Принципы русской пунктуации как основа методики ее преподавания в начальных классах
Диссертация
Кроме того, авторы этих работ чаще всего обращаются к вопросам обучения пунктуации в средней школе. Проблема обучения пунктуации применительно к практике начальной школы не получила еще должного научно-методического решения. Методическая литература располагает незначительным количеством публикаций, в которых рассматривались бы вопросы создания методической системы, направленной на формирование… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОПОРЫ МЕТОДИКИ ПУНКТУАЦИИ НА ТЕОРИЮ ЕЕ ПРИНЦИПОВ
- 1. Природа русской пунктуации
- 2. Анализ методической литературы, отражающей разные подходы к изучению пунктуации: от смысла, интонации и структуры
- ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 1. Анализ программ, учебников и методических пособий для 1 — 2 классов
- 2. Исследование уровня пунктуационной грамотности младших школьников (организация и проведение констатирующего эксперимента)
- ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ
- 1. Задачи, организация и исходные положения опытного обучения
- 2. Программа и этапы опытного обучения
- 3. Основы методики, опирающейся на интонационный, смысловой (коммуникативный), синтаксический принципы
- 4. Результаты опытного обучения
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абакумов С.И. Методика пунктуации. М.: Учпедгиз, 1954.-119 с.
- Абакумов С.И. Об основах методики пунктуации // Известия АПН РСФСР. 1947. — Вып. 10. — С. 5−54.
- Айдарова Л.И., Гармина Н. И. Психологические особенности моделирования на уроках русского языка в 1 2 классах // Новые исследования в психологии. — 1977. — N 1. — С.11−14.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144с.
- Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой.-М.: Педагогика, 1977. 245 с.
- Антипова В.М. Система проблемных ситуаций // Новые исследования в педагогических науках. 1970. — N 1.- С. 107−111.
- Арсирий А.Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка: В 2 ч. М.: Учпедгиз, 1983. — 2ч.
- Арсюхин В.М. Упражнения, основанные на списывании с расстановкой пропущенных знаков препинания в системе работы по формированию у жкольников пунктуационных навыков письма: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1983. — 18 с.
- Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе. -М.: Учпедгиз, 1947. 268 с.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д., Еремеева А. П. Лингвистические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1980. — 64 с.
- Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. М.1. Просвещение, 1979, 270 с.
- Бабкин Н.И. Развитие познавательной и творческой деятельности школьников // Советская педагогика. 1981. — N 7. — С.68−72.
- Баранов М.Т. Повышение пунктуационной грамотности учащихся 4−8 классов // Русский язык в школе. 1985. — N 3. — С.17 — 24.
- Баранов М.Т. Имения и навыки в школьном курсе русского языка// Русский язык в школе. 1979. — N 3. — С. 18−24.
- Барсов A.A. Российская грамматика Антона Алексеевича Барсова/ Под ред. Б. А. Испенского. М-: Изд-во МГН, 1981. — 776 с.
- Барулина H.H. Принципы современной пунктуации с учетом коммуникативного аспекта языка: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1982. — 16 с.
- Бархин К.Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе. М.: Нчпедгиз, 1938. — 307 с.
- Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- Блинов Г. И. Методика изучения пунктуационных правил. М.: Просвещение, 1972. — 208 с.
- Блинов Г. И. 0 преемственности между начальной и средней школой при изучении синтаксиса и пунктуации // Преемственность преподавания русского языка в начальной и средней школе. М., 1960. — С. 139 — 160.
- Блинов Г. И. Постановка мыслительной задачи // Русский язык в школе. 1971. — N 5. — С. 54−55.
- Блинов Г. И. Пунктуационные задачи // Русский язык в школе. -1985. N 3. — С. 30 -31.
- Блинов Г. И. Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы при изучении пунктуации // Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. М., 1962. — С. 61 — 79.- 174
- Блинов Г. И. Сопоставления при изучении пунктуации. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1959. — 135 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в «коле. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1959. — 349 с.
- Богоявленский Д.Н. Развивающее обучение и приемы умственной деятельности школьников // Русский язык в школе. 1978. -N 5. — С. 59 — 64.2?. £оювич Л. И. Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание. 1979. — N 12. — 96 с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. Н.: Педагогика. 1972. — С. 7 — 45.
- Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. М.: Знание. 1977. -96 с.
- Браиловский С.Н. Знаки препинания и другие знаки, употребляемые в современном русском правописании // Русский филологический вестник. Варшава, 1905. — N 3. — С. 9 — 36.
- Булаховский Л.А. К реформе русской пунктуации // Русский язык в иколе. 1930. — Н 4. — С. 128.
- Булич С. Интерпункция // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Спб., 1894. — Т. 25. — С. 268.
- Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. К. 1913. — 207 с.
- Бухарин В.И. Пунктуационный разбор и работа над интонацией// Русский язык в школе. 1972. — N 3. — С. 21 — 28.
- Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. -М.: Просвещение, 1979. 125 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского A.B. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.- 175 3?. Вопросы методики обучения русскому языку в начальной вколе / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: йэд-во АПН РСФСР, 1959. — 263 с.
- Востоков А.Х. Сокращенная русская грамматика. Спб.: Тип. Глазунова, 1831. — 408 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-И.: Просвещение, 196?. 93 с.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования: Мышле-ние и речь: Проблемы психологического развития ребенка. И.: АПН РСФСР, 1956. — С. 438 — 459.
- Гадалова В.В. Методика формирования у учащихся пунктуационных умений на основе ознакомления с функциями знаков препинания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 16 с.
- Галимова В.Н. Обучение учащихся 4 класса интонационной выразительности // Русский язык в вколе. М., 1972. — N 3. — С.16−21.
- Галимова В.Н. Система устных упражнений при обучении пунктуации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 17 с.
- Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Зльконин Д. В. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в вколе // Вопросы психологии. 1963. — N 5. — С. 61−73.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном Формировании умственных действий // Исследования мывления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
- Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. — N 6.- С.58−68.
- Гамбург Н.И. Использование занимательности на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1966. — N 1. — С. 15 -18.
- Ган И. К. Знаки препинания: Практическое руководство к полному и всестороннему изучению правильного употребления знаков пре- 1?6 пинания. Вильно, 1883. — 69 с.
- Гвоздев Й.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во ЙПН РСФСР, 1961. — 4?! с.
- Гогиберидзе Л.К. Обучение пунктуации связного текста на уроках русского языка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. -16с.*—'
- Горбачевская К.В. Роль задания упражнения в организации познавательной деятельности учащихся // Русский язык в школе. 1977.-Н 2. — С. 29 — 33.
- Горецкий В.Г., Кирвшкин В. А. 1анько А.Ф. Букварь. М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
- Горецкий В. Г. Кирвшкин В.А., Манько А. Ф. Нроки обучения грамоте. М.: Просвещение, 1988. — 143 с.
- Граник Г. Г. Повторение пунктуации в старших классах // Русский язык в школе. 1966. — N 2. — С. 42 -56.
- Граник Г. Г. Психологические принципы построения школьного курса синтаксиса и пунктуации русского языка: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М. 1975. — 47 с.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
- Граник Г. Г. Формирование у школьников общего метода действия для решения пунктуационных задач при самостоятельном создании текста // Вопросы психологии. 1971. — N 2. — С. 20−34.
- Греч Н.И. Практическая русская грамматика. Спб.: Тип издателя, 1834. 387 с.
- Греч Н.И. Русская грамматика первого возраста. Спб. Тип Гаспера, 1860. — 175 с.
- Григорян Л.Т. Графический диктант (при первоначальном обучении синтаксису и пунктуации) // Начальная школа. 1968. — M 9.-С. 35 — 39.
- Григорян Л.Т. Некоторые проблемы методики пунктуации / Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М., 1977. — С. 225 — 241.
- Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. М.: Педагогика. 1982. — 120 с.
- Григорян Л.Т.0 совершенствовании школьного курса пунктуации // Совершенствование содержания и методов обучения русскому языку по новым программам. М. 1975. — С. 28 — 32.
- Грот Я.К. Русское правописание. Спб.: Тип. Акад. наук, 1886. — 120 с.
- Давыдов И.И. Опыт общесравнительной грамматики русского языка. Спб., 1853. — 178 с.
- Дмитриев А.Е. Образовательное и воспитательное значение Формирования умений и навыков // Советская педагогика. 1983. -N 9. — С. 24 — 27.
- Дудников A.B. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней средней школе. М.: Учпедгиз, 1963. — 439 с.
- Муйков С.Ф. Психологические основы повыжения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Просвещение, 1979.-184 с.75#.|уйков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М.: Просвещение, 1964. — 300 с.
- Закожурникова М.Л., Костенко Ф. Д., Рождественский Н. С. Русский язык: Учебник для 1 класса. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
- Закожурникова М.Л., Костенко Ф. Д., Рождественский Н. С. Русский язык: Учебник для 2 класса. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
- Закожурникова М.Л. Синтаксис письменной речи учащихся начальных классов // Речевое развитие младжих жкольников. М., 1970.-С. 112 — 124.
- Зарослов А.Н., Поздняков Н. С. Стрелинский А.П. Знаки препинания. М.: Работник просвещения, 1928. — 128 с.
- Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. И.: Знание, 1977. — 64 с.
- Зелинский В. Указатель (систематический и алфавитный) при расстановке знаков препинания. М., 1892. — 164 с.
- Зизаний Лаврентий. Грамматика словенская. Совершенного искусства осьми частей слова и иных нуждных. Вильно, 1596. — 93с.
- Зиновьева Т.И. Работа над интонацией как средством общения // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ имени В. И. Ленина за 1991 год, посвященной 120-летию основания университета. М.: Прометей, 1992. — С.101 -103.
- Иванова В.Ф. История и принципы русской пунктуации. Л.:1. Изд-во ЛГУ, 1962. 64 с.
- Каноныкин Н.П., Щербакова H.A. Методика русского языка в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1950. — 518 с.
- Капинос В.И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе. 1978. — N 4. — С. 58 — 66.
- Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи // Совершенствование методов обучения русскому языку. ~М., 1981.-С. 34 43.
- Кендзерский В.А. Употребление знаков препинания в письменной речи. Харьков: Тип М. Гордона, 1879. — 130 с.
- Кийко М.П. 0 воспитании интереса к изучению пунктуации // Русский язык в школе. 1986. — N 6. — С. 16 — 17.
- Кийко И.П. Пунктуация и коммуникативная ситуация // Русский язык в школе. 1990. — N 3. — С. 22 — 25.
- Кирсанова Л.А. Развитие творческой активности учащихся // Советская педагогика. 1981. — N 7. — С. 64 — 68.
- Концевая Л.А. Использование учебника в самостоятельной работе школьника // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1974. — Вып. 2. — С. 66 — 77.
- Кульман Н.К. Методика русского языка. Пг.: Я. Башмаков и Kt, 1914. — 288 с.
- Купалова A.D. Упражнения по синтаксису в аспекте развития речи // Русский язык в школе. 1979. — N 2. — С. 22 — 27.
- Ладыженская Т.А. Нивое слово: Устное слово как средство и предмет обучения. М.: Просвещение. 1986. — 124 с.
- Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.-143 с.
- Ладыженская Т.А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям // Русский язык в школе. 1974. — N 5. — С.40 — 44.- 180
- Ладыженская Т.А. Речевые умения как разновидность общеучеб-ных умений // Характеристика связной речи детей младшего школьного возраста. М., 1981. — С. 4 — 13.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука. 1969. — 307 с.
- Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности и некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965.- 240 с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. К.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 39 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — N 3. — 50 с.
- Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. М.: Просвещение, 1988. — 95 с.
- Ломизов А.Ф. Методика пунктуации в связи с изучением синтаксиса. М.: Просвещение, 1964. — 331 с.
- Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. М.: Учпедгиз. 1954. — 108 с.
- Ломоносов М.В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. -М-Л., 1952. Т.7. — С. 429 — 436.
- Львов М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская H.H. Методика обучения русскому языку в начальных классах. ~М.: Просвещение, 1987. 415 с.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе, 1985. — N 4. — С. 42 — 47.
- Львов М.Р. Перспективы методики правописания в начальной- 181 коле // Начальная школа. 1989. — N 8. — С. 8 — 18.
- Львов М.Р. Словарь справочник по методике русского языка.-М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- ИЗ. Мандыч В. А. Система устных и письменных упражнений как средство повышения пунктуационной граммотности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1980. — 21 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 240 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 94 с.
- Матвшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика. 1972. 208 с.
- Матвшова Р.Г. Взаимосвязь обучения русскому языку и чтению как основа развития письменной речи младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1978. — 21 с.
- Медведева Э.Э. Экспериментальная проверка возможностей использования школьниками интонации при расстановке знаков препинания // 0 путях повышения эффективности обучения русскому языку в средней школе. М., 1971. — С. 41 -52.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
- Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. — 368 с.
- Микулина Г. Г. Психологические условия постановки учебных задач: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1973. 18 с.
- Низяева Г. Ф. 0 принципах пунктуации как системы // Русский язык в школе. 1976. — Н 4. — С. 71 — 78.
- Никеров А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся.-М.: Просвещение, 1985. 142 с.- 182
- Овсянико Куликовский Д. Н., Сакулин П. Н. Практический курс синтаксиса русского языка. — Спб.: Изд-во И. Л. Овсянико — Куликовской, 1913. — 238 с.
- Основы методики начального обучения / Под ред. Н.С.Рокдест-венского. М.: Просвещение, 1965. 534 с.
- Павлов Мишкин В. Д. Практическое руководство к расстановке знаков препинания. — М.: Мир, 1934. — 118 с.
- Палей И.Р. Начальное преподавание русского языка. Н.: Учпедгиз, 1951. — 80 с.
- Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. М.: Просвещение, 1965. — 312 с.
- Парамонов 0. Новые правила в пунктуации // Русский язык в ¦коле. 1930. — N 4. — С. 130.
- Пастухова Л.С. Занимательно о пунктуации // Русский язык в школе. 1976. — Н 2. — С. 47 — 50.
- Пастухова Л.С. 0 трех точках // Русский язык в школе. -1985. N 6. — С. 47 — 51.
- Пичугов B.C. Использование системы условно-графических обозначений при изучении пунктуации. М.: НИИ школ, 1974. — 128 с.
- Пичугов B.C., Маталова В. М. Работа над орфографическими и пунктуационными навыками. М.: НИИ школ, 1979. — 77 с.
- Поздняков Н.С. Методика русского языка. М.: Учпедгиз, 1948. — 203 с.
- Поспелов Н.С. Об основах пунктуации в русском языке // Русский язык в школе. 1934. — N 4. — С. 11 — 13.
- Преемственность и перспективность в обучении русскому язы-ку/Сост. А. Н. Матвеева. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.-183
- Проблемы обучения орфографии и пунктуации/ Под ред. В. МЛа-) таловой. М.: Просвещение, 1977. — 145 с.
- Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1 3). — М.: Просвещение, 1993. — 110 с.
- Проект свода правил об употреблении знаков препинания // Русский язык в советской иколе. 1930. — N 3. — С. 171 -174.
- Прокопович И.В. Работа над предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1976. — 112 с.
- Пронина Е.П. Структурно-семантический принцип и пути его реализации в преподавании школьного курса синтаксиса. Куйбышев: КГПИ, 1984. — 84 с.
- Работа над предложением и связной речью в начальных классах / Сост. П. А. Грушников, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 1967. — 128 с.1 144. Рамзаева Т. Г. Уроки русского языка в 1 классе. М.: Просвещение» 1986. 124 с.
- Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка во 2 классе. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
- Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. -М.: Учпедгиз, 1963. 368 с.
- Рождественский Н.С. Преемственность преподавания русского языка в начальной и средней школе. М.: Учпедгиз, 1960. — 195 с.
- Розенталь Д.З. Справочник по пунктуации. М.: Книга, 1984. — 272 с.
- Рубинштейн С.Л. 0 мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 148 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1359. — 354 с. v,
- Русская грамматика: В 2 т. Т. 1./ Под ред. Н. Я. Шведова.1. М.: Наука, 1980. С. 96.
- Сакулин П.Н. Сборник статей для упражнения в знаках препинания и для синтаксического разбора. М.: Д. И. Тихомиров, 1907.-78 с.
- Сентприна Н.И. Грамматические знаки препинания при чтении вслух // 1урнал Министерства Народного просвещения. Новая серия.-1916. Ч. 45. — С. 18 — 20.
- Скаткин М.Н. К вопросу о законах, принципах и правилах в педагогике // Советская педагогика. 1947. — N 5. — С.15−27.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
- Скорнякова М.Ф. 0 доказательствах при грамматическом раэборе // Русский язык в школе. 1978. — Н 6. — С. 14−17.
- Смирнов В.Я. Методика русского языка. М., 1914. — 192 с.
- Смирнов В.Я. Правила употребления знаков препинания, -Спб., 1850. 78 с.
- Смотрицкий Мелетий. Грамматики словенские правильная синтагма. Киев: Наукова думка, 1979. — 250 с.
- Срезневский И.И. Об изучении русского языка вообще и особенно в детском возрасте. Спб.: Академия наук, 1899. — 185 с.
- Стоюнин В.Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах среднеучебных заведений // Избр. пед. соч.-М. 1954. — С. 25 — 64.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности.-М.: Знание, 1983. 95 с.
- Текучев A.B. К вопросу о пунктуационном минимуме для сред- 185 ней школы // Русский язык в школе. 1970. — N 2. — С. 75 — 85.
- Текучев A.B. методика русского языка в средней школе.
- М.: Просвещение" 1970. 605 с.
- Текучев A.B. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе. М.: Просвещение, 1982. — 111 с.
- Тихомиров Л.И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе. М.: Д. И. Тихомиров, 1914. — 267 с.
- Тредиаковский В.А. Разговор между Чужестранным человеком и Российским об орфографии старинной и новой и о всем" что принадлежит к сей материи. Спб.: При Императорской Академии наук, 1748.-464 с.
- Тростенцова Л.А. Воспитание у школьников сознательного отношения к изучаемым теоретическим сведениям // Русский язык в школе. 1976. — N 3. — С. 17 — 21.
- Тростников М.А. Методика письма. Обучение чистописанию, скорописи, пунктуации, письменной речи, исправлению письменных работ. Юрьев.: Тип. Э. Бергмана, 1906. — 126 с.
- Чшинский К.Д. 0 первоначальном преподавании русского языка // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1971. — Т.2. — С.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. И.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. — 160 с,
- Федоренко Л.П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами // Русский язык в школе. 1978. — N 3. -С. 15 — 21.
- Фигуровский И.А. Обучение школьников пунктуации целого текста// Русский язык в школе. 1970. — N 1. — С. 18 — 23.
- Фигуровский Л.П. Синтаксис целого текста и ученические-.188 письменные работы. П.: Учпедгиз. 196i. — 171 с. 1177. Фирсов Г. П. Выразительное чтение на дроках русского языка.
- М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. 40 с.
- Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-447 с.
- Фирсов Г. П. Об изучении синтаксиса и пунктуации в школе. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 176 с.
- Фирсов Г. П. Ознакомление учащихся 5−6 классов с пунктуацией. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 68 с.
- Фирсов Г. П. Совершенствование методов обучения пунктуации // Пути совершенствования преподавания русского языка в 5 8 классах. — М. — 1962. — С. 112 — 153.
- Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
- Фриндлянд Ф.А., Валыт Е. Р. Практическая грамматика русского языка: В 2 ч. Ч. 2. М.: Работник просвещения, 1924. — 280с.
- Хазанова A.C. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Чернышев В.И. В защиту шивого слова. Спб., 1910. 82 с.
- Чернышев В.И. Азбука выразительного чтения. Обучение русскому правописанию // Избранные труды: В 2 т. М., 1970. — Т.2.-С. 465 — 551.
- Напиро А.Б. 0 реформе русской пунктуации // Русский язык в советской школе. 1930. — N 3. — С. 121 — 123.
- Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М.: Изд-во АН СССР 1955. — 398 с.
- Напиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. М.: Просвещение, 1966. — 296 с.- 187
- Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: Система и ее функционирование. М.: наука, 1988. — 192 с.
- Якимовекая И.С. Знание и мышление школьника. М&bdquo-: Знание, 1985. — № 9. — 80 с.
- Яновская A.A. Изучение синтаксиса и пунктуации в 4 классе // Русский язык в школе. 1972. — № 4. — С. 29 — 32.