Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под счастьем молодые люди, прежде всего, понимают богатство, любовь, возможность исполнения любых желаний, достижение гармонии с окружающим миром и другими людьми. При этом, видимо, не ясные и определенные представления о счастье побуждают личность к действию, а, скорее, желание испытать определенные чувства, что порождает воображаемую ситуацию, в которой эти чувства могут быть реализованы. Эта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ СЧАСТЬЯ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ И ПСИХОЛОГИИ I 1.1 .Представления о счастье в социальных науках и психологии
    • 1. 2. Субъективное благополучие как аспект счастья
    • 1. 3. Эмоциональная направленность личности как детерминанта представлений о счастье
    • 1. 4. Мотивация социальной активности личности
  • Глава 2. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СЧАСТЬЕ
    • 2. 1. Методологические основы эмпирического исследования
    • 2. 2. Методы и организация эмпирического исследования
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ О СЧАСТЬЕ
    • 3. 1. Образ счастья провинциальной молодежи и пути его достижения
      • 3. 1. 1. Отношение к счастью как жизненному феномену
      • 3. 1. 2. Социально-демографические особенности стереотипа счастливой личности
      • 3. 1. 3. Времена идентификации состояния счастья и его качественных параметров
      • 3. 1. 4. Средства достижения потребного будущего в представлениях молодежи
    • 3. 2. Анализ потребностной сферы провинциальной молодежи
    • 3. 3. Связь эмоциональной направленности и представлений о счастье
    • 3. 4. Зависимость социальной мотивации с представлениями о счастье
    • 3. 5. Творческий потенциал провинциальной молодежи

Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью должно быть счастье, иначе огонь не будет гореть достаточно ярко, движущая сила не будет достаточно мощной успех не будет полным.

Т. Драйзер

Актуальность исследования вызвана проблемой пассивности общественного самосознания молодежи, необходимостью ее активизации с целью направления на преобразование современной российской действительности и способствования интеграции страны в мировое сообщество в качестве ведущей политической и экономической державы. Программные планы такого преобразования и обустройства общества могут опираться на представления россиян о своем будущем, соответствующе их субъективному, мотивирующему к активным действиям представлению о том, что такое счастье, к которому следует стремиться.

Категория «счастье» использовалась в сказках, сказаниях, былинах российского народа. Битва за счастье, которое рассматривалось и сквозь призму политических воззрений, исконно была важнейшей составляющей социального бытия. Пугачевские бунтари, декабристы, народовольцы, эсеры, большевики, современные политические деятели — все они борются за народное счастье, но никто из них не мог сказать, в чем же его истинная суть, как его достичь и нужно ли такое счастье народу в действительности.

Наиболее распространенные представления о счастье нашли отражение в фольклоре, мифологии и художественных произведениях. Во многом, такие представления легли в основу различных массовидных движений, находя конкретное выражение в их лозунгах и программных заявлениях (борьба за народное счастье). Каждое политическое движение в той или иной мере позиционировало себя в качестве единственного носителя правильных представлений о счастье народа и путях его достижения.

Наиболее ярко это было реализовано в мифологизированном образе счастья у поколения, строившего коммунизм. Утопические схемы счастливого потребного будущего внедрялись в сознание масс как руководство к действию и становились ценностно — смысловой основой социальной активности различных слоев населения, особенно, молодежи. Объединяемые общей идеей строительства коммунизма, молодые люди стремились к мировой революции, тотальной коллективизации и индустриализации, к освоению целины, строительству БАМа, покорению космоса. Позже — к национальному суверенитету и всеобщей демократизации. Объединяющим и мотивирующим в этих процессах было представление не только о будущей российской государственности, но и о месте каждого человека в этом будущем, о его личном благополучии, соответствующему субъективному образу счастья.

В условиях трансформации мировоззренческих идеалов, происходящих вследствие социокультурных изменений общества, важнейшим условием сохранения национальной самобытности, с одной стороны и активизации личностного потенциала каждого россиянина — с другой, стоит задача формирования содержательных представлений о будущем. В настоящее время эти представления являются недостаточно определенными, а значит, не обладающими потенциалом действия, достаточным для интенсивного вовлечения личности и, прежде всего — поколения молодых людей в социальное строительство новой России.

Для успешной реализации Президентских программ в области социально-экономической политики необходима, прежде всего, поддержка этих проектов молодежью, причем не только из столичных мегаполисов, но и из российской глубинки, поскольку реализация этих инициатив вряд ли возможна без участия в них большинства населения страны. Отсюда логичной представляется задача изучения и активизации на рациональной основе личных поведенческих устремлений молодежи, связанных с единым образом потребного будущего, задаваемым перспективными планами государственного строительства.

Степень изученности проблемы. В науке нет единого мнения о содержательной стороне понятия «счастья». Еще в работах философов античности категория счастья являлась одной из центральных. Многие поколения ученых пытались решить вопросы об универсальности представлений человека о счастье. Среди них такие как: «что такое счастье?» Кто из людей счастливей другого? Кто и почему становится счастливым? Как этого можно достичь? В какие минуты человек действительно счастлив, о чем он мыслит, что переживает при этом? Не претендуя на окончательное определение категории счастья, все же следует отметить, что этот вопрос актуален и сегодня.

Обращаясь к истории изучения счастья, в числе его исследователей можно найти таких ученых как Аристотель [11], Сенека, Гельвеций, Августин блаженный, Фома Аквинский, Р. Декарт, И. Кант, Л. Фейербах [184], Б. Паскаль [151], П. Помпонацци [159], отечественный богослов Михаил Три-волис. Л. Ландау пытался объяснить проблему счастья с точки зрения научной строгости и математического опыта [22]. М. В. Бахтин рассматривал счастье как антропологическую проблему. Дж.Ст.Милль [34] полагал, что счастье имплицитно присутствует при наличии у человека ясной и определенной цели. Французский философ Блез Паскаль [151] утверждал, что все люди стремятся к счастью — из этого правила нет исключенийспособы у них разные, но цель одна. Человеческая воля направлена на достижение только этой цели. Он полагал, что счастье — побудительный мотив любых поступков любого человека.

Среди современных зарубежных работ можно отметить исследования К. Роджерса, А. Кэмпбелла, Ф. Конверса, Н. Бредберна, Х. Кентрила, Р. Уилсона, Эдда Динера. Счастье как удовлетворенность (субъективное благополучие) рассматривали такие ученые как Брендстеттер, М. Фордис, А. Бек, Мак-Кеннелл. Л. Джозеф, Т. Льюис, Ф. Эндрюс [248].

Наиболее содержательное описание проблемы счастья представлено в работах американского психолога М. Аргайла [9], который попытался представить максимально полную феноменологию данной категории.

Ряд отечественных психологов в своих трудах обращались к понятию «счастья». В советский период счастье, в основном, рассматривалось с идеологических позиций. В то время ученые опирались на работы К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, из которых следовало, что высшим источником наслаждения при коммунизме должен, прежде всего, стать человеческий труд, как общественно полезная деятельность [195]. По этой причине, советские ученые подвергали критике буржуазные гедонистические теории. Например, М. И. Корнева писала, что западный неогедонизм не имеет ничего общего с гедонизмом в его первоначальной классической форме. Он превратился в проповедь крайнего индивидуализма, жестокости и пессимизма.

С.Л.Рубинштейн [172] считал, что соотношение между конкретными побуждениями и результатами их деятельности определяет счастье человека и удовлетворение, которое он получает от жизни. Счастье, по его мнению, должно прийти «само собой», как производный результат «дела жизни» личности, в частности, честно выполняемого долга. В отличие от него, А. Н. Леонтьев [103], не отрицая в целом существования потребности в счастье, полагает, что концепции гедонизма опираются на фальсифицируемую ими правду, которая состоит в том, что человек действительно стремится быть счастливым, но для этого он должен поставить цель, и только тогда, двигаясь к ней, он сможет испытать счастья, не заботясь об этом специально.

Б.И. До донов [58] рассматривает счастье как особую сложную интегра-тивную эмоцию, обладающую определенными функциями, среди которых главными являются оценочная и ценностно-мотивирующая.

Несмотря на множество точек зрения, до сих пор не устоялся концептуальный аппарат описания феномена счастья, представления о нем, не определены содержание и объем данного понятия, отсутствует методический инструментарий для его фиксации и количественного измерения. Кроме того, в современной отечественной социальной психологии практически отсутствуют эмпирические исследования этой психологической категории. Однако в данном исследовании мы не ставим основной целью изучение категории счастья, предоставляя такую прерогативу представителях других социальных наук, прежде всего, философии.

В проводимой нами работе изучается не сама категория счастья, а лишь представления провинциальной молодежной аудитории о нем. На наш взгляд, изучение складывающихся в молодежной среде представлений о счастье, как желаемом результате своей жизнедеятельности, даст возможность понять, объяснить и спрогнозировать, каким образом сможет реализоваться личностный потенциал молодых людей из провинции и насколько он будет соответствовать целям развития Российского государства.

Цель исследования: изучение социально-психологических особенностей представлений провинциальной молодежи Ивановского региона о счастье.

Исходя из цели, были сформированы задачи исследования:

1. Изучить на основе анализа отечественной и зарубежной литературы основные концептуальные подходы к исследованию феномена счастья в социальных науках и психологии.

2. Определить основные понятия и методологические принципы, на основе которых будет осуществляться исследование, обеспечиваться валид-ность и надежность получаемых результатов. Проанализировать существующие эмпирические методы и выбрать психологический инструментарий, адекватный целям исследования, провести его апробацию.

3. Сформировать репрезентативную выборку, нейтрализовать влияние побочных внешних переменных при проведении процедуры эксперимента, корректно организовать процедуры сбора данных.

3. Исследовать содержательные параметры интегративного представления провинциальной молодежи о счастье.

4. Изучить взаимосвязи образа счастья и личностных характеристик представителей молодежных групп.

5. Рассмотреть взаимозависимости отношения молодежи к социальной реальности и характеристик потребного счастливого будущего, средств его достижения.

6. Повести анализ влияния интегральных представлений молодежи о счастье на мотивационную сферу, связанную с социальной направленностью.

Объект исследования: представления о счастье у молодежи в возрасте от 16 до 35 лет, проживающей в провинциальных городах Ивановской области.

Предмет исследования: интегративное представление о счастье, как вторичном образе потребного будущего.

В ходе теоретического анализа основной проблемы нашего исследования мы сформулировали следующие гипотезы, проверке которых посвящена диссертационная работа.

Основная гипотеза исследования. Представления молодежи о счастье обусловлены личностными особенностями субъекта социальной направленности, опосредующих его мотивационно-эмоциональную сферу.

Частные гипотезы:

— представления провинциальной молодежи о счастье зависят от принадлежности субъектов социальной направленности к определенным социально-демографическим группам (половым, возрастным, территориальным);

— основной личностной детерминантой содержательных представлений о счастье является эмоциональная направленность представителей различных молодежных групп;

— представления о средствах достижения счастья обусловлены различиями в его содержательных характеристиках у различных групп молодежи.

Теоретический анализ опирался на работы С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, Б. Ф. Ломова, Л. М. Веккера, А. В. Петровского, Б. И. Додонова, Е. П. Ильина, В. С. Магун, Г. Х. Шингарова, П. В. Симонова, П. М. Якобсона, М. Аргайла, Дж.Ст.Милля, Н. Миллера и Дж. Долларда, Х.Хекхаузена.

Методологическое обоснование эмпирического анализа представлений о счастье базируется на трудах Л. Хьелла, Д. Зиглера, В. А. Ганзена.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялся комплекс взаимопроверяемых и дополняющих друг друга методов: теоретический анализ научной литературы, сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по изучаемой проблемеанкетирование, тестирование.

В качестве основных методов получения эмпирических данных применялись:

1) специально разработанная авторская анкета, состоящая из восьми блоков вопросов, выявляющих: представления о счастливом человеке, терминальные содержательные представления о счастливой жизни, динамические характеристики счастья, значение межличностного окружения для достижения состояния счастья, территориальный фактор достижения счастья, предпочитаемые способы достижения счастья, удовлетворенность личности в различных сферах бытия, социально — демографические характеристики респондентов.

2) батарея тестов, диагностирующих индивидуально психологические характеристики молодежи.

Эмпирическую базу исследования составили 340 молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет — жители пяти районных центров и поселков Ивановской области.

Предварительно проводилось пилотажное исследование среди студентов социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета. На этапе пилотажного исследования были опрошено 118 респондентов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью научно обоснованной логики исследованиявыбором методов, адекватных предмету и задачам исследованияприменением различных методов статистической обработки данных. Применялись методы корреляционного, факторного, регрессионного, частотного анализа. Использовались специальные методы оценки достоверности получаемых эмпирических данных. Исследование проводилось на репрезентативной выборке респондентов. Респондентам в ходе опроса были созданы условия, мотивирующие к откровенным ответам на предлагаемые вопросы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены интегративные факторы, связанные с представлениями о счастье, которые опосредуют мотивацию социальной активности молодежи;

— проведен психологический анализ представлений о счастье, исходя из теоретических позиций восприятия целостных объектов;

— выделен комплекс содержательных характеристик представлений о счастье, включающий: динамические характеристики счастья, способы достижения счастья, терминальные и смысловые компоненты счастливой жизни, позволяющий с достаточной полнотой раскрыть феноменологию потребного для молодежи образа счастья;

— определена зависимость базисных представлений о счастье от доминирующей эмоциональной направленности личности.

— выявлены взаимосвязи представлений о счастье с ориентацией молодежи на различные способы его достижения: социально одобряемые — социально неодобряемые, экстернальные — интернальные;

— получена эмпирическая типологизация базовых представлений провинциальной молодежи о счастье по четырем основаниям: богатство, любовь, гармония с миром, исполнение желаний.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

— углублении понимания ценностной основы представлений о счастье, влияющих на социальную активность молодежи малых городов и поселков;

— получении нового научного знания о закономерностях мотивации социальной активности в зависимости от опосредующего влияния представлений о счастье;

— изучении взаимосвязи когнитивной картины образа потребного будущего с доминирующей ценностной эмоцией;

— обосновании специфики молодежного поведения в зависимости от понимания личного счастья;

— выделении пространственных, временных, энергетических, информационных параметров вторичного образа счастья, что вносит определенный вклад в теорию формирования и актуализации вторичных образов — представлений.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы административными органами и общественными организациями для планирования мероприятий по привлечению молодежи к участию в реализации программ общественного обустройства России. Научное знание о факторах, влияющих на социальную мотивацию молодых людей, поможет в разработке образовательных программ, способствующих раскрытию личностного потенциала молодежи провинциальных городов в соответствие с их представлениями о счастье.

Апробированный комплекс методов может стать основой изучения антиципирующих представлений различных возрастных, профессиональных и территориальных групп о возможных результатах социального развития.

Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов по возрастной, педагогической и социальной психологии в средних и высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе выступлений на заседании кафедры психологии Ивановского государственного университета (2003;2006) — отражены в материалах всероссийских научно-практических конференции (Иваново, Владимир, Кострома, Санкт-Петербург, Самара, Кемерово).

Результаты исследования нашли отражение в 7 научных статьях и тезисах. Материалы работы используются Комитетами по делам молодежи Ивановской и Костромской областей при планировании молодежной политики области, а также Администрацией Родниковского района Ивановской области.

Положения, выносимые на защиту.

— в структуре общественного сознания современной молодежи представления о счастье фиксируются лишь на уровне отдельных параметров, не складываясь в самостоятельный эталон;

— дифференциация представлений о счастье у провинциальной молодежи возможна по параметру эмоциональной направленности, которая задает индивидуальное представление о счастье как образе потребного будущего, связанного с возможностью достижения стабильно положительного эмоционального состояния;

— средства достижения счастья и сами характеристики счастья не константны и зависят от актуальной социальной ситуации;

— в достижении счастья у большинства молодых людей доминируют ценности, связанные с наличием социального статуса, такие как богатство, слава, исполнение желаний, власть.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения. Основное содержание диссертации изложено на 188 страницах. Работа содержит 35 таблиц, 12 рисунков, 5 приложений.

Список литературы

включает 258 источников, из которых 10 на иностранном языке.

ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Большинство провинциальной молодежи (83%) допускает возможность существования счастья, как феномена, однако существует разрыв между представлениями о возможности достижения счастья с представлениями о его уровне, достигнутым на сегодняшний момент. Занятие бизнесом в России как основной деятельностью и воспитание детей в многодетных семьях являются факторами, не способствующими достижению счастья.

2. Содержательными элементами стереотипа счастливой личности, складывающегося у провинциальной молодежи, являются: физическая красота человека (98%), образованность (95%), наличие одного или более детей (94%), наличие стабильного материального достатка (92%), идентификация со своим этносом (74%), период жизни, связанный с проживанием в родительской семье (71%), возможность проживания в столичных мегаполисах (55%),.

В то же время, связывая стереотип счастливого человека с определенным возрастом, молодежь указывает на то, что счастье воспринимается, в первую очередь, как эмоциональное состояние, не наполненное конкретным социальным содержанием (счастье — быть молодым).

3. Соотнесенность состояния счастья с субъективным временем свидетельствует об ориентации большинства молодых людей (89%) на достижение счастья в будущем.

4. Качественный анализ представлений молодежи о счастье показал доминирование следующих параметров: личная безопасность, жизненная активность, здоровый образ жизни (трезвость), законопослушание, привязанность к «малой» родине, исполнение своих желаний, наличие множества друзей, наличие любимого человека, постоянство, осмысленность и целостность состояния счастья, вера в бога.

5. Среди средств достижения потребного счастливого будущего преобладают социально одобряемые. Наиболее выраженные из них: достижения счастья посредством установления позитивных отношений с окружающими, добросовестный труд, профессиональное самосовершенствование, личностный рост. Однако у части молодежи (31%) существует тенденция к использованию других людей в качестве средств достижения счастья, а каждый десятый потенциально готов к асоциальным способам достижения личного счастья.

6. Группы молодежи, ориентированные на различные способы достижения счастья, имеют различия в содержательных представлениях о нем: молодежь, ориентированная на социально одобряемые способы (добросовестный честный труд и профессионализм) связывает их с физическим совершенствованием в молодости, профессионализмом в зрелости, материальным благополучием в старостимолодежь, ориентированная на межличностное взаимодействие, связывает данный способ достижения с удачными брачными отношениями и протекционизмоммолодежь, ориентированная на экстер-нальные способы (счастливый случай, воля бога и т. п.) полагает, что такой шанс предоставляется лишь в юности и молодости, причем ожидать его следует, не покидая своего города. Подобный фатализм более характерен для женщин и учащейся молодежимолодежь, ориентированная на социально неодобряемые способы, основанных на аморальных и подчеркнуто индивидуалистических нормах, связывает данные способы с невозможностью достижения личного счастья вследствие не сложившихся личных и семейных отношений, а также с профессиональной деформацией.

7. На основании факторного анализа выделено четыре основных сим-птомокомплекса переменных, отражающих существующие в данной выборке представления об особенностях счастья. В соответствие с ними, образ счастья провинциальной молодежи, можно представить в виде четырех ценностно-стереотипных ассоциаций: счастье — это богатство (96%) — счастье — это.

Я" и мои желания (94%), счастье — это любовь (93%) — счастье — это гармония с миром (89%).

8. Наиболее счастливыми (Р<0,01) чувствуют себя молодые люди из провинциальных городов, имеющие возможность полноценного общения с друзьями и нашедшие сексуального партнера.

9. Для многих молодых людей (до 70%) в провинции представления о счастье не выходят за пределы индивидных потребностей и не включают в себя интеллектуальные, политические, экономические и эстетические ценности.

10. Дифференциация представлений молодежи о счастье связана с ее эмоциональной направленностью. Последняя продуцирует такие представления, которые носят фрагментарный характер и, скорее, являются смутными, неясными образами, включающими отдельные элементы представлений молодежи о счастье. Данные фрагменты являются отражением существующих стереотипов и, возможно, некоторых архетипических образов русского человека. Среди них такие как «мудрый старец», «коллективист», «романтик-мечтатель», «прожигатель жизни» и другие. Таким образом, не существует универсального, единого эталона счастливой жизни. Счастье субъективно и представление о нем определяется, во многом, желанием испытать то или иное эмоциональное состояние.

11. Эмоциональные устремления, из которых рождается образ потребного будущего, не имеют осознанных, рациональных оснований и лишь в незначительной степени определяются социальной мотивацией.

12.Регрессионный анализ, в котором зависимой переменной выступило субъективное благополучие, определяемое как эмоциональное переживание человека, находящегося в счастливом состоянии, показал (при Р<0,01), что оно зависит от возможности активной жизни, наличия богатства, исполнения желаний, достижения славы. Это является отражением известной национальной мифологии о внезапном богатстве, исполнении желаний, славе на весь мир и свидетельствует о силе и распространенности в молодежной среде сказочных и мифологических представлений обыденного массового сознания.

13.Незначительная часть (8%) провинциальной молодежи имеет потенциал обретения счастья в реализации себя в профессиональном, социальном и личностном плане. Данный потенциал является лишь латентным и не может быть актуализирован в тех жизненных условиях и обстоятельствах, в которых находится провинциальная молодежь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном исследовании была поставлена конкретная эмпирическая цель: изучение социально-психологических особенностей представлений провинциальной молодежи Ивановского региона о счастье. Следует полагать, что она достигнута.

Выделены четыре основных блока представлений молодежи о счастье: пространственно-временной, представления о счастливом человеке, параметры потребного будущего и способах его достижения. Возможно, данная схема не является абсолютно точной и всеобъемлющей, однако, основные параметры определены и проанализированы.

Можно отметить некоторые недостатки принимаемой автором исследовательской схемы. В частности, в нее не вошли такие параметры, как смех, веселье и юмор, физическое и нравственное здоровье, совесть, родственные связи, особенности характера.

Однако существенным достижением работы можно считать попытку научного анализа изучаемого феномена с несовпадающих позиций таких классиков отечественной психологии как С. Л. Рубинштейн и ДАЛеонтьев.

К несомненным позитивным находкам исследования можно отнести следующие:

— выявление существования представлений о счастье, как реального психологического феномена, который может быть экспериментально зафиксирован и определенным образом измерен;

— рассмотрение феномена представления о счастье как интегративного целостного образования, в котором, по возможности, учтены основные параметры и характеристики данного феномена;

— выяснение эмоциональной природы представлений о счастье;

— выявление предпочтения позитивных нравственных побуждений в путях достижения счастливого будущего, где молодежь отдает приоритет социально одобряемым средствам. Однако каждый третий имеет иждивенческую позицию, а каждый десятый потенциально может пойти по криминальному пути;

— определение представлений о составляющих счастья на основе обыденного житейского сознания (власть, деньги, слава, исполнение желаний).

В ходе исследования мы пришли к выводу, что понятие счастье следует рассматривать как субъектную категорию, имеющую для каждого человека индивидуальное содержание. Планируя свое его будущее, оценивая настоящее и прошлое, человек оперирует данным понятием, содержательная сторона которого требует научного определения и изучения. Необходимо выяснить, существуют ли универсальные рецепты счастья. Насколько оно индивидуально, с одной стороны, и насколько соответствует идее народного, всеобщего счастья, отраженной в фольклоре, литературе, искусстве — с другой. В работе мы не выявили такой специфичной, универсальной сущности представлений о счастье, существующих в обыденном сознании молодежи.

Под счастьем молодые люди, прежде всего, понимают богатство, любовь, возможность исполнения любых желаний, достижение гармонии с окружающим миром и другими людьми. При этом, видимо, не ясные и определенные представления о счастье побуждают личность к действию, а, скорее, желание испытать определенные чувства, что порождает воображаемую ситуацию, в которой эти чувства могут быть реализованы. Эта ситуация представлена в сознании достаточно фрагментарно и не вполне осмысленно, а потому ее достаточно сложно выявить и наметить способы переструктурирования в соответствие с социальным запросом. В работе мы попытались решить эту проблему, применив комплекс психодиагностических процедур, среди которых наиболее трудоемким был процесс создания и обоснования методики выявления параметров счастья.

В дальнейшем следует сделать методику более универсальной, расширив диапазон ее применения на все возрастные группы и другие социальнодемографические категории. Также представляется целесообразным связать полученные эмпирические параметры представлений о счастье с такими особенностями личности как темперамент, акцентуация характера, уровень интеллекта, базовые потребностирассмотреть генезис формирования таких представлений, начиная с детского возраставыявить их этническую специфику. Надеемся, что решение этих задач поможет психологам более эффективно работать с молодежью по формированию у нее новых жизненных смыслов, связанных с преобразованием общества и нахождения своего места в нем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь. Пер. с латин. -М.:Республика, 1992. -335 с.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М., 1993. -175 с.
  3. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. -Т.5. -№ 5. -С.63−70.
  4. .Г. Избранные труды: В 2-х т., T.I. М., 1980. — 232 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.:Наука, 1977. -344 с.
  6. Т. Ш. Проблема мотива в теориях установки и деятельности. В кн.: Развитие эргономики в системе дизайна. / Тезисы докладов всесоюзной конференции. -Боржоми, 1979. -С.213−218.
  7. В.Г. Социальная психология., 2е изд., -М., 1988. 432 с.
  8. В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. -Сборник научных трудов. -Горький, 1982. -С.116−129.
  9. М. Психология счастья. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2003. -272 с.
  10. Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психологический журнал, 1984. -№ 6. -25 с.
  11. Аристотель. Поэтика. -Л.: Академия, 1927. -120 с.
  12. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. -142 с.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1976.-158 с.
  14. В.Г. Возрастная психология. -Иркутск., 1989. -195 с.
  15. А.Г. Деятельность и установка. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-151 с.
  16. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образовании личности // Вопросы психологии, 1979. № 4. -С.35−46.
  17. T.JI. Динамика структуры мотивов трудовой деятельности // Автореф.дис. канд. Ярославль, 1988. -26 с.
  18. Г., Босков А. Современная социологическая теория. -М, 1961. -895 с.
  19. И.Ф. Зачем мы работаем? // Социалистический труд. 1991. № 6. -С.25−29.
  20. И.Ф. Трудовая мотивация: Механизмы формирования и функционирования // Изменения мотивации труда в новых условиях. -М., 1992. -С.68−82.
  21. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988. -270 с.
  22. В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж, 1995. — 640 с.
  23. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М., 1978. -312с.
  24. В. Новый менеджмент. -М. 1997. -С.69.
  25. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972. -С.7−44.
  26. .С. Аномалии личности. -М., 1988. 301 с.
  27. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1981. -№ 2, -С.46−55.
  28. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. Т13. 1993. -С.6.
  29. .С. Нравственное сознание личности. -М.: Знание, 1985. -64 с.
  30. .С. Смысловая сфера личности: Хрестоматия «Психология личности в трудах отечественных психологов», -СПб, 2002. -480 с.
  31. .С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. -М., 1984. -144 с.
  32. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Гершон Бреслав,. -М.:Педагогика, 1990. -140 с.
  33. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта// Вопросы психологии. 1993.-Т.14. -№ 5. -С.99−105.
  34. А.А. Теоретический анализ подходов к изучению понятия счастья // Материалы VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». -Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. -С.36−37.
  35. Г. Стимулирует ли зарплата? // Социалистический труд. 1991. -№ 6. -С.34−36.
  36. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. -200 с.
  37. Л.В. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.:Смысл, 1998. 685 с.
  38. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -288 с.
  39. В. Психология эмоций. -СПб.:Питер, 2006. -496 с.
  40. В.К. Психология развития мотивации. -М.:Речь, 1990. -458 с.
  41. Л. Культура и ценность. // Витгенштейн Л. Философские работы, ч.1. М.: Гнозис, 1994. — С.407−492.
  42. Н., Валь Е. Вилар: Мотивационная основа эффективного труда // Человек и труд. 2000. -№ 4. -С.75−79.
  43. Л.Б. Акме, смысл жизни и счастье как цель, восхождение к ней и награда// Вопросы психологии. -№ 14. 2001. -С.140.
  44. В. Естествознание и психология. Энциклопедическая библиотека для самообразования С.-Петербург: Вестник Знания, 1904. -96 с.
  45. В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1984. -176 с.
  46. К. Записные книжки // Соч. -М., 1974. Т.1. -С.114.
  47. Гельвеций Адриан Клодт. Счастье М.: Сов. Россия, 1987. -478 с.
  48. . Что такое психология, в 2-х. т., Т. 2: Пер. с франц. -М., 1992.-376 с.
  49. Л.Я. Психология эмоциональных отношений/ Л. Я. Гозман,. -М.: Изд-во МГУ, 1987. -174 с.
  50. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. -Киев: Наукова думка, 1988. -144 с.
  51. Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М., 1989. -С.102−109.
  52. Л.А. Ценностные ориентации: тендерный аспект // Социологические исследования 1999. № 5. -С.67−74.
  53. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -Калинин: «Русский язык», 1982. -683 с.
  54. Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. -СПб.:Питер, 2001. -720 с.
  55. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М., 1979. VIII, -С.ЗЗ.
  56. М.В. Изучение мотивационной структуры личности безработных // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. -СПб., 1998.-С.47.
  57. .И. Структура динамики мотивов деятельности//Вопросы психологии. 1984.- № 4. -С.126−130.
  58. .И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  59. А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей. //Соц. Исследования. 1995. -№ 7. -С.93−99.
  60. А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М., 1986. 222 с.
  61. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР.- М.: Мысль. -1966. -Т.2. -С.187−207.
  62. .В. Теории личности в зарубежной психологии. -М., 1982.- 128 с.
  63. В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал, 2000. -Т.21, № 5, -С. 16−23.
  64. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. -М., 1975. -С.241−254.
  65. В.И. Психологические механизмы волевой регуляции: Учеб. пособие / В.А.Иванников- Ун-т Рос. акад. Образования. -М:.УРАО, 1998.-140 с.
  66. В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. 1985.-№ 3. -С.59−60.
  67. Изард Кэррол. Эмоции человека: Пер. с англ./ Кэррол Е. Изард, — Под ред. JI. Я. Гозмана, М. С. Егоровой- Вступ. ст. А. Е. Олыианниковой. -М.: Изд-во МГУ, 1980. -439 с.
  68. К.Е. Типология личности и мотивация преступного поведения. -М.:Проспект, 2000. 469 с.
  69. Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995,-№ 2. -С.28.
  70. Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб:ПИТЕР, 2002. -512 с.
  71. И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. -М., 1979. -С.252.
  72. С.Б. Мотивация труда. -М.:Ин-т психологии РАН, 1998. -224 с.
  73. В.Е. Внутренняя картина здоровья термин или концепция? // Вопросы психологии, Т.1.1993. -С.86−88.
  74. Н.Ф. О самоактуализации личности (вместо послесловия) / в книге А. Маслоу. Психология бытия. -М., 1997. -304 с.
  75. Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. -М.:Смысл, 1997. -С.231−238.
  76. Е.Р., Леонтьев Д. А. Психическое здоровье // Человек: философско-энциклопедический словарь / под ред. И. Т. Фролова. -М.:Наука, 2000. -С.286−287.
  77. И. Антропология с прагматической точки зрения. Соч. в 6-ти томах. Т.6. -М&bdquo- 1966. -С.349−583.
  78. И. Соч. В 6-ти томах. Т.4. -М., 1965. -С.257.
  79. P.P. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. -М., 1997. -С.257−273.
  80. М.Д. О счастье // Вопросы психологии. № 1,1992. -С. 186.
  81. А.В. Психология менеджмента. -М.:Гардарика, 2000. -С.143−158.
  82. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. -М.:Мысль, 1968.-148 с.
  83. К.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии, 2000. № 4. -С.29−37.
  84. И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. -М., 1992. -С.3−12.
  85. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога про-фессиоведа//Психологический журнал. Т.Н. 1993. № 4. — С.130−136.
  86. В.И. Мотивы поведения и деятельности. -М.:Наука, 1988. -191 с.
  87. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. -М.Политиздат, 1984. 148 с.
  88. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М., 1979. 175 с.
  89. Кон И. С. Социализация. БСЭ, 3-е издание. -Т.24. — С.221.
  90. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского- ред.-составитель Л. А. Карпенко. 2-е изд., расширенное, испр. и доп. -Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. -256 с.
  91. .С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1989. -С. 12−14.
  92. В.Н. Диалектико материалистическое понимание психических явлений и их закономерностей // Ученые записки. Т.8- Ивановский государственный педагогический институт. -Иваново, 1955. -С.49.
  93. В.Н. Теоретико-методологические проблемы социальной психологии // Вопросы социальной и педагогической психологии. -Иваново, 2000. -712 с.
  94. Л.В. Психология настроения. -СПб.:Изд.СПб. ун-та, 1997. -С.139.
  95. Куприянова 3. Как меняется отношение к труду. // Человек и труд. 1994. № 2. -С.118−124.
  96. Р. Воспитание в общении. -М.: Мирт, 2002. -216 с.
  97. Лабиринты одиночества (Сборник переводов: 'The Anatomy of Loneliness' и 'Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy) M., Прогресс, 1989. -624 с.
  98. Н.Д., Сергеев И. И., Панкова О. Ф. Клиническая психология. -М.: МЕДпресс-информ, 2003. -416 с.
  99. Ландау-Дробанцева К. Т. Академик Ландау: Как мы жили. -М.:Захаров-АСТ, 1999. 492 с.
  100. А.С., Горбенко В. И. Формирование ценностных ориентации молодёжи. -Л.:Изд. Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1990.-С.26.
  101. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал, 2001. № 3. С.26−36.
  102. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психология, 2000.-№ 3.-С.73−87.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Политиздат, 1975.-304 с.
  104. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.:Изд-во Моск. унта, 1971.-38 с.
  105. Д.А. Виктор Франки в борьбе за смысл / вступит, стат. к книге В. Франкл. Человек в поисках смысла. -М., 1990. С.5−22.
  106. В.Г. Психологические механизмы мотивации. -Новосибирск, 1992. 216 с.
  107. Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992, № 2, -С.31−37.
  108. Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. -М.:Смысл, 1999. 487 с.
  109. А.В. Дифференциальная психология. -М.:"Академия" 2004, -527 с.
  110. Ю.Лившиц А. С. Поиск путей создания эффективной системы развития управленческого персонала: (Мой путь к науке) // Учёные-экономисты Ивановского государственного университета. -Иваново, 2001. -С. 165−166.
  111. Ш. Линчевский Э. Э. Как быть с ревностью? / Эдгар Линчевский,. -Л.: Знание, 1978. -34 с.
  112. Личность и её ценностные ориентации // Информационный бюллетень. -№ 19, -М, 1969.-С.39.
  113. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. — С.6−23.
  114. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.-448 с.
  115. Лук А. Н. Эмоции и личность. -М.: Знание, 1982. -175 с.
  116. В мире эмоций / Борис Додонов,. -К.: Политиздат Украины, 1987. -139 с.
  117. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф.дис. .канд. -М., 1987. -28 с.
  118. Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. М., 1987. -174 с.
  119. Магомед-Эминов М. Ш. Работа личности / М. Ш. Магомед-Эминов- Науч. совет «История мировой культуры». М.: Наука, 2004. — С. 12.
  120. B.C. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью// Вопросы психологии. 1978. № 6. -С.86−93.
  121. Магун В. С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопросы психологии. 1985. -№ 2. -С.118.
  122. B.C. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения / «Россия: трансформирующееся общество» под ред. В. А. Ядова. М.: Канон-пресс-Ц. 2001. -С.430−448.
  123. С.А. Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 704 с.
  124. А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2005. 583 с.
  125. Марксистско-ленинская социология / Отв. ред. Осипова Г. В., Иванов В. Н. -М., 1988.-263 с.
  126. В.Л., Серова Л. К. О влиянии коллективистского типа мотивации на успешность соревновательной деятельности // Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске. М., 1980.-С.37.
  127. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. -СПб:Евразия+, 2002. -430 с.
  128. А.Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
  129. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. -С. 108−118.
  130. П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппен-рейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. -С. 182−186.
  131. Медицинская психология: Учебник для мед. институтов / Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков. М.:Медицина, 1984. -272 с.
  132. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.-120 с.
  133. B.C. Психология индивидуальности: Избранные психологические труда / Под ред. Е. А. Климова. М. -Воронеж, 1996. -544 с.
  134. , Дж.Ст. О свободе. Изд.: Chalidze publications NY, 1982. -240 с.
  135. А.С. На вкус, на цвет. -М., 1966, -С.120.
  136. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. -М., 1994. -176 с.
  137. К. Психология ответственности. -Л., 1983. 240 с.
  138. В.Н. Проблема потребностей в системе психологии // Ученые записки ЛГУ. 1957. Вып. 11, -№ 224.
  139. Ш. А. Установка и деятельность. -Тбилиси., 1987. -361 с.
  140. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. -199 с.
  141. Р.С. Психология, в 2-х т., Т. 1. М., 1994. -576 с.
  142. Р.С. Психология, в 2-х т., Т. 2. М., 1994. -496 с.
  143. В.В., Березанская Н. Б. Психология: Учебник. -М.:Юрайт, 2004. -484 с.
  144. . Мотивация. В кн.: Экспериментальная психология / Под. ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975, Вып. V, Гл. XV, -С.15−109.
  145. Н.Н. Психология межличностных отношений. -Киев: Лыбидь, 1990.-192 с.
  146. С.И. Словарь русского языка. -М.: «Русский язык», 1985. -796 с.
  147. Г. Личность в психологии. -СПб., 1998. -345 с.
  148. Г. Принцип «редукции напряжения» // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С. 106 107.
  149. А. Мотивы и стимулы к труду // Социалистический труд. 1991. № 6. -С.7−12.
  150. А.К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999, -№ 1. -С.92.
  151. . Мысли. Малые сочинения. Письма. -М.:АСТ, 2003. -528 с.
  152. В.Д., Татарова Г. Г., Толстова Ю. Н. Многомерная типология времяпровождения // Социологические исследования. 1980. -№ 4. -С.133−140.
  153. Дж. Полнота человеческой жизни // Психология человеческих проблем: хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск, 1998. -С.34−42.
  154. JI.A. Общая психология. -М.:Академический проект, 2004. -436 с.
  155. Е.А. Счастье, смысл и имидж человека // Вопросы психологии. № 14. 2001.-C.141.
  156. А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам // Вопросы психологии, -М., 2001. № 6. -С. 1−3.
  157. К.К. Структура и развитие личности. -М.:Наука, 1986. -256 с.
  158. Л.Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. -180 с.
  159. Ю.В. Природа и смысл философии, становление, предназначение. Реферат. -Донецк: ДонНТУ, 2002. -21 с.
  160. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. -СПб., 2000. -559 с.
  161. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. -СПб., 2001.-448 с.
  162. Прикладная социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача.- М.-Воронеж, 1998. -668 с.
  163. Проблемы смыслообразования и смыслоутраты / Отв. ред. М.Ш. Магомед-Эминов- Науч. совет «История мировой культуры». -М.: Наука, 2004.-10 л.
  164. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  165. Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности, отв. ред. Ломов Б. Ф., Абульханова, -М.:НАУКА, 1989. -182 с.
  166. Психотерапевтичекая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб., 1998.-752 с.
  167. А. А. Смыслообразование в процессах перцептивной деятельности. -В кн.: Восприятие и деятельность. -М., 1976, -С.293−319.
  168. А.А. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. -М.: Изд. Института Психотерапии, 2006. -640 с.
  169. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс, 1994. -С.234−247.
  170. Д. Дао Юнга. -Киев:София, 1997. -256 с.
  171. С. JI. Бытие и сознание. -М.: Изд- во АН СССР, 1957. -328 с.
  172. C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. -М., 1976. -416 с.
  173. А.А. Социальные ценности и нормы. Некоторые теоретические и прикладные вопросы социально-психологического анализа. -Киев:Наукова думка, 1976. -152 с.
  174. А.А. Ценностный подход в системе социологического знания, АН УССР. -Киев, 1987. -156 с.
  175. Е.А. Становление личности // Социальная психология личности.-Д., 1974. -С.20−31.
  176. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. -JL, 1979. 263 с.
  177. В.И. Сила потребностей и волевое усилие // Проблемы формирования социогенных потребностей: Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974. -С.36.
  178. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. -360 с.
  179. П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотиваци-онно-эмоциональные аспекты. М.:Наука, 1975. -173 с.
  180. П.В. Мотивированный мозг. -М., 1987. -270 с.
  181. Е., Морозов А. О предпочтениях городской молодежи // «СОЦИС», № 1, 2002. -С. 105−111.
  182. Современная западная социология: Словарь. -М., 1990. 432 с.
  183. Современная западная философия. Словарь./ Сост.: Малахов B.C., Филатов В. П. -М., 1991. 414 с.
  184. Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -128 с.
  185. И.К. Психология счастья // Строительные вести. № 3 (70) от 21 февраля. 2003.-С.42.
  186. Социальная психология. Учебник / Под ред. Крысько В. Г. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -448 с.
  187. О.Я. Цель и целеустремлённость. -М., 1981. -243 с.
  188. Л.Д. Основы психологии. Практикум. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -672 с.
  189. А.В. Обжитое социальное пространство и смысл жизни // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. -М., Психологический Институт Российской Академии Образования, 1997. -С. 157−170.
  190. И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 448 с.
  191. В.А. Эмоции в мотивах поведения // Материалы III Научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань, 1970. -С.41.
  192. O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии: Психологические механизмы целеобразования. -М., 1977. -С 62.
  193. Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личости в адаптации к хроническому стрессу // Психологический журнал, 2001, Т.-22, -№ 2. -С.27.
  194. В.П. Теория ценностей в марксизме. -Л., 1968. 124 с.
  195. Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования. -М.:Наука, 1966. -С.140−152,164−169,180−183.
  196. Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. -М., 1969. -С.94−99.
  197. Д.Н. Общая психология. -СПб.:ПИТЕР, 2004. -413 с.
  198. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки //Психологические исследования. -М., 1966. -С.22.
  199. А.А. Принятие мотива личностью// Психологический журнал. 1985. Т.6. -№ 4. -С.87−96.
  200. А.А. Мотивационные кризисы личности // Психологический журнал. 1989. Т. 10. -N3. -С.23−32.
  201. Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. 1992. -№ 1.-С.17.
  202. JI. Эвдемонизм // Фейербах JI. Избр. филос. произведения в 2 т. -Т. 1.-М., 1955.-С.614.
  203. Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка // Вопросы психологии. 1976. № 4. -С.26−34.
  204. Фернхем А, Хейвен П. Личность и социальное поведение. -СПб.:ПИТЕР, 2004. -368 с.
  205. Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.
  206. Философская энциклопедия / Под ред. В. Ф. Константинова, в 5-ти т. Т.5.-М., 1970. -740 с.
  207. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1989.-168 с.
  208. Г. А., Петровский А. В. Проблема потребностей в психологии личности // Вопросы психологии. 1956, — № 4. -С.28.
  209. В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982. -С.118−126.
  210. В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., Прогресс, 1990. — 368 с.
  211. Фрейд 3. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. -Т.2, -Тбилиси., 1991.- 425 с.
  212. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. -М.: Современные проблемы, 1925. -110 с.
  213. П. Эмоции. В кн.: Экспериментальная психология. / Под ред. П. Фресса и Ж.Пиаже. М., 1975, вып. V, гл. XVI, — С.111−195.
  214. Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994.- 447 с.
  215. Э. Психоанализ и этика. М., 1993. — 415 с.
  216. Н.С. Стратегия самоутверждения и ценностного предпочтения одинокого человека // Психологический журнал, 1999, -№ 2. -С.30.
  217. X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. Т.2 / Под ред. Б. М. Величковского. -М., 1986. 408 с.
  218. X. Психология мотивации достижения. -СПб.:Речь, 2001. -240 с.
  219. К.С., Линдсей Г. Теории личности.-М., 1997. -720 с.
  220. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ / Общ. ред. Г. В. Бурменской. -М., 1993. 480 с.
  221. В.В. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Петровского А. В. -М.: Просвещение, 1977. -528 с.
  222. Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб., 1997. 608 с.
  223. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) / А. А. Козлов, В. Т. Лисовский, З. В. Сикевич И.В. -М., 1992. -40 с. (Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. /НИИВО- Вып.4).
  224. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. -М., 1995. -288 с.
  225. В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. Т.2. Братислава, 1988. -С 10−12.
  226. В.Д. проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. -185 с.
  227. К.Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориента-циях личности // Личность и деятельность. -Л., 1982. -С. 108−115.
  228. А. Культура и этика. -М.:Прогресс, 1973. -344 с.
  229. Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. Т.З. -№ 5. С.135−145.
  230. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. -М., 1971.- 222 с.
  231. П.Н. Современная социальная психология. М.:ИП РАН, -Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 448 с.
  232. ., Дугина Е. Кросскультурное исследование ценностей, индивидуальных и групповых ориентаций // Иностранная психология, 2001. -№ 14. -С.42.
  233. Е.В. Некоторые методологические проблемы личности. // Проблемы личности. -М.: Наука, 1970. -С.27.
  234. Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С.55−60.
  235. Юнг К. Психологические типы. Цюрих: Мусагет, 1929. — 475 с.
  236. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992. -320 с.
  237. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. -С.89−105.
  238. В.А., Здравомыслов А. Г. Человек и его работа в СССР и после. -М.: Аспект Пресс, 2003. 485 с.
  239. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России, 1995. № 3−4.-С.158−181.
  240. JI. Карьера менеджера. -М.:Попурри, 2004. -416 с.
  241. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. -471 с.
  242. П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды. М.-Воронеж: Изд. Институт практической психологии, 1998. -304 с.
  243. Н.С. Ценностные ориентации как динамическая система // Вопросы психологии, 2001. № 1. -С.28.
  244. М.С. К проблеме аксиологической типологии личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск 3. Часть 1. -СПб., 1997.-С.391−398.
  245. М.С. Субъективная иерархия ценностей при некоторых клинико-психологических особенностях личности // Экология и психическое здоровье. -Томск-Кемерово, 1998. С.307−312.
  246. Я.Д. Счастье homo, счастье sapiens, счастье socialis // Вопросы психологии. -№ 14.2001. -С.139.
  247. Andrews F.M. Stability and change in levels and structure of subjective well-being// Social Indicators Research, 1991, 25, 1−30.
  248. Fromm E. The heart of man. N.Y.: Harper & Row, 1971. — 212 p.
  249. McCrae R.R., Costa P.T. Social desirability scales: More substance than style // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1983. Vol. 51.№ 5. P. 882 888.
  250. Menaker E. The self-image as defense and resistance. Psychoanalytical quarterly, 1960, vol. 29, p. 72−81.
  251. W., & Deiner E. Review of the satisfaction with life scale // Personality Assessment, 1993,5, 164−172.
  252. Peters R. S. Education of emotions. In: Feelings and emotions: The Loyola simposium. N.Y., 1970, p. 187−203.
  253. , C.D., & Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited// Journal of Personality and Social Psychology, 1995, 69, 719−727.
  254. , C.D., & Singer, B. Human health: new directions for the next millennium // Psychological Inquiry, 1998, 9, 69−85.
  255. Seligman, M.E.P., & Csikszentmihalyi, M. Positive psychology: an introduction // American Psychologist, 2000, 55,5−14.
  256. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology, 1990, vol. 58, p. 878−891.
  257. Wilson J.S. Profinite groups. 1997. 284 p. I
Заполнить форму текущей работой