Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ научной литературы позволил выделить й научно обосновать психологические особенности ресурсного подхода к психолого-педагогичёской профилактике факторов риска аддиктивного поведения подростков, который заключаются в активизации личностного ресурса развития — способности к личностной рефлексии и спосббности к саморегуляции. Созданная модель активизации личностного ресурса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания ресурсного подхода к профилактике факторов риска аддиктивного пбвёдёния в подростковом возрасте
    • 1. 1. Ресурсный подход и возможности его использования к исследованию проблемы факторов риска аддиктивного пбвёдёния и их профилактики
    • 1. 2. Современные представления о факторах риска аддиктивного поведения
    • 1. 3. Специфика факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте
    • 1. 4. Сущность психолого-педагогической профилактики факторов риска аддиктивного поведения
    • 1. 5. Особенности психолого-педагогической профилактики факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте на основе ресурсного подхода
  • Вывода по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности ресурсного подхода к психолого-педагогичёской профилактике факторов риска ад диктивного поведения подростков
    • 2. 1. Организация й методы Шлотажного исследования
    • 2. 2. Программа психолого-педагогической, профилактики факторов риска аддиктивного поведения подростков на основе ресурсного подхода
    • 2. 3. Формируюпдай эксперимент по реализации ресурсного подхода к психблбго-пёдагогичёской профилактике факторов риска аддиктивного поведения подростков
  • Вывода по второй Главе

Психологические особенности ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы профилактики аддиктивного поведения обусловлена нарастанием темпов и масштабов его распространения в современном мире, появлением новых форм. По данным статистики (по частоте обращаемости), на первый план выступают проблемы, связанные с употреблением наркотических веществ, пищевые, сексуальные, гемблинг и аддикции в сфере использования современных информационно-компьютерных технологий.

Особую значимость профилактика аддиктивного поведения приобретает в подростковом возрасте, Носкбльку это Нёрйод Качественных измёнёнйй в становлении личности и, б силу ее незрелости, возраст риска аддиктивных проб. Любопытство, высокая подражательность значимым сверстникам и взрослым при недостатке психологических ресурсов могут спровоцировать аДдйктйвноё поведение. В группе рйёКа Сказываются подростки с низким уровнем развития способности к личностной рефлексии, испытывающие затруднения в преодолении негативного психоэмоционального состояния, не умеющие выстроить последовательность своих целевых действий.

Социальная острота проблемы аддиктивных расстройств личности, особенно в молодом возрасте, вызвала научный интерес к ее решению со стороны специалистов различных областей знания — медицины, педагогики, психологии" Наиболее представлен биомедицинский аспект изучения алкоголизма и наркомании (И.П.Анохина, Ю. Л. Арзуманов Б.М.Коган,.

В.Д.Москаленко, Т.Л.Шибакова). В последние годы появились научные публикации, посвященные исслёдбванию нёхимичёских форм аддиктивного поведения (АлЕ.Войскунский, В. В. Зайцев, А. Ю. Егоров,.

К.Б.Уоип^). Психологический аспект проблемы аддиктивного поведения, представленный в работах Б. С. Братуся, Ц. П. Короленко, позволяет выделить единые психологичёскиё мёханизмы, лежащие в основе формирования аддиктивного поведения независимо от вида аддиктивной реализации. з.

Вопросы детерминации аддиктивного поведения обсуждаются в р>^*ботах В. С. Битенского, AJE. JIhhko, А. С. Каражановой, Э. Дж~>Сздзян. Рассматриваемая проблема отражена в работах зарубежных авторов (J.Altman, I. Goldberg, M.D.Griffiths, M. Landry, G.D.Walters, K.S.Young)^.

Существуют теоретические разработки и позитивный опыт пёр: вичнбй профилактики аддиктивного поведения подростков (С.В.В^резин, К. С. Лисёцкий, Р. Р. Гарифуллин, М. А. Кбвальчук, Д. В. Кблёсбв, М.И.Б^сЬжков, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, W. Miller, G. Brown). Проблема аддиюпавного пбвёдёния и ёго профилактики рассматриваётся в рамках педагбгкг^ёскбй психологии (И, В. Дубровина, М. В. Кочкина, О. Б. Симатова, АЛЗ. Шувалов). На тёорётичёскбм урбвнё социалистами осознаётся необходимость нг^узнбгб обоснования и создания системы профилактического воздействия^, но в практичёской дёятёльности зачастую профилактичёскиё мерохзгриятия осуществляются бессистемно, не имея под собой научной основы. Вопросы психблбгб-пёдагбгичёскбй профилактики с учётом социальной сЕЕтх-уации развития подростков, факторы, определяющие ее как в теоретическозч^ так и практическом плане, остаются малоизученными.

Основными причинами низкой эффективности психолого-педагогз^тческой работы по профилактике аддиктивного пбвёдёния подростков я&лтязотся недостаточная теоретическая обоснованность профилактических программ, бтсутствиё систёмнбгб подхода к прбфилактичёскбй дёятёльности и: низкий уровень подготовленности работников образовательных учреждений^ лес этой раббтё.

В связи с этим^ поиск новых подходов к профилактике' аддикгзоавного пбвёдёния подрбстков в условиях ббразбватёльнбгб учрёждёния становится крайне актуальным. Имеющееся, противоречие между необходш=вл:остью прбвёдёния профилактики аддиктивного пбвёдёния в подростковом ^<Ьзрастё и недостаточным уровнем разработанности научных подходов определила прбблёмнбё пблё исследования. Исследовательский поиск привел к: идёё использования ресурсного подхода в качестве теоретической — основы 4 профилактики факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Суть. его. заключается, а выстраивании профилактической работы на основе активизации личностного ресурса развития подростков. Особый научный интерес с психолого-педагогической точки зрения к изучению, личностного ресурса развития подростков объясняется осознанием реальной возможности череа использование данной категории оценивать факторы риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте и эффективность их профилактики^.

Это обусловило выбор темы диссертационного исследования «Психологические особенности ресурсного подходак психолого-пёдагбгическбй профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте».

Объект исследования: ресурсный подход к Шйхблбгб-пёдагбгйчёскбй профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

Предмет исследования: психологические особенности ресурсного подхода к психблбгб-пёдагбгичёской прбфилактикё факторов риска аддиктивного поведения подростков.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения подростков.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа научной литературы конкретизировать содержание понятий «ресурсный подход», «личностный ресурс развития», «личностный ресурс профилактики факторов риска аддиктивного поведения подростков».

2. Создать мбДёЛь ресурсного подхода к псйхблбгб-пёДагбгйчёской профилактике факторов риска аддиктивного поведения подростков.

3. Разработать программу психблбгб-пёдагбгичёской профилактики ад диктивного поведения подростков на основе ресурсного подхода.

4. Провести формирующий эксперимент по реализации ресурсного подхода к шжхолого-педагогической профилактике факторов, риска аддиктивного поведения подростков.

5. Определить результативность экспериментальной работы по реализации ресурсного подхода к психблогб-пёдагбгическбй профилактике факторов риска аддиктивного поведения подростков.

Гипотеза исследования:

Психологические особенности ресурсного подхода к психологопёдагбгичёскбй профилактике факторов риска аддиктивного поведения «подростков определяются: активизацией личностного ресурса развития.

АктйвйзаЦйя личностного ресурса развйтйя подростков возможна посредством специально организованного обучения, способам, личностной, рефлексии, эмоциональной саморегуляции и цёлёпблагания.

Целенаправленная активизация личностного ресурса развития подростков способствуёт пбвышёнию идёнтификацибнного уровня личностной рефлексии и общего уровня саморегуляции — составляющих личностного рёсурса профилактики факторов риска аддиктивного пбвёдёния.

Методологическая база исследования: субъектно-деятельностный и систёмный подход в психологии (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьёв, А. Б. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, С. Л Рубинштейн), идеи опосредствования в развитии психики (Л.С.Выготский, В. В. Давыдбв, А.Н.Лёонтьёв), кбнцёпция Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, идеи рёсурснбгб подхода к управлёнию чёлбвечёским пбтёнциалбм (Б.Г.Ананьёв, КХМ. Забродин, Т. П. Зинченко, СЛ. Рубинштейн, АМаслоу, К. Роджерс).

Теоретические основания исследования: подходы к пониманию психического развития. и возрастных особенностей подростков (Л.И.Божбвич, Л. И. Бёршёдбва, Л. С. Выготский, И. С. Кбн, В. С. Мухина, А. А. Реан, ДЛ. Фельдпггейн, Д. БЭльконин, Э. Эриксон) — понятие личностного ресурса (К.А.Абульханова, Л. И. Анцыфёрбва, В. А. Ббдрбв, Л. Г. Дикая,.

С .А Ларионова^ АЛ^Фоминова),. понятие личностной: рефлексии. 6.

А.В.Карпбв, А. М. Прихожан, И. Н. Семёнбв, В. И. Слбббдчиков, С-Ю.Степаыон)г идеи саморегуляции (ОАЛСонопкин, Т .В .Корнилова^ В. И. Мбросанова, Е. А. Сёргйёнкб, М.А.ХблбДная, И. И. Чёснбкова, Р. Бауметейстер, КЛЗорс, Б. Шмейчел),. подходы к. изучению факторов риска аддиктивного поведения и их профилактики в подростковом возрасте (В.СЗаитенский^ СЛЗ-Березин,. ИЗ-Дубровина^ НЛБочкарева, ТА^Цоыских^ Ц. П. Кбрблёнкб, Л. Г. Лёбнбва, К. С. Лисёцкйй, А. Е. Личкб, М. И. Рбжков, Н. А. Сирота, В.М.Ялтонскийу1.А1*тап,. ¥-.МШег).

Методы исследования: организационные, эмпирические (формирующий эксперимент)^ психодиагностические: опросник «Склонность к аддиктивнбму поведению» (разработан автором данной работы), методика «Кто Я» МЛСуна и Т-Макпартленда (в модификации А.М.Прихожан), методика «Стиль саморегуляции поведения» (В.И.Мбросанова). Полученные, а результате эмпирического исследования данные подвергались обработке с применением методов математической статистики: корреляционный критерий Спирмена,. и критерий Манна-Уитни,. парный критерий Вйлкбксона, 1фйтёрйй ФйШёра.

Эмпирическая база исследования.

В Шпйрйчёскбм исследований приняли участие 220 человек — учащихся 68-х. классов в возрасте от 12. до 15 лет^ обучающихся, в средних, общеобразовательных школах № 101, 132, 156 г. Самара и учащихся первого курса Самарского техникума промышленных технологии в возрасте 15−16 лёт.

Основные этапы, исследования^.

Эмпирйчёскбё исследование проводилось. в тёчёнйё 2007;2010 г. г. й включало три взаимосвязанных, этапа:

На первом этапе (с октября 2007 г. по май 2008 г.) проводилось пилотажное исследование^ в ходе которого осуществлялась корректировка, диагностического инструментария.

На втором этапе (с июня 2008 г. по август 2009 г.) осуществлялась разработка программы психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков на основе ресурсного подхода.

На третьем этапе (с сентября 2009 г. — по декабрь 2010 г.) проводился формирующий эксперимент по реализации ресурсного подхода к психблбгб-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения у подростков.

Научная новизна исследования.

Впервые прёдставлёй ресурсный подход к псйхолбгб-пёДагогйчёскбй профилактике факторов риска аддиктивного поведения, в подростковом йбЗрасТё, 1ШбрЬш затбЧаёТСя в активизации лИЧНбсТйбГб ресурса развития.

Определены содержательные характеристики личностного ресурса развития подростка — способность к личностной рефлексии и способность к саморегуляции, выявлены основные составляющие личностного, ресурса профилактики факторов риска аддиктивного поведения идентификационный уровень личностной рефлексии и общий уровень саморегуляции.

Впервые, предложена модель ресурсного подхода к психолого-пёдагбгичёскбй профилактике факторов риска аддиктивного пбвёдёния подростковг разработана программа^ обеспечивающая. психолого-пёдагбгичёскую профилактику факторов риска аддиктивного пбвёдёния подростков на основе ресурсного подходам.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследования дополняют научные представления общей и педагогической психологии б збнё актуальнбгб и ближайшёгб развития в подростковом, возрасте-. обогащают содержание понятия «личностный ресурса понятиями «личностный ресурс разбития» и «личностный ресурс профилактики факторов риска аддиктивного поведения" — расширяют научные представления о возможностях использования ресурсного подхода в психолого-педагогических исследованиях.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы психодого-педагогической профилактики факторов, риска, аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения на основе ресурсного подхода. Реализация: данной программы способствует повышению эффективности профилактических мероприятий в подростковом возрасте. Результаты исследования могут использоваться, для: совершенствования профилактической деятельности специалистамипрактиками, работающими в системе образования.

АпрббаЦйяйвнедрёнйёрёзульта исследования.

Материалы исследования, апробированы в работе МОУ СОП1 1.32 .с углублённым изучёниём ряда предметов, МОУ СОШ 156, МОУ СОШ 101 г. Самарыг Самарского техникума промышленных технологий. Материалы, результаты и разработанные рёкомёндации включёны в курсы «Педагогическая психология»,. «Психология здоровья»,. «Методы активного обучения» в Самарском филиалё ГОУ ВПО МГЛУ и Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Самары. Результаты исслёдования докладывались на кафёдрах общей и социальной психологии^ педагогической и прикладной психологии СФ ГОУ ВПО МГПУ, Мёждународной научно-практичёской конфёрёнции «Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения! психблбгб-пёдагогичёский пбдход» (Москва: Институт психологии, социологии и социальных отношений. — 2008 г.), на городском методическом сёминарё. «Профилактика аддиктивного поведения подросткбв в образовательной среде: современные подходы» (Самара: Центр развития образования. — 2009 г.)" .

Основные положения^ выносимые на защиту:

1. Психологичёскиё особённости рёсурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения: подростков определяются активизацией личностного ресурса развития.

2. Личностный ресурс развития — это психологический феномен, представляющий интегральное описание актуального и потенциального уровня развития способностей индивида. В качестве содержательных характеристик личностного ресурса развития подростков выступают способность к личнбстной рефлексии и способность к саморегуляции.

3. Активизация личностного ресурса развития подростков возможна посредством специально организованного обучения, способам личностной рефлексии^ эмоциональной саморегуляции и целеполагания.

4. Целенаправленная активизация личностного ресурса развития •подростков посредством специально организованного обучения способам личностной рефлексии, эмоциональной саморегуляции и цёлеполагания способствует повышению идентификационного уровня личностной рефлексии и общего уровня саморегуляции — составляющих личностного ресурса профилактики факторов рист аддиктивного поведения.

5. Средством Целенаправленной активизаций личностного ресурса развития подростков является специально разработанная профилактическая, программа.

6. Результативность реализации ресурсного подхода к психолого-пёдагогичёской профилактикё факторов риска аддиктивного пбвёдёния подростков определяется повышением показателей идентификационного уровня личностной рёфлексии и общёго уровня саморёгуляциисоставляющих личностного ресурса профилактики факторов риска аддйКТйййбГб Поведения й снййсенйёМ показателей признаков риска аддиктивного поведения.

Достоверность й надёжность полученных результатов исследования обеспечена разносторонним анализом проблемы при определении исходных теоретических позицийадекватностью ЛбгйКй и метбдов исследования его цели, предмету и задачамприменением комплексной методики исследования с использованием экспериментаиспользованием методов кбличёствённой и качествённой обработки рёзультатов, подтвёржденных статистическими расчетами.

Структура и объем Диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения^ списка.

выводы.

1. Теоретический анализ научной литературы позволил выделить й научно обосновать психологические особенности ресурсного подхода к психолого-педагогичёской профилактике факторов риска аддиктивного поведения подростков, который заключаются в активизации личностного ресурса развития — способности к личностной рефлексии и спосббности к саморегуляции. Созданная модель активизации личностного ресурса развития, включающая программу обучения подростков способам личностной рефлексии, эмоциональной саморегуляции и целеполагания, обёспёчиваёт повышение идентификационнбго уровня личностной рефлексии и общего уровня саморегуляции — составляющих личностного ресурса профилактики факторов риска аддиктивного повёдёния — и может служить научной основой организации профилактической работы с подростками в условиях образовательного учреждения.

2. Анализ результатов экспериментальной работы по реализации рёсурснбго подхода к психологб-пёдагбгичёскбй профилактике факторов риска аддиктивного поведения подростков подтверждает его эффективность. У подростков экспериментальной группы достоверно установлено повышение показателей уровня личностной рефлексии (физическое Я, социальное Я), уровня рёгулятбрного процесса (оценка результатов) и снижение показателей признаков риска аддиктивного поведения (неспособность регулировать частоту и интенсивность переживания отрицательных эмоций в ситуации невозможности продолжить работу за компьютером, неспособность контролировать врёмя в ситуации компьютерной игры).

3. У подростков экспериментальной й контрольной групп на контрольном этапе исследования установлены достоверные различия показателей уровня личностной рёфлёксии (физичёскоё Я, сбциальноё Я, самопрёзёнтация), уровня регуляторных процессов (планирование, программирование,.

126, гибкость), общего уровня саморегуляции. Выявлены достоверные различия показателей признаков риска аддиктивного поведения (неспособность регулировать частоту й интенсивность пёрёжйванйя бтрйцатёльных эмоций в ситуации невозможности продолжить работу за компьютером и компьютерной игройконфликт с другими видами дёятёльности в ситуации за компьютерной игрой, в ситуации взаимодействия с Интернетом).

4. Установлены дбстбвёрныё различия в динамике показателей идентификационного уровня личностной рефлексии (самопрезентация) и общего уровня саморёгуляции у подростков экспёримёнтальной и контрольной групп. Выявлено, что у подростков экспериментальной группы в бтлйЧйё от кбнтрбльнбй группы прбйзбшлб дбстбвёрнбё снйЖёййё показателей низкого уровня самопрезентации (<р* = 5,8- р<0,01) и повышение показатёлёй высокого уровня самопрёзёнтации (ф* = 6,7- р<0,01). Качественный анализ показал, что на начальном этапе экспериментального йсслёдбванйя в экспёримёнтальной группё 55% пбдрбсткбв демонстрировали низкий уровень самопрезентации, 33% - средний уровень, 12% - высокий урбвёнь. На контрольном этапе экспёрймёнтальнбгб йсслёдбванйя 4% демонстрировали низкий уровень самопрезентации, 37% - средний уровень и 59% - высокий урбвёнь самопрёзёнтации.

В экспериментальной группе в отличие от контрольной группы выявлено дОстовёрноё снижёниё показатёлёй низкого общего уровня саморёгуляции (ф*=2,1- р<0,05). На начальном этапе экспериментального исследования в экспёримёнтальной группё 21% подростков дёмбнстрировали низкий общий уровень саморегуляции, 63% - средний уровень, 16% - высокий уровень. На контрольном этапе экспёрйментальногб йсслёдбванйя 4% дёмбнстрировали низкий общий уровень саморегуляции, 80% - средний уровень и 16% -высокий общий уровень саморёгуляции.

Таким образом, в целом, результаты экспериментального исследования подтвёрдили выдвинутую гипотезу в том, что психологичёскиё особённости ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов.

127 риска адцйктйвного поведения подростков определяются активизацией личностного ресурса развития — способности к личностной рефлексии и способности к саморегуляции. Целенаправленная активизация личностного ресурса развития подростков посредством специально организованного обучения способам личностной рефлексии, эмоциональной саморегуляции и целеполагания способствует повышению идентификационного уровня личностной рефлексии и общего уровня саморегуляции — составляющих личностного ресурса профилактики факторов риска адцйктйвного поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты й выводы дйссёртацйбннбгб йсслёдбванйя пбзвбЯшбт сдёлать следующие обобщения.

Актуальность исслёдований в русле проблемы аддиктивногб поведения и его профилактики подтверждается постоянным нарастанием темпов и масштабов его распространения в современном мирё, появлением новых форм, а также низкой эффективностью предпринимаемых мер профилактики.

Особую значимость профилактика аддиктивногб поведения приобретает в подростковом возрасте, поскольку это период качественных изменений в становлении личности, и, в силу ее незрелости, возраст риска аддиктивных проб. Любопытство, высокая подражательность значимым сверстникам и взрослым при недостатке психологических ресурсов могут спровоцировать аддиктивное поведение. Чаще всего в группе риска оказываются подростки со слабым развитием рефлексивного компонента в структуре личности, испытывающие затруднения в преодолении негативного психоэмоционального состояния, не умеющие выстроить последовательность своих целевых действий.

Проблема аддиктивногб поведения достаточно многогранна, поэтому достаточно трудно дать единое представление о феномене аддиктивного пбвёдёнйя в рамках одной частной тёбрйй. Поскольку в основе формирования аддиктивного поведения лежит комплексное действие множества факторов, постольку бессмысленно говорить о том, какие факторы играют решающую роль в формировании аддиктивного поведения: Каждый из факторов риска обладает бтнбситёльным весом и может оказаться решающим, несмотря на незначительную выраженность всех прочих детерминант.

Исследования, нацеленные на выявление психологических факторов риска аддиктивного поведения, выявили по существу сходные психологические характеристики причин и условий формирования аддиктивногб поведения вне зависимости от конкретных форм его проявления. Речь идет как осформированной способности эмоциональной саморегуляции, так и об отсутствии адекватных психосоциальных условий для ее развития. Другими словами, настбящий риск формирования аддиктивногб поведения наблюдается у тех индивидов, кто не может воспользоваться обычными средствами и способами регуляции эмоционального ¿-¿-стояния, k? т?pы? эффективны для большинства.

С психолого-пёдагогической точки зрёния фактрами р^ка аддиктивногб поведения в подростковом возрасте выступают микросредовые факторы, которыё определяются особенностями складывающихся отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Эмоционально насыщенная система мёжлйчнбстных отношений важна для подростка, поскольку напрямую связана с признанием его личности. Поэтому неудовлетворительное положёниё в группё сверстников и проблемы в отношёниях ?? взрослыми крайне остро переживается подростком и часто становится причиной нёадёкватных эффективных реакций. H? cп?coбн?cть к личн?? тнoй рефлексии и саморегуляции побуждает необходимость в дополнительных, и? ky??тв?нныx ?п???бax для улучшения эмоционального ¿-¿-стояния, повышает риск аддиктивного поведения.

Сущнбсть пёрвичдой п? иx6л?г?-п?дaгoгич??koй профилактики заключается в предупреждении возможного неблагополучия в эмоциональном й личностном развитии подростков, созданий усйбвйй, максимально благоприятных для этого развитияОсновными направлениями п? иxoлoгo-п?дaг?гич?ck?й щюфилактики являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него уверенности, развитие учения ¿-тавить перед ¿-¿-бой цели и владеть ¿-¿-ббй.

Особенности психолого-педагогической профилактики факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте на основе ресурсного подхода заключаются в выстраивании профилактической работы на основе.

124 активизаций личностного рёсурса развития. В качестве псйхблбгачёскйх характеристик личностного ресурса развития подростка выделены способность к личностной рёфлёксии и способность к самбрёгуляции.

В созданной модели ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактикё факторов риска аддиктивнбгб пбвёдёния подростков представлен механизм активизации личностного ресурса развития подростков. Целенаправленная активизация личностного рёсурса развития подростков — способности к личностной рефлексии и способности к саморегуляции, осуществляется посредством специально организованного обучения способам личностной рефлексии-, эмоциональной саморегуляции и цёлёпблагания и способствует пбвышёнию идентификационного уровня личностной рефлексииобщего уровня саморегуляции — составляющих личностного рёсурса профилактики фактор риска аддиктивнбгб пбвёдёния.

Проведенное исследование позволило экспериментально проверить и доказать эффективность ресурсного подхода к психблбгб-пёдагбгичёскбй профилактике аддиктивного поведения подростков основанного на активизаций личностного рёсурса развития. Это подтверждается достоверностью результатов экспериментального исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. .Г. Человек как прёдмёт познгшия. СПб.: Питёр, 2002. — 288с.
  3. Л.И. Личность в трудных жизнённых ситу4циях: переосмысливание, преобразование ситуаций. и психологическая защита // Псйхблбгичёскйй журнал. 1994. — № 1. — С. 3−16.
  4. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -С. 19−44.
  5. Ю.Л. Психофизиологические основы алкоголизма и наркоманйй. М.: Издатель Гайнуллйн, 2001. 220 с.
  6. А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001. 414 с.
  7. Берёзин С. В, Лисёцкий К. С., Серебрякова М. Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара: Самарский университет, 2001. -50с.
  8. C.B., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании / Междунар. Ассоциация по борьбе с наркоманией и алкоголизмом. CaMapa: Самарск. гос. ун-т, 2000. — 71с.
  9. Р. Развитие Я-концёпцйй й воспитание: Пёр. с англ. — М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  10. М.Р. Органи^ция психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. 298 с.
  11. Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Издательство «Шстйтут практической психологию), Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  12. В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «С6рт§ ?йёБэ» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. Том 27. 2006. № 1.-С. 122−133.
  13. В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. Том 27. 2006. № 2.-С. 113−123.
  14. . С. Аномалий Личности.- М.: Мысль, 1988.- 301 с.
  15. .С. О механизмах целеполагания. // Вопросы психологии. — 1977.- Ш.- С.121−124.
  16. Е.П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. 1997 — № 5. — С. 28−43.
  17. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учёб, пособие для студ. пёд. вузов / Сост. и науч. рёд. В. С. Мухина, А. А. Хвостов: М.: Академия, 1999. — 624 с.
  18. Возрастныё и индивидуальныё особённости младших подростков Текст. / под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967.- 360 с.
  19. А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции / 2-я Российская конфёрёнция по экологичёской психологии. Тезисы (Москва, 12−14 апреля 2000 г.). М.: Экопсихоцентр РОСС, 2000. -С. 251−253.
  20. А.Е. Психологические исследования Интернет аддикции И .Тёзисы докладов 2-й Российской конфёрёнции по экологичёской психологии. М.: Экопсицентр Росс. 2000. С. 251−253.
  21. Л.С. Собраниё сочинёний: В 6 т.- М.: Пёдагогика, 1983. Т.3.-368 с.
  22. Выготский JI.С. C66paHHe сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432с.
  23. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть pe6emcy и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб: Изд-вб АО C
  24. В.В. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. М.: ТЦ Сфёрт, 2002. — 64 с.
  25. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности CTapinero подростка. // Мир психологии и психблогия в мире. 1995, № 3. С.21−27.
  26. Гинзбург М.Р. Cфopмиpoвaннocть личностной идентичности kak показатель успешности социализации в старшем подростковом возрасте. // Мир психологии. № 1. — 1998. — С. 49.
  27. A.B. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., -М.: Московский псйхолого-сбЦиальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003.-240 с.
  28. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояния и возможности психологической защиты. М.: РАГС, 1988. — 125 с. г
  29. JI. П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. -286 с.
  30. А.Л. Медицинская психология. М.: Медицина, 1997. — 461с.
  31. K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М.: Знание, 1988. — 79 с.
  32. А.Г. Как спасти детей от наркотиков / А. Г. Данилин, И. В. Данилина. М.: ЗАО изд-во Центрполиграф, 2000 — 378 с.
  33. А.Н. Прогнозирование жизненного пути в структуре регуляций поведения.: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999. — 21с.
  34. Н.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 230 с.
  35. В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск: Наука СО, 1988. — 196 с.
  36. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция в норме и патологииПсихологический журнал.- 1989. № 2. Т. 10. — С. 122−132.
  37. Е.В. Дёвйантблбгия: психология отклоняющегося поведения личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 288с.
  38. Т.П. Когнитивная и прикладная психология. М.: МОДЭК, 2000.- 608.С.
  39. А.Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клиникб-психблогичёскиё аспёкты. — СПб.: Рёчь, 2005. 436 с.
  40. А.Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Речь, 2007.- 190 с.
  41. М.С. Влияниё ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости от компьютера / Психология зависимости: Хрёстбматия / Сост. К. В. Сёльчёнбк. Мн. Харвёст, 2004. — 592 с.
  42. В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, рбдитёлёй. СПб.: Питёр, 2006. — 240 с.
  43. Как построить свое «Я» / Под ред. Зинченко В.П.- М.: Педагогика, 1991?. —136 с.
  44. Е.С., Гагарина М. А., Падун М. А. Роль типа привязанности в гёнёзё аддиктивнбгб пбведёния: постановка прбблёмы. Часть 1.
  45. Психологический журнал, 2006, том 27. № 6. — С. 45−53.132
  46. Т.А. Психологические детерминанты предрасположенности личности к наркозависимому поведению. Дисс.канд. Псйхол. наук. Иркутск, 2005. — 165 с.
  47. , A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности / A.B. Карпов. М.: Институт психологии РАН, 2004. — 424 с.
  48. A.B., Скитяёва И. М. Психология рёфлёксии. М.-Ярославль: Аверс Пресс, 2002.- 304 с.
  49. A.B., Пономарёва В. В. Психология рёфлёксивных механизмов управления. М.: ИП РАН, 2000. 283 с.
  50. A.B. Янбвйч К. Т. Исследование закономерностей взаимосвязи уровня развития рефлексивности и Я-концепции.// Психология XXI столетия. Т.2 / Под ред. Козлова В. В. -Ярославль.: МАПН, 2006. 302с.
  51. О. И. Кравцов Г. Г. Личностная рефлексия как возрастное психологическое новообразование. Журнал «Вёстник РГТУ». Серия «Психология» № 1,2006. С. 127−138.
  52. Клё М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.:' Педагогика, 1991 г. — 174 с.56: Клёйбёрг Ю. А. Психология девиантнбго поведения /Ю.А. Клёйбёрг. -М.: 2001.
  53. .М., Анохина И. П. Диагностическое й прбгнбстйчёскбё значение исследования механизмов катехоламиновой нейромедиации при алкоголизме // Вопросы наркологии. 1990. — № 4. — С.3−5.
  54. Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. — Ростов н /Д: Фёникс, 2005. 185 с.
  55. Д.В. Педагогика как фактор здоровья // Известия РАО. — 2001. № 1. — С. 49−56.
  56. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самбсбзнаниё.- М.: Политиздат, 1984 г.- 335 с.
  57. В.Т. Дёвйантнбё пбвёдёнйё у подростков: социально -психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 1988. — 207 с.
  58. O.A. Структурно-функциональный и содержательно-психблбгичёский аспекты осознанной саморегуляции / О. А. Кбнбпкин // психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2005. Т.2. № 1. — С. 2742.
  59. Т.В. Саморегуляция и личностно-мотивационная регуляция принятия решений // Субъект и личность в психологии саморегуляции / Под. ред. В. И. Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО- Ставрополь: Сев. Кав. ГТУ, 2007. С.181−194.
  60. Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития -Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991.- № 1. — С. 8−15.
  61. Ц.П., Дмитриева Н. В. Личностные расстройства. СПб.: Питер, 2010.-400 с.66: КОролёнкб Ц.П., Дмитриева Н. В. Сбцйбдинамйчёская психиатрия. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 460 с.
  62. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: дёструктивнбё поведение в современном мире. Новосибирск: Наука Сиб., 1990. — 222 с.
  63. М.В. Психолбго-педагогическиё условия профилактики и. предупреждения аддиктивного поведения у подростков: Автореф. дис. канд.психблбг. наук / Кбчкина М. В. Мбск. психблбгб-сбциальный ин-т. Москва, 2007. 19 с.
  64. КрйстаЛ Г. Нарушение эмбцйбнальнбгб развитая прй аддйктйвнбм поведении # Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулйнга М.: Класс, 2000. — С. 80−118.
  65. И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 177с.
  66. КуЛаков С. А. Диагностика й псйхбтёрапйя аддиктивного повёдёнйя у подростков: Учеб.-метод. пособие. -М.: Смысл, 1998. 195 с.
  67. Л.В. Псйхбгйгйёна лйчнбстй. Вбпрбсы псйхблбгйчёскбй устбйчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. -464 с.
  68. Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными вёщёствами в подростковом возрастё. СПб.: Алётёйя, 2001. — 224 с.
  69. Н.С. Эмоциональное общёниё матери и дочёри как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 48−60.
  70. Ларионова С: А. Социально-психологическая адаптация личности: тёорётичёская модель и диагнбстика: монография. / С. А. Ларионбва. -Белгород, 2002. 200 с.
  71. Л.Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие / Под рёд. Ц. П. Кбролёнкб. — Новосибирск: НМИ, 1998 — 41 с.
  72. Л.Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного повёдёнйя в подростковом возрастё / психология зависимости: Хрёстоматия /Сост. К. В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 2004. С. 449−502.
  73. Д.А. От инстинкта к выбору, смыслу й самбрёгуляцйи: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современная психология мотивации / Под. рёд. Д. А. Лёонтьёва. М.?Смысл, 2002. — С.4−12.
  74. Леонтьев Д. А Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Учёныё записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Л6м6н6сова / Под ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. М.:Смысл, 2006. Вып. 2. — С.85−105.
  75. С.В. Пёдагогичёская профштктики наркотичёской ггависимости у подростков в образовательном процессе школы. Дис. на соиск. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2005. — 176 с.
  76. А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие. М.: Акадёмия, 2001. — 252 с.
  77. Ю.Л. Проблема развития рефлексии и самосознания у соврёмённых подростков: k nocTaHOBke вопроса // Извёстия ТулГУ. Серия «Психология» / Под. ред. Е. Е. Сапоговой. 2003. Вып. 3. — С. 172−179.
  78. К.С. Псйхологичёскиё основы прёдупрёвдёния наркотической зависимости личности Текст. / К. С. Лисецкий. — Самара: Изд-во «Унйвёрс групп», 2007. 308 с.
  79. А.Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991.-304 с.
  80. А.Е., Иванов Н. Я. Словарь современной американской псйхйатрйчёской тёрмйнологай с ёё отлйчйямй от принятой в Рбссйй 'Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева. — 1992-№ 4.-С. 63−84.
  81. Н.Ю. Психология профилактики алкоголизма и наркомании нёсбвёршённблётних: Учёб, пособиё. — Ростов н /Д: Фёникс, 2000. 384 с.
  82. Н.Ю. О склонности подростков к адциктивному поведению //Психологическийжурнал. 1996. Том 17. № 3. С. 149−158.
  83. А. Мотивация и личность. / Пер. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразйя, 1999.-412 с.
  84. .М. Психология саморазвития: психотехника риска и npaBiuia бёзопаенбети. Рига, ПЦ «Экспёримёнт», 1996 г. — 190 с.
  85. В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. — М.: МЕДпрёсс, 2001. 432 с.
  86. З.К. Методология научного исследования и образования: Учёб, пособиё для студёнтов, занимающихся НИР, и аспирантов / З.К.
  87. Меретукова. Майкоп: Изд-во АТУ, 2003.136
  88. A.B., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. Спб.: Речь, 2006. — 248 с.
  89. М.Ю. Социальная адаптация дёпрйвйрбванных дётёй: социокультурный аспект: Автореф. дис. канд. социол. наук / Михайлина М. Ю. Сарат. гос. тёхн. ун-т. Саратов, 1997. — 17 с.
  90. Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дёзйдаптацйй подростка. М.: Просвещение, 1999. — 152 с.
  91. В.И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человёка. / Вопросы психологии. — 2000. № 2. — С. 118−127.
  92. В.Д., Шибакова T.JI. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом // Наркология. 2003. — № 9. — С. 14−17.
  93. В.Н. Психология отношений. Москва — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 356 с.
  94. Л.П., Колесов Д. В. Уроки профилактики наркомании в школё: Пособиё для учитёля. М.: Моск. Психол.-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во: НПО МОДЭК, 2000. — 64 с.
  95. Л.Ф. Возрастная психология. Изд. 1-ё. — М.: Пёдагогическое общество России, 2004. — 422 с.
  96. Общая психодиагностика. Учёбноё посббиё, под рёд. Бодалёва А. А., Столина В. В. Санкт-Петербург: «Речь», 2006. 440с.
  97. В.Э. Групповой психологический тренинг. Издательство: Питер. Год издания: 2006. 224 с.
  98. В.А. СамбрёгуЛяЦйя в структурё индивидуальности: 87. кто субъект, кто объект, кто посредник? // Субъект и личность в психологии??? морёгуляции / Под. рёд. В. И. Мбросанбвой. М.: Изд-во ПИ РАО- Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. С.151−171.
  99. . Психология интёллёкга. СПб.: Питёр- 2003. — 192 с.
  100. К.Н. Особенности психического развития и периоды BO3pa? THbix кризисов // Психология развития. Под рёд. Т-Д.Марцинкбвскбй. -М., 2001.-С. 264−308.
  101. К.Н. ПсйхоЛогия возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. — 184 с.
  102. Пpaктичecкaя психология образования: учёбноё пбсобиё 4-ё изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной СПб.: Питер, 2007. — 592 с.109: Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог чёловёка с природой / И. Пригожин, И.Стенгерс. М.: УРСС, 2003. — 310 с.
  103. A.M. Психология нёудачнш^: Трёнинг увёрённости в сёбё. -М.: ТЦ «Сфера», 2000. 192 е.
  104. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под рёд. М. К. Тутушкиной. 3-ё изд. — СПб.: Изд-во Дщщктика-Плюс. — 347 с.
  105. Психология личности в трудах бтёчёствённых психологов / Сост. й общая редакция JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — 480 с.
  106. Психология личности й управлёнйё чёловёчёскйми ресурсами Тёкст.:учебное пособие. / Ю. М. Забродин. М.: Финстатформ, 2002. — 360 с.138
  107. Психология подростка. Учебник. Под ред. A.A. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 480 с.
  108. Психология рйзвйвающёйся Личности. Под ред. Петровского A.B. М.: Педагогика, 1987 г. 240 с.
  109. Психопрофилактика в практической психологии образования: учебное пособие / В. Э. Пахальян. Москва: Пер Сэ, 2003. — 208 с.
  110. Paбoчaя книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др: Под ред. И. В. Дубровиной: — М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
  111. A.A. Психология и психодиагностика личности. Теория- методы исследования, практикум. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 255 с.120: Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления лйчностй. Пёр. с нём. М.: Мир, 1994. — 319 с.
  112. М.И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков: Учёб, пособиё. М.: FyMaHHT. Изд. Цёнтр ВЛАДОС, 2004. — 144 с.
  113. Е.С. Психодшгнбстика: Учёбноё пбсобтё. — СПб.: Питёр, 2005.-400 с.
  114. В., Прбтько Н., Марчёнкбва И. Повёдёнчёскйё риски й нравственные ценности.// Белорусский медицинский журнал.- № 1(11). 2005 г.- с.81−82.
  115. В.В. Современные проблемы психологического образования: BOapacTHOn подход / Психология образбвйния: прбблёмы и пёрспёктивы. Материалы первой Международной научно-практической конференции. — М., 2004. С. 3−6.
  116. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом B03pa? Te / РАО- Психологический институт. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ACADEMIA, 1995. — 124 с.
  117. H.A. Повёдёнчёскйё расстройства у дётёй: дийгностика, коррекция и психопрофилактика. -М.: Гном-пресс, 1998. 84 с.139
  118. C.B., Логвинов И. Н. Пёдагбгйчёская психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2006. — 2004 с.
  119. Е.А. Субъёкт рёзвития, субъёкт дёятёльнбсти, субъект жизни: регуляция поведения // Субъект и личность в психологии caMOperynflnrai / Под. рёд. В. И. Мбрбсановбй. М.: Изд-вб ПИ РАО- Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. — С. 256−273.
  120. Е.А., Вйлёнская Г. А. Динамика йзмёнёнйй раннего психического развития: психогенетический и онтогенетический аспекты // Вёстник Российского ryMaHHTapHOro научного фонда. 2004. N 4 (37). C.105— 118.
  121. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001. 350 с.
  122. О.Б. Игровая компьютерная аддикция спёцифичёский вид аддиктивной реализации // Молодая наука Забайкалья: аспирантский сборник / Заб. гос. гум.-пёд. ун-т. — 4nTa, 2006. — Ч. 2. — 197 с.
  123. О.Б. Первичная профилактика злоупотребления ncHxoaKTHBHbiMH вёщёствами у подростков. 4nTa: 3a6i l 11У, 2005. — 152 с.
  124. О.Б. Профилактика зависимого поведения у детей и подростков: учёбнб-мётбдичёскбё пособие. Чита: ЗабГГПУ, 2007. — 15 с.
  125. О.Б. Психология зависимости: учебное пособие. — Чита: 3a6ITny, 2006. 301 с.
  126. В .И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.
  127. В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / Ред. В. Г. Щур. — М: Школьная npecca, 2000. 416 с.
  128. , С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С. Ю. Степанов, И. Н. Семёнов // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — с. 31−40.
  129. Субъект и личность в психологии саморегуляции (под ред. В.И.Мбрбсанбвбй) — Мбсква-Ставропбль: ПИ РАО, Сёв-Кав ГТУ. — 2007. -520 с.
  130. Э. Психоаналитические исследования аддиктивнбгб поведения: обзор / В кн.: Психология и лечение зависимого поведения. Под рёд. С. Даулйнга. М.: Класс, 2000. — С. 13−28.
  131. H.H. Жизненные планы подростков и юношей. // Вопросы психологии, 1984, № 3. С.79−86.
  132. H.H. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию у учащихся 15−16 лёт // Руководство практического психолога / Под ред. В. И. Дубровиной. М., 1995. — 57 с.
  133. H.H. ПсйхблбГйчёская технология развития временной перспективы и личностной организации времени. / Активные методы в работе ппсбльнбгб психолога. Киров, 1991. 119с.
  134. Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психблбгическиё труды. — М.: Моск. психбл.-сбциальн. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2002. 432 с.
  135. В. Чёлбвёк в поисках смысла. / Пёр. с англ. и нём. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  136. Э. Имёть или быть. Пёр. с англ. Э. Тёлятниковбй. М.: ACT- ACT Москва, 2009. — 336.
  137. И.А. Психология дётёй с нарушениями пбвёдёния: пбсббиёдля психологов и педагогов. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 352 с.141
  138. С. Д. Нёаддиктивность психологических перёменных// Психологический журнал 2000 том 21 № 3. С. 124−131.
  139. Э.Дж. Уязвимость сфёры саморёгуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения / В кн.: Психология и лечение зависимого поведения. Под рёд. С. ДауЛйнга. — М.: Класс, 2000. С. 28−55.
  140. Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. 220 упражнений для развития способностёй. — СПб: Речь, 2006.
  141. , Г. А. Психология саморазвития Г.А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М.: Интёрпракс, 1995. — 286 с.
  142. Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения. — Омск, 2002. 260 с.
  143. И.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» // ПсйхолбГйчёский журнал. 2002.- Т. 23. — № 1. — С. 113−117.
  144. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: кбмпонёнтный анализ структуры и стратегий адаптации/ С. А. Шапкин, Л.Г. Дикая// Психологический журнал. Т.17. — 1996. — № 1. — С. 19−34.
  145. ШёвЦов A.B. Сходство й различия юшнйчёскйх проявлении зависимости от психоактивных веществ в парах родственников брат-брат, сын-отёц // вопросы наркологии. 2001. — № 2. С. 33−40.
  146. А. В. Проблёмы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей. // Вопросы псйхблбгйй. 2001, № 6. С. бб — 79.
  147. Школа молодых наркологов и аддиктологов регионов России: сборник материалов /под ред. проф. Менделевича В. Д. Казань: Медицина, 2009.
  148. Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект- Трйкста, 2005. — 336 с.
  149. A.B. Психологическое здоровье детей// Сборник тезисов1 международной кбнфёрёнцйи: подростки и молодёжь в мёняющёмся обществе (проблемы девиантного поведения).— М., 2001.- С.253−255.
  150. Эйдёмйллёр Э-Г., Юстйцкйс В. В. Сёмёйная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. — 192 с.
  151. Э.Г., Kyлakoв С.А., Чёрёмисин О. В. Исслёдбваниё образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением. «Психологические Исследования й психотерапия в наркологам» Л., 1989. — С. 74−78.
  152. .Д. Введение в психологию развития: в традиции культурно-йсторйчёской теории Л. С. Выготского. — М.: Трйвбла, 1994. — 168 с.
  153. Э. Дётствб и ббщёствб: Пёр. с англ. / Ред. А. А. Алёксёёв. -2-ё изд., перераб. и доп. СПб.: Речь, 2000. — 416 с.
  154. В.М., Сирота H.A. Мотивационная тёрапия // Наркология, № 4, 2003.-С. 41−44.
  155. Янг К. С. Диагноз Интёрнёт-зависимость // Мир Интёрнёт. 2000. № 2. С. 24−29.
  156. А.Н. Пpoблeмa активизации рёсурсов личности чёлбвёка в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях. Электронный рёсурс. Рёжим доступа //httQ//wwv (23.04.07).
  157. Altman J., Glautier S., Markou A., Nutt D., Philips G.D., Robbins T.W. The biological, social arid clinical bases of drug addiction: Commentafy and debate
  158. Psychopharmacology (Berlin). 1996. Y. 125. P. 285−345.143
  159. Bandura A. Social learriirig through iriformation// Nebraska symposium on motivation Vol. 10/ Ed. by M.R. Jones. Lincoln: University Nebraska press, 1962.
  160. Browri R.I. F. Soriie contributions of the study of gambling to the study of other addictions // In W.R.Eadingtone & J.A.Cornclius. Gambling Behavior and Probleih Gambling. Rerio: Uriiversity of Nevada Press. 1993. P.241−272.
  161. Goldberg I. Internet addiction disorder, 1996. In Psychom. net, www, sciericedirect, com /scierice, accessed 20 Noveiriber, 2004.
  162. Griffiths M.D. Bhavioural addiction: an issue for everybody?Journal of WorTcplace Learriirig, 1996. V. 8. N 3. P. 19−25.
  163. Jessor R., Jessor S.L. Problem behavior and psychological developments lorigitudirial study of youth. N.Y.: Acaderiiic press, 1977.
  164. Korolenko C. P. The peculiarities of alcoholism in the north. Circum-polar healtii 87, Umea Swederi, 1987.
  165. Korolenko C. P. Alkohol problems in conditions of the north. — Circuiripolar health 87, Uriiea. Swederi, 1987.
  166. Korolenko C. P., Bochkareva N. L. Donskih T. A. Addictive behavior in coriditions of the riorth.:—8th Iriteriiatiorial Corigress on Circuiripolar health. — Yukon, Whitehorse, 1990.
  167. Laridry M. Addictiori diagriostic update DSM-E?-R psychoactive substances use disorder// J. Psychoact. Drugs. 1987. V. 19: N 4. P. 379−381.
  168. Lasarus R.S., Folkiriari S. The Coricept of Copirig // Stress arid Copirig: ari anthology. N.Y.: Columbia University Press, 1991. P. 189−206.
  169. Miller W. Addictive behaviours: treatriierit of alchoholisrii, drug abuse, smoking and obesity. Oxford etc: Pergamon Press, 1984. 353 p.
  170. Nakario K. The role of copirig strategies ori psychological arid physicalwellbeing //J. Psychol. 1991. V.47.№ 4. P. 160−167.144
  171. Folkman S., Lazarus R.S. Copirig and Erhotiori//Stress arid Copirig: ari anthology. N.Y.: Columbia University Press, 1991. P.207−227.
  172. Fryderiberg E., Lewis R. Adolescerit Coping Styles Strategies // Australian J. of Guidance and Counseling. 1991. V. l.P. 35−43.
  173. Shroeder D. Is there a relationship betweeri self-esteerii and drug use // J. Drug Issue, 1993. -№ 23. P. 645−665.
  174. Schiriidbauer W. Psychologie: LEXICON der Gruridberriffe. Hamburg. Rowolt. 1991. PP.52−55.
  175. Walters G.D., Gilbert A.A. Defining addiction: Contrasting views of clients and experts // Addiction Research. Jun 2000. V.8. № 3. P. 211−221.
  176. Young K.S. Iriterriet addiction: The einergerice of a new clinical disorder// CyberPsychology and Behavior. 1998. V. 1. — P. 237−244.
Заполнить форму текущей работой