Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социологические теории в журналистике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конт (рис. 1.15) стремился к созданию науки об обществе, построенной по образцу естественных наук, с заимствованием их методов и теоретических моделей, с опорой на понимание общественных законов как законов природы. Характерными чертами классического позитивизма были натурализм, органицизм и эволюционизм. Конт полагал, что наука должна иметь дело с наблюдаемыми объектами и явлениями, а ее законы… Читать ещё >

Социологические теории в журналистике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретические традиции социологии в исследованиях журналистики

Структурный функционализм в изучении журналистики

Попытки определения социальной природы журналистики обнаруживаются уже в самом начале ее институционализации, профессионального самоопределения — в эпоху Просвещения, когда публицисты и ученые верили в «прогресс человеческого разума», надеясь, что развитие науки и техники приведет к улучшению человеческой природы. С этого момента наука и журналистика начинают взаимодействовать и демонстрируют «единство исторического времени» в своем развитии.

Социология возникает как позитивная наука, обосновывающая идею прогресса как направления общественного развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, к новым совершенным формам с более высокой организацией и адаптивными свойствами. Теория прогресса становится основанием для концепции позитивизма Огюста Конта (1798−1857). «Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в „позитивную теорию человеческой природы“ теория прогресса Конта в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека „непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования“, развивать „в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь…“»[1].

Конт (рис. 1.15) стремился к созданию науки об обществе, построенной по образцу естественных наук, с заимствованием их методов и теоретических моделей, с опорой на понимание общественных законов как законов природы. Характерными чертами классического позитивизма были натурализм, органицизм и эволюционизм. Конт полагал, что наука должна иметь дело с наблюдаемыми объектами и явлениями, а ее законы должны быть проверяемы опытным путем. Позитивизм имел и социально-политическое значение: знание об обществе рассматривалось в качестве основы реорганизации социума на научной основе, т. е. представление о том, что общество совершенствуется, привело к идее о том, что его сознательно можно усовершенствовать. Однако события второй половины XIX в. (колониальные войны, превращение достижений науки и техники в инструменты уничтожения человека) и особенно XX в. (мировые войны, широкое распространение нищеты, социальное расслоение в мировом масштабе из-за несправедливого распределения ресурсов) внесли значительные коррективы в представления о социальном прогрессе, которые сменились скептицизмом и пессимизмом. «Не удивительно, что разочарование в идее прогресса распространилось столь широко. В конце концов, прогресс — рефлексивное понятие: оно соотносится с объективной социальной реальностью, поэтому интерес к нему усиливается в периоды очевидного прогресса и ослабевает, когда реальный прогресс становится сомнительным. Наверное, глубина разочарования обусловлена тем, что этому предшествовало время надежд, повсеместного оптимизма, время чаяний и обещаний „эры прогресса“, „триумфа современности“…»[2].

Конт заложил основы системного понимания и анализа общества. Одним из основных его постулатов была взаимосвязь социальных элементов, частей или подразделений общества. В социологии он выделил две взаимообусловленные части — социальные статику и динамику. Предметом социальной статики являются.

Огюст Конт.

Рис. 1.15. Огюст Конт.

условия существования и законы функционирования общественной системы. Социальная статика представляет собой теорию общественного порядка, организации, гармоничного взаимодействия всех частей общества как целостного организма — теорию социальной структуры. Социальная динамика представляла собой теорию общественного прогресса, в основу которой была положена история человеческого духа с тремя стадиями развития — теологической, метафизической и позитивной.

Одним из достижений Конта было использование в анализе социальной системы категории функции. Функция в социологии понимается как деятельность, роль объекта в рамках системы, которой он принадлежит, а также как вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого. Функция служит саморегуляции и адаптации данной системы к среде. Функция также понимается как предназначение выполнять или совершенствовать что-либо (специальная деятельность), которое приводит систему и элементы в движение, выражая их динамику. Понятие социальной функции разрабатывается в трудах Эмиля Дюркгейма (1858−1917) и Герберта Спенсера (1820−1903). В частности, Дюркгейм (рис. 1.16) определил специфику функций различных групп в социальной жизни, а Спенсер (рис. 1.17) разработал «органическую теорию» .

Согласно воззрениям Дюркгейма, общество как солидарное целое основано на общезначимых коллективных представлениях — праве, морали, религии, чувствах и других социальных фактах, которые существуют вне индивида и обладают по отношению к нему принудительной силой. Таким образом, социальная реальность автономна по отношению к индивидуальной, и обе эти реальности образуют сущность человека при доминировании социального начала, детерминирующего человеческое сознание и поведение. Дюркгейм определял социологию как науку о социальных фактах, существующих вне индивида и оказывающих на него принудительное воздействие, и о социальных институтах, их возникновении и функционировании.

Эмиль Дюркгейм.

Рис. 1.16. Эмиль Дюркгейм.

В основе «органической теории» Спенсера лежит положение о зависимости человека от внешних (включая социальные) условий существования, приводящих к возникновению социальных групп. Группами на основе их объективно предопределенных функций создаются организации и структуры, в том числе институты контроля. В процессе исторического развития нарастает внутренняя дифференциация общества при одновременном усилении социальных связей. Общество состоит из трех подсистем: производящей, распределительной и регулятивной. Общество в данном смысле определялось как социальный «организм», каждые части которого выполняют определенные функции. «Органическая теория» стала основой структурно-функционального направления в социальных науках.

Структурный функционализм (structural functionalism) — социологическая теория, в рамках которой общества осмысливаются как социальные системы, а специфические особенности социальных структур объясняются с точки зрения их вклада в поддержание этих систем. Социальная система представляет собой совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей, индивидов), находящихся между собой в отношениях и связях (их совокупность определяет социальную структуру) и образующих определенную целостность. Функционирование социальной системы во внешней среде опирается на упорядоченность ее элементов и структуры. Структурно и функционально различные аспекты упорядоченности образуют основу для выделения в социальной системе ее подсистем.

Американский социолог Толкотт Парсонс (1902−1979) (рис. 1.18) выделил четыре подсистемы и определил соответствующие им функции: экономическую (функция адаптации), политическую (функция целедостижения), «фидуциарную» (функция воспроизводства ценностей) и «социетальной общности» (функция интеграции). В социологии Парсонса получили развитие общая теория систем и теория социального действия. Взаимоотношения личности и общества представляют собой.

Герберт Спенсер.

Рис. 1.17. Герберт Спенсер.

социализацию как совокупность процессов, благодаря которым личность становится членом общества и приобретает социальный статус. Социализация лежит в основе социального порядка. Парсонс, анализируя динамику социальных систем, выводит формирование значимых для общества ценностей из структуры потребностей личности. Понятие функции используется Парсонсом для характеристики вклада элемента в сохранение или изменения определенного состояния социальной системы.

Общество, понимаемое как социальная система, представляет собой совокупность подсистем, институтов, организаций и индивидов, выполняющих определенные функции и роли. Совокупность функций образует социальную структуру. В такой трактовке, обосновывающей интеграцию и социальный мир, общество стремится к состоянию социальной стабильности. Понимаемая как непрерывность существования социальных и культурных моделей внутри общности или общества в целом без внезапных и резких изменений, социальная стабильность является идеологической основой социального порядка.

Теория социальной системы, обоснованная Парсонсом, служит основанием для определения журналистики как социального института. Социальные институты — устойчивые формы социальной практики, которые возникают и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость социальных отношений. Социальные институты на индивидуальном уровне организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Подобное понимание института позволяет, в числе прочего, обращаться к анализу деятельности отдельной личности — автора, адресата или героя журналистского произведения.

Для исследования журналистики как социального института также имеет значение концепция малых групп американского социолога Роберта Мертона (1910−2003) (рис. 1.19). Он был.

Толкотт Парсонс.

Рис. 1.18. Толкотт Парсонс.

основоположником институциональной социологии науки, исследуя науку прежде всего как социальный институт — специфическую систему ценностей и норм поведения. По Мертону, для функционирования каждого социального института необходимо, чтобы в нем поддерживался и выполнялся определенный набор норм. Цель создания и внедрения ценностей и норм состоит в укреплении стабильного существования общества, что, в свою очередь, гарантирует устойчивость власти.

Большое значение в процессе нормативного регулирования Мертон придавал референтным группам, которые служат для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Референтная группа — группа, на которую индивид ориентирует свое поведение. Как правило, референтной становится та группа, к которой индивид принадлежит, принадлежал или хотел бы принадлежать. Журналисты играют роль референтной группы, эта особенность заложена в самой природе их профессии — деятельности социальной, осуществляемой публично, выполняющей функции создания и распространения ценностей и регулятивные функции управления, самоуправления и контроля.

Журналистика приобретает институциональный статус только в определенных политических и исторических условиях. При «вертикальной» системе реализации власти, в рамках которой политика строится как директивная управленческая деятельность, журналистика выполняет инструментальные функции, она встроена в систему политических отношений, занимая подчиненное положение зависимости от других политических субъектов. В таких условиях журналистика приобретает форму инструмента по реализации пропагандистских, агитационных, релаксационных функций. В содержании журналистской деятельности начинает доминировать роль «работника СМИ», а понятия «журналистика» и «средство массовой информации» становятся все более идентичными.

В условиях «горизонтальной» системы реализации власти политика определяется как деятельность по согласованию инте.

Роберт Мертон.

Рис. 1.19. Роберт Мертон.

ресов различных субъектов в сфере регулирования общественных отношений. Демократическое устройство общественно-политической жизни диктует равноправное сотрудничество институтов власти, гражданского общества и журналистики. Демократия ставит перед журналистикой новые задачи установления диалога власти и общества, представления общественных интересов, экспертизы властных управленческих решений. Журналистика в условиях демократии приобретает институциональный статус, а ее основными регулятивными функциями являются самоуправление и контроль. Понятия «журналистика» и «средства массовой информации» теряют свою идентичность, поскольку первая приобретает статус института, а вторые — статус организации.

В полностью развившихся институтах журналистики ясно различаются несколько элементов: произведения, которые авторы и их аудитория считают журналистскими; эпоха и место, в которых используется журналистика; типы авторов, которых считают журналистами (т.е. играющих соответствующие социальные роли); способы, используемые для создания и распространения журналистских произведений, а также ценности, задачи или цели журналистики. Практика журналистики в современном обществе включает в себя выполнение четырех самостоятельных, но тем не менее взаимозависимых функций. Функции эти следующие: 1) создание интереса к конкретной социальной или политической проблеме; 2) создание символических форм, которые упорядочивают социальный опыт с помощью определенных методов для тех, кто может использовать эти формы (как аудитория, так и журналист); 3) создание аудиторий, использующих журналистские произведения для различных видов деятельности или других целей (в зависимости от характеристик аудитории); 4) создание референтных групп (критиков и посредников между СМИ и обществом), которые выносят суждения для своих аудиторий (в том числе и в СМИ).

Понятия «функция» и «роль» часто употребляются в качестве синонимов. Функции определяют сущностные характеристики журналистики, роль она начинает играть в системе определенных общественных отношений. Категорию «роль» следует употреблять в значении особого вида функций журналистики — реляционных, проявляющихся на уровне личного профессионального поведения. В данном контексте уместно говорить о роли в ее социологическом значении — как об ожидаемом поведении, соответствующем статусу журналиста, его формальном (права и обязанности) и неформальном (стереотипном, определяемом идеальным образом) проявлениях.

  • [1] Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие для вузов. 6-е изд., испр. М., 2003. С. 95.
  • [2] Штомпка П. Социология социальных изменений: пер. с англ. / под ред. В. А. Ядова. М., 1996. С. 57.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой