Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль индивидуально-типологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует подчеркнуть, что индивидуальные особенности реагирования могут формироваться в результате неодинакового вовлечения психофизиологических, базовых психологических и вегетативных систем. Среди факторов, негативно влияющих на формирование приспособительных реакций к процессу обучения в высшем учебном заведении, следует выделить: несоответствие индивидуально-типологических особенностей юношей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Общие представления о механизмах физиологической адаптации
    • 1. 2. Роль индивидуально-типологических особенностей организма в формировании адаптивных реакций при умственной деятельности
    • 1. 3. Особенности адаптации студентов
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Условия проведения психофизиологического обследования
    • 2. 2. Методы анализа сердечного ритма
    • 2. 3. Методы оценки функциональной асимметрии мозга
    • 2. 4. Методы исследования индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности человека
    • 2. 5. Исследование личностных особенностей
    • 2. 6. Оценка познавательных процессов
    • 2. 7. Методы оценки психоэмоциональной сферы
    • 2. 8. Оценка типов суточной работоспособности
    • 2. 9. Оценка эффективности учебной деятельности
    • 2. 10. Математические методы анализа
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 3. 1. Характеристика индивидуально-типологических особенностей студентов в состоянии покоя
    • 3. 2. Особенности психофизиологических показателей у юношей и девушек
    • 3. 3. Особенности психовегетативного обеспечения учебной деятельности
    • 3. 4. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности в зависимости от параметров вегетативного обеспечения
    • 3. 5. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности в зависимости от функциональной асимметрии мозга
    • 3. 6. Прогностическое значение психовегетативных показателей для оценки успешности деятельности студентов
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Роль индивидуально-типологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Существенное место в системе научного познания принадлежит изучению учебной и профессиональной адаптации, как одному из видов адаптации, включающих социально-психологический и психофизиологический компоненты (Юревиц А.Ж. и др., 1993).

Адаптация к комплексу факторов, специфических для высшей школы, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма (Сидоренко Е.В., 1996; Агаджанян Н. А. и др., 1997; Бодаков В. И., Глазачев О. С., 1999).

Показано что, любая устойчивая адаптация к условиям обучения и сфере профессиональной деятельности сопровождается успешностью деятельности (текущей и экзаменационной успеваемостью) и отсутствием резких сдвигов функционального состояния учащихся (Асеев В.Г., 1986; Медведев В. И., 1998; Бодров В. А., 1995).

Согласно общепринятым физиологическим представлениям, динамику функционального состояния организма студентов и степень напряжения регуляторных систем во время обучения следует оценивать по параметрам изменений сердечно-сосудистой, центральной и вегетативной нервной системы, как чувствительных индикаторов адаптации (Баевский P.M. и др., 1979; Горшков С. И. и др., 1974; Русалов В. М., 1979; Хомская Е. Д. и др., 1997).

В последние годы значительно возрос интерес к поиску интегральных свойств индивида на основе создания новых современных технологий исследования (Дмитриева Н.В. и др., 1998; Жбанков О. В. и др., 1997; Рябова Т.Я.идр., 1997).

К числу таких свойств относится психофизиологический потенциал индивида, который включает в себя личностную, интеллектуальную и адаптивно-ресурсную составляющие (Медведев В.И. и др., 1998; Зараковский Г. М. и др., 1997, 2000).

При поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы. Процесс адаптации происходит при постоянном увеличении потока информации, ускорении темпа и ритма жизни, что, в свою очередь, требует интенсификации психологических и физиологических процессов. Напряженный умственный труд и гиподинамия — важнейшие факторы, оказывающие влияние на адаптацию и здоровье молодого человека.

В течение всего курса обучения студенты находятся в постоянном умственном напряжении, которое у них значительно выше, чем у молодых представителей других социальных групп. Дважды в год, во время экзаменационной сессии, состояние умственного и нервного напряжения у студентов резко обостряется, сопровождается сильными эмоционально-стрессовыми воздействиями.

Очевидна обоснованная необходимость использования методов психофизиологической диагностики для выявления роли показателей индивидуального психосоматического статуса в прогностической оценке успешности деятельности, физиологической стоимости этой деятельности, возможности развития дезадаптационных синдромов.

Следует подчеркнуть, что индивидуальные особенности реагирования могут формироваться в результате неодинакового вовлечения психофизиологических, базовых психологических и вегетативных систем. Среди факторов, негативно влияющих на формирование приспособительных реакций к процессу обучения в высшем учебном заведении, следует выделить: несоответствие индивидуально-типологических особенностей юношей и девушек выбранному профессиональному направлению, нерациональную интенсификацию учебного процесса, гиподинамию, неблагоприятное социально-экономическое положение учащейся молодежи.

Вместе с тем, остаются без достаточного анализа вопросы, касающиеся влияния индивидуальных психофизиологических и личностных характеристик на особенности психовегетативного обеспечения процесса адаптации студентов к учебной деятельности.

В связи с этим целью настоящей работы явилась комплексная оценка показателей индивидуально-типологических особенностей студентов в процессе адаптации к учебной деятельности.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать параметры вегетативной регуляции сердечного ритма, психодинамические и нейродинамические характеристики у студентов естественного профиля.

2. Изучить типы приспособительных реакций у студентов в процессе адаптации к учебной деятельности.

3. Разработать и апробировать алгоритм прогностической оценки успешности учебной деятельности на основании анализа психовегетативных особенностей организма.

Научная новизна работы. Впервые показано, что в условиях обучения в вузе на естественном факультете наиболее адекватные приспособительные реакции наблюдаются у лиц с ваготоническим типом реакции сердечнососудистой системы, высокой работоспособностью головного мозга, высокими комбинаторными способностями, высокими показателями психодинамики и преобладанием левой сенсорики и правой моторики функциональной асимметрии мозга.

Впервые выявлена связь между успешностью деятельности студентов младших и старших курсов и спецификой комплексного состояния личностных, психодинамических, нейродинамических и вегетативных функций, что позволяет использовать их для целей профессионального отбора. Показано, что для получения более точной информации об успешности обучения студента целесообразно учитывать состояние его психофизиологических функций не только в состоянии покоя, но и при проведении функциональных проб.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования существенно расширяют теоретические представления о роли психодинамических процессов и параметров вегетативной регуляции в механизме формирования долговременных приспособительных реакций. Выявлены психофизиологические критерии успешности учебной деятельности студентов естественного профилявозможности возникновения дезадаптивных сдвигов в процессе обучения. Выведено уравнение множественной регрессии, дающее возможность на основании оценки психофизиологического статуса индивида прогнозировать успешность его деятельности в процессе обучения дисциплинам естественного профиля.

Разработанные нами компьютерные программы по определению психофизиологических свойств человека (Иванов В.И. и др., 2001) и функциональной асимметрии мозга (Литвинова Н.А. и др., 2001) нашли применение во многих научно-исследовательских, учебных заведениях, ведомственных организациях для решения вопросов дальнейшего изучения биологических основ индивидуальных различий между людьми, выявлении роли индивидуально-типологических свойств в трудовой, учебной и спортивной деятельности.

Результаты исследования нашли отражение в отчетах по грантам «Технологии живых систем» и «Интеграция».

Положения, выносимые на защиту:

1. В условиях обучения в вузе на естественном факультете наиболее адекватные приспособительные реакции наблюдаются у лиц с ваготоническим типом реакции сердечно-сосудистой системы, высокой работоспособностью головного мозга, высокими комбинаторными способностями, высокими показателями психодинамики и преобладанием левой сенсорики и правой моторики функциональной асимметрии мозга.

2. Для получения более точной информации об успешности обучения студента целесообразно учитывать состояние его психофизиологических функций не только в состоянии покоя, но и при проведении функциональных проб.

1. Комплекс показателей, отражающий уровень развития когнитивных, личностных, нейродинамических качеств, сбалансированность вегетативной нервной системы, индивидуальный профиль асимметрии может быть использован для оценки адаптированности студентов к учебному процессу.2. В процессе адаптации первокурсников к учебной деятельности выявляются два основных типа приспособительных реакций: информационный ;

характеризующийся активацией психоэмоциональной сферы и низкой напряженностью вегетативной регуляцииэнергетический ;

характеризующийся активацией когнитивной и вегетативной сфер.3. У студентов третьего курса, по сравнению с первокурсниками, достоверно увеличиваются показатели когнитивной сферы (память, внимание, мышление) и в 1,5−2 раза увеличивается степень напряженности регуляции сердечного ритма, что свидетельствует о преобладании энергетического типа приспособительных реакций.4. Включение в структуру функциональной системы обеспечения учебной деятельности разноуровневых показателей определяет тип приспособительной реакции и цену адаптации, но не влияет на успешность сдачи экзамена.5. Обследованные студенты в основном принадлежат к трем типам функциональной асимметрии головного мозга: «исследователь» (левая сенсорика, правая моторика), «знак» (полные правши) и «формалист» (правая моторика и неопределенная сенсорика). У лиц, относящихся к типу «исследователь» отмечается высокий уровень психоэмоциональной активации, выявляется активность парасимпатического отдела нервной системы, тогда как у студентов, относящихся к типу «формалист», преобладает активность симпатического отдела нервной системы и наблюдается невысокий уровень психоэмоциональной активности. Тип «знак» занимает промежуточное положение.6. Возрастание цены адаптации у первокурсников (падение эффективности.

деятельности) можно контролировать как по ключевым параметрам гомеостаза (энергетического, информационного), так и по активации функциональной системы обеспечения, проявляющейся в увеличении числа и перераспределении связей ее основных параметров.7. Представленные результаты свидетельствуют о том, что для прогностической оценки адаптационных возможностей студентов в процессе учебной деятельности необходимо учитывать их индивидуальные психофизиологические особенности и вегетативный гомеостаз.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Социальная физиология: адаптация и здоровье человека //Физиологические пробл. адаптации. Тез.докл. 1. Всесоюзн. симпозиума по физиологическим проблемам адаптации.-Таллинн, 1984.-С.З.
  2. Н.А., Башкиров А. А., Власова И. Г. О физиологических механизмах биологических ритмов // Успехи физиологических наук. -1987. -Т. 18. -№.3. -С. 15.
  3. Н.А., Руженкова Н. В. и др. Особенности адаптации сердечнососудистой системы юношеского организма //Физиология человека. -1997.-Т. 23. № 1. — С.93.
  4. А.А., Баевский P.M., Берсенева А. П., Максимов A.JL, Палеев Н. Р., Шаназаров А. С. Комплексная оценка функциональных резервов организма. 1988. Фрунзе: «Илим». — 196 с.
  5. Л.А., Симзяева Е. Н., Кругликова О. С. Особенности адаптации организма студенток с разным уровнем здоровья к условиям обучения в вузе //В сб.: Тезисы докладов XVIII съезда физиологического общества им. И. П. Павлова, Казань, 2001. -С.469.
  6. Т.Б., Тхоревский В. Н. Влияние нервно-эмоционального напряжения на тонус артериальных и венозных сосудов кисти и предплечья. В сб.: Проблемы умственного труда. М.: МГУ, 1977. — Вып. 4. — С. 152−155.
  7. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Педагогика, 1986. — С.89.
  8. Т.П., Казначеев С. В., Филипченко Р. Е., Молчанова Л. В. Показатели умственной работоспособности у студентов 1 года обучения //Гигиена и санитария. 1982. -№ 11.- С. 84.
  9. М.Н. Индивидуальные особенности внимания и основные свойства нервной системы: Автореф.дис.. канд.мед.наук. Куйбышев, 1971.-29 с.Ю.Аминев Г. А. Материалы и методы в инженерной психологии /Учебное пособие. -БГУ, Уфа, -1982. -С. 19−24.
  10. Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. С. 128.
  11. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  12. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем //Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. — С. 49.
  13. Г. Л. Современные методологические проблемы укрепления здоровья населения // В сб.: Здоровье человека в условиях НТР. Методические аспекты. Новосибирск, 1989. -С.107−113.
  14. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. СПб., 1992.- 123 с.
  15. Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. -Т. 18. -№.2. -С.102−113.
  16. С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии //Молодежь и труд. М., 1970. — С. 135−136.
  17. И.А. Биологические и медицинские аспекты проблемы адаптации и стресс свете данных физиологии онтогенеза //Актуальные вопросы современной физиологии. М., 1976. — С. 144−191
  18. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  19. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации //Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности Иркутск, 1986.-С.3−17.
  20. Л. А., Африканова Л. П. Оптимальные резервы кардиореспираторной системы студентов с различными отклонениями в здоровье //Гигиена и санитария. 1982. — № 8. — С. 87.
  21. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979, -295с.
  22. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984, -221с.
  23. P.M., Берсенева А. П., Бакунин В. К. и др. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения. //Здравоохранение Российской Федерации, 1987, № 8, с. 6−10.
  24. P.M., Гуров С. П. Измерьте ваше здоровье. М., 1988. С. 112.
  25. P.M., Демченкова Г. З., Береснева А. П. и др. Основные положения автоматизированного прогностического комплекса «Вита-87» в системе массовых медицинских обследованиях населения. Методические рекомендации. -М., 1990. -40с.
  26. Д.Г. Адаптация первокурсника в вузе физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1996. -№.1. -С.50.
  27. Барбараш J1.C., Барбараш О. Л., Барбараш Н. А. Хронобиологические аспекты кардиологии и кардиохирургии //Кемерово:Летопись, 2001. -178с.
  28. Л.Э. Информативность методов количественной оценки индивидуального здоровья. // Автореф. дис.. канд. мед. наук: Барнаул, 1997.- 18 с.
  29. Т.Д. Изменение структуры и функций генной регуляцииIсистемы в процессе развития и старения многоклеточных организмов //Цитология и генетикак, 1971. Т.5. — № 4.
  30. Ф.Б., Доскин В. А., Шарай В. Б. Изучение эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов //Гигиена и санитария, 1980. № 11.-С.27.
  31. Е.В., Маляренко Т. Н. Индивидуально-типологические особенности сенсомоторного реагирования у девушек //В сб.: Тезисы докладов XVIII съезда физиологического общества им. И. П. Павлова, Казань, 2001.-С.480.
  32. А.А. Избранные труды. Киев. Изд. АН УССР, 1958, Т.2., -480с.
  33. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Институт психологии РАН, 1995.
  34. В.А. Изучение проблемы информационного стресса человека-оператора //Физиология человека, 2000. -Т.26. -№ 5. -С.111−118.
  35. В.А., Обознов А. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора //Психологический журнал, 2000. -Т.21. -№ 4. -С.32−40.
  36. Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964. — 436 с.
  37. Н.Ф., Слепушкина Н. И., Глущенко А. Г., Литвинова Ю. А., Эмишян Н. Д., Артюшенко И. С., Баранова М. Н. Физиолого-гигиенические аспекты адаптации студентов к обучению в вузе. //Гигиена и санитария, 1982. № 9. — С.36−38.
  38. В.П., Боровиков И.П. Ststistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Филин, 1998, -608с.
  39. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. -М.: Медицина, 1981.-287 с.
  40. Ю.А., Ремизов Ю. Н., Полюхович В. В. Изменение энергетических резервов при умственном утомлении //Физиология человека. 1996. -Т.22. — № 2. — С.134.
  41. Е.В., Ефимова Н. В., Хомская Е. Д. Влияние двигательной активности на здоровье студентов с разными типами межполушарной организации мозга //Физиология человека, 1998. Т. 24. — № 2. — С.67.
  42. М.П., Русалинова А. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве //Социальная психология и социальное планирование Л., 1973.- С. 92−97.
  43. А.Н., Бурханова Т. А. Характеристика умственной работоспособности студентов педагогического вуза //Гигиена и санитария, 1994. № 8.
  44. Г. А. проблемы нейрохимического уровня организации высшей нервной деятельности //Вестник АМН СССР, 1987. № 8. — С.35−41.
  45. Н.Н., Суворов Н. Б. Методологические вопросы связности в анализе функциональной интеграции физиологических функций //Методологические проблемы обработки медико-биологической информации. JL: Медицина, 1983. — С.41−53.
  46. В.Н., Медведев М. А., Подковаева Т. И. и др. Нарушения адаптации у субъектов образовательного процесса //В сб.: Тезисы докладов XVIII съезда физиологического общества им. И. П. Павлова, Казань, 2001.-С.492.
  47. Ю.Л., Мельников А. Х., Корнеева Л. Н. Показатели вариабельности ритма сердца в оценке уровня адаптации лиц молодого возраста //Вестник аритмологии, 2000. -С.53−55.
  48. Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров //Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии Новосибирск, 1979.- С. 238−263.
  49. М.И. Краткая характеристика основных форм трудовой деятельности //Рук-во по физиологии труда. М., 1983. — С. 13−21
  50. Н.Я. Влияние экзаменационного стресса на сердечную деятельность студентов (по данным гемодинамики) //Гигиена и санитария, 1981. № 8. С. 28.
  51. Н.Я. Влияние экзаменов на сердечную деятельность студентов младших и старших курсов //Высш.нерв.деят., 1982. № 1. — С.330.
  52. Н.Я. Экзаменационный стресс как индикатор адаптационно-трофической функции нервной системы //Гигиена и санитария, 1983. -№ 12. С. 76.
  53. Н.Я. Электроэнцефалографические показатели у студентов во время экзаменов //Гигиена и санитария, 1984. № 7. — С. 81.
  54. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация -универсальный биологический механизм приспособления. -М. Медицина, 1987. 176 с.
  55. Л.Г., Соловьева Л. Ф. Частота сердечных сокращений в прогнозировании работоспособности //Физиология человека, 1981. Т.7. — № 1. — С.61−65.
  56. В.Л. Проявление нарушений психического здоровья студентов: концептуально-психологический подход. //Здоровый образ жизни и физическая культура студентов: социологические аспекты. М., 1990. -№ 6. — С.74−77.
  57. Э.А. Реакция навязывания ритма как метод исследования в дифференциальной психофизиологии //Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. — Т.7. — С.7−24.
  58. Э.А., Рождественская И. О. О психологических проявлениях свойств нервной системы //Вопросы психологии, 1976. № 5. — С.37−44
  59. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей //Вопр.психологии, 1980. -№ 4. С.23−27
  60. С.П., Ивенина Г. В. Конституциональные особенности реакции системы гомеостаза на физическую нагрузку //Физиология человека, 2000. -Т.26. -№ 4. -С. 106−114.
  61. Е. С. Прохорова A.M., Иванов В. И. и др. Адаптивная роль асимметрии мозга при оценке способности к обучению в процессе социализации // В сб.: Тезисы докладов XVIII съезда физиологического общества им. И. П. Павлова, Казань, 2001. -С.500.
  62. В.В. Условия адекватности использования показателей сердечного ритма для оценки психофизиологической напряженностиоператорской деятельности //Физиология человека, 1997. -Т.23. -№ 5. -С.40−43.
  63. Гор дон J1.A. Социальная адаптация в современных условиях //Социологические исследования, 1994. № 8,9. — С.3−16.
  64. П.Д. Гомеостаз и его механизмы и значение. М., 1976. -С.203.
  65. С.И., Золина З. М., Мойкин Ю. В. Методики исследования в физиологии труда. М., 1974.
  66. Э.Ю. Изменение характера синусового ритма сердца в зависимости от некоторых ситуаций учебного процесса студентов //Биофизика мембран. Каунас, 1969. — С. 300.
  67. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — С. 272.
  68. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 1992. 192с.
  69. Н.Н., Коршунова С. Г., Соколов Е. Н. и др. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики //Журнал высшей нервной деятельности, 1995. -Т.45. -Вып. 4. -С. 647−658.
  70. С.Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психол. ж-л.- 1989.- N 1.- С. 99−105.
  71. А.Е. Влияние наследственности и генотипических факторов на проявление леворукости. // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1983.
  72. Н.Р., Рябинин И. Ф. Адаптация человека в полярных районах. Д., 1977. 296 с.
  73. В.М. Большие биологические часы. М., 1986. -208с.
  74. А.Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся //Гигиена и санитария, 1994. № 8.
  75. М.И., Кондыбович J1.A. Психология высшей школы Минск, 1978.-313 с.
  76. А.С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973. — С. 131.
  77. А.И. Исследование умственной работоспособности студентов в связи с их спортивной специализацией //Гигиена и санитария, 1982. -№ 11.- С. 82.
  78. Ермолаева-Томилина Л. Б. Оценка показателей динамичности нервной системы по кожно-гальванической методике //Пробл.дифферен-ой психофизиологии. М., 1969. — Т.6. — С.214−227.
  79. Д.Н., Варонецкас Г. А., Соколов Е. Н. Взаимодействие парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляции сердечного ритма //Физиология человека, 1985. -Т. 11. № 3. — С. 448.
  80. В.И. Способ автоматического вычисления Т-критерия Стьюдента. Кемерово. КемГУ. 1996. Р/П№ 708. -7с.
  81. В.И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. и др. Оценка психофизиологического состояния организма человека («Статус ПФ»). // М., Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 001 610 233 от 5.03.2001. -50с.
  82. Р.Ю. Память и адаптация. Новосибирск, Наука, 1979. 190с.
  83. Р.Ю., Финкельберг А. Л., Ильюченок И. Р. и др. Взаимодействие полушарий мозга у человека. Новосибирск, Наука, 1989. 167с.
  84. А.П., Быков Е. В., Кабанов С. А. Корреляционный анализ отдельных показателей кардио-респираторной системы для выявления стресс-состояний // Теория и практика физической культуры, 1998.-№ 3.-СЛ1−13.
  85. Э.М., Панина Т. С., Федоров А. И. Анализ эффективности работы профилактического учреждения с помощью автоматизированных средств донозологической диагностики //Физиология человека, 1993. Т. 19. -№ 5.
  86. Э.М., Литвинова Н. А. //Валеология, 1999.
  87. Э.М., Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г., Гольдшмидт Е. С., Прохорова A.M. Роль психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности // Физиология человека, 2002. Т.28, № 3, С.23−29.
  88. В.П., Баевский P.M., Береснева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. -Л.: Медицина, 1980.-207с.
  89. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. С. 120.
  90. А.А., Воробьева Е. В. Психофизиологические основы адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе //в сб. «Физиология организмов в нормальном и экстремальном состоянии». Томск. 2001. -С.205−206.
  91. А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. -Спб.: Речь, 2001,-112с.
  92. С.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. -М.: Медицина, 1974. С. 240.
  93. Н.Д., Кушнарев В. В. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи: Методические рекомендации /Под рук. А. Г. Амбрумовой. М., 1988. — 21 с.
  94. А.И. Обучение и здоровье. М: Высшая школа. 1985. 105с.
  95. Н.Д., Сошнев А. Н. Комплексная оценка уровня здоровья человека //Гигиена и санитария, 1994. № 9.
  96. Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. -М., 1987.- 176 с.
  97. Н.В. Функциональная подвижность основных нервных процессов и ее значение для некоторых видов трудовой деятельности: Автореф. дис.. канд. мед.наук. Киев, 1978. — 28 с.
  98. П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев: Вища школа, 1971. — 290 с.
  99. П.Г., Колье О. Р. Возбуждение //Б.М.Э. М.: БСЭ, 1976. -Т.4. — С.1077−1084
  100. Ю.Н. Эмоции, стресс, курение, потребление алкоголя и рак корреляционные и причинные связи //Высш.нервн.деят., 1997. -Т.47. — Вып. 4. — С. 627−653.
  101. С.Г., Леутин В. П., Чухрова М. Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптаций. Новосибирск, 1998.- 100с.
  102. Н.А., Беляева З. В., Дмитриева А. Ф. и др. К вопросу изучения ВНД и некоторых вегетативных особенностей близнецов //Невропат, и психиатр. им. С. С. Корсакова, 1962. Т.62. — № 10. — С. 14 331 440.
  103. И.К. Включенность личности в трудовой процесс и эмоциональное самочувствие как критерии адаптированности рабочего на производстве //Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1983.- С. 239.
  104. .В. Основы профессиональной психодиагностики // Л.: Медицина. 1984. 216с.
  105. Г. А., Соболева И. В., Сорколетова Л. Г. Методики определения моторных и сенсорных асимметрий мозга // Методическая разработка. Ростов-на-Дону. 1994. 42с.
  106. Г. А., Чораян И. О. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психоэмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках //Валеология, 2001. -№ 1. -С.4−13.
  107. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990, -408с.
  108. В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом Вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М., 1991. — 48 с.
  109. В.Б. Адаптация студентов к обучению в вузе //Гигиена и санитария, 1983. № 7. — С. 21−23.
  110. К.А., Понякина И. Д., Козаченко Н. В. Понятие нормы в оценке иммунного статуса человека //Физиология человека, 1989. -Т. 15. -№ 6. -С.34−45.
  111. Г. Н. Изменения показателей умственной деятельности в результате произвольной релаксации //Физиология человека, 1996. Т. 22. — № 5. — С. 135.
  112. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск, Наука, 1988. -193с.
  113. В.П., Осипова Л. П., Кривощеков С. Г. Связь гормональных показателей стресса с сенсомоторными асимметриями северных селькупов //Физиология человека, 1996. Т.22. -№ 1. — С. 131−133
  114. Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических, биоритмологических и биохимических показателей для оценки адаптивных возможностей человека-оператора// Дисс.. канд. биол. наук. Кемерово, 1986. -170с.
  115. Н.А., Иванов В. И., Березина М. Г. и др. Оценка функциональной межполушарной асимметрии мозга человека. // М., Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 001 610 234 от 5.03.2001. -42с.
  116. Ю.А. Адаптация к учебной нагрузке студентов медицинского вуза //Гигиена и санитария, 1980. № 5. — С. 17−18.
  117. .Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии //Вопр.философии, 1976. -№ 4. С.83−95.
  118. А.В., Маркова А. Н. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья //Гигиена и санитария, 1994. № 7. — С. 47−50.
  119. Ю.Л., Литвинова Н. А., Казин Э. М., Панина Т. С. Основы психофизиологии (теоретические и прикладные аспекты), учебное пособие. Кемерово, 1997. — С. 126.
  120. Н.В., Кольченко Н. В., Майдиков Ю. Л. Определение функциональной подвижности нервной системы человека на приборе ПНН-3 //Высш.нервн.деят., 1984. Т.34. — № 5. — С.972−974.
  121. Н.В., Березовский В. А., Майдиков Ю. Л. и др. Исследование наследственной обусловленности некоторых показателей нейродинамических и психомоторных функций, а также личностныхАособенностей человека //Физиол.ж-л, 1987. Т.ЗЗ. — № 2. — С.3−9.
  122. Н.В., Вороновская В. Н., Лиманская Л. И. Вегетативные реакции при умственной деятельности у людей с различным уровнем функциональной подвижности нервных процессов //Физиология человека, 1988. Т. 14. — № 3. — С.355−363.
  123. Н.В. Переделка двигательных функций и функциональная подвижность нервных процессов //Физиология человека, 1990. Т.16. — № 3. — С.50−55.
  124. Н.В. Психофизиологические функции и операторский труд. Киев: Наукова думка, 1991.216с.
  125. Н.В., Лизогуб B.C., Борейко Т. И. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы // Физиология человека, 2001. -Т.27. -№.6. -С.52−57.
  126. Макаров J1.M. Особенности вариабельности циркадного ритма сердца в условиях свободной активности //Физиология человека, 1998. -Т. 24. № 2. — С. 56.
  127. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: Его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях//Психологический журнал.- 2001.-T.22.-N1.-C.16−24.
  128. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. и др. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
  129. Ф.З. Общие механизмы адаптации и профилактики. М. Медицина, 1973. 360с.
  130. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981, 278 с.
  131. Ф.З. Физиология адаптационных процессов. АН СССР. -М., 1986.-639 с.
  132. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М. Медицина, 1988. — 256 с.
  133. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982.
  134. В.И. Физиология трудовой деятельности (основы современной физиологии). Санкт-Петербург, 1993. 552с.
  135. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации //Физиологияf человека, 1998. Т.24. — № 4. — С.7.
  136. A.M., Колмакова Т. С., Беликова Е. А. и др. Оценка уровня развития и здоровья студентов 1 курса РГПУ //Валеология, 2001. -№ 3. -С.67−69.
  137. И. А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР //Философия и социальная психология, -л., 1979 -С.132−136.
  138. М.В., Барбараш Н. А. Влияние экологических факторов индустриального города на здоровье студентов //Физиология человека, 1998. Т. 24. № 1.-С. 104.
  139. Т.Ш. Изучение функционального состояния организма студентов при разных методах обучения //Гигиена и санитария, 1985. -№ 4. С. 44.
  140. В.Ф. Наследственная обусловленность некоторых индивидуальных особенностей памяти человека //Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978. — С.254−262.
  141. В.Д. Исследование наследственной детерминации произвольного внимания //Проблемы генетической психофизиологии человека. М., 1978. — С.244−253.
  142. Н.И., Никитина Л. И., Морозов А. В. и др. Возможности использования структуры биоритмов в целях прогноза течения заболевания // Физиология человека, 1981. -Т.7. -№.1. -С.4−7.
  143. Г. С. Изменение характера кровообращения в головном мозге при умственном утомлении. В сб.: Умственный труд и физическая культура. М.: МГУ, 1970. — С. 3.
  144. А.С., Крутько В. Н. Личность, здоровье и продолжительность жизни //Физиология человека, 1997.-Т.23.-№ 4.-С. 58.
  145. Е.А., Дорофеев В. М. Роль личностных характеристик студентов в адаптации к обучающему процессу //в сб. «Физиология организмов в нормальном и экстремальном состоянии». Томск. 2001. -С.215−216.
  146. В.М. Основы эргономики. М.:ВНИИТЭ, 1979.
  147. А.О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев: Здоров’я, 1979.- 208 с.
  148. А.О., Крыжановская В. В., Кальниш В. В. Физиология и гигиена умственного труда. Киев.: Здоров’я, 1987. — С. 152.
  149. Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976. -С. 27.
  150. В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности //Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика, 1978. -С. 295−336.
  151. В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. — С. 408.
  152. Нейродинамика мозга оптикогностической деятельности //Под ред. Жирмунской Е. А., Бейн Э.С. М. Медицина, 1974
  153. Р.С. Психология //Кн.З: Психодиагностика. М.: «Владос», 1998. -632с.
  154. Т.А. Состояния нервнопсихического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983. — С. 167.
  155. И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации //Вопр.теории и методов социологических исследований. Мат. научно-теор. конф. Вып. 3. М., 1980. — С.57.
  156. .А. Некоторые общие вопросы соотношения генотипического и средового в морфофизиологическом развитии человека // Биология и социальность в развитии человека. М. Наука, 1977., С.205−220.
  157. А.Д., Щербатых Ю. В. Современные методы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы //Физиология человека, 2001, -Т.27, -№ 6, с.95−101.
  158. Т.А., Якобсон Г. С. Два типа адаптивной реакции организма на повторяющиеся чрезвычайные воздействия // Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях. Новосибирск. 1981. Т.2. С.51−52.
  159. Общая психология /Под ред. В. В. Богословского М., 1981. — 383 с.
  160. Основы физиологии человека. Адаптация человека к условиям внешней среды//под ред. Ткаченко Б. И., Санкт-Петербург, 1994. -Т.2. -С.239−253.
  161. И.П. Полное собрание трудов. М., 1951.
  162. И.М. О соотношении дифференциации и интеграции в психофизиологии индивидуальных различий //Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. Пермь, 1976. — С.14−21.
  163. Т.А. Исследование генетической обусловленности переделки двигательных навыков //Вопросы психологии, 1977. № 4. -С.106−111
  164. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань: КГУ, 1974. — 253 с.
  165. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопр.психологии, 1987. № 1. — С. 15−26.
  166. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 659 с.
  167. К.К. Психологический практикум. М.:Высшая школа, 1980.- 165с.
  168. А.Н. Динамика врабатываемости и адаптации некоторых функциональных систем у студентов-первокурсников при регулярной физической нагрузке // Теория и практика физической культуры, 1997, -№.8. -С.25−26, 39−40.
  169. Попов J1.M. Психологические особенности творчества студентов. //Проблемы развития познавательной активности студентов. Казань: КГУ, 1980.-С. 124−143.
  170. С.Н., Кафаров К. А., Галаль-Эль-Дин A.M., Лагутин А. Б. К вопросу о рациональной и физической деятельности студентов //Гигиена и санитария, 1982. № 5. — С. 26.
  171. Н.Н. Оценка функционального состояния ЦНС студентов механико-математического факультета в связи с учебнойнагрузкой. //Проблемы умственного труда. М.: МГУ, 1977. — Вып. 4. — С. 34−44.
  172. Н.Н., Антропов Г. А. К методике оценки функционального состояния нервной системы человека в процессе труда //Гигиена и санитария, 1982. № 4. — С. 59.
  173. Практикум по валеологии / по ред. Кураева Г. А., Ростов-на-Дону, Валеология, 1999. -С. 133−136.
  174. A.M., Гольдшмидт Е. С., Броздовская Е. В. Взаимодействие межполушарной асимметрии мозга с когнитивными и личностными особенностями. // В сб.: Физиология организма в нормальном и экстремальном состоянии, Томск. 2001. -С.220−221.
  175. Психологические тесты // под ред. А. А. Карелина. М.: «Владос». 2000, Т. 1.-266с.
  176. Психологические тесты // под ред. А. А. Карелина. М.: «Владос». 2000, Т.2. -248с.
  177. П.Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей //Вопр.психол., 1987. № 6. — С.112−115.
  178. Равич-Щербо И. В. Оценка силы нервной системы по зависимости времени реакции от интенсивности стимула //Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1969.- Т.6. — С.228−234.
  179. Равич-Щербо И. В. Методы близнецов в психологии и психофизиологии //Проблемы генетической психофизиологии человека. -М.: Наука, 1978. С.22−47.
  180. Развитие психофизиологических функций взрослых людей //Под ред. Ананьева Б. Г., Степановой Е. И. М.:Педагогика, 1972. — С.247.
  181. С.А., Зимкин Н. В., Мельникова И. Е. Адаптационные перестройки в условиях мотивации и эмоционального стресса // Физиологические механизмы спортивной работоспособности: Сб. науч. тр. // Волгогр. ГИФК. Волгоград, 1991. — С.21−28.
  182. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М.: «Владос», 1996. -529с.
  183. В.В. Возможна ли интегральная оценка утомления? //Гигиена и санитария. 1984. — № 7. — С.58.
  184. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — С. 352.
  185. В.М., Полтавцева JI.H. Темперамент как предпосылка творческих способностей //Высш.нервн.деят., 1997.-Т.47. Вып. 3. С. 451.
  186. М.И. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979.
  187. В.Н., Санюкевич Л. Н., Молодова Л. П. Артериальное давление и вегетативная регуляция сердца у студентов в процессе учебной деятельности //Гигиена и санитария, 1985. № 6. — С. 35.
  188. Э.Э., Миннибаев Т. Ш., Ткаченко П. А. Результаты экзаменационной сессии и некоторые факторы их определяющие //Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов. М., 1974. С. 213.
  189. Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. М., 1960.-254 с.
  190. В.Н., Ананьев Н. И. Повышение эффективности физической и умственной работоспособности студентов в вузе // Гигиена и санитария. 1987. -№ 12. — С. 83.
  191. В.Н., Ананьев Н. Н. Влияние двигательной активности на успеваемость студентов //Гигиена и санитария. 1981. — № 1. — С. 79.
  192. Г. И., Кутенов Е. Н. Методология изучения здоровья населения //Гигиена и санитария, 1998.-№ 4.-С.35.
  193. П.В. Адаптивные функции эмоций //Физиология человека, 1996.-Т.22.-№ 2.-С. 5.
  194. В.В., Шахова В. И. Использование критериев взаимосвязи вегетативной реактивности с типологическимиособенностями нервной системы у человека в целях профотбора //Психофизиол.основы профотбора. Киев: Наукова Думка, 1973. -С.130−131.
  195. М.В., Киренская А. В. Электрофизиологические корреляты функционального состояния нервной системы при монотонной работе //Физиология человека, 1981.- Т.7.- № 1.- С.55−60.
  196. А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения. Л., 1976.- 212 с.
  197. Л.Н. МЦВ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. -СПб.: Речь, 2001,-112с.
  198. Е.Н., Подачин В. П., Белова Е. В. Эмоциональное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы. М.: Наука, 1980. -С. 240.
  199. С.А., Погудин С. М., Долганова И. В. Значение диагностики индивидуальных особенностей студентов вузов физической культуры для повышения качества и профессиональной подготовки //Теория и практика физической культуры, 1998. -С.36−41.
  200. А.П. Психофизиологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности. Автореф. дисс. докт.мед.наук. -Киров, 1999. -38с.
  201. А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности //Гигиена и санитария. 2002, -№.1, С.47−49.
  202. .М., Римских M.JL, Римских Э. Н. Изменение тонуса мозговых сосудов у студентов во время экзамена. //Проблемы умственного труда. М.: МГУ, 1977. — Вып. 4. -С.28−33.
  203. В.Б., Самко Н. Н., Голикова Ж. В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // Журнал высшей нервной деятельности. 1998. -Т.48. -№.3. -С.458−462.
  204. К.В. Общая теория функциональных систем. М., 1984. 223с.
  205. К.В., Тараканов О. П., Юматов Е. А. Кросс-корреляционный вегетативный критерий эмоционального стресса //Физиология человека, 1995. -Т.21. -№.3. -С.87−95.
  206. К.В. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса//Физиология человека, 1996.-Т.22. № 4. — С. 73.
  207. К.В. Системная организация функций человека: теоретические аспекты //Успехи физиол. наук, 2000.-Т.31. -№ 1- С.81−96.
  208. В.Н., Степанян Е. Б. Индивидуальные особенности операторов при работе в условиях психоэмоционального напряжения // Физиология человека, 1994, -Т.20. -№.4. -С.69−75.
  209. .М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека //Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: АПН РСФСР, 1963. — 3, С. 3−46.
  210. И.И. Проблемы адаптации и здоровье студентов //Материалы 11 научно-технической конференции МГТУ, 2001, -С.43.
  211. Е.А., Быкова Е. В., Климина Н. В. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках //Физиология человека, 1996. -Т.22. -№ 2. -С.108−111.
  212. .М. Эмоции и сердечная деятельность. М.: Медицина, 1977.-215 с.
  213. В.И. Классификация управляющих функциональных систем организма, дополнение к теории функциональной системы П.К.Анохина //Успехи совр. биологии, 2000. Т. 120. — № 1. — С.3−11.
  214. .С., Овечкин В. В., Овечкина И. В. Экспресс-оценка и мониторинг функционального состояния организма и психического статуса человека по сердечному ритму //Вестник аритмологии, 2000. № 16. -С.72−77.
  215. О.П., Юркова М. Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе //Вопр. Профориентации, адаптации и профессиональной подготовки /Под ред. В. Г. Асеева. -Иркутск, 1994. С.55−64
  216. В.В., Безруков В. В., Богацкая JI.H. и др. Старение мозга. -Л.: Наука, 1991.-277 с.
  217. И.В., Горнушкина Е. Ю., Николаев В. И. и др. Особенности реакции эндокринной и сердечно-сосудистой систем людей с различным типом темперамента на эмоциональный стресс //Физиология человека, 2000. -Т.26. -№.3. -С. 121−125.
  218. А.Е. Методика исследования подвижности основных нервных процессов у человека //Высш.нервн.деят., 1958. Т.8. — Вып.6. -С.945−948
  219. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий (учебное пособие). // М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 282с.
  220. Т.И. Медицина в фокусе идеологической борьбы //Вестн. АМН СССР, 1984. № 1. — С.3−10.
  221. Г. М., Томилина Л. И. Некоторые механизмы эффективности умственной деятельности //Физиология человека, 1993. -Т. 19.-№ 2. С. 14.
  222. О.Г., Айдаркин Е. К., Чораян И. О. Индивидуально-типологические особенности регуляции и взаимодействияфункциональных сисьем в разных режимах деятельности (Обзор) // Валеология. 2001. -№.2. -С.4−16.
  223. .Н. Валеология (избранные лекции). М., 1997. — С. 245.
  224. Н.И. Проблемы типологических свойств нервной системы и задачи их изучения на современном этапе развития нейрофизиологии //Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. -Пермь, 1976 С.41−51.
  225. В.Г., Баширова P.M., Гареев Е. М. Электрокинетические свойства эритроцитов человека при психоэмоциональном напряжении и патологии. Уфа, 1995. 148с.
  226. В.Б. Эргографическое исследование свойств нервной системы у близнецов //Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: Тез.докл.конф., Пермь, 18−20 июня 1975. -М.:Б.И., 1975.- С.179−181
  227. В.А., Сулин В. Ю., Хицова JI.H. Оценка адаптационных возможностей и уровня индивидуального здоровья студентов младших курсов. // В сб.: Тезисы докладов XVIII съезда физиологического общества им. И. П. Павлова, Казань, 2001. -С.499.
  228. А.Г. Функциональное состояние организма состояние организма студентов в период экзаменационной сессии //Гигиена и санитария, 1981. № 5. — С. 18.
  229. А.Г. Онтогенез и теория здоровья (методологические аспекты). Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. — С. 135.
  230. Ю.П., Казин Э. М., Лурье С. Б. Эндокринные и биоритмологические аспекты онтогенеза и адаптации. Кемерово. «Кузбассвузиздат», 1991, 301 с.
  231. Энциклопедия тестов. Тайны вашего характера / Сост. Касьянов С. А. -М.: Вече, 1997. -464с.
  232. А.Ж., Аверьянов B.C., Виноградова О. В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности //Физиология трудовой деятельностиОсновы современной физиологии) /Под ред. В. И. Медведева -СПб., 1993,-С. 209−284.
  233. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Кемерово, 1999. — 83 с.
  234. Annett М. A classification of hand preference by association analysis // Brit. J. of Psycol. -1970. -V.61. -P.303−321.
  235. Berenson G., Mahan G. Mc, Voors A., Webber L., Srinivasan S., Frank G., Foster T. and Blonde C. Cardiovascular risk factors in children: The early natural history of atherosclerosis and essential hypertension //Oxford University Press, New York, 1980.
  236. Bergman L.R. and Magnusson D. Type A behavior: A longitudinal study from childhood to adulthood //Psychosom.Med., 1986, 48. p.134−142
  237. Blumberg P., Flaherty S.A. The influence on non cognitive bariables in student performance //J. Of Med. Education, 1985. V.60. p.721−723.
  238. Blumental J.A., Williams R.B., Kong Y., Scanberg S.M. and Thompson L.W. Type A behavior pattern and coronary atherosclerosis //Circulation 58, 1978. p. 634−639.
  239. Cahir N., Morris R.D. The psychology student stress questionnaire. S.Clin.Psychol., 1991, 47, 3, p.414−417
  240. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook of the sixteen personality factor questionnaire (16 PF). Champaigh: IPAT, 1970
  241. Clark V.R., Moore C.L., Adams J.H. Cholesterol concentrations and cardievascular reactivity to stress in African American college volunteers //J.Behav.Med., 1998, Oct- 21(5). p.502−50.
  242. Cristea A., Restian A. Clinical and experimental effects of informational stress // Stress. Med. -1992. -V.8. -N.4. -P.259−263.
  243. Denenberg V.H., Morton J.R. Effects of preweaning and postweaning manipulations upon problem-solving behaviour //J.Comp.Physiol. 1962. — N 55. — P.1096−1098
  244. Edwards K.J., Hershberger P.J., Russell R.K., et al. Stress, negative social exchange, and health symptoms in university students. J Am Coll Health (United States), Sep 2001, 50(2) p75−9.
  245. Eysenck H.J. Anxiety and the natural history of neurosis. In: Stress and anxiety, vol. l/Eds.Ch.D.Spieldberger, J.G.Sarason, New York et al., 1975, p.51.
  246. Eysenck M.W. Human memory: Theory, research and individual differences. Oxford et al.: Pergamon Press, 1977.
  247. Haynes G., Feinleib M., Kannerl W.B. The relationship of psychosocial factors to coronary heart disease in the Fremingham Stydy //Am/J/Epidemiol., 1980, 11.37−58.
  248. Mascie-Teylor C.G. Hand preference and personality traits. // Cortex.1981.-V.17.-№.2,-P.235.
  249. Meycrohoff S.Z., Oleshansky M.A., Mougey S.H. Psychologic stress increases plasma leves of prolactin, Cortisol and POMC Derived peptides in man //Psychosom.Med, 1988. Vol.50. — № 3. — p.295−303.
  250. Milligan R.A.K., Burke V., Beilin L.J., Richards J., Dunbar D., Spencer M., Balde E. and Gracey M.P. Health-related behaviours and psycho-social characteristics of is year-old australians //Soc.Sci.Med., 1997. Vol.45. -№ 10. — p.1549−1562.
  251. Morrison J. Moffat К More on medical student stress.// Med Educ 2001 Jul-35(7):617−8.
  252. Ostberg O. Interindividual differences in circadian fatigue patterns of shift workers//Brit. J. Ind. Med. 1973. Oct. V. 30i P. 341.
  253. Rodenhauser P., Markert R.F., Onady A.A. Effects of stress and social Phobia on Medical students specialty choice //S.Med.Educ., 1988. 63. — № 8. -p.162−170.
  254. Sohansson G.G., Zaakso M-Z, Peder M., Karonen S-Z Examenation stress decreases luteinize hormone level in blood plasma of male students //Psychosomatic Med., 1988. Vol.50. — № 3. — p.286−94.
  255. Spangler G. Psychological and physiological responses during an exam and their relation to personality characteristics. // Psychoneuroendocrinology 1997 Aug-22(6):423−41.
  256. Stewart S.M., Betson C., Marshall I. Stress and vulnerability in medical students //Med. Educ. -1995. -V.29. -P.119−127.
  257. Torres В., Solberg V. Scott Role of Self-Efficacy, Stress, Social Integration, and Family Support in Latino College Student Persistence and Health Jose // Journal of Vocational Behavior, 2000, Vol. 0, No. 0, N/A, pp. 111 (doi: 10.1006/jvbe. 2000.1785)
  258. Vitaliano P.P., Maiuro R.D., Russo J. et all. Medical student distress: a longitudinal study // Nervous and Mental Diseases. -1989. -V.177. -P.70−76.
  259. Williams R.B., Haney T.L., Lee K.L., Kong Y., Blumental J.A. and Whalen R.E. Type A behavior, hostility and cjronary atherosclerosis //Psychosom.Med. 2001, 42: 539−549.
  260. Zyzanski S.J., Jenkins C.D., Ryan T.J., Flessas A. and Everist M. Psychological correlates of coronary angiographic finding //Arch.Inter.Med., 1976. 136: 1234−1237.
Заполнить форму текущей работой