Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система дидактических игр как средство формирования военно-профессиональной направленности учащихся лицейских классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако в научно-педагогических трудах в теоретическом плане недостаточно освещена учебно-имитационная модель игровой деятельности как дидактического средства (метода) формирования военно-профессиональной направленности личности. Требует более глубокого исследования педагогический механизм, способствующий эффективности данного процесса на этапе довузовской подготовки молодых людей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Анализ военно — профессиональной направленности личности и проблемы средств ее формирования
    • 1. 1. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Средства педагогической коммуникации в процессе подготовки и совершенствования военных кадров
    • 1. 3. Система дидактических игр — специфическое средство педагогического инструментария в военно-техническом лицейском классе
    • 1. 4. Технология формирования военно-профессиональной направленности старшеклассников в системе дидактических игр
  • Выводы.7.:.-.?.:.'
  • ГЛАВА II. Экспериментальное исследование эффективности процесса * формирования военно-профессиональной направленности учащихся в системе дидактических игр
    • 2. 1. Констатирующий этап эксперимента
    • 2. 2. Обучающий этап эксперимента
    • 2. 3. Оценка экспериментального исследования, контрольный этап
  • Выводы

Система дидактических игр как средство формирования военно-профессиональной направленности учащихся лицейских классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях к подготовке офицерских кадров предъявляются высокие требования, обусловленные углублением процесса военной реформы, а вместе с тем и коренной перестройкой системы среднего и высшего образования в нашей стране и ее Вооруженных Силах. Одна из главных задач сегодняшнего дня — поднять Российскую армию на новый качественный уровень прежде всего за счет привлечения в ее ряды социально зрелой и профессионально-направленной личности.

Военно-профессиональная ориентация молодежи в рамках обязательной и добровольной программ подготовки граждан к военной службе неразрывно связана с педагогической системой довузовских общеобразовательных учреждений. К сожалению, в современной школе еще недостаточно четко определен подход к решению государственной задачи формирования подготовленного резерва для Российской армии и флота. В средней школе все еще доминирует формальный подход к решению данного вопроса. Работа по формированию военно-профессиональной направленности личности в ходе образовательного процесса лишь декларируется.

Преимущественно она сведена к организации внеклассных и внеурочных мероприятий (кружки, классные часы, собрания, факультативные курсы и т. п.), на которых нередко из-за отсутствия стержневой идеи, расплывчатости представлений о военно-профессиональном труде наблюдается неэффективный подход к данному процессу.

Отсутствие у учащихся интереса к военно-профессиональной деятельности, ответственности за свои знания в этой области, более того, незнание своего будущего социального предназначения, отсутствие целенаправленных средств формирования военно-профессиональной направленности личности делает в средней школе процесс изучения дисциплин, связанных с военной тематикой, утомительным, что порой приводит к появлению у них безразличия и безответственности за свое будущее и будущее России.

В связи с этим формирование военно-профессиональной направленности личности, а также поиск инновационных психолого-педагогических средств и способов повышения эффективности данного процесса приобретают в настоящий период особую значимость для совершенствования военного образования.

Исследованием проблем формирования направленности личности занимались и занимаются ученые Б. Г. Ананьев, А. А. Вербицкий, J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Ф. Н. Гоноболин, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, C.JI. Рубинштейн.

Большое теоретическое и практическое значение имеют работы военных педагогов и психологов, среди которых А. В. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, Б. М. Теплов. В трудах этих авторов раскрывается сущность, диалектика и логика процесса формирования военно-профессиональной направленности личности, разрабатываются теоретические основы и психологические механизмы данного процесса.

В настоящем исследовании мы опираемся на научные труды, раскрывающие теоретические проблемы развития системы профессионального образования и психолого-педагогические аспекты управления образовательным процессом, таких ученых, как: В. П. Беспалько, Ю. К. Бабанский, Л. Г. Вяткин, Н. К. Гончаров, В. В. Давыдов, Б. П. Есипов, Г. И. Железовская, В. П. Жуковский, Л. А. Йовайша, Я. А. Коменский, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Кустов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Ю. И. Тарский, Г. И. Щукина.

Анализ работ по выбранной проблематике показывает, что на фоне значительных успехов психологической и педагогической науки в определении путей совершенствования работы по формированию профессиональной направленности учащихся, становятся очевидными недочеты в практической реализации накопленных знаний.

На наш взгляд, одним из средств, позволяющих формировать военно-профессиональную направленность личности, адекватную предъявляемым требованиям, и вместе с тем создавать условия для развития внутреннего потенциала обучающихся, является применение в образовательном процессе военно-технических лицейских классов игровых форм и методов обучения. По сути дела, речь идет о психолого-педагогическом моделировании деятельности военных специалистов. Оно направлено на приобщение обучающихся еще в лицее к сфере будущего профессионального труда посредством учебно-игровой деятельности.

Предлагая данный подход к организации обучения, мы отмечаем, что игре как многоаспектному явлению в общечеловеческой деятельности на различных уровнях посвящено значительное количество исследований. Психологию игры изучали отечественные ученые Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Д.Б. Элько-нин, зарубежные психологи Дж. Бруннер, Д. Карнеги, Г. Клаус, Д. Майерс, В. Тернер.

Основоположником целостного подхода к игре считается русский педагог К. Д. Ушинский. Вопросы взаимоотношения обучающего и воспитанника в процессе игры рассматривались в трудах А. С. Макаренко, В. Н. Терского. Вопросам учебного содержания игр, влияния этого содержания на творческое развитие личности уделял много внимания в своих трудах В. А. Сухомлинский.

Игры в различных педагогических аспектах исследовали Н. П. Аникеева, Н. Н. Богомолова, И. П. Волков, В. М. Ефимов, В. Ф. Комаров, В. А. Лазарева, Л. А. Петровская, Р. И. Смирнова, М. Н. Скаткин, С. М. Тюнникова.

Однако в научно-педагогических трудах в теоретическом плане недостаточно освещена учебно-имитационная модель игровой деятельности как дидактического средства (метода) формирования военно-профессиональной направленности личности. Требует более глубокого исследования педагогический механизм, способствующий эффективности данного процесса на этапе довузовской подготовки молодых людей к профессиональному самоопределению. В этой связи наша разработка теоретических основ формирования военно-профессиональной направленности личности, заключающаяся в более раннем включении школьников в деятельность по воссозданию в игровой форме реалий военной службы, призвана обозначить путь решения проблемы исследования, обусловленный следующими противоречиями:

• между недостаточной информированностью молодого человека обо всем множестве существующих видов профессиональной деятельности и необходимостью самостоятельно и обоснованно действовать в ситуации выбора профессии;

• между необходимостью формирования в образовательном процессе военно-технических лицейских классов военно-профессиональной направленности личности и относительно узкой, в основном декларированной формой реального процесса, ориентированного преимущественно на достижение частных дидактических целей;

• между выдвинутыми задачами формирования военно-профессиональной направленности личности и разным отношением учеников к их принятию;

• между возникшей у школьников потребностью в изучении профессиональной деятельности и имеющимся индивидуальным опытом осуществления учебно-познавательной деятельности;

• между репродуктивными формами и методами обучения и необходимостью их видоизменения в соответствии с современными задачами образования и внутренним стремлением учащихся к их выполнению.

Объективные требования к формированию военно-профессиональной направленности личности, с одной стороны, и потребность практики в поиске инновационных путей и средств качественного обновления образовательного процесса, с другой, определили выбор и актуальность темы настоящего исследования: «Система дидактических игр как средство формирования военно-профессиональной направленности учащихся лицейских классов».

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогического инструментария, способствующего формированию военно-профессиональной направленности личности учащихся лицейских классов.

Объект исследования — образовательный процесс в военно-технических лицейских классах.

Предмет исследования — дидактические игры как средство формирования военно-профессиональной направленности личности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование военно-профессиональной направленности личности в образовательном процессе лицейских классов будет успешным, если:

• реализуется установка на более раннее приобщение учащихся к военно-профессиональному труду с акцентом на системно-деятельностный подход;

• осуществляется взаимосвязь изучаемого теоретического материала с повседневной жизнедеятельностью воинских подразделений;

• используется система дидактических игр (СДИ), сконструированная с учетом развивающего интеллектуального и эмоционального взаимодействия субъектов учения;

• педагогическое руководство развитием личностных качеств учащихся осуществляется по специально разработанной педагогической технологии.

В соответствии с проблемой, целью, гипотезой, объектом, предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

1) уточнить сущность понятия военно-профессиональной направленности личности, определить пути и способы ее формирования в образовательном процессе лицейских классов;

2) теоретически обосновать, разработать, экспериментально проверить СДИ и технологию формирования военно-профессиональной направленности личности в данной системе;

3) выявить психолого-педагогические условия, способствующие или препятствующие формированию военно-профессиональной направленности личности в СДИ.

Методологическую основу исследования составляют: 1) культурно-историческая теория происхождения и формирования психики и сознания Л. С. Выготского, психолого-педагогическая теория личности и деятельности C. JL Рубинштейна, теория деятельностного подхода к формированию моти-вационной сферы человека А. Н. Леонтьева, психолого-педагогическая концепция «контекстного обучения» А.А. Вербицкого- 2) идеи классиков отечественной педагогики — А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. Н. Терского, С. Т. Шацкого — о социальном характере воспитания, о роли творчески организованной деятельности в формировании личности- 3) педагогические законы: целостности и единства педагогического и учебного процессаобусловленности результатов обучения и воспитания характером деятельности обучаемыхединства воспитывающего и развивающего характера обучения.

Работа опирается на фундаментальные положения отечественной психологической науки (Б.Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, В. С Мерлин, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, В.П. Тугаринов), педагогические учения (Л.Г. Вяткин, В. В. Давыдов, Б. П. Есипов, Я. А. Коменский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. В. Смирнов, Н.Ф. Талызина).

Для целостного рассмотрения психолого-педагогических аспектов проблемы в плане поставленных задач диссертационной работы использовались результаты исследований педагогов (А.В. Барабанщиков, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Е. И Балакирева, Г. И. Железовская, В. П. Жуковский, Ю. А. Кустов, А. Т. Колденков, А. Н. Рыблова, Ю. И. Тарский, Г. Д. Турчин), психологов (Н.Н. Богомолова, М. И. Станкин, Д. Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин), передовой педагогический опыт по организации коллективной игровой деятельности школьников.

С учетом значимости объекта и предмета исследования нами применен комплекс методов исследования: теоретический анализ научноисторической, психолого-педагогической и методической литературы по теме диссертационной работынаблюдение образовательного процесса в естественных условияхметоды психолого-педагогической диагностикипедагогический эксперимент в его констатирующей, обучающей и контрольной функцияханализ продуктов деятельности учащихся методами математической статистики и теории вероятности, сравнительный анализ методом контрольных группличные наблюдения и экспериментальные изыскания автора в период преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в лицейских классах и командования курсантскими подразделениями в военном вузе.

Опытно-экспериментальной базой служили Саратовский филиал Военного артиллерийского университета (ВАУ), военно-технические лицейские классы (ВТЛ) при филиале.

Исследование проводилось в период с 1993 по 2000 гг. включительно в соответствии с координационным планом НИР по проблемам образования по теме «Теоретическое исследование путей и способов формирования военно-профессиональной направленности обучения в лицейских классах в системе дидактических игр», номер государственного реестра учета 99−16 «Ориентация -98». Исследование выполнено в несколько этапов.

На подготовительном этапе (1993;1995 гг.) определялись исходные позиции исследования, изучались особенности формирования военно-профессиональной направленности личности в условиях традиционного учебного процесса, определялись рабочий аппарат и общая гипотеза исследования. Разрабатывалась инвариантная технология формирования военно-профессиональной направленности личности в СДИ.

На основном этапе (1995;1998 гг.) в Саратовском филиале ВАУ был проведен педагогический эксперимент.

В ходе эксперимента осуществлена апробация технологии формирования военно-профессиональной направленности личности в СДИ и решены поставленные задачи исследования, а именно: формирование высокого и достаточного уровней: 1) мотивации выбора предполагаемой профессии- 2) осведомленности о профессии, т. е. формирование устойчивого позитивного интереса к военно-профессиональной деятельности- 3) развития профессионально важных качеств личности и повышение уровня образовательной готовности.

На завершающем этапе исследования (1998;2000 гг.) обобщена, систематизирована и обработана информация, внесены необходимые корректировки, осуществлено оформление результатов, сформулированы и уточнены выводы, рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Предложен инновационный путь формирования военно-профессиональной направленности учащихся BTJ1 в рамках контекстного обучения. В его основу положена идея приобщения старшеклассников к военнопрофессиональному труду в процессе развертывания учебно-игровой деятельности.

2. Сформулированы и уточнены общепедагогические положения, на основе которых сконструированы СДИ и технология формирования военно-профессиональной направленности личности, являющаяся источником активизации внутреннего потенциала обучаемого.

3. Разработан научно-методический инструментарий системной диагностики формирования военно-профессиональной направленности личности в СДИ.

4. Выявлены психолого-педагогические условия, способствующие или препятствующие формированию военно-профессиональной направленности старшеклассников в условиях практической реализации инвариантной технологии.

5. Доказана эффективность и надежность предложенного педагогического инструментария формирования военно-профессиональной направленности личности.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что:

1. Сконструирована и используется в учебном процессе BTJI Саратовского филиала ВАУ технология формирования военно-профессиональной направленности личности в СДИ. Она обеспечивает единство теории и практики подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности и позволяет преподавателю решать вопрос развития личностных качеств обучаемых в рамках аудиторного учебного процесса без существенных внеаудиторных дополнительных временных затрат.

2. Внесены корректировки в методику преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности», органически сочетающие имитационно-игровые и неигровые (традиционные) методы обучения.

3. Предложенный научно-методический инструментарий позволяет дифференцированно подходить к оценке показателей, характеризующих военно-профессиональную направленность личности.

Диагностические материалы данного инструментария могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных учебных заведений и военных вузов.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положенийкомплексом методов исследования, адекватных его предмету, задачам и логикеобработкой информации с помощью методов математической статистики и компьютерасопоставимостью полученных эмпирических данных эксперименталичным опытом работы диссертанта в процессе подготовки будущих специалистов в военном вузе и лицейских классах Саратовского филиала ВАУ.

На защиту выносятся:

1. Система дидактических игр, состоящая из блоков занятий со специализированным учебным материалом, в рамках которых осуществляется активное взаимодействие преподавателя с учащимися посредством игрового метода.

2. Инновационная технология, включающая теоретическое обоснование, содержательную технику и педагогический механизм функционирования СДИ в образовательной практике, способствующая формированию военно-профессиональной направленности субъекта учения.

3. Психолого-педагогические условия, способствующие / препятствующие формированию военно-профессиональной направленности личности в СДИ.

4. Научно-методический инструментарий, обеспечивающий оценку и коррекцию формируемых показателей военно-профессиональной направленности личности.

Апробация и внедрение результатов работы проводились в военно-технических лицейских классах Саратовского филиала ВАУ, Екатеринбургском ВАИ, Тольяттинском филиале Самарского педагогического университета путем использования предложенного автором научно-методического аппарата диагностики военно-профессиональной направленности личности в системе профессионально-психологического отбора, применения в образовательном процессе вузов педагогической технологии формирования военно-профессиональной направленности личности в СДИ. Обобщенные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики Саратовского государственного университета, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Саратовского филиала ВАУ, на межвузовских научно-практических конференциях (Саратов, 1998 — 2000 гг.).

Положительные результаты применения основных выводов и рекомендаций исследования документально подтверждены отзывами из военных учебных заведений.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами и гистограммами.

ВЫВОДЫ.

В процессе педагогического эксперимента:

• отработана последовательность подготовки и внедрения теоретических результатов исследования в практику образовательного процесса военно-технических лицейских классов;

• выявлены психолого-педагогические условия, способствующие или препятствующие формированию ВПНЛ в условиях практической реализации системы дидактических игр;

• предложенный научно-методический инструментарий системной диагностики позволяет дифференцированно подходить к оценке показателей, характеризующих военно-профессиональную направленность личности, что в целом доказывает надежность полученных данных экспериментального исследования;

• установлено, что учебно-познавательная деятельность учащихся в СДИ способствует повышению ВПНЛ. ^ Анализ результатов проведенного исследования дает нам право утверждать действенность и эффективность предложенного психолого-педагогического инструментария для формирования ВПНЛ и повышения уровня знаний, умений и навыков у школьников экспериментальных учебных групп.

Естественно, что первые результаты исследования формирования ВПНЛ еще не позволяют делать больших обобщений. Для этого необходимо продолжить исследовательскую работу, глубже и шире изучить факторы и мотивы выбора профессии, следить за действительным положением дел с контингентом будущих курсантов, более обоснованно планировать учебно-воспитательную работу среди учащихся по привитию им любви к избранной м профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На современном этапе развития общества смена педагогической парадигмы, предполагающей создание новой модели профессионально-ориентирующего народного образования, означает, что в центре внимания психолого-педагогических исследований находится личность обучающегося как активного субъекта учебно-познавательной деятельности. В связи с этим возникает потребность в создании активной среды, под воздействием которой происходила бы реализация принципов проблемного и развивающего обучения. Это в свою очередь обуславливает и определенный набор средств педагогического инструментария, которые, с одной стороны, создавали бы дидактические и психологические условия для побуждения к творческой и мыслительной деятельности, а с другой, — способствовали бы обоснованному выбору будущей профессии, моделировали бы предметное и социальное содержание профессионального труда.

Адекватно отвечающим этим требованиям явились так называемые активные методы и формы обучения, среди которых особое место в образовательном процессе занимают учебные игры.

Исторический анализ применения средств педагогической коммуникации в процессе подготовки и совершенствования военных кадров показывает, что и сегодня многие методы и формы обучения, ушедшие в прошлое, могут найти свое место в современной системе подготовки офицеров. Сюда следует отнести сократическую беседу, наставничество, обучение на практике, групповое обучение, военно-профессиональные игры и др.

Всестороннее исследование дидактической игры привело к констатации того факта, что она представляет собой один из способов оптимизации учебного процесса в целом, в частности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений и вызывает определенные положительные изменения в личности обучающихся и всей учебной группы,.

Условием и стимулом повышения эффективности образовательного процесса, а также формирования направленности личности на военно-профессиональную деятельность во время изучения школьной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» служит специально сконструированная нами система учебных игр (СДИ).

СДИ определяется нами как дидактическая модель организации учебного процесса, реализующая цели образования, воспитания в специфической организационной форме (методе) обучения — игре и состоящая из блоков занятий со специализированным содержанием обучения, в рамках которых осуществляется взаимодействие преподавателя с учащимися посредством игрового метода.

Сформулированные и уточненные общепедагогические положения позволили разработать СДИ и технологию формирования военно-профессиональной направленности личности, являющуюся источником активизации внутреннего потенциала обучаемого.

Педагогическая технология формирования ВПН личности в системе дидактических игр включает содержательную технику, методический инструментарий и педагогический механизм реализации системы дидактических игр в образовательном процессе.

Экспериментальный практикум подтвердил действенность и эффективность предложенного психолого-педагогического инструментария. Применение СДИ способно оказать эффективное воздействие на обучаемых, эти воздействия отражаются прежде всего на качестве формирования позитивной мотивации выбора профессии, устойчивом интересе к военно-профессиональной деятельности и определенных положительных изменениях профессионально важных качеств старшеклассников.

Использование СДИ также показало, что возрастает уровень образовательной готовности учащихся. Данный дидактический комплекс способствует развитию более прочных теоретических знаний, практических умений и навыков, а также приобретению старшеклассниками социального опыта.

В результате исследования установлено, что формирование военно-профессиональной направленности личности зависит от влияния психолого-# педагогических условий, которые могут способствовать или наоборот препятствовать эффективности данного процесса.

Система дидактических игр обеспечивает единство теории и практики в подготовке учащихся к будущей профессиональной деятельности. Она позволяет преподавателю решать вопрос формирования ВПНЛ в рамках аудиторного учебного процесса без существенных внеаудиторных дополнительных временных затрат.

Положителен и тот факт, что сами учащиеся относятся к имитационно-игровой деятельности в СДИ весьма позитивно по причине того, что «играют», потому что развиваются, а развиваются, потому что играют. щ Результаты проведенного исследования наглядно свидетельствуют, что определено эффективное педагогическое средство формирования ВПНЛ в военно-технических лицейских классах.

Таким образом, если использовать предложенную технологию формирования ВПНЛ в СДИ и ее систематическое проведение из года в год в образовательном процессе старшеклассников, то данное педагогическое средство не только повлияет на качество получаемых знаний, но и явится мощным стабилизатором положительных изменений в отношении учащихся к Вооруженным Силам Российской Федерации.

Подводя итоги исследования следует отметить, что целостная система формирования военно-профессиональной направленности личности должна охватывать довузовский, вузовский и послевузовский периоды. В настоящей работе мы исследовали вопросы, связанные с периодом довузовской подготовки личности к особому виду государственной деятельности — воинской службе. Несомненный интерес для нас представляет процесс обучения личности, формирование ее военно-профессиональной направленности в условиях образовательного процесса на последующих этапах обучения в военном вузе и профессиональной деятельности в войсках, что явится направлением наших дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Психологическое тестирование. Кн.1- Кн.2. Пер. с англ. -М., 1982.
  2. В.А., Бункин В. А. Интенсификация: принятие решений. -Л., 1987.
  3. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1968. № 1.
  4. .Г. Человек как предмет познания. -Л., 1965.
  5. Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. -Новосибирск, 1994.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе. М., 1985.
  7. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М, 1985.
  8. Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника: Автореф. дис.канд. пед. наук. -Саратов, 1996,
  9. А.В., Киряшов Н. И., Фисенко Н. Ф. Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М.: ВПА, 1987.
  10. Ю.Барабанщиков А. В. Вопросы психологии и педагогики высшей военной школы. М., 1971.
  11. П.Батаршев А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. -СПб., 1996.
  12. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж, 1977.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии -М., 1989.
  14. Биографии Российских генералиссимусов и генерал фельдмаршалов. -СПб., 1840.
  15. Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1977.
  16. А.А. Восприятие человека человеком. -Л., 1965.
  17. С.В. Теория вероятностей. Учебное пособие. -Саратов. ВВКИУ, 1970.
  18. Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977.
  19. А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. М., 1991.
  20. А.А. Вопросы гинезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности // Новые исследования в психологии. -М.: Педагогика, 1997. № 1.
  21. А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.
  22. А. Новое и старое в тактике // Война и революция, 1925.-КН.1.
  23. А. Прикладной метод в академическом преподавании тактики // Военный вестник. 1922. № 17−18.
  24. Военная школа и лабораторный план. М.: Воениздат, 1924.
  25. Военная педагогика. Учебное пособие. М.: Воениздат, 1977.
  26. И.П. Руководителю о человеческом факторе: социал.-психол. практикум. -Л.: Лениздат, 1989.
  27. С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.
  28. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабан-ского. -М.: Педагогика, 1981.
  29. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
  30. Вопросы психологии. 1966. N6.
  31. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991.
  32. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т1. М., 1983.
  33. Л.Г., Корнюшкин Н. Г. Основы педагогики: Метод, пособие. Саратов: СГУ, 1997.
  34. Л.Г. Методика проблемного обучения. -Саратов, 1971.
  35. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР.Т.1. М., 1959.
  36. Гершельман. Воспитание будущих офицеров // Военный сборник, 1914. № 12.
  37. Н. Высшая военная школа. СПб, 1909, Паруцкий. Задачник. 300 тактических задач. — СПб, 1900.
  38. Ф.Н. Психология. М., 1964.
  39. Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974.
  40. В.В. Исторические предпосылки учебной деятельности. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М.: Педагогика, 1983.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
  42. В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982.
  43. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Педагогика, 1975.
  44. В.К. Формирование гностических умений у будущих педагогов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1973.
  45. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.
  46. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Л., 1974.
  47. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. -Л., 1961.
  48. В.М. К теории управленческих имитационных игр // Динамическая и вероятностная оптимизация экономики. Новосибирск: Наука, 1978.
  49. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. -М.: Наука, 1980.
  50. ЗО.Железовская Г. И. Педагогическая поддержка социализации личности подростка. -Саратов: Изд-во. Сарат. ун-та, 1999.51 .Жиделев М. А. Современные методы обучения. М., 1985.
  51. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.
  52. В.П. Профессиограмма деятельности офицера-ракетчика выпускника училища ракетных войск Сухопутных войск: Учебное пособие. -Саратов. 1996.
  53. В.П. Теория и практика формирования военно-профессиональной направленности учащейся молодежи. -Саратов: Изд-во. Сарат, ун-та, 1998.
  54. П.В., Жуковский В. П. Развитие системы подготовки офицерских кадров. В 3-х частях, Саратов: Изд-во Сарат. ВВКИУ РВ, 1996.56.3акон РФ «Об образовании». М., 1992.57.3ахаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1993.
  55. В.П. Формирование личности офицера. М., 1986.59,Игровое моделирование. Методология и практика. М., 1987.
  56. Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М., 1975.
  57. Иностранное военное обозрение // Военный сборник. 1890.
  58. Йовайша J1.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М, 1983.
  59. Н.И. и др. Профессиональная ориентация учащихся. М., 1983.
  60. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.
  61. Г. Философские аспекты теории игр // Вопросы философии. 1968. N8.
  62. Е.А. Как выбрать профессию. -М.: Просвещение, 1984.
  63. А.Г. Психология личности. М., 1970.
  64. В. Ищем талантливую молодеж, которая верит в перспективность профессии офицера // Красная Звезда. 1996. 4 янв.
  65. И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М., 1987.
  66. В.Н. Потребности как источник активности // Материалы 2-й межвузовской научной конференции по проблеме психологии воли. -Рязань, 1967.
  67. А. Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов: Дис. канд. пед. наук. -Л., 1977.
  68. Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. М., 1955.
  69. Н.И. Логический словарь. М, 1971.
  70. Крупская Н.К.О профессиональной ориентации школьников. -М., 1965
  71. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. -Л., 1974.
  72. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.
  73. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. -Саратов, 1990.
  74. Н.Д. Психология характера. М., 1969.
  75. Н.Д. Психология. -М, 1964.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
  77. А.Н. Деятельность. Сознательность. Личность. М., 1975.
  78. А.Н. Потребность, мотивы, сознание. Симпозиум 13. XVIII Международный психологический конгресс. М., 1966.
  79. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
  80. Лернер И. Я, Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  81. .Т. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.
  82. .Ф. Человек и техника. М., 1966.
  83. . Т.Д., Платонов К. К. Психология. М., 1964.
  84. Д. Социальная психология / Перевод с английского. -СПб.: Изд-во Питер, 1999.
  85. А.С. Игра. // Соч.- 2-е изд. Т 4,5, 1957.
  86. Материалы реформ общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984.
  87. М.И. Методы проблемно-развивающего обучения: Методические рекомендации. М., 1983.
  88. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
  89. B.C. (ред.) Очерк теории темперамента. -Пермь, 1973.
  90. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь, 1971.
  91. B.C. Очерки психологии личности. -Пермь, 1959.
  92. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Учен. зап. Пермского пединститута. 1970. Т. 77, вып. б.
  93. Методика индивидуальной профконсультации. М., 1982.
  94. Методические письма научно-методической секции ГУСа. М., 1924. Гире Г. Современные задачи методики военного обучения // Война и революция. 1925. Кн.З.
  95. ЮО.Митропольский А. К. Техника статистических вычислений. Издательство Наука. М., 1997.
  96. Михайловский-Данилевский. Черты из жизни князя Кутузова-Смоленского. Отечественные записки. 1820. № 4.
  97. В.М. Обучение программированию в средней школе. -М.: Просвещение, 1967.
  98. ЮЗ.Мочалова Н. М. О методах развивающего обучения // Сов. Педагогика, 1980. № 8.
  99. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  100. В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии // Ученые записки ЛГУ № 244, 1957. Вып. 11.
  101. Юб.Огородников И. Т. Педагогика. М., 1968.
  102. Ю7.0рлов А. С. Владимир Мономах. М.: Лит. Изд-во АН СССР, 1946.
  103. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
  104. Ю9.0сновы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989.
  105. Ю.Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.- Педагогика, 1983. Ш. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  106. А.В. (ред.) Общая психология. М, 1970,
  107. А.В. О психологии личности. М., 1971.
  108. П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении. -М., 1980.
  109. К.К. Личность и труд. -М., 1965.
  110. К.К. О системе психологии. М., 1972.
  111. К.К. Проблема способностей. М., 1972.
  112. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  113. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. Т2-М.: Изд-во АН СССР, 1963.
  114. В.А., Чистякова С. Н., Волошин С. А. и др. Профессиональное самоопределение молодежи. // Педагогика, 1993. № 5.
  115. Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980.
  116. Проблемное обучение в вузе. Изд-во. СГУ, 1987.
  117. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности I-XI классы. Учебное издание. -М.: Изд-во Просвещение, 1994.
  118. Профессионально-психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО СССР. Метод, реком. М., 1976.
  119. Развитие творческой активности учащихся. В. А. Сухомлинский и современность: Тезисы научно-практической конференции. -Саратов: ГПИ, 1996.
  120. Реформы Петра I: Сб. док. /Сост. В. И. Лебедев. М., 1937.
  121. С.Л. Бытие и сознание. -М., 1957.
  122. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  123. С.Л. Основы общей психологии: В2 т.Т.1. М., 1989.
  124. С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М, 1959.
  125. С.Jl. Проблемы общей психологии. ML, 1976.
  126. А.Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе: теоретические проблемы, вопросы технологии: Монография. Саратов, 1999.
  127. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М.: Просвещение, 1980.
  128. М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1984.
  129. Р.И. Групповая работа на уроке как игровое взаимодействие // Методология и практика применения имитационных игр. Новосибирск, 1983.
  130. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.
  131. М.И. Если мы хотим сотрудничать. М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  132. Столетие Военного Министерства. Т.Х. 4.2.
  133. Н.Е. Профессиональная направленность студентов вузов. Опыт всесоюзного опроса // Социологические исследования, 1992. № 3.
  134. НО.Сухомлинский В. А. О воспитании. -М.: Политиздат, 1973.
  135. Н. Заметки по предмету истории военного искусства. -СПб, 1881.
  136. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. -М.: изд-во Моск. ун-та, 1984.
  137. Ю.И. Современное высшее образование: проблемы и перспективы развития. Концептуальные основы. -Саратов: СГУ, СВВКИУ, 1993.
  138. Ю.И. Формирование профессионально-педагогических умений курсантов высших военных командно-инженерных училищ: Авто-реф. дис. канд. пед. наук, -СПб., 1994.
  139. Ю.И. Развитие системы подготовки офицерских кадров в России: Монография. -Саратов: АВН, ААН, СВВКИУ РВ, 1996.
  140. Г. Д. Применение технических средств обучения важный элемент совершенствования учебно-воспитательного процесса // Современное университетское образование: проблемы и перспективы: Сб. материалов Российской конференции. — Саратов, СГУ, 1994.
  141. Теоретическое исследование путей и способов формирования военно-профессиональной направленности обучения в лицейских классах в системе дидактических игр: отчет о НИР № 99−16. -Саратов: СФВАУ, 1999.
  142. .М. Психология. М., 1946.
  143. В. Символ и ритуал. -М.: Наука, 1983.
  144. В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.151 .Тюнникова С. М. Педагогические возможности дидактической игры и требования к ее организации: Методические рекомендации. -М.: АПН СССР, 1988.
  145. Д.Н. Психологические исследования.- М., 1966.
  146. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 1990.
  147. Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. -Тольяти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998.
  148. Шацкий С. Г: работа для будущего: До кум. Повествование: кн. для учителя / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. -М.: Просвещение, 1989.
  149. С.Т. Избранные педагогические сочинения. ~Т1,2. -М.: Педагогика, 1980.
  150. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
  151. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М., 1971.
  152. Д.Б. Психология игры,— М.: Педагогика, 1978.
  153. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. —М., 1978.
  154. Bruner J.S. Some elements of discovery. / Learning by discovery: a critical appraisal / Ed. By I. S/ Schulman, E.R. Keiller. Chicago, 1966.
  155. Majewski N.- Reyton Y.H. German Army General Staff officer trainind.- Military Review, December 1984.1. СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР1. Занятие № 21. Вводное в СДИ")
  156. Согласно утвержденному расписанию занятий организационные формы обучения в военно-технических лицейских классах предусматривают временные рамки 45−5-90 минут.1. ПЛАНпроведения занятия
  157. Тема: «Организация российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»
  158. Место проведения: учебная аудитория.1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
  159. На этот «крючок» школьники с энтузиазмом попадаются и начинают формулировать (в рамках низкой, несколько стандартной осведомленности) свои представления о военно-профессиональной службе.
  160. Роль преподавателя возражать и приводить позитивные контраргументы, привлекая постепенно к этому и самих учащихся.
  161. Подводя итог занятия, преподаватель предлагает школьникам написать краткое сочинение «Моя будущая профессия» и посмотреть видеофильм о СВВКИУ РВ.
  162. Задание на дом: Ответить на вопрос: сколько в России было генералиссимусов?
  163. Вводное" в тему (проблему))
  164. Тема: Действия учащихся старших классов при проведении спасательных и других неотложных работ в учебном заведении.
  165. Место проведения: учебная аудитория.1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
  166. Занятие начинается с того, что преподаватель формулирует правилаигры.
  167. Всему классу выдается одинаковое задание, на которое сначала необходимо ответить самостоятельно, а затем каждой группе необходимо выработать коллективное решение.1. Пример задания:
  168. I. Выслушиваются по очереди все докладчики. В ходе обсуждения вопросов сначала внутри групп, а затем и во всем коллективе класса начинается дискуссия по данной проблеме. Вырабатывается общее мнение.1. Время: 15−20 мин.
  169. Преподаватель подводит итог дискуссии и предлагает учащимся оценить своих товарищей на предмет развития ПВК (метод шкала приемлемости, см. приложение 2).
  170. В качестве домашнего задания предлагается изучить учебное пособие 53.
  171. Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 52 Основная часть 303 Заключительная часть 10практическое)
  172. Тема: Действия учащихся старших классов при проведении спасательных и других неотложных работ в учебном заведении.
  173. Аудиокассета с записями сигналов оповещения и инструктивными требованиями.
  174. Индивидуальные средства защиты от ОМ.5. Средства пожаротушения.
  175. Место проведения: учебная аудитория (класс) и помещения учебного заведения (учебный корпус).1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
  176. Ввод в игру и ее организация 5 мин.
  177. Первая группа готовит задание- «Пожарная тревога», средства пожаротушения и действия личного состава взвода по этому сигналу.
  178. Вторая группа учащихся составляет план действий согласно следующему заданию «Химическая тревога», средства защиты и действия личного состава взвода по этому сигналу.
  179. Третья группа учащихся готовит решение, демонстрирует порядок действий в связи с поступлением сигнала «Воздушная тревога», средства защиты и действия личного состава взвода по этому сигналу.
  180. Подготовка участников игры 15 мин.
  181. Перед аудиторией по очереди командиры игровых групп докладывают согласно выданному им заданию, варианты решений и сопровождают свой доклад непосредственными действиями.
  182. После чего развертывается дискуссия по обсуждаемым вопросам. Учащиеся всех групп совместно отвечают на поступившие вопросы сначала от школьников других групп и далее от экспертов.
  183. После этого представители экспертных групп сообщают оценки, выставленные играющим командам.
  184. Четкость, лаконичность формулировки сообщения, распоряжения4 Правильность решения5 Правильность действий6 Дисциплинированность1. Итоговая оценка 1. Замечанияподпись эксперта
  185. Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 102 Основная часть 653 Заключительная часть 151. Занятие № 5контрольная работа)
  186. Место проведения: учебная аудитория.1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
  187. Занятие проходит в виде сжатого, стремительного дефиниционного опроса. Ответы требуются краткие, опрашиваются все школьники, причем желательно не по одному разу.
  188. В начале занятия преподаватель объявляет, что в конце урока будет пятиминутная контрольная, состоящая из пяти вопросов, и просит чтобы присутствующие внимательно следили за ответами.
  189. Когда до конца занятия остается десять-пятнадцать минут, преподаватель предлагает достать всем листочки и формулирует вопросы. Например, напишите:
  190. Средства индивидуальной защиты от ОМП.
  191. Нормативы, предъявляемые к абитуриенту по физической подготовке.
  192. Сроки увольнения военнослужащих в запас.
  193. Тактико-технические характеристики (ТТХ) АКМ.
  194. По каким критериям осуществляется конкурсный отбор в военныйвуз.
  195. Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 52 Основная часть 253 Заключительная часть 151. Занятие № 6
  196. Вводное" в тему (проблему))
  197. Проводится в 11 -м классе при изучении раздела № 3 «Основы подготовки к военной службе» и параграфа 3.1. «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан».1. ПЛАНпроведения занятия
  198. Тема: Вооруженные Силы Российской Федерации. Боевые традиции Российских Вооруженных Сил. Символы воинской чести.
  199. Место проведения: учебная аудитория.1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
  200. Для того, чтобы организовать данное занятие, необходимо разделить класс на три группы (отделения) и разместить учащихся на трех рядах парт (два крайних и средний).
  201. Кроме того, преподаватель не должен ограничивать школьников выходом за пределы учебной темы занятия.
  202. Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 52 Основная часть 35• Вооруженные Силы Российской Федерации (5)• Боевые традиции Российских Вооруженных Сил
  203. Символы воинской чести (10)• Игровая часть (20)3 Заключительная часть 51. Занятие № 7практическое)
  204. Проводится в 11 -м классе при изучении раздела № 3 «Основы подготовки к военной службе» и параграфа 3.1. «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан».1. ПЛАНпроведения занятия
  205. Тема: Воинские уставы и воинские коллективы.
  206. Место проведения: помещения военно-учебного заведения (казарма).1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
  207. Примеры вводных: «Пожарная тревога», «Доклад дежурного по батарее прибывшему командиру батареи», «заправка кровати» и т. п.
  208. Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 102 Основная часть 703 Заключительная часть 101. Занятие № 8контрольная работа)
  209. Проводится в 11-м классе при изучении раздела № 3 «Основы подготовки к военной службе» и параграфа 3.1. «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан»
  210. План, метод проведения, задачи, место проведения, построение занятия и примерный расчет времени аналогичны занятию № 5, только применяются следующие контрольные вопросы:
  211. Какой Устав ВС РФ определяет служебные обязанности военнослужащих?
  212. Что включает в себя добровольная подготовка граждан к срочной службе в ВС РФ?
  213. Состав ВС РФ по родам войск?
  214. Что такое статус военнослужащего, какой законодательный документ его определяет?
  215. Кто присваивает воинское звание сержант, лейтенант, майор, генерал?
  216. На данном занятии преподаватель проводит оценку ПВК учащихся методом шкалы приемлемости.1. Занятие № 101. Курсант")
  217. Проводится в 11-м классе при изучении раздела № 3 «Основы подготовки к военной службе» и параграфа 3.2. «Прикладная физическая подготовка».1. ПЛАНпроведения занятия
  218. Тема: Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации.
  219. Место проведения: учебная аудитория, плац учебного заведения.1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
  220. Распределение ролей происходит на предыдущем факультативном занятии.
  221. Всем учащимся накануне выдается домашнее задание: 1) изучить распорядок дня и функциональные обязанности согласно распределенным ролям- 2) вспомнить действия личного состава при подаче сигналов оповещения при применении противником средств ОМП.
  222. По условиям игры, во время ее проведения, допускаются пространственно-временные скачки.
  223. Первый фрагмент игры (10 мин).
  224. Деловая игра начинается с момента прибытия учащихся на занятия. Моделируется элемент распорядка дня «утренний осмотр».
  225. Например: один из курсантов первого отделения не прибыл на занятия первой пары, при заступлении в наряд врач не допустил курсанта второго отделения к несению службы, во время вечерней поверки отсутствует курсант третьего отделения и т. п.
  226. Третий фрагмент деловой игры (45 мин). Занятие по строевой подготовке.
  227. Проводит «командир взвода» на плацу.
  228. Четвертый фрагмент деловой игры (20 мин).
  229. Заключительная часть (25 мин).
  230. По сумме набранных баллов распределяются места учебных групп (отделений).
  231. Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 102 Основная часть 1003 Заключительная часть 25
  232. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
  233. В общей структуре военно-профессиональной направленности личности мы в своей работе выделяем три параметра ее измерения:
  234. Система потребностей и мотивов, показателем является мотивация выбора профессии (привлекательность профессии, т. е. те возможности, которые она предоставит человеку для удовлетворения личных потребностей).
  235. Интерес к профессии (эмоционально окрашенное повышенное внимание человека к профессии, отражаемое в его специально-исследовательской деятельности), показатель данного параметра осведомленность о профессии.
  236. Оценка перечисленных выше показателей проводится по 4-балльной системе (табл.1).
Заполнить форму текущей работой