Система дидактических игр как средство формирования военно-профессиональной направленности учащихся лицейских классов
![Диссертация: Система дидактических игр как средство формирования военно-профессиональной направленности учащихся лицейских классов](https://westud.ru/work/3127515/cover.png)
Диссертация
Однако в научно-педагогических трудах в теоретическом плане недостаточно освещена учебно-имитационная модель игровой деятельности как дидактического средства (метода) формирования военно-профессиональной направленности личности. Требует более глубокого исследования педагогический механизм, способствующий эффективности данного процесса на этапе довузовской подготовки молодых людей… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Анализ военно — профессиональной направленности личности и проблемы средств ее формирования
- 1. 1. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Средства педагогической коммуникации в процессе подготовки и совершенствования военных кадров
- 1. 3. Система дидактических игр — специфическое средство педагогического инструментария в военно-техническом лицейском классе
- 1. 4. Технология формирования военно-профессиональной направленности старшеклассников в системе дидактических игр
- Выводы.7.:.-.?.:.'
- ГЛАВА II. Экспериментальное исследование эффективности процесса * формирования военно-профессиональной направленности учащихся в системе дидактических игр
- 2. 1. Констатирующий этап эксперимента
- 2. 2. Обучающий этап эксперимента
- 2. 3. Оценка экспериментального исследования, контрольный этап
- Выводы
Список литературы
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1- Кн.2. Пер. с англ. -М., 1982.
- Абчук В.А., Бункин В. А. Интенсификация: принятие решений. -Л., 1987.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1968. № 1.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л., 1965.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. -Новосибирск, 1994.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. М., 1985.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М, 1985.
- Балакирева Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника: Автореф. дис.канд. пед. наук. -Саратов, 1996,
- Барабанщиков А.В., Киряшов Н. И., Фисенко Н. Ф. Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М.: ВПА, 1987.
- Ю.Барабанщиков А. В. Вопросы психологии и педагогики высшей военной школы. М., 1971.
- П.Батаршев А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. -СПб., 1996.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж, 1977.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии -М., 1989.
- Биографии Российских генералиссимусов и генерал фельдмаршалов. -СПб., 1840.
- Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1977.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. -Л., 1965.
- Борыцевский С.В. Теория вероятностей. Учебное пособие. -Саратов. ВВКИУ, 1970.
- Брунер Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. М., 1991.
- Вербицкий А.А. Вопросы гинезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности // Новые исследования в психологии. -М.: Педагогика, 1997. № 1.
- Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.
- Верховский А. Новое и старое в тактике // Война и революция, 1925.-КН.1.
- Верховский А. Прикладной метод в академическом преподавании тактики // Военный вестник. 1922. № 17−18.
- Военная школа и лабораторный план. М.: Воениздат, 1924.
- Военная педагогика. Учебное пособие. М.: Воениздат, 1977.
- Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: социал.-психол. практикум. -Л.: Лениздат, 1989.
- Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.
- Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабан-ского. -М.: Педагогика, 1981.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
- Вопросы психологии. 1966. N6.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т1. М., 1983.
- Вяткин Л.Г., Корнюшкин Н. Г. Основы педагогики: Метод, пособие. Саратов: СГУ, 1997.
- Вяткин Л.Г. Методика проблемного обучения. -Саратов, 1971.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР.Т.1. М., 1959.
- Гершельман. Воспитание будущих офицеров // Военный сборник, 1914. № 12.
- Головин Н. Высшая военная школа. СПб, 1909, Паруцкий. Задачник. 300 тактических задач. — СПб, 1900.
- Гонобалин Ф.Н. Психология. М., 1964.
- Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974.
- Давыдов В.В. Исторические предпосылки учебной деятельности. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М.: Педагогика, 1983.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
- Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Педагогика, 1975.
- Елманова В.К. Формирование гностических умений у будущих педагогов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1973.
- Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Л., 1974.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. -Л., 1961.
- Ефимов В.М. К теории управленческих имитационных игр // Динамическая и вероятностная оптимизация экономики. Новосибирск: Наука, 1978.
- Ефимов В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. -М.: Наука, 1980.
- ЗО.Железовская Г. И. Педагогическая поддержка социализации личности подростка. -Саратов: Изд-во. Сарат. ун-та, 1999.51 .Жиделев М. А. Современные методы обучения. М., 1985.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.
- Жуковский В.П. Профессиограмма деятельности офицера-ракетчика выпускника училища ракетных войск Сухопутных войск: Учебное пособие. -Саратов. 1996.
- Жуковский В.П. Теория и практика формирования военно-профессиональной направленности учащейся молодежи. -Саратов: Изд-во. Сарат, ун-та, 1998.
- Жуковский П.В., Жуковский В. П. Развитие системы подготовки офицерских кадров. В 3-х частях, Саратов: Изд-во Сарат. ВВКИУ РВ, 1996.56.3акон РФ «Об образовании». М., 1992.57.3ахаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1993.
- Иванов В.П. Формирование личности офицера. М., 1986.59,Игровое моделирование. Методология и практика. М., 1987.
- Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М., 1975.
- Иностранное военное обозрение // Военный сборник. 1890.
- Йовайша J1.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М, 1983.
- Калугин Н.И. и др. Профессиональная ориентация учащихся. М., 1983.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.
- Клаус Г. Философские аспекты теории игр // Вопросы философии. 1968. N8.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. -М.: Просвещение, 1984.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
- Кожуховский В. Ищем талантливую молодеж, которая верит в перспективность профессии офицера // Красная Звезда. 1996. 4 янв.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М., 1987.
- Колбановский В.Н. Потребности как источник активности // Материалы 2-й межвузовской научной конференции по проблеме психологии воли. -Рязань, 1967.
- Колденков А. Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов: Дис. канд. пед. наук. -Л., 1977.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. М., 1955.
- Кондаков Н.И. Логический словарь. М, 1971.
- Крупская Н.К.О профессиональной ориентации школьников. -М., 1965
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. -Л., 1974.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.
- Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. -Саратов, 1990.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
- Левитов Н.Д. Психология. -М, 1964.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознательность. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, сознание. Симпозиум 13. XVIII Международный психологический конгресс. М., 1966.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
- Лернер И. Я, Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
- Лихачев Б.Т. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. М., 1966.
- Луков. Т.Д., Платонов К. К. Психология. М., 1964.
- Майерс Д. Социальная психология / Перевод с английского. -СПб.: Изд-во Питер, 1999.
- Макаренко А.С. Игра. // Соч.- 2-е изд. Т 4,5, 1957.
- Материалы реформ общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984.
- Махмутов М.И. Методы проблемно-развивающего обучения: Методические рекомендации. М., 1983.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
- Мерлин B.C. (ред.) Очерк теории темперамента. -Пермь, 1973.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь, 1971.
- Мерлин B.C. Очерки психологии личности. -Пермь, 1959.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Учен. зап. Пермского пединститута. 1970. Т. 77, вып. б.
- Методика индивидуальной профконсультации. М., 1982.
- Методические письма научно-методической секции ГУСа. М., 1924. Гире Г. Современные задачи методики военного обучения // Война и революция. 1925. Кн.З.
- ЮО.Митропольский А. К. Техника статистических вычислений. Издательство Наука. М., 1997.
- Михайловский-Данилевский. Черты из жизни князя Кутузова-Смоленского. Отечественные записки. 1820. № 4.
- Монахов В.М. Обучение программированию в средней школе. -М.: Просвещение, 1967.
- ЮЗ.Мочалова Н. М. О методах развивающего обучения // Сов. Педагогика, 1980. № 8.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Мясищев В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии // Ученые записки ЛГУ № 244, 1957. Вып. 11.
- Юб.Огородников И. Т. Педагогика. М., 1968.
- Ю7.0рлов А. С. Владимир Мономах. М.: Лит. Изд-во АН СССР, 1946.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
- Ю9.0сновы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989.
- Ю.Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.- Педагогика, 1983. Ш. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
- Петровский А.В. (ред.) Общая психология. М, 1970,
- Петровский А.В. О психологии личности. М., 1971.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении. -М., 1980.
- Платонов К.К. Личность и труд. -М., 1965.
- Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.
- Платонов К.К. Проблема способностей. М., 1972.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. Т2-М.: Изд-во АН СССР, 1963.
- Поляков В.А., Чистякова С. Н., Волошин С. А. и др. Профессиональное самоопределение молодежи. // Педагогика, 1993. № 5.
- Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980.
- Проблемное обучение в вузе. Изд-во. СГУ, 1987.
- Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности I-XI классы. Учебное издание. -М.: Изд-во Просвещение, 1994.
- Профессионально-психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО СССР. Метод, реком. М., 1976.
- Развитие творческой активности учащихся. В. А. Сухомлинский и современность: Тезисы научно-практической конференции. -Саратов: ГПИ, 1996.
- Реформы Петра I: Сб. док. /Сост. В. И. Лебедев. М., 1937.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М., 1957.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В2 т.Т.1. М., 1989.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М, 1959.
- Рубинштейн С.Jl. Проблемы общей психологии. ML, 1976.
- Рыблова А.Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе: теоретические проблемы, вопросы технологии: Монография. Саратов, 1999.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М.: Просвещение, 1980.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1984.
- Смирнова Р.И. Групповая работа на уроке как игровое взаимодействие // Методология и практика применения имитационных игр. Новосибирск, 1983.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1984.
- Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. М.: Издательский центр «Академия», 1996.
- Столетие Военного Министерства. Т.Х. 4.2.
- Столярова Н.Е. Профессиональная направленность студентов вузов. Опыт всесоюзного опроса // Социологические исследования, 1992. № 3.
- НО.Сухомлинский В. А. О воспитании. -М.: Политиздат, 1973.
- Сухотин Н. Заметки по предмету истории военного искусства. -СПб, 1881.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. -М.: изд-во Моск. ун-та, 1984.
- Тарский Ю.И. Современное высшее образование: проблемы и перспективы развития. Концептуальные основы. -Саратов: СГУ, СВВКИУ, 1993.
- Тарский Ю.И. Формирование профессионально-педагогических умений курсантов высших военных командно-инженерных училищ: Авто-реф. дис. канд. пед. наук, -СПб., 1994.
- Тарский Ю.И. Развитие системы подготовки офицерских кадров в России: Монография. -Саратов: АВН, ААН, СВВКИУ РВ, 1996.
- Турчин Г. Д. Применение технических средств обучения важный элемент совершенствования учебно-воспитательного процесса // Современное университетское образование: проблемы и перспективы: Сб. материалов Российской конференции. — Саратов, СГУ, 1994.
- Теоретическое исследование путей и способов формирования военно-профессиональной направленности обучения в лицейских классах в системе дидактических игр: отчет о НИР № 99−16. -Саратов: СФВАУ, 1999.
- Теплов Б.М. Психология. М., 1946.
- Тернер В. Символ и ритуал. -М.: Наука, 1983.
- Терский В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.151 .Тюнникова С. М. Педагогические возможности дидактической игры и требования к ее организации: Методические рекомендации. -М.: АПН СССР, 1988.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М., 1966.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 1990.
- Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. -Тольяти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998.
- Шацкий С. Г: работа для будущего: До кум. Повествование: кн. для учителя / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. -М.: Просвещение, 1989.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. ~Т1,2. -М.: Педагогика, 1980.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М., 1971.
- Эльконин Д.Б. Психология игры,— М.: Педагогика, 1978.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. —М., 1978.
- Bruner J.S. Some elements of discovery. / Learning by discovery: a critical appraisal / Ed. By I. S/ Schulman, E.R. Keiller. Chicago, 1966.
- Majewski N.- Reyton Y.H. German Army General Staff officer trainind.- Military Review, December 1984.1. СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР1. Занятие № 21. Вводное в СДИ")
- Согласно утвержденному расписанию занятий организационные формы обучения в военно-технических лицейских классах предусматривают временные рамки 45−5-90 минут.1. ПЛАНпроведения занятия
- Тема: «Организация российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»
- Место проведения: учебная аудитория.1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
- На этот «крючок» школьники с энтузиазмом попадаются и начинают формулировать (в рамках низкой, несколько стандартной осведомленности) свои представления о военно-профессиональной службе.
- Роль преподавателя возражать и приводить позитивные контраргументы, привлекая постепенно к этому и самих учащихся.
- Подводя итог занятия, преподаватель предлагает школьникам написать краткое сочинение «Моя будущая профессия» и посмотреть видеофильм о СВВКИУ РВ.
- Задание на дом: Ответить на вопрос: сколько в России было генералиссимусов?
- Вводное" в тему (проблему))
- Тема: Действия учащихся старших классов при проведении спасательных и других неотложных работ в учебном заведении.
- Место проведения: учебная аудитория.1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
- Занятие начинается с того, что преподаватель формулирует правилаигры.
- Всему классу выдается одинаковое задание, на которое сначала необходимо ответить самостоятельно, а затем каждой группе необходимо выработать коллективное решение.1. Пример задания:
- I. Выслушиваются по очереди все докладчики. В ходе обсуждения вопросов сначала внутри групп, а затем и во всем коллективе класса начинается дискуссия по данной проблеме. Вырабатывается общее мнение.1. Время: 15−20 мин.
- Преподаватель подводит итог дискуссии и предлагает учащимся оценить своих товарищей на предмет развития ПВК (метод шкала приемлемости, см. приложение 2).
- В качестве домашнего задания предлагается изучить учебное пособие 53.
- Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 52 Основная часть 303 Заключительная часть 10практическое)
- Тема: Действия учащихся старших классов при проведении спасательных и других неотложных работ в учебном заведении.
- Аудиокассета с записями сигналов оповещения и инструктивными требованиями.
- Индивидуальные средства защиты от ОМ.5. Средства пожаротушения.
- Место проведения: учебная аудитория (класс) и помещения учебного заведения (учебный корпус).1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
- Ввод в игру и ее организация 5 мин.
- Первая группа готовит задание- «Пожарная тревога», средства пожаротушения и действия личного состава взвода по этому сигналу.
- Вторая группа учащихся составляет план действий согласно следующему заданию «Химическая тревога», средства защиты и действия личного состава взвода по этому сигналу.
- Третья группа учащихся готовит решение, демонстрирует порядок действий в связи с поступлением сигнала «Воздушная тревога», средства защиты и действия личного состава взвода по этому сигналу.
- Подготовка участников игры 15 мин.
- Перед аудиторией по очереди командиры игровых групп докладывают согласно выданному им заданию, варианты решений и сопровождают свой доклад непосредственными действиями.
- После чего развертывается дискуссия по обсуждаемым вопросам. Учащиеся всех групп совместно отвечают на поступившие вопросы сначала от школьников других групп и далее от экспертов.
- После этого представители экспертных групп сообщают оценки, выставленные играющим командам.
- Четкость, лаконичность формулировки сообщения, распоряжения4 Правильность решения5 Правильность действий6 Дисциплинированность1. Итоговая оценка 1. Замечанияподпись эксперта
- Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 102 Основная часть 653 Заключительная часть 151. Занятие № 5контрольная работа)
- Место проведения: учебная аудитория.1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
- Занятие проходит в виде сжатого, стремительного дефиниционного опроса. Ответы требуются краткие, опрашиваются все школьники, причем желательно не по одному разу.
- В начале занятия преподаватель объявляет, что в конце урока будет пятиминутная контрольная, состоящая из пяти вопросов, и просит чтобы присутствующие внимательно следили за ответами.
- Когда до конца занятия остается десять-пятнадцать минут, преподаватель предлагает достать всем листочки и формулирует вопросы. Например, напишите:
- Средства индивидуальной защиты от ОМП.
- Нормативы, предъявляемые к абитуриенту по физической подготовке.
- Сроки увольнения военнослужащих в запас.
- Тактико-технические характеристики (ТТХ) АКМ.
- По каким критериям осуществляется конкурсный отбор в военныйвуз.
- Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 52 Основная часть 253 Заключительная часть 151. Занятие № 6
- Вводное" в тему (проблему))
- Проводится в 11 -м классе при изучении раздела № 3 «Основы подготовки к военной службе» и параграфа 3.1. «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан».1. ПЛАНпроведения занятия
- Тема: Вооруженные Силы Российской Федерации. Боевые традиции Российских Вооруженных Сил. Символы воинской чести.
- Место проведения: учебная аудитория.1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
- Для того, чтобы организовать данное занятие, необходимо разделить класс на три группы (отделения) и разместить учащихся на трех рядах парт (два крайних и средний).
- Кроме того, преподаватель не должен ограничивать школьников выходом за пределы учебной темы занятия.
- Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 52 Основная часть 35• Вооруженные Силы Российской Федерации (5)• Боевые традиции Российских Вооруженных Сил
- Символы воинской чести (10)• Игровая часть (20)3 Заключительная часть 51. Занятие № 7практическое)
- Проводится в 11 -м классе при изучении раздела № 3 «Основы подготовки к военной службе» и параграфа 3.1. «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан».1. ПЛАНпроведения занятия
- Тема: Воинские уставы и воинские коллективы.
- Место проведения: помещения военно-учебного заведения (казарма).1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
- Примеры вводных: «Пожарная тревога», «Доклад дежурного по батарее прибывшему командиру батареи», «заправка кровати» и т. п.
- Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 102 Основная часть 703 Заключительная часть 101. Занятие № 8контрольная работа)
- Проводится в 11-м классе при изучении раздела № 3 «Основы подготовки к военной службе» и параграфа 3.1. «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан»
- План, метод проведения, задачи, место проведения, построение занятия и примерный расчет времени аналогичны занятию № 5, только применяются следующие контрольные вопросы:
- Какой Устав ВС РФ определяет служебные обязанности военнослужащих?
- Что включает в себя добровольная подготовка граждан к срочной службе в ВС РФ?
- Состав ВС РФ по родам войск?
- Что такое статус военнослужащего, какой законодательный документ его определяет?
- Кто присваивает воинское звание сержант, лейтенант, майор, генерал?
- На данном занятии преподаватель проводит оценку ПВК учащихся методом шкалы приемлемости.1. Занятие № 101. Курсант")
- Проводится в 11-м классе при изучении раздела № 3 «Основы подготовки к военной службе» и параграфа 3.2. «Прикладная физическая подготовка».1. ПЛАНпроведения занятия
- Тема: Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Место проведения: учебная аудитория, плац учебного заведения.1. Игровая частьметодические рекомендации и процессуальная структура)
- Распределение ролей происходит на предыдущем факультативном занятии.
- Всем учащимся накануне выдается домашнее задание: 1) изучить распорядок дня и функциональные обязанности согласно распределенным ролям- 2) вспомнить действия личного состава при подаче сигналов оповещения при применении противником средств ОМП.
- По условиям игры, во время ее проведения, допускаются пространственно-временные скачки.
- Первый фрагмент игры (10 мин).
- Деловая игра начинается с момента прибытия учащихся на занятия. Моделируется элемент распорядка дня «утренний осмотр».
- Например: один из курсантов первого отделения не прибыл на занятия первой пары, при заступлении в наряд врач не допустил курсанта второго отделения к несению службы, во время вечерней поверки отсутствует курсант третьего отделения и т. п.
- Третий фрагмент деловой игры (45 мин). Занятие по строевой подготовке.
- Проводит «командир взвода» на плацу.
- Четвертый фрагмент деловой игры (20 мин).
- Заключительная часть (25 мин).
- По сумме набранных баллов распределяются места учебных групп (отделений).
- Построение занятия и примерный расчет времени1. Построение занятия Время, п/п мин.1 Вводная часть 102 Основная часть 1003 Заключительная часть 25
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
- В общей структуре военно-профессиональной направленности личности мы в своей работе выделяем три параметра ее измерения:
- Система потребностей и мотивов, показателем является мотивация выбора профессии (привлекательность профессии, т. е. те возможности, которые она предоставит человеку для удовлетворения личных потребностей).
- Интерес к профессии (эмоционально окрашенное повышенное внимание человека к профессии, отражаемое в его специально-исследовательской деятельности), показатель данного параметра осведомленность о профессии.
- Оценка перечисленных выше показателей проводится по 4-балльной системе (табл.1).