Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами физической культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка… Читать ещё >

Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психолого-педагогическая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст является периодом дальнейшего интенсивного формирования психики, возникновения различных качественных образований, как в развитии психофизиологических функций, так и в личностной сфере. Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни. В то же время продолжают развиваться формы психики, сенсорика и перцепция.

В развитии основных свойств восприятия наблюдается две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит рост целостности, а с другой — проявляется детализация и структурность перцептивного образа. К концу дошкольного возраста появляется способность вычленять форму объекта. К 6 годам дети начинают справляться с задачей выкладывания без ошибок контура фигуры, например, гриба, дома.

Ведущей формой психики в это время становится представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, ролевые, сюжетные игры). Представления накладывают отпечаток на весь процесс психического развития. Различные формы психики формируются наиболее успешно в том случае, если они связаны со вторичными образами, то есть с представлениями. Поэтому быстро развиваются такие формы психики, как воображение, образная память и наглядно-образное мышление.

Развитие личности. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. В общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения (6, с.56).

К 5 годам у детей возникает определенная позиция в группе, происходит их дифференциация по социометрическому статусу. При этом предпочтения, которые ребенок оказывает своим сверстникам в игровой деятельности, на занятиях, при выполнении трудовых поручений, отличаются относительной стабильностью. Избирательность выбора связана с формированием в дошкольном возрасте мотивационной сферы, разнообразных личностных свойств. Главным мотивом, побуждающим детей объединяться, является удовлетворение процессом игрового общения. На втором месте находится ориентация на положительные качества выбираемого, которые проявляются в общении (веселый, добрый, честный и т. п.).

Самооценка и структура самосознания. К шести годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более, полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке и в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Ребенок старшего дошкольного возраста уже знает достаточно много норм и правил поведения, которые человек должен выполнять в повседневной жизни. Но знание норм и оценка себя в соответствии с этими нормами еще далеко не всегда совпадают. Он может совершенно объективно оценить поступок другого как несправедливый. Но свои неправильные поступки он не оценит как таковые и протестует, когда так классифицируют поступки его сверстники.

Шестилетний ребенок способен хорошо чувствовать возможную реакцию взрослого на тот или иней его поступок, на его поведение в целом. При этом он знает, кто из взрослых как на него реагирует, и использует это знание в своих целях. Способность правильно ориентироваться на возможное отношение к нему — рефлексия достаточно хорошо развита у шестилетнего ребенка. Старший дошкольник ребенок несет в себе весь комплекс чувств, сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, и можно взывать к ней, когда малыш набедокурит. Он знает, что значит должен, обязан. (23, с.9−10). Он может стыдиться не только замеченного взрослым поступка, но и такими своими проявлениями, как трусость, грубость, жадность, которые он сам оценивает как недостойные. Все эти чувства ребенка влияют на развитие его личности, негативные чувства, возникшие у малыша, вспыхнув, быстро исчезают. Ведь каждый ребенок стремится иметь положительную самооценку. «Я хороший» — внутренняя позиция каждого ребенка по отношение к самому себе.

Развитие мотивов деятельности. К старшему дошкольному возрасту мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. В этом возрасте он уже движим такими мотивами, каких у него не было в более раннем возрасте. Эти мотивы связаны с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. В числе значимых мотивов для детей этого возраста — и интерес их к новым осваиваемым видам деятельности (игра, труд, конструирование) (14, с.230).

Другая важная группа мотивов, которыми руководствуются дети старшего дошкольного возраста, — установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих нужно ребенку. Поэтому желание заслужить одобрение, ласку взрослого, симпатию детей является одним из основных мотивов поведения.

Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинства. Стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнить то, что от него ожидают, может стать причиной его капризов. Во взаимоотношениях со сверстниками стремление к самоутверждению находит свое выражение в игровых и реальных отношениях. В игре ребенок стремится к главной или интересной роли.

Поведение детей шестилетнего возраста часто определяется и познавательными мотивами. Познавательная потребность — одно из наиболее значимых и заметных в этом возрасте. Но она развивается и проявляется у шестилеток по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других практическую.

Важное значение в формировании личности шестилетнего ребенка имеют нравственные мотивы. Возникновение и развитие их связано с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе. Они выражают отношение ребенка к людям.

Исследования Я. З. Неверович (14, с.182) показали, что в шесть-семь лет в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы: желание сделать приятное, нужное людям. Общественные мотивы обеспечивают и более высокое качество выполнения работы.

В этом возрасте ребенок может стремиться к тому, что он хочет, и в то же время останавливаться, так как надо сделать совсем иначе. Он уже психологически вошел в понимание необходимости выбора.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Эта способность формируется постепенно. К шести годам она становится довольно заметной, о чем свидетельствует наблюдение за поведением детей, экспериментальные исследования. Шестилетним детям легче сдерживать свои непосредственные побуждения, нежели более младшим. Различна и побудительная сила различных «мотивов-ограничителей». Наиболее сильно действует мотив поощрения, наименее сильным ограничителем (в обоих группах) выступает запрет взрослого (23, с.14).

С изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов тесно связано развитие воли детей. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами. (14, с. 232).

Стремление к цели — феномен развития и бытия всего живого. На протяжении дошкольного детства ребенок под влиянием воспитателя постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы). Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники даже старшего возраста помнят о цели и подчиняют ей свои действия только в присутствии взрослого, заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Предоставленный самому себе, ребенок скоро теряет мотив, забывает о цели. Таким образом, подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установление связи между этими мотивами и целью — непосредственным результатом действия — хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется еще не полностью, требует подкрепления внешними обстоятельствами.

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.

Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой происходит выбор. Одно из важных условий, влияющих на решение ребенка, — присутствие других людей (взрослых или сверстников), их оценка. Когда ребенок остается один, он гораздо реже сдерживает свои непосредственные побуждения, чем находясь в коллективе сверстников или в обществе взрослых.

Г. А. Урунтаева (28, с.233) указывает, что наличие соподчиненности мотивов, которое уже наблюдается у шестилетних детей, дает им возможность отказаться от привлекательной в данный момент вещи, занятия ради выполнения более важного, хотя и возможно, более скучного замятия. Мотивы деятельности ребенка к 6 годам уже могут преобладать над другими.

Особенности развития личности, мотивации проявляются в различных видах деятельности дошкольников.

Ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного детства, и старшего дошкольного возраста в частности, является игра. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии).

В дошкольном возрасте возникают и развиваются такие виды игр, как подвижные игры с правилами, игры-драматизации, результативные игры, дидактические игры.

Подвижные игры с правилами представляют собой вариант сюжетно-ролевых игр с редуцированными ролями, скрытой воображаемой ситуацией и развернутыми правилами.

Игры-драматизации представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом — сценарием игры, Жесткость сценария может быть различной — от драматизации сказки, рассказа, истории с полным и точным воспроизведением сюжетной линии, последовательности событий и действий героев, характера и отличительных черт персонажей, их чувств и переживаний до свободного развития сюжетных линий исходного литературного материала. Игры-драматизации, как игры, требующие высокого уровня развития произвольности деятельности и уровня осознания характера героев, возникают сравнительно поздно — к концу дошкольного возраста.

Результативные игры занимают промежуточное положение между процессуальными, каковой является ролевая игра, и продуктивными видами деятельности. При сохранении свернутой ролевой структуры и мнимой ситуации цель игры состоит в достижении результата, «тестирующего» уровень развития определенной способности, умения, навыка ребенка. В этом смысле результативные игры как бы дают ребенку обратную связь для осознания своих возможностей и умений, а, с другой стороны, достижение результата обеспечивает условия для удовлетворения потребности ребенка в социальном признании.

Дидактические игры, как и результативные, занимают промежуточное место между сюжетно-ролевыми играми и учебной деятельностью. Отличительная черта дидактических игр — постановка и реализация учебных задач, как формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности (8,с.62).

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития.

В игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка — оно становится произвольным. Под произвольным поведением следует понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном.

Помимо игры в старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает и другие виды деятельности трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.

Как отмечает Г. А. Урунтаева, «в познавательной сфере главным достижением к старшему дошкольному возрасту является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира» (28, с.237).

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Таким образом, для старшего дошкольного возраста характерны складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций. Эти особенности необходимо учитывать при организации работы по формированию коммуникативных навыков детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой