Соотношение инициативности и самоактуализации личности
![Диссертация: Соотношение инициативности и самоактуализации личности](https://westud.ru/work/3298624/cover.png)
Диссертация
Актуальность исследования. Современное развитие социально-экономических отношений часто требует новых, иногда нестандартных подходов к анализу поведения и деятельности человека. Это определяет принципиально новый уровень требований к тем личностным качествам человека, которые обеспечивают реализацию его созидательного потенциала. Исследования (К.А. Абульханова-Славская, Б. М. Кедров, А. И… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Изучение инициативности и самоактуализации в психологической литературе
- 1. 2. Основные подходы к пониманию феномена самоактуализации в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 3. Изучение психологических трудностей при реализации инициативности и самоактуализаци личности в отечественной и зарубежной литературе
- 1. 4. Психодиагностические методики исследования инициативности и самоактуализации личности
- Глава II. СООТНОШЕНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ ИНИЦИАТИВНОСТИ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
- 2. 1. Связь самоактуализации с регуляторно-динамическими и мотивационно-смысловыми переменными инициативности
- 2. 2. Интеркорреляция компонентов инициативности и характеристик самоактуализации личности
- 2. 3. Факторный анализ переменных инициативности и самоактуализации личности
- Глава III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВНОСТИ У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП СТУДЕНТОВ МЕНЕДЖЕРОВ
- 3. 1. Целостная характеристика инициативности у групп студентовменеджеров с высокой и низкой самоктуализацией
- 3. 2. Сравнительная характеристика различных компонентов инициативности у студентов-менеджеров с высоким и низким уровнем самоактуализации
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. // Психол. Журнал.-1983.-Т.4, № 1. С. 13−29.
- Абульханова-Славская К. А Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 18−25.
- Абульханова-Славская К. А Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. -М., 1981. С. 19−44.
- Абульханова-Славская К. А Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности. // психологический журнал. 1985. — № 5, Т.6. — С.3−18.
- Адлер А. Понять природу человека. С.-Пб.:Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — 252 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.-380 с.
- Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. // Психол. Журн.-1981.-Т.2. — С.8−18.
- Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990. С.61−78.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984.- 190 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. МГУ, 1990. — 367с.
- Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. — М.: «REFL-book», 1994.-314 с.
- Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психол. Журн.-1998.-Т.19. № 1. — С.47−53.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов -на-Дону: РГУ, 1983. — 172 с.
- Богоявленская Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности / Психология творчества/ Под.ред. Пономарева Я. А. — М.: Наука, 1990. -С.159−171.
- Бодалев А.А. Психология личности. -М.: МГУ, 1988. 187 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.- 197 с.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Наука, 1998. 168 с.
- Бодалева А.А. и Ломова Б.Ф: В2-х т.-М.: Педагогика, 1980. Т.1 -С.16−179.
- Брушлинский А.В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления // Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990. С. 97−103.
- Вайсфельд М. Слабость инициативы (безволие). М.: Экономика, 1983. — 128 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: МГУ, 1984. 200 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.-288 с.
- Гинзбург М.Г. Исследование некоторых мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы: Автореф. дис. .кан. психол. наук. — М., 1997.-13 с.
- Глявин М.Н. Развитие творческой инициативы и активности учащихся в процессе сельскохозяйственного труда: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1961.-17 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. -Пер. с франц. М.: Мир, 1996. — Т.2. — 376 с.
- Говоров М.С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1962. -261 с.
- Гримак Л.И. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Изд-во Политиздат, 1991. — 320 с.
- Гулдинг М, Гулдинг Р. «Психотерапия нового решения. Теория и практика» М.: Изд-во Независимая фирма «Класс», 1997. 228 с.
- Ермолаева Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. М.: Изд-во ИПРАН, 1996 75 с.
- Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч., 1991.115 с.
- Жданов О.И., Гальперин Я. Г. Технологии психологической защиты от стресса. М.: Изд-во Эниум, 1997. — 120 с.
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для Вузов М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с.
- Занюк С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н- Ника-Центр, 2002. -352с.
- Зиньковская С.М. Связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов пожарных: Дис. .канд. психол.наук. М.: Институт Молодежи, 1999. — 130 с.
- Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Игнатенко Т.Ф. Формирование инициативности старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности: Дис. .канд.пед. наук. Брян. Гос.пед.ун-т., 1996. — 194 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. С.-Пб: Изд-во «Питер», 1999. — 464 с.
- Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебн. пособие. М.: Гардарики, 1999. — 584 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. М., 1986. — С.5.
- Ковалев А.Г. Психология личности. -3-е изд. перераб. и дополн. М.: Просвещение, 1970.-391 с.
- Константинов В.Н. Понятие и природа социальной активности // Социальная активность и пассивность личности. — Владимир, 1990. -С.5−31.
- Коростылева JI.A. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2000. — 292 с.
- Крупное А.И. О единице целостного анализа личности и индивидуальности. // Практическая психология 98. Ежегодник. Т.1: Матер. Регион.науч.-практ.конф.ЗО марта — 3 апреля 1998 г. Урал. -Гос.пед.ун-т., Екатеринбург, 1998. — С.218−220.
- Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности // Студент на пороге 21 века. М., 1990. — С.31−38.
- Крупнов А.И. Психологическая природа общительности как системного качества личности // Гуманизация образования — 1995, № 3, С.64−70.
- Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека: Учебн. пособие. М.: Изд-во УДН, 1990. — 56 с.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы системного изучения черт характера // Материалы кафедральной научной сессии профессорско-преподавательского состава и аспирантов. М.: Институт Молодежи, 1996.-С.З-7.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М., 1998. — С.28−39.
- Крупнов А.И. Строение черты характера // Практическая психология > 98. Ежегодник. Т.1: Матер. Региональной науч.-практ. конф. 30 марта-3 апреля 1998 г. — Екатеринбург: УрГПУ, 1998. — С. 188−192.
- Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. -М.: Институт молодежи, 1995. С.5−12.
- Крупнов А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе.-М., 1986. С.92−102. ,
- Крупнов А.И., Жемчугова JLB. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Сверловск: СГПИ, 1978. — С.63−69.
- Крупнов А.И., Олыианикова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. -Свердловск: СГПИ, 1979. С. 17−26.
- Крупнов А.И., Пономарева И. А. Целостный подход к изучению, психологических проявлений настойчивости. Депон. В НИИВО. -№ 142−93 от 04.06.93. 8 с.
- Крупнов А.И., Скорицкая А. Ф. Индивидуальные различия в динамических проявлениях речевой активности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: 1980. — С.29−30.
- Крупнов А.И., Барабаш О. Б., Поляруж В. М. Рекомендации и упражнения по саморегуляции и самокоррекции свойств личности. М.: Изд-во РУДН, 1995.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Поголыиа В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. С.-Пб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: Учпедгиз, 1956. -368с.
- Левитов Н.Д. Психология характера. 3-е изд., испр. и допол. — М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
- Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: МГУ, 1977.-С. 164−179.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-584 с.
- Леонтьев Д.А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей./ Когн. Стили. Таллин, 1986.
- Ложечка О.И. Исследование индивидуальных характеристик познавательной активности личности: Дис. .канд. психол. наук, М., 1993.- 185 с.
- Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях.-М.: Наука, 1974. 172 с.
- Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера / пер. с англ. Е. В. Поле под ред. A.M. Боковикова. М.: Изд-кая фирма «Компания ПАНИ», 1996.-320 с.
- Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. М.: Изд-во МГУ 2004. 183 с. 130 '
- Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.:Изд-во «Академия», 2002. — 208 с.
- Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. Учебно-методическое пособие для социальных работников, педагогов и психологов. М.:Изд-во Институт Молодежи, 1994. 108 с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М.: Наука, 1974. 172 с.
- Любан-Плоцца Б., Пелдингер В., Крегер Ф., Педерах-Кофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. — С.- ' Пб. 2000.-287с.
- Малышев К.Б. Психология управления: Научно-методическое пособие для вузов. -М.: ПЕР СЭ, 2000. 144 с.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб.:Издат. группа «Евразия», 1997. -430 с.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Спб.:Издат. группа «Евразия», 1999.-479 с.
- Маслоу А.Г. Психология бытия. Пер. с англ. М.: Изд-во «Ваклер» 1997,-304 с.
- Менегетти А. Психология лидера. /Пер. с итальянского А.Николаева. Изд. 2-е. М.: МГУП, 1999. — 144 с.
- Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. М., 1997.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336с.
- Немов Р.С. Психология: Уч. для студ. высш. пед.учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
- Немов Р.С. Психология: Уч. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3, кн. 4-е изд. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научноепсихологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2003. — 640 с.
- Новикова Л.С. Особенности инициативы старшеклассников в общественно-полезной деятельности: Дисс.. кан. пед. наук. Киев, 1967.-230 с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.5−19.
- Петровский А.В. К психологии активности // Вопросы психологии. -1975. № 3. — С.26−38.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода.// Вопросы психол. № 1. — С.57−66.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982.-253 с.
- Петухов С.А. Проявление инициативы учащихся третьего класса (на материале обучения, труда и игры): Дис. .канд. пед. наук. М., 1954. — 160 с.
- Петухова И.А. Проблема соотношения интеллектуальной инициативы и общих умственных способностей: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М. 1976.-20 с.
- Платонов К.К. Способности и характер // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 187−208.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255с.
- Плотниек Н.Э. Формирование инициативности как черты личности старшего школьника: Дис. .канд. пед. наук. Рига, 1967. — 133 с.
- Польская А.Ю. Инициативность в аспекте самоактуализации личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции. 16−18 > октября 2003 г.-М.: «Уникум Центр», 2003. — С. 327−330.
- Польская А.Ю. Роль психотерапии в самоактуализации личности // Психолого-педагогические аспекты формирования личности: Материалы межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. -М.: Уникум-Центр, 2004. С. 176−179.
- Попов Л.М. Интеллектуальная инициатива в условиях общения: Дис. .канд. психол. наук. -М. 1990. 154с.
- Почебуг Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 298 с.
- Практическая психология для менеджеров М.: Информационно-издательский дом «Фитиль», 1996. — 368 с.
- Прядеин В.П. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере. // Психология и психофизиология, индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1982. С.84−86.
- Прядеин В. П. Крупнов А.И. О методологических вопросах изучения проблемы активности в конкретных науках // Вопросы психофизиологии и саморегуляции личности. Свердловск, 1975. -С.5−13.
- Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя // Вопросы психологии, 1987 — №№ 4, 5, 6.
- Психология бизнеса: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998.-496 с.
- Психология человеческих проблем: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998. — 448 с.
- Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2000.-480 с.
- Пуарене А.А. Воспитание подростков в общественно-политической деятельности: Автореф. дисс... .канд. пед. наук. Вильнюс, 1970. -25с.
- Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1999. — 279 с.
- Пятинин А.Э. К проблеме профессионального психологического отбора на профессии педагогического профиля // Профессиональная подготовка социального педагога. М.: 1992. — С. 122−125.
- Пятинин А.Э. Сравнительный анализ изучения инициативности личности у студентов педагогического вуза и опытных учителей: Дисс.. канд.психол.наук. М.: Институт Молодежи, 1993. — 130с.
- Рейнвальд Н.И. Принцип деятельности в психологическом исследовании: Автореф. дисс. .доктора психол. наук. М., 1979. -32с.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: Изд-во УДН, 1987. — 200 с.
- Рейнвальд Н.И., Лобанова Н. Т. Влияние учебно-исследовательской работы на познавательную активность студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: Изд-во УДН, 1986. — С.23−35.
- Роджер Муэрс Эффективное управление / Пер. с англ. Серия «Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом». — М.: Изд-во Финпресс, 1998. 128 с.
- Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 144 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.424 с.
- Рубинштейн C. J1. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. С.225−385.
- Рудестам К. Групповая психотерапия С.-Пб.: Питер КОМ, 1999. -384с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М.: Наука, 1979. 352с.
- Русалов В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека // Принцип системности в психологических науках. М.: Наука, 1990. — С. 165−172.
- Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. 1992. — Т.12, № 5. — С.3−17.
- Селиванов В.И. О психологических механизмах волевой активности // Проблемы психологии воли. Рязань, 1974. — С.3−8.
- Селиванов В.И. Социальная активность и нравственно-волевое развитие студентов // Вопросы психологии личности. — Рязань, 1973. -С.4−17.
- Селиванов В.И. Психология волевой активности // Рязань: РГПИ, 1974. 145с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. С.-Пб.: ООО «Речь», 2001.-350 с.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
- Советский энциклопедический словарь. Гл. редактор A.M. Прохоров. Изд-е 2-е. Москва 1983. — 1600 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Д. Изд-во «Феникс», 1997 г.-736 с.
- Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Авт. сост. Л. С. Сергеева. С.-Пб., 2000. — 290 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Тищенко Т.М. Развитие инициативы, самостоятельности, творчества школьников в процессе общественно-полезного труда: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1962. 17 с.
- Тучак Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя: Дис. .канд. психол. наук, М., 1993.- 152с.
- Фролов В.В. Социальные инициативы и противоречия их реализации // Роль противоречий в развитии общества. 1984. — С.39−40.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
- Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Изд-во В. И. Ильин, 1997.-416 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск: Изд-во ООО «Попурри», 2000. — 672 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.-672 с.
- Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: Изд-во ПИТЕР, 1997 -606с.
- Чалдини Р. Психология влияния С-Пб.: Изд-во Питер Ком, 1999. -272с.
- Чемаданов В.Б. Формирование инициативности и самостоятельности подростков в условиях оздоровительного комплекса: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Минск, 1992. — 17 с.
- Черил Бенард, Эдит Шлаффер Без нас вы ничто. Женщины в жизни мужчин. М.: Изд-во ПАНОРАМА, 1993. — 234 с.
- Шихи Гейл Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: С.-Пб.:I
- Изд-во «Ювента», 1999. — 436 с.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Изд-во Просвещение, 1996. — 442 с.
- Alexander Christiani: 111 Motivationstipps ftir personliche Hochstleistungen Munchen: mvgVerl., 2002.
- Rheinberg Falko Motivation /3., uberarb. und erw. Aufl. Stuttgart- Berlin- Koln- Kohlhammer, 2000.
- Schombs Wolfgang: Fitnes fur den Kopf: Denk dich frei Dusseldorf- Wien: ECON-Verl., 1992.