Морфофункциональное и психофизиологическое состояние учащихся при углубленном использовании компьютерных технологий в учебном процессе
Диссертация
Установлено, что работа с использованием видеодисплейных терминалов в динамике нескольких лет не оказывает влияние на антропометрическое развитие учащихся, но вызывает некоторое замедление процесса полового созревания. Компьютерное обучение способствует повышению продуктивности умственной работоспособности и кратковременной памяти. Однако эта технология вызывает напряжение нервных процессов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Адаптация учащихся к компьютерному обучению литературный обзор)
- 1. 1. Общие представления об адаптации
- 1. 2. Адаптация детей к школьному обучению
- 1. 3. Адаптация учащихся к углубленным и дифференцированным формам обучения
- Глава II. Объект и методы исследования
- 2. 1. Подбор обследованного контингента
- 2. 2. Методика изучения физического развития детей
- 2. 3. Определение уровня полового созревания подростков
- 2. 4. Методика изучения психофизиологического состояния учащихся
- 2. 5. Методика изучения умственной работоспособности учащихся
- 2. 6. Методика изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы
- 2. 7. Методика оценки заболеваемости
- 2. 8. Методы статистической обработки
- Глава III. Результаты исследования
- 3. 1. Физическое и психофизиологическое состояние учащихся компьютерного и общеобразовательного классов в первый год обучения в школе
- 3. 2. Динамика физического развития учащихся при разных типах обучения
- 3. 3. Особенности полового созревания учащихся в динамике при разных типах обучения
- 3. 4. Изменение умственной работоспособности подростков 6классов при разных типах обучения
- 3. 4. 1. Умственная работоспособность учащихся ЭК и КК в динамике учебного дня
- 3. 4. 2. Умственная работоспособность учащихся ЭК и КК в течение недели и четверти
- 3. 4. 3. Изменение умственной работоспособности учащихся
- 3. 5. Психофизиологическое состояние учащихся ЭК и КК в динамике обучения
- 3. 5. 1. Изменение ЗМР и СМР в динамике обучения
- 3. 5. 2. Изменение РДО в динамике обучения у учащихся ЭК и КК
- 3. 5. 3. Кратковременная память учащихся ЭК и КК в динамике обучения
- 3. 6. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся компьютерных классов
- 3. 6. 1. Состояние сердечно-сосудистой системы в динамике учебного дня
- 3. 6. 2. Состояние сердечно-сосудистой системы учащихся в течение недели и четверти
- 3. 6. 3. Изменение показателей гемодинамики в зависимости от возраста
- 3. 7. Функциональные состояния ССС учащихся ЭК и КК в покое и после физической нагрузки
- 3. 8. Состояние здоровья учащихся при разных типах обучения
Список литературы
- Абаева Л. Оболванивает компьютер ребёнка или развивает? //Семья. 1991.-№ 6. С. 5.
- Аболенская А. В, Матвеева Н. А, Усанова Е. П. Изменение ВНД под влиянием учёбных занятий у учащихся начальной школы при Зх-летней программе обучения. //Новые исследования по возрастной физиологии. М, 1973. — № 1. — С.58−61.
- Аветисян Л. Р, Кочарова С. Г. Влияние занятий информатикой на состояние здоровья школьников колледжа.//Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Материалы конференции. М, 1999. — С. 156.
- Агапова Л.П. Характеристика полового созревания учащихся 10−15 лет. //Новые исследования по возрастной физиологии. М, 1985. — № 2(25). -С.24−27.
- Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. /Под ред. Д. В. Колесова. -М.: Педагогика, 1987. 152с.
- Айзман Р.И. Диагноз: Школьный шок. Медицинская газета. 1991. — № 68. -С.4.
- Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции. //Cojcos. Новосибирск, 1997. — С.54−60.
- Айзман Р.И. и др. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии. -Новосибирск, 1997. 181с.
- Александрова Т. Б, Тхоревский В. Н. Влияние нервно-эмоционального напряжения на тонус артериальных и венозных сосудов кисти и предплечья. /Проблемы умственного труда. М.: МГУ, 1977. — Вып.4. — С152−155.
- Ю.Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компесация. М.: Педагогика, 1986. — 89с.
- П.Алексеева Т. И. Географическая среда и биология человека. М.: Мысль, 1977.-302с.
- Ананьева Н.А., Неверова Л. Г. Работа на дисплеях и состояние здоровья школьников. //Гигиена и санитария. 1987. — № 6. — С.7−10.
- Ананьева Н.А., Пляскина И. В., Ямпольская Ю. А. Здоровье детей обучающихся в школах нового типа. /Материалы межрегионального симпозиума «Проблемы психического здоровья детей в северных регионах страны». Красноярск, 1995. — С.4−5.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 447с.
- Антипов И., Колобов С. и др. О методике психологического исследования адаптации школьников к учебной нагрузке при работе на компьютере. //Информатика и образование. М., 1988. — № 2. — С.71−73.
- Антропова М.В. Анализ некоторых методик изучения общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. //Новые исследования по возрастной физиологии. -М., 1977. № 1. — С.109−114.
- Антропова М.В. Дифференцированное обучение учащихся I-IX классов, их работоспособность и организация режима учебной деятельности. //Физиология человека, 1992. т. 18. № 1. С. 171−178.
- Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, 1971. -208с.
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Педагогика, 1968. — 232с.
- Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. -М.: Педагогика, 1974. 136с.
- Антропова М.В. Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки учащихся. // Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки учащихся VII классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. -М., 1984.-С.6−17.
- Антропова М.В., Гребенкина Е. Г., Волкова JI.A. Динамика умственной работоспособности учащихся IX-X классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. //Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. М., 1986. — С.33−45.
- Антропова М.В., Кузнецова JI.K., Бородкина Г. В. Изменение психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференцированного обучения. //Физиология человека. 1991. -т.17. — № 5.-С.116−124.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся. //Гигиена и санитария. 1997. — № 1. — С.24−26.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JI.M. и др. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии. //Педагогика. 1996. — № 5. -С. 19−23.
- Арцыбашева М.Г. Характеристика режима дня городских школьников. //Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1984. — Вып. 15. — С.43−45.
- Аршавский И.А. Биологические и медицинские аспекты проблем адаптации и стресса в свете данных физиологии онтогенеза. /Актуальные вопросы современной физиологии: Сборник научных трудов. М.: Наука, 1976. -С.144−191.
- Аршавский И. А. Механизмы и особенности физиологического и патологического стресса в различные возрастные периоды. /Актуальные проблемы стресса. Кишинёв, 1976. — С.5−22.
- Аршавский И.А. Физиологические критерии периодизации индивидуального развития и проблема биологического возраста. /Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С.12−16.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 270с.
- Афанасьев А.И., Волидорский В. Я., Гуменер П. И. и др. Актуальные проблемы электромагнитной безопасности в компьютерных классах. //Гигиена и санитария, 1999. № 3. — С48−51.
- Афанасьев А.И., Карликов И. И., Туркевич А. А. и др. Электромагнитная безопасность при работе с компьютерной техникой. М.: Циклон-Тест, 1998. -112с.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 280с.
- Баевский P.M., Кириллов О. Н., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — 221с.
- Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты. //Педиатрия. 1999. — № 3. — С.4−6.
- Баранов А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников (Пути его укрепления). -Красноярск, 1989. 140с.
- Барсукова Н.К., Сорокина Т. Н. Динамика функционального состояния организма учащихся VII класса на уроках информатики с использованием ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. -№ 1.-С.114−118.
- Безгодов В.Н., Губайдулина Т. Х., Калиберный В. В. Влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье детей. //Гигиена и санитария. -1996. -№ 5.-С20−22.
- Безобразова В.Н. Динамика межполушарной амплитудной асимметрии РЭГ126у детей 7−9 лет в течение учебного года в школе полного дня. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1981. — С.23−27.
- Безруких М.М. Особенности регуляции сердечного ритма у школьников 1316 лет под влиянием учебных занятий. //Физиология человека, 1989. т. 15. -№ 2. — С.85−88.
- Безруких М.М. Регуляция сердечного ритма у подростков с разными темпами полового созревания. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1982. -№ 1 (18). — С. 17−20.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.- 176с.
- Бережкова Л.Ф., Зутлер А. С., Бондаренко Н. М. и др. Особенности адаптации первоклассников к школе в зависимости от состояния их здоровья. /Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. М., 1983. -С.27−32.
- Бирюкович А.А. Состояние ЦНС учащихся IX класса в динамике учебного дня при работе на автоматизированной системе «НАСТАВНИК». //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. -С.100−103.
- Бирюкович А.А., Макарова Л. В. Функциональное состояние ЦНС и зрительного анализатора детей подготовительной группы детского сада при игре на компьютере. /Физиология развития человека. Тезисы IV Всесоюзной конференции. М., 1990. — С32.
- Блинова Н.Г., Игишева JI.H., Тарасова O.JL, Фёдоров А. И. Комплексная оценка функционального состояния и развития детей и подростков в системе образования. Методические рекомендации. Кемерово, 1996. — 39с.
- Богданов А.Ф. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников IX класса на уроках информатики. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.122−128.
- Богина Т.А. Определение комплекса показателей физического развития и состояния здоровья детей 4−7 лет. /Физическая подготовленность дошкольников. М., 1988. — С.4−12.
- Бокач A.M. Половое созревание девочек различных конституциональных типов. //Педиатрия. 1980. — № 6. — С.8−11.
- Бородкина Г. В. Состояние здоровья детей школьного возраста при профилированном обучении. //Педиатрия. 1994. — № 4. — С.77−80.
- Бурханов А.И., Хорошева Т. А. Состояние здоровья учащихся младших классов лицея искусств. //Гигиена и санитария. 1999. — № 3. — С.42−45.
- Вайнруб Е.М. с соавторами. Анализ факторов, определяющих уровень работоспособности школьников. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1983. — № 2 (21). — С. 19−21.
- Великанова JI.K. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Новосибирск, 1993.-95с.
- Великанова J1. K, Шухлеева Е. Е, Фокина Л. Г. Валеологический подход к углублённому и дифференцированному обучению. /Межрегиональный симпозиум «Медицинские и педагогические проблемы валеологии». -Новосибирск, 1996. С.33−34.
- Вильяме Р, Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988. — 335с.
- Волков В. Г, Машкова В. М. Методы и устройства для оценки функционального состояния и уровня работоспособности человека-оператора. М.: Наука, 1993. — 207с.
- Воложин А. И, Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. — М, 1987. — 176с.
- Волокитина Т.П., Воронцова П.В, Яковлева Н. В, Соколова Л. В. Здоровье учащихся начальных классов и адаптация к «внутришкольным факторам». /Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. СПб, 1995. — С.22−23.
- Волынский З. М, Соловьёва B.C. Гипертоническая болезнь у молодых людей. Л.: Медицина, 1965. — 253с.
- Воронин Л. Г, Соловьёва Л. Ф. Частота сердечных сокращений в прогнозировании работоспособности. //Физиология человека. 1981. — т.7. -№ 1. — С.61−66.
- Воронцов И.М. Оценка антропометрических данных (лекция). //Вопросы охраны материнства и детства. 1985. — № 6. — С.6−11.
- Выходов Г. Ф. Некоторые особенности ВНД детей школьного возраста. Автореферат диссертации канд. биолог, наук. М, 1961. — 16с.
- Гельтищева Е.А. Функциональное состояние ССС студенток технического ВУЗа при работе с дисплеем ЭВМ во время учебных занятий. //Гигиена труда и профессиональные заболевания. М, 1985. — № 6. — С.50−51.
- Гельтищева Е. А, Селихова Г. Н. Режим работы за дисплеем. //Информатика и образование. 1987. — № 1. — С.82−84.
- Гельтищева Е. А, Хусаинова Т. Ж, Жичкина Г. Н. и др. Гигиеническая оценка учащихся на компьютерах «МАКИНТОШ». //Гигиена и санитария.1 291 999. -№ 3.-С.45−48.
- Глушкова Е.К., Барсукова Н. К., Белявская В. И. и др. Гигиенические проблемы применения компьютеров в учебном процессе средней общеобразовательной школы. //Гигиена и санитария. 1988. — № 6. — С. 1922.
- Глушкова Е.К., Сазанюк З. И., Степанова М. И. Компьютеризация и здоровье. //Биология в школе. 1992. — № 1−2. — С.34−37.
- Горвиц Ю.М. Зачем компьютеры в дошкольных учреждениях? //Информатика и образование. 1994. — № 3. — С.63−72.
- Гостев А.А. Индивидуальные особенности пространственных представлений в операторской деятельности. //Психология жизнедеятельности. Л., 1982. — т.З. — № 1. — С. 101−109.
- Гребенкина Е.Г., Ластухина Л. Г. Режим дня и работоспособность учащихся VII классов школы № 1 г.Суздаля. //Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки yчaщиxcяVII классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. М., 1984. — С.73−77.
- Гребняк Н.П., Машинистов В. В. К оценке трудности учебных предметов в общеобразовательных лицеях и колледжах. //Гигиена и санитария. 1993. -№ 6. — С.36−37.
- Гребняк Н.П., Машинистов В. В., Вербаховская Е. В. и др. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся. //Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — С.31−34.
- Гринене Э. Адаптация детей к учебной деятельности при начале обучения с шести лет. /Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы III Всесоюзной конференции «Физиология развития человека». М., 1985. — С. 107−108.
- Гринене Э., Вайткявичюс Вл. Умственная работоспособность школьников 13−15 лет в процессе учебной деятельности. /Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1985. -С.405.
- Тромбах С.М. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: Медицина, 1975. — 172с.
- Гурова Н.И., Шумейко Н. С. Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей 5−7 лет в связи с проблемой школьной зрелости. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979. — С.77−81.
- Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998. — 373с.
- Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. -М.: Физкультура и спорт, 1980. 295с.
- Дембо А.Г. Физиология дыхания. Л.: Наука, 1973. — 351с.
- Дёмин А.К. Электромагнитное загрязнение окружающей среды и здоровье населения России. -М., 1997.-91с.
- Демирчоглян Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Лукоморье Новый центр, 1997.-254с.
- Демирчоглян Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Советский спорт, 1995. -64с.
- Деревянко Е.А. О тонических и фазных компонентах условно-двигательных реакций оператора. /Физиология труда: Тезисы докладов VI Всесоюзнойнаучной конференции. -М., 1973. С.111−112.
- Деревянко Е.А. и др. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде. — М.: Экономик, 1976. 76с.
- Дмитриева А.Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся. //Гигиена и санитария. 1994. — № 8. — С.32.
- Добромыслова В.И., Скрябин В. В. Использование показателей вариабельности времени зрительно-моторной реакции для диагностики утомления. /Физиология труда: Тезисы докладов VI Всесоюзной научной конференции. М., 1973. — С. 113−114.
- Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания. //Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С.68−70.
- Догадкина С.Б. Влияние статических нагрузок на центральную и периферическую гемодинамику у детей 8−11 лет. /Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980. — С.80−89.
- Дорохов Р.Н., Бахрах И. И. Физическое развитие детей школьного возраста. //Медицина, подросток и спорт. Смоленск, 1975. — С.5−39.
- Доскин В.А., Белявская В. И., Ковалькова СЛ., Храмцов П. И. и др. Экспериментальная оценка угловых размеров символов на видеотерминале школьного компьютера. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С. 131−134.
- Држевецкая И.А. Эндокринология растущего организма. М.: Высшая школа, 1987.-207с.
- Егоров Ю.Л., Костин Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: Гуманитаризация, компьютеризация, духовность. М.: Изд-во РАГС, 1996. -157с.
- Жарова Г. Н. Адаптация к учебной деятельности детей 6−10 лет г.Новосибирска в зависимости от некоторых факторов среды. Диссертация канд. биолог, наук. Новосибирск, 1987. — 187с.
- Жарова Г. Н. Интегральная характеристика кардиореспираторной системы детей 6−10 лет в динамике обучения. /Интеграция функциональных систем в онтогенезе: Межвузовский сборник научных трудов. -Новосибирск, 1990. С.84−93.
- Жафярова С.А., Лысова Н. Ф. Основные закономерности роста и развития детей и подростков. Новосибирск: НГПУ, 1997. — 29с.
- Загрядский В.П., Сулимо-Самуйлло З.К. Методы исследования в физиологии труда. JL: Наука, 1976. — 93с.
- Зеллис Ж.И. Гигиеническая характеристика влияния учебных нагрузок на организм школьников средних классов при компенсирующем и традиционном обучении. //Гигиена и санитария. 1994. — № 8. — С.29−31.
- Зинченко В.П., Леонова А. Б., Мунипов В. М. Методы оценки функциональных состояний и динамики работоспособности. //Тезисы 13 съезда физиологического общества. Л., 1979. — С.415.
- Змановский Ю.Ф., Колесов Д. В. Некоторые теоретические аспекты проблемы адаптации растущего организма. //Новые исследования по возрастной физиологии. -М., 1974. № 1. — С.161−165.
- Зорькин А.А., Нигуляну В. И. Некоторые метаболические аспекты страесса. /Актуальные проблемы стресса. Кишинёв, 1976. — С.92−99.
- Зубкова В.М., Сапожникова Г. М. Адаптация первоклассников к школе и некоторые факторы, влияющие на неё. /Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. М., 1983. — С. 14−20.
- Зуев К.А. Компьютер и общество. М.: Политиздат, 1990. — 353с.
- Иванов С.М. Медицинские аспекты физического воспитания школьников. //Вопросы охраны материнства и детства. 1976. — № 9. -С.12−14.
- Изотова Т.А. Влияние занятий с использованием ЭВМ на состояние здоровья школьников. //Гигиена и санитария. 1996. — № 3. — С.29−31.
- Изотова Т.А. Дисплей и здоровье. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.82−84.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. JL: Медицина, 1988. — 157с.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. -Л.: Медицина, 1980. 183 с.
- Искандерова И.А., Сетко Н. П. Функциональные особенности организма школьников в процессе обучения профессии программиста. //Гигиена и санитария. 1998. — № 5. — С.33−35.
- Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. М.: Советский спорт, 1990.-68с.
- Казин Э.М., Кураев Г. А. и др. Использование автоматизированных программ для комплексной прогностической оценки индивидуальных возможностей. //Физиология человека. 1993. — т.19. — № 3. — С.88−94.
- Казин Э.М., Рифтин А. Д., Фёдоров А. И. и др. Автоматизированные системы в комплексной оценке здоровья и адаптивных возможностей человека. //Физиология человека. 1990. — т. 16. — № 3. — С.94−100.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.- 192с.
- Казначеев В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. -Новосибирск, 1986. 192с.
- Калюжная Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии. /Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М.: АПН СССР, 1980.-С.З-17.
- Калюжная Р.А. Анализ факторов, определяющих уровень артериального давления у детей и подростков. //Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1978. — № 1 (10). — С.28−33.
- Калюжная Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 328с.
- Калюжная Р.А. Школьная медицина. -М.: Медицина, 1975. 392с.
- Кандрашенко В. Н, Кучма В. Р. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детского и подросткового населения и подготовка врачебных кадров. //Гигиена и санитария. 1993. — № 10. — С.48−51.
- Карпенко JI.3, Колотыгина JI. JI, Макаркин А. И. и др. Гигиеническая оценка учебной нагрузки в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях г. Кургана. //Современные проблемы медицины и биологии. -Курган, 1997.-С.38−39.
- Касимов С.А. Работоспособность человека и пути её повышения. М.: Медицина, 1979. -240с.
- Кассиль Г. Н. Адаптация внутренней среды организма к стрессовым ситуациям. /Адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам. М.: АПН СССР, 1979. — С.8−14.
- Касьянов В. М, Хан А. Б. Влияние учебных занятий на согласованность в работе больших полушарий головного мозга школьников. /Детский организм и среда: Сборник трудов МГПИ. М, 1973. — С.25−30.
- Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. — 172с.
- Коваленко Е. А, Гуровский Н. Н. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980. -320с.
- Ковш О. Я, Калниньш Э. Э, Алексе P.O. Сфигмографические показатели кровообращения у здоровых детей в возрасте 4−15 лет. /Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы. Рига: РМИ, 1980. — С.45−53.
- Колесин Н. Д, Сошнев А. Н. Комплексная оценка уровня здоровья человека. //Гигиена и санитария. 1994. — № 9. — С.28.
- Колесов Д. В, Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. — 80с.
- Колодько О.Е. Динамика показателей АД у учащихся IX классов под влиянием учебной нагрузки. /Функционирование сердечно-сосудистой системы ребёнка в процессе развития и под влиянием учебной деятельности. М.: АПН СССР, 1985. — С.63−67.
- Колодько О. Е, Догадкина С. Б. Влияние учебной деятельности на135показатели артериального давления у учащихся IX-X классов. //Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. М., 1986. -С.128−133.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
- Коркушко О.В., Шатило В. Б. и др. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека. //Физиология человека. 1991. -т.17. — № 2. — С.31−39.
- Корниенко И.А. Энергетический обмен в различные периоды индивидуального развития человека. //Физиология человека. 1983. — т.9. -№ 1. — С.25−32.
- Корольков А.А., Петленко В. П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М.: Медицина, 1977. — 390с.
- Косилов С.А. Физиологические основы НОТ. М.: Экономика, 1969. -302с.
- Кочетков Г. Б. Могущество и бессилие компьютера. М.: Политиздат, 1988.-80с.
- Кочеткова М.Т., Лесненко Н. А. Особенности адаптации учащихся V-VI классов к учебным нагрузкам в условиях школы продлённого дня. /Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам. Челябинск, 1989. — С.79−86.
- Криворучко Т.С. Гигиеническое значение изменений в биологии развития человека. Кишинёв, 1979. — 184с.
- Крылова А.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой системы школьников 11−16 лет. Автореферат диссертации канд. биол. наук. Казань, 1990. — 19с.
- Кудрякова Т.А. /Структурно-функциональная организация136развивающегося мозга. -М., 1991. С.51−53.
- Кузнецова JI.M. Особенности адаптации к учебным нагрузкам учащихся IV-VIII классов школы продлённого дня. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — С.265−266.
- Кузнецова Л.М., Бородкина Г. В. Физиолого-гигиенические аспекты дифференцированного обучения учащихся VIII-XI классов. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. Тезисы докладов. -М, 1990.-С.157.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 343с.
- Левина И. Л., Лотош Е. А., Олещенко A.M. Роль и место валеологии в системе образования. //Здоровье и образование. Материалы Международного конгресса валеологов. СПб., 1999. — С.125−127.
- Леонова Л.А. Работоспособность и здоровье учащихся в связи с их работой на персональных ЭВМ. /Физиология развития ребёнка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. -С.274−286.
- Леонова Л.А. Физиолого-гигиеническая оценка функционального состояния школьников при изучении ими «Основ информатики и вычислительной техники». //Новые исследования по возрастной физиологии. 1987. — № 2 (29). — С.25−27.
- Леонова Л.А. Физиолого-гигиенические основы организации учебных занятий школьников с применением ЭВТ. // Новые исследования в137психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.79−84.
- Леонова Л.А., Бирюкович А. А., Савватеева С. С. Гигиеническое нормирование длительности работы детей на персональном компьютере. //Гигиена и санитария. 1996. — № 2. — С.25−28.
- Леонова Л.А., Изотова Т. А., Макарова Л. В. Персональный компьютер и здоровье детей. //Информатика и образование. 1997. — № 3. — С. 125−127.
- Леонова Л.А., Савватеева С. С., Лукьянец Г. Н. Функциональное состояние основных физиологических систем организма школьников при разных формах работы на ЭВМ. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990. — С. 17−171.
- Литвинова Н.А., Казин Э. М., Шорин Ю. П. и др. Комплексная физиологическая оценка здоровья и профессионального развития у лиц умственного труда. //Физиология человека. 1994. — т.20. — № 5. — С. 147−150.
- Лобзин B.C., Михайленко А. А., Панов А. Г. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии. Л.: Медицина, 1979. — 216с.
- Лопухина А.Б. Динамика умственной работоспособности учащихся VII-IX классов, изучающих «Основы информатики и вычислительной техники». //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. -№ 1. — С.90−94.
- Лосева О.А., Кузнецова Л. М. Работоспособность учащихся IV-VI классов при различной организации учебного и продлённого дня. // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1985. — № 1. — С.68−71.
- Лукьянец Г. Н. Закономерности изменения функционального состояния ЦНС у старших школьников при работе на ЭВМ. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.96−99.
- Лупандин В.В., Лупандин В. Н. Особенности реакции на движущийся объект у мужчин и женщин. //Журнал высшей нервной деятельности. 1994. -т.44. — № 3. — С.610−613.
- Лушина Л.В. Исследование выраженности асимметрии в кровоснабжении левого и правого полушарий головного мозга учащихся младших классов. /Материалы научной конференции молодых научных работников и138санитарных врачей. М., 1970. — С.3−4.
- Лысова Н.Ф. Особенности функции почек и водно-солевого обмена у детей 7−11 лет в условиях Заполярья. Автореферат диссертации канд. биол. наук. Новосибирск, 1996. — 19с.
- Мазина Э.А. Особенности организации учебных занятий и внешкольной жизни учащихся IV-X классов. /Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. Тез. докл. М., 1990. — С. 180.
- Маркель А.Л., Бородин П. М. Стресс как фактор регуляции генетической изменчивости. /Онтогенетические и генетико-эволюционные аспекты нейроэндокринной регуляции стресса. Новосибирск, 1990. — С. 148−159.
- Маркосян А.А. Развитие человека и надёжность биологических систем. /Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М., 1969.-С.513.
- Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974.-223с.
- Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации. //Физиология человека. 1998. — т.24. -№ 4. — С.7−13.
- Медведев В.И. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. — 111с.
- Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации. М.: Наука, 1993. — 331с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. М.: Наука, 1981. -277с.
- Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М.: Медицина, 1973. — 360с.
- Меерсон Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1998. — 256с.
- Меерсон Ф.З., Пшенникова М. Г. Физиология адаптационных процессов. -М.: Наука, 1986.-635с.
- Миклашевская Н.Н., Соловьёва B.C., Година Е. З. О связи уровня139полового созревания с другими критериями биологического возраста. //Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С.51−53.
- Митрохина И.В. Развитие утомления у учащихся старших классов при работе на ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.94−97.
- Мокеева М.М., Сетко Н. П. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей. //Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — С.29−31.
- Навакатикян А.О., Ковалёва А. И. Здоровье и работоспособность при умственном труде. Киев: Здоров’я, 1989. — 88с.
- Навакатикян А.О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев: Здоров’я, 1979. — 208с.
- Навакатикян А.О., Крыжановская В. В., Кальниш В. В. Физиология и гигиена умственного труда. Киев: Здоров’я, 1987. — 152с.
- Нетопина С.А. Особенности развития основных свойств нервных процессов у школьников. /Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. М.: МЗ СССР, 1987. — С.52−60.
- Новикова З.В. Динамика умственной работоспособности у семиклассников в течение учебного года. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1986. — № 1 (26). — С.70−73.
- Нормализация учебной нагрузки школьников. /Под ред. М. В. Антроповой. -М.: Педагогика, 1988. 160с.
- Образование. Личность. Здоровье. /Под ред. М. Н. Лазутовой, Э. М. Казина. -Кемерово, 1996. 160с.
- Онищенко Г. Г., Епифанова Т. М. Актуальные вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения. /Доклады140
- Всероссийского совещания специалистов по гигиене детей и подростков. -М, 1993. -СЛ.
- Осипов М. С, Агатова J1. A, Косарев Г. Г. Биохимические показатели функционального состояния первоклассников в процессе адаптации к школьной нагрузке. /Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. -М, 1983. С.76−89.
- Павилонис С, Туткувенс Я. Влияние физической активности и полового созревания на состав тела у школьников. //Современная морфология -физической культуре и спорту. J1, 1987. — С.95.
- Пальнау Н. А, Лапцевич С. П. и др. Характеристика некоторых показателей корковой нейродинамики у учащихся с видеотерминалом. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М, 1989. -№ 1. — С.104−107.
- Паскарелли Э. Компьютер работает человек болеет. //Огонёк, 1997. -№ 24. — С.29−31.
- Пляскина И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида. //Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С.62−65.
- Подкорытова Л.А. Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста. Свердловск, 1970. — 31с.
- Попова Н. М, Зубкова В. Н, Сапожникова Г. М. Динамика работоспособности детей 6 лет при экспериментальном обучении. // Новые исследования по возрастной физиологии. -М, 1979. № 1. — С.19−22.
- Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьника. М.: Медицина, 1964.-459с.
- Прахин Е.И. Физическое развитие детей в условиях Сибири (обзор). //Бюллетень СО АМН СССР. 1983. — № 6. — С.22−31.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-287с.
- Раменская Т.И. Использование закономерностей развития организма в подготовке лыжников-гонщиков. //Теория и практика физической культуры.-М., 1992. -№ 1.-С.12−14.
- Раппопорт Ж.Ж. Адаптация ребёнка на Севере. Д.: Медицина, 1979. -191с.
- Раппопорт Ж.Ж., Прахин Е. И. Школьники. Красноярск, 1972. — 142с.
- Розенблат В.В. Утомление. /Руководство по физиологии труда. М., 1969. — С.249−281.
- Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Новосибирск, 1998. — 283с.
- Савватеева С.С. Функциональное состояние зрительного анализатора при работе школьников старшего возраста на ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -М., 1989. С.107−114.
- Савватеева С.С., Лукьянец Т. Н. и др. К вопросу о длительности одноразовой непрерывной работы подростков на ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991. — № 1. -С.128−132.
- Сальникова Т.П., Тумилович Л. Г., Эристави Э. Г., Дзюба Т. П. Удельная значимость вторичных половых признаков как показателя биологического возраста. //Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С.62−64.
- Саркисов Д.С. Морфология компенсаторно-приспособительных процессов. -М.: ВИНИТИ, 1983. 135с.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. — 254с.
- Сергеев В.Н., Ананьев Н. И., Хасин В. Б. Зависимость показателей работоспособности от двигательного режима у школьников-подростков. //Здравоохранение Казахстана. 1990. — № 3. — С.60−61.
- Сердце и спорт. /Под ред. В. Л. Карпмана и Г. М. Куколевского. М.: Медицина, 1968. — 520с.
- Сердюковская Г. Н. Гигиена детей и подростков важнейшее звено профилактической медицины. /Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. -М., 1989. -чЛ. -С.3−12.
- Сердюковская Г. Н. Современные тенденции здоровья детей в дошкольных и школьных возрастах. //Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях. -М., 1991.-С.5−11.
- Сердюковская Г. Н., Арнольди И. А. Здоровье подростка. М.: Знание, 1967.-46с.
- Сирота Т.П. Изменение сердечного ритма при дозированной умственной нагрузке. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1980. — № 2. — С.39−43.
- Сланкис В.П., Валтнерис А. Д. О возрастных изменениях некоторых показателей гемодинамики большого круга кровообращения у детей младшего школьного возраста. /Возрастная физиология сердечнососудистой системы. Рига: РМИ, 1980. — С.68−75.
- Слоним А.Д. Частная экологическая физиология млекопитающих. М.: Наука, 1962.-498с.
- Смолян Г. А., Шашников К. Б. Феномен персональной ЭВМ: философско-методологический аспект. //Вопросы философии. 1986. — № 6. — С.42−46.
- Соловьёва И.Б. Экспериментальное моделирование и исследование деятельности оператора в условиях эмоционального стресса. //Психология журнал. 1983. —т.4. — № 3. — С.43−50.
- Ставицкая А.Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959. — 26с.
- Степанова М.И. Компьютер и самочувствие школьника. //Информатика и образование. 1989. — № 5. — С.76−79.
- Степанова М.И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования. //Гигиена и санитария. -2000.-№ 1.-С.40−44.
- Степанова М.И., Сазанюк З. И. Обучение в гимназии и здоровье детей. /Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1995. — С.22−23.
- Степанова Т.П., Шахлина Л. Г. Уровень биологического развития -критерий при спортивном отборе девочек препубертатного возраста. /Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1990. — С.274.
- Стефанов С.Б. и др. Метод морфокинетического синтеза или количественного сравнения систем. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1974. — № 3. — С.73−78.
- Судаков К.В. Системная организация функций человека: теоретические аспекты. //Успехи физиологических наук. 2000. — т.31. — № 1. — С.81−96.
- Сухарев А.Г. Школьная гипокинезия и её последствия. //Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981. -С.51−52.
- Сухарев А.Г., Фокина Н. С., Шелонина О. А. и др. Гигиенические принципы организации физического воспитания, направленного на активное формирование профессионально значимых функций школьников. /Актуальные вопросы гигиены. Кишинёв, 1987. — С. 197−198.
- Сухарева А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991. 272с.
- Сухарева Л.М., Павлович К. Э., Бесстрашная Н. А. Возрастные половые особенности ВНД подростков 15−18 лет. /Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. М.: МЗ СССР, 1987. — С.68−75.
- Тихомиров O.K. Стратегия и тактика компьютеризации. //Вестник144высшей школы. 1988. — № 3. — С.25—28.
- Трегубов A. JL, Иванова Е. И. Динамика умственной работоспособности учащихся в связи со свойствами нервной системы. /Адаптивные реакции организма школьников к физическим и умственным нагрузкам. Пермь: ПГПИ, 1986. — С.57−63.
- Трегубов А.Л., Иванова Е. И. и др. Адаптация сердечно-сосудистой системы при работе на компьютерах. /Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственным нагрузкам. Пермь, 1990. С.40−44.
- Трегубов А.Л., Иванова Е. И., Бажанова Л. М. Динамика умственной работоспособности учащихся при работе на компьютерах. /Адаптационные реакции организма старшеклассников к физическим и умственным нагрузкам. Пермь, 1990. — С.88−92.
- Труш В.Д. Эргономическое проектирование видеотерминалов школьных ЭВМ. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. -№ 1.-С.84−87.
- Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Автореферат диссертации докт. мед. наук. М., 1985. — 43с.
- Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1985. — 88с.
- Тупицын И.О. Изменение сердечной деятельности в процессе адаптации145к учебной нагрузке. /Адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам: Тезисы докладов Всесоюзного совещания. М., 1979. — С.36−45.
- Тупицын И.О. Изменение сердечной деятельности у младших школьников в процессе адаптации к учебной нагрузке. //Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. -М., 1980. -С. 18−30.
- Усищева Ц.Л. Работоспособность и функциональное состояние организма учащихся профилированных школ. //Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М., 1977. — С.71−72.
- Усов И.Н., Чичко М. В., Астахова Л. Н. Практические навыки педиатра. -Минск, 1989.-384с.
- Фёдоров Б.М. Стресс и система кровообращения. М.: Медицина, 1991. -316с.
- Фёдоров Б.М. Стресс, кардиологические аспекты. //Физиология человека. 1997. — т.23. — № 2. — С.89−99.
- Фёдоров Б.М. Эмоции и сердечная деятельность. М.: Медицина, 1977. -215с.
- Фёдоров В.И. Классификация управляющих функциональных систем организма, дополнение к теории функциональных систем П.К.Анохина. //Успехи современной биологии. -2000. т. 12. — № 1. — С.3−11.
- Фёдорова М.З. Состояние центрального мозгового кровообращения юношей 15−17 лет при работе на микро-ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989, — № 2. -С.91−97.
- Фёдорова М.З. Физиологическое обоснование режима обучения школьников при работе на ЭВМ. //Информатика и образование. 1992. — № 1. — С.58−60.
- Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. /Под ред. Козлова В. И., Антроповой М. В., Корнеенко И. А. М.: АПН СССР, 1986.- 187с.
- Филатов Н.Н. Состояние здоровья детского населения Москвы. //Педиатрия. М., 1999. — № 3. — С. 10−16.
- Филеши П.А. Возрастные особенности функциональных характеристик сердечной деятельности у школьников. /Функциональные особенности сердца при физических нагрузках и возрастном аспекте. Ставрополь. -1975. — Вып.1. — С.51−64.
- Фролова Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт. Проблемы. Перспективы. Новосибирск, 1988. — 172с.
- Хананашвили М.М. Информационные неврозы. JL: Медицина, 1978. -143с.
- Хасанова Н.Н. Динамика умственной работоспособности учащихся IX класса при разных режимах работы на ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.87−94.
- Хасанова Н.Н. Исследования утомления учащихся IX класса при работе с компьютерами. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990. — С.297−303.
- Хембри Д. Компьютер и здоровье. //Мир ПК.- 1990. № 2. — С. 107−115.
- Храмцов П.И., Текшева JI.M. Гигиеническое обоснование допустимого веса единого учебного комплекта для школьников. //Гигиена и санитария. -1998.-№ 3.-С.21−23.
- Храмцов П.Н. Изменение показателей электроокулограммы и сердечного ритма у школьников при работе на дисплеях разного качества. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. -С.128−135.
- Храмцова А.Д. Некоторые показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся профессионально-технических училищ. //Гигиена и санитария. 1980. — № 3. — С. 19−21.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма детей и147подростков к учебным нагрузкам (физиолого-гигиенические аспекты). /Адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам. М.: АПН СССР, 1979.-С.З-8.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В. Забота о здоровье детей: Из опыта работы школы продлённого дня № 710 г. Москвы. М.: Педагогика, 1986. -104с.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В. /ред./ Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. М.: Педагогика, 1982. — 237с.
- Хрущёв С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1980. — 224с.
- Хусаинова И.С., Орлов В. И. и др. Электромагнитное загрязнение среды и здоровье школьников. /Материалы I Российской конференции по проблеме электромагнитной безопасности человека. Фундаментальные и прикладные исследования. М., 1996. — С.61−62.
- Чернозубов И.Е. Компьютер и дети. М.: Компания AJ1EC, 1998. — 96с.
- Чинкин А.С., Федорович В. А., Русяев J1.A. Минутный объём крови при различных уровнях мышечной активности. /Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. Казань, 1984. — С. 123−137.
- Чубирко М.И., Пичужкина Н. М., Фуфаева О. Я. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа. //Гигиена и санитария. 1997. -№ 2. — С.21−23.
- Шалимов П.М., Книга В. В., Глухов Д. М. Динамика функционального состояния курсантов авиационного училища в период первоначального летного обучения. //Военно-медицинский журнал. 1994. — № 1. — С.57−59.
- Шкулов B.JI. Труд и условия среды. JL: Наука, 1974. — 144с.
- Шмелёв А.Б. Детская болезнь компьютерного обучения. //Информатика и образование. 1987. — № 1. — С.85−92.
- Шубочкина Е. И, Молчанова С. С, Круглова И. И. Биологический возраст подростков и его значение для возрастной периодизации. /Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы докладов. -М, 1990. С.321−322.
- Щедрина А.Г. Педология наука о детстве, как фундаментальная основа валеологии и педагогики. — Новосибирск, 1996. — 42с.
- Ямпольская Ю.Я. Анализ акселерации роста морфологических признаков у девочек с учётом различий в их возрасте развития. //Гигиена детей и подростков. М, 1992. — Вып.З. — С.228−234.
- Ямпольская Ю.Я. Динамика уровня полового созревания девушек Москвы. //Гигиена и санитария. 1997. — № 3. — С.29−30.
- Ярославцева В.И. Ребенок в школе и его ресурсы. /Здоровье и образование. Материалы Международного конгресса валеологов. СПб, 1999. — С.219−220.
- Adolph Е.Р. Some general concepts of physiological adaptations. /Physiological adaptations, desertand mountain. N. Y, 1972, P.3−7.
- Attalah N. L, Matta W.M. Age at menarhe of schoolgirls in Khartoum. //Ann. Hum. Biol. 1983. — v. 10, № 2. — P. 185−188.
- Belluci, R, Mauli, F. The effects of visual ergonomics and visual performance upon ocular symptoms during VDT works. /Grandjean, E. ed Ergonomics and health in modern offices: London, Taylor and Fracis, 1984, pp.346−351.
- Bennett F. Computers as tutors: solving the crisis in education. //Arch. Sci. Child, 1999. 50. — pp.236−239.
- Bielucki T, Waliszko A, Hulanicka B. Socialclass gradients in menarhe an age in Poland. //Ann. Hum. Biol. 1986. — v 13, № 1. — P. 1−11.
- Brodeur, P. Annals of Radiation: The Hazards of Electromagnetic Fields. //IEEE Trans EMC. 1989. v30, № 5. — P.238.
- Brody, H. The Body in Question: How to stay Healthy at the PC. //PC/Computing. March, 1989, pp. 140−145.
- Canadian Labour Congress Towards amore humanized technology: exploring the impact of VDT on the health and working conditions of Canadian office workers, Ottawa, Labour Education and Studies Centre, 1982.
- Cillum R.F., Prineas R.J., Kloriber H.N. Maturation versus ageassessing blood pressure by height. //J. Nat. Med. Assoc., 1989. № 1.- p.43−46.
- Deschamps J.P., Lahrichi M.N. Biological Values in the child and the adolescent. Role of age growth, bone development and morphology. //Reference Values Hum. Chem. Basel, 1973. — pp. 109−116.
- Dudek W. (цит. По Антроповой М. В., 1968.) Zum Problem der Ermudung im kindersalter. Miinchen, 1957.
- Frisancho A.R. Human growth and development among highaltitude populations. //The Biology of Highaltitude Peoples. Cambridge Univ. Press., 1978.-p.146.
- Frisancho A.R., Velosger Т., Lancher I. Influence of developmental adaptation of lung function at highaltitude. //Hum. Biol., 1973. v.45. — № 4. — p. 125−131.
- Fukusako Т., Yamamoto K., Takase Y. A case of reflex epilepsy with binasal visual field defects attack induced by family computer game. //Rinsho Shinkeigaku, 1990. May 30(5). -p.540−543.
- Goldbourt U. Nutrition and physical activiti: impact on prevention of coronary heart disease mirrored by lipoprotein indice. //Amer. Clin. Nutr.-1989.-v.49, -№ 5, Suppl.-P.1131.
- Gur S., Ron S., Heicklenklein A. Objective evaluation of visual fatigue in VDU workers. //Occup. Med., 1994. v.44. — p.201−210.
- Hembree, D. Warning: Computing can be hazardous to your health. //Macworld. Januare, 1990. pp. 150−157.
- Knave, B.G. et al. Work at video display terminals (An epidemiological health investigation of office employees. I. Subjective Symttoms and discomforts.)150
- Scandinavian journal of work, environment and health, 1985. № 11. -pp.457−466.
- Krouss R.M. Exercise, lipoproteins, and coronary artery disease. // Circulation.-1989. v.79. — № 5. — P. l 143−1145.
- Kurppa K., Nolmbery P. et al. Birth defects and exposure to video display terminals during pregnancy. //Scandinavian journal of work, environment and health, 1985. № 11. -pp.353−356.
- Macgregor D.M. Nintendonitis? A case report of repetitive strain injury in a child as a result of playing computer games. //SCOT. MED. J., 2000. v.45. № 5. — P.150−152.
- MacKay, C. Work with Visual Display Terminals: Psychosocial aspects and Health. //Journal of Occupational Health.- 1989. -v31.- pp.957−968.
- Marriott, J., M.Stuchly. Health aspects of Work with Visual Display Terminals. //Journal of Occupational Health. 1986. v28. — pp.833−848.
- Mino Y., Tsuda Т., Balazono A. Depressive State in workers using computers. //Environ Res. 1993. v.63. P.54−57.
- Nilsen, A. Facial rash in visual display unit operators. //Contact dermatitis. -1982. v8. pp. 25−28.
- Nishiyma, K., Nakaseko, M. et al. Health aspects of VDT operators in the newspaper industry. //Grandjean, E. ed Ergonomics health in modern offices. London, Taylor and Francis, 1984. pp.113−118.
- Prosser C.L. Perspetives in adaptation: theoretical aspects. //Handbook of physiology. Sect.4. Adaptation to the enveronment. Washington, 1964. P. l 1−25.
- Ritter M. Emotional disorder and Educational Underachievement. //Arch Sci. Child. 1974. — v49. — P.249−256.
- Sandstrom M., Hansson Mild K., Lyskov E., Wiltn J. Power frequency magnetic field and computer monitor instability. //Display. 1999. — v.19. P.85.
- Sandstrom M., Hansson Mild K., Stenberg B. A survey of electric and magnetic fields among VDT operators in offices. //IEEE Trans EMC. 1993. -v.35, № 8. — P.394.
- Schetelig H. Psychohygienische Probleme des Schulkinders. //Sozialpadiatrie, 1984, 6. 1. — S.41−44.
- Schnorr, T.M., et al. Video Display Terminals and Risk of Spontaneous Abortion. //The New England of Medicine. 1991, March 14, pp.727−733.
- Sheehan, M. Avoiding carpal tunnel syndrome: A guide for computer keyboard users, University Computing Times //Indian University, Bloomington. -1990. July-August, pp. 17−19.
- Sheehan, M. VDT Health risks: What to do while the jury’s out, University Computing Times //Indian University, Bloomington. 1990. July-August, pp. 1617.
- Sheehan, M. Shaping our workplace. //Reprinted from the University Computing Times. 1991. May-June, pp.2−3.
- Sigh S.P., Malhotra P. Secular shift in menarhe at age of Patiola (India) schcoolgirlsbetween 1974 and 1986. //Ibid. 1988. — v.15, № 1. — P.78−80.
- Sirard J.R., Pate R.R. Physical activity assessment in children and adolescents. //SPORT. MED. 2001. — v. 31. — № 6. -P.439−454.
- Smith L. The Future of Technology in Teaching (teachers need to learn more about teaching computer skills). //PC/Computing.- 1999. June, pp.110−115.
- Smith, M.J., Stamnerjohn, L.W. et al. Jobstress in video display operations. //Grandjean, E. and Vigliani, E. eds Ergonomics aspects of visual display terminals. London, Taylor and Fraies, 1982, pp. 101−110.
- Spiegol K., Leproult R., Van Cauter E. Impact of a sleep debt on metabolic and endocrine function. //Lancet. 1999. v354. — P. 1435.
- Tanner J.M. The growth and development of children. //Proc. Roy Instr. Gr. Brith., 1962, 39, № 3, p.253−265.
- Tjonn, H.H. Report of facial rashes among VDU operators in Norway. //Pearce, B.U. ed Health hazards of VDTs? Chichester, Wiley, 1984, pp. 17−23.
- Turner B.B., Taylor A.N. Persistent alternation of pituitary adrenal function in the prepubertal treatment. //Endocrinology. 1976. — v.98. — P. 1−9.
- Van Cauter E., Spiegol K. Sleep as a mediator of the relationship between socioeconomic status and health: a hypothesis. //Annals of the New York152
- Academy of Sciences. 1999. — v.896. — P.254.
- Winter L. Ergebnisse einer Untersuchung zum Problem und zur Praxis der Vorzeitiges Einseneling. //Zeitschrift fur artztliche Fortbildungs, 1972. — 19. -S.1004−1008.
- Wespi H. Die psycholohygenische situatuen unserer Schulkinder. //Rev. hyg. et med scolaires et universitaries, 1964. № 3. — pp. 140−142.
- Zaret, M. Cataracts and visual display units. Ln. Pearce B.C. ct Health hazards of VDTs? //Chicgester, Wiler. 1984. pp.47−54.