Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение инициативности и самоактуализации личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Современное развитие социально-экономических отношений часто требует новых, иногда нестандартных подходов к анализу поведения и деятельности человека. Это определяет принципиально новый уровень требований к тем личностным качествам человека, которые обеспечивают реализацию его созидательного потенциала. Исследования (К.А. Абульханова-Славская, Б. М. Кедров, А. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Изучение инициативности и самоактуализации в психологической литературе
    • 1. 2. Основные подходы к пониманию феномена самоактуализации в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 3. Изучение психологических трудностей при реализации инициативности и самоактуализаци личности в отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 4. Психодиагностические методики исследования инициативности и самоактуализации личности
  • Глава II. СООТНОШЕНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ ИНИЦИАТИВНОСТИ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Связь самоактуализации с регуляторно-динамическими и мотивационно-смысловыми переменными инициативности
    • 2. 2. Интеркорреляция компонентов инициативности и характеристик самоактуализации личности
    • 2. 3. Факторный анализ переменных инициативности и самоактуализации личности
  • Глава III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВНОСТИ У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП СТУДЕНТОВ МЕНЕДЖЕРОВ
    • 3. 1. Целостная характеристика инициативности у групп студентовменеджеров с высокой и низкой самоктуализацией
    • 3. 2. Сравнительная характеристика различных компонентов инициативности у студентов-менеджеров с высоким и низким уровнем самоактуализации

Соотношение инициативности и самоактуализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное развитие социально-экономических отношений часто требует новых, иногда нестандартных подходов к анализу поведения и деятельности человека. Это определяет принципиально новый уровень требований к тем личностным качествам человека, которые обеспечивают реализацию его созидательного потенциала. Исследования (К.А. Абульханова-Славская, Б. М. Кедров, А. И. Крупнов, А. Н. Лук, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, Н. В. Тучак и др.) показывают, что одним из таких качеств является инициативность. Изучение особенностей свойств личности важно прежде всего с теоретической стороны, так как оно раскрывает структуру инициативности и ее связь с самоактуализацией. С практической стороны эти знания необходимы для совершенствования социально-педагогической деятельности, разработки путей формирования личности и построения комплексной программы развития студентов с учетом их психологических особенностей. Развитие индивидуальной инициативности в сочетании с характеристиками самоактуализации являются фундаментальным фактором для формирования психически здоровой личности и ее успешной репрезентации в социальном пространстве (взаимодействии).

Важность изучения связи инициативности и самоактуализации личности определяется также неразработанностью этой проблемы в современной психологии.

Проблема исследования заключается в том, чтобы изучить психологическую структуру инициативности, выявить связи различных переменных инициативности с показателями самоактуализации личностипоказать, что представляют собой психологические трудности в реализации инициативности личности, почему они возникают и как их можно преодолеть или скорректировать.

Цель исследования: целостное изучение инициативности и установление ее связи с характеристиками самоактуализации личности, анализ психологических трудностей в реализации инициативности и самоактуализации личности.

Объектом исследования является инициативность как системное свойство личности и ее соотношение с характеристиками самоактуализации.

Предмет исследования: связь переменных инициативности личности с характеристиками самоактуализации.

Основная гипотеза исследования связана с предположением о том, что уровень самоактуализации личности может оказывать влияние на реализацию инициативности.

Задачи исследования: осуществить теоретический анализ работ по исследованию инициативностипроанализировать соотношение переменных инициативности с характеристиками самоактуализации личностивыявить психологические различия между группами студентов с высокой и низкой самоактуализациейвыделить различные типы инициативности в зависимости от трудностей ее реализациивыявить и описать значимые различия в выраженности инициативности и самоактуализации личности на мужской и женской выборкеразработать программу психологического консультирования и коррекции инициативности студентов.

Теоретической и методологической основой исследования соотношения инициативности и самоактуализации личности явились положения отечественной психологии о системном характере свойств личности (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. А. Деркач, И.В.

Дубровина, Н. И. Рейнвальд, Д. И. Фельдштейн и др.), а также разработанный А. И. Крупновым многомерно-функциональный подход к анализу базовых свойств личности и индивидуальности с позиции целостного единства динамического, мотивационного, регуляторного, эмоционального и продуктивного их компонентов.

Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, отражающих единство теоретического и эмпирического уровней познания: разработанный А. И. Крупновым «Тест-опросник инициативности», который позволяет рассмотреть свойство личности как целостное и системное образованиеадаптированный А. В. Лазукиным тест А. Маслоу «САМОАЛ», который раскрывает 11 важнейших характеристик самоактуализирующейся личности. Применялись методы математической статистики: корреляционный, факторный анализ и t-критерий Стьюдента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что: представлен теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных инициативности и самоактуализации личностираскрыты связи инициативности с характеристиками самоактуализации личности у студентов-менеджеров. Выявлено, что инструментально-динамический компонент инициативности больше связан с характеристиками самоактуализации, чем содержательно-смысловой компонент (в первом случае зафиксирована 51 корреляция, во второмлишь 7). Показано, что отдельные переменные инициативности по-разному влияют на конкретные аспекты самоактуализации личности студентов-менеджеровпроизведен количественный анализ степени выраженности различных компонентов инициативности в зависимости от уровня самоактуализации студентов. У студентов с высокой самоактуализацией более всего выражены значения гармонических переменных инициативности (социоцентричность, осмысленность, энергичность) и менее выражены агармонические переменные инициативности (осведомленность, аэнергичность, астеничность, экстернальность, операциональные и личностные трудности). В то же время группа студентов с низким показателем самоактуализации обнаруживает более низкие значения указанных выше гармонических переменных и высокие показатели агармонических переменных инструментально-динамического аспекта инициативности: аэнергичность, астеничность, экстернальностьдана качественная, индивидуально-типическая характеристика (сходства и различия) инициативности двух групп студентов, различающихся по степени выраженности самоактуализацииобнаружены различия на мужской и женской выборках в степени выраженности самоактуализации личностиразработана и апробирована программа психологического консультирования и коррекции инициативности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при диагностике профессионально важных качеств, в том числе и инициативностив целях профотбора и при подготовке научно-методических материалов для развития активности личностипри разработке программ обучения для студентов — менеджеров и в тех профессиях, где требуется проявление инициативности личностиа также в ходе психокоррекционной и психоконсультационной работы.

Составлена и апробирована программа психологической коррекции трудностей в реализации инициативности личности и более успешной самореализации, которая основывается на повышении гармонических переменных инициативности и на развитии важнейших характеристик самоактуализации личности.

Положения, выносимые на защиту:

• В результате исследования раскрыты многочисленные связи между переменными инициативности и различными характеристиками самоактуализации личности. При этом отрицательные переменные инициативности по-разному влияют на конкретные характеристики самоактуализации. Выявлены психологические различия между группами студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации. Выделены различные типы инициативности в зависимости от трудностей ее реализации. В группе с высоким уровнем самоактуализации в большей мере выражены гармонические переменные инициативности и менее выражены агармонические переменные. В группе студентов с низким уровнем самоактуализации обнаруживаются низкие значения гармонических переменных и высокие показатели агармонических составляющих.

• На основе изучения психологических особенностей в реализации инициативности у групп студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации представлены целостная и сравнительная характеристики различных компонентов инициативности, которые позволяют сделать вывод, что каждая группа студентов-менеджеров отличается определенной качественной спецификой (первое: по степени организации доминирующих признаков, второе: по характеру выбора тех или иных признаков в различных составляющих).

• Обнаружены тендерные различия по таким характеристикам самоактуализации, как ценности отношения, креативность, аутосимпатия, которые в большей степени выражены в группе женщин («женский симптомокомплекс»).

• На основании проведенного исследования выявлено, за счет каких признаков инициативности и характеристик самоактуализации студенты имеют в одном случае высокий уровень самоактуализации, в другом случаенизкий уровень самоактуализации.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в 2002 году. Выборку исследования составили 108 студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов со специализацией менеджмент в возрасте 17−21 года, из них 46 мужчин и 62 женщины.

Достоверность основных положений и выводов обеспечивалась исходной теоретической концепцией, валидностью и надежностью психологического инструментария, а также применением методов статистической обработки полученных данных с последующей интерпретацией.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в практической деятельности. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры педагогики и психологии филологического факультета РУДНразличные аспекты диссертационной работы в виде теоретического анализа и эмпирических исследований докладывались на Международной научно-практической конференции «Индивидуальные различия и проблема индивидуальности» (г. Москва, 2003 г.) и Межвузовских психологических чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Москва, 2004) в РУДН.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. Работа иллюстрирована таблицами, графиками и рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Актуальность развития свойства инициативности тесно взаимосвязана с реализацией самоактуализации личности. С точки зрения системного подхода, в развитии личности необходимо учитывать установочно-целевой, мотивационный, эмоциональный, когнитивный, регуляторный, продуктивный компоненты, а также операциональные и личностные трудности. В социально-психологическом аспекте личности предъявляются высокие требования к проявлению инициативности: во-первых, это умение репрезентации ее в социальном пространствево-вторых, умение учитывать человеческий фактор в преодолении социально-психологических барьеров, возникающих на многих этапах ее индивидуальной реализации. Необходимо знать интересы, цели тех лиц, на кого направлена инициативность, т.к. могут иметь место неоднозначные представления, ожидания, связанные с возможными последствиями проявления инициативных действий, и т. д. Рассмотренные разнообразные психологические трудности, возникающие при реализации инициативности и самоактуализации, могут быть выделены как один из основных факторов влияющего на снижение или пассивность проявления инициативности. Свойство инициативность и характеристики самоактуализации относятся к необходимым качествам менеджера. Они также является неотъемлемым качеством лидера.

2. При сравнении переменных инициативности с характеристиками самоактуализации личности были выделены две группы студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации, которые различаются по количественным и качественным показателям инициативности. Наибольшие отличия выразились в переменных осмысленности, энергичности, аэнергичности, астеничности, экстернальности, в операциональных и личностных трудностях.

3. Факторный анализ данных выявил специфику инструментально-динамических переменных инициативности личности и их взаимодействие с характеристиками самоактуализации. Первый фактор можно обозначить как общий. Второй фактор — как фактор содержательно-смысловых переменных инициативности, третий — как фактор самоактуализации личности.

4. Обнаружены половые различия по характеристикам самоактуализации. Такие характеристики, как ценности отношения, креативность, аутосимпатия, у женщин выше, а на мужской выборке характеристика контактность выше. Интегральный показатель по самоактуализации у женщин значительно выше. По переменным инициативности показатели общие. Это свидетельствует о том, что на женской выборке более выражен «женский симптомокомплекс». Приведенные факты позволяют утверждать: инициативность является профессиональным качеством менеджера, что и предопределяет общую тенденцию ее проявления. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что женская активность в проявлении инициативности не уступает мужской, а по уровню самоактуализации женщины даже выше.

5. Представлены целостная и сравнительная характеристики психологических особенностей реализации инициативности группами студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации. Каждая группа студентов отличается качественной особенностью (первое: по степени организации доминирующих признаков, второе: по характеру выбора тех или иных признаков в разных составляющих).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. // Психол. Журнал.-1983.-Т.4, № 1. С. 13−29.
  2. Абульханова-Славская К. А Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 18−25.
  3. Абульханова-Славская К. А Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. -М., 1981. С. 19−44.
  4. Абульханова-Славская К. А Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности. // психологический журнал. 1985. — № 5, Т.6. — С.3−18.
  6. А. Понять природу человека. С.-Пб.:Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — 252 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.-380 с.
  8. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. // Психол. Журн.-1981.-Т.2. — С.8−18.
  9. Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990. С.61−78.
  10. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984.- 190 с.
  11. А.Г. Психология личности: Учебник. МГУ, 1990. — 367с.
  12. Р. Психосинтез: теория и практика. — М.: «REFL-book», 1994.-314 с.
  13. В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психол. Журн.-1998.-Т.19. № 1. — С.47−53.
  14. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов -на-Дону: РГУ, 1983. — 172 с.
  15. Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности / Психология творчества/ Под.ред. Пономарева Я. А. — М.: Наука, 1990. -С.159−171.
  16. А.А. Психология личности. -М.: МГУ, 1988. 187 с.
  17. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.- 197 с.
  18. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Наука, 1998. 168 с.
  19. А.А. и Ломова Б.Ф: В2-х т.-М.: Педагогика, 1980. Т.1 -С.16−179.
  20. А.В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления // Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990. С. 97−103.
  21. М. Слабость инициативы (безволие). М.: Экономика, 1983. — 128 с.
  22. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: МГУ, 1984. 200 с.
  23. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.-288 с.
  24. М.Г. Исследование некоторых мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы: Автореф. дис. .кан. психол. наук. — М., 1997.-13 с.
  25. М.Н. Развитие творческой инициативы и активности учащихся в процессе сельскохозяйственного труда: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1961.-17 с.
  26. . Что такое психология: в 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. -Пер. с франц. М.: Мир, 1996. — Т.2. — 376 с.
  27. М.С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1962. -261 с.
  28. Л.И. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Изд-во Политиздат, 1991. — 320 с.
  29. Гулдинг М, Гулдинг Р. «Психотерапия нового решения. Теория и практика» М.: Изд-во Независимая фирма «Класс», 1997. 228 с.
  30. Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. М.: Изд-во ИПРАН, 1996 75 с.
  31. А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч., 1991.115 с.
  32. О.И., Гальперин Я. Г. Технологии психологической защиты от стресса. М.: Изд-во Эниум, 1997. — 120 с.
  33. А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для Вузов М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с.
  34. С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н- Ника-Центр, 2002. -352с.
  35. С.М. Связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов пожарных: Дис. .канд. психол.наук. М.: Институт Молодежи, 1999. — 130 с.
  36. А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  37. Т.Ф. Формирование инициативности старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности: Дис. .канд.пед. наук. Брян. Гос.пед.ун-т., 1996. — 194 с.
  38. К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. С.-Пб: Изд-во «Питер», 1999. — 464 с.
  39. А.В. Психология менеджмента: Учебн. пособие. М.: Гардарики, 1999. — 584 с.
  40. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. М., 1986. — С.5.
  41. А.Г. Психология личности. -3-е изд. перераб. и дополн. М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  42. В.Н. Понятие и природа социальной активности // Социальная активность и пассивность личности. — Владимир, 1990. -С.5−31.
  43. JI.A. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2000. — 292 с.
  44. А.И. О единице целостного анализа личности и индивидуальности. // Практическая психология 98. Ежегодник. Т.1: Матер. Регион.науч.-практ.конф.ЗО марта — 3 апреля 1998 г. Урал. -Гос.пед.ун-т., Екатеринбург, 1998. — С.218−220.
  45. А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности // Студент на пороге 21 века. М., 1990. — С.31−38.
  46. А.И. Психологическая природа общительности как системного качества личности // Гуманизация образования — 1995, № 3, С.64−70.
  47. А.И. Психологическая структура действий человека: Учебн. пособие. М.: Изд-во УДН, 1990. — 56 с.
  48. А.И. Психологические проблемы системного изучения черт характера // Материалы кафедральной научной сессии профессорско-преподавательского состава и аспирантов. М.: Институт Молодежи, 1996.-С.З-7.
  49. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М., 1998. — С.28−39.
  50. А.И. Строение черты характера // Практическая психология > 98. Ежегодник. Т.1: Матер. Региональной науч.-практ. конф. 30 марта-3 апреля 1998 г. — Екатеринбург: УрГПУ, 1998. — С. 188−192.
  51. А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. -М.: Институт молодежи, 1995. С.5−12.
  52. А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе.-М., 1986. С.92−102. ,
  53. А.И., Жемчугова JLB. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Сверловск: СГПИ, 1978. — С.63−69.
  54. А.И., Олыианикова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. -Свердловск: СГПИ, 1979. С. 17−26.
  55. А.И., Пономарева И. А. Целостный подход к изучению, психологических проявлений настойчивости. Депон. В НИИВО. -№ 142−93 от 04.06.93. 8 с.
  56. А.И., Скорицкая А. Ф. Индивидуальные различия в динамических проявлениях речевой активности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: 1980. — С.29−30.
  57. А.И., Барабаш О. Б., Поляруж В. М. Рекомендации и упражнения по саморегуляции и самокоррекции свойств личности. М.: Изд-во РУДН, 1995.
  58. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыиа В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. С.-Пб.: Питер, 2001. — 544 с.
  59. Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: Учпедгиз, 1956. -368с.
  60. Н.Д. Психология характера. 3-е изд., испр. и допол. — М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  61. Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: МГУ, 1977.-С. 164−179.
  62. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  63. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-584 с.
  64. Д.А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей./ Когн. Стили. Таллин, 1986.
  65. О.И. Исследование индивидуальных характеристик познавательной активности личности: Дис. .канд. психол. наук, М., 1993.- 185 с.
  66. .Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях.-М.: Наука, 1974. 172 с.
  67. А. Физическая динамика структуры характера / пер. с англ. Е. В. Поле под ред. A.M. Боковикова. М.: Изд-кая фирма «Компания ПАНИ», 1996.-320 с.
  68. Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. М.: Изд-во МГУ 2004. 183 с. 130 '
  69. Н.Д. Основы современной психотерапии: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.:Изд-во «Академия», 2002. — 208 с.
  70. Н.Д. Медитативная психотерапия. Учебно-методическое пособие для социальных работников, педагогов и психологов. М.:Изд-во Институт Молодежи, 1994. 108 с.
  71. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М.: Наука, 1974. 172 с.
  72. Любан-Плоцца Б., Пелдингер В., Крегер Ф., Педерах-Кофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. — С.- ' Пб. 2000.-287с.
  73. К.Б. Психология управления: Научно-методическое пособие для вузов. -М.: ПЕР СЭ, 2000. 144 с.
  74. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб.:Издат. группа «Евразия», 1997. -430 с.
  75. А.Г. Мотивация и личность. Спб.:Издат. группа «Евразия», 1999.-479 с.
  76. А.Г. Психология бытия. Пер. с англ. М.: Изд-во «Ваклер» 1997,-304 с.
  77. А. Психология лидера. /Пер. с итальянского А.Николаева. Изд. 2-е. М.: МГУП, 1999. — 144 с.
  78. В.Д. Избранные психологические труды. М., 1997.
  79. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336с.
  80. Р.С. Психология: Уч. для студ. высш. пед.учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  81. Р.С. Психология: Уч. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3, кн. 4-е изд. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научноепсихологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2003. — 640 с.
  82. Л.С. Особенности инициативы старшеклассников в общественно-полезной деятельности: Дисс.. кан. пед. наук. Киев, 1967.-230 с.
  83. А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.5−19.
  84. А.В. К психологии активности // Вопросы психологии. -1975. № 3. — С.26−38.
  85. А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода.// Вопросы психол. № 1. — С.57−66.
  86. А.В. Личность. Деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982.-253 с.
  87. С.А. Проявление инициативы учащихся третьего класса (на материале обучения, труда и игры): Дис. .канд. пед. наук. М., 1954. — 160 с.
  88. И.А. Проблема соотношения интеллектуальной инициативы и общих умственных способностей: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М. 1976.-20 с.
  89. К.К. Способности и характер // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 187−208.
  90. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255с.
  91. Н.Э. Формирование инициативности как черты личности старшего школьника: Дис. .канд. пед. наук. Рига, 1967. — 133 с.
  92. А.Ю. Инициативность в аспекте самоактуализации личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции. 16−18 > октября 2003 г.-М.: «Уникум Центр», 2003. — С. 327−330.
  93. А.Ю. Роль психотерапии в самоактуализации личности // Психолого-педагогические аспекты формирования личности: Материалы межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. -М.: Уникум-Центр, 2004. С. 176−179.
  94. Л.М. Интеллектуальная инициатива в условиях общения: Дис. .канд. психол. наук. -М. 1990. 154с.
  95. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 298 с.
  96. Практическая психология для менеджеров М.: Информационно-издательский дом «Фитиль», 1996. — 368 с.
  97. В.П. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере. // Психология и психофизиология, индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1982. С.84−86.
  98. В. П. Крупнов А.И. О методологических вопросах изучения проблемы активности в конкретных науках // Вопросы психофизиологии и саморегуляции личности. Свердловск, 1975. -С.5−13.
  99. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя // Вопросы психологии, 1987 — №№ 4, 5, 6.
  100. Психология бизнеса: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998.-496 с.
  101. Психология человеческих проблем: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998. — 448 с.
  102. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2000.-480 с.
  103. А.А. Воспитание подростков в общественно-политической деятельности: Автореф. дисс... .канд. пед. наук. Вильнюс, 1970. -25с.
  104. В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1999. — 279 с.
  105. А.Э. К проблеме профессионального психологического отбора на профессии педагогического профиля // Профессиональная подготовка социального педагога. М.: 1992. — С. 122−125.
  106. А.Э. Сравнительный анализ изучения инициативности личности у студентов педагогического вуза и опытных учителей: Дисс.. канд.психол.наук. М.: Институт Молодежи, 1993. — 130с.
  107. Н.И. Принцип деятельности в психологическом исследовании: Автореф. дисс. .доктора психол. наук. М., 1979. -32с.
  108. Н.И. Психология личности. М.: Изд-во УДН, 1987. — 200 с.
  109. Н.И., Лобанова Н. Т. Влияние учебно-исследовательской работы на познавательную активность студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: Изд-во УДН, 1986. — С.23−35.
  110. Роджер Муэрс Эффективное управление / Пер. с англ. Серия «Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом». — М.: Изд-во Финпресс, 1998. 128 с.
  111. В.А. Психологические парадоксы в управлении. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 144 с.
  112. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.424 с.
  113. Рубинштейн C. J1. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. С.225−385.
  114. К. Групповая психотерапия С.-Пб.: Питер КОМ, 1999. -384с.
  115. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М.: Наука, 1979. 352с.
  116. В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека // Принцип системности в психологических науках. М.: Наука, 1990. — С. 165−172.
  117. В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. 1992. — Т.12, № 5. — С.3−17.
  118. В.И. О психологических механизмах волевой активности // Проблемы психологии воли. Рязань, 1974. — С.3−8.
  119. В.И. Социальная активность и нравственно-волевое развитие студентов // Вопросы психологии личности. — Рязань, 1973. -С.4−17.
  120. В.И. Психология волевой активности // Рязань: РГПИ, 1974. 145с.
  121. Е.В. Методы математической обработки в психологии. С.-Пб.: ООО «Речь», 2001.-350 с.
  122. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
  123. Советский энциклопедический словарь. Гл. редактор A.M. Прохоров. Изд-е 2-е. Москва 1983. — 1600 с.
  124. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Д. Изд-во «Феникс», 1997 г.-736 с.
  125. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Авт. сост. Л. С. Сергеева. С.-Пб., 2000. — 290 с.
  126. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  127. Т.М. Развитие инициативы, самостоятельности, творчества школьников в процессе общественно-полезного труда: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1962. 17 с.
  128. Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя: Дис. .канд. психол. наук, М., 1993.- 152с.
  129. В.В. Социальные инициативы и противоречия их реализации // Роль противоречий в развитии общества. 1984. — С.39−40.
  130. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  131. Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Изд-во В. И. Ильин, 1997.-416 с.
  132. Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск: Изд-во ООО «Попурри», 2000. — 672 с.
  133. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.-672 с.
  134. Л. Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: Изд-во ПИТЕР, 1997 -606с.
  135. Р. Психология влияния С-Пб.: Изд-во Питер Ком, 1999. -272с.
  136. В.Б. Формирование инициативности и самостоятельности подростков в условиях оздоровительного комплекса: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Минск, 1992. — 17 с.
  137. Черил Бенард, Эдит Шлаффер Без нас вы ничто. Женщины в жизни мужчин. М.: Изд-во ПАНОРАМА, 1993. — 234 с.
  138. Шихи Гейл Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: С.-Пб.:I
  139. Изд-во «Ювента», 1999. — 436 с.
  140. Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Изд-во Просвещение, 1996. — 442 с.
  141. Alexander Christiani: 111 Motivationstipps ftir personliche Hochstleistungen Munchen: mvgVerl., 2002.
  142. Rheinberg Falko Motivation /3., uberarb. und erw. Aufl. Stuttgart- Berlin- Koln- Kohlhammer, 2000.
  143. Schombs Wolfgang: Fitnes fur den Kopf: Denk dich frei Dusseldorf- Wien: ECON-Verl., 1992.
Заполнить форму текущей работой