Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения в учебно-воспитательном процессе школы выявленных и обоснованных нами механизмов, подходов и средств формирования духовных потребностей. Исследование показало: достигнуть необходимого результата в формировании духовных потребностей у учащихся возможно при систематической реализации определенной совокупности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические предпосылки формирования духовных потребностей у подростков в современной национальной школе
    • 1. 1. Проблема формирования духовных потребностей личности в трактовке зарубежных и отечественных исследователей
    • 1. 2. Своеобразие формирования духовных потребностей у подростков в современной национальной школе
    • 1. 3. Формирование духовных потребностей у воспитанников в опыте Симбирской чувашской школы И. Яковлева
    • 1. 4. Использование национальных традиций и других средств народной педагогики в формировании духовных потребностей у подростков
  • Глава 2. Пути и методы формирования духовных потребностей у подростков национальных школ
    • 2. 1. Состояние формирования духовных потребностей учащихся на практике в условиях современной национальной школы
    • 2. 2. Условия формирования духовных потребностей у подростков в процессе преподавания гуманитарных наук и во внеклассной работе
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности научно-методических рекомендаций исследования

Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современная школа призвана помочь подрастающему поколению осознать приоритетную роль духовных ценностей в самоопределении и реализации своих потенциальных возможностей, т.к. в новой идее образования открытие и освоение школьником окружающего мира неотделимо от открытия и освоения себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, «выслушивание» своей природы и духовностивыращивание в себе новых сил, потребностей, способностей, ощущений, переживаний.

В новых социально-экономических, политических условиях «Закон Российской Федерации об образовании» (1992 г.) нацеливает учительство на формирование личности, интегрированной в современное ему общество и заботящейся о совершенствовании этого общества.

В настоящее время мы переживаем принципиально такую «историческую ситуацию, которая характеризуется. разрывами в общественной жизни: между политическими процессами и структурами власти, между формами культуры и экономическим укладом, между формальными организациями и неформальными движениями, между потребностями и перспективами развития. Сложившаяся система образования не способна сшить эти разрывы. Более того, образование хронически опаздывает, оказывается в роли догоняющего саму жизнь» (Виктор Слободчиков). Главная болевая точка — разрушенные связи * между поколениями: отчуждение и противостояние в семье, в школе, в местах общего жительства, отсутствие жизнеспособных общностей людей — неоформленные социальные, культурные, национальные, образовательные ценности и смыслы.

Трудности и сложности проблемы ощущаются на каждом шагу, особенно в условиях городской школы. Свои проблемы есть и у национальной городской школы. Они связаны и с отдельными недоразумениями в сфере межэтнических отношений, и с неоднозначным отношением учащихся и родителей к регионально-этническому компоненту учебного плана, и классово-сословным расслоением общества, и с безнаказанностью, вседозволенностью, ослаблением борьбы правоохранительных органов, хулиганством, уголовщиной, частично — и с бесправием педагогических коллективов и др., и с заметным ухудшением состава учительских кадров. Самой серьезной причиной роста бездуховности является общее снижение внимания школьных коллективов к воспитательной работе. За последние 3−5 лет в результате систематических наблюдений сложилось впечатление о недостаточно эффективном использовании, прежде всего преподавателями гуманитарных дисциплин (русского и чувашского языков, литературы, истории и культуры родного края), отведенного по расписанию времени и возможностей внеклассной работы с учащимися. Падает общественная активность учителей. Все меньше уже и того энтузиастского, подвижнического бескорыстия, что было раньше, и это совокупно не может не сказываться на духовно-нравственном воспитании и прежде всего на формировании духовных потребностей подростков.

Нельзя не сказать особо и об усилении негативного влияния некоторых семей на состояние духовности и нравственности. Ученики воочию видят и убеждаются в том, что лучше всех в жизни устраиваются люди бесчестные, дельцы, торгаши. Под влиянием незаконно разбогатевших родителей появляется у подростков цинизм, высокомерие к тем, кто честно трудится, учится, соблюдает требования школьного распорядка, выполняет нормы общественной моралипроявление таких чувств, как милосердие, бескорыстие, добропорядочность, любовь, порой понимается перевернуто. Все это оказывает прямое развращающее влияние не только на ближайшее окружение подростков, но имеет косвенное воздействие на отдаленный социум. Так, примеры бездуховности расходятся как бы по кругу, охватывая все новые и новые группы учащихся. В школах появляются не наблюдавшиеся ранее виды нарушений дисциплины, бездуховности: циничные оскорбления, доходящие порой до издевательств, жестокие избиения учащихся, вымогательства, рэкет, «дедовщина» и т. д.

Наши исследования проходили в сельских и городских школах Чувашской Республики. Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство подростков не всегда соизмеряют свои поступки с общественными ценностями. В системе потребностей учащихся среднего подросткового возраста преобладают материальные потребности, страсть к деньгам. Так, например, в исследуемых школах, в начале нашего эксперимента выявилось, что у 92,7% учащихся материальные потребности преобладают над духовными.

В национальных школах Вурнарского, Канашского, Марпосадского, Моргаушского, Цивильского, Чебоксарского, Ядринского районов и гг. Но-вочебоксарска и Чебоксар республики такие качества, как бескорыстие, чуткость, сострадание, великодушие, непримиримость к злу, учащимися не названы как главные в системе нравственных ценностей. Задание «дать определение слову «духовность» вызвало у 72% опрошенных затруднения. Вопрос «Как вы понимаете духовные потребности?» у многих вызвал недоумение, часть учащихся ответ связали лишь с религией, с верой в Бога.

Формирование духовности, духовных потребностей — чрезвычайно актуальная социально-педагогическая проблема. Ее актуальность в определенной степени объясняется и тем, что до сих пор нет в науке общепризнанного определения слова «духовность», в последнем (четвертом) издании СЭС (под ред. A.M. Прохорова, 1990) среди 80 тыс. статей слово «духовность» даже не упоминается.

Слово «духовность» образовано от слова «дух». В Библии находим такое объяснение: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15−44). По-разному объясняют слово «дух» наши толковые словари. По В. И. Далю, например, духовно-бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящийвсе относящееся к Богу, церкви, веревсе относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. У С. И. Ожегова дух — психические способности (сознание, мышление), то, что побуждает к действиям, к деятельностиначало, определяющее поведение, действия. В русско-чувашском словаре И. А. Андреева: «1.астан- 2.(моральное состояние) камал-туйамне падать духом- 3. (содержание, отличительная особенность) астан.- 4. разг.(дыхание) сывлаш- 5.миф.рел. чун, сывлаш.

Философское понятие «духовность» многозначно. С «духовным», «духовностью» в человеке всегда связывали устремленность к «возвышенному», идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам, «постоянный возврат человека к человеческому в себе, к тому, что есть человеческое долженствование» (Л.А. Степашко). Духовность трактуется и как способность создавать внутренний мир, мир идеальных сущностей — индивидуальных смыслов, способность, изначально присущая человеку как природному существу.

В определении педагогического смысла понятия «духовность» мы придерживаемся работ академика Г. Н. Волкова. Он в своих трудах предлагает вечные духовно-нравственные и педагогические ценности рассматривать как высшие общечеловеческие. К ним он относит любовь к детям — культ ребенкалюбовь к матери, переходящую в культ, преданность семье и памяти предковкульт предков, трудолюбие, любовь к человеку, к Родинеискренность и открытость, честностьчувство справедливости и взаимной терпимости, благодарности и т. д. Усвоение духовных ценностей на основе постижения культуры других народов, других поколений обогащает не только отдельного человека, но и целые народы. Так, традиционный чувашский этикет представляет бесспорную ценность в плане воспитательного влияния на школьную молодежь. Многие его положения согласуются с современными нравственными нормами. Нужно отметить, крестьянский этикет, до сих пор бытующий среди старшего поколения всех национальностей, имеет положительное значение и в регулировании межличностных отношений и даже в условиях города, где многие жители являются переселенцами из сельской местности.

Главным и основным показателем духовности человека чуваши считали «камал» (Т.Н. Петрова). Около ста значений имеет это слово и каждое связано с самочувствием человека, со свойством его личности, но главное значение его — доброта, добро, неспособность делать зло — ыра камал (Н.И. Ашмарин). В условиях национальной школы положительное значение имеют прогрессивные достижения народной педагогики и этики.

Исходя из темы исследования, определяем понятие «потребность».

Потребность выражает состояние мозга и организма. И. П. Павлов говорил о «неотступном думанье» о «ходе познания», «об интеллектуальной страсти», которые представляют выражение потребности в интеллектуальной деятельности. Потребность мобилизует и высшие процессы нервно-психической деятельности человека, его творческое воображение, в котором сознание не только отражает, но и творит действительный мир.

Духовная потребность, как отмечают психологи, является ведущим интегральным качеством личности и подразумевает определенный уровень сформированной духовной культуры человека, связанной с моралью, социально-этическими нормами поведения.

В этих рассуждениях, бесспорно, больше не лингводидактического или чисто лингвистического смысла, а педагогического. Приоритетность же педагогического смысла слов «духовность», «потребность», «духовные потребности» в контексте духовно-нравственного воспитывающего обучения оправдывает себя вполне. Самое главное — помогает нам концентрировать внимание на одной из решающих проблем современной национальной школы.

Идея гуманистической отечественной системы воспитания вбирает в себя все положительное, что было выработано прогрессивной педагогикой.

Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, И. Я. Яковлев и др.), опирается на национальные и общечеловеческие ценности.

Проблема духовных потребностей глубоко разработана в философской литературе: содержательная сторона духовных потребностей как основы деятельности человека (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) — природа духовных потребностей, ее связь с эмоциями, интересами личности (К. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо), общие принципы духовной деятельности (И. Кант). Проблема духовности в отечественной философско-науковедческой литературе долгое время развивалась в контексте религиозного (христианского) миросозерцания (Н.А. Бердяев, А. И. Ильин, В. Соловьев, В. В. Розанов, И.О. Лос-ский и др.).

Серьезное внимание уделяется проблеме духовных потребностей в отечественной и зарубежной психологической литературе: потребность как объективная нужда организма, как осознание этой нуждыС.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьевхарактер духовных потребностей и их место в структуре личности — В. Н. Мясищевих место в процессе нравственного развития личности — Б. Г. Ананьев, Л. И. Божовичсвязь духовных потребностей с восприятием, эмоциями, вниманием, мышлением — Л. С. Выготский, П. М. Якобсонроль деятельности в формировании духовных потребностей — А. Н. Леонтьев, роль установки — Д. Н. Узнадзезначение самооценки, умений в развитии потребностей — А. А. Бодалев.

Проблемы возникновения и развития духовных потребностей рассмотрены и в педагогической науке. Проблема возникновения и формирования духовных потребностей изучена К. Д. Ушинским, роль социального фактора в формировании духовных потребностей волновала А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, методы формирования духовных потребностей личности предложены В. А. Сухомлинским.

За последние годы известные педагоги В. И. Андреев, J1.C. Айзерман, Н. П. Болдырев, Г. Д. Гачев, С. А. Гуревич, В. В. Давыдов, B.C. Ильин, В. М. Коротов, Т. Н. Каплан, И. С. Марьенко, Н. Я. Мещерякова, Е. Ф. Харламов, А. В. Шемшурина, М. Е. Щуркова, Г. И. Щукина и другие внесли заметный вклад в разработку теории и методики формирования духовных потребностей учащихся.

Особый интерес для нашей работы представляли следующие перспективные направления: народная педагогика как научный национальный и общечеловеческий феномен (Г.Н. Волков, В. А. Иванов, В. Н. Иванов, И. В. Павлов, Т. Н. Петрова, Л.Ю. Сироткин) — детская среда в народном воспитании (М.К. Енисеев, А. Н. Николаева, Я.И. Ханбиков) — педагогическое наследие чувашского просветителя И. Я. Яковлева (Г.Н. Волков, Н. Г. Краснов,.

A.Е. Земляков) — гуманистическая направленность народного воспитания (Е.В. Васильев, В. Г. Максимов, З. Г. Нигматов, К. А. Петров, Г. С. Сидоров) — национальная культура, традиции и элементы национальной философии (З.С. Белова, Д. Е. Иванов, А. И. Петрухин, Э.З. Феизов) — этнопсихологический аспект межличностных отношений (И.Н. Афанасьев, Л.П. Клементьев) — дидактический аспект художественного воспитания (В.К. Кириллов, Н.Г. Счетчиков) — народные эстетические идеалы в этнопедагогических классах (Г.А. Никитин, М.Г. Харитонов) — народность физического воспитания (О.А. Маркиянов) — этика и эстетика семейного воспитания (С.М. Иванов, Э.И. Сокольникова).

Современные исследователи чувашской истории, народного искусства (А.Г. Григорьев, В. Д. Димитриев, Н. Е. Егоров, М. И. Скворцов, А. К. Салмин,.

B.Г. Родионов, А.А. Трофимов) внесли значительный вклад в переосмысление художественно-эстетических ценностей, в определение места духовной культуры в воспитательном процессе в национальной школе.

Вместе с тем многие вопросы формирования духовных потребностей не нашли еще достаточно полного раскрытияв частности, проблемы, связанные с подростковым возрастом, требуют дальнейшего изучения.

Начиная с подросткового возраста складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формирование духовных потребностей, индивидуального мироощущения, программы жизненного пути, определенная работа над собой, в результате чего возникает в человеке разум («человек в человеке»). С этого момента у подростка начинает формироваться собственное отношение к социальным явлениям, обогащается содержательная сторона духовных потребностей как основа их деятельности. Более того, он может начать сам образовывать себя. Подобный шаг, происходящий у кого раньше, у кого позже, знаменует смыкание образования с самообразованием. Формирование духовных потребностей подростка через вечные духовные ценности особенно актуально сегодня, когда на глазах меняется целый ряд социальных ориентиров.

Подросток живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Как показывает анализ опыта работы школ, нередко вопросы духовного воспитания подростков педагоги решают без учета национальных особенностей, традиций, обычаев, опыта народной педагогики. Поэтому особую актуальность приобретает проблема воспитания единства духовного сознания и поведения подростка в национальной школе в условиях двуязычия, которая в научной литературе отражена слабо. Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие между требованием общества к воспитанию единства гражданского сознания и поведения у подростков и уровнем наших знаний о педагогических условиях осуществления данного требования в современной национальной школе. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы настоящего исследования: «Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе (на примере деятельности школ Чувашии)».

Проблема исследования состоит в поиске научно обоснованного ответа на вопрос: каковы педагогические условия, методы и средства формирования духовных потребностей подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы? Решение этой проблемы является целью нашего исследования.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование духовных потребностей подростков в современной национальной школе будет наиболее успешным, если: а) оно осуществляется в структуре целостного педагогического процесса в ходе приобщения их к национальным и общечеловеческим ценностямб) в этом процессе целенаправленно используются разнообразные виды учебной и вне учебной деятельности (учение, труд, поисковая работа, игра), традиционная национальная культура, социально-этическое, художественно-эстетическое, экологическое просвещениев) обеспечивается привлечение учащихся к различным видам, формам и методам творческой деятельности с их ориентацией на духовные ценности и переходящие из поколения в поколение ценности своего родаг) используется в работе с подростками опыт чувашского народа, связанного с бережным отношением к духовным ценностям.

Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность педагогов в современной национальной (чувашской) школе по формированию духовных потребностей у подростков.

Предмет исследования: процесс формирования духовных потребностей подростков как основа их нравственного самосовершенствования.

Исходя из предмета, гипотезы и цели, ставились и решались следующие задачи исследования:

— изучить состояние исследуемой проблемы в современной педагогической теории и практике, разработать критерии, позволяющие судить об уровне сформированности духовных потребностей у подростков;

— раскрыть возможности использования опыта Симбирской чувашской школы и национальных традиций в формировании духовных потребностей у подростков;

— выявить и обосновать оптимальные педагогические условия эффективного формирования в учебно-воспитательном процессе духовных потребностей у учащихся среднего звена в национальной школе;

— разработать и экспериментально проверить научно-методические рекомендации по формированию духовных потребностей на уроках литературы, истории культуры родного края и во внеклассной и внешкольной деятельности.

Методологической основой исследования явились: концепция целостной личности, рассматриваемая в философской и психолого-педагогической литературеучение о сущности и движущих силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние особенностей быта, традиций и обычаев, всего духовного облика нацииположения о приоритете общечеловеческих ценностей в содержании формирования духовных потребностей, о ведущей роли общения и практической деятельностиконцепция развития национальной школы Чувашской Республикисовременные положения психолого-педагогической науки об образовании и воспитании.

Для решения поставленных задач исследования применялся комплекс психолого-педагогических методов: теоретический анализ научно-педагогической, психологической, философской литературыизучение и анализ учебно-методической документации школизучение и обобщение передового педагогического опытанаблюдениебеседы с учителями и родителямианкетированиесопоставительный анализ данных экспериментальных и контрольных классов.

Экспериментальной базой исследования являлись: Сеспельская средняя школа Канашского района, средняя школа № 16 г. Новочебоксарска, То-ликовская средняя школа Чебоксарского района, школы Цивильского района.

1, 2) Чувашской Республики и др. В основу диссертации положен целостный педагогический опыт школ республики, а также личный опыт диссертанта в качестве учителя литературы, классного руководителя, заместителя директора по учебно — воспитательной работе в средней школе № 16 г. Ново-чебоксарска и старшего преподавателя Чувашского республиканского института образования. Исследование проходило в несколько этапов.

Первый этап (1994;1996) был посвящен теоретическому осмыслению избранной темы, изучению массового практического опыта, выявлению типичных затруднений педагогов, возникающих в работе с подростками.

На втором этапе (1996;1998) проводилась опытно экспериментальная работа в названных школах по решению проблемы исследования. Это позволило уточнить и обогатить его гипотезу, обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовных потребностей у подростков в национальной (чувашской) школе.

На заключительном этапе (1998;1999) проводился анализ, сопоставление и обобщение материалов опытной работы, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем раскрыта сущность формирования духовных потребностей подростков в современной национальной (чувашской) школе в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и организации внеклассной и внешкольной деятельностиопределены критерии, позволяющие судить об уровне сформированности духовности у учащихся 5−9 классовпоказаны возможности использования народных традиций, опыта Симбирской чувашской школы по формированию духовных потребностей и определены эффективные пути приобщения учащихся к национальным и общечеловеческим ценностямразработана методика педагогического руководства самовоспитанием подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в нем методические рекомендации могут быть использованы учителями, воспитателями, руководителями школ в совершенствовании педагогического процесса по формированию духовных потребностей у подростков в национальной школе, в подготовке студентов педвузов, в системе повышения квалификации педагогов.

Достоверность теоретических положений, практических выводов и рекомендаций работы обеспечиваются исходными методологическими позициями, структурно-логической схемой диссертационной работы, фактами реального опыта и экспериментальной работы автора исследования, непосредственного ее участия будучи учителем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в средней школе № 16 г. Новочебоксарска, Сеспельской средней школе Канашского района, старшим преподавателем кафедры многоязычия и литературного образования Чувашского республиканского института образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступлений на педсоветах, методобъединениях учителей республики, на курсах повышения квалификации учителей и руководителей школ в Чувашском республиканском институте образования учителейна Международных, Всесоюзных, Всероссийских, Межрегиональных, Республиканских научно-практических конференциях.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 23 работы, из V них — 2 программы, 5 учебно-методических пособий, 18: статьи в журналах и тезисы выступлений на научно-практических конференциях.

База исследования. Школы № 16 г. Новочебоксарска, №№ 1, 2 г. Ци-вильска, станции «Опытная» Цивильского района, Толиковская средняя школа Чебоксарского района, Сеспельская средняя школа Канашского района Чувашской Республики.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Определение гуманитарного образования в структуре и динамике формирования духовных потребностей в условиях взаимодействия (диалога) культур.

2. Конкретизация частных и общих дидактических требований к преподаванию гуманитарных дисциплин в связи с духовным обогащением личностных потребностей подростка.

3. Пути использования традиционной национальной культуры, обновленного содержания современных гуманитарных учебных дисциплин (литературы, истории культуры родного края), различных видов внеклассной и внешкольной деятельности в формировании духовных потребностей у подростков.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения в учебно-воспитательном процессе школы выявленных и обоснованных нами механизмов, подходов и средств формирования духовных потребностей. Исследование показало: достигнуть необходимого результата в формировании духовных потребностей у учащихся возможно при систематической реализации определенной совокупности педагогических условий. Опытная работа подтвердила предположение о том, что формирование духовных потребностей успешно осуществляется при следующих условиях: личность педагога, заинтересованного в развитии интереса к познанию, приводящему к усложнению духовных потребностей школьниковприемы раскрытия духовно-нравственного образа литературного персонажаобращение к ценностям рода подросткапробуждение в подростке чувства сострадания, милосердия, любви к ближнему, а от чувств — к поступкам- -педагогическое влияние на микроклимат, на семьювключение подростка в практическую самостоятельную деятельность по познанию самого себя, в работу над собой (ведение дневника, составление графика самоанализа поступков, действий).

Кроме того, как показали результаты исследования, формирование духовных потребностей у подростков происходит успешно при условии осуществления целостного педагогического процесса в тесном взаимодействии на следующих уровнях управления: 1) на уровне учителей-предметников в процессе преподавания ими основ наук на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе по предмету- 2) на уровне классного руководителя, воспитателя в процессе: а) целесообразного сочетания теоретической и практической подготовки подростков к накапливанию и укреплению добрых и уважительных взаимоотношений с людьми, проявления рачительного хозяйского подхода к природе и материальным ценностям, всестороннего самосовершенствования в процессе приобщения к достижениям национальной и общечеловеческой культурб) охвата этическим, правовым, экономическим, политическим просвещением и включением в жизненную высоконравственную практику подростков в школе и по месту жительствав) использования активных многоплановых форм жизнедеятельности учащихся — диспутов, бесед, встреч, соревнований, олимпиад, путешествий, праздников и т. д., предоставляющих обучающимся широкое пространство для объективирования нравственных, правовых, политических, эстетических, экономических, экологических и др. знаний, приобретения и развития умений, навыков и привычек подлинно человеческого поведения- 3) на уровне органов ученического самоуправления в процессе организации труда и отдыха школьников, направленных на заботу о «другом человеке» — 4) на уровне руководства школы, которое координирует воспитательные воздействия учителей, родителей, общественности, производственных и других коллективов, создает оптимальные условия для разностороннего развития школьников.

В заключительной части диссертации подводятся итоги исследования.

Итак, гипотеза исследования доказана:

— формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе осуществляется в структуре целостного педагогического процесса в ходе приобщения их к национальным и общечеловеческим ценностямв этом процессе целенаправленно используются различные пути: разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности (учение, труд, игра), традиционная национальная культура;

— развитие духовных потребностей у подростков осуществляется с учетом поэтапного движения к выстроенной модели;

— формирование и развитие духовных потребностей у подростков обеспечивается педагогическим руководством самосовершенствованием учащихся.

Эффективными средствами воздействия на духовно — нравственную сферу подростков являются морально — этическое, экологическое просвещение учащихся, проведение экскурсий по родному краю, посещение национальных музеев, галерей, театров, выставок, проведение встреч с деятелями науки и культуры и т. д.

В ходе экспериментальной работы в целях формирования духовных потребностей у подростков учителя республики успешно использовали фольклор, прогрессивные традиции народа, организовывали изучение родного края.

Исследование показало, что процесс формирования духовных потребностей проходит эффективно при условии, если педагоги умело вовлекают учащихся в самовоспитание и систематическую работу над самим собой.

В целом, опытноэкспериментальная работа, проведенная на протяжении пяти лет в подростковых классах четырех школах Чувашии, показывает (см. данные в Приложении №№ 6,7), что во всех них произошел заметный сдвиг в уровне формирования духовных потребностей.

Все это позволяет сделать вывод, что формы и методы, использованные нами в педагогическом процессе в условиях национальной (чувашской) школы, являются эффективными и успешно могут быть применены в массовой практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование по проблеме формирования духовных потребностей у подростков в современной национальной школе в урочной и внеурочной деятельности (на опыте изучения гуманитарных предметов) позволило автору сделать следующие выводы.

Духовность как ведущее интегральное качество личности подразумевает определенный уровень, сформированной духовной культурой человека, связана с правом, моралью, социально-этическими нормами поведения. Целостное выражение оно находит в характере, в жизненной позиции, в единстве сознания и поведения человека. Воспитание высоких духовно-нравственных качеств учащихся — основной социальный заказ общества в школе.

Центральным звеном современной национально-государственной системы образования республики является возрождение национальной школы, где более целенаправленно стали решаться вопросы социально-культурного и духовно-нравственного национального развития, сохраняя национальную самобытность, традиции и язык. Приоритетным направлением обновления содержания остается гуманитарное образование, которое находится в компетенции республики.

Вместе с тем, как показал анализ деятельности школ, уровень духовно-нравственной воспитанности части учащихся остается невысоким. Растет преступность подростков. Учащиеся слабо знают историю, культуру, духовно-нравственные и трудовые традиции своего народа. В школах слабо используется традиционная педагогика в формировании духовных потребностей учащихся. Школьники не всегда сопоставляют свои поступки с требованиями норм морали и права.

Проведенный анализ деятельности педагогических коллективов показывает, что в практике работы школ Чувашии наибольшее распространение получило два подхода к построению системы формирования духовных потребностей учащихся:

— интеллектуальный, когда первостепенное значение уделяется разъяснению прав, свободы, обязанностей человека, формированию у школьников мировоззренческих представлений о социально-политической действительности, выработке духовно-нравственных взглядов и убеждений.

— поведенческий, когда главное внимание обращается на выработку у учащихся общественно-ценных мотивов поведения.

Как показывает исследование и опыт школ, ни один из названных подходов, взятых в отдельности, не приносит желаемого результата в формировании духовных потребностей. Лишь взаимосвязь и взаимопроникновенность этих двух сторон в сочетании с самовоспитанием помогает на практике достичь поставленных целей в формировании духовных потребностей.

Из четырех известных способов освоения общечеловеческой морали (теоретический, эмоционально-образный, фактологический, практический) в современной школьной практике республики преобладают теоретический (в старших классах) и фактологический (в подростковых классах).

Процесс самовоспитания подростков организуется недостаточно. Таким образом, воспитательная деятельность многих школ не обеспечивает прямой связи между мыслью и действием, словом и делом, что ведет к разрыву единства сознания и поведения.

Изучая передовой опыт школ, учителей по формированию духовных потребностей, мы пришли к выводу, что основным условием успеха их работы является глубокое знание теории и методики духовно-нравственного воспитания, наличие у них специальных общественно-политических, гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, дидактических знаний, умений и навыков его осуществления, высокий уровень ответственности за результат своего труда, умение строить педагогический процесс на перспективу с учетом национальных условий, опираясь на национальную и общечеловеческую культуру.

Личность подростка соединяет в себе индивидуальное, национальное и общечеловеческое. Индивидуальное проявляется в национальном, национальное обогащает и выражает общечеловеческое. Без национального индивидуальное теряет ценность, а общечеловеческое превращается в абстракцию. Национальное является стержнем личности, которое индивидуализирует его проявление и поднимается в своем творчестве до общечеловеческих высот.

Формирование духовных потребностей личности происходит в постоянно меняющейся действительности. Оно призвано приобщать школьников к человеческой культуре, помочь осознать действительность как «мир человека», как взаимодействие людей, как процесс их совместной деятельности, как совокупность ее результатов.

С учетом изучения передового опыта школ республики, а также теоретических знаний, доказанных наукой, формирование духовных потребностей в своем опыте мы рассматриваем как целенаправленную организацию взаимодействия воспитанника с окружающим миром на уровне достижений современной национальной и мировой культур, формирование системы реальных отношений подростка к людям, обществу, Родине, труду, самому себе.

Данное определение явилось исходным в методологическом решении проблемы формирования духовных потребностей подростков, которые проявляются в поведении.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа, анализ ее результатов показал, что достигнуть необходимого результата в воспитании единства духовности и нравственности (сознания и поведения) у подростков возможно лишь при систематической реализации совокупности педагогических условий. Эти условия, выдвинутые нами в гипотезе, а затем проверенные в учебно-воспитательном процессе, взаимодействуют в органическом единстве друг с другом, являются необходимыми и достаточными для эффективного формирования духовных потребностей у подростков в национальной школе. Опытная работа подтвердила предположение о том, что формирование духовных потребностей успешно осуществляется при условии его построения в социально-педагогическом, организационно-педагогическом, психологическом аспектах.

Первый аспект включает диагностику уровня сформированности духовных потребностей у подростков, тщательное планирование учебно-воспитательной работы с учетом современных условий социально-экономической, политической жизни общества.

Второй аспект — организационно-педагогический — включает организацию процесса формирования духовных потребностей в процессе урочной, внеклассной, внешкольной деятельности.

Третий аспект — психолого-педагогический — включает систематическое изучение уровня Оразвития у подростков качеств, создание духовно-нравственного климата в коллективе, стимулирование самовоспитания подростков.

Как показали результаты исследования, формирование духовных потребностей у подростков происходит успешно при условии осуществления целостного педагогического процесса в тесном взаимодействии на следующих уровнях управления:

— на уровне учителей-предметников в процессе преподавания ими основ наук на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе по предмету;

— на уровне классного руководителя, воспитателя в процессе сочетания теоретической и практической подготовки подростков к накапливанию и укреплению милосердных взаимоотношений с людьми, проявления бескорыстия, сострадания, деликатности, проявления гуманного подхода к природе, материальным ценностям, постоянного самосовершенствования в процессе приобщения к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, в процессе охвата просвещением ценностей духовной культуры (правовой, нравственной, художественной, религиозной, педагогической, культуре личности). Использование активных и многоплановых форм жизнедеятельности учащихся — исследовательскую, добротворческую, ценностно-ориентационную и др. деятельностьпраздников, диспутов, конференций, олимпиад, экскурсий и т. д., представляющих обучающимся широкое пространство для объектиро-вания духовно-нравственных качеств подлинно человеческого поведения.

— на уровне ученического самоуправления, направленного на заботу о другом человеке — о «ближнем» .

— на уровне руководства школы, которое координирует воспитательные воздействия учителей, родителей, общественности, создает оптимальные условия.

Педагогическими средствами актуализации духовных потребностей подростков в их самовоспитании являются:

— обращение подростка к своему внутреннему миру через эмоциональное восприятие художественного произведения, проникновение в судьбу героя, акцентирование внимания на бескорыстие и милосердие в жизни и в искусстве, создание ситуаций сопереживания. анализ, взаимоанализ, самооценкаположительная оценка со стороны взрослыхоптимизм, вера в будущеепрогнозирование результатов поступкакульт морали в школеразвитая потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании.

Затронутые в нашем исследовании вопросы целиком не исчерпывают рассмотренной нами проблемы. Дальнейшего исследования требуют и такие аспекты, как влияние семьи на потребности подростков, развитие его потребностей в после школьный период.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Чувашской Республики. -Чебоксары, 1993.46 с.
  2. Закон Российской Федерации об образовании // Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. -М., 1993. Ш. -С. 1−43.
  3. X. Закон Чувашской Республики об образовании //Совет. Чувашия. -1993.-18 марта.-С. 2−4.
  4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (соотношение философского, методологического и конкретно-научного подхода в проблеме индивида). -М.: Мысль, 1977. -224 с.
  5. Августин. Исповедь. М.:МНПП. Гендальф/ Минск: МЭТ-000, Б (1992).-с.541.
  6. Л.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика, 1993.- 129 с.
  7. Актуальные проблемы философии и социологии образования. Томск, 1998. — 228 с.
  8. Р.И. Этическое и эстетическое в творчестве М.М.Бахтина // Вопросы философии, 1994. — № 12. — С. 95.
  9. P.M. Мораль и нравственность в системе эт-нокультуры. Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. фнлос. наук. -Санкт-Петербург. 1992. -16 с. 1. Амонашвили Ш. А. Созидая Человека. М.: Знание, 1982, — № 4. — 96 с.
  10. .Г. Избр. психологические труды. В 2-х т. М.:Педагогика, 1980. -Т.1.-230 е.- Т.2. -245 с.
  11. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.
  12. Книга 2: Издательство Казанского университета, 1998. 316с.
  13. Н.П. Воспитание игрой. -М: Просвещение, 1987. -144 с.
  14. Г. А. Русский язык в чувашской школе: проблемы, поиски, опыт. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. — 175 с.
  15. С.Ф. Мораль и поведение. -М.: Мысль, 1985. 158 с.
  16. Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
  17. Антология мировой философии. В 4-х т. -М.: Мысль, 1970. -Т.2.-776 с.
  18. М.А. Избранные философские сочинения. М., 1945.- 303 с.
  19. Аристотель. О душе. М., 1937. — 374 с.
  20. Аристотель. Соч.:В 4 т.- М., 1983.-Т.4- 78 с.
  21. А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. Акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.- 352 с.
  22. Л.М. Марксистская этика: Предмет, структура, основные направления. -М.: Мысль, 1985. -239 с.
  23. Л.М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. 1983. — № 11 — с. 88−93.
  24. Архив научно-исследовательского института при Совете Министров ЧАССР орд. Н, ед.хр.517,инв.№ 1474−1487, С. 229.
  25. Архив научно-исследовательского института при Совете Министров ЧАССР отд. Н, ед.хр.517, С.363−364.
  26. Архив научно-исследовательского института при Совете министров ЧАССР отд. П, ед.хр.517, инв.№ 1499, С. 258.
  27. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.-158 с.
  28. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. -105 с.
  29. Н.И. Болгары и чуваши. Казань, 1902. — 94 с.
  30. Н.И. Словарь чувашского языка: В 17-и томах. Вып.1. -Казань, 1928.-336 с.
  31. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.:Просвещение, 1982. 192 с.
  32. Е.М. Духовный мир советского человека. Минск: Беларусь, 1983.-334 с.
  33. В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — С.17−19.
  34. З.С. Визуальная наглядность в формировании реалистичного мышления у учащихся. Диссертация на соискание ученой степени кандидат педагогических наук. Чебоксары, 1997.
  35. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века.// О России и русской философской культуре. С. 183.
  36. Н.А. Смысл культуры. Л., 1990, 232 с.
  37. Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. Книга для чтения. Часть 2.- М., 1991.- С. 49.
  38. .Н. Человек: пути формирования личности. М.: Мысль, 1988. -302 с.
  39. Библейская энциклопедия: в 2 т. Т. 1. -М., 1991.
  40. .П. Структура процесса воспитания: (Мето-дол. аспект). -Каунас: Швиеса, 1984.-190 с.
  41. П.П. Избранные пед. И психол. Соч. в 2-х томах / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 303 с.
  42. О.С. и др. О нравственном воспитании подростков: В помощь кл. рук-ям (4−8 кл.). М.: Просвещение, 1979. — 111 с.
  43. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -204 с.
  44. Л.И. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1966. -С.43−45.
  45. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 205 с.
  46. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  47. Н.И. Методика воспитания раб. ВШК.: Учебное пособие для студентов пединститутов. 2-е изд.- испр. и доп. — М.: Просвещение, 1981. 223 с.
  48. Е.В. Проблемы формирования нравственного сознания личности старшего школьника // Советская педагогика. -1980. -М. -С.23.
  49. В. Эстетика на каждый день. М.: Знание, 1990. — 206 с.
  50. .Э. Къеркегор. -М., 1972. -с.51,52.
  51. Е.В. Воспитание у сельских школьников гуманности в сфере межнациональных отношений. Чебоксары, 1995.-305 с.
  52. З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. -Л.: ЛГПИ, 1981. -65 с.
  53. Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984.
  54. Н. Изображение родной природы и предметов чувашского народного быта на уроках изобразительного искусства. // Народная школа. 1996. № 5.-с. 84−86
  55. А.В. Роль внутренних противоречий и способов их преодоления в развитии личности //Вопросы психологии. -1959. -Ш. -С.57.
  56. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: автореф. дис. д-рапед. наук. Л., 1996. — 33 с.
  57. Л.И. Научные основы нравственного формирования личности школьника. -Минск.: Вышейш. школа, 1984. -176 с.
  58. Г. Н. Воспитание чувашской национальной элиты в симбирской школе // Совет. Чувашия. 1994. — 26 сентября
  59. Г. Н. Дидактические взгляды И.Я. Яковлева. Уч. записки ЧГПИим. И. Я. Яковлева, вып. 19, 1962, С. 176−188
  60. Г. Н. И.Я. Яковлев и его школа //Учен. зап. Чув. гос. пед. ин-та. -Чебоксары, 1971. Вып. 33. — С.5−9.
  61. Г. Н. Модель школы будущего. // Вестник Чувашского Государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева, Чебоксары. -1998. -2(3). -с.3−14.
  62. Г. Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII кл. В сельской национальной школе. М., 1986. — 105 с.
  63. Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары. Чувашкнигоиздат.-1969.-59с.
  64. Г. Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары, 1993. — 336 с.
  65. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1970. — 96 с.
  66. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. -85 с.
  67. Г. Н. Судьба патриарха. Роман-эссе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998. -350 с.
  68. Г. Н. Формирование демократической педагогики чуваш. -Чебоксары, 1958. 262 с.
  69. Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары. 1958. -258с.
  70. Г. Н. Чувашская народная педагогика. -Чебоксары, 1966.-341с.
  71. Г. Н. Энтопедагогическое осмысление современного процесса воспитания.// Рус. яз. и лит. в киргиз, шк.- 1984. № 2. — с. 7−14
  72. Г. Н. Этнопедагогика / под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары. Чуваш, кн. изд-во, 1979−448с.
  73. Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997. — 441с
  74. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. — 342 с.
  75. Г. Н. Я.А. Коменский и И.Я. Яковлев //Учен.зап.Чув.НИИ.
  76. Чебоксары, 1962. Вып.21. — С. 128−141.
  77. .З. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика. -1993.-М. -С.3−9.
  78. .С., Семенов В. Д. Школьник и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981. -95 с.
  79. Л.С. Собр. соч.: В б-ти т. -М.: Педагогика, 1982−1984. -Т.1. -487 с- Т.2. -504 е.- Т.З. -367 е.- Т.4. -432 с.-Т.5. -369 е.- Т.6. -397 с.
  80. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). -М.: Новая школа, 1992.-114 с.
  81. П.П. Философия Фихте и современность, -М., 1979-е.83, М., 1979.-c.249
  82. Г. Д. Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет. лит., 1980. — 143 с.
  83. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: Т. 1. Наука.- М.: Мысль, 1974.-452с.
  84. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в Зт. Т.З. 1970−1972. -М.: Мысль. М., 1997-т.З-с.7.
  85. Гегель Г. В. Ф. Философия духа// Энциклопедия философских наук.-М., 1997.-Т.З,-с.7
  86. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М.: Изд-во «Искусство», 1968. 312 с. 87. Геродот. История в девяти книгах /Перев. В. Мищенко. -II, 80,-М., 1988.
  87. К.А. Соч. В 2 т.- Т.1. М.: Мысль, 1973. — 647 с.
  88. Геродот. История в девяти книгах /Перев. В. Мищенко. -II, 80,-М., 1988.
  89. Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. -М.: Педагогика, 1984.-112 с.
  90. В.А. Методика собирания и изучения народных игр. М.: 1986.
  91. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988. -136 с.
  92. В.В. Проблема развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986.239 с.
  93. В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х т. Т.1. М.: Худож. лит., 1984.-383 с.
  94. Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. — т.1. — С.286
  95. В.Д. Заметки о личном архиве И.Я. Яковлева. // Учен.зап.ЧНИИ.- Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. С.221−236.
  96. В.Д. Чувашские исторические предания: Очерки истории чувашского народа с древнейших времен до середины XIX века. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. -446 с.
  97. Н.И. Чувашские праздники и обряды. Чуваш, кн. изд-во, 1994. -204 с.
  98. М.К. И.Я. Яковлев о дидактическом принципе сознательности // И.Я. Яковлев и его школа. Ученые записки. Выпуск XXXIII. Чебоксары, 1971. -С.118−129.
  99. Г. А., Никифорова В. Н., Кузьмина Т. Г. Я и ценности моего рода.- Чебоксары, 1999. 150 с.
  100. А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. Чебоксары, 1997, 250 с.
  101. В.М. Элитарная школа в национальной системе образования.-Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999.-184с.
  102. Д.Е. Общинные воспитатели как прообраз современных социальных работников. Москва-Чебоксары. 1998. -52с.
  103. Д.Е., Петрова Т. Н. Национальная культура, традиции и элементы народной философии чувашей: Учеб. пособие для 5−8 классов. -Чебоксары, 1996. 32 с.
  104. К. Калмыкия земля духа: национальная идея. Элиста, 1997.
  105. B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
  106. И.А. Путь к очевидности // Слово, № 3−4, 1993. С-19.
  107. Исследования по древней и современной культуре чувашей / ред. В. П. Иванов и др. Чебоксары: НИИ яз., лит., истории и экономики, 1987
  108. Д.Е. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  109. М.С. О духовном.// Опыт категорического анализа// Вопросы философии. М., 1985. — с.91−102
  110. М.С. Человеческая деятельность. -М., 1975. -147 с.
  111. Как родить вундеркинда //Аргументы и факты. 1996. — № 47 — С. 4.
  112. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1990. 268 с.
  113. И. Соч.: в 6 т. М., 1963.-Т.1- с. 249,250
  114. И. Трактаты и письма. М., 1980. — с.448.
  115. И. Трактаты и письма. с. 481.
  116. Т.Н. Формирование духовных потребностей.
  117. В.А. Воспитательная система школы. Педагогическая идея и опыт формирования. -М.: НМО «Творческая педагогика», 1991.-126 с.
  118. В.Ф. Памятники материальной культуры ЧАССР. Чебоксары: Государственное изд-во Чув. АССР. — 175 с.
  119. В.К., Алексеев Б. Л. Актуальные проблемы современной дидактики. В 2-х частях. -Чебоксары, 1994. -547 с.
  120. Л.П., Иванов С. М. Развитие деловых качеств учащихся в процессе самоуправления. Чебоксары, 1997. — 80 с.
  121. А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. Минск: 1974 г.
  122. М.С. Человек и проблема его духовности (человек и духовные ценности). Тезисы научно-теоретической конференции. Кишинев, 1990.
  123. Я.А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. — 416 с.
  124. Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. К. Красновского. М.: Мин. прос. РСФСР, 1955. — 238 с.
  125. В. Размышления на исходе века. На крючке позолоченном// Сов. Россия.-1998.- 20 авг, С.З.
  126. С.С. Развитие общечеловеческих черт в процессе взаимодействия национальных культур. Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. филос. наук. -Алма-Ата, 1992. -17 с.
  127. В.М. Воспитывающее обучение. -М.: Просвещение, 1980. -191 с.
  128. В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Самара: Самарский ун-т, 1984. — 136 с.
  129. В.М. Самоуправление школьников. -М.: Просвещение, 1981. -208 с.
  130. А.И. Организация самовоспитания школьников. -Минск: Народная асвета, 1990. -175 с.
  131. А.П. О подростках. -М.: Педагогика, 1070.-272 с.
  132. В.А. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса.// Воспитание школьников. 1993.№ 2,3,4.
  133. Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Чебоксары, 1992.-414 с.
  134. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  135. Д.Г. И.Я. Яковлев и его школа // Ученые записки Чув. гос. пед. инта. Чебоксары. — Вып.ЗЗ. — С. 150−162.
  136. Ксенофонт. Лакедомонское государство. 1, 2, 3, 4. / Перев. Янчевецкого. -М., 1888.
  137. Ксенофонт. Лакедомонское государство. 1, 2, 3, 4. / Перев. Янчевецкого. -М., 1888.
  138. Культура родного края. Учебная программа / Сост. М. И. Скворцов, А. Г. Григорьева. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ин-та образования, 1993. -57 с.
  139. Культура чувашского края: Учебное пособие. Часть 1 / Сост. М. И. Скворцов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995. — 350 с.
  140. Е., Шебалова А., Пешехонова А. Еще раз о национальном // Общественные науки. 1990. -М2. -С.23.
  141. Е., Шебалова А., Пешехонова А. Еще раз о национальном // Общественные науки. 1990. -М2. -С.23.
  142. Л.П. Предисловие/ Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1977.-С.7.
  143. С. Страх и трепет: этич. трактаты- М., 1992.
  144. .О. Сочинения. М.: Мысль, 1983. — С.203.
  145. М.Д. Письмо к работникам музея И.Я. Яковлева. Чебоксары, 1979. — Папка № 1, инв. № 736.
  146. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  147. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. -282 с.
  148. Д.С. «Письма о добром и прекрасном». М: 1989 г.
  149. Д.С. Основные принципы и задачи эстетического воспитания. Основы эстетического воспитания. М., 1975. — 148 с.
  150. Д.С. Русская культура: наследие прошлого и реальная сила сегодня// Семья. 1988. -№ 24.-с.14
  151. А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.-c.90
  152. А.Ф. Эстетика возрождения. -М.: Мысль, 1978. 623 с.
  153. Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. — с.234.
  154. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982. — 174 с.
  155. В.К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде. Казань: Типография Губернского правления, 1888. — 118 с.
  156. А.С. Трудовое воспитание. М.: Педагогика 1964. — 246 с.
  157. А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1968. — 373 с.
  158. Макаренко А-С. Сочинения в 8-ми т. -М.: Педагогика, 1985.
  159. И.С. Нравственное становление личности школьников. -М.: Педагогика, 1985. -206.
  160. Н.А. «Психологические проблемы неуспеваемости школьников». М: 1971 г.
  161. С.М. Предания чуваш. ЧНИИ 11−47. Инв № 146. — 228 с.
  162. Р.В. Духовность крестьянства России XX века. Чебоксары: 1977. -с. 159.
  163. М. Опыты: в 3-х кн. М., Д., 1958, -с. 194.
  164. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984.-111с.
  165. О.С. «Как воспитывали русского дворянина». М: 1995 г.
  166. В.Н. Психология отношений. Избр. психологич. труды/ Под ред. -А. А Бодалева.-М.:-Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО"Модекс", 1995.-358с.
  167. Н.В. Век // Хыпар 1989.
  168. А.Н. Этнопедагогическая система воспитания духовности у учащихся чувашско-немецкой гимназии. Уч. пособие. -М.: Ассоциация «Народная педагогика». 1994. -125с.
  169. Н.В. Краткий курс этнографии чуваш. Казань, 1928.
  170. Н.В. Народное образование у чуваш. Казань, 1906. -86 с.
  171. Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М., 1990- с. 102.
  172. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Изд-во акад. пед. наук, 1955. — 184 с.
  173. И.И., Юмарт Г. Ф., Радионов В. Г. Чаваш халах самахлахе. Вак жанрсем. Шупашкар, 1984. — Т.5. — 352 с.
  174. В. Люди и игры: у истоков современного спорта. М.: Физкультура и спорт, 1985. -С.93
  175. Очерки по истории физической культуры // Физкультура и спорт. -М., 1948.-Вып.З.-С.112
  176. И.И. Теория и практика гражданского воспитания подростков в современной национальной школе.- Чебоксары: Чув. гос. пед. институт, 1996.-250с.
  177. Г. Человек в современном мире. Перевод с англ. Общая ред., сост. и пред. В. А. Кувакина. М.: Прогресс, 1985. — 432 с.
  178. .Д. Основы психолого-педагогической теории. М.: 1971.-161 с.
  179. И.А., Патмар Э. И. Народная мудрость. Канаш, 1994. -110 с.
  180. Д. Приживется ли 10 на российской почве? (работа с одаренными детьми) // Первое сентября. 1997.-22.02.-С.6. Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. в 2-х т. / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. -М.: Педагогика, 1981.
  181. И.Г. Избр. пед. соч. в 2-х т. / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. -М.: Педагогика, 1981.
  182. К.А. Воспитание дисциплины личного поведения у учащихся многонациональной городской школы. Чебоксары, 1996. — 165 с.
  183. Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в ХУ-ХУШ вв. /Афтореф. дис. док-т. пед. наук. М. 1997. — 48 с.
  184. Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в ХУ-ХУ1 вв. Чебоксары, 1996. -205 с.
  185. Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. -Чебоксары, 1996. 96 с.
  186. П.И. Педагогика. М. -1996
  187. Платон. Диалоги- М. -с.201, 420, 428.
  188. Платон. Сочинения. В 3-х т. -М.: Мысль, 1972.
  189. Платон. Сочинения. В 3-х т. -М.: Мысль, 1972.
  190. Плечов Г-Н., Сидоров Г. С., Кириллов В. К., Енисеев М. К. программа развития образования организационная основа государственной политики в области образования в современных условиях. -Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1993. -77 с.
  191. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Перев. Алексеева. Ликург. 144. -Изд. Суворина. -СПб, 1892.
  192. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Перев. Алексеева. Ликург. 144. -Изд. Суворина. -СПб, 1892.
  193. Н.А. Духовные потребности и реальное поведение.
  194. Проблема воспитания школьников в национальной школе./ Под. Ред. Ю. П. Соколоникова. Грозный, 1975. — 97 с.
  195. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Педагогика. -240 с.
  196. В.Н. Изучение эпических произведений в чувашской школе. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. -80 с. 200. Рад. школа, 1979.
  197. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. -М.: Политиздат, 1989. -605 с.
  198. Н.И. Психология личности. -М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. -200 с.
  199. А. Из чувашских преданий и верований. Отдельные известия по Казанской Епархии. Казань, 1896. — С. 1−8.
  200. .П. и др. Эстетика в школе. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. -241 с.
  201. Н.Р. Чувашские пословицы, поговорки, загадки. Чебоксары, 1960.-358 с. 258.
  202. Рубинштейн C. J1. Бытне и сознание. -М: Изд-во АПН СССР, 1957. -328 с.
  203. C.JI. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1990. -595 с.
  204. C.JI. Проблемы общей психологии. -М, 1976. -248 с.
  205. .Ж. Пед. соч. в 2-х т. -М: Педагогика, 1981.
  206. .Ж. Избранное- Пер. с франц.-М.: Дет. лит., 1976.-190с.
  207. В.Ф. Наш духовный мир. Л.: Лениздат, 1987. — 156 с.
  208. А.К. Народная обрядность чувашей. Чебоксары, 1994. -338с.
  209. А.К. Религиозно-обрядовая система чувашей. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. -47 с.
  210. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. Л. Ядова. -Л.: Наука, 1979. -264 с.
  211. Г. В. Потребность личности в общественно-политической деятельности. -М.: Наука, 1981. -213 с.
  212. В. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах. Казань, 1856. — 188 с.
  213. В.А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. -М.: типогр. С. Орлова, 1855. 222 с.
  214. И.В. Хрестоматия по истории Западно-Европейской педагогики. -М., 1934.
  215. В.И. Воля и ее воспитание. -М.: Педагогика, 1975.
  216. Т.С. Культура советской Чувашии. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1989. -335 с.
  217. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. -М, 1989.-с. 320−326
  218. А. Д. Общий курс философии.С.228 237
  219. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. -Самара, 1991. -243с.
  220. Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. 176 с.
  221. М.Я. Чувашский фольклор. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965. -183 с.
  222. Системный подход: проблемы совершенствования воспитания в современных условиях: Материалы Росс, науч.-практ. конф. В 2-х ч. -Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1992. -4.1. 226 е.- -4.2. -224 с.
  223. В.А. Формирование личности учителя Советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  224. В.И., Исаев В. И. Психология человека. -М.: «Школа-пресс», 199.5.-384 с.
  225. Смирнов. Ясная Поляна Льва Толстого. Тула, Приокское книжное издательство, 1991. 207 с.
  226. Ю.П. Общая концепция исследования «Диалектика общечеловеческого и национально особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества. -Чебоксары, 1995. -41с.
  227. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников (Учебно-методическое пособие). М.: «Прометей», 1990. — 90 с.
  228. B.C. Сочинения: в 2 т. М., 1989. — Т.1 — с. 815, 830
  229. С. С. Мировоззрение И.Я. Яковлева. М., 1965. — 96 с.
  230. М.А. Философия и история образования. Хабаровск, 1997. -227 с.
  231. И.В. Обычаи, традиции. Преемственность поколении. -М.: Политиздат, 1976. -216 с.
  232. А.В. Избр. произв. в 5-ти т. -Киев: Рад. школа, 1979.
  233. В.А. Заключение на рукописи, монографии Г.Н. Волкова Формирование демократической педагогики чуваш. М., 1981. — 132 с.
  234. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. -М.: Просвещение, 1982. -160 с.
  235. М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. -Сыктывкар: Народная педагогика, 1994.-120 с.
  236. М.Г. Проблемы формирования нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. -Алма-Ата: Менхтеп, 1985.-210 с.
  237. М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. -1993. № 3. -С.38−40.
  238. М.Г., Кобзарь Б. С. Личность и ее самовоспитание. -Киев: Изд-во «Молодь», 1990. -165 с.
  239. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1989. -343 с.
  240. Творческое использование педагогического наследия В. А. Сухомлинского в процессе перестройки общеобразовательной, профессионально-технической, средне-специальной и высшей школы: Материалы Республ. науч.-практ. конф. -Чебоксары, 1988.
  241. А.И. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1974. -278 с.
  242. Толковый словарь живого русского языка. -М., 1981. Т.1. -390 с.
  243. Л.Н. Педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1953. -444 с.
  244. Н.И. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. -1984. -ИЗ. -С.79−86.
  245. В.П. Философия сознания. -М.: Мысль, 1971. -199 с.
  246. И. Чувашский фольклор. Чебоксары, 1994.- С. 22.
  247. Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966.-451 с.
  248. А.К. Структура общественного сознания. -М.: Мысль, 1968.-324 с.
  249. .К. Преемственность в развитии духовной культуры нации. Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. филос. наук. -Алма-Ата, 1992.-16 с.
  250. В.В. Образовательные стремления эпохи Возрождения // Очерки по истории педагогических учений. -М.: -Польза, 1911.
  251. Ученые записки «И. Я. Яковлев и его школа». Чувашия, 1971 г.
  252. К.Д. Собр. соч.: в 11-ти т. -M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -Т.1. -689 е.- Т.2. -655 е.- Т.З. -691 с.
  253. В.Г. Человек и духовность.- Рига: Зинатне, 1990.-152с,
  254. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М: Педагогика, 1989. -206 с.
  255. Э.З. Сознание. Чебоксары. 1994. 48 е., С. 5.
  256. Философская энциклопедия. -М.: Наука, 1989. -814 с.
  257. Философский словарь / Под ред. И. Т .Фролова. -М.: Политиздат, 1987. -590с.
  258. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. В. И. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184 с.
  259. B.C. Человек в поисках смысла. М. 1990
  260. С.А. Духовные основы общества. М., 1992.
  261. М.Г. Очерки по истории преподавания русского языка в национальной школе. Уфа, 1966. — 119 с.
  262. И.Ф. Педагогика. -М.: Просвещение, 1990. 576 с.
  263. А.В. Школа творчества. М., 1996
  264. ЦТ, А ЧАССР, ср. 350, on. 1, д. 9, № 89.
  265. ЦТ, А Чувашской АССР, on. 1, ср. 207, 186, № 15.
  266. Цит. по: Касьянова К. О. О русском национальном характере, с.80
  267. Н.Г. Избранные пед. соч. -М.: Просвещение, 1984. -297 с.
  268. В.В. Итоги юбилейной научной сессии, посвященной столетию со дня рождения И.Я. Яковлева. Ч: 1949 г.
  269. С.В. У приволжских иноверцев /Путевые заметки/. Спб, 1905. -427 с.
  270. Чувашская народная поэзия. -Чебоксары, 1990. -127 с.
  271. Чувашские легенды и сказки, перевод С. Шуртаковой, 1979, с. 18)
  272. Чувашские народные песни. 620 песен и мелодий записанных от Гаврила Федорова / сост. Ю. А. Илюхин. Чебоксары, 1969. — 351 с.
  273. Чувашские народные сказки / Сост. П. Е. Эйзин. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993.-352 с.
  274. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. -М.: Педагогика, 1981. -208 с.
  275. М.П. Педагогические основы процесса воспитания гражданской зрелости старшеклассников. Диссерт. на соис. уч. степени канд. пед. наук. -М., 1980.-176 с.
  276. Н.И. Психика и сознание как функции мозга. -М.: Наука, 1985.-200 с.
  277. С.Т. Пед. соч. В 4-х т. -М.: Просвещение, 1964.
  278. Ф.Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1987. — Т.2. — с.112
  279. А.И. Этическая гимнастика. Методическое пособие для воспитателей и классных руководителей. 6-й класс. 1992.
  280. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.-104 с.
  281. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990.-144 с.
  282. Школа на творческом пути. Чебоксары, 1997. — 200 с.
  283. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  284. Н.Е. Вы стали классным руководителем. -М.: Педагогика, 1981. -112 с.
  285. Н.Е. Когда урок воспитывает: Нравственный аспект. М., 1981 г.
  286. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии.-1971. № 4. -С.28−40.
  287. А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872 1887. — М.: Мысль, 1987. -с. 62.
  288. А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М., 1948. — 280 с.
  289. А.Ф. Педагогическая деятельность чувашского просветителя И.Я. Яковлева (1848−1930)// Советская педагогика. -1946, № 7. С. 75−84
  290. А.В. Русская традиционная народная духовность. М.: Интерпракс, 1994.- с. 142.
  291. М. Цветы Эльби. Рассказы, сказки, легенды. М.: Сов. Россия, 1977.-160 с.
  292. М.Н. Древние чуваши. Чебоксары, 1996. — 575 с.
  293. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975. -С.89−105.
  294. В.А. Соотношение ценностных ориентации и реального (явного) поведения личности в сферах труда и досуга. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень ИКСИ. -1969. -№. -С. 1−66.
  295. П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания школьников // Советская педагогика. М., 1986. — 4.
  296. П.М. Психология художественное восприятие //
  297. А.И. Иван Яковлевич Яковлев /1848−1930/.-Чебоксары, 1958.-120с.
  298. И.Я. Букварь для чуваш, 1886, с.7.
  299. И.Я. в воспоминаниях современников. Чебоксары, 1968. -152с.
  300. И.Я. Воспоминания. Чебоксары, 1982, 1983. — 288с.
  301. И.Я. К 40-летнему юбилею Симбирской чувашской учительской школы. Симбирск, 1910. — 42 с.
  302. И.Я. Моя жизнь. М.: Республика, 1997. — 696 с.
  303. И.Я. Письма. Чебоксары, 1985. — 366 с.
  304. И.Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. Под ред. Н. Я. Сироткина. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1959. -144 с.
  305. И.Я. Сочинения в 4-х томах. Научный архив Чувашского института гуманитарных наук, отд. 2. /рукопись/.
  306. Baldwin A.L. Theories of Child Development. N.Y.- L.: Sydney, 1967
  307. Coleman I.S. The Nature of Adolescence. L., N.Y., 1980.
  308. Douvan E. Commitment in social contract in adolescence // Psychiatry. 1974. -V.37 (1).
  309. Erikson E.H. Identity, Youth and Crisis. N.Y., 1968
  310. Masterson I. The Psyshiatric Dilemma of Adolescence. Boston, 1967.
  311. Факторы влияния на формирование духовных потребностей подростков (констатирующий эксперимент)
  312. Факторы влияния Классы Место1 2 3
  313. Желание преодолеть 7−8 131 32 11жизненные трудности 9−11 150 28 241. Самоконтроль 7−8 17 8 129.11 103 24 24
  314. Знания, полученные на 7−8 37 65 76уроках 9−11 29 58 61
  315. Теле-, радиопередачи 7−8 29 45 509.11 21 43 45
  316. Беседы со взрослыми 7−8 23 35 509.11 27 40 43посещение музеев, выставок, 7−8 43 45 37картинных галерей 9−11 38 47 31
  317. Общение с Богом, посещение 7−8 15 11 18церкви 9−11 22 36 35
  318. Дидактические функции наглядности при формировании духовных потребностей подростков.
  319. Дидактические функции средств обучения Методические задачи, решению которых помогает наглядность
  320. Развитие интеллектуальной познавательной деятельности подростков. Желание осмыслить настоящее, планировать будущее. Обдумывание нравственного и духовного спасения.1. X 1 X X X добрые поступки1. X 2х'-Т. { ' ' ч / •
  321. Момент ^ выбора • ч ч / /2Лч иные поступки
  322. Подготовка Первый шаг (4 ч
  323. График № 1, наводящий подростка к самоанализу собственныхпоступков
  324. Тест-график № 1 для анализа поступков, отражающий нравственные ориентиры подростка за один день с 6 утра до 16 часов вечера (+ положительные дела, иные дела, поступки)1. ДОБРОЕ
  325. Тест-график № 2. Душевное состояние прожитого дня
Заполнить форму текущей работой