Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Электоральные практики СМИ как фактор трансформации политических процессов в регионе: На примере Республики Северная Осетия-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средства массовой информации как специфический канал и средство глобального общения людей достаточно плодотворно исследуются в социологической и психологической литературе. Проблемы социологии и психологии СМИ рассматриваются в работах: Г. М. Андреева, И. А. Бутенко, Н. Н. Богомолова, Л. С. Выготского, Е. Е. Прониной, А. И. Юрьева и др. В европейской и американской социально-психологической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ
    • 1. 1. Анализ подходов к оценке места, роли и функций СМИ в электоральном процессе
    • 1. 2. Электоральная практика СМИ
  • ГЛАВА 2. СМИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 2. 1. Формирование поля исследований проблем t региональных электоральных процессов
    • 2. 2. Ролевые особенности региональных СМИ в электоральном процессе
  • ГЛАВА 3. ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ПРАКТИКА СМИ В ПРОЦЕССАХ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ
    • 3. 1. Общая характеристика СМИ Республики Северная Осетия-Алания и выборка исследования
    • 3. 2. Электоральные практики СМИ Республики Северная Осетия-Алания (3-й избирательный цикл) как фактор трансформации регионального политического процесса

Электоральные практики СМИ как фактор трансформации политических процессов в регионе: На примере Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования

На современном этапе развития российского общества политический процесс невозможен без участия в нем средств массовой информации (СМИ). Постепенно, с возрастанием степени публичности политики, с одной стороны, и количественного и качественного разнообразия СМИ, с другой, политическая сторона общественной жизни становится все более зависимой от самого факта освещения ее по каналам СМИ и от способов этого освещения.

Организуя отбор и трансляцию информации, СМИ формируют информационные потоки, которые существенно размывают архаичные стереотипы и во многом задают новые стандарты образа жизни, смыслов, ценностей, норм и мотивов социального поведения.

Сегодня в России происходит сложный процесс трансформации политической системы. В сложившейся ситуации пристальное внимание уделяется региональным выборам, которые имеют большое значение в процессе стабилизации политической системы, как в регионах, так и в стране в целом. Средства массовой информации в данном процессе играют неоднозначную роль. Они могут либо способствовать стабилизации системы, либо играть противоположную роль, выступая в качестве деструктивного фактора. В связи с этим необходимо исследование участия СМИ в региональном электоральном процессе в условиях трансформации политической системы.

Под региональным электоральным процессом в данном исследовании понимаются выборы на всех уровнях властной вертикали. Имеются в виду выборы Президента РФ, депутатов федеральных и региональных органов представительной власти, а также органов местного самоуправления, проходящие на территории конкретного субъекта Федерации. И хотя с введением в действие в 2005 г. Указа Президента РФ из данного контекста исключены выборы глав регионов, автор диссертации считает, что новый порядок утверждения главы исполнительной власти в субъекте РФ усложняет, но не выводит этот акт из контекста проблематики данного исследования.

Несмотря на проводимую исследовательско-аналитическую работу, обобщающие публикации, которые рассматривают институционализацию основных субъектов и факторов региональной политики, проблематика участия СМИ в выборах в национально-государственных образованиях1 не может считаться всесторонне исследованной.

С точки зрения автора, комплексный анализ взаимосвязанных аспектов региональных политических процессов и практической стороны деятельности СМИ позволит, во-первых, определить способность средств массовой информации быть реальным фактором трансформации политических процессов в регионе, во-вторых, значительно уменьшить имеющиеся исследовательские лакуны и внести вклад в политологию журналистики.

Степень научной разработанности темы

Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что проблемы электоральных процессов, участия в них средств массовой информации, в том числе в условиях политической трансформации общества имеют значительную историю изучения в рамках предметных полей социальной философии, политической науки, социологии, психологии.

1 В данном исследовании понятие национально-государственное образование соответствует понятию, используемому в Конституции РФ и в законодательстве РФ в целом. Национально-государственные образования — республики в составе РФ, образованные по национальному признаку, обладающие государственным суверенитетом, обусловленным суверенитетом Федерации в целом.

Основные теоретические подходы к анализу информационно-коммуникативных процессов в обществе отражены в работах К. Ясперса, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, К. Мунье, А. Шютца, Э. Гоффмана, Ф. Де Соссюра

Коммуникативные процессы в контексте управления общественным сознанием рассмотрены в трудах: В. М. Горохова, Д. П. Гавры, Е. П. Егорова, Е. JL Доценко, В. В. Ершова, Н. А. Карнаулова, Е. Н. Карташева, Г. Н. Почепцова, JL С. Серебрякова, И. А. Федякина, И. П. Яковлева и др.

Проблемам взаимосвязи политики и СМИ, где массмедиа рассматриваются политологами как субъект и объект политического воздействия, посвящены работы К. С. Гаджиева, С. Ю. Кирюшина, Ю. А. Нискевича и других2.

Объектом пристального изучения специалистов в различных областях научного знания является сегодня избирательный процесс. В частности, в работах М. Г. Анохина, Т. С. Болховитиной, В. Л. Гуторовой, Ю. А. Веденеева, Н. А. Емельянова, А. Лейпхарта, Г. П. Лесникова, С. А. Мартынова, Л. И. Селезнева, Ж. Л. Шабо проанализированы место и роль выборов в системе демократической власти, в формировании и функционировании политических институтов.

Значительное число работ посвящено исследованию особенностей электорального поведения в Российской Федерации и ее регионах (Н. Я. Алейников, Ю. Л. Воробьев, В. И. Лысенко, В. Я. Гельман, В. А. Колосов, Р. Ф. Туровский, Е. П. Тавокин, М. С. Львова и др.).

Особую группу составляют исследования, посвященные технологиям организации избирательных кампаний, осуществленные С. В. Большаковым, 3. М. Зотовой, А. И. Ковлером, И. Л. Недяком, С. А. Фаером и рядом других авторов.

2 Гаджиев К. С. Средства массовой информации и политика// Вестник МГУ. Сер. 18. 1995, № 1- Кирюшин С. Ю. К вопросу о роли СМИ в политике // Права человека и гражданина: законодательство и практика. Краснодар, 2001; Нисневич Ю. А. Информация и власть. М., 2000 и др.

Начало нового политического цикла в истории современной России сопровождается ростом внимания к проблематике функционирования средств массовой информации3.

JL А. Зеленов, М. С. Каган, А. Моль, А. М. Омаров и др. рассматривают СМИ с точки зрения системно-интегративного подхода как сложное социально-коммуникативное системное образование.

В последние годы в области политической журналистики проведены исследования таких известных ученых, как С. А. Авакьян, Н. А. Богданова, И. В. Выдрин, И. М. Дзялошинский, А. В. Зиновьев, В. Б. Исаков, А. И. Ковлер, С. Г. Корконосенко, М. И. Кукушкин, О. Е. Кутафин, В. В. Лапаева, В. И. Лысенко, В. В. Маклаков, В. В. Невинский, Ю. А. Новиков, В. Д. Перевалов, А. Е. Постников, П. И. Савицкий, В. А. Сидоров, В. И. Фадеев, Г. Н. Чеботарев, К. Ф. Шеремет, Е. Б. Шестопал. Следует назвать также работы зарубежных исследователей — К. Боун, Д. Ламберта, Э. Лейкман, Г. Майера, А. Надаиса, К. Надо, П. Ортешука, Р. Таагеперы и М. Шугарта и др.

Средства массовой информации как специфический канал и средство глобального общения людей достаточно плодотворно исследуются в социологической и психологической литературе. Проблемы социологии и психологии СМИ рассматриваются в работах: Г. М. Андреева, И. А. Бутенко, Н. Н. Богомолова, Л. С. Выготского, Е. Е. Прониной, А. И. Юрьева и др. В европейской и американской социально-психологической литературе представлено большое количество исследований процессов социального функционирования СМИ, хотя в них освещаются, как правило, отдельные аспекты взаимодействия СМИ и общества — проблема дезинформирования, осуществления обратной связи, правовая проблема и т. д. (Г. М. Маклюэн, Д. Блумлер, Е. Кац, С. Болл-Рокич, Де Флюер, Г. Лассуэл, Г. Шиллер, Р. Гудин

3 См. например: Головко Б. Н. Масс-медиа России: историко-аналитический очерк теории и практики. М. 1999; Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. М., 1999; Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002; Славнова Б. А. Политологический анализ особенностей функционирования СМИ в переходном обществе: дисс. канд. полит, наук. М., 2004; Швидунова А. В. Взаимодействие и другие).

В последние годы активно развивается такое направление в политической науке как «регионология». Исследования в этой области посвящены проблемам избирательных кампаний, региональных элит, вопросам становления и развития местного самоуправления4. Что касается проблем функционирования средств массовой информации в регионах, то они отображены в научных работах JL С. Аникиной, Т. В. Артемовой, М. JL Ахмедова, А. И. Кондратенко, И. Г. Кузьмина, В. Г. Рязанова и некоторых других авторов. Специфике участия средств массовой информации Республики Северная Осетия-Алания в самоуправлении регионом посвящена работа 3. Ф. Хубецовой.

Объект исследования

Деятельность Северо-Осетинских СМИ в избирательных кампаниях.

Предмет исследования

Ролевые и функциональные особенности деятельности СМИ в электоральном процессе национально-государственных образований Российской Федерации.

Цель исследования

Определение функциональной роли, содержательного характера и влияния электоральных практик СМИ на трансформацию политических процессов в национально-государственных образованиях Российской Федерации (на примере Республики Северная Осетия-Алания).

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ концепций, отражающих место, роль политической и медиа систем в условиях российских трансформаций: характер и параметры теоретического измерения. М., 2005 и др.

4 См. например: Ковалев В. А. Факторы региональной политической трансформации. Дисс. док. полит таук. СПб., 2001; Россия регионов: трансформация политических режимов / Под ред. В. Гельмана, С. Рыженкова. М., 2000; Рыженков С. Портрет четырех регионов (Новгородская, Воронежская, Саратовская, Свердловская области). История, политика, культура. М., 1999 и др. и функции СМИ в избирательных кампаниях.

2. Описать современное состояние поля исследований проблем региональных электоральных процессов и дать характеристику избирательных технологий в национально-государственных образованиях на современном этапе политического развития РФ.

3. Выявить и дать характеристику реализации электоральных практик СМИ РСО-Алания в избирательных кампаниях политического цикла 2001 -2004 гг.

4. Провести анализ характеристик включения СМИ РСО-Алания в региональный политический процесс.

Теоретико-методологическая база

Методологическую основу исследования составил общенаучный метод познания и основанные на нем частно-научные методы, в том числе: нормативно-правовой, системно-структурный, сравнительно-исторический, а также социологические методы: контент-анализ и экспертный опрос.

Теоретической основой диссертации послужили в первую очередь ставшие классическими философские и социокультурные работы, где различные социально-коммуникативные системы рассматриваются с точки зрения общечеловеческой культуры (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Н. А. Бенедиктов, Ю. Н. Давыдов, С. П. Макарычев, А. В. Дахин, С. В. Норенков) и развития «массовой культуры» (X. Ортега-и-Гассет, Г. Маркузе, А. Гофман, М. и Дж. Райли и другие).

Применение названных методов позволило диссертанту исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, их целостности и всесторонности, показать динамику, выявить общие и специфические черты.

Эмпирическая база

Эмпирическую базу исследования составили: видеоматериалы республиканских телекомпаний, публикации осетиноязычных и русскоязычных газет, издаваемых на территории республики Северная

Осетия-Алания и принимавших участие в освещении избирательных кампаний в пределах исследуемого электорального цикла (2001 — 2004 гг.) — документы текущего архива Комитета по печати и массовым коммуникациям РСО-Алания и Центральной избирательной комиссии РСО-Аланияданные интернет-мониторинга5- результаты исследования на тему «Электоральное поведение населения РСО-Алания», проведенного Северо-Осетинским Центром социальных исследований в ноябре-декабре 2001 годарезультаты контент-анализа сообщений СМИ РСО-Алания (за период с ноября 2001 по январь 2002 года и с октября по декабрь 2003), проведенного автором исследования, а также данные опроса экспертов на тему взаимовлияния средств массовой информации РСО-Алания и структурных компонентов республиканского политического процесса.

Научная новизна

1. На основании функциональной и коммуникативной парадигм выполнен анализ роли и функций СМИ в электоральном процессе на уровне субъекта Федерации.

2. Обоснована категория «электоральная практика СМИ». Выявлен комплекс условий реализации функциональных и дисфункциональных практик СМИ в региональном политическом процессе.

3. Выявлены и описаны характеристики влияния используемых в национально-государственных образованиях избирательных технологий на содержательную сторону работы СМИ в электоральных кампаниях.

4. На материалах республиканских СМИ впервые выполнен детальный анализ деятельности СМИ РСО-Алания в избирательных кампаниях 20 012 004 гг.

5. На основе проведенного экспертного анализа исследовано влияние СМИ РСО-Алания на структурные компоненты республиканского

5 Сатаров Г. А. Винюков И. А. Римский В. Л. Интернет-мониторинг выборов в России (новая гражданская инициатива Проекта «Информатика для демократии — 2000+»). М., 2001. политического процесса на современном этапе трансформации политической системы.

Теоретическая значимость

Теоретическая значимость исследования состоит в определении:

— понятия «электоральная практика СМИ»;

— ролевых особенностей региональных СМИ в избирательных кампаниях;

— содержания процесса участия национально-государственных СМИ в электоральном процессе;

— влияния используемых в национально-государственных образованиях избирательных технологий на содержательную сторону работы СМИ при отражении региональных электоральных процессов;

Практическая значимость

Практическая значимость исследования определяется возможностями использования полученных результатов при разработке государственной политики в области обеспечения прав граждан на информацию в электоральных процессах, обосновании наиболее эффективных направлений деятельности средств массовой информации в избирательных кампаниях, а также при подготовке рекомендаций для региональных органов власти и избирательных комиссий. Результаты и материалы диссертации актуальны для изучения и практического применения в журналистике, политических коммуникациях, связях с общественностью и представляют собой обобщенную теоретическую основу для разработки учебных курсов по этим направлениям.

Апробация работы

Отдельные аспекты диссертации были изложены в докладах на научно-практических конференциях: «Социальные коммуникации: новое в науке, образовании, технологиях» (Санкт-Петербург, 2004 г.) — «Человек, государство, общество: традиционные проблемы и новые аспекты» (Владикавказ, 2005 г.)

Работа выполнена и обсуждена на кафедре теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

Основное содержание диссертации отражено в трех научных публикациях.

Данные выводы, на наш взгляд, актуальны не только для Республики Северная Осетия-Алания, но и для таких регионов как: Кабардино-Балкария, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Адыгея, Дагестан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая тенденции развития политической сферы в современной России, можно сказать, что их отличительной чертой является активное участие СМИ в избирательных кампаниях, ставших сегодня неотъемлемой частью жизни российского общества.

Как и во многих странах Запада, современные СМИ в России позволяют не только отслеживать происходящие события, но и воздействовать на поведение тех или иных социальных слоев, групп. Средства массовой информации обеспечивают постоянство и многообразие форм воздействия на аудиторию.

Введение

новых информационных технологий привело к глубоким изменениям соотношения властей в обществе, повышению политического влияния информационной власти, увеличению роли средств массовой информации в функционировании ключевых социальных институтов и в управлении электоральным процессом.

Переход СМИ к рыночным отношениям, а также отказ государственной власти от полного контроля над деятельностью массмедиа привели к возникновению новых проблем.

В частности, в результате общественных перемен, происходящих в нашей стране, произошли изменения в характере реализации функций СМИ. В работе показана схема трансформаций функций СМИ. Сначала они сводились к выполнению определенных, «частных обязанностей», затем к осуществлению более «обширной деятельности», позже к определенным «интегрированным ролям», и, в конце концов, к сложным «функциональным образованиям» (комплексам).

Как показано в нашем исследовании, СМИ в электоральном процессе свойственны в основном следующие функции: информационно-познавательнаяценностно-ориентирующаяэлекторально-организационнаяфункция, формирующая общественную атмосферу вокруг выборов и функция организации обратной связи.

Мы считаем, что степень реализации указанных функций на выборах в Российской Федерации способна быть тем показателем, по которому можно определить социальную и политическую эффективность участия СМИ в электоральном процессе.

В работе вводится понятие «электоральная практика СМИ» — это устойчивая воспроизводящаяся система социальных действий и взаимодействий, которые средства массовой информации реализуют в рамках электорального процесса самостоятельно или совместно с другими субъектами. Электоральная практика опирается на целый комплекс условий, в которых СМИ более или менее эффективно осуществляют свою деятельность, а также богатый арсенал различных PR-технологий.

Анализ литературы показал, что в современной науке сформировано обширное поле исследований проблем региональных электоральных процессов, однако можно говорить о том, что существует определенная незавершенность в исследованиях современных проблем участия СМИ в электоральном процессе в национально-государственных образованиях.

На наш взгляд, особенную содержательную сторону работы СМИ в отражении региональных политических процессов определяют используемые в национально-государственных образованиях избирательные системы и избирательные технологии.

В процессе нашей работы мы пришли к выводу, что содержание избирательных технологий, во многом определяющих характер деятельности СМИ в электоральном процессе, следует рассматривать сквозь призму структурных компонентов избирательных систем. Здесь в частности имеются в виду принципы и условия участия в выборах граждан, политических партий и иных общественных объединенийсистему органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборовпорядок выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатовпорядок проведения предвыборной агитациипорядок финансирования выборовпорядок организации голосования и т. п.

Указанные принципы и условия участия в выборах субъектов системы «СМИ-выборы», как было показано в работе, детерминируют ролевые особенности региональных СМИ в электоральном процессе и степень их непосредственного влияния на аудиторию.

Как показало исследование, региональные СМИ в период выборов анализируемого политического цикла, свели к минимуму свое влияние на электорат. Этот результат был доказан путем проведенного экспертного опроса, а так же расчетами коэффициента расхождения между полученными голосами избирателей и «количеством» материалов СМИ о кандидатах по введенной нами формуле.

В результате исследования, на основе анализа материалов прессы нами было выявлено, что ролевой особенностью деятельности Северо-Осетинских СМИ в избирательных кампаниях 2000 — 2004 годов являлось «проведение» в местные органы власти представителей титульной национальности Республики, т. е. СМИ способствовали клановой элитизации в Северной Осетии, которая имеет прогрессирующий характер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Федеративный договор 31.03.1992 г. // Ведомости съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. № 17, 23 апреля 1992.
  3. Федеральный Закон от 12 июня 2002 г № 67-ФЗ. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона № 119-ФЗ от 27.09.2002). М., 2002.
  4. Федеральный закон от 10 января 2003 г № 19-ФЗ. «О выборах Президента Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. 13.01.2003, № 2, ст. 171.
  5. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г № 175-ФЗ. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 23.06,2003). Собрание законодательства РФ. 23.12.02, № 51, ст. 4982.
  6. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г № 2124−1. «О средствах массовой информации». М., 2003.
  7. Федеральный закон от 12 июня 2002 г № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»! М., 2002.1. Монографии, статьи, справочные пособия
  8. Д. В. // Региональные выборы и проблемы гражданского общества на юге России. М., 2002.
  9. Д. А. Типология социальных стилей потребления информации // Доклады Центра эмпирических исследований СПбГУ / Под ред. Г. П. Артемова. СПб., 2001.
  10. В. Краснодарский край: экономика, партии, лидеры // Власть. 1995. № 7.
  11. Анализ результатов выборов 1995 г. в Государственную Думу по регионам и округам // Парламентские выборы 1995 года в России. / Под ред. Н. М. Петрова, 1996.
  12. Э. М. СМИ и реформирование России // Социально-политический журнал. 1996. № 4.
  13. Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. М., 1998.
  14. Э. Свобода прессы в демократическом обществе. Настольная книга по этике прессы. Тарту-Виплингби. 1992.
  15. А. География и анатомия парламентских выборов. М., 1990.
  16. С. В. Легитимация статуса региональной политической власти // Вестник МГУ. Серия 18. 1997. № 4.
  17. Ю.Бирюков С. В. Региональная политическая власть: от концептов к интегративной модели // Вестник МГУ. Серия 18. 2003. № 1.
  18. С. Уроки избирательных кампаний и роль СМИ // Российские СМИ в избирательных кампаниях 1999 и 2000 годов. / Под ред. В. Авдеева. М., 2000.
  19. Большая Российская энциклопедия / Под. ред. А. Г. Спиркина. М., 2001.
  20. С. В. СМИ и технологии сетевых взаимодействий И Материалы Всероссийской конференции «Роль СМИ в региональных выборах 2002 года». М., 2003.
  21. М.Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
  22. И. Представители Президента. Проблемы становления и перспективы развития института. // Свободная мысль. 1996. № 4.
  23. Е. JI. Новые СМИ в России: перспективы и проблемы развития. // Новые технологии и развитие СМИ в России и Германии. Франкфурт. 1998-
  24. Ю. А., Лысенко В. И. Избирательный процесс: понятие и основные стадии // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. / Отв. редактор А. В. Иванченко. М., 1999.
  25. Г. Российский Центр и местная власть: опыт института представителей Президента. // Ваш Выбор. 1993. № 4.
  26. В. В. О концепции практик(и) в социальных науках // Социологические исследования. 1997. № 6.
  27. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Материалы конференции работников СМИ / Под ред. Д. В. Нежданова, Д. С. Черных, К. Л. Мочалова. Екатеринбург. 2003.
  28. Выборы: кому должны служить СМИ. М., 1996.
  29. Выборы-89. / Под ред. А. Паппа и В. Прибыловского М., 1993.
  30. К.С. Политическая наука. М., 1994.
  31. А. В. Роль СМИ в формировании электоральных предпочтений // Структура и содержание связей с общественностью в современном мире. Вып. 3. Луганск. 2002.
  32. В. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. / Под ред. В. Гельман и др. М., 1998.
  33. В.Я., Рыженков С. И. Политическая регионалистика России: история и современное развитие // Политическая наука. М., 1999. № 3.
  34. В., Рыженков С., Бри М. Россия регионов: трансформация политических режимов. М., 2000.
  35. И. Ю. Средства массовой коммуникации и их воздействие на массовое сознание // Массовые информационные процессы. М., 2002.
  36. Г. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. 1997. № 4.
  37. Г. Политические партии на региональном уровне // Политическая социология и современная российская политика. СПб., 2000.
  38. М. К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность. М., 2003.
  39. А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001.
  40. А. Кулисы успеха // Журналист. 1996. № 1.
  41. В. Г. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях // Полис. 2000. № 3.
  42. О., Малютин М. Анализ развития регионов России. Политические ориентации населения регионов России. М., 1997.
  43. О., Малютин М. Региональная ситуация в России после декабрьских выборов: анализ новых тенденций и политических итогов местных выборов весной 1994 года. М., 1995.
  44. М. Башкортостан и Татарстан. Параллели этнополитического развития. // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 7780. М., 1994.
  45. А. О системе Советов и земских учреждениях в России: возможные исторические параллели // Государство и право, 1996. № 8.
  46. Э., Мерилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
  47. И. М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции // Материалы 2-й Международной научной конференции «Россия: тенденции и перспективы развития». М., 2001.
  48. И. М. Оценка журналистами своей роли в избирательных кампаниях и влияние этой самооценки на профессиональное поведение // Материалы конференции «Роль СМИ в региональных выборах 2001 года». М., 2002.
  49. М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994.
  50. И. Особенности освещения избирательных кампаний на телевидении // Российские СМИ в избирательных кампаниях 1999 и 2000 годов. / Под ред. В. Авдеева. М., 2000.
  51. С. Б. Новая модель региональных выборов: роль СМИ // Материалы конференции «Роль СМИ в региональных выборах 2001 года». М&bdquo- 2002.
  52. Н., Лаптева JI. История земств и перспективы развития местного самоуправления // Государство и право. 1993. № 11.
  53. О. Некоторые инструменты психологического манипулирования в деятельности СМИ. Обозрения, факты, комментарии. М., 2003.
  54. А. Н. Российские региональные избирательные кампании: политико-психологические закономерности, итоги и перспективы // Материалы конференции «Роль СМИ в региональных выборах 2001 года». М., 2002.
  55. А. Региональные выборы-96: основные результаты и территориальная специфика // Политая. 1997. № 1.
  56. Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004.
  57. И. Средства массовой информации и политические предпочтения россиян в период избирательной кампании 1999 года // Российские СМИ в избирательных кампаниях 1999 и 2000 годов. М., 2000.
  58. И. В., Сюткина А. П. Особенности потребления политическойинформации и ее влияние на электоральные предпочтения // СМИ и политикав России / Редактор-составитель И. В. Задорин М., 2000.56.3асурский И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.
  59. Институт губернатора в России: традиции и современные реальности. / Под ред. Н. М. Слепцова, 1997.
  60. Итоги выборов в Государственную Думу и перспективы политического развития России. / Под ред. Г. Люхтерхандт и А. Филиппова М., 1996-
  61. В. Россия в «Беловежском пространстве». // Пределы власти. 1994. № 2−3
  62. Е. Г. Региональное законодательство и практика СМИ в освещении выборов // Материалы конференции «Роль СМИ в региональных выборах 2001 года». М., 2002.
  63. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.
  64. Ф. Э. Похвала искусству политики // Journal of Democracy. 1996. Vol.7.
  65. К. Избирательное телевидение // Среда. 1998. № 1.
  66. А. Урал: от Ельцина до Ельцина (хроника политического развития, 1990−1997 гг.). Екатеринбург. 1997.
  67. А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт // РАН. Институт государства и права. М., 1995.
  68. Е., Кутафин О. Конституционное право России. М., 2001.
  69. О. Представительство интересов центральных властей в регионах России. Политико-правовые аспекты // Вестник МГУ. Серия 12. 1997. № 3.
  70. В., Криндач А. Пензенская петля. Политический поворот российской провинции // Российская провинция, 1994 .№ 1.
  71. В., Криндач А. Тенденции постсоветского развития массового сознания и политическая культура Юга России // Полис. 1994. № 6.
  72. В., Стрелецкий В. Калмыкия Хальмг-Тангч: экономика, партии, лидеры // Власть. 1996. № 1.
  73. В., Туровский Р. Электоральная карта современной России: генезис, структура и эволюция // Полис. 1996. № 4.
  74. В. А., Вендина О. И. Политические предпочтения москвичей в ходе избирательных кампаний // Вестник РАН. М., 1997. Т. 67. № 8.
  75. Е. Производство новостей: скрытые механизмы контроля // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 1999. № 3.
  76. О. Кто и как влияет на производство новостей в современной России // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 4.
  77. С. Г. Роль СМИ в выборах в законодательное собрание Красноярского края // Материалы конференции «Роль СМИ в региональных выборах 2001 года». М., 2002.
  78. Д. Н. Региональная пресса как инструмент политической пропаганды // Среда. 2000. № 6−7.
  79. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Под ред. С. А. Авакьяна М., 2000
  80. С. Г. Основы журналистики. М., 2001.
  81. Ф. Д. Предвыборная агитация в средствах массовой информации // Материалы Центра права и средств массовой информации на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2000.
  82. О. П., Колосова С. В., Точицкая Н. Н. Комплексная технология проведения эффективной избирательной кампании в Российском регионе. М., 1997.
  83. О. В. Социология общественного мнения. Новосибирск. 1996.
  84. Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993−2000. М., 2000.
  85. А. Е. СМИ и избирательное законодательство. Послесловие к несостоявшейся дискуссии // Материалы Всероссийской конференции «Роль СМИ в региональных выборах 2002 года». М., 2003.
  86. Г. Местное самоуправление: теория и практика. М., 1997.
  87. А. С. Система внешнеполитического планирования и анализа: опыт США 70−90-х годов // Мировая экономика и международные отношения. М., 1994. № 12.
  88. . Власть, выгода, коррупция и ложь // Pro et contra. 2000. № 4.
  89. М., Петров Н. Политический альманах России. М., 1995.
  90. Мау В. А., Кочеткова О. В., Яновский К. Э., Жаворонков С. В., Ломакина Ю. Е. Экономические факторы электорального поведения и общественного сознания (Опыт России 1995−2000 годов). М., 2001.
  91. М. Аналитические центры в системе российской демократии // Пределы власти. 1994. № 1.
  92. Г. С. Свобода слова и маргинальное состояние современных российских СМИ // Невский наблюдатель, 2002. № 1.
  93. С. А., Чирков М. Г. Электоральная практика СМИ в информационно-коммуникативном обществе. СПб., 2001.
  94. В. В. Пресса в отношениях государства и гражданского общества // Массовые информационные процессы. М., 2002.
  95. М. М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004. 94.0браз власти в политической культуре. / Под ред. Е. Б. Шестопал. М., 2000.
  96. Очерки российской политики. / Под ред. В. М. Гельмана, 1994. 96. Панкин А. Кто контролирует телевидение проигрывает выборы // Среда. 1998. № 2.
  97. Г. Журналистика как отрасль духовного производства // Основные понятия теории журналистики. М., 1993.
  98. Н., Титков А. Выборы президентские и выборы местные. // Президентские выборы в России. М., 1996. № 2−3.
  99. А. Г. Выборы президента Северной Осетии в 2002 г.: опыт, проблемы, тенденции // Региональные выборы и проблемы гражданского общества на юге России. М., 2002.
  100. А. и др. Государственная региональная политика: концепция и принципы разработки // Регион: экономика и социология. 1995. № 2.
  101. Политические коммуникации. / Под ред. А. И. Соловьева М., 2004.
  102. Г. Г. Информационно-политические технологии. М., 2003-
  103. Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.
  104. Е. П. Российские СМИ в национальном и глобальном информационном пространстве. (Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации (Программа развития ООН)) // Среда. 2001. № 4−5.
  105. В. П. Средства массовой коммуникации в современном мире // Вестник МГУ. Секция 12. 1995. № 5.
  106. А. В. СМИ и выборы в регионах России // Материалы конференции «Роль СМИ в региональных выборах 2001 года». М., 2002.
  107. Регионы России: хроника и руководители. Т. 1. «Красный пояс». (Центральное Черноземье). / Под ред. К. Матцузато и А. Шатилова. 1997. № 33.
  108. Регионы России: хроника и руководители. Т.2. Ростовская область. Саратовская область. / Под ред. К. Матцузато и А. Шатилова. 1997. № 34.
  109. И. Ф. Выборы-93: Парадоксы общественного сознания или просчеты социологических прогнозов? // Российские контрасты: Социологические исследования 1993−1994 гг. М., 1995.
  110. А. А., Черепанова И. Ю. Языковая суггестия в предвыборной коммуникации. Тверь, 1998.
  111. Россия в избирательном цикле 1999−2000 годов. / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова, А. Рябова. М., 2000.
  112. Россия на выборах: уроки и перспективы. / Под ред. Колосова В. М., 1995.
  113. Россия регионов: трансформация политических режимов / Под ред. В. Гельмана, С. Рыженкова. М., 2000.
  114. С. Портрет четырех регионов (Новгородская, Воронежская, Саратовская, Свердловская области). История, политика, культура. М., 1999.
  115. Г. А. Винюков И. А. Римский В. JI. Интернет-мониторинг выборов в России (новая гражданская инициатива Проекта «Информатика для демократии 2000+»). М., 2001.
  116. О., Гельман В. Третья попытка реформы власти: в поисках золотой середины//Российская Федерация. 1995. № 13.
  117. О., Касимов А. Федерация или новый унитаризм? Повторение пройденного // Очерки российской политики. / Под ред. В. В. Гельмана. М., 1994.
  118. О., Якурин А. Выборы губернаторов в контексте социально-политического развития регионов России // Политический мониторинг. 1997. № 1.
  119. В. А. Политическая культура СМИ. М., 1994.
  120. А. П., Гундарин М. В. Победа без победителей: Очерки теории прагматических коммуникаций. М., 2003.
  121. СМИ и политика в России: социологический анализ роли СМИ в избирательных компаниях. / Редактор-составитель И. В. Зорин. М., 2000.
  122. А. и др. Выдержит ли Россия ещё одни выборы в 1991 году? // Невский курьер. 1991. № 11.
  123. А. Политический климат России в 1991—1993 годах // МЭМО. 1993. № 9.
  124. А., Суховольский В. Демократия, ограниченная фальсификациями. М., 1995.
  125. А., Юрьев Д. VI съезд народных депутатов России. М., 1992.
  126. А., Юрьев Д. Съезд народных депутатов РСФСР в зеркале поименных голосований. М., 1991.
  127. Ю. Н. Российские средства массовой информации: являются ли они «четвертой властью»? // СМИ в политических технологиях. М., 1995.
  128. А. М. Журналист: личность и профессионал. СПб., 2005.
  129. Средства массовой информации в региональном информационном пространстве. / Под ред. А. В. Стожарова. Салехард. 2001.
  130. Д., Халкина Е. Электорат верит телевидению // Среда. 2000. № 5.
  131. Телевизионная журналистика. / Под ред. Г. В. Кузнецова, В. JI. Цвика, А. Я. Юровского М., 2002.
  132. Р. Республика Коми: экономика, партии, лидеры // Власть. 1995. № 10.
  133. Р. Ф. Региональные выборы в контексте меняющихся отношений центра и регионов // Материалы конференции «Роль СМИ в региональных выборах 2001 года». М., 2002.
  134. И. Устав области (края): первый опыт. М., 1995.
  135. И. Г. Контент-анализ сообщений средств массовой информации: измерение политической пристрастности // СМИ и политика в России. М., 2000.
  136. М. А. СМИ в избирательной кампании: нормы и практика // СМИ и предстоящие президентские выборы 2000 года в России. / Отв. редактор И. Ю. Еремин. М., 2000.
  137. М. А. СМИ и выборы: вчера, сегодня, завтра // Стенограмма конференции в рамках проекта «Интернет-мониторинг выборов в России (новая гражданская инициатива Проекта „Информатика для демократии -2000+“)». М., 2001.
  138. Jl. Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993.
  139. О. А. О развитии информационного пространства России // Информационные ресурсы России. М. 1998. № 1.
  140. НО.Фомичева И. Д. Выбор без дискурса // Материалы конференции «Роль СМИ в региональных выборах 2001 года». М., 2002.
  141. И. Д. Журналистика и общественное мнение // Основные понятия теории журналистики. М., 1993.
  142. С. Идеология распада. М., 1993- Владимиров Г. Российский Центр и местная власть: опыт института представителей Президента. Ваш Выбор, 1993. № 4.
  143. Ф. И. Основы теории коммуникации. М., 2002.
  144. А., Нечаев В. Губернаторские выборы 1996 года: прогнозы и реалии // Представительная власть, 1997. № 2−3.
  145. А., Нечаев В. Региональные выборы // Свободная мысль. 1997. № 6.
  146. Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1986.
  147. А. Территориальные органы управления в истории России: опыт административно-политического участия // Вестник МГУ. Серия 12. 1997. № 6.
  148. В. Л. Средства массовой информации в политической системе общества. М., 1988.
  149. А. И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
  150. И. П. Современные теории массовых коммуникаций. СПб., 2004.
  151. I. Диссертации, авторефераты диссертаций
  152. И. И. СМИ России в условиях глобальных процессов трансформации: Дисс. канд. филолог, наук. М., 1998.
  153. К. X. Коммуникативные основания устойчивого развития: автореф. дисс.докт. философ, наук. М., 2000.
  154. Е. С. Средства массовой информации и выборы: мифотворчество как элемент информационно-пропагандистских кампаний: дисс.канд. филолог, наук. М., 2000.
  155. В. А. Факторы региональной политической трансформации. На материалах Республики Коми: дисс. док. полит, наук. СПб. 2001.
  156. Е. А. Взаимодействие органов государственной власти и СМИ как фактор реализации информационной политики: дисс.канд. полит, наук. М., 2003.
  157. А. П. Правонарушения в избирательной системе субъекта Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): автореф. дисс.док. юридич. наук. Екатеринбург. 2000.
  158. Хубецова 3. Ф. Средства массовой информации как фактор политического самоуправления в регионе (на материалах Республики Северная Осетия-Алания): автореф. дисс.канд. полит, наук. СПб., 2001.
  159. А. А. Взаимодействие СМИ и властных структур в условиях модернизации российского общества: автореф. дисс.док. полит, наук. М., 1995.
  160. De-Westernizing Media Studies. Routledge. 2000.
  161. Ellul J. Propaganda: The Formation of Men’s Attitudes. New York: Alfred A. Knopf. 1965.
  162. Kirkow P. Regional Warlordism in Russia: The Case of Primorskii Krai. Europe-Asia Studies, vol.47 1995. № 6.
  163. Kirkow P. Russia’s Provinces. Authoritarian Transformation versus Local Authonomy? Basingstoke and London: Macmillan. 1998.
  164. Lasarsfeld P.F. Public Opinion and the Classical Traditions // Public Opinion Quarterly. 1957. V. 21.
  165. Lippman W. Public opinion. N.Y., 1965.
  166. Matzusato K. The Split and Reconfiguration of Ex-Communist Party Factions in the Russian Oblasts: Chelyabinsk, Samara, Ulyanovsk, Tambov, and Tver (1991−95). Demokratizatsiya. The Journal of Post-Soviet Democratization. vol.5, 1997. № i.
  167. Mazzoleni G. Towards a «Videocracy» // European j. of communication. L, 1995. Vol.10. N3.
  168. Merton R. Social theory and social structure. N.Y., 1968.
  169. Norris P., Curtice J., Sanders D., Scammel M., Semetko H. On Message. Communicating the campaign. A SAGE Publications Ltd. London. 1999.12.0rttung R. From Leningrad to St.Petersburg. Democratization in a Russian City. New York: St. Martiris Press. 1995
  170. Patterson Т.Е., MacClure R.D. The Unseeing Eye. The Myth of Television Power in National Politics. N.Y.: G.P. Purnams' Sons. 1976.
  171. Coen B. The Press and Foreign Policy. Princton. N.J. 1963.
  172. Slider D. et al. Political Tendencies in Russian Regions: Evidence from the 1993 Parliamentary Elections. Slavic Review, vol.53. 1994. № 3.1. V. Интернет-источники.
  173. Декларация Конгресса российских журналистов в поддержку честных и свободных выборов (1999) // www.ruj. Ru
  174. Сообщение специального докладчика по проблеме развития и защиты свободы выражения мнений. Документ ООН E/CN.4/1999/64/Add.2. // www.hrlibrary.ngo.ru
  175. М. СМИ как инструмент гражданского общества: российская модель // www.pressclub.host.ru
  176. Г. В. Влияние информационных технологий на политический процесс // www.politstudies.ru
  177. С. Б. Региональные СМИ: независимость через борьбу или сотрудничество // www.pressclub.host.ru
  178. С. «В реальности» и «на самом деле» // www.russ.ru
  179. Т. В. Функция журналистики и функции СМИ. // www.cjes.ru
  180. В. Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества. // www.relga.rsu.ru.
  181. С. В. Роль СМИ во взаимоотношениях власти и общества. // www.pressclub.host.ru.
Заполнить форму текущей работой