Актуальность настоящего исследования обусловлена следующим: современное преподавание отличается тем, что учителю предоставляется свобода творчества: он может не придерживаться школьной программы. Конечно, сегодня можно скачать готовые домашния задания по многим предметам. Интернет позволяет сделать это, не выходя из дома, и получить практически готовую работу. Но ничто не заменит живое общение с преподавателем и разбор заданий во время факультатива.
Появление факультативных занятий связано с тем, что педагоги еще на рубеже XIX—XX вв.ека согласились с тем, что преподавание предмета в школе становится более успешным, если общую программу дополнить занятиями для желающих. При организации таких занятий должны учитываться индивидуальные особенности учащихся, их потребности и способности. Основной целью факультативных занятий является развитие интереса учащихся к тому или иному предмету и получение углубленных знаний в этой области. Сегодняшнее время характеризуется бурным научно-техническим прогрессом и увеличением потока данных для восприятия учащимися.
В последнее время значительное внимание уделяется вопросу становления каждого учащегося как творческой личности. Формирование творческой личности является одной из главных целей школьного образования. На современном этапе образовательное пространство характеризуется усилением внимания к развитию личностных качеств ученика, так как, раскрывая свои способности и, воплощая их в жизнь, ученик усваивает опыт, накопленный человечеством, и приносит пользу всему обществу. Учебный процесс строится так, чтобы знания, усваиваемые учеником, имели бы для него личностный смысл. Все это обусловливает необходимость развития творческого потенциала учащихся, формирования умений и навыков исследовательской работы, самостоятельности их мышления.
Одним из средств достижения перечисленных целей является проведение в школе факультативных занятий, которые были бы организованы не только для углубления знаний учащихся, но и для знакомства с важнейшими достижениями науки, формирования умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в научной информации, для развития их разносторонних интересов и способностей, сознательного отношения к учебе.
Цель исследования — изучение особенностей организации и проведения факультативных занятий.
Объектом исследования в настоящей работе является организация обучения учащихся.
Предметом работы стало построение системы факультативных занятий.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изложить теоретические основы факультативных занятий, рассмотреть особенности и методологические аспекты, определить роль и место факультатива по психологии в процессе обучения;
разработать факультативное занятие по психологии;
выявить методику реализации программы факультатива.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез философской, психолого-педагогической и дидактико-методической литературы по проблеме исследования.
факультативное занятие образовательный методологический.