Выводы.
История отечественного образования и педагогики
![Реферат: Выводы. История отечественного образования и педагогики](https://westud.ru/work/6448334/cover.png)
Сравните национально-охранительное, «западническое» и греческое направления просвещения в России. В чем состояла деятельность И. и С. Лихудов в создании Славяно-греко-латинской академии? Кто первел на русский язык труд Э. Ротердамского «О первоначальном воспитании детей»? Новгородская республика и уровень ее образованности. Причины расцвета грамотности. Святой Максим Грек и европейская… Читать ещё >
Выводы. История отечественного образования и педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Многовековое противоборство национально-охранительного начала и отчаянное стремление к европейскому просвещению породило особый драматизм истории отечественной школы XVII в. Выключенная на несколько веков из контекста европейской истории, мучительно преодолевавшая традиции ордынского владычества, лишь спустя несколько веков — в XVIII—XX вв. — Россия была вынуждена создавать заново всю систему образования: не только академии и университеты, но и школы, училища и гимназии. Примечательно, сам процесс создания первоначально мог проходить лишь в виде модернизации.
Практикум
Вопросы и задания для самоконтроля.
- 1. Какова роль монастырей в развитии и становлении отечественного образования?
- 2. В чем значение учения Нила Сорского о проблемах воспитания?
- 3. Каковы особенности просветительской деятельности св. Максима Грека?
- 4. В чем значение «Домостроя» как исторического источника по истории воспитания?
- 5. Какова роль решений Стоглавого собора в развитии школьного обучения?
- 6. Перечислите факторы становления и развития образования в XVII в.
- 7. В чем историческое значение Ф. М. Ртищева в организации первых училищ в Москве?
- 8. Сравните национально-охранительное, «западническое» и греческое направления просвещения в России.
- 9. В чем состояла деятельность И. и С. Лихудов в создании Славяно-греко-латинской академии?
Темы докладов и сообщений.
- 1. Святые Кирилл и Мефодий и создание славянской письменности.
- 2. Крещение Руси и начало просвещения, грамотности, образования, культуры и искусства.
- 3. Монастыри — центры духовного образования.
- 4. Святой Феодосий Печерский как автор поучений и посланий.
- 5. Святой Нестор и создание концепции русского летописания.
- 6. Значение церкви в развитии просвещения.
- 7. Новгородская республика и уровень ее образованности. Причины расцвета грамотности.
- 8. Древнерусская образованность: город и монастырь.
- 9. Исторический выбор св. князя Александра Невского.
- 10. Ордынское иго и его влияние на образованность. Святая Евфросиния Суздальская.
- 11. Игумен-чудотворец — преподобный Сергий Радонежский, его житие.
- 12. Монастыри и их роль в просвещении (конец XIV — XV в.).
- 13. Архиепископ Геннадий Новгородский и его просветительская деятельность.
- 14. Федор Курицын и образование в Новгороде и Москве.
- 15. Святой Нил Сорский «Предание ученикам» и «Устав».
- 16. Психологическая концепция исихазма на Руси.
- 17. Святой Максим Грек и европейская образованность. Полемика иосифлян и нестяжателей.
- 18. Протопоп Сильвестр и «Домострой»: основные идеи средневекового воспитания.
- 19. Стоглавый собор о состоянии образования и грамотности.
- 20. Митрополит Макарий и «Великие Минеи Четьи».
- 21. Иван Федоров и начало книгопечатания.
Тесты.
- 1. Кто из выдающихся просветителей создал первое училище в Москве?
- а) Федор Ртищев;
- б) Епифаний Славинецкий;
- в) Арсений Сатановский;
- г) Феодосий Сафонович и Дамаскин Птицкий.
- 2. Кто провел реформу богослужения и церковных текстов в Русской церкви?
- а) Протопоп Иван Неронов;
- б) Митрополит Гермоген;
- в) Протопоп Аввакум;
- г) Патриарх Никон.
- 3. Кто первел на русский язык труд Э. Ротердамского «О первоначальном воспитании детей»?
- а) Федор Ртищев;
- б) Епифаний Славинецкий;
- в) Арсений Сатановский;
- г) Феодосий Сафонович и Дамаскин Птицкий.