Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нормативно-методическое обеспечение физического воспитания в системе общего образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральный государственный образовательный стандарт" (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования к структуре и требованиям и условиям реализации освоения основной образовательной программы. Стандарт… Читать ещё >

Нормативно-методическое обеспечение физического воспитания в системе общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержательная и организационная основа современной системы образования в Российской Федерации опирается на требования «Федеральных государственных образовательных стандартов», которые разрабатываются для всех уровней образования, в том числе и для общего.

«Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования к структуре и требованиям и условиям реализации освоения основной образовательной программы. Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования, сохранения культурного наследия и единства образовательного пространства страны и др.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход предполагающий ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Также стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • ценностным, включающим смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

В своей профессиональной деятельности учитель физической культуры должен основываться на требования ФГОС, реализация которых может быть осуществлена через следующие педагогические условия.

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. С этой целью учитель при выполнении двигательных заданий создает специальные педагогические условия, позволяющие воспитывать нравственные основы личности. Духовное воспитание может быть основано на национально-исторических традициях страны, понимании воспитанниками особенностей народных форм физической культуры России. Большое значение здесь будут иметь организация физического воспитания школы, соблюдение установленных норм и традиций, уважительное отношение к участникам образовательного процесса.
  • Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Учитель должен четко понимать и обеспечивать подготовленность воспитанников к переходу на следующую ступень образования. Особенно это характерно для коллектива учителей, работающих в одной школе на разных образовательных уровнях.
  • Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы. Данный критерий ориентирует учителей на оптимальный подбор средств и методов физического воспитания и других общепедагогических воздействий, обеспечивающих эффективное освоение учащимися программного материала по физической культуре. Учитель физической культуры должен принимать участие в разработке критериев освоения основной образовательной программы, исходя из требований ФГОС.
  • Личностные результаты. Эти результаты являются наиболее сложными для разработки критериев, поскольку должны фиксировать динамику формирования личностных качеств воспитанников. Здесь можно учитывать отношение учащихся к физической культуре, мотивацию к занятиям, занятость учащихся в спортивных секциях, участие в школьных спортивно-массовых мероприятиях и т. п. Учет сформированное™ личностных результатов может быть осуществлен с помощью методов опроса и педагогического наблюдения.
  • Метапредметные результаты отражают сформированность универсальных учебных действий (УУД). В зависимости от разновидностей УУД учитель разрабатывает наиболее эффективную в имеющихся условиях систему оценивания. Наиболее объективными критериями могут быть критерии, опирающиеся на методы педагогического контроля, педагогического наблюдения, опроса, функциональные пробы, современные информационные технологии и т. п.
  • Предметные результаты не представляют больших сложностей, поскольку отражают результаты двигательной подготовленности — освоения программного материла по физической культуре. Для этого учитель использует принятые в физическом воспитании критерии. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает систему оценивания результатов обучения. При этом необходимо иметь четкое понимание долевого участия каждого из компонентов при оценивании учащихся, особенно по окончании учебного года и, тем более, ступени обучения.

Содержательная часть учебного предмета «Физическая культура» представлена в соответствующих программах, наиболее известными из которых являются программы А. П. Матвеева и В. И. Ляха. В программах указывается цель их реализации и задачи, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета, планируемые результаты обучения [10, 11, 12, 13, 14, 15].

Основной частью программы является описание содержания курса учебного предмета, состоящего из разделов: «Знания о физической культуре», в котором указаны соответствующие теоретические сведения; «Способы физкультурной деятельности», содержащий учебные задания, направленные на формирование у занимающихся навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, и «Физическое совершенствование», включающий перечень основных двигательных действий, освоение которых осуществляется на уроках физической культуры. Тематическое планирование программного материала представлено в программе для каждого класса общеобразовательной школы. Распределение программного материала научно обосновано и является результатом многолетнего накопления научно-методических данных и педагогического опыта в сфере физического воспитания детей и подростков. На основе программ учитель физической культуры разрабатывает рабочую программу, по которой и будет осуществляться педагогический процесс в конкретной общеобразовательной школе.

Реализация основных положений программы может выражаться в следующем.

  • Программный материал должен быть реализован по возможности в полной мере, исходя из особенностей функционирования учебного заведения, возможностей спортивной базы, оборудования и инвентаря. Если в школе нет возможностей для полноценного проведения уроков по какому-либо разделу программы, учитель должен осуществить подбор таких упражнений, которые соответствуют по своим техническим параметрам и функциональной направленности этому разделу подготовки. Например, если в школе не выполняются упражнения снарядовой гимнастики, учитель включает в уроки соответствующие упражнения скоростно-силового характера и двигательно-координационной направленности. При этом он может использовать различный инвентарь или создавать условия, при которых будут решаться схожие двигательные задачи. Или в тех случаях, когда в школе не проводятся занятия по лыжной подготовке, необходимо в спортивном зале осуществлять освоение техники передвижений на лыжах (имитацию), выполнять соответствующие упражнения координационного характера и беговые упражнения на выносливость.
  • Необходимо строго придерживаться тематического планирования программного материала. То есть нельзя самовольно облегчать или усложнять двигательные задания, предлагая учащимся выполнение физических упражнений, не соответствующих их возрастно-половым особенностям.
  • В преподавании уроков физической культуры должны быть реализованы все разделы программы. Это значит, что, кроме овладения учащимися двигательными умениями и навыками, предусмотренными разделом «Физическое совершенствование», необходимо давать теоретические сведения и обучать навыками самостоятельных занятий, предусмотренных разделом «Способы физкультурной деятельности». При этом учащиеся получают теоретические сведения в процессе двигательной деятельности на уроках физической культуры, а для освоения программного материала раздела «Способы физкультурной деятельности» учитель планирует соответствующие уроки.
  • • Необходимо строго придерживаться обеспечения достаточной двигательной деятельности учащихся как основы занятий физической культурой. То есть нельзя планировать и проводить теоретические занятия под видом уроков физической культуры, заменяя двигательную деятельность умственной.

Также в своей работе учитель использует различные нормативнометодические документы, регламентирующие педагогический процесс, в том числе и локальные, разрабатываемые учебным заведением. При этом необходимо обеспечить реализацию основополагающих требований ФГОС и программ по физической культуре.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой