Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении: определена сущность профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учрежденииобоснованы организационные формы профессиональных объединений школьных педагогов (предметное… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические предпосылки изучения проблемы управления ^ деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении
    • 1. Профессиональные объединения педагогов как форма их функционального и межличностного взаимодействия и повышения педагогической компетентности
    • 2. Лидерство в управлении профессиональными объединениями педагогов
  • §-3.Теоретические основы внутришкольного управления деятельностью ^ профессиональных объединений педагогов
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опыт управления профессиональными объединениями педагогов в общеобразовательном учреждении
    • 1. Диагностика исходного состояния управления деятельностью профессиональных объединений педагогов
    • 2. Опытно- экспериментальная работа по оптимизации внутришкольного управления деятельностью профессиональных объединений Щ педагогов
  • §-3.Педагогические условия успешного управления деятельностью профессиональных объединений учителей
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из условий модернизации Российского образования является постоянное совершенствование управления на основе всестороннего использования достижений, происходящих в современном обществе. Управленческая деятельность становится решающим фактором, обеспечивающим успех всех преобразований.

В процессе модернизации образования предстоит обеспечить переход к взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

Изменение управления предполагает перераспределение многих прав, полномочий, ответственности между субъектами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, что обеспечит его прогрессивное развитие.

Однако в настоящее время в общеобразовательном учреждении наблюдается неподготовленность к организационным и содержательным изменениям в управлении школой и учителей и их руководителей. Благоприятные условия для развития общеобразовательного учреждения состоят в создании атмосферы подлинного сотрудничества между учителями и администрацией, что, в свою очередь, порождает новые формы работы с педагогическими кадрами.

Это подтверждается Концепцией модернизации Российского образования, где отмечается, что «все педагогические работники должны получить возможность реализовать право на участие посредством профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики». Усиление государственно-общественных механизмов управления позволит участникам образовательного процесса на всех уровнях, в том числе в общеобразовательном учреждении принимать подлинное участие в управлении развитием школы.

Решение проблемы совместной деятельности администрации школы и профессиональных объединений педагогов (представленных в школе методическими объединениями, экспертными группами, творческими микрогруппами, лабораториями и т. д.), направленной на реализацию целевых установок общеобразовательного учреждения, также требует создания определенных условий управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении для исключения дублирования, рассогласования текущих и перспективных целей общеобразовательного учреждения.

Обширный научный опыт во многом определил подходы к решению проблем настоящего исследования.

Проблемам управления образовательными системами уделено внимание в трудах В. С. Лазарева, А. М. Моисеева, О. М. Моисеевой, М. М. Поташника, Н. И. Роговцевой, П. И. Третьякова, П. В. Худоминского и т. д.

Существенный вклад в разработку исследований теории управления внесли ученые: В. И. Бовыкин, М. И. Махмутов, Т. И. Шамова и др.

Важными для совершенствования управления в сфере образования явились работы В. Г. Афанасьева, Ю. К. Бабанского, И. А. Богачека, Ю. В. Васильева, Т. М. Давыденко, В. Г. Куценко, Н. В. Немовой, В. Я. Нечаева, А. М. Новикова, Т. Г. Новиковой, К. М. Ушакова, И. Д. Чечель.

В ходе настоящего исследования мы опирались на имеющиеся работы в области управления школой таких ученых, как И. В. Ильина, И. Ф. Исаев, А. Е. Капто, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, Е. Б. Куркин, О. Г. Хомерики, Л. К. Шиян, Е. А. Ямбург и т. д.

Фундаментальные основы управления разработаны в трудах зарубежных исследователей А. И. Берга, С. О' Доннеля, Э. Карнеги, Э. Мэйо, Ф. Тейлора, А. Файоля и др.

Несмотря на имеющиеся исследования в области управления, высокую степень проработанности вопросов внутришкольного управления, средств его осуществления, анализ научной литературы и публикаций показывает, что вопросы управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении пока в рамках отдельного исследования не рассматривались.

Изучение педагогической, психологической литературы, анализ работы общеобразовательных учреждений позволили выделить ряд противоречий, которые имеют место в рамках внутришкольного управления и совместной деятельности администрации и педагогов:

— между необходимостью эффективного взаимодействия администрации и учителей в решении целевых установок общеобразовательного учреждения и недостаточной теоретической и практической разработанностью управленческих механизмов и педагогического обеспечения управления деятельностью педагогов;

— между потребностью в привлечении к управлению педагогов через новые формы организации их деятельности (профессиональные объединения педагогов) в соответствии с меняющимися целевыми установками профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении для обеспечения его стабильного развития и традиционным подходом администрации школы к процессу управления, отсутствием знаний организации совместной деятельности.

Имеющиеся разработки в области внутришкольного управления с точки зрения включения в него профессиональных объединений педагогов не отражают в должной мере соответствующие содержательно-организационные аспекты. Это обусловливает существенные затруднения многих руководителей школ, научно-методических служб школы в обеспечении полноты деятельности профессиональных объединений педагогов, адекватности содержания их работы, характеру динамики объективных потребностей и противоречий в развитии школы.

Перечисленные противоречия и отсутствие специальных исследований, касающихся изучения форм взаимодействия субъектов управленческой деятельности в общеобразовательном учреждении, а также потребности практики в совершенствовании педагогического обеспечения управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении послужили основанием для выбора темы исследования: «Педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении». Проблема данного исследования формулируется следующим образом: каковы педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении.

Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования — деятельность профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования — процесс управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к управлению профессиональными объединениями педагогов общеобразовательного учреждения для уточнения сущности понятия «профессиональное объединение педагогов».

2. Определить показатели эффективности управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении.

3. Выявить и обосновать организационные формы профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении, набор которых оптимален для решения текущих и перспективных целей общеобразовательного учреждения.

4. Разработать содержание совместной деятельности профессиональных объединений педагогов и администрации общеобразовательного учреждения, ориентированное на обеспечение эффективности развития общеобразовательного учреждения.

5. Экспериментально обосновать педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов, обеспечивающие эффективность внутришкольного управления.

В основу исследования положена следующая гипотеза: управление деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении будет эффективным, если оно обеспечено следующими педагогическими условиями:

•определенность теоретических подходов к управлению профессиональными объединениями педагогов общеобразовательного учреждения, обеспечивающего эффективное взаимодействие субъектов управленческой деятельности;

•предоставление возможности участия каждого члена педагогического коллектива через его деятельность в профессиональных объединениях педагогов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

•учет оптимальных организационных форм профессиональных объединений педагогов, их конкретных целей, ожидаемых результатов, условий и инструментария деятельности, мотивационной готовности педагогов по достижению целевых установок объединений и общеобразовательного учреждения в целом- •разработка основного содержания деятельности и форм взаимодействия администрации и профессиональных объединений педагогов, ориентированных на эффективность внутришкольного управления и обеспечение развития общеобразовательного учреждения;

•выявление личностных характеристик руководителей профессиональных объединений педагогов, значимых для решения целей профессиональных объединений педагогов и общеобразовательного учреждения в целом.

Теоретико-методологической основу исследования составляют ведущие научные идеи и положения теории управления и развития образования (Б.С. Гершунский, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, Е. Б. Куркин, И. Д. Ладанов, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, П. Т. Фролов, И. Д. Фрумин, П. В. Худоминский, Е. А. Ямбург и т. д.) — фундаментальные основы управления социальными системами (В.Г. Афанасьев, А. И. Берг, С. О'Доннель, Э. Карнеги, Э. Мэйо, Ф. Тейлор, А. Файоль) — а также основные тенденции управления в сфере образования (Т.П.Афанасьев, Ю. К. Бабанский, В. И. Бовыкин, А. Е. Капто, В. Г. Куценко, Н. В. Немова, В. Я. Нечаев, М. И. Махмутов, А. М. Моисеев, О. М. Моисеева, A.M. Новиков, Т. Г. Новикова, К. М. Ушаков, О. Г. Хомерики, И. Д. Чечель, Т. И. Шамова, JI.K. Шиян).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки положений гипотезы нами была использована совокупность общенаучных и педагогических методов, взаимодополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы был определен метод, адекватный исследуемому вопросу. На теоретическом уровне применялись методы теоретического анализа (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный, системный, логический) — методы моделирования. Диагностические методы включали анкетирование, беседу, тестирование, самооценку, экспертную оценку. А также методы включали прямое, косвенное и длительное педагогическое наблюдениеэкспериментальные методыэмпирический, поисковый, формирующий эксперимент.

В исследовании реализованы статистические методы с использованием методик, адаптированных к задачам исследования, а также социометрия.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования выступали средняя общеобразовательная школа № 17, лицей № 5, средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Губкин, Белгородская область), методический кабинет управления образования Губкинской территориальной администрации, Старооскольский институт усовершенствования учителей, Белгородский областной научно-методический центр содержания образования.

Исследование проводилось с 1995 по 2003 год и имело несколько этапов.

Первый этап (1995;1997г.г.) характеризуется как поисковый, так как осуществлялось накопление опыта, анализ имеющихся подходов в теории и на практике по вопросам деятельности профессиональных объединений педагогов и основ внутришкольного управления.

Второй этап (1997;2000г.г.) являлся экспериментально-аналитическим. Проводилась теоретическая и экспериментальная проверка влияния взаимодействия администрации и профессиональных объединений педагогов на эффективное внутришкольное управление, построенное на принципах коллегиальности.

Третий этап (2000;2003г.г.) являлся обобщающим, где уточнялись полученные теоретические положения, проводился их анализ, проверялись экспериментальные данные, осуществлялась их систематизация. На данном этапе подводились итоги работы, формулировались выводывыполнялось научно-литературное оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении: определена сущность профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учрежденииобоснованы организационные формы профессиональных объединений школьных педагогов (предметное методическое объединение, творческая микрогруппа, лаборатория, экспертная группа) — разработана структура совместной деятельности профессиональных объединений педагогов и администрации общеобразовательного учреждения, которая представлена совокупностью следующих этапов: выработка гипотезы по решению проблемы, мозговой штурм, моделирование, реализация решения проблемывыявлены и обоснованы педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов, повышающие эффективность внутришкольного управления в организационном и мотивационном аспектах.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточнено понятие «профессиональное объединение педагогов" — определены показатели эффективности управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учрежденииустановлены принципы взаимодействия субъектов управленческой деятельности: единство целей, доверие, ответственность, задействование всех ресурсов управления для решения текущих и перспективных проблемразработано содержание совместной деятельности администрации и профессиональных объединений педагогов общеобразовательного учреждения, ориентированное на обеспечение стабильного развития школы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по управлению деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении и внутришкольному управлению, а также методик изучения мотивационной среды в профессиональных объединениях педагогов и методик изучения личностных качеств руководителя профессионального объединения педагогов, которые используются в практике работы руководителей школ и в системе повышения их квалификации.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечиваются непротиворечивостью методологических оснований, адекватностью теоретических и эмпирических методов исследования его цели и задачам, длительностью и объемом экспериментальной работы, качественным и количественным анализом полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное объединение педагогов — самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов школьной администрации, определенным образом оформленная, призванная решать те или иные цели школы и самих членов объединения, которая является формой их совместной деятельности, организационной формой включения учителей в принятие управленческих решений.

2. Показателями эффективности управления деятельностью профессиональных объединений педагогов являются: профессионально — педагогическая направленность, то есть направленность на содействие развитию педагоганаличие у членов профессионального объединения мотивации на управленческую деятельностьвосприятие подчиненного как значимого другогополноценность и мобильность специальных знаний, определенность психолого-педагогических знаний, диагностирующих деятельность объединенийдинамичность и адекватность установления контакта управляющей и управляемой системыхарактеристика качества субъекта труда как профессионала. Формы и структура совместной деятельности администрации и профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении представлены следующей совокупностью: выработка гипотезы по решению проблемы, мозговой штурм, моделирование, реализация решения проблемы и основаны на принципах взаимодействия субъектов управленческой деятельности (единство целей, доверие и ответственность, задействование всех ресурсов управления).

Эффективность управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении определяется следующими педагогическими условиями:

• определенность теоретических подходов к управлению профессиональными объединениями педагогов общеобразовательного учреждения, обеспечивающего эффективное взаимодействие субъектов управленческой деятельности;

• предоставление возможности участия каждого члена педагогического коллектива через его деятельность в профессиональных объединениях педагогов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

• учет оптимальных организационных форм профессиональных объединений педагогов, их конкретных целей, ожидаемых результатов, условий и инструментария деятельности, мотивационной готовности педагогов по достижению целевых установок объединений и общеобразовательного учреждения в целом;

• разработка основного содержания деятельности и форм взаимодействия администрации и профессиональных объединений педагогов, ориентированных на эффективность внутришкольного управления и обеспечение развития общеобразовательного учреждения;

• выявление личностных характеристик руководителей профессиональных объединений педагогов, значимых для решения целей профессиональных объединений педагогов и общеобразовательного учреждения в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования и отдельные его результаты обсуждались на конференциях, семинарах, педагогических и аспирантских чтениях: на междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО РФ.

1999) — на международной научно-практической конференции «Культура ненасилия — будущее человечества» (2000) — на научно-практической конференции «Современные проблемы образования и воспитания» при МГОПУ.

2000) и др. Основные теоретические положения диссертации прошли апробацию на областных педагогических чтениях Белгородского областного научно-методического центра содержания образования (январь 2000 г., сентябрь 2000 г., 2001 г.). Основные положения получили поддержку в педагогических коллективах экспериментальных школ № 12, 17, лицея № 5 г. Губкина и внедрены в практику их работы.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (191 источник) и приложений.

Выводы по второй главе.

Проведенная опытно-экспериментальная работа по исследованию внутришкольного управления через взаимодействие администрации и профессиональных объединений педагогов и по выявлению педагогических условий управления деятельностью профессиональных объединений педагогов позволила сделать следующие выводы.

Критериями оценки эффективности внутришкольного управления в общеобразовательном учреждении являются: информационно-аналитическое обеспечение, прогностическая направленность деятельности субъектов управления (профессиональных объединений педагогов), педагогический мониторинг, личностная ориентация руководителей школы и профессиональных объединений педагогов в системе внутришкольной управленческой деятельности. Каждый критерий характеризуется определенными показателями.

Для выявления педагогических условий управления деятельностью профессиональных объединений педагогов является целесообразным осуществление моделирования этих условий на основе теоретического анализа предмета исследования и обобщения результатов его эмпирического изучения.

Решению задачи исследования по экспериментальному обоснованию форм взаимодействия администрации и профессиональных объединений педагогов и педагогических условий управления деятельностью профессиональных объединений педагогов способствуют разработка структуры внутришкольного управления, ориентированной на практическую реализацию выявленных педагогических условий организации управления деятельностью профессиональных объединений педагоговпроведение поискового эксперимента с целью апробации и совершенствования составных этапов взаимодействия администрации и педагогов по решению проблемы и формирующего эксперимента, направленного на проверку их рациональности и возможностей практического освоения.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют подтвердить выявленную совокупность педагогических условий управления деятельностью профессиональных объединений в общеобразовательном учреждении, а также.

128 содержание и формы совместной деятельности администрации и профессиональных объединений педагогов для эффективного внутришкольного управления.

Достоверность и целостность совокупности педагогических условий на эффективное взаимодействие в рамках внутришкольного управления подтверждается посредством использованных в исследовании методов.

Заключение

.

Современное развитие школы, детерминированное происходящими в России социально-экономическими реформами, обуславливает необходимость увеличения роли педагога с целью повышения эффективности внутришкольного управления. Структурной основой реализации качественного внутришкольного управления являются профессиональные объединения педагогов. Результаты исследования, полученные посредством теоретического анализа современных подходов к интерпретации педагогической реальности, заключенной в понятиях «внутришкольное управление», «демократизация», «профессиональное объединение педагогов», «стиль лидерства», позволили нам глубже понять сущность, основные структурные элементы целей внутришкольного управления, определить содержание и формы взаимодействия администрации и профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении. В исследовании решены поставленные задачи, в основном подтверждена выдвинутая гипотеза, что дает возможность сформулировать следующие выводы:

1. Проведен анализ теоретических подходов к управлению профессиональными объединениями педагогов, который позволил определить, что одним из основных показателей эффективности внутришкольного управления является взаимодействие администрации и учителей, которые объединены в профессиональные объединения. В общеобразовательных учреждениях состояние управления представлено значительным расширением сфер деятельности управляющей и управляемой подсистем, поэтому педагоги как субъекты управления обязательно входят в зону влияния всей системы управления.

Уточнено понятие «профессиональное объединение педагогов» самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов школьной администрации, определенным образом оформленная, призванная решать те или иные цели школы и самих членов объединения, которая являются формой их совместной деятельности, организационной формой включения учителей в принятие управленческих решений.

2. Определены показатели эффективности управления деятельностью профессиональных объединений педагогов: профессионально — педагогическая направленность, то есть направленность на содействие развитию педагоганаличие в структуре профессионального объединения мотивации на управленческую деятельностьвосприятие подчиненного как значимого другогополноценность и мобильность специальных знаний, определенность психолого-педагогических знаний, диагностирующих деятельность объединенийдинамичность и адекватность установления контакта управляющей и управляемой системыхарактеристика качества субъекта труда, как профессионала.

3. Выявлены и обоснованы организационные формы профессиональных объединений педагогов, оптимальный набор которых в общеобразовательном учреждении может быть представлен следующим образом: предметное методическое объединение, творческая микрогруппа, лаборатория, экспертная группа (совет) и позволяет решать текущие и перспективные цели объединений и общеобразовательного учреждения в целом, а также все проблемы, возникающие в условиях развития школы.

Установлены принципы взаимодействия администрации и профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении: единство целей, доверие и ответственность, задействование всех ресурсов управления.

4. Разработано содержание совместной деятельности администрации и профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении, которое представлено следующей совокупностью: выработка гипотезы по решению проблемы, мозговой штурм, моделирование, реализация решения проблемы, основанное на принципах взаимодействия субъектов деятельности и ориентированное на обеспечение эффективности развития общеобразовательного учреждения.

5. Определены педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении. Их совокупность представлена следующим образом: определенность теоретических подходов к управлению профессиональными.

131 объединениями педагогов общеобразовательного учреждения, обеспечивающего взаимодействие субъектов управленческой деятельности и эффективность его развитияпредоставление возможности участия каждого члена педагогического коллектива через его деятельность в профессиональных объединениях педагогов в подготовке, принятии и реализации управленческих решенийучет оптимальных организационных форм профессиональных объединений педагогов, их конкретных целей, ожидаемых результатов, условий и инструментария деятельности, мотивационной готовности педагогов по достижению целевых установок объединений и общеобразовательного учреждения в целомразработка основного содержания деятельности и форм взаимодействия администрации и профессиональных объединений педагогов, ориентированных на эффективность внутришкольного управления и обеспечения развития общеобразовательного учреждениявыявление личностных характеристик руководителей профессиональных объединений педагогов, значимых для решения целей профессиональных объединений педагогов и общеобразовательного учреждения в целом.

Качество представленных результатов внутришкольного управления, а также высокий уровень удовлетворенности результативностью деятельности экспериментальных школ позволяет констатировать достаточную эффективность выявленных педагогических условий управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении.

Проведенное исследование не претендует на освещение и раскрытие всех аспектов обозначенной тематики, что позволяет продолжить работу по изучению и созданию необходимых предпосылок и условий для подготовки руководителей всех видов и типов профессиональных объединений педагогов как управленцев.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Психология в управлении и для управления (Руководителям и подчиненным). М.: Изд — во «Сентябрь», 1998. 160 с.
  2. В.Ф., Бочерашвили В. Т. Организация внутришкольного диагностического мониторинга в условиях дифференцированного обучения: Метод.пособие. Псков: ПОИГЖРО, 1999. — 88 с.
  3. Н.С. Проектирование организаций «эпохи без закономерностей»// Теория менеджмента. — 2001- № 5.- С.41−47.
  4. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников : Экпериментально-педагогическое исследование. — М.: Педагогика, 1984.-296 с.
  5. В.И. Саморазвитие менеджера.- М.: Народное образование, 1995.- 159с.
  6. Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989.-35 с.
  7. В.В. Внутришкольное управление развитием авторских педагогических систем учителей. Автореферат дис.канд.пед.наук. -Волгоград, 1998.-25 с.
  8. Антология мировой философии в 4-х томах. Т 1,2,3. М.: 1969.
  9. М.В. Управление развитием муниципальной системы образования.- Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 1999.-255с.
  10. В.Н. Организационно-педагогичекие условия взаимодействия регионального и муниципальных органов управления образованием. — Дис. канд. пед. наук. М., 2000.- 251 с.
  11. В.Г. Системность и общество.-М., 1980. 368с.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М., 1982.- 104с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). — М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  14. Э.К. Структурная перестройка системы управления образованием: новые принципы и подход// Школьные технологии — 1999. № 3. — С.56−66.15
Заполнить форму текущей работой