ВВЕДЕНИЕ
Развитие товарно-денежных отношений в России привело к формированию насы-щенного товарами рынка «рынка покупателя», когда предложение превышает спрос по большинству товарных групп, причем как по продукции производственного назначения, так и по товарам широкого потребления. Развиваются конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно-сбытовых задач с целью укрепле-ния конкурентоспособности предприятия. Обеспечение оптимального сбыта произведен-ной продукции и услуг требует от предпринимателей ориентации на запросы и предпоч-тения целевых групп потребителей, а также формирования соответствующего рыночного спроса по объему и качественным характеристикам .
Именно соотношение запросов рынка и возможностей предприятий должно быть положено в основу разработки магистральных направлений, целей и стратегий предпри-нимательской деятельности, а также маркетинговых программ, оперативных и стратегиче-ских планов на микроуровне.
Нужно сказать, что развитие предпринимательства в России все еще носит скачко-образный характер и сопровождается определенными трудностями. В то же время нельзя не отметить и позитивные изменения, которые имеют место в сфере предпринимательст-ва: рост числа предприятий в негосударственном секторе, повышение эффективности ма-лого и среднего предпринимательства. Растет инновационная активность предприятий, формируется рыночный менталитет производителей и потребителей товаров и услуг.
Положения новой управленческой парадигмы (т. е. системы взглядов) должны вы-ражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом; они должны содержать главные, ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления поможет нашей стране ускорить переход к рыночной эконо-мике и осуществить его с наименьшими потерями для общества.
Каждое предприятие, функционирующее в рыночной среде, должно самостоятель-но решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических свя-зей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций далеко не пол-ный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции предприятий, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная ориентация предприятия означает, что наря-ду с экономической функцией она выполняет и социальную роль. Последняя может рас-смтриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т. е. удовлетворения потребности общества в товарах и услугах, производимых предпри-ятием; с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и сре-ды обитания предприятия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Рынок маркетинговых услуг Еще несколько лет назад существовало четкое разделение: ряд агентств специали-зировался на проведении исследований рынка (т.н. Market Research). Другие, и среди них такие солидные консалтинговые компании, как Accenture, PriceWaterHouse Coopers, McKinsey & Co, занимались анализом и интерпретацией собранных данных в связи с ре-шением определенной бизнес-проблемы. Чаще всего это были аспекты управленческого или финансового консалтинга .
Такая практика имела ряд недостатков. Во-первых, крупные компании по сути дела покупали информацию у более мелких, чьи накладные расходы при проведении работ бы-ли существенно меньше. При передаче информации от одной компании к другой неиз-бежно происходили ее искажения и потери. Во-вторых, перед исследовательскими агент-ствами, специализировавшимися на сборе информации, зачастую не ставилась задача ре-шить проблему «под ключ». Да и сами исследователи зачастую не стремились владеть всей ситуацией, предпочитая перекладывать ответственность за правильность решения конечной задачи на консалтинговые фирмы. Крупные же компании, бравшие на себя ин-терпретацию данных и решение бизнес-задач, довольно смутно представляли реальные технологии сбора информации.
Сегодня же основной тенденцией развития компаний так называемых «внеш-них» провайдеров услуг маркетингового характера можно считать интеграцию этих двух направлений. Так, агентства, ранее занимавшиеся сбором информации, теперь часто предоставляют услуги в области создания рекламы и в разработке PRакций. Они также стремятся проводить полноценный консалтинг руководителей предприятий. Именно та-кой путь развития прошло, например, маркетинговое агентство Экро-RG (Санкт-Петербург).
Компании, ранее специализировавшиеся на управленческом консалтинге, сегодня либо укрупняют свои департаменты, занимающиеся сбором внешней информации, либо уже на постоянной основе работают агентствами, проводящими исследования рынка, и те уже неформально превратились в их дочерние структуры.
Таким образом, ведущие компании, работающие на рынке маркетинговых услуг, сегодня стремятся предложить полный цикл обслуживания (т.н. Full Service). Они полно-стью берут на себя решение поставленной бизнес-задачи в области маркетинга.
В зависимости от сложности стоящих перед организацией проблем избирается спо-соб решения. Например, если руководителю необходимо сориентироваться и понять, «где» в каком сегменте рынка находится его продукт (услуга), причем с точки зрения конечных потребителей этой услуги, которые в итоге и окупают всю цепочку финансиро-вания, производства и сбыта, то решение задачи даст сбор информации обычный Market Research. Такие компании как Comcon-2, GfK, QRC, Focus+, МИЦ квалифициро-ванно помогут определить вашу рыночную нишу.
А вот если директору необходимо решить какую-то проблему в целом опреде-лить, как лучше выйти на новые, например региональные, рынки, оценить целесообраз-ность строительства нового предприятия с точки зрения тенденций рынка и т. п. в этом случае предпочтительнее обратиться в компании, занимающиеся консалтингом в области маркетинга. Их сегодня не так уж и много. Дело в том, что такой консультант должен не только разбираться во всех тонкостях маркетинга, но и иметь реальный опыт ведения биз-неса. Лишь в этом случае он сможет понять поставленные перед ним задачи и найти пути их успешного решения. Найти подобных специалистов можно в таких компаниях, как Accenture, Аналитический Центр «Бизнес и маркетинг», Fsquared.
Важно также отметить, что при решении стратегических маркетинговых задач ука-занные компании проводят и целый ряд промежуточных работ в области Market Research, таких как сегментация рынка, определение точных характеристик потребителей, с кото-рыми необходимо работать, изучение критериев принятия решения о покупке, наиболее эффективных способов и каналов воздействия на целевую аудиторию и т. д.
Почему консалтинг в области маркетинга необходим? Ведь все процветающие фирмы имеют свой отдел изучения рынка или даже департамент маркетинга. И исследо-вания там могут проводить самостоятельно, не привлекая специалистов со стороны. Ди-ректор же по маркетингу лучше любого консультанта знает свой продукт и своего потре-бителя.
Проблема в том, что иногда результаты опросов преднамеренно или непреднаме-ренно искажаются. Например, краткосрочные цели предприятия весьма сильно влияют на интерпретацию полученной в ходе исследования долгосрочной информации. Внешние консультанты в данном случае будут выступать как независимые эксперты со свежим взглядом на рынок и продукт. Кроме того, работая с разными продуктами, целевыми ау-диториями, сегментами рынка, они лучше представляют возможности применения тех или иных методов в соответствии со спецификой решения различных задач и имеют четкое представление об особенностях психологического восприятия людьми тех или иных това-ров