Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика показателей физического развития и умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста в условиях городской среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате физиометрических исследований установлено, что лучшие показатели наблюдались у детей лицея (в 1,3 раза) и гимназии (в 1,2 раза) по сравнению с контрольной группой. Показатели динамометрии у детей лицея соответствовали нормативным данным, а у школьников гимназии и общеобразовательной школы не соответствовали у 13% и 28% случаев. Норма ЖЕЛ соответствовала возрастным нормативам… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О МЕХАНИЗМАХ АДАПТАЦИИ
    • 1. 2. ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
    • 1. 3. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
    • 2. 2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КЛАССОВ
    • 2. 3. АНКЕТИРОВАНИЕ
    • 2. 4. ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КЛАССОВ
    • 2. 5. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 6. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 2. 7. ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 8. ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
    • 2. 9. ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 10. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ
  • ГЛАВА 3. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ ОБСЛЕДОВАННЫХ ГРУПП УЧАЩИХСЯ
      • 3. 1. 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГОРОДСКИХ МИКРОРАЙОНАХ ПРОЖИВАНИЯ ОБСЛЕДУЕМЫХ ГРУПП УЧАЩИХСЯ (г.ОРЁЛ)
      • 3. 1. 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ
      • 3. 1. 3. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ФАКТОРЫ
      • 3. 1. 4. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
    • 3. 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТРЁХ ТИПАХ ШКОЛ
      • 3. 2. 1. АНАЛИЗ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
      • 3. 2. 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
      • 3. 2. 3. АНАЛИЗ ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ
      • 3. 2. 4. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
      • 3. 2. 5. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА
      • 3. 2. 6. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
    • 3. 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ ОБСЛЕДУЕМЫХ ГРУПП
      • 3. 3. 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ТРЁХ ТИПОВ ШКОЛ
      • 3. 3. 2. ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРАВНИВАЕМЫХ ГРУПП 111 3.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ТРЁХ ТИПОВ ШКОЛ ОБСУЖДЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ

Динамика показателей физического развития и умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста в условиях городской среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Физиологические проблемы влияния внешних и внутренних факторов на формирование морфо-функционального статуса школьника находятся в центре внимания. В физиологии детей и подростков проблема адаптации особенно актуальна, так как растущему организму приходится неоднократно встречаться с новыми непривычными факторами, требующими приспособления, повышения адаптационных возможностей организма. В соответствии с методическими подходами, для облегчения адаптации детей к учебным нагрузкам необходимо учитывать возрастные физиологические особенности организма, ступенчатость нагрузок и др. (Громбах С.М., 1986; Бурханов А. И. и соавт., 1992; Сидоренко А. Л., 1997; Агаджанян Н. А. и соавт., 1998).

Известно, что на функциональное состояние детского организма и адаптацию к учебной деятельности может оказывать влияние как экологическая, так и социальная обстановка. Взаимодействие организма ребёнка с окружающей средой имеет свои особенности и закономерности. Биологические процессы роста и дифференцировки организма ребёнка обусловливают высокую чувствительность к изменениям среды и служат одним из индикаторов её влияния на морфо-функциональное состояние. Многочисленные исследования констатируют нарастание антропогенного загрязнения окружающей среды, а в условиях экологического неблагополучия организм детей и подростков становится особенно уязвим. Повышение устойчивости молодого организма к воздействию патогенных факторов в современной экологической среде становится всё более актуальной проблемой. В результате адаптации к микросоциальным условиям, в совокупности с влиянием неблагоприятных экологических условий региона проживания, наблюдается снижение функциональных возможностей регулятор-ных систем в молодом организме, уровень напряжения которых также отражает степень адаптации к условиям окружающей среды. На фоне напряжённых микросоциальных условий у детей возникают бессимптомные формы патологии с длительным латентным периодом, создающие предпосылки для развития различных заболеваний (Безруких М.М., Ефимова С. П., 1991; Беляева А. В. и др., 1991; Баевский P.M., Берсенева А. П., 1993; Рогачёвская О. В., Евдокимов В. Г., 1999; Поборский А. Н., 2001).

Определение уровня физического развития является неотъемлемой частью комплексного диспансерного обследования, так как здоровье детского населения определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту, физическим и нервно-психическим развитием. Анализ данных литературы по изучению состояния здоровья и особенностей адаптации детей к учебным нагрузкам выявил, что в последние десятилетия наблюдается значительное снижение этих показателей (Белецкая и соавт., 1983; Бекбосынов и соавт., 1992; Пехенько И. Н., 2001).

В физиологии человека одним из критериев психического здоровья традиционно рассматривается функциональное состояние организма, под которым понимается комплекс характеристик функций и качеств, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность. Одним из важных показателей функционального состояния организма является уровень умственной работоспособности, который в каждый отрезок времени адекватно отражает приспособление детского организма к учебным нагрузкам, определяющим возможности овладения различными учебными предметами. Эти положения вытекают из работ физиологов, в которых показано, что по функциональным реакциям срочной адаптации на нормируемую умственную нагрузку можно судить о возможностях долговременной адаптации к учебной нагрузке, связанной с условиями обучения в школе. Умственная работоспособность, как критерий адаптации к учебной нагрузке, может также служить критерием сопротивляемости организма школьников утомлению, и является сложной результирующей многих экзо — и эндогенных факторов окружающей среды. Среди экзогенных факторов, оказывающих непосредственное влияние на функциональное состояние физиологических систем и состояние здоровья подростков, большую роль играет суммарная дневная и недельная учебная нагрузка (Казначеев В.П., 1980; Антропова М. В., 1983; Трегубов А. А, 1989).

В научной литературе, посвященной изучению психологических и физиологических особенностей детей младшего возраста, отмечается, что 6−7 лет — это критический период для ребёнка, в котором происходит перестройка нейрогуморальных регулирующих механизмов в растущем организме, и усугубляется к тому же степенью социализации ребёнка. Детский организм, ещё плохо приспособленный к условиям окружающей среды, в ответ на внешние раздражители запускает неэкономичные генерализованные физиологические реакции, что приводит к быстрому истощению функциональных резервов, и, следовательно, к быстрому утомлению при физических и умственных нагрузках (Гринене Э. и соавт., 1990).

Фундамент здоровья закладывается в детском и подростковом возрасте. В условиях школы формирование состояния здоровья детей в значительной степени зависит от правильной организации рабочего режима ребёнка в учебном процессе. Интенсификация учебного процесса обусловливает повышение требований к функциональному состоянию организма. Учитывая, что школьный период является периодом интенсивного роста и развития функциональных систем организма, когда чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды весьма велика, очевидна организационная врачебно-педагогическая роль школы в предупреждении или развитии различных форм патологии. Частой причиной функциональных расстройств у школьников являются необоснованные высокоинтенсивные и продолжительные воздействия учебных нагрузок (Бурханов А.И., Хорошева Т. А., 1999; Палеева З. А., 1999; Карпенко JI.3. и соавт., 2001).

В последнее время уделяется много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности проблемы по состоянию здоровья к адекватной адаптации в 1-ом классе.

От определения сущности этой готовности зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения, воспитания в дошкольных учреждениях, с другой стороны, успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проблема адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Это связано, по мнению ряда учёных, с тем, что школа не выполняет своей основной функции — создания благоприятных условий для нормального развития ребёнка, а, напротив, является основной причиной нарушения его психофизиологического состояния. Главными источниками нарушений в состоянии здоровья, согласно медицинским наблюдениям, являются: чрезмерная умственная нагрузка и неспособность справиться с нею, педагогически неправильное поведение учителя, смена школьного коллектива и др. В создании условий обучения должны учитываться фи-зиолого-гигиенические принципы, а именно: осуществление последовательного и постепенного включения адаптационных физиологических механизмов, которые в дальнейшем обеспечивают высокий уровень работоспособности и синхронизацию функций физиологических системсоблюдение установленного оптимального ритма и режима учебной деятельности (Громбах С.М., 1988; Агафонова И. Н., 1999 и др.).

В настоящее время исследованию проблем адаптации детей к учебной деятельности в зависимости от особенностей организации процесса обучения в школах нового типа посвящено сравнительно мало работ. Имеются лишь отдельные публикации, связанные с оценкой адаптации при обучении в лицеях, гимназиях (Степанова М.И., Сазанюк З. И., 1996; Хо-рошева Т.А., Бурханов А. И., 2004). В работах Карпенко JI.3, Егоровой H.JI., Косолаповой О. Н. (2001) исследуется влияние интенсификации учебного процесса на состояние здоровья школьников трёх типов школ (общеобразовательная школа, гимназия, лицей). В большинстве работ отмечается, что в исследовании адаптации организма первоклассников, обучающихся в школе обычного типа, гимназии, лицее, не учитываются экологические условия окружающей среды, хотя уже понятно, что они оказывают серьёзное влияние на организм детей. В связи с этим нами были проведены комплексные исследования факторов (экологические, социально-бытовые, учебные), влияющие на морфофункциональное и психофизиологическое состояние организма младших школьников, в разных районах городской среды.

Из всего вышесказанного можно сделать предварительное заключение о том, что проблема адаптации младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе, гимназии, лицее, в условиях современной городской среды актуальна. Исходя из этого, были сформулированы цель и задачи настоящего исследования.

Целью работы явилось: изучение динамики физического развития и умственной работоспособности младших школьников, проживающих в условиях современной городской среды (г. Орёл).

Задачи исследования:

1. Исследовать влияние комплекса факторов (экологических, социально-бытовых, учебных, микроклиматических) на организм детей младшего школьного возраста и определить вклад каждого из них в формирование физиологических механизмов адаптации к учебной деятельности.

2. Изучить закономерности влияния особенностей обучения младших школьников на формирование уровня здоровья и физического развития детей в условиях городской среды (г. Орёл).

3. Исследовать физиометрические показатели дыхательной и сердечно-сосудистой систем младших школьников и их зависимость от условий окружающей среды.

4. Исследовать влияние особенностей обучения на уровень развития умственной работоспособности младших школьников в современной экологической среде.

5. Провести сравнение полученных показателей с существующими возрастными нормативами.

Научная новизна исследования. В результате проведенных исследований впервые: проведен комплексный анализ факторов, влияющих на организм детей, определён их вклад в изменение показателей физического и нервно-психического развития младших школьников в условиях современной экологической среды (г. Орёл) — установлены закономерности влияния особенностей обучения (общеобразовательная школа, гимназия, лицей) на формирование уровня здоровья, физического развития и умственной работоспособности младших школьников в условиях городской средыустановлено, что резкая дисгармоничность развития достоверно выше у мальчиков и девочек общеобразовательной школы по сравнению со сверстниками, обучающимися в лицее и гимназии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дети младшего школьного возраста, обучающиеся в лицее и гимназии, имеют более благоприятные показатели физического развития и их динамику в течение учебного года по сравнению со сверстниками из школ обычного типа в условиях современной городской среды.

2. У детей младшего школьного возраста, независимо от особенностей обучения и степени техногенного загрязнения окружающей среды, наблюдается тенденция к дефициту массы тела на фоне выраженного превышения ростовых показателей по сравнению с возрастной соматической нормой.

3. У младших школьников, обучающихся в лицее и гимназии, наблюдается улучшение показателей умственной работоспособности по сравнению с общеобразовательной школой.

Теоретическая и практическая значимость работы. Разработано и внедрено в учебно-практическую деятельность методическое пособие «Физиологическая оценка адаптации младших школьников к учебному процессу в условиях современной технологической среды».

Положения диссертации, методологические подходы к изучению аспектов адаптации к учебной деятельности в зависимости от типа обучения внедрены в практику работы кафедры психофизиологии Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского.

По результатам диссертационного исследования представлена модель физиологически обоснованных мероприятий, направленных на повышение резервов адаптации младших школьников к различным особенностям обучения в условиях современной экологической среды.

Апробация материалов диссертации. Результаты диссертационного исследования доложены и обсуждены на: межвузовской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образовательных учреждений» (г. Белгород, 2001) — Второй Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии, экспериментальной и клинической медицины» (г. Орёл, 2001) — Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы адаптации молодых людей в современном мире» (г. Брянск, 2004) — научных конференциях школьников лицея № 1 г. Орла.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ в сборниках научных трудов.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, литературного обзора, описания методов исследования и обследуемого контингента, результатов исследования и их обсуждения, выводов, практических рекомендаций, списка цитируемой литературы. Работа изложена на 153 страницах машинописного текста, иллюстрирована 23 таблицами, 17 рисунками.

Список литературы

включает 240 работ отечественных и зарубежных авторов.

Выводы.

1. Анализ проведённых исследований выявил, что особенности организации процесса обучения первоклассников в школах сравниваемых типов, расположенных в загрязнённой городской среде (г. Орёл), оказывали существенное влияние на формирование общей резистентности организма. Среди учащихся лицея к концу учебного года показатели здоровья и число детей, относящейся к первой группе здоровья, были достоверно выше, чем у сверстников из общеобразовательной школы.

2. Проведённый анализ показал, что учащиеся лицея проживали в микрорайонах, экологическая обстановка в которых характеризовалась более высокой степенью антропогенного загрязнения окружающей среды. Однако, выявляемые среди лицеистов низкие показатели инфекционной заболеваемости отражают благоприятное воздействие на формирование общей и специфической резистентности организма при более рациональной организации учебных занятий, оптимальной системе оздоровительных мероприятий и соблюдении гигиенических требований адаптационного периода.

3. В ходе комплексного антропометрического исследования у первоклассников трёх типов школ в условиях городской среды был выявлен дефицит массы тела на фоне выраженного превышения ростовых показателей. Индекс Кетле показал, что дефицит массы тела наблюдался в процессе обучения у первоклассников общеобразовательной школы, а также у девочек, обучающихся в гимназии и лицее. В то время как, росто-весовые показатели превышали нормативные данные. Значительное число детей имело дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие в начале учебного года, а к концу процесса обучения этот показатель проявлял тенденцию к снижению, особенно среди учащихся лицея.

4. Исследование показателей сердечно-сосудистой системы у первоклассников трёх типов школ, проживающих в условиях антропогенного загрязнения, показало, что артериальное давление не соответствовало возрастным нормативам в анализируемых группах в 11,2% случаев, а по частоте сердечных сокращений — в 5,4%. Систолическое давление к концу учебного года у мальчиков обследованных групп выявляет достоверные отличия по сравнению с девочками. В тоже время диастолическое давление существенно изменялось у всех детей, за исключением мальчиков, обучающихся в гимназии и лицее. Среди девочек в гимназии, мальчиков в гимназии и лицее в течение учебного года выявлялся более высокий процент лиц с показателями ЧСС, соответствующими возрастным физиологическим нормам, по сравнению с учащимися общеобразовательной школы.

5. В результате физиометрических исследований установлено, что лучшие показатели наблюдались у детей лицея (в 1,3 раза) и гимназии (в 1,2 раза) по сравнению с контрольной группой. Показатели динамометрии у детей лицея соответствовали нормативным данным, а у школьников гимназии и общеобразовательной школы не соответствовали у 13% и 28% случаев. Норма ЖЕЛ соответствовала возрастным нормативам в экспериментальных группах (в контроле на 80 — 90%). Сравнительный анализ выявляет, что процент лиц с низкими показателями ЖЕЛ, не соответствующий возрастным физиологическим нормам, достоверно возрастал к концу учебного года, по сравнению с данными начала обучения, в группе девочек гимназии. В лицее, напротив, в течение учебного года показатели ЖЕЛ во всех четвертях улучшались, а в общеобразовательной школе оставались без существенных изменений в процессе учебного года.

6. Анализ умственной работоспособности у первоклассников сравниваемых типов школ показал, что полученные данные соответствовали средним величинам показателей умственной работоспособности 6−7 лет в экспериментальных группах. Как у мальчиков, так и у девочек лицея проявлялись более высокие показатели умственной работоспособности: точности выполнения задания, продуктивности, имела место более высокая подвижность нервных процессов по сравнению со сверстниками из общеобразовательной школы (р < 0,01−0,001). В течение учебного года во всех анализируемых детских популяциях объём работы увеличивался, в то время как, коэффициент продуктивности имел тенденцию к снижению.

Практические рекомендации.

1. Для повышения общей и специфической резистентности организма первоклассников к неблагоприятному воздействию повышенного антропогенного загрязнения в городской среде необходимо проведение системы физкультурнооздоровительных мероприятий (подвижные игры и физкультурные упражнения на улице, физкультурные занятия в спортивном зале, прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика и закаливание), строгое выполнение требований адаптационного периода.

2. В качестве скрининговых тестов раннего выявления отклонения в состоянии здоровья исследовать функциональное состояние сердечно-сосудистой (измерение артериального давления, частоты пульса) и дыхательной (спирометрия) систем организма.

3. Для оптимизации психофизиологических механизмов умственной работоспособности младших школьников в условиях обучения в современной городской среде необходимо учитывать показатель подвижности нервных процессов.

Выбросы загрязняющих веществ атмосферу по всем отраслям промышленности в 2002;2003 гг.

Выбросы за;

Наименование отраслей грязняющих веУвеличение (+) промышленности ществ, тыс. тонн/год Уменьшение (-).

2002 г. 2003 г.

Электроэнергетика 3,340 3,477 +0,137.

Машиностроение 1,494 1,232 -0,262.

Непроизводственные отрасли 0,445 1,065 +0,620.

Транспорт и связь 4,380 3,688 -0,692.

Металлургия 1,495 1,258 -0,237.

Производство стройматериа- 0,759 0,956 +0,197 лов.

Деревообрабатывающая про- 0,210 0,207 -0,003 мышленность.

Строительство 0,511 0,147 -0,364.

Сельское хозяйство 0,679 0,510 -0,169.

Химическая промышленность 0,059 0,055 -0,004.

МТС и сбыт 0,295 0,202 -0,093.

Прочие подотрасли, в т. ч. 2,115 1,959 -0,156.

Пищевая 1,729 1,679 -0,050.

Легкая 0,200 0,177 -0,023.

Мукомольно-крупяная 0,172 0,096 -0,076.

Загрязняющие вещества, выбрасываемые автомобилями.

Наименование загрязняющих веществ Выбросы, тыс. тонн/год В%.

Орловская область В т. ч. г. Орел.

Сажа 1,678 0,190 11,3.

Оксид углерода 70,746 29,502 41,8.

Окислы азота 8,201 2,318 28,3.

Углеводороды 13,185 5,057 38,3.

Сернистый газ 2,292 0,305 13,3.

Свинец 0 0 0.

Всего 96,102 37,372 38,9.

Анкета.

1) Сколько времени ушло на домашнюю работу? а) 40−60 мин.- б) 0 мин.- в) 1,5−2 часаг) 20−30 мин.- д) когда-как.

2) Сколько времени затратил на дорогу в школу? а) 5 мин.- б) 10 мин.- в) 15 мин.- г) 20 мин.- д) 30 мин.

Сколько времени затратил на дорогу из школы? а) 5 мин.- б) 10 мин.- в) 15 мин.- г) 20 мин.- д) 30 мин.

3) Сколько времени провёл па воздухе в внеучебное время? а) 1−1,5 ч.- б) 2 ч.- в) 3−4 ч.- г) 5−6 ч.- д) всё свободное время гулял.

4) Посещает ли какую-нибудь специализированную школу? а) спортивнаяб) художественнаяв) народные танцыг) нет.

5) На какой предмет затратил больше времени? а) окружающий мирб) русский языкв) никакойг) мир вокруг насд) чтениее) трудж) математика.

С кем готовил? а) с мамойб) с отцомв) с бабушкойг) один (одна).

Каков по трудности приготовления уроков был вчерашний день? а) лёгкийб) трудныйв) обычный.

6) В каком настроении пришёл из школы? а) хорошемб) нормальномв) обычном.

7) Смотрел ли телевизор? (Время). а) нетб) 30 мин.- в) 1−1,5 ч.- г) 2 ч.- д) 3 ч.

8) Имеешь ли время для чтения художественной литературы? а) даб) нет.

9) Сколько времени уделил на самообслуживание и на помощь в семье? а) нисколькоб) 30−40 мин.- в) 1 ч.- г) 2 ч.- д) 10−15 мин.

10) Была ли потребность в дневном сне? а) даб) нет.

11) Сколько раз в день ел? а) 2 разаб) 3 разав) 4 разаг) 5 раз.

Ел ли в школе? а) даб) нет.

12) Самочувствие. а) хорошееб) усталое. Жалобы. а) нетб) боль в горлев) болела головаг) боль в сердце и Сон. а) спокойныйб) крепкийв) беспокойный.

13) В котором часу лёг спать? а) 19−20ч.- б) 21−22 ч.- в) 23 ч. и позже.

Сразу ли уснул? а) сразуб) не сразу.

14) В котором часу встал сегодня? а) 6 ч. 30 мин.- б) 7 ч.- 7 ч. 30 мин.

15) Делал ли утреннюю гимнастику? а) даб) нет.

16) Делал ли водные, закаливающие процедуры? а) душб) обтираниев) обливание холодной водойг) нет.

17) Завтракал ли перед уходом в школу? а) даб) нет.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Красик В. Е. Определение физической работоспособности детей и подростков// Медицинские проблемы физической культуры. Киев, 1978. — Вып. 6. — С. 38−41.
  2. Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972. -С. 18−22.
  3. Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 3−24.
  4. Н.А., Кулаков В. И., Зангиева В. И. и др. Экологические факторы и репродуктивная функция // Экология человека. 1994. -№ 1.- С. 94−105.I
  5. Н.А. // Физиологические проблемы адаптации. -Тарту, 1984.-С. 3−13.
  6. Н.А. Эколого-физиологические и социальные подходы к оценке здоровья // Экспериментальная и прикладная физиология. Социальная физиология: оценка состояния человека. 1994. — Т.4. -С. 6−20.
  7. В.И., Селиванов Н. П., Полунин Е. Н. Гигиеническая оценка функционального состояния младших школьников в условиях интенсифицированного обучения// Гигиена и санитария. 1981. — № 2. -С. 30−32.
  8. И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа, 1999. № 1. -С. 25−28.
  9. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. /Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. — 150 с.
  10. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М., 1982.-С. 10−38.
  11. Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе// Школа и психическое здоровье уч-ся. М., 1988. — 32с.
  12. Ю.А. Состояние дезадаптации и их компенсация.-М., 1976.-С. 21−25.
  13. Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 102с.
  14. Т.Д. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса. //Семейная психология и семейная терапия, 1998. № 3. — С. 28−30.
  15. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.-С. 28−38.
  16. Н.В., Ефимова С. П., Лосева О. А. Исследование готовности детей к обучению на основании морфофункциональных и психофизиологических показателей// Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1976. Вып. 1. — С. 11−13.
  17. М.В., Бородкина Л. М., Кузнецова Г. Г. и др. Психофизиологические и медицинские аспекты некоторых педагогических инноваций в начальной школе // Школа здоровья. М., 1998. — № 3. — С. 19−27- 65−74.
  18. М.В., Бородкина Л. М., Кузнецова Г. Г. и др. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам// Физиология человека. 1998. — Т. 24. — № 5. — С. 80−84.
  19. М.В., Козлов В. И. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки. М., 1984. — 67с.
  20. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М., Параничева Т. М. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся. // Гигиена и санитария. 1997.-№ 1.-С. 24−26.
  21. М.В. Реакции основных физиологических систем организма детей 6−12 лет. в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека, 1983.- Т.9. № 1. — С. 18−24.
  22. М.В. Работоспособность учащихся 6−10 лет в период их адаптации и дезадаптации к учебной деятельности// Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. М., 1977.- С. 63−65.
  23. М.В., Соколова Н. В. Умственная работоспособность учащихся I-IV кл., проживающих в экстремальных климатических условиях// Гигиена и санитария. 1996. — № 5. — С. 17−20.
  24. Г. Л., Науменко Р. Т. Физическое здоровье и максимальная способность индивида // Теория и практика физической культуры, 1988.-№ 4.-С. 29−31.
  25. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. -Киев: Здоровье, 1985. 80с.
  26. О.И., Кудрякова Т. А., Лебедев А. Н., Маркина А. В. Психофизиологические показатели способности к обучению у школьников, проживающих на Севере России // Ученые записки Института национальных проблем образования. М., 1995. — Выпуск 2.- С. 86−108.
  27. Аспекты адаптации. / Под ред. А. П. Сорокина. Горький, 1977. -С. 5−18.
  28. С.А. Социально-психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. психол. наук. Ярославль, 1995. — 18с.
  29. P.M. Временная организация функций и адаптационно-приспособительная деятельность организма// Теоретические и прикладные аспекты анализа временной организации биосистем. М., 1976. -С. 88−111.
  30. P.M. Саморегуляция биологических ритмов как один из механизмов адаптации организма к изменениям внешней среды// Адаптивная саморегуляция функций. М., 1977. — С. 11−49.
  31. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал, 1998. -№ 1. -С. 5−8.
  32. М.М., Ефимова С. П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности // Библиотека «Гувернер». Пособие № 3. — М.: Аурюс, изд-во «Айсберг», 1991. — 99с.
  33. М.М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Родничок. Тула, 1997. — С. 35−48.
  34. М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). М., 2000. — С. 89−128.
  35. М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. — 413с.
  36. К.Е. Школьный мониторинг здоровья важное составляющее профилактики заболеваний детей и подростков // Актуальные проблемы медицины и экологии. — Томск, 2003. — Т.2. — 245с.
  37. Т.К., Баймагамбетова М. В., Куандыкова Р. Ж., Мырзабиева Б. М. Оценка физического развития детей и подростков в эпидемическом неблагополучном регионе Казахстана. // Гигиена и санитария. 1992. -№ 7−8. -С. 50−51.
  38. В.И., Громова З. П., Голубев В. В., Егорова Т. И. Методы определения физического развития школьников и анализ их индивидуальных карт. М.: Просвещение, 1983. — С.3−10.
  39. А.В., Леонов А. В., Разживина Г. Н. Охрана нервно-психического здоровья шестилетних учащихся в школе // Медицинская сестра. М.: Медицина, 1991. — № 12. — С. 14−15.
  40. В.А., Васильев А. В. Влияние загрязненного атмосферного воздуха на физическое развитие детей. // Гигиена и санитария. 2003. — № 4. — С. 33−34.
  41. Ф.Б. Физиологическая адаптация человека. JL, 1988. -С. 28−30.
  42. Биология человека // Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер, Н. Барникот, В. Рейнольде. М., 1979. — С. 229−365.
  43. Н.Ф., Литвинова Ю. А., Слепушкина И. И. и др. // Физиологические проблемы адаптации. Тарту, 1984. — С. 193−195.
  44. Т.А. Характеристика процесса адаптации к дифференцированному обучению в средней школе с помощью использования ферментативных тестов// Дети: здоровье, экология и будущее: Матер. 7 объед. науч.-практ. конф. Смоленск, 1984. — С. 27−28.
  45. Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987. С. 21−24.
  46. А.И., Хорошева Т. А. Состояние здоровья учащихся младших классов лицея искусств. // Гигиена и санитария. 1999. — № 3. -С. 42−45.
  47. .В. Физиологическая оценка адаптации к особенностям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий. /Дис.канд.биол.наук. Чебоксары, 1998. — С. 26−30.
  48. Э. Р. Сравнительный анализ заболеваемости учащихся гимназии и общеобразовательной школы. // Гигиена и санитария. 2003. -№ 5 — С. 47−48.
  49. И.Ю., Войнов В. Б. Динамика некоторых психологических показателей у школьников начальных классов. // Проблемы валеологии в образовательных учреждениях Северного Кавказа (материалы науч. практ. конференции). — Ростов-на-Дону, 1999. — С. 19−20.
  50. С. Г., Беренштейн Г. Ф. Функциональные возможности организма подростков в зависимости от индекса массы тела. // Гигиена и санитария. 2003. — № 3. — С. 53−55.
  51. Д.Д. Защита здоровья детей в экстремальных ситуациях // Педиатрия. 1994. — Специальный выпуск. — С. 26−33.
  52. В.Г. Акселерация роста и развития детей (эпохальная и групповая) М., 1976. — 280с.
  53. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация -универсальный биологический механизм приспособления. М.: Медицина, 1987. — 176с.
  54. .З. Гигиеническое изучение влияния условий обучения на учащихся начальной школы в различных типах образовательных учреждений // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы (материалы конференции). М., 2002. — С. 85−87.
  55. Т. JI., Поляков А. Я., Богачанов Н. Д. Динамика физического развития учащихся школ города Новосибирска. // Гигиена и санитария. 2003. — № 3. — С. 50−53.
  56. Э., Вайткявичюс В.-Ю, Марачинскине Э. Особенности сердечного ритма у школьников. // Физиология человека, 1990. — Т. 16. -№ 1. — 88с.
  57. Э., Марачинскене Э. Адаптация детей к учебной деятельности при начале обучения с 6 лет // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков (Тез. III Всесоюзной конференции). -М., 1985.-С. 107−108.
  58. С.М. Принципы возрастной периодизации в гигиене детей и подростков// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 25−26.
  59. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988.-33 с.
  60. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии детей. Л., 1976. -С. 31−34.
  61. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. Л. гМедицина, 1978. — С. 72−77.
  62. Л. А. Физическое развитие школьников образовательных учреждений Волгограда. // Гигиена и санитария. 2004. — № 2. — С. 45−48.
  63. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Изд-во МГУ, 1992. 192с.
  64. В.Е. О возрастной и географической изменчивости величины и типа пропорции продольных размеров тела в некоторых этно-территориальных группах СССР / Вопросы антропологии, 1980. Выпуск 65. — С. 67−79.
  65. Диагностика, адаптация, развитие: Прогр. психол.-пед. помощи первоклассникам, разработанной науч.-метод. центром им. Л. С. Выготского под рук. И. Р. Битяновой. // Дир. шк. 1996. — № 2. — С. 53−55.
  66. А. Д., Димитриев Д. А., Романова И. И., Андреева М. Г., Димитриева С. В., Хураськина Н. В. Оценка воздействия антропогенного загрязнения на морфофункциональный статус детей школьного возраста. // Гигиена и санитария. 2003. — № 2. — С. 41−43.
  67. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека. М.: Медицина, 1976. — 184с.
  68. Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей// Гигиена и санитария. 1994. — № 9. -С. 21−23.
  69. К.П. Оценка физического развития, как важнейший раздел контроля за процессом роста и состояния здоровья отдельного ребенка и коллектива// Гигиена и санитария. 1977. — № 10. — С. 77−82.
  70. Н.В., Фарбер Д. А. Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М., 2002. — С. 20−24.
  71. М.А., Еливанов А. В. Изменение физического развития школьников г. Ишима // Актуальные проблемы медицины и биологии.- Томск, 2003. Т.2. — С. 247−248.
  72. В.Н. Основные механизмы адаптации человека. М., 1993.- 189 с.
  73. Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников// Начальная школа. 1997. — № 12. — С. 57−60.
  74. М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия учителей// Психологическая наука и образование.- 2000. № 1. — С. 22−29.
  75. Здоровье детей России (состояние и проблемы) / Под ред. А. А. Баранова. М., 1999. — С. 69−92.
  76. О.Г., Савченко С. Ф. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников? // Начальная школа. 1999. — № 1. — С. 61−63.
  77. А.Т., Исмагилова Н. В. Показатели сердечнососудистой системы и внешнего дыхания у детей 6−7 лет в условиях покоя// Тез. докл. республиканской науч.-практ. конфер. Казань, 1995. -С. 34−35.
  78. Э.М., Иванов В. И., Литвинова Н. А. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию учебной деятельности // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 3. — С. 23−29.
  79. В.П. Биосистемы и адаптация. Новосибирск, 1973.-48с.
  80. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. — 190с.
  81. В.В., Сайкинова Н. Н. и др. Влияние различных форм обучения на функциональное состояние организма и здоровье учащихся // Материалы VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. — Т. II. — С. 171−172.
  82. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973. — 326с.
  83. Р.А., Сердюковская Г. Н. Роль биологических и социальных факторов в формировании растущего организма. М., 1969. -72с.
  84. А.И., Плотников В. В. // Физиологические проблемы адаптации. Тарту, 1984. — С. 172−175.
  85. Е. В., Лапина Н. А. Уровень биологической зрелости и особенности развития психофизиологических функций детей перед поступлением в школу. // Гигиена и санитария. 2003. — № 4. -С. 43−45.
  86. Г. В., Рублева Л. В. Влияние типа вегетативной регуляции сердечной деятельности на функциональное состояние миокарда у детей 5−7 лет // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова: тез. докл. Казань, М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — 527с.
  87. Л.М., Тарасенко Н.Н.Психологический анализ особенности адаптации первоклассников к школе. //Начальная школа, 1996. -№ 7.-С. 15−17.
  88. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988. С. 13−21.
  89. Т.С., Звягина Н. В., Морозова Л. В. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Под ред. Т. С. Колосовой. Архангельск: ПГУ, 1997. — 159с.
  90. В.В. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний человека. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1995. -165с.
  91. В.А. Динамика умственной работоспособности и некоторых показателей сердечно-сосудистой системы подростков, обучающихся по разным режимам в течение учебного года (Тез. I Межд. конференции). Дубна, 1992. — 204с.
  92. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребёнок// Психологическая готовность к школе. М., 1987. — С. 15−17.
  93. Т.С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинёв, 1976. — 95с.
  94. Д. Э. Особенности состояния опорно-двигательной системы подростков в зависимости от типа учебного заведения. // Гигиена и санитария. 2004. — № 3. — С. 65−67.
  95. Т.А. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1997. — Т. 1. — С. 100−102.
  96. Н.Н., Сетко Н. П. Особенности адаптационных процессов в организме младших школьников Оренбуржья // Образование и воспитание детей и подростков- гигиенические проблемы (материалы конференции). М., 2002. — С. 162−163.
  97. Г. А., Власкина JI.A., Иваницкая JI.H. Психофизиологический статус детей зон электромагнитного загрязнения // Эколого-физиологические проблемы адаптации (материалы Всероссийского симпозиума). М., 1994. — С. 143−144.
  98. В.Р., Маннибаев Т. Ш., Дьяконова О. М. и др. Состояние здоровья детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях//Гигиена и санитария. 1993.-№ 11. С. 11−18.
  99. В.Р., Суханова М. Н., Семененко Т. А. и др. О связи физического и иммунного статуса детей и подростков // Гигиена и санитария, 1996.-№ 2.-С. 27−29.
  100. Ю7.Лакин Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1980. -С. 47−54.
  101. Е.С. Особенности интеллектуального развития детей при начале раннего систематического обучения // Физиология развития человека (материалы международной конференции). М., 2000. -С. 266−267.
  102. ПО.Марчук В. Т., Инденбаум Е. М., Семёнова Н. Б. Сравнительная характеристика психоэмоционального состояния младших школьников, обучающихся по авторским и традиционным программам // Материалы IV конгресса педиатров России. М., 1998. — 63с.
  103. Н.А., Кузмичев Ю. Г., Богомолова Е. С. и др. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода // Гигиена и санитария, 1997. № 2. — С. 26−28.
  104. З.Матвеева Н. А., Кузмичев Ю. Г., Усанова Е. П. Скрининг-тест оценки физического развития школьников // Медицинская сестра. — М.: Медицина, 1991. № 12. — С. 10−14.
  105. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. — Т. 24. — № 4. — С. 77−78.
  106. Ф.З. Адаптация, стресс профилактика. М., 1981.278с.
  107. Ф.З. Физиология адаптационных процессов // Руководство по физиологии. М., 1986. — С. 10−76.
  108. Методические указания к самооценке состояния здоровья (Под ред. Петровой Р.Ф.). Орел, 1998. — С. 10−20.
  109. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков. Новосибирск, 1996. — 37с.
  110. М.М., Сетко Н. П. Влияние комплекса факторов окружающей среды на организм учащихся младших классов. // Гигиена и санитария. 2002. — № 5. — С. 64−66.
  111. М.М., Сетко Н. П. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей. // Гигиена и санитария. 1999. — № 1. -С. 29−31.
  112. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. М., 1983. — 160с.
  113. Т.М., Ямпольская Ю. А., Федосеев В. Н. и др. Физическое развитие детей и подростков // Гигиена и санитария. 1994. — № 4. с. 44−46.
  114. П.П. Адаптация сосудистой системы к спортивным нагрузкам. Рига, 1984. — 134 с.
  115. Окружающая среда и здоровье человека. // Изд-во Наука. М., 1979.-С. 23−38.126,Онищенко Г. Г. Социально гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков. // Гигиена и санитария. — 2001. -№ 7.- С. 24−27.
  116. Очерки по экологии человека// Адаптация и резервы здоровья.- М. Астрахань, 1997. -С. 6−9.
  117. З.А. Психофизиологическое состояние учащихся школ при инновационном и традиционном обучении. // Проблемы валеологии в образовательных учреждениях Северного Кавказа (материалы науч. -практ. конференции). Ростов-на-Дону, 1999. — 56 с.
  118. Л.Э. Общая физическая и умственная работоспособность школьников различных возрастных групп. // Физическая культура и спорт в системе образовательных учреждений (материалы науч. — практ. конференции). Белгород, 2001. — С. 196−202.
  119. А.В., Быков Э. Г. Формы и механизмы процессов адаптации в норме и патологии. Воронеж, 1987. — С. 5−29.
  120. Г. Г. Развитие детей 6−7-летнего возраста и подготовка их к школе. М., 1978. — С. 9−13.
  121. И.А. Здоровье учащихся и проблема их адаптации к школе // Новые идеи, технологии, проекты и инвестиции: Тез. докл. и выст.- Ч. III. регион, науч.-практ. конф. ярмарки. — Ч. II. — Брянск, 2001. -С. 85−86.
  122. Е.А. Совершенствование физического состояния человека. Киев, 1989. — 168с.
  123. И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 62−64.
  124. А.Н. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов у школьников в условиях Севера. // Гигиена и санитария. -2001.-№ 4.-С. 49−51.
  125. Подготовка детей к поступлению в школу: Метод, рекомендации. Иваново, 1986. — С. 8−13.
  126. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: книга для работников дошкольных учреждений / Под ред. JI.A. Парамоновой. М.: Просвещение, Братислава: Словац. пед. изд-во, 1989. С. 11−24.
  127. JI. А., Абдукадырова J1. К., Шарипова С. А., Юл-дашбаев И. Т. Формирование основ здорового образа жизни у школьников. //Гигиена и санитария. 2002. — № 1. — С. 44−45.
  128. Практикум по валеологии. Ростов-на-Дону, 1998. — С. 29−81.
  129. Практикум по психо-физиологической диагностике (Под ред. Казина Э. М., Блиновой Н. Г. и соавт.). М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — С. 120−122.
  130. НЗ.Пратусевич Ю. М. Определение работоспособности учащихся. -М., 1985.-С. 39−46.
  131. Ю.М., Соловьев А. В., Квасов Г. И. // Физиологические и клинические проблемы адаптации к гипоксии, гиподинамии и гипертонии. М., 1984. — Т. 1. — С. 52−53.
  132. О.В., Евдокимов Е. Г. Состояние сердечнососудистой системы школьников на европейском Севере. // Гигиена и санитария. 1999. — № 5.- С. 36−40.
  133. Роль индивидуальной и психофизиологической диагностики комплексной оценки учащихся различных профилей обучения. // Под.ред.
  134. Э.М. Казина, В. Ф. Кривошеева, Ю. Л. Майдикова. М., 1995. -115 с.
  135. В. П., Орлова Н. И., Чернышева Ю. Н. Изменения краткосрочной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. -С. 49−52.
  136. Е.Д., Жданова С. Н., Савилова Е. Е. Использование адаптационных реакций в качестве критерия оценки состояния здоровья. // Гигиена и санитария. 2002. — № 4. — С. 72−73.
  137. В.А., Лукьянов Н. А., Волненко Н. Г. К вопросу о выборе критерия адаптивных возможностей человека. //Физическая культура и спорт в системе образовательных учреждений (материалы науч. практ. конференции). — Белгород, 2001. — С. 219−222.
  138. Ю.И., Венгер Т. Ф. Здоровый ребенок. Физиологические параметры детского возраста. Красноярск, 1998. — С. 5−28.
  139. Г. На уровне целого организма. М.: Мир, 1972. — 122с.
  140. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. -С. 37−39
  141. Г. Стресс без дистресса. М.: Агрогресс, 1979. -С. 13−38.
  142. М.И. Организация биосистем. Л.: Наука, 1971.1. С.5−23.
  143. Г. И., Кутепов Е. Н. Роль социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди населения. // Гигиена и санитария. 1997.-№ 1.-С. 3−6.
  144. Н.В. Проблема осуществления надзора за организацией режима учебно-воспитательного процесса в школе // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы (материалы конференции). М., 2002. — С. 320−323.
  145. А.Д. Учение о физиологических адаптациях // Экологическая физиология животных. Часть I. Общая экологическая физиология и физиология адаптации. В серии: Руководство по физиологии. JL: Наука, 1979.-С. 79−183.
  146. Современные методы медико-психологической оценки здоровья и развития школьников: Методические рекомендации. М., 1995. 58с.
  147. Состояние и охрана окружающей среды Орловской области в 2002 году / Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Орловской области (Под общей ред. А.Н. Новикова). -Орел, 2003.-С. 7−18.
  148. Справочник по функциональной диагностике в педиатрии. -М.: Медицина, 1979. 624с.
  149. А.Б., Арон О. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959. — 185с.
  150. М.И. Авторитарная педагогика как факторы риска для здоровья школьников // Гигиенические проблемы охраны здоровья населения регионов Сибири (выпуск IV) Кемерово, 2002. — С. 490−492.
  151. М.И., Сазанюк З. И. Влияние обучения в школе нового типа (гимназии, лицеи) на здоровье учащихся I—III классов // Материалы VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. — Т.2. — С. 181−191.
  152. Г. В. Системные механизмы стресса. М., 1981. -С. 18−24.
  153. Ю.Р., Колосова Т. С. Состояние здоровья и адаптация первоклассников к обучению в школе в условиях Севера // Экология человека. -2000. № 2. — С. 44−46.
  154. Н.Т. Влияние особенностей педагогического процесса на оптимизацию умственной работоспособности детей дошкольного возраста // Функциональные и адаптивные возможности детей и подростков. М., 1974. — Т.1. — С.195−198.
  155. Тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. М., 1992. -7с.
  156. А.А. К методике изучения умственной работоспособности учащихся с помощью буквенных таблиц. // Гигиена и санитария. 1989.-№ 8.-С. 36−37.
  157. В.В. Школьная адаптация и школьная зрелость (метод. пособие). Изд-во ТГПУ им. JI.H. Толстого, 1997. — Ч. 1. — 22с.
  158. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Автореф. дисс. докт. мед. наук. -М., 1985.-43с.
  159. С.Б. Некоторые вопросы гигиенического воспитания детей и подростков. //Проблемы валеологии в образовательных учреждениях Северного Кавказа (материалы науч. практ. конференции). — Ростов-на-Дону, 1999.-С. 80−81.
  160. Е.А., Джебраилова Т. Д., Коробейникова И. И. Адаптация человека// Физиология человека. 1995. — № 4. — С. 79−85.
  161. ПЗ.Фарбер Д. А. Корниенко И.А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. 64с.
  162. .М. Стресс и система кровообращения. М., 1991.318с.
  163. .М. Стресс, кардиологические аспекты // Физиология человека. 1997. — Т. 23. — № 2. — С. 89−99.
  164. Н.В. Влияние процесса первого года обучения и условий жизни на здоровье детей: Материалы конференции в 7 т., т.2. / Под ред. Н. В. Скворцова и Г. В. Стельмашука. СПб, 2000. — С. 111−113.
  165. Т.Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В., Семке С. Б. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 71−73.
  166. Т.Г., Семке С. Б. Состояние психического здоровья учащихся новых видов образовательных учреждений // Материалы IV конгресса педиатров России. М., 1998. — 54с.
  167. Т.А., Бурханов А. И. Влияние учебного процесса на физическое развитие начальных классов инновационных школ. // Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С. 57−59.
  168. П., Дж. Сомеро. Стратегия биохимической адаптации. -М-Мир, 1977.-С. 11−24.
  169. Целыковская НЛО. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей // Гигиена и санитария. 2001. — № 2. — С. 58−60.
  170. Центры научных основ здоровья и развития / Под ред. Э.М. Ка-зина, Т. С. Паниной, Г. А. Кураева. Кемерово, 1993. — С. 18−25.
  171. Г. А. Введение в школьную жизнь. Томск, 1992. -С. 11−14.
  172. З.П. Первый год самый трудный // Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 96с.
  173. А.Г., Кабиева С. М. и др. Изучение влияния по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов. // Гигиена и санитария. 2003. — № 3. — С. 46−48.
  174. Э.М., Сетко Н. П. Физиолого-гигиенические аспекты адаптации первоклассников к школе. // Гигиена и санитария. 1999. — № 4. — С. 27−29.
  175. . Г. Адаптация школьниц Республики Алтай к воздействию природных и социально-гигиенических факторов. // Гигиена и санитария. 2003. — № 1. — С. 60−63.
  176. И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М.: Наука, 1982. — 383с.
  177. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск, 2003. — 164с.
  178. А.Г. Физиологические проблемы адаптации. Тарту, 1984.-С. 198−199.
  179. JI.A. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков. М., 1998.-С. 101−161.
  180. Н.Н. Живое и среда // Изд-во Наука. Ленинград, 1986. -С. 8−31.
  181. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения // Гигиена и санитария, 1996. № 1. — С. 24−26.
  182. И.Н. Особенности обучения детей 6 лет// Начальная школа. 1987.-№ 12.-С. 17−19.
  183. С., Wasserman О. // Leben und Umwelt. 1989. — Bd 26, N1−2.-S. 8−16.
  184. Bai-Chung Shyu, Anderson S., Thoren P. // Life Sci. 1982. — Vol. 30. — P. 833−840.
  185. A. // Trends Pharmacol. Sci. 1986. — Vol. 7, N7. -P. 266−270.
  186. W.R. // Pediat. Pulmonol. 1996. — Suppl. 13. — P. 156−157.
  187. S., Vyas D., Chandra R.K. // Nutr. Res. 1985. — N1. -P. 693−699.
  188. C. // Am. I. Med. 1993. — Vol. 94. — P. 646−650.
  189. P., Leenhardt A. // Ibid. 1991. — Vol.83. — Suppl. 2. -P.58−70.
  190. Coumel P., Leenhardt. // Ibid. 1991. — Vol. 83. — Suppl.2. -P. 58−70.
  191. Electronic Statistics Textbook.-Tulsa, 2001. WEB: http://www.statsofl.com / textbook / Stathome. html.
  192. Erikson E.H. Childhood and Society. 1995. — New York, 1986.
  193. Eysenck H.I. The Biological Basis of Personality. Springfield, 1967.
  194. I.P., Nugent S.T., Hellenbrand W. // Canad. I. Physiol. Pharmacol. 1987. — Vol. 65. — P. 2048−2052.
  195. L.R. // Environment. Hlth Perspect. 1995. — Vol.103. -Suppl. 6.-P. 13−18.
  196. В.J., Senecal J. // Am. J. Orthopsyhiat. 1995. — Vol. 15, N3.-P. 209−221.
  197. Ch., Thielebeule U. // Zbl. Bakteriol. 1 Abt. Orig. Reihe B. -1988.-Bd 186, N5−6.-P. 95−96.
  198. Hensel H., Hildebraundt G. Organ systems in adaptation the nervous system / Handbook of Physiology. Sect 4/ Adaptation to Environment. -Washington, 1964. P. 55−72.
  199. . G., Brunecreef B. // Arch. Environm. Hlth. 1993. — Vol. 48, N4. — P. 328−335.
  200. Hudspeth W.G., Pribram K.H. Psychophisiology indexes of cerebral maturation // International journal of psychophysiology 1992. — V.2. -P.19−29.
  201. I. // Prevent. Med. 1984. — Vol. 13. — P. 66−78.
  202. Hull E, Ioung S., Ziegler M. // Psichophysiologi. 1984. — Vol. 21, N3. — P. 353−360.215.1ammes V. // Arch. Int. Physiol. Biochim. 1989. — N4. — P. 15−35.
  203. Iba M.M., Mannering G. // Biochem. Pharmacol. 1987. — Vol. 36, N9.-P. 1447−1455.
  204. Kim P., Musher D.M., Glesen W.R. et. al. // Clin. Infect. Dis. -1996. Vol. 22, N1. — P.100−106.
  205. M., Schwartz H., Gruenewald P., Blasinsky M. // Amer. I. Dis. Child. 1987. — Vol. 141, N1. — P. 45−49.
  206. Lambert W.E., Sammet I.M., Skippe D.I. et. al. // Hlth Effects Institute. 1994. — Vol. 68. — P. 1−31.
  207. M., Camm A.I. // Clin. Cardiol. 1990. — Vol. 13. -P. 570−576.
  208. Marttila O., Yaakkola J.J., Vilkka V. et. al. // Environm. Res. -1994. Vol. 66, N2. — P. 152−159.
  209. Martinovic I., Michaylovic M., Simic L. et. al. // Srpski Arh. Celok. Lek. 1991.-Vol. 119, N7−8.-P. 198−200.
  210. W. // Environ. Hlth Perspect. 1995. — Vol. 103, N1. -P. 54−55.
  211. I.I., Stumm W. // Metals and their Compounds. Bauroin: Occurance Analusis and Biol. Relevance. 1991. — P. 67−103.
  212. Obesity: Preventing and Managing the global epidemie- Reporte of a WHO Consultation on obesity Geneva 3.5 June 1997. Geneva, 1998 (Document WHO / NUT / NCD /98.1).
  213. Ottaway P. Berry // Food Sci. and Technol. Today. 1995. — Vol. 9. -N3.-P. 174−178.
  214. R.R., Dovda M., Ross I.C. // Ibid. 1990. — Vol. 144, N10. -P. 1129−1139.
  215. Raizenne M., Neas L.M., Damokosh Al. et. al. // Environm. Hlth Perspect. 1996. — Vol. 104, N5. — P. 506−514.
  216. Revazova Y., Zhuchenko N., Yurchenko V., Katosova L. et al. // Organogalogen Compounds. 1999. — Vol. 44. — P. 41−44.
  217. L., Kindermann W. // Eur I. Appl., Physiol. 1990. — Vol. 61, N3−4.-P. 167−171.231 .Stieb D.M., Burnet R.T., Beveridg R.C. et. al. // Environm. Hlth Perspect. 1996. — Vol. 104. — P. 1354−1360.
  218. Szatmari P., Yones M.B., Fisman S. et. al. // Am. I. Med.Genet. -1995. Vol. 60, N4. — P. 282−289.
  219. I. M. // Nature. 1973. — Vol. 243, N5427. — P.95−96.
  220. I. // Socialmed. T. 1974. -Vol. 51. — P. 110−118.
  221. G. // Emahrungcforschung. 1985. — Bd 30. — N5. -S. 141−142.
  222. Vue-Desingue Gisele. // Combat Nature. 1994. — Vol. 107. -P. 43−45.
  223. Ware I., Spengler I., Neas L. et. al. // Am. I. Epidemiol. 1993. -Vol. 137.-P. 1287−1301.
  224. WHO. Environmental Health and the Role of Medical Professionals. Report on a WHO Consultation Berlin, 16−18 January 1996. Berlin, 1996.
  225. WHO. Health and Environment in Sustainable Development. Geneva, 1997.
  226. World Health Organization. // Guidelines Impact of Supplementary Feeging Programmes for Vulnerable Groups. Geneva, WHO, 1983.
Заполнить форму текущей работой