Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены уровни сформированности социальной компетентности учащихся начальной школы. «Стартовый» уровень характеризуется умением ученика устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, но не с социальными группамипризнанием себя как ценности, но общение с другими людьми не осознается как ценностьзатрудняется объяснить свое состояние и желания, определить для себя цели совместной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Социальная компетентность младших школьников как предмет педагогического исследования
    • 1. 2. Педагогические возможности учебной кооперации в процессе развития социальной компетентности младших школьников
    • 1. 3. Педагогическая модель формирования социальной компетентности младших школьников
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Уровни сформированности социальной компетентности младших школьников
    • 2. 2. АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 3. Эффективность использования дидактической модели формирования социальной компетентности младших школьников
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основной ценностью современного образования является человек со всей совокупностью его особенностей как целостная развивающаяся система. В качестве центрального понятия ценности, цели и результата образования все чаще выступает понятие компетентности. Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетной задачи современной школы определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, что ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.

Анализ научных исследований, раскрывающих теоретические положения о целостном развитии личности, единстве сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн и др.) и особенности развития личности младшего школьника (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, И. В. Дубровина, A.B. Запорожец, К. Изард, О. А. Карабанова, Е. Е. Кравцова, И.А. Малашихи-на, B.C. Мухина, К. Н. Поливанова, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, П. М. Якобсон и др. и др.), позволил сделать вывод о том, что младший школьный возраст — это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Именно в этот период происходит целый ряд личностных образований, необходимых для формирования социальной компетентности:

• развивается мотивация социально-значимой деятельности, в рамках которой ориентация на успех является позитивной основой для формирования социальной компетентности, т.к. она направлена на достижение конструктивных, положительных результатов, что определяет личностную активность ребенка;

• в процессе развития познавательной сферы младший школьник учится управлять психическими процессами, что создает основу становления способности к произвольной регуляции поведения и выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности младшего школьника;

• у ребенка развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к себе и к окружающим, он становится способным к адекватной самооценке, а удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка выступают важными составляющими социальной компетентности;

• на протяжении младшего школьного возраста складывается новый тип отношений с окружающими людьми, усваиваются социальные нормы, утрачивается ориентация на взрослого и происходит сближение с группой сверстников, где востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействиямладший школьник начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

Следовательно, формирование социальной компетентности младшего школьника базируется на таких личностных образованиях, как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях.

Сущность и содержание компетентностного подхода в повышении качества начального образования исследованы в работах Е. М. Алифановой, Н. И. Белоцерковца, М. В. Крулехт, Т. А. Парамоновой, Л. В. Свирской, Т.Н. Со-ляковой, Е. Г. Юдина и др.

Социальные умения и навыки ребенка эффективно формируются в специально организованной групповой работе на основе кооперации (Т.В. Ермолова, Н. В. Калинина, Л. Г. Салмина и др.). В последнее время в школьном образовании уделяется большое внимание кооперативным способам обучения. Значимость кооперации со сверстниками раскрывается в отечественных (Г.Н. Бросалина, В. К. Дьяченко, JI.M. Зеленина, Х. Й. Лийметс, Е. С. Рабунский, В. В. Рубцова, В. А. Синицкая, Г. А. Цукерман и др.) и зарубежных исследованиях (R. Johnson, D. Johnson, S. Kagan, Sh. Sharan, R. Slavin, D. Barnes, F. Todd, C. Boileau, J. Denn, R. Hillz). Согласно данным теоретическим положениям, процесс обучения приобретает социально-коммуникативный характер, а школьный класс рассматривается как определенная коммуникативная система.

Анализ научной литературы, педагогического опыта, а также изучение реального состояния проблемы позволили нам выделить ряд противоречий между:

• современными требованиями к развитию социальной компетентности младшего школьника и невозможностью реализовать это требование в рамках традиционной дидактической системы обучения;

• образовательными возможностями учебной кооперации в становлении социальной компетентности учащихся и их недостаточным применением в начальной школе;

• высоким потенциалом развития личности младшего школьника и его незначительным использованием в школьном образовании в контексте формирования социальной компетентности;

• пониманием сущности личностного развития ребенка как становления собственного «Я» в ситуациях не только педагогически организуемых, но и органично возникающих в процессе жизнедеятельности и теоретической предзаданностью формирования социальной компетентности в процессе обучения.

Актуальность поиска путей эффективного формирования социальной компетентности младшего школьника в образовательном процессе и неразработанность данной проблемы в педагогической теории определили выбор темы исследования: «Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации».

Цель исследования: выявить возможности учебной кооперации в процессе формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

Объект исследования: формирование социальной компетентности учащихся начальной школы.

Предмет исследования: организация учебной кооперации учащихся в образовательном процессе начальной школы.

Гипотеза исследования: формирование социальной компетентности учащихся начальной школы будет успешным, если:

• кооперация рассматривается как интеграция ресурсов (знаний, способов деятельности, социального опыта и др.);

• процесс формирования социальной компетентности младших школьников строится на основных принципах учебной кооперации (коммуникативное взаимодействие, ценностные ориентаций на общение и продуктивное взаимодействиерефлексия процесса и результата учебной кооперации и др.);

• социальная компетентность рассматривается как критерий эффективности учебной кооперации младших школьников.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки следующих задач:

1. Провести историко-дидактический анализ становления учебной кооперации как особого вида группового взаимодействия и рассмотреть психолого-педагогические аспекты проблемы формирования социальной компетентности младших школьников.

2. Выявить особенности и структуру социальной компетентности учащихся начальной школы.

3. Разработать и апробировать педагогическую модель формирования социальной компетентности младших школьников.

4. Определить результативность реализации педагогической модели формирования социальной компетентности младших школьников.

Теоретико-методологической базой исследования явились теоретические положения о целостности развития личности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выгодский, В. В. Давыдов, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн и др.) — теории личностно-ориентированного, субъектного подхода в образовании (В.А. Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — идеи о природе и механизмах компетентности (A.M. Аронов, O.E. Лебедев, Т. М. Матвеева, Дж Равен, Б. И. Хасан и др.) — исследования, посвященные отдельным вопросам изучения особенностей развития личности ребенка (Л.И. Божович, Л. С. Выгодский, A.B. Запорожец и др.), организации группового взаимодействия на основе кооперации (Т.В. Ермолова, Н. В. Калинина, Л. Г. Салмина, Г. Н. Бросалина, В. К. Дьяченко, Л. М. Зеленина, Х. Й. Лийметс, Е. С. Рабунский, В. В. Рубцова, В. А. Синицкая, Г. А. Цукерман, R. Johnson, D. Johnson, S. Kagan, Sh. Sharan, R. Slavin, D. Barnes, F. Todd, C. Boileau, J. Denn, R. Hillz).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы теоретического и эмпирического исследования: междисциплинарный анализ философской, педагогической, психологической литературысинтез, обобщение и интерпретация существующих научных взглядов на проблему формирования социальной компетентности учащихся и роли учебной кооперациипедагогическое проектирование, моделирование, диагностические методики определения уровня сформированное&tradeсоциальной компетентности учащихся, педагогическое наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, практическая опытно-экспериментальная работа, математическая обработка результатов исследования и экстраполяция статистически аргументированных закономерностей.

Этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2004 — 2005) — подготовительно-поисковом — проводилось теоретическое исследование состояния проблемы способов, приемов формирования социальной компетентности младших школьниковизучалась философская, психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по данной проблеме. Определялись противоречия, формулировались проблема, объект и предмет исследованияцели и задачи исследования. Выдвигалась рабочая гипотеза. Уточнялся понятийный аппарат. Осуществлялась разработка педагогической модели процесса формирования социальной компетентности средствами учебной кооперации. Проводился констатирующий эксперимент. Осуществлялся выбор наиболее значимых для исследования методов, на данном этапе — это теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, наблюдение, беседы, анкетирование.

На втором этапе (2005 — 2007) — опытно-экспериментальном — проводился формирующий эксперимент. Апробировалась педагогическая модель формирования социальной компетентности средствами учебной кооперации на базе начальных школ Новгородского района и Сэйнт Люси Каунти штата Флорида США, различные варианты организационно-педагогических условий, определялись наиболее эффективные из них для функционирования педагогической модели. Осуществлялась проверка и обработка результатов опытно-экспериментальной работы. На данном этапе использовались следующие методы научного исследования: формирующий эксперимент, наблюдение за деятельностью учащихся, теоретическое моделирование, экспертиза, анкетирование, методы математической статистики.

На третьем этапе (2007 — 2008) — обобщающем — проводилась обработка, анализ и систематизация полученных теоретико-экспериментальных результатов исследования, формулировка выводовоформление результатов исследованияработа над текстом диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Учебная кооперация как одна из основных форм организации межличностного, содержательного и продуктивного взаимодействия школьников позволяет придать процессу обучения социально-коммуникативный характер, а школьный класс рассматривать как определенную коммуникативную систему. Использование учебной кооперации предполагает интеграцию знаний всех её участников и дифференциацию их функций, ролей, обязанностей и рефлексию процесса и результата межличностного взаимодействия.

2. Структура социальной компетентности учащихся младших классов базируется на таких личностных образованиях, как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях и включает коммуникативный, мотивационно-ценностный, деятельностный, рефлексивный компоненты.

3. Педагогическая модель формирования социальной компетентности младших школьников включает в себя: цель обучения (формирование социальной компетентности у учащихся младшего школьного возраста), дидактические принципы учебной кооперации, содержание обучения, продуктивные методы и средства обучения в контексте учебной кооперациинестандартные организационные формы, методы контроля и результаты сформированное&tradeсоциальной компетентности у учащихся.

Научная новизна исследования:

1. Определены сущностные характеристики учебной кооперации (продуктивное взаимодействие и диалог как ценностьобогащение социального опыта каждого участника образовательного процесса за счет интеграции субъектного опыта ученического коллективарефлексия процесса и результата межличностного взаимодействия).

2. Выявлены историко-педагогические тенденции становления учебной кооперации в образовательном процессе учебных заведений. Зарождение.

4 век до н.э. — 1500): процесс воспитания личности осуществляется по обоюдному желанию учителя и ученика, где средством выступает диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросоввсестороннее развитие самостоятельной личности в процессе организации совместной учебы воспитанников и внесения духа соперничества. Формирование (1500 — 1780): определяются ценностно-целевые установки кооперативного обучения (коммуникативная активность ученикаразвитие у них способности суждений и приобретения знаний, осознание общей цели деятельности, ценности общения и мотивированность на достижение результата). Функционирование (1780 — 1950): использование кооперативного обучения осуществляется в школах и высших учебных заведениях (создаются динамичные группы, внутри которых меняется характер взаимозависимостисоревновательность рассматривается как форма организации кооперативного обучениявзаимозависимость членов коллектива в создании общей целисоциальная взаимозависимостьпринципы сотрудничества и конкуренции). Развитие (1950 — по настоящее время) — активная реализации идей учебной кооперации в школах и университетах США, в Санкт-Петербургской школе «Обучение в диалоге». Интенсивно разрабатывают современные идеи кооперативного обучения такие исследователи, как Роджер и Дэвид Джонсон в Центре кооперативного обучения университета Миннесоты (США), Спенсер Каган, глава Института ресурсов для учителей (США), Йаэль и Шломо Ша-раны (Уае1 и ЗЫото БИагап) в университете Тель-Авива в Израиле.

3. Разработаны содержательно-структурные компоненты социальной компетентности младшего школьника (коммуникативный, мотивационно-ценностный, деятельностный, рефлексивный).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• полученные результаты обогащают теорию педагогики обоснованием сущности понятия «учебная кооперация» (одна из основных форм организации межличностного, содержательного и продуктивного взаимодействия школьников, обеспечивающая формирование социальных качеств личности и включающая в себя: объединение знаний всех участников для достижения общей цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностейрефлексию процесса и результата межличностного взаимодействияиспользование знаний педагога как одного из источников информации) и уточнение понятия «социальная компетентность младшего школьника» (интегративное качество личности, характеризующееся ценностным отношением к продуктивному взаимодействию с различными группами и индивидами в процессе активного творческого освоения ребенком нравственно-этических норм общения и регулирования на основе рефлексии межличностных и внутриличностных социальных позиций);

• выявлено общее и особенное в понятиях «сотрудничество» и «кооперация». Общее: используются только при гуманистической парадигме образованиянаправлены на достижение общей целипроцессы труда связаны между собой или один и тот же процесс для всех участниковпроисходит развитие аттракции между членами группы, взаимопомощь и взаимозависимость в процессе межличностного взаимодействияособая организация учебного материала. Особенное для сотрудничества: общение осуществляется через диалог индивидов, ведущий к выявлению релевантных признаков, активность сторон, анализ хода и результатов деятельности (рефлексия) — адаптация к партнёру. Особенное для кооперации: общение в рамках продуктивного диалога выступает как ценностьосуществляются посреднические функции и объединение знаний всех участников для достижения общей цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностейрефлексия процесса и результата межличностного взаимодействияиспользование знаний педагога как одного из источников информации, создание ситуации успеха.

• определены уровни сформированности социальной компетентности учащихся начальной школы. «Стартовый» уровень характеризуется умением ученика устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, но не с социальными группамипризнанием себя как ценности, но общение с другими людьми не осознается как ценностьзатрудняется объяснить свое состояние и желания, определить для себя цели совместной деятельностиобщение с группами и с индивидами происходит на интуитивном уровне. «Низкий» уровень: школьник обладает способностью слышать и понимать точку зрения другого, согласовывает совместные действияосуществляет анализ действий, поступков и может с некоторой точностью прогнозировать их результаты в соответствии с согласованными целями и ценностямиэпизодически демонстрирует умение самоорганизовываться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой. «Средний» уровень характеризуется проявлением у ребенка интереса к общению и ведению продуктивного диалогаспособностью принимать разные социальные роли и свободно высказывать собственное мнениепри наличии внешней и внутренней мотивации к общению школьник организует совместную деятельность, выступая при этом и как средство успешной совместной деятельности, и как ее цельосуществляет взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностейспособен управлять безконфликтным поведениемосуществляет отбор и оформление информации, необходимой для кооперативного взаимодействия с другими, осознает результаты индивидуальных и кооперативных действий. На «высоком» уровне школьник осознает смысл адаптации, стиль общения к определенной коммуникативной ситуацииимеет свою систему ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающимииспользует опыт в организации совместных действий и способен корректировать индивидуальные и кооперативные действия в соответствии с поставленной целью на основе рефлексии.

Практическая значимость исследования:

— дано научно-методическое описание педагогического инструментария для организации учебной кооперации в образовательном процессе начапыгой школыадаптирована совокупность приемов и алгоритмы действий учащихся начальных классов в контексте учебной кооперации для обеспечения формирования социальной компетентности ученикарезультаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе начальной школы, высшего и дополнительного профессионального образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечены: системным характером теоретико-методологических оснований исследованияопорой основных положений и выводов на достижения педагогической, психологической и философской наукиприменением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объектапрактической верификацией результатов посредством их реализации в образовательный процессвоспроизводимостью результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось с 2006 по 2008 гг. Его основные положения докладывались и обсуждались на международных, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях: «Диалог культур — 2008: новый имидж России» (Международная научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2008) — «Инновационный образовательный менеджмент: российский и международный контекст» (Международная научно-практическая конференция, Великий Новгород, 2007) — «Европейская наука XXI века: стратегия и перспективы развития — 2007» (Международная конференция, Днепропетровск, 2007) — «Современное дошкольное образование: опыт и проблемы» (Региональная научно-практическая конференция, Великий Новгород, 2007).

Основные положения выдвинутой гипотезы, материалы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в 7 публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Экспериментальная апробация педагогической модели формирования социальной компетентности средствами учебной кооперации на базе начальных классов Новгородского района (Россия) и штата Флорида США предопределила в рамках формирующего эксперимента задачу выявления уровней сформированности социальной компетентности младшего школьника «стартовый», «низкий», «средний», «высокий».

Стартовый" уровень характеризуется:

• умением ученика устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, но не с социальными группами;

• признанием себя как ценности, но общение с другими людьми не осознается как ценность;

• затруднением объяснить учеником свое состояние и желания, определить для себя цели совместной деятельности;

• интуитивным уровнем общения с группами и с индивидами.

Низкий" уровень: школьник обладает способностью слышать и понимать точку зрения другого, согласовывает совместные действияосуществляет анализ действий, поступков и может с некоторой точностью прогнозировать их результаты в соответствии с согласованными целями и ценностямиэпизодически демонстрирует умение самоорганизовываться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой.

Средний" уровень характеризуется проявлением у ребенка интереса к общению и ведению продуктивного диалогаспособностью принимать разные социальные роли и свободно высказывать собственное мнениепри наличии внешней и внутренней мотивации к общению школьник организует совместную деятельность, выступая при этом и как средство успешной совместной деятельности, и как ее цельосуществляет взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностейспособен управлять безконфликтным поведениемосуществляет отбор и оформление информации, необходимой для кооперативного взаимодействия с другими, осознает результаты индивидуальных и кооперативных действий.

На «высоком» уровне школьник осознает смысл адаптации, стиль общения к определенной коммуникативной ситуацииимеет свою систему ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающимииспользует опыт в организации совместных действий и способен корректировать индивидуальные и кооперативные действия в соответствии с поставленной целью на основе рефлексии.

Разработанная специальная диагностическая методика определения уровня сформированности социальной компетентности младших школьников, позволила выявить, на каких уровнях находятся участники педагогического эксперимента. Констатирующий эксперимент показал, что на стартовом уровне находятся 58, на низком уровне 26, на среднем 10, и лишь 6 находятся на высоком.

Реализация педагогической модели формирования социальной компетентности учащихся начальной школы средствами осуществлялась на основе ведущих принципов учебной кооперации, использования методов и средств учебной кооперации.

В процессе формирующего эксперимента апробировались организационно-педагогические условия, к которым отнесены учет концептуальных основ формирования социальной компетентностиразвивающая средаучебная кооперацияинтеграция учебной и внеучебной работыинтеграция предметов с учетом развития социальных компетентностейобеспечение роли учителя как помощника, а не основного источника получения знаниядифференциация и индивидуализация процесса формирования социальной компетентностиучебная кооперацияиспользование знаний педагога как одного из источников информацииорганизация субъект — субъектных отношенийсоздание коммуникативных ситуаций и ситуации успеха.

Продуктивность реализации педагогической модели формирования оценивались с помощью следующих критериев: динамика сформированности социальной компетентностиизменения качества образования, реализация социальной компетентности учащимися во внеучебное время, а также индивидуальные образовательные приращения учащихся.

Анализ результатов формирующего эксперимента по первому критерию убедительно показал положительную динамику сформированности социальной компетентности учащихся: количество ребят, находящихся на стартовом и низком уровне сократилось, а на среднем и высоком — увеличился.

Оценивая результаты по второму критерию, отметим повышение качества образования: снизилось число детей, имеющих серьезные отклонения в овладении изучаемых предметов, увеличилось количество обучающихся, сдавших экзамены (тесты) на «хорошо» и «отлично».

Оценка результатов по третьему критерию показала, что как американские дети, так и российские признали групповое взаимодействие как ценность, научились бесконфликтно согласовываться в действиях, щедро делиться знаниями и опытом, оказывать помощь другому и от этого испытывать радость, осуществлять саморегуляцию поведения на основе рефлексии процесса общения и полученного результата и т. п.

Результаты формирующего эксперимента подтверждают динамику сформированности социальной компетентности у всех учащихся начальной школы, повысилось качество обученности как российских, так и американских школьников, учащиеся стали более комфортно ощущать себя и действовать в различных жизненных ситуациях, научились быть организаторами различных полезных дел, брать на себя ответственность за результаты своего труда. Одним из важных показателей успешности формирования социальной компетентности младшего школьника можно отнести тот факт, что школьники научились бесконфликтно общаться как со сверстниками, так и с взрослым населением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетной задачи современной школы определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, что ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.

Это предопределило появление принципиально новой задачи формирования социальной компетентностей у учащихся начальной школы.

В ходе диссертационного исследования получены следующие результаты.

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что формирование социальной компетентности младшего школьника базируется на таких личностных образованиях, как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях.

2. Определено понятие «учебная кооперация» как одна из основных форм организации межличностного, содержательного и продуктивного взаимодействия школьников, обеспечивающая формирование социальных качеств личности и включающая в себя: объединение знаний всех участников для достижения общей цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностейрефлексию процесса и результата межличностного взаимодействияиспользование знаний педагога как одного из источников информации).

3. Выявлены историко-педагогические тенденции становления учебной кооперации в образовательном процессе учебных заведений. Зарождение (4 век до н.э. — 1500): процесс воспитания личности осуществляется по обоюдному желанию учителя и ученика, где средством выступает диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросоввсестороннее развитие самостоятельной личности в процессе организации совместной учебы воспитанников и внесения духа соперничества. Формирование (1500 — 1780): определяются ценностно-целевые установки кооперативного обучения (коммуникативная активность ученикаразвитие у них способности суждений и приобретения знаний, осознание общей цели деятельности, ценности общения и мотивированность на достижение результата). Функционирование (1780 — 1950): использование кооперативного обучения осуществляется в школах и высших учебных заведениях (создаются динамичные группы, внутри которых меняется характер взаимозависимостисоревновательность рассматривается как форма организации кооперативного обучениявзаимозависимость членов коллектива в создании общей целисоциальная взаимозависимостьпринципы сотрудничества и конкуренции). Развитие (1950 — по настоящее время) — активная реализации идей учебной кооперации в школах и университетах США, в Санктпетербургской школе «Обучение в диалоге». Интенсивно разрабатывают современные идеи кооперативного обучения такие исследователи, как Роджер и Дэвид Джонсон в Центре кооперативного обучения университета Миннесоты (США), Спенсер Каган, глава Института ресурсов для учителей (США), Йаэль и Шломо Ша-раны (Уае1 и 8Ыото 8Ьагап) в университете Тель-Авива в Израиле.

4. Уточнено понятие «социальная компетентность младшего школьника»" как интегративное качество личности, характеризующееся ценностным отношением к продуктивному взаимодействию с различными группами и индивидами в процессе активного творческого освоения ребенком нравственно-этических норм общения и регулирования на основе рефлексии межличностных и внутриличностных социальных позиций.

5. Выделены структурные компоненты социальной компетентности младших школьников:

• коммуникативный компонент (умение устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьмиспособность принимать разные социальные роли в соответствии с конкретной ситуацией с учетом этических нормслышать и понимать точку зрения другого (сообщение, предложение), согласовывать совместные действия или невмешательство в эти действияумение инициировать, включиться и поддержать диалогсвободно высказывать собственное, в том числе и ошибочное, мнениеадаптация стиля общения к определенной коммуникативной ситуации);

• мотивационно-ценностный (признание как ценности себя и процесса общения с другими людьмисогласование мотивов собственных действий и действий других людейинтерес к общению, соотношение своей деятельности с согласованными ценностями и целями других субъектов общенияналичие собственной системы ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающими людьминаличие внешней и внутренней мотивации к общению и совместной групповой деятельности, когда сверстник выступает и как средство успешной совместной деятельности, и как ее цель);

• деятелъностный компонент включает в себя следующие умения: определять для себя цели совместной деятельностисамоорганизовываться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой, управлять бесконфликтным поведением и способами общенияосуществлять взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностейорганизовывать совместные действия;

• рефлексивный компонент (владение умением анализировать действия и прогнозировать их результаты в соответствии с согласованными целями и ценностямиспособность к осознанию результатов индивидуальных и кооперативных действий и их корректировке в соответствии с поставленной цельюумение объяснить свое состояние, потребности, желанияосознанно отбирать и оформлять информацию, необходимую для кооперативного взаимодействия с другими).

6. Выявлено общее и особенное в понятиях «сотрудничество» и «кооперация». Общее: используются только при гуманистической парадигме образованиянаправлены на достижение общей целипроцессы труда связаны между собой или один и тот же процесс для всех участниковпроисходит развитие аттракции между членами группы, взаимопомощь и взаимозависимость в процессе межличностного взаимодействияособая организация учебного материала. Особенное для сотрудничества: общение осуществляется через диалог индивидов, ведущий к выявлению релевантных признаков, активность сторон, анализ хода и результатов деятельности (рефлексия) — адаптация к партнёру. Особенное для кооперации: общение в рамках продуктивного диалога выступает как ценностьосуществляются посреднические функции и объединение знаний всех участников для достижения общей цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностейрефлексия процесса и результата межличностного взаимодействияиспользование знаний педагога как одного из источников информации, создание ситуации успеха.

7. Определены уровни сформированности социальной компетентности учащихся начальной школы. «Стартовый» уровень характеризуется умением ученика устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, но не с социальными группамипризнанием себя как ценности, но общение с другими людьми не осознается как ценностьзатрудняется объяснить свое состояние и желания, определить для себя цели совместной деятельностиобщение с группами и с индивидами происходит на интуитивном уровне. «Низкий» уровень: школьник обладает способностью слышать и понимать точку зрения другого, согласовывает совместные действияосуществляет анализ действий, поступков и может с некоторой точностью прогнозировать их результаты в соответствии с согласованными целями и ценностямиэпизодически демонстрирует умение самоорганизовываться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой. «Средний» уровень характеризуется проявлением у ребенка интереса к общению и ведению продуктивного диалогаспособностью принимать разные социальные роли и свободно высказывать собственное мнениепри наличии внешней и внутренней мотивации к общению школьник организует совместную деятельность, выступая при этом и как средство успешной совместной деятельности, и как ее цельосуществляет взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностейспособен управлять бесконфликтным поведениемосуществляет отбор и оформление информации, необходимой для кооперативного взаимодействия с другими, осознает результаты индивидуальных и кооперативных действий. На «высоком» уровне школьник осознает смысл адаптации, стиль общения к определенной коммуникативной ситуацииимеет свою систему ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающимииспользует опыт в организации совместных действий и способен корректировать индивидуальные и кооперативные действия в соответствии с поставленной целью на основе рефлексии.

8. Разработана и апробирована педагогическая модель формирования социальной компетентности младших школьников, включающая в себя: цель обучения (формирование социальной компетентности у учащихся младшего школьного возраста), дидактические принципы учебной кооперации, содержание обучения, продуктивные методы и средства обучения в контексте учебной кооперациинестандартные организационные формы, методы контроля и результаты сформированности социальной компетентности у учащихся.

9. Адаптирована совокупность приемов и алгоритмы действий учащихся начальных классов в контексте учебной кооперации для обеспечения формирования социальной компетентности ученика, дано научно-методическое описание педагогического инструментария для организации учебной кооперации в образовательном процессе начальной школы.

10. Результаты формирующего эксперимента показали положительную динамику сформированности социальной компетентности младших школьников.

11. Цели исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

Направления дальнейших исследований рассмотренной проблемы могут быть связанные с разработкой технологий подготовки учителей к организации учебной кооперации в образовательном процессе начальной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка с миром Текст. / В. В. Абраменко // Вопросы психологии. 2000. — № 1.
  2. , Г. С. Возрастная психология Текст. / Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 1997.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 207 с.
  4. Абульханова-Славская. К.А. О субъекте психической деятельности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М., 1973. — 228 с.
  5. , Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя Текст. 2-е изд., испр. и доп. / Ю. Н. Азаров — М.: Просвещение, 1985.
  6. , Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы Текст. / Ю. П. Азаров. -М.: Аргументы и факты, 1993.
  7. , Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку Текст. / Л. И. Айдарова. М., 1978.
  8. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов Текст. / под ред. М. Н. Певзнера и С. А. Расчетиной. Новгород, 1994. — Ч. 2. — 232 с.
  9. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университет, 1990. — 559 с.
  10. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. -496 с.
  11. , Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания Текст. / Б. Г. Ананьев / Избранные психологические труды. М., 1980. — Т.2. -С. 2−217.
  12. , Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека Текст. / Б. Г. Ананьев // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. — Т.2. — С. 794.
  13. , JI. Дети и семейный конфликт: книга для учителя Текст. / Л. Анзорг. М.: Просвещение, 1988. — С. 20−23.
  14. , A.M. Предметно-методические основы компетентности педагога Электронный ресурс.: материалы конференции / A.M. Аронов. -Режим доступа: //www.conf/krasy.
  15. , А.Г. От практической психологии — к развивающему образованию Текст. / А. Г. Асмолов // Детский практический психолог. -1996. -№ ½.-С. 9−12.
  16. , А.Г. Движущие силы и условия развития личности Текст. / А. Г. Асмолов // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. — Т.2. — С.345−365.
  17. , Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений Текст. / Т. М. Афанасьева. М.: Просвещение, 1986.
  18. , В.И. Компетенция в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование в России. -№ 11. — 2004. С. 4−11.
  19. , К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей Текст. / К. В. Бардин. М.: Педагогика, 1988. — С. 125−127.
  20. , М.М. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя Текст. / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.: Просвещение, 1991. — С: 119−125.
  21. , Т.Б. Модель социальной компетентности Текст. / Т. Б. Беляева // Вестник Новгородского государственного университета. — 2005.-№ 31.-С. 8−12.
  22. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. — М., 1986.
  23. , JI.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды Текст. / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Московский психолого-педагогический социальный институт- Воронеж: НПО Модэк, 2001. 352 е.
  24. , Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе Текст. / Л. Р. Болотина // Начальная школа. 1995. — № 6.
  25. , В.А. Концепция модернизации образования основные направления Электронный ресурс.: материалы конференции. — Режим доступа: //www.cjnf/krasu.
  26. , Н.И. Методология системного подхода к решению проблем Текст. / Н. И. Бондаренко. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т экономики и финансов, 1997. — 386 с.
  27. , Б.С. Психология личности Текст. / Б. С. Братусь // Психология личности: хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. — Т.2. — С. 385−444, 450−452.
  28. , А. Социально педагогическая работа в школе Текст. / А. Бруднов, В. Березина // Воспитание школьников. 1994. — № 1.
  29. , В.В. Профессия и семья Текст. / В. В. Власов // Социологические исследования. 1995. — № 5.
  30. , П.В. Социализация учащихся начальных классов со стойкой школьной дезадаптацией Текст.: дисс.. канд. пед. наук / П. В. Валиева. Махачкала, 2007. — 180 с.
  31. Возрастные возможности усвоения знания (младшие классы школы) Текст. / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.
  32. , E.H. Субъектность как интегративное свойство личности педагога Текст.: автореф. дисс.. доктора психол. наук / E.H. Волкова. -М., 1992.-38 с.
  33. Вопросы по психологии учебной деятельности младших школьников Текст. / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М, 1962.
  34. , JI.C. Развитие личности и мировоззрения ребенка Текст. / JI.C. Выготский // Психология личности: хрестоматия. Самара, 1990.-Т. 2.-С. 160−165.
  35. , JI.C. Сознание как проблема психологии поведения Текст. / Л. С. Выготский // Собр. сочинений: В 6 т. М., 1982. -Т. 1. — С. 95.
  36. , Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения Текст. / Л. С. Выготский. М.- Л., 1935. — С. 28.
  37. , Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский. М., 1991. — С 63.
  38. , Р.Х. Профессиональная компетентность учителя Текст.: учебно-методическое пособие / Р. Х. Гильмеева. — Казань: Хэтер, 1999.-7,5 п.л.
  39. , В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М., 1986. С. 199−200.
  40. , В.В. Учебная деятельность и моделирование Текст. / В. В. Давыдов, А. У. Вардарян. Ереван, 1981.
  41. , В. В.Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности Текст. / В.В. Давыдов. -М.: Просвещение, 1981.
  42. , В.В. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности Текст. / В. В. Давыдов. -М., 1995.-227.
  43. , В. Толковый словарь Текст. / В. Даль. М.: Госполитиздат, 1935.-С. 150.
  44. , Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук Текст. / Ж. Деррида // Французская семиотика: От структурализма кпостструктурализму- пер. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М., 2000. — С. 407 426.
  45. Дж. Равен. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы Текст. // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С. 151 -179.
  46. , К.Дж. Социальное конструирование и педагогическая практика Текст. / К.Дж. Джерджен- пер. с англ. A.M. Корбута // Образовательные практики: амплификация маргинальное&trade-- под ред. A.A. Забирко. — Мн., 2000.-С. 74−101.
  47. , Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве Текст. / Д. В. Джонсон, Р. Т. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек- пер. с англ. — СПб.: Экономическая школа, 2001. 256 с.
  48. , Дж. Реконструкция в философии Текст. / Дж. Дьюи- пер. с англ. М. Занадворова, М. Шикова. М., 2001. — 168 с.
  49. , В.К. Коллективный способ обучения Текст. / В. К. Дьяченко. -М.: Народное образование, 2004. 134 с.
  50. , Д. Об идее концептуальной схемы Текст. / Д. Дэвидсон // Аналитическая философия. Избранные тексты: пер. с англ. А.Л. Золкина- сост. А. Ф. Грязнова. М., 1993. — С. 144−59.
  51. Дэвидсон, Д. Общение и конвенциональность Текст. / Д. Дэвидсон // Философия, логика, язык- сост. и предисл. В.В. Петрова- общ. ред. Д. П. Горского и В. В. Петрова. М., 1987.
  52. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985.
  53. , Т.В. Развитие социальных качеств младшего школьника Текст. / Т. В. Ермолова // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы. — М.: МГ1111У, 2006, — С. 46−52.
  54. Жан-Пьер, Титц. Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы Текст. / Жан-Пьер Титц // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. -№ 2. С. 21.
  55. , И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-38 с.
  56. , Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья) Текст. / Т. В. Исакова. СПб.: РГПУ, 2003. — С. 18−24.
  57. , Т.В. Педагог-психолог высшей категории. МОУ СОШ № 90 «Крепыш» Текст. / Т. В. Исакова // Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья. СПб.: РГПУ, 2003.
  58. , Г. Б. Основы менеджмента Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Г. Б. Казначевская, И. Н. Чуев. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с.
  59. , Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения Текст. / Н. В. Калинина. М., 2001. — 32 с.
  60. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М., 1981.
  61. , Г. М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних учебных заведений Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. М. Издательский центр «Академия" — 2000 — 176 с.
  62. , Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка Текст. / Н. Е. Кожапова // Начальная школа. 1995. — К 6. — С. 11−14.
  63. , Я.А. Великая дидактика: Избранные педагогические сочинения Текст. / Я. А. Коменский. -М.: Учпедгиз, 1939.
  64. Коммуникативность обучения в практику школы: Из опыта работы. Кн. Для учителя Текст. / под ред. Е. И. Пассова. — М.: Просвещение, 1985.- 127 с.
  65. , В.Н. Изучение методов семейного воспитания Текст. / В. Н. Кондратюк // Начальная школа. 1993. — N 1. — С. 70−72.
  66. , К. Основы психического развития Текст. / К. Коффка. -М.- Л., 1934.-С. 29.
  67. , JI.A. Воспитание межкультурной компетентности как элемент подготовки эффективного менеджера Текст. / Л. А. Кошелева // Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 1. — С. 11−13.
  68. , В.Н. Восприятие и оценка человеческого лица Текст. / В. Н. Куницина // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 64−73.
  69. , В.Н. Восприятие подростками других людей и себя Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / В. Н. Куницина. Л., 1972. -17 с.
  70. , В.Н. Межличностное общение Текст. / В. Н. Куницина. Спб, 2001. — 253 с.
  71. O.E. Стратегия модернизации образования Текст.: сб. метод, материалов / O.E. Лебедев. СПб.: ОИРШ, 2001. — 26 с.
  72. , Н.С. Способности и одаренность в детские годы Текст. / Н. С. Лейтес.-М., 1984.
  73. , A.A. Психология общения Текст. / A.A. Леонтьев. — Тарту, 1974.-С. 27.
  74. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл: Академия, 2004. 352 с.
  75. , М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  76. , М.Р. Методика развития речи младших школьников Текст. / М. Р. Львов. М., 1985. — С. 5.
  77. , A.C. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе Текст. / A.C. Макаренко- ред. кол. И .Я. Карпов и др. -М., 1951.-Т.5.-511 с.
  78. Модернизация профессионально-педагогического образования: компетентностный подход Текст. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 136 с.
  79. , В.И. Моделирование и методы теории изменений в педагогике Текст. / В. И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. — 198 с.
  80. , B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта Текст. / B.C. Мухина. М., 1981. — С. 149.
  81. , В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности Текст. / В. Н. Мясищев // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. — Т.2. — С. 193- 223−227.
  82. , H.H. Профессионализм как основа профессиональной мобильности: Материалы к пятому заседанию методологического семинара Текст. / H.H. Нечаев. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 92 с.
  83. , В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии Текст. / В. В. Никандров. СПб.: Речь, 2002.
  84. , Е.В. Англо-русский словарь по психологии Текст. / Е. В. Никошкова. СПб., 1998. — 352 с.
  85. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / под ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 2000. — 272 с.
  86. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Советская Энциклопедия, 1973.
  87. , A.M. Социология образования: Очерки теории Текст. / A.M. Осипов. Ростов н/Дону: Феникс, 2006. — 504 с.
  88. , C.B. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий Текст. / C.B. Панюкова. М.: «Про — пресс», 1998. — 120 с.
  89. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти Текст. / В. А. Петровский. Ростов — на- Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  90. , Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. -М., 1969.-С. 213.
  91. По лат, Е. С. Новые педагогические технологии и информационные технологии в системе образования Текст. / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2005.-272 с.
  92. Психологические проблемы учебной деятельности школьника Текст. / под ред. В. В. Давыдова. М., 1977.
  93. , Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст. / Д. Равен. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
  94. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследованиеТекст. / под ред. М. В. Зверевой.-М., 1983.
  95. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности Текст. / под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.
  96. Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы) Текст. / под ред. Л. В. Занкова. -М., 1963.
  97. Развитие школьников в процессе обучения (III-IV классы) Текст. / под ред. Л. В. Занкова. М., 1967.
  98. Развитие школьников в процессе обучения (II-III классы) Текст. / под ред. Л. В. Занкова. М., 1967.
  99. , Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни» Текст. / Г. Разумихина. -М.: Просвещение, 1986.
  100. ЮЗ.Ренегар, CJI. «Вместе мы знаем больше, чем каждый из нас». Кооперативное обучение в высшем образовании Текст. / C.JI. Ренегар- пер. с англ. -М.: 1999.-76 с.
  101. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс- пер. с англ. М. М. Исениной. М., 1998. — 480 с.
  102. , Л.И. Современные аспекты изучения фразеологии Текст. / Л. И. Ройзензон, Ю. Ю. Авалиани // Проблемы фразеологии и задачи ее изучения в высшей и средней школе. — Вологда, 1967.
  103. , Н. Г. Концепция Л.С. Выготского и проблема развития символической функции Текст. / Н. Г. Салмина // Некоторые вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 69−78.
  104. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М., 1998. — 225 с.
  105. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология Текст. / В. В. Сериков. Волгоград, 1994. — 152 с.
  106. , В. Нидерландская модель социальной помощи детям, ориентированная на социальную компетенцию Текст. / В. Слот, X. Спанярд // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2000.-№ 1.
  107. , Р. Групповая работа с детьми и подростками Текст. / Р. Смид- пер. с англ. М.: Генезис, 1999. — 272 с.
  108. , В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях Текст. / В. И. Смирнов. М.: Пед. об-во России, 1999. — 416 с.
  109. Современный философский словарь Текст. — Бишкек, 1996. — 608 с.
  110. Социальная психология: Хрестоматия Текст.: учеб. пособие для студ. вузов- сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.-471 с.
  111. Стратегия модернизации содержания общего образования Текст.: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования- под.ред. A.A. Пинского. -М.: Мир книги, 2001.
  112. , В.А. Как воспитать настоящего человека: советы воспитателям Текст. / В. А. Сухомлинский. Минск: Народная газета, 1978. -228 с.
  113. , Б. О тальгенизме (метод коллективного взаимообучения) Текст. / Б. Таль. М., 1922. — 128 с.
  114. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня.2004.-№ 3.-С. 20−26.
  115. , A.B. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения Текст.: дисс. канд. пед. наук / A.B. Терещенко. Волгоград, 2002. — 198 с.
  116. Толковый словарь русского языка Текст. / под ред. Д. Н. Ушакова. -М.: Гос. Институт «Советская Энциклопедия», 1935.
  117. , А.Н. Детско-взрослые сообщества как субъекта ком-петентностного содержания образования Электронный ресурс.: материалы конференций. Режим доступа: //www.confer/krasu.
  118. , А.Р. Новейший философский словарь Текст. / А.Р. Усманова- сост. A.A. Грицанов. Мн., 1998. — С. 704−705.
  119. , П. Ответ на критику Текст. / П. Фейерабенд // Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии науки). М., 1978. — С. 419−470.
  120. , JI.M. Психологический словарь учителя Текст. / JI.M. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  121. , И.Д. Образовательное пространство как пространство развития Текст. / И. Д. Фрумин, Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. -1993.-№ 1.-С. 24−32.
  122. , Б.И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания Электронный ресурс.: материалы конференции / Б. И. Хасан. Режим доступа: //www.conf/krasu.
  123. A.B. Современная дидактика Текст. / A.B. Хуторской. СПб., 2001. — 544 с.
  124. , В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников Текст.: дисс.. канд. пед. наук / В. В. Цветков. — Великий Новгород, 2002. 155 с.
  125. , Е.Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовке в вузе Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Е. Е. Чудина. Волгоград, 2002. — 207 с.
  126. , И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента Текст.: автореф.. канд. пед. наук / И. А. Шаршов. Белгород, 2000. — 26 с.
  127. , C.B. Управление персоналом современной организации Текст.: учеб.-практ. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / C.B. Шекшня. — М.: ЗАО «Бизнес- Школа «Интел — синтез», 1998 — 352 с.
  128. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М., 1999. — 320 с.
  129. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования Текст. / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999.-№ 2.
  130. P.M. Компетентностный подход к подготовке менеджеров для социальной сферы Текст. / P.M. Шерайзина // Модернизацияпрофессионального педагогического образования компетентностный подход. -Великий Новгород, 2006. 136 с. — С. 3−10.
  131. , E.H. Развитие личности в обучении Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / E.H. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. -288 с.
  132. , Ю.В. Перспективы образования XXI века и качество жизни Текст. / Ю. В. Шленов, Б. В. Бойцов, В. Н. Азарян и др. // Стандарты и качество. 2004. — № 5. — С. 72−74.
  133. , X. Каким должен быть твой ребенок? Текст.: книга для учителя / X. Штольц. М.: Просвещение, 1988. — С. 3−8.
  134. , Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Т. И. Шульга. М.: Высшее Образование- Академия, 2004.
  135. , Г. П. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание Текст. / Г. П. Щедровицкий // Системные исследования: методологические проблемы. Ежегодник. — М., 1986. 96 с.
  136. , П.Г. Коммуникативная и рефлексивная компетенция в рамках мыследеятельности Электронный ресурс.: материалы конференции. Режим доступа: // www. conf/krasu.
  137. , A.M. Основы построения концептуальной психологической модели социального развития ребенка Текст. / A.M. Щетинина // Ученые записки ИНПО. Вып. 3. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрова, 2001. — Кн. 2. — С. 53.
  138. , Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1966. — С. 48.
  139. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. M., 1989. — С. 232.
  140. , Д.Б. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1975.
  141. , Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения Текст. / Д. Б. Эльконин // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М., 1966.
  142. , Д.Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1974.
  143. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Междунар. пед. академия, 1995. 224 с.
  144. Юридический энциклопедический словарь Текст. /гл. ред. А. Я. Сухарев. -М.: Советская Энциклопедия, 1984. 276 с.
  145. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентиро-ванного образования Текст. / И. С. Якиманская. М., 2000. — 176 с.
  146. , Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии. Около 800 фразеологизмов Текст. / Р. И. Яранцев. -М., 1981.
  147. , М.Г. Личность ребенка и драматизм ее развития Текст. / М. Г. Ярошевский, Т. Д. Марцинсковская // Начальная школа. — 1996. -№ 11.
  148. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  149. Ares, В., O’Brien, L., & Rogers. Т. (1992). Working together, sharing, and helping each other: Cooperative learning inc first grade classroom that in-chides students with disabilities. Syracuse, NY: Inclusive Education Project, Syracuse University.
  150. , C. (1964). The interaction of creativity and social facilitation in creative problem solving. Doctoral dissertation. Columbia University, Ann. -2003. 346 p. — Докторская диссертация
  151. CuIIen, В., & Pratt, Т. (1992). Measuring and reporting student progress. In S. Stainback & W. Dippong, J. (1992). Two large questions in assessing and evaluating CL:.
  152. , M. (1949). A theory of cooperation and competition. Human Relations, 2,129−152.
  153. , ID., & Johnson, D.W. (1977). The effects of perspective-taking and ego-centrism on problem solving in heterogeneous and homogeneous groups. Journal of Social Psychology, 102, 63−72.
  154. , KM. (1992). Bringing authentic performance assessment to life with cooperative learning. Cooperative Learning, 13(1), 30−32.
  155. Hwong, N., Caswell, A., Johnson, D.W., & Johnson, H. (1993). Effects of cooperative and individualistic learning on prospective elementary teachers' music achievement and attitudes. Journal of Social Psychology, 133(1), 58−64.
  156. , E. (1978, February). Dyadic interaction in creative thinking and problem solving. Paper presented at the American Educational Research Association annual meeting, New Orleans.
  157. Johnson DXV., & Johnson, R. (1989a). Cooperation and competition: Theory and research. Edina, MN: interaction Book Company.
  158. , D.W. (1990). Reaching out: Interpersonal effectiveness and self- actualization (4th ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
  159. , D.W. (1991). Human relations and your career (3rd ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
  160. , D.W., & Johnson H. (1991). Learning together and alone: Cooperation, competition, and individualization (3rd ed.). Engkwood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
  161. , D.W., & Johnson, F. (1991). Joining together: Group theory and group skills (4th ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
  162. , D.W., & Johnson, H. (1983). The socialization and achievement crisis: Are cooperative learning experiences the solution In L. Hickman (Ed.), Applied social psychology annual 4 (pp. 119−164). Beverly Hills: Sage Publications.
  163. , D.W., & Johnson, R. (1974). Instructional goal structure: Cooperative, competitive, or individualistic. Review of Educational Research, 44,213−240.
  164. Johnson, D.W., Johnson, H., & Maruyama, (1983). Interdependence and interpersonal attraction among heterogeneous and homogeneous individuals: A theoretical formulation and a meta-analysis of the research. Review of Educational Research, 53, 5−54.
  165. Johnson, D.W., Johnson, R., Ortiz, A., & Stanne, M. (1991). Impact of positive goal and resource interdependence on achievement, interaction, and attitudes. Journal of General Psychology, 118(4), 341−347.
  166. Johnson, D.W., Maruyama, C., Johnson, R., Nelson, D., & Skon, L. (1981). Effects of cooperative, competitive, and individualistic goal structures on achievement: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 89, 47−62.
  167. Johnson, UW., Johnson, H., Stanne, M» & Garibaldi, A. (1990). Impact of group processing on achievement in cooperative groups. Journal of Social Psychology, 130, 507−516.
  168. Kagan, S. Kagan Structures for Emotional Intelligence. Kagan Online Magazine. 2001, 4(4). http://www.kaganonline.com/Newsletter/index.html
  169. Lew, M., Mesch, ID., Johnson, D.W., & Johnson, H. (1986a). Components of cooperative learning: Effects of collaborative skills and academic group contingencies on achievement and mainstreaming. Contemporary Educational Psychology, 11, 229−239.
  170. Lew, M., Mesch, U., Johnson, D.W., & Johnson, H. (1986b). Positive interdependence, academic and collaborative-skills group contingencies and isolated students. American Educational Research Journal, 23, 476−488.
  171. , K. (1935). A dynamic theory of personality. New York: McGraw-Hill.
  172. Ingham, A., Levinger, C., Craves, A., & Peckham, V. (1974). The Ringelmann effect: Studies of group size and group performance. Journal of Personality and Social Psychology, 10, 371- 384.
  173. , M. (1992). Gifted students talk about cooperative learning. Educational Leadership, 50(2), 48−50.
  174. , E. (1980). Children in cooperation and competition. Lexington, MA: Lexington Books.
  175. Petty, H., Harkins, S., Williams, K., & Latane, B. (1977). The effects of group size on cognitive effort and evaluation. Personality and Social Psychology Bulletin, 3, 575−578. Rose Krasnor L/ // Social Development. 1997/ V. 6. № l.P. 111−129.
  176. , S. (1980). Cooperative learning in teams: Recent methods and effects on achievement, attitudes, and ethnic relations. Review of Educational Research, 50, 241−272.
  177. , R. (1988). Cooperative learning. New York: Longraan. Slavin, R. (2000). Educational Psychology: theory and practice. Boston: Allyn and Bacon.
  178. , E. (1970). Influence of dyadic interaction on creative functioning. Psychological Reports, 26, 891−394.
  179. , K. (1981). The effects of group cohesiveness on social loafing. Paper presented at the annual meeting of the Midwestern Psychological Association, Detroit.
Заполнить форму текущей работой