Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональных мотивов у курсантов ВУЗа МВД в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с целью и задачами исследования применялись следующие методы: теоретические — анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, а также нормативных документов в области высшего образования и МВД РФ, вузовской документацииорганизационные — сравнительный и лонгитюдный методы для проведения многократного обследования курсантов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Анализ процесса формирования профессиональных мотивов у курсантов ВУЗов МВД
    • 1. 1. Мотив как психолого — педагогическая категория
    • 1. 2. Характеристика мотивов профессиональной деятельности
    • 1. 3. Мотивационная структура личности сотрудника правоохранительных органов
    • 1. 4. Особенности деятельности преподавателя иностранного языка по формированию профессиональных мотивов у курсантов
  • ГЛАВА II. Экспериментальное исследование процесса формирования профессиональных мотивов у курсантов при обучении иностранному языку
    • 2. 1. Методика и содержание опытно-экспериментального исследования
    • 2. 2. Педагогическая программа формирования профессиональных мотивов
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы
    • 2. 4. Повышение эффективности формирования профессиональных мотивов у курсантов в процессе обучения иностранному языку

Формирование профессиональных мотивов у курсантов ВУЗа МВД в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменение социально-экономических ориентиров российского государства, преобразование общественной практики, становление гражданского общества обуславливают смену учебно-дисциплинарной модели образования личност-но-ориентированной моделью, в центре которой находится удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Личностная направленность связана с созданием необходимых условий для раскрытия и формирования индивидуальности обучающихся, их творческих способностей, гражданских и профессиональных качеств как субъекта самостоятельной социальной, профессиональной и познавательной активности.

Современное образование возвращается к формуле времён классической древности: поп scholae, sed vitae discimus (учимся не для школы, а для жизни). Одна из центральных проблем педагогической науки и практики — профессиональная подготовка будущих специалистов. Перед государством и обществом стоит сложная задача совершенствования системы, содержания и методов образования, воспитания личности специалиста, компетентного в своей профессии, постоянно занимающегося повышением уровня квалификации, умеющего принимать решения и брать ответственность на себя, способного влиять на развитие общества.

Непременным условием развития государства является функция правоох-раны. В сложившейся экономической и социально-политической ситуации задачи укрепления правоохранительных органов становятся весьма актуальными. Усложнение характера оперативно-служебных задач, связанных с действиями факторов экономического и политического кризисов, роста организованной преступности, противоправных проявлений, межнациональных конфликтов и социальных разногласий предъявляет к кадрам ОВД повышенные требования, остро ставит проблему их качественной подготовки.

Решению задач удовлетворения потребности общества и государства в сильных правоохранительных органах с высокообразованными, квалифицированными специалистами подчинено развитие образовательных учреждений в системе МВД. Деятельность ВУЗов МВД направлена на повышение авторитета, общей и профессиональной культуры сотрудников, формирование их способности выполнять свой долг в любых ситуациях, в утверждении и отстаивании нравственных и правовых ценностей. Современная правоохранительная деятельность требует всесторонне развитого, высококвалифицированного, культурного и инициативного специалиста, работающего с полной отдачей, обладающего высокой ответственностью. Отказ от ориентации на передачу абстрактных знаний как главной цели профессиональной подготовки в процессе обучения, осознание необходимости обеспечить формирование личности будущего профессионала, обладающего требуемой структурой профессиональных качеств, помогает ВУЗу МВД преодолеть разрыв между социальным заказом и уровнем профессиональной подготовки. Эффективность этого процесса в немалой степени зависит от знания методологических основ обучения, оценки новых форм и методов обучения и воспитания с точки зрения их возможностей в стимулировании деятельности курсантов как на уровне внешней результативности, так и с позиций внутреннего гармоничного развития их личности.

Повышение роли субъективного фактора, усложнение условий профессиональной деятельности сотрудника ОВД, необходимость обогащения его личности выступают как исходные причины, обуславливающие растущий интерес к проблеме мотивации как движущей силы человеческого поведения, побуждающей и смыслообразующей стороне личности. В этом аспекте всё большее практическое и методологическое значение приобретает проблема изучения мо-тивационных механизмов личности, выяснение конкретной организации мотивационной системы человека, предпочитающего тот или иной мотив деятельности. Профессиональное становление личности определяет потребноегно-мотивационный компонент процесса обучения, включающий внутренние побуждения, возникающие в результате осознания противоречия между имеющимися знаниями, умениями, навыками и необходимостью овладения новыми, более объёмными и качественно совершенными. Неполная актуализация имеющихся у курсантов мотивов и недостаточное развитие необходимой для профессионального становления мотивационной системы являются теми факторами, которые сдерживают формирование специалиста, отвечающего современным требованиям. Исходя из этого, одна из задач современных исследований мотивов определяется как нахождение научно-обоснованных методов педагогического воздействия, которые способствовали бы всестороннему и оптимальному развитию личности будущего специалиста, обеспечивали бы высококачественный уровень его профессиональной деятельности

6,18,21,23,24,85,93,97,171,181,228].

Влияние на формирование мотивационной системы курсантов оказывает такое направление, как повышение значимости всех учебных дисциплин, в том числе и иностранного языка, преподавание которого в ВУЗе МВД является профессионально-ориентированным. Задача преподавателя иностранного языка — средствами своего предмета внести изменения в личность курсанта, соответствующие требованиям профессии. Изучение иностранного языка может стать мощным фактором формирования профессиональных мотивов у будущих сотрудников милиции.

Специальное изучение психолого-педагогических проблем подготовки специалистов для ОВД проводят исследователи — С. П. Безносов [15], Н.Ф. Гей-жан [43], И. В. Горлинский [46], В. Я. Кикоть [80], А. А. Кочин [135], B.C. Олейников [142,143,144,145], А. К. Петрановский [154], В. Я. Слепов [186], А. В. Стремоухов [195], А. Г. Шестаков [227], В. И. Хальзов [75, 214], Я.Я. Юрченко

231] и др. Многие авторы уделяют внимание развитию профессиональной мотивации курсантов, однако специальных работ по этой проблеме обнаружить не удалось. Выбор темы предлагаемого исследования обусловлен следующим: социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированных специалистов для ОВДнедостаточной изученностью проблемы профессиональной мотивации в условиях ВУЗа МВДпотребностью образовательной практики в научно-обоснованных рекомендациях по формированию профессиональных мотивов у курсантов в процессе обучения их иностранному языку.

Объектом исследования является педагогический процесс профессиональной подготовки курсантов ВУЗа МВД.

Предмет составляют педагогические условия формирования профессиональных мотивов у курсантов в процессе обучения их иностранному языку.

Цель заключается в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать педагогическую программу формирования профессиональных мотивов у курсантов при обучении иностранному языку. Задачи исследования:

1. На основе анализа философской, педагогической и психологической литературы раскрыть сущность мотива как психолого-педагогической категории.

2. Представить характеристику профессиональных мотивов курсантов.

3. Разработать систему мотивов профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

4. Выявить особенности педагогической деятельности преподавателя иностранного языка по формированию профессиональных мотивов у будущих офицеров-юристов.

5. Создать педагогическую программу повышения эффективности формирования вышеназванных мотивов в процессе обучения курсантов иностранному языку.

6. Определить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессиональных мотивов у курсантов.

Выдвигаемая гипотеза заключается в том, что процесс обучения курсантов ВУЗа МВД иностранному языку становится одним из факторов формирования профессиональных мотивов. Профессиональная подготовка будущих офицеров-юристов будет более эффективной, если внедрить в практику преподавания иностранного языка специальную педагогическую программу целенаправленного формирования профессиональных мотивов, которая предполагает смещение акцента на профессионально-мотивационный аспект и обеспечивает:

1) углубление профессионального компонента в содержании обучения иностранному языку;

2) выбор методов, форм и средств обучения, адекватных педагогическому процессу формирования мотивов профессиональной деятельности;

3) организацию дифференцированного обучения иностранному языку с учётом содержательных и динамических характеристик профессиональных мотивов курсантов.

На защиту выносятся:

1. Система мотивов профессиональной деятельности сотрудника ОВД, которая вмещает в себя блоки социальнои деятельностно-ориентированных мотивов (познавательных, нравственно-правовых, коммуникативных и мотивов профессионального самосовершенствования), имеющих определённую иерархию.

2. Показатели оценки уровня сформированности профессиональных мотивов, отвечающие специфике служебной и учебной деятельности курсантов ВУЗа МВД.

3. Специальная педагогическая программа формирования профессиональных мотивов в процессе обучения иностранному языку, содержание которой включает профессионально-ориентированную тематику, практические профессиональные и лингвистические) умения и навыки, формируемые профессиональные мотивы. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Представлена мотивационная структура личности сотрудника правоохранительных органов, соответствующая специфике его профессиональной деятельности, которая может служить ориентиром при осуществлении учебно-воспитательного процесса в условиях ВУЗа МВД.

2. Определены показатели оценки уровня сформированности профессиональных мотивов у курсантов.

3.Экспериментально обоснована педагогическая программа формирования профессиональных мотивов у курсантов, выявлены условия её эффективного внедрения.

Практическая значимость работы характеризуется направленностью исследования на решение актуальной педагогической задачи повышения уровня профессиональной подготовки и определяется: использованием предлагаемой педагогической программы в практической деятельности преподавателей кафедры иностранных языков ВСИ МВД РФ, разработкой практических рекомендаций для преподавателей, применением методики оценивания профессиональной мотивации и разработанных анкетных материалов в деятельности отделения психологического обеспечения по изучению мотивационной структуры личности абитуриентов и курсантов. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при составлении рабочих программ по иностранному языку, при организации более эффективного учебно-воспитательного процесса.

Методологическую основу исследования составили личностно-деятельностный подход к профессиональной подготовке курсантов, принцип единства сознания и деятельности, принципы детерминизма и структурности в изучении мотивации, концепция нравственно-правового воспитания сотрудников ОВД, системный подход при организации исследования.

Научно-теоретической основой послужили труды учёных, раскрывающих: методологию научно-педагогических исследований (С.И. Архангельский, В. И. Журавлёв, Н. В. Кузьмина, Я. Скалкова и др.) — содержание и психолого-педагогическую сущность профессиональной подготовки (Н.Ф. Гейжан, В. В. Карпов, В. Я. Кикоть, А. А. Реан, В. А. Якунин и др.) — психологические механизмы мотивации (В.Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалёв, А. Н. Леонтьев, В. Г. Леонтьев и др.) — педагогические аспекты формирования профессиональных мотивов (Н.А. Бакшаева, А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова, Э. С. Чугунова и др.) — специфику профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (И.А. Зимняя, Л. В. Елисеева, Т. С. Серова, В. В. Шарая, Т. Г. Шарухина и др.) — условия мотивационного обеспечения преподавания немецкого языка (K-R. Bausch, Н. Christ, Е. Erlebach, H-J. Krumm и др.).

В соответствии с целью и задачами исследования применялись следующие методы: теоретические — анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, а также нормативных документов в области высшего образования и МВД РФ, вузовской документацииорганизационные — сравнительный и лонгитюдный методы для проведения многократного обследования курсантов в течении продолжительного времениэмпирические — педагогическое наблюдение, опрос (беседа, анкетирование), анализ продуктов деятельности курсантов, экспертные оценки, констатирующий и формирующий эксперимент. Использование данных методов было направлено на выявление профессиональных мотивов у курсантов в разные периоды обучения, анализ динамики их изменений в рамках осуществления специальной педагогической программы по формированию профессиональных мотивов в процессе обучения иностранному языку.

Опытно-экспериментальной базой для выполнения исследования служила кафедра иностранных языков Восточно-Сибирского Института МВД РФ, где проводились апробация и внедрение результатов исследования. Исследованием было охвачено 52 курсанта юридического факультета. В качестве экспертов были привлечены практические работники ОВД с трудовым стажем не менее 5 лет, преподаватели профилирующих дисциплин и руководители курсов в количестве 55 человек. Промежуточные результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики Санкт-Петербургского Университета МВД РФ, на заседаниях методических семинаров, международных, межвузовских и внутривузов-ских научно-методических и научно-практических конференциях ВосточноСибирского Института МВД РФ, Иркутского Технического Университета, Иркутской Государственной Экономической Академии, Иркутского Военного Авиационно-Инженерного Института. Основные аспекты диссертационного исследования отражены в 13 опубликованных научных трудах автора и в 5 изданных учебно-методических пособиях.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены использованием теоретического и практического опыта исследований по данной проблеме, соответствием методов исследования сущности исследуемых категорий и поставленным задачам научной деятельности, применением эмпирических методов, определением адекватных показателей сформированности профессиональных мотивов у курсантов, строгой логикой проведения эксперимента, выбором форм и методов обучения, адекватных решаемым задачам.

Структура и содержание диссертации соответствуют поставленной цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, библиографии и приложений. Объём работы составляет 209 страниц, 7 приложений, 8 таблиц, 3 схемы, 4 диаграммы.

Список литературы

содержит 243 работы.

Выводы по главе II

1. В ходе опытно-экспериментальной работы подтвердились результаты теоретического обоснования проблемы формирования профессиональных мотивов у курсантов. Наблюдение предмета диссертационного исследования в процессе преподавания иностранного языка с целью проверки выдвинутой гипотезы привело к положительному результату. Обучение иностранному языку и формирование профессиональных мотивов должны быть неразрывно связаны в едином учебно-воспитательном процессе в условиях ВУЗа МВД.

2. Адекватные критерии и показатели сформированности исследуемых мотивов делают возможной их диагностику, количественную и качественную оценку уровня их развития. Они отражают качественные характеристики учебно-познавательной, служебной и когнитивно-оценочной деятельности курсантов.

3. Методы исследования, использованные в комплексе в соответствии с целью и задачами исследования (теоретические, организационные, эмпирические), способствуют выявлению профессиональных мотивов у курсантов, анализу их динамики на разных этапах обучения. Специфика педагогической диагностики соответствует сущности исследуемой категории.

4. Разработанная с учётом особенностей профессиональной подготовки в условиях ВУЗа МВД специальная педагогическая программа формирования профессиональных мотивов у курсантов, внедрённая в практику обучения, ориентирована прежде всего на выбор форм и методов обучения, адекватных решаемым задачам. Её осуществление целесообразно на основе принципов воспитывающего, развивающего, активного обучения в рамках личностно-деятельностного концепта обучения. Содержание программы обязательно т должно включать в себя систему знаний лингвострановедческого и профессионального характера, практические умения и навыки, профессиональные мотивы, подлежащие формированию.

5. Анализ результатов экспериментального исследования свидетельствует о том, что специально организованное обучение иностранному языку способствует реализации его воспитательных возможностей в формировании профессиональных мотивов у будущих сотрудников ОВД. В результате внедрения педагогической программы повышается уровень сформированности данных мотивов, значительно улучшаются их содержательные и динамические характеристики. Динамика развития системы профессиональных мотивов у курсантовхарактеризуется достижением большего соответствия разработанному образцу.

6. Эффективное применение педагогической программы в учебно-воспитательном процессе возможно при условии направленности обучения и воспитания на решение проблем развития личности, её мотивационной сферы, психологической и методической готовности преподавателя к совместной с курсантами познавательной деятельности, специальной мотивационной подготовки курсантов к изучению иностранного языка, возбуждения потребности обучаемых в профессиональном самосовершенствовании, умелого использования педагогических средств формирования профессиональных мотивов.

Практические рекомендации

Осмысление результатов экспериментальной работы позволяет утверждать, что для формирования профессиональных мотивов у курсантов ВУЗа

МВД в процессе обучения иностранному языку необходимо следующее:

1. Внедрить в учебно-воспитательный процесс разработанную педагогическую программу с соответствующим научно-методическим и дидактическим обеспечением. Использовать методику оценки уровня сформированности профессиональных мотивов в процессе обучения иностранному языку.

2. Внести дополнения в содержание деятельности методологического семинара кафедры иностранных языков Восточно-Сибирского Института МВД с целью разрешения проблем формирования профессиональных мотивов на теоретическом и практическом уровне.

3. Использовать разработанные анкетные материалы и методику оценивания профессиональной мотивации в деятельности отделения психологического обеспечения по изучению мотивационной сферы курсантов и абитуриентов.

4. Внести коррективы в рабочие программы по иностранному языку и планы воспитательной работы кафедры иностранных языков на основе анализа содержания педагогической программы и результатов экспериментального изучения профессиональных мотивов у курсантов по следующим направлениям:

Углубление межпредметной координации в аспекте содержания обучения и формирования необходимых профессиональных навыков по согласованию с кафедрами профилирующих дисциплин.

Разработка программ для спецкурс9 В по иностранному языку с целью более глубокого изучения разделов учебной программы, тем и проблем профессиональной направленности, выходящих за её пределы, а также ознакомления с новейшими достижениями зарубежной юридической науки и правоохранительной практики.

Внедрение компьютерных программ типа репетиторских систем, предпола-* гающих управляющие воздействия, т. е. диалог обучающегося с ЭВМ для осуществления обратной связи не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний.

Создание цикла лингвострановедческих бесед с профессиональным уклоном, с учётом их содержательного, логически продуманного, положительно эмоционального проведения.

Использование в процессе обучения аудиои видеокурсов, фильмов профессиональной направленности со специально разработанными заданиями, предполагающими синтез языковых и общепрофессиональных знаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Х.А. Педагогические основы реализации межпредметных связей как средство профессиональной подготовки студентов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Ташкент, 1990.- 15с.
  2. A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение.// Вопросы психологии.- № 4, 1990.-с.123−130.
  3. Активизация творческой деятельности студентов. Республиканский научно-методический сборник, вып. 48.- Киев, 1982.- 87с.
  4. Активные методы обучения в ВУЗе. Тезисы докладов.- Брежнев, 1983.- 165с.
  5. Активные методы обучения в преподавании иностранного языка. Под ред. Бельтюковой Н.П.- Томск: Изд. ТГУ, 1990.-158с.т
  6. А.Н., Кашин С. А. и др. Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста.// НИИВО, вып.1. М., 1992.-56с.
  7. Антология педагогической мысли России второй половины 19-начала 20 В. Сост. Лебедев П. А. М.: Педагогика, 1990. — 608с.
  8. В.Н. Средства оптимизации профессионально-педагогической подготовки студентов университета. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1988.-21с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.- 368с.
  10. Ю.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 157с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.-192с.
  12. Ю.К. Рациональная Организация учебной деятельности. М., 1981.-96с.
  13. В. Б. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического ВУЗа. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ростов — на — Дону, 1992.-22с.
  14. Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа в контекстном обучении. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1997. — 23с.
  15. С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб, 1995. — 167с.
  16. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1974. — 160с.
  17. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов.// Вестник МГУ, серия «Психология». № 1, 1987. — с.20−30.
  18. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации.// Педагогика.- № 1,1996.- с.3−8.одалёв А. А. Психология о личности. Изд. МГУ, 1988. — 188с.
  19. Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995.-352с.
  20. Г. А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам. Автореф. Дисс.. докт. пед. наук. М., 1988. — 38с.
  21. С.Е. Основы речевой культуры сотрудников ОВД. М., 1992.-70с.
  22. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика. № 4,1995.- с.29−36.
  23. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб: «Питер», 2000. — 304 с.
  24. В.И. Изменения в потребностно-мотивационной сфере личности при адаптации к учебно-воспитательному процессу. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Минск, 1989.—18с.
  25. А.Н. Воспитание положительной мотивации учебной деятельности студентов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 18с.
  26. Т.Д. и др. Активизация познавательной мотивации студентов при обучении иностранному языку. М., 1994, — 86с.
  27. Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе. // Вопросы психологии. -№ 5, 1973. с. 30−40.
  28. А., Бакшаева Н. Развитие мотиваций в контекстном обучении. // Вестник высшей школы.- № 1−2, 1998, — с. 47−50.
  29. А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации. // Высшее образование в России.- № 1, 1998.- с.101−107.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1991.- 207с.
  31. А.А., Бакшаева Н. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении.// Вопросы психологии. № 3, 1997.- с. 12−22.
  32. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М.: НИИВШ, вып. З, 1986. — 40с.
  33. В.К. Психологические механизмы мотивации. Автореф. дисс.. докт. псих, наук.- М., 1990.- 35с.
  34. В.К. Мотивационное оцосредование как универсальный принцип воспитания.// Вестник МГУ, серия «Психология». № 2, 1989. — с. 16−27.
  35. Г. К. Целенаправленность в деятельности преподавателя высшей школы (на материале преподавания иностранного языка). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ленинград, 1974. — 20с.
  36. Военная педагогика. Под ред. Данченко A.M., Выдрина И. Ф. М., 1973.-368с.
  37. Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология.// Тезисы докл. Под ред. Пешковой Н.П.- Уфа, 1995.- 66с.
  38. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.- 480с.41 .Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет й 2 т., т.1. М., 1970. — 669с.
  39. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб, 1995. — 54с.
  40. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.-448с.
  41. Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.-320с.
  42. С.А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов ВВУЗов внутренних войск МВД России. Дисс.. канд. пед. наук.-СПб, 1998.- 226с.
  43. И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. М., 1997, — 320с.
  44. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М., 1985.- 152с.
  45. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. М., 1986.- 48с.
  46. Г. А. Методика использования деловых игр при обучении менеджеров иностранному языку. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995.-25с.
  47. Э.Б. Простые нормы нравственности и их роль в воспитании личности. -М., 1975.- 64с.
  48. Ю.Г., Кошелева С. В. Психологические особенности учебной деятельности. Иркутск, 1988.- 72с.
  49. В.М. Проблемное обучение как путь активизации познавательной деятельности курсантов военных училищ при изучении общественных наук. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1980.-20с.
  50. А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 1991. — 224с.
  51. .И. Структура и динамика мотивов деятельности.// Вопросы психологии. № 4,1984.- с. 126- 130.
  52. Л.В. Формирование профессиональных качеств у слушателей ВУЗов МВД (на примере обучения иностранному языку). Дисс.. канд. пед. наук.-СПб, 1998.-163с.
  53. М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.- 631с.
  54. И.А. Педагогическая психология. Ростов — на — Дону, 1997.- 480с.61 .Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222с.62.3юбин Л. М. Психология воспитания. М., 1991.- 96с.
  55. В.А. Потребности как жизненные задачи. // Вестник МГУ, серия «Психология». -№ 1,1997. с. 14−20.
  56. Е.А. Комплекс средств педагогического руководства по формированию и развитию у студентов познавательного интереса к иностранному языку. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1997.- 23с.
  57. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. Изд. МГУ, 1987. — 208с.
  58. Т.А. Педагогика. М., 1984.- 496с.
  59. И. П. Динамика мотивации учебной деятельности взрослых (на материале интенсивного обучения иностранному языку). Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1983.- 16с.
  60. К. Педагогическая диагностика. -М.: Педагогика, 1991. 240с.
  61. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками ОВД. Под ред. Г -пикова Ю. Ф. Ленинград, 1989. — 120с.
  62. О. Я., Леоньев Б. Б. Деятельностная теория основа создания новых технологий. — М., 1991.- 46с.
  63. С.Б. Мотивация труда. М., 1998.- 224с.
  64. В.В. Методология подготовки преподавателей на ФПК при многоступенчатой системе обучения в ВУЗе- СПбЭУ- М., 1992. 108с.
  65. Качество профессиональной деятельности сотрудника ОВД.// Материалы научно-практ. конф. Под ред. Кваши Б. Ф., Хальзова В.И.- СПб, 1996.-172с.
  66. Квантитативные методы отбора учебного материала по иностранному язык> для неязыкового ВУЗа.// Сб. науч. тр. Свердловск: УрГУ, 1990. — 139с.
  67. .Ф., Витольник Г. А. Воспитание личности сотрудника ОВД. CI16. 1998.-222с.
  68. .Ф., Олейников B.C., Щеглов А. В. Акмеология: методологическим аспект.-СПб, 1998.-107с.
  69. В.Р., Токарев Н. А. Игры и упражнения для проведения занятий по профессионально-психологической подготовке сотрудников ОВД. СПб, 1997. 27с.
  70. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования.-СПб, 1996.- 320с.
  71. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранному языку. М.: Высшая школа, 1986. — 103с.
  72. А.И. Психология управления. М., 1979. — 521с.
  73. А.В., Калита А. А., Бережная Э. П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. Киев. 1988.- 100с.
  74. Е.А. Психология профессионала. Москва-Воронеж, 1996. — 400с.
  75. .Н. Влияние лингвистического фактора на формирование мотивации учебной деятельности. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Новосибирск, 1993.- 19с.
  76. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391с.
  77. А.Н. Мировоззренческая культура и правовое развитие личности. // Тезисы докл. «Всеобщая декларация прав человека и правозащитная функция прокуратуры». СПб, 1998. — с.209−210.
  78. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192с.
  79. Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении содержания общеобразовательных предметов в высшей школе. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Майкоп, 1995.-25с.
  80. А.Г. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ленинград, 1977.-20с.
  81. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -М., 1991.-272с.
  82. Я.А. Избранные педагогические сочинения. T.I. М.: Педагогика, 1982. — 656с.
  83. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. Сост. Кларин В. М., Джуринский А. Н. -М.: Педагогика, 1987. 416с.
  84. .П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Российский закон о милиции. М.: МП «Вердикт», 1992. — 176с.
  85. Концепция развития ВСИ МВД РФ. Иркутск, 1998. — 20с.
  86. И.Б. Деловая игра как средство развития познавательных и профессиональных интересов студентов педагогического ВУЗа. Автореф. дисс.канд. пед. наук.- Киев, 1989.- 24с. «
  87. Краткий психологический словарь. Ред.-сост. Карпенко Л. А. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512с.
  88. ЮО.Краткий словарь терминов психолого-педагогического содержания. Под ред. Васькова А. Т. М., 1997.- 42с.
  89. В.Н. Формирование мотивации познавательной деятельности в контекстном обучении. Автореф. дисс. канд. псих, наук.- М., 1996.- 24с.
  90. С.П. Управление формированием профессиональных интересов.// Вопросы психологии. № 3, 1985. — с.23−30.
  91. В.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов училища федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1998.-213с.
  92. Ю4.Кузнецов В. Ю. Проблемы адаптации слушателей ВУЗов МВД России.// Из- -вестия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. № 1,1997.- с. 180−183.
  93. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Изд. ЛГУ, 1970.- 114с.
  94. Юб.Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.-167с.
  95. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.- 119с.
  96. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности.-СПб-Рыбинск, 1993. 54с.
  97. Ю9.Курбацкая Т. Б. Мотивационная структура профессиональных намерений в процессе оптации и профессиональной подготовки в ВУЗе. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 18с.
  98. Ю.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.304с.111 .Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. Изд. МГУ, 1971. — 40с. *
  99. В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992.-216с.
  100. З.Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ, серия «Психология». № 4, 1996. — с.35−44.
  101. М.Лингвострановедческий аспект преподавания иностранных языков.// Сб. науч. тр.- Казань: Каз. Пед. Университет, 1995.- 133с.
  102. С.И. Активизация познавательной деятельности курсантов учебных частей внутренних войск МВД России. Автореф. дисс.. канд. пед. на-ук.-СПб, 1996.-20с.
  103. Пб.Лысков А. П. Правовая психология и её место в структуре правосознания. Автореф. дисс.. канд. философ, наук. Ленинград, 1969. -15с.
  104. П.Любимова Г. Ю., Паутов Л. В., Проскурин С. К. О современных проблемах отечественного профессиоведения. // Вестник МГУ, серия «Психология». -№ 1, 1996.-c.3-ll.
  105. А.С. Избранные педагогические сочинения (в 2 т.). М.: Педагогика, 1977. — 400с., 320с.
  106. Т.А. Дидактические основы и технологии интенсивного обучения. Самара, 1993. -215с.
  107. С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения.// Вопросы психологии. № 4,1984.- с. 130−133.121 .Маркова А. К. Психология обучения подростка. М., 1975.- 64с.
  108. К., Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд., т.20, 828с.
  109. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. № 4, 1982. — с.5−17.
  110. М.И. Проблемное обучение. М., 1975.-368с.
  111. В.И. Повышение эффективности педагогического самосовершенствования преподавателя ВУЗа МВД России. Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1997.-262с.л
  112. В. М. Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319с.
  113. В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.-120с.
  114. Методы системного педагогического исследования. Под ред. Кузьминой Н. В. Изд. ЛГУ, 1980. — 172с.
  115. Н.И. Становление учебйо-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете. Автореф. дисс. докт. псих. наук. СПб, 1993. -31с.
  116. В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.// Вопросы психологии. № 5, 1987. — с.129−138.
  117. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии. № 4, 1997.-с.28−38.
  118. Молодёжь, образование, рынок. Сб. науч. тр.: НИИВО. М., 1992.- 111с.
  119. Я.Н., Кочин А. А. Психолого-педагогические основы организацииIвоспитательной работы во внутренних войсках: Учебное пособие / Под ред. Н. Ф. Гейжан. СПб, 1997. — 40с.
  120. Е.Ю. Этнокультурная специфика языкового сознания: новые подходы к изучению языка и его обучению.// Сб. науч. тр. «Образование и просвещение в истории России». — СПб, 1998.- с.69−73.
  121. Н.Ф., Проскурин В. Н. Управлять познавательной деятельностью.// Вестник высшей школы. № 11,1988.- с.43−44.
  122. Зб.Немов Р. С. Психология (кн.1).- М., 1994. 576с.
  123. Г. С. и др. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991, — 152с. л <
  124. Г. С. и др. Психология профессиональной подготовки. СПб. 1993.- 172с.
  125. Новые информационные технологии в образовании: обзор, информ. НИИ-ВО, вып. 4.- М., 1995.-44с.
  126. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранному общению. М., 1989. — 276с.
  127. Педагогика. Под ред. Бабанского Ю. К. М., 1988.- 479с.0
  128. Педагогический словарь, т.1. М., 1960. — 774с.
  129. А.К. Повышение эффективности процесса формирования речевой культуры у будущих офицеров внутренних войск МВД России. Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1996.- 236с.
  130. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Т.2.-Ростов-на -Дону, 1996. 416с.
  131. Н.М., Якунин В. А. Педагогика. Теория обучения. СПб, 1993.-82с.
  132. В. Возможности креативной педагогики в условиях перехода к информационному обществу.// Вестник высшей школы. № 4, 1999. — с.23−27.
  133. И.О. Культурологические аспекты профессионально-педагогической деятельности. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1995.- 16с.
  134. Проблемность в обучении иностранным языкам в ВУЗе. // Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1994. — 307с.
  135. Психологическая диагностика. Под ред. Гуревича К. М. Бийск: Науч.-изд. Центр БГПИ, 1993. — 324с.
  136. Психологический словарь. Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1983. -448с.
  137. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД (ч.Ш). Под ред. Дунаева А. Ф. и Батышева А. С. М., 1993.- 132с.
  138. Психология профессиональной подготовки в ВУЗе. Сб. науч. тр. Под ред. Бенедиктова Б. А., вып.2.- Минск: Народная асвета, 1982. 112с.1 бб.Психология. Педагогика. Этика. Под ред. Наумкина Ю. В. М.: Закон и право, 1999. — 350с.
  139. Психолого-педагогические проблемы в деятельности ОВД. // Сб.науч. тр. Под ред. Черненилова В. И. М., 1991. — 206с.
  140. Н.В. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе обучения иностранному языку. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1991. — 16с. 4
  141. Ф.Д. Педагогические основы военно-профессионального воспитания курсантов высших военно-политических училищ. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1991.- 23с.
  142. А.Н. Психологический анализ проблемы удовлетворённости избранной профессией. // Вопросы психологии. № 1,1988. — с.83−88.
  143. А.А., Коломинский Я. Л. «Социальная педагогическая психология». -СПб: Питер, 1999. 416с.
  144. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М. 1985.-207с.
  145. В.М. Азбука педагогического труда. М., 1990. — 112с.
  146. Российская педагогическая энциклопедия, т.1. -М., 1993. 608с.
  147. А.В. Взаимосвязь овладения иностранным языком и профили' рующими предметами как фактор формирования познавательной активностистудентов технического ВУЗа. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Рига, 1990.-21с.
  148. С.Л. Основы общей психологии (т.2). М.: Педагогика, 1989. -328с.
  149. А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации и руководства. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Саратов, 1997.-24с.
  150. В.П. Правовая культура и правоприменительный процесс. П Применение права: Вопросы истории, теории и практики. Ленинград, 1983.- с.36−49. *
  151. В.П. Уважение к праву в деятельности ОВД. Ленинград, 1987. -88с.
  152. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя.// Педагогика. № 4, 1995.- с.63−66.
  153. С.Ф. Совершенствование педагогической техники преподавателя учебного заведения МВД России.// Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. № 4, 1997.-С.70−75.
  154. Т.С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально-ориентированному иноязычному чтению в ВУЗе. Свердловск: изд. Уральского Университета, 1988. — 232с.
  155. М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие. М.: Педагогика, 1990.-184с.
  156. Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
  157. В.В. Процесс обучения как фактор воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- СПб, 1996.- 18с.
  158. В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Ленинград, 1973, 42с.
  159. В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога.// Вопросы психологии, № 4, 1996.- с.72−80.
  160. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-511с.
  161. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания.
  162. Под ред. Кухтевич Т. Н. и Прокопенко В. М. М., 1992. — 125с. «
  163. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Под ред. Кузьминой Н. В., вып.1.- Изд. ЛГУ, 1973. 128с.
  164. Е.А. Философско-социологические аспекты формирования личности специалиста в высшей военной школе. Автореф. дисс.. канд. философ. наук. Новосибирск, 1990. — 18с.
  165. М.М. Социально-психологическое исследование мотивов учебной и коммерческой деятельности студентов технических ВУЗов. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Казань, 1996. — 17с.
  166. Н. Мотивационная основа педагогической деятельности.// Высшее образование в России. № 4,1999. — с.90−99.
  167. О.А. Лингвистические знания и умения курсантов как фактор повышения эффективности подготовки специалистов в высших военных учебных заведениях МВД России. Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1997.-167с.
  168. А.В. Правовая защита человека. Теоретический аспект. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. СПб, 1996. — 38с.
  169. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека. Автореф. дисс.. докт. псих. наук. Ленинград, 1975. — 51с.19 7. Сухом ли некий В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. 335с.
  170. Ф.Х. Формирование познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыковых факультетов педагогических институтов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ташкент, 1979. — 22с.
  171. Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Изд. Центр «Академия». 1998.-288с.
  172. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М., 1983. -96с.
  173. ТоЛстой Л. Н. Педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1989. 544с.
  174. Л.Г., Баянкина У. Г., Миллер Э. К. Значение изучения иностранных языков в приобщении студентов к ценностям мировой культуры.// Сб. науч.тр. «Образование и просвещение в истории России». — СПб, 1998.-с.73−77.
  175. Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе. // Меж-вуз. сб. науч. тр. Горький, 1989. — 92с.
  176. Управление профессионально-ориентированным обучением иностранному языку в ВУЗе. // Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1992. — 219с.
  177. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.-557с.
  178. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995. 368с.
  179. В.Н. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации курсантов в средних учебных заведениях МВД. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1996. — 19с.
  180. Философский словарь. Под ред. Фролова И. Г. М., 1987. — 590с.211 .Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983.-840с.
  181. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. // Материалы Всеросс. конф. Под ред. Кузьминой Н. В. Изд. ЛГУ, 1973. 106с.
  182. З.Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранному языку. Саранск: изд. Мордовского Университета, 1993. — 124с.
  183. В.И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Учебное пособие. Ленинград: ВПУ им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР, 1988.-68с.
  184. И.Ф. Педагогика. М., 1997. — 512с.
  185. Хрестоматия по педагогике. Под ред. Равкина З. И. М.: Просвещение, 1976.-432с.
  186. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. // Вопросы психологии. № 3, 1997.- с. 102−111.
  187. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека.// Вопросы психологии. № 3, 1996. — с. 116−132.
  188. А.И. Профессиональная деятельность сотрудника милиции (теоретико-правовой аспект). Дисс.. канд. юрид. наук. СПб, 1996. — 270с.
  189. Э.С. и др. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. Ленинград, 1991.- 184с.
  190. В. Д. Психологический анализ деятельности: системно-генетический подход. Ярославль: ЯрГУ, 1979. — 91с.
  191. В.И. Формирование профессионально-нравственных ориентации курсантов ВУЗов МВД на разных этапах обучения. Дисс.. канд. пед. наук. -СПб, 1998. 221с.
  192. С.А. Обучение и научное познание. М., 1980. — 208с. у
  193. В.В. Активизация познавательной деятельности слушателей ВУЗов МВД (на примере обучения иностранному языку). Дисс.. канд. пед. наук. -СПб, 1997. 140с.
  194. Т.Г. Творчество преподавателей иностранного языка как фактор повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов. Дисс.. канд. пед. наук.- СПб, 1996.- 240с.
  195. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. — 544с.
  196. А.Г. Психологические методики изучения личности и коллектива в войсках и органах МВД (ч. I, II). Ленинград, 1990. — 76с., 56с.
  197. А.В. Воспитание профессионально-нравственной культуры сотрудника ОВД. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- СПб, 1994.- 16с.
  198. Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и ло-, гика.-М., 1993.-412с.
  199. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. — 208с.
  200. Я.Я. О приёмах актуализации познавательной деятельности.// Вестник высшей школы. № 3, 1988. — с.37−39.
  201. Л.Б. Структура и динамика познавательных мотивов студентов ВУЗа в зависимости от представлений о целях обучения. Автореф. дисс.. канд. псих, наук.- СПб, 1991. 17с.
  202. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317с. .
  203. В.А. Обучение как процесс управления. Ленинград, 1988.- 160с.
  204. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.-155с.
  205. Л.А. Формирование профессиональной направленности студентов на пропедевтическом этапе вузовской подготовки. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1992. — 19с.
  206. Baur R., Meder G., Previsi6 У. Interkulturelle Erziehung und Zweisprachigkeit. -Schneider Verlag Hohengehren, 1992. 206S.
  207. Bausch K-R., Christ H., Krumm H-J. Handbuch: Fremdsprachenunterricht. Tubingen, Basel: Francke, 1995. 585S.
  208. Drecke M., Lind W. Wechselspiel. Langenscheidt KG Berlin und Munchen, • 1986.- 160S.
  209. Erlebach E., Ihlefeld U., Zehner K. Studienaufgaben fur die Psychologieausbildung der Lehrerstudenten. Berlin: Volk und Wissen, 1977. — 142S. *
  210. Lohfert W. Kommunikative Spiele fiir Deutsch als Fremdsprache. Max Huber Verlag, Munchen, 1982. — 159S.
Заполнить форму текущей работой