Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика обучения слыбослышаших детей литературе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса является нравственное воспитание школьника. Эта область социально-практического приложения этики содержит в себе ряд задач, решение которых приобретает особую актуальность в современном социалистическом обществе. Вместе с тем анализ существующей литературы показывает, что теоретически и практически вопросы нравственного развития лиц… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общая характеристика образовательного процесса в школе для слабослышащих детей
    • 1. 1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
    • 1. 2. Содержание педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха
    • 1. 3. Организация коррекционного обучения и воспитания в специальных школах для детей с нарушениями слуха
  • Глава 2. Основные направления методической работы по обучению слабослышащих школьников литературе
    • 2. 1. Основные принципы обучения литературе слабослышащих школьников
    • 2. 2. Литературное развитие в структуре целостного развития слабослышащего школьника
    • 2. 3. Роль художественной литературы и ее значение для успешного обучения литературе слабослышащих школьников
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Методика обучения слыбослышаших детей литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса является нравственное воспитание школьника. Эта область социально-практического приложения этики содержит в себе ряд задач, решение которых приобретает особую актуальность в современном социалистическом обществе. Вместе с тем анализ существующей литературы показывает, что теоретически и практически вопросы нравственного развития лиц с дефектами слуха, несмотря на свою актуальность, разработаны еще недостаточно.

Однако для глухих учеников, речь и мышление которых отличаются определенным своеобразием, изучение литературы представляет значительную сложность. Вербальная основа литературы предъявляет повышенные требования к уровню сформированности словесной речи. Поэтому естественно предположить, что понимание художественной литературы неслышащими учащимися характеризуется некоторой спецификой и знание этой специфики поможет найти наиболее рациональные приемы преподавания литературы в школе для глухих. [7]

Актуальность темы

исследования определяется исключительным значением чтения в жизни и развитии слепоглухого человека. Чтение позволяет раздвинуть чрезвычайно узкие рамки личного опыта, восполнить дефицит общения, благодаря чтению обогащается словарь и грамматический строй словесной речи, усваивается нравственные норны и образцы поведения, формируется характер, развивается личность слепоглухого человека.

В становлении морального облика личности учствует широкий круг внешних воздействий, среди которых существенное значение имеют произведения искусства, и в первую очередь художественная литература. Среди других видов искусства она занимает центральное место по силе влияния на формирование нравственных ценностей личности (П.М. Якобсон, Н. И. Загоренко, В. А. Просецкий и др.). [4]

В процессе обучения и развития ребенка меняется его понятийное мышление. Растет число новых понятий, более точным становится соотнесение слова и отраженного в нем объекта. Развитие аналитико-синтетической деятельности позволяет глухому ребенку постепенно перейти от наглядно-ситуационных обобщений к обобщениям более высокого уровня, функционирующим сначала на уровне представлений, а затем понятий (Л.В Занков, Д. М. Маянц, Т.В. Розанова). Однако, отмечая в целом поступательный характер развития понятийного мышления глухого школьника, исследователи указывают на замедленность и своеобразие этого развития. [6, c. 38]

Причина этих трудностей кроется в недоразвитии речи глухих, в особенностях овладения ими системой языковых обозначений. В этой связи имеются основания полагать, что этические понятия, как существенный компонент понятийного аппарата, также обладают у глухих своей спецификой, требующей специального психологического изучения. Такова гипотеза предлагаемой работы.

Таким образом, целью данной работы будет выявление психологических условий возникновения и развития понимания текстов у слабослышащих учащихся на разных ступенях обучения.

Поставленная цель определила задачи работы:

Анализ основных особенностей образовательного процесса в школе для слабослышащих детей.

Изучение основных методик преподавания литературы в школе для слабослышащих детей.

Глава 1. Общая характеристика образовательного процесса в школе для слабослышащих детей.

1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика

детей с нарушениями слуха.

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих — так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.

Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т. д. Глухота и тугоухость могут быть наследственными, врожденными и приобретенными. [2, c .97]

В настоящее время определить состояние слуховой функции можно уже на ранних этапах развития. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии тональной (с применением аппаратуры), речевой для первичной проверки слуха.

В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л. В. Нейманом. Диагноз «глухота» ставится при потере слуха до 75−80 Децибелл. Устанавливается три степени тугоухости в зависимости от среднего арифметического потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000)

По классификации Л. В. Неймана (1961):

слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц, могут быть отнесены к одной из следуюших степеней тугоухости:

I степень — не превышает 50 дБ;

II степень — от 50 до 70 дБ;

III степень — более 70 дБ;

глухие дети, в зависимости от объема воспринимаемых частот, относятся к одной из 4 групп:

I группа 125−250 Гц;

II группа — 125−500 Гц;

III группа 125−1000 Гц;

IV — 125−2000Гц и выше.

Условная граница между тугоухостью и глухотой — 85 дБ. По международной классификации (1988) в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех частот: 500, 1000 и 2000 Гц выделяют 4 степени тугоухости и глухоту:

I степень — 26−40 дБ;

II степень — 41−55 дБ;

III степень — 56−70 дБ;

IV степень — 71−90 дБ;

глухота — более 90 дБ. [2, c. 98−99]

Глухота — стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. ети с приобретенной глухотой — это рано оглохшие (ранняя глухота), безречевые дети, а также поздно оглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.

Тугоухие — это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью. [8, c. 61]

Рахиль Марковна Боскис разработала научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом: а) степени поражения слуховой функции; б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха; в) времени возникновения нарушения слуха.

Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:

глухие без речи (ранооглохшие);

глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

слабослышащие с развитой речью;

слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием. [17, c .63]

Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и от времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен послё 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения звонких согласных и при произношении слов сложной слоговой структуры. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы: чем раньше предприняты коррекционные мероприятия, тем успешнее развивается речь.

Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. Слабослышащий ребенок, потерявший речь в раннем возрасте, имеет недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики).

Письменная речь отражает все дефекты устной речи слабослышащего. Помимо специфического нарушения речи у детей с нарушениями слуха встречаются и другие речевые нарушения, например ринолалия.

При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии — это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снжения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.

По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп:

— дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

— дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. [2, c. 99]

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2008.
  2. Л.С. Собр.соч.: В 6 т.Т.3. М., 1983.
  3. Е. Л. Особенности понимания текстов слепоглухими учащимися. // http://childpsy.ru/areferats/%C3%EE%ED%F7% E0%F0%EE%E2%E0_%C5_ %CB4_1982.htm
  4. Е.Л., Акшонина А. Я., Васина Г. В. Прочитай, подумай, ответь. Учебное пособие для слабовидящих глухих детей. М., 1993.
  5. Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991.
  6. С.Ю. Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. СПб., 2006.
  7. Н.Б., Нефёдов П. В. О проблемах обучения слабослышащих и глухих детей. // www.rae.ru/fs/raefs/2004/03/Kutumova.pdf
  8. М. Л. Особенности восприятия и воспроизведения текста слабослышащими школьниками // http://www.childpsy.ru/ areferats/%CB%FE%E1%E8%EC%EE%E2_%CC_%CB6_2003.htm
  9. О.В. Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха. // http://www.pomorsu.ru/elibrary/pedagog/conf5_2000/R85.html
  10. А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М., 1974.
  11. О.Ю. К проблеме интегрированного обучения детей с нарушением слуха. // http://www.pomorsu.ru/elibrary/pedagog/conf5_2000/R85.html
Заполнить форму текущей работой