Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творчество Генри Льюиса Менкена в контексте современной американской журналистики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Менкен начал свою журналистскую деятельность в очень непростой для Соединенных Штатов период. «Это было время протеста и перемен, отречения от старого и борьбы за новое, время размышления и поисков"5, — отмечает Г. С. Коммаджер. В экономике страны завершался процесс перехода от свободной конкуренции к господству монополий. Во внешней политике доминировали экспансионистские концепции, имевшие свои… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Особенности формирования и развития Г. Менкена как крупнейшего публициста, интерпретатора и критика американской действительности 1-й половины хх в
    • 1. 1. Истоки «Феномена Менкена». Выбор призвания и наставников. Выработка им философско-эстетического мировоззрения и литературно-критического вкуса
    • 1. 2. Становление творческого метода Г. Менкена. Совершенствование жанрового и художественного разнообразия
    • 1. 3. Основные темы и направления в публицистике Г. Менкена. Его понимание концептов «журналист» и «политик»
  • Глава II. Язык как фактор национальной самоидентификации американской нации в творческом наследии Г. Менкена
    • 2. 1. Первые опыты Г. Менкена в области филологии
    • 2. 2. «Американский язык»
    • 2. 3. Лексико-фразеологические особенности публицистики Г. Менкена
  • Глава III. Специфика редакционно-издательской деятельности Г. Менкена в 2030-е гг. XX в
    • 3. 1. «Американский вестник» как тип качественного издания, ориентированного на просвещенную интеллигенцию и университетскую молодежь
    • 3. 2. Объективные и субъективные причины кризиса, в котором ГЛ. Менкен оказался в последние годы своей жизни
    • 3. 3. Г. Менкен и свобода слова. На южном направлении. Освещение «обезьяньего процесса»
    • 3. 4. Окружение Г. Менкена
    • 3. 5. ГЛ. Менкен иXXI в. Оценка его творчества и литературно-публицистического наследия со стороны крупнейших современных интеллектуалов США

Творчество Генри Льюиса Менкена в контексте современной американской журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В литературном пантеоне славы крупнейших американских мыслителей XX в. Генри Льюис Менкен (Henry Louis Mencken, 1880−1956 гг.) занимает особое, выдающееся место. Работы этого журналиста, оригинального публициста, литературного критика и филолога, еще при жизни названного «балтиморским мудрецом», оказали сильное воздействие на общественно-политическую и научную мысль Соединенных Штатов Америки.

В 1989 Г7 были опубликованы дневники Г. Менкена, которые вызвали в США большой общественный резонанс. Многочисленные читатели смогли познакомиться с этими заметками лишь через десятки лет после смерти их автора. Такова была воля Менкена, который принял во внимание тот факт, что многие из его известных современников, о которых он упоминал в своих практически ежедневных записях, были в момент написания дневников еще живы. Специалисты и критики с большим интересом встретили эту книгу, а также появившиеся чуть позже его автобиографические произведения Менкена «35 лет газетной работы» и «Моя жизнь в качестве автора и редактора"1. Они позволяют еще более глубоко познать жизнь и образ мыслей этого незаурядного и противоречивого человека, чья литературная и научная деятельность на протяжении нескольких десятилетий будоражила умы американцев.

Многогранное и неповторимое творчество Менкена, написавшего, по его собственному признанию, более пяти миллионов слов2, до сих пор оказывает значительное влияние на современную литературу и журналистику США. Менкен помогал становлению и творческому, развитию таких выдающихся американских писателей, как С. Льюис, Ф. С. Фицджеральд, Ш. Андерсон, многие годы был близким другом и советчиком Т. Драйзера. «Г. Л. Менкен активно выступал против слащавых литературных канонов школы «изысканной» традиции, против проповеди в литературе ханжества и вместе с тем решительно поддерживал и пропагандировал романы Драйзера"3, — отмечает в этой связи Я. Н. Засурский. Не случайно лауреат Нобелевской премии в области литературы С. Льюис, принимая в 1930 г. в Стокгольме почетную награду, признал в своей программной речи «Страх Mencken, H.L. Thirty-five Years of Newspaper Work. A Memoir. Edited by Fred Hobson, Vincent Fitzpatrick, Bradford Jacobs. Baltimore: The John Hopkins University Press, 1994; Mencken, H. L. Yardley, Jonathan (Editor). My Life as Author and Editor. New York: Vintage Books, 1995.

2 См.: Mencken, H.L. A Mencken Chrestomathy. New York: Vintage Books, 1982. p. VII.

3 Засурский Я. С. Теодор Драйзер. M., Издательство МГУ., 1977. С. 143. американцев перед литературой", что Менкен «самый блестящий критик» в Америке4.

Менкен начал свою журналистскую деятельность в очень непростой для Соединенных Штатов период. «Это было время протеста и перемен, отречения от старого и борьбы за новое, время размышления и поисков"5, — отмечает Г. С. Коммаджер. В экономике страны завершался процесс перехода от свободной конкуренции к господству монополий. Во внешней политике доминировали экспансионистские концепции, имевшие свои экономические и идейные основы. Во внутренней политике это была так называемая Эра Новой Свободы^ пришедшая на смену Новому Национализму конца XIX в. Главное влияние на элиту США стал оказывать индивидуалистический либерализм, который в последней четверти XIX в. приобрел в качестве своего основного выразителя социал-дарвинизм. «Главной причиной влияния социал-дарвинизма в США стало то, что исповедуемые им законы общества и политические рекомендации удивительно полно и точно отразили запросы новой социально-экономической элиты"6, — подчеркивает в этой связи В. Согрин. Менкен в своих работах также рассматривал многие явления и события политической и общественной жизни США через призму концепции социал-дарвинизма.

В начале XX в. стремительно менялся внутренний облик США. Все новейшие достижения науки и техники — от электрического освещения до автомобиля — быстро входили в повседневную жизнь американцев. Развитие промышленности повлекло за собой стремительный рост городского населения. Появились новые тенденции и в журналистике, отражавшей все эти глобальные перемены в обществе. «Макрейкеры"7 публиковали статьи-расследования, «поднимавшие вопрос о возрастающей власти бизнеса, его тайных связях с органами управления, о растущей политической коррупции"8. Эти журналисты стали рупором движения прогрессивистов, выступавших за корпоративное и банковское регулирование, а.

4 См.: Льюис, Синклер. Эроусмит. Страх американцев перед литературой. М.: Панорама, 1998. С. 502.

Г. С. Комманджер. Мечта о реформе. Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т Ш. М.: Прогресс, 1979. С. 205.

6 Согрин В. В. Политическая история США. М.: Весь мир, 2001. С. 193.

7 Макрейкеры (mackrakers) — буквально: «разгребающий грязь лопатой». Термин появился в 1906 г. и принадлежит президенту Т. Рузвельту, который в 1906 г. публично назвал так журналистов, занимавшихся разоблачительными выступлениями в печати. Однако со временем это слово превратилось в почетное звание борца за правду. Участники: Л. Стеффенс, А. Тарбелл, Э. Синклер и др.

8 История США: В 4-х т. Т. 2., М., Наука, 1985. С. 241. также за социальные реформы. При всем этом лидирующие позиции на рынке печатных средств массовой информации захватила массовая печать, принадлежавшая газетным концернам Пулитцера, Херста и др. В новый этап своего развития вступила американская литература. В начале века на арену вышло новое поколение писателей (С. Льюис, Ю. О’Нил, Т. Драйзер, Ш. Андерсон и др.), которое критически изображало действительность, высвечивая социальные и политические проблемы американского общества. Все эти события не могли не привлекать острых перьев публицистов, в том числе Г. Менкена, который и стал флагманом радикального направления так называемой американской «новой критики».

Г. Л. Менкен был харизматической личностью, энциклопедистом, интеллектуалом в самом высоком смысле этого слова, к чьему мнению прислушивались сотни тысяч его читателей. Людей поражала его эрудиция. Этот же отпечаток интеллекта и громадных знаний чувствуется и во всех созданных им произведениях, независимо от того, о каком жанре идет речь. И это лучше всего видно сейчас, по прошествии стольких лет со дня его смерти: его публицистические и научные труда активно изучаются в США. Творчество Менкена вызывает постоянное и пристальное внимание со стороны многочисленных специалистов, занимающихся изучением новейшей истории США, американской литературы, критики, филологии и СМИ. Филолог Д. Стенерсон считает, что «Менкен привлекает новых читателей в каждом новом поколении, поскольку у него был талант, литературные амбиции, а также воля к достижению свежего и индивидуального стиля"9.

Со многими идеями и утверждениями Г. Л. Менкена, который во многом был идеалистом, можно согласиться и в наши дни. Другие его высказывания вызывают возражения или даже полное неприятие у тех или иных социальных групп, рассматривающих в настоящее время его творчество исключительно через призму так называемой «политической корректности». Но, как считает Джордж Натан, многолетний друг и коллега Менкена: «Он не написал ни единой строчки, в которую бы сам не верил"10. Некоторые из прогнозов Менкена оправдались, другие оказались ошибочными, а иные сейчас воспринимаются как утопические. Однако искренность и оригинальность его таланта ни у кого не вызывают сомнения.

9 Stenerson, Douglas С. (Editor). Critical Essays on H.L. Mencken. Critical Essays on American Literature series. Boston, Massachusetts: G.K. Hall & Co., 1987. p. 1.

10 Nathan, George Jean. On H.L. Mencken. Menckeniana. Spring 2002. No 161. p. 2.

Актуальность темы

Проблемы, которых касался Менкен в своих публикациях в первой половине XX в. не только не утратили своего значения, а, напротив, значительно обострились. Это многие вопросы внутренней политики Соединенных Штатов, места и роли журналистики в американском обществе, а также активизации фундаменталистских тенденций на юге США. Ныне американская массовая культура приобрела поистине глобальный характер. В результате этих коммуникационных процессов, развития радио, телевидения и Интернета, американский вариант английского языка, отличия которого от британского варианта первым комплексно изучил именно Менкен, распространился по всему миру. Ныне он считается чуть ли не эталоном для преподавания английского в большинстве зарубежных стран. Вот почему нетрадиционный критический взгляд Менкена на американские реалии прошлого века, проанализированный с высот начала 3-го тысячелетия, позволяет по-новому оценить и понять многое из того, что происходит не только за океаном, но и в других частях света. Это, в свою очередь, во многом помогает понять действия некоторых представителей США в современной мировой экономике, внешней и внутренней политике. Кроме того, те формы и методы, которыми пользовался в своем творчестве Г. Менкен, а подобного ему по масштабу и таланту критика и публициста в США сейчас вряд ли можно найти, будут интересны и российским журналистам, особенно тем, кто пишет на международные темы.

Объект исследования. Публицистические, филологические труды Г. Менкена, его письма и публикации в периодической печати.

Предмет исследования. Особенности публицистических и иных произведений Г. Менкена, рассмотренные в контексте биографии автора, американской и мировой истории, а также с точки зрения их жанрового своеобразия и стилистических особенностей.

Степень разработанности темы. В процессе работы над данной диссертацией автор обращался, в основном, к оригинальным работам Г. Менкена, некоторые из которых впервые были опубликованы лишь в конце XX в. и позволили по-новому оценить его творчество11. Кроме того, автор диссертации пользовался.

11 Mencken, H.L. The American Language. New York: Alfred Knopf, 1963; Mencken, H. L. Cairns, Huntington (Editor). The American Scene: A Reader. New York: Vintage Books, 1982; Mencken, H.L. Cooke, Alistair (Editor). The Vintage Mencken. New York: Vintage Books, 1990; Mencken, H. L. Fecher, Charles A. (Editor). The Diary of H.L. Mencken. New York: Vintage Books, 1991; The Impossible H.L. Mencken. A Selection of His Best Newspaper Works. Edited by Marion Elizabeth Rodgers. New York: Anchor Books, 1991; Mencken, H.L. Teachout, Terry (Editor). A Second Mencken опубликованными в США академическими исследованиями биографии Г. Л. Менкена и его творческого наследия12.

В России с работами Г. Менкена знаком лишь узкий круг специалистов. Среди российских авторов, которые касались некоторых аспектов творчества Менкена, следует выделить публикации Б. А. Гиленсона, А. А. Елистратовой, Я. Н. Засурского, М. О. Мендельсона, А. Н. Николюкина и др.13 В русскоязычное издание, посвященное проблемам литературы США, включался небольшой отрывок из его исследования «Американский язык"14. Литературно-критическая деятельность Менкена также затрагивалась в диссертационном исследовании Б.Г. Жогина15.

Во время работы над данной диссертацией автор также использовал многочисленные российские и зарубежные источники, связанные с особенностями развития общественной мысли, политической истории, литературной критики и журналистики США XX в. (например, труды Д. Бурстина, П. Бьюкенена, М. Вебера, Э. А. Иваняна, М. Лернера, У. Липпмана, А. К Малаховского, Р. Макчесни, В. Паррингтона, А. де Токвиля, А. Шлезингера и др.)16.

Теоретической основой диссертации послужили монографии ведущих российских авторов, посвященные проблемам теории и истории журналистики,.

Chrestomathy. New York: Alfred A. Knopf, 1995; Mencken’s Americana. Edited by Louis Hatchett. Macon, Georgia: Mercer University Press, 2002.

12 Fecher, Charles A. Mencken: A Study of His Thought. New York: Alfred A. Knopf, 1978; Stenerson, Douglas C. (Editor). Critical Essays on H.L. Mencken. Critical Essays on American Literature series. Boston: G.K. Hall & Co., 1987; Hobson, Fred C. Mencken: A Life. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1995; Teachout, Terry. The Sceptic. A Life of H.L. Mencken. New York: Harper Collins, 2002.

13 Гиленсон Б. А. Американская литература 30-х годов XX века. М.: Высшая школа, 1974; Засурский Я. Н. Американская литература XX века. М.: Издательство Московского университета, 1984; Мендельсон М. О. Американская сатирическая проза XX в. М.: «Наука», 1972 и др.

14 См.: Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т.2. М.: Прогресс, 1978. — С. 201−215.

15 См.: Жогин Б. Г. Литературная критика США начала XX в. в борьбе за реализм: литературно-критическая деятельность Г. Л. Менкена. Автореферат диссертации кандидата филологических наук. Московский областной педагогический институт имени H.K. Крупской. М.: 1983.

16 Бурстин Д., Американцы: демократический опыт. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Литера», 1993; Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада, М.: ООО Издательство ACT, 2003; Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса, М., Издательство политической литературы, 1991; Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня, Т. 1−2., М.: 1992; Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004; Литературная история Соединенных Штатов Америки. В 3-х тт. М.: Прогресс, 1978 и др. публицистики и литературной критики: В. М. Горохова, Е. И. Пронина, Е. П. Прохорова, JI.H. Федотовой, В. В. Ученовой и др.17.

В качестве теоретической основы изучения жанровых, стилистических и языковых особенностей творчества Г. Менкена послужили научные работы следующих российских и зарубежных авторов: М. М. Бахтина, Р. Барта, Р. А. Будагова, В. М. Березина, Н. С. Валгиной, В. В. Виноградова, В. В. Воробьева, В. фон Гумбольдта, А. В. Дмитриева, В. И. Карасика, В. Г. Костомарова, М. Н. Кожиной, Е. И. Шейгал, М. Н. Эпштейна и др.18.

Теоретико-методологической основой диссертации служили принципы историографии, источниковедения и анализа литературных текстов. Автор использовал метод системного и комплексного анализа и метод сравнительного исторического анализа, а также придерживался принципа историзма и объективности.

Научная новизна исследования состоит в привлечении и включении в российский научный оборот большого пласта ранее неисследованных источников. Кроме того, впервые в истории изучения истории американской журналистики российскими специалистами прослеживается публицистическая и научная деятельность Г. Менкена на всем протяжении его творческой карьеры. Данная работа является первым шагом к осмыслению с вершины наших дней того богатого критического и научного материала, который он оставил после себя.

Хронологические рамки. Мы акцентируем внимание не только на периоде активной творческой деятельности Г. Менкена (1900;1948 гг.), а на всем XX веке. Дело в том, что публицистические и научные труды Менкена оказали и оказывают огромное влияние на развитие современной американской журналистики и филологии.

Цель исследования. Осмысление творческого наследия и художественного метода Г. Менкена, определение роли и места его творчества в развитии американской журналистики, литературной критики и филологии в XX в.

17 Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М., 1989; Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. М., 1980; Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики. М.: Издательство «Аспекст пресс» — Издательство Московского университета, 2003 и др.

18 Бахтин М. М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 5. М.: «Русские словари», 1997; Барт Р. Мифологии. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004; Будагов Р. А. Писатели о языке и язык писателей. М.: Издательство МГУ, 1984; Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М., 2003; Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003; Виноградов В. В. О языке художественной литературы, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959; Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985 и др.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

0 •.

1. Ввести в научный оборот новые англоязычные источники, в первую очередь опубликованные в США в конце XX в. произведения самого Г. Л. Менкена, а также исследования, посвященные его жизни и деятельности в виде монографий американских ученых.

2. Рассмотреть творчество Г. Л. Менкена в историческом контексте развития США в первой половине XX в.

3. Определить основные этапы развития творчества Г. Л. Менкена, исследовать его художественный метод. Выделить основные жанры, стилистические и языковые особенности, которые он использовал в своей практике. Показать проблематику его работ.

4. Проследить, как Г. Л. Менкен отражал в своих публикациях чрезвычайно сложную и противоречивую картину политического, культурного и социального развития американского общества. Исследовать взгляды Менкена на коренные проблемы, которые волновали в то время общественность США, проследить его влияние на литературные и информационные процессы в стране, а также показать его видение мира.

5. Проанализировать круг общения Г. Л. Менкена с крупнейшими представителями журналистской, литературной и издательской элиты США, чтобы определить его профессиональный диапазон.

6. Оценить влияние творчества Г. Л. Менкена на развитие журналистики США в XX в. Показать его подход к журналистике как к важнейшему социальному институту, который требует постоянного внимания и совершенствования.

На защиту выдвигаются следующие положения:

1. Творчество Г. Л. Менкена уникально, многообразно и практически не исследовано в нашей стране. Главной причина такого забвения, на наш взгляд, является исключительно информативно плотный, образный, насыщенный метафорами и реалиями язык этого удивительного автора, который и создает значительные трудности при переводе его произведений.

2. Г. Л. Менкен занимает выдающееся место среди крупнейших американских журналистов XX в. Он представляет собой совершенно новый для США тип литератора-просветителя, который на протяжении почти пятидесяти лет вел на страницах газет и литературно-критических журналов борьбу против обскурантизма, невежества, фундаментализма, политиканства и плутократии.

3. Главными жанрами, в которых Г. Л. Менкен добился особых успехов, являются эссе и политическая публицистика. В этом направлении он достиг чрезвычайно высокого уровня. Творчество Менкена отличает высокая интеллектуальность, ярко выраженный неповторимый стиль, оригинальное и многообразное словотворчество, умение несколькими штрихами создать колоритный образ.

4. Г. Л. Менкен по природе своей был организующей силой. Вся его жизнь прошла в поисках молодых талантливых писателей, в оказании им помощи любого рода, как-в-литературно-критической оценке их произведений, так и в последующей публикации этих работ. Ни один американский издатель не сплотил вокруг своих органов печати такого большого числа новых авторов, как Г. Менкен.

5. На рубеже Ш-го тысячелетия творчество Г. Л. Менкена по-прежнему чрезвычайно актуально. Это, в первую очередь, связано с тем, что круг проблем, которых он касался в своей работе в первой половине XX в., почти не изменился в современных условиях. В этой связи, авторская позиция крупнейшего комментатора, критика и интерпретатора американской действительности по данным вопросам представляет большой интерес для широкой общественности.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Как правило, газетные публикации обречены на короткое существование. Такова логика прессы. События опережают одно другое, читатель с помощью редакции издания и журналистов вовлечен в бесконечную карусель фактов и происшествий. Задержать внимание аудитории сравнительно продолжительное время тяжело, не говоря уже о том, чтобы сохранить его на десятилетия и века. Тем не менее, в мировой практике есть примеры, когда благодаря таланту и мастерству журналистов^ затрагиваемой ими проблематики и поставленных задач, они навсегда оставались в коллективной памяти человечества.

Одним из таких счастливых исключений и является творчество Г. Л. Менкена, которое уже на протяжении более ста лет питает умы и воображение благодарных поклонников его неподражаемого. Одновременно отметим, что журналистское искусство Г. Л. Менкена побуждает его оппонентов к затейливой полемике, которая ведется в разных формах, но выглядит неубедительно. Дело в том, что Г. Л. Менкен является одним из самых популярных авторов не только в США, но и за рубежом, а количество монографий, посвященных его жизни и деятельности, составило уже довольно обширное собрание.

Г. Л. Менкен активно проработал в печати около полувека. В условиях США, где уже с начала XX в. стремительно развиваются процессы монополизации печати, обостряются рыночные отношения, в том числе и в сфере журналистики, это уже самое по себе громадное достижение. Причем Менкен не просто сумел обеспечить себе хлеб насущный, а стал звездой первой величины в своей сфере деятельности. Отметим, что он не имел формального высшего образования, в отличие от некоторых других мастеров пера, с которыми ему приходилось конкурировать. Все это приводит к мысли, что именно энциклопедичность знаний, которыми он обладал, а также колоссальное трудолюбие и любовь к чтению, накоплению и анализу фактов, помогли журналисту выработать свой стиль и метод работы, определить любимые жанры творчесгва и языковые средства. При такой постановке вопроса у Г. Л. Менкена никогда и не возникала мысль об узкой специализации, которая для него была просто не приемлема. Отметим,* что в наше время, напротив, весьма популярен выбор узкой специализации со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые в конечном итоге приводят к тому, что материалы становятся неинтересными, язык нивелированным и выхолощенным, а читатель рассеянным.

На рубеже третьего тысячелетия многим постепенно становится ясно, что даже в эру стремительного развития электронных средств массовой коммуникации печатное слово, особенно если оно сказано настоящим мастером, по-прежнему, если даже не в большей степени, чем раньше, сохраняет свою силу. Опять возникает потребность в серьезных аналитических публикациях, которые позволяют взглянуть на происходящие в мире сложные глобальные процессы пристально, не торопясь, избежать тривиального подхода к освещению современности, с которым мы сталкиваемся на каждом шагу.

Несмотря на яростные дискуссии, которые временами возникаютвокруг творческого наследия Г. Л. Менкена, он является весьма популярным автором среди политиков всех направлений и уровней. И это парадокс, если учесть, что журналист часто и весьма резко высказывал свое отношение к последним на страницах печати. Политтехнологи всех мастей в первую очередь используют в дискурсах своих патронов метафоры, неологизмы и афоризмы Менкена391. Этот чисто пиаровский трюк должен добавить весомости, а также интеллектуальности в заведомо скучном лексиконе всех тех, кто стремится завоевать или удержать власть.

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Г. Л. Менкен зарядил своей интеллектуальной энергией весь двадцатый «американский век». Менкен, по общепринятому мнению, «аристократ духа». Число его поклонников неуклонно растет не только в США, но и в других странах.

2. В работе Г. Менкена в литературно-художественных журналах США в полной мере раскрылся весь его огромный талант. Журналы «Смарт сет», а затем «Американский вестник» завоевали в США широкую известность и авторитет в первую очередь благодаря усилиям именно Г. Менкена. Менкен способствовал успеху многих американских писателей.

3. Г. Л. Менкен посвятил всю свою жизнь критическому анализу и комментарию американской действительности. Постоянными темами его публицистических выступлений была политика и подвизающиеся в ней люди, бескультурье, бездуховность, невежество и вульгарность, царившие у него на родине. Не менее остро комментировал Г. Менкен и американскую журналистику, обвиняя ее, в частности, в безграмотности, тирании, услужливости, лживости и т. д.

391 См., например, открытое письмо Бориса Березовского президенту РФ Владимиру Путину от 4 сентября 2000 г.

4. Г. Менкен был настоящим публицистом-просветителем. Все его силы были направлены на конструктивное созидание, воспитание соотечественников, а не на бездумное разрушение того, что уже имелось. Последним как раз преднамеренно и занимались многие из его «собратьев» по журналистике.

5. Ярким примером по-настоящему просветительского подхода Г. Менкена к своему делу является издание фундаментального труда «Американский язык», в котором впервые в США были комплексно рассмотрены отличия американского варианта английского языка от британского. Это исследование стало классическим, а его основные выводы положили начало широкомудвижению американских филологов за использование норм устной речи в преподавании английского языка, как в школах, так и в университетах США.

С нашей точки зрения, творчество Г. Л. Менкена интернационально. Именно со стороны, особенно с европейской перспективы, с большей очевидностью проявляется глубина его интеллекта, масштаб тех дел, за которые он брался, сложность и острота проблематики произведений, а также его страстный и бескомпромиссный, но чрезвычайно культурный, информационно плотный язык.

Можно сказать, что Г. Л. Менкен завершил в своей долгой и интересной жизни много больших дел, но он также поставил перед читателями много вопросов, на которые еще предстоит найти ответ. Первый из них — тот, над которым журналист думал всю жизнь: «Кто такие американцы?». Очевидно, что на эту тему сейчас также много размышляют не только в США, но и в остальном мире.

Как известно, именно Г. Л. Менкен в своем фундаментальном исследовании «Американский язык» впервые в деталях раскрыл суть лингвистической ситуации в США. С тех пор прошло уже более восьмидесяти лет. Ныне для всех очевидно, что американский вариант английского языка доминирует повсеместно. Если говорить более предметно, то он стал языком глобализации. Насколько это актуально, можно увидеть из следующего высказывания, приведенного в книге «Многоликая глобализация»: «Итак, если такую роскошь, как разговаривать только на английском языке, могут позволить себе большинство американских глобализаторов, то не разговаривать по-английски — это такая роскошь, которую во всем остальном мире могут позволить себе лишь очень немногие».392.

392 Многоликая глобализация. Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 356.

Это также относится и к тому положению, которое ныне занял и все более стабилизирует американский вариант английского языка в России. Крупнейшие российские филологи (В. Костомаров, Е. Шейгал, Н. Валгина, В. Карасик и др.) не раз с тревогой отмечали в своих научных публикациях, что английская лексика внедряется в истинно русский лексикон, завоевывает средства массовой информации. Объектом влияния также становится и литература. В первую очередь, настораживает интенсивность и масштабность этих процессов. Часто, особенно в молодежном лексиконе, превалирует адаптированная к российским реалиям американская лексика, а точнее сленг в его худшем варианте. Причем российская-периодическая печать задает тон в этом смысле.

В этой связи необходимо вновь подчеркнуть, что Г. Л. Менкен был страстным систематизатором и популяризатором языка своей страны со всеми его многонациональными оттенками, которые присутствовали в нем по историческим причинам. Он уделял этой теме много места в своих газетных, журнальных и научных публикациях. Именно поэтому логично рассматривать его деятельность в этом направлении, как чрезвычайно полезный филологический и лингвистический опыт, который можно было бы употребить на благо укрепления русского языка.

Профессиональный и личный жизненный опыт Г. Л. Менкена также высветили еще одну важную проблему, о которой следует сказать несколько слов, поскольку она, на наш взгляд, является актуальной. Речь идет о трудностях адаптации эмигрантов к жизни за океаном. Менкена, предки которого выехали из Германии после известных событий 1848 г., на протяжении всей своей взрослой жизни неуклонно тянуло в Европу, к её культуре и литературе, философии, языкам и музыке. В такой ситуации оказался не только он один, а и многие другие американцы европейского происхождения. Все это, естественно, нашло отражение и в тональности журналистского, литературно-критического и эпистолярного наследия Г. Л. Менкена.

Не удивительно поэтому, что вся жизнь автора, за исключением деловых командировок, прошла в Балтиморе, в старом семейном доме с садом и громадной библиотекой. Он отверг все заманчивые предложения издателей переехать в Нью-Йорк на постоянное место жительства. Не было у него желания работать и в Вашингтоне. Он считал, что в Балтиморе лучшая газета, лучший университет имени Джона Хопкинса, лучшая библиотека Эноха Пратта, которая взрастила его в интеллектуальном плане, а также субботний клуб, где можно было сыграть Баха в четыре руки на фортепьяно с партнером, который никогда не сфальшивит. А главное в Балтиморе он находился рядом с любимой матерью и другими членами семьи.

Итак, у Менкена была полная независимость от внешних, отвлекающих обстоятельств, неинтересных знакомств, пустых разговоров и истеблишмента. Стиль его работы был размеренный, он писал на любимые темы. Только немногие из журналистов мирового уровня жили и творили в таких исключительных условиях. У Менкена было много способов самовыражения: от публицистики до научного исследования. Одноврменно, Менкен видел, как его коллеги становились винтиками огромных информационных машин. Лично сам он пресекал всепопытки манипулировать собой.

В этом контексте понятным становится один из самых ключевых тезисов Менкена-профессионала: «Не суть дела редакционная деятельность журналиста, а главное то, что он делает за пределами своего издания». И здесь Менкен недосягаем, поскольку вокруг него вращались, конечно, на разных орбитах, сотни, если не тысячи людей. Для всех он находил время, место для встречи, подходящий стиль общения, а главное со всеми был искренним и честным. Он был человеком надежным, любил помогать оказавшимся в беде не столько словом, сколько делом, зла не держал.

Отметим, что в современной реальности подавляющая часть журналистов проводит свой рабочий день за компьютером, большинство материалов изготавливается в пределах редакции. Добавим также, что в качестве основных источников используются, как правило, электронные библиотеки. Причем такой стиль практикуется не только в массовых изданиях, но часто и в так называемых качественных газетах. В результате, почти все газеты приобретают унифицированный вид и могут отличаться лишь незначительными деталями, которые представляются читателям как находки журналиста, в отличие от другой информации, часто поставляемой пресс-службами разнообразных организаций и частных лиц.

Г. Л. Менкен оставил после себя обширное творческое наследие, а его архивы, хранящиеся в разных библиотеках, насчитывают сотни тысяч страниц. И в них находится пока еще неизученный обширный пласт материалов, который оставляет широкое поле для дальнейшей исследовательской деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Издания на русском языке
  2. Р. Мифологии. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004. 320 с.
  3. М.М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 5. М.: «Русские словари», 1997. 732 с.
  4. Г. Русские впечатления. М.: ОГИ, 2002. 488 с.
  5. М.П. Стилистика текста. Теоретический курс. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.
  6. Р.А. Писатели о языке и язык писателей. М.: Издательство МГУ, 1984,-280 с.
  7. Д., Американцы: демократический опыт. М.: Издательская группа «Прогресс» «Литера», 1993. — 832 с.
  8. Д., Американцы: колониальный опыт. М.: Издательская группа «Прогресс» «Литера», 1993. — 480 с.
  9. Д., Американцы: национальный опыт. М.: Издательская группа «Прогресс» «Литера», 1993. — 624 с.
  10. П. Дж. Смерть Запада, М.: ООО Издательство ACT, 2003. 444с.
  11. Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос. 2003. 304 с.
  12. Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 280 с.
  13. М. Протестанская этика и дух капитализма. Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. 352 с.
  14. В.В. Лингвокультурология (теория и методы). М.: Издательство РУДН, 1997. — 331 с.
  15. В.М. Закономерности публицистического творчества. М.: «Мысль», 1975.- 191 с.
  16. , В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. -452 с.
  17. А.В. Социология политического юмора: Очерки. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998. — 332 с.
  18. Я.Н. Теодор Драйзер. М.: Издательство МГУ, 1977. 320 с.
  19. В.И. Слово тоже есть дело. Некоторые вопросы теории публицистики. М.: Мысль, 1979, 174 с.
  20. Значение и смысл слова. Художественная речь и публицистика. Сборник под редакцией Д. Э. Розенталя. М.: Издательство московского университета, 1987. 197 с.
  21. История США: В 4-х т. М., Наука, 1985.
  22. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: ИТДГК «Гнозис». — 390 с.
  23. М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1983. 223с.
  24. С. Печать Америки. М.: Советский писатель, 1949. 216 с.
  25. В.Г. Русский язык на газетной полосе. М.: Издательство Московского университета, 1971. 257 с.
  26. В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность?. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 375 с.
  27. Г. Немцы. М.: Ладомир, 1999. 378 с.
  28. М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. М.: Радуга. ТТ. 1,2., М.: 1992.
  29. У. Общественное мнение. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
  30. Г. К. Афоризмы. М.: Наука, 1964. 206 с.
  31. А.К. Очерки истории журналистики США второй половины XIX в., М.: Издательство РУДН, 1997. 48 с.
  32. М.О. Американская сатирическая проза XX в. М.: «Наука», 1972.-370 с.
  33. М.О. Очерки истории журналистики США второй половины XIX века. М.: Наука, 1972. 250 с.
  34. М.О. Современный американский роман. М.: Издательство «Наука», 1964- 534 с.
  35. Многоликая глобализация. Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М.: Аспект-пресс, 2004. 379 с.
  36. Монтень. Опыты. М.: Правда, 1991 656 с.
  37. А.Н. Американские писатели как критики. М.: ИНИОН РАН, 2000.-292 с.
  38. Ф. По ту сторону добра и зла. Минск: Харверст, 2003. 880 с.
  39. Е.И. Выразительные средства журналистики: Учебно-методическое пособие для студентов. М.: 1980. 91 с.
  40. Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Издательство «Аспекст пресс» Издательство Московского университета, 2003. — 367 с.
  41. Е.П. Искусство публицистики. М.: Советский писатель, 1984, — 360 с.
  42. Е.П. Публицист и действительность. М.: Издательство московского университета, 1973. — 316 с.
  43. Д.Э., Теленкова М. А. Практическая стилистика русского языка. М.: Издательство «Русский язык», 1976. — 342 с.
  44. В.В. Политическая история США. М.: Весь мир, 2001. 400 с.
  45. Г. Опыты научные, политические и философские. Минск: Современный литератор, 1998. 1408 с.
  46. , А. де. Демократия в Америке. М.: «Весь мир», 2000. 560 с.
  47. О. Собрание сочинений. Т. 3. М.: Терра-Книжный клуб, 2003. -592 с.
  48. В.В. Публицистика и политика. М.: Политиздат, 1979. 271 с.
  49. Ф.С. Портрет в документах. М.: Прогресс, 1984.
  50. Ф.С. Последний магнат. Рассказы. Эссе. М.: Правда, 1991.- 320 с.
  51. С. Статьи, эссе., М.: Радуга, 1987. 440 с.
  52. Е.И. Семиотика политического дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис». — 326 с.
  53. A.M. Циклы американской истории, М.: Прогресс, 1992. -560 с.
  54. Шоу Б. Автобиографические заметки. Статьи. Письма. М.: Радуга, 1989. 496 с.
  55. М. Парадоксы новизны. М.: Советский писатель, 1988. 415 с.
  56. Издания на английском языке
  57. Bailyn, В., Davis, D.B., Donald, D.H., Thomas, J.L., Wiebe R.H., Wood, G.S. The Great Republic A History of the American People. Lexington: D.C. Heath and Co, 1977.- 1760 p.
  58. Black, J., Whitney, Frederick C. Introduction to Mass Communication. Dubuque: Wm. C. Brown Company Publishers, 1983. 880 p.
  59. Conversations with Tom Wolfe. Edited by Dorothy Scura. University Press of Mississippi, 1990. 296 p.
  60. Cooke, Alistair. The Americans. Fifty Tales on American Life and Times. New York: 1980. 660 p.
  61. Cooke, Alistair. America Observed. New York: Alfred A. Knopf, 1988. 2331. P
  62. Cooke, Alistair. Six men. New York: Alfred A. Knopf, 1977. 320 p.
  63. Doresy, John (Editor). On Mencken: Essays. New York: Alfred A. Knopf, 1980.-444 p.
  64. , E. (General editor). Columbia Literary History of the United States. New York: Columbia University Press, 1988. 960 p.
  65. Fecher, Charles A. Mencken: A Study of His Thought. New York: Alfred A. Knopf, 1978.-320 p.
  66. Guy, J. Forge, Letters of H.L. Mencken. New York: Alfred A. Knopf, 1961. -560 p.
  67. Hart, James D. The Oxford Companion to American Literature. New York: Oxford University Press, 1983. 680 p.
  68. Herzstein, Robert. Henry R. Luce. A Political Portrait of the Man Who Created the American Century. New York: Charles Scribner’s Sons, Macmillan Publishing Company, 1994. 552 p.
  69. Hobson, Fred C. Mencken: A Life. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1995.-651 p.
  70. Huxley, Aldous. Between the Wars: Essays and Letters. Chicago: Ivan R. Dee, 1994. 255 p.
  71. The Impossible H.L. Mencken. A Selection of His Best Newspaper Works. Edited by Marion Elizabeth Rodgers. New York: Anchor Books, 1991. 707 p.
  72. Jacobson, Marc J. The Development of American Political Thought. New York: D. Appelton Century Company, 1932. 723 p.
  73. Letters of Theodore Dreiser. A Selection, vol. 1,2,3. Edited with Preface and Notes by Robert H. Elias. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1959.
  74. Steel, R. Walter Lippman and the American Centuary. New York: Vintage Books, 1981.-670 p.
  75. Mayfield, Sara. The Constant Circle: H.L. Mencken and His Friends. New York: Delacorte, 1969. 307 p.
  76. McChesney, Robert. Rich Media, Poor Democracy. Communication Politics in Dubious Times. Chicago: University of Illinois Press, 1999 430 c.
  77. Mencken’s Americana. Edited by Louis Hatchett. Macon, Georgia: Mercer University Press, 2002. 276 p.
  78. Mencken, H.L. Teachout, Terry (Editor). A Second Mencken Chrestomathy: Selected, Revised, and Annotated by the Author. New York: Alfred A. Knopf, 1995. 420 p.
  79. Mencken, H.L. Letters of H.L. Mencken. Selected by Guy J. Forgue. New York: Knopf, 1961.-660 p.
  80. Mencken, H. L. Yardley, Jonathan (Editor). My Life as Author and Editor. New York: Vintage Books, 1995. 452 p.
  81. Mencken, H. L. Fecher, Charles A. (Editor). The Diary of H.L. Mencken. New York: Vintage Books, 1991.-476 p.
  82. Mencken, H.L. Nolte, William (Editor). H.L. Mencken’s Smart Set Criticism. Regnery Publishing, Inc., 1987. 342 p.
  83. Mencken, H. L. Cairns, Huntington (Editor). The American Scene: A Reader. New York: Vintage Books, 1982. 545 p.
  84. Mencken, H.L. Cooke, Alistair (Editor). The Vintage Mencken. New York: Vintage Books, 1990. 242 p.
  85. Mencken, H.L. A Mencken Chrestomathy. New York: Vintage Books, 1982. 628. 1
  86. Mencken, H.L. The American Language. New York: Alfred Knopf, 1963. -777 p.
  87. Mencken, H.L. Happy Days. New York: Alfred A. Knopf, 1947. 560 p.
  88. Mencken, H.L. Newspaper Days. New York: Alfred A. Knopf, 1947. 442 p.
  89. Mencken, H.L. Heathen Days. New York: Alfred A. Knopf, 1943. 564 p.
  90. Mencken, H.L. Farrell, James T. (Selector). Prejudices: A Selection. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1996. 420 p.
  91. Mencken, H.L. Prejudices: First Series. New York: Alfred A. Knopf, 1919. -240 p.
  92. Mencken, H.L. Thirty-five Years of Newspaper Work. A Memoir. Edited by Fred Hobson, Vincent Fitzpatrick, Bradford Jacobs. Baltimore: The John Hopkins University Press, 1994. 392 p.
  93. Moore, Michael. Stupid White Men. New York: Harper Collins Publishers, 2003. 277 p.
  94. Stenerson, Douglas C. (Editor). Critical Essays on H.L. Mencken. Critical Essays on American Literature series. Boston: G.K. Hall & Co., 1987. 214 p.
  95. Teachout, Terry. The Sceptic. A Life of H.L. Mencken. New York: Harper Collins Publishers, 2002. 410 p.
  96. Thomson, Hunter S. The Proud Highway, New York: Ballantine Books, 1998. 685 p.
  97. Vidal, Gore. United States. Essays. New York: 1992. 862 p.
  98. Whitney, David C. The American Presidents. New York: Doubleday & Company, Inc., 1967. 372 p.
  99. Wolfe, Tom. Hooking up! New York: Farrar, Straus & Giroux, 2000. 288 p.
  100. Диссертации и научные работы
  101. Деньги. № 12(72). Апрель, 1996.
  102. Advertiser. Boston, October 14,1914.
  103. Menckeniana. Baltimore: Enoch Pratt Free Library. Winter 2002.
  104. Menckeniana. Baltimore: Enoch Pratt Free Library. Spring 2002.
  105. New York Times, March 30, 1919.6. Smart Set. August, 1920.
Заполнить форму текущей работой