Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование правовой культуры студентов вузов экономического профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного решения проблемы формирования правовой культуры будущего специалиста экономического профиля в условиях вуза: социальные (потребность общества в специалистах, способных к профессиональной экономической деятельности на правовой основе), гностические (в педагогике, психологии, методике поставлена проблема формирования правовой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Проблема формирования правовой культуры студентов
    • 2. Требования к обеспечению формирования правовых знаний в учебно-воспитательном процессе вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ
    • 1. Особенности правовой подготовки студентов экономического профиля
    • 2. Педагогические условия и средства формирования профессиональноважных правовых знаний и умений студентов
    • 3. Анализ опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование правовой культуры студентов вузов экономического профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние Российского общества определяется всем спектром социально-политических изменений, произошедших в последние годы. В значительной мере развитие социальной сферы определяется экономическими и правовыми преобразованиями, т.к. личность и общество в целом не могут развиваться без обеспечения правовых свобод и гарантий государства. В этой связи правовая культура в обществе становится необходимым условием его развития.

Особое значение формирование правовой культуры специалистов приобретает в контексте экономических отношений, в которые в настоящее время включаются практически все выпускники высших учебных заведений. Более того, процессы адаптации выпускников зачастую зависят от того, насколько они владеют правовой культурой и способны реализовать ее как в личностном, так и в профессиональном контексте.

Таким образом, в современных условиях подготовки специалиста в вузе право относится к особым сферам деятельности, так как в ней в наибольшей степени проявляются сложные механизмы взаимосвязи экономических интересов и правовых взаимоотношений, что обуславливает высокий уровень требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов в правовой сфере.

Высокая значимость результатов деятельности специалиста сферы экономики определяет необходимость постоянного поиска путей и средств совершенствования его профессиональной подготовки, условий, обеспечивающих формирование правовой культуры. Вместе с тем, как показывают результаты наших наблюдений и анализ имеющейся практики экономической подготовки специалистов в вузе, в целом всеми студентами сегодня понимается важность и необходимость правовых знаний и умений, однако процесс их усвоения зачастую зависит от индивидуальных особенностей, уровня интереса, увязывания с перспективой трудоустройства при получении профессии экономического профиля и т. д. Таким образом, процесс осуществления экономической подготовки должен учитывать как специфику экономики и ее основные понятий, так и возможности формирования правовой культуры.

Проблему формирования правовой культуры специалистов экономического профиля в вузе можно рассматривать в контексте исследований педагогов и психологов с позиций: целостности развития личности и общества (Б.Г. Ананьев, В. Г. Афанасьев, С. М. Каган, JI.H. Коган и др.), ее деятельности (Л С Выготский, А. Н. Леонтьев, C. JIi Рубинштейн и др.), познавательной активности личности (К. А. Абульханова-Славская, В. Г. Афанасьев и др.), самореализации (И.С. Кон,.

A.B. Петровский, В. Г. Рындак и др.), особенностей личностного творческого развития (А.Н. Лук, В. А. Моляко, Я. А. Пономарев и др.).

Основой теоретического анализа послужили труды таких представителей права, как Н. Г. Александров, В. Н. Артемова, Б. К. Бегичев, Л. Ю. Бугров, ЛЛ. Гинзбург, В. А. Глозман, К. Н. Гусов, Н. И. Дивеева, С. А. Иванов, С. С. Карийский, МЯ. Киселев, Р. И. Кондратьев, В. И. Курилов,.

B.М. Лебедев, Р. З. Лившиц. Э. Р: Мартиросян, Ф. П. Негру, А. Ф. Нуртдинова, Ю. П. Орловский, А. Н. Пашерстник, А. С. Пашков, В. И. Савич, В. Н. Скобелкин, О. В. Смирнов, А. И. Ставцева, Л. Н. Сыроватская и др., на основе которых представлена концепция правовой культуры специалиста.

Следует отметить, что в последние годы в значительной степени усилено внимание ученых и педагогов-практиков к проблеме разработки содержания экономического и правового образования на всех уровнях — от школьного до вузовского, поиска форм и методов интеграции различных областей экономики и права. Различные аспекты данной проблемы исследованы в работах В. С. Автономова, А. А. Александрова,.

A.В.Алексеева, Ю. К. Васильева, Э. М. Голдстина, Н. Г. Гордиенко, О. Г. Грохольской, А. Л. Дрондина, ВЛ. Жуковского, В. А. Кальней,.

B.Ф.Кривошеева, И. А. Липсица, В. А. Монаховой, Е. В. Протас, И. А. Сасовой, И. В. Суколенова, М. И. Шилобода и других.

К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного решения проблемы формирования правовой культуры будущего специалиста экономического профиля в условиях вуза: социальные (потребность общества в специалистах, способных к профессиональной экономической деятельности на правовой основе), гностические (в педагогике, психологии, методике поставлена проблема формирования правовой культуры выпускников вузов) — практические (накапливается передовой опыт, определяющий необходимый объем требований к уровню правовой подготовки специалистов). Все это определило выбор темы диссертационного исследования — «Формирование правовой культуры студентов экономического профиля».

Недостаточная представленность в психолого-педагогических иметодических исследованиях путей и средств формирования правовой культуры специалиста экономической сферы в процессе вузовской подготовки и их объективная востребованность обусловливают актуальность названной темы исследования.

Наличие противоречиямежду необходимостью формирования правовой культуры у студентов вуза и неразработанностью педагогических условий и средств ее формирования у специалистов экономической сферы обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия и средства, создание которых способно обеспечить формирование правовой культуры специалистов экономической сферы в процессе обучения в вузе. Решение данной проблемы составило цель данного исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс подготовки специалиста экономической сферы в вузе.

Предмет исследования — пути и средства формирования правовой культуры студентов экономических специальностей.

Гипотеза исследования: формирование правовой культуры будущих специалистов экономической сферы в учебно-воспитательном процессе вуза будет успешным, если:

— сформирован определенный уровень знаний, умений в области права в контексте личностной, социальной и профессиональной экономической деятельности;

— сформирован опыт использования элементов правовой культуры в построении взаимоотношений в профессиональной деятельности и формирования ценностного к ним отношения;

— в учебно-воспитательном процессе осуществляется опора на развитие учебной самостоятельности и активности студентов;

— осуществляется сочетание учебной и практической деятельности студентов, направленной на формирование правовой компетентности специалиста.

На основании цели и предложенной гипотезы были определены следующие задачи:

I.Выявить роль формирования правовой культуры в деятельности специалистов экономического профиля;

2.0босновать пути и средства формирования правовой культуры в учебно-воспитательном процессе подготовки специалистов экономического профиля в условиях технического вуза.

З.Осуществить экспериментальную проверку путей и средств формирования правовой культуры студентов экономического профиля в условиях технического вуза.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап — теоретический (1998;1999 гг.), теоретический анализ проблемы, изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования. Данный этап характеризовался изучением состояния проблемы на практике, изучением педагогических условий и средств по формированию правовой культуры, была сформулирована научная проблема, гипотеза, определены цели, задачи исследования, его объект и предмет.

Второй этап — экспериментальный (1999;2002 гг.), в процессе которого проведены разработка и экспериментальное исследование путем использования методов наблюдений бесед, опроса, анкетирования, анализа учебно-воспитательного процесса в условиях Московского государственного индустриального университета. В ходе эксперимента подвергнуты проверке положения рабочей гипотезы исследования, конкретизировались педагогические условия формирования правовой культуры специалиста в учебно-воспитательном процессе вуза.

Третий этап — обобщающий (2003;2004гг.) был посвящен анализу, теоретической интерпретации полученных экспериментальных данных, обобщению результатов исследования. Выполнено оформление диссертации.

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом методов исследования: теоретические — анализ философской и психолого-педагогической литературы, обобщение массового опыта, моделирование, экспериментэмпирические — фиксированные наблюдения, индивидуальные беседы, анкетирование и опрос специалистов правовой и экономической сферы деятельности, преподавателей, изучение результатов деятельности студентовстатистические — математическая обработка полученных данных, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методологической основой исследования служат философские положения о человеке как высшей ценности и самоцели общественного развитияосновополагающие концептуальные положения о формировании и развитии личностио всестороннем развитии личности как важной цели педагогической деятельностио социокультурной обусловленности становления личности и ее сознанияоб активности личности в процессе обучения и воспитанияо формировании специалиста как профессионала и как личностио роли правовой культуры в деятельности современного специалиста.

Теоретическую базу исследования составляют психологические теории личности (Б. Г. Ананьев,.Л. И. Божович, В. Н. Мясшцев, С. Л. Рубинштейн, К. Роджерс, Э. Бернс и др.), теории деятельности и ее субъекта (К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Л. П. Буева.

A.НЛеонтьев, Б. Ф. Ломов и др.), теории вузовского образования (А.А.Вербицкий, Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, И. Ф. Исаев,.

B.А.Сластенин, Т. И. Шамова, Н. Е. Щуркова и др.)" теории индивидуальности личности и ее развития в деятельности (Е.А.Климов, В. С. Мерлин, Б. М. Теплов, У. Джемс и др.), теории отношений личности (А.А.Бодалев, Г. А. Ковалев и др.).

Также использованы общетеоретические положения по единству теории и практики, влиянию социально-экономических условий на развитие личности, фундаментальные исследования по психологии учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), по общетеоретическим вопросам психологии (Л.С.Выготский, В. С. Кузин,.

A.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К.К.Платонов) — по профессиональной педагогике (С.Я.Батышев, В. П. Беспалько, А. П. Беляева, И. И. Зарецкая,.

B.А.Кальней, В. Ф. Кривошеев, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и др.). Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и практической проверке возможности повышения эффективности подготовки специалиста экономической сферы на основе формирования правовой культуры студентов в условиях вуза, заключающейся в том, что:

I. Определена роль формирования правовой культуры специалиста экономического профиля в учебно-воспитательном процессе вуза, которая в свете повышения требований к подготовке студентов вуза выступает в качестве важного средства достижения поставленных учебных задач, поскольку определяет формирование профессиональных качеств личности и достижения высокого уровня профессиональной активности в практической деятельности.

2. Определены педагогические условия и средства формирования правовой культуры специалиста экономического профиля у студентов вуза (разработано соответствующее содержание обучения в условиях вузапроводится изучение уровня сформированности знаний, умений, опыта, отношения к правовым аспектам осваиваемой профессиональной деятельностиосуществляется коррекция процесса формирования правовой культуры на основе создания условий для проявления активности в учебной и практической деятельностиосуществляется сочетание учебной и практической деятельности студентов при изучении правовых дисциплин, как важнейший фактор формирования адекватной личностной и профессиональной самооценки специалиста).

3. Разработаны содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса в вузе, направленные на формирование правовой культуры специалиста экономической сферы деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены и объяснены закономерности и педагогические условия формирования правовой культуры специалистов экономического профиля в процессе профессиональной подготовки в вузе, определены основные методические положения совершенствования указанного процесса, 1 отвечающие парадигме личностно-ориентированного образования. Полученные результаты могут служить базой для дальнейшего решения проблем формирования правовой культуры специалистов в условиях учебных заведений различного профиля и уровня.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано методическое и дидактическое обеспечение процесса формирования правовой культуры специалистов в процессе профессиональной подготовки.

Результаты исследования позволят учителям, преподавателям факультетов и институтов повышения квалификации, вузов, руководителям практик, слушателям, студентам и учащимся учитывать специфику формирования правовой культуры специалиста в общей системе обучения и воспитания в профессиональной подготовке экономистов и ее значение для профессионального становления личности. Разработанные материалы могут быть использованы в работе преподавателей для мониторинга и коррекции учебной деятельности слушателей факультетов повышения квалификации и учреждений дополнительного профессионального образования, а также студентов вузов и в системе среднего профессионального образования.

На защиту выносятся:

1.Роль формирования правовой культуры специалиста экономической сферы в процессе обучения в вузе, выступающей в качестве составляющей профессиональной культуры и определяющей правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности. Правовая культура специалиста экономической сферы отражает компоненты: совокупность знаний, умений, благодаря которым юридические знания опредмечиваются в практических действияхсформированная личная и профессиональная правовая позиция, личная и профессиональная самооценка, определяющая активное, творческое отношение к деятельностиа также необходимый опыт для ее формирования.

2.Содержание, формы и методы формирования правовой культуры специалиста экономического профиля учебно-воспитательном в процессе вуза.

3.Педагогические условия формирования правовой культуры специалиста для экономики в учебном процессе (формирование определенного уровня знаний, умений в области праваопыта использования элементов правовой культуры в построении взаимоотношений в профессиональной деятельности и формирования ценностного к ним отношенияосуществление опоры на развитие учебной самостоятельности и активности студентовсочетание учебной и практической деятельности студентов, направленной на формирование правовой компетентности специалиста).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены: целостной и непротиворечивой методологической базой исследованияработой в русле личностно-ориентированной образовательной парадигмыиспользованием взаимодополняющих методов исследования, соответствующих цели, задачам и предмету исследованиявыбором разнообразных источников и взаимным сопоставлением содержащихся в них данныхсистемно-структурным подходом к изучению предмета исследования, осуществленном на методологическом, теоретическом и практическом уровняхопытно-экспериментальной базой работы.

Опытно-экспериментальной базой являлся Московский государственный индустриальный университет Министерства образования РФ.

Апробация результатов исследования. Основные положения и предварительные результаты исследования* докладывались и были одобрены на заседаниях кафедр и Ученого совета Московского государственного индустриального университета, конференциях и совещаниях по вопросам развития профессионального образования, проводимых в МГИУ.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Высокие требования в современных условиях к правовой компетентности специалиста предполагают необходимость студентам не только осваивать теоретические знания, но и практически их использовать. Сила образованности не в том, что она составляет информационное достояние личности, а в том, как воздействует знание на самого специалиста, насколько оно помогает ему совершенствовать трудовую деятельность, облагораживать окружающую среду, как природную, так и социальную.

Правовая культура специалиста экономической сферы — это составляющая профессиональной культуры, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности и отражающая все ее компоненты: совокупность знаний, умений, благодаря которым знания основ права опредмечиваются в практических действияхсформированная на основах права личная и профессиональная позиция, личная и профессиональная самооценка, определяющая активное, творческое отношение к экономической деятельностисовокупность личностных и профессионально важных качеств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности специалиста, его самореализацию.

Умение реализовать в экономической деятельности сформированную правовую компетентность дает возможность специалисту верно выбрать необходимое решение. Более того, она становится фундаментом, на котором можно с успехом надстраивать другие приобретения специалиста, т. е. «вмонтировать» правовое самосознание в менталитет современного специалиста экономической сферы, чтобы он стал основой его профессионального мировоззрения, исходной концептуальной позицией его управленческой деятельности.

Соблюдение правовых основ в профессиональной деятельности любого специалиста является актуальной жизненной необходимостью. От разумного использования данного подхода в значительной мере зависит успех реализации в широкой практике достижений современного научно-технического прогресса и их экономическая целесообразность. Как свидетельствует практика, правовая компетентность имеет непосредственное отношение к утверждению служебно-личностного статуса выпускника в деловом социуме.

В своей работе мы выделяем фундаментальность образования специалиста в совокупности правовой, психолого-педагогической и специальной подготовки. Следует остановиться на дифференциации и индивидуализации учебного процесса, где большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов.

Формы, методы и средства обучения при этом могут быть использованы: проблемные лекции, лекции-диалогииндивидуальная работа на семинарских, практических занятияхорганизация спецсеминаров и практикумовподготовка докладов и рефератоввыполнение курсовых и дипломных работпостановка экспериментов, моделирование, деловые игры и т. д.- анкетирование и тестирование студентовконкурсы научных и творческих работ, дискуссии, пресс-конференции и др.

Важным дидактическим аспектом формирования самооценки специалиста и средством закрепления теоретических правовых знаний является совершенствование практики в соответствии с деятельностым принципом подготовки. Именно это позволяет творчески реализовать на практике полученные знания, развить потенциал выпускника.

Из сказанного выше вытекает необходимость систематического обновления, уточнения и изменения содержания обучения — в соответствии с темпами научно-технического прогресса, социальными, политическими, правовыми и культурными преобразованиями.

Объем информации постоянно растет, а время обучения практически не меняется, поэтому основной путь совершенствования учебного процесса — его интенсификация за счет системной и логикоструктурной упорядоченности всех дисциплин, обобщения частных данных, ликвидации дублирования и параллелизма, применения активных методов обучения, создание учебно-методических комплексов по предметам и т. д.

Все это является необходимым условием и особенностью работы по формированию правовой культуры специалиста.

Логическим завершением системы правовой подготовки специалиста является активное его включение в процесс самообразования и самовоспитания, взаимно дополняющих друг друга.

По нашему мнению, систематический контроль за самостоятельной работой и ее постоянное усложнение, позволяет за время обучения сформировать у большинства студентов благоприятные посылки для самосовершенствования. Решению этой задачи способствует постижение на собственной практике истинного смысла жизни, развития системы ценностей и идеалов, определенный уровень личностного и правового самосознания, волевой сферы, усвоения методики саморазвития.

Особую роль играет умение работать с правовой литературой.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования показали, что уровень сформированное&tradeправовой культуры определяется активностью обучаемого в освоении необходимых знаний, умений, формирования собственной личностной и профессиональной позиции, опыта их применения в профессиональной среде.

Совокупность всех видов учебно-практической деятельности будущего работника сферы экономики позволяет повысит уровень социальнопрофессионально подготовки, в целом, и степень адекватности самооценки, в частности.

Практическая деятельность студентов' в процессе формирования правовой культуры — одно из основных условий подготовки специалиста экономической сферы деятельности, характеризующиеся формированием адекватной личностной и профессиональной самооценки. С приобретением новых знаний и умением применить их юридически обоснованно на практике, возможностью реализовать себя в профессиональной деятельности^ повышается самооценка специалиста.

Формирование правовой культуры специалиста возможно при активном использовании результативных методов ее развития: тренинг, деловые игры, самостоятельная работа, самообразование, свобода выбора в учебном процессе.

Чем активнее студенты включаются в данную работу и принимают ее, тем выше сформированность правовых знаний, умений, личностной и профессиональной позиции и самооценки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование по формированию правовой культуры специалистов экономической сферы в учебно-воспитательном процессе вуза, позволило сделать следующие общие выводы:

1. Современные социально-экономические условия характеризуются значительным повышением роли правовой подготовки в деятельности специалистов экономического профиля. Поэтому к системе высшего профессионального образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов — экономистов в связи с усилением значимости правовой культуры выдвигается ряд требований, позволяющих осуществлять формирование правовой компетенции выпускников.

Формирование правовой культуры специалиста экономической сферы в учебно-воспитательном процессе, выступает в качестве составляющей профессиональной культуры, поскольку именно она определяет правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, отражающей все ее компоненты: совокупность знаний, умений, благодаря которым правовые знания опредмечиваются в практических действияхсформированная на праве личная и профессиональная позиция, личная и профессиональная самооценка, определяющая активное, творческое отношение к деятельностисовокупность личностных и профессионально важных качеств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности специалиста, его самореализацию.

2. Определены педагогические условия и средства формирования правовой культуры специалиста экономического профиля в вузе: разработана соответствующее содержание, формы и методы обучения в условиях вузаметоды изучения уровня сформированности знаний, умений, опыта, отношения к осваиваемой профессиональной деятельностиосуществляется сочетание учебной и практической правовой деятельности студентов, как важнейший фактор формирования адекватной личностной и профессиональной самооценки специалиста.

З.В процессе исследования были разработаны и апробированы: содержание подготовки, отраженное в программах, методические материалы. Полученные результаты экспериментального изучения создания педагогических условий и реализации средств формирования правовой культуры специалистов экономического профиля в условиях вуза подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы исследования, соответствие разработанного содержания учебных программ предъявляемым требованиям на основе проведенной экспертной оценки, а также усвоения содержания в учебно-воспитательном процессе вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.-243с.
  3. .Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1980. Т. 1.-230с.
  4. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973.-280с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.-380с.
  6. .Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды, М.: 1980, с. 157.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-339с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988.-236с.
  9. России. Проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. Новосибирск: «Наука» СО РАН, 1997. С.137−139.
  10. A.B. Соотношение правовой и профессиональной культуры работника // Состояние и проблемы развития российского законодательства: Сборник статей / Под ред. В. Ф. Воловича. -Томск: Изд-во ТГУ, 1998. С. 150−160.
  11. Н.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.-274 с.
  12. Ю.К. Педагогика. М., Просвещение, 1980.- 320 с.
  13. Ю.И., Формирование самооценки курсантов вуза, Автореф. канд.пед.наук, М.: 1999 г.-25с.
  14. A.B. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. -М.: ВЛАДОС, 1999.-13,14, 30, 126−130с.
  15. Р. Я-концепция и воспитание. М., Прогресс, 1994 г.,
  16. A.A. Восприятие и взаимопонимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982.-199 с.
  17. A.A. Личность и общение. М., 1995.-328 с.
  18. Е. М., Логинова Г. П., Мдивани М. О., Диагностика управленческих способностей, Вопросы психологии, 1997г., № 2, с. 112.
  19. Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки, Автореф.доктора психол. наук, М.: 1999, 42−45 с.
  20. Л.В., Исследование уровня притязаний, Уч. пособие, /
  21. Рос. акад. наук, ин-т психологии, М.: Б.И., 1993 г, с.48−59.
  22. Дж., Психология познания: за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977 г., с.
  23. В. В. методическое пособие по практике и стажировке студентов РМАТ, М.: 1997 г., с. 7, 10.
  24. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 1999.-176 с.
  25. М.Я. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993, с. 126
  26. М.Я., Горшков А. Г. Основы здорового образа жизни студентов / Учебное пособие. М., изд МНЭПУ, 1995, с. 63−90
  27. JI.C. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.-144 с.
  28. Н.И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме / справочно-методическое пособие. М., РМАТ, 1996, — 115 с.
  29. . Что такое психология.: В 2 т. Т.2/ Под ред. Г. Г. Аракелова. М., 1996.-376 с.
  30. Государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. Москва: Юристъ, 1997. — С. 584−620.
  31. Дж., О’Делл К., Американский менеджмент на пороге XXI века., М.: Экономика, 1991 г., с.
  32. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.-272 с.
  33. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986, с. 180
  34. Е.С.Синицына в кн.: Экология человека: духовное здоровье и реализация творческого потенциала личности. — Новосибирск: Изд-во РАМН.- 1998- Новые технологии в науке и образовании, — Новосибирск: Из-во НГПУ, 1998.
  35. В.И. Основы менеджмента / Уч. пособие. М., 1994.-238с.
  36. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. М., АО «ЦСТЭ-Интур», 1994, — 407 с.
  37. E.H. Туризм путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов. — М., 1998.-169 с.
  38. Н. И., Менеджмент туризма, Минск, ООО «Новое знание», 2001г., с. 195−219.
  39. Д.П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М., 1974.-238 с.
  40. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995.-108 с.
  41. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в вузе.// Формирование личности специалиста в вузе. Сб. науч. тр. Грозный, 1980. С.5−13.
  42. ., Ван Урс Б., Дидактические модели и проблема обучающей дискуссии, / Вопросы психологии, 1993 г., № 4, с. 20−26.
  43. A.B. Дидактические основы профессиональной подготовки менеджеров туристско-спортивного оперейтинга: Автореф. канд. пед. наук. М., 1999.-24 с.
  44. В.А. Основы менеджмента туризма //Уч. пособие, М.: РМАТ, 1996, с. 27−53
  45. В.А. Педагогика и туризм: Учебник. М.: Советский спорт, 2000.-360 с.
  46. В.А. Становление системы образования для целей туризма / матер. 1 Всероссийской научно-практической конференции, 23−25 марта 1997 г., М.: 1997, 75 с.
  47. В. А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М.: Наука, 1993, — 164 с.
  48. В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.-320 с.
  49. В.А., Романов A.A. Международный туризм / Уч. пособие. М.: «Советский спорт», 1998, 139 с.
  50. И.Я. Методика самооценки студента// Практические занятия по психолдогии: Учебное пособие /Под ред. Д. Я. Богдановой, И. П. Волковой.- М.: Физкультура и спорт, 1989. -35−36с.
  51. .А. В защиту права// Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909. — С. 132.
  52. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.-300 с.
  53. Е.А. Психология профессионала. М., 1996.-400 с.
  54. А.Г. Психология личности. 3-е изд., переработ, и доп. М., 1970.-391 с.
  55. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. I. Л., 1957−1960.-264 с.
  56. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: АРД ЛТД. 1998.-144 с.
  57. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. (Учеб. пособие для пед. ин-ов). М., 1976.-175 с.
  58. A.A. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска.// Вопросы психологии. 1982, № 3. с. 133−136.
  59. H.A. Правовое сознание основа эмоционально-нравственного развития личности// Формирование правовой системы России. — Новосибирск: Наука, 1997. — С. 54.
  60. Р. JI., Если вы руководитель., М.: Дело, 1993 г., с.
  61. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967.- 183 с.
  62. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. — 1984. № 1.-с. 20−27.
  63. Н.В. Формирование педагогических способностей. — Л., 1961.-98 с.
  64. .В. Основы профессиональной психодиагностики. — М., 1984.-215 с.
  65. Курс общей, возрастной и педагогической психологии./ М. В. Гамезо, А. П. Гуркина, Е. Я. Гурьянова и др.- Под ред. М. В. Гамезо — М., 1982.-176 с.
  66. И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство, М.: УЦ Перспектива, 1997.-288 с.
  67. М.А. Формирование профессиональной самооценки будущего учителя в процессе внеучебной творческой деятельности, Автореф. канд.пед.наук, М.: 1999 г.-16 с.
  68. В.М., Анохин A.B. Формирование правового сознания // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Материалы Всероссийской научной конференции (27−28 марта 1996 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 1996, ч. I. С.19−21.
  69. В.Л. Искусство быть другим. М., 1980.-207 с.
  70. Н.Д. Психология характера. М., Просвещение, 1969.-424 с.
  71. О. Э. Три концепции права // Государство и право, 1991. № 12.-С.8.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304 с.
  73. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.- 173 с.
  74. .Ф. Методологические основы методов обучения. М. Педагогика, 1981.-С 19−24.
  75. Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. Т. 5 // Ученые записки Тартуского университета. — Вып. 284. — Тарту, 1971.
  76. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998.-208 с.
  77. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.-190 с.
  78. Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Теория
  79. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов. М., 1985.-319 с.
  80. B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990.-С.58−81.
  81. Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994.-215 с.
  82. Л.М., Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях, Вопросы психологии 1997г., № 4, с. 122.
  83. Молодежь и профессиональная карьера: Учебн.-метод. комплект. Научн. ред. С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина, М., 1993.-108 с.
  84. А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. 576 с.
  85. В. И., Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов, Вопросы психологии 1997г., № 6, с. 34.
  86. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР, М.: i960, с 78.
  87. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи// Проблемы способностей. (материалы конференции, 22−24 июня 1960 г. Ленинград). Отв. ред чл.-кор. АПН РСФСР проф. В. Н. Мясищев. М., 1962.-308 с.
  88. С. Р., Самоотношение как эмоционально-оценочная система, (спец .курс),/ МГУ им. М. В. Ломоносова, Изд-во МГУ, 1991 г, с. 6−47.
  89. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  90. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969.-659 с.
  91. К.К. Структура и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986.-254 с.
  92. В.А. Психология развития личности в системных отношениях. Минск, 1999.-128 с.
  93. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие// Под общей ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева. СПб: Питер, 2000.-560 с.
  94. Практическая психология для менеджеров. Учебник / под ред. М. К. Тутушкиной М.: Филинъ, 1996 — 69с.
  95. А. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе, М.: Просвещение, 1994 г., с 13, 126−130.
  96. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. — Воронеж, 1996.-68 с.
  97. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г. С. Никифорова. — С.-Петербург, 1991. -152 с.
  98. Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990 г., с. 352.
  99. .Ф. Руководство самообразованием школьников. -М., 1983.-231 с.
  100. С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат кан. дис. Л., 1986.- 36 с.
  101. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. -М., 1984.-176 с.
  102. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. — М., 1989.-С. 103−249 112. Рувинский Л. И. Воспитание и самовоспитание школьников.1. М.: 1969, с. 68.
  103. ИЗ.. Рудкевич JI.A. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / Науч. ред. A.A. Бодалев. Л., 1974.-246 с.
  104. Е.Ф. Возрастная и дифференцированная психология: Учеб. Пособие. Л., 1990.-256 с. 115. с. 286.
  105. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми Автореф.канд пед. Наук, М.: 1970, с 12.
  106. A.B. Психологические особенности профессиональной самооценки личности и условия ее совершенствования, Автореф.канд.психол.наук, М.: 1998 г., 30с.
  107. Самоорганизация студентов I курса: Учеб. Пособие/ П. Е. Рыженков, Е. В. Марусова и др.- Отв. ред. П. Е. Рыженков, Новосибирск, 1990.-118 с.
  108. Самостоятельная работа и контроль знаний студентов в вузе:/ Материалы X научно-методической конференции. Курск, 1998.-92 с.
  109. А.И., Самоукина Н. В. Выбор профессии: путь к успеху, Дубна, 2000 г, с 14,41−45, 141−144.
  110. В. Как строить себя и свою семью, М., 1992. — С.22
  111. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990 г., с. 231.
  112. А.И. Региональные аспекты образовательных программ в системе подготовки кадров туризма Юго-восточного Подмосковья.// Актуальные проблемы туризма 2001: Программы развития туризхма в Юго-восточном Подмосковье. М., 2001.-С.25−28.
  113. В.М. Формирование адекватной самооценки выполнения учебных заданий // Вопросы психологии, 1971, № 7, с. 56.
  114. И.Н. Право и идеал власти. Вступительная статья // Ильин И. А. О сущности правосознания. Мюнхен-Москва, 1993. — С. 4−5, 6.
  115. А.Г. Сознание и самосознание. М.6 1972, с. 118.
  116. .М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.Т. 1.328 с.
  117. Т.С. Формирование адекватной самооценки школьников в процессе обучения и межличностного общения, Дис. Канд. Пед. Наук, Киев, 1988, -с. 17.
  118. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента: Практ. пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001.-336 с.
  119. В.А. Методы деловой игры в помощь менеджеру туризма. М.: РИБ Турист, 1999.-48 с.
  120. Л.И. Психология организаторских способностей: Автореферат, дис. канд. псих. наук. М, 1968.-28 с.
  121. А. Р., Формы становления личности в процессе ее профессионализации, Вопросы психологии, 1997г., № 2, с. 88.
  122. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.-366 с:
  123. М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие.-М.: Республика, 1993.-С.63- 176.
  124. А. Я., Руководитель, его личность и деятельность, М.: Знание, 1981 г., с.
  125. X. Мотивация и деятельность. Т. I: Пер. с нем.— М., 1986.-392 с.
  126. К. Ваши внутренние конфликты, Санкт Петербург, 1997г., с. 89.
  127. Ю.А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр./ Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1981.-197 с.
  128. Человек как объект социологического исследования/ Под. ред Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского.-Л., 1977.-197 с.
  129. В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М.: ТЕИС, 1995. 165 с.
  130. В.Д., Квартальное A.B. Специалисты менеджмента спортивного туризма. // Актуальные проблемы туризма '99: Перспективы развития туризма в Юго-Восточном Подмосковье: Сб. докладов и тезисов НПК. М.: РМАТ, 1999. С. 247−249.
  131. А.К. Философия права.- Новосибирск, 1997.-С. 94−95.
  132. И.И. Проблема самосознания в психологии, М.: 1997, с. 89.
  133. С. Н., Власов В. А., Гуткин Н. С. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. Ярославль, 1993. — 126с.
  134. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., I986.-C.55−69.
  135. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., '981.-95 с.
  136. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.-320 с.
  137. В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М., 1982.-185 с.
  138. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. М.: Народное образование, 1999. — 432с.
  139. А.Г. и др., Валидность теста менеджерскогопотенциала // Вестн. МГУ, Сер. XIV. Психология, 1993 г., № 3, С. 2333.
  140. А.Г. Основы психодиагностики. М: Феникс, 1996.544 с.
  141. С.М. Особенности самооценки учащихся подростков // Вопросы психологии, 1966, № 5, с. 89.
  142. A.B. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе.// Вопр. психол. 1995. № 4.-С.50−56.
  143. М. Г., История психологии, М.: Academia, 1997 г., с. 307.
Заполнить форму текущей работой