативным свойствам личности, уровню физического развития и подготовленности, уровню соматического и репродуктивного здоровья (с увеличением длительности МЦ их уровни снижаются) и вариативностью МЦ (с увеличением длительности МЦ она возрастает).

Научная новизна Впервые получен комплексный портрет девушек 17−19 лет с разной длительностью МЦ. В частности, показано, что девушки с антепонирующим, нормопонирующим, постпонирующим и пролонгированным МЦ отличаются между собой по уровню ФСГ, JIT, пролактина, эстрадиола, тестостерона, прогестерона, тироксина и кортизола, а также по свойствам нервной системы и личности, уровню физического развития и подготовленности, уровню соматического и репродуктивного (включая состояние менструальной функции) здоровья, вариативности МЦ.

Установлено, что с увеличением длительности МЦ в интервале от 21 до 34 дней снижаются уровни ФСГ, пролактина, эстрадиола и тироксина, увеличиваются уровни ЛГ, прогестерона, тестостерона и кортизола. Также снижается сила, лабильность и скорость нервных процессов, эмоционально-волевые и коммуникативные свойства личности, уровень физического развития и подготовленности, степень полового развития, регулярность МЦ, повышается период становления регулярного МЦ, вариативность МЦ как в целом, так и под влиянием физической и интеллектуальной нагрузки, эмоционального стресса и других факторов.

Подтверждены единичные данные литературы о связи длительности МЦ с уровнем соматического и репродуктивного здоровья. Так, показано, что у девушек с нормопонирующим МЦ уровень соматического и репродуктивного здоровья выше, чем у девушек с антепонирующим и постпони-рующим.

Выявлено, что у девушек с пролонгированным МЦ (35 и более дней) в сравнении с девушками с постпонирующим МЦ (30−34 дня) ниже уровни ФСГ и эстрадиола, выше уровень ЛГ, прогестерона, тестостерона и тироксина, а также длительнее период становления МЦ, ниже регулярность МЦ, степень полового развития, уровень физической подготовленности (анаэробная и аэробная производительность, скоростно-силовые качества и физическая работоспособность), уровень соматического и репродуктивного здоровья. В тоже время показано по уровню физического развития девушки с пролонгированным МЦ не отличаются от девушек с антепонирующим МЦ. В целом, полученные данные позволили заключить, что выявленные физиологические особенности у девушек с разной длительностью МЦ определяются, вероятно, их эндокринным статусом.

Теоретическая и практическая значимость.

Полученные результаты исследования расширяют представления о физиологических особенностях девушек, имеющих разную длительность МЦ, что повышает возможности изучения вопросов этиологии, патогенеза, лечения и профилактики заболеваний женщин. Полученные в работе данные конкретизируют представления о связи длительности МЦ девушек 1719 лет с их эндокринным статусом, свойствами нервной системы и личности, физическим развитием и подготовленностью, соматическим и репродуктивным здоровьем (включая состояние менструальной функции), вариативностью МЦ. Результаты исследования подтверждают необходимость индивидуального подхода, учитывающего исходный эндокринный статус и длительность МЦ, при оценке физического развития, физической подготовленности, состояния соматического и репродуктивного здоровья, свойств нервной системы и свойств личности. Полученные данные могут быть использованы при подготовке врачей, биологов, психологов и педагогов.

Апробация работы.

Результаты работы доложены и обсуждены на Международной научно-практической конференции «Гигиена, экология и репродуктивное здоровье подростков» (Пермь, 1999), Всероссийской научной конференции * с международным участием, посвященной 150-летию со дня рождения.

И.П. Павлова (Санкт-Петербург, 1999), I Международной конференции «Хроноструктура и хроноэкология репродуктивной функции» (Москва, 2000), IX Международной конференции «Эколого-физиологические механизмы адаптации» (Москва, 2000), X международном симпозиуме «Эколо-ф го-физиологические проблемы адаптации» (Москва, 2001), XVIII съезде физиологического общества им. И. П. Павлова (Казань, 2001), Съезде молодых ученых (Сыктывкар, 2001), V региональной научно-практической конференции «Вятская земля в прошлом и настоящем» (Киров, 2001), областной научно-практической конференции «Социально-экономическое положение молодежи и государственная молодежная политика в Кирово ской области» (Киров, 2001), на итоговых конференциях Вятского государственного гуманитарного университета (Киров, 2001 — 2003), на заседании Кировского отделения физиологического общества им. И. П. Павлова (Киров, 2003). По материалам диссертации опубликовано 13 работ. О.

1. Результаты исследования рекомендуется учитывать при разработке новых средств и методов повышения репродуктивного здоровья школьниц и студенток.

2. При оценке физического развития, физической подготовленности, состояния соматического и репродуктивного здоровья, свойств нервной системы и свойств личности необходимо учитывать исходный эндокринный статус девушек с разной длительностью менструального цикла.

Практические рекомендации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Л., Кадочникова Н. И., Состояние здоровья студентов естественно-географического факультета // Здоровье студентов: Сборник
  2. О научных трудов / Под ред. B.C. Богатырева. Киров: изд-во ВГПУ, 2000.1. С. 83−88.
  3. B.C., Кадочникова Н. И., Мозгунов Г. Н. Учет здоровьяОстудентов на занятиях по физической культуре // Вятский медицинский вестник.-2001.-№ 1.-С. 28−33.
  4. Н.И. Влияние уровня физической подготовленности на состояние здоровья девушек // Вятская земля в прошлом и настоящем: М-лы V регион, научн.-практ. конф. Киров: изд-во ВГПУ, 2001. — С. 1541. О -155.
  5. B.C., Циркин В. И., Кадочникова Н. И. Уровень физической подготовленности выпускников средних школ // Образ жизни и здоровье. М-лы межвузовской конф. 2002 г / Под ред. B.C. Богатырева. -Киров: изд-во ВГПУ, 2002. С. 59 — 69.1.
Заполнить форму текущей работой