Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Универсальное и идиоэтническое в культуре: На примере языковой картины мира в сравнении с научной

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы. Нашу эпоху часто называют либо эпохой глобализации, либо, вслед за Ж.-Ф.Лиотаром, эпохой постмодерна. Философия постмодерна стала в значительной мере философским обоснованием глобализации. Если под современной глобализацией обычно понимают активное распространение культурного влияния на весь мир (всю планету), исходящего со стороны Западных стран во главе с США… Читать ещё >

Содержание

  • 0. Введение
  • 1. ПОИСК УНИВЕРСАЛЬНОГО В ИСТОРИИ НАУКИ
  • 2. УНИВЕРСАЛЬНОЕ И ИДИОТНИЧЕСКОЕ В ЯЗЫКОВЫХ КАРТИНАХ МИРА
    • 2. 1. Языковая картина мира (В.Гумбольдт)
    • 2. 2. Зарождение понятия языковой картины мира
    • 2. 3. Неогумбольдтианство (Э.Сепир, Б. Уорф, Л. Вайсгербер)
    • 2. 4. Представленность проблемы языковой картины мира в лингвистической философии (М.Шлик, Л. Витгенштейн)
  • 3. ФИКСАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО И ИДИОЭТНИЧЕСКОГО В ИДЕОГРАФИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ
    • 3. 1. Место языковой и лингвистической картин мира среди других картин мира $
    • 3. 2. Первые идеографические словари
    • 3. 3. Идеографические словари с точки зрения представленности в них эволюционной картины мира (П.Роже, Ш. Балли, Ф. Дорнзайф, Х. Касарес, Р. Халлиг, В. Вартбург)
    • 3. 4. Роль идеографических словарей терминологического типа в организации подлинно человеческого общения и проблема упорядочивания наших знаний о мире

Универсальное и идиоэтническое в культуре: На примере языковой картины мира в сравнении с научной (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «универсальный» (или «всеобщий») с давних пор употребляется в философии в одном ряду с терминами «особый» и/или «индивидуальный». Но в наше время приобрела популярность и другая категориальная дихотомия: универсальное — идиоэтническое. Она используется не столько в философии, сколько в науках культурологического цикла. Особенно широкое распространение эта дихотомия получила в языкознании (в работах Б. А. Серебренникова, И. П. Сусова, О. А. Радченко и мн. др.). Обычно ее употребляют по отношению к языковой картине мира, имея в виду, что в языке отражаются, с одной стороны, всеобщие (универсальные) свойства объективного мира, которые не зависят от точки зрения на них со стороны носителей данного языка, а с другой стороны, в языковой картине мира представлен субъективно-национальный (или идиоэт-нический) компонент, который, напротив, указывает на национальное своеобразие мировоззрения, заложенного в том или ином языке, проистекающее из ментальных и культурных особенностей народа (этноса), создавшего данный язык.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования в предлагаемой работе выступают научная и языковая картины мира. Предмет работы — дихотомия «универсальное — идиоэтническое» в языковой картине мира в сравнении с научной. Она рассматривается как категориальная диада, вытекающая из природы любой области духовной культуры: в религии, науке, искусстве, нравственности, политике или языке имеются, с одной стороны, черты, которые являются универсальными для любого народа, а с другой, идиоэт-нические. Любая религия, например, будь то христианство, буддизм или ислам, содержит универсальный компонент, связанный с особенностями религиозного мировоззрения вообще. Это мировоззрение всегда предполагает господство над миром высших, сверхъестественых, божественных сил, способных творить чудеса. Но этот универсальный компонент, вместе с тем, представлен в конкретных религиях в своеобразной, идиоэтнической форме.

Проблема «универсальное — идиоэтническое» исследуется в работе главным образом на примере одного из компонентов культуры — языка. Но при этом она рассматривается вовсе не как сугубо лингвистическая проблема, а как культурологическая, поскольку язык рассматривается здесь в качестве примера для реализации в нем универсального и идиоэтнического в культуре вообще. Предполагается, что на его месте может оказаться и любой другой продукт духовной культуры — религия, искусство и т. п. Выявление универсального и идиоэтнического компонентов в языковой картине мире при этом осуществляется в сравнении этой картины мира в сравнении с научной.

Актуальность проблемы. Нашу эпоху часто называют либо эпохой глобализации, либо, вслед за Ж.-Ф.Лиотаром, эпохой постмодерна. Философия постмодерна стала в значительной мере философским обоснованием глобализации. Если под современной глобализацией обычно понимают активное распространение культурного влияния на весь мир (всю планету), исходящего со стороны Западных стран во главе с США, то философы-постмодернисты (Ж.-Ф.Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез и др.) стали объяснять глобализа-ционные процессы, происходящие в современной культуре, главным образом как результат разрыва с универсалистскими идеалами Нового времени (модерна), которые приблизительно до середины XX века воплощались в культуре того или иного народа по преимуществу в национальной (идиоэтнической) форме. Глобализация в таком случае выглядит как аннулирование («деконструкция») идеалов эпохи Просвещения и их заменой на новые, однако в очищенном от идиоэтнической формы виде, поскольку национальных (государственных) границ она не признает. В этих условиях чрезвычайно актуальным оказывается вопрос о гармоничном соотношении в любой культуре универсального и идиоэтнического компонентов. Глобализация не может отдать последний на откуп первому.

Цель, задачи и методы исследования. Цель исследования — поиск путей к духовному единению людей, принадлежащих к разным народам и культурам, к установлению между ними подлинно человеческого общения на основе универсальных представлений о научной картине мира, как она отражается в идеографических словарях терминологического типа. Указанная цель определила и её основные задачи, состоящие, во-первых, в выявлении путей, по которым шла европейская наука, к универсалистскому взгляду на мир, во-вторых, в историографическом анализе универсального и идиоэтнического в языковой картине мира в сравнении с научной и, в-третьих, в рассмотрении перспективы построения идеографического словаря научного типа. При выполнении этих задач в работе использовались различные методы исследования — синхронический (описательный) и диахронический (исторический), метод историографического моделирования и метод компонентного анализа языковых значений и др., однако основным методом исследования был характерологический. Этот метод предполагает выявление наиболее характерных особенностей того или иного объекта исследования в сравнении с другим. В настоящей работе такие особенности выявлялись у языковой картины мира в сравнении с научной картиной мира вообще и с общенаучной (философской) в частности. В качестве же общеметодологической основы исследования в ней принят эволюционизм.

Материал исследования. В качестве основного материала исследования по моделированию общенаучной картины мира в работе использовались труды Аристотеля, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Фрэнсиса Бэкона, Жульена де Ламетри, Огюста Конта, Н. Я. Грота, В. Вундта, Пьера Тейяра де Шардена, Б. М. Кедрова, А. И. Опарина. В качестве основного материала исследования по моделированию языковой картины мира и ее фиксации в идеографических словарях в свою очередь использовались работы В. Гумбольдта, Э. Сепира, Б. Уорфа, Л. Вайсгербера, Л. Витгенштейна, М. Шлика, Ш. Балли, Р. Халлига, В. Вартбурга, Х. Касареса, М. Молинер, Ф.Дорнзайфа.

Научная новизна диссертации. В многочисленных публикациях, посвященных понятию языковой картины мира, как оно представлено в работах В. Гумбольдта, Э. Сепира, Б. Уорфа, Л. Вайсгербера и других неогумбольдтианцев, главное внимание уделялось методологическим огрехам неогумбольдтиан-ства (см. работы О. С. Ахмановой, В. А. Звегинцева, П. В. Чеснокова, В. З. Панфилова, Ю. Н. Караулова и др.). Настало время для нового шага в осмыслении самой сущности этого понятия. Это невозможно сделать, на наш взгляд, в отрыве языковой картины мира от других типов картин мира и в первую очередь — от картин научного типа. Понятие языковой картины мира должно выйти за пределы философии языка на простор культурологических исследований. Культурологическая перспектива в его исследовании позволяет увидеть языковую картину мира на фоне других на уровне представленности в ней ее основных компонентов — универсального и идиоэтнического. Научная новизна настоящей работы состоит в попытке наметить именно такую перспективу на примере изучения языковых картин мира в сравнении с научными. Кроме того, в работе предложена авторская модель общенаучной картины мира, исходя из которой, с одной стороны, в ней переосмысливается история научных классификаций, а с другой, предлагается пятичленная идеографическая схема, которая может служить основанием для новых словарей научно-идеографического типа.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1) сквозь призму научных классификаций европейская наука шла по пути поиска универсалистского взгляда на структуру мира;

2) как в научной, так и в языковой картинах мира представлен универсальный компонент, однако в первой он стремится к полному аннулированию своей противоположности — идиоэтнизма, а во второй он в принципе не может существовать без этнической составляющей;

3) неогумбольдтианцы делали упор на идиоэтнической стороне языковой картины мира, оставляя на втором плане её универсальную сторону;

4) в имеющихся идеографических словарях преобладает ориентация на фиксацию в них языковых картин мира, отображающих обыденное сознание его национальных носителей;

5) идиоэтнические черты языковых картин мира не могут восприниматься как непреодолимое препятствие для сближения обыденного сознания (языковых картин мира) с научным (с научными картинами мира);

6) установлению подлинно человеческого общения в межэтнической коммуникации могут способствовать идеографические словари научно-терминологического типа;

7) идеографические словари терминологического типа помогут установить гармонию универсального и идиоэтнического в мировой культуре.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. В теоретическом плане результаты данного диссертационного исследования могут служить в качестве одного из путей к общекультурологическому взгляду на соотношение универсального и идиоэтнического — к взгляду, который предполагает, что в любом типе картины мира — религиозном, научном, художественном, нравственном, политическом и языковом — в разных пропорциях и в разном качестве присутствуют два компонента — универсальный и идиоэтнический. Этот взгляд позволяет, с одной стороны, видеть основу для подлинного сближения людей, принадлежащих к разным этносам и культурам, а с другой стороны, он предполагает бесперспективность глобалистского постмодерна в его стремлении к унификации национальных различий в мировоззрении людей, принадлежащих к разным народам. В практическом плане результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов по теории и истории культуры, по истории науки вообще и истории культурологии в частности, при написании дипломных и курсовых работ, при составлении учебных пособий и методических рекомендаций по культурологии и т. д.

Апробация работы. С основными положениями диссертации ее автор имел возможность ознакомить участников научных конференций, проводимых в Санкт-Петербургском и Иркутском государственных университетах, а также в Иркутском государственном техническом университете. Результаты исследования отражены в нескольких публикациях автора.

Структура работы. Основная часть работы состоит из трех глав. В первой из них предпринята попытка проследить, как европейская философия шла к универсалистскому взгляду на мир как к объекту научного познания. По мнению автора, это легче всего сделать сквозь призму научных классификаций, которые предлагали те или иные ученые, поскольку наука в целом покрывает собою весь мир и ее представители стремятся быть свободными от каких-либо субъективно-национальных ограничений. На конкретном историко-научном материале здесь показывается ведущая черта научной картины мира — ее тенденция к абсолютной универсальности и, следовательно, к полному освобождению от идиоэтнизма. Во второй главе речь идет о выявлении универсального и идиоэтнического в языковой картине мира в сравнении с научной. Основная задача этой главы состояла в том, чтобы показать, что неогумбольдтианцы, а именно они ввели в науку само понятие языковой картины мира, делали акцент на обособленности языковой картины мира от научной, тем самым оставляя в тени их общую основу — универсальное. В третьей главе, наконец, анализируются имеющие идеографические словари, которые расцениваются автором работы, с одной стороны, как средство вербальной фиксации языковых картин мира, а с другой, как средство терминологического моделирования научной картины мира. В работе подчеркивается огромная роль идеографических словарей научного (терминологического) типа в установлении подлинно человеческого мышления, преодолевающего рамки, препятствующие духовному единению людей, принадлежащих к разным народам и культурам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проделанное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. История науки шла по пути поиска универсального. С универсалис тских позиций к классификации наук подходили Аристотель, Роджер Бэкон, Фрэнсис Бэкон, Георг Гегель, Б. М. Кедров и мн. др. Обобщая их опыт, классификация базовых наук, с нашей точки зрения, может быть представлена в пятичленном виде: философия, физика, биология, психология, культурология. Первая из них в конечном счете создает общенаучную картину мира, вторая изображает физиосферу, вторая — биосферу, третья — психику и четвертая — культуру. В своей совокупности эти пять наук создают научную картину мира.

2. Особое положение научной картины мира среди других (религиозной, художественной, нравственной, политической и языковой) объясняется ее универсальностью. Ее авторы стремятся к полному абстрагированию от своих личностных и национальных особенностей, представляя в ней мир как таковой. Другие картины мира также содержат универсальное, однако в них в достаточно высокой степени представлено и идиоэтническое. Универсальное в них реализуется в субъективно-национальной форме. Особенно яркой эта форма является в языке. Но отсюда не следует, что универсальное представлено в содержательной стороне языка в меньшей мере, чем идиоэтническое.

3. В истории лингвистики, с нашей точки зрения, может быть выделено два направления — универсалистское, идущее от грамматики Пор-Рояля, и идиоэтническое, идущее от В.Гумбольдта. Представители первого сводили различия между языками лишь к их звуковым формам, тогда представители другого усматривали их также и в содержательной структуре языка. Благодаря учению В. Гумбольдта о внутренней форме языка в XX века возникло неогумбольдтианство (Э.Сепир, Б. Уорф, Л. Вайсгербер и др.). Они выработали понятие языковой картины мира, имея под ним в виду, что в каждом языке заключено особое мировидение. Однако в их интерпретации языковая картина мира выглядит чрезмерно идиоэтнично. Универсальное у ней находится в тени идиоэтнического. Вот почему они делали выводы о неспособности людей, говорящих на разных языках, понимать друг друга. Универсальное в языковой картине мира, с нашей же точки зрения, господствует над идиоэт-ническим.

4. Сравнение языковой картины мира с научной указывает, по крайней мере, на две отличительные черты этих картин мира: первая из них в большей мере, чем вторая, идиоэтнична и плюралистична, во второй же — господствует универсализм и монизм. Сравнение же универсального с идио-этническим внутри одной языковой картины мира, с другой стороны, показывает преобладание в ней первого над вторым. Универсального в языковых картинах мира, несмотря на все их идиоэтническое многообразие, все равно значительно больше, чем идиоэтнического. Вот почему люди, говорящие на разных языках, имеют вполне весомые основания для взаимопонимания. Их объединяет то общее, что имеется во всех языковых картинах мира.

5. Подлинная интеграция человечества может осуществиться только на основе универсального в мировой культуре. Отсюда не следует, что национальные формы его выражения у разных народов должны подвергаться «деконструкции». Задача состоит в том, чтобы в этих формах обнаруживать универсальное, общечеловеческое, что позволит людям, принадлежащим к разным культурам и этносам находить общий язык.

6. Духовному единению людей могут способствовать идеографические словари научно-терминологического типа. Имеющиеся в настоящее время идеографические словари сориентированы главным образом на вербальное моделирование в них языковых картин мира. Не отвергая ценность словарей этого типа для специалистов-языковедов, мы исходим из той точки зрения, что большей «массовой» ценностью обладают идеографические словари, призванные своими средствами фиксировать научную картину мира, т. е. словари терминологического типа.

7. Универсальное и идиоэтническое имеется не только в языковой, но и художественной, нравственной и политической картинах мира. Все дело состоит в том, чтобы и здесь за оболочкой идеоэнического суметь распознать универсальные сущности общечеловеческих ценностей — красоты, добра, справедливости и т. д. Только так мы можем противопоставить постмодернизму и глобализму вечные идеалы человечества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.В., Панин A.B. Философия.- М.: ТЕИС, 1996.- 504 с.
  2. Т.А., Ольховиков Б. А., Рождественский Ю. В. Очерки по истории лингвистики. М.: Наука, 1975. — 560 с.
  3. Аналитическая философия / Сост. А. Ф. Грязнов. — М.: МГУ, 1993. 183 с.
  4. Антология мировой философии в 4-х томах. М.: Мысль, 1969−1972.
  5. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1976−1981.
  6. А., Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика. Л.: ЛГУ, 1991. — 128 с.
  7. В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. — 543 с.
  8. О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Уч.-пед. Изд-во, 1957.-296 с.
  9. Ю.Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. — 223 с.
  10. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-320 с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
  12. Бахтинология / Под ред. К. Г. Исупова. С.-П.: Алетейя, 1995. — 370с.
  13. Н.И. Философия языка в России С.-П.: Алетейя, 2001.-340 с.
  14. Д. Сочинения. М.: Мысль, 1976. — 556 с.
  15. A.C. Диалектический логос. Становление античной диалектики. -М.: Мысль, 1982.-263 с.
  16. . В тени молчаливого болыиинства.Екатеринбург: Изд-во УГУ, 2000.-313 с.
  17. . Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.- 354 с.
  18. . Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. — 387 с.
  19. П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л.: Наука, 1979. -240 с.
  20. Г. А. Гипотеза Сепира-Уорфа. Ереван: Наука, 1968. — 176 с.
  21. P.A. Человек и его язык. М.: МГУ, 1979. — 263 с.
  22. P.A. Язык реальность — язык. — М.: Наука, 1983. — 263 с.
  23. P.A. Что такое развитие и совершенствование языка? М.: Наука, 1977.-264 с.
  24. Буржуазная философия кануна и начала империализма / Под ред.
  25. A.С.Богомолова. М.: Высшая школа, 1975. — 424 с.
  26. Ф. Сочинения в 2-х томах. Мысль, 1971.
  27. Л. Родной язык и формирование духа. М.: МГУ, 1993. — 224 с.
  28. И.А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2000. — 360 с.
  29. С.А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. -Киев: Наука, 1974. 221 с.
  30. Введение в культурологию. Уч. пос. в 3-х частях / Под ред.
  31. B.А.Сапрыкина. М.: МГИЭН, 1995.
  32. В.И. Философские мысли натуралиста М.: Наука, 1988.- 520 с.
  33. В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. -336 с.
  34. В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994.
  35. Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. — 520 с.
  36. В. Философия и социология гуманитарных наук. С.-П.: Аста-пресс, 1995.-388 с.
  37. В поисках теории развития науки / Под ред. С. Р. Микулинского, В. С. Черняка. М.: Наука, 1982. — 296 с.
  38. П. П, Эволюция понятия науки (XVII--XVIII вв.): Формирование научных программ нового времени. М.: Наука, 1987. 447 с.
  39. А. Я, Категория средневековой культуры.- М.: Искусство, 1972. -318 с.
  40. Г. Сочинения. М.: Мысль, 1959.
  41. Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. М.: Мысль, 1977.
  42. Григорьян Философская антропология. М.: Мысль, 1982. — 188 с.
  43. В. Избранные труды по языкознанию-М.: Прогресс, 1984.-398 с.
  44. В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.- 452 с.
  45. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985. — 192 с.
  46. A.A., Иррлиц Г. Краткая история этики М.: Мысль, 1987. — 592 с.
  47. Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. С.-П.: Наука, 1991.-539 с.
  48. Да скроется тьма! Французские материалисты XVIII века об атеизме, религии, церкви / Сост. В. Н. Кузнецов. М.: Политиздат, 1976. — 303 с.
  49. П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1980. — 254 с.
  50. . Логика смысла. М.: Раритет, 1998. — 480 с.
  51. ., Гваттари Ф. Что такое философия ? М.: Алетейя, 1998. — 148 с.
  52. . О грамматологии. М.: Открытое общество, 2000. — 508 с.
  53. . Эссе об имени. С.-П.: Алетейя, 1998. — 156 с.
  54. Н.П. Что такое человек? М.: Изд-во пол. Лит., 1989. — 448 с.
  55. Г. М. Возникновение нового М.: Мысль, 1983.-188 с.
  56. И.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М.: Наука, 1984.-224 с.
  57. И.А. Собрание сочинений в 10 томах. М.: Русская книга, 1993.
  58. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Под ред. Е. Ф. Тарасова. М.: Наука, 1985. — 239 с.
  59. История диалектики ХУ1-ХУШ веков / Под ред. Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1974.-359 с.
  60. История диалектики. Немецкая классическая философия / Под ред. А. С. Богомолова. М.: Мысль, 1978. — 363 с.
  61. История философии в кратком изложении / Пер. с чешского И. И. Богута. -М.: Мысль, 1991.-590 с.
  62. М.С. Мир общения. М.: Изд-во полит, лит., 1988. — 318 с.
  63. М.М. Эволюция биосферы-М.: Наука, 1979.-256 с.
  64. И. Сочинения. М.: Наука, 1976.
  65. Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. — 356 с.
  66. В.В. История культуры Западной Европы. Минск: Экопер-спектива, 1998. — 190 с.
  67. .М. Классификация наук. В 3-х томах. М.: Мысль, 1961.
  68. .М. Мировая наука и Менделеев. М.: Наука, 1983. — 254 с.
  69. E.H., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике// Вопросы философии, 1997, N3, с.62−79.
  70. E.H., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. 342 с.
  71. М.С. Философия и язык. М.: Мысль, 1972. — 255 с.
  72. Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975. — 232 с.
  73. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. — М.: Наука, 1990.- 108 с.
  74. .И. Общее языкознание-Минск: Высейшая школа, 1974.-271 с.
  75. Краткая философская энциклопедия / Сост. Е. Ф. Губский. М.: Прогресс, 1994.-576 с.
  76. П.С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982. — 448 с.
  77. .Г. Эволюция картины мира. М.: АН СССР, 1961. — 252 с.
  78. В.Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981. -303 с.
  79. Н.И. Наука в ее истории. М.: Наука, 1982. — 128 с.
  80. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. — 288 с.
  81. Культурология. XX век. Антология М.: Юрист, 1993. — 703 с.
  82. Культурология / Под ред. Г. В. Драча.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1995- 576 с.
  83. . Сочинения. М.: Наука, 1983. — 509 с.
  84. А.Н. Проблемы развития псизики. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
  85. Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М.: ПРИОР, 2001. — 428 с.
  86. Лиотар Ф.-Ж. Состояние постмодерна. С.-П.: Алетейя, 1998. — 160 с.
  87. Д. Избранные философские произведения в 2-х томах. М.: Мысль, 1960.
  88. А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. -М.: Искусство, 1975. 776 с.
  89. Н.С. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. — 559 с.
  90. И.Ф. Сущность категории «свойство». М.: Мысль, 1982. — 143 с.
  91. Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.-431 с.
  92. М.Г. Категория «цель» в марксистской философии. Л.: наука, 1977.- 188 с.
  93. В.А. Смысл и значение в системе речемыслительной деятельности. С.-П.: СпбУ. 1992.- 198 с.
  94. H.H. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. — 480 с.
  95. H.H. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.-228 с.
  96. В.В. Идеографические словари. М.: Наука, 1970. — 230 с.
  97. Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М.: Наука, 1984. -352 с.
  98. В.М. Концепции современного естествознания. М.: Гардарики, 1999.-476 с.
  99. И.С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высшая школа, 1974.-379 с.
  100. H.A. Геополитика. М.: ЮНИТИ, 2000. — 359 с.
  101. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII М.: Прогресс, 1986 — 424 с.
  102. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVIII.-M.: Прогресс, 1986.-392 с.
  103. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXXIII. М.: Прогресс, 1988. -320 с.
  104. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М.: Наука, 1996.-420 с.
  105. Общая психология / Под ред. А. В. Пиотровского. М.: Просвещение, 1976.-480 с.
  106. А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М.: Наука, 1968.- 172 с.
  107. А.И. Материя жизнь — интеллект. — М.: Наука, 1977. — 205 с.
  108. A.C. Искушение глобализмом.-М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 — 416 с.
  109. В.З. Язык, мышление, культура // Вопросы языкознания, 1975, № 1.
  110. В.З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. М.: Наука, 1982. — 358 с.
  111. П.С., Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М.: МГУ, 1974. — 222 с.
  112. В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Под ред Б. А. Серебренникова. М.: Наука, 1988. — С.8−69.
  113. O.A. Язык как созидание. Лингвофилософская концепция не-огумбольдтианства. В 2-х томах М.: Метатекст, 1997.
  114. . История западной философии. В 2-х томах. Новосибирск: НГУ, 1994.
  115. В.М. Культурология. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. — 344 с.
  116. Роль человеческого фактора в языке Под ред. Б. А. Серебренникова. М.: Наука, 1988−216 с.
  117. В.Н. Основы систематизации всеобщих категоий. — Томск: ТГУ, 1973.-234 с.
  118. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994.- 240 с.
  119. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993.- 656 с.
  120. .Ф. Ступени эволюции интеллекта. Д.: Наука, 1986. — 192 с.
  121. .А. О материалистическом подходе к явлениям языка. -М.: Наука, 1983.-320 с.
  122. Д.А. Культурология. М.: ПРИОР, 1998. — 352 с.
  123. Е.П. Принципы научной систематизации категорий диалектического материализма. М.: Наука, 1964. — 145 с. V
  124. Д., Грин Д. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. — 351 с.
  125. И.Н. Эволюция живой природы как диалектический процесс. -М.: Мысль, 1975.- 165 с.
  126. Современная буржуазная философия / Под ред. А. С. Богомолова. М.: Высшая школа, 1978. — 582 с.
  127. Современная философия / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-511 с.
  128. Современная философия науки / Сост. А. А. Печенкин. М.: Логос, 1996. -400 с.
  129. В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. -448 с.
  130. В.В. Европейская философия XV—XVII вв.еков. М.: Высшая школа, 1984. — 448 с.
  131. Г. Опыты научные, политические и философские. Минск: Современный литератор, 1998. — 1408 с.
  132. И.П. История языкознания. Тверь: ТГУ, 1999. — 258 с.
  133. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 240 с.
  134. С.А. Религия в истории народов мира. М.: Изд-во полит, лит., * 1964.-560 с.
  135. С.А. История зарубежной этнографии. М.: высшая школа, 1978. -311с.
  136. Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. — 426 с.
  137. В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. -Л.: Наука, 1966.-235 с.
  138. Умное слово / Сост. А. И. Соболев.-М.: Московский рабочий, 1966 400 с.
  139. Утопический социализм. Хрестоматия / Под ред. А. И. Володина. М.: Изд-во полит, лит., 1982. — 512 с.
  140. Философия / Под ред В. П. Кохановского. Ростов-на -Дону: Феникс, 1995.-576 с.
  141. Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера / Под ред. Т. И. Ойзермана. М.: Наука, 1994. — 720 с.
  142. Философия культуры / Под ред. М. С. Кагана. С.-П.: СПбУ, 1995. — 310 с.
  143. Философские основы зарубежных направлений в языкознании / Под ред. В. З. Панфилова. М.: Наука, 1977. — 295 с.
  144. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  145. А. Мыслители нашего времени. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. -312 с.
  146. О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. — 663 с.
  147. А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981.-374 с.
  148. М.Г. Интеграция науки. М.: Мысль, 1981. — 276 с.
  149. П.В. Неогумбольдтианство // Философские основы зарубежных направлений в языкознании / Под ред. В. З. Панфилова. М.: Наука, 1977. -С.7−63.
  150. А. Собрание научных рудов. М.: Наука, 1967.
  151. Ф. Диалектика природы. М.: Изд-во полит, лит., 1964.
  152. Ф. Анти-Дюринг. М.: Изд-во полит, лит., 1973. — 483 с.
  153. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976.- 463 с.
  154. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — 527 с.
  155. Dornseiff F. Der deutsche Wortschats nach Sachgruppen. Berlin, 1933.
  156. Casares J. Diccionario ideologoco de la lengua espanola.- Barselona, 1959.
  157. Hallig R., Wartburg W. Begriffssystem als Grundlage fur Lexigraphie. Berlin, 1963.
  158. Roget P.M. Thesaurus of English Words and Phrases. New York: Signet, 1978.-572 p.
  159. Weisgerber L. Grundzuge einer inhaltbezogenen Grammatik. Dusseldorf: Swann, 1962.-322 S.
  160. Wilkins J. An Assay towards a Real Character and Philosophical Language. -London: J. Martin, 1668. 454 p.
Заполнить форму текущей работой