Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Онтологический аспект социального воздействия правовой публицистики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суггестивное и манипулятивное воздействие эксплуатирует тенденцию к эластичности человеческой психики, множественность «я» индивида при отсутствии, как правило, подлинного их «хозяина». В силу упомянутой множественности при определенных условиях и соответствующем контексте могут активизироваться и выходить на передний план различные «я» как самоидентификации человека («я» физическое, «я… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Взаимоотношения СМИ с аудиторией в сфере правовой публицистики
    • 1. 1. Воздействие как характеристика, определяющая реализацию функций журналистики в правовой публицистике
    • 1. 2. Познавательный и творческий аспекты в правовой публицистике и их корреляции
      • 1. 2. 1. Виды корреляций при взаимодействии «публицист — адресат»
      • 1. 2. 2. Потребность аудитории в правовом просвещении
      • 1. 2. 3. Требования к освещению правовых норм
      • 1. 2. 4. Практическое взаимодействие правовой журналистики с социальными институтами
  • ГЛАВА 2. Объектные и субъектные характеристики аудитории, испытывающей воздействие правовой публицистики
    • 2. 1. Специфика понимания аудиторией правовой публицистики
    • 2. 2. Особенности создания текста в расчете на воздействие
    • 2. 3. Законодательное закрепление защиты от информационно-психологического воздействия
    • 2. 4. Роль мифотворчества во взаимоотношениях СМИ с читателем
    • 2. 5. Влияние на формирование позиции реципиента по обозначенной проблематике как основная составляющая коммуникативного процесса

    Диссертация представляет собой исследование взаимодействия публицистических текстов, посвященных правовой тематике, распространяемых самыми различными средствами массовой информации (СМИ), с внимающей аудиторией.

    Под внимающей аудиторией мы подразумеваем весь круг реципиентов, подверженных воздействию со стороны СМИ. Это не только непосредственно читатели, зрители, слушатели, но и их окружение. То есть, те, кто участвует в обсуждении проблем, освещаемых в СМИ, либо лица, ставшие слушателями таких обсуждений. Подчеркнем, что воздействию на сознание и подсознание со стороны СМИ «реальная аудитория» (Прохоров), то есть сами читатели, зрители и слушатели, подвержена значительно больше, чем ее окружение, хотя при этом степень влияния во многом зависит от специфики ИКС (индивидуальной когерентной системы) субъекта воздействия.

    Эффективность достижения намеченных журналистом, редакцией целей, зависит не только от способности аудитории к восприятию информации, но и от характера использованных автором при создании текста всевозможных способов и приемов, учитывающих особенные черты аудитории.

    Объект исследования диссертации — правовая публицистика, затрагивающая в своем содержательном наполнении разноаспектные правовые интересы массовой аудитории.

    Предметом исследования является совокупность способов и приемов, используемых в правовой публицистике для наиболее эффективного воздействия на внимающую аудиторию. При этом в нашей работе мы особо подчеркиваем при продуцировании таких текстов необходимость исключения нежелательных ошибок правового характера, ведущих зачастую к возникновению конфликтов, разрешаемых в судебном порядке.

Онтологический аспект социального воздействия правовой публицистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Публицистика, как известно, представляет собой достаточно благоприятную почву для воздействия на массовую аудиторию, поскольку является эффективным средством отражения действительности, где автору предоставляется возможность высказать свое собственное мнение на освещаемые события и явления, используя при этом самые разные средства. Важно, чтобы такие средства учитывали специфику внимающей аудитории. Правовая публицистика 7 стала наиболее актуальна особенно в последнее время, когда потребителей информации привлекают материалы, посвященные судебным процессам, расследованию преступлений, публикации, рассказывающие о противодействии журналистов тем, кто считает себя ими обиженными.

Реферируемая работа представляет собой анализ корреляций «адресат-адресант», наблюдаемых в правовой публицистике и содержит практические рекомендации по предотвращению нежелательных для СМИ последствий, связанных с выпуском недостаточно верифицированных материалов, которые принципиально могут затрагивать чьи-либо правовые интересы. Системная работа в данном направлении ранее не проводилась, хотя необходимость в подобных исследованиях сегодня чрезвычайно высока.

Приемы и способы манипулирования сознанием личности, давно известные в психологии, только недавно стали доступны широким массам для конкретного изучения. В то же время, судя по всевозможным опросам населения, среднестатистический человек желает знать о скрытых пружинах и рычагах воздействия на него, в том числе и посредством передовых технологий, со стороны власти, общества. Именно этим в значительной мере объясняется популярность «разоблачительной» публицистики, касающейся средств влияния на сознание и подсознание людей. Процесс коммуникации, по-видимому, никогда не станет полностью «свободным» от имплицитного влияния, но элементарная грамотность в этой области, по крайней мере, может 8 помочь защититься от наиболее грубых форм манипулирования сознанием.

В последнее время многие читатели, зрители, слушатели стали выступать против использования СМИ тех или иных средств воздействия на массовую аудиторию, не вполне законных на их взгляд, что породило необходимость создания правовой базы, регулирующей взаимоотношения в сфере массовой коммуникации. Проект федерального закона о защите от информационно-психологического воздействия уже создан и опубликован. В связи с этим примечательно, что в случае его принятия лица, использующие запрещенные приемы и средства воздействия, будут подвергаться правовой ответственности, вплоть до уголовной. Поэтому, справедливо неослабевающим остается интерес к способам и средствам влияния на внимающую аудиторию со стороны СМИ не только в юриспруденции, но и в журналистской науке.

Цель работы — систематизировать способы и приемы воздействия на внимающую аудиторию в правовой публицистике, выявить специфику их структурных и содержательных характеристик.

Целью определяются три основные задачи: выделить способы и приемы воздействия на внимающую аудиторию, влияющие на ИКС реципиентаизучить подверженность аудитории таким воздействиямохарактеризовать взаимодействие публицистических текстов и аудитории с правовой и собственно журналистской точек зрения. 9.

Научная новизна работы заключается в освещении воздействий публицистического текста на сознание и подсознание реципиента в описаниях потенциала таких воздействий с точки зрения норм морали и права.

Публицистическое творчество, затрагивающее чьи-либо правовые интересы, как известно, является одним из наиболее продуктивных средств влияния на внимающую аудиторию, в силу ее предрасположенности к изучению материалов об ущемлении каких-либо правовых интересов. Такие материалы наряду с аналитическим уяснением читателем, зрителем, слушателем фактической информации в огромной мере провоцируют, стимулируют у него эмоциональные переживания, способствующие наиболее эффективному воздействию на реципиента со стороны СМИ.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что при раскрытии механизмов воздействия на массовую аудиторию со стороны СМИ выявляется ряд моментов, определяющих наиболее эффективное социальное воздействие правовой публицистики. В связи с этим, в работе:

1) определяется потребность внимающей аудитории в материалах правового характера;

2) изучается качественный уровень способности аудитории к восприятию переданной информации;

3) раскрываются особенности, на которые следует обратить внимание при создании текста, нацеленного на социальное воздействие;

4) доказывается необходимость законодательного закрепления защищенности граждан от информационно-психологического воздействия.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что работа содержит в себе совокупность способов и приемов, используя которые в благих целях можно наиболее эффективно воздействовать на внимающую аудиторию. В ней раскрываются мотивы обращения многогранной аудитории к СМИ, рассказывается о том, как не допустить ущемления чести и достоинства, деловой репутации героев публицистического текста, не умаляя эффективности его воздействия на внимающую аудиторию.

Целесообразность данной работы заключается в возможности использования ее результатов:

1) в практической деятельности журналистов;

2) в вузах страны, на факультетах журналистики при подготовке учебной литературы;

3) в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам правовой публицистики;

4) при разработке и усовершенствовании законодательства, касающегося деятельности СМИ.

Теоретическую базу исследования составили труды Аликаева Р. С., Баранова А. Г., Богомоловой Н. Н., Грайса Г. П., Доценко Е. Д., Евгеньевой Т. В., Зазыкина В. Г., Колосова Г. В., Корконосенко С. Г., Кузина В. И., Лича Г. Н., Мегентесова С. А., Мезенцева М. Т., Мельник Г. С., Поршнева Б. Ф., Почепцова Г. Г., Прохорова Е. П., Решенкина А. Г., Рощина С. К., Рунова В. В., Соловьева Г. М., Стрельцова Б. В., Тертычного А.А.

Материал исследования составляют публицистические тексты последних лет (свыше тысячи контекстов). Внимание сосредоточено на тех материалах СМИ, которые вызвали определенный резонанс общественного мнения.

Методы исследования. При решении намеченных задач использовался ряд общих (догматический, социологический, аналитико-правовой, диалектический, психологический) и частных методов (описательный индуктивный, основанный на наблюдении, анализе, классификации отдельных фактов и явлений с целью их дальнейшего синтеза и обобщения, а также метод типологических характеристик).

Положения, выносимые на защиту.

1. Публицистика как способ интерпретации событий и явлений, происходящих в мире, представляет собой средство имплицитно проявляющегося влияния точки зрения автора на реципиента в силу «отключения критического разума» последнего при восприятии публицистического текста. Информация публицистического текста предстает для потребителя как истина в последней инстанции, поскольку не может сопровождаться домыслом, вполне допустимом в художественном тексте.

2. В связи с тем, что СМИ оказывают определенное воздействие на реципиента, зачастую вне зависимости от его желания в получении и восприятии передаваемой информации, проявившееся особенно в последнее время, сложилась необходимость законодательного урегулирования правовой защищенности граждан от информационно-психологического воздействия.

3. Для осуществления наиболее эффективного социального воздействия, реализуемого в рамках правовой публицистики, автору текста необходимо:

1) произвести анализ предполагаемой аудитории, акцентируя внимание на сложившиеся у нее представления, стереотипы окружающей действительности;

2) использовать при воздействии на реципиентов возможности всех текстовых составляющих, отдельное внимание уделив им как средствам формирования морали;

3) дать юридическую оценку правомерности использования текста в готовом виде в СМИ.

Результаты исследования показали, что разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нижеследующим параметрам.

Искажение информации, варьирующее от заведомой лжи до.

154 частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по интерпретационному контексту, когда, например, борьба за права какого-либо меньшинства подается как нарушение общественных интересов.

Утаивание информации проявляется в умолчании — сокрытии определенных тем. Обычно используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.

Способ подачи информации направлен на то, чтобы информация была воспринята желательным для отправителя образом. Например, обилие информации в несистематизированном виде или подача информации мелкими дозами — все это может быть средством запутывания адресата, не позволяющим ему должным образом осмыслить информацию, причем без риска обвинения отправителя в утаивании чего-либо. Ближе всего к манипулятивному воздействию в узком смысле слова стоит особый прием компоновки сюжетов, который наводит реципиента на вполне однозначные выводы. Например, в одной рубрике подаются сообщения о курьезах и о чьей-нибудь голодовке протеста.

Опираясь на рассмотренный материал, можно определить, что одной из сфер благоприятного воздействия является правовая публицистика, поскольку к правовой тематике население испытывает огромный интерес, а публицистика предоставляет автору возможность использовать целый ряд приемов и способов, правомерного влияния на сознание, подсознание читающей аудитории.

Предоставляя на суд читателя обработанную и целенаправленно воздействующую информацию публицист должен представлять множественность трактовок опубликованного текста, правомерность его распространения, возможность наступления юридических, последствий в связи с чем построить текст так, чтобы он был правомерен. Для этого возможно придать ему юмористическую окраску, описываемые события перенести в мир нереальности, сохранив черты и признаки героев, подавать материал не как фактическое изложение, а как мнение об увиденном или услышанном.

Нацеливаясь на воздействие отдельное внимание следует уделять всем текстовым составляющим, а особое заглавию, подзаголовкам, предисловию, эпиграфам, эпилогу, морали, так как именно они помогают читателю понять «направление мысли автора» .

При воздействии на внимающую аудиторию в рамках правовой публицистики посредством печати наиболее функциональными, как показало исследование, выступают тексты, содержащие высказывания известных людей, изречения и выражения, вошедшие в обиход общения, выводы статистического опроса населения, ссылки на компетентные источники.

Также в данном разрезе актуальным является использование в публикуемом материале тем и приманок, на которые можно «поймать» среднестатистического человека: стремление к материальной выгоде, престижу, хорошему здоровью, сексу и т. д.

В рамках воздействия на массовое сознание широко используется такой прием как введение в заблуждение.

Введение

в заблуждение — это представление для реципиента в качестве истинного такого сообщения, которое или заведомо ложно (то есть имеет место сознательный обман), или не является фактологическим, а содержит лишь одну оценку (то есть вообще не может быть ни истинным, ни ложным).

Эффективность введения в заблуждение зависит отряда причин. Это, во-первых, уровень информированности коммуникатора и реципиента: коммуникатор либо пользуется тем, что он информирован лучше.

Во-вторых, эффективность введения в заблуждение зависит от возможности для реципиента проверить истинность сообщения.

В-третьих, эффективность введения в заблуждение зависит от способности реципиента (аудитории) к экстраполяции (построению гипотезы о свойствах неизвестного объекта на основании знания об аналогичных свойствах известных объектов). Иными словами, речь идет об уровне интеллекта реципиента.

В-четвертых, она зависит от индивидуальных свойств реципиента (или групповых характеристик аудитории). Есть люди наивные, принимающие любое сообщение на веру, есть более скептичные, допускающие возможность введения их в заблуждение и старающиеся по мере возможности проверить поступающую к ним информацию. Есть люди, заинтересованные в политической информации, другие относятся к.

157 ней абсолютно индифирентно. И так далее.

В-пятых, эффективность введения в заблуждение зависит от уровня доверия реципиента к источнику.

Наконец, в-шестых, эффективность введения в заблуждение зависит от используемых коммуникатором специальных приемов и средств манипулирования сознанием реципиента (аудитории).

Суггестивное и манипулятивное воздействие эксплуатирует тенденцию к эластичности человеческой психики, множественность «я» индивида при отсутствии, как правило, подлинного их «хозяина». В силу упомянутой множественности при определенных условиях и соответствующем контексте могут активизироваться и выходить на передний план различные «я» как самоидентификации человека («я» физическое, «я» социальное, «я» национальное, кастовое, групповое и т. д.), к которым «присоединяется» и «ведет» за собой суггестор или манипулятор. Облегчающим фактором служит при этом ослабление критической способности сознания, что достигается его перегрузкой, «шоковым» воздействием, усыплением посредством монотонности и повторяемости раздражителей и т. п.

Анализируя многообразие предложенных к рассмотрению примеров языкового воздействия, можно заключить, что доминирующей техникой формирования пресуппозиций является использование конструкций со вторичной предикацией, которая, отвлекая на себя внимание слушающего,.

158 ставит первичную предикацию в ранг пресуппозиции и устраняет актуальность ее оценки с точки зрения истинности / ложности.

Работа показала, что использование в публицистическом тексте, направленном на воздействие на аудиторию, мифических сюжетов способствует реализации этой цели, поскольку автор, рисуя в своем произведении мифические картины, затрагивает у читателя врожденные способности абстрагирования и уводит его в мир новых, но уже знакомых, похожих, когда-то пережитых (ведь с мифами человек начинает знакомство еще ребенком) ощущений, открывает картину, воздействующую индивидуально на каждого читателя, но заставляя при этом думать о ней в определенном ракурсе, и возвращает в мир реальности со сложившимся на бессознательном уровне отношением к описуемым автором событиям и явлениям.

Что наиболее характерно для мифологических текстов? Можно выделить два критерия:

1) они непроверяемы, как и многие тексты из другой точки пространства и времени;

2) для них характерна определенная узнаваемость, то есть развитие событий (например, в статье) возможно предположить, так как большинство из них развивается по устоявшейся схеме («добро побеждает зло» и т. п.).

Эти присущие мифу черты способствуют более безболезненному восприятию текста читателем, отключению критической оценки к читаемому материалу.

Системное использование вышеперечисленных приемов и средств обеспечивает наиболее эффективное воздействие на сознание, подсознание читательской аудитории в рамках правовой публицистики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Пресса является одним из наиболее используемых населением источников информации для удовлетворения своих определенных потребностей, связанных с познанием событий и явлений, происходящих вокруг. Реализуя свои потребности, обращаясь к печати, читатель невольно попадает под влияние прочитанного им материала. Из одного текста читатели делают разные выводы в связи с различием системы восприятия каждого отдельного индивида (индивидуально-когерентной системы). При этом в силу различных причин, например, отсутствие информации о читаемом, склонность к некритическому восприятию сведений, полученных из СМИ, отвлечение во время чтения на другие события, многие соглашаются с мнением автора по поводу прочитанного. Так происходит воздействие на читающие массы, которое в значительной мере основывается на умении автора наиболее «безболезненно» вписать в мир представлений реципиента, определенную точку зрения на освещаемые события, явления. При этом коммуникатор испытывает противодействие ИКС читателя, способной изменяться под напором поступающей информацией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.И. Журналистское исследование активности личности. Казань, 1989.
  2. А.И. Периодические издания: Учебно-методическое пособие длястудентов-журналистов. Ростов н/Д, 1999. Аликаев Р. С. Язык науки в парадигме современной лингвистики. Нальчик, 1999.
  3. Г. М. Социальная психология. М., 1996.
  4. Т.Я. Понимание текста в общении.// Известия АН, 1995, т.54, № 6, с.56−62. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М., 1976. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М., 1988.
  5. А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов, 1993.
  6. JI. Свобода печати и беспристрастность суда // Журналист. 1997, № 2, с. 57.
  7. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. С-Пб., 1908. Богин Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста. Калинин, 1989.
  8. Г. И. Типология понимания текста. Калинин, 1986.161
  9. Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.
  10. JI. Путь слова. М., 1974.
  11. Н.И. К вопросу об изучении современного публицистического героя // Молодой журналист, Ростов н/Д, 1979, № 6−7, c. l 1.
  12. Н.И. О некоторых приемах ведения дискуссии в индивидуальных беседах агитатора и их социально-психологическая характеристика // Социально-психологические факторы повышения эффективности идеологической деятельности, Ростов н/Д, 1982, с. 15.
  13. Н.И. Правовое содержание профессиональных обязанностей журналиста // Филологический вестник РГУ, 1999, № 1, с.59−63.
  14. А.П. Политические мифы сегодняшней жизни: что и кто стоит над ними? // Соц.Ис. 1994, № 6.
  15. Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М., 1985.
  16. В. Содержание и форма в искусстве. М., 1956.
  17. Л.Г. Текст и его понимание. Тверь, 1991.
  18. А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.
  19. Взаимодействие заглавия и подзаголовка: о предтекстовом единстве в публицистическом тексте // Современные СМИ: истоки, концепции, поэтика. Воронеж, 1994, с. 26−27.162
  20. Взаимодействие значений слова в публицистическом тексте //
  21. Журналистика в 1991. М., 1992, ч. 2, с. 58−60. Виленский М. Э. Как написать фельетон. М., 1982.
  22. Внетекстовые системы в структуре публицистического произведения.//
  23. Журналистика в 1998. М., 1999, ч. 4, с. 63−65. Ворошилов В. В. Журналистика. С.-Пб., 1999.
  24. В.В. Экономическая пропаганда в газете на современномэтапе. С.-Пб., 1987. Гадиева Г. С. Пропаганда и внушение. М., 1989.
  25. Г. О концентрации печати и манипулировании общественныммнением.М., 1974. Горбунов А. П. Образные средства языка газеты. М., 1969. Горбунов А. П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова. Иркутск, 1993.
  26. Горизонты публицистики: опыт и проблемы. Сост. В. К. Архипенко. М., 1981.
  27. Г. П. Логика и речевое общение. // Новое в зарубежной лингвистике.
  28. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985. Гриндер Дж., Бэндлер Р. Формирование транса. М., 1994. Дзялошинский И. М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984.163
  29. Т.К. Психологическая динамика в структуре текста.// Филология и журналистика в контексте культуры. Ростов н/Д, 1998, № 3, с. 9−10.
  30. В.М. Собрание сочинений. Т.4.
  31. Е.Д. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. М., 1996.
  32. Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
  33. Т.В. Социально-психологические основы формирования политической мифологии // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996.
  34. О.В. Язык СМИ и понятие меры.// Журналистика в 1998. М., 1999, ч. 5, с. 28−29.
  35. Е. Текст СМИ как объект социологического изучения.// Журналистика в 1996. М., 1997, ч. 2, с.51−53.
  36. В.П. Авторитетом газетной строки. М., 1986.
  37. Журналистика в политической структуре общества. Некоторые проблемы политической организации системы средств массовой информации и пропаганды. Ред. Я. Н. Засурский. М., 1975.
  38. Журналистика и социология. Ред. Фомичева И. Д., М., 1995.
  39. Журналистика: проблемы эффективности. Ред. В. М. Теплюк. Владивосток, 1988.
  40. В.Г. Психология СМИ. М., 1996.164
  41. Законодательство и практика средств массовой информации. М., 2000, № 4.
  42. И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.
  43. В.И. Слово тоже есть дело: Некоторые вопросы теории публицистики. М., 1979.
  44. Л.А. Система пропаганды и информации в СССР. М., 1968.
  45. Л.Г. Стиль фельетона: Выражение авторской позиции. М., 1983.
  46. Л.Г. Эффективность журналистского текста. М., 1998.
  47. Л.Г. Эффективность публицистического текста. М., 1989.
  48. А.Г. Из истории печатного слова. Казань, 1984.
  49. С.Ю. Личностная прагматика публицистики как предпосылка развития полисимии в языке современных СМИ: Дисс.. канд. филол. н., Краснодар, 1999.
  50. А.П. От содержания к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. М., 1974.
  51. М.Н. К основаниям функциональной лингвистики. Пермь, 1968.
  52. Г. В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977.
  53. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.
  54. В.М. Под маской объективности. М., 1986.
  55. Т.Т. Феномен публицистичности в деятельности современных СМИ.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 12−13.
  56. С.Г. Основы теории журналистики. С-Пб., 1995.165
  57. С.Г. Правовая культура журналиста.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 39−40.
  58. Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов. 1999.
  59. М.П., Попова Н. Ю. Созидание / разрушение личности как следствие коммуникативных установок в современных газетных текстах.// СМИ в современном мире., СП-б., 1999, с. 15−16.
  60. Л.Е. Публицистический текст как предмет исследования.// Журналистика реклама — связи с общественностью. Воронеж, 2000, с. 44−45.
  61. О. Журналистика информационного общества.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 43−44.
  62. В.И. Психологическая культура журналиста. С-Пб., 1998.
  63. В.И. Психологическое обеспечение журналистской деятельности.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 213−214.
  64. Г. Э. Значение психологических типов К.Г.Юнга для теории и практики журналистики.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 4446.
  65. И.С. Демократическое общество и обеспечение информационной безопасности.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 69−70.
  66. А.А. От редактора // Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.166
  67. Н.Н. О компонентах системы понимания текста // Уровни текста и методы его семантического анализа. М., 1982.
  68. Ю.А. Что скажешь людям? М., 1980.
  69. Н.Н. Очерк теории журналистики. М., 1985.
  70. И.М. Местная печать: проблемы повышения эффективности. Львов, 1989.
  71. А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
  72. Ф.М. Хранители прошлого. С.-П., 1990.
  73. Ю.В. Независимая кубанская пресса: опыт первых конфликтов.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 215−216.
  74. И.П. Тип газеты и стиль публикации: Опыт социолингвистических исследований. С.-Пб., 1989.
  75. Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.
  76. С. А., Ибрахим Мохамад. Лингвистические аспекты психического воздействия и приемов манипуляции. Краснодар, 1997.
  77. М. Т. Публицистический прогноз. Ростов, 1986.
  78. М.Т. Публицистический прогноз. Пути развития. Типология. Методы. Ростов-на-Дону, 1986.
  79. М.Т. Суждения о будущем в публицистическом тексте. Ростов-на-Дону, 1983.167
  80. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. С-Пб., 1996.
  81. Г. С. Психологическая и правовая оценка политических текстов национально-патриотической прессы.// СМИ в современном мире. СПб., 1999, с. 219−220.
  82. В.А. С позиций социального прогресса. М., 1988.
  83. М.Ф. Газета, читатель, время. М., 1986.
  84. О современном по современному: Об эффективности средств массовой информации и пропаганды. Л., 1978.
  85. Общая психология / Сост. Рогов Е. И. М., 1995.
  86. В.В. Стилистика текста. М., 1980.
  87. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. Челябинск, 1977.
  88. Основы информационной культуры. Отв. ред. С. В. Смирнов. С.-Пб., 1998.1. Основы права. М., 1999.
  89. Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985.
  90. Педагогика, филология, журналистика: опыт и перспективы. Краснодар, 1996.
  91. Дж., Хэнгер П. Р. Динамика американского общественного мнения // Социологические исследования. М., 1991.
  92. Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. Курс лекций. М., 1999.168
  93. A.M. Мифологические размышления. Лекции пофеноменологии мифа. М., 1996. Региональная печать в годы перестройки: организационные факторы эффективности. Ред. М. В. Шкондина. М., 1991.169
  94. А.Г. Особенности языка законодательства. Влияние языковых ошибок в нормативных актах законодательной и исполнительной власти на качество судебных актов // Единицы языка в функционально-прагматическом аспекте. Ростов н/Д, 2000.
  95. С.К. Психология и журналистика. М., 1989
  96. В.В. Основы теории телевизионного воздействия. Краснодар, 1997.
  97. А. Твой друг газета. М., 1964.
  98. О.Н. Значение слова и информация // Теория речевой деятельности. М., 1968.
  99. Семенко J1.A. Пресса в системе нравственно-правового воспитания. Воронеж, 1982.
  100. З.В. Расколотое сознание. Этносоциологические очерки. С-Пб., 1996.
  101. Система средств массовой информации России. Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1994.
  102. М.И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1986.
  103. К. Мысль в действии. М., 1968.
  104. Современная газетная публицистика: проблемы стиля. JL, 1987.
  105. Г. М. Снижение эффективности журналистского текста как результат нарушения принципа адекватности языка публицистики.// СМИ в современном мире. СП-б., 1998, с. 78.170
  106. П.Т. Специфика очерка. Краснодар, 1999.
  107. Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.
  108. Социальное функционирование журналистики. Отв. ред. С. Г. Корконосенко. С.-Пб., 1994.
  109. Средства массовой информации в современном мире: Тезисы науч.-практ. конф.: 1999. Отв. ред. В. И. Коньков. С.-Пб., 1999.
  110. Средства массовой информации и судебная власть в России, М., 1998.
  111. .В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.
  112. М. Проблемы судебной этики. М., 1974.
  113. М.И. Вещи, чреватые словом. Документальная деталь в художественно-публицистических текстах.// Акценты, 2000, № 1−2, с. 13−17.
  114. М.И. Человек в публицистике: Методы и приемы изображения и исследования. Воронеж, 1989.
  115. А.П. Информация и человек. М., 1989.
  116. Г. М. Прагматические аспекты жанровой формы.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 192−193.
  117. В.Н. Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991.
  118. А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.
  119. А.А. Психология публицистического убеждения. М., 1989.171
  120. Д.В. Жанровое многообразие духовной публицистики как основа нравственного преобразования общества.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 115−116.
  121. В.В. Беседы о журналистике. М., 1985.
  122. В.В. У истоков публицистики. М., 1989.
  123. JI.H. Контент-аналитические исследования СМИ и пропаганды. М., 1988.
  124. JI.H. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.
  125. Ю.В. Седьмой барьер: Об опыте освещения в печати вопросов правовой пропаганды. М., 1981.
  126. Н.Н. Современные политические партии и архетипы коллективного бессознательного // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996.
  127. В.Н. По поводу «чистых фактов» // Сотрудничество в сфере массовой коммуникации. Екатеринбург, 1995.
  128. О.Н. Проблемы духовности в социально-философской публицистике русского зарубежья.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 119−120.
  129. Хабир Ахмат. Свобода информации: социальные императивы.// СМИ в современном мире. СП-б., 1999, с. 56−57.172
  130. В.И. Заголовок в прессе: значение и функции. Краснодар, 1998.
  131. Т.В. Влияние публицистического текста на языковое сознание нормативный аспект И Человек в сфере его коммуникативного самоосуществления. Барнаул. 1997.
  132. В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики. М., 1982.
  133. JI.C. Психология восприятия текста.// Журналистика в 1994, ч.4, М., 1995, с.24−25.
  134. М.В. Основы организации системы печати в СССР. М., 1979.
  135. М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.
  136. И.Ш. Невзирая на лица. М., 1988.
  137. С.М. Дисней // Проблемы синтеза в художественной культуре. М., 1985.
  138. М. Космос и история. М., 1987.
  139. М. Мифы, сновидения, мистерии. М. К. 1996.
  140. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев, 1995, с. 170
  141. Язык закона /Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1990.
  142. О.Д. Печать и интернациональное воспитание. М., 1983.1.ech G.N. Principles of Pragmatics. N.Y., 1983.
  143. Rostnberg A. Der Mythus des 20. Lahrhunderts. Munchen, 1934.
Заполнить форму текущей работой