Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы в процессе профессионально-прикладной физической подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учетом результатов психологических и педагогических исследований было проведено теоретическое обоснование проблемы эмоциональной устойчивости, разработана структура понятия эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость — это системное качество личности, приобретаемое индивидом, выражающееся в способности продуктивного функционирования и проявляющееся в преодолении состояния излишнего… Читать ещё >

Содержание

I. Теоретические основы формирования эмоциональной ивости у будущих специалистов социальной работы. обенности профессиональной деятельности специалиста социальной цность и структура понятия «эмоциональная устойчивость». А

Формирование эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях общество оказалось в ситуации, характеризующейся резким падением жизненного уровня, распадом системы ценностей, заменой одних норм другими, ростом числа асоциальных проявлений, деградацией традиционных институтов, отвечающих за полноценное существование общества. Вместе с тем при всех вариантах развития государства и общества должна сохраняться его социально-гуманистическая составляющая, отвергающая социальное неравенство, различного рода дискриминации, подавление чести и достоинства человека. В таких условиях возникает необходимость в новых структурах, способных восполнять или компенсировать функции, утраченные социумом в результате перестройки. Одной из них является социальная работа как институт социальной поддержки различных групп населения, коррекции тех или иных видов социальных процессов и отношений. Деятельность этого института ответственна, неоднозначна и сложна, поскольку основным ее содержанием выступают трудные жизненные ситуации, нарушающие нормальную жизнедеятельность человека и служащие причиной обращения в учреждения социальной защиты. Данные обстоятельства не могут не вызвать эмоционального отклика и сочувствия со стороны тех, кто обязан помочь.

Специалисты социальной работы, вступая во взаимодействие с людьми, не способными самостоятельно справиться с проблемами, несут ответственность за их разрешение, что повышает уровень эмоциональной нагрузки. Кроме того, «трудными» бывают сами клиенты, что также требует эмоционального напряжения в процессе общения с ними. Ситуация усугубляется сложившимся в деятельности специалиста социальной работы противоречием между функциями заботы и помощи и функциями оценки и контроля, что делает его профессиональную деятельность эмоционально перегруженной. Усложняются требования к личности специалиста социальной работы, его профессиональным качествам, являющимся механизмом противостояния эмоциональным перегрузкам. Значимым качеством личности становится эмоциональная устойчивость, которую необходимо формировать в процессе профессиональной подготовки специалиста социальной работы.

Вместе с тем анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что рассматривались общетеоретические и методологические основы подготовки специалистов по социальной работе в работах философов (Л.И. Кононова, Г. П. Медведева, В.Н. Ярская-Смирнова и др.) — психологов (И.А. Зимняя, Б. Ю. Шапиро и др.) — социологов (С.И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова,.

A.И. Панов и др.) — педагогов (В.Н. Басов, М. Д. Горячев, JI.B. Куриленко,.

B.А. Фокин и др.) — изучались механизмы профессионального развития и становления личности специалиста социальной работы (М.В. Фирсов, Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева и др.) — разрабатывались модели их профессиональной подготовки (М.А. Галагузова, Т. Ф. Золотарева и др.). Однако не обнаружено исследований, в которых была бы предпринята попытка изучения проблемы формирования профессиональных качеств, помогающих противостоять эмоциональным перегрузкам в деятельности специалиста социальной работы. Известны лишь исследования особых психических состояний личности (М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович) — механизмов эмоциональной устойчивости (JI.M. Аболин, А. В. Алексеев, Б. Х. Варданян, В. К. Вилюнас, Л. П. Гримак, П. Б. Зильберман, Р. Лазарус, В. Л. Марищук, Е. А. Милерян, Я. Рейковский и др.) и поведенческих проявлений (Ю.С. Бабахан, Л. Д. Гиссен, А. Е. Олынанникова, П. В. Симонов и др.).

Вместе с тем в системе профессиональной подготовки специалистов социальной работы сложился ряд противоречий между: запросом общества на специалистов социальной работы, способных создавать условия для социального благополучия человека, и недостаточным уровнем их подготовки к сохранению своего эмоционального состоянияразработанностью в педагогической науке теоретических основ подготовки специалиста социальной работы и недостаточной изученностью средств освоения специфики и особенностей их профессиональной деятельностиобъективной необходимостью изменения стратегии профессиональной подготовки специалистов социальной работы адекватно функциям профессиональной деятельности и потребностью в уточнении результативной характеристики процесса профессионализации будущих специалистов социальной работы. Требует разрешения основное противоречие между существующей практикой подготовки и недостаточной разработанностью педагогических средств формирования эмоциональной устойчивости будущих специалистов социальной работы.

Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему исследования. В теоретическом плане — это проблема теоретического обоснования необходимости формирования эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества специалиста социальной работы. В практическом плане — это проблема определения средств формирования эмоциональной устойчивости.

Объект исследования: процесс • формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы.

Предмет исследования: средства формирования эмоциональной устойчивости как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы.

Цель исследования: теоретически разработать и апробировать практико-ориентированную концепцию формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы в процессе профессионально-прикладной физической подготовки.

Гипотеза исследования. Деятельность специалиста социальной работы обусловлена необходимостью оказания профессиональной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, что предполагает сформированность профессиональных качеств личности, способствующих противостоянию эмоциональным перегрузкам в ходе решения профессиональных задач. Вместе с тем в образовательном процессе, обеспечивающем профессиональную подготовку будущего специалиста социальной работы, формированию эмоциональной устойчивости уделяется недостаточно внимания, в частности, не востребован потенциал профессионально-прикладной физической подготовки как компонента профессиональной подготовки. Мы исходим из того, что эмоциональная устойчивость может быть сформирована в процессе профессионально-прикладной физической подготовки, если: конкретизированы научные представления о профессиональной деятельности специалистов социальной работыопределена суть и разработана структура ключевого понятия «эмоциональная устойчивость" — обоснована необходимость профессионально-прикладной физической подготовки для формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работывыявлены условия формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовкиразработана система формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы средствами профессионально-прикладной физической подготовки.

Задачи исследования.

1. Конкретизировать научные представления о профессиональной деятельности специалистов социальной работы.

2. Определить суть и разработать структуру ключевого понятия «эмоциональная устойчивость».

3. Обосновать необходимость профессионально-прикладной физической подготовки для формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы.

4. Выявить условия формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки.

5. Разработать систему формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы средствами профессионально-прикладной физической подготовки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специалисты социальной работы решают разноплановые задачи в сферах жизнедеятельности современного человека, оказывая ему содействие в решении трудных жизненных проблем, что обуславливает спектр направлений социальной работы. В настоящее время существует противоречие между возросшей ответственностью специалиста социальной работы за принятие решений по выходу из трудной жизненной ситуации клиентов, что необратимо ведет к эмоциональным перегрузкам в процессе профессиональной деятельности, и отсутствием в содержании профессиональной подготовки средств обучения противостоянию им. Особенности профессиональной деятельности специалиста социальной работы (полинаправленность, стрес-согенность, универсальность, интегративность, полиролевантность, технологичность, полифункциональность, акмеологичность) вызывают необходимость проявления волевых качеств личности, обеспечивающих эмоциональную устойчивость.

2. Специалисту социальной работы, по роду своей деятельности вовлеченному в длительное напряженное общение с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, свойственны эмоциональные перегрузки, приводящие к изменениям в мотивационной сфере, разочарованию в профессии, к общей деформации личности. Коррекция негативных последствий профессиональной деятельности предполагает наличие у специалиста социальной работы эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества личности, позволяющего преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении профессиональной деятельности, уменьшать отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, противостоять напряженным ситуациям и принимать решение о способах деятельности.

3. Профессиональная подготовка будущих специалистов социальной работы достигает цели — сформированное&tradeэмоциональной устойчивости, когда в числе базовых дисциплин физическая культура обеспечивает формирование качеств, позволяющих преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении профессиональной деятельности, уменьшать отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий. Профессиональный контекст занятий по физической культуре создается ситуациями профессиональной деятельности специалистов социальной работы, обучающими противостоянию напряженным ситуациям. Решение проблем, обусловленных сложными жизненными ситуациями клиентов, требует осмысления, выбора решения, контроля и оценки. Таким образом, содержание деятельности обусловлено наличием волевых качеств, развитию которых способствует профессионально-прикладная физическая подготовка.

4. Стратегия профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы должна заключаться в разработке системы формирования эмоциональной устойчивости, базирующейся на принципах системного, структурного и деятельностного подходов. За показатели эффективности данной системы, обеспечивающей развитие показателей в структуре эмоциональной устойчивости будущих специалистов социальной работы, следует принимать рост их значений.

Научная новизна исследования: конкретизировано научное представление о профессиональной деятельности специалистов социальной работы (цель социальной работы заключается в создании и сохранении условий комфортного существования человека как общественного субъектасодержание деятельности специалиста социальной работы определяется формами его практической деятельности — индивидуальная работа с клиентами, групповая терапия, семейная терапия, работа по месту жительствапредметом деятельности являются проблемные ситуации, в разрешении которых проявляются особенности (полинаправленность, стрессогенность, универсальность, интегративность, полиролевантность, технологичность, полифункциональность, акмеологичность), свидетельствующие об ее эмоциональной перегруженностиопределена суть (профессионально значимое качество личности) и разработана структура ключевого понятия «эмоциональная устойчивость» (мотивационный компонент свидетельствует о потребности в продуктивной деятельности в ситуациях эмоциональных перегрузок, об опыте их преодоленияэмоциональный и волевой компоненты отражают готовность к преодолению эмоционального перенапряжения и сохранению себя в условиях эмоциональных перегрузокинтеллектуальный компонент включает знания о средствах преодоления эмоциональных перегрузок) — обоснованна необходимость профессионально-прикладной физической подготовки для формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы (профессионально-прикладная физическая подготовка — целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки к решению специфических профессиональных задачсодержание профессионально-прикладной физической подготовки отражает особенности профессиональной деятельности специалиста социальной работырегулярность выполнения физических упражнений способствует приобретению опыта волевого поведения, формированию эмоциональной устойчивости, побуждает к противостоянию неблагоприятным факторам профессиональной средывыявлены условия формирования эмоциональной устойчивости (организация профессионально-прикладной физической подготовки обеспечивает развитие волевых качеств адекватно особенностям профессиональной деятельности специалистаспециально отобранные физические упражнения создают ситуации повышенной сложности, что требует проявления комплекса волевых качеств) — разработана система формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы. Целевой элемент содержит обоснование результата профессиональной подготовки студентов средствами профессионально-прикладной физической подготовки. Содержательный элемент представлен тремя разделами — теоретический включает знания об особенностях деятельности специалистов социальной работыметодико-практический и учебно-тренировочный разделы — физические упражнения разной степени сложности и виды спорта, обеспечивающие развитие комплекса волевых качеств. Процессуальный элемент интегрирует лекционные занятия, спортивные игры, эстафеты. Совокупность методологических подходов (системный, структурный, деятельностный) составляет методологическую базу разработанной системы.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования будут способствовать углублению понимания специфики профессиональной деятельности будущих специалистов социальной работырасширят научные представления об эмоциональной устойчивости как профессионально значимом качестве личности специалиста социальной работыотобранное содержание и комплекс средств обучения будут способствовать разработке системы формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работыопределении педагогических условий, обеспечивающих формирование эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества личности специалиста социальной работыразработке и апробации системы формирования эмоциональной устойчивости.

Методологическую основу исследования составили философские, педагогические, социологические, психологические теории и концепции развития личностисовременные педагогические теории, раскрывающие средства становления личности профессионалатеории профессиональной деятельности.

Источниками исследования явились фундаментальные положения: о взаимосвязи и взаимообусловленности духовного, психического и физического развития человека (Н.А. Бернштейн, А. Б. Запорожец, П. Ф. Лесгафт, Л. А. Орбели и др.) — о психологических механизмах эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, В. М. Генковская, Е. А. Милерян, М. И. Дьяченко, Л. М. Никитина, А. Е. Олыпанникова, Я. Рейковский и др.) — о системном характере физической подготовки (В .К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Ю. Д. Железняк, Л. И. Лубышева, Б. Я. Яткин и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют: теория педагогических систем (Н.В. Кузьмина, Т. И. Руднева и др.) — теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория проектирования и моделирования профессионального обучения (С.Я. Батышев, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, В. А. Сластенин и др.) — концепция личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков и др.) — концепция личности (К.К. Платонов) — концепция мотивации учебной деятельности (А.К. Маркова) — современные теории здорового образа жизни (В.К. Бальсевич, Н. В. Барышева, А. В. Левченко и др.) — основные направления проектирования профессионально-прикладной физической подготовки (B.C. Анищенко, Б. А. Ашмарин, И. А. Васильцова, М. Я. Виленский, В. И. Ильинич, Р. Т. Раевский и др.) — деятельностный (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), субъектный (К.А. Абульха-нова-Славская), гуманистический (В.П. Бездухов), системно-структурный (Н.И. Чуприкова) подходы.

База исследования: опыт физической подготовки в вузахопыт профессионально-прикладной физической подготовки в Самарском государственном университетеличный опыт работы в качестве преподавателя кафедры физической культуры. Работа выполнена на базе Самарского государственного университета.

Этапы исследования.

Первый этап (2004;2005 гг.). Изучение и анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы, посвященной различным аспектам профессиональной деятельности специалистов социальной работызнакомство с отечественными и зарубежными исследованиями, тематически близкими нашему, что позволило обосновать исходные позиции, выделить объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулировать его гипотезу. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, разработка его программы.

Второй этап (2005;2007 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом и осмыслением опыта преодоления специалистами социальной работы эмоциональных перегрузок, а также опыта профессионально-прикладной физической подготовки как средства формирования эмоциональной устойчивости, уточнялась гипотеза исследования, выявлялись особенности профессиональной деятельности специалистов социальной работы, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие формирование эмоциональной устойчивости, корректировалось содержание и отбирались методы профессионально-прикладной физической подготовки, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явились выявление особенностей профессиональной деятельности специалистов социальной работыопределение сути и разработка структуры эмоциональной устойчивостиразработка системы формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы.

Третий этап (2008;2009 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения показателей эффективности системы формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, педагогической, социологической, психологической литературыэмпирические методы (анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты) — изучение и обобщение опыта педагогической деятельностиметоды математической статистики (проверка достоверности исследования с помощью критерия Стьюдента). Выборочная совокупность исследования составила 220 студентов Самарского государственного университета.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеего осуществлением на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментальной работырепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, материалах и тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных и республиканских научно-практических конференциях (Кострома — 2007 г.- Самара — 2008, 2009 гг.). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Самарском государственном университете, а также обсуждались на заседаниях и методологических семинарах кафедры теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

Выводы.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы научные материалы по проблеме формирования эмоциональной устойчивости будущих специалистов социальной работы позволили прийти к следующим выводам.

1. Современная социально-политическая, социально-экономическая ситуация в обществе существенно сказывается на положении всего населения, в связи с чем возрастает количество трудных жизненных ситуаций, требующих вмешательства со стороны профессионалов. Противоречие между жесткими требованиями государства, предъявляемыми к институтам социальной защиты, ростом профессиональной и личной ответственности со стороны специалистов социальной работы и, как следствие, увеличением эмоциональных перегрузок и отсутствием механизмов противостояния им может быть разрешено путем формирования эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества личности. Вследствие чего встает вопрос о системе формирования эмоциональной устойчивости в процессе обучения будущих специалистов социальной работы.

2. Эмоциональная устойчивость является механизмом противостояния эмоциональным перегрузкам в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы, заключающемся в преодолении состояния излишнего эмоционального возбуждения при выполнении профессиональной деятельности, уменьшении отрицательного влияния сильных эмоциональных воздействий, в противостоянии напряженным ситуациям, что и составляет суть эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества личности специалиста социальной работы.

3. Формирование эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы должно происходить включением студентов в систему, разработанную на основе системного, структурного и деятельностного подходов. Структура системы должна включать в себя содержательный и процессуальный элементы, освоение которых обеспечивает результат — развитие компонентов эмоциональной устойчивости.

4. В процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов формирование эмоциональной устойчивости обеспечивается средствами, методической основой которых является система воздействий, направленных на формирование комплекса волевых качеств, в совокупности составляющих суть эмоциональной устойчивости личности, создающих функциональную, физиологическую и морфологическую базы. Основными средствами для решения этих задач служат физические упражнения, виды спорта, требующие преодоления трудностей, адекватных сложностям производительной среды, упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации и вызывающие мобилизацию всех сил студентов. Для этой цели используют упражнения в приемах изменения соматических негативных проявлений эмоций и способах отвлечения от эмоций (упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, упражнения на мимические мышцы лица и др.).

5. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что существует прямая зависимость волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Большинство волевых характеристик (целеустремлённость, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность, самообладание и выдержка, организованность) формируются у студентов экспериментальной группы к 4-му году обучения. Причём формирование волевых качеств проходит в двух направлениях: выраженность (наличие и устойчивость проявления основных признаков качества) и генерализированность (широта проявления качества в различных жизненных ситуациях, в деятельности). Этот факт статистически подтверждается методами математического анализа.

6. Характеристики настойчивости, упорства, дисциплинированности достоверно формируются у студентов экспериментальной группы уже на втором году обучения. Формирование именно этих характеристик объясняется не только содержанием экспериментальной работы, но и способами организации и контроля экспериментальной деятельности. Этот факт также находит отражение в коэффициентах математико-статистической обработки и при качественном анализе особенностей построения курса физической подготовки в экспериментальной группе.

7. Поскольку в отношении всех изучаемых волевых качеств статистически было диагностировано отсутствие достоверных различий на констатирующем этапе эксперимента и появление достоверных различий в показателях контрольной и экспериментальной групп на IV курсе обучения, то произошедшие изменения можно отнести на счёт реализации специальной программы обучения на занятиях физической подготовкой в экспериментальной группе.

8. Для доказательства роста значений показателей в структуре эмоциональной устойчивости было проведено анкетирование на первом и четвертом курсах обучения, результаты которого подтвердили сформированноть мотивационного и интеллектуального компонентов. Студенты экспериментальной группы в конце обучения овладели знаниями: об эмоциональной устойчивостио способах профилактики эмоциональных перегрузоко методах развития комплекса волевых качеств. У студентов будущих специалистов социальной работы отмечалась устойчивая мотивация на дальнейшие занятия физической культурой. Отмечалось сформированность эмоционального компонента эмоциональной устойчивости, рост его показателей отмечался в соревновательный период, наблюдение показало, что будущие специалисты социальной работы готовы регулировать свое эмоциональное состояние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

XX век, несмотря на две мировые войны, многочисленные локальные вооруженные конфликты, природные катаклизмы и техногенные катастрофы, явил для большинства народов мира беспрецедентные темпы социально-экономического развития. Многие страны мира пошли по пути создания максимально благоприятных условий для социального развития общества.

В России в конце 80-х годов на рынке труда появляется новая профессия «специалист социальной работы», что привело к возросшей потребности государства в высококвалифицированных кадрах. В вузах России начинает осуществляться подготовка специалистов социальной работы, деятельность которых задана запросами общества — современные социальные условия востребуют специалистов с высоким профессиональным уровнем подготовки, включающей в себя развитие профессионально значимых качеств.

В настоящее время в России приоритетная цель социальной работы состоит в оказании помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Обстоятельства, которые нарушают нормальную жизнедеятельность человека и служат поводом для обращения в органы социальной защиты, не могут не вызвать эмоционального отклика и сочувствия к тем, кто в них оказался: потеря близких людей, тяжелые болезни, насилие, нищета, лишения — все это мрачные стороны жизни, постоянное соприкосновение с которыми напрягает эмоциональную сферу личности специалиста социальной работы и угрожает его нервно-психическому здоровью. Таким образом, деятельность специалиста социальной работы приобретает особенности (полинаправленность, стрессогенность, полиролевантность, технологичность, полифункциональность и акмеологичность), аккумулирующиеся в пограничном протекании их профессиональной деятельности.

Неблагоприятные эмоциональные состояния клиентов (разочарование, отчаяние, апатия, фрустрация, страх, подавленность, тревога, одиночество, безнадежность и др.) пробуждают у специалиста социальной работы собственные негативные переживания. Общаясь с клиентами, помогая им преодолевать проблемные ситуации, специалисты социальной работы сами испытывают ряд трудностей эмоционального характера. В результате объективно трудная ситуация клиента становится субъективной трудностью специалиста социальной работы, включенной в его профессиональное самосознание. Возникающий при этом сложный эмоциональный комплекс (базовые эмоции и ситуативные эмоциональные состояния), побуждая профессионала к осознанию возможностей разрешения трудной ситуации, может оказаться причиной неблагоприятного физического и психологического самочувствия специалистов социальной работы.

Однако отсутствие достаточного количества исследований в области социальной работы и подготовки профессиональных кадров не позволяет с достаточной научной строгостью разработать прогностическую модель специалиста социальной работы, в связи с чем актуализировалась проблема разработки системы, способствующей профессиональному становлению студентов — будущих специалистов социальной работы.

Анализ научной литературы показал, что проблема профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы в процессе профессионально-прикладной физической подготовки недостаточно глубоко изучена и требует дальнейшего исследования.

В ходе выявления особенностей профессиональной деятельности специалистов социальной работы были определены профессионально значимые качества, востребованные данной профессией, их интеграция выражается устойчивостью.

С учетом результатов психологических и педагогических исследований было проведено теоретическое обоснование проблемы эмоциональной устойчивости, разработана структура понятия эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость — это системное качество личности, приобретаемое индивидом, выражающееся в способности продуктивного функционирования и проявляющееся в преодолении состояния излишнего эмоционального возбуждения в напряженной ситуации. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации, а также выступает средством профилактики возможных негативных последствий профессиональной деятельности специалистов социальной работы. Эмоциональная устойчивость свидетельствует о психологической подготовленности личности к предстоящей профессиональной деятельности.

Анализ содержания рабочей программы дисциплины «Физическая культура» и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственных требований к содержанию и уровню подготовки специалиста в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» показал, что они носят универсальный характер, в них не учитывается специфика той или иной профессии (специальности), а значит, они не могут в полной мере способствовать формированию профессионально значимого качества личности специалиста социальной работы — эмоциональной устойчивости.

Выявлено, что в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов формирование эмоциональной устойчивости обеспечивается средствами, методической основой которых является система воздействий, направленных на развитие комплекса волевых качеств, в совокупности составляющих суть эмоциональной устойчивости личности, создающих функциональную, физиологическую и морфологическую базы для волевых проявлений. Основными средствами для решения этих задач служат физические упражнения, виды спорта, требующие преодоления трудностей, адекватных сложностям производительной среды.

В ходе исследования была разработана система формирования эмоциональной устойчивости. Разработанная система для специалистов социальной работы направлялась на систематизацию знаний и была спрофилирована в соответствии с профессиографическими требованиями, предъявляемыми к специалистам данного профиля, а также включала в себя развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, самостоятельности и инициативности, выдержки и самообладания, дисциплинированности и организованности.

Формирующий эксперимент подтвердил эффективность разработанной системы формирования эмоциональной устойчивости. О результативности апробации данной системы свидетельствует положительная динамика показателей сформированности волевых качеств в структуре компонентов эмоциональной устойчивости.

Выполненное нами исследование проблемы формирования эмоциональной устойчивости у будущих специалистов социальной работы вносит определенный вклад в решение задач профессиональной подготовки и расширяет возможности выпускников к профессиональной адаптации. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно.

Исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено: требуется продолжение исследования, так как за его пределами остались вопросы взаимосвязи средств физической культуры с другими средствами подготовки будущих специалистов социальной работыдоказательство влияния реализации системы формирования эмоциональной устойчивости на результаты профессиональной деятельности выпускников данной специальности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. Казань: Издательство КазГУ, 1987. — 320 с.
  2. , Л.М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов / Л. М. Аболин // Вопросы психологии. 1974. — № 1. — С. 106−115.
  3. , Л.М. О психологической детерминации идеальной модели спортсмена / Л. М. Аболин // Теория и практика физической культуры. — 1981. — № 6. С. 47−49.
  4. , Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. — 1995. — № 5 С. 5−17.
  5. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /, П. К. Анохин. -М.: Наука, 1975.- 167 с.
  6. , Т.А. Об использовании игрового метода в процессе преподавания психологии будущим педагогам / Т. А. Андрюшенко, В. П. Кисляков // Вестник МГУ. 1991. — № 4 — С. 45−51.
  7. , А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства: автореф. дисс.. канд. психол. наук / А. А. Баранов. Ижевск, 1995. — 22 с.
  8. , В.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В. А. Бароненко, Л.А. Рапопорт- под редакцией В. А. Бароненко. — М.: Альфа-М, 2003.-352 с.
  9. , В.П. Гуманистическая направленность учителя / В. П. Бездухов. Самара- СПб: Издательство СамГПУ, 1997. — 172 с.
  10. , Д.В. Манеры и поведение делового человека / Д.В. Бек-лешов. -М.: Юристъ, 1993. 140 с.
  11. , А.Б. Основы социальной работы / А. Б. Белинская. — М.: Социально-технологический институт МГСУ, 2001. — 228 с.
  12. , С. А. Сравнительный анализ системы подготовки специалистов социальной работы в Великобритании и в России / С. А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 3. С. 3−7.
  13. , Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе / Г. Бернгард // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. — М.: Тула: АСОПиР, 1993. С. 127−134.
  14. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. -М.: ВЛАДОС, 1997. 220 с.
  15. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  16. , М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования / М. И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Аспект-пресс, 1995. — С. 221−240.
  17. , В.В. Общая психология: учебное пособие / В. В. Богословский. М.: Наука, 1973. — 345 с.
  18. , Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−43.
  19. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1995. — № 4.-С. 29−36.
  20. , В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход / В. Г. Бочарова. — М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1999. — 184 с.
  21. , В.Г. Социально-педагогическая концепция социальной работы в России: проблемы, перспективы / В. Г. Бочарова // Социальная работа. 1992.-Вып. 6.-С. 11−18.
  22. , В.Г. Личность, семья, община / В. Г. Бочарова // Социальная работа. 1992. — № 1. — С. 22−26 .
  23. , В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход / В. Г. Бочарова. — М.: Институт педагогики социальной работы, 1999. 184 с.
  24. , В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. — М.: SvR-Apryc, 1994.-208 с.
  25. , Г. Ю. Социальная работа в России: Проблемы формирования профессиональной культуры: автореф. дис.. канд. социол. наук/ Г. Ю. Бурлака.— М., 1997.-20 с.
  26. , Т.В. Как прыгнуть выше головы / Т. В. Быкова. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 64 с.
  27. , Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости/ Б. Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М, 1983. С. 542−543.
  28. , JI.B. Формирование готовности будущих специалистов социальной работы к волонтерской деятельности: монография / JI.B. Вандышева- Федеральное агентство по образованию. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2007. — 128 с.
  29. , И.А. Система профессионально-прикладной физической подготовки студентов железнодорожного вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. А. Васильцова. — Самара, 2004. 20 с.
  30. , М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: учебное пособие / М. Я. Виленский. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. 156 с.
  31. , Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009.-336 с.
  32. , JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 357 с.
  33. , JT.C. История развития высших психических функций: Проблемы развития психики / JI.C. Выготский / под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. Т. 3. — 368 с.
  34. , Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях / Б. А. Вяткин // Стресс и тревога в спорте. — М.: ФиС, 1983.- 180 с.
  35. , В.А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. — Л.: Издательство ЛГУ, 1984. 224 с.
  36. , В.М. Особенности саморегуляции как форма психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях: автореф. дисс.. канд. психол. наук / В. М. Генковска. Киев, 1990. — 28 с.
  37. , Л.Д. Спортивная психогигиена и психопрофилактика / Л. Д. Гиссен // Проблемы психологии спорта. — М.: Аспект-пресс, 1971. С. 9−14.
  38. , Н.И. Эмоциональная неустойчивость учителя общеобразовательной школы как показатель психологического здоровья / Н. И. Глушкова. // Сб. науч. тр.- СГУ, 2004. 281 с.
  39. , Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. М.: Издательство Московского университета, 1987. — 175 с.
  40. , Н.С. Теоретические и методические основы разработки технологий социального управления: докт. дисс.. д-ра социол. наук / Н. С. Данакин. -М., 1994. С. 28.
  41. , Т.Е. Профессиональное общение социального работника / Т. Е. Демидова. М.: Союз, 1994. — С. 21 (Сер. «Библиотечка социального работника»).
  42. , М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — М.: Хэлтон, 1998.-399 с.
  43. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: Издательство БГУ, 1995.- 173 с.
  44. , Ю.И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. — Ростов-на Дону: Феникс, 2003. 384 с. (Сер. «Учебники, учебные пособия»).
  45. , М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты / М. И. Еникеев. М.: Издательство «ПРИОР», 2002. — 288 с.
  46. , Ю.С. Проблемы социальной адаптации беженцев / Ю. С. Ерохин // Социальная работа. 1992. — № 6. — С. 139−144.
  47. , А.И. Легкая атлетика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. И. Жилкин. М.: Высш. шк., 2006. — 464 с.
  48. , В.И. Воля / В. И. Жуковская // Психология.- Минск, 1970.-230 с.
  49. , И.Г. Технология социальной работы / И. Г. Зайнышев // Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. — М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1998. С. 15—36.
  50. , Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 69−73.
  51. , Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Издательство Уральского гос. проф.-педагог. университета, 1998. — 126 с.
  52. , П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П. Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. — С. 138−172.
  53. , И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность / И. А Зимняя // Социальная работа. — 1992. — Вып. 2. — С. 8—15.
  54. , И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс / И. А Зимняя // Социальная работа. 1992. — Вып. 6. — С. 85−91.
  55. , И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) / И. А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. — 1995. № 1. — С. 79−82.
  56. , Е.П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2005. 412 с.
  57. , Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е. П. Ильин. — 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с.
  58. , Е.П. Психология воли / Е. П. Ильин. — 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.-368 с.
  59. , В.И. Физическая культура студентов и жизнь: учебник / В. И. Ильинич. М.: Гардарики, 2005. — 366 с.
  60. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. — 208 с.
  61. , С.Н. Профессиональная подготовка студентов университета к индивидуальной социальной работе: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Испулова. — Магнитогорск, 2003. — 20 с.
  62. Исторический опыт социальной работы в России / под ред. JI.B. Бадя. М.: Академия, 1994. — 255 с.
  63. , Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их решения: дис. .канд. психол. наук / Е. С. Калмыкова. -М., 1986. 200 с.
  64. , Ю.В. Средовой подход к подготовке специалистов социальной работы / Ю. В. Карпова, JI.B. Куриленко. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. — 164 с.
  65. , Е.Г. Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий / Е.Г. Кашина- под ред. Т. И. Рудневой // Педагогические исследования в образовании. — Самара: Издательство «Универс-групп», 2004. — С. 189−209.
  66. , В.Н. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / В. Н. Келасьев и др. — М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1994. — 128 с.
  67. , А.В. Эволюция методологии в социальной работе / А. В. Кикало // Материалы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции «Социальная работа: теория, опыт, перспективы». — Ужгород, 1999. С. 294−297.
  68. Китаев-Смык, JI.A. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. — М: Наука, 1983.-368 с.
  69. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Е. А. Климов. — Казань: Издательство Казанского университета, 1969. — 278 с.
  70. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
  71. , Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы / Н. Ю. Клименко // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 22−28.
  72. , Н.П. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы в системе высшего профессионального образования / Н. П. Клушина. — Ставрополь: Издательство СевКавГТУ, 2001. — 188 с.
  73. , Н.П. Концептуальная модель специалиста социальной работы / Н. П. Клушина // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: сб. науч. тр.: в 2 ч. / под ред. Е. Н. Шиянова, О. И. Лепилкиной.-М.: Илекса, 2002.-Ч. 2.-С. 319−335.
  74. , Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — С. 64−65.
  75. , Г. С. Двуединство культуры / Г. С. Кнабе // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. — М.: ВЛАДОС, 1993.-180 с.
  76. , А. А. Социальная работа и проблемы духовности / А. А. Козлов // Российский журнал социальной работы. — 1996. № 1. — С. 22—26.
  77. , Ю.А. Взаимосвязь реактивности и личностной тревожности пловцов с успешностью выступления в соревнованиях / Ю. А. Коломийцев, Г. И. Петрович // Теория и практика физической культуры.— 1983.-№ 10.-С. 47−48.
  78. , Т.А. Функции профессионально-личностной рефлексии в познании и преобразовании педагогической деятельности / Т. А. Колышева // Бюллетень Международной академии психологических наук. — Саратов- Ярославль, 1999. С. 67−83.
  79. , О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. — М.: Наука, 1980.-256 с.
  80. , О.О. Влияние уровня эмоциональной устойчивости личности студентов вуза на результативность их учебной деятельности: автореф. дис.. канд. псих, наук / О. О. Косякова. — Тверь, 2002. — 22 с.
  81. , Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
  82. , Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. Д.: Медицина, 1984. — 216 с.
  83. , Н.Д. Вопросы психологии характера / Н. Д. Левитов. — Саратов: СГУ, 2009. 293 с.
  84. , Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. — Л., 1970. — 289 с.
  85. , А.В. К вопросу о физической культуре в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 6. — С.5−8.
  86. , А.Н. Изучение напряженности оператора в работе по слежению / А. Н. Леонтьев и др. // Вопросы инженерной психологии. — М., 1968. Вып. I. — Ч. 2. — С. 304−311.
  87. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат. 1975. 304 с.
  88. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 4-е изд.- М.: Изд-во Московского университета. 1981. 584 с.
  89. , Л.В. Социальная работа как наука и профессия / Л. В. Куриленко // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы. Самара: Издательство СамГУ, 2004. — С. 6−14.
  90. , А.С. Педагогические сочинения / А. С. Макаренко. М.: АПН РСФСР, 1948. — 220 с.
  91. , В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. СПб.: Издательство «Сентябрь».— 2001.-260 с.
  92. , B.JI. Вопросы общей, военной спортивной акмеологии / В. Л. Марищук, Н. В. Романенко, Н. В. Панасюк. СПб.: ВИФК, 2001.-159 с.
  93. , В.Л. Напряженность в полете / В. Л. Марищук, К. К. Платонов, Е. А. Плетницкий. — М.- Л.: Воениздат, 1969. 120 с.
  94. , А.К. Психология профессионализма. — М.: Изд-во Между-нар. гуманит. фонда «Знание», 1996. -308 с.
  95. , В.И. Устойчивость физиологических и психофизиологических функций человека при действии экстремальных факторов / В. И. Медведев. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1982. — 103 с.
  96. , Г. П. Этика социальной работы / Г. П. Медведева. М.: ВЛАДОС, 1999.-208 с.
  97. , Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора / Е. А. Милерян // Очерки психологии труда оператора. — М.: Наука, 1974.- 152 с.
  98. , В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В. Э. Мильман // Стресс и тревога в спорте. — М.: ФиС, 1983. — 24−46 с.
  99. , Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: учебное пособие для практических психологов / Л. М. Митина. -М.: Прогресс, 1992. 193 с.
  100. , Н.И. Природа психической напряженности / Н. И. Наенко. — М.: Наука, 1976. С. 5−20.
  101. , Л.С. Социальный педагог: введение в должность: сб. материалов / Л. С. Нагавкина. М., 2004. — 272 с.
  102. , В.Г. Методы исследования характера личности / В. Г. Норкидзе. Тбилиси, 1975. — 240 с.
  103. , А.А. Формирование эмоциональной устойчивости постоянного состава вуза: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. А. Напримеров. Челябинск, 2001. — 26 с.
  104. Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе. Барнаул, 1991. — С. 69.
  105. , А.Е. О некоторых физиологических коррелятах эмоциональных состояний / А. Е. Ольшанникова // Проблемы дифференциальной психофизиологии / отв. ред. В. Д. Небылицын. — М.: Просвещение, 1969. — Т. 6. — С. 98−122.
  106. , А.Е. Соотношение некоторых особенностей эмоциональной сферы подростка с физиологическими показателями / А. Е. Ольшанникова // Проблемы дифференциальной психофизиологии. — М.: Педагогика, 1977. Т. 9. — С. 128−140.
  107. , А.Е. О структуре качественных характеристик эмоциональности: Оценка гипотезы средством факторного анализа / А. Е. Ольшанникова, JI.T. Ямпольский // Психология и психофизиология индивидуальных различий.-М.: Педагогика, 1977.-С. 155−164.
  108. , А.Е. Пути исследования регулирующей функции эмоций / А. Е. Ольшанникова // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу (часть П). М.: Наука, 1981. — С. 16−17.
  109. О я, С. М. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональной стабильности у представителей разных видов спорта / С. М. Оя // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — С. 63−67.
  110. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 2001. — 440 с.
  111. , П.Д. Методология и теория социальной работы: учебное пособие / П. Д. Павленок. М.: Наука, 2008. — 267 с.
  112. , П.Д. Введение в специальность. Социальная работа: учебное пособие / П. Д. Павленок. — М.: Наука, 2007. — 128 с.
  113. , A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования / А. М. Панов // Российский журнал социальной работы. -1995. — № 1. — С. 54—58.
  114. , A.M. Социальная работа в России: Состояние и перспективы / А. М. Панов // Социальная работа. 1992. — Вып. 6. — С. 408.
  115. , В.И. Введение в экологическую психологию / В. И. Панов. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.-170 с.
  116. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986.-255 с.
  117. , O.JI. Развитие профессионально-педагогической культуры студентов факультета социальной педагогики: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. О. Потрикеева. — Магнитогорск, 2001. — 20 с.
  118. , Е.П. Духовно-ценностная ориентация обучаемых в процессе формирования продуктивных речевых умений / Е. П. Пронина // Гуманизация и гуманитаризация образования: Теории, концепции, опыт. — Самара: СГПУ, 1997. 32 с.
  119. Профессиональная педагогика / под общ. ред. С. Я. Батышева. —М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  120. Профессиональное мастерство работников социальных служб: материалы II Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб / сост. и отв. ред. A.M. Панов, JI.B. Топчий, Э. А. Манукян. М.: Социальная работа, 1998.- 171 с.
  121. Профессионально-этические нормы социальной работы / С. А. Беличева и др. М.: ВНИК «Государственная система помощи семье и детству», «Социальное здоровье России», «ТЕИС», 1993. — 32 с.
  122. , А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте. Избранные лекции / А. Ц. Пуни. — JL, 1973. — 31 с.
  123. , А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте / А. Ц. Пуни // Психология и современный спорт. — М.: Наука, 1973. -156 с.
  124. , А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А. Ц. Пуни. М.: Наука, 1977. — 48 с.
  125. , А.Ц. Психология: учебник для техникумов физической культуры / А. Ц. Пуни, Е. Н. Сурков. М.: Наука, 1984. — 287 с.
  126. , Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. -М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
  127. , Н.И. Личность и характер: учебное пособие / Н. И. Рейнвальд. М.: Издательство РУДН, 1992. — 288 с.
  128. , Т. Характер. Образование характера, его элементы, виды, разновидности и уклонения / Т. Рибо- пер. с франц. И. П. Рапгофа. СПб., 1899. -74 с.
  129. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.-СПб.: Питер, 1999. 712 с.
  130. , Т.И. Педагогические исследования в образовании / Т. И. Руднева. Самара: Издательство «Универс-групп», 2004. — 220 с.
  131. , П.А. Воля и волевые действия / П. А. Рудик // Психология: учебник. -М.: Наука, 1974. 147 с.
  132. , Г. Н. Возрастно-половые особенности мотива достижения учащихся в связи со значимыми видами деятельности: автореф. дис. .канд. наук / Г. Н. Рыбка. СПб., 2006. — 20 с.
  133. , Г. На уровне целого организма / Г. Селье. — М.: Наука, 1972.- 122 с.
  134. , Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1982. —124 с.
  135. , В.И. Избранные психологические произведения. Воля, ее развитие и воспитание / В. И. Селиванов. — Рязань, 1992. — 574 с.
  136. , Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / Е. М. Семенова. — 3-е изд. — М.: Психотерапия, 2006. — 256 с.
  137. , О.А. Методология и теория спортивных способностей / О. А. Сиротин // Теория и практика физ. культуры. — 2000. — № 4. — С. 60—62.
  138. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие / отв. ред. проф. А. А. Козлов. М.: Логос, 2004. — 368 с.
  139. Селиванов, В. И Избранные психологические труды / В. И. Селиванов. -Рязань, 1992.-С. 140−141.
  140. , С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореф. дис.. канд. психол. наук / С. В. Субботин. Пермь, 1992. — 20 с.
  141. , В.Ф. Программированное становление спортивного мастерства в прыжках в высоту: учебное пособие / В. Ф. Таранов и др. — Издательство «Волгоградская правда», 1987. 112 с.
  142. Теория социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике: кн. для социального работника и социального педагога / сост. С. И. Григорьев и др. М.: Союз, 1994. — 136 с.
  143. Теория и методика социальной работы (Краткий курс) / под ред. В. И. Жукова. -М.: Союз, 1994. 192 с.
  144. Теория и методика социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. -М.:МГСУ, 1994.-4. 1.-202 с.
  145. Теория и методология социальной работы / сост. С. И. Григорьев и др. -М.: Наука, 1994. 185 с.
  146. Теория социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1999.-334 с.
  147. , П.П. Педагогическая компетентность специалиста социокультурной сферы / П. П. Терехов // Социально-гуманитарные знания. — 2003. -№ 1.-С. 242−257.
  148. , П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы / П. П. Терехов // Педагогика. 2003. — № 1.с. 74−81.
  149. , С.В. Введение в социальную работу / С. В. Тетерский. М.: Академический проект, 2000. — 496 с.
  150. Технология социальной работы / под общ. ред. Е. И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2002. 400 с.
  151. Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. М.: ВЛАДОС, 2000.-400 с.
  152. , O.K. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности / O.K. Тихомиров, В. Е. Клочко // Вопросы психологии. 1980. — № 5. -С. 23−28.
  153. , Л.В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов социальной работы / Л. В. Топчий // Работник социальной службы. 1997. -№ 1. — С. 31−42.
  154. , Л.В. Проблемы подготовки кадров в Российской Федерации / Л. В. Топчий // Социальная работа. — 1992. № 2. — С. 26−44.
  155. , B.C. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: в 2 ч. / B.C. Торохтий. М.: МГСУ, 2000. — Ч. 1. — 240 с- Ч. 2.-216 с.
  156. , Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. М.: Альта-Принт, 2005. — VIII. — 1239 с.
  157. Физическая культура: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н. В. Решетников и др. — 6-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 176 с.
  158. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  159. , А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. СПб.: Питер, 2001. — 368 с.
  160. , Н.П. Влияние типологических особенностей в проявлении основных свойств нервной системы на возникновение состояния монотонии / Н. П. Фетискин // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. Л., 1972 — С. 150−155.
  161. , Г. Н. Актуальные проблемы социальной работы в России / Г. Н. Филонов, Т. Ф. Яркина // Педагогика. 1993. -№ 6. — С. 29−34.
  162. Философия и культура: сб. к 60-летию В. А. Конева. Самара: Издательство СамГУ, 1997. —200 с.
  163. Философия социальной работы / под ред. В. И. Митрохина. М.: МГСУ Союз, 1998. — 208 с.
  164. , М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект) / М. В. Фирсов. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 192 с.
  165. , М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. — М: Академия, 2002. 192 с.
  166. , П. Эмоции / П. Фресс // Экспериментальная психология. — М.: Прогресс, 1975. С. 112−195,
  167. , Е.И. Сущность социальной работы в обществе / Е. И. Холостова // Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 2000.-С. 4−10.
  168. , Е.И. Генезис социальной работы в России / Е. И. Холостова. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1995.-238 с.
  169. , Е.И. Социальная работа: развитие и перспективы / Е. И. Холостова // Социальная работа: опыт и перспективы. — М.: Социально-технологический институт МГУС, 2001. — С. 13—20.
  170. , Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие / Е. И. Холстова. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. — 236 с.
  171. , А.В. О культуре физической и духовной / А. В. Царик. — Издательство «Москва», 1989. — 190 с.
  172. , А .Я. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов / А .Я. Чебыкин, JI.M. Аболин // Психологический журнал. 1984. — № 4. — С. 83−89.
  173. , О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям / О. А. Черникова // Психологические вопросы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1967. — С. 3—13.
  174. , О.А. Эмоции и их значение в спортивной деятельности: автореф. дисс.. д-ра психол. наук / О. А. Черникова. — М., 1970. — 22 с.
  175. , Т.Д. О личностной характеристике социального работника / Т. Д. Шевеленкова // Социальная работа. — 1992. — № 5. — С. 38−46.
  176. , Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики / Т. Д. Шевеленкова // Социальная работа. — 1996. — № 5. — С. 35−41.
  177. , Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учебное пособие / Н. Б. Шмелева. — 2-е изд. — М.: Издательская-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. — 196 с.
  178. Breznitz, Sh. The noble challenge of stress / Sh. Breznitz // Stressin Israel / Sh. Brenzitz. Nostrand Reinhold Co. -N.-Y., 1983.-238 p.
  179. Endler, N.S. The temperamental nature of personality / N.S. Endler // Eur. I. Pers. 1990. — Vol. 3. — № 3. — P. 70−88.
  180. Fishman, A. On war and crime / A. Fishman // Stress in Israel / Sh. Brenzitz. Nostrand Reinhold Co. N.-Y., 1988. — 217 p.
  181. Ild, H. Die Rolle der Emotionen bei der Entwicklung Sportliche Leistung / H. Ild // Korperziehung. 1976. — № 4. — S. 33−381. ТЕЗАУРУС КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
  182. Волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.
Заполнить форму текущей работой