Психология моды
Мода это процесс, который имеет несколько фаз. В принципе это те же фазы, которые характерны для любого иного товара и описывают его жизненный цикл. Первая фаза производство моды. Она включает ряд этапов. (1) Идеальное (духовное) производство — разработка новых моделей, которые первоначально могут существовать лишь в форме рисунков, чертежей, описаний. Эту функцию выполняют модельеры… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие и функции моды
- 2. Структура потребителей моды
- 3. Фазы движения моды
- 4. Сопротивление моде
- Заключение
- Список использованной литературы
Мода неоднозначный и интересный социокультурный феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры. В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества.
Сегодня мода во многом детерминирует мировоззрение современного человека. Она отражает функциональные потребности человека творческое стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть как все». Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой.
По мнению некоторых исследователей, специфика современного этапа развития моды заключается в переходе роли передовых носителей и пропагандистов моды от элитарных, высокообеспеченных групп населения к молодежи. И это закономерно, поскольку мода служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту.
Таким образом, цель работы рассмотреть психологию моды.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и функции моды;
2. Показать структуру потребителей моды;
3. Раскрыть фазы движения моды;
4. Раскрыть формы сопротивления моде.
1. Понятие и функции моды
Мода это процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее. Здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбра. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они».
Самоидентификация «Я модный человек» влечет за собой соответствующую динамическую потребительскую практику: мониторинг модных процессов (например, чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач, отслеживание состояния улицы или своей среды), адаптацию модных новинок применительно к собственным телесным, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям, управление собственным бюджетом и т. д. Самоидентификация «Я из тех, кто плюет на моду» влечет за собой практику игнорирования модных процессов, ориентацию на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т. д.
Мода, являющаяся атрибутом повседневной жизни, как социально-психологический феномен представляет собой достаточно сложное образование, с трудом поддающееся какому-либо однозначному определению. Видимо, поэтому существует множество определений данного понятия.
Например, Б. Ф. Поршнев считал, что «мода принадлежит к очень простым явлениям из сферы настроений». По его мнению, люди приобщаются к моде, перенимая ее при непосредственном контакте друг с другом. Носители «модного» образуют некую в высшей степени аморфную, зыбкую социально-психологическую общность" [3].
Соглашаясь с тем, что мода относится к области общественного настроения, В. И. Толстых утверждает, что она представляется простым и бесхитростным феноменом до тех пор, пока остаются в тени ее действительные побудительные силы и мотивы, пока игнорируются «реальные конкретно-исторические потребности общества и личности, обусловившие появление данных модных форм» [6]. Но как только делаются попытки проникнуть в истоки моды, она оказывается явлением куда более сложным. Относя моду к одной из форм «контактного» взаимодействия людей, к средствам массовой коммуникации, В. И. Толстых полагает, что она связана с общим социальным контекстом жизнедеятельности людей, отражает «текущий момент» жизни общества. Иначе говоря, мода по-своему фиксирует, закрепляет «на какое-то время некоторые существенные моменты происходящего процесса в социальной психологии, общении и поведении людей, внешних формах быта и т. п.» [6].
Мода как социальное яление может рассматриваться в различных аспектах: социально-философском, социологическом, социально-психологическом, культурологическом, эстетическом. Исходя из социально-психологического аспекта, моду можно определить как предпочтение, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности (манера одеваться, прическа, типы и формы жилищ, общение и поведение людей, их образы мыслей и т. п.).
Список литературы
- Басин Е.Я., Краснов В. М. «Гордиев узел» моды // Мода: за и против. — М.: Просвещение, 1973. 117 с.
- Гофман А. Мода и обычай //Рубеж: альманах социальных исследований.1992. Вып.3. С.123- 142.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1979. 214 с.
- Сухов А.Н. Конфликты в первичных коллективах осужденных. — Рязань, 1979. 187 с.
- Социальная психология // Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Академия, 2001. 600 с.
- Толстых В.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. — М.: Наука, 1973. — 236 с.