Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические особенности формирования экономических знаний школьников в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования подсказаны целью, задачами и характером исследования. Важная роль в нем отведена теоретическому анализу и синтезу в различных его видах. Мы осуществляли методический, сопоставительный и функциональный анализ, оперирование с идеальными объемами, прямые и косвенные наблюдения, педагогический эксперимент, интервьюирование, собеседование, анкешрование, опрос и др. Совокупность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ
    • 1. 1. Теоретические основы направлений, приемы и методы экономических знаний школьников
      • 1. 2. 0. сновные принципы экономических знаний школьников при обучении
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ
    • 2. 1. Средства и формы экономических знаний школьников в процессе изучения ма1емагики
    • 2. 2. Пути и средства экономических знаний учащихся, в применении изучения физики
    • 2. 3. Организация педагогического эксперимента

Педагогические особенности формирования экономических знаний школьников в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В новых социально-экономических условиях, на пути перехода к рыночной системе, курс нашего государства, нацеленный на преобразование всех сфер жизни общества, предъявляет возрастающие требования к интеллекту, творческому мировоззрению человека, его научному, культурному уровню, профессиональному мастерс1ву, 1ворческим возможностям и ставит наше общество перед проблемой сформировав у каждою потребность в постоянном повышении своей образовательной и профессиональной подготовки. Удовлетворение этой потребности зависит от различных факторов, в числе коюрых важнейшее место занимает постоянное совершенствование системы образования.

Всё очевиднее становится тот факт, что не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе, обобщённые творческими способностями, стновятся главным показателем развитой личности, активная позиция которой характеризуется новым отношением к действительности и более высоким.

О важности и актуальности задач в системе образования в целом и, в частности, в процессе обучения свидетельствуют принятые в последние годы в Республике Таджикистан новые государственные нормативные документы и акты, определяющие современное содержание образования. Среди них — «Закон об образовании», «Концепция национальной школы» и «Государственный стандарт образования». Ведущими и перспективными направлениями этих документов являю 1ся идеи об осуществлении гуманизации образования, о возможности выбора из многообразных форм и методов обучения, наиболее эффективных о дифференциации этих форм.

Изменение содержания образования в Таджикистане на всех уровнях в соответствии с основными положениями прави1ельс1 венных документов требует реализации опоры на национальные ценности, рационального использования в обучении (на уроках и внеклассных занятиях) наиболее целесообразных, развивающих личность обучаемых методов, приёмов и способов познания. Одним из таких способов являются формирование научного мировоззрения, изменившиеся социально-экономические условия у стоящих на пороге и Урания жизненного пути учащихся их активной жизненной позиции.

Таким образом, изменившиеся социально-экономические условия привели к выявлению новых потребностей общества, которые уже не могут быть удовлетворены уровнем подготовки молодого поколения как с помощью прежнего, усюявшегося содержания, 1ак и с помощью традиционных форм и методов обучения. Особенно важно специальными педагогическими средствами целенаправленно и систематически развивать интеллект учащихся, их творческое мышление, формировать обобщенные экономические знания, научное мировоззрение, направленное на развише мировоззрения их самостоятельности.

Всё это подтверждает важноеib избранной для данного научного исследования проблемы, ее актуальность.

В настоящее время в педагогической науке и в практике обучения большое внимание уделялся реализации дидактических принципов сознательности, активноеiи и самостоятельности, и это, безусловно, оправдано, так как без глубокого осмысливания учебного материала подлинное освоение экономических знаний невозможно.

Разнообразные стороны проблемы обучения, в том числе и проблемы урока, отражены в исследованиях ряда таджикских педагогов: М. Лутфуллоева, Ф. Шарифова, Д. Шарифова, Т. А. Шукурова, Х. Б. Буйдакова, А. Пахлавонова и др.

Руководствуясь методологическими установками, данными педагогики, психологии и частных методик, мы попьпались в ходе исследования процесса обучения раскрыть особенности формирования экономических знаний школьников.

Реализация крупномасштабных экономических, организационных и социальных проблем предъявляет самые серьезные требования к перестройке управления образованием, к переводу его на эффективную рыночную экономику. Подобное положение обязываем учителей средних школ, добивайся не только высокой инженерной подготовки учащихся, но и вооружать современными экономическими знаниями.

В практике педагогической работы всегда следуе1 исходить из того, чю сегодняшние учащиеся — это завтрашние руководители производства. Поэтому одна из важнейших задач учителя — вооружав учащихся экономическими знаниями при изучении любого предмет. Кроме юго, в физике и математике использование элеменюв экономики служит как достижение и более узкой, шкшческой учебной цели. Количественный анализ экономических явлений (законов) содейс1вует лучшему проникновению в их качественную сущность. Это помогает учащимся глубже понимать текущий материал, прочнее усваива1ь экономические знания.

Теоретические предпосылки разработки проблемы в процессе обучения содержатся в грудах педагогов, психологов и методистов.

М.А.Данилова, М. II. Скаишна, Ю. Б. Бабанского, М. И. Махмутова,.

А.М.Матюшкина, Т. И. Шамовой и др. Формирование мировоззрения учащихся — Т. П. Герасимова, М. К. Ковалевская, Л. М. Панчешникова,.

Б.В.Гнеденко и др. Формирование экономического образования и воспитания отражена в трудах Ю. К. Васильева, Б. П. Шемякина, II.А.

Шемякина, В. К. Розова, и др.

Интересными, на наш взгляд, были исследования, близкие к проблеме нашей диссертации, рассмафивающие отдельные аспекты в процессе воспитания (Б.П. Шемякин, А. Т. Шпак, Ю.К.Васильев).

Избранная тема и указанные выше принципиальные подходы к ее раскрытию определили выделение объект предмета, целей, задач и гипо1езы исследования.

Объекюм исследования — являйся процесс обучения школьников, его особенности.

Предмет исследования — связь и отношения, способствующие эффективности урока и развитии мировоззрения учащихся и творчества школьников.

Целью исследования — является разработка предпосылок эффективного использования возможности элементов экономики на уроке как формы обучения, развития мировоззрения и усвоения каче-ciBaзнания школьников.

При разработке i ипо1етической модели исследования мы исходили из следующего:

— из разработки в теорегико — методологическом плане учебно-методического комплекса как эффективного средства совершенствования учебно-воспига1ельного процесса и повышения качества знания учащихся;

— из того, что исходным положением для построения нашей гипогезы явилось состояние урока и системности экономических знаний, учащихся в школьной практике. Так как, в начале нашего исследования по этому вопросу в педаго1 ической литературе не досточно было данных, он был подвергнут специальному изучению в практике школ;

— из юго, что исходным положением для разработки эффективное I и урока является реальное состояние развития знания и творчества учащихся.

Гипотеза исследования. Знания школьников при изучении математики и физики будут полноценны и востребованы в жизни, если будут обеспечены адекватноеib модели обучения в старших классах, отраженные в Госс1андар1е, базовыми знаниями и навыками, обеспеченным предыдущим этапом обученияесли будуi учитываться диалектика урока и использоваться наиболее эффективные, отвечающие содержанию методы обученияесли учебный процесс, основанный на лучших достижениях педагогики, психологии, дидактики педагогической практики, будет по содержанию меюдам обучения адеквато офажать развитие экономических знаний и творчество учащихся.

Задача исследования состоит в следующем:

1. Проанализировать структуру урока, раскрыть его компоненты и связи между ними, а также факторы, определяющие особую значимое ь и специфику различных типов и видов урока.

2. Подвергнуть тща1ельному анализу состояние усвоения экономических знаний учащихся в школьной практике, выяви ib объективные и субъективные исючники познавательной активности учащихся на уроке.

3. Вскрыть взаимосвязь классно-урочной и внеурочной сис1емы обученияопределить рациональные дидакшческие условия, необходимые для построения системы уроковвыявить методологические основы, а также приемы и методы, используемые на уроке.

4. Наметить основные пути и способы влияния педагога на качество усвоения экономических знаний учащихся в процессе обучения, их интеллектуального развития. Метдологическую основу исследования составляют положения философии и педагогики о развитии личности в процессе познания, а также данные о концептуальном развитии теории урока в новых социально-экономических условиях.

Методы исследования подсказаны целью, задачами и характером исследования. Важная роль в нем отведена теоретическому анализу и синтезу в различных его видах. Мы осуществляли методический, сопоставительный и функциональный анализ, оперирование с идеальными объемами, прямые и косвенные наблюдения, педагогический эксперимент, интервьюирование, собеседование, анкешрование, опрос и др. Совокупность методов исследования образовала определенную его систему, включившую изучение философской, психолого-педагогической, методической и другой ли-1ературы, изучение важнейших официальных документов в новых условиях, исследование состояния решения проблемы в школьной практикеанализ поурочных планов, содержания программ, учебников, учебных и методических пособийбыли использованы личные наблюдения автора, путём посещения и анализа уроков в школе, в обобщении передового опыта учителей и т. д.

Эксперимешальная работа была подчинена задачам теоретического анализа и синюзаона послужила как для проверки отдельных предположений, 1ак и для конкрешзации и уючнения выводов.

Экспериментальная работа была подчинена задачами георети-ческого анализа и синтезаона послужила как для проверки отдельных предположений, гак и для конкретизации и уючнения выводов.

В процессе исследования применялись разные виды экспериментов: констатирующийузкий обучающий в одном классе при наличии параллельногоширокий обучающий в нескольких классах при наличии контрольных параллельных классов в другой школе.

Этапы и процедура исследования:

На первом этапе (2001;2002 гг.) задачей был педагогический поиск (в процессе теоретического исследования и наблюдений в практике) проблемы, ее предварительной формулировки, определение круга задач диссертационного исследования.

Второй этап (2002;2004 гг.) был посвящен изучению избранной проблемы, определению ее содержания в cbcic современных данных педагогической, психологической и методической науки, изучению передового педагогического опыта учителей. Одновременно проводилась проверка состояния знаний учащихся, наблюдение за организацией и методикой проведения уроков и внеклассных учебных занятий.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) устанавливался уровень усвоения экономических знаний, умений и навыков учащихся, разработке системы уроков по физико-математическим предметам, проверке эффективности этих уроков и внеклассных учебных занятий учащихся, обобщению и систематизации собранного фактического экспериментального материала.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в педагогической науке Республики Таджикиаан разработаны особенности формирования экономических знаний учащихся — как одной из форм и средств обучения. Предпринята попытка научно обоснован и доказать целесообразность, возможность многоаспектного совершенствования урока, обеспечивающего развитие самос юя-тельности мышления и творчества школьников, позволяющих им успешно pemaib как учебные, так и другие жизненно важные задачи. В данном дидактическом исследовании предпринимаем попытка теоретически и экспериментально обосновать конкретную систему работы учителя и учащихся на уроках качественно нового уровня. На защиту выносятся:

— целостная система уроков в процессе обучения;

— эффективная концепция урока, обеспечивающая высокий уровень усвоения экономических знаний, развития самос кшельно-сти мышления и творчества школьников;

— обоснованная система организации взаимосвязанной рабош учителя и учащихся на уроке;

— применение многообразных приемов и методов на уроке;

— критерии оценки экономических знаний, умений и навыков учащихся на уроке.

Теоретическая значимость исследования состоит в paspa6oi-ке системы работы учителя и учащихся по повышению усвоения качества экономических знаний обучаемых, в выявлении дидакшческих условий и возможностей использования многообразных приёмов и методов обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, чю в нем систематизированы и поданы в синтезе теоретические и пракшческие материалы по проблеме, в частности сущность и функции уроков, пути их пракшческой реализации в процессе обучениявзаимосвязь особенностей урока и полноценного освоения экономических знаний, формирование способов дея1ельности в процессе изучения отдельных учебных предметоворганизация самостоятельной учебной деятельности учащихсяроль взаимосвязи в деятельности учителя и учащихся в развитии самос гоя тельного мышления и творчества учащихсявлияние экспериментальной работы по повышению уровня экономических знаний, а также ишел-лектуального развития учащихся и т. д.

Обоснованность научных положений базируется на результатах педагогического анализа, на данных теории и практики. Она подкрепляется разработкой mciодических материалов при использовании в системе уроков.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации и в опубликованных работах, выразилось в теоретическом, научно-практическом обосновании содержания, целей и задач исследования на основе анализа труда педаюгов, психологов по избранной проблеме и данных практики, в непосредс1 венном участии анкешрования, в сборе и обработке материалов о состоянии обеспеченности учителей учебными и методическими ма1ериалами, в совместном оiборе с учителями учебного материала, в осущестлении пропаганды, внедрении в практику основных теоретических положений и методических рекомендаций.

Внедрение в практику и апробация результатов исследования осуществлялись и продолжают осуществляться через:

— инструктивно-методические материалы;

— выпуск пособий, эксперимешальных материалов, статей для учителей;

— устную пропаганду результатов исследования на курсах повышения квалификации, на республиканских совещаниях учителей, научно-практических конференциях и т. д. Апробация результаюв исследования. Основные положения диссертации были изложены автором в следующих научных конференциях:

— Международная научно-практическая конференция «Вклад Авиценны и Эйнштейна в развитии мирового естествознания (Курган-Тюбе, 2005);

— Международная научно-практическая конференция «Авиценна и мировая цивилизация» (Курган-Тюбе, 2006);

— Республиканское научно-педагогическое совещание (Международный Гуманитарный Универси1ет Таджикистана, Душанбе, 2003 г.);

— Республиканская научно-практическая конференция «Роль Хаглона в развитии арийской цивилизации» (Курган-Тюбе, 2006);

— Ре1улярно докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Курган-Тюбинского Государс1 венного университета.

Осуществление задач исследования оказалось невозможным без анализа и разрешения многих неясных теоретических вопросов, в том числе методологического характера, о роли оптимального соотношения различных меюдов обучения, о специфики познания и ряда других. Проверка и конкретизация промежуточных выводов истребовала рассмотрения таких понятий, как: структура, компоненты уроков, их взаимосвязь и др. Все это повлекло расширение проблематики исследования.

По 1еме диссертации опубликовано 6 письменных работ, 2 из них пособия, в объеме 10 п. л.

Заключение

.

В заключении исследование мы делаем обобщенные выводы о том, какой уровень знаний доступен учащимся в практике школ, каковы оптимальные, наиболее эффективные средства формирования у старшеклассников знаний на урока, проводимых в системе, и каково место каждого урока в системе обучения.

На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам по урокам и в целом по процессу обучения в ciapnmx классах:

1. Изучение на уроке сходного материала по единому плану дает возможность учащимся вести сопоставление изучаемых явлений, вычленять в них общее и различное, излагать изученное в строгой логической последовательности, выделяя главное и отвлекаясь от несущественных деталей. Единый план не только облегчает усвоение нового материала, создает возможность для углубленного повторения, обобщения и систематизации знаний, но и дает возможность учащимся использовать полученные знания для самопроверки и применения их на практике, в жизни.

2. Система упражнений и задач, выполняемых на уроке по плану, раскрывающему содержание урока по теме, не только создает возможность для углубления, обобщения и систематизации учебного материала, но и способствует развитию самостоятельности мышления и творчества у учащихся.

При этом важно, чтобы в системе заданий были:

— задания на самостоятельное сравнение и сопоставление событий, явлений, черт характера, научных знаний и т. д.;

— задания по составлению отвеюв на вопросы обобщающего характера по новому и ранее пройденному маюриалу;

— письменные работы, требующие перегруппировки знаний с последующим разбором и анализом характерных ошибок, допущенных учащимся в ходе усвоения учебного материала;

— специальные задания (общей, групповой и индивидуальной направленности) на обобщение и классификацию на повторительно-обобщающих уроках большого по объему учебного материала.

Учащимся надо учить на образцах:

— как давать объективную оценку явлению природы или общественному событию;

— как отстаивать научное воззрение, как аргументировать ответ, свою точку зрения, как проводить доказательство той или иной точки зрения;

— как распознавать и опровергать неправильные взгляды;

— как отделить главное от второстепенных, как обобщав и систематизировать конкретные факш и делать на их основе общие выводы;

— как вскрывать причинную зависимость, проводить сопоставление и на этом основании подходить к обобщениям;

— как использовать разнообразные меюды и приемы в своих ответах, в том числе методы индукции, сравнение, противопоставление, анализ, синтез, абстрагирование;

— как связно, логично изложить письменно и устно свои мысли;

— как доказывать, подкреплять высказываемые мысли фактами, аргументами, цитатами, цифрами, как связать имеющиеся знания с новыми, с достижениями науки и техники в условиях современного развития мирового сообщества.

3. Очень важна организация самостоятельного поиска знаний. С помощью такого поиска достигается наибольшая самостоятельность мыслей учеников, так как последние ставятся в положение искателей истины, которые, располагая усвоенными знаниями, решают новую (для учащихся) задачу.

Все это свидетельствует о том, чю разумно с педагогической и психологической точек зрения организованный процесс обучения и вся система уроков в старших классах способствуют повышению сознательности, познавательной акшвности, самое юятельности мышления учащихся в овладении знаниями, прочности знаний, их углублению, обобщению и систематизации с проецированием на практическое применение в жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аграрный сектор в странах с переходной экономикой / А. В. Пефиков, П. И. Саблук и др.// Экономика сел. хоз-ва России. -1995 -№ 6.-С. 9−12.
  2. М.Н. Сельское хозяйство США. М.: Наука, 1993. -159 с.
  3. И.А. Проблемы усиления хозрасчетных стимулов повышения эффективности сельскохозяйственного производства: Дис. д-ра экон.наук. Душанбе, 1984. — 383 с.
  4. П.Р. Политические образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы М.: Педагогика, 1986. — 175 с.
  5. А.Н., Чаплыгин Ю. П. Учись хозяйствовать: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1984. — 80 с.
  6. З.С. Аграрная реформа и изменение организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий. М, 1996. -С. 5−10.
  7. М.Ю. Эрозионно-экологические состояние паходных земель России //Земледелие. 1998. № 1 -С.9−11.
  8. С.Н. Земельная реформа и экологический кризис //Воир.экономики. 1994. — № 10. — С. 96−102.
  9. С.Н. Сценарии аграрного развития и использования земель //Личное и коллективное в современной деревне. М, 1997. — С.45−46. — (Никоновские чтения — 1997).
  10. С.Н., Смолин А. А. Экономические регуляторы в проведении земельной реформы. М: Высш.шк., 1994. -55 с.
  11. С.Н. Эффективное^ использования ириродно-сырьевых ресурсов АПК: Дис. д-ра экон. наук М., 1987. -356 с.
  12. А. Методические основы и принципы денежной оценки земли в условиях рыночной экономики // Междунар. С.-х.журн.- 1995. -№ 3.-С. 10−12.
  13. И.Н. аграрная реформа и рынок // Вестн.РАСХН. -1992.-№. 1 -С.13−16.
  14. И.Н. Земельная рента как категория рыночного хозяйства //АПК: Экономика, управление. 1994. № 3. — С. 4−6.
  15. А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, Предприяшя: пособие для учителя/ Под ред. М. И. Махмутова. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  16. Валовой сбор и урожайность сельскохозяйс1 венных культур по Республике Таджикистан за 199 год. Душанбе: Гос.стат.агентство при Правительстве Республики Таджикистан. -Душанбе, 1999.-68с.
  17. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  18. В. Еще раз о частной собственности на землю. М: Экон. — науки. — С. 45−48.
  19. В.И. Избранные сочинения. М., 1960. — Т.5. — С. 8−110.
  20. Внеурочная работа по физике / О. Ф. Кабардин, Э. М. Браверманн, Г. Р. Шлушенко и др. Под.ред. О. Ф. Кабардина. -М.: Просвещение, 1983. 223 с. — (Б-ка учителя физики)
  21. Г. М., Маланюк К. П. Прикладна спрямовашс шкшьного курсу математики: Развязуавании екстремальних задач Метод пособии К. Рад.шк. 1984. — 80 с.
  22. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения / Под. Ред. Т. Н. Мальковской 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 190 с. (Б-ка учителя фуда).
  23. Т.Б. Пути формирования устойчивого эколого-экономического развития сельского хозяйства Таджикистан. Дис. д-ра. Экон-наук.-М., 1996. 338.
  24. Т.Б. Аграрная реформа и устойчивое развитие сельского хозяйства Таджикистана. М.: Диалог-МГУ, 1997.116 с.
  25. Т.Б. Проблемы устойчивого развития сельского хозяйство. М.: Диалог — МГУ, 1996. — 106 с.
  26. Т.Б. Эффективность экологизации развития сельского хозяйства: на примере орошаемого земледелия Таджикской ССР.-Душанбе: Ирфон, 1991.- 180с.
  27. Т.П., Ковалевская М. К. Панчешникова Л.М. формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. М.:. Педагогика, 1982. — 94 с.
  28. Н.П. Таджикско-Памирская экспедиция. 1933 // Таджикско Памирская экспедиция. 1933 г.-Л., 1934. С.-5−44.
  29. Х.Г. Социально-экономические проблемы формирования и развития агропромышленного комплекса экономического района (на материалах Таджикской ССР): Дис. д-ра экон.наук.-JI., 1990. -355с.
  30. Х.Г. Таджикская модель развития: вопросы теории. -Душанбе, 1996. -63с.
  31. А.В. Эколого-экономические проблемы химизации земледелия. М.: Наука, 1992. -143 с.
  32. К.К. Становление и развитие дехканских (фермерских) хозяйств в Таджикистане // Совершенствование организационно-экономического механизма АПК в условиях его реформирования: Сб.науч. гр. Воронеж, 1998. — С. 100.
  33. А.Ф., Исайнов Х. Р. Эффективность менеджмента и земельные преобразования: Лекция. Воронеж: ВГАУ, 1999−29с.
  34. А. Земельная реформа в Индии // «Земельная реформа: проблемы земельного законодательства»: Материалы Междунар. семинара, 10−14 июня 1991.-М., 1991 -С.34−35.
  35. В.А. Экономика сельского хозяйства. М.: В. О «Агропромиздат», 1990. — 318 с.
  36. В.В. Избранные сочинения. -М.:Сельхозгиз, 1954,-708 с.
  37. Древность и средневековье народов Средней Азии: (история и культура) / АН СССР. Ин-т востоковедение- Под ред. Б. Г. Гафурова, Б. А. Литвинского. М.: Наука, 1978.- 121 с.
  38. A.M. Земельная реформа и расстановка полишческих сил в СССР. Докл. На Междунар. семинаре «Земельная реформа и проблемы земельного законодательства», 10−14 июня 1991.-М., 1991.-24 с.
  39. Законодательство Республики Таджикистан: сельское хозяйс1во. /Центр по координации внешней помощи при Правительстве Республики Таджикистан., Coci. М. Р. Оймахмадов. Душанбе, 1997.-360с.
  40. М.И. Эрозиоведение. М.Высш.шк., 1987. -149с.
  41. Земельная реформа в России. Принципы и методы осуществления. / Б. М. Робинович, И. А. Федосеев и др.-М.: Звезды и С. 1995. 208 с.
  42. Земельная реформа, экологические проблемы и возможности для экономического устойчивого развития / Е. В. Пономаренко, С. В. Пономаренко и др. М., 1996. — 160 с.
  43. Земля России: Проблемы, цифры, коммешарии / Н. В. Комов, JI.H. Кулешов и д.р. М.: Рус. лит, 1996. — 80 с.
  44. Х.Р. Деградация сельскохозяйственных угодий: (на материалах Республики Таджикистан) // Вестн. Воронеж отд. Рус.геогр.-ва 1999. T.I., вып. 1. — С. 52−54.
  45. Х.Р. Эколого-экономические проблемы развития мелиорации в сельском хозяйстве: (на примере орошаемого земледелия Таджикистана): Дис.канд.экон.наук, — Душанбе, 2000.- 178 с.
  46. Как повысить эффективность севооборотов / O.K. Боронтов и др. // Земледелие. 1998. — № 6. — С. 24−26.
  47. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики / Ин-т. экономики РАН. М., 1994.- 179 с.
  48. Н.М. Экологизация использования продуктивных земель в условиях рынка //Личное и коллективное в современной деревне. М., 1997. С. 48−50. — (Никоновские чтения — 1997).
  49. Н.В., Кулешов Л. Н. и др. Земля России: Проблемы, цифры комментарии. М. РУССЛИТ, 1996. — 80 с.
  50. Н.В. Российская система землепользования // АПК: Экономика управление. 1996. — № 5. С. 3−7.
  51. Н.Д., Макаров Н. П. О крупнокрестьянских хозяйствах. СПБ., 1917. — 68 с.
  52. Л. Земельная реформа в Мексике // Межд.с.-х. журн.-1994. -№ 6. С. 14−21.
  53. Концепция аграрной полишки России в 1997—2000 юдах / Под.ред.И. С. Строева. М.: ООО «Вершина-Клуб», 1997.-352 с.
  54. Концепция развития земельных отношений в сельском хозяйст ве Российской Федерации. М., 1999. — 33 с.
  55. Конституция Республики Таджикистан Душанбе: Ирфон, 1994.-75 с.
  56. Корбут J1.C. Основные аспекты проведения земельной реформы в других странах//Вест н.РАСХН.-1992. № 1-С. 14−19.
  57. В.Ф. Экологический ориентир устойчивости агроэкосистемы // Земледелие. 1998. № 2. — С.22−24.
  58. В.В. Теория и методы землеустроительного проектирования: Автореф.дис.канд.экон.наук.-М.,-1995.-30с.
  59. Э.Н. Новые процессы в развитии земельных отношений // Пробл.прогнозирования. 1995.- № 6. С.44−49.
  60. Э.Н. Роль государства в проведении земельной реформы // «Земельная реформа: Проблемы земельного законодательства»: Материалы Межд. семинара, 10−14 июня 1991 г.-М, 1991.-С.15−23.
  61. М.С., Глазунов Г. М. Эрозия и охрана почв. М.: изд-во МГУ, 1996.-169 с.
  62. А. Земельной реформе в России научное обеспечение // Экономика сель. хоз-ва России. — 1995. — № 8. -С.23−24.
  63. А.К., Асроров И. А. Земля: собственность и аренда? / АН Республики Таджикистан Ин-т. мировой экономики и междунар. отношений Душанбе. 1996. — 14 с.
  64. М.И. Актуальные проблемы современной земельной и аграрной политики // Личное и коллективное в современной деревне М., 1997. — С. 11−13. — (Никоновские чтения — 1997).
  65. П. Информационная поддержка рынка земли // Экономика сел. хоз-ва России. 1997. — № 4. — С. 23−26.
  66. П. Земельные преобразование в России: Июги и перспективы // Земельные вести. 1997. — № 4,-С.5−6.
  67. Е.А. Эколого-экономическая эффективность использования земли: Теория, методология, практика. Ростов на Дону. Полиграф, 1994. — 200 с.
  68. Е.Г. Эколого-социальные проблемы земельной реформы // Аграрная наука. 1993. -№ 4.- С.36−38.
  69. К. Теория прибавочной стоимости (IV том «Капшала») // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т-26, ч.2. — 703 с.
  70. В. Аграрные реформы в Китае и в России // Диалог. 1995. — № 4. — С. 83−85.
  71. В. Хозяйственный механизм регулирования земельных отношений // Межд. е.- х. журн. -1997.- № 2.-С.20−24.
  72. И.А. Аграрная реформа в современном эгапе. -Мичурнев: МГСА, 1997. С. 3−8.
  73. Народное хозяйство Таджикистана. Ташкент: Изд. Госплана ТаджАССР, 1926. 379 с. — (Тр.комис.Среднеаз.экон.бюро по делам Таджикистана).
  74. Народное хозяйство Таджикистана 2000 г.: Стг. ежегодник -Душанбе 2000.-180 с.
  75. Научно обоснованная система земледелия Кулябской области Таджикской ССР: Сб.науч.тр. Душанбе: Дониш, 1989. — 123 с.
  76. А.А. О земельной реформе в СССР, // Земельная реформа и механизм ее реализации на территории РСФСР, М., 1991.-С. 26−42.
  77. А.А. Социально-экономические проблемы аграрной реформы в РФ // АПК: Экономика, управление. 1993, № 3. -С.69−71.
  78. А.А. Спираль многовековой драмы: аграрной науки и политика России. (XVIII-XX в.в.). М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. — С. 32−33.
  79. О дехканском (фермерском) хозяйстве: Закон Республики Таджикистан, 6 марга 1992 г. // Новые законы Республики Таджикистан: Сб.-Душанбе, 1993. 4.6.-С. 1−14.
  80. О земельной реформе: Закон Республики Таджикистан. 5 марта 1992 г. Новые законы Республики Таджикистан: Сб. -Душанбе, 1993. 4.6.-С. 157−163.
  81. Об аренде в Таджикской ССР: Закон Тадж.ССР. 6 дек. 1990 г.// Новые законы Республики Таджикистан: Сб. Душанбе, 1991. 4.2.-С. 6−23.
  82. Х.А. Земельная реформа: как ускорить процесс//Бизнес и политика. 1996.-№ 12.-С.2.
  83. Х.А. Эффективность производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции: Дис.канд.экон.наук. -М., 1995.-206 с.
  84. К.В. Экономика и природопользование: Учебн.пособие.-М.: Изд-во МГУ, 1997. 240 с.
  85. А.В. Диалектика личного и коллективного в аграрной теории и современной аграрной политики//Личное и коллективное в современной деревне. М., 1997. — С. 150−155. -(Никоновские чтения-1997.)
  86. А.В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. М.: Энциклопедия российских деревень. 1995.- 146с.
  87. Д.С. Развития и размещения производственных инфраструктуры Агропромышленного комплекса Республики Таджикистан: (на примере плодоовощеводческих хозяйств): Дис.канд.экон.наук.-Душанбе, 1993.- 141 с.
  88. С.Р. Пути эффективного использования производственного потенциала регионального хлопкового комплекса. Душанбе: Ирфон, 1987. -163 с.
  89. С.Р. Пути повышения эффективности сельскохозяйственного производствах на орошаемых землях. -Душанбе, 1983.-183 с.
  90. ЮО.Попов Н. А. Афарный сектор в условиях проведения аграрной реформы //Деловые связи. 1995. -№ 3. -С.6−11.
  91. Н.А. Экономика сельскохозяйственного производства: Учебник. М.: Изд-во ЭКМОС, 1999. -352 с.
  92. Ю2.Поскуш Б. И. Особенности аграрной реформы в России // АПК: Экономика, управление. 1996. — № 2. — С. 6−14.
  93. ЮЗ.Поскуш Б. И. Социально-экономические проблемы совершенствования земельных отношений в России // АПК: Экономика, управление. 1994. — № 4. — С. 10−13.
  94. Правовые проблемы реформирования сельскохозяйственных предприятий//Государство и право. -1996. № 3. -С. 46−80.
  95. Проблемы современного управления в АПК: Материалы Юбил.науч.-прак.конф.(Воронеж, 26−27 мая 1998 года) -Воронеж 1998.-С.326.-В надзаг.: РАСХН, Воронеж, гос.аграр.ун-т. им. К. Д. Глинки и др.
  96. Проблемы экологии России / А. Данилов, В. И. Данильян и др. -М., 1993.347 с.
  97. . Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве // Экономика сель. хоз-ва России. 1995, № 6. С. 8−9.
  98. Пути повышения плодородия эродированных почв. Душанбе, 1988. 110с. -(Сб.научлр.Тадж.ИИИ почвоведения- Т.27).
  99. Ю9.Пыхтин И. Г. Агроэкологические аспекты продуктивности севооборотов // Агроэкологическое принципы земледелия. М.: Колос, 1993.-С.113.
  100. ПО.Рахмонов Э. Ш. Таджикистан по пуш демократии и цивилизованного общества. Душанбе: Ирфон, 1996.-230 с.
  101. Ш. Радугин Н. П. Радикальная экономическая реформа в РФ и продовольственная безопасноеi ь страны. М.: 1996, С.90−91.
  102. Разработка экологически беюпасных меюдов ведения сельского хозяйства // Огв. за вып. В. А. Семенов. СПб., 1993.190 с.
  103. ИЗ.Родин А. Проблемы землеустройства в современных условиях //Межд.с.-х. журн.-1997.-№ 2.-С.З-8.
  104. М.Романенко Г. Научное обеспечение аграрной реформы в России // АПК: Экономика, управление. 1995. — № 6.-С.46−49.
  105. Г. П. Земельные ресурсы и их использование // Между нар.с.х.журн.-1994.-№ 2.-С.5−10.
  106. В. Результаты и перспективы аграрной реформы // АПК: Экономика, управление. 1998.-№ 12.-С.20−24.
  107. П.Т. Личное и коллективное в пост социалистическом селе Украины // Личное и коллективное в современной деревне.-М., 1997. С. 86−87. — (Никоновские чтения -1997).
  108. С. Социально-экономические аспекты развития фермерского движения в России // АПК: Экономика, управление. 1995-№ 5.-С.13−14.
  109. Х.М. Аграрный строй Таджикистана (Колониальный период) / AIL Республики Таджикистан СОПС. -Душанбе 1996.-89 с.
  110. Д. Экономико-экологические аспекты государственной политики по охране земель в США // Межд.с.х.журн.-1998.-№ 4.-С.З-6.
  111. Г. А., Карпович К. И. Совершенствование систем земледелия на ландшафтной основе // Земледелие,-1998.-№ 2.-С.5−7.
  112. В. О хозяйстве к ассоциации // Земля России. 1993.-№ 3.-С.55−61.
  113. Сельское хозяйство: проблемы экологии / Под. ред. Ю. М. Арского М., 1994.-92с.
  114. Сельское хозяйство Республики Таджикистан: Стаг.сб. -Душанбе 1999.- 197 с.
  115. Сельскохозяйственная кооперация: теория, опыг, проблемы возрождения / Отв.ред.И. Н. Буздалов 2-е изд., прераб.п.доп. -Минск., М: «Армита-МаркеI инг-Менеджмент», 1998.-256с.
  116. С. Нижегородский вариант: оценки эксперюв. Земельная реформа//Экономика сел. хоз-ва России. -1995.-№ 5.-С.13−14.
  117. Е. Предпосылки и сущность современной аграрной реформы в России //Вопр.экономики. 1995.-№ 1.-С.13−14.
  118. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.:Соцэкгиз, 1962. — 683 с.
  119. . Создание экологических фондов в России // Экономика сель. хоз-ва. России. -1995.-№ 8.-С.29−30.
  120. Соц.-эколого-экономические проблемы сельского хозяйства // В Заляковская, З. Козенко и др. // АПК: Экономика, управления.-1999.-№ 10.-С. 10−11.
  121. Среднесрочная программа вывода из кризиса АПК Республики Таджикистан и приоритетные направления стратегии развития его отраслей на период до 2005 года. Душанбе: Ирфон, 2001−105с.
  122. Статистический ежегодник Республики Таджикистан, 1998 год: /официальное издание / Душанбе, 1999. — 156 с.
  123. О.Г. Аренда как механизм экономического регулирования земельных отношений // Личное и коллективное в современной деревне. М., 1997. — С.33−36. (Никоновские чтения — 1997).
  124. О.Г. Преобразование и регулирование земельных отношений в аграрном секторе экономики. М.: Диалог.-МГУ, 1999. -218 с.
  125. С.Г. Избранные произведен: В 5 Т. М.: изд-во АН СССР, 1963. — Т. 1: Статистика и экономика. — 488 с.
  126. Дж. С. Аграрная политика Таджикистана Душанбе, 2001.-311 с.-Тадж.
  127. Таджикистан: Отчет по человеческому развитию, 1997−2000. -Душанбе, 1997−2000. 1997. -124 е.- 1998. — 142 е.- 1999- 94 е.- 2000−122 с.
  128. Устойчивое человеческое развитие в Таджикистане на пороге XXI века: Материалы Респ.науч.прак.конф. (30−31 окт.2000 г.). Душанбе: Диловар ДДМТ, 2000. — 195 с. — В надзаг.: Тадж.гос.нац.ун-т. Фак. экономики и управления.
  129. А.А. Эколого-экономические обоснование организации использования земельных ресурсов: Автореф.дис.канд.экон.наук.-М., 1992.-17с.
  130. Т.С., Фейтельман Н. Г. Инвестиционная полишка природопользования М.Наука, 1989. -215 с.
  131. Т.С. Интенсификация использования земли // Вопр. экономики 1985. — № 4-С.72−82.
  132. Д.М., Искандарян Р. А. Агропромышленный комплекс России (состояние и проблемы реформирования). М.: Диалог-МГУ, 1997.-66с.
  133. В.Н. Земельная реформа и механизм ее реализации на территории РСФСР докл.на междунар. семинаре «Земельная реформа и проблемы земельного законодательства», 10−14 июня 1991 г.-М. 1991.-27 с.
  134. А.Б. Избранные произведения. М.:Моск.Рабочий, 1989-Т. 1.-180с.
  135. А.Б. Крестьянский хозяйс1во. М. Экономика — 1989. -492с.
  136. А.С. Основные направления использования земель в условиях формирования рыночных отношений. Ростов-на-Дону: ЮжНИИгипрозем 1994.-38 с.
  137. И.П. Некоторые проблемы осуществления земельной реформы в сельском хозяйстве // Личное и коллективное в современной деревне. М., -1997.-С.29−30. (Никоновские Ч1ения — 1997).
  138. Э.Н. Роль государственного земельного кадастра в проведении земельной реформы // Сфа1егии экономических реформ: Сб.науч.тр.-Душанбе, 1999.-С. 18−20.
  139. Т.А., Уроки решения задач по физике: учебное пособия для учителей средней школы Душанбе, МОРТ, 1991. -116с.
  140. Т.А., Рахимов Б, II. Рачабов Физика-10, Душанбе, МОРТ, Учебник, 2006.- 265 с.
  141. Т.А., Сархадов, И. Алимардонов Э. Решение задач по физике: учебное пособие для учителей. Душанбе, МОРТ, 1991. -560с.
  142. Экономическая эффективное ib и проблемы экологии орошаемого земледелия: Сб.науч.тр. / Отв. Ред. И. П. Кружилин Волгоград: НПО «Орошение», 1991.-144с.
  143. Д.Р. Теоретические и методические проблемы госрегулирования сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рынку: Дис. д ра экон. наук. — М., 1 983 452 с.
  144. Д.Р. // Нижегородский рабочий. -1994 28 января (№ 4) — С.З.
  145. И.Н. Управление земельной реформы: (правовые аспекты): Дис.канд.юрид.наук. М., 1993 — 197с.
  146. Яраги Хадисов Эколого-экономические механизм защиты земель // Междунар.с.х.журн. 1998- № 4-С.6−9.
  147. Ястребова.О.К. Социально-экономические последствия реорганизации сельскохозяйственных предприяшй // Личное и коллективное в современной деревне. М., 1997. — С. 59−61. -(Никоновские чтения — 1997.)
Заполнить форму текущей работой