Особенности социально-психологической компетентности субъектов разного уровня образования
Диссертация
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез был использован комплексный метод исследования, который включает в себя: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, проведение психологической диагностики, а также статистическую обработку и анализ полученных данных. В связи со сложностью исследования ценностно-смысловой сферы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-психологическая компетентность в рамках образовательного процесса
- 1. 1. Предпосылки формирования научных представлений о феномене социально-психологической компетентности
- 1. 2. Взаимосвязь социально-психологической компетентности с близкими по содержанию феноменами
- 1. 3. Структура социально-психологической компетентности субъектов учебной деятельности
- 1. 4. Взаимосвязь социально-психологической компетентности субъектов учебной деятельности с представлениями о качестве жизни
- Выводы
- Глава 2. Исследование особенностей социально-психологической компетентности на разных уровнях образования
- 2. 1. Этапы, процедура и методы эмпирического исследования социально-психологической компетентности представителей учебных групп разного уровня образования
- 2. 2. Специфика социально-психологической компетентности и представлений о качестве жизни в группах учащихся с разным уровнем образования
- 2. 3. Структурно-содержательные особенности социально-психологической компетентности субъектов разного уровня образования
- 2. 4. Социально-психологическая компетентность учащихся как предиктор их представлений о качестве жизни в зависимости от уровня образования
- 2. 5. Оценка эффективности тренинга развития социально-психологической компетентности субъектов учебной деятельности. на примере студентов вуза)
- Выводы
Список литературы
- Айгунова O.A. Особенности базовых компонентов эмоционального интеллекта математически одаренных юношей с разной учебной успешностью : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Айгунова Ольга Александровна -Москва, 2011. 25 с.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. -№ 1. — С. 111−131.
- Абульханова-Славская К. А. Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности" / К.А. Абульханова-Славская. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. — С. 88−103
- Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
- Андреева Г. М. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации / Г. М. Андреева, H.H. Богомолова, JI.A. Петровская. М.: Аспект Пресс, 2002. — 286 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2002. — 286 с.
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И. Н. Андреева //Вопр. психологии. 2006. — № 3. — С.78−86.
- Анимица Е.Г. Качество жизни населения крупнейшего города / Е. Г. Анимица, A.M. Елохов, В. А. Сухих Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. унив-та, 2000. — 4.1 — 408с.
- Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности (Личность как объект и субъект общественных отношений) / Е. А. Ануфриев М.: Из-во МГУ, 1984.-288 с.
- Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности / Л. И. Анцыферова // Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990.-368 с.
- Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003.-271 с.
- Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России / А. Г. Асмолов. М.: Высшая школа, 1998. — 409 с.
- Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности / А. Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Смысл, 2000. — С. 5−7.
- Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Метод, пособие / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
- Баранников A.B. Содержание общего образования: компетентностный подход. / A.B. Баранников. М.: ГВШЭ, 2002. — 51 с.
- Баранова A.B. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Баранова Анна Викторовна М., 2005. — 197 с.
- Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности. / Т. С. Баранова // Психология самосознания: Хрестоматия. / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2003. — С. 602−612.
- Барлачук Л.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. -СПб.: Питер, 2003.-351 с.
- Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников : дис.. доктора пед. наук: 13.00.01 / Басова Валентина Марковна -Ярославль, 2004. 472 с.
- Батурина О.С. Межличностная толерантность студентов педагогических вузов : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Батурина Оксана Сергеевна Казань, 2009. — 21 с.
- Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Бахарева Наталья Константиновна Хабаровск, 2004. — 22 с.
- Баширов И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Баширов Ильдар Фаритович М., 2006. — 210 с.
- Белова С.С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта : дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Белова Софья Сергеевна М., 2004. — 139 с.
- Белоконь О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством : дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Белоконь Ольга Владимировна М., 2008. — 163 с.
- Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3−7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Белоцерковец Наталья Ивановна Карагаевск, 2002. — 164 с.
- Беляева Е.В. Социальный интеллект и психологические качества личности руководителя: на примере предприятий нефтегазовой отрасли: дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Беляева Елена Викторовна Самара, 2005. -167 с.
- Бодалёв A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалёв. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 275 с.
- Бодалёв A.A. Личность и общение. Избранные труды / A.A. Бодалёв. -М.: Педагогика, 1983. 328 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. СПб.: Питер, 2004. — 480 с.
- Бойцов Б.В. Качество жизни / Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов. М.: Изд-во МАИ, 2004. — 267 с.
- Бойцов Б.В. Концепция качества жизни / Б. В. Бойцов, М. А. Кузнецов, Г. И. Элькин. М.: Академия проблем качества, 2007. — 238 с.
- Борисова О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Борисова Оксана Феликсовна Челябинск, 2009. — 25 с.
- Братченко C. J1. Психологические основания исследования толерантности в образовании / C. JL Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й науч.-практ. конф., Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2003. — С. 104−117.
- Быкова H.JI. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Быкова Наталья Львовна Самара, 2005. — 205 с.
- Вагурин И.В. Социально-психологический феномен межличностной толерантности в структуре интрагрупповых отношений студентов-психологов : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Вагурин Игорь Владимирович -Москва, 2011. 24 с.
- Вадковская H.H. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни : дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Вадковская Наталья Николаевна Тамбов, 2008. — 169 с.
- Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель? / P.P. Валитова // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1996. — № 1. — С. 33−37.
- Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б Гриншпун, Н. С. Пряжников — под ред. И. Б Гриншпуна. 3-е изд., стер. — Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 464 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. / И. В. Вачков. М.: Класс, 2000. — 160 с.
- Выготский J1.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З Проблемы развития психики / JI.C. Выготский // под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- ГавенитЕ. Как вы оцениваете свою социальную компетентность? / Е. Гавенит, И. Ламп // Женщина на работе. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -С. 356−363.
- Геранюшкина Г. П. Социальный интеллект студентов менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Геранюшкина Галина Петровна — Иркутск, 2001. — 250 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: уч. пособие / Ж. Годфруа. Т. 1. М.: МИР, 1992.-370 с.
- Головина Г. М. Влияние экономического фактора на субъективное качество жизни / Г. М. Головина, Т. Н. Савченко // Проблемы экономической психологии. Т.1. / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, А. Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2004. — С. 527−542.
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. М.: Альпина Бизнес Бук, 2007. — 304 с.
- ГришинаН.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. СПб.: Питер, 2008. — 544 с.
- Густомясова А.Л. Подготовка педагогов в системе последипломного образования к воспитанию социальной компетентности детей дошкольноговозраста : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Густомясова Анна Леонидовна -Ставрополь, 2008. 164 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Интор, 1996, — 554 с.
- Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9−11 лет : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Елена Евгеньевна Данилова М., 1990. — 20 с.
- Дебольский М.Г. Социально-психологическая компетентность руководителей органов внутренних дел: Учеб. пособие / М. Г. Дебольский, И. Б. Свирская. М.: Академия управления МВД России, 1999. — 45с.
- Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания / И. А. Джидарьян // Психологический журнал. 2000. — Т. 21, № 2. — С. 40−49.
- Джидарьян И.А. Удовлетворённость жизнью и выбор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях / И. А. Джидарьян // Психологическое обозрение. 1997. — № 2 — С. 37−41.
- Диагностика социально-психологической компетентности личности. // Прикладная социальная психология / Под. ред. А. Н. Сухова и A.A. Дергача -М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. С. 149−160.
- Дружинин В.И. Психология общих способностей / В. И. Дружинин -СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В. Н. Дружинин М.: ПЕР СЭ- СПб.: Иматон-М, 2001. — 224 с.
- Евсеев A.B. Формирование социально-психологической компетентности молодых руководителей : дис.. канд. псих, наук: 19.00.05 / Евсеев Автандил Владимирович -М., 1998. 164 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-167 с.
- Емельянов Ю.Н. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга / Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин. JI.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 103 с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореферат дис.. доктора психол. наук: 10.00.07 / Емельянов Юрий Николаевич JL, 1990. — 27 с.
- ЕрохинаЕ.В. Стратегии преодолевающего поведения и социальной адаптации при различных профилях эмоционального интеллекта: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Ерохина Елена Владимировна Краснодар, 2011. — 221 с.
- Жиганов Б.А. О роли социальной компетентности личности в повышении эффективности управленческих кадров в сфере образования : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Жиганов Борис Анатольевич Москва, 2007. -208 с.
- Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю. М. Жуков, JT.A. Петровская, П. В. Растянников. -М.: Из-во МГУ, 1990. 104 с.
- Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. М.: Гардарики, 2003. — 223с.
- Зараковский Г. М. Психологические факторы качества жизни людей / Г. М. Зараковский // Проблемы экономической психологии. Т.1. / Отв. ред. A.JI. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2004. — С. 483−500.
- Зарипова Е.И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Зарипова Елена Игоревна Омск, 2005. — 215 с.
- Зеер Э.Ф. Модернизации профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк М.: Изд-во МПСИ, 2005 — 216 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образованию Авторская версия / И. А. Зимняяю М.: Исследова-тельский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 41 с.
- Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности : дис.. канд. пед. Наук: 13.00.08 / Зиновьев Дмитрий Викторович Красноярск — 2000. — 148 с.
- Ишутина Е.И. Взаимосвязь уровня социального интеллекта с показателями тревожности у представителей разнотипных профессий : дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Ишутина Елена Ивановна Барнаул — 2002. — 200 с.
- Казакова У.А. Удовлетворенность педагогов высших учебных заведений качеством своей жизни : дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Казакова Ульяна Александровна Казань, 2010.- 166 с.
- Калинина Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников : дис.. доктора психол. наук: 19.00.07 / Калинина Наталья Валентиновна Самара, 2006. — 460 с.
- Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования / Под. ред. Л. А. Кузьмичева, М. В Федорова, Е. Е. Задесенца М.: ВНИИТЭ, 2000. — 124 с.
- Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Коблянская Евгения Владимировна -СПб., 1995. -210 с.
- Кодинцева Н.М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Кодинцева Наталья Михайловна Москва, 2009. — 202 с.
- Кожухарь Г. С. Исследование профессионально важных качеств специалистов помогающих профессий / Г. С. Кожухарь // Психологическая наука и образование. 2006. — № 3. — С. 58−66.
- Кожухарь Г. С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности (для специалистов помогающих профессий) / Г. С. Кожухарь// Вопр. психол. 2007. — № 2. — С. 15—29.
- Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г. С. Кожухарь // Вопр. психол. 2006. — № 2. — С. 3−12.
- Кожухарь Г. С. Связь уровня развития профессионально важных коммуникативных качеств студентов-психологов с успеваемостью / Г. С. Кожухарь // Вопр. психол. 2008. № 3. — С. 127−137.
- Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения : дис.. канд. пед. Наук: 13.00.01, 13.00.08/Комогоров Павел Фёдорович Курган, 2000.- 189 с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск, 2000. — 224 с.
- Кондратьев М.Ю. Особенности межличностных отношений в профессионально специализированном интернате / М. Ю. Кондратьев // Вопр. психол. 1995. — № 6. — С. 33−42.
- Кононова, Ольга Борисовна Образ человека и смысложизненные ориентации старшеклассников, включенных в коллективную творческую деятельность: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Кононова Ольга Борисовна Санкт-Петербург, 2010. — 226 с.
- Копнов В.А. Качество жизни и региональное развитие / В. А. Копнов // Технологии качества жизни. 2001. — Т. 1. — № 1. — С. 134−138.
- Коротина Ю.В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Коротина Юлия Викторовна Тамбов, 2011. — 210 с.
- КоротинаЮ.В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Коротина Юлия Викторовна Тамбов, 2011.-210с.
- Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2002. — 992 с.
- Краснокутская С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Краснокутская Светлана Николаевна Ставрополь, 2006. — 178 с.
- Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 512 с.
- Кубышкина M.JI. Психологические особенности мотивации социального успеха : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Кубышкина Марина Леонидовна -СПб., 1997.-222 с.
- Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности / Е. С. Кузьмин, A.A. Бодалев // Социальная психология личности. JI.: Знание, 1974.-С. 8−13.
- Кулайкин В.И. Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Владимир Ильич Кулайкин Кострома, 2006. — 298 с.
- КуницынаВ.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
- Кэмпбэлл А. Качество жизни в Америке / А. Кэмпбэлл, П. Конверс, У. Роджерс // Качество жизни: концепции и практика. Реферативный сборник / Отв. ред. Л. И. Турусова. 1978. — С. 44−63.
- Кэнтор Н. Личность и социальный интеллект. / Н. Кэнтор. СПб.: Питер, 1987.-312 с.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение: социально-перцептивный подход / В. А. Лабунская. Ростов н/Д.: изд-во Ростов, ун-та, 1986. — 135 с.
- Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица / В. А. Лабунская // Психология межличностного познания. 1981.-С. 158−174.
- ЛевиковаЕ.В. Социальная компетентность подростков, больных шизофренией: дис.. канд. психол. наук: 19.00.04 / Левикова Екатерина Викторовна Москва, 2011. — 223 с.
- ЛедневаИ.В. Формирование социальной компетентности курсантов вуза МВД России: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Леднева Ирина Владимировна Кострома, 2009. — 234 с.
- Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопр. филос. 1997. — № 11. — С. 46−54.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев 3-е изд., доп. — М.: Смысл, 2007. -511 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 16 с.
- Лю Бень-Цзе. Индикаторы качества жизни в городских агломератах США. Статистический анализ / Лю Бень-Цзе // Качество жизни: концепции и практика. Реферативный сборник / Отв. ред. Л. И. Турусова. М., 1978. — С. 7394.
- Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер Ком, 1998.-512 с.
- Макшанов С.И. Психология тренинга. / С. И. Макшанов. СПб.: Речь, 1997. — 104 с.
- Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности : дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Манянина Татьяна Викторовна Барнаул, 2010.-241 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу.- СПб.: Евразия, 1999. -351 с.
- Мачехина О.Н. Педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников : проектно-контекстный подход: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Мачехина Ольга Николаевна Москва, 2007. — 171 с.
- МельЮ. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопр. Психологии. 1995. — № 5. — С. 61−68.
- Мельникова Н.М. Социально-психологическая компетентность старшеклассников в общении : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Мельникова Надежда Михайловна Москва, 1992. — 176 с.
- Московичи С. Социальное представление: Исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 2. — С. 3−14.
- МуздымбаевК. Психология ответственности / К. Муздымбаев. JI.: Наука, 1983.-240 с.
- Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С.К. Нартова-Бочавер. — СПб.: Питер, 2008, —400 с.
- Некрасов М.Г. Человек в социальных играх / М. Г. Некрасов Тула, 1996.-78 с.
- ОбмановаГ.С. Становление интернальности как условие развития жизненных перспектив личности на этапе школьного обучения: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Обманова Галина Сергеена Москва, 2007. — 168 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. / Л. Ф. Обухова. М.: Высшее образование- МГППУ, 2006. — 460 с.
- ОвчароваЕ.В. Социально-психологическая компетентность будущих социальных психологов и технологии ее формирования в вузе: дис.. канд. психол. наук: 19.00.05, 19.00.03 / Овчарова Елена Владимировна Ярославль, 2008.-213 с.
- Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС / М. И. Марьин и др. — под ред. И. В. Иванихина: Методическое пособие. М. ВНИИПО, 1998. — 117 с.
- ПанковаТ.А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов: дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Панкова Татьяна Анатольевна Москва, 2011. — 208 с.
- Панкратова A.A. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ / A.A. Панкратова // Вопр. психологии. -2010. -№ 2. С. 111−119.
- Панченко С.А. Развитие толерантности как условие сохранения психологического здоровья подростков : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Панченко Светлана Анатольевна Ставрополь, 2007. — 258 с.
- Петровская A.C. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 / Петровская Анастасия Сергеевна Ярославль, 2007 — 25 с.
- Петровская JI.A. О природе компетентности в общении / JI.A. Петровская // Мир психологии. 1996. — № 3. — С. 31−35.
- Петровская JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / JI.A. Петровская М.: Изд-во МГУ, 1982.- 168 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. / A.B. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С. 230−268.
- Полушкина И.В. Развитие внутренних ресурсов личности как условие повышения субъективной оценки качества жизни безработным : дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Полушкина Ирина Владимировна Тамбов, 2009. -241 с.
- Пономарев М.С. Социальная компетентность у подростков с дезадаптивным поведением : дис.. канд. психол. наук: 19.00.04 / Пономарев Михаил Сергеевич Москва, 2006. — 131 с.
- Пособие по обучению говорению (для подготовительных факультетов вузов СССР): учебное пособие для студентов-иностранцев / Д. И. Изаренков и др. М.: Рус. яз., 1983. — 205 с.
- Прутченков A.C. Трудное восхождение к себе: Методологические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов / A.C. Прутченков. -М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 140 с.
- Психодиагностика толерантности личности / Г. У. Солдатова и др. — под ред. Л. А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. — 172 с.
- ПучковаГ.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Пучкова Галина Леонидовна Хабаровск, 2003. — 22 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Дж. Равен М.: Когито-Центр, 2002. — 400 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. -СПб.: Питер, 2000. 624 с.
- Рахманкулова С.А. Тендерные характеристики социального интеллекта студентов : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Рахманкулова Светлана Анатольевна Ярославль, 2005. — 194 с.
- Реан A.A. Акмеология личности / A.A. Реан // Психологический журнал -2000. -Т 21.- № 3.- С. 88−95.
- Роджерс К Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейнберг М.: Смысл, 2002. — 528 с.
- Рототаева H.A. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте : дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Рототаева Нина Алексеевна Москва, 2002. — 185 с.
- Рубанова Е.Ю. Взаимосвязь психического здоровья личности и субъективной оценки качества жизни : дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Рубанова Евгения Юрьевна Хабаровск, 2004. — 171 с.
- Рубин К. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей / К. Рубин, X. Роуз-Крэснор // Межличностное общение / сост. Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. СПб.: Питер, 2001.-С. 396−450.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
- Рыбакова А.И. Становление социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе в процессе обучения в вузе : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Рыбакова Анна Игоревна Москва, 2008. -266 с.
- Савченко Т.Н. Круглый стол: «Качество жизни: понятия, методы оценки» / Т. Н. Савченко, Г. М. Головина // Психологический журнал. 2004. -№ 6. — С.106−108.
- Савченко Т.Н. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования / Т. Н. Савченко, Г. М. Головина. М.: ИП РАН, 2006. — 168 с.
- Савченко Т.Н., Динамика качества жизни и структуры ценностей / Т. Н. Савченко, Г. М. Головина // Ценностные сознание личности в период преобразования общества / под. ред. Е. Д. Дорофеева, J1.A. Седова. М.: ИП РАН, 1997.-С. 64−69.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001. — 350 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев — под ред.
- B.И. Слободчикова М.: Школьная Пресса, 2000. — 421 с.
- Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002 — 343 с.
- Современная психология: Справочное руководство ин-т психологии РАН. / Под ред. В. Н. Дружинина. — М.: ИНФРА — М., 1999. — 687 с.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во МГУ, 1992.- 112 с.
- Соловьева О.В. Общение: традиционные исследования и новая проблематика // Социальная психология в современном мире: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.1. C. 61 -75.
- Софронова О.В. Социально-психологическая компетентность работников таможенной службы : дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Софронова Ольга Вадимовна Санкт-Петербург, 1998. — 225 с.
- Софьина В.Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности в системе учебно-научно-производственной интеграции : автореф. дис.. доктора психол. наук: 19.00.07, 19.00.13 / Софьина Вера Николаевна СПб, 2007. — 47 с.
- Социальная психология в современном мире / под. ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. — 364 с.
- Социальная психология личности. / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — 312 с.
- Социальный интеллект: теория, измерения исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2004. — 270 с.
- Стернберг Р.Дж. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Субетто А.И. Качество жизни: грани проблемы / А. И. Субетто -Кострома.: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. 170 с.
- Толстикова С.Н. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Толстикова Светлана Николаевна Калуга, 2002. — 176 с.
- ТышковаМ. Исследования устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях / М. Тышкова // Вопр. Психологии. 1987. — № 1. — С. 4358.
- Угланова Е. А. Влияние феномена субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Екатерина Алексеевна Угланова -Ярославль, 2003. 175 с.
- Ушаков Д.В. Структура и динамика интеллектуальных способностей : дис.. доктора психол. наук: 19.00.01 / Ушаков Дмитрий Викторович М., 2004.-370 с.
- Федорова Е.А. Социальный интеллект как фактор формирования отношения к социально значимым объектам у представителей различныхэтнических групп : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Федорова Елена Александровна Ярославль, 2009. — 306 с.
- Фетискин Н.П., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов 2-е изд., доп. — М.: Психотерапия, 2009. — 544 с.
- Хащенко В.А. Социально-психологические детерминанты экономической идентичности личности / В. А. Хащенко // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, А. Б. Купрейченко. М.: ИП РАН, 2005. — Т.2. — С. 513−556.
- Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования / В. А. Хащенко // Психологический журнал 2004. — Т. 25. — № 5. — С. 32−49.
- Хащенко В.А. Экономическо-психологическая модель субъективного экономического благополучия / В. А. Хащенко // Психологический журнал -2005.-Т. 26-№ 3.-С. 38−50.
- Хащенко H.H. Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных территориях (Чернобыльский след): дис.. канд. психол. наук.: 19.00.05 / Хащенко Надежда Николаевна М., 2002. — 190 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1997. — 392 с.
- Чаленко Н.В. Развитие социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга : дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Чаленко Наталья Владимировна Москва, 2010. — 235 с.
- Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте / О. Б. Чеснокова // Познание. Общество. Развитие / сост. и редак. Д. В. Ушаков. -М.: ИП РАН, 1996. С. 54−76.
- Чудновский В.Э. Психология формирования и развития личности / В. Э. Чудновский // Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. — 366 с.
- ЧулковаМ.А. Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Чулкова Мария Александровна Курган, 2007. — 184 с.
- ШадриковВ.Д. Генезис психологической системы деятельности / В. Д. Шадриков // Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. — С. 184−198.
- Шай У. Интеллектуальное развитие взрослых / У. Шай // Психологический журнал. 1998. -№ 6. — С. 72−89.
- Шишов С.Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений / С. Е. Шишов // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Измерения в педагогике». -СПб., 1994.-С. 18−22.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Структура, генезис и условия становления: дис.. доктора психол. наук: 19.00.13 / Шнейдер Лидия Бернгардовна М., 2001. — 327 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон — пер. с англ. под ред. A.B. Толстых М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
- Южанинова А.Л. К проблеме диагностики соц. интеллекта / А. Л. Южанинова // Проблема оценивания в психологии. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — С. 63−67.
- Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности / В. А. Ядов // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: БАХРАХМ, 2003. — С. 589−601.
- ЯппароваГ.М. Развитие социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде: на материале Республики Казахстан: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Яппарова Гульфия Муратовна Москва, 2010. — 192 с.
- Ященко Е.Ф. Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов / Е. Ф. Ященко // Вопр. психол. 2007. — № 1. — С. 80 -90.
- Abbey A. Modeling the Psychological Determinants of Life Quality / A. Abbey, F.M. Andrews // Social Indicators Research. / 1985. Vol. 16, № 1. — P. 134.
- Abric J.C. A structural approach to social representations / J.C. Abric // Representations of the social: bridging theoretical traditions / ed. by K. Deaux, G. Philogene. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. — P. 42−47.
- Adler M. The paideia proposal: An educational manifesto. / M. Adler New York: Macmillan, 1982. — 84 p.
- Allen J.P. The relation between values and social competence in early adolescence / J.P. Allen, R.P. Weissberg, J.A. Hawkins // Journal of development psychology. 1989/ - Vol. 25, P. 458−464.
- Allport G.W. Personality: a psychological interpretation / G.W. Allport -N.Y., Henry Holt and Company, 1937. 516 p.
- Andrews F.M. Social indicators of well-being: Americans perception of life quality / F.M. Andrews, S.B. Withey. N.Y.: Plenum Press, 1976. — 246 p.
- Andrews F.M. The Structure of Subjective Well-being in Nine Western Societies / F.M. Andrews, R.F. Inglehart // Social Indicators Research. 1979. -Vol. 6. — P. 73−90.
- Andrews F.M., Research of the quality of life. / F.M.Andrews Survey Research Center, Institute for Social Research, University of Michigan, 1986. — 365 P
- Argyris C. Explorations in interpersonal competence / C. Argyris //1. Journal of Applied Behavioral Science 1965 — Vol. 1, № 1 — P. 58−83.
- Argyle M. Social situations / M. Argyle, A. Furnham, J. Graham. -Cambridge Univ. press, 1981. 464 p.
- Argyle M. The psychology of happiness (2nd ed.) / M. Argyle. East Sussex: Routledge, 2001. — 276 p.
- Argyle M. The psychology of interpersonal behavior / M. Argyle. Penguin Books, 1974.-372 p.
- Bandura A. Social-learning theory of identificatory processes / GoslinD.A. (ed.). Handbook of Socialization theory and research. Chicago, 1969. — 1182 p.
- Barnett R. Realizing the University in an Age of Supercomplexity / R. Barnett. Buckingham: Society for research into higher education and open university press. — 2000. — 152 p.
- Baumeister, R.F. The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation / R.F. Baumeister, M.R. Leary // Psychological bulletin. 1995 — Vol. 112, P. 46184.
- Bell D. The coming of postindustrial society: a venture in social forecasting / D. Bell New York: Basic Books, 1973. — 616 p.
- Bochner A.P. International competence: Rationale, philosophy, and implementation of conceptual framework / A.P. Bochner, C.W. Kelly // Speech teacher. 1974. — Vol. 23. — P. 279−301.
- Bowlby J. Grief and mourning in infancy and early childhood / J. Bowlby // Psychoanalytical study of child. 1960. — Vol. 15. — P. 9−52.
- Burace J.A. Age of first hospitalization and premorbid social competence in schizophrenia and affective disorder / J.A. Burace, E. Zigler New Haven, 1989. -129 p.
- Cambell A. Quality of life as psychological phenomen / A. Cambell // Subjective elements of well-being. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development, 1974. — P. 9−20.
- Cheng H. Personality, self-esteem, and demographic predictions of happiness and depression / H. Cheng., A. Furnham // Personality and individual Differences. 2003. — Vol. 34, № 6. — P. 921−942.
- Chomsky N. Aspects of a theory of syntax. / N.Chomsky. Cambridge Mass.: MIT Press, 1965. — 263 p.
- Costa P.T. Influence of extraversion and neurotism on subjective wellbeing: happy and unhappy people / P.T. Costa, R.R. McCrae // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. — № 38. — P. 668−678.
- Csikszentmihalyi M. Learning, flow, and happiness / M. Csikszentmihalyi // Invitation to life-long learning / R. Gross (ed.). 1982. — New York: Fowlett. P. 167 187.
- DeNeve K.M. Happy as an extraverted clam? The role of personality for subjective well-being. / K.M. DeNeve // Current directions in psychological science. -1999.-Vol. 8. P. 141−144.
- DeNeve K.M. The happy personality: A meta-analysis of 137 personality traits and subjective well-being. / K.M. DeNeve, H. Cooper // Psychological Bulletin. 1998. — Vol. 124. — P. 197−229.
- Diener E. Personality and subjective well-being / E. Diener, R.E.Lucas // The foundations of hedonic psychology /ed. by D. Kahnemann, E. Diener, N. Schwarz. New York, 1999. — P. 213−229.
- Diener E. Resources, personal strivings, and subjective well-being: a nomothetic and idiographic approach / E. Diener, F Fujita. // Journal of personality and social psychology. 1995. — Vol. 68, № 5. — P. 926−935.
- Diener E. Subjective well-being: three decades of progress / E. Diener, et al. // Psychological bulletin. -1999. -Vol. 125. P. 276−302.
- Diener E. Very happy people / E. Diener, E. Seligman // American psychological society. 2002. -Vol. 13, № 1. — P. 81−84.
- Ewart C.K. Measuring Stress Resilience & Coping in Vulnerable Youth. The Social Competence Interview / C.K. Ewart et al. // Psychological assessment. -2002.-Vol. 14.-P. 339−352.
- Gallagher E.N. Social support and emotional intelligence as predictors of subjective well-being / E.N. Gallagher, D.A. Vella-Brodrick // Personality and individual differences. 2008. — Vol. 44. — P. 1551−1561.
- Gardner R.W. Frames of mind: The theory of multiple intelligences / R.W. Gardner. L.: Heinmann, 1983. — 294 p.
- GettingerM. Promoting social competence in an era of school reform: a commentary on Gifford-Smith and Brownel / M. Gettinger // Journal of School Psychology. -2003. Vol. 41. — P. 299−304.
- GuilfordJ.P. The nature of human intelligence / J.P.Guilford. N.Y.: McGraw-Hill, 1967.-261 p.
- Gulacti F., The effect of perceived social support on subjective well-being / F. Gulacti // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. — Vol. 2. — P. 38 443 849.
- Harlow R.E. Still participating after all these years: a study of life task participation in later life. / R.E. Harlow, N. Cantor // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. — Vol. 71, № 6. — P. 1235−1249.
- Harre R. Social being / R. Harre Oxford: Bleckwell, 1979. — 288 p.
- Heath D.H. Maturity and competence / D.H. Heath // New York: Gardner Press, 1977.-287 p.
- Higher Education Quarterly. 2000. -Vol. 54, № 1. — P. 43−67.
- Iglehart R. Aspirations Adapt to Situations But why are the Belgians so much Happier than the French? / R. Iglehart, J.R. Rabier // Research on the quality of life. Ann Arbor: Survey Research Center. — 1986. — P. l — 56.
- Jarvis P. The changing university: meeting a need and needing to change / P. Jarvis // Higher educational quarterly. 2000. — Vol. 54, № 1. — P. 43−67.
- Jorgensen B.S. Income, sense of community and subjective well-being: Combining economic and psychological variables /B.S. Jorgensen, R.D. Jamieson, J.F. Martin // Journal of economic psychology. 2010. — Vol. 31 — P. 612−623.
- Kosmitzki C, John O.P. The implicit use of explicit conception of social intelligence / C. Kosmitzki, O.P. John // Personality and Individual Differences. -1993.-№ 15.-P. 11−23.
- Lee R.M. Social connectedness, extraversion, and subjective well-being: Testing a mediation model / R.M. Lee, B.L. Dean, K.R. Jung // Personality and individual differences. 2008. — Vol. 45. — P. 414119.
- Lee, R.M. Measuring belongingness: The social connectedness and the social assurance scales / R.M. Lee, S.B. Robbins // Journal of counseling psychology. -1995.-Vol. 42.-P. 232−241.
- Mayer J.D. Emotion intelligence: Theory, findings, and implication / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso // Psychol. Inq. 2004. — Vol. 15, № 3. — P. 197 215.
- McClelland D.C. Testing for competence rather than for «Intelligence» / D.C. McClelland//American psychologist. 1973. — Vol. 28, № 1. — P. 1−14.
- McKennel A.C. Cognition and affect in perception of well-being / A.C. McKennel // Social indicators research. 1978. — Vol. 5, № 4. — P. 389−426.
- McKennel A.C. Measures of Self-reported Well-being: their affective, cognitive and other components / A.C. McKennel, F.M. Andrews // Social Indicators Research. 1980.-Vol. 11, № 2. — P. 127−155.
- Michell A. An approach to measuring the quality of life / A. Michell, T.J. Logothetti, R.E. Kantor // QOL-EPA. P. 11−37.
- Moscovici S. The phenomenon of social representations // S. Moscovici / Social representations: explorations in social psychology. / ed. by G. Duveen. N. Y.: New York University Press, 2000. — P. 18−77.
- Oyserman D. Competence, delinquency, and attempts to attain possible selves / D. Oyserman, E. Saltz // Journal of personality and social psychology. 1993. — № 65 — P. 360−374.
- Ozturk A. The relationship between attachment style, subjective well-being, happiness and social anxiety among university students / A. Ozturk, T. Mutlu // Procedia social and behavioral sciences. 2010. — № 9. — P. 1772−1776.
- PylyshynZ.W. The role of competence theories in cognitive psychology / Z.W. Pylyshyn // Journal of psycholinguistic research. 1973. — № 2. — P. 21−50.
- Rice K.G. Attachment to Parents, Social Competence, and Emotional Well-Being. A Comparison of Black and White Late Adolescents / K.G. Rice, T.J. Cunningham, M.B. Young // Journal of Counseling Psychology. 1997. — № 44. -P. 89−101.
- Rotter J.B. The development and applications of social learning theory: Selected papers. / J.B. Rotter. New York: Praeger, 1982. — 367 p.
- Ryan R.M. Self-determination theory and the facilitation of intristic motivation, social development, and well-being / R.M. Ryan, E.L. Deci // American psychologist. 2000. — Vol. 55. — P. 68−78.
- Selman R.L. The growth of interpersonal understanding: Development and clinical analysis / R. L. Selman. N.Y.: Academic Press, 1980. — 340 p.
- Shroder H. Soziale Kompetenz alz Zielgrosse fur Personlichkeitstruktur und Verhaltensmodifikation / H. Shroder, M. Vorwerg // Zur psychologishen Personlichkeitsforschung. 1978. — P. 48 — 63.
- Sternberg R.J. Conceptions of intelligence / R.J. Sternberg, W. Salter // Handbook of human intelligence / eg. by R.J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.-236 p.
- Sternberg R.J. Human intelligence: The model is the message / R.J. Sternberg // Science. 1985. — Vol. 230. — P. 1111−1118.
- Sternberg R.J. Inside intelligence / R.J. Sternberg // American scientist. -1986. Vol. 74, № 2. — P. 137 -143.
- Tan M., Karabulutlu E., (2005). Social support and hopelessness in turkish patients with cancer / M. Tan, E. Karabulutlu // Cancer nursing. 2005. — Vol. 28.- -P. 236−240.
- Terhune K.W. Probing Policy Relevant Questions on the Quality of Life. QOL-EPA. P. 11−22.
- Thorndike E.L. Intelligence and its uses / E.L. Thorndike. Harpers Magazine, 1920. — 626 p.
- Ullrich, R. Soziale Kompetenz // Munchen: Pfeiffer, 1978- Ullrich R., Ullrich de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer Storungen. Das Assertiveness Trainings — Programme ATP. Munchen: Pfeiffer, 1980. — P. 71−75.
- Vernon P.E. The structure of human abilities / P.E. Vernon. N.Y.: Wiley, 1965.-517p.