Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Морфофункциональное и психофизиологическое состояние учащихся при углубленном использовании компьютерных технологий в учебном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что работа с использованием видеодисплейных терминалов в динамике нескольких лет не оказывает влияние на антропометрическое развитие учащихся, но вызывает некоторое замедление процесса полового созревания. Компьютерное обучение способствует повышению продуктивности умственной работоспособности и кратковременной памяти. Однако эта технология вызывает напряжение нервных процессов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Адаптация учащихся к компьютерному обучению литературный обзор)
    • 1. 1. Общие представления об адаптации
    • 1. 2. Адаптация детей к школьному обучению
    • 1. 3. Адаптация учащихся к углубленным и дифференцированным формам обучения
  • Глава II. Объект и методы исследования
    • 2. 1. Подбор обследованного контингента
    • 2. 2. Методика изучения физического развития детей
    • 2. 3. Определение уровня полового созревания подростков
    • 2. 4. Методика изучения психофизиологического состояния учащихся
    • 2. 5. Методика изучения умственной работоспособности учащихся
    • 2. 6. Методика изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы
    • 2. 7. Методика оценки заболеваемости
    • 2. 8. Методы статистической обработки
  • Глава III. Результаты исследования
    • 3. 1. Физическое и психофизиологическое состояние учащихся компьютерного и общеобразовательного классов в первый год обучения в школе
    • 3. 2. Динамика физического развития учащихся при разных типах обучения
    • 3. 3. Особенности полового созревания учащихся в динамике при разных типах обучения
    • 3. 4. Изменение умственной работоспособности подростков 6классов при разных типах обучения
      • 3. 4. 1. Умственная работоспособность учащихся ЭК и КК в динамике учебного дня
      • 3. 4. 2. Умственная работоспособность учащихся ЭК и КК в течение недели и четверти
      • 3. 4. 3. Изменение умственной работоспособности учащихся
  • ЭК и КК в зависимости от возраста
    • 3. 5. Психофизиологическое состояние учащихся ЭК и КК в динамике обучения
      • 3. 5. 1. Изменение ЗМР и СМР в динамике обучения
      • 3. 5. 2. Изменение РДО в динамике обучения у учащихся ЭК и КК
      • 3. 5. 3. Кратковременная память учащихся ЭК и КК в динамике обучения
    • 3. 6. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся компьютерных классов
      • 3. 6. 1. Состояние сердечно-сосудистой системы в динамике учебного дня
      • 3. 6. 2. Состояние сердечно-сосудистой системы учащихся в течение недели и четверти
      • 3. 6. 3. Изменение показателей гемодинамики в зависимости от возраста
    • 3. 7. Функциональные состояния ССС учащихся ЭК и КК в покое и после физической нагрузки
    • 3. 8. Состояние здоровья учащихся при разных типах обучения
  • Глава IV. Обсуждение результатов
  • Выводы

Морфофункциональное и психофизиологическое состояние учащихся при углубленном использовании компьютерных технологий в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В системе современного школьного образования происходят значительные перемены. Наряду со школами постепенно открываются новые учебные учреждения, такие как лицеи и гимназии, в которых большое внимание уделяется различным формам углубленного и дифференцированного обучения. Это позволяет ученикам получить более глубокое и всестороннее образование, что необходимо не только для поступления в ВУЗ, но и для получения престижной профессии. Одной из форм углубленного обучения являются новые технологии информатики и компьютеризации.

Применение компьютера в школе активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, повышает интерес к учёбе (Глушкова Е.К., Сазанюк З. И., Степанова М. И., 1992; Bennett F., 1999; Smith L., 1999), способствует развитию логического и творческого мышления, а также внимания и памяти (Трегубов A. JL, Иванова Е. И., 1986; Егоров Ю. Л., Костин Т. И., Тихонов М. Ю., 1996). В целом, это даёт возможность повысить качество обучения и создать предпосылки к приобретению профессии оператора ЭВМ.

Компьютеризация в образовании несёт не только положительные изменения, но и порождает массу проблем. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с сохранением здоровья пользователей ЭВМ (Изотова Т.А., 1989; Кучма В. Р., 1997; Леонова Л. А., 2000; Hembree D., 1990; Sheehan М., 1990).

В настоящее время показано, что работа за компьютером вносит существенные изменения в привычную учебную деятельность школьников. Она оказывает существенное влияние на функциональное состояние зрительного анализатора, ЦНС и ВНД учащихся, вызывая напряжение этих систем, способствует раннему развитию утомления (Гельтищева Е.А., Хусаинова Т. Ж., 1999; Демирчоглян Г. Н., 1997; Хасанова Н. Н., 1989; Mino Y., Tsuda Т., Balazono А., 1993; Zaret М., 1984). Всё это, особенно, в условиях дефицита времени у учащихся и множественных нарушений режима труда и отдыха, как в школе, так и дома может привести к отклонениям в работе организма, срыву адаптации, возникновению и развитию болезни. Нарушения, вызванные чрезмерными учебными нагрузками при дифференцированной и углубленной формах обучения, можно считать «платой» организма за те перегрузки, которые испытывает ученик в погоне за высоко качественными знаниями.

Следовательно, интенсификация учебного процесса, предъявляя повышенные требования к адаптационным возможностям детей и подростков, требует разностороннего и систематического изучения механизмов биологической и социальной адаптации (Левина И.Л., Лотош Е. А., Олещенко A.M., 1999). Это объясняется тем, что школа должна способствовать не только накоплению интеллектуальных ресурсов учащихся и готовить их к самостоятельной деятельности, но и заботиться о сохранении такого ресурса как здоровье, поскольку именно оно является базой для дальнейшего развития и нормальной жизнедеятельности (Ярославцева В.И., 1999).

В связи с этим актуальной становится проблема изучения влияния углубленных и дифференцированных форм обучения на организм детей и особенно подростков. Поскольку известно, что пубертатный период онтогенеза относится к наиболее чувствительному (сенситивному) этапу развития человека, в котором ослабевает действие наследственных факторов и усиливается влияние внешней среды. Организм в этот период становится более пластичным и уязвимым (Щедрина А.Г., 1996). Все изменения, происходящие в это время, будут оказывать существенное влияние на последующее развитие человека.

Фундаментальные исследования по изучению влияния компьютерного обучения на организм подростков ведутся в Москве и Санкт-Петербурге при поддержке Минздрава России. К сожалению, подобных работ очень мало в регионах Сибири и Дальнего Востока (Великанова Л.К., Левков А. В., Муравьёва Я. Л., 1993; Великанова Л. К., Шухлеева Е. Е., Фокина Л. Г., 1996). На основании этого нами была предпринята попытка восполнить этот пробел.

Цель работы. Изучить влияние компьютерной технологии обучения на физическое, психофизиологическое и вегетативное состояние учащихся в динамике обучения в школе и оценить их адаптационные возможности.

Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи:

1. Исследовать физическое, психофизиологическое и вегетативное состояние учащихся с учётом пола, возраста и типа обучения.

2. Проанализировать умственную работоспособность и состояние сердечно-сосудистой системы в динамике учебного дня, недели, четверти с учётом пола, возраста и типа обучения.

3. Рассмотреть влияние компьютерного обучения на заболеваемость и успеваемость учащихся.

4. Провести морфокинетический анализ развития учащихся общеобразовательного класса и класса с профилированным изучением информационных технологий с целью выяснения воздействия формы обучения на организм школьников в целом.

Научная новизна работы. Впервые выполнено комплексное системное исследование морфофункционального и психофизиологического состояния одних и тех же учащихся в динамике трех лет обучения.

Впервые применён интегральный метод морфокинетического синтеза с целью выяснения характера воздействия компьютерного метода обучения на целостный организм ребёнка, а не отдельных его систем. Дан подробный анализ дневной, недельной и годовой динамики состояния сердечно-сосудистой системы и умственной работоспособности учащихся компьютерного класса.

Установлено, что работа с использованием видеодисплейных терминалов в динамике нескольких лет не оказывает влияние на антропометрическое развитие учащихся, но вызывает некоторое замедление процесса полового созревания. Компьютерное обучение способствует повышению продуктивности умственной работоспособности и кратковременной памяти. Однако эта технология вызывает напряжение нервных процессов, о чем свидетельствует увеличение латентного периода сенсомоторных реакций от 6 к 8 году обучения, 7 нарушение баланса между возбудительным и тормозным процессами в корково-подкорковых структурах ЦНС. Новая технология обучения вызывает напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой деятельности (более высокие показатели частоты сердечных сокращений, артериального давления и минутного объема крови в покое и при физической нагрузке) и снижает адаптационные возможности организма детей.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в том, что работа даёт экспериментальные доказательства позитивного и негативного влияния компьютера на организм пользователей ЭВМ. Полученные данные можно использовать при разработке оптимальных режимов учебной деятельности и коррекции учебных программ с учётом физиологических возможностей организма учащихся. Выполнение предложенных рекомендаций будет способствовать сохранению здоровья детей и подростков. Результаты работы используются при чтении лекций в курсе «Возрастная физиология» в Новосибирском государственном педагогическом университете.

Положения, выносимые на защиту.

1. Компьютерное обучение не влияет на физическое развитие учащихся, но несколько замедляет процесс полового созревания.

2. Систематическое использование компьютерных технологий в учебном процессе стимулируют умственную работоспособность и кратковременную память, но приводят к увеличению скорости сенсомоторных реакций и нарушению баланса между возбудительным и тормозным процессами.

3. Использование компьютерных технологий вызывает напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы и приводит к повышению общей заболеваемости.

4. Компьютерное обучение оказывает более выраженное влияние на организм девочек по сравнению с мальчиками.

Апробация работы. Материалы работы были представлены на Международном конгрессе валеологов и III Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические проблемы валеологии» (Санкт-Петербург, 1999) — на III Всероссийском международном симпозиуме «Физиологические механизмы природных адаптаций» (Иваново, 1999) — на Международной конференции «Педагогические и медицинские проблемы валеологии» (Новосибирск, 1999), XVIII съезд физиологического общества имени И. П. Павлова (Казань, 2001). Ежегодное участие в конференциях НГПУ (1999;2001).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ.

выводы.

1. Учащиеся экспериментального и контрольного класса в начале обучения в школе не имеют достоверных отличий по уровню физического развития. Отсутствие различий в антропометрических показателях между учащимися обследуемых классов сохраняется на всем протяжении школьного обучения.

2. В процессе обучения у школьников экспериментального и контрольного классов улучшается умственная работоспособность, что выражается в увеличении общего объёма работы и повышении продуктивности умственной деятельности. Происходящие изменения лучше выражены в компьютерном, чем общеобразовательном классе.

3. У учащихся контрольного класса в динамике обучения происходит уменьшение латентного периода зрительнои слухомоторной реакций, тогда как у школьников экспериментального класса эти показатели существенно не изменяются.

4. В динамике учебного дня, недели и в возрастном аспекте у учащихся экспериментального класса систолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений и минутный объём крови выше по сравнению с их сверстниками из контрольного класса, что свидетельствует о напряжении функционирования сердечной системы.

5. У учащихся экспериментального класса общая заболеваемость выше, чем в контрольном классе. Несмотря на это, в динамике обучения успеваемость учащихся компьютерного класса сохраняется на более высоком уровне, тогда как у школьников общеобразовательного класса она достоверно снижается.

6. Увеличение объема учебной нагрузки с использованием компьютерной технологии обучения приводит к напряжению функциональных резервов и снижению его адаптационного потенциала по сравнению с общеобразовательной методикой обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Оболванивает компьютер ребёнка или развивает? //Семья. 1991.-№ 6. С. 5.
  2. Аболенская А. В, Матвеева Н. А, Усанова Е. П. Изменение ВНД под влиянием учёбных занятий у учащихся начальной школы при Зх-летней программе обучения. //Новые исследования по возрастной физиологии. М, 1973. — № 1. — С.58−61.
  3. Аветисян Л. Р, Кочарова С. Г. Влияние занятий информатикой на состояние здоровья школьников колледжа.//Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Материалы конференции. М, 1999. — С. 156.
  4. Л.П. Характеристика полового созревания учащихся 10−15 лет. //Новые исследования по возрастной физиологии. М, 1985. — № 2(25). -С.24−27.
  5. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. /Под ред. Д. В. Колесова. -М.: Педагогика, 1987. 152с.
  6. Р.И. Диагноз: Школьный шок. Медицинская газета. 1991. — № 68. -С.4.
  7. Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции. //Cojcos. Новосибирск, 1997. — С.54−60.
  8. Р.И. и др. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии. -Новосибирск, 1997. 181с.
  9. Александрова Т. Б, Тхоревский В. Н. Влияние нервно-эмоционального напряжения на тонус артериальных и венозных сосудов кисти и предплечья. /Проблемы умственного труда. М.: МГУ, 1977. — Вып.4. — С152−155.
  10. Ю.Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компесация. М.: Педагогика, 1986. — 89с.
  11. П.Алексеева Т. И. Географическая среда и биология человека. М.: Мысль, 1977.-302с.
  12. Н.А., Неверова Л. Г. Работа на дисплеях и состояние здоровья школьников. //Гигиена и санитария. 1987. — № 6. — С.7−10.
  13. Н.А., Пляскина И. В., Ямпольская Ю. А. Здоровье детей обучающихся в школах нового типа. /Материалы межрегионального симпозиума «Проблемы психического здоровья детей в северных регионах страны». Красноярск, 1995. — С.4−5.
  14. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 447с.
  15. И., Колобов С. и др. О методике психологического исследования адаптации школьников к учебной нагрузке при работе на компьютере. //Информатика и образование. М., 1988. — № 2. — С.71−73.
  16. М.В. Анализ некоторых методик изучения общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. //Новые исследования по возрастной физиологии. -М., 1977. № 1. — С.109−114.
  17. М.В. Дифференцированное обучение учащихся I-IX классов, их работоспособность и организация режима учебной деятельности. //Физиология человека, 1992. т. 18. № 1. С. 171−178.
  18. М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, 1971. -208с.
  19. М.В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Педагогика, 1968. — 232с.
  20. М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. -М.: Педагогика, 1974. 136с.
  21. М.В. Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки учащихся. // Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки учащихся VII классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. -М., 1984.-С.6−17.
  22. М.В., Гребенкина Е. Г., Волкова JI.A. Динамика умственной работоспособности учащихся IX-X классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. //Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. М., 1986. — С.33−45.
  23. М.В., Кузнецова JI.K., Бородкина Г. В. Изменение психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференцированного обучения. //Физиология человека. 1991. -т.17. — № 5.-С.116−124.
  24. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся. //Гигиена и санитария. 1997. — № 1. — С.24−26.
  25. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JI.M. и др. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии. //Педагогика. 1996. — № 5. -С. 19−23.
  26. М.Г. Характеристика режима дня городских школьников. //Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1984. — Вып. 15. — С.43−45.
  27. И.А. Биологические и медицинские аспекты проблем адаптации и стресса в свете данных физиологии онтогенеза. /Актуальные вопросы современной физиологии: Сборник научных трудов. М.: Наука, 1976. -С.144−191.
  28. И. А. Механизмы и особенности физиологического и патологического стресса в различные возрастные периоды. /Актуальные проблемы стресса. Кишинёв, 1976. — С.5−22.
  29. И.А. Физиологические критерии периодизации индивидуального развития и проблема биологического возраста. /Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С.12−16.
  30. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 270с.
  31. А.И., Волидорский В. Я., Гуменер П. И. и др. Актуальные проблемы электромагнитной безопасности в компьютерных классах. //Гигиена и санитария, 1999. № 3. — С48−51.
  32. А.И., Карликов И. И., Туркевич А. А. и др. Электромагнитная безопасность при работе с компьютерной техникой. М.: Циклон-Тест, 1998. -112с.
  33. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 280с.
  34. P.M., Кириллов О. Н., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — 221с.
  35. А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты. //Педиатрия. 1999. — № 3. — С.4−6.
  36. А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников (Пути его укрепления). -Красноярск, 1989. 140с.
  37. Н.К., Сорокина Т. Н. Динамика функционального состояния организма учащихся VII класса на уроках информатики с использованием ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. -№ 1.-С.114−118.
  38. В.Н., Губайдулина Т. Х., Калиберный В. В. Влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье детей. //Гигиена и санитария. -1996. -№ 5.-С20−22.
  39. В.Н. Динамика межполушарной амплитудной асимметрии РЭГ126у детей 7−9 лет в течение учебного года в школе полного дня. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1981. — С.23−27.
  40. М.М. Особенности регуляции сердечного ритма у школьников 1316 лет под влиянием учебных занятий. //Физиология человека, 1989. т. 15. -№ 2. — С.85−88.
  41. М.М. Регуляция сердечного ритма у подростков с разными темпами полового созревания. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1982. -№ 1 (18). — С. 17−20.
  42. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.- 176с.
  43. Л.Ф., Зутлер А. С., Бондаренко Н. М. и др. Особенности адаптации первоклассников к школе в зависимости от состояния их здоровья. /Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. М., 1983. -С.27−32.
  44. А.А. Состояние ЦНС учащихся IX класса в динамике учебного дня при работе на автоматизированной системе «НАСТАВНИК». //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. -С.100−103.
  45. А.А., Макарова Л. В. Функциональное состояние ЦНС и зрительного анализатора детей подготовительной группы детского сада при игре на компьютере. /Физиология развития человека. Тезисы IV Всесоюзной конференции. М., 1990. — С32.
  46. Н.Г., Игишева JI.H., Тарасова O.JL, Фёдоров А. И. Комплексная оценка функционального состояния и развития детей и подростков в системе образования. Методические рекомендации. Кемерово, 1996. — 39с.
  47. А.Ф. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников IX класса на уроках информатики. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.122−128.
  48. Т.А. Определение комплекса показателей физического развития и состояния здоровья детей 4−7 лет. /Физическая подготовленность дошкольников. М., 1988. — С.4−12.
  49. A.M. Половое созревание девочек различных конституциональных типов. //Педиатрия. 1980. — № 6. — С.8−11.
  50. Г. В. Состояние здоровья детей школьного возраста при профилированном обучении. //Педиатрия. 1994. — № 4. — С.77−80.
  51. А.И., Хорошева Т. А. Состояние здоровья учащихся младших классов лицея искусств. //Гигиена и санитария. 1999. — № 3. — С.42−45.
  52. Е.М. с соавторами. Анализ факторов, определяющих уровень работоспособности школьников. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1983. — № 2 (21). — С. 19−21.
  53. JI.K. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Новосибирск, 1993.-95с.
  54. Великанова J1. K, Шухлеева Е. Е, Фокина Л. Г. Валеологический подход к углублённому и дифференцированному обучению. /Межрегиональный симпозиум «Медицинские и педагогические проблемы валеологии». -Новосибирск, 1996. С.33−34.
  55. Вильяме Р, Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988. — 335с.
  56. Волков В. Г, Машкова В. М. Методы и устройства для оценки функционального состояния и уровня работоспособности человека-оператора. М.: Наука, 1993. — 207с.
  57. Воложин А. И, Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. — М, 1987. — 176с.
  58. Т.П., Воронцова П.В, Яковлева Н. В, Соколова Л. В. Здоровье учащихся начальных классов и адаптация к «внутришкольным факторам». /Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. СПб, 1995. — С.22−23.
  59. Волынский З. М, Соловьёва B.C. Гипертоническая болезнь у молодых людей. Л.: Медицина, 1965. — 253с.
  60. Воронин Л. Г, Соловьёва Л. Ф. Частота сердечных сокращений в прогнозировании работоспособности. //Физиология человека. 1981. — т.7. -№ 1. — С.61−66.
  61. И.М. Оценка антропометрических данных (лекция). //Вопросы охраны материнства и детства. 1985. — № 6. — С.6−11.
  62. Г. Ф. Некоторые особенности ВНД детей школьного возраста. Автореферат диссертации канд. биолог, наук. М, 1961. — 16с.
  63. Е.А. Функциональное состояние ССС студенток технического ВУЗа при работе с дисплеем ЭВМ во время учебных занятий. //Гигиена труда и профессиональные заболевания. М, 1985. — № 6. — С.50−51.
  64. Гельтищева Е. А, Селихова Г. Н. Режим работы за дисплеем. //Информатика и образование. 1987. — № 1. — С.82−84.
  65. Гельтищева Е. А, Хусаинова Т. Ж, Жичкина Г. Н. и др. Гигиеническая оценка учащихся на компьютерах «МАКИНТОШ». //Гигиена и санитария.1 291 999. -№ 3.-С.45−48.
  66. Е.К., Барсукова Н. К., Белявская В. И. и др. Гигиенические проблемы применения компьютеров в учебном процессе средней общеобразовательной школы. //Гигиена и санитария. 1988. — № 6. — С. 1922.
  67. Е.К., Сазанюк З. И., Степанова М. И. Компьютеризация и здоровье. //Биология в школе. 1992. — № 1−2. — С.34−37.
  68. Ю.М. Зачем компьютеры в дошкольных учреждениях? //Информатика и образование. 1994. — № 3. — С.63−72.
  69. А.А. Индивидуальные особенности пространственных представлений в операторской деятельности. //Психология жизнедеятельности. Л., 1982. — т.З. — № 1. — С. 101−109.
  70. Е.Г., Ластухина Л. Г. Режим дня и работоспособность учащихся VII классов школы № 1 г.Суздаля. //Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки yчaщиxcяVII классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. М., 1984. — С.73−77.
  71. Н.П., Машинистов В. В. К оценке трудности учебных предметов в общеобразовательных лицеях и колледжах. //Гигиена и санитария. 1993. -№ 6. — С.36−37.
  72. Н.П., Машинистов В. В., Вербаховская Е. В. и др. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся. //Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — С.31−34.
  73. Э. Адаптация детей к учебной деятельности при начале обучения с шести лет. /Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы III Всесоюзной конференции «Физиология развития человека». М., 1985. — С. 107−108.
  74. Э., Вайткявичюс Вл. Умственная работоспособность школьников 13−15 лет в процессе учебной деятельности. /Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1985. -С.405.
  75. С.М. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: Медицина, 1975. — 172с.
  76. Н.И., Шумейко Н. С. Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей 5−7 лет в связи с проблемой школьной зрелости. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979. — С.77−81.
  77. Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998. — 373с.
  78. А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. -М.: Физкультура и спорт, 1980. 295с.
  79. А.Г. Физиология дыхания. Л.: Наука, 1973. — 351с.
  80. А.К. Электромагнитное загрязнение окружающей среды и здоровье населения России. -М., 1997.-91с.
  81. Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Лукоморье Новый центр, 1997.-254с.
  82. Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Советский спорт, 1995. -64с.
  83. Е.А. О тонических и фазных компонентах условно-двигательных реакций оператора. /Физиология труда: Тезисы докладов VI Всесоюзнойнаучной конференции. -М., 1973. С.111−112.
  84. Е.А. и др. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде. — М.: Экономик, 1976. 76с.
  85. А.Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся. //Гигиена и санитария. 1994. — № 8. — С.32.
  86. В.И., Скрябин В. В. Использование показателей вариабельности времени зрительно-моторной реакции для диагностики утомления. /Физиология труда: Тезисы докладов VI Всесоюзной научной конференции. М., 1973. — С. 113−114.
  87. Н.Ф. О селективности и динамике внимания. //Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С.68−70.
  88. С.Б. Влияние статических нагрузок на центральную и периферическую гемодинамику у детей 8−11 лет. /Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980. — С.80−89.
  89. Р.Н., Бахрах И. И. Физическое развитие детей школьного возраста. //Медицина, подросток и спорт. Смоленск, 1975. — С.5−39.
  90. В.А., Белявская В. И., Ковалькова СЛ., Храмцов П. И. и др. Экспериментальная оценка угловых размеров символов на видеотерминале школьного компьютера. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С. 131−134.
  91. И.А. Эндокринология растущего организма. М.: Высшая школа, 1987.-207с.
  92. Ю.Л., Костин Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: Гуманитаризация, компьютеризация, духовность. М.: Изд-во РАГС, 1996. -157с.
  93. Г. Н. Адаптация к учебной деятельности детей 6−10 лет г.Новосибирска в зависимости от некоторых факторов среды. Диссертация канд. биолог, наук. Новосибирск, 1987. — 187с.
  94. Г. Н. Интегральная характеристика кардиореспираторной системы детей 6−10 лет в динамике обучения. /Интеграция функциональных систем в онтогенезе: Межвузовский сборник научных трудов. -Новосибирск, 1990. С.84−93.
  95. С.А., Лысова Н. Ф. Основные закономерности роста и развития детей и подростков. Новосибирск: НГПУ, 1997. — 29с.
  96. В.П., Сулимо-Самуйлло З.К. Методы исследования в физиологии труда. JL: Наука, 1976. — 93с.
  97. .И. Гигиеническая характеристика влияния учебных нагрузок на организм школьников средних классов при компенсирующем и традиционном обучении. //Гигиена и санитария. 1994. — № 8. — С.29−31.
  98. В.П., Леонова А. Б., Мунипов В. М. Методы оценки функциональных состояний и динамики работоспособности. //Тезисы 13 съезда физиологического общества. Л., 1979. — С.415.
  99. Ю.Ф., Колесов Д. В. Некоторые теоретические аспекты проблемы адаптации растущего организма. //Новые исследования по возрастной физиологии. -М., 1974. № 1. — С.161−165.
  100. А.А., Нигуляну В. И. Некоторые метаболические аспекты страесса. /Актуальные проблемы стресса. Кишинёв, 1976. — С.92−99.
  101. В.М., Сапожникова Г. М. Адаптация первоклассников к школе и некоторые факторы, влияющие на неё. /Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. М., 1983. — С. 14−20.
  102. К.А. Компьютер и общество. М.: Политиздат, 1990. — 353с.
  103. С.М. Медицинские аспекты физического воспитания школьников. //Вопросы охраны материнства и детства. 1976. — № 9. -С.12−14.
  104. Т.А. Влияние занятий с использованием ЭВМ на состояние здоровья школьников. //Гигиена и санитария. 1996. — № 3. — С.29−31.
  105. Т.А. Дисплей и здоровье. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.82−84.
  106. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. JL: Медицина, 1988. — 157с.
  107. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. -Л.: Медицина, 1980. 183 с.
  108. И.А., Сетко Н. П. Функциональные особенности организма школьников в процессе обучения профессии программиста. //Гигиена и санитария. 1998. — № 5. — С.33−35.
  109. В.Е. Половое воспитание девочки в семье. М.: Советский спорт, 1990.-68с.
  110. Э.М., Кураев Г. А. и др. Использование автоматизированных программ для комплексной прогностической оценки индивидуальных возможностей. //Физиология человека. 1993. — т.19. — № 3. — С.88−94.
  111. Э.М., Рифтин А. Д., Фёдоров А. И. и др. Автоматизированные системы в комплексной оценке здоровья и адаптивных возможностей человека. //Физиология человека. 1990. — т. 16. — № 3. — С.94−100.
  112. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.- 192с.
  113. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. -Новосибирск, 1986. 192с.
  114. Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии. /Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М.: АПН СССР, 1980.-С.З-17.
  115. Р.А. Анализ факторов, определяющих уровень артериального давления у детей и подростков. //Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1978. — № 1 (10). — С.28−33.
  116. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 328с.
  117. Р.А. Школьная медицина. -М.: Медицина, 1975. 392с.
  118. Кандрашенко В. Н, Кучма В. Р. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детского и подросткового населения и подготовка врачебных кадров. //Гигиена и санитария. 1993. — № 10. — С.48−51.
  119. Карпенко JI.3, Колотыгина JI. JI, Макаркин А. И. и др. Гигиеническая оценка учебной нагрузки в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях г. Кургана. //Современные проблемы медицины и биологии. -Курган, 1997.-С.38−39.
  120. С.А. Работоспособность человека и пути её повышения. М.: Медицина, 1979. -240с.
  121. Г. Н. Адаптация внутренней среды организма к стрессовым ситуациям. /Адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам. М.: АПН СССР, 1979. — С.8−14.
  122. Касьянов В. М, Хан А. Б. Влияние учебных занятий на согласованность в работе больших полушарий головного мозга школьников. /Детский организм и среда: Сборник трудов МГПИ. М, 1973. — С.25−30.
  123. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. — 172с.
  124. Коваленко Е. А, Гуровский Н. Н. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980. -320с.
  125. Ковш О. Я, Калниньш Э. Э, Алексе P.O. Сфигмографические показатели кровообращения у здоровых детей в возрасте 4−15 лет. /Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы. Рига: РМИ, 1980. — С.45−53.
  126. Колесин Н. Д, Сошнев А. Н. Комплексная оценка уровня здоровья человека. //Гигиена и санитария. 1994. — № 9. — С.28.
  127. Колесов Д. В, Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. — 80с.
  128. О.Е. Динамика показателей АД у учащихся IX классов под влиянием учебной нагрузки. /Функционирование сердечно-сосудистой системы ребёнка в процессе развития и под влиянием учебной деятельности. М.: АПН СССР, 1985. — С.63−67.
  129. Колодько О. Е, Догадкина С. Б. Влияние учебной деятельности на135показатели артериального давления у учащихся IX-X классов. //Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. М., 1986. -С.128−133.
  130. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  131. О.В., Шатило В. Б. и др. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека. //Физиология человека. 1991. -т.17. — № 2. — С.31−39.
  132. И.А. Энергетический обмен в различные периоды индивидуального развития человека. //Физиология человека. 1983. — т.9. -№ 1. — С.25−32.
  133. А.А., Петленко В. П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М.: Медицина, 1977. — 390с.
  134. С.А. Физиологические основы НОТ. М.: Экономика, 1969. -302с.
  135. Г. Б. Могущество и бессилие компьютера. М.: Политиздат, 1988.-80с.
  136. М.Т., Лесненко Н. А. Особенности адаптации учащихся V-VI классов к учебным нагрузкам в условиях школы продлённого дня. /Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам. Челябинск, 1989. — С.79−86.
  137. Т.С. Гигиеническое значение изменений в биологии развития человека. Кишинёв, 1979. — 184с.
  138. А.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой системы школьников 11−16 лет. Автореферат диссертации канд. биол. наук. Казань, 1990. — 19с.
  139. Т.А. /Структурно-функциональная организация136развивающегося мозга. -М., 1991. С.51−53.
  140. JI.M. Особенности адаптации к учебным нагрузкам учащихся IV-VIII классов школы продлённого дня. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — С.265−266.
  141. Л.М., Бородкина Г. В. Физиолого-гигиенические аспекты дифференцированного обучения учащихся VIII-XI классов. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. Тезисы докладов. -М, 1990.-С.157.
  142. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 343с.
  143. И. Л., Лотош Е. А., Олещенко A.M. Роль и место валеологии в системе образования. //Здоровье и образование. Материалы Международного конгресса валеологов. СПб., 1999. — С.125−127.
  144. Л.А. Работоспособность и здоровье учащихся в связи с их работой на персональных ЭВМ. /Физиология развития ребёнка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. -С.274−286.
  145. Л.А. Физиолого-гигиеническая оценка функционального состояния школьников при изучении ими «Основ информатики и вычислительной техники». //Новые исследования по возрастной физиологии. 1987. — № 2 (29). — С.25−27.
  146. Л.А. Физиолого-гигиенические основы организации учебных занятий школьников с применением ЭВТ. // Новые исследования в137психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.79−84.
  147. Л.А., Бирюкович А. А., Савватеева С. С. Гигиеническое нормирование длительности работы детей на персональном компьютере. //Гигиена и санитария. 1996. — № 2. — С.25−28.
  148. Л.А., Изотова Т. А., Макарова Л. В. Персональный компьютер и здоровье детей. //Информатика и образование. 1997. — № 3. — С. 125−127.
  149. Л.А., Савватеева С. С., Лукьянец Г. Н. Функциональное состояние основных физиологических систем организма школьников при разных формах работы на ЭВМ. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990. — С. 17−171.
  150. Н.А., Казин Э. М., Шорин Ю. П. и др. Комплексная физиологическая оценка здоровья и профессионального развития у лиц умственного труда. //Физиология человека. 1994. — т.20. — № 5. — С. 147−150.
  151. B.C., Михайленко А. А., Панов А. Г. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии. Л.: Медицина, 1979. — 216с.
  152. А.Б. Динамика умственной работоспособности учащихся VII-IX классов, изучающих «Основы информатики и вычислительной техники». //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. -№ 1. — С.90−94.
  153. О.А., Кузнецова Л. М. Работоспособность учащихся IV-VI классов при различной организации учебного и продлённого дня. // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1985. — № 1. — С.68−71.
  154. Г. Н. Закономерности изменения функционального состояния ЦНС у старших школьников при работе на ЭВМ. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.96−99.
  155. В.В., Лупандин В. Н. Особенности реакции на движущийся объект у мужчин и женщин. //Журнал высшей нервной деятельности. 1994. -т.44. — № 3. — С.610−613.
  156. Л.В. Исследование выраженности асимметрии в кровоснабжении левого и правого полушарий головного мозга учащихся младших классов. /Материалы научной конференции молодых научных работников и138санитарных врачей. М., 1970. — С.3−4.
  157. Н.Ф. Особенности функции почек и водно-солевого обмена у детей 7−11 лет в условиях Заполярья. Автореферат диссертации канд. биол. наук. Новосибирск, 1996. — 19с.
  158. Э.А. Особенности организации учебных занятий и внешкольной жизни учащихся IV-X классов. /Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. Тез. докл. М., 1990. — С. 180.
  159. А.Л., Бородин П. М. Стресс как фактор регуляции генетической изменчивости. /Онтогенетические и генетико-эволюционные аспекты нейроэндокринной регуляции стресса. Новосибирск, 1990. — С. 148−159.
  160. А.А. Развитие человека и надёжность биологических систем. /Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М., 1969.-С.513.
  161. А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974.-223с.
  162. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации. //Физиология человека. 1998. — т.24. -№ 4. — С.7−13.
  163. В.И. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. — 111с.
  164. Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации. М.: Наука, 1993. — 331с.
  165. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. М.: Наука, 1981. -277с.
  166. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М.: Медицина, 1973. — 360с.
  167. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1998. — 256с.
  168. Ф.З., Пшенникова М. Г. Физиология адаптационных процессов. -М.: Наука, 1986.-635с.
  169. Н.Н., Соловьёва B.C., Година Е. З. О связи уровня139полового созревания с другими критериями биологического возраста. //Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С.51−53.
  170. И.В. Развитие утомления у учащихся старших классов при работе на ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.94−97.
  171. М.М., Сетко Н. П. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей. //Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — С.29−31.
  172. А.О., Ковалёва А. И. Здоровье и работоспособность при умственном труде. Киев: Здоров’я, 1989. — 88с.
  173. А.О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев: Здоров’я, 1979. — 208с.
  174. А.О., Крыжановская В. В., Кальниш В. В. Физиология и гигиена умственного труда. Киев: Здоров’я, 1987. — 152с.
  175. С.А. Особенности развития основных свойств нервных процессов у школьников. /Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. М.: МЗ СССР, 1987. — С.52−60.
  176. З.В. Динамика умственной работоспособности у семиклассников в течение учебного года. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1986. — № 1 (26). — С.70−73.
  177. Нормализация учебной нагрузки школьников. /Под ред. М. В. Антроповой. -М.: Педагогика, 1988. 160с.
  178. Образование. Личность. Здоровье. /Под ред. М. Н. Лазутовой, Э. М. Казина. -Кемерово, 1996. 160с.
  179. Г. Г., Епифанова Т. М. Актуальные вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения. /Доклады140
  180. Всероссийского совещания специалистов по гигиене детей и подростков. -М, 1993. -СЛ.
  181. Осипов М. С, Агатова J1. A, Косарев Г. Г. Биохимические показатели функционального состояния первоклассников в процессе адаптации к школьной нагрузке. /Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. -М, 1983. С.76−89.
  182. Павилонис С, Туткувенс Я. Влияние физической активности и полового созревания на состав тела у школьников. //Современная морфология -физической культуре и спорту. J1, 1987. — С.95.
  183. Пальнау Н. А, Лапцевич С. П. и др. Характеристика некоторых показателей корковой нейродинамики у учащихся с видеотерминалом. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М, 1989. -№ 1. — С.104−107.
  184. Э. Компьютер работает человек болеет. //Огонёк, 1997. -№ 24. — С.29−31.
  185. И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида. //Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С.62−65.
  186. Л.А. Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста. Свердловск, 1970. — 31с.
  187. Попова Н. М, Зубкова В. Н, Сапожникова Г. М. Динамика работоспособности детей 6 лет при экспериментальном обучении. // Новые исследования по возрастной физиологии. -М, 1979. № 1. — С.19−22.
  188. Ю.М. Умственное утомление школьника. М.: Медицина, 1964.-459с.
  189. Е.И. Физическое развитие детей в условиях Сибири (обзор). //Бюллетень СО АМН СССР. 1983. — № 6. — С.22−31.
  190. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-287с.
  191. Т.И. Использование закономерностей развития организма в подготовке лыжников-гонщиков. //Теория и практика физической культуры.-М., 1992. -№ 1.-С.12−14.
  192. .Ж. Адаптация ребёнка на Севере. Д.: Медицина, 1979. -191с.
  193. .Ж., Прахин Е. И. Школьники. Красноярск, 1972. — 142с.
  194. В.В. Утомление. /Руководство по физиологии труда. М., 1969. — С.249−281.
  195. В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Новосибирск, 1998. — 283с.
  196. С.С. Функциональное состояние зрительного анализатора при работе школьников старшего возраста на ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -М., 1989. С.107−114.
  197. С.С., Лукьянец Т. Н. и др. К вопросу о длительности одноразовой непрерывной работы подростков на ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991. — № 1. -С.128−132.
  198. Т.П., Тумилович Л. Г., Эристави Э. Г., Дзюба Т. П. Удельная значимость вторичных половых признаков как показателя биологического возраста. //Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С.62−64.
  199. Д.С. Морфология компенсаторно-приспособительных процессов. -М.: ВИНИТИ, 1983. 135с.
  200. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. — 254с.
  201. В.Н., Ананьев Н. И., Хасин В. Б. Зависимость показателей работоспособности от двигательного режима у школьников-подростков. //Здравоохранение Казахстана. 1990. — № 3. — С.60−61.
  202. Сердце и спорт. /Под ред. В. Л. Карпмана и Г. М. Куколевского. М.: Медицина, 1968. — 520с.
  203. Г. Н. Гигиена детей и подростков важнейшее звено профилактической медицины. /Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. -М., 1989. -чЛ. -С.3−12.
  204. Г. Н. Современные тенденции здоровья детей в дошкольных и школьных возрастах. //Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях. -М., 1991.-С.5−11.
  205. Г. Н., Арнольди И. А. Здоровье подростка. М.: Знание, 1967.-46с.
  206. Т.П. Изменение сердечного ритма при дозированной умственной нагрузке. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1980. — № 2. — С.39−43.
  207. В.П., Валтнерис А. Д. О возрастных изменениях некоторых показателей гемодинамики большого круга кровообращения у детей младшего школьного возраста. /Возрастная физиология сердечнососудистой системы. Рига: РМИ, 1980. — С.68−75.
  208. А.Д. Частная экологическая физиология млекопитающих. М.: Наука, 1962.-498с.
  209. Г. А., Шашников К. Б. Феномен персональной ЭВМ: философско-методологический аспект. //Вопросы философии. 1986. — № 6. — С.42−46.
  210. И.Б. Экспериментальное моделирование и исследование деятельности оператора в условиях эмоционального стресса. //Психология журнал. 1983. —т.4. — № 3. — С.43−50.
  211. А.Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959. — 26с.
  212. М.И. Компьютер и самочувствие школьника. //Информатика и образование. 1989. — № 5. — С.76−79.
  213. М.И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования. //Гигиена и санитария. -2000.-№ 1.-С.40−44.
  214. М.И., Сазанюк З. И. Обучение в гимназии и здоровье детей. /Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1995. — С.22−23.
  215. Т.П., Шахлина Л. Г. Уровень биологического развития -критерий при спортивном отборе девочек препубертатного возраста. /Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1990. — С.274.
  216. С.Б. и др. Метод морфокинетического синтеза или количественного сравнения систем. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1974. — № 3. — С.73−78.
  217. К.В. Системная организация функций человека: теоретические аспекты. //Успехи физиологических наук. 2000. — т.31. — № 1. — С.81−96.
  218. А.Г. Школьная гипокинезия и её последствия. //Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981. -С.51−52.
  219. А.Г., Фокина Н. С., Шелонина О. А. и др. Гигиенические принципы организации физического воспитания, направленного на активное формирование профессионально значимых функций школьников. /Актуальные вопросы гигиены. Кишинёв, 1987. — С. 197−198.
  220. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991. 272с.
  221. Л.М., Павлович К. Э., Бесстрашная Н. А. Возрастные половые особенности ВНД подростков 15−18 лет. /Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. М.: МЗ СССР, 1987. — С.68−75.
  222. O.K. Стратегия и тактика компьютеризации. //Вестник144высшей школы. 1988. — № 3. — С.25—28.
  223. Трегубов A. JL, Иванова Е. И. Динамика умственной работоспособности учащихся в связи со свойствами нервной системы. /Адаптивные реакции организма школьников к физическим и умственным нагрузкам. Пермь: ПГПИ, 1986. — С.57−63.
  224. А.Л., Иванова Е. И. и др. Адаптация сердечно-сосудистой системы при работе на компьютерах. /Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственным нагрузкам. Пермь, 1990. С.40−44.
  225. А.Л., Иванова Е. И., Бажанова Л. М. Динамика умственной работоспособности учащихся при работе на компьютерах. /Адаптационные реакции организма старшеклассников к физическим и умственным нагрузкам. Пермь, 1990. — С.88−92.
  226. В.Д. Эргономическое проектирование видеотерминалов школьных ЭВМ. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. -№ 1.-С.84−87.
  227. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Автореферат диссертации докт. мед. наук. М., 1985. — 43с.
  228. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1985. — 88с.
  229. И.О. Изменение сердечной деятельности в процессе адаптации145к учебной нагрузке. /Адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам: Тезисы докладов Всесоюзного совещания. М., 1979. — С.36−45.
  230. И.О. Изменение сердечной деятельности у младших школьников в процессе адаптации к учебной нагрузке. //Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. -М., 1980. -С. 18−30.
  231. Ц.Л. Работоспособность и функциональное состояние организма учащихся профилированных школ. //Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М., 1977. — С.71−72.
  232. И.Н., Чичко М. В., Астахова Л. Н. Практические навыки педиатра. -Минск, 1989.-384с.
  233. .М. Стресс и система кровообращения. М.: Медицина, 1991. -316с.
  234. .М. Стресс, кардиологические аспекты. //Физиология человека. 1997. — т.23. — № 2. — С.89−99.
  235. .М. Эмоции и сердечная деятельность. М.: Медицина, 1977. -215с.
  236. В.И. Классификация управляющих функциональных систем организма, дополнение к теории функциональных систем П.К.Анохина. //Успехи современной биологии. -2000. т. 12. — № 1. — С.3−11.
  237. М.З. Состояние центрального мозгового кровообращения юношей 15−17 лет при работе на микро-ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989, — № 2. -С.91−97.
  238. М.З. Физиологическое обоснование режима обучения школьников при работе на ЭВМ. //Информатика и образование. 1992. — № 1. — С.58−60.
  239. Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. /Под ред. Козлова В. И., Антроповой М. В., Корнеенко И. А. М.: АПН СССР, 1986.- 187с.
  240. Н.Н. Состояние здоровья детского населения Москвы. //Педиатрия. М., 1999. — № 3. — С. 10−16.
  241. П.А. Возрастные особенности функциональных характеристик сердечной деятельности у школьников. /Функциональные особенности сердца при физических нагрузках и возрастном аспекте. Ставрополь. -1975. — Вып.1. — С.51−64.
  242. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт. Проблемы. Перспективы. Новосибирск, 1988. — 172с.
  243. М.М. Информационные неврозы. JL: Медицина, 1978. -143с.
  244. Н.Н. Динамика умственной работоспособности учащихся IX класса при разных режимах работы на ЭВМ. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. — С.87−94.
  245. Н.Н. Исследования утомления учащихся IX класса при работе с компьютерами. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990. — С.297−303.
  246. Д. Компьютер и здоровье. //Мир ПК.- 1990. № 2. — С. 107−115.
  247. П.И., Текшева JI.M. Гигиеническое обоснование допустимого веса единого учебного комплекта для школьников. //Гигиена и санитария. -1998.-№ 3.-С.21−23.
  248. П.Н. Изменение показателей электроокулограммы и сердечного ритма у школьников при работе на дисплеях разного качества. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — № 1. -С.128−135.
  249. А.Д. Некоторые показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся профессионально-технических училищ. //Гигиена и санитария. 1980. — № 3. — С. 19−21.
  250. А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма детей и147подростков к учебным нагрузкам (физиолого-гигиенические аспекты). /Адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам. М.: АПН СССР, 1979.-С.З-8.
  251. А.Г., Антропова М. В. Забота о здоровье детей: Из опыта работы школы продлённого дня № 710 г. Москвы. М.: Педагогика, 1986. -104с.
  252. А.Г., Антропова М. В. /ред./ Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. М.: Педагогика, 1982. — 237с.
  253. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1980. — 224с.
  254. И.С., Орлов В. И. и др. Электромагнитное загрязнение среды и здоровье школьников. /Материалы I Российской конференции по проблеме электромагнитной безопасности человека. Фундаментальные и прикладные исследования. М., 1996. — С.61−62.
  255. И.Е. Компьютер и дети. М.: Компания AJ1EC, 1998. — 96с.
  256. А.С., Федорович В. А., Русяев J1.A. Минутный объём крови при различных уровнях мышечной активности. /Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. Казань, 1984. — С. 123−137.
  257. М.И., Пичужкина Н. М., Фуфаева О. Я. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа. //Гигиена и санитария. 1997. -№ 2. — С.21−23.
  258. П.М., Книга В. В., Глухов Д. М. Динамика функционального состояния курсантов авиационного училища в период первоначального летного обучения. //Военно-медицинский журнал. 1994. — № 1. — С.57−59.
  259. B.JI. Труд и условия среды. JL: Наука, 1974. — 144с.
  260. А.Б. Детская болезнь компьютерного обучения. //Информатика и образование. 1987. — № 1. — С.85−92.
  261. Шубочкина Е. И, Молчанова С. С, Круглова И. И. Биологический возраст подростков и его значение для возрастной периодизации. /Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы докладов. -М, 1990. С.321−322.
  262. А.Г. Педология наука о детстве, как фундаментальная основа валеологии и педагогики. — Новосибирск, 1996. — 42с.
  263. Ю.Я. Анализ акселерации роста морфологических признаков у девочек с учётом различий в их возрасте развития. //Гигиена детей и подростков. М, 1992. — Вып.З. — С.228−234.
  264. Ю.Я. Динамика уровня полового созревания девушек Москвы. //Гигиена и санитария. 1997. — № 3. — С.29−30.
  265. В.И. Ребенок в школе и его ресурсы. /Здоровье и образование. Материалы Международного конгресса валеологов. СПб, 1999. — С.219−220.
  266. Adolph Е.Р. Some general concepts of physiological adaptations. /Physiological adaptations, desertand mountain. N. Y, 1972, P.3−7.
  267. Attalah N. L, Matta W.M. Age at menarhe of schoolgirls in Khartoum. //Ann. Hum. Biol. 1983. — v. 10, № 2. — P. 185−188.
  268. Belluci, R, Mauli, F. The effects of visual ergonomics and visual performance upon ocular symptoms during VDT works. /Grandjean, E. ed Ergonomics and health in modern offices: London, Taylor and Fracis, 1984, pp.346−351.
  269. Bennett F. Computers as tutors: solving the crisis in education. //Arch. Sci. Child, 1999. 50. — pp.236−239.
  270. Bielucki T, Waliszko A, Hulanicka B. Socialclass gradients in menarhe an age in Poland. //Ann. Hum. Biol. 1986. — v 13, № 1. — P. 1−11.
  271. Brodeur, P. Annals of Radiation: The Hazards of Electromagnetic Fields. //IEEE Trans EMC. 1989. v30, № 5. — P.238.
  272. Brody, H. The Body in Question: How to stay Healthy at the PC. //PC/Computing. March, 1989, pp. 140−145.
  273. Canadian Labour Congress Towards amore humanized technology: exploring the impact of VDT on the health and working conditions of Canadian office workers, Ottawa, Labour Education and Studies Centre, 1982.
  274. Cillum R.F., Prineas R.J., Kloriber H.N. Maturation versus ageassessing blood pressure by height. //J. Nat. Med. Assoc., 1989. № 1.- p.43−46.
  275. Deschamps J.P., Lahrichi M.N. Biological Values in the child and the adolescent. Role of age growth, bone development and morphology. //Reference Values Hum. Chem. Basel, 1973. — pp. 109−116.
  276. W. (цит. По Антроповой М. В., 1968.) Zum Problem der Ermudung im kindersalter. Miinchen, 1957.
  277. Frisancho A.R. Human growth and development among highaltitude populations. //The Biology of Highaltitude Peoples. Cambridge Univ. Press., 1978.-p.146.
  278. Frisancho A.R., Velosger Т., Lancher I. Influence of developmental adaptation of lung function at highaltitude. //Hum. Biol., 1973. v.45. — № 4. — p. 125−131.
  279. Fukusako Т., Yamamoto K., Takase Y. A case of reflex epilepsy with binasal visual field defects attack induced by family computer game. //Rinsho Shinkeigaku, 1990. May 30(5). -p.540−543.
  280. Goldbourt U. Nutrition and physical activiti: impact on prevention of coronary heart disease mirrored by lipoprotein indice. //Amer. Clin. Nutr.-1989.-v.49, -№ 5, Suppl.-P.1131.
  281. Gur S., Ron S., Heicklenklein A. Objective evaluation of visual fatigue in VDU workers. //Occup. Med., 1994. v.44. — p.201−210.
  282. Hembree, D. Warning: Computing can be hazardous to your health. //Macworld. Januare, 1990. pp. 150−157.
  283. Knave, B.G. et al. Work at video display terminals (An epidemiological health investigation of office employees. I. Subjective Symttoms and discomforts.)150
  284. Scandinavian journal of work, environment and health, 1985. № 11. -pp.457−466.
  285. Krouss R.M. Exercise, lipoproteins, and coronary artery disease. // Circulation.-1989. v.79. — № 5. — P. l 143−1145.
  286. Kurppa K., Nolmbery P. et al. Birth defects and exposure to video display terminals during pregnancy. //Scandinavian journal of work, environment and health, 1985. № 11. -pp.353−356.
  287. Macgregor D.M. Nintendonitis? A case report of repetitive strain injury in a child as a result of playing computer games. //SCOT. MED. J., 2000. v.45. № 5. — P.150−152.
  288. MacKay, C. Work with Visual Display Terminals: Psychosocial aspects and Health. //Journal of Occupational Health.- 1989. -v31.- pp.957−968.
  289. Marriott, J., M.Stuchly. Health aspects of Work with Visual Display Terminals. //Journal of Occupational Health. 1986. v28. — pp.833−848.
  290. Mino Y., Tsuda Т., Balazono A. Depressive State in workers using computers. //Environ Res. 1993. v.63. P.54−57.
  291. Nilsen, A. Facial rash in visual display unit operators. //Contact dermatitis. -1982. v8. pp. 25−28.
  292. Nishiyma, K., Nakaseko, M. et al. Health aspects of VDT operators in the newspaper industry. //Grandjean, E. ed Ergonomics health in modern offices. London, Taylor and Francis, 1984. pp.113−118.
  293. Prosser C.L. Perspetives in adaptation: theoretical aspects. //Handbook of physiology. Sect.4. Adaptation to the enveronment. Washington, 1964. P. l 1−25.
  294. Ritter M. Emotional disorder and Educational Underachievement. //Arch Sci. Child. 1974. — v49. — P.249−256.
  295. Sandstrom M., Hansson Mild K., Lyskov E., Wiltn J. Power frequency magnetic field and computer monitor instability. //Display. 1999. — v.19. P.85.
  296. Sandstrom M., Hansson Mild K., Stenberg B. A survey of electric and magnetic fields among VDT operators in offices. //IEEE Trans EMC. 1993. -v.35, № 8. — P.394.
  297. Schetelig H. Psychohygienische Probleme des Schulkinders. //Sozialpadiatrie, 1984, 6. 1. — S.41−44.
  298. Schnorr, T.M., et al. Video Display Terminals and Risk of Spontaneous Abortion. //The New England of Medicine. 1991, March 14, pp.727−733.
  299. Sheehan, M. Avoiding carpal tunnel syndrome: A guide for computer keyboard users, University Computing Times //Indian University, Bloomington. -1990. July-August, pp. 17−19.
  300. Sheehan, M. VDT Health risks: What to do while the jury’s out, University Computing Times //Indian University, Bloomington. 1990. July-August, pp. 1617.
  301. Sheehan, M. Shaping our workplace. //Reprinted from the University Computing Times. 1991. May-June, pp.2−3.
  302. Sigh S.P., Malhotra P. Secular shift in menarhe at age of Patiola (India) schcoolgirlsbetween 1974 and 1986. //Ibid. 1988. — v.15, № 1. — P.78−80.
  303. Sirard J.R., Pate R.R. Physical activity assessment in children and adolescents. //SPORT. MED. 2001. — v. 31. — № 6. -P.439−454.
  304. Smith L. The Future of Technology in Teaching (teachers need to learn more about teaching computer skills). //PC/Computing.- 1999. June, pp.110−115.
  305. Smith, M.J., Stamnerjohn, L.W. et al. Jobstress in video display operations. //Grandjean, E. and Vigliani, E. eds Ergonomics aspects of visual display terminals. London, Taylor and Fraies, 1982, pp. 101−110.
  306. Spiegol K., Leproult R., Van Cauter E. Impact of a sleep debt on metabolic and endocrine function. //Lancet. 1999. v354. — P. 1435.
  307. Tanner J.M. The growth and development of children. //Proc. Roy Instr. Gr. Brith., 1962, 39, № 3, p.253−265.
  308. Tjonn, H.H. Report of facial rashes among VDU operators in Norway. //Pearce, B.U. ed Health hazards of VDTs? Chichester, Wiley, 1984, pp. 17−23.
  309. Turner B.B., Taylor A.N. Persistent alternation of pituitary adrenal function in the prepubertal treatment. //Endocrinology. 1976. — v.98. — P. 1−9.
  310. Van Cauter E., Spiegol K. Sleep as a mediator of the relationship between socioeconomic status and health: a hypothesis. //Annals of the New York152
  311. Academy of Sciences. 1999. — v.896. — P.254.
  312. Winter L. Ergebnisse einer Untersuchung zum Problem und zur Praxis der Vorzeitiges Einseneling. //Zeitschrift fur artztliche Fortbildungs, 1972. — 19. -S.1004−1008.
  313. Wespi H. Die psycholohygenische situatuen unserer Schulkinder. //Rev. hyg. et med scolaires et universitaries, 1964. № 3. — pp. 140−142.
  314. Zaret, M. Cataracts and visual display units. Ln. Pearce B.C. ct Health hazards of VDTs? //Chicgester, Wiler. 1984. pp.47−54.
Заполнить форму текущей работой