Онтологический аспект социального воздействия правовой публицистики
Суггестивное и манипулятивное воздействие эксплуатирует тенденцию к эластичности человеческой психики, множественность «я» индивида при отсутствии, как правило, подлинного их «хозяина». В силу упомянутой множественности при определенных условиях и соответствующем контексте могут активизироваться и выходить на передний план различные «я» как самоидентификации человека («я» физическое, «я… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Взаимоотношения СМИ с аудиторией в сфере правовой публицистики
- 1. 1. Воздействие как характеристика, определяющая реализацию функций журналистики в правовой публицистике
- 1. 2. Познавательный и творческий аспекты в правовой публицистике и их корреляции
- 1. 2. 1. Виды корреляций при взаимодействии «публицист — адресат»
- 1. 2. 2. Потребность аудитории в правовом просвещении
- 1. 2. 3. Требования к освещению правовых норм
- 1. 2. 4. Практическое взаимодействие правовой журналистики с социальными институтами
- 2. 1. Специфика понимания аудиторией правовой публицистики
- 2. 2. Особенности создания текста в расчете на воздействие
- 2. 3. Законодательное закрепление защиты от информационно-психологического воздействия
- 2. 4. Роль мифотворчества во взаимоотношениях СМИ с читателем
- 2. 5. Влияние на формирование позиции реципиента по обозначенной проблематике как основная составляющая коммуникативного процесса
Диссертация представляет собой исследование взаимодействия публицистических текстов, посвященных правовой тематике, распространяемых самыми различными средствами массовой информации (СМИ), с внимающей аудиторией.
Под внимающей аудиторией мы подразумеваем весь круг реципиентов, подверженных воздействию со стороны СМИ. Это не только непосредственно читатели, зрители, слушатели, но и их окружение. То есть, те, кто участвует в обсуждении проблем, освещаемых в СМИ, либо лица, ставшие слушателями таких обсуждений. Подчеркнем, что воздействию на сознание и подсознание со стороны СМИ «реальная аудитория» (Прохоров), то есть сами читатели, зрители и слушатели, подвержена значительно больше, чем ее окружение, хотя при этом степень влияния во многом зависит от специфики ИКС (индивидуальной когерентной системы) субъекта воздействия.
Эффективность достижения намеченных журналистом, редакцией целей, зависит не только от способности аудитории к восприятию информации, но и от характера использованных автором при создании текста всевозможных способов и приемов, учитывающих особенные черты аудитории.
Объект исследования диссертации — правовая публицистика, затрагивающая в своем содержательном наполнении разноаспектные правовые интересы массовой аудитории.
Предметом исследования является совокупность способов и приемов, используемых в правовой публицистике для наиболее эффективного воздействия на внимающую аудиторию. При этом в нашей работе мы особо подчеркиваем при продуцировании таких текстов необходимость исключения нежелательных ошибок правового характера, ведущих зачастую к возникновению конфликтов, разрешаемых в судебном порядке.
Список литературы
- Агзамов Ф.И. Журналистское исследование активности личности. Казань, 1989.
- Акопов А.И. Периодические издания: Учебно-методическое пособие длястудентов-журналистов. Ростов н/Д, 1999. Аликаев Р. С. Язык науки в парадигме современной лингвистики. Нальчик, 1999.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.
- Андрюшенко Т.Я. Понимание текста в общении.// Известия АН, 1995, т.54, № 6, с.56−62. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М., 1976. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М., 1988.
- Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов, 1993.
- Баррет JI. Свобода печати и беспристрастность суда // Журналист. 1997, № 2, с. 57.
- Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. С-Пб., 1908. Богин Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста. Калинин, 1989.
- Богин Г. И. Типология понимания текста. Калинин, 1986.161
- Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.
- Боровой JI. Путь слова. М., 1974.
- Бусленко Н.И. К вопросу об изучении современного публицистического героя // Молодой журналист, Ростов н/Д, 1979, № 6−7, c. l 1.
- Бусленко Н.И. О некоторых приемах ведения дискуссии в индивидуальных беседах агитатора и их социально-психологическая характеристика // Социально-психологические факторы повышения эффективности идеологической деятельности, Ростов н/Д, 1982, с. 15.
- Бусленко Н.И. Правовое содержание профессиональных обязанностей журналиста // Филологический вестник РГУ, 1999, № 1, с.59−63.
- Бутенко А.П. Политические мифы сегодняшней жизни: что и кто стоит над ними? // Соц.Ис. 1994, № 6.
- Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М., 1985.
- Ванслов В. Содержание и форма в искусстве. М., 1956.
- Васильев Л.Г. Текст и его понимание. Тверь, 1991.
- Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.
- Взаимодействие заглавия и подзаголовка: о предтекстовом единстве в публицистическом тексте // Современные СМИ: истоки, концепции, поэтика. Воронеж, 1994, с. 26−27.162
- Взаимодействие значений слова в публицистическом тексте //
- Журналистика в 1991. М., 1992, ч. 2, с. 58−60. Виленский М. Э. Как написать фельетон. М., 1982.
- Внетекстовые системы в структуре публицистического произведения.//
- Журналистика в 1998. М., 1999, ч. 4, с. 63−65. Ворошилов В. В. Журналистика. С.-Пб., 1999.
- Ворошилов В.В. Экономическая пропаганда в газете на современномэтапе. С.-Пб., 1987. Гадиева Г. С. Пропаганда и внушение. М., 1989.
- Гляйссберг Г. О концентрации печати и манипулировании общественныммнением.М., 1974. Горбунов А. П. Образные средства языка газеты. М., 1969. Горбунов А. П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова. Иркутск, 1993.
- Горизонты публицистики: опыт и проблемы. Сост. В. К. Архипенко. М., 1981.
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение. // Новое в зарубежной лингвистике.
- Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985. Гриндер Дж., Бэндлер Р. Формирование транса. М., 1994. Дзялошинский И. М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984.163
- Донская Т.К. Психологическая динамика в структуре текста.// Филология и журналистика в контексте культуры. Ростов н/Д, 1998, № 3, с. 9−10.
- Дорошевич В.М. Собрание сочинений. Т.4.
- Доценко Е.Д. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. М., 1996.
- Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
- Евгеньева Т.В. Социально-психологические основы формирования политической мифологии // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996.
- Евтушенко О.В. Язык СМИ и понятие меры.// Журналистика в 1998. М., 1999, ч. 5, с. 28−29.
- Жаданова Е. Текст СМИ как объект социологического изучения.// Журналистика в 1996. М., 1997, ч. 2, с.51−53.
- Жидков В.П. Авторитетом газетной строки. М., 1986.
- Журналистика в политической структуре общества. Некоторые проблемы политической организации системы средств массовой информации и пропаганды. Ред. Я. Н. Засурский. М., 1975.
- Журналистика и социология. Ред. Фомичева И. Д., М., 1995.
- Журналистика: проблемы эффективности. Ред. В. М. Теплюк. Владивосток, 1988.
- Зазыкин В.Г. Психология СМИ. М., 1996.164
- Законодательство и практика средств массовой информации. М., 2000, № 4.
- Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.
- Здоровега В.И. Слово тоже есть дело: Некоторые вопросы теории публицистики. М., 1979.
- Истомин Л.А. Система пропаганды и информации в СССР. М., 1968.
- Кайда Л.Г. Стиль фельетона: Выражение авторской позиции. М., 1983.
- Кайда Л.Г. Эффективность журналистского текста. М., 1998.
- Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. М., 1989.
- Каримуллин А.Г. Из истории печатного слова. Казань, 1984.
- Кирюшин С.Ю. Личностная прагматика публицистики как предпосылка развития полисимии в языке современных СМИ: Дисс.. канд. филол. н., Краснодар, 1999.
- Киселев А.П. От содержания к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. М., 1974.
- Кожина М.Н. К основаниям функциональной лингвистики. Пермь, 1968.
- Колосов Г. В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.
- Кондратенко В.М. Под маской объективности. М., 1986.
- Копейкина Т.Т. Феномен публицистичности в деятельности современных СМИ.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 12−13.
- Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. С-Пб., 1995.165
- Корконосенко С.Г. Правовая культура журналиста.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 39−40.
- Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов. 1999.
- Котюрова М.П., Попова Н. Ю. Созидание / разрушение личности как следствие коммуникативных установок в современных газетных текстах.// СМИ в современном мире., СП-б., 1999, с. 15−16.
- Кройчик Л.Е. Публицистический текст как предмет исследования.// Журналистика реклама — связи с общественностью. Воронеж, 2000, с. 44−45.
- Кувшинова О. Журналистика информационного общества.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 43−44.
- Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. С-Пб., 1998.
- Кузин В.И. Психологическое обеспечение журналистской деятельности.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 213−214.
- Кучерова Г. Э. Значение психологических типов К.Г.Юнга для теории и практики журналистики.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 4446.
- Лабуш И.С. Демократическое общество и обеспечение информационной безопасности.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 69−70.
- Леонтьев А.А. От редактора // Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.166
- Леонтьева Н.Н. О компонентах системы понимания текста // Уровни текста и методы его семантического анализа. М., 1982.
- Летунов Ю.А. Что скажешь людям? М., 1980.
- Липовченко Н.Н. Очерк теории журналистики. М., 1985.
- Лубкович И.М. Местная печать: проблемы повышения эффективности. Львов, 1989.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
- Лурье Ф.М. Хранители прошлого. С.-П., 1990.
- Лучинский Ю.В. Независимая кубанская пресса: опыт первых конфликтов.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 215−216.
- Лысакова И.П. Тип газеты и стиль публикации: Опыт социолингвистических исследований. С.-Пб., 1989.
- Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.
- Мегентесов С. А., Ибрахим Мохамад. Лингвистические аспекты психического воздействия и приемов манипуляции. Краснодар, 1997.
- Мезенцев М. Т. Публицистический прогноз. Ростов, 1986.
- Мезенцев М.Т. Публицистический прогноз. Пути развития. Типология. Методы. Ростов-на-Дону, 1986.
- Мезенцев М.Т. Суждения о будущем в публицистическом тексте. Ростов-на-Дону, 1983.167
- Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. С-Пб., 1996.
- Мельник Г. С. Психологическая и правовая оценка политических текстов национально-патриотической прессы.// СМИ в современном мире. СПб., 1999, с. 219−220.
- Моисеев В.А. С позиций социального прогресса. М., 1988.
- Ненашев М.Ф. Газета, читатель, время. М., 1986.
- О современном по современному: Об эффективности средств массовой информации и пропаганды. Л., 1978.
- Общая психология / Сост. Рогов Е. И. М., 1995.
- Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
- О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. Челябинск, 1977.
- Основы информационной культуры. Отв. ред. С. В. Смирнов. С.-Пб., 1998.1. Основы права. М., 1999.
- Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985.
- Педагогика, филология, журналистика: опыт и перспективы. Краснодар, 1996.
- Пирс Дж., Хэнгер П. Р. Динамика американского общественного мнения // Социологические исследования. М., 1991.
- Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. Курс лекций. М., 1999.168
- Пятигорский A.M. Мифологические размышления. Лекции пофеноменологии мифа. М., 1996. Региональная печать в годы перестройки: организационные факторы эффективности. Ред. М. В. Шкондина. М., 1991.169
- Решенкин А.Г. Особенности языка законодательства. Влияние языковых ошибок в нормативных актах законодательной и исполнительной власти на качество судебных актов // Единицы языка в функционально-прагматическом аспекте. Ростов н/Д, 2000.
- Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989
- Рунов В.В. Основы теории телевизионного воздействия. Краснодар, 1997.
- Рябокляч А. Твой друг газета. М., 1964.
- Селиверстова О.Н. Значение слова и информация // Теория речевой деятельности. М., 1968.
- Семенко J1.A. Пресса в системе нравственно-правового воспитания. Воронеж, 1982.
- Сикевич З.В. Расколотое сознание. Этносоциологические очерки. С-Пб., 1996.
- Система средств массовой информации России. Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1994.
- Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1986.
- Славская К. Мысль в действии. М., 1968.
- Современная газетная публицистика: проблемы стиля. JL, 1987.
- Соловьев Г. М. Снижение эффективности журналистского текста как результат нарушения принципа адекватности языка публицистики.// СМИ в современном мире. СП-б., 1998, с. 78.170
- Сопкин П.Т. Специфика очерка. Краснодар, 1999.
- Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.
- Социальное функционирование журналистики. Отв. ред. С. Г. Корконосенко. С.-Пб., 1994.
- Средства массовой информации в современном мире: Тезисы науч.-практ. конф.: 1999. Отв. ред. В. И. Коньков. С.-Пб., 1999.
- Средства массовой информации и судебная власть в России, М., 1998.
- Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.
- Строгович М. Проблемы судебной этики. М., 1974.
- Стюфляева М.И. Вещи, чреватые словом. Документальная деталь в художественно-публицистических текстах.// Акценты, 2000, № 1−2, с. 13−17.
- Стюфляева М.И. Человек в публицистике: Методы и приемы изображения и исследования. Воронеж, 1989.
- Суханов А.П. Информация и человек. М., 1989.
- Сучкова Г. М. Прагматические аспекты жанровой формы.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 192−193.
- Телия В.Н. Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991.
- Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.
- Тертычный А.А. Психология публицистического убеждения. М., 1989.171
- Туманов Д.В. Жанровое многообразие духовной публицистики как основа нравственного преобразования общества.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 115−116.
- Ученова В.В. Беседы о журналистике. М., 1985.
- Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989.
- Федотова JI.H. Контент-аналитические исследования СМИ и пропаганды. М., 1988.
- Федотова JI.H. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.
- Феофанов Ю.В. Седьмой барьер: Об опыте освещения в печати вопросов правовой пропаганды. М., 1981.
- Фирсов Н.Н. Современные политические партии и архетипы коллективного бессознательного // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996.
- Фоминых В.Н. По поводу «чистых фактов» // Сотрудничество в сфере массовой коммуникации. Екатеринбург, 1995.
- Фурдей О.Н. Проблемы духовности в социально-философской публицистике русского зарубежья.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 119−120.
- Хабир Ахмат. Свобода информации: социальные императивы.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 56−57.172
- Чередниченко В.И. Заголовок в прессе: значение и функции. Краснодар, 1998.
- Чернышова Т.В. Влияние публицистического текста на языковое сознание нормативный аспект И Человек в сфере его коммуникативного самоосуществления. Барнаул. 1997.
- Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики. М., 1982.
- Ширина JI.C. Психология восприятия текста.// Журналистика в 1994, ч.4, М., 1995, с.24−25.
- Шкодин М.В. Основы организации системы печати в СССР. М., 1979.
- Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.
- Шукуров И.Ш. Невзирая на лица. М., 1988.
- Эйзенштейн С.М. Дисней // Проблемы синтеза в художественной культуре. М., 1985.
- Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
- Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М. К. 1996.
- Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев, 1995, с. 170
- Язык закона /Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1990.
- Якимов О.Д. Печать и интернациональное воспитание. М., 1983.1.ech G.N. Principles of Pragmatics. N.Y., 1983.
- Rostnberg A. Der Mythus des 20. Lahrhunderts. Munchen, 1934.