Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации
Диссертация
Определены уровни сформированности социальной компетентности учащихся начальной школы. «Стартовый» уровень характеризуется умением ученика устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, но не с социальными группамипризнанием себя как ценности, но общение с другими людьми не осознается как ценностьзатрудняется объяснить свое состояние и желания, определить для себя цели совместной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Социальная компетентность младших школьников как предмет педагогического исследования
- 1. 2. Педагогические возможности учебной кооперации в процессе развития социальной компетентности младших школьников
- 1. 3. Педагогическая модель формирования социальной компетентности младших школьников
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Уровни сформированности социальной компетентности младших школьников
- 2. 2. АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 3. Эффективность использования дидактической модели формирования социальной компетентности младших школьников
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Абраменкова, В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка с миром Текст. / В. В. Абраменко // Вопросы психологии. 2000. — № 1.
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст. / Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 1997.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 207 с.
- Абульханова-Славская. К.А. О субъекте психической деятельности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М., 1973. — 228 с.
- Азаров, Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя Текст. 2-е изд., испр. и доп. / Ю. Н. Азаров — М.: Просвещение, 1985.
- Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы Текст. / Ю. П. Азаров. -М.: Аргументы и факты, 1993.
- Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку Текст. / Л. И. Айдарова. М., 1978.
- Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов Текст. / под ред. М. Н. Певзнера и С. А. Расчетиной. Новгород, 1994. — Ч. 2. — 232 с.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университет, 1990. — 559 с.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. -496 с.
- Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания Текст. / Б. Г. Ананьев / Избранные психологические труды. М., 1980. — Т.2. -С. 2−217.
- Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека Текст. / Б. Г. Ананьев // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. — Т.2. — С. 794.
- Анзорг, JI. Дети и семейный конфликт: книга для учителя Текст. / Л. Анзорг. М.: Просвещение, 1988. — С. 20−23.
- Аронов, A.M. Предметно-методические основы компетентности педагога Электронный ресурс.: материалы конференции / A.M. Аронов. -Режим доступа: //www.conf/krasy.
- Асмолов, А.Г. От практической психологии — к развивающему образованию Текст. / А. Г. Асмолов // Детский практический психолог. -1996. -№ ½.-С. 9−12.
- Асмолов, А.Г. Движущие силы и условия развития личности Текст. / А. Г. Асмолов // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. — Т.2. — С.345−365.
- Афанасьева, Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений Текст. / Т. М. Афанасьева. М.: Просвещение, 1986.
- Байденко, В.И. Компетенция в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование в России. -№ 11. — 2004. С. 4−11.
- Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей Текст. / К. В. Бардин. М.: Педагогика, 1988. — С. 125−127.
- Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя Текст. / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.: Просвещение, 1991. — С: 119−125.
- Беляева, Т.Б. Модель социальной компетентности Текст. / Т. Б. Беляева // Вестник Новгородского государственного университета. — 2005.-№ 31.-С. 8−12.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. — М., 1986.
- Божович, JI.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды Текст. / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Московский психолого-педагогический социальный институт- Воронеж: НПО Модэк, 2001. 352 е.
- Болотина, Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе Текст. / Л. Р. Болотина // Начальная школа. 1995. — № 6.
- Болотов, В.А. Концепция модернизации образования основные направления Электронный ресурс.: материалы конференции. — Режим доступа: //www.cjnf/krasu.
- Бондаренко, Н.И. Методология системного подхода к решению проблем Текст. / Н. И. Бондаренко. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т экономики и финансов, 1997. — 386 с.
- Братусь, Б.С. Психология личности Текст. / Б. С. Братусь // Психология личности: хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. — Т.2. — С. 385−444, 450−452.
- Бруднов, А. Социально педагогическая работа в школе Текст. / А. Бруднов, В. Березина // Воспитание школьников. 1994. — № 1.
- Власов, В.В. Профессия и семья Текст. / В. В. Власов // Социологические исследования. 1995. — № 5.
- Валиева, П.В. Социализация учащихся начальных классов со стойкой школьной дезадаптацией Текст.: дисс.. канд. пед. наук / П. В. Валиева. Махачкала, 2007. — 180 с.
- Возрастные возможности усвоения знания (младшие классы школы) Текст. / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.
- Волкова, E.H. Субъектность как интегративное свойство личности педагога Текст.: автореф. дисс.. доктора психол. наук / E.H. Волкова. -М., 1992.-38 с.
- Вопросы по психологии учебной деятельности младших школьников Текст. / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М, 1962.
- Выготский, JI.C. Развитие личности и мировоззрения ребенка Текст. / JI.C. Выготский // Психология личности: хрестоматия. Самара, 1990.-Т. 2.-С. 160−165.
- Выготский, JI.C. Сознание как проблема психологии поведения Текст. / Л. С. Выготский // Собр. сочинений: В 6 т. М., 1982. -Т. 1. — С. 95.
- Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения Текст. / Л. С. Выготский. М.- Л., 1935. — С. 28.
- Выготский, Л.С. Творчество и воображение в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский. М., 1991. — С 63.
- Гильмеева, Р.Х. Профессиональная компетентность учителя Текст.: учебно-методическое пособие / Р. Х. Гильмеева. — Казань: Хэтер, 1999.-7,5 п.л.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М., 1986. С. 199−200.
- Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование Текст. / В. В. Давыдов, А. У. Вардарян. Ереван, 1981.
- Давыдов, В. В.Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности Текст. / В.В. Давыдов. -М.: Просвещение, 1981.
- Давыдов, В.В. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности Текст. / В. В. Давыдов. -М., 1995.-227.
- Даль, В. Толковый словарь Текст. / В. Даль. М.: Госполитиздат, 1935.-С. 150.
- Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук Текст. / Ж. Деррида // Французская семиотика: От структурализма кпостструктурализму- пер. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М., 2000. — С. 407 426.
- Дж. Равен. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы Текст. // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С. 151 -179.
- Джерджен, К.Дж. Социальное конструирование и педагогическая практика Текст. / К.Дж. Джерджен- пер. с англ. A.M. Корбута // Образовательные практики: амплификация маргинальное&trade-- под ред. A.A. Забирко. — Мн., 2000.-С. 74−101.
- Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве Текст. / Д. В. Джонсон, Р. Т. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек- пер. с англ. — СПб.: Экономическая школа, 2001. 256 с.
- Дьюи, Дж. Реконструкция в философии Текст. / Дж. Дьюи- пер. с англ. М. Занадворова, М. Шикова. М., 2001. — 168 с.
- Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения Текст. / В. К. Дьяченко. -М.: Народное образование, 2004. 134 с.
- Дэвидсон, Д. Об идее концептуальной схемы Текст. / Д. Дэвидсон // Аналитическая философия. Избранные тексты: пер. с англ. А.Л. Золкина- сост. А. Ф. Грязнова. М., 1993. — С. 144−59.
- Дэвидсон, Д. Общение и конвенциональность Текст. / Д. Дэвидсон // Философия, логика, язык- сост. и предисл. В.В. Петрова- общ. ред. Д. П. Горского и В. В. Петрова. М., 1987.
- Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985.
- Ермолова, Т.В. Развитие социальных качеств младшего школьника Текст. / Т. В. Ермолова // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы. — М.: МГ1111У, 2006, — С. 46−52.
- Жан-Пьер, Титц. Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы Текст. / Жан-Пьер Титц // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. -№ 2. С. 21.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-38 с.
- Исакова, Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья) Текст. / Т. В. Исакова. СПб.: РГПУ, 2003. — С. 18−24.
- Исакова, Т.В. Педагог-психолог высшей категории. МОУ СОШ № 90 «Крепыш» Текст. / Т. В. Исакова // Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья. СПб.: РГПУ, 2003.
- Казначевская, Г. Б. Основы менеджмента Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Г. Б. Казначевская, И. Н. Чуев. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с.
- Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения Текст. / Н. В. Калинина. М., 2001. — 32 с.
- Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М., 1981.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних учебных заведений Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. М. Издательский центр «Академия" — 2000 — 176 с.
- Кожапова, Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка Текст. / Н. Е. Кожапова // Начальная школа. 1995. — К 6. — С. 11−14.
- Коменский, Я.А. Великая дидактика: Избранные педагогические сочинения Текст. / Я. А. Коменский. -М.: Учпедгиз, 1939.
- Коммуникативность обучения в практику школы: Из опыта работы. Кн. Для учителя Текст. / под ред. Е. И. Пассова. — М.: Просвещение, 1985.- 127 с.
- Кондратюк, В.Н. Изучение методов семейного воспитания Текст. / В. Н. Кондратюк // Начальная школа. 1993. — N 1. — С. 70−72.
- Коффка, К. Основы психического развития Текст. / К. Коффка. -М.- Л., 1934.-С. 29.
- Кошелева, JI.A. Воспитание межкультурной компетентности как элемент подготовки эффективного менеджера Текст. / Л. А. Кошелева // Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 1. — С. 11−13.
- Куницина, В.Н. Восприятие и оценка человеческого лица Текст. / В. Н. Куницина // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 64−73.
- Куницина, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / В. Н. Куницина. Л., 1972. -17 с.
- Куницина, В.Н. Межличностное общение Текст. / В. Н. Куницина. Спб, 2001. — 253 с.
- Лебедев O.E. Стратегия модернизации образования Текст.: сб. метод, материалов / O.E. Лебедев. СПб.: ОИРШ, 2001. — 26 с.
- Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы Текст. / Н. С. Лейтес.-М., 1984.
- Леонтьев, A.A. Психология общения Текст. / A.A. Леонтьев. — Тарту, 1974.-С. 27.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл: Академия, 2004. 352 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников Текст. / М. Р. Львов. М., 1985. — С. 5.
- Макаренко, A.C. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе Текст. / A.C. Макаренко- ред. кол. И .Я. Карпов и др. -М., 1951.-Т.5.-511 с.
- Модернизация профессионально-педагогического образования: компетентностный подход Текст. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 136 с.
- Михеев, В.И. Моделирование и методы теории изменений в педагогике Текст. / В. И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. — 198 с.
- Мухина, B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта Текст. / B.C. Мухина. М., 1981. — С. 149.
- Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности Текст. / В. Н. Мясищев // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. — Т.2. — С. 193- 223−227.
- Нечаев, H.H. Профессионализм как основа профессиональной мобильности: Материалы к пятому заседанию методологического семинара Текст. / H.H. Нечаев. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 92 с.
- Никандров, В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии Текст. / В. В. Никандров. СПб.: Речь, 2002.
- Никошкова, Е.В. Англо-русский словарь по психологии Текст. / Е. В. Никошкова. СПб., 1998. — 352 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / под ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 2000. — 272 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Советская Энциклопедия, 1973.
- Осипов, A.M. Социология образования: Очерки теории Текст. / A.M. Осипов. Ростов н/Дону: Феникс, 2006. — 504 с.
- Панюкова, C.B. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий Текст. / C.B. Панюкова. М.: «Про — пресс», 1998. — 120 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти Текст. / В. А. Петровский. Ростов — на- Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. -М., 1969.-С. 213.
- По лат, Е. С. Новые педагогические технологии и информационные технологии в системе образования Текст. / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2005.-272 с.
- Психологические проблемы учебной деятельности школьника Текст. / под ред. В. В. Давыдова. М., 1977.
- Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст. / Д. Равен. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
- Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследованиеТекст. / под ред. М. В. Зверевой.-М., 1983.
- Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности Текст. / под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.
- Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы) Текст. / под ред. Л. В. Занкова. -М., 1963.
- Развитие школьников в процессе обучения (III-IV классы) Текст. / под ред. Л. В. Занкова. М., 1967.
- Развитие школьников в процессе обучения (II-III классы) Текст. / под ред. Л. В. Занкова. М., 1967.
- Разумихина, Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни» Текст. / Г. Разумихина. -М.: Просвещение, 1986.
- ЮЗ.Ренегар, CJI. «Вместе мы знаем больше, чем каждый из нас». Кооперативное обучение в высшем образовании Текст. / C.JI. Ренегар- пер. с англ. -М.: 1999.-76 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс- пер. с англ. М. М. Исениной. М., 1998. — 480 с.
- Ройзензон, Л.И. Современные аспекты изучения фразеологии Текст. / Л. И. Ройзензон, Ю. Ю. Авалиани // Проблемы фразеологии и задачи ее изучения в высшей и средней школе. — Вологда, 1967.
- Салмина, Н. Г. Концепция Л.С. Выготского и проблема развития символической функции Текст. / Н. Г. Салмина // Некоторые вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 69−78.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М., 1998. — 225 с.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология Текст. / В. В. Сериков. Волгоград, 1994. — 152 с.
- Слот, В. Нидерландская модель социальной помощи детям, ориентированная на социальную компетенцию Текст. / В. Слот, X. Спанярд // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2000.-№ 1.
- Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками Текст. / Р. Смид- пер. с англ. М.: Генезис, 1999. — 272 с.
- Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях Текст. / В. И. Смирнов. М.: Пед. об-во России, 1999. — 416 с.
- Современный философский словарь Текст. — Бишкек, 1996. — 608 с.
- Социальная психология: Хрестоматия Текст.: учеб. пособие для студ. вузов- сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.-471 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования Текст.: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования- под.ред. A.A. Пинского. -М.: Мир книги, 2001.
- Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: советы воспитателям Текст. / В. А. Сухомлинский. Минск: Народная газета, 1978. -228 с.
- Таль, Б. О тальгенизме (метод коллективного взаимообучения) Текст. / Б. Таль. М., 1922. — 128 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня.2004.-№ 3.-С. 20−26.
- Терещенко, A.B. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения Текст.: дисс. канд. пед. наук / A.B. Терещенко. Волгоград, 2002. — 198 с.
- Толковый словарь русского языка Текст. / под ред. Д. Н. Ушакова. -М.: Гос. Институт «Советская Энциклопедия», 1935.
- Тубельский, А.Н. Детско-взрослые сообщества как субъекта ком-петентностного содержания образования Электронный ресурс.: материалы конференций. Режим доступа: //www.confer/krasu.
- Усманова, А.Р. Новейший философский словарь Текст. / А.Р. Усманова- сост. A.A. Грицанов. Мн., 1998. — С. 704−705.
- Фейерабенд, П. Ответ на критику Текст. / П. Фейерабенд // Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии науки). М., 1978. — С. 419−470.
- Фридман, JI.M. Психологический словарь учителя Текст. / JI.M. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
- Фрумин, И.Д. Образовательное пространство как пространство развития Текст. / И. Д. Фрумин, Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. -1993.-№ 1.-С. 24−32.
- Хасан, Б.И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания Электронный ресурс.: материалы конференции / Б. И. Хасан. Режим доступа: //www.conf/krasu.
- Хуторской A.B. Современная дидактика Текст. / A.B. Хуторской. СПб., 2001. — 544 с.
- Цветков, В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников Текст.: дисс.. канд. пед. наук / В. В. Цветков. — Великий Новгород, 2002. 155 с.
- Чудина, Е.Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовке в вузе Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Е. Е. Чудина. Волгоград, 2002. — 207 с.
- Шаршов, И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента Текст.: автореф.. канд. пед. наук / И. А. Шаршов. Белгород, 2000. — 26 с.
- Шекшня, C.B. Управление персоналом современной организации Текст.: учеб.-практ. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / C.B. Шекшня. — М.: ЗАО «Бизнес- Школа «Интел — синтез», 1998 — 352 с.
- Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М., 1999. — 320 с.
- Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования Текст. / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999.-№ 2.
- Шерайзина P.M. Компетентностный подход к подготовке менеджеров для социальной сферы Текст. / P.M. Шерайзина // Модернизацияпрофессионального педагогического образования компетентностный подход. -Великий Новгород, 2006. 136 с. — С. 3−10.
- Шиянов, E.H. Развитие личности в обучении Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / E.H. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. -288 с.
- Шленов, Ю.В. Перспективы образования XXI века и качество жизни Текст. / Ю. В. Шленов, Б. В. Бойцов, В. Н. Азарян и др. // Стандарты и качество. 2004. — № 5. — С. 72−74.
- Штольц, X. Каким должен быть твой ребенок? Текст.: книга для учителя / X. Штольц. М.: Просвещение, 1988. — С. 3−8.
- Шульга, Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Т. И. Шульга. М.: Высшее Образование- Академия, 2004.
- Щедровицкий, Г. П. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание Текст. / Г. П. Щедровицкий // Системные исследования: методологические проблемы. Ежегодник. — М., 1986. 96 с.
- Щедровицкий, П.Г. Коммуникативная и рефлексивная компетенция в рамках мыследеятельности Электронный ресурс.: материалы конференции. Режим доступа: // www. conf/krasu.
- Щетинина, A.M. Основы построения концептуальной психологической модели социального развития ребенка Текст. / A.M. Щетинина // Ученые записки ИНПО. Вып. 3. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрова, 2001. — Кн. 2. — С. 53.
- Эльконин, Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1966. — С. 48.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. M., 1989. — С. 232.
- Эльконин, Д.Б. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1975.
- Эльконин, Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения Текст. / Д. Б. Эльконин // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М., 1966.
- Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1974.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Междунар. пед. академия, 1995. 224 с.
- Юридический энциклопедический словарь Текст. /гл. ред. А. Я. Сухарев. -М.: Советская Энциклопедия, 1984. 276 с.
- Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентиро-ванного образования Текст. / И. С. Якиманская. М., 2000. — 176 с.
- Яранцев, Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии. Около 800 фразеологизмов Текст. / Р. И. Яранцев. -М., 1981.
- Ярошевский, М.Г. Личность ребенка и драматизм ее развития Текст. / М. Г. Ярошевский, Т. Д. Марцинсковская // Начальная школа. — 1996. -№ 11.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
- Ares, В., O’Brien, L., & Rogers. Т. (1992). Working together, sharing, and helping each other: Cooperative learning inc first grade classroom that in-chides students with disabilities. Syracuse, NY: Inclusive Education Project, Syracuse University.
- Bahn, C. (1964). The interaction of creativity and social facilitation in creative problem solving. Doctoral dissertation. Columbia University, Ann. -2003. 346 p. — Докторская диссертация
- CuIIen, В., & Pratt, Т. (1992). Measuring and reporting student progress. In S. Stainback & W. Dippong, J. (1992). Two large questions in assessing and evaluating CL:.
- Deutach, M. (1949). A theory of cooperation and competition. Human Relations, 2,129−152.
- Falk, ID., & Johnson, D.W. (1977). The effects of perspective-taking and ego-centrism on problem solving in heterogeneous and homogeneous groups. Journal of Social Psychology, 102, 63−72.
- Hibbard, KM. (1992). Bringing authentic performance assessment to life with cooperative learning. Cooperative Learning, 13(1), 30−32.
- Hwong, N., Caswell, A., Johnson, D.W., & Johnson, H. (1993). Effects of cooperative and individualistic learning on prospective elementary teachers' music achievement and attitudes. Journal of Social Psychology, 133(1), 58−64.
- Ibrranee, E. (1978, February). Dyadic interaction in creative thinking and problem solving. Paper presented at the American Educational Research Association annual meeting, New Orleans.
- Johnson DXV., & Johnson, R. (1989a). Cooperation and competition: Theory and research. Edina, MN: interaction Book Company.
- Johnson, D.W. (1990). Reaching out: Interpersonal effectiveness and self- actualization (4th ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
- Johnson, D.W. (1991). Human relations and your career (3rd ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
- Johnson, D.W., & Johnson H. (1991). Learning together and alone: Cooperation, competition, and individualization (3rd ed.). Engkwood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
- Johnson, D.W., & Johnson, F. (1991). Joining together: Group theory and group skills (4th ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
- Johnson, D.W., & Johnson, H. (1983). The socialization and achievement crisis: Are cooperative learning experiences the solution In L. Hickman (Ed.), Applied social psychology annual 4 (pp. 119−164). Beverly Hills: Sage Publications.
- Johnson, D.W., & Johnson, R. (1974). Instructional goal structure: Cooperative, competitive, or individualistic. Review of Educational Research, 44,213−240.
- Johnson, D.W., Johnson, H., & Maruyama, (1983). Interdependence and interpersonal attraction among heterogeneous and homogeneous individuals: A theoretical formulation and a meta-analysis of the research. Review of Educational Research, 53, 5−54.
- Johnson, D.W., Johnson, R., Ortiz, A., & Stanne, M. (1991). Impact of positive goal and resource interdependence on achievement, interaction, and attitudes. Journal of General Psychology, 118(4), 341−347.
- Johnson, D.W., Maruyama, C., Johnson, R., Nelson, D., & Skon, L. (1981). Effects of cooperative, competitive, and individualistic goal structures on achievement: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 89, 47−62.
- Johnson, UW., Johnson, H., Stanne, M» & Garibaldi, A. (1990). Impact of group processing on achievement in cooperative groups. Journal of Social Psychology, 130, 507−516.
- Kagan, S. Kagan Structures for Emotional Intelligence. Kagan Online Magazine. 2001, 4(4). http://www.kaganonline.com/Newsletter/index.html
- Lew, M., Mesch, ID., Johnson, D.W., & Johnson, H. (1986a). Components of cooperative learning: Effects of collaborative skills and academic group contingencies on achievement and mainstreaming. Contemporary Educational Psychology, 11, 229−239.
- Lew, M., Mesch, U., Johnson, D.W., & Johnson, H. (1986b). Positive interdependence, academic and collaborative-skills group contingencies and isolated students. American Educational Research Journal, 23, 476−488.
- Lewin, K. (1935). A dynamic theory of personality. New York: McGraw-Hill.
- Ingham, A., Levinger, C., Craves, A., & Peckham, V. (1974). The Ringelmann effect: Studies of group size and group performance. Journal of Personality and Social Psychology, 10, 371- 384.
- Matthews, M. (1992). Gifted students talk about cooperative learning. Educational Leadership, 50(2), 48−50.
- Pepitone, E. (1980). Children in cooperation and competition. Lexington, MA: Lexington Books.
- Petty, H., Harkins, S., Williams, K., & Latane, B. (1977). The effects of group size on cognitive effort and evaluation. Personality and Social Psychology Bulletin, 3, 575−578. Rose Krasnor L/ // Social Development. 1997/ V. 6. № l.P. 111−129.
- Sharan, S. (1980). Cooperative learning in teams: Recent methods and effects on achievement, attitudes, and ethnic relations. Review of Educational Research, 50, 241−272.
- Slavin, R. (1988). Cooperative learning. New York: Longraan. Slavin, R. (2000). Educational Psychology: theory and practice. Boston: Allyn and Bacon.
- Thrrance, E. (1970). Influence of dyadic interaction on creative functioning. Psychological Reports, 26, 891−394.
- Williams, K. (1981). The effects of group cohesiveness on social loafing. Paper presented at the annual meeting of the Midwestern Psychological Association, Detroit.