Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физиологическое обоснование направлений коррекции функционального состояния курсантов высших военно-учебных заведений связи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы диссертации обсуждались на 6-ти всероссийских, всеармейских, межвузовской и вузовской научно-практических конференциях, в том числе на: Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы гигиены труда 24−25 ноября 2005» (Санкт-Петербург, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (обзор литературы)
    • 1. 1. Психофизиологическое сопровождение: определение, характери- 16 стика подходов
    • 1. 2. Оценка и прогнозирование функциональных состояний при пси- 21 хофизиологическом сопровождении курсантов высших военно-учебных заведений связи
      • 1. 2. 1. Роль физиологических механизмов ответственных за адаптацию 32 в обеспечении учебной деятельности
    • 1. 3. Стилевые особенности деятельности индивида, как фактор про- 39 фессионального обучения и адаптации
    • 1. 4. Поведенческий фактор, как составляющая часть комплексной 51 оценки функционального состояния курсантов военного вуза связи!
    • 1. 5. Совершенствование системы психофизиологической коррекции 56 функционального состояния организма военных специалистов связи
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объем и структура экспериментальных исследований
    • 2. 2. Методы оценки успешности обучения курсантов в высшем военно-учебном заведении войск связи
    • 2. 3. Методы оценки качественных и количественных показателей 74 функционального состояния курсантов в высшем военно-учебном заведении войск связи
    • 2. 4. Методы психофизиологической коррекции курсантов
    • 2. 5. ' Статистическая обработка результатов наблюдений
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ХАРАКТЕ- 87 РИСТИКА ГРУПП ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СВЯЗИ

3.1. Взаимосвязь показателей общеобразовательной подготовленности, 87 познавательных психических процессов и общего интеллектуального развития с уровнем нервно-психической устойчивости у курсантов военного вуза связи

3.2. Показатели физического развития курсантов

3.3. Физиологические показатели сердечно-сосудистой системы и 95 функционального состояния организма курсантов в группах с различным уровнем нервно-психической устойчивости

3.4. Индивидуально-психологические особенности курсантов с раз- 98 личной выраженностью нервно-психической устойчивости

3.5. Комбинированный подход к формированию групп психофизиоло- 101 гического сопровождения курсантов

3.5.1.Физиологические показатели оценки особенностей функциональ- 108 ного состояния организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной нервной систем) курсантов различных групп психофизиологического сопровождения

3.5.2. Индивидуально-психологические, поведенческие особенности и 115 военно-профессиональная направленность курсантов различных групп психофизиологического сопровождения в военно-инженерном вузе (параметры индивидуально-психологического фактора)

3.5.3. Поведенческие особенности и военно-профессиональная направ- 122 ленность курсантов в различных группах психофизиологического сопровождения

3.5.4. Количественные и стилевые показатели интеллектуальной дея- 126 тельности (параметры интеллектуального фактора) курсантов военного вуза связи в различных группах психофизиологического сопровождения

3.6. Динамика показателей успешности учебно-профессиональной дея- 134 тельности, физиологических, индивидуально-психологических и интеллектуальных характеристик курсантов Военной академии связи в процессе обучения

3.7. Структура групп психофизиологического сопровождения курсан- 139 тов на пятом курсе военного вуза связи

3.8. Сравнительный анализ индивидуально-психологических особен- 150 ностей и физиологической регуляции курсантов различных групп психофизиологического сопровождения на пятом курсе военного вуза связи

3.9. Показатели успешности обучения курсантов различных групп 152 психофизиологического сопровождения курсантов на пятом курсе военного вуза связи

3.10. Итоговая характеристика курсантов в различных группах психо- 153 физиологического сопровождения с учетом индивидуально-психологических и поведенческих особенностей, интеллектуального развития и когнитивного стиля интеллектуальной деятельности, физиологических показателей и функционального состояния организма]

3.11. Обсуждение результатов и заключение по главе

Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ 167 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СВЯЗИ

4.1. Дифференцированный подход в определении основных направле- (fl ний, методов и организации мероприятий психофизиологической коррекции курсантов различных групп психофизиологического сопровождения

4.2. Организация психофизиологической коррекции курсантов различ- у]1 ных групп психофизиологического сопровождения Военной академии связи

4.3. Анализ эффективности мероприятий психофизиологической кор- jyg рекции курсантов

Физиологическое обоснование направлений коррекции функционального состояния курсантов высших военно-учебных заведений связи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Вся система обучения и воспитания в военном вузе преследует конечную цель — выпустить из своих стен грамотного профессионально подготовленного военного специалиста с наличием достаточного уровня развития навыков и умений, способного быстро адаптироваться в условиях воинского коллектива. Это в полной мере относится к вузам, осуществляющим военно-профессиональную подготовку офицеров-связистов. В современных концепциях ведения войны, предусматривающих широкое использование информационных технологий, войска связи решают задачи по обеспечению управления войсками в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Обучение в ввузе, особенно в начальном периоде, требует немалого напряжения физиологических регуляторных механизмов, существенно повышаются требования к эмоционально-волевой сфере, физиологическим, -психофизиологическим и психическим функциям.

Данные комплексного социально-психологического изучения и психофизиологического обследования допризывной молодежи показали, что многие не обладают достаточными предпосылками для достижения успешной военно-профессиональной адаптации за короткий срок (Сысоев В.Н., Бочен-ков А.А., Маклаков А. Г., Погодин Ю. И. 2002).

В то же время по данным анализа, проведенного специалистами ВМедА, методического центра по профотбору в вузах, показал, что среди курсантов военно-учебных заведений страны до 10−12% курсантов обладают низким уровнем развития психофизиологических характеристик, среди них процент отчисления из ввузов был в 1,5−3 раза выше (Чермянин С.В., 2002).

Большую роль в успешной военно-профессиональной адаптации в вузе играют физиологические показатели функционального состояния организма курсантов. Определенная часть курсантов отличалась сниженными резервными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. До 12% курсантов имели сниженный и неудовлетворительный уровень переносимости физической нагрузки и сниженными физиологическими резервами (Справка-доклад, 2003). Таким образом, с одной стороны, отсутствие или недостаточный уровень развития необходимых физиологических, психофизиологических и индивидуально-психологических профессионально важных качеств у будущих военных специалистов на фоне выраженных нервно-психических и физических нагрузок, приводящий к формированию дезадап-тационных нарушенийа с другой стороны, повышенные требования к функциональному состоянию организма курсантов в процессе обучения в вузе МО РФ, определили необходимость разработки системы психофизиологического сопровождения курсантов в вузе.

Специалистами ВМедА был предложена проект концепции психофизиологического сопровождения военнослужащих, (Боченков А.А., Маклаков А. Г., Новиков B.C., Чермянин С. В., 1998), хотя она официально не была принята. О необходимости сопровождения курсантов в вузах указывает Руководство по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ (пр. МО РФ 2000 г. № 50).

Между тем, до сих пор нет даже общепринятого определения и содержания понятия «психофизиологического сопровождения» в военных вузах. В руководящих документах и методической литературе не решены многие вопросы, связанные с организацией и методическим обеспечением мероприятий психофизиологического сопровождения в военном вузе. Наряду с понятием «психофизиологическое сопровождение» курсантов (учебного процесса) используются понятия «психологическое сопровождение», «медико-психологическое сопровождение» и «профессионально-психологическое сопровождение».

Наибольшую трудность в организации и проведении мероприятий профессионально-психологического сопровождения вызывает отсутствие ясности в методике определения (выделения) курсантов, нуждающихся в сопровождении, углубленном психофизиологическом изучении и коррекции.

Отсутствие конкретики в этих вопросах, привело к тому, что в каждом вузе мероприятия сопровождения организуются, планируются и проводятся по-разному (часто достаточно формально или необоснованно), часто без учеи / та реальной нагрузки и взаимодеиствия специалистов военного вуза (медицинской службы, врачей-психофизиологов подразделений профессионального отбора, подразделений воспитательной работы и др.).

Исходя из выше изложенного, сформулирована цель исследования: совершенствование психофизиологического сопровождения курсантов в процессе военно-профессиональной подготовки в высшем военном вузе связи с учетом выраженности комплекса показателей их функционального состояния организма (физиологических, познавательных, индивидуально-психологических, поведенческих) и физиологического обоснования направлений психофизиологической коррекции.

Задачи исследования: Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ существующей организации психофизиологического сопровождения курсантов в процессе обучения в высших военно-учебных заведениях МО РФ.

2. Обосновать процесс формирования групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза связи, определить их структурную динамику в течение периода обучения в военном вузе.

3. Оценить и провести сравнительный анализ комплекса показателей функционального состояния организма (физиологических, интеллектуально-познавательных, индивидуально-психологических и поведенческих) курсантов различных групп психофизиологического сопровождения в военного вуза связи на начальном (период адаптации) и заключительном этапах обучения.

4. Определить общую динамику успешности учебно-профессиональной деятельности, показателей функционального состояния организма курсантов военного вуза связи в процессе обучения.

5. Физиологически обосновать основные направления и оптимизировать методы психофизиологической коррекции функционального состояния курсантов различных групп психофизиологического сопровождения, определить ее эффективность.

Объект исследования: курсанты высшего военно-учебного заведения связи.

Предмет исследования:, комплекс показателей функционального состояния организма курсантов различных групп психофизиологического сопровождения и их динамика в процессе военно-профессиональной подготовки в высших военно-учебных заведениях связи.

Научная новизна исследования.

Выявлено, что в разные периоды обучения ведущими у курсантов становятся разные объекты и условия адаптации. Так, если в первом семестре наибольшие трудности для курсантов представляет адаптация к воинской дисциплине, условиям быта и привыкание к воинскому коллективу, то в дальнейшем наиболее трудной проблемой становится учебная деятельность в высшем военном вузе.

Установлено, что проведение психофизиологического сопровождения на основе выделения курсантов с различной выраженностью НГГУ имеет ряд недостатков. Показано, что оптимальное формирование групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза связи достигается при одновременном и равном учете «полярных» значений показателей и НПУ и ОИР в четырех различных сочетаниях.

Выявлены особенности функционального состояния курсантов сформированных групп психофизиологического сопровождения на основании выраженности и особенностей проявлений четырех основных факторов, отражающих различные уровни регуляции организма и влияющих на успеш7 ность военно-профессиональной адаптации курсантов и обучения в военном вузе: а) физиологическогоб) интеллектуально-познавательногов) индивидуально-психологическогог) поведенческого (социального).

Определена структура групп психофизиологического сопровождения и ее динамика в процессе обучения в лонгитюдном исследовании курсантов высшего военного вуза связи. Показана возможность прогнозирования риска и направлений развития трудностей, адаптации и расстройств в разных группах психофизиологического сопровождения курсантов. Установлено, что риск возникновения дезадаптационных расстройств выше у курсантов 3-й и 4-й групп, отличающихся повышенным напряжением в деятельности физиологических систем и увеличением уровня мобилизации функциональных резервов организма.

Физиологически обоснованы и разработаны основные направления, определены методы психофизиологической коррекции, позволяющие дифференцированно оказывать помощь курсантам различных групп психофизиологического сопровождения.

Теоретическая и практическая значимость.

На основании предложенного методического подхода к формированию групп психофизиологического сопровождения разработаны рекомендации по проведению целенаправленной психофизиологической коррекции функционального состояния организма курсантов каждой из трех групп (курсанты 1-й группы в коррекции не нуждались). Экспериментальная проверка программы коррекции в Военной академии связи показала ее достаточно высокую эффективность. Практическое внедрение программы психофизиологической коррекции позволило снизить количество курсантов с трудностями адаптации по субъективным оценкам в 2−3 раза, улучшить показатели функционального состояния, работоспособности, снизить тревожности, повысить дисциплину и успеваемость.

Материалы исследования в целом могут быть использованы в процессе планирования и осуществления мероприятий профессионального сопровождения курсантов во всех вузах МО РФ. .

Положения, выносимые на защиту:

1. Оптимальное формирование групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза связи достигается на основе комбинированного подхода, когда одновременно и в равной степени учитываются показатели уровня нервно-психической устойчивости и развития познавательных психических функций в различных сочетаниях.

2. Мероприятия психофизиологического сопровождения курсантов должны опираться и дифференцироваться на основании выраженности и особенностей динамики четырех основных факторов, отражающих различные уровни регуляции функционального состояния организма и влияющих на успешность военно-профессиональной адаптации курсантов и обучения в военном вузе, в числе которых: 1) физиологический фактор — отражает физиологические параметры функционального состояния курсантов и напряжение адаптационных механизмов- 2) интеллектуально-познавательный, — отражает не только наличный уровень развития познавательных психических функций (восприятие, память, внимание, мышление), но и типологические когнитивно-стилевые особенности интеллектуальной деятельности- 3) индивидуально-психологический фактор — отражает индивидуально-психологические особенности курсантов- 4) поведенческий (социальный) — отражает уровень военно-профессиональной направленности и склонность к отклоняющемуся поведению.

3. Учет всех факторов функционального состояния в группах психофизиологического сопровождения позволяет дифференцированно определить направления и специфику психофизиологической коррекции курсантов, особенно в остром периоде адаптации к обучению в военном вузе связи.

Апробация работы и реализация полученных результатов.

Результаты работы реализованы в организации и проведении психофизиологическом сопровождения учебного процесса в Военной академии связи. По результатам исследования подготовлены и утверждены начальником Военной академии связи «Методические рекомендации по проведению психокоррекционных мероприятий с курсантами (слушателями), испытывающими затруднения в военно-профессиональной адаптации», «Инструкция по оценке нервно-психической устойчивости».

По инициативе и непосредственном участии автора в Военной академии связи создан «Внештатный центр психологической помощи и реабилитации», разработано положение о его работе, утвержденное начальником вуза.

Апробация работы.

Материалы диссертации обсуждались на 6-ти всероссийских, всеармейских, межвузовской и вузовской научно-практических конференциях, в том числе на: Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы гигиены труда 24−25 ноября 2005» (Санкт-Петербург, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России» (Санкт-Петербург, 2005) — Всеармейской научно-практической конференции «Использование новейших информационных технологий в мероприятиях по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ, 2−3 октября 2002» (Санкт-Петербург, 2002) — Всеармейской научно-практической конференции посвященной 5-летию образования кафедры военной психофизиологии ВМедА. (Санкт-Петербург, 2003) — Межвузовской научно-практической конференции «Теоретические основы и практические рекомендации по совершенствованию системы формирования у обучающихся практических навыков и умений в военно-образовательном заведении 25−26 ноября 2003» (Санкт-Петербург, 2003) — Научной конференции слушателей 1 факультета и клинических ординаторов ВМедА (Санкт-Петербург, 2001).

Основные результаты исследования получены в ходе выполнения плановых заказных НИР и вошли в отчеты о НИР ВАС по темам с шифрами: «Навык — 2001», 2002; «Профотбор», 2003; «Пригодность», 2004; «Назначение — ОД», 2004; «Организация», 2005; «Достижение», 2005.

По материалам диссертационного исследования опубликовано 12 работ.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Содержит 36 таблиц, 17 рисунков. Общий объем работы — 237 страниц, из них машинописного текста — 192 страницы. В списке литературы 241 источник, из них 33 зарубежных.

ВЫВОДЫ:

1. Психофизиологическое сопровождение курсантов на основе выделения групп с различной выраженностью НПУ хорошо дифференцирует и прогнозирует курсантов с трудностями адаптации к воинской дисциплине, казарменным условиям и воинскому коллективу. Курсанты со сниженным уровнем НПУ отличались более высокими показателями ЧСС (р < 0,045), диастолического артериального давления (р < 0,054), тонического напряжения сосудов (р < 0,05) повышенным функциональным напряжением сердечно-сосудистой системы (более низкая сократительная способность сердца (р < 0,09), объем сердечного выброса (р < 0,05), большее периферическое сопротивление сосудов). У них чаще возникают стрессовые реакции и состояния, отмечался повышенный уровень мобилизации функциональных резервов организма (индекс Кердо, пробы Руфье, ПСД). Недостатки такого подхода: различия ОИР в «полярных» по НПУ группах была невысокой (г = от -0,149 до — 0,213) — дисгармоничность индивидуально-психологического профиля показала неоднородность курсантов в группе «худших" — количество курсантов с трудностями адаптации (41,9%) значительно превышало количество курсантов со сниженной НПУ (29%).

2. Оптимальное формирование групп психофизиологического сопровождения курсантов военного вуза достигается при комбинированном подходе, когда в равной степени учитываются уровни НПУ и ОИР в четырех различных сочетаниях. Функциональное состояние курсантов должно определяться на основании выраженности проявлений четырех основных факторов: а) физиологического (физиологические параметры функционального состояния в период адаптации и последующей военно-профессиональной подготовки) — б) интеллектуально-познавательногов) индивидуально-психологическогог) поведенческого (военно-профессиональной направленность и склонность к отклоняющемуся поведению).

3. Функциональное состояние курсантов 1-й и 2-й групп психофизиологического сопровождения характеризовалось наиболее оптимальными параметрами физиологического уровня функционального состояния организма. Курсанты 3-й и 4-й отличались повышенным напряжением физиологических параметров сердечно-сосудистой, респираторной, вегетативной нервной систем организма, использованием физиологических резервов организма, повышенной склонностью к срыву оптимального функционирования нервной системы. За период обучения у курсантов выявлен рост функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физиологических резервов организма курсантов практически по всем показателям функциональных проб (р < 0,004 — р < 0,001). При этом сохранялись значимые различия показателей функционального состояния у курсантов 1-й группы психофизиологического сопровождения — с 3-й и 4-й.

4. Группы психофизиологического сопровождения являются достаточно устойчивыми до конца периода обучения курсантов в военном вузе связи. Динамика их структуры характеризуется некоторым увеличением доли курсантов 1-й группы. Наименее устойчивой является 3-я группа, которая «пополняла» как 1-ю группу, так и 4-ю. 4-я группа практически не подвержена изменениям.

5. Успешность обучения курсантов последовательно увеличивалась (интегральный показатель СДЦ достигает максимума на выпускном курсе). При этом наибольшая успешность обучения определялась у курсантов 1-й группы, а наименьшая — у курсантов 4-й группы.

6. Исходя из особенностей функционального состояния курсантов дифференцированно определены основные направления и методы психофизиологической коррекции: курсанты 1-й группы в проведении мероприятий коррекции не нуждалиськурсанты 2-й группы нуждались в проведении тренингов развития познавательных психических функцийкурсанты 3-й группы — в обучении индивидуальным и групповым методам психофизиологической саморегуляции, управлении эмоциональным состоянием, нормализации физиологических параметров сердечно-сосудистой и дыхательной системв игровых ролевых тренингах развития коммуникативных способностей. В 4-й группе курсантов, наряду с комплексом методов психофизиологической саморегуляции и тренинга познавательных психических функций, должны применяться методы административного и воспитательного воздействия для повышения ВПН и профилактики отклоняющегося поведения.

7. Анализ результатов проведенной психофизиологической коррекции показал ее достаточно высокую эффективность, позволивший снизить количество курсантов с трудностями адаптации по субъективным оценкам в 2−3 раза, улучшить самочувствие 80% курсантов, достоверно улучшить показатели функционального состояния и работоспособности, снизить уровень личностной тревожности, повысить дисциплину и успеваемость.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Комплексный подход к оценке функционального состояния, с учетом 4 основных факторов (физиологического, интеллектуально-познавательного, индивидуально-психологического и поведенческого) регуляции организма позволяет более тонко дифференцировать курсантов начального периода обучения войск связи по степени напряжения адаптационных механизмов, что следует учитывать при планировании мероприятий психофизиологического сопровождения.

2. Учет особенностей проявления, выраженности и сочетания различных характеристик курсантов в группах психофизиологического сопровождения позволяет дифференцированно определить нуждаемость, потребность в проведении различных мероприятий психофизиологической коррекции курсантам как в остром периоде адаптации, так и в процессе дальнейшего обучения в военном вузе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой