Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие гуманистических отношений преподавателя и студента в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что методологически обоснована модель развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжаопределена совокупность ведущих идей (субьектность, персонификация, индивидуализация, диалогизация, оптимальность), реализация которых значительно повышает уровень развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа
    • 1. 1. Сущность понятия «гуманистические отношения» в философском, психологическом, педагогическом аспектах
    • 1. 2. Анализ состояния разработанности проблемы исследования в теории и практике среднего профессионального образования
  • Глава 2. Моделирование развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа
    • 2. 1. Психолого-педагогические условия развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа
    • 2. 2. Модель развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности модели развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа
    • 3. 1. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по развитию гуманистических отношений педагога и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа

    § 3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности модели развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа.

Развитие гуманистических отношений преподавателя и студента в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальности исследования.

В последнее время появилось много работ отечественных философов, психологов, педагогов, в которых рассматриваются различные аспекты гуманизации образования, что свидетельствует о значительном интересе к данной проблеме. Однако вопрос о гуманном осуществлении педагогического процесса не может быть решен вне гуманизации взаимоотношений участников целостного педагогического процесса.

Смена парадигмы образования обусловила выдвижение на первый план представлений о сущности человека как абсолютной ценности, как творца самого себя и автора своей жизни. Философскую основу новой образовательной парадигмы составляют труды М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, B.C. Библера, И. Канта, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского, C.JT. Франка, Э. Фромма и других. В гуманистической отечественной и зарубежной философии утверждается подход к личности, как целостности, ее возможность быть ценностью и самоценностьюсвобода, ответственность, потребность в творческом самовыражении человека как личности.

Гуманистическое направление в зарубежной философии связано с именами А. Адлера, Р. Бернса, А. Маслоу, К. Роджерса, которые «видели» смысл жизни человека в его максимальной самореализации как личности.

Общепсихологическая теория отношений В. Н. Мясищева послужила основой для разработки сферы отношений личности отечественными психологами. Исследования проблем личности в отечественной психологии объединяет идея о том, что стержневым образованием и ядром личности являются ее отношение к объективной действительности, к другим людям, к самой себе (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Е.В. Шорохова).

Гуманистическую традицию в педагогике связывают с именами Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и других.

В психолого-педагогической литературе различным аспектам отношений, общения и взаимодействия учителя и ученика уделяется особое внимание. В трудах А. А. Бодалева, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна обосновано положение о роли деятельности и общения в развитии личности. Проблемы стиля общения и отношений рассматривались Н. А. Березовиным, C. J1. Братченко, В. А. Кан — Каликом, Я. Л. Коломинским, А. А. Леонтьевым, Н. А. Спринзелами, М. Таленом. В работе О. Л. Шабалиной анализируется влияние стиля общения учителя с учащимися на отношение последних к учебной деятельности.

Движущей силой гуманистических отношений, устанавливаемых между людьми является та ценность, которую партнеры по общению представляют друг для друга. Такое общение психологи определяют как личностное. Следовательно, гуманистические отношения могут устанавливаться в контексте личностного подхода, разрабатываемого К. А. Абульхановой — Славской, Е. В. Бондаревской, С. Л. Братченко, С. Л. Рубинштейном, В. В. Сериковым, И. С. Якиманской и другими.

Подавляющее число работ, посвященных проблеме установления гуманистических отношений между участниками целостного педагогического процесса характеризуют систему обучения в школе или ВУЗе. Проблема установления и развития гуманистических отношений в рамках педагогического колледжа, еще не получила достаточно полного освещения и нуждается в дальнейшей разработке.

Отсюда актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью развития гуманистических отношений преподавателя и студентов и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике среднего профессионального образования.

В этой связи проблема исследования заключается в необходимости определения психолого-педагогических условий развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор нами темы исследования: «Развитие гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа».

Цель исследования состоит в определении психолого-педагогических, условий развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа.

Объектом исследования выступает взаимодействие участников педагогического процесса в условиях педагогического колледжа.

Предметом исследования является развитие гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа.

Гипотеза исследования основывается на том, что развитие гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа будет более эффективным, если: определены психолого-педагогические условия развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжасконструирована модель развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа, включающая целевой, содержательный и результативный блоки;

— создана и реализована на практике технология развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа, состоящая из потребностно — мотивационного, эмоционального, когнитивного и личностнорефлексивного элементов;

— определены способы ' измерения сформированности компонентов гуманистических отношений преподавателя и студентов.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить теоретические положения и практические предпосылки развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в теории и практике среднего профессионального образования.

2. Определить специфику развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в условиях педагогического колледжа.

3. Опытно — экспериментальным путем выявить эффективность модели развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа.

4. Разработать и внедрить научно — практические рекомендации по развитию гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа.

Теоретике — методологической основой исследования являются концептуальные идеи гуманистической философии (М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, B.C. Библер, И. Кант, B.C. Соловьев, П. А. Флоренский, C.JI. Франк, Э. Фромм) — фундаментальные положения личностно — ориентированного подхода (К.А. Абульханова — Славская, Е. В. Бондаревская, C.JI. Рубинштейн, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), теория межличностных отношений (М.А. Алемаскин, Б. Г. Ананьев, И.П., А. С. Белкин, В. М. Бехтерев, P.M. Грановская, Я. Л. Коломинский, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).

Кроме того, теоретическому осмыслению поставленной проблемы способствовали специальные исследования, посвященные изучению ценностно — смысловой сферы личности (Ш.А. Амонашвили, Б. С. Братусь, А. К. Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков, Г. И. Щукина, Н.Е. Щуркова) — диалога (З.Абасов, М. А. Молчанов, В. В. Сериков, Е.Н. Шиянов).

Методы исследования определены его целью, задачами и логикой. В работе использован комплекс методов исследования, включающий теоретико — методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, использование метода самооценок. Результаты исследования были обработаны с использованием методов математической статистики.

Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялись с 1999 года по 2005 год. Ее три основных этапа:

Первый этап (1999 — 2001 г. г.) — поисково-теоретический: изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования и практики среднего профессионального образованияопределение объекта и предмета исследованияформулирование гипотезы и задачразработка программы опытно — экспериментальной работыпроведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных.

Второй этап (2001 — 2003 г. г.) — опытно — экспериментальный: разработка и апробация модели развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжаосуществление контрольной диагностики и выявление динамики изменений, происходящих в экспериментальной и контрольной группах в результате проведенного формирующего эксперимента.

Третий этап (2003 — 2005 г. г.) — заключительно — обобщающий: анализ опытно — экспериментальной работы по проверке эффективности сконструированной модели, обобщение, систематизация и внедрение результатов исследования в практику работы педагогических колледжейлитературное оформление диссертации.

Опытно — экспериментальной базой исследования стали: Славгородский педагогический колледж, Барнаульский государственный педагогический колледж, Бийский педагогический колледж. В качестве респондентов выступали студенты вторых курсов и преподаватели. В исследовании приняли участие 212 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в условиях педагогического колледжа исследована проблема развития гуманистических отношений преподавателя и студента. Выявлены признаки гуманистических отношений, такие как равенство позиций общающихся сторонпризнание своей самоценности и ценности другого человекабезусловное принятие личности друг другасвобода личностного проявленияконгруэнтностьэмпатия. Определены особенности целостного педагогического процесса педагогического колледжа, влияющие на отношения преподавателя и студента: специфичное соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов- «смешанная» форма организации учебного процессапрофессиональная направленностьпрактикоориентированностьметодическая направленностьсистема контроля и оценки сочетает в себе особенности контрольно-оценочной деятельности школы и вуза. Разработана модель развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа, включающая в себя целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Определены критерии и показатели эффективности развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что методологически обоснована модель развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжаопределена совокупность ведущих идей (субьектность, персонификация, индивидуализация, диалогизация, оптимальность), реализация которых значительно повышает уровень развития гуманистических отношений преподавателя и студентов, кроме этого выявлены психолого — педагогические условия, способствующие развитию гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования, заключается в том, что осуществлено внедрение модели развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостный педагогический процесс педагогического колледжаразработаны методические рекомендации («Имидж преподавателя: управление первым впечатлением», «Секреты конструктивного общения») по успешному функционированию модели в практике работы педагогического колледжапредложен комплекс методик выявления уровня сформированности компонентов гуманистических отношений преподавателя и студентов с учетом изучения состояния показателей гуманистических отношений («Методика выявления направленности учебной мотивации» Т.Д. Дубовицкой- «Опросник по выявлению личностной и ситуативной тревожности» Ч.Д. Спилбергераэкспресс-опросник «Актуальное эмоциональное состояние» в модификации автора) и другие.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определены исходными методологическими позициямиприменением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследованияпроведением эксперимента в строго учитываемых и контролируемых условияхсистематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы, подтверждением гипотезы исследования и получением статистически достоверных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в докладах на всероссийских (Москва, 2001, Тверь, 2002, Архангельск, 2003, Томск, 2004, региональных (Бийск, 2001, Шадринск, 2004 и краевых (Барнаул, 2000, 2003, 2004, 2005, Бийск, 2000, 2001) научно-практических конференциях, заседаниях предметно-цикловой комиссии школьной педагогики и психологии, методических и педагогических советах Славгородского педагогического колледжа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Отношения преподавателя и студентов обусловлены не только ситуацией делового общения, но и предполагают интерес друг к другу как к личности, активизируют смысло-поисковый процесс, способствуют обогащению личностного опыта каждого из них.

2. Развитие гуманистических отношений преподавателя и студентов будет проходить более эффективно, если будут созданы следующие условия: а) актуализация в целостном педагогическом процессе жизненного и личностного опыта студента и преподавателяб) построение отношений преподавателя и студента на субъект-субъектной основев) использование диалога, как внешней формы выражения отношений преподавателя и студента.

3. Основными структурными элементами технологии развития гуманистических отношений являются: потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный, личностно-рефлексивный, при ведущей роли потребностно-мотивационного элемента.

4. Диагностика уровней развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа производится на основе выделенных показателей: высота самооценки, удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями, направленность учебной мотивации, актуальное эмоциональное состояние, личностная и ситуативная тревожность, иерархия ценностных ориентации, психологический климат в группе.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по третьей главе.

1) Проведение опытно-экспериментальной работы по проверке сконструированной модели развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа включала подготовительный, практический, обобщающий и внедренческий этапы.

2)Анализ состояния и уровня сформированности гуманистических отношений преподавателя и студентов на подготовительном этапе предполагает определение его показателей, в качестве которых были выделены высота самооценки студентов, удовлетворенность отношениями с преподавателем, мотивация учебной деятельности, ценностные ориентации студентов, актуальное эмоциональное состояние студентов в процессе общения с преподавателем, психологический климат в группе студентов.

3) Реализация модели развития гуманистических отношений преподавателя и студентов осуществляется на практическом этапе опытно-экспериментальной работы.

4)Обобщающий этап опытно-экспериментальной работы включает обработку полученных данных, сопоставление результатов с заявленной целью, их количественный и качественный анализ, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

5) Внедренческий этап нацелен на выявление условий ассимиляции результатов эксперимента в массовую практику.

6)Выявленные и зафиксированные изменения показателей служат основой для определения уровней сформированности гуманистических отношений: оптимального, допустимого, критического и недопустимого.

7) Сравнение результатов распределения студентов по уровням сформированности гуманистических отношений показало, что отношения преподавателя и студентов в экспериментальной группе значительно изменилось, а перемены происшедшие в контрольной группе и не так существенны, что является подтверждением эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы.

Заключение

.

Развитие гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа имеет важное значение не только для педагогической науки и образовательной практики, но и для общества в целом, так как одним из критериев его развития является характер отношений устанавливаемых между людьми, как членами этого общества.

Отношения складывающиеся между преподавателем и студентами в образовательном процессе во многом определяет ту модель отношений, которую будут реализовывать последние в процессе педагогического общения со своими будущими учениками, оказывая таким образом влияние на отношения в будущем обществе.

Цель данного исследования заключалась в разработке психолого-педагогических условий, модели и технологии развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа.

Конструированию модели развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в педагогического колледжа предшествовал анализ состояния поставленной проблемы в теории и практике образования. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в науке накоплен достаточный потенциал, позволяющий осуществлять исследования, касающиеся гуманистических отношений преподавателя и студентов. Вместе с тем, при анализе научных источников выяснилось, что проблема условий развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа еще не выступала предметом самостоятельного исследования.

В аспекте достижения поставленной цели мы представили опыт разработки психолого-педагогических условий и модели развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа.

Процесс проверки эффективности модели на практике предполагал органичное проникновение всех технологических элементов в структуру целостного педагогического процесса педагогического колледжа на всем его протяжении от начала и до получения результата. Поэтому все компоненты целостного педагогического процесса функционировали взаимосвязано со структурными элементами технологии развития гуманистических отношений преподавателя и студентов. От этой взаимосвязи и оптимального сочетания элементов технологии и компонентов целостного педагогического процесса зависела успешность развития гуманистических отношений преподавателя и студентов.

В ходе проверки эффективности сконструированной модели нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что развитие гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа будет осуществляться более эффективно, если:

— определены психолого-педагогические условия развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа;

— сконструирована модель развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа, включающая целевой, содержательный, технологический и результативный блоки;

— создана и реализована на практике технология развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа, состоящая из потребностно — мотивационного, эмоционального, когнитивного и личностно — рефлексивного элементов;

— определены способы измерения сформированности компонентов гуманистических отношений преподавателя и студентов.

В ходе исследования нами были поставлены задачи, вытекающие из цели и гипотезы:

1. Проанализировать и обобщить теоретические положения и практические предпосылки развития гуманистических отношений преподавателя и студентов в теории и практике образования.

2. Опытно — экспериментальным путем выявить эффективность модели развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа.

3. Разработать и внедрить научнопрактические рекомендации для педагогов по развитию гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа.

Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В реальной педагогической практике не осуществляется целенаправленного и систематического развития гуманистических отношений, преобладает только наличие недопустимого и критического уровней этих отношений как побочного продукта организации педагогического процесса.

2. Разрешение в педагогическом процессе противоречия, возникающего между необходимостью установления гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике образования, является движущей силой, обеспечивающей развитие гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа.

3. Развитие гуманистических отношений преподавателя и студентов предусматривает создание в целостном педагогическом процессе следующих психолого-педагогические условий: 1) актуализацию в целостном педагогическом процессе жизненного и личностного опыта студента и преподавателя- 2) построение отношений преподавателя и студента на субъект-субъектной основе- 3) использование диалога как внешней формы выражения отношений преподавателя и студента.

4. Развитие гуманистических отношений предполагает реализацию в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа модели, включающая в себя целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Особую значимость представляет собой разработанная нами технология развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа, состоящая из следующих элементов: потребностно-мотивационного, эмоционального, когнитивного, личностно-рефлексивного, с указанием целей, методов, приемов и форм работы.

5. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенных в теоретическом исследовании условий, способствующих развитию гуманистических отношений преподавателя и студентов.

6. Полученные результаты исследования показывают, что решающую роль в развитии гуманистических отношений играет не ситуация делового общения и необходимость исполнения определенных социальных ролей, а специальная организация целостного педагогического процесса. Таким образом, имеются достаточные основания утверждать, что задачи исследования решены, а его гипотеза подтверждена.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития гуманистических отношений преподавателя и студентов педагогического колледжа. Определенный интерес представляет поиск условий реализации преемственных связей между общеобразовательной школой и средним профессиональным образовательным учреждением в вопросах развития гуманистических отношений участников педагогического процесса. С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. — М.: Знание, 1990.-61 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Проблема активности личности, методология и стратегия исследования // Активность и жизненная позиция личности. — М.: Просвещение, 1998. 146 с.
  3. А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии 30−60-е годы XX в.(тексты). М.:Прогресс, 1986. — 327 с .
  4. Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. — Минск: Университетское, 1990 — 560 с.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. А. Амонашвили, 1995. — 496 с.
  6. Г. А. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 364 с.
  7. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. — М.: Высшая школа, 1981. 240 с.
  8. А.Г. Психология индивидуальности. М.:Мысль, 1986. — 95 с.
  9. А.Х. Гуманистическая направленность подготовки будущего учителя к воспитательной работе с младшими школьниками. Дис. канд. пед. наук. Чарджоу, 1992. — 193 с.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический процесс) // Избранные педагогические труды. М.:Прогресс, 1989. — 228 с.
  11. П.Батракова С. Н. Основы профессионально-педагогического общения. — Ярославль: ЯГУ, 1986. 80 с.
  12. В.П. Психология взаимоотношений учителя и учащихся. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. — 115 с.
  13. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Советская Россия, 1979.-318 с.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  15. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. -176 с.
  16. Н.А. Судьба человека в современном мире // Новый мир. 1990. — № 1. — С. 208−232.
  17. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Мышление. М.: Правда, 1969.-208 с.
  18. Н.А., Коломинский JI.JI. Учитель и детский коллектив // Психолого-педагогические исследования. — Минск: Изд-во МиГУ, 1975. — С. 16−22.
  19. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  20. B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  21. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.:Наука, 1991. -412с.
  22. B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. — 1988. — № 11. с. 29−34.
  23. П.П. Избр. пед. психологич. соч.: В 2 т. М.:Педагогика, 1979. — Т.1.261 С.
  24. А.А. Восприятие человека человеком. — JL: Изд-во ЛГУ, 1965. — 123 с.
  25. А.А. Личность и общение // Избр. труды. М.: Педагогика, 1983. -271 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исслед. // АПН СССР. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  27. М.С. Учебная дискуссия как средство формирования культуры диалогического взаимодействия младших школьников. Волгоград: ВГИПКРО, 2004.- 16 с.
  28. Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. — Т. 16. — М.: Советская энциклопедия, — 786 с.
  29. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29 — 36
  30. Е.В. Школьное образование в контексте культуры // http://stad.math.rsu.ru. /reg/ n29/obraz 29. htm
  31. С.Б. Методы диагностики и формирования эмпатии у учителей. Дис. канд. псих. наук. Ворошиловград, 1988. — 284 с.
  32. .С. О смысловых образованиях личности. Таллин, 1979. — 121 с.
  33. Р.И. Этика деловых отношений. М.:Финансы и кредит, 2004. -206 с.
  34. C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение: Автореф. Дис. канд.пед.наук. — Л, 1987. — 18 с.
  35. М. Лабиринты одиночества. М.:Прогресс, 1989. — 212 с.
  36. К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М.: Учпедгиз, 1919. 156 с.
  37. Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. -М.:3нание, 1974.-64 с.
  38. Ф.М. Метафизический трактат. Гл.ГХ. О доброте и пороке // Философские сочинения / Отв. ред. В. Н. Кузнецов М.:Наука, 1988. — 751 с.
  39. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 228 с.
  40. Ш. И. Дидактический принцип сознательности. — М.:3нание, 1961. 117 с.
  41. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии. // Гегель Г. В. Ф. Работы различных лет: В 2 т. М., 1970. — Т. 1. — 86 С.
  42. М.А. Сотворчество учителя с учащимися на уроке в процессе диалога. Дисс. канд.пед.наук. Таганрог, 1996, — 189 с.
  43. А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева. Н. А. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  44. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван: Луна, 1981. — 220 с.
  45. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление. // Перспективы /ЮНЕСКО/. 1992. — №½. — С.7−16
  46. О.Б. Возрастная психология: учебное пособие. — Барнаул: Изд — во Б ГПУ, 2002.-235 с.
  47. С.Б. Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов. Дис. канд. пед. наук. — Рязань, 1999. — 147 с.
  48. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. М.:Наука, 1990. — 180 с.
  49. И.А. Психология общения и развития личности. — В кн.: Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л. И. Анциферовой. М.:Наука, 1981, —с. 136
  50. А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999. — 432 с.
  51. Д. Отец семейства // Собр. соч. в 10 томах М. — Л.: 1936. — Т.5. -с. 146.
  52. Н.А. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1986. — 242 с.
  53. Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 2. — с. 42
  54. В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991. -192 с.
  55. Изучение личности в юношеском возрасте // Методические рекомендации для студентов и психологов-консультантов. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001.- 122 с.
  56. Е.Н. Герой нашего урока. М.:Педагогика, 1986. — 231 с.
  57. Е.Н. Путь к ученику. М.: Педагогика, 1988. — 64 с.
  58. Е.П. Дифференциальная психология. СПБ.: Питер, 2001. — 464 с.
  59. Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.:Питер, 2000. — 196 с.
  60. М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Л.:Лениздат, 1983. — 82 с.
  61. Т. Город солнца. М. — JL: Изд-во АН СССР, — 1954. 270 с.
  62. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
  63. И. Лекции по этике // Этическая мысль. — М.:Прогресс, 1982. — 286 с.
  64. П.Ф. История русской педагогики. Пг.: 1915. — 364 с.
  65. С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Минск.: 2002. — 95 с.
  66. . Д. Воспитание гуманистических отношений у студентов в учебной деятельности. Дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1990. — 174 с.
  67. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Татарское книжное изд-во, 1966. — 169 с.
  68. А.Г. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 41−49.71 .Коменский Я. А. Избр. соч. М.: Учпедгиз, 1995. — 600 с.
  69. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — 717 с.
  70. Краткий психологический словарь. М.:3нание, 1985. — 226 с.
  71. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бушемович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др.- сост. п общ. ред. В. А. Макаренко. -М.: Республика, 1993. 510 с.
  72. Краткий справочник по педагогической технологии // Под ред. Н. Е. Щурковой. М.:3нание, 1997. — 187 с.
  73. Краткий словарь по этике. // Под ред. О. Г. Дробницкого, И. С. Кона. М.: Политиздат, 1965. — 418 с.
  74. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология межличностного познания. -М.: 1981.- 176 с.
  75. Г. А. Развитие коммуникативной компетентности социального педагога в процессе его профессиональной подготовки. Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. — 196 с.
  76. Л.И. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд — во ХГПУ, 1997.-315 с.
  77. Г. М. Диалог и мышление. — Минск.:Университетское, 1983. — 36 с.
  78. И.Р. Основы имиджелогии: Учебное пособие для студентов, магистрантов, руководителей образовательных учреждений. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. 100 с.
  79. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 219 с.
  80. .Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. — № 8. — С. 34−47.
  81. А.В. О воспитании и образовании. — М.: Просвещение, 1976. -306 с.
  82. С.Н. Когда легко учиться. Минск, Народная асвета, 1990. -186 с.
  83. А.С. О «Взрыве» // Соч./ АПН РСФСР. Институт теории и истории педагогики. М.: 1952. — Т.7. — с. 425−427
  84. А.С. Сочинения в 7 т. / Под ред. И. А. Каирова. 2-е изд. — М.: АПН РСФСР, 1958. — 527 с.
  85. Л.Н. Конкретно-историческая обусловленность человеческой деятельности. Киев: Изд — во «Вища школа, 1983. — 174 с.
  86. Е.Н. Гуманизация дидактических отношений учителя с младшими школьниками в учебном процессе. Дис. канд. пед. наук. — Таганрог, 1998.- 184 с.
  87. А.К., Виконова А. Л. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. — 1987.-№ 5.-С. 40−48
  88. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.
  89. М.:Просвещение, 1990. — 227 с.
  90. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
  91. К. Энгельс Ф. Немецкая идеалогия. / Соч. 2-е изд. Т. 3. 1968. -338 с.
  92. Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1977. — 247 с.
  93. М. Опыты. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1960. — кн.1. — 380 с.
  94. Н.А. Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися. Дисс. канд.пед.наук. — М., 1999.- 193 с.
  95. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.:Педагогика, 1979.-46 с.
  96. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР: В 2 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — Т.2. — С. 110 — 125.
  97. В.Н. Проблемы отношений человека и ее место в психологии. 1957.-№ 5.-С. 142- 155.
  98. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды под ред. А. А. Бодалева. — М .- Воронеж, 1995. 356 с.
  99. Л.Г. Модели в науке и технике. Л.: Наука, 1984. — 189 с.
  100. И.Б. Моделирование сложных систем. — М.: Мысль, 1965. — 335 с.
  101. А.Н. Речевое взаимодействие на уроке. // Директор школы. М. — 2005. — № 3. — С.98 — 100.
  102. Г. Принципы редукции напряжения. // Психология личности. Тексты./ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузерея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-с. 106−107
  103. А.Б., Хазанов М. А. Феномены конгруэнтности и эмпатии // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 68 — 73.
  104. Е.Г., Осовский О. С. Научное наследие М.М. Бахтина и некоторые проблемы педагогики // Современные проблемы психологических наук: Межвузовский сб. науч. тр. — Вып.2. — Саранск, 1992.-С. 3−8.
  105. З.И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения. Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1999. — 218 с.
  106. Р.А. Формирование коммуникативности у старшеклассников. Дисс. канд.пед.наук. М., 1998. — 192 с.
  107. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.
  108. В.Э. Педагогическое общение как психологическая реальность // Магистр. 1991. -№ 1. -С.41 — 50.
  109. Педагогические технологии // Под ред. B.C. Кукушина. — Ростов-на-ДонугАНИОН, 2002. 320 с. 113. .Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1990. — 560 с.
  110. JI.A., Спиваковская А. С. Воспитание как общение диалог // Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — С. 85 — 89.
  111. А.В. Личность и феномен группового общения // Вопросы психологии личности. — Ульяновск, 1977. — 110 с.
  112. К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  113. Н.Ю. Формирование культуры межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 179 с.
  114. A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно- методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М.:Просвещение, 1988. — С. 110−118.
  115. Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессионального образования. Дис. канд. пед. наук.-Хабаровск, 1998. -187 с.
  116. Профессиональная педагогика. М.:Педагогика, 1996. — 242 с.
  117. Психологический словарь. М.:3нание, 1983. — 152 с.
  118. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2- изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  119. Д. Я. Психология личности. Хрестоматия: В 2 т. -Самара: Бахрат, 1999. Т. 1. — 448 с.
  120. Д.Я. Психология личности.. Хрестоматия: В 2 т. -Самара: Бахрат, 1999. Т.2. — 544 с.
  121. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. — М.: Флинта, 1998. — 264 с.
  122. Реан А. А. Педагогика.Учебник для вузов. СПб. Литер, 2000. — 304 с.
  123. И.И. Личность, индивидуальность, общество. М., 1984. -38 с.
  124. Роджерс К, Фрейберг Д. Свобода учится. М.: Смысл, 2002. — 527 с.
  125. К. Эмпатия // Психология эмоций/ Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.:3нание, 1989. — 288 с.
  126. Е.А. Общение как условие формирования личности // Психология формирования и развития личности. — М.:3нание, 1981. — с. 117- 197
  127. В.В. Сумерки просвещения // Советская педагогика, 1990. -№ 6.-С. 103−106,-№ 7.-С. 93−106.
  128. Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2002. — 336 с.
  129. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946.-700 с.
  130. С.Л. Человек и мир (отрывки из рукописи). В сб.: Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.:Прогресс, 1969.-227 с.
  131. М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в пед. колледже. Дис. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1999. 176 с.
  132. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или воспитании. М.: Просвещение, 1966. — 324 с.
  133. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  134. Сент-Экзюпери, Антуан де. Избранное: Пер. с фр. — Челябинск: Юж.-Урал. Кн. изд-во, 1980. 480 с.
  135. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций. М., Академия, 2000. — 240 с.
  136. Ю.В. Диалог в обучении // Alma mater.1991. № 5. — с. 35 — 41
  137. Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.:Мысль, 1989. — 75 с.
  138. И.С. Основы педагогической деятельности: общение, преподавание, менеджмент, смыслотворчество. СПб.: ПИТЕР, 2004. -316 с.
  139. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 396 с.
  140. В.В. Основы личностно-ориентированного образования. // Педагогика. 1994. — № 5. — С.37 — 42
  141. А.С. Нужен ли эксперимент практику? // Школьные технологии. 1997. — № 1 — 89 с.
  142. Современная буржуазная философия. М.:Прогресс, 1978. — 651 с.
  143. Современная философия: словари и хрестоматия — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-511 с.
  144. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров. — 4 изд. М.: Сов. Энциклопедия, — 1989. —1632 с.
  145. B.C. Смысл любви // Сочинения в 2 т. — М. Современник, 1989.-Т. 2.-538 с.
  146. Социальная психология // Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача, М.: Академия, 2001. 600 с.
  147. А.А. Коммуникативная деятельность учителя в учебном процессе (социально-педагогический анализ). Дис. канд. пед. наук. — СПБ., 1998.- 162 с.
  148. В.А. Павлышская средняя школа. — М.: Просвещение, 1979.-396 с.
  149. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Вища школа, 1988 -262 с.
  150. В.А. Элементарная моральная культура // Изб. пед. соч.: В 3 т. -М.:3нание, 1979.-Т.1.-С. 414−423.
  151. Н.В. Общение преподавателя и студентов в совместной творческой деятельности // Педагогические условия совершенствования учебного процесса. Барнаул: Изд-во БГПИ, 1985 — С. 142 — 147.
  152. В.И. Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге. Дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. — 177 с.
  153. Толковый словарь русского языка. Т. 4. М.: Советская педагогика. — 1948.-287 с.
  154. JI.H. Воспитание и образование // Полн. собр. соч.: Т.8.-М.:3нание, 1936.-665 с.
  155. И.И. Моделирование при изучении квантовой физики в средней школе. М.:Прогресс, 1988. — 187 с.
  156. К.Д. Человек как предмет воспитания (опыт пед. антропологии) // Пед. соч.: в 6 т. М.:3нание, 1990. — Т.2. — 482 с.
  157. К.Д. Человек как предмет воспитания (опыт пед. антропологии) // Пед. соч.: в 6 т. М.:3нание, 1990. — Т. 6. — 528 с.
  158. Д. Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М.:Наука, 1995. — 289 с.
  159. JT. Избр. философские произведения: В 2 т. М.:Мысль, 1995. — Т. 1. -324 с.
  160. .Т., Шувалова М. Н., Широкова Е. Ф., Лейко Л. И. Идея гуманизации как теоретическая основа практики воспитания. — Барнаул: АКИПКРО, 1999. 16 с.
  161. Философский словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — с. 424.
  162. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд.- М.: Политиздат, 1987. — 540 с.
  163. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983, — 721 с.
  164. Философская энциклопедия. — М.:Советская энциклопедия, 1967. — 786 с.
  165. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  166. С.Л. Непостижимое: онтологическое введение в философию религии // Сочинения. М.: Правда, 1990. -607 с.
  167. С.Л. Философские предпосылки деспотизма // Вопросы философии. 1992, -№ 3. — с. 126.
  168. Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для учителей. М. Прогресс, 1987. — 384 с.
  169. Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990. 330 с.
  170. А.Г. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977. -№ 4. — С. 52−63.
  171. А.И. Теория диалога и кризис психологического знания. // Человек в мире диалога. М.:Прогресс, 1990.-С. 112−113
  172. О.Г. Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы / в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В. В. Давыдова /). Дис. канд. пед. наук. -Барнаул, 2002. 164 с.
  173. Хрестоматия по педагогике // Учебное пособие для учащихся педагогических университетов, институтов и колледжей в 2 ч. // Часть II. -Барнаул, 1999. 256 с.
  174. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.-544 с.
  175. Е.В. Психологические трудности межличностного общения.- Киев: Вища школа, 1985. с. 149.
  176. Г. А. Виды общения в обучении. — Томск: Флинта, 1993. — 268 с.
  177. И.В. Дидактические условия развития диалогичности мышления младших школьников Дисс. канд.пед.наук. М., 1994. — 182 с.
  178. В.Ф. Точка опоры. — М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  179. С.Т. Годы исканий // Избр. пед. соч.: В 2 т. М.:3нание, 1980. -Т.1.-304 с.
  180. С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991.-№ 1.-С. 44−52.
  181. А.А. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащихся. Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 192 с.
  182. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. — Москва — Ставрополь: СГПИ, 1991. — 180 с.
  183. Е.Н. Гуманизация пед. образования: состояние и перспективы.- Москва Ставрополь: СПГИ, 1991. — 205 с.
  184. О.В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей. Дис. канд. пед. наук. — Сургут, 1997. —182 с.
  185. В.А. Моделирование и философия. — М. -JL: Наука, 1966. — 301 с.
  186. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.:Педагогика, 1979. — 112 с.
  187. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  188. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М. Прогресс, 1994. 87 с.
  189. И.М. Психология взаимопонимания. — Казань: Казанский университет, 1991. 149 с.
  190. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. — Казань: Казанский университет, 1993 -202 с.
  191. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
  192. Lewin К. Jield theory in social science: selected / theoretical paper. — № 9. — 1964.-p.346
  193. Maslow A. Motivation and personality. N.N., 1970. — p. 124
  194. Maslow A. Some educational implications of the humanistic psychology/ Harvard Educational Review., 1968. p. 138
  195. Rogers C. R. The interpersonal relationship in the facilitation of Learning / Humanizing education the person in the process. — Wash., 1967. — p.2891. Анкета 1.
  196. Методика Дембо Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
  197. Уважаемый студент! Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. В целях изучения уровня самооценки предлагаем Вам оценить развитие разных аспектов Вашей личности.
  198. Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, этой стороны Вашей личности в данный момент.
  199. Благодарим за помощь в исследовании!
  200. ПЦК школьной педагогики и психологии1. Анкета 2.1. Методика В.А.Ядова
  201. Оцените степень Вашей удовлетворенности отношениями с преподавателем педагогики, выбрав соответствующий вариант ответа.
  202. Довольны ли Вы отношениями складывающимися в учебном процессе: а) вполне доволен-б) в основном доволен-в) не очень доволен-г) не доволен-д) затрудняюсь ответить. с преподавателем педагогики, 1. Благодарим за участие!
  203. Тест — опросник «Направленность учебной мотивации» (Т.Д.Дубовицкая)1. Уважаемый студент!
  204. Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
  205. Изучение педагогики дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
  206. Педагогика, как учебный предмет, мне интересна, и я хочу знать по этому предмету как можно больше.
  207. В изучении педагогики мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
  208. Учебные занятия по педагогике мне неинтересны, я их выполняю потому что этого требует преподаватель.
  209. Трудности, возникающие при изучении педагогики, делают этот учебный предмет для меня еще более увлекательным.
  210. Считаю, что трудные теоретические вопросы по педагогике можно было бы не изучать.
  211. Если что-то не получается по педагогике, стараюсь разобраться и дойти до сути.
  212. На занятиях по педагогике у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
  213. Активно работаю и выполняю задания только под контролем преподавателя.
  214. Материал, изучаемый по педагогике, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одногруппиками (друзьями).
  215. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по педагогике, не люблю, когда мне подсказывают, помогают.
  216. По возможности стараюсь списать у одногруппников или прошу кого — то выполнить задание за меня.
  217. Считаю, что все знания по педагогике являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
  218. Оценка по педагогике для меня важнее, чем знания.
  219. Если я плохо подготовлен к занятию, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
  220. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с педагогикой.
  221. Педагогика дается мне с трудом, мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
  222. Если по болезни (или по другим причинам) я пропускаю занятия по педагогике, то меня это огорчает.
  223. Если бы было можно, то я исключил бы педагогику из расписания (учебного плана).
  224. Спасибо за помощь в исследовании!
  225. На занятиях по педагогике моим характерным состоянием является: а) радостное, бодрое-б) приятное-в) спокойное-г) пониженное-д) сильное раздражение-е) безразличное-ж) трудно сказать.1. Благодарим за участие!
  226. Тест опросник Спилбергера.
  227. Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
  228. Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
  229. Я внутренне скован 1 2 3 4
  230. Я чувствую себя свободно 1 2 3 46 Я расстроен 1 2 3 4
  231. Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
  232. Я ощущаю душевный покой 1 2 3 49 Я встревожен 1 2 3 4
  233. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 411 Я уверен в себе 1 2 3 412 Я нервничаю 1 2 3 4
  234. Я не нахожу себе места 1 2 3 414 Я взвинчен 1 2 3 4
  235. Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 416 Я доволен 1 2 3 417 Я озабочен 1 2 3 4
  236. Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 419 Мне радостно 1 2 3 420 Мне приятно 1 2 3 4
  237. У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4
  238. Я бываю раздражительным 1 2 3 4
  239. Я легко могу расстроиться 1 2 3 4
  240. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4
  241. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4
  242. Я чувствую прилив сил, желание работать 1 2 3 4
  243. Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
  244. Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4
  245. Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
  246. Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
  247. Я все принимаю близко к сердцу 3 1
  248. Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4щ
  249. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
  250. У меня бывает хандра 1 2 3 416 Я бываю доволен 1 2 3 4
  251. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
  252. Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
  253. Я уравновешенный человек 1 2 3 4
  254. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4
  255. Спасибо за участие в исследовании! Ь
  256. Уважаемый студент! С целью изучения системы ценностных ориентаций ПИК школьной педагогики и психологии предлагает Вам определить иерархию своих ценностных ориентаций.
  257. Благодарим за сотрудничество!
Заполнить форму текущей работой