Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Возрастная характеристика функционального состояния организма с учетом его субъективной оценки: на примере преподавателей вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практический выход диссертации осуществляется по трем направлениям: 1) полученные результаты диагностических и физиологических исследований легли в основу разрабатываемой учебно-научным оздоровительным центром ТвГУ системы средств интегральной индикации профессионального здоровья с компьютерным мониторингом прогноза и целенаправленной профилактики- 2) материалы диссертации широко используются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Физиологическая характеристика функционального состояния организма человека при трудовой деятельности
    • 1. 2. Физиологические особенности умственной работоспособности
    • 1. 3. Понятия «здоровье» и «профессиональное здоровье»
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Организация исследований
    • 2. 2. Исследование опорно-двигательного аппарата преподавателей вуза
    • 2. 3. Опыты с максимальной задержкой дыхания (проба Штанге)
    • 2. 4. Исследование состояния центральной нервной системы преподавателей вуза по показателям умственной работоспособности
    • 2. 5. Расчетные (интегративные) методы исследования состояния организма преподавателей
    • 2. 6. Исследование функций сердечно-сосудистой системы преподавателей вуза
    • 2. 7. Исследование субъективных показателей функционального состояния организма у преподавателей вуза
    • 2. 8. Математический анализ результатов исследований
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Результаты исследования опорно-двигательного аппарата
    • 3. 2. Результаты опытов с задержкой дыхания
    • 3. 3. Данные умственной работоспособности преподавателей вуза
    • 3. 4. Результаты интегративной оценки состояния организма преподавателей вуза
    • 3. 5. Результаты исследования системного артериального давления у преподавателей вуза
    • 3. 6. Результаты исследования субъективных показателей по данным анкетного опроса
      • 3. 6. 1. Субъективная оценка утомления и общего состояния организма преподавателей вуза
      • 3. 6. 2. Субъективная оценка системного артериального давления с учетом гипер-и гипотензивных состояний
    • 3. 7. Результаты реоэнцефалографических исследований преподавателей вуза
    • 3. 8. Физические упражнения как средство коррекции функционального состояния организма преподавателей вуза
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Возрастная характеристика функционального состояния организма с учетом его субъективной оценки: на примере преподавателей вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Изучение адаптивно-приспособительных перестроек физиологических систем организма практически здорового человека в процессе напряженного умственного труда — вопрос, актуальность которого бесспорна, по крайне мере в последние 30−40 лет (J. Gilood, A. Kirschenbaum, 1986; Ю. В. Мойкин и соавт., 1987; А. О. Навакатикян, 1993; А. Я. Рыжов, 2004). По сложившимся представлениям здоровье человека рассматривается как способность организма к реализации генетических программ, рефлекторных процессов, умственной деятельности и фенотипического поведения (И.В. Давыдовский, 1962; А. Д. Адо, 1975; Г. И. Царегородцев, 1975; JI.X. Гаркави и соавт., 1983; И. И. Брехман, 1987; Н. А. Агаджанян и соавт- 1994; В. В. Матюхин и соавт., 1999; Н. Ф. Измеров и соавт., 2001). Биологический аспект данной проблемы предусматривает непременное наличие двигательной активности, обусловленной соответствующим энергетическим потенциалом (М.Р. Могендович, 1969; И. А. Аршавский, 1972). В условиях модернизации образования в России актуальной проблемой становится как разработка новых образовательных технологий, так и сохранение здоровья участников образовательного процесса — школьников и студентов (В.Р. Кучма, 2005; И. Хамад, 2005; Н. А. Абаскалова, 2006; Н. И. Свиридова, 2006). Это касается и преподавателей высшей школы, профессиональное здоровье которых изучено недостаточно и является одной из важнейших проблем физиологии трудовых процессов. Естественно, что исследование данной проблемы должно строиться с учетом как позитивного, так и негативного влияния социальных факторов на состояние здоровья человека (С.А. Бугров, В. А. Пономаренко, 1987; F. Kaplan, 1987; В. Hainline, О. Devinsky, 1992; R. Hanks, P. Lichtenberg, 1996; A.H. Агаджанян, И. И. Макарова, 2001). Согласно гигиеническим классификациям Р. 2.2. 755−99 и Р. 2.2. 2006;05 преподавательский труд характеризуется 3-й степенью 3 класса нервной напряженности, поскольку он отличается высокой социальной ответственностью, большим объемом перерабатываемой информации, выраженной речевой активностью (аудиторная нагрузка), как правило, в условиях гипокинезии и не всегда рациональной организации трудового процесса (О.О. Копкарева, 1999; Т. Г. Кремлева, 1999; А. Я. Рыжов и соавт., 2005).

Показатели среднего возраста преподавателей вуза, зарегистрированные в последние годы, по данным Федерального агентства образования, составляют для доцентов 55−56 лет, для профессоров 60−65 лет, что неизбежно сопряжено с неблагоприятными изменениями их функционального состояния. Поэтому не случайно в «Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации» (2004) говорится о приоритетном геронтологическом направлении научных исследований, роли качества жизни пожилых людей в формировании здоровья, путей использования навыков, опыта, знаний, духовного и культурного потенциала людей старшего поколения, профилактики преждевременного старения. Данный вопрос неоднократно поднимался и был предметом научных дискуссий на международной конференции «Медицина труда в третьем тысячелетии» (Москва, 1998), на 10-й Всероссийской конференции «Успехи и перспективы физиологии труда в третьем тысячелетии» (Москва, 2001), на международной конференции «MUSCLE AND EXERCISE PHYSIOLOGY» (Москва, 2003), на XIX Съезде физиологического общества им. И. П. Павлова (Екатеринбург, 2004).

В связи с вышеизложенным актуальность представляемой диссертации заключается в том, что в ней изучаются функциональное состояние и адаптационные возможности организма преподавателей вуза в процессе их трудовой деятельности в возрастно-стажевом аспекте и влияние на него отдельных неблагоприятных факторов (гиподинамия, артериальная гипертензия, умственная утомляемость).

Цель работы — изучение физиологических показателей функционального состояния организма преподавателей вуза в объективном и субъективном вариантах, обоснование и прогнозирование коррекции неблагоприятных возрастных изменений изучаемых функций.

Задачи: 1) используя комплекс методов исследования функций центральной нервной, нервно-мышечной и сердечно-сосудистой систем человека (на примере преподавателей вуза) дать физиологическую оценку состояния организма в возрастном аспекте;

2) определить характер возрастной динамики системного артериального давления и гипертензивных состояний. Дать оценку субъективным показателям состояния организма;

3) определить характер возрастных изменений некоторых показателей мозговой гемодинамики;

4) показать позитивную роль физических упражнений как средства коррекции состояния организма преподавателей вуза.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА.

1. Выявлено возрастное ослабление функции равновесия тела и способности задерживать дыхание наряду со снижением мышечной силы рук у преподавателей обоего пола. При этом возрастные изменения показателей умственной работоспособности (оперативная память, информационная способность и внимание) у преподавателей-мужчин имеют фазный характер, у преподавателей-женщин данные функции относительно стабильны.

2. Впервые установлено, что у преподавателей вуза возрастные гипертензивные сердечно-сосудистые изменения сопровождаются повышением точности субъективного определения системного артериального давления. При этом отмечается увеличение количественных характеристик субъективно оцениваемых факторов риска для здоровья по частоте головных болей, характеристике сна, ощущению усталости.

3. Состояние мозговых кровеносных сосудов у преподавателей вуза претерпевает закономерные возрастные изменения гипертензивного порядка без количественных связей с другими обследуемыми функциями. Корреляционная и регрессионная зависимость от возраста испытуемых характерна для показателей венозного оттока, рассчитанного по стандарту РЭГ («Валента»).

4. Экспериментально подтверждено, что регулярная физическая тренировка преподавателей вуза в возрасте 46 лет и старше оптимизирует функциональное состояние организма, при этом оптимизация касается не только физиологических, но и психофизиологических показателей.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ. 1. В возрастном плане у преподавателей вуза, как мужчин, так и женщин, четко просматривается нелинейное ослабление функции равновесия тела и неоднонаправленное снижение способности задерживать дыхание.

2. У преподавателей-мужчин фазные возрастные изменения количественных характеристик ряда тестов на умственную работоспособность имеют как линейный, так и нелинейный характер, что обусловливает своеобразие их прогностической интерпретации.

3. Возрастная динамика системного артериального давления преподавателей вуза характеризуется последовательным увеличением гипертензивных состояний и согласуется с повышением точности его субъективной оценки.

4. Состояние мозговых сосудов, зарегистрированное у преподавателей вуза стандартным методом реоэнцефалографии, характеризуется тенденцией к возрастному увеличению времени пульсового кровенаполнения и ослаблением венозного оттока.

5. Регулярные занятия физическими упражнениями в возрасте 46 лет и старше оптимизируют функциональное состояние организма преподавателей вуза, что косвенно свидетельствует о снижении физиологической стоимости их профессионального труда.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.

Исследование носит экспериментально-теоретический характер и посвящено проблеме функционального состояния организма работающих в условиях высоконапряженного интеллектуального труда. В этой связи выявленные нами формы взаимодействия субъективных и объективных показателей состояния организма вносят определенный теоретический вклад в извечно актуальную проблему регуляции функций нервной, нервно-мышечной и сердечно-сосудистой систем в русле теории доминанты А. А. Ухтомского и функциональных систем П. К. Анохина, К. В. Судакова и др. Определенное теоретическое значение имеет применяемая в диссертации методология прогностической интерпретации результатов.

Практический выход диссертации осуществляется по трем направлениям: 1) полученные результаты диагностических и физиологических исследований легли в основу разрабатываемой учебно-научным оздоровительным центром ТвГУ системы средств интегральной индикации профессионального здоровья с компьютерным мониторингом прогноза и целенаправленной профилактики- 2) материалы диссертации широко используются на кафедре биомедицины ТвГУ в учебном курсе специализации и на спецпрактикумах «Валеология» и «Физиология трудовых процессов», а также в курсе «Экология человека» на кафедрах естествознания и экологии- 3) используемые в диссертации методы математического анализа применяются в учебно-научной лаборатории медико-биологических проблем человека в целях прогноза функционального состояния организма работников вуза и его физиологической коррекции в процессе нервно напряженного труда.

АПРОБАЦИЯ. Диссертация выполнена в плане госбюджетной темы под № госрегистрации 0189.225 966, а также как часть межвузовской научной программы «Технология живых систем» по проблеме «Физиологические механизмы деятельности развития и устойчивости организма человека» МО РФ 2001;2002 гг, является частью проекта, поддержанного грантом РГНФ № 01−06−170а за 2003 г. Материалы диссертации доложены на конференциях студентов и аспирантов ТвГУ биологического факультета, на научных семинарах учебно-научной лаборатории медико-биологических проблем человека 2004;2005 г, на XIX Съезде физиологов России, 2004 г. По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, из которых одна в рецензируемом издании.

выводы.

1. Уменьшение по мере возраста преподавателей вуза времени их статического балансирования на одной ноге может быть расценено как своеобразная характеристика возрастной динамики состояния вестибуло-мозжечковой системы. Нелинейность данных изменений выражается уравнениями: У=0,001Х2+0,586Х-35,892 у мужчин и У=0,011Х2+1,833Х-76,862 у женщин, что наряду с возрастным снижением силы мышц рук и способности задерживать дыхание дает возможность определения времени и характера физиологической коррекции данных функций.

2. Если у преподавателей-женщин показатели внимания (А), оперативной памяти (ОП) и пропускной способности зрительного анализатора (S) в возрастном плане относительно стабильны, то у мужчин имеют место достаточно выраженные возрастные их изменения. Судя по регрессионной зависимости от возраста, А (У=2,653−0,025Х) и S (У=2,51−0,017Х), показателям умственной работоспособности преподавателей-мужчин свойственна тенденция к снижению вариативности и выходу на уровень, характерный для коллег женского пола.

3. Возрастные изменения системного АД преподавателей позволяют выявить случаи АГ у мужчин от 11,1 на 100 обследованных в группе 25,2±0,7 лет до 45,0 в группе 61,3± 1,17 лет, у женщин число АГ изменяется от 5,9 случаев в группе 30,3±0,93 лет до 40,0 в группе 63,7±0,56 лет. Возрастные изменения системного АД преподавателей сопровождаются повышением точности его субъективной оценки, что характерно и для оценки состояния здоровья по специфическим ощущениям (усталость, головные боли, нарушение сна). Это позволяет совершенствовать использование в процессе труда преподавателей средств физиологической коррекции.

4. Состояние кровеносных сосудов головного мозга у преподавателей вуза подвержено типичным возрастным гипертензивным изменениям, сопряженным с тенденцией к замедлению пульсового кровенаполнения © от 0,193±0,012 до 0,213±0,010 слева и от 0,186±0,010 до 0,211±0,010 справа. Венозному оттоку (%) свойственны обратные зависимости от возраста испытуемых, что выражается регрессионной зависимостью, аппроксимированной линейными уравнениями У=27,595−0,215Х и У=26,324−0,019Х.

5. Регулярная физическая подготовка в возрасте 46 лет и старше способствует позитивным изменениям комплекса исследуемых показателей, в целом характеризующих функциональное состояние организма преподавателей вуза. Установленная же в процессе физической тренировки тенденция к экономизации функций и оптимизация определенных сторон умственной работоспособности расценивается как косвенное свидетельство сохранения интеллекта и творческого долголетия преподавателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Роль мониторинга в реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Н. А. Абаскалова // Валеология. — 2006. — № 3. — С. 5−11.
  2. Н.А. Эколого-физиологические и социальные подходы к оценке здоровья / Н. А. Агаджанян // Экспериментальная и прикладная физиология. -М, 1994. № 4. — С. 55−63.
  3. Н.А. Среда обитания и реактивность организма / Н. А. Агаджанян, И. И. Макарова. Тверь: Фамилия, 2001. — 176 с.
  4. Адо А. Д. Методологические принципы построения современной теории патологии / А. Д. Адо // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. М, 1975. — С. 94−136.
  5. Е.К. Функциональные состояния теоретический аспект / Е. К. Айдаркин // Валеология. — 2004. — № 1. — С. 12−15.
  6. В.А. Особенности сдвигов физиологических функций у операторов при нервно-мышечной и монотонной работе / В. А. Айрапетянц, З. М. Золина // Гигиена труда. 1973. — № 2. — С. 40−43.
  7. Актуальные проблемы физиологии труда: всеросс. сб. науч. ст. / Твер. гос. ун-т- редкол.: А. Я. Рыжов (отв. ред.) и др. Тверь: ТвГУ, 2005. -136 с.
  8. А.А. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте / А. А. Александров. М, 1987. — 80 с.
  9. Н.Х. Коррекция визуальной памяти у служащих промышленных предприятий / Н. Х. Амиров, В. Н. Краснощекова // Актуальные вопросы физиологии умственного труда (тезисы докладов). Киев, 1993. — С. 8−9.
  10. Ю.Амосов Н. М. Эксперимент по преодолению старости /Н.М. Амосов. -М., 2003.- 188 с.
  11. И.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 448 с.
  12. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 196 с.
  13. Ю.Г. Концепция и структура профессионального здоровья / Ю. Г. Антомонов, А. Б. Котова, В. М. Белов, М. Гонтарь // Актуальные вопросы физиологии умственного труда. Тезисы докладов симпозиума. -Киев, 1993.-С. 78.
  14. Г. А. Медицинская валеология / Г. А. Апанасенко, JI.A. Попова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 244 с.
  15. Г. А. Диагностика индивидуального здоровья / Г. А. Апанасенко // Гигиена и санитария. 2004. — № 2. — С. 55−58.
  16. И. А. Энергетическое правило скелетных мышц и особенности осуществления восстановительных процессов в различные возрастные периоды / И. А. Аршавский // Проблемы физиологии спорта.-М., 1972.-С. 161−180.
  17. П.О. Оздоровительные эффекты физических упражнений / П. О. Астранд, И. В. Муравов // Валеология. 2004. — № 2. — С. 64−70.
  18. Н.Г. Биологический возраст: история проблемы / Н. Г. Ахаладзе // Проблемы старения и долголетия. 2002. — Т.Н. — № 4. — С. 455−464.
  19. Э.С. Теоретическая биология / Э. С. Бауэр. -М.: Ижевск, 2001.
  20. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  21. P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации / P.M. Баевский // Вестник АМН СССР. -1989.- № 8. -С. 73−78.
  22. P.M. Математический анализ сердечного ритма в оценке и прогнозирований функционального состояния организма при информационных нагрузках / P.M. Баевский // III Всес. конф. по автодор. мед. тез. докл. Горький, 1989. — С. 70−71.
  23. А.Ф. Высшая нервная деятельность //Физиология человека / под ред. В. М. Смирнова. М.: Медицина, 2001. — Гл. 19. — С. 502−544. (-608 с.)
  24. В.Б. Детерминанты здоровья / В. Б. Белов // РАМН, бюллетень национ. НИИ общественного здоровья. 2005, — Вып.4. — С. 15−17.
  25. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М., 1966. — 349 с.
  26. Н.А. Физиология движений и активности / Н. А. Бернштейн. -М, 1990.-392 с.
  27. А.П. Общая оценка функциональных возможностей системы кровообращения на доврачебном этапе диспансеризации / А. П. Берсенева А.П. // Организация физкультурно-оздоровительной работы на текстильных предприятиях. Калинин, 1988. — С.49−54.
  28. А.П. Комплексный подход к оценке здоровья трудовых коллективов / А. П. Берсенева, Т. И. Юрьева, JI.M. Корчагина // Здравоохранение Российской Федерации. 1989. — № 12. — С. 7−12.
  29. Н.П. Общие и частные механизмы мозга в обеспечении нейрофизиологии мышления и эмоции // Принципы и механизмы деятельности мозга человека: Тез. и реф. докл. I Всесоюз. конф. JL, 1985.-С. 16−17.
  30. В.А. Уровни бодрствования и внимания / В. А. Блок // Экспериментальная психология. М., — 1970. — Вып. 3. — С. 97−146.
  31. А.В. Адренергический синаптический нервный аппарат мозговых артерий и его роль в регуляции мозгового кровообращения /
  32. А.В. Бородуля, Е. К. Плечкова // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1977. — Т.77. — № 7. — С. 975−980.
  33. Борьба с артериальной гипертензией: Доклад Комитета экспертов ВОЗ. -М., 1997. -144 с.
  34. И.С. Дыхание как регулятор мышечной деятельности человека // Вестн. Твер. ун-та. Сер. Биология и экология. 2006. — Вып.2. — С. 811.
  35. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман. — JL: Наука, 1987. — 125 с.
  36. И.И. Валеология наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: ФиС, 1990.-208 с.
  37. С.А. Медико-психологические вопросы обеспечения безопасности полёта в современных условиях / С. А. Бугров, В. А. Пономаренко // Космическая биология и авиакосмическая медицина. -1987.-№ 5.-С. 4−10.
  38. А.И. Характеристика умственной работоспособности студентов педагогического вуза / А. И. Бурханов, Т. А. Бурханова // Гигиена и санитария. 1994. — № 7. — С. 39−41.
  39. .Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье / Б. Т. Величковский // Здравоохранение Рос. Фед. 2006, — № 2. — С. 817.
  40. М.И. Физиология трудовых процессов / М. И. Виноградов. -Л., 1958.-460 с.
  41. В.П. Здоровье здоровых / В. П. Войтенко. К., 1991. — 166 с.
  42. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показаниям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса // Руководство Р 2.2. 755−99.-М., 1999.-200 с.
  43. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2004 году // Здравоохранение Рос. Фед. 2006. -№ 5. — С. 3−25.
  44. А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии / А. А. Гуминский, Н. Н. Леонтьева, К.В. Маринова- под ред. А. А. Гуминского. М., 1990. — 238 с.
  45. Т.Ф. Психологические особенности работающих пациентов с артериальной гипертензией.: автореф. дис. .канд. мед. наук / Т. Ф. Гусева.-М., 2005.- 18 с.
  46. B.C. Регуляция позы человека / B.C. Гурфинкель, Я. М. Коц, М. Л. Шик. М.: Наука, 1965. — 256 с.
  47. И.В. Компенсаторно-приспособительные процессы / И. В. Давыдовский. // Архив патологии. 1962. — № 8. — С. 7−18.
  48. Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика / Н. Н. Данилова. М., 1985. — 178 с.
  49. В.П. Физиология трудовой деятельности //Физиология человека / под ред. В. М. Смирнова, М.: Медицина, 2001. — С. 545−552. (Гл. 20.-608 с.)
  50. Ю.М. Принципы построения медицинских консультативных систем на основе исследования диагностических индексов / Ю. М. Довженко // Вестн. АМН СССР. 1989. — № 1. — С. 89−93.
  51. Доклад экспертов научного общества по изучению АГ Всероссийского научного общества кардиологов и Межведомственного совета по сердечно-сосудистым заболеваниям (2000) // Клиническая фармакология и терапия. 2000. — № 1. — С. 5−13.
  52. Ю.Н. Руководство по валеологии / Ю. Н. Дрешер. Казань: Медицина, 1999. — 166 с.
  53. А.А. Здоровье и труд в пожилом возрасте / А. А. Дыскин, A. J1. Решетюк. JL: Медицина, 1988. — 240 с.
  54. А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура / А. И. Журавлева, Н. Д. Граевская. -М.: Медицина, 1993. 202 с. 57.3агрядский В. П. Методы исследования в физиологии труда / В.П.
  55. Зотов А. В Реактивность церебральных сосудов у больных с патологией мозгового кровообращения / А. В. Зотов, Е. М. Князева // Диагностика и лечение нарушений системного и регионарного кровообращения. -Пермь, 1969.-С. 97−100.
  56. С.М. Статистическое оценивание параметров математических моделей заболеваний / С. М. Зуев. М.: Наука, 1988. — 174 с.
  57. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Вестн. АМН СССР. 1982. -Т.45. — № 4. — С. 29−33.
  58. Н.Ф. Оценка профессионального риска и управления им -основа профилактики в медицине труда / Н. Ф. Измеров // Гигиена и санитария. 2006. — № 5. — С. 14−16.
  59. Измеров Н. Ф Обострение интегрального показателя для определения категорий напряженности труда / Н. Ф. Измеров, В. В. Матюхин, Л. А. Тарасова // Медицина труда и промышленная экология. М, 1997. -С. 1−7.
  60. Е.П. Теория функциональных систем и психофизиологические состояния / Е. П. Ильин // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М, 1978. — С. 300−357.
  61. Ияд Хамад Физиологические особенности и критерии оценки уровня адаптации у студентов к процессу обучения в вузе: автореф. дис.. канд. биол. наук / Ияд Хамад. М, 2005. — 20 с.
  62. И.А. Механизмы саморегуляции мозга и переработка зрительной информации / И. А. Казановская. Рига, 1990. — 189 с.
  63. А.В. Использование статистических характеристик сердечнососудистого ритма для оценки умственной работоспособности / А. В. Карпенко // Физиология человека. 1986. -Т.12. — № 3. — С. 426−431.
  64. М.А. Артериальная гипертензия: возрастные, половые и генетические особенности: автореф. дис.. доктора медиц. наук / М. А Карпенко. СПб., 2003. — 40 с.
  65. Е.М. Физиологические механизмы регуляции мозгового кровотока в ортостатическом положении / Е. М. Качанова // Физиология человека. 1989. — Т.2. -№ 4. — С. 619−625.
  66. С.А. Умственный труд и эмоции / С. А. Киколов. М.: Медицина, 1978. — 368 с.
  67. .Д. Новое во взглядах на артериальную гипертензию / Ж. Д. Кобалава // Лечащий врач. 2001. — № 2. — С. 4−14.
  68. В.В. Функциональное состояние зрительного анализатора при различных видах сенсорной деятельности /В.В. Колбанов //Акт. вопросы психофиз. зрит, напряж. работ. М., 1990. — С. 54−63.
  69. Ф.И. Хронобиология и хрономедицина / Ф. И. Комаров. М.: Медицина, 1989.-400 с.
  70. С.В. К вопросу об идентичности параметров физиологического тремора рук у мальчиков и девочек 9−10 лет / С. В. Комин, А. Я. Рыжов // Вестн. Тверск ун-та. Сер. Биология и экология. 2005. — Вып.2. — С. 40−45.
  71. Копкарева 0.0. Физиологическая оценка влияния факторов труда на состояние организма преподавателей вуза: автореф. дис.. канд. биол. наук / 0.0. Копкарева. Тверь, 1999. — 20 с.
  72. В.М. К методике определения умственной работоспособности учащихся средних школ / В. М. Краснопевцев, Е. А. Скоцеляс, А. В. Истомин // Гигиена и санитария. 1991. — № 12. — С. 8485.
  73. В.О. Физиолого-гигиеническое обоснование методического подхода к изучению структуры профессионального риска здоровья работающих : автореф. дис.. канд. медиц. наук / В. О. Красовский. М., 1995. — 24 с.
  74. В.О. Физиолого-гигиенические критерии прогнозов профессиональной трудоспособности в гигиене труда : автореф. дис.. доктора медиц. наук / В. О. Красовский. Уфа, 2002. — 46 с.
  75. Т.Г. Возрастная характеристика сенсомоторной работоспособности человека в условиях лабораторного эксперимента : автореф. дис.. канд. биол. наук / Т. Г. Кремлева. Тверь, 1999. — 20 с.
  76. Г. А. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психоэмоционального тонуса приумственных и физических нагрузках / Г. А. Кураев, И. О. Чароян // Валеология. -2001. № 1. — С. 4−14.
  77. В.Р. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков / В. Р. Кучма, JI.M. Сухарева // Гигиена и санитария. 2005. — № 6. -С. 42−45.
  78. М.С. Гипертоническая болезнь (эссенциальная гипертензия) / М. С. Кушаковский. СПб.: СОТИС, 1995. — 311 с.
  79. Н.В. Методы и причины оценки состояния здоровья работающих / Н. В. Лебедева, Г. К. Радионова // Гигиеническое нормирование факторов производственной среды и трудового процесса.-М., 1986.-С. 158−171.
  80. А.Б. Психодиагностика функциональных систем человека /
  81. A.Б. Леонова. М., 1984. — 206 с.
  82. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции / Ю. П. Лисицын. М.: Медицина, 1992. — 194 с.
  83. И.Н. Лечебная физкультура при артериальной гипертензии / И.Н. Макарова// Качество жизни. Медицина. 2005. — № 3. — С. 82−84.
  84. С.А. Особенности профессионального старения работников химических производств / С. А. Максимов // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2006. — № 6. — С. 16−20.
  85. Ю.С. Приспособленность основа здоровья человека / Ю. С. Малов // Валеология. — 2006. — № 2. — С. 72−78.
  86. В.Г. Адаптивная способность зрительной системы у работников умственного труда при различных условиях / В. Г. Мартиросова // Акт. вопросы физиологии умственного труда: Тез. докл. симпозиума. Киев, 1993. — С. 38−39.
  87. А.И. Внутренние болезни / А. И. Мартынов, Н. А. Мухин,
  88. B.C. Моисеев- под ред. А. И. Мартынова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. -585 с.
  89. В.И. Психофизиологические проблемы оптимизации деятельности / В. И. Медведев // Физиологические механизмы оптимизации деятельности. Л.: Наука, 1985. — Гл. 1. — С. 3−20. (- 134с.)
  90. В.И. Теоретические и прикладные проблемы физиологии труда: её задачи и перспективы / В. И. Медведев // Физиология человека. 1981. — № 7. — С. 391−399.
  91. В.И. Функциональные состояния головного мозга человека / В. И. Медведев //Механизмы деятельности мозга человека, 1ч.: Нейрофизиология человека. Л., 1988. С. 300−357.
  92. В.И. Функциональное состояние человека / В. И. Медведев, А. Б. Леонова //Физиология трудовой деятельности. СПб., 1993. С. 25−65.
  93. В.И. Произвольное управление дыханием / В. И. Миняев // Физиология дыхания. Основы современной физиологии. СПб., 1994.-С. 500−523.
  94. Минц А. Я, Ронкин М. А. Реографическая диагностика сосудистых заболеваний головного мозга / А. Я. Минц, М. Я. Ронкин. К., 1967. -160 с.
  95. М.Р. Кинезофилия и моторно-висцеральная координация / М. Р. Могендович // Моторно-висцеральная координация и их нарушения. Пермь, 1969. — С. 6−17.
  96. М.Р. Лекции по физиологии моторно-висцеральной регуляции / М. Р. Могендович. Пермь, — 1972. — 36 с.
  97. Ю.Е. О взаимосвязи микро-и макроуровней в функциональной организации деятельности сосудистой системыголовного мозга / Ю. Е. Москаленко // Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова. 1984. — Т. 70. — № 11. — С.1484−1497.
  98. Ю.Е. Функциональная устойчивость мозгового кровообращения / Ю. Е. Москаленко // Физиологический журнал СССР. 1978. — Т. 64. — № 5. — С. 589−597.
  99. Ю.Е. О нервном механизме регулирования суммарного мозгового кровотока при изменении общего артериального давления / Ю. Е. Москаленко, Г. Б. Вайнштейн // Регуляция мозгового кровообращения. Тбилиси, 1980. — С. 28−31.
  100. П. А. Борьба с нарушениями мозгового кровообращения / П. А. Мотавкин, В. М. Черток. М.: Знание, 1986. -64 с.
  101. Т.В. О методах самооценки здоровья через оценку функционального состояния / Т. В. Мухина // Здравоохранение Рос. Фед.-2006.-№ 5.-С. 31−36.
  102. А.О. Физиологические механизмы и критерии оценки работоспособности и эффективности труда / А. О. Навакатикян // Тез. докл. VIII Всесоюз. науч. конф. по физиологии труда. Горький, 1982.-С. 129−131.
  103. А.О. Физиологические механизмы утомления / А. О. Навакатикян //Физиология трудовой деятельности. СПб., 1993. — С. 83−106.
  104. А.О. Актуальные проблемы физиологии и гигиены труда операторов / А. О. Навакатикян // Актуальные вопросы физиологии умственного труда (тезисы докладов). Киев, 1993. — С. 42−43.
  105. В.Э. О некоторых дискуссионных вопросах реоэнцефалографии / В. Э. Нагорный, JI.H. Змеева, JI.M. Кудаева // Проблема умственного труда. М., 1977. — Т.4. — С. 101−117.
  106. В.Э. Некоторые функциональные особенности системы мозговой гемодинамики при ранних проявлениях вегетососудистой дисфункции у лиц умственного труда / В. Э. Нагорный, JI.M. Кудаева // Проблема умственного труда. М., 1979. -Вып.Б. — С. 4−14.
  107. И.Б. Стили поведения пациентов во время заболевания / И. Б. Назарова // Здравоохранение. 1999. — № 12. — С. 159−167.
  108. Некоторые аспекты регуляции внутричерепного кровообращения / Ю. Е. Москаленко, И. Т. Демченко, Г. Б. Вайнштейн, Б. Б. Зеликсон // Первый Всесоюзный съезд нейрохирургов. М., 1972. — Т. V. — С. 197 198.
  109. Номограммы для определения некоторых интегральных показателей биологического возраста и профессионального здоровья. -М.: ВЦ АН СССР, 1991.-52 с.
  110. Р.Г. Здоровый образ жизни и здоровье населения России / Р. Г. Оганов // Вестн. РАМН. 2001. — № 8. — С. 14−17.
  111. Особенности функционального состояния лиц старших возрастных групп, работающих на московских предприятиях / В. В. Матюхин, Е. Г. Ямпольская, О. И. Юшкова, А. С. Порошенко //
  112. Валеологические вопросы взаимодействия сомато-сенсорных и вегетативных функций в процессе трудовой деятельности. Тверь, 1999.-С. 56−63.
  113. Н.Е. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система / Н. Е. Панферова. М.: Наука, 1977. — 259 с.
  114. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы / Н. М. Пейсахов. Казань, 1974. — 253 с.
  115. .Е. Переходные характеристики процессов адаптивной саморегуляции в вегетативной нервной системе / Б. Е. Петренко // Адаптивная саморегуляция функций. -М, 1977. С. 106−124.
  116. Е.А. Совершенствование физического состояния человека / Е. А. Пирогова. К.: Здоровье, 1989. — 167 с.
  117. М.В. Физиологическая оценка профилактического массажа как средства оптимизации функций опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем человека: автореф. дис. .канд. биол. наук / М. В. Погодина. Тверь, 2002. — 20 с.
  118. И.Б. Применение математических моделей заболеваний в клинической практике / И. Б. Погожев. М.: Наука, 1988. — 191 с.
  119. Е.В. Средне-динамическое давление как прогностический показатель уровня работоспособности и напряжения / Е. В. Подоба, В. В. Матюхин // Оценка и прогнозирование функциональных состояний в физиологии. Фрунзе, 1975.
  120. Ю.М. Профилактика заболеваний сердечнососудистой системы / Ю. М. Поздняков, B.C. Волков. М.: Мир и отечество, 1997. — 287 с.
  121. Г. А. Субъективная оценка как показатель здоровья работающих / Г. А. Пономарева / Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 2. — С. 44−45.
  122. В.А. Этапы развития проблемы безопасности полетов в авиационной медицине / В. А. Пономаренко // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1986. — № 3. — С. 12−19.
  123. В.А. Категория здоровья как теоретическая проблема в авиакосмической медицине / В. А. Пономаренко // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1990. — № 6. — С. 17−23.
  124. В.А. Новые концепции охраны и восстановления здоровья здорового человека в трудовой деятельности / В. А. Пономаренко, А. Н. Разумов. М.: Русский врач, 1997. — 152 с.
  125. Профилактические аспекты оптимизации труда преподавателей вуза: учебн. пособие / ред. А. Я. Рыжов. Тверь: Твер. гос. ун-т., 2004. -160 с.
  126. Профессиональный риск. (Справочник) / Под ред. Н. Ф. Измерева и Э. И. Денисова. М.: Социздат, 2001. — 272 с.
  127. Профессиональный риск для здоровья работников. (Руководство) / Под ред. Н. Ф. Измерева и Э. И. Денисова. М.: Тровант, 2003. — 448 с.
  128. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения / Ю. В. Мойкин, A.M. Киколов, В. И. Тхоревский, JI.E. Милков. М.: Медицина, 1987. — 256 с.
  129. А.В. Социология медицины / А. В. Решетников. М.: ГЭОТАР, 2006. — 255 с.
  130. В.В. Принципы диагностики утомления и оценки работоспособности / В. В. Розенблат // Физиология труда. Свердловск, 1982.-40 с.
  131. Розенблат В. В Вопросы методики физиологических исследований при решении задач научной организации труда /В.В. Розенблат, В. Г. Жуков // Психофизиологические и эстетические основы НОТ.-М., 1971.-С. 110−128.
  132. В.В. Оценка работоспособности оператора по физиологическим показателям (концепция) / В. В. Романов // Актуальные вопросы координации соматосенсорных и вегетативных функций при трудовой деятельности. Тверь, 1996. — С. 89−90.
  133. В.В. Проблема категорирования профессиональной деятельности / В. В. Романов // Координация сомато-сенсорных и вегетативных функций при трудовой деятельности. Тверь, 1994. — С. 64−68.
  134. Н.П. Факторы риска развития артериальной гипертензии и ее первичная профилактика / Н. П. Романова // Губернские медицинские вести. 2001. -№ 2. — С. 12−15.
  135. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2. 2006−05. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзор, 2005. — 142 с.
  136. А.Я. Состояние сердечно-сосудистой системы при ортостатических воздействиях в условиях интенсивности шума (механизмы напряжения, профилактика перенапряжения): автореф. дис. доктора биол. наук/А.Я. Рыжов.-М., 1989.-48 с.
  137. А.Я. Труд и сердечно-сосудистая система. Калинин, 1984.-84 с.
  138. А.Я. Профилактические" мероприятия по оптимизации умственного труда / А. Я. Рыжов, Т. А. Шверина, Л. Г. Амбарцумян. -Тверь, 1991.-40 с.
  139. А.Я. Физиолого-гигиеническая характеристика труда преподавателей вуза / А. Я. Рыжов, С. В. Комин, О. О. Копкарева // Медицина труда и промышленная экология. 2005. — № 10. — С. 36−40.
  140. А.Я. Количественный анализ физиологической кривой работоспособности на модели нервно-напряженного труда / А.Я.
  141. , Б.Н. Тихомиров, Т.Г. Кремлева // Координация сомато-сенсорных и вегетативных функций при трудовой деятельности. -Тверь, 1994.-С. 72−83.
  142. Н.Н. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики / Н. Н. Савицкий. Л., 1974,-311с.
  143. И.А. Медико-социальная и организационная основа формирования здоровья студенческой молодежи / И. А. Свиридова // Валеология. 2006. — № 3. — С. 5−11.
  144. П.В. Рецепторы физиологически активных веществ / В. П. Сергеев, H. J1. Шимановский. М., 1987. — 112 с.
  145. С.Э. Медико-физиологическая классификация работ потяжести труда. Метод, рекомендации / С. Э. Славина, В. Г. Макушин. 1. М, 1974.-58 с.
  146. К.М. Напряжение и утомление / К. М. Смирнов // Физиологический журнал СССР. 1979. — Т. 65. — № 12. — С. 1754−1759.
  147. К.М. Профессиональная гипокинезия как гигиеническая проблема / К. М. Смирнов // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1980. — № 3. — С. 5−9.
  148. Н.П. Физиологическая оценка сенсомоторной работоспособности человека в условиях лабораторного эксперимента: автореф. дис.. канд. биол. наук / Н. П. Степаненкова. Тверь, 1997. -22 с.
  149. К.В. Теория функциональных систем и профилактическая медицина / К. В. Судаков // Вестн. РАМН. 2001. -№ 5.-С. 7−14.
  150. К.В. Функциональные системы организма: Руководство / К. В. Судаков. М.: Медицина, 1987. — 432 с.
  151. К.В. Теоретические аспекты повышения устойчивости организма к эмоциональному стрессу / К. В. Судаков, В. Г. Зилов // Экспериментальная физиология и индивидуальная защита человека. -М., 1982.-С. 74−88.
  152. О.Ю. Физиологическая характеристика моторного компонента профессиональной деятельности скрипачей: автореф. дис.. канд. биол. наук / О. Ю. Сурсимова. Тверь, 1999. — 20 с.
  153. С.С. Физиологическая характеристика состояния организма младших школьников, занимающихся силовыми упражнениями / С. С. Тимофеев, А. Я. Рыжов // Вестн. Твер. ун-та. Сер: Биология и экология. 2006. — № 5 (22). — Вып.2. — С.31−35.
  154. А.А. Собрание сочинений / А. А. Ухтомский. JL, 1952.-Т.1.- 328 с.
  155. .М. Эмоции и сердечная деятельность / Б. М. Федоров. М.: Медицина, 1977. — 216 с.
  156. .М. Системная и регионарная гемодинамика при напряженной умственной работе (в стрессовых условиях) / Б. М. Федоров, Т. А. Князев, В. В. Дегтяренко // Вест. АМН СССР. 1987. -№ 6.-С. 41−46.
  157. Физиологическая характеристика кривой сенсомоторной работоспособности / Н. П. Степаненкова и др. // Ученые записки. -Тверь, 1996. -Т.З. С. 16−17.
  158. В.В. Старение. Нейрогуморальные механизмы. Киев, 1981.-320 с.
  159. В.В. Старение мозга. Л., 1991. — 357 с.
  160. В.М. Уровни функционирования физиологических систем и методы их определения / В. М. Фролов. Л.: Медицина, 1972. -174 с.
  161. О.Г. Физиологическая норма и ее регуляция / О. Г. Чароян 7/ Валеология, 2005, № 2', — С. 28−38.
  162. Г. И. Философские проблемы адаптации / Г. И. Царегородцев. М.: Мысль, 1975. — 275 с.
  163. Г. И. Социально-медицинская профилактика / Г. И. Царегородцев, И. Я Гундров //Вест. Медиц. Наук СССР. 1990. — № 4. -С. 9−16.
  164. Г. И. Общая патология и методология медицины / Г. И. Царегородцев // Вестн. РАМН. 1998. — № 10. — С. 41−45.
  165. Т. А. О функциональном состоянии организма работников вуза / Т. А. Шверина, А. Я. Рыжов, О. О. Копкарева //Координация сомато-сенсорных и вегетативных функций при трудовой деятельности. Тверь, 1994. — С. 98−108.
  166. Экологические факторы и репродуктивная функция / Н. А. Агаджанян, В. И. Кулаков, Т. Д. Зангиева, О. А. Атониязова // Экология человека. 1994. — № 1. — С. 94−105.
  167. Anandarajah G., Hight E. Spirituality and Medical Practice: Using the HOPE Questions as a Practical Tool for Spiritual Assessment // Am. Fam. Physician 2001, № 63. — P 81−89.
  168. Baum F. Capital: is good for your health Issues for a public health agenta //J. Epidemiology Commune Health, 1999. — № 53 (4)
  169. W.M. 1915. Principles of general physiology. London.
  170. Brayden J.E., Bevan J.A. Specific inhibition of VIP-ergic cerebral vasodilatator responses//Brain-85.-Lund, 1985.- P. 155.
  171. Bottiger Z.E. Regular decline in physical Working capacity with age. Brit. Med. J., 1973.Vol.3. № 5874, P. 270−271.
  172. Dimsdale J.E., Ziegler M., Mills P., Berry C. Prediction of salt sensitivity // Am. J. Hypertens. 1990. Vol. 3. — № 6, Pt. 1. — P. 429−435.
  173. Gilood J., Kirschenbaum Al. About the rises of back pajn and work environment // Jnt J. Jnd. Ergonom., 1986, — № 1, P. 65−74.
  174. Hall J.E., Brands M.W., Hildebrandt D.A., Mizelle H.L. Obesity-associated hypertension. Hyperinsulinemia and remal mechanism // Hypertension. 1992. — Vol. 19. — № 1. Suppl.-P. 145−155.
  175. Hainline В., Devinsky O., Reding M. Behavioral problems in stoke rehabilitation papients: a prospective pilot study // J. Stroke Ceiebrovasc. Dis., 1992. Vol. 2, N3. P. 131−135.
  176. Hanks R., Lichtenberg P., Physical, psychological and social outcomes in geniartic rehabilitation patients // Arch. Phys. Med. Rehabie., 1996.-V. 77. P. 786−792.
  177. Harth A. The physiology of aging // Fam Physician. 1993. — № 3. P. 51−52.
  178. Henauw D.S., De Smet P. et al. Detection, treat ment and control of arterial hypertension: trends and determinants. // Can J Cardiol. 1997. V13. SupplB: 1256.
  179. James J.M., MacDonell L.A. The role of baroreceptors and chemoreceptors in the regulation of the cerebral circulation // Clin. Sci. Mol. Med., 1975, V.49, P.465−471.
  180. Jylhd M., Jokela J., Tolvanen E. et al. The Tampere longitudinal stud yon anqeing // Scan J Soc Med. 1999. Suppl 47−49.
  181. Kaplan F. Osteoporosis. Pathophysiology and preventation // Clin. Symposia, 1987. Vol. 39. N 5. — P. 601−604.
  182. Lacey Y.I., Lacey B.S. Study of heart and other-boding processes in stnsomoter behavior // Cardiovascular Psychophysiology. Chicago, 1974. -P. 538.
  183. Lassen N.A. Brain // Peripherical circulation / Ed. P.C. Jonson New York, 1979.-P. 414−440.
  184. Lichtenstein M.J., Shipley M.J., Ros G. Systolic and diastolic blood pressure as predictors of coronary heart disease mortality in the Whitehall study // BMJ. 1985. — № 29. — P.243−245.
  185. Lindvall O., Bjorklund A. The organization of the ascending catecholamine neuron system in the rat brain as revealed by the glyoxilic acid fluorescence method // Actaphysiol. Scand. 1974. Supple. — P.412.
  186. Pereira S. Histological, histochemical and microsurgical research on anatomorphophysiological basis of neurogenic control of cerebral circulation // CBF and metabolism, 1979. P. 94−95.
  187. Ponte J., Purves M.J. Role of the carotid body chemoreceptors and carotid sinus baroreceptors in the control of cerebral blood vessels // J. Physiol., 1974,-V.3.-P. 377−383.
  188. Primatesta P., Brookes M., Poulter N.R. Improved hypertension manage ment and control. Results from the Health Survey for England 1998. // Hypertension. 2001. -№ 38. P. 827−832.
  189. Ross C.E., Mirowsky J. Refining the association between education and health: the effects of quantity, credential and selectivity // Demography. 1999. 36(4).-P. 445−460.
  190. Sakuma M, Imai Y, Nagai K, Watanabe N, Sakuma H, Minami N et al. Reproducibility of home blood pressure measurements over a 1-year period. // Am J Hypertens. 1997- 10: 798−803. OS
  191. Williams M.V., Baker D.W., Parker R.V., Nurss J.R. Relationship of functional health literacy to patient knowledge of their chronic disease. A study of patients with hypertension and diabetes // Arch Intern Med. 1998, 158(2).-P. 166−172.
  192. Zenov A. Versuch einer physiologischen Analyse der veranderungen im Schadelrheogramm in Abhangigkeit von Veranderungen der Korperlange // Psychiatrie, Neurol., med. Paychol. 1967, — № 19. — S. 387−390.
Заполнить форму текущей работой