Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна у учащихся в процессе обучения с использованием средств информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системообразующим фактором дидактической системы формирования элементарных навыков дизайна при использовании средств информационных технологий будет являться цель формирования навыков дизайна на общеобразовательном уровне, а именно, творческое и эстетическое развитие учащихся. В дидактической системе формирования элементарных навыков дизайна при использовании средств ИТ можно выделить три уровня… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.,
  • ГЛАВА 1. Обоснование концепции формирования элементарных навыков дизайна у учащихся общеобразовательных учреждений
    • 1. 1. Анализ государственного стандарта образования при определении составляющих понятия «элементарные навыки дизайна»
    • 1. 2. Совершенствование эстетической и информационной культуры учащихся за счет развития навыков дизайна
    • 1. 3. Развитие психологических качеств личности обучаемых, их творческого воображения на занятиях по дизайну
    • 1. 4. Отбор средств информационных технологий для формирования элементарных навыков дизайна
  • Краткие
  • выводы
  • ГЛАВА 2. Построение дидактической системы формирования элементарных навыков дизайна у учащихся
    • 2. 1. Отбор методов деятельности по образцу при формировании элементарных навыков дизайна
    • 2. 2. Методы и формы организации занятий, стимулирующие развитие творчества учащихся, при формировании элементарных навыков дизайна
    • 2. 3. Критерии оценки сформированное&trade- у учащихся элементарных навыков дизайна
    • 2. 4. Деятельность педагога по организации и проведению занятий в компьютерном классе
    • 2. 5. Дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна у учащихся
  • Краткие
  • выводы
  • ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности дидактической системы формирования элементарных навыков дизайна у учащихся
    • 3. 1. Описание эксперимента по определению влияния применения разработанной дидактической системы на развитие психологических качеств учащихся и их информационную культуру
    • 3. 2. Анализ результатов и
  • выводы по эксперименту на определение сформированности элементарных навыков дизайна у учащихся
  • Краткие
  • выводы

Дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна у учащихся в процессе обучения с использованием средств информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время происходит третья технологическая революция, связанная с широким применением информационных и телекоммуникационных технологий. Важность технологической культуры молодежи на данном этапе признается во всем мире. ЮНЕСКО реализует программу «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). «Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник теперь должен не только хорошо выполнять производственные функции, но и уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу» — отмечается в государственном образовательном стандарте. В связи с этим определены новые учебные задачи, в том числе формирование элементарных навыков дизайна, способствующее развитию творческих способностей учащихся.

Проблема использования средств информационных технологий при преподавании общеобразовательных дисциплин является одной из наиболее актуальных проблем современного общего образования. В последнее время ряд отечественных и зарубежных исследователей рассматривали в своих работах применение компьютеров и информационных технологий в образовании (С. А. Бешенков, Б. С. Гершунский, Ю. С. Иванов, А. А. Кузнецов, В. М. Монахов, И. В. Роберт, Н. В. Софронова и др.). Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков, цели, содержание и методы обучения графической деятельности раскрыты в работах А. Д. Ботвинникова, Б. Ф. Ломова. Различные аспекты формирования зрительных образов рассмотрены В. Г. Ананьевым, М. Д. Александровой, Н. Ю. Вергилис, В. П. Зинченко и др. Возможности повышения эффективности обучения техническому черчению освящаются в публикациях И. С. Вышнепольского, С. В. Розова и др. Среди работ, посвященных проблеме восприятия и его влияния на процесс проектирования, необходимо отметить работы Е. И. Беляевой, А. Э. Гутнова, Ю. И. Короева, К. Линча, НИ. Середюка, И. А. Страутминиса, В. Урбановича, М. В. Федорова, И. Ш. Шевелева и др. На формирование творческой деятельности учащихся как первоочередной необходимости в процессе обучения указывают в своих исследованиях В. И. Андреев, В. А, Басанец, В. Б. Бондаревский, A.M. Дорошкевич, B. J1. Кан-Калик, П. Л. Капица, М. В. Костенко и др. Вместе с тем необходимо отметить неразработанность проблемы применения средств информационных технологий для формирования элементарных навыков дизайна на общеобразовательном уровне.

Исходя из вышесказанного, актуальность настоящего исследования обусловлена следующим противоречием: с одной стороны передовые учителя на эмпирическом уровне пытаются использовать средства информационных технологий для эстетического воспитания учащихся, с другой стороны следует констатировать отсутствие научно обоснованной концепции формирования элементарных навыков дизайна у учащихся при использовании компьютеров, неразработанность единой дидактической системы, отсутствие критериев оценки работ учащихся с точки зрения технической эстетики.

Цель исследования состоит в обосновании концепции и разработке дидактической системы формирования элементарных навыков дизайна при использовании средств информационных технологий (ИТ).

Объект исследования — процесс обучения с использованием средств информационных технологий.

Предмет исследования — процесс формирования элементарных навыков дизайна у учащихся при использовании средств ИТ.

Гипотеза исследования: применение средств ИТ при формировании элементарных навыков дизайна в соответствии с разработанной дидактической системой:

— повышает уровень сформированное&tradeэлементарных навыков дизайна у учащихся;

— создает условия для совершенствования эстетической и информационной культуры учащихся;

— способствует развитию творческой и познавательной активности учащихся;

— развивает психологические качества учащихся, такие как образное мышление, воображение, ощущение, восприятие и др.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Обосновать концепцию формирования элементарных навыков дизайна.

2. Проанализировать имеющиеся программные средства и компьютерные технологии, позволяющие использовать их в процессе формирования элементарных навыков дизайна.

3. Обосновать критерии оценки работ учащихся с точки зрения технической эстетики (дизайна) на общеобразовательном уровне.

4. Создать дидактическую систему формирования элементарных навыков дизайна у учащихся с использованием компьютерных технологий.

5. Провести опытно-экспериментальную проверку разработанной дидактической системы.

Методологической основой исследования явились общая теория систем, теория деятельного подхода к обучению, психологическая теория преобразования мышления человека в условиях его работы с персональным компьютером. Теоретической основой исследования явились фундаментальные работы в области методологии педагогики (Ю.К. Бабанский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, С. Г. Шаповаленко и др.), психологии (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Е. И. Машбиц, НА Менчинская, O.K. Тихомиров и др.), создания и использования средств обучения (Л.С. Зазнобина, B.C. Леднев, Т. С. Назарова, Е. С. Полат, Л. П. Прессман, Н. М. Шахмаев и др.), информатизации образования (Я. А. Ваграменко, А. Н. Гейн, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, М. Н. Лапчик, И. В. Роберт, А. Я. Савельев, Н. В. Софронова, В. Ф. Шолохович и др.).

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, а также специальной литературы по информатике и по художественному образованию с целью выявления общеобразовательных, развивающих и пропедевтических аспектов использования компьютерных технологий для формирования навыков дизайнаобобщение опыта учителей различных общеобразовательных дисциплин с целью отбора методов и приемов формирования навыков дизайнакачественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы с применением методов математической статистики и др.

Этапы исследования:

Первый этап (1994 — 1996 г. г.). Изучалась и анализировалась теоретическая и научно-методическая литература по теме исследования. Было установлено, что, несмотря на высокий дидактический потенциал, средства компьютерных технологий не используются для формирования элементарных навыков дизайна. Графические редакторы, системы автоматизированного проектирования изучаются на уроках информатики в качестве объекта изучения. Учителя информатики не ставят при изучении графических редакторов целей эстетического воспитания учащихся, развития их психологических качеств и пр. Навыки дизайна формируются эпизодически на уроках рисования, черчения, труда без применения вычислительной техники.

Второй этап (1996 — 1999 г. г.). Была разработана дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна при использовании средств информационных технологий, отобраны методы формирования навыков дизайна, определены цели и задачи, разработаны задания для учащихся при изучении графических редакторов, проведена опытно-экспериментальная работа. Проведен анализ, теоретическое обобщение и систематизация материалов исследования. Разработанная дидактическая система внедрена в ряде школ г. Чебоксары и в Чебоксарском строительном техникуме. Были опубликованы работы по теме исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что впервые была разработана общедидактическая система формирования элементарных навыков дизайна при использовании средств информационных технологий, были обоснованы концептуальные положения, позволяющие спроецировать методы обучения навыкам дизайна на предметную область.

Информационные технологии", отобраны и обоснованы критерии определения сформированности элементарных навыков дизайна у учащихся на общеобразовательном уровне.

Практическая значимость исследования заключается в том, что были описаны методы обучения, которые в процессе формирования навыков дизайна оказывают позитивное влияние на развитие психологических качеств учащихся, способствуют совершенствованию их эстетической и информационной культуры, разработаны соответствующие упражненияописана деятельность учителя и учащихся на уроках по формированию навыков дизайна с использованием средств информационных технологий.

Выводы и предложения по результатам исследования могут быть использованы в различных образовательных учреждениях, в том числе в педагогических вузах и институтах повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования обеспечивается опорой на методологические положения педагогики, комплексом использованных методов исследования в соответствии с методологическими требованиями к ним, учетом данных массового и передового опыта, применением методов математической статистики для доказательства объективности сделанных выводов, привлечением независимых экспертов для оценки проведенного эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В дидактической системе формирования элементарных навыков дизайна при использовании средств ИТ можно выделить три уровня: начальный (начальная школа), средний (неполное общее образование) и общеобразовательный (полное общее образование) и следующие основные компоненты: цель, задачи, методы обучения и воспитания, формы организации учебно-воспитательного процесса, педагогические программные средства (ППС), преобладающий вид деятельности учащихся, деятельность учителя.

2. Среди методов формирования элементарных навыков дизайна при использовании средств информационных технологий выделяются две основные группы: 1) методы формирования деятельности по образцу, 2) методы, стимулирующие творческое развитие учащихся. Методы формирования деятельности по образцу, метод аналогий, метод реальной действительности, метод «транспозиции» и «пермутации», метод моделированияметоды воспитания: соревнование, информация, взаимное просвещение. Методы, стимулирующие развитие творчества учащихся: геометрические трансформации инверсий, эвристического комбинирования, использование случайностей и ассоциацийметоды воспитания: информация, дискуссия, поиск.

3. Учителю на уроке по формированию навыков дизайна с использованием ЭВМ необходимы систематические знания и навыки работы на компьютере, он может самостоятельно спроектировать урок с использованием программных средств, его деятельность характеризуется поиском путей совершенствования учебного процесса, анализом соответствия модели урока и его практической реализации, стремлением повысить эффективность обучения.

4. Применение средств информационных технологий в соответствии с разработанной дидактической системой оказывает позитивное влияние на психологическое развитие личности учащегося, способствует совершенствованию его эстетической и информационной культуры, более интенсивному развитию творческой активности учащихся, создает предпосылки для повышения эффективности обучения.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях цикловой комиссии и методического совета Чебоксарского строительного техникума, на отраслевом научно-методическом семинаре по САПР «ArchiCAD 5.0» преподавателей ССУЗов Госстроя России (Ярославль, 2 — 4 марта 1999 г.), на I Всероссийской конференции — фестивале творчества студентов высших и средних профессиональных учебных заведений «Юность большой Волги» (Чебоксары, 15 -18 марта 1999 г.), на III Международной олимпиаде по компьютерной графике, проектированию и дизайну (Тольятти, 28 — 30 апреля 1999 г.), на конференции преподавателей информатики и ЭВМ ССУЗов Чувашской Республики (Чебоксары, 5.

6 октября 1999 г.), ряде школ г. Чебоксары, публикации методов и результатов исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном исследовании была решена проблема формирования элементарных навыков дизайна на общеобразовательном уровне при использовании средств ИТ в процессе обучения. В качестве концептуальных положений при разработке дидактической системы формирования навыков дизайна можно сформулировать следующие:

1. техническая эстетика (дизайн) является частью научной области эстетики, опирается на ее методологию, использует методы исследования;

2. эстетическая составляющая дизайна оказывает позитивное влияние на развитие психологических качеств личности учащегося, таких как воображение, мышление, ощущения, восприятие и др.;

3. формирование навыков дизайна у учащихся способствует совершенствованию эстетической и информационной культуры учащихся;

4. применение средств информационных технологий в обучении при формировании навыков дизайна способствует более интенсивному развитию творческого воображения учащихся, создает предпосылки для повышения эффективности обучения.

При анализе содержания государственного стандарта образования мы отобрали следующие знания и умения, способствующие формированию элементарных навыков дизайна:

Учащиеся должны знать:

1. Историю зарождения и развития дизайна.

2. Понятие формы и формообразования.

3. Понятие пространства и пропорции.

4. Принципы построения эскиза и композиции простейшего художественного изделия.

5. Принципы цветообразования, соотношения цветов, влияние цвета на восприятие объекта.

6. Принципы формообразования и композиции, роль цвета, последовательность и технику выполнения проекта. Учащиеся должны уметь:

1. Составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов, выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму, использовать цветовое оформление изделий, выполнять графический проект изделия.

2. Выполнять чертежи и технические рисунки, выполнять план жилой комнаты, выполнять проект несложного изделия.

Системообразующим фактором дидактической системы формирования элементарных навыков дизайна при использовании средств информационных технологий будет являться цель формирования навыков дизайна на общеобразовательном уровне, а именно, творческое и эстетическое развитие учащихся. В дидактической системе формирования элементарных навыков дизайна при использовании средств ИТ можно выделить три уровня: начальный (начальная школа), средний (неполное общее образование) и общеобразовательный (полное общее образование), и следующие основные компоненты: цель, задачи, методы обучения и воспитания, формы организации учебно-воспитательного процесса, педагогические программные средства (ППС), преобладающий вид деятельности учащихся, деятельность учителя. Формирование навыков дизайна предполагает использование линейного и концентрического принципов. Это означает, что на каждом уровне решаются типовые задачи на более высокой ступени.

Среди методов формирования элементарных навыков дизайна при использовании средств информационных технологий будем выделять две основные группы: 1) методы формирования деятельности по образцу, 2) методы, стимулирующие творческое развитие учащихся. Методы формирования деятельности по образцу, в терминологии традиционных методов обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковыечастные методы: метод аналогий, метод реальной действительности, метод «транспозиции» и «пермутации», метод моделированияметоды воспитания: соревнование, информация, взаимное просвещение. Методы, стимулирующие развитие творчества учащихся: исследовательские, эвристическиеили частные методы: геометрические трансформации, инверсий, эвристического комбинирования, использования случайностей и ассоциацийметоды воспитания: информация, дискуссия, поиск.

Деятельность учителя на уроке с использованием ЭВМ должна удовлетворять, как минимум, основному уровню. То есть, учителю необходимы систематические знания и навыки работы на компьютере, он может самостоятельно спроектировать урок с использованием программных средств, его деятельность характеризуется поиском путей совершенствования учебного процесса, анализом соответствия модели урока и его практической реализации, стремлением повысить эффективность обучения.

Эффективность разработанной дидактической системы формирования элементарных навыков дизайна при использовании средств информационных технологий была проверена экспериментально. С этой целью были разработаны критерии оценки сформированное&tradeэлементарных навыков дизайна.

Было доказано, что научно-обоснованное формирование элементарных навыков дизайна при использовании средств информационных технологий: формирует элементарные навыки дизайна у учащихся на общеобразовательном уровне;

— способствует развитию психологических качеств учащихся;

— развивает творческую активность учащихся;

— создает условия формирования информационной культуры учащихся.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, все задачи решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Педагогические проблемы художественного восприятия учащихся. — Фрунзе., 1978. — 56 с.
  2. Автоматизированные системы обучения на базе ЭВМ. М., 1982. — 98 с.
  3. Е.В. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Высшая школа, 1992.-302 с.
  4. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-364 с.
  5. О.П. Объемно-пространственная структура как средство художественного моделирования объектов дизайна: Дис.. канд. искусствоведения: 17.00.06 М., 1982. -168 с.
  6. П.В. Информационные технологии в школьном образовании. М, 1994. -228 с.
  7. Аристотель. Метафизика: II Соч.: В 4 т., Т. 1. М., 1975. — С. 22 — 24
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  9. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. -102 с.
  10. Ю.Аскальдов Г. Г., Повилейко Р. П. О возможности оценки красоты в технике. М., 1977.-120 с.
  11. И.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). -М.: Педагогика, 1977.-256 с.
  12. В.Г. Эмотектоника как дизайн-метод эстетической организации урбосреды: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.06 СПб., 1994. -167 с.
  13. М. С., Коцик Б. Я., Лишин А. Н. Аннотиированный каталог программных средств II Информатика и образование. № 1. -1998. — С. 64 -74.
  14. Р.Ч. Специфика методов преподавания художественной графики на художественно-графических факультетах педагогических вузов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02-М., 1997.-175 с.
  15. В.Е. Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.06 М., 1992. -194 с.
  16. Я.И. Дизайнерская подготовка учащихся профессионально-технических училищ (на примере профессий строительного профиля для предприятий Агропрома): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Казань, 1989. -199 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  18. .В., Гутчин И. Б. Машина и творчество: Результаты, проблемы, перспективы. М., 1982.152 с.
  19. П.П. Память и мышление. II П. П. Блонский. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2, М., 1979. — 268 с.
  20. А.В. Формирование профессиональных навыков в процессе подготовки техников-строителей: Проспект педагогических идей. Чебоксары: Чувашгоспединститут им. И. Н. Яковлева, 1998. — С. 69−70
  21. А.В. Использование компьютерных технологий для развития пространственного и художественного воображения учащихся // Народная школа, 1998. -№ З.-С. 54−56
  22. А.В. Необходимость диагностики выбора учащимися направления обучения с целью осознанной профориентации II Ученые записки. Т. 2 (1997−1998 г. г.).-М., 1998.-С. 11−12
  23. Д.Б., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Мир, 1986.-470 с.
  24. Ю.Г. Статическая модель объемно-пространственных отношений в архитектурной композиции II Известия высших учебных заведений. Строительство и Архитектура, 1986. № 10. — С. 15−17
  25. Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976. -138 с.
  26. Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 399 е.: ил.
  27. Г. Б. Красота и польза в архитектуре. М.: Строийиздат, 1975. -129 с.
  28. А.Д. Учите творчеству// Профессионально-техническое образование, 1987.- № 4-С. 33−34
  29. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  30. Ботвинников АД, Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников- Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1979.-256 с.
  31. Л. де. По тропам науки. М.: Прогресс, 1962. — 561 с.
  32. В.М. Программное обеспечение ПЭВМ. М.: Прогресс, 1988. — 271 с.
  33. Н.П. Культурно-эстетический смысл и профессионологические основы деятельности художника-конструктора: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.06. -Л., 1985.-202 с.
  34. Е.А. Методика изучения универсальных информационных технологий в школьном курсе информатики: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 М., 1997. -199 с.
  35. Вахидов Мухтаржон Использование учебных инструментальных программных средств в обучении: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1987. -14 с.
  36. Ю.К, Бабанский и др.- Под. ред. В. И. Журавлева. Введение в научное исследование по педагогике. /- М.: Просвещение, 1988. 129 с.
  37. В.Ф., Ломов Б. Ф. Взаимодействие человека с ЭВМ и проблемы познавательного прогресса. Философские вопросы технического знания. I Под ред. Н. Т. Абрамовой. М., 1984. -321 с.
  38. Вестник УНМО вузов России по инженерно-педагогическому образованию. Екатеринбург. Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та. -1992. Вып. 2(9). — 68 с.
  39. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. / Общ. ред. и вступ. ст. В.В. Рубцова- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 336 с.
  40. Я.П. Цветовое моделирование архитектурного пространства: Дис.. канд. архитектуры: 18.00.02. М., 1983. -191 с.
  41. К.В. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981.-128 с.
  42. Ю. Л., Салова О. Ю. Изучаем Paint Brush II Информатика и образование. № 2. -1999. — с. 23−31.
  43. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  44. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  45. Л.С. Психология искусства. М.: Наука, 1968.-576 с.
  46. И.С. Преподавание черчения в средних профессионально-технических училищах: Метод, пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1986.-256 с.
  47. Д. Наука, дизайн и будущее. II Техническая эстетика, -1970. № 1. — 20 с.
  48. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т., т.1 М.: Прогресс, 1970. -483 с.
  49. О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна: Дис. докт. искусствоведения: 17.00.06. М., 1990. -319 с.
  50. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.-264 с.
  51. Ш. М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982. — 224 с.
  52. В. Интерактивная машинная графика: Структуры данных, алгоритмы, языки. -М.: Мир, 1981.-384 с.
  53. С.М. Формирование у студентов творческого компонента профессиональной деятельности. II Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. — М.: Московский открытый социальный ун-т, 1996.
  54. С.В. Повышение эффективности наглядности обучения при использовании динамических компьютерных моделей на уроках физики: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб, 1996. -176 с.
  55. Государственные учебные стандарты школ России. М.: «ТЦ Сфера" — «Прометей" — 1998.-336 с.
  56. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. 2902 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. — М.: 1997.-29 с.
  57. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.-136 с.
  58. В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии: Автореферат дис. докт. пед. наук. М., — 38 с.
  59. М. Философия: Учеб. пособие для выпускных классов лицеев, поступающих в высшие школы и студентов первого цикла высш. образования: Пер. с фр. М.: Республика, 1998. — 540 е.: ил.
  60. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. -123 с.
  61. Л.В. Педагогические условия формирования конструкторско-технологических умений у студентов технико-экономического вуза: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Комсомольск-на-Амуре: -1997. -179 с.
  62. С.Г. Геометрическое моделирование объектов архитектуры на базе трехмерной машинной графики: Дис.. канд. архитектуры: 18.00.02. М., 1991. -132 с.
  63. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учебное пособие по спецкурсу для пед. институтов / В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.- Под. ред. М. Н. Скаткина 2-е изд.- перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  64. С.Р. Методы компьютерного обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Ростов-на-Дону, 1990. -145 с.
  65. Дрига И.И., Pax Г. И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе.-М, 1985.-271 с.
  66. О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. II Вопросы психологии, 1988. № 16. — С. 18 — 23
  67. Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. — 202 с.
  68. Ермолаева-Томилина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) II Вопросы психологии, 1975. № 5 — С. 166 -176.
  69. Н.В. Выявление эстетических ценностей и оценка промышленных изделий с учетом предпочтений потребителей: Дис.. канд. искусствоведения: 17.00.06.-М., 1986.-202 с.
  70. В.Г. Вычислительная техника и учебный процесс. Свердловск, 1984.- 108 с.
  71. Г. Практическая эстетика. М.: Наука, 1970. — 238 с.
  72. А., Вольф Дж. Модели группового поведения в системе «человек-машина» с учетом психосоциальных и производственных факторов. / Пер. с англ. М., 1973. -261 с.
  73. В. П., Моргунов Е. Е. Человек развивающийся II Очерки Российской психологии. М.: Тривола, 1994, — 301 с.
  74. Н. Компьютерное образование II Компьютер Пресс, -1996. № 8. — С. 6.
  75. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Методическое пособие для учителей и преподавателей средних учебных заведений. Часть 1 / Под ред. А. П. Ершова и В. М. Монахова, М.: Просвещение, 1985. -190 с.
  76. К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. -201 с.
  77. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся старших классов средней школы. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев и др.- Под. ред. В. А. Извозчикова М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  78. Т., Симояна И., Иноцэ X., и др. Механотроника. М.: Мир, 1988. — 318 с.
  79. С.М. Методика информационного проектирования учебного процесса: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 1997. -155 с.
  80. И. Сочинения в 6-ти т. Т. 5. М., 1966 — 420 с.
  81. Г. М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения / Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1987. -176 с.
  82. Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человеческого интеллекта / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1983. — 302 с.
  83. Клингберг Лотар Проблемы теории обучения / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984 г. -256 с.
  84. .И. Методы активизации творческого поиска в дизайне (Педагогический и проектно-практический аспект): Дис.. докт. искусствоведения: 17.00.06. Л., 1978. -288 с.
  85. К.Ю. Методика обучения чтению чертежей с применением педагогических программных средств (в условиях начального проф. образования).: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 1996. -150 с.
  86. Ю., Семенов В. Объемно-графическое восприятие архитектурной композиции с помощью ЭВМ. II Архитектурная композиция. Современные проблемы. М., 1970. — С. 163−168
  87. Е.П. и др. Архитектурное проектирование и диалог с ЭВМ / Под ред. Е. П. Костогаровой., Г. Д. Мосулишвили, А.Асанович.- М.: Стройиздат, 1990. — 376 с.
  88. С.И. Основы применения средств обучения в ПТУ. М., 1986. — 87 с.
  89. Н.И. Научно-методическое обеспечение подготовки квалифицированных рабочих// Сов. педагогика, 1986. № 8 — С. 64−68
  90. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  91. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  92. В.А. Проблемы формирования и развития способностей. II Вопросы психологии, 1972. № 2 С. 3−12
  93. Г. А. Экспериментальное исследование дидактической ценности компьютерных программ различных типов для формирования позитивного отношения учащихся к знаниям II Теоретические проблемы использования ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1991. -165 с.
  94. Д.И. Воспитание у учащихся творческого отношения к труду на занятиях в учебных мастерских: Автореферат дис. канд. пед. наук. 13.00.01.-Томск: -22 с.
  95. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
  96. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. — 80 с.
  97. Личность: определение и описание II Вопросы психологии, 1992. № 3 № 4.
  98. .Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.-296 с.
  99. В.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений II Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. — С. 45 — 49
  100. .Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения II Проблема восприятия пространства и пространственных представлений. М., 1960. — С. 17−19
  101. .Ф. ЭВМ в развитии человека// Вестник высшей школы, 1985. № 12 -С. 29−33
  102. М. А. Математика и ииинформатика. Как совместить? II Информатика и образование, 1997. № 3. — С. 89−94.
  103. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986. -80 с.
  104. Методика обучения черчению: Учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. Заведений / В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, А. А. Альхименок и др.- Под ред. Е. А. Василенко. М.: Просвещение, 1990. -176 с.
  105. Методические рекомендации по разработке педагогических программных средств для средних профтехучилищ. М.: Изд. ВНМЦентра, — 1988. — 62 с.
  106. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение- Владос, 1994.-576 с.
  107. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение- Владос, 1994.-496 с.
  108. Н.Н., Рудь А. И. Автоматизированные обучающие системы в профессиональной подготовке студентов архитекторов II Автоматизация архитектурно-строительного проектирования промышленных предприятий: Сб. науч. тр. Ростов-на-Дону: РИСИ, 1989. — С. 52−58
  109. Н.Н. и др. Подготовка архитектора и компьютерные технологии II Архитектура и строительство России, 1989. № 11, — С. 18−20
  110. С.П. Проблема формирования экспериментально-исследовательских умений и навыков с использованием средств новых информационных технологий: Автореферат дис. канд. пед. наук. М, -19 с.
  111. Н.П. Развитие творчества студентов как педагогические проблемы в вузах США: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1990. -171 с.
  112. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 448 с.
  113. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов. М.: Издательская корпорация «Логос», 1995.-224 е.: ил.
  114. Основы эстетического воспитания. Учеб. пособие / Под ред. А. К. Дрёмова. М.: Высшая школа, 1975. — 327 с.
  115. Н. Ю. Развитие методики использования «учебных проектов» приобучении информатике в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед.наук.-М., 1997.
  116. Ю.В. Логика естествознания. М.: Космополис, 1994. -144 с.
  117. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи / Пер. с англ., Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. М.: Педагогика, 1989. -224 с.
  118. А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1984. 458 с.
  119. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977. — 247 с.
  120. В.Н. Образные средства дизайна (Становление образных качеств предметного мира): Дис. канд. искусствоведения: 17.00.06. М., 1986. -198 с.
  121. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 е.: ил.
  122. Л.М. Психология самодеятельного творчества. Изд-во Казанского ун-та. -1990.-45 с.
  123. Л.П. Основы методики применения технических средств обучения. -М.: Просвещение, 1988. -191 с.
  124. Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. М.: Изд-во АСБ- СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1997. — 336 с.
  125. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
  126. Психология: Словарь I Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.-450 с.
  127. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. А. А. Радугина. -М.: Центр, 1997.-256 с.
  128. Психолого-педагогические и психолого-физиологические проблемы компьютерного обучения: Сб. научных трудов / Редкол. А. А. Бодалев (отв. ред.), Е. Н. Соколов (отв. ред.) и др. М., 1985. — 162 с.
  129. В.М. Программирование и организация самостоятельной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1989. — 55 с.
  130. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа — Пресс, 1994. -205 с.
  131. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореферат дис. док. пед. наук. М.: — 51 с.
  132. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-487 с.
  133. В.О. Эстетическая ценность дизайна: Дис. канд. философии: 17.00.06. -М., 1985.-163 с.
  134. С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940.-596 с.
  135. Дж.О. Ландшафт и архитектура. М., 1965. -194 с.
  136. Е.Ю. Методика моделирования проектной поверхности на основе компьютерной технологии: Дис.. канд. тех. наук: 05.01.01. Ростов-на-Дону, 1995. -166 с.
  137. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере предметов естественнонаучного цикла) II Информатика и образование. -1991.-№ 1.-С. 18−21
  138. В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Дис. докт. искусствоведения: 17.00.06. М., 1990.-424 с.
  139. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. -150 с.
  140. В. А. Профессионально-педагогическая культура в системе университетского педагогического образования. II Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование.- М.: Мое. отк. соц. ун-т., 1996.-С. 36−45
  141. Н.В. Методика использования инструментальных программных средств в курсе информатики (на примере темы «Организация данных в ЭВМ»): Автореферат дис. канд. пед. наук. 13.00.02. М., — 20 с.
  142. Н.В. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. -Чебоксары: ЧГПИ, 1997. -174 с.
  143. Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. М.: ИИО РАО, 1998. -178 с.
  144. Н.В. Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами (на примере общеобразовательной области «Информатика»): Автореферат дис.. докт. пед. наук. 13.00.01. Чебоксары: — 40 с.
  145. Л.Д. Основы психологии. Ростов -на-Дону: Феникс, 1997. — 736 с.
  146. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Пер. с англ.- Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 е.: ил.
  147. Л.П. Формирование у студентов педвуза основ мастерства педагогического стимулирования: Автореферат дис.. канд. пед. наук. 13.00.01. -М., -18 с.
  148. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.-96 с.
  149. В.И. Прометей или Орфей. Искусство «технического века». М.: Искусство, 1967.-372 с.
  150. Технические средства обучения и методика их использования / Под общ. ред. К. А. Квасневского. М., 1984. — 223 с.
  151. O.K. Информационный век и теория Л.С. Выгодского // Психологический журнал, 1993. т. 14. — № 1. — С 78 — 89
  152. М.И., Вольперт В. В. Алгебра познания. Логический и структурный анализ в экономике, политике и культуре. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994.-208 с.
  153. В.В. Компьютер на уроке черчения II Школа и производство, 1991. -№ 7. С. 55−58.
  154. С.Р. Обучение конструированию с применением компьютера на уроках черчения II Информатика и образование, 1994. № 3. — С. 35−38.
  155. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  156. А., Пратт М. Вычислительная геометрия. Применение в проектировании и на производстве. М.: Мир, -1982. — 304 с.
  157. Дж., вен Дем А. Основы интерактивной машинной графики: в 2-х кн. М.: Мир, 1985. — Кн. 1: — 368 е., Кн. 2: — 368 с.
  158. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. 243 с.
  159. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
  160. Н.Л. Методика использования программно-методического комплекса в средних учебных заведениях технического профиля (На примере курса «Информатика и Автоматизация производства»): Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1994.-204 с.
  161. Г. В. Педагогические возможности ЗВМ: Опыт. Проблемы. Перспективы. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1988. -173 с.
  162. . Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1989. -224 с.
  163. В.И. Эвристическая интуиция в научном поиске. Пермь, 1973. — 206 с.
  164. С. Мультимедиа в образовании II Компьютер Пресс, 1996, № 8. -С. 7−10.
  165. Художественная культура: понятия и термины / Под ред. Л. Н. Дорогова. М.: Знание, 1978.-206 с.
  166. В. Ф. Дидактические основы информационных технологий обученияв образовательных учреждениях: Автореф. дис. д-ра пед. наук М., 1995.
  167. Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — 236 с.
  168. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1979. -160 с.
  169. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 е.: ил.
  170. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. — 216 с.
  171. Эстетическая оценка качества изделий. М., 1985. — 128 с.
  172. В., Злыгарев В. Система автоматизированной конструкторско-технологической подготовки производства в качестве средства обучения // Высшее образование в России, 1996, № 1. — С. 97−100
  173. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с. -(Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
  174. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  175. Jih Н. J., Charles Т. Reeves Mental Models: A Research Focus for Interactive Learning System. II Educational Technology Reseach and Development, V. 40, N 3, 1992.-p.p.401−407
  176. Johnson D. W., Johnson R. T. Cooperative Learning: One Key to Computer Assisted Learning // The Computer Teacher. 1985. October. — p.p. 11−13
  177. Kirby P. C. Computers in Schools: a New Source of inequity. II Computers and Education, V. 14, N 6,1990. — p.p. 537−541
  178. Rae J. Getting to Grips with Database Design: a step by step approach II Computers and Education, V 14, N 6,1990. — p.p. 481−488
  179. Rhodes R.S., Cook L.B. Basic engineering drawing. London: Pitman Publishing, -1976.- 136 p.
  180. Salomon, G, Perkins, D. N., & Globerson, T. (1991). Partners in cognition: Extending human intellegence with intellegent technologies. Educational Researcher, 20 (3), 2−9
  181. Weaver Rip Modern basic drafting. Second Edition Copyright 1975, 1979 by Gulf Publishing Company. Houston: Texas, 1979. — 316 p.
  182. Wellington J.J. Children, Computers and Curriculum: An Introduction to Information Technology and Education. London, 1985.149
Заполнить форму текущей работой