Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рефлексивный механизм принятия решений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидность связи Г1Р со всеми компонентами деятельности — опытом ее субъекта, познавательными процессами, мотивацией и операциональными составляющими (планами, стратегией и тактикой) не предполагает однозначного вывода о ее характере. На этапе подготовки решения содержание компонентов детерминирует формирование альтернатив, выбор критериев, оценку полезности и значимости исходов. Выбранный… Читать ещё >

Рефлексивный механизм принятия решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выбор из альтернатив предполагает оценку результатов для каждой альтернативы по множеству критериев, таких как достижимость, трудоемкость, значимость, реакции социального окружения, отдаленные последствия и др. При этом оценке подлежит не только сам будущий результат (исход), но и способы и условия (внешние и внутренние) его достижения. Такая многокритериальная прогностическая оценка возможна лишь при включении в «рассмотрение» всех характеристик варианта действия. Единственным способом сопоставления субъективных представлений о вариантах возможных действий (альтернативах, исходах, критериях полезности и ценности) является их знаковая репрезентация в едином «пространстве непространственных явлений» — в пространстве сознания. Содержание сознания формируется в процессе рефлексии и является его результатом.

Рефлексия в ее первичном содержании (в работах неоплатоников, а затем Декарта) связывается со способностью субъекта к различению процесса мышления и данности «Я» как носителя мышления. И. Кант описывает рефлексию как преодоление субъектом различения эмпирики (реальности) и знания о пей. Разнородные объекты, зафиксированные в понятиях посредством рефлексии, выступают в мышлении как однородные, что и обеспечивает возможность их сравнения. Начиная с Канта рефлексия понимается как обращение содержания знания на самого познающего субъекта. Способность познания содержания собственной активности по происхождению и функционированию рассматривается как атрибутивная характеристика деятельности, формирующаяся в результате интериоризации (освоенная и обращенная на себя) практики социального познания и общения. Результатом рефлексии как специфической человеческой способности и соответствующих процессов репрезентации является субъективная (и личностно обусловленная) «картина» собственной деятельности — (о)сознание содержания когнитивных процессов, мотивации, опыта и возможных схем внешнего поведения. Именно рефлексивные процессы и осознание ситуации обеспечивают оценку возможных вариантов действий и выбор одного, преодоление неопределенности ситуации и достижение цели.

Особая функция ПР в структуре деятельности, состоящая в осознании содержания собственной активности и активности другого, была зафиксирована в работах по рефлексивному управлению [10]. Применительно к конфликту — это функция взаимного отображения замыслов и действий противоборствующих сторон. Развернутая форма взаимного отображения фиксирует главные переменные ПР, которыми могли манипулировать конфликтующие стороны. К таким переменным, отображенным на «экране сознания» и участвующим в имитации рассуждения, были отнесены ситуация («планшет»), цель и способ решения («доктрина»). При этом отображение ситуации каждым участником включало возможные прогнозируемые отображения другим планшета, цели, доктрины и отображения другого в совокупности его переменных. Успех действий в ситуации конфликта зависит от уровня рефлексии — способности не только отображать «видение» ситуации другим, но и прогнозировать его «видение» себя и возможные действия. Иными словами, смысл рефлексивного управления состоит в использовании возможностей субъекта «сознательно конструировать образы себя и других» для достижения своих целей.

В. Лефевр обратил внимание и на другую форму рефлексии — процесс автоматической, сознательно не контролируемой генерации образов себя и других. Этот процесс, отличающийся от сознательного постижения себя и других, был назван быстрой рефлексией. Быстрая рефлексия может продуцировать поведение по схеме — известным субъекту правилам или по привычке. Если правила усваиваются субъектом в основном сознательно, а следование им преднамеренно, то привычки проявляются без участия сознания. И правила, и привычки обеспечивают оптимальность выполнения определенного действия в определенных обстоятельствах [21].

Условиями формирования схем поведения являются, во-первых, постоянство составляющих ситуации — внешних параметров, внутренней готовности, структуры действий и его результатов; во-вторых, успех в достижении результата действий, соответствие цели; в-третьих, фиксация и закрепление в опыте (памяти) содержания и связей компонентов завершенной деятельности. Схема поведения запускается мало меняющимися (инвариантными) признаками ситуации, усвоенными в опыте субъекта. Сознательно введя такой признак, можно легко спровоцировать действие по схеме (правилу, привычке). В реальной ситуации регуляция действии строится на основе обеих форм рефлексии. Весьма конструктивным может оказаться исследование взаимодействия двух форм рефлексии — развернутой и быстрой, анализ условий перехода от одной к другой.

Рефлексия обеспечивает: 1) изменение действий при изменении объективных обстоятельств и субъективных условий; 2) корректировку планов в соответствии с изменившейся ситуацией; 3) оценку соответствия своих действий, результатов и последствий объективным требованиям задачи; 4) оценку непротиворечивости и целостности выбранного способа действия для достижения желаемого результата; 5) поддержание направленности деятельности на длительном интервале времени и в условиях появления других актуальных целей и деятельностей. Этот перечень, далеко не полный, отражает назначение рефлексии и сознания — функцию регуляции деятельности. ПР в этом контексте является содержанием сознательной регуляции деятельности, базовым механизмом самоорганизации психической активности [6].

Принятие решения как рефлексивный процесс означает вариативность его содержания в зависимости от индивидуально-личностных особенностей. Индивидуальные особенности обусловлены характеристиками когнитивных процессов, в первую очередь мышления, памяти и опыта. Рациональные решения, основой которых являются мыслительные процессы, предполагают объективный анализ характеристик ситуации и их связей. Решения, основанные на суждениях, базируются на качественных оценках ситуаций, обусловленных знаниями или накопленным опытом. Опираясь на здравый смысл и знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, человек выбирает альтернативу, которая чаще давала положительный результат (успех). При ограниченных возможностях рационального выбора и опыта субъект может основывать выбор на эмоциональном критерии (отношении к варианту), что определяется как эмоциональное решение. В условиях отсутствия или низкого уровня владения правилами многокритериального выбора, а также ограниченных возможностей их использования (например, при дефиците времени) решения характеризуются как интуитивные (на основе интеграции опыта) и эвристические (при ограниченности опыта и активизации творческого потенциала). Интуиция и эвристика сокращают процедуры оценки альтернатив, позволяют сделать пусть не лучший, но приемлемый выбор, что часто бывает важно для достижения целей деятельности.

Все более очевидным становится факт, что критерии выбора и оценка последствий зависят от индивидуальной интерпретации, а ПР ограничивается зависимостью от личностных факторов. Личностные качества проявляются в особенностях выбора и интеграции критериев оценки альтернатив по их значимости и приемлемости в соответствии с системой ценностей. Кроме того, оценка субъективной составляющей ситуации (внутренние возможности реализации вариантов действий) зависит от самооценки: высокая самооценка расширяет количество приемлемых альтернатив и возможных вариантов действий, низкая самооценка детерминирует сокращение рассматриваемых вариантов как недостижимых. Важной личностной переменной является отношение мотиваций достижения и избегания неудач, объясняющее предпочтения выборов в ситуациях риска.

Экспериментальные исследования особенностей проявления мотиваций достижения и избегания неудач в соответствии с моделью Аткинсона позволили установить связь мотивации и особенностей принятия решения. Выраженное сильное стремление к успеху связано с предпочтением умеренного риска; стремление к избеганию неудач проявляется в выборе либо альтернативы с высокой вероятностью успеха (осторожное решение), либо очень рискованной альтернативы, но при условии, что неудача не будет предосудительной. Предпочтение осторожных решений коррелирует также с высоким уровнем личностной тревожности. Личностные особенности, являясь относительно постоянными характеристиками сознания, ограничивают круг возможных или приемлемых действий, определяют ПР, а тем самым и деятельность.

Психологические переменные являются причиной несовпадения предсказаний нормативных моделей ПР и реальных выборов людей в идентичных ситуациях. Результаты исследований, особенно в когнитивной психологии, позволяют объяснить вариативность принятия решения как функцию общих закономерностей и индивидуальных особенностей психической системы. Эмпирические исследования выявили закономерности индивидуальных решений, которые отражают связь IIP с компонентами деятельности. Вариативность решений в первую очередь зависит от субъективной оценки вероятности исхода, а не от его объективной вероятности. При этом вероятность события не тождественна ее оценке, определяемой множеством факторов. Например, вероятность события оценивается субъектом выше объективной, если в опыте субъекта часто встречались схожие ситуации, что проявляется в легкости припоминания и визуализации, — оценка вероятности зависит от содержания индивидуального опыта. Ошибки восприятия и особенно мышления изменяют субъективные оценки вероятностей событий и снижают вероятность прогнозов их изменений. Например, в силу особенностей людей минимизировать усилия при поиске решения проявляются склонности переносить особенности небольшого числа событий на широкие классы (считать, что маленькие выборки хорошо репрезентируют большие), переносить оценки простых событий на сложные, что приводит к ошибкам прогнозирования. Люди также склонны переоценивать надежность прогнозов, не замечать логические ошибки выводов и игнорировать транзитивность отношений альтернатив. Кроме того, вариативность ПР определяется тем, на каком языке — в терминах положительных или отрицательных исходов — описана или представлена ситуация, что прямо связано с особенностями мотивации [3]. Общеизвестна зависимость ПР от значимости или ценности исхода для субъекта: чем выше значимость, тем выше цена, которую он готов заплатить, выше субъективная оценка вероятности положительного исхода и выше оценка приемлемости отрицательного исхода. Если при этом цена (собственные затраты субъекта) минимальна, то ошибка прогноза вероятности положительного исхода возрастает на порядок. Было также обнаружено, что шкала объективной вероятности (0 1) не совпадает со шкалой оценок не только по границам (преувеличение значений вероятностей, близких к 0, занижение вероятностей, близких к 1), по и по размерности (равномерная шкала объективной вероятности трансформируется в неравномерную шкалу субъективных оценок). Вследствие несовпадения размерности шкал субъективной оценке вероятности Р = 0,5 (ситуации неопределенности) соответствует объективная вероятность Р = 0,38 [10]. Следует признать вариативность субъективных оценок ситуации неопределенности, обусловленную личностными особенностями субъектов принятия решения.

Очевидность связи Г1Р со всеми компонентами деятельности — опытом ее субъекта, познавательными процессами, мотивацией и операциональными составляющими (планами, стратегией и тактикой) не предполагает однозначного вывода о ее характере. На этапе подготовки решения содержание компонентов детерминирует формирование альтернатив, выбор критериев, оценку полезности и значимости исходов. Выбранный вариант — принятое решение — определяет актуальное содержание и характеристики компонентов деятельности, т. е. оказывает регулирующее воздействие, обеспечивая взаимное соответствие и соорганизацию содержания ее компонентов, целостность, целесообразность и неповторимость индивидуального поведения. Поистине, ПР является центральным элементом деятельности оператора — сначала зависит от актуального ее содержания, а потом определяет направление и характеристики ее реализации и достижения целей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой