Актуальность темы
.
Вся система обучения и воспитания в военном вузе преследует конечную цель — выпустить из своих стен грамотного профессионально подготовленного военного специалиста с наличием достаточного уровня развития навыков и умений, способного быстро адаптироваться в условиях воинского коллектива. Это в полной мере относится к вузам, осуществляющим военно-профессиональную подготовку офицеров-связистов. В современных концепциях ведения войны, предусматривающих широкое использование информационных технологий, войска связи решают задачи по обеспечению управления войсками в установленные сроки и в любых условиях обстановки.
Обучение в ввузе, особенно в начальном периоде, требует немалого напряжения физиологических регуляторных механизмов, существенно повышаются требования к эмоционально-волевой сфере, физиологическим, -психофизиологическим и психическим функциям.
Данные комплексного социально-психологического изучения и психофизиологического обследования допризывной молодежи показали, что многие не обладают достаточными предпосылками для достижения успешной военно-профессиональной адаптации за короткий срок (Сысоев В.Н., Бочен-ков А.А., Маклаков А. Г., Погодин Ю. И. 2002).
В то же время по данным анализа, проведенного специалистами ВМедА, методического центра по профотбору в вузах, показал, что среди курсантов военно-учебных заведений страны до 10−12% курсантов обладают низким уровнем развития психофизиологических характеристик, среди них процент отчисления из ввузов был в 1,5−3 раза выше (Чермянин С.В., 2002).
Большую роль в успешной военно-профессиональной адаптации в вузе играют физиологические показатели функционального состояния организма курсантов. Определенная часть курсантов отличалась сниженными резервными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. До 12% курсантов имели сниженный и неудовлетворительный уровень переносимости физической нагрузки и сниженными физиологическими резервами (Справка-доклад, 2003). Таким образом, с одной стороны, отсутствие или недостаточный уровень развития необходимых физиологических, психофизиологических и индивидуально-психологических профессионально важных качеств у будущих военных специалистов на фоне выраженных нервно-психических и физических нагрузок, приводящий к формированию дезадап-тационных нарушенийа с другой стороны, повышенные требования к функциональному состоянию организма курсантов в процессе обучения в вузе МО РФ, определили необходимость разработки системы психофизиологического сопровождения курсантов в вузе.
Специалистами ВМедА был предложена проект концепции психофизиологического сопровождения военнослужащих, (Боченков А.А., Маклаков А. Г., Новиков B.C., Чермянин С. В., 1998), хотя она официально не была принята. О необходимости сопровождения курсантов в вузах указывает Руководство по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ (пр. МО РФ 2000 г. № 50).
Между тем, до сих пор нет даже общепринятого определения и содержания понятия «психофизиологического сопровождения» в военных вузах. В руководящих документах и методической литературе не решены многие вопросы, связанные с организацией и методическим обеспечением мероприятий психофизиологического сопровождения в военном вузе. Наряду с понятием «психофизиологическое сопровождение» курсантов (учебного процесса) используются понятия «психологическое сопровождение», «медико-психологическое сопровождение» и «профессионально-психологическое сопровождение».
Наибольшую трудность в организации и проведении мероприятий профессионально-психологического сопровождения вызывает отсутствие ясности в методике определения (выделения) курсантов, нуждающихся в сопровождении, углубленном психофизиологическом изучении и коррекции.
Отсутствие конкретики в этих вопросах, привело к тому, что в каждом вузе мероприятия сопровождения организуются, планируются и проводятся по-разному (часто достаточно формально или необоснованно), часто без учеи / та реальной нагрузки и взаимодеиствия специалистов военного вуза (медицинской службы, врачей-психофизиологов подразделений профессионального отбора, подразделений воспитательной работы и др.).
Исходя из выше изложенного, сформулирована цель исследования: совершенствование психофизиологического сопровождения курсантов в процессе военно-профессиональной подготовки в высшем военном вузе связи с учетом выраженности комплекса показателей их функционального состояния организма (физиологических, познавательных, индивидуально-психологических, поведенческих) и физиологического обоснования направлений психофизиологической коррекции.
Задачи исследования: Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ существующей организации психофизиологического сопровождения курсантов в процессе обучения в высших военно-учебных заведениях МО РФ.
2. Обосновать процесс формирования групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза связи, определить их структурную динамику в течение периода обучения в военном вузе.
3. Оценить и провести сравнительный анализ комплекса показателей функционального состояния организма (физиологических, интеллектуально-познавательных, индивидуально-психологических и поведенческих) курсантов различных групп психофизиологического сопровождения в военного вуза связи на начальном (период адаптации) и заключительном этапах обучения.
4. Определить общую динамику успешности учебно-профессиональной деятельности, показателей функционального состояния организма курсантов военного вуза связи в процессе обучения.
5. Физиологически обосновать основные направления и оптимизировать методы психофизиологической коррекции функционального состояния курсантов различных групп психофизиологического сопровождения, определить ее эффективность.
Объект исследования: курсанты высшего военно-учебного заведения связи.
Предмет исследования:, комплекс показателей функционального состояния организма курсантов различных групп психофизиологического сопровождения и их динамика в процессе военно-профессиональной подготовки в высших военно-учебных заведениях связи.
Научная новизна исследования.
Выявлено, что в разные периоды обучения ведущими у курсантов становятся разные объекты и условия адаптации. Так, если в первом семестре наибольшие трудности для курсантов представляет адаптация к воинской дисциплине, условиям быта и привыкание к воинскому коллективу, то в дальнейшем наиболее трудной проблемой становится учебная деятельность в высшем военном вузе.
Установлено, что проведение психофизиологического сопровождения на основе выделения курсантов с различной выраженностью НГГУ имеет ряд недостатков. Показано, что оптимальное формирование групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза связи достигается при одновременном и равном учете «полярных» значений показателей и НПУ и ОИР в четырех различных сочетаниях.
Выявлены особенности функционального состояния курсантов сформированных групп психофизиологического сопровождения на основании выраженности и особенностей проявлений четырех основных факторов, отражающих различные уровни регуляции организма и влияющих на успеш7 ность военно-профессиональной адаптации курсантов и обучения в военном вузе: а) физиологическогоб) интеллектуально-познавательногов) индивидуально-психологическогог) поведенческого (социального).
Определена структура групп психофизиологического сопровождения и ее динамика в процессе обучения в лонгитюдном исследовании курсантов высшего военного вуза связи. Показана возможность прогнозирования риска и направлений развития трудностей, адаптации и расстройств в разных группах психофизиологического сопровождения курсантов. Установлено, что риск возникновения дезадаптационных расстройств выше у курсантов 3-й и 4-й групп, отличающихся повышенным напряжением в деятельности физиологических систем и увеличением уровня мобилизации функциональных резервов организма.
Физиологически обоснованы и разработаны основные направления, определены методы психофизиологической коррекции, позволяющие дифференцированно оказывать помощь курсантам различных групп психофизиологического сопровождения.
Теоретическая и практическая значимость.
На основании предложенного методического подхода к формированию групп психофизиологического сопровождения разработаны рекомендации по проведению целенаправленной психофизиологической коррекции функционального состояния организма курсантов каждой из трех групп (курсанты 1-й группы в коррекции не нуждались). Экспериментальная проверка программы коррекции в Военной академии связи показала ее достаточно высокую эффективность. Практическое внедрение программы психофизиологической коррекции позволило снизить количество курсантов с трудностями адаптации по субъективным оценкам в 2−3 раза, улучшить показатели функционального состояния, работоспособности, снизить тревожности, повысить дисциплину и успеваемость.
Материалы исследования в целом могут быть использованы в процессе планирования и осуществления мероприятий профессионального сопровождения курсантов во всех вузах МО РФ. .
Положения, выносимые на защиту:
1. Оптимальное формирование групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза связи достигается на основе комбинированного подхода, когда одновременно и в равной степени учитываются показатели уровня нервно-психической устойчивости и развития познавательных психических функций в различных сочетаниях.
2. Мероприятия психофизиологического сопровождения курсантов должны опираться и дифференцироваться на основании выраженности и особенностей динамики четырех основных факторов, отражающих различные уровни регуляции функционального состояния организма и влияющих на успешность военно-профессиональной адаптации курсантов и обучения в военном вузе, в числе которых: 1) физиологический фактор — отражает физиологические параметры функционального состояния курсантов и напряжение адаптационных механизмов- 2) интеллектуально-познавательный, — отражает не только наличный уровень развития познавательных психических функций (восприятие, память, внимание, мышление), но и типологические когнитивно-стилевые особенности интеллектуальной деятельности- 3) индивидуально-психологический фактор — отражает индивидуально-психологические особенности курсантов- 4) поведенческий (социальный) — отражает уровень военно-профессиональной направленности и склонность к отклоняющемуся поведению.
3. Учет всех факторов функционального состояния в группах психофизиологического сопровождения позволяет дифференцированно определить направления и специфику психофизиологической коррекции курсантов, особенно в остром периоде адаптации к обучению в военном вузе связи.
Апробация работы и реализация полученных результатов.
Результаты работы реализованы в организации и проведении психофизиологическом сопровождения учебного процесса в Военной академии связи. По результатам исследования подготовлены и утверждены начальником Военной академии связи «Методические рекомендации по проведению психокоррекционных мероприятий с курсантами (слушателями), испытывающими затруднения в военно-профессиональной адаптации», «Инструкция по оценке нервно-психической устойчивости».
По инициативе и непосредственном участии автора в Военной академии связи создан «Внештатный центр психологической помощи и реабилитации», разработано положение о его работе, утвержденное начальником вуза.
Апробация работы.
Материалы диссертации обсуждались на 6-ти всероссийских, всеармейских, межвузовской и вузовской научно-практических конференциях, в том числе на: Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы гигиены труда 24−25 ноября 2005» (Санкт-Петербург, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России» (Санкт-Петербург, 2005) — Всеармейской научно-практической конференции «Использование новейших информационных технологий в мероприятиях по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ, 2−3 октября 2002» (Санкт-Петербург, 2002) — Всеармейской научно-практической конференции посвященной 5-летию образования кафедры военной психофизиологии ВМедА. (Санкт-Петербург, 2003) — Межвузовской научно-практической конференции «Теоретические основы и практические рекомендации по совершенствованию системы формирования у обучающихся практических навыков и умений в военно-образовательном заведении 25−26 ноября 2003» (Санкт-Петербург, 2003) — Научной конференции слушателей 1 факультета и клинических ординаторов ВМедА (Санкт-Петербург, 2001).
Основные результаты исследования получены в ходе выполнения плановых заказных НИР и вошли в отчеты о НИР ВАС по темам с шифрами: «Навык — 2001», 2002; «Профотбор», 2003; «Пригодность», 2004; «Назначение — ОД», 2004; «Организация», 2005; «Достижение», 2005.
По материалам диссертационного исследования опубликовано 12 работ.
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Содержит 36 таблиц, 17 рисунков. Общий объем работы — 237 страниц, из них машинописного текста — 192 страницы. В списке литературы 241 источник, из них 33 зарубежных.
ВЫВОДЫ:
1. Психофизиологическое сопровождение курсантов на основе выделения групп с различной выраженностью НПУ хорошо дифференцирует и прогнозирует курсантов с трудностями адаптации к воинской дисциплине, казарменным условиям и воинскому коллективу. Курсанты со сниженным уровнем НПУ отличались более высокими показателями ЧСС (р < 0,045), диастолического артериального давления (р < 0,054), тонического напряжения сосудов (р < 0,05) повышенным функциональным напряжением сердечно-сосудистой системы (более низкая сократительная способность сердца (р < 0,09), объем сердечного выброса (р < 0,05), большее периферическое сопротивление сосудов). У них чаще возникают стрессовые реакции и состояния, отмечался повышенный уровень мобилизации функциональных резервов организма (индекс Кердо, пробы Руфье, ПСД). Недостатки такого подхода: различия ОИР в «полярных» по НПУ группах была невысокой (г = от -0,149 до — 0,213) — дисгармоничность индивидуально-психологического профиля показала неоднородность курсантов в группе «худших" — количество курсантов с трудностями адаптации (41,9%) значительно превышало количество курсантов со сниженной НПУ (29%).
2. Оптимальное формирование групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза достигается при комбинированном подходе, когда в равной степени учитываются уровни НПУ и ОИР в четырех различных сочетаниях. Функциональное состояние курсантов должно определяться на основании выраженности проявлений четырех основных факторов: а) физиологического (физиологические параметры функционального состояния в период адаптации и последующей военно-профессиональной подготовки) — б) интеллектуально-познавательногов) индивидуально-психологическогог) поведенческого (военно-профессиональной направленность и склонность к отклоняющемуся поведению).
3. Функциональное состояние курсантов 1-й и 2-й групп психофизиологического сопровождения характеризовалось наиболее оптимальными параметрами физиологического уровня функционального состояния организма. Курсанты 3-й и 4-й отличались повышенным напряжением физиологических параметров сердечно-сосудистой, респираторной, вегетативной нервной систем организма, использованием физиологических резервов организма, повышенной склонностью к срыву оптимального функционирования нервной системы. За период обучения у курсантов выявлен рост функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физиологических резервов организма курсантов практически по всем показателям функциональных проб (р < 0,004 — р < 0,001). При этом сохранялись значимые различия показателей функционального состояния у курсантов 1-й группы психофизиологического сопровождения — с 3-й и 4-й.
4. Группы психофизиологического сопровождения являются достаточно устойчивыми до конца периода обучения курсантов в военном вузе связи. Динамика их структуры характеризуется некоторым увеличением доли курсантов 1-й группы. Наименее устойчивой является 3-я группа, которая «пополняла» как 1-ю группу, так и 4-ю. 4-я группа практически не подвержена изменениям.
5. Успешность обучения курсантов последовательно увеличивалась (интегральный показатель СДЦ достигает максимума на выпускном курсе). При этом наибольшая успешность обучения определялась у курсантов 1-й группы, а наименьшая — у курсантов 4-й группы.
6. Исходя из особенностей функционального состояния курсантов дифференцированно определены основные направления и методы психофизиологической коррекции: курсанты 1-й группы в проведении мероприятий коррекции не нуждалиськурсанты 2-й группы нуждались в проведении тренингов развития познавательных психических функцийкурсанты 3-й группы — в обучении индивидуальным и групповым методам психофизиологической саморегуляции, управлении эмоциональным состоянием, нормализации физиологических параметров сердечно-сосудистой и дыхательной системв игровых ролевых тренингах развития коммуникативных способностей. В 4-й группе курсантов, наряду с комплексом методов психофизиологической саморегуляции и тренинга познавательных психических функций, должны применяться методы административного и воспитательного воздействия для повышения ВПН и профилактики отклоняющегося поведения.
7. Анализ результатов проведенной психофизиологической коррекции показал ее достаточно высокую эффективность, позволивший снизить количество курсантов с трудностями адаптации по субъективным оценкам в 2−3 раза, улучшить самочувствие 80% курсантов, достоверно улучшить показатели функционального состояния и работоспособности, снизить уровень личностной тревожности, повысить дисциплину и успеваемость.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Комплексный подход к оценке функционального состояния, с учетом 4 основных факторов (физиологического, интеллектуально-познавательного, индивидуально-психологического и поведенческого) регуляции организма позволяет более тонко дифференцировать курсантов начального периода обучения войск связи по степени напряжения адаптационных механизмов, что следует учитывать при планировании мероприятий психофизиологического сопровождения.
2. Учет особенностей проявления, выраженности и сочетания различных характеристик курсантов в группах психофизиологического сопровождения позволяет дифференцированно определить нуждаемость, потребность в проведении различных мероприятий психофизиологической коррекции курсантам как в остром периоде адаптации, так и в процессе дальнейшего обучения в военном вузе.