Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогика стоит на рубеже веков, это побуждает осмыслить реалии нашей социально-педагогической действительности, прогнозировать перспективы ее развития в грядущем веке. Дети — главные субъекты воспитательных систем гуманистической ориентации. В этих условиях задача организаторов воспитания всегда заключалась в создании условий для творчества, в которых каждый ребенок находит себе дело по душе… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность и воспитательный потенциал детского праздника
    • 1. 2. Процесс подготовки и проведения детского праздника
    • 1. 3. Критерии эффективности организации детского праздника
  • 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА
    • 2. 1. Обогащение содержания культурно-досуговой деятельности детей
    • 2. 2. Взаимосвязь организации и самоорганизации детского праздника
    • 2. 3. Условия повышения педагогической эффективности праздничной деятельности

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе реформирования различных сфер общественной жизни актуализируется разработка научно-практических основ сферы досуга, в том числе исследование социально-педагогических аспектов детского праздника. Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.

Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, — нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.

В подростковой среде наблюдаются разрыв нравственного сознания и поведения, явный недостаток опыта гражданского поведения, активизировались деструктивные процессы, углубилась маргинальность. К тому же в массовой практике наблюдается увлечение вербальными методами воспитания, слабо внедряются формы массовой, коллективной творческой деятельности, детские массовые праздники порой не отвечают потребностям формирования у подростков социально значимых качеств.

Эти сложности и противоречия во многом обусловлены тем, что современная педагогика детского праздника пока еще не нашла достаточного отражения в исследованиях и научной литературе, хотя учение о празднике (эортология) имеет долгую историю.

В отечественной науке интерес к празднику возник в 30-е годы XIX века. Первый соответствующий российский труд «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837) принадлежит основоположнику отечественной эортологии И. М. Снегиреву, охарактеризовавшему существенные моменты содержания праздника как явления культуры.

Народную праздничную культуру изучали представители отечественной филологической науки XIX века (А.Н.Афанасьев, А. А. Потебня, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко и др.).

Массовый праздник первых лет советской власти стал предметом культурологических и социально-педагогических исследований уже в самом начале 20-х годов. П. М. Керженцев, А. В. Луначарский, А. И. Пиотровский изучали праздник как одну из форм общественной жизни народа.

Большой вклад в создание и развитие концепции советского школьного праздника внесли Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая, Н. С. Шер и др.

В 50−60-е годы изучением праздника стали заниматься такие выдающиеся этнографы, философы, литераторы, как М. М. Бахтин, А. А. Белкин, П. Г. Богатырев, Д. С. Лихачев, ВЛ. Пропп, В. И. Чичеров и др.

70−80-е годы характеризовались возрастанием интереса к исследованиям праздничной культуры. Появились монографии, брошюры, диссертации, в которых авторы с разных точек зрения осмысливали те или иные особенности этого многогранного феномена. Значительная часть публикаций о праздниках посвящена их рассмотрению с точки зрения историко-этнографической науки (Л.А.Абрамян, В. П. Даркевич, А. И. Мазаев, А. Ф. Некрылова, В. К. Соколова,.

С.А.Токарев, Л.А.Тульцева). Вопросам праздничной культуры посвящены труды деятелей искусства, режиссеров массовых праздников (Б.Н.Глан, Б. Н. Петров, А. Д. Силин, В. А. Триадский, И. М. Туманов, И.Г.Шароев).

В последние годы усилилось внимание к праздникам при исследовании трансляции обычаев и традиций, становления новых обрядов (В.И. Брудный, М. Я. Задорожная, Н. М. Закович, П. П. Кампарс, Д.М. Угринович). Праздник стал предметом философского осмысления (А.И. Арнольдов, Я. П. Белоусов, А. В. Бенифанд, Л. С. Лаптева, Я.В.Ратнер), объектом анализа как педагогическое и социально-культурное явление (А.С.Аксенов, Д. М. Генкин, А. Д. Жарков, А. И. Мазаев, О. И. Марков, М. А. Поола, Н. В. Семенова, Л. А. Сургинене, А.И. Чечетин).

В 90-е годы весомый вклад в разработку вопросов теории и методики организации праздника внесли работы А. В. Бенифанда, О. В. Немиро, Д. В. Тихомирова, Г. П. Черного, С. А. Шмакова.

Интерес к проблемам праздника проявляют историки, социологи, психологи зарубежных стран (Я.Бинчак, К. Жигульский, Л. Косик, С. Крыстев, Н. Мизов, Б. Суходомский, И. Хейзинга).

Разработке названных проблем существенно способствовали общепедагогические труды Ю. К. Бабанского, Б. Т. Лихачева, Л. И. Новиковой, в последние десятилетия — П. И. Пидкасистого, И. П. Подласого, Н. Е. Щурковой.

Ценные материалы для уточнения и углубления ряда положений рассматриваемого исследования содержатся в трудах психологов К.А.Абульхановой-Славской, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.

Соотношению праздника и игры посвящены исследования З. М. Богуславской, В. М. Григорьева, A.B. Запорожца, Е. А. Покровского, А. С. Прутченкова, И. И. Фришман, И. И. Шангиной.

Большое значение для осмысления проблем организации детского праздника имеют теоретические положения и практические выводы, содержащиеся в работах таких специалистов в области педагогики, как Ю. П. Азаров, И. П. Иванов, А. Н. Лутошкин, А. В. Мудрик, М. М. Поташник.

Решению задач исследования способствовало изучение работ Л. В. Байбородовой, В. П. Голованова, О. И. Грековой, А. В. Иващенко, Э. Ш. Камалдиновой, В. А. Караковского, Л. Е. Курнешовой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой, Б. А. Титова, А. Б. Фоминой и др.

Изучение проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения составили труды Г. Н. Волкова, Б. З. Вульфова, Ю. Г. Круглова, М. Н. Лазутовой, Б. Т. Лихачева, В. А. Разумного, А. Д. Солдатенкова.

Различные аспекты воспитания в процессе досуговой и художественно-творческой деятельности рассматривались в кандидатских диссертациях А. А. Авдеевой, М. И. Алдошеной, А. Ю. Гончарук, Т. М. Гришиной, Б. А. Дейч, Е. И. Корнеевой, А. А. Мурашова, А. Л. Погонченкова, Т. М. Полевой и др.

В работах Д. М. Генкина, А. И. Мазаева, А. Ф. Некрыловой, Г. Н. Тубельской, Г. П. Черного, С. А. Шмакова раскрываются важные теоретические и методические аспекты формирования личности подростка в процессе праздника.

При всей ценности указанных выше работ они не затрагивали педагогические аспекты организации детского праздника, хотя и создали позитивные предпосылки для специального исследования таких аспектов.

Между тем, актуальна потребность школ, учреждений дополнительного образования детей в научно обоснованных рекомендациях, связанных с решением важной для науки и массовой практики проблемы: какова зависимость педагогической эффективности детского праздника от процесса его организации.

Необходимость научно-обоснованного решения этой проблемы обусловила выбор темы нашего исследования:

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника".

Объект исследования — взрослые и дети, участвующие в подготовке и проведении детского праздника.

Предмет исследования — педагогический процесс организации детского праздника.

Цель исследования — обоснование возможности и средств повышения педагогической эффективности детского праздника как одного из факторов развития личности ребенка.

В соответствии с предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: организация детского праздника эффективна, если: обеспечены оптимальные формы взаимодействия детей и взрослых в процессе организации детского праздникавыявлены, проанализированы и учтены педагогические основы такой организации в реальных ее условияхпраздник включен в систему деятельности образовательного учреждения как ее культурно-воспитательный компонент;

— производится промежуточная и итоговая диагностика эффективности детского праздника.

Объектом и предметом, целью и гипотезой исследования обусловлены его задачи:

1. Осуществить научно-педагогический анализ сущности и воспитательного потенциала детского праздника как особой формы взаимодействия друзей и взрослых.

2. Обосновать критерии педагогической эффективности организации праздника для детей.

3. Охарактеризовать условия повышения педагогической эффективности праздничной деятельности.

4. Разработать методические рекомендации учителям школ, вожатым и педагогам учреждений дополнительного образования по усовершенствованию воспитания школьников средствами детского праздника.

Методологической основой исследования явились: системно-структурный и системно-функциональный подход к изучению педагогических аспектов процесса организации детского праздника.

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы в ходе исследования применялись следующие методы: изучение философской и психолого-педагогической литературы, констатирующий и формирующий эксперименты, метод социологического опроса и анализа, наблюдения за деятельностью педагогов и детей, беседы с учителями, анкетирование, изучение письменных работ учащихся, тестирование, анализ праздничных сценариев, программ, школьной документации.

Исследование проводилось в течение девяти лет, охватив более 100 школ и внешкольных учреждений Москвы и области, Краснодарского края, республики Калмыкия и других регионов России, и прошло ряд этапов.

На первом (1992;1995 гг.) изучалась философская, социологическая, педагогическая, психологическая, этнографическая, искусствоведческая, а также методическая литература, сценарии праздников для детей и подростков, разрабатывалась концепция исследования, накапливался опыт подготовки и проведения детских праздников (около 300 праздничных программ, в которых приняло участие около 100 тысяч детей, педагогов и родителей).

На втором этапе (1995;1997гг.) осуществлялся формирующий эксперимент на базе Московского городского Дворца творчества детей и юношества, а также ряда школ и детских центров Москвы и Московской области.

На третьем этапе (1997;2001 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа по организации детских праздников в системе кулмурно-досуговой работы школ и учреждений дополнительного образования, разрабатывались и проверялись научно-методические рекомендации, уточнялась результативность предлагаемых материаловосуществлялось литературное оформление материалов и результатов исследования.

Достоверность исследовательских данных обеспечена адекватностью и комплексностью методического аппаратарепрезентативностью выборокорганически единством исследовательского поиска и практики, в том числе личным опытом автора в качестве главного режиссера-постановщика международных, федеральных и городских детских праздников.

Научная новизна исследования состоит:

— в выявлении педагогической сущности и функций детского праздника;

— в комплексном изучении его влияния на развитие социальной активности, духовной культуры и гражданское становление детейв апробации педагогических условий формирования потребностей детей в рациональном использовании досуга, условий, способствующих творческому обогащению интересов школьников во внеучебной деятельности.

— в разработке концепции открытой комплексной программы «Праздники Детства».

Теоретическая значимость работы связана:

— с определением педагогических основ организации детского праздника в системе образовательных учреждений.

— с обоснованием программы взаимодействия взрослых и детей, опирающейся на принципы педагогики сотрудничества как педагогическую стратегию.

Практическая значимость исследования:

— разработаны научно обоснованные рекомендации по подготовке и проведению различных по содержанию и уровню детских праздников, по организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков;

— разработана методика поэтапной организации совместной деятельности педагогов и детей при комплексном использовании разнообразных педагогических технологий;

— выводы и рекомендации исследования могут быть применены в деятельности педагогов, организаторов, вожатых школ и летних детских лагерей, социальных работников, организаторов культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей.

Апробация результатов исследования проводилась на Всероссийских научно-практических конференциях в Москве (1992,1994,1999,2000), Санкт-Петербурге (1998, 1999, 2001), Анапе (1994, 1995), Элисте (1996, 1997), Сочи (1997), на научно-методических семинарах в Краснодаре (1996), Новороссийске (1998), Москве (1995, 1997, 1998,2000,2001) — на семинарах-практикумах для педагогов-организаторов, культорганизаторов, вожатых в Севастополе (1992) — Королёве Московской обл.(1993,1995,1997, 1998,2000) — Калининграде (1996) — Красногорске Московской обл. (1993, 1994) — в лекционных курсах по теории и методике организации детских праздников в Московском институте повышения квалификации работников образования (1997;2001) — в публикациях творческой лаборатории журнала «Вожатый»: при постановке международных, федеральных детских праздников и реализации программы Московского комитета образования «Столичное образование».

В ходе подготовки и проведения ряда фестивалей детского творчества:

— «Юные таланты Московии» — городской фестиваль детского творчества учреждений образования (1992;2001);

— «Надежда» — городской фестиваль детского творчества детей школ-интернатов (1989;1999);

— «Казачок» — фестиваль детских коллективов России (1994;1998). Автор участвовал в подготовке и проведении таких Международных,.

Всероссийских и городских детских праздников как «Рождественский благотворительный бал» (1992), Первый международный конкурс юных талантов «Музы и дети» (1993), Международный день семьи — Программа ООН.

1994), «Салют, Победа!» -детский праздник, посвященный 50-летию Победы.

1995), «Москва — открытый мир Детства» — детский праздник, посвященный 1 Всемирным Юношеским Играм (1998), «Творчество юных — Юбилею Столицы"-празднование 850-летия Москвы (1997), „Пушкину потомки посвящают“ — творческая акция школьников, посвященная 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина (1999), „Дети на пороге XXI века“ — торжественное открытие международной встречи детей (2000), „Город Детства на Воробьевых горах“ — праздник в рамках Дня Города (2001),» Дети-Дедам" -праздничная программа детских творческих коллективов города, посвященная 60-летию битвы под Москвой (2001) и др.

На защиту выносятся:

— педагогические основы организации детского праздника в учреждениях образования, включающие совместную творческую деятельность детей и взрослых, адекватную технологию организации детского праздника, систему разнообразных средств организации празднично-досуговой деятельности, отвечающих особенностям различных категорий детей (социальным, возрастным, индивидуально-типологическим и др.), критерии эффективности этой деятельности;

— системно-структурная и системно-функциональная модель современного детского праздника, реализуемая поэтапным подходом к его организации;

— обоснование комплекса условий эффективности организации праздника, среди которых целесообразность тематических программ, вариативность сценариев детских праздников, научно-методическое сопровождение организационной деятельности.

— концепция открытой научно-практической программы «Праздники Детства», предусматривающая целостный научно-педагогический подход к празднично-досуговой деятельности детей.

Структура диссертационного исследования: диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы из 304 наименований и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ и обобщение материалов, результатов проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:

Праздники являются одной из постоянных сторон общественной жизни. Они складывались на самых ранних этапах формирования человека и становления человеческого общества и, в процессе развития всей человеческой истории, праздники существуют как продукт и форма активного преобразования действительности. Праздник возникает в силу деятельности многих факторов, но в целом обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктует им иной, нежели в будничное время способ поведения и деятельности, требует непосредственно участия в праздновании. С давних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально-культурного акта, творчески созидающего общечеловеческие ценности.

Детский праздник — явление в высшей степени сложное, многогранное, развивающееся, как и его значение для жизни детей. В истории как эстетической, так и педагогической мысли возможны многочисленные, порой отрицающие друг друга определения природы и значения праздника. Это, однако, не может служить основанием для оправдания любой концепции, любого понимания роли и сущности праздников в жизни детей и подростков. Современная методическая ситуация в философии и педагогике выявляет неизбежность продвижения к пониманию детского праздника в контексте целостного педагогического процесса. В общей теории системного анализа этот процесс может быть представлен культурно-образующей системой, состоящей из 3-х компонентов: «Педагогика-Праздник-Дети». Каждый компонент системы в отдельности представляет собой сложную организацию, которая является объектом исследования различных дисциплин. Но в данном исследовании эти компоненты рассматриваются как органическая целостность, предполагающая многообразие подсистем, структур, связей, функциональных характеристик.

Детский праздник объединяет в себе все те виды деятельности и познания, где проявляется отношеняе личности ребенка к действительности и к самому себе. Как было уже отмечено в данном исследовании, в основу концепции рассмотрения педагогических основ организации детского праздника взят методологический принцип связи системы с социальной средой. Такой средой для праздника является действительность: общество, человек, культура и сам праздник. В соответствии с этим педагогический анализ выявляет разноплановые функции праздника, рассматриваемые как ответ на определение мотивации и потребности личности ребенка по отношению к празднику. Необходимо отметить следующие из них: всестороннее развитие духовностиэстетическое наслаждениеусвоение нравственных ценностейудовлетворение интересасоциолизация личностирегулятор собственного развитиякритерий оценки жизненных явлений и ряд других.

Анализируя природу воздействия праздника на личность ребенка, можно выделить следующие его функции: коммуникативные, регулятивные, гедонестические, воспитательные, компенсаторные. Отмечая многофункциональность детского праздника, важно рассматривать его как диалектическое единство составляющих его свойств.

Педагогический процесс в сфере образования строится в форме поиска решений как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. Этот поиск репродуцируется и на организацию детского праздника. В результате этого поиска создается жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию, осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей. Анализируя проблемы детского праздника как целостного социально-педагогического явления, есть основания говорить о наличии большого воспитательного потенциала, значительных резервов дальнейшего совершенствования его организации, эффективного использования интегративной формы воздействия на духовный мир детей и подростков. Мы имеем в виду целенаправленные практические действия, которые ориентируют на постановку целей, задач, принятие решений, осуществление контроля исполнения. В самом общем виде организацию праздника можно определить как алгоритмическое описание хода творческого процесса. Структура такого описания состоит из организационных алгоритмов, процедур и операций. Под организационным алгоритмом здесь понимается последовательность действий, направленных на выбор процедуры, которая приводит к достижению заданной цели.

По своей сути праздник является формой обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни. Он может служить для вовлеченных в него подростков мощным стимулом ко всякого рода творчеству (участию в музыкальных, танцевальных коллективах, в художественном оформлении и т. п.). Праздник должен включать в себя прежде всего эстетическое воспитание. Только в этом случае он может стать и воспитанием нравственным. Если все сводить к рациональным элементам воздействия и потребительским формам активности, ни о каком духовном воздействии праздника не может быть и речи. Только на основе творчества детей, добровольности, самодеятельности и инициативы можно возводить здание духовного формирования личности.

Природа и сущность праздника всегда остаются неизменными, их нельзя произвольно менять, они объективны. Это позволяет установить, почему на протяжении многих веков господствует представление о празднике как «первичной форме человеческой культуры». Пример И. П. Иванова убеждает и в другом, организуя праздник, мы, воспитатели, должны всегда помнить, что потребность в празднике является не столько естественной (биологической, физиологической), сколько культурной потребностью, что праздник — мощный стимул художественного творчества. Эффект его организации зависит от того, как будет учтена внутренняя позиция подростка. Оптимального эффекта организация праздника достигнет только тогда, когда подросток войдет в общественную работу не статистом, а заинтересованным участником, чередуя роли творца и исполнителя. Недооценка прекрасного детского стремления «я сам1' непременно приводит к просчетам.

Педагогическая технология предусматривает органическую связь праздника с принципом коллективизма, четко разработанную методику выбора форм и организации коллективной эстетической деятельности на разных этапах развития детского коллектива. Механизм реализации личности в праздникеэто организация подлинного самоуправления, так как только в системе общественных отношений школьник развивает свои социальные отношения, получает максимальную возможность самоутвердиться. При самоуправлении любое дело становится выражением воли самого подростка, выявлением его личной заботы о благе общества, его способностей и индивидуальных особенностей. Среди этих педагогических процессов организации праздника главой является работа с детским коллективом в целом. Учет объективных и субъективных факторов, психолого-педагогических предпосылок, вытекающих из особенностей того или иного праздника, знание специфики детского коллектива, который в нем участвует, реализация всего этого в педагогическом прогнозировании и организации массового праздникаэто и есть основы педагогической технологии, существенные требования к методике работы с подростками при подготовке и проведении массовых праздников.

Праздник создает эмпатийное единство его участников, ведь он всегда одновременно обращен и ко всей массе участвующих в нем людей, и к каждому человеку в отдельности, в ходе праздника рождается чувство общности и сопричастности, непосредственного межличностного общения, что в значительной степени определяет специфику праздничного поведения. Праздник способен отражать интересы развивающейся личности, выявлять и формировать зоны ближайшего развития, чем заметно дополнит привычные для педагогов формы обучения, воспитания и развития.

Представленная в исследовании классификация праздников детей и подростков позволяет привести в определенную систему все многообразие праздников, что способствует четкому выявлению их сущности и специфических черт, закономерностей их функционирования как особой формы духовной жизни детей и формы социализации и развития личности. Разработка классификации имеет и практическое, методическое значение, ибо она позволяет направлять содержание детских праздников, различать соотношение различных видов и групп праздников, целесообразно их сочетать.

Психолого-педагогическая характеристика массового праздника для детей существенным образом отличается от принятых до недавних пор излишне обобщенных, часто политизированных, представлений об особенностях праздничного поведения. Необходим анализ конкретный, с учетом социально-психологических, возрастных, индивидуально-типологических особенностей участников праздника, ориентированный на раскрытие всего многообразия форм участия в праздниках и полимотивированности праздничного поведения. Особой заботы требует игровая природа праздника. Игра и праздник сливаются у ребенка в онтогенезе. Они выступают в качестве способа освоения им мир/Г Действительность, которую отражает праздник, проникнута различными проявлениями игры. Игрой пронизана вся социальная жизнедеятельность развивающейся личности, поэтому ситуация массового праздничного общения существенным образом влияет на возможности самовыражения и развития личности в условиях многообразных форм связанных с праздником игр.

Стремительно меняющаяся жизнь изменяет и систему праздников. В этих условиях предметом заботы и общественности, и социальных институтов общества, и учреждений культуры должен стать вопрос о главных чертах новой складывающейся системы детских календарных праздников. Здесь важна известная преемственность и возрождение ряда добрых традиций (народных праздников: Рождество, Масленица и т. п.), педагогических традиций городских праздников (Неделя игры и игрушки, Неделя книги и др.) и создание новых праздников (День семьи, День народных игр и др.), программ и фестивалей, отражающих современные реалии жизнедеятельности города, конкретного учреждения образования и культуры, семьи. Опыт показывает, что в этом отношении ведущую роль часто играют учреждения внешкольного дополнительного образования, крупнейшие Центры и Дворцы детского творчества, которые выступают инициаторами и организаторами культурно-досуговых и досугово-игровых программ и в которых сложилась или складывается целостная система работы в этом направлении.

В организацию Детского праздника вносит существенный вклад система Дополнительного образования, которая призвана индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социо-культурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекают требования к ориентации программ дополнительного образования детей на стимулирование и подъем творческой активности ребенка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем.

Организация праздника есть творческо-педагогический процесс, где совокупность операций сгруппирована по определенным этапам. Каждый этап в свою очередь представляет собой сумму целенаправленных действий, осуществляемых в определенной последовательности, что создает систему педагогического взаимодействия детей и взрослых в процессе создания праздника.

Для решения этих задач особенно значимой является методика организации праздника детей и подростков, которая находится на самом начальном этапе своего становления, поэтому отличается динамизмом, постоянным обновлением. Как показывает опыт, при определенных условиях организации и построения массового праздника детей и подростков творческое мышление и деятельность, творческая самостоятельность учащихся развивается наиболее успешно. То, что при организации праздника можно свободно следовать личным интересам, стимулирует творческую мысль и деятельность. При всех этих возможностях праздник как объект работы играет важную роль в развитии творческой самостоятельности учащихся. Одним из необходимых условий формирования творческой активности подростков в процессе подготовки и проведения праздника является построение системы их деятельности, предполагающей главный перевод подростков от низшей ступени познания (репродуктивной) к высшей (творческой). Такой перевод возможен на основе репродуктивно-творческого способа организации праздника.

Праздник является ярким и привлекательным воплощением педагогики окружающей социальной среды. Психолого-педагогические вопросы праздника во многом определяются способностями организаторов использовать многообразные методы не столько прямого, сколько косвенного и опосредованного управления взаимодействием личности и социальной среды, учета современных представлений о многофакторном и полидетерминирован-ном социальном развитии и саморазвитии личности. В этой связи актуальным становится вопрос создания единого культурно-образовательного пространства в рамках проведения социально-значимых детских праздников. К их числу относятся международные, государственные, гражданские, военно-патриотические и другие социальнозначимые праздники.

Время меняет педагогические подходы к организации детских праздников, усложняется творческий процесс, используются новые технические возможности. Меняются сами праздники, ритуалы и формы. Все это требует продолжения проводимой экспериментальной работы по данному направлению деятельности. В этой связи было бы целесообразно предложить создание Открытой Творческой Программы. Она могла бы объединить усилия организаторов-постановщиков детских праздников. Эта программа будет являться важным направлением деятельности учреждений образования и культуры по формированию юного поколения 3-его тысячелетия.

Педагогика стоит на рубеже веков, это побуждает осмыслить реалии нашей социально-педагогической действительности, прогнозировать перспективы ее развития в грядущем веке. Дети — главные субъекты воспитательных систем гуманистической ориентации. В этих условиях задача организаторов воспитания всегда заключалась в создании условий для творчества, в которых каждый ребенок находит себе дело по душе, получает возможность закрепить на практике свои отношения с миром, проявить в них себя, пережить радость успеха и общественного признания, почувствовать уверенность в себе, то есть, условия без которых невозможно сформировать общественную направленность личности. Число вопросов многократно множится по мере углубления в проблематику и погружения в крайне противоречивые условия современного социального бытия детского праздника, поскольку не приходиться забывать о финансовых, управленческих, организационно-методических и других проблемах. При этом важно помнить: праздник для детей — признак действительной заботы общества о своем будущем.

Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских праздничных программ, как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию нравственных и эстетических норм, формированию гражданских качеств жителей XXI века. Все это требует серьезного научного осмысления учеными, специалистами и педагогами практиками.

Проведенные нами исследования по разработке проблемы «Педагогического взаимодействия детей и взрослых в организации детского праздника», подтверждая выдвинутую гипотезу, позволяют утверждать:

1. Педагогическими основами организации детского праздника являются совместное творчество детей и взрослых, адекватные педагогические технологии разнообразной досуговой деятельности.

2. Концептуальной базой организации празднично-досуговой деятельности выступает идея самореализации творческих возможностей ребенка в сфере свободного времени. Взрослые организаторы досуга обеспечивают его педагогическую целесообразность, интеллектуальное и духовное насыщение.

3. Педагогически правильно организованный детский праздник, отвечая интересам развивающейся личности ребенка, влияет и на его дальнейшее развитие, своеобразно включаясь в систему средств обучения и воспитания детей.

4. Учет объективных и субъективных факторов, психолого-педагогических предпосылок того или иного типа праздника, знание особенностей состава детей, в нем участвующих, реализация соответствующих форм и методов работы — все это в единстве обеспечивает эффективность организационной работы, связанной с подготовкой и проведением детского праздника.

5. Деятельность подростков в ходе подготовки и проведения праздника педагогически эффективна, когда отвечает сущностным признакам самодеятельности: добровольна, мотивирована духовными побуждениями, основана на собственной активности носит творческий характер и поэтому разносторонне развивает участников.

6. Открытая комплексная программа «Праздники Детства» позволяет обобщить, системно осмыслить и осуществить работу по организации детских праздников на межведомственной основе с участием специалистов учреждений образования, науки и культуры.

7. Организация современного детского праздника — это практическая педагогическая и режиссерско-постановочная деятельность, цели которой связаны с формированием подрастающего поколения в сложных условиях реформирования всех сфер общества.

Наше исследование, рассмотрев общие основы поставленной проблемы, показало целесообразность дальнейшего специального изучения целого ряда ее конкретных аспектов, среди которых:

— особенности организации праздничной деятельности в разного типа образовательных учреждениях,.

— изучение креативных возможностей детей в условиях разновозрастного детского праздника,.

— личностно-ориентированные технологии воспитания в педагогическом процессе организации детского праздника,.

— комплексная методика анализа его эффективности в ¿-адреждениях образования.

Исследование этих и других вопросов будет способствовать эффективному совершенствованию детских праздников как элемента общей системы воспитания подрастающих поколений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Л.А. Первобытный праздник и мифология.- Ереван: АН АрмССР, 1983.-231 с.
  3. B.C. Психология межгрупповых отношений.-М.: МГУ, 1983.-144 с.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.-240 с.
  5. Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1985.- 448 с.
  6. Ю.П. Радость учить и учиться.-М.: Политиздат, 1989.-335 с.
  7. Ю.П. Не подняться тебе, старик: Роман-исследование. //Послесл. Т. М. Афанасьевой.-М.: Мол. гвардия, 1989.-302 с.
  8. М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства. //Кандидатская диссертация ,-М.: МГОПУ, 1997.-153с.
  9. Актуальные проблемы современного детства. // Сборник научных трудов -М: НИИ детства, 1993, 117с.
  10. Ю.Аксенов B.C. Праздники производственного коллектива и методика их организации. // Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества.-Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981.-152 с.
  11. Н.Акнаева Э. Б. Детские праздники в клубной работе 20-х годов. Воспитательная работа клуба с детьми и подростками. Проблемы дифференц. подхода. // ЛГИК им. Н. К. Крупской. Науч.ред.: Г. И. Фролова -Л.: ЛГИК, 1980- 180 с.
  12. З.Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках народного языка. // Очерки.-М.: Дет.лит., 1988.-174 с.
  13. Антология педагогической мысли России XVIII века.-М.: Педагогика, 1985.479 с.
  14. Д.М. Атеистический потенциал советского обряда и праздника.-М.: Знание, 1987.-40 с.
  15. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах, т.4 этика -М.: Мысль, 1974.
  16. А.И. Человек и мир культуры. // Введение в культурологию.- М.: МГИК, 1992.-240 с.
  17. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.-М.: Индрик в 3-х томах, 1994.
  18. А.И. Структура культуы и человек в современном обществе.-М.: Политиздат, 1987.-150 с.
  19. Ю.Л. Социально-культурный потенциал художественной деятельности.- Львов: Свит, 1990.-160 с.
  20. С.П., Коморин C.B. Триста творческих конкурсов.-М. Метод. центр Вариант, 1997.-112 с.
  21. С.П. Последний звонок: Как организовать праздник для выпускников. // Методическое пособие.-Кострома: Эврика М., 1998.-112 с.
  22. Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР //Учеб.пособие -М.: МГИК, 1986.-79 с.
  23. Е.Я. Психология художественного творчества: Личностный подход.-М.: Знание, 1985.-64 с.
  24. В.А. Духовная культура личности.-М.: Политиздат, 1966.-111 с.
  25. Т.А. Молодежь в Обрядовой жизни русской общины XIX начала XX в.: Половозраст. аспект традиц. культуры. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. -274 с.
  26. Я.П. Праздники старые и новые. // Некоторые философские аспекты проблемы празднования.-Алма-Ата: Казахстан, 1974.-198 с.
  27. H.A. Смысл истории.-М.: Мысль, 1990.-173 с.
  28. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеч. судьбы. // Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992.-339 с.
  29. ЗКБенифанд A.B. Праздник: сущность, история, современность.-Красноярск: Изд-во Красноярск, ун-та, 1986.-144 с.
  30. П.П. Избранные педагогические произведения.-М.: Педагогика, 1961.-435 с.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском коллективе.-М.: Педагогика, 1968.-378 с.
  32. И.Я. Русская глиняная игрушка.-Л.: Искусство, 1974.- 400 с.
  33. М. Почему Сухомлинский? // Народное образование. 1993, № 7−8, 110- 113 с.
  34. В.П., Винк H.A. К проблеме методологии исследования художественной культуры. //Методологические вопросы исследования художественной культуры.-Новосибирск: НГУ, 1981.-221 с.
  35. Э.О. Праздники христианской Руси.-Калининград: ГИПП «Янтарный сказ», 1998.-416 с.
  36. Г. Б. Взаимосвязь трудовых праздников, обрядов и календарной обрядности народа. //Традиции, обряды, современность.-Киев: Политиздат Украины, 1983.-С. 246−253.
  37. Л.П. Человек в зеркале культуры и образования.-М.: Наука, 1989.-187с.
  38. Ф.И. Бытовые слои русского этноса.- СПб., 1987.-258 с.
  39. Э.В. Режиссура массовых клубных представлений.-Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981.-74 с.
  40. Вопросы развития социалистических праздников и обрядов.-Рига: Зинатна, 1981.-125 с.
  41. В.Н. Традиции массового театрализованного праздника в парке культуры. //Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества.-JI.: ЛГИК, 1981.-107−113 с.
  42. И.П. Приобщение школьников к творчеству.-М.: Просвещение, 1982.-144 с.
  43. Г. Н. У народа есть все. И Учительская газета.- 1993. № 15.
  44. Г. Н. Учим творчеству.-М.:Педагогика, 1982.-86с.
  45. Вопросы воспитания: Системный подход. // Под ред. Л. И. Новиковой.-М.: Педагогика, 1981.-283 с.
  46. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. // Материалы Всероссийской конференции.- М.:УВЦ Инноватор, 1996 г.- 76 с.
  47. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. //Под редакцией E.H. Степанова.-М.: ТЦ Сфера, 2000.-128 с.
  48. Возвращение к истокам. // В помощь организаторам досуга.-Иваново: Центр, 1991.- 92 с.
  49. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997.-144 с.
  50. Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997.-415 с.
  51. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.: Педагогика, 1967.-295 с. 5 5. Выготский Л. С. Развитие высших психологических функций.-М.: Педагогика, 1960.-285 с.
  52. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие.-М.: Педагогика, 1981.-370 с.
  53. .З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. //Содержание и методика деятельности.-М.: Просвещение, 1978.-192с.
  54. Воспитание на пороге XXI века: Реалии и перспективы. // Отв. редактор Кузнецов Г. Д.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.-128 с.
  55. Л.М., Милованова Л. А., Рыкова Е. Б. Школьная мозайка. //Фестивали, праздники, вечера. -Санкт-Петербург: СПКО, 1997.-103 с.
  56. Введение в культурологию. // Ред. Е. В. Попов.-М.: Владос. 1996.-336 с.
  57. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. //Под. ред. Н. Л. Селивановой.-Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000.-248 с.
  58. Д.Т. Массовые праздники. //Учебное пособие для институтов культуры. М.: Просвещение, 1975. -140 с.
  59. Д.М., Конович A.A. Сценарное мастерство культпросветработника.-М.: Советская Россия, 1984.-136 с.
  60. С. Народная культура и этнография.- М.: Наука, 1984.-122 с.
  61. В.А., Шитикова Л. И. Проведение праздников в начальных классах: Из опыта работы. //Пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1983.160 с.
  62. .Н. Праздник всегда с нами.-М.: СТД РСФСР, 1988.-191 с.
  63. Л.Я. Психология эмоциональных отношений.-М.: МГУ, 1987.-176 с.
  64. В.M., Дубовенко Н. Ф. Место и роль советских традиций, праздников и обрядов в преодолении мировоззренческой индифферентности среди молодежи. // Традиции, обряды, современность.- Киев: Политиздат Украины, 1983.-271−283 с.
  65. Годовой круг праздников и традиций. // Из опыта работы гимназии № 56 г. Санкт-Петербург.- Санкт-Петербург: СПКО, 1997.-44 с.
  66. А.Д. Педагогические условия развития эстетического отношения школьников к действительности средствами зрелищных искусств. //Докторская диссертация.-М.: МГОПУ, 2000.-379 с.
  67. .В., Григорьев C.B. Удаль Молодецкая. Сила-Богатырская. //Традиционные народные игры, состязания.- М.: ОДН, 1995.- 39 с.
  68. Городская конференция «Пути модернизации московского образования». //Отв.редактор Курнешова J1.E.-M.: ГОМЦ Школьная книга, 2000.- 48 с.
  69. Г. М. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. //Кандидатская диссертация.-М.: МГЗПИ, 1990.-180 с.
  70. Ю.Н., Кострецова У. Ю. Кипарис -1. Коллективные творческие дела. //Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе.-М.: Педагогическое общество России, 2000.-96 с.
  71. В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности. // Докторская диссертация.-М.: Институт воспитания и развития личности РАО, 1988.-66 с.
  72. В.М. Народная педагогика игры. // Вопросы методологии и теории, в 2-х частях.-М.: ОДИ, 1996. 1ч 70 е., 2 ч — 86 с.
  73. C.B., Фролов A.C., Некоторые вопросы психологии и режиссуры массовых детских праздников. // Сборник Образование в регионах России. Уроки истории и перспективы.- М.: Общество радетели просвещения, 1997.92 с.
  74. В.В. Научное обоснование образования в свете нового педагогического мышления. // Новое педагогическое мышление. Под ред. A.B. Петровского.-М.: Педагогика, 1989.-243 с.
  75. В.И. Толковый словарь русского языка. // Современная версия.-М.: Эксмо-Пресс, 2000.-736 с.
  76. В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX—XVI вв.-М.: Наука, 1988.-344 с.
  77. . А. Разновозрастные сообщества, как условие организации жизнедеятельности подростков в учреждениях дополнительного образования. // Кандидатская диссертация.- М.: МГОПУ, 2000.-146 с.
  78. Детские народные подвижные игры. // Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина.-М.: Просвещение, Владос., 1995.-224 с.
  79. Деятельность: теория, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.-366с.
  80. . А.И. Проблемы групповой сплоченности.-М.: МГУ, 1979.-128 с.
  81. В.В. Календарные обряды Владимирской деревни Владимир: BOO, 1995.-104 с.
  82. А.И. Психология коллектива. // Методологические проблемы исследования.- М.: МГУ, 1984.-206 с.
  83. Детский праздник в школе, лагере, дома.-Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.-127 с.
  84. П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя.- М.: Изд-во Флинта, 1998.- 336 с.
  85. А.П., Букатов В. М. Режиссура урока общения и поведения учителя.-М.:Изд-во Флинта, 1998.- 229с.
  86. И.М. Режиссура как практическая психология. //Взаимодействие людей в жизни и на сцене.- М.:Искуство, 1972. 352 с.
  87. А.Д. Клуб в дни всенародных праздников.-М.: Профиздат, 1983.-80с.
  88. А.Д. Государственные и общественно-политические праздники советского народа: Методика их организации и проведения.-М: ВНМЦТИ и КПР, 1986.-65 с.
  89. А.Д. Организация культурно-просветительной работы.-М.: Просвещение, 1989.-237 с.
  90. А.Д. Революционные праздники и их воспитательное значение.-М.: Советская Россия, 1986.-76 с.
  91. К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога.-М.: Прогресс, 1985.-336 с.
  92. Е.Я. Культура как целостное явление: Проблемы и методология изучения.-Л.: ЛГИК, 1983.-152 с.
  93. Е.Я. Организация агитационно-пропагандистской деятельности клуба.-М.: Просвещение, 1984.-112 с.
  94. Н.М. Советская обрядность и духовная культура.- Киев: Наук, думка, 1980.-221 с.
  95. Т.И. Логика сценической речи.-М.: Просвещение, 1974.-180 с.
  96. .Е. Мастерство актера и режиссера.-М.: Просвещение, 1978.-150с.
  97. Д.К. Очерки русской мифологии. М.: Просвещение, 1987−220 с.
  98. В.В., Топорков В. Н. Славянская мифология. //Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т.-М.: Сов. энциклопедия, 1982 т.2. — 456 с.
  99. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.-М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  100. И.П. Воспитывать коллективистов. // Педагогический поиск.-М.: Педагогика, 1988.-420 с.
  101. И.П. Коллективные творческие дела. // Педагогика наших дней.-Краснодар.: КГУ, 1989.-318 с.
  102. С.Н. Методология и методы исследования культуры.-Л.:ЛГИК, 1984.-240 с.
  103. С.Н. Социология о молодежи: Проблемы воспитания духовного облика.-Л.: Знание, 1986.-32 с.
  104. С.Н. Диалог о культуре. -Л.: Лениздат, 1987.-205 с.
  105. Исследование проблем психологии творчества.-М.: Наука, 1983.-336 с.
  106. Исследование художественных интересов школьников. // Под общ. ред. Е. В. Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина.-М.: Педагогика, 1974.-160 с.
  107. А.О. История России в рассказах для детей.-М.: Россия, 1994.736 с.
  108. В.П. Праздничная культура русского народа как ценностно-адаптационный феномен.-М.Юбщество радетели посвещения, 1998.-132 с.
  109. К.Г. Второе рождение проблемы искусство. //Философские науки.М.: Наука, 1974.-285 с.
  110. Д.В. Воспитание ума и сердца.-М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  111. Т.Н. Традиционные русские праздники в начальной школе.-Псков: ПОИ, 1997.-78 с.
  112. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений.-М.: Политиздат, 1988.-319 с.
  113. Калейдоскоп школьных дел: методические рекомендации. // Составители: В. Н. Щербакова, H.H. Солдатенкова.-Псков: ПОИПКРО, 1997.-84 с.
  114. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990.-144 с.
  115. Карнавал. Под ред. И. М. Туманова.-М.: Искусство, 1959.- 97 с.
  116. A.A. Народная Русь.-Смоленск: Русич, 1995.- 656 с.
  117. Е.И. Фолклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании школьников.// Кандидатская диссертация.-М.:. МГОПУ, 1995 г.-181с.
  118. Короб чудес. // Детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия.-Чебоксары: Клио, 1997.-100 с.
  119. В.О. Сочинения в 9-ти томах М.: Мысль, 1987.
  120. Я.П. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности.-Минск: Нар. асета, 1976.-350 с.
  121. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  122. C.B. Подросток на перекрестке эпох.-М.: Генезис, 1997.-288.
  123. A.A. Воспитательные возможности и методика организации массовых праздников детей и подростков. // Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества.-Л.: ЛГИК, 1981.-35−65 с.
  124. A.A. Театрализованные праздники и обряды в СССР.- М.: Высшая школа, 1990.-208 с.
  125. М.К. Праздники народного творчества. // Режиссура театральной самодеятельности. Труды ЛГИК имени Н.Крупской.-Л.: ЛГИК, 1981.-Т.55.- 69 с.
  126. Культура досуга. // В. М. Пича, И. В. Бестужев-Л ада, В. М. Димов и др.-Киев: Изд-во при Киев. ун-те, 1990.-240 с.
  127. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. //Отв.ред. Л. Н. Коган.-М.: Наука, 1981.-238 с.
  128. О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников.-Санкт-Петербург: Союз, 2000.-288 с.
  129. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы.-М.: Наука, 1978.-296 с.
  130. Н.В. Праздники труда.-М.: Советская Россия, 1982.- 120 с.
  131. Круглый год. Русский земледельческий календарь. //Сост. А. Ф. Некрылова, — М.: Правда, 1989.-493 с.
  132. Л.С. Социально-эстетическая природа и функции масового праздника.-М.: Педагогика, 1976.-250 с.
  133. А.Н. Проблемы развития психики.-М.: Наука, 1965.-493 с.
  134. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Наука, 1977.-295 с.
  135. .Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности. //Докторская диссертация .- Волгоград, 1969.-280 с.
  136. .Т. Эстетика воспитания. -М.:Просвещение, 1972.-159 с.
  137. .Т. Общие проблемы воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1979.-166 с.
  138. .Т. Философия воспитания. Специальный курс. //Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: Прометей, 1995.282 с.
  139. Д.С. Земля родная.- М.: Просвещение, 1983.-256 с.
  140. .Т. Теория эстетического воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1985.-175 с.
  141. .Т. Простые истины воспитания. -М.: Педагогика, 1993.-192 с.
  142. М. Праздник для всех и каждого. // Клуб и художественная самодеятельность. -1988.-№ 14. 23−24 с.
  143. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.-444 с.
  144. А.Ф. Эстетика. // Философская энциклопедия в 5-ти томах.-М.: Наука, 1988, т.5.- 670 с.
  145. Лук А. Н. Психология творчества.-М.: Наука, 1978.-125 с.
  146. A.B. О массовых празднествах, эстраде, цирке.-М.: Искусство, 1981.-424 с.
  147. А.H. Эмоциональные потенциалы коллектива.-М: Педагогика, 1988.-128 с.
  148. А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования.-М.: Наука, 1978.-392 с.
  149. A.C. Собрание соч. в 7 тт., 2-е изд. М., 1985.
  150. A.C. О воспитании.- М.: Политиздат, 1987.-415с.
  151. М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства.-М.: Искусство, 1970.-240 с.
  152. О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба.-М.: Просвещение, 1988.-158 с.
  153. Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества.-Л.: ЛГИК, 1981.-230 с.
  154. A.C. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры.-Псков.: Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, 1995.-70 с.
  155. Москва Праздничная: 1995−2000.-М.: Агенство фестивальных программ, 2000.-96 с.
  156. A.B. Что такое социализация? -М.: МГДТДиЮ, 1993.-16 с.
  157. A.B. Общение как фактор воспитания школьников.-М.: Педагогика, 1989.-111 с.
  158. A.B. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. // Книга для учащихся.-М: Просвещение, 1990.-191 с.
  159. A.A. Творческое взаимодействие учителя и учащихся: риторическое обеспечение. // Докторская диссертация.-М.: МГОПУ, 1999.374 с.
  160. Е.М. От игры к знаниям.- М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  161. Мониторинг столичного образования: мнения, оценки, ожидания участников августовских совещаний педагогической общественности Москвы. // Отв. редак. Л. Е. Курнешова.-М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.-130 с.
  162. Народное искусство в воспитании детей. // Под ред. Т. С. Комаровой.-М.: Искусство, 1997.-210 с.
  163. Наши праздники.-М.: Политиздат, 1977.-168 с.
  164. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. // Постановление правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751. г. Москва.
  165. А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII нач. XX в. — Л.: Искусство, 1988 -213 с.
  166. О.В. В город пришел праздник: Из истории художественного оформления советских массовых празднеств.-Л.: Аврора, 1973.-111 с.
  167. О.В. Художественная среда праздничного города, как явлениеотечественной культуры. // Докторская диссертация. Санкт-Петербург:1. ЛГИК, 1992.-380 с.
  168. О.В. Праздничный город: Искусство оформления праздников. История и современность.-Л.: Художник РСФСР, 1987.-230 с.
  169. P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива.-М.: Педагогика, 1984.-212 с.
  170. P.C., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу.-М:Педагогика, 1988.-144с.
  171. Л. И. Куракин А.Т. Путь к творчеству.-М. Просвещение, 1966.188 с.
  172. .М. Искусство-культура-образование.-М.: Центр ХКО, 1993,79 с.
  173. .М. Мудрость красоты. // О проблемах эстетического воспитания.-М.: Просвещение, 1987.-255 с.
  174. Новый век: горизоны воспитания. // Отв. ред. Л. Е. Курнешова.-М.: Школьная книга, 2000.-232с.
  175. Л.Г. Детский праздник в школе, лагере, дома. // Приложение к журналу «Проблемы школьного воспитания».- Нижний Новгород: НГП, 1988.-127 с.
  176. Общение и оптимизация совместной деятельности.-М.: МГУ, 1987.-302 с.
  177. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. // Под ред. А. К. Бруднова.-М.: Владос. 2000.-544 с.
  178. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. //Российский институт культурологии РАН.-М.: МГИК, 1994.-214 с.
  179. Л.Н., Крючкова Г. М. Последние новости. Программы интересных творческих дел в школе. Орел: Клио, 1988.-53 с.
  180. Организация и методика художественно-массовой работы: Учебное пособие для студентов ин-тов культуры. // Д. М. Генкин, A.A. Конович, Б. Н. Петров и др.- Под ред. Д. М. Генкина.-М.: Просвещение, 1987.-192 с.
  181. М.П. Октябрьские праздники: Кн. Для учителя.-2-е изд.перераб. и доп.-Минск: Народная асвета, 1986.-90 с.
  182. М.М. Так начинаются школьные годы.// Сценарии праздников в начальной школе.-Чебоксары: Клио, 1997.-56 с.
  183. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. // Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой.-М.: Педагогическое общество России. 2000.-256 с.
  184. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.институтов. // Под ред. Ю. К. Бабанского.-М.: Просвещение, 1983.-608 с.
  185. Педагогические проблемы художественной самодеятельности.-М.: МГИК, 1984.-158 с.
  186. К.К. Структура и развитие личности.-М.: Наука, 1986.-256 с.
  187. Платон. Сочинение в 3-х томах.-М.: Наука, 1972.-Т З.Ч.2.
  188. Подари себе праздник. Энциклопедия в 2-х т.-М.: ИКФ Сталкер, 1997.
  189. И.П. Педагогика. -М.: Просвещение, 1996.- 632 с.
  190. A.A. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. -М, 1865.-310 с.
  191. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М. Российское педагогическое агенство, 1996 г.- 269 с.
  192. В.Я. Исторические корни народной сказки.-ГУ, 1946−340 с.
  193. В.Я. Фольклер и действительность.-М.: Просвещение, 1976.- 324 с.
  194. В.Я. Русские аграрные праздники. // Опыт историко-этнографического исследования. Л.: ЛГУ, 1963−143 с.
  195. Ф. Происхождение религиозных праздников. // Под ред. М.В.Горева-Галкина.-М.: Красная новь, 1924.-222 с.
  196. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. // Автор-составитель Н. В. Чудакова.-М.: ТКО ACT, 1997.- кн. 1, 528 с.
  197. Праздники, обряды, традиции.-М: Молодая гвардия, 1979.-159 с.
  198. Праздник юности: Сборник сценариев молодежных праздников, обрядов и программ дискоклубов. -Киев: Молодь, 1987.-368 с.
  199. Праздники, обряды, торжества: Сборник сценариев.-М.: Советская Россия, 1975.-160 с.
  200. Психология и педагогика. // Под ред. К. А. Абульхановой. М. В. Васиной, Л. Г. Лаптевой, В. А. Сластенина.-М.: Совершенство, 1998.-320 с.
  201. Психология творчества: общая, дифференцированная и прикладная.- М.: Наука, 1990−244 с.
  202. Психология развивающейся личности. // Под ред. А. В. Петрове ко го.-М.: Педагогика, 1987.-240 с.
  203. Психология современного подростка. // Под ред. Д. И. Фельдштейна.-М.: Педагогика, 1987.-238 с.
  204. Психология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981.- 368 с.
  205. A.A. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология.- М.: МГУ, 1986.-115 с.
  206. В.А. Драматизм бытия, или Обретение смысла.//Философско-педагогические очерки. М.: Пихта, 2000.-555 с.
  207. В.А. Советские праздники, обряды, ритуалы.-Л.: Лениздат, 1979.208 с.
  208. Режиссура театрализованных массовых праздников и представлений.-Л.: ЛГИК, 1987.- 96 с.
  209. Режиссура массовых зрелищ. //Ред.-сост.Б.Глан.-М.: ВТО, 1964.- 157 с.
  210. Режиссура клубных массовых мероприятий: Учебное пособие.-Л.: ВПШ культуры, 1983.- 95 с.
  211. О.Л. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы.-М.: Просвещение, 1983.-144 с.
  212. A.A. Тематические театрализованные концерты .-М.: ВИПК РК.-1988.-96 с.
  213. Руссо Жан-Жак. Об искусстве.-Л.: Искусство, 1959.-290 с.
  214. И.П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники-обычаи. //репринт СПБ, 1985.-340 с.
  215. Связующая нить: Праздники. Обряды. Традиции.-М.: Московский рабочий, 1984.-142 с.
  216. В.Д. Воинские ритуалы.-М.: Воениздат, 1981.-160 с.
  217. А.Д. На главной площади с оркестром. //Сценарии, режиссерские и методические рекомендации.- М.: Шанс, 1997.-111 с
  218. А.Д. Площади наши палитры. // Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках.-М.: Советская Россия, 1984.-181 с.
  219. П.В. Метод Станиславского и физиология эмоций.-М.: АН СССР, 1962.-139 с.
  220. П.В., Ершов JI.M., Вяземский И. П. Происхождение духовности.-М.: Наука, 1989.-352 с.
  221. Словарь-справочник для работников учреждений дополнительного образования. // Сост. Буйлова Л. Н., Кочнева C.B. М.: Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ, 1990.-44с.
  222. А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников. // Докторская диссертация.-М.: МГОПУ, 1998.- 47 с.
  223. С.М. Об истории Древней России.-М.: Просвещение, 1993.544 с.
  224. Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей: новые подходы и перспективы. // Отв. редактор Курнешова Л. Е. -М.: Центр инноваций в педагогике, 1999−216 с.
  225. И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды.-М., 1837−1839.-Вып. I-IV, Вып. 1−180 с.
  226. Н.Г. Народные праздники на святой Руси. // репринт: СПБ, 1899−100 с.
  227. К.С. //Собр. соч.: в 3 т.-М.: Искусство, 1955.-т.2.- 501с.
  228. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.-М.: • Политиздат, 1976.-216 с.
  229. В.А. Избр. Педагогические сочинения в 3-х т.- М.: Педагогика, 1979.
  230. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1985.-270 с.
  231. В.А. Потребности человека в человеке.-М.: Советская Россия, 1981.-930 с.
  232. В.А. Мудрая власть коллектива.-М.: Молодая гвардия, 1975.-239 с.
  233. В.А. Методика воспитания коллектива. -М.: Просвещение, 1981.-192с.
  234. В.А. Рождение гражданина.М.: Молодая гвардия, 1971.336 с.
  235. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Школа, 1968, — 272 с.
  236. Творчество педагогической деятельности. // Сборник научных трудов.-Свердловск: Педагогический институт, 1990.-156 с.
  237. Теория и история игры. // Отв. редактор В. М. Григорьев, C.B. Григорьев.-М.:ОДИ, 1995.-107 с.
  238. Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений.-М.: Советская Россия, 1977.-160 с.
  239. Г. А. Зеркало сцены: в 2 т.-Л.: Искусство, 1980.- т. 1.-302 е., Т.2.-310 с.
  240. В.А. Праздники юности Подмосковья.-М.: Московский рабочий, 1933.-160 с.
  241. В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений.-М.:МГИК, 1985.- 97 с.
  242. Тубельская Г. Н. Детские праздники в семье. -М.: Сфера, 2000.-173 с.
  243. Л.А. Трудовые обряды и праздники: поиски формы и практики проведения. //Традиционные и новые обряды в быту народов СССР.-М.: Наука, 1981.-91 с.
  244. Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР.-М.: Наука, 1985. 171 с.
  245. Л. А. Заградская С.Т. Праздники и обряды. Истоки и современность.-М: Знание, 1982.- 68 с.
  246. И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта.-М.: Просвещение, 1976.-87 с.
  247. От Пушкина до наших дней: игры, сказки, представления, праздники.-М.-Центр Пушкинская школа, 1997.-258 с.
  248. Д.М. Обряды. За и против.- М.: Политиздат, 1975.-175 с.
  249. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. //Под.ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999.- 964 с.
  250. В.И. Игра как вид эстетической деятельности.-М.: Педагогика, 1986.-256 с.
  251. К.Л. Собрание сочинений в 10 тт. М., 1948−49.
  252. Фантазия + Творчество = Каникулы. // Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков.-М.: НПЦСПО-ФДО, 1994.-192 с.
  253. Д.М. Психология современного подростка.-М.: Педагогика, 1987.-240 с.
  254. Д.М. Психология развития личности в онтогенезе.-М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
  255. Фестивали творчества инвалидов: опыт и перспективы.-М.: ВОИ, 2000.139 с.
  256. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. // Под. ред. И. В. Дубровиной.-М.: Педагогика, 1987.184 с.
  257. Формирование интересов учащихся в области искусства.-Казань: КГУ, 1970.-107 с.
  258. Л.П., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М.: Совершенство, 1988.-432 с.
  259. Философский словарь. // Под ред. И. Т. Фролова.-М.: Политиздат, 1991.560 с.
  260. Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
  261. K.M. Культурология. Энциклопедический словарь.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-640 с.
  262. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня.- М.: Прогресс, 1992.464 с.
  263. А.Ф. Праздник пролетарской солидарности.-М.: Профиздат, 1985.-128 с.
  264. В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания и нравственных качеств в личности школьника. // Докторская диссертация.-М: МГОПИ, 1998.-353с.
  265. Г. П. Пионерский праздник.-М.: Молодая гвардия, 1980.- 95 с.
  266. Г. П. Воспитательные функции массовых пионерских праздников. // Сов.педагогика.-1981 .-№ 8.- 33−37 с.
  267. Г. П. Красный день календаря: Заметки о режиссуре детского массового праздника. // Клуб и художественная самодеятельность,-1984.-№ 2. 24−27 с.
  268. Г. П. Слушайте все. //Предисловие Н.Сац.-М.: Молодая гвардия, 1986.-127 с.
  269. Г. П. Массовый праздник в жизни детей. // Советская педагогика.-1988.-№ 6.-40−45 с.
  270. Г. П. Организация массовых пионерских праздников. //Учебное пособие.-М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1989.-84 с.
  271. Г. П. Торжественно, красиво, памятно: Массовые школьные праздники и театрализованные представления. //Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1989.-199 с.
  272. Г. П. Социально-культурные психолого-педагогические основы массового праздника.-М.: Институт молодежи, 1991.-196 с.
  273. Г. П. Педагогическая технология массового праздника. //Монография.-М.: Молодая гвардия, 1990.-190 с.
  274. Четвертая четверть. // Данилов С., Илюшин Л. Годовой круг праздников и традиций 1991 -1996.-Санкт-Петербург: СПКО, 1997.-44 с.
  275. А.И. Основы драматургии театрализованных представлений.-М.: Просвещение, 1981.-192 с.
  276. В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI—XIX вв. Очерки по истории народных верований. М: 1975. — 236 с.
  277. С.Т. Педагогические отношения.: в.4-х т.- М.: АПИ РСФСР, 1963 Т.1.-503 с.
  278. С.Т. Избранные педагогические произведения в 2-х томах.- М., 1980.
  279. И.Г. Режиссура эстрады и массовых представЛений.-М.- Просвещение, 1986.-463 с.
  280. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания.-М.: Московский рабочий, 1987.-239 с.
  281. Шер Н. С. Детские праздники.-М.: Знание, 1925.-117 с.
  282. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.-М.: Мысль, 1973.-213 с.
  283. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности.-М.: Наука, 1971.-225 с.
  284. И.В. Основные понятия педагогической инноватики: Ярославль, РИО ЦДЮ, 1996.-20 с.
  285. С.А. Лето. //Вопросы-ответы.Подсказки-советы.-М.: Магистр, 1993−145 с.
  286. С.А. Нетрадиционные праздники в школе.-М.: Новая школа, 1997.-333 с.
  287. С.А. Каникулы: Прикладная Энциклопедия.- М.: Новая школа, 1994.-177 с.
  288. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника.-М.: Педагогическое общество России, 1998.-48 с.
  289. Н.Е. Новое воспитание.-М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.
  290. Д.Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999.-360 с.
  291. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.-М.:Педагогика 1980−136с.
  292. Эстетическое воспитание в школе .-Казань: КГУ, 1991.-72 с.
  293. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. //Под.ред. Лихачева Б.Т.-М.: Педагогика, 1980.- 136 с.
  294. П.М. Психология художественного восприятия.-М.: Искусство, 1964.-86 с.
Заполнить форму текущей работой