Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы русской пунктуации как основа методики ее преподавания в начальных классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, авторы этих работ чаще всего обращаются к вопросам обучения пунктуации в средней школе. Проблема обучения пунктуации применительно к практике начальной школы не получила еще должного научно-методического решения. Методическая литература располагает незначительным количеством публикаций, в которых рассматривались бы вопросы создания методической системы, направленной на формирование… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОПОРЫ МЕТОДИКИ ПУНКТУАЦИИ НА ТЕОРИЮ ЕЕ ПРИНЦИПОВ
    • 1. Природа русской пунктуации
    • 2. Анализ методической литературы, отражающей разные подходы к изучению пунктуации: от смысла, интонации и структуры
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. Анализ программ, учебников и методических пособий для 1 — 2 классов
    • 2. Исследование уровня пунктуационной грамотности младших школьников (организация и проведение констатирующего эксперимента)
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ
    • 1. Задачи, организация и исходные положения опытного обучения
    • 2. Программа и этапы опытного обучения
    • 3. Основы методики, опирающейся на интонационный, смысловой (коммуникативный), синтаксический принципы
    • 4. Результаты опытного обучения
  • ВЫВОДЫ

Принципы русской пунктуации как основа методики ее преподавания в начальных классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из основных задач обучения русскому языку является вооружение учащихся умениями и навыками владения языком как средством общения. Это положение ориентирует на усиление практической направленности обучения русскому языку. Реализация этой задачи связана, в частности, с обучением пунктуации, поскольку это обучение коммуникативной деятельности, в процессе которой ученик овладевает пунктуацией как средством общения.

В диссертационном исследовании решается проблема формирования и совершенствования пунктуационных умений младших школьников. Важность этой проблемы обусловлена тем, что пунктуационная грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. И чем лучне будет организовано усвоение пунктуации в младшем звене, тем более эффективным становится процесс совершенствования пунктуационной грамотности школьников на последующих этапах обучения.

Научно-методические основы методики пунктуации были заложены еще в 19 веке в трудах Ф. И. Буслаева, Я. К. Грота, Й. Х. Востокова и др. Эти ученые вели поиски практических путей обучения пунктуации: развивали в детях видение всех элементов письменной речи, пунктуационную зоркость. Известный вклад в теорию обучения пунктуации внесли А. Н. Пешковский, Л. В. Церба, С. И. Абакумов, А. Б. Шапиро и др. Излагая свои взгляды на теоретические основы пунктуации, одни ученые придавали большое значение смысловой или формально-грамматической сторонам высказывания и не учитывали роли интонации. Другие акцентировали внимание в основном на ритмомелодической стороне речи.

Методика пунктуации в ее современной виде сформировалась в 50 -70 годы. Разработка вопросов теории пунктуации и методики ее преподавания поила по пути выявления не одного какого-либо принципа в ущерб другим, а комплекса принципов. В последние десятилетия лингвистами и методистами исследован целый ряд таких важных вопросов, как взаимосвязь пунктуации и интонации (Г.П.Фирсов, Й.Ф.Ломизов), использование приема сопоставления при обучении пунктуации (Г.И.Блинов), формирование пунктуационных навыков (Г.И.Блинов, Й. Ф. Ломизов, Ю. С. Пичугов, В.М.Шаталова), эффективность использования и обучающие возможности отдельных типов упражнений по пунктуации (В.И.Йрсвхин, В. Й. Мандыч, В.Н.Галимова). В исследованиях Г. Г. Граник, М. Л. Микулинской, й.С.Славиной, й.Ф.Тихоновой и других даны психологические объяснения причин пунктуационных ошибок. Методистами Л. Т. Григорян, Й. В. Дудниковым, Й. Ф. Ломизовым, Г. П. Фирсовым и другими выявлены трудности усвоения пунктуации, установлена зависимость пунктуационных обобщений от характера умственной деятельности учацихся, намечен путь дальнейшего совершенствования методики формирования пунктуационных умений. В настоящее время усилилось внимание ученых к лингвистическим и методическим проблемам пунктуации связного текста (Й.И.Фигуровский, Н. С. Валгина, Л. Т. Григорян и другие), наметились нетрадиционные подходы к процессу формирования пунктуационных умений. Так, выявлен новый объект обучения пунктуации — смысловой отрезок текста и предложения (М.Т.Баранов). В исследовании Н. Н. Барулиной принципы русской пунктуации рассматриваются в их отношении к коммуникативному аспекту языка.

Однако в указанных и других исследованиях не определена роль знания основ пунктуационной теории для формирования прочных пунктуационных знаний и умений. Это объясняется тем, что в школьном курсе русского языка пунктуация не изучается как особый раздел науки о языке, а рассматривается в связи с изучением синтаксических понятий и на фоне синтаксической теории.

Кроме того, авторы этих работ чаще всего обращаются к вопросам обучения пунктуации в средней школе. Проблема обучения пунктуации применительно к практике начальной школы не получила еще должного научно-методического решения. Методическая литература располагает незначительным количеством публикаций, в которых рассматривались бы вопросы создания методической системы, направленной на формирование пунктуационных умений у младших школьни-ков (И.В.Прокопович, Л. Т. Григорян, В.А.Квирикашвили). Программа для начальной «колы не определяет четко и последовательно уровни умений и навыков по пунктуации от класса к классу. Все это, в свою очередь, не дает учителю возможности представить себе достаточно ясно закономерности и особенности системы обучения пунктуации в начальных классах.

Необходимость изменения традиционного подхода к обучению пунктуации в начальных классах с учетом принципов русской пунктуации диктуется, кроме того, и результатами проведенного нами исследования в жколах городов Москвы и Саранска. Учащиеся обнаруживают достаточно низкий уровень в знании перечня знаков препинания, включают в состав знаков препинания другие понятия. Мкольни-ки не осознают смысловую сторону пунктуации, следствием чего является «нечувствительность» к интонации озвученной письменной речи, неумение воспроизвести интонацию конца повествовательных и вопросительных предложений, окрашенных и неокраженных эмоционально, что, естественно, отражается на их пунктуационной грамотности. Анализ письменных работ учащихся и выявленные в результате анализа характерные для младших школьников пунктуационные ошибки, а также ответы учеников дают возможность установить, что в обучении пунктуации обнаруживается противоречие, проявляющееся в том, что умения употреблять знаки препинания формируются при отсутствии элементарных знаний о них. Зто, в свою очередь, тормозит дальнейшее языковое развитие школьников, сковывает их творческие возможности.

Поэтому, чтобы в какой-то мере ликвидировать несоответствие между высокоразвитой системой пунктуации русского языка и элементарностью школьного курса пунктуации, необходимо ознакомить младших школьников со знаками препинания до изучения синтаксиса, научить их видеть знаки препинания, понимать в общих чертах их назначение.

Важность раннего практического ознакомления учащихся с пунктуацией обусловливается также и тем, что целенаправленное внимание младших школьников к знакам препинания поможет:

— создать основу для формирования их пунктуационных знаний и умений;

— увидеть за знаком, а следовательно, воспринять и осознать смысл высказывания, а затем правильно интонационно его воспроизвести;

— использовать знаки препинания для точного выражения мыслей и чувств.

А это значит, что наши ученики смогут достичь такого интеллектуального и эмоционального уровня, при котором им откроются богатства тончайших логических оттенков мыслей и нравственные нюансы чувств, которые мы постигаем через произведения мировой литературы.

Итак, недостаточная разработанность проблемы обучения пунктуации применительно к начальной школе, низкий уровень пунктуационной грамотности учащихся, а также практическая необходимость создания методики обучения младших школьников пунктуации определили выбор темы диссертационного исследования и его актуальность.

Объектом исследования является процесс усвоения младшими школьниками пунктуации.

Предмет научного поиска — возможности младших школьников в понимании природы русской пунктуации.

Цель диссертационного исследования состоит в построении теоретически обоснованной и экспериментально апробированной методики обучения пунктуации в начальных классах.

Изучение и анализ литературы, наблюдения за учебно-педагогическим процессом, констатирующий эксперимент позволили сформулировать гипотезу исследования. Сформировать у учащихся начальных классов представление о пунктуации как об одном из средств оформления высказывания в письменной Форме, предупредить и устранить наиболее типичные для младших школьников пунктуационные ошибки можно на основе принципов русской пунктуации (смыслового, интонационного и грамматического) в их взаимосвязи.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают постановку и решение следующих задач:

— изучить и определить лингвистические основы обучения младших школьников пунктуации;

— изучить историю разработки методики обучения пунктуации и выявить тенденции использования принципов русской пунктуации в методике ее преподавания;

— проанализировать современное состояние обучения пунктуации в начальных классах;

— исследовать уровень пунктуационной грамотности учащихся начальных классов, выявить и классифицировать характерные для младших школьников пунктуационные ошибки;

— установить, в какой мере материал по пунктуации представлен в учебно-методических пособиях для 1 — 2 классов;

— разработать программу опытного обучения и методику ее реализации в рамках действующей программы с опорой на понимание учащимися структурных, смысловых и интонационных признаков высказывания. Экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования явились положения учения о диалектическом единстве языка и мышления, о роли речи в процессе познания и мышления.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— анализ лингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

— наблюдение за учебным процессом в школе;

— анкетирование (учителей и учащихся начальной школы);

— анализ письменных работ и устных высказываний младших школьников;

— беседа;

— педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение);

— качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— проанализирована в историческом аспекте проблема обучения пунктуации и выявлены тенденции использования принципов русской пунктуации в методике ее преподавания;

— определен уровень сформированное&tradeпунктуационных умений у учащихся 1 -2 классов;

• - 9.

— выявлены и классифицированы типичные пунктуационные ошибки, допускаемые учащимися 1 -2 классов при выполнении различного рода письменных заданий;

— разработан комплекс упражнений с целью знакомства младших школьников со знаками препинания;

— предложена экспериментально проверенная методика обучения пунктуации в начальных классах на основе ознакомления с принципами русской пунктуации (интонационным, смысловым и грамматическим).

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно обоснованных методических рекомендаций, которые могут быть применены в практике обучения младших школьников пунктуации и помогут учителям начальных классов повысить уровень пунктуационной грамотости учащихся.

Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования школьных учебников и методических рекомендаций к ним, при составлении программ и учебников по русскому языку для начальной школы, а также при составлении программ и учебных пособий по методике преподавания русского языка в педвузе.

Достоверность исследования подтверждается данными анализа учебно-методической литературы, результатами констатирующего эксперимента, опытного обучения, личным участием автора в опыт-но-экспериментальном обучении, позволяющем фиксировать и оценивать на основе непосредственных наблюдений весь ход эксперимента.

Изложенные в диссертационном исследовании теоретические положения и методические выводы подвергались проверке в ходе эксперимента, за время которого было запротоколировано около 30 уроков по теме диссертационного исследования, проанализировано свыше 600 письменных работ учащихся.

Апробация исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на научных конференциях преподавателей и студентов Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева (1988, 1989, 1992, 1993, 1994 гг.), на Ленинских чтениях в МПГУ имени В. И. Ленина (1990, 1991, 1993 гг.), на республиканской научно-практической конференции в Самарском государственном педагогическом институте имени В. В. Куйбышева (1991 г.), на заседании аспирантского объединения при кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах МПГВ имени В. И. Ленина (1991 г.), на методическом объединении учителей начальных классов мкол г. Саранска (1993 г.). Методические рекомендации по обучению пунктуации младших школьников на основе знакомства с ее принципами используются учителями начальных классов мкол N 4, 14, 30, 35, 33 г. Саранска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Первые пунктуационные умения школьников формируются на основе языкового чувства, понимания смысла высказывания, интонации, а такше зрительного восприятия пунктуационных знаков.

2. Пунктуационные умения могут быть сформированы на той, сравнительно небольшой языковой базе, которой располагают учацие-ся 1 — 2 классов.

3. Раннее практическое ознакомление учащихся с пунктуацией способствует пониманию и усвоению младшими школьниками языка.

— 168 -ВЫВОДЫ.

1. В результате опытного обучения был отобран минимум таких теоретических знаний об употреблении знаков препинания на основе смысла, интонации и структуры высказывания, которые могут послужить основой для получения знаний и формирования умений по пунктуации на следупцих этапах обучения школьников. Определены умения, которые необходимо сформировать у учащихся 1 — 2 классов для осознанного восприятия детьми встречающихся знаков препинания и их использования в устной и письменной речи. Получение учащимися теоретических знаний осуществляется через знакомство с отдельными понятиями, моделями синтаксических построений, через овладение алгоритмом действия при реоении пунктуационных задач, и в отдельных случаях через правила. Разработана и реализована система заданий, позволяющих работать над выработкой у учащихся 1−2 классов пунктуационных умений на дограмматической основе, практически проследить взаимодействие принципов русской пунктуации при употреблении знаков препинания в письменной речи. Подтверждена правильность отбора дидактического материала, использованного в процессе обучения. Проверена эффективность разработанной методики.

2. В ходе опытного обучения было осуществлено постепенное становление, усложнение и совершенствование формируемых умений: от умения видеть знаки препинания в письменной речи, слышать и воспроизводить разные типы интонаций, соответствующих определенным знакам препинания до умения создавать собственные высказывания и передавать их содержание на письме с помощью знаков препинания, опираясь на смысл, интонацию и структуру.

3. Опытное обучение помогло младшим школьникам осознать роль употребления знаков препинания в процессе общения.

— 169.

4. Разработанная система коммуникативных задач способствовала развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся.

5. Экспериментальная работа показала эффективность отдельных методов и приемов, использованных в опытном обучении: наблюдение над пунктуационными явлениями с целью выявления их отличительных признаковсопоставление разных видов предложений по смыслу и интонации, моделирование, помогающее учащимся осознать структурные элементы синтаксических построенийиспользование речевых ситуаций, позволяющих обосновать коммуникативную потребность формируемых умений.

— 170 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данное исследование посвящено реиению сложной и актуальной методической проблемы, связанной с Формированием у младших школьников пунктуационных знаний и умений, от степени владения которыми зависит уровень общей языковой культуры человека, способность точно выражать и понимать мысль в письменном общении.

Аналитический обзор лингвистической и методической литературы позволил избрать в качестве основы обучения учащихся начальных классов принципы русской пунктуации (интонационной, смысловой и структурный).

Для разработки эффективной методики обучения младших школьников пунктуации необходимо было исследовать современное состояние обучения пунктуации в начальных классах. Констатирующее исследование показало следующее: а) в практике обучения пунктуация в школе рассматривается только в плане правописания и изучается в связи с синтаксисом. При обучении пунктуации наблюдается иногда сужение понятия пунктуационной грамотности. Обращается внимание только на умение правильно ставить знаки препинания на письме, игнорируется при этом умение «читать» их, соотносить со смыслом высказыванияб) учащиеся 1 — 2 классов показывают низкий уровень знания знаков препинания, в особенности тех, изучение которых не предусмотрено программойв) школьники не осознают смысловую сторону пунктуации. 9 них слабо развито умение воспринимать смысл высказывания, передавать на письме его содержание с помощью знаков препинанияг) учащиеся недостаточно четко слышат и воспроизводят разные типы интонаций.

— 1?1.

Перечисленные недостатки в практике работы начальной школы) по данному направлению определили необходимость разработки методики обучения младших школьников пунктуации.

Результаты проведенного опытного обучения подтверждают верность выдвинутой гипотезы, согласно которой сформировать у учащихся начальных классов представление о пунктуации как об одном из средств оформления высказывания в письменной форме, добиться существенных успехов в совершенствовании умения интонационно правильно и выразительно высказывать свои мысли в устной форме, а также в предупреждении и устранении наиболее типичных для младших школьников пунктуационных ошибок можно на основе принципов русской пунктуации в их взаимодействии.

В ходе опытного обучения повысился уровень знания учащимися знаков препинания. Значительно возрос уровень владения следующими умениями: умение распознавать в письменной и устной речи разные виды предложений, ориентируясь на смысл, интонацию и грамматические признаки, умения видеть в языковом материале знаки препинания и выразительно их «читать», умение соотносить смысловую и интонационную стороны высказывания. В результате экспериментальной работы повысился уровень владения умением осознанно употреблять в устной и письменной речи разные типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Кроме того, значительно сократилось количество пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся при выполнении различного рода упражнений.

Таким образом, опытная проверка свидетельствует об эффективности разработанной методики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Методика пунктуации. М.: Учпедгиз, 1954.-119 с.
  2. С.И. Об основах методики пунктуации // Известия АПН РСФСР. 1947. — Вып. 10. — С. 5−54.
  3. Л.И., Гармина Н. И. Психологические особенности моделирования на уроках русского языка в 1 2 классах // Новые исследования в психологии. — 1977. — N 1. — С.11−14.
  4. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144с.
  5. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой.-М.: Педагогика, 1977. 245 с.
  6. В.М. Система проблемных ситуаций // Новые исследования в педагогических науках. 1970. — N 1.- С. 107−111.
  7. А.Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка: В 2 ч. М.: Учпедгиз, 1983. — 2ч.
  8. В.М. Упражнения, основанные на списывании с расстановкой пропущенных знаков препинания в системе работы по формированию у жкольников пунктуационных навыков письма: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1983. — 18 с.
  9. П.О. Методика русского языка в средней школе. -М.: Учпедгиз, 1947. 268 с.
  10. В.В., Чеснокова Л. Д., Еремеева А. П. Лингвистические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1980. — 64 с.
  11. В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. М.1. Просвещение, 1979, 270 с.
  12. Н.И. Развитие познавательной и творческой деятельности школьников // Советская педагогика. 1981. — N 7. — С.68−72.
  13. М.Т. Повышение пунктуационной грамотности учащихся 4−8 классов // Русский язык в школе. 1985. — N 3. — С.17 — 24.
  14. М.Т. Имения и навыки в школьном курсе русского языка// Русский язык в школе. 1979. — N 3. — С. 18−24.
  15. A.A. Российская грамматика Антона Алексеевича Барсова/ Под ред. Б. А. Испенского. М-: Изд-во МГН, 1981. — 776 с.
  16. H.H. Принципы современной пунктуации с учетом коммуникативного аспекта языка: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1982. — 16 с.
  17. К.Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе. М.: Нчпедгиз, 1938. — 307 с.
  18. Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  19. Г. И. Методика изучения пунктуационных правил. М.: Просвещение, 1972. — 208 с.
  20. Г. И. 0 преемственности между начальной и средней школой при изучении синтаксиса и пунктуации // Преемственность преподавания русского языка в начальной и средней школе. М., 1960. — С. 139 — 160.
  21. Г. И. Постановка мыслительной задачи // Русский язык в школе. 1971. — N 5. — С. 54−55.
  22. Г. И. Пунктуационные задачи // Русский язык в школе. -1985. N 3. — С. 30 -31.
  23. Г. И. Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы при изучении пунктуации // Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. М., 1962. — С. 61 — 79.- 174
  24. Г. И. Сопоставления при изучении пунктуации. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1959. — 135 с.
  25. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в «коле. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1959. — 349 с.
  26. Д.Н. Развивающее обучение и приемы умственной деятельности школьников // Русский язык в школе. 1978. -N 5. — С. 59 — 64.2?. £оювич Л. И. Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание. 1979. — N 12. — 96 с.
  27. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. Н.: Педагогика. 1972. — С. 7 — 45.
  28. С.М. Беседы о грамотности. М.: Знание. 1977. -96 с.
  29. С.Н. Знаки препинания и другие знаки, употребляемые в современном русском правописании // Русский филологический вестник. Варшава, 1905. — N 3. — С. 9 — 36.
  30. Л.А. К реформе русской пунктуации // Русский язык в иколе. 1930. — Н 4. — С. 128.
  31. С. Интерпункция // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Спб., 1894. — Т. 25. — С. 268.
  32. Ф.И. Историческая грамматика русского языка. К. 1913. — 207 с.
  33. В.И. Пунктуационный разбор и работа над интонацией// Русский язык в школе. 1972. — N 3. — С. 21 — 28.
  34. Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. -М.: Просвещение, 1979. 125 с.
  35. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского A.B. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.- 175 3?. Вопросы методики обучения русскому языку в начальной вколе / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: йэд-во АПН РСФСР, 1959. — 263 с.
  36. А.Х. Сокращенная русская грамматика. Спб.: Тип. Глазунова, 1831. — 408 с.
  37. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-И.: Просвещение, 196?. 93 с.
  38. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования: Мышле-ние и речь: Проблемы психологического развития ребенка. И.: АПН РСФСР, 1956. — С. 438 — 459.
  39. В.В. Методика формирования у учащихся пунктуационных умений на основе ознакомления с функциями знаков препинания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 16 с.
  40. В.Н. Обучение учащихся 4 класса интонационной выразительности // Русский язык в вколе. М., 1972. — N 3. — С.16−21.
  41. В.Н. Система устных упражнений при обучении пунктуации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 17 с.
  42. П.Я., Запорожец A.B., Зльконин Д. В. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в вколе // Вопросы психологии. 1963. — N 5. — С. 61−73.
  43. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном Формировании умственных действий // Исследования мывления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  44. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. — N 6.- С.58−68.
  45. Н.И. Использование занимательности на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1966. — N 1. — С. 15 -18.
  46. Ган И. К. Знаки препинания: Практическое руководство к полному и всестороннему изучению правильного употребления знаков пре- 1?6 пинания. Вильно, 1883. — 69 с.
  47. Й.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во ЙПН РСФСР, 1961. — 4?! с.
  48. Л.К. Обучение пунктуации связного текста на уроках русского языка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. -16с.*—'
  49. К.В. Роль задания упражнения в организации познавательной деятельности учащихся // Русский язык в школе. 1977.-Н 2. — С. 29 — 33.
  50. В.Г., Кирвшкин В. А. 1анько А.Ф. Букварь. М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
  51. В. Г. Кирвшкин В.А., Манько А. Ф. Нроки обучения грамоте. М.: Просвещение, 1988. — 143 с.
  52. Г. Г. Повторение пунктуации в старших классах // Русский язык в школе. 1966. — N 2. — С. 42 -56.
  53. Г. Г. Психологические принципы построения школьного курса синтаксиса и пунктуации русского языка: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М. 1975. — 47 с.
  54. Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  55. Г. Г. Формирование у школьников общего метода действия для решения пунктуационных задач при самостоятельном создании текста // Вопросы психологии. 1971. — N 2. — С. 20−34.
  56. Н.И. Практическая русская грамматика. Спб.: Тип издателя, 1834. 387 с.
  57. Н.И. Русская грамматика первого возраста. Спб. Тип Гаспера, 1860. — 175 с.
  58. Л.Т. Графический диктант (при первоначальном обучении синтаксису и пунктуации) // Начальная школа. 1968. — M 9.-С. 35 — 39.
  59. Л.Т. Некоторые проблемы методики пунктуации / Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М., 1977. — С. 225 — 241.
  60. Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. М.: Педагогика. 1982. — 120 с.
  61. Григорян Л.Т.0 совершенствовании школьного курса пунктуации // Совершенствование содержания и методов обучения русскому языку по новым программам. М. 1975. — С. 28 — 32.
  62. Я.К. Русское правописание. Спб.: Тип. Акад. наук, 1886. — 120 с.
  63. И.И. Опыт общесравнительной грамматики русского языка. Спб., 1853. — 178 с.
  64. А.Е. Образовательное и воспитательное значение Формирования умений и навыков // Советская педагогика. 1983. -N 9. — С. 24 — 27.
  65. A.B. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней средней школе. М.: Учпедгиз, 1963. — 439 с.
  66. С.Ф. Психологические основы повыжения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Просвещение, 1979.-184 с.75#.|уйков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М.: Просвещение, 1964. — 300 с.
  67. М.Л., Костенко Ф. Д., Рождественский Н. С. Русский язык: Учебник для 1 класса. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  68. М.Л., Костенко Ф. Д., Рождественский Н. С. Русский язык: Учебник для 2 класса. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  69. М.Л. Синтаксис письменной речи учащихся начальных классов // Речевое развитие младжих жкольников. М., 1970.-С. 112 — 124.
  70. А.Н., Поздняков Н. С. Стрелинский А.П. Знаки препинания. М.: Работник просвещения, 1928. — 128 с.
  71. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. И.: Знание, 1977. — 64 с.
  72. В. Указатель (систематический и алфавитный) при расстановке знаков препинания. М., 1892. — 164 с.
  73. Зизаний Лаврентий. Грамматика словенская. Совершенного искусства осьми частей слова и иных нуждных. Вильно, 1596. — 93с.
  74. Т.И. Работа над интонацией как средством общения // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ имени В. И. Ленина за 1991 год, посвященной 120-летию основания университета. М.: Прометей, 1992. — С.101 -103.
  75. В.Ф. История и принципы русской пунктуации. Л.:1. Изд-во ЛГУ, 1962. 64 с.
  76. Н.П., Щербакова H.A. Методика русского языка в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1950. — 518 с.
  77. В.И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе. 1978. — N 4. — С. 58 — 66.
  78. В.И. Активизация методов работы по развитию речи // Совершенствование методов обучения русскому языку. ~М., 1981.-С. 34 43.
  79. В.А. Употребление знаков препинания в письменной речи. Харьков: Тип М. Гордона, 1879. — 130 с.
  80. М.П. 0 воспитании интереса к изучению пунктуации // Русский язык в школе. 1986. — N 6. — С. 16 — 17.
  81. И.П. Пунктуация и коммуникативная ситуация // Русский язык в школе. 1990. — N 3. — С. 22 — 25.
  82. Л.А. Развитие творческой активности учащихся // Советская педагогика. 1981. — N 7. — С. 64 — 68.
  83. Л.А. Использование учебника в самостоятельной работе школьника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1974. — Вып. 2. — С. 66 — 77.
  84. Н.К. Методика русского языка. Пг.: Я. Башмаков и Kt, 1914. — 288 с.
  85. A.D. Упражнения по синтаксису в аспекте развития речи // Русский язык в школе. 1979. — N 2. — С. 22 — 27.
  86. Т.А. Нивое слово: Устное слово как средство и предмет обучения. М.: Просвещение. 1986. — 124 с.
  87. Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.-143 с.
  88. Т.А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям // Русский язык в школе. 1974. — N 5. — С.40 — 44.- 180
  89. Т.А. Речевые умения как разновидность общеучеб-ных умений // Характеристика связной речи детей младшего школьного возраста. М., 1981. — С. 4 — 13.
  90. A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука. 1969. — 307 с.
  91. A.A. Слово в речевой деятельности и некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965.- 240 с.
  92. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  93. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. К.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 39 с.
  94. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — N 3. — 50 с.
  95. А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. М.: Просвещение, 1988. — 95 с.
  96. А.Ф. Методика пунктуации в связи с изучением синтаксиса. М.: Просвещение, 1964. — 331 с.
  97. А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. М.: Учпедгиз. 1954. — 108 с.
  98. М.В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. -М-Л., 1952. Т.7. — С. 429 — 436.
  99. М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская H.H. Методика обучения русскому языку в начальных классах. ~М.: Просвещение, 1987. 415 с.
  100. М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе, 1985. — N 4. — С. 42 — 47.
  101. М.Р. Перспективы методики правописания в начальной- 181 коле // Начальная школа. 1989. — N 8. — С. 8 — 18.
  102. М.Р. Словарь справочник по методике русского языка.-М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  103. ИЗ. Мандыч В. А. Система устных и письменных упражнений как средство повышения пунктуационной граммотности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1980. — 21 с.
  104. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 240 с.
  105. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 94 с.
  106. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика. 1972. 208 с.
  107. Р.Г. Взаимосвязь обучения русскому языку и чтению как основа развития письменной речи младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1978. — 21 с.
  108. Э.Э. Экспериментальная проверка возможностей использования школьниками интонации при расстановке знаков препинания // 0 путях повышения эффективности обучения русскому языку в средней школе. М., 1971. — С. 41 -52.
  109. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
  110. Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. — 368 с.
  111. Г. Г. Психологические условия постановки учебных задач: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1973. 18 с.
  112. Г. Ф. 0 принципах пунктуации как системы // Русский язык в школе. 1976. — Н 4. — С. 71 — 78.
  113. А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся.-М.: Просвещение, 1985. 142 с.- 182
  114. Овсянико Куликовский Д. Н., Сакулин П. Н. Практический курс синтаксиса русского языка. — Спб.: Изд-во И. Л. Овсянико — Куликовской, 1913. — 238 с.
  115. Основы методики начального обучения / Под ред. Н.С.Рокдест-венского. М.: Просвещение, 1965. 534 с.
  116. Павлов Мишкин В. Д. Практическое руководство к расстановке знаков препинания. — М.: Мир, 1934. — 118 с.
  117. И.Р. Начальное преподавание русского языка. Н.: Учпедгиз, 1951. — 80 с.
  118. И.Р. Очерки по методике русского языка. М.: Просвещение, 1965. — 312 с.
  119. Парамонов 0. Новые правила в пунктуации // Русский язык в ¦коле. 1930. — N 4. — С. 130.
  120. Л.С. Занимательно о пунктуации // Русский язык в школе. 1976. — Н 2. — С. 47 — 50.
  121. Л.С. 0 трех точках // Русский язык в школе. -1985. N 6. — С. 47 — 51.
  122. B.C. Использование системы условно-графических обозначений при изучении пунктуации. М.: НИИ школ, 1974. — 128 с.
  123. B.C., Маталова В. М. Работа над орфографическими и пунктуационными навыками. М.: НИИ школ, 1979. — 77 с.
  124. Н.С. Методика русского языка. М.: Учпедгиз, 1948. — 203 с.
  125. Н.С. Об основах пунктуации в русском языке // Русский язык в школе. 1934. — N 4. — С. 11 — 13.
  126. Преемственность и перспективность в обучении русскому язы-ку/Сост. А. Н. Матвеева. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.-183
  127. Проблемы обучения орфографии и пунктуации/ Под ред. В. МЛа-) таловой. М.: Просвещение, 1977. — 145 с.
  128. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1 3). — М.: Просвещение, 1993. — 110 с.
  129. Проект свода правил об употреблении знаков препинания // Русский язык в советской иколе. 1930. — N 3. — С. 171 -174.
  130. И.В. Работа над предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1976. — 112 с.
  131. Е.П. Структурно-семантический принцип и пути его реализации в преподавании школьного курса синтаксиса. Куйбышев: КГПИ, 1984. — 84 с.
  132. Работа над предложением и связной речью в начальных классах / Сост. П. А. Грушников, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 1967. — 128 с.1 144. Рамзаева Т. Г. Уроки русского языка в 1 классе. М.: Просвещение» 1986. 124 с.
  133. Т.Г. Уроки русского языка во 2 классе. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  134. С.П. Методика русского языка в начальной школе. -М.: Учпедгиз, 1963. 368 с.
  135. Н.С. Преемственность преподавания русского языка в начальной и средней школе. М.: Учпедгиз, 1960. — 195 с.
  136. Д.З. Справочник по пунктуации. М.: Книга, 1984. — 272 с.
  137. С.Л. 0 мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 148 с.
  138. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1359. — 354 с. v,
  139. Русская грамматика: В 2 т. Т. 1./ Под ред. Н. Я. Шведова.1. М.: Наука, 1980. С. 96.
  140. П.Н. Сборник статей для упражнения в знаках препинания и для синтаксического разбора. М.: Д. И. Тихомиров, 1907.-78 с.
  141. Н.И. Грамматические знаки препинания при чтении вслух // 1урнал Министерства Народного просвещения. Новая серия.-1916. Ч. 45. — С. 18 — 20.
  142. М.Н. К вопросу о законах, принципах и правилах в педагогике // Советская педагогика. 1947. — N 5. — С.15−27.
  143. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  144. М.Ф. 0 доказательствах при грамматическом раэборе // Русский язык в школе. 1978. — Н 6. — С. 14−17.
  145. В.Я. Методика русского языка. М., 1914. — 192 с.
  146. В.Я. Правила употребления знаков препинания, -Спб., 1850. 78 с.
  147. Смотрицкий Мелетий. Грамматики словенские правильная синтагма. Киев: Наукова думка, 1979. — 250 с.
  148. И.И. Об изучении русского языка вообще и особенно в детском возрасте. Спб.: Академия наук, 1899. — 185 с.
  149. В.Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах среднеучебных заведений // Избр. пед. соч.-М. 1954. — С. 25 — 64.
  150. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности.-М.: Знание, 1983. 95 с.
  151. A.B. К вопросу о пунктуационном минимуме для сред- 185 ней школы // Русский язык в школе. 1970. — N 2. — С. 75 — 85.
  152. A.B. методика русского языка в средней школе.
  153. М.: Просвещение" 1970. 605 с.
  154. A.B. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе. М.: Просвещение, 1982. — 111 с.
  155. Л.И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе. М.: Д. И. Тихомиров, 1914. — 267 с.
  156. В.А. Разговор между Чужестранным человеком и Российским об орфографии старинной и новой и о всем" что принадлежит к сей материи. Спб.: При Императорской Академии наук, 1748.-464 с.
  157. Л.А. Воспитание у школьников сознательного отношения к изучаемым теоретическим сведениям // Русский язык в школе. 1976. — N 3. — С. 17 — 21.
  158. М.А. Методика письма. Обучение чистописанию, скорописи, пунктуации, письменной речи, исправлению письменных работ. Юрьев.: Тип. Э. Бергмана, 1906. — 126 с.
  159. К.Д. 0 первоначальном преподавании русского языка // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1971. — Т.2. — С.
  160. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. И.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  161. Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. — 160 с,
  162. Л.П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами // Русский язык в школе. 1978. — N 3. -С. 15 — 21.
  163. И.А. Обучение школьников пунктуации целого текста// Русский язык в школе. 1970. — N 1. — С. 18 — 23.
  164. Л.П. Синтаксис целого текста и ученические-.188 письменные работы. П.: Учпедгиз. 196i. — 171 с. 1177. Фирсов Г. П. Выразительное чтение на дроках русского языка.
  165. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. 40 с.
  166. Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-447 с.
  167. Г. П. Об изучении синтаксиса и пунктуации в школе. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 176 с.
  168. Г. П. Ознакомление учащихся 5−6 классов с пунктуацией. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 68 с.
  169. Г. П. Совершенствование методов обучения пунктуации // Пути совершенствования преподавания русского языка в 5 8 классах. — М. — 1962. — С. 112 — 153.
  170. Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  171. Ф.А., Валыт Е. Р. Практическая грамматика русского языка: В 2 ч. Ч. 2. М.: Работник просвещения, 1924. — 280с.
  172. A.C. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  173. В.И. В защиту шивого слова. Спб., 1910. 82 с.
  174. В.И. Азбука выразительного чтения. Обучение русскому правописанию // Избранные труды: В 2 т. М., 1970. — Т.2.-С. 465 — 551.
  175. А.Б. 0 реформе русской пунктуации // Русский язык в советской школе. 1930. — N 3. — С. 121 — 123.
  176. А.Б. Основы русской пунктуации. М.: Изд-во АН СССР 1955. — 398 с.
  177. А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. М.: Просвещение, 1966. — 296 с.- 187
  178. .С. Современная русская пунктуация: Система и ее функционирование. М.: наука, 1988. — 192 с.
  179. И.С. Знание и мышление школьника. М&bdquo-: Знание, 1985. — № 9. — 80 с.
  180. A.A. Изучение синтаксиса и пунктуации в 4 классе // Русский язык в школе. 1972. — № 4. — С. 29 — 32.
Заполнить форму текущей работой