Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Туризм как социальный институт

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельные положения работы были обсуждены на: Международных научно-практических конференциях «Туризм на Дальнем Востоке: состояние, проблемы, перспективы», сентябрь 1997 г., г. Хабаровск- «Проблемы въездного и внутреннего туризма на Дальнем Востоке», май 1999 г., Хабаровск- «Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России», май 2001 г., г. ХабаровскРегиональной межвузовской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Туризм в системе современных институтов
    • 1. 1. Трансформации социальных институтов в современном мире
    • 1. 2. Сфера туризма как специфическая область социальной институционализации
    • 1. 3. Характеристики туризма как социального института
  • Глава 2. Особенности становления и функционирования социального института туризма в России
    • 2. 1. Условия и факторы становления туризма в Российской
  • Федерации
    • 2. 2. Материальные средства и условия российского туризма
    • 2. 3. Туризм в социально-политической структуре российского общества
  • Глава 3. Перспективы развития социального института туризма в России
    • 3. 1. Мировые стандарты гостеприимства и российский туризм
    • 3. 2. Организация и качество профессиональной среды российского туризма
    • 3. 3. Параметры социальной среды российского туризма

Туризм как социальный институт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена особенностью социально-экономических и политических процессов, происходящих в современной России. Наиболее существенными из них являются возникновение рыночных отношений, трансформации социальных институтов, формирование новой социальной и психологической среды. Либерализация экономики создала благоприятные условия для повышения экономической активности населения. Это привело к тому, что с начала 90-х годов возникло множество самостоятельных субъектов хозяйствования и из сферы тотального государственного контроля вышли различные виды деятельности, в том числе и туристская.

Развитие современного туризма в российском обществе стало возможным благодаря комплексу факторов не только экономического, но и политического, правового, культурного и т. д. характера. Конституционно гарантированные права и свободы человека, включающие в себя право на свободу перемещения, отдых, предпринимательскую деятельность и т. д., разработанность государственных концепций в области социальной политики, в том числе в вопросах свободы выбора способов проведения досуга, наличие богатого природно-географического и культурного потенциала и т. д. способствовали формированию туристской отрасли в России. С учетом мирового опыта туризм как сфера экономики и социально значимых услуг стал рассматриваться в качестве действенного средства стабилизации социально-экономической ситуации в стране и регионах.

Туризм как массовое социальное явление сформировался в середине XX века и к его концу показал свою динамичность и доходность как сектор экономики, эффективность инвестиционных вложений в который, по мнению международных экспертов, может быть сравнима с нефтедобывающей и перерабатывающей промышленностью. С той разницей, что в отличие от них здесь используются неисчерпаемые ресурсы Земли. На его долю сегодня приходится около 10% мирового валового национального дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30−35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют порядка 12% мирового валового продукта.

Современный туризм является интенсивно развивающейся отраслью экономики, в которой велика доля живого труда, имеет место ускоренная амортизация и высокая норма окупаемости капиталовложений. Для многих развитых и развивающихся стран туризм является фундаментальной основой экономики и важным источником валютных поступлений.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО) в период с 1950 по 1999 гг. средние темпы роста туризма превысили темпы роста мировой экономики в целом и составили порядка 7% в год. Начиная с 1998 года, в мировом экспорте товаров и услуг туризм обогнал автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания, компьютеров и офисного оборудования, а также топлива на 7,8- 7,5- 6,6- 5,9 и 5,1% соответственно. Предполагается, что такие темпы роста сохранятся и в дальнейшем. Прогнозируется, что к 2020 г. доходы от туризма увеличатся в 4,2 раза по сравнению с 2000 г.

Общеизвестна роль туризма в обеспечении взаимопонимания между народами, открытости международных обменов, содействии сохранению культурной самобытности. Развитие туризма также обеспечивает сохранение и развитие культурного потенциала, способствует решению экологических задач, проблем занятости, образования и медицинского обслуживания, повышению уровня жизни населения, внедрению новых средств распространения информации и многому другому.

Таким образом, можно говорить о процессе социальной институционализации туризма как общественного явления и туристской деятельности как формы его проявления и процесса реализации. Складываясь первоначально как форма хозяйственной активности и организации свободного времени, туризм начинает занимать определенное место в обществе, постепенно интегрируясь в общественные отношения, в политическую, идеологическую и ценностную структуру, и начинает выступать как социальный институт, выполняя экономические, социальные, культурные и иные функции в обществах и мире.

Россия, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока еще не заняла достойного места на мировом туристском рынке. На ее долю приходится лишь 1% мирового туристического потока. Однако прогнозы ВТО в отношении развития туризма в России являются оптимистичными. К 2010 году Россия имеет реальные возможности для вхождения в десятку наиболее посещаемых стран мира, с учетом самых популярных направлений туризма. Этот прогноз не учитывает самые разнообразные интересы россиян, стремительно пополняющих выездные и внутренние туристические потоки.

Непростые условия институционализации туризма в российском обществе — особенности природно-географической среды, неравномерность развития регионов, социально-экономические и политические изменения и последствия переходного периода и т. д. -требуют междисциплинарного подхода к изучению социальных процессов в туризме, анализа параметров его социальной среды, выявления общенациональных особенностей его развития.

Этот процесс неизбежно связан с множеством проблем. Распад СССР разрушил многие сложившиеся туристические маршруты и связи. Туристическое пространство страны сократилось почти на четверть. Отсутствие государственных дотаций крайне тяжело отразилось на многих объектах туристского хозяйства, а также на культурных, исторических памятниках и достопримечательностях. Существенно возросли цены на отдых, а социально-экономические и политические проблемы вызвали колебания спроса на туристические услуги.

Проблемная ситуация, таким образом, заключается в том, что институционализация российского туризма связана с двумя противоречивыми факторами: крайней чувствительностью и уязвимостью от социально-экономических и политических факторов и одновременно высоким ресурсным потенциалом, что обеспечивает динамичную сопротивляемость этим обстоятельствам. Понятно, что прояснение механизмов, лежащих в основе этих противоречий, позволит, с одной стороны, более чётко и осознанно формировать государственную туристскую политику и, с другой стороны, создавать более благоприятные условия для развития этой важной сферы современного общества.

Необходимость более чёткого понимания социальных явлений и процессов, связанных со становлением и развитием туризма как социального института, требует глубокой научной проработки и является чрезвычайно актуальной задачей как в научно-теоретическом, так и в практически-прикладном аспектах.

Степень научной разработанности проблемы. Туризм как социальный институт в науке комплексно практически не рассматривается. Опубликованные книги, монографии, учебники, статьи носят специальный или общий характер. Вместе с тем имеется серьёзная научная литература, создающая методологические и теоретические предпосылки для анализа и разработки этой проблемы.

Вследствие своей сложности и многогранности туризм требует комплексного, междисциплинарного изучения, что нашло отражение в общей структуре научных исследований этого феномена.

Экономические аспекты туристской деятельности всесторонне отражены в трудах российских специалистов по экономике туризма В. И. Азара, И. Т. Балабанова, А. И. Балабановой, З. М. Горбылевой, Г. А. Карповой, М. Г. Воронцовой, М. В. Нотарова, Г. А. Папиряна, В. М. Козырева, И. В. Зорина, А. И. Сурина и др. 1.

Экономико-географические условия, туристское и рекреационное районирование, территориальная организация зарубежных и российских туристских ресурсов исследованы А. Ю. Александровой, JI.A. Багровой, Н. В. Багровым, B.C. Преображенским, Е. В. Колотовой, Е. А. Окладниковой и др.2.

Основы организации и управления туристским бизнесом, менеджмент, финансово-экономические аспекты деятельности туристских фирм, регламентация деятельности на туристском рынке анализируются Р. А. Браймером, М. В. Ефремовой, М. А. Жуковой, Д.К.

1 См.: Азар В. И. Экономика и организация туризма. М., 1993; Балабанов И. Т., Балабанова А. И. Экономика туризма. Учебное пособие. М., 2001; Горбылева З. М. Экономика туризма. Практикум. БГЭУ, 2002; Карпова Г. А., Воронцова М. Г., Нотаров М. В. Экономика современного туризма, М., 1998;: Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 1998, 2000; Козырев В. М., Зорин И. В., Сурин А. И. и др. Менеджмент туризма: Экономика туризма. М., 2001 и др.

2 См.: Александрова А. Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Учеб. пособие. М., 1996; Багрова Л. А., Багров Н. В., Преображенский B.C. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия) // Известия АН ССС. Сер. геогр. М., 1997, № 2- Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение. Учеб. пособие. М., 1998; Окладникова Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира. М., 2002 и др.

Исмаевым, Е. Н. Ильиной, Н. К. Моисеевой, А. Д. Чудновским, Е. А. Соболевой и др.3.

Эволюция, структура, основы маркетинга и его значение в туристской деятельности, его концепции, этапы развития и особенности применения, методы продвижения туристского продукта изложены в работах отечественных ученых Ю. Н. Борисовой, Н. И. Гаранина, Ю. В. Забаева, А. И. Сеселкина, Е. В. Демченко, А. П. Дуровича, А. С. Копанева, А. Т. Кириллова, JI.A. Волковой, В. Д. Марковой, В. Сапруновой, Г. А. Папиряна и др., 4 а также зарубежных специалистов Ф. Котлера, Д. Боуэна, Д. Мейкенза, Р. Ланкара, Р. Оллье и др.5.

Различные аспекты правового регулирования туристской деятельности, вопросы страхования, принципы защиты имущественных интересов российских туристов, туристские формальности освещены О. А. Агеевой, А. Л. Алякринским, Н. И. Волошиным, А. А. Гвозденко, М. М. Марининым, B.C. Сениным, А. В. Хорошиловым, Я. Е. Парцием 6 и др.

3 См.: Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М., 1995; Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса. М., 1999; Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М, 2002; Исмаев Д. К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М., 1996; Ильина Е. Н. Туроперейтинг: Организация деятельности. М., 2002; Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой. М., 2001; Чудновский А. Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма. Учебник. М., 2002; Соболева Е. А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. М., 2002 и др.

4 См.: Маркетинг в туризме / Сост. Ю. Н. Борисова, Н. И. Гаранин, Ю. В. Забаев, А. И. Сеселкин. М, 1996; Демченко Е. В. Маркетинг туристических услуг. Минск, 1996; Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие / Под общей ред. З. М. Горбылевой. М., 1998; Копанев А. С. Маркетинг в туризме. Минск, 1998; Кириллов А. Т., Волкова Л. А. Маркетинг в туризме.-Спб., 1996, Маркова В. Д. Маркетинг услуг. М., 1996; Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 1997; Папирян Г. А. Международные экономические отношения. Маркетинг в туризме. М., 2001 и др.

3 См.: Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д., Маркетинг: гостеприимство и туризм. М., 1998; Ланкар Р., Оллье Р. Туристический маркетинг / В кн. Академия рынка. -М., 1993. — С. 283−382 и др.

6 См.: Агеева О. А. Туристические фирмы и гостиницы: нормативное регулирование деятельности. М., 2001; Алякринский А. Л. Правовое регулирование страховой деятельности в России. М., 1994; Волошин Н. И. Правовое регулирование туристской деятельности: Учебн. Пособие. М., 1998; Волошин Н. И. Международный туризм: Правовые акты. М., 2000; Гвозденко А. А. Основы страхования. Менеджмент и экономика туризма. М., 1998; Маринин М. М., Сенин B.C., Хорошилов А. В. Туристские формальности: Учеб. Пособие. М.1995; Парций Я.Е.Научно-практический комментарий закона об основах туристсткой деятельности в РФ. М., 1998 и др.

Проблемы международного туризма, анализ туристских рынков, принципы формирования туристской политики, состояние, тенденции и перспективы мирового сотрудничества в туризме, методы международного, национального и регионального регулирования туристской сферы, воздействие туризма на развитие экономики и общества анализируются в трудах российских и зарубежных авторов А. Ю. Александровой, В.А., М. Б. Биржакова, В. А. Квартальнова, А. А. п.

Романова, М. С. Монтехано, Г. Харриса, К. Каца и др.

Особенности организации гостиничного бизнеса, перевозок и питания в туризме получили свое освещение в исследованиях Биржакова М. Б., Никифорова В. И., Гуляева В. Г., Н. И. Кабушкина, о.

Чудновского А.Д. и др.

Внедрение информационных технологий в туризм и их роль в эффективной организации туристского бизнеса отражены в публикациях Н. И. Гаранина, Ю. В. Забаева, А. И. Сеселкина, В. Г. Гуляева, М. А. Морозова и др.9.

Следует признать, что туризм в качестве объекта экономической реальности изучен достаточно глубоко. Однако различные социальные и социально-экономические аспекты туризма рассматривались в основном.

7 См.: Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник, М., 2001; Квартальное В. А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития. Учебное пособие. М., 1998; Биржаков М. Б.

Введение

в туризм. Спб., 2001; Монтехано Х. М. Структура туристического рынка. Уч. пособ. Пер. с исп. М., 1997; Харрис Г., Кац К. Стимулирование международного туризма в XXI веке. Пер. с англ. М, 2000 и др.

8 См.: Биржаков М. Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: Перевозки. Спб., 2001; Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. Технология. M., 1998; Кабушкин Н. И. и др. Менеджмент гостиниц и ресторанов. М., 2000; Чудновский А. Д. Туризм и гостиничное хозяйство. М., 1999 и др.

9 См.: Гаранин Н. И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме. М., 1996; Гуляев В. Г. Новые информационные технологии в туризме: Учеб.пособие.М., 1998; Морозов М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. M., 2002 и др. в качестве составных частей в работах М. Б. Биржакова, Гуляева В. Г.,.

Г. А. Карповой, В. А. Квартального В. А и др.10.

То же можно сказать и о процессе институционализации сферы туризма. Однако произошедшее в последнее время осознание того, что сфера туризма включена в широкий спектр социальных отношений и взаимодействий дает возможность выделить её в самостоятельный системный объект общества.

Сам по себе феномен социального института в социологии исследован довольно досконально. Основоположником концепции социального института является Г. Спенсер11. Развивали эту концепцию.

М.Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Дж. Хоманс, Т. Парсонс, Р. Миллс,.

М. Кастельс и др. Определённый вклад в разработку этого феномена внесли русские учёные: Н. Я. Данилевский, М. М. Ковалевский, Н. Н.

Михайловский, П. А. Сорокин и др. В советское и постсоветское время проблематикой социальных институтов занимались: Ж. В. Келле, И. И. Лейман, Ю. П. Андреев, Н. М. Коршевская, Н. Б. Костина, М. С. Комаров, A.M. Яковлев, С. С. Фролов, С. И Курганов, А. И. Кравченко и др.14.

Несмотря на значительное внимание отечественных ученых к проблемам туристической деятельности, следует признать, что.

10 См.: Биржаков М. Б.

Введение

в туризм. Спб., 2001; Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развития. М., 2003; Карпова Г. А. Экономика современного туризма, М., 1998; Квартальное В. А. Туризм: Учебник. — М., 2002. См.: Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998.

12 См.: Дюркгейм Э. Социология. — M., 1995; Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990; Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984; Хоманс Дж. К. Возвращение к человеку/ Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994; Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии / О структуре социального действия. М., 2001; Миллс Ч. Высокая теория / Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество. Культура. М., 2000 и др.

13 См.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1993; Ковалевский М. М. Социология в 2-х томах. Спб, 1910; Антология русской российской социологии. Тексты. М., 1995; Сорокин П. Система социологии. М., 1993 и др.

14 См.: Келле В. Ж. Наука как компонент системы. — М., 1988; Лейман И. И. Наука как социальный институт. Л., 1971; Андреев Ю. П., Коршевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1989; Комаров М. С.

Введение

в социологию. М., 1991; применительно к сфере туризма концепция социального института не получила научного освещения. В то же время комплексный, междисциплинарный анализ роли туризма в современном российском обществе, особенно в условиях его трансформации становится актуальной теоретической и практической задачей.

Цель исследования — определить направления, формы и особенности становления и развития туризма как социального института в условиях современной России.

Достижение названной цели предполагает решение следующих задач: изучить место и роль туризма в системе современных социальных институтов в условиях глобализации социальных процессовопределить сферу туризма как специфическую область социальной институционализацииразработать категориальный аппарат социологического исследования туризма как социального институтаобосновать критерии и характеристики социального института туризмаизучить общие условия и факторы становления туризма в современной Россииисследовать материальные средства и условия института российского туризмаизучить степень интеграции туризма в социально-политическую структуру российского общества и правовые основы туристской деятельностивыявить уровень соответствия российского туризма мировым стандартам гостеприимствараскрыть особенности профессиональной и социальной среды российского туризмаопределить перспективы развития туризма как социального института в российском обществеразработать научные рекомендации, направленные на оптимизацию туристской деятельности.

Социологический энциклопедический словарь. М., 1998; Фролов С. С. Основы социологии. М. 1997; Курганов С. И., Кравченко А. И. Социология для юристов. М., 2000 и др.

Объект исследования — сфера туризма в общественной системе современной России.

Предмет исследования — становление и функционирование современного туризма как социального института российского общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Важнейшим итогом XX века в сфере туризма является то, что он стал не только высокоэффективным сектором экономики, но и сферой социально значимых услуг, механизмом мирных международных контактов и межкультурных коммуникаций, средством сохранения уникальных культур и территорий, познания и самопознания, а также демпфирования негативных аспектов процесса глобализации. Это свидетельствует о социальной институционализации туризма как общественного явления и туристской деятельности как формы его проявления и процесса реализации.

2. Современный российский туризм является уникальным социальным образованием. Его становление и развитие происходило в период трансформаций всех общественных сфер. Однако вопреки сложностям переходного периода, длительному социально-экономическому кризису, низкому качеству элементов туристской инфраструктуры, обветшалости туристских ресурсов, колебаниям спроса на туристические услуги и т. д. он продемонстрировал стойкое сопротивление негативным факторам и показал свою динамичность.

3. Более того, сфере туризма были осуществлены радикальные преобразования: произошла демонополизация туристской деятельности, сформировалась конкурентная среда, создана нормативно-правовая база, начался процесс интеграции отечественного туризма в структуру международных туристских организаций и т. д., а туристические перемещения перестали быть лимитированным социальным благом за политическую лояльность, что способствовало расширению социальной среды российского туризма.

4. На настоящем этапе развития в российском туризме сформировались признаки, которые характеризуют его как социальный институт:

• в системе социальных отношений российского общества закреплена специфическая область туристических отношений и взаимодействий, а также определились их субъектные носители — туристы и представители туристского бизнеса;

• произошла значительная интернализация туристических ценностей в массовое сознание и существенно увеличилась социальная база туризма, что свидетельствует о высокой потребности населения в туристических услугах;

• сформирована специфическая профессионально-субъектная область туризма с соответствующими организационными формами, социальной инфраструктурой, субъектами организации и регулирования туристской деятельности, организационной структурой, а также собственной базой кадрового воспроизводства и научного обеспечения;

• узаконена формально-правовая основа туристской деятельности, что позволяет осуществлять социальный контроль над общественными отношениями в сфере туризма;

• обособлена самостоятельная материально-объектная область туризма, включающая соответствующие материальные средства, условия и предприятия вспомогательного обслуживания;

• осуществлена интеграция российского туризма в структуру международных туристских организаций и объединений.

5. Современный туризм интегрирован в социально-экономическую (как отрасль экономики), социально-политическую (как объект социальной политики и социального управления государства), социально-культурную (как составная часть культурных и духовных потребностей) и социально-ценностную (как направление ценностных ориентаций и ожиданий) структуру российского общества.

6. Однако некоторые элементы современного российского туризма являются институционально незавершенными:

• несовершенство нормативно-правовой и ценностно-нормативной базы способствует нарушению мировых норм и образцов поведения и взаимодействия в этой сфере общественных отношений;

• низкое качество большинства элементов материальной инфраструктуры препятствует соблюдению комфортных условий в соответствии с мировыми стандартами гостеприимства;

• неполнота статистического учета функционирования туристской отрасли препятствует оценке реального вклада туризма в экономику страны;

• слабая профессиональная подготовленность туристских кадров, несформировавшася организационная культура и низкое качество подготовки специалистов для туристской сферы не соответствуют мировым критериям качества и организации профессиональной среды туризма.

7. Несмотря на объективные трудности — неравномерность социально-экономического положения регионов, распределения туристских ресурсов и трудового потенциала, низкий уровень жизни большинства населения страны и т. д., — российский туризм имеет высокий потенциал для своего развития — наличие уникальных экологически чистых территорий, а также ириродно-географических и культурных достопримечательностей, значительный интерес к туризму среди населения, формирующуюся систему подготовки специалистов и Т.д.

8.Реализация этого потенциала возможна при более конструктивной государственной туристской политике, опирающейся на четко сформулированную идеологиюреальной, а не декларируемой государственной поддержке российского туризмасоблюдении рекомендуемых ВТО пропорций соотношения выездного и внутреннего туризма, когда на одного выезжающего туриста приходится четверо путешествующих на внутренних туристских маршрутах.

9. Эффективное функционирование института российского туризма вследствие расширения его социальной среды и адаптации к мировым аналогам может стать одним из стратегических направлений стабилизации и развития не только российской экономики, но и всей общественной системы.

Теоретическую и методологическую основу проведенного исследования составили положения классических и современных работ по социальной философии и социологии, экономической теории, экономики туризма, правоведения, социологии социальных институтов и процессов, управления и культуры, экономической и политической социологии, результаты научных исследований на стыке этих дисциплин. Системный подход позволил исследовать туризм как социальный институт. Для анализа туристической сферы применялся структурно-функциональный метод. В исследовании нашли своё применение методы абстрагирования, обобщения эмпирических результатов, методы качественного и количественного анализа информации, методы сравнения, наблюдения, социологического опроса и другие методы научного познания социальной реальности.

Эмпирическая база исследования включает в себя нормативные документы, регламентирующие туристскую деятельность, материалы государственной и отраслевой статистики, сведения из Internet, опубликованные материалы социологических исследований по родственной тематике, а также эмпирические материалы исследований, проведенных под руководством и при участии автора:

• январь — февраль 2000 г. комплексное социологическое исследование «Проблемы развития туризма в Хабаровском крае». Были проведены массовый и экспертный опросы: массовый: опрошено 684 респондента, представлявших население Хабаровского края по репрезентативной выборке, экспертный: опрошено 58 экспертов, в число которых вошли 29 руководителей и ведущих специалистов туристических фирм и 29 работников краевого, городских и районных аппаратов управления, общественных организаций;

• регулярные экспертные опросы: октябрь 2001 г. опрошено 100 участников YIII съезда Российской ассоциации туристических агентств (РАТА-РСТ), г. Москва;

-— март 2002 г. опрошено 100 российских участников 9-й Московской Международной выставки «Путешествия и туризм», г. Москваиюнь 2002 г. on-line исследование «Социальные проблемы развития туризма в России», проводился по инициативе Правления Российского Союза.

Предпринимателей Туристской Индустрии (РАТА-РСТ). Ответило 249 руководителей туристских фирм и организаций;

• август 2002 г. массовый опрос населения «Туризм в современной России». Опрошено 1230 человек в 21 субъекте Российской Федерации по репрезентативной выборке. Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в следующем: предложена методология анализа современных социетальных и мировых процессов на основе разграничения понятий глобализма, или неолиберальной идеологии и политики господства мирового рынка, глобальности как состоявшейся реальности, отражающей единство человечества на планете, и глобализации как диалектического процесса глобально-локального взаимодействиядоказано, что формы и характер развития социального института туризма существенно зависят от общемировых процессов, и туризм, являясь в значительной мере следствием развития глобально-локальных процессов, может стать средством, которое демпфирует преобладающие в настоящее время негативные тенденции глобализма и глобализацииобоснована необходимость использования следующего категориального порядка для изучения социального института туризма: социальной реальности как наиболее общего понятия о совокупности социальных феноменов, явлений и процессов, определяющих общественное бытиеобщества как устойчивой и целостной социальной совокупности, обладающей исторически сложившимися формами и принципами взаимоотношений и взаимодействий между её социальными субъектамисоциальной системы как упорядоченной на структурном уровне целостности взаимодействий составляющих ее элементовсферы как области обособления функциональных свойств и признаков устойчиво взаимодействующих между собой на внутриорганизационном уровне в самостоятельное системное образованиена основе названного категориального порядка предложена в качестве обособленной по объективным показателям системной дифференциации и интеграции сферы жизнедеятельности на конкретно-социологическом уровне следующая дефиниция: сфера туризма — это совокупность специфических связей и отношений, возникающих по поводу удовлетворения всех видов туристических интересов и потребностей и имеющих устойчивую тенденцию к постоянному воспроизводству и развитию. Сфера туризма не возводится в ранг одной из подсистем общества, а рассматривается как специфическая область социальной реальности, явления и процессы которой имеют свое функциональное проявление в различных областях — экономике, политике, культурно-духовной жизнипредложена в качестве альтернативы традиционной периодизация этапов формирования туризма как института современного общества: 1 предъинституциональный- 2 начальной институционализации- 3 развитие институциональных признаков- 4 национальная институционализация туризма- 5 интеграция в мировые туристские процессыразработано определение: туризм как социальный институт представляет собой специфическое социальное образование, имеющее устойчивые типы и формы деятельности, социально-ценностное ядро, внутреннюю структуру и систему взаимодействий своих элементов, многообразие и динамичность социальных функций в обществе, что позволяет ему занимать самостоятельное место в социальной системе, обеспечивая устойчивость целой области социальных связей и отношенийраскрыты особенности условий и факторов институционализации туризма в современной России, которые характеризуются наличием богатого природно-географического, социально-трудового, историко-культурного потенциалов и неравномерным их распределениемналичием социально-политических и социально-правовых основ для развития туризма и несогласованностью деятельности федеральных и региональных политических и правовых институтов, регулирующих его становление и развитие, социально-политической нестабильностью в некоторых регионах и т. д.- неравномерностью социально-экономического развития регионов и резкой социально-экономической дифференциацией населения в целом по стране и по регионамвыявлена положительная тенденция, заключающаяся в том, что в российских регионах, несмотря на прогнозы специалистов о низком уровне их экономического и инфраструктурного туристского потенциала, ведется активная работа по раскрытию и развитию имеющихся у них пусть даже незначительных в масштабах мирового туризма туристских ресурсовобосновано, что отечественный туризм имеет в настоящее время устойчивые организационные формы, интегрирован в социально-политическую структуру российского общества и организационная структура туристской деятельности в России подразделяется на уровни, соответствующие иерархии организационно-управленческих связей в государстве и распределению компетенции в социальном и экономическом управленииустановлена иерархия социальных ценностей, связанных представлениями о современном туризме, у российских граждан: ядром этих ценностей является материальная независимость, несколько ниже, но достаточно высоко оцениваются свобода личного выбора, безопасность, любознательностьдалее следуют стабильность, благополучие, уверенность в завтрашнем дне, семья, сильное государствониже всего оцениваются весьма важные для развития туризма факторы: терпимость и свобода вероисповеданияпоказано, что несмотря на известные несоответствия социально-правовых норм и образцов поведения, элементов инфраструктуры, гарантий безопасности, качества профессиональной среды мировым стандартам гостеприимства, российский туризм имеет большие перспективы для своего развития вследствие активизации инвестиционных, организационных, самоорганизационных и образовательных процессов в этой сфере, а также в связи с возросшим спросом на уникальный и экологичный туристский продукт на мировом рынке туристских услугвыявлены и охарактеризованы по демографическим, социально-профессиональным и социально-экономическим признакам три устойчивые группы российских граждан, ориентированных на занятия туризмом: активные, занимающиеся туризмом постоянно, и составляющие почти пятую часть населенияпеременные, занимающиеся им время от времени, и представляющие почти половину населения, и потенциальные, желающие, но не имеющие возможности для занятий туризмом, которые составляют седьмую часть населения РФсоставлен обобщенный социальный портрет российского туриста, который представляет из себя индивида чаще женщину, чем мужчину, в возрасте от 20 до 49 лет, с высшим образованием, по самооценкам со средним уровнем достатка, но использующего несколько источников дохода для занятий туризмом, имеющего официальный социально-профессиональный статус государственного или муниципального служащего, работника культуры, науки и образования или студента, горожанина, проживающего в Центральном округе, и занимающегося туризмом в большей степени от случая к случаюразработана типология ценностных ориентаций российского туриста: самая многочисленная группа видит в туризме возможность увидеть мир, расширить свой кругозор, романтический отдых, уход от действительностинесколько меньше численность тех, кого больше привлекают путешествия со «своей» компанией, «дикий» отдых или организованные путешествия по Россиитретью группу составляют люди, ориентированные на восстановление здоровья, главным образом на российских курортахчетвёртая, самая малочисленная группа включает любителей экстремального спорта и религиозных паломниковразработаны рекомендации для оптимизации развития социального института туризма, основным из которых являются: создание общефедеральной комплексной системы координации туристской деятельности, имеющей региональные структурырасширение социальной базы туризма как за счет привлечения в отрасль специалистов различного профиля и создание кадрово-организационного потенциала, так и активизации политики привлечения населения к занятию туризмомопределение основных организационно-структурных пропорций развития туристического комплекса страны с учетом не только туристских потенциалов регионов и ориентацией на выездной туризм, но и с учетом уникальности российских территорий и ориентацией на внутренний и въездной туризм.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в диссертационном исследовании результаты вносят определённый вклад в теоретические подходы к исследованию феномена туризма, дополняют и развивают представления об этой важной, приобретающей всё большую актуальность и социальную значимость сфере жизни общества.

Научные результаты и выработанные на их основе рекомендации могут быть положены в основу принятия эффективных управленческих решений, которые могут оказать содействие в развитии туристской деятельности, её адаптации к новым условиям. Кроме того, они могут быть использованы в учебном процессе по дисциплинам «социология социальных институтов и процессов», «социология туризма», а также для обучающихся по экономическим, управленческим, туристским и другим специальностям.

Апробация выводов исследования. Ряд сформулированных автором положений и практических рекомендаций были использованы в деятельности туристских организаций, объединений федерального и регионального уровня. Они были положены в основу Программы развития туризма в Хабаровском крае до 2007 г. Результаты исследования обсуждались также на заседании кафедры «Туризм и гостиничное хозяйство» Хабаровской государственной академии экономики и права.

Отдельные положения работы были обсуждены на: Международных научно-практических конференциях «Туризм на Дальнем Востоке: состояние, проблемы, перспективы», сентябрь 1997 г., г. Хабаровск- «Проблемы въездного и внутреннего туризма на Дальнем Востоке», май 1999 г., Хабаровск- «Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России», май 2001 г., г. ХабаровскРегиональной межвузовской научно-методической конференции «Высшая школа: проблемы гуманизации и информатизации образования в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения» март 2002 г., г. ХабаровскНаучно-практической региональной конференции «Формирование модели специалиста для сферы услуг: опыт, проблемы, перспективы», апрель 2002 г., г ИркутскIX социологических чтениях МГСУ «Социальная политика в России в контексте глобализации», февраль 2002 г., г. Москва- 2-й Международной научно-практической конференции «Реформирование системы управления на современных предприятиях», июнь 2002 г., г. Пенза- 5-й Международной научно-практической конференции «Потенциал и перспективы развития туризма Дальнего Востока», октябрь 2002 г., г. ХабаровскX социологических чтениях МГСУ «Современная Россия в социальном измерении», февраль 2003 г., г. Москва, 14-й Генеральной Ассамблее Всемирной туристской организации (ВТО) сентябрь 2001 гг. Сеул-Осака (World Tourism Organization The 14th General Assembly in KoreaJapan 2001 semptember SeoulOsaka).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании предложена и обоснована методология и методика социологического анализа туризма как социального института, а также осуществлен анализ социального института российского туризма.

I. Разработанные автором теоретико-методологические и методические подходы заключаются в следующих положениях:

1. Социальный институт — это устойчивое социальное образование, характеризующееся с точки зрения формы определенным уровнем организационного развития своей структуры, наличием соответствующих материальных средств и условий, а с точки зрения содержания — комплексом норм и правил, ролей и статусов, образцов поведения и взаимодействия, в совокупности обеспечивающих удовлетворение личных и общественных потребностей, регулирование и социальный контроль общественной жизни.

2. Социальные институты как формы самоорганизации и регулирования общественной жизни возникли в древности и в ходе исторического развития изменяли не только свои функции, но характер и содержание. По мере ускорения социальных процессов эволюционный путь институциональных изменений стал уступать место революционным преобразованиям, которые в настоящее время являются превалирующими способами их трансформаций.

3. Трансформации социальных институтов осуществляются в настоящее время в глобализирующемся мире и институциональное развитие современных обществ зависит от моделей дальнейшей глобализации мировых процессов.

4. Методология анализа глобальных процессов современности должна быть основана на разграничении трех понятий: глобальности, означающей единство человечества на планете, глобализма как неолиберальной идеологии господства мирового рынка во всех сферах социетальной и планетарной жизни и глобализации, диалектического процесса, от модели которого зависит дальнейшее институциональное развитие современных обществ.

5. Поиск оптимальных моделей глобализации следует осуществлять в рамках глобальности, исходя из того, что человечество уже создало не только глобальные проблемы, решать которые необходимо «всем миром», но и универсальные институты, позволяющие это делатьлокальные проблемы и прорывы могут вызвать глобальный резонансизоляционизм как государственная политика не спасет от глобальностиальтернативой однополярному миру может быть только многополярныйпризнание глобальности как состоявшегося факта не означает необходимости унификации существующих цивилизаций, культур и институтов.

6. Туризм является массовым общесоциальным явлением и универсальным социальным институтом, способным демфировать негативы глобализации, а сфера туризма есть специфическая область социальной институционализации. На уровне конкретно-социологического анализа сфера туризма — это совокупность специфических связей и отношений, возникающих по поводу удовлетворения всех видов туристических интересов и потребностей и имеющих устойчивую тенденцию к постоянному воспроизводству и развитию.

7. Сфера туризма включает в себя: необходимые условия и факторы собственного воспроизводства и развитиясегментную структуру по типам воспроизводимых и вновь возникающих связей и отношенийцелевую ориентацию на особые типы социальной активности, поведения и деятельностифункциональную значимость в системе общественных отношенийобъективированные источники институциональных процессов, имеющие как общесоциальную, так и собственно туристскую природуценностно-ориентированную на туризм социальную среду своего развития и социально-профессиональную субъектную базу туристской деятельности.

8. Туризм как социальный институт представляет собой специфическое социальное образование, имеющее устойчивые типы и формы деятельности, социально-ценностное ядро, внутреннюю структуру и систему взаимодействий своих элементов, многообразие и динамичность социальных функций в обществе, что позволяет ему занимать самостоятельное место в социальной системе, обеспечивая устойчивость целой области социальных связей и отношений.

9. Социально-институциональная модель современного туризма включает два уровня:

• личностный, или социально-субъектный, который отражает формирование устойчивых форм организации и проведения путешествий на основании группирования интересов личности по видам туристических потребностей;

• общественный, включающий базовые элементы туризма как социального института, который основан на специфических видах и типах социальных отношений, действий, ценностно-нормативной базе.

10. Туризм как социальный институт прошел следующие этапы развития: 1. Предъинституциональный- 2. Начальной институционализации- 3. Развитие институциональных признаков- 4. Национальная институционализация туризма. 5. Интеграция в мировые туристские процессы.

11 .Функционирование туризма как социального института основано на:

• сложившихся и общепризнанных социальных нормах и процедурах, регулирующих определенные типы поведения личности, социальных групп, участников туристской деятельности и т. п.;

• его интеграции в социально-экономическую (как самостоятельная отрасль экономики), социально-политическую (как элемент социальной политики государства), социально-культурную (как составная часть культурных и духовных потребностей) и социально-ценностную (как направление ценностных ориентаций и ожиданий) структуру общества;

• формально-правовой легитимизации посредством общих и специальных законов, нормативно-правовых актов, постановлений правительства и подзаконных решений государственных органов, а также наличием процедур и механизмов социального контроля;

• наличием достаточно развитой инфраструктуры, включающей в себя материальные объекты и средства, необходимые условия и человеческие ресурсы для обеспечения туристской деятельности в нормативных рамках;

• развернутой системой специальных стандартов туристской деятельности и поведения в типичных ситуациях, относящихся и к субъектам, и к объектам этой деятельности, соответствующих международным требованиям и национальным традициям;

• самостоятельной системой целеполагания туристской деятельности и специфическими функциями, а также необходимым набором социальных статусов и ролей, отражающих ее структуру.

12. Методика социологического анализа социального института туризма основана на том, что туризм — это многогранное и многоаспектное явление, проявляющееся во всех сферах общественной жизни. Специфика содержания и функций каждой из этих сфер способствуют своеобразию интеграции туризма в структуру отношений той или иной общественной подсистемы. Отсюда эмпирическое измерение степени институционализации туризма имеет свои особенности для экономической, политической, правовой и правовой и социокультурной сфер общества, что находит отражение в структуре системы показателей. В совокупности признаки социального института туризма проявляются в характеристиках его профессиональной и социальной среды.

II. Осуществленный на основе вышеизложенных методологических и методических принципов социологический анализ социального института российского туризма позволяет сделать следующие выводы:

1. Становление института российского туризма происходило в специфическом социальном пространстве, которое характеризуется:

• наличием богатого природно-географического потенциала и неравномерностью его распределения по стране для развития массового туризма;

• неравномерностью распределения социально-трудового потенциала и социальной базы туризма;

• наличием огромного историко-культурного потенциала и неравномерностью распределения культурных объектов, являющихся элементами туристских ресурсов;

• наличием социально-политических и социально-правовых основ для развития туризма и несогласованностью деятельности федеральных и региональных политических и правовых институтов, регулирующих его становление и развитие, социально-политической нестабильностью и т. д.- • неравномерностью социально-экономического развития регионов и резкой социально-экономической дифференциацией населения в целом по стране и по регионам. Это определило особенности социального института российского туризма и его элементов.

2. Материальные средства и условия российского туризма имеют следующие особенности:

• материальные средства развития российского туризма характеризуются малыми объемами финансирования и инвестирования, с явным преобладанием в общем вливаемом денежном потоке в отрасль расходов на гостиничные услуги и санаторно-оздоровительные учреждения, слабой финансовой государственной поддержкой отрасли и т. д.;

• интегрированные экономические показатели развития туризма (доля туристских услуг в ВВП, объем туристских услуг на душу населения) свидетельствуют, что, во-первых, туризм не стал бюджетообразующей отраслью российской экономикиво-вторых, по доли туристских услуг в валовом региональном продукте безусловным лидером является столицав-третьих, объем туристских услуг на душу населения растет, но является крайне небольшим;

• в целом по стране наблюдается положительная динамика количества туристских фирмсохраняется устойчивая тенденция снижения количества гостиниц и мест проживанияхарактерным для туристских перевозок является приоритет морских транспортных средств, а в наименьшей степени используется железнодорожный транспорт.

• распределение туристских фирм, элементов материальной инфраструктуры туризма и туристских ресурсов является неравномерным по регионам.

3. Включенность туризма в социально-политическую структуру российского общества характеризуется:

• осуществлением государственной социальной политики в туризме, характеризующейся провозглашением его де-юре приоритетной отраслью экономики, разработкой и реализацией федеральных и региональных программ по развитию этой сферы, созданием государственных структур по управлению туризмом и т. д., требующей, однако, активизации реальной поддержки туризма по вопросам финансирования, модернизации инфраструктуры, налоговых и иных льгот и т. д.;

• устойчивыми организационными формами туристских организаций и организационной структурой туристской деятельности, подразделенной на уровни, соответствующие иерархии организационно-управленческих связей в государстве и распределению компетенции в социальном и экономическом управлении;

• активным участием туристских объединений в реализации социальной политики государства в области туризма, в развитии национального, регионального и международного туризма, в сотрудничестве с государственными институтами по проблемам туризма, в установлении прямых контактов с международными и национальными туристскими организационными структурами и т. д.;

• включенностью российского туризма в мировые туристические и туристские процессы и в организационную структуру международных туристских организаций, а также его активной ролью в дальнейшей интеграции России в политические, экономические, социокультурные и т. д. международные процессы;

• наличием нормативно-правовой базы, созданной с учетом стандартов, содержащихся в международных правовых документах, требующей, однако, приведения ее в соответствие как с международными, так и национальными законодательными актами, регулирующими правовые отношения в тех сферах общественной жизни, которые непосредственно или косвенно связаны с туризмом.

3. Степень соответствия российского туризма мировым стандартам гостеприимства определеяется по следующим параметрам:

• гостеприимство, как принцип социального взаимодействия, свойственно российской сфере туризма и обществу в целом и многонациональность России способствует соблюдению принципа интернациональности, являющегося одним из основных в рамках мирового туризма;

• туризм в личностной системе ценностей современных россиян отождествляется с материальной независимостью, свободой выбора, безопасностью, тогда как такие ценности как терпимость и свобода вероисповедания, имеющие большое значение для развития туризма, находятся на периферии их ценностной системы, что на фоне общей толерантности россиян по отношению к другим этносам и культурам, свидетельствует о слабом влиянии этих ценностей на выбор страны посещения;

• несовершенство нормативно-правовой базы туризма способствует известной недобросовестности туристских фирм в вопросах заключения и исполнения договоровинформирования туристов, качества обслуживания и т. д.

• уровень средств размещения и общественного питания соответствует мировым стандартам только в центральных и крупных городах;

• общеполитическая безопасность соблюдается на большей территории страны, но напряженная обстановка на Северном Кавказе и уровень преступности отталкивают иностранных гостей;

• российская система страхования функционирует в тесном сотрудничестве с западными компаниями и службами, что обеспечивает ее эффективность;

• благоприятная экологическая обстановка на большой, практически не освоенной территории и разнообразие природных условий и явлений может способствовать развитию экологического, научно-познавательного, приключенческого и экстремального туризма;

5.Качество профессиональной и образовательной среды российского туризма имеет следующие характеристики:

• институционально профессиональная среда и туристское образование находятся в стадии становления и не соответствуют в полной мере мировым аналогам в этой области;

• положительная динамика занятых в российском туризме в последние два года определяется за счет работающих в гостиничном бизнесе и в учреждениях отдыха, тогда как в собственно туризме наблюдается снижение количества занятых;

• распределение туристских кадров по регионам является крайне неравномерным, почти половина занятых в туризме сосредоточены в Центральном регионе;

• в сфере туристского образования работают государственные и негосударственные учреждения, осуществляется перепрофилирование на туризм учебных заведений сервисных ориентаций, вводятся туристские специальности в российских вузах и т. д.;

• негосударственные образовательные учреждения преобладают над государственными как по своему количеству, так и числу обучающихся;

• уровень профессионализма выпускников туристских образовательных учреждений руководителями туристских организаций оценивается низко;

• характерным для работающих в сфере российского туризма является то, что практическое знание о закономерностях туристской деятельности преобладает на теоретическим;

• в то же время, современное туристское образование в России нуждается в подкреплении теоретических знаний практическими навыками, приобретаемыми в процессе обучения.

6. Социальная среда института российского туризма характеризуется, тем, что:

• зарубежные гости едут в Россию в первую очередь с частными поездками и лишь во вторую — с туристическимибольше всего иностранцев в Россию приезжает из Польши, Германии и Финляндии;

• российские граждане выезжают из страны, в первую очередь, с целью туризма, а потом уже по частным, служебным и иным делам, и предпочитают Польшу, Китай и Турцию;

• соотношение выезжающих, въезжающих и внутренних туристов не отвечает рекомендациям ВТО и других международных туристских организаций, заключающимся в целесообразности сохранения пропорций 1:1:4, а отражает факт недооценки социально-экономического потенциала внутренних туристов, что выражается в пропорциях 10:1 и свидетельствует о том, что на десять выезжающих туристов приходится одни внутренний, также искажено соотношение выезжающих и въезжающих туристов (2:1);

• население России, составляющее социальную базу российского туризма характеризуется: разнообразием ценностных ориентаций на туризм, включающих в себя не только организованный, но и «дикий» отдых, а также большой ориентацией за занятия внутренним туризмомналичием трех устойчивых групп, ориентированных на туризм: активной (19,9%), состоящей из тех, кто занимается туризмом постоянно, переменной (54,3%), включающей в себя тех, кто занимается от случая к случаю и потенциальной (14,1), в которую входят те, кто хотел бы заниматься туризмом, но не имеет возможности, а также теми (11,7%), кто туризмом не интересуетсяопределенной схожестью социальных признаков активной и переменной групп по социально-демографическим показателям, образовательному уровню, представленности в них социально-профессиональных групп и источникам доходов на туризмобобщенными социальными признаками российского туриста, который представляет из себя индивида чаще женского, чем мужского пола, в возрасте от 20 до 49 лет, с высшим образованием, по самооценкам со средним уровнем достатка, но использующего несколько источников дохода для занятий туризмом, имеющего официальный социально-профессиональный статус государственного или муниципального служащего, работника культуры, науки и образования или студента, проживающего в Центральном регионе, и занимающегося туризмом в большей степени от случая к случаю.

7. В обобщенном виде об институте российского туризма следует сделать следующие выводы:

• становление и развитие социального института туризма в России является закономерным и объективным процессом, который обусловлен высоким туристским потенциалом страны и комплексом благоприятных социально-политических, социально-экономических, социально-правовых и социокультурных факторов, что позволяет строить оптимистические прогнозы о перспективах его развития;

• современный туризм интегрирован в социально-экономическую (как отрасль экономики), социально-политическую (как объект социального управления и социальной политики государства), социально-культурную (как составная часть культурных и духовных потребностей) и социально-ценностную (как направление ценностных ориентаций и ожиданий) структуру российского общества.

• некоторые элементы современного российского туризма являются институционально незавершенными: несовершенство нормативно-правовой и ценностно-нормативной базы способствует нарушению мировых норм и образцов поведения и взаимодействия в этой сфере общественных отношенийнизкое качество большинства элементов материальной инфраструктуры препятствует соблюдению комфортных условий в соответствии с мировыми стандартами гостеприимстванеполнота статистического учета функционирования туристской отрасли препятствует оценке реального вклада туризма в экономику страныслабая профессиональная подготовленность туристских кадров, несформировавшася организационная культура и низкое качество подготовки специалистов для туристской сферы не соответствуют мировым критериям качества и организации профессиональной среды туризма;

• проблемы и факторы негативного характера, препятствующие становлению цивилизованного туризма в России, вызваны, с одной стороны, трудностями переходного периода и соответствующей трансформацией институциональной структуры российского общества, с другой — недостаточной развитостью и несоответствием мировым стандартам материальной инфраструктуры и профессиональной среды отечественного туризма;

• одним из существенных факторов торможения развития отечественного туризма является отсутствие четко сформулированной идеологии российского туризма, а декларации о приоритетности туристской отрасли в экономической системе страны не получили своего реального воплощения вследствие недооценки динамичности и быстрой окупаемости капиталовложений в эту сферу;

• в российском туризме складывается положительная тенденция, заключающаяся в том, что в российских регионах, несмотря на прогнозы специалистов об уровне их туристского потенциала, ведется активная работа по раскрытию и развитию имеющихся у них пусть даже незначительных в масштабах мирового туризма туристских ресурсов.

III. Результаты диссертационного исследования позволяют сделать следующие научные рекомендации:

• идеология и соответственно концепция развития туризма в России должны ориентироваться не только на въездной туризм, что является в настоящее время краеугольным камнем туристской политики, а на соблюдении рекомендуемых ВТО пропорций соотношения выездного, въездного и внутреннего туризма, когда на одного выезжающего туриста приходится один въезжающий турист и четверо внутренних;

• подобный подход позволит активизировать потенциал социальной базы отечественного туризма, которая по данным социологических исследований характеризуется высоким устойчивым интересом особенно к внутреннему туризму и слабыми материальными возможностями для его реализации, а также поднимет экономическую и социальную эффективность российского туризма, а именно: позволит увеличить внутренние туристические потоки, привлечет в туризм сбережения населения, реализует туристские потенциалы российских территорий и т. д.

• эффективное развитие российского туризма возможно не только на пути реализации крупномасштабных туристских проектов и использования высокого туристского потенциала заведомо благоприятных туристских зон, которые обеспечат массовое привлечение туристов, но и раскрытия туристского потенциала тех субъектов РФ, которые вследствие своеобразия и самобытности природных условий и своеобразия туристских ресурсов представляют интерес для развития немассовых видов туризма — познавательного, научного, экстремального и т. д.;

• существенная дифференциация потребностей и интересов людей, требуют от туристских организаций и их объединений понимания необходимости создания и продвижения уникальных туристских продуктов, которые бы отражали локальную специфику территорий и туристских ресурсов и соответствовали бы мировым стандартам гостеприимства.

• для улучшения качества профессиональной среды и образовательной системы российского туризма необходимо: приведение отечественного туристского образования в соответствие с мировыми стандартами в этой областисовершенствование туристских образовательных стандартов на государственном уровнеулучшение информационной подготовки специалистов для туризмасоздание единой образовательной системы подготовки туристских кадров и профессионализации работников государственных и муниципальных органов, занимающихся проблемами туризмапривлечение в отрасль специалистов различного профиля и создание многопрофильного кадрово-организационного потенциала,.

• необходимо создание общефедеральной комплексной системы координации туристической деятельности, имеющей региональные структуры, а также определение основных организационно-структурных пропорций развития туристического комплекса страны с учетом не только туристских потенциалов регионов и ориентацией на выездной и въездной туризм, но и с учетом уникальности российских территорий и ориентацией на внутренний туризм.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Спб: Издательский Дом А. Громова, 2000
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть первая и часть вторая). — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС. 1999.
  3. Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3.
  4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 года № 2-ФЗ.
  5. Закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ», от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ.
  6. Закон Российской Федерации «О сертификации продуктов и услуг» от 10 июня 1993 года№ 5151−1.
  7. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 года № 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности».
  8. Постановление Правительства РФ «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» от 11 февраля 2002 г. № 95. г. Москва. // Российская газета, 20 февраля 2002 г.
  9. Распоряжение правительства российской федерации от 17 декабря 1999 г. N 2090-р// http://www.tuiTef.newmail.ru/devtourism.htm
  10. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р/ http://www.travelexpo.ru/concprt.htm
  11. Постановление Госстандарта РФ от 14 октября 1994 года № 18 «Об утверждении Правил сертификации туристских услуг».
  12. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О туризме».
  13. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в РФ». // Российская газета, 21 марта 1996
  14. Мероприятия реализации второго этапа (1999−2005гг.) федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» //http ://www.turref.newmail .ru/devtouri sm .htmв) стандарты:
  15. Государственный стандарт РФ ГОСТ 50 645–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
  16. Государственный стандарт РФ ГОСТ 50 690–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования».
  17. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50 644−94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».
  18. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50 646−94 «Туристско-экскурснонное обслуживание. Услуги населению. Термины и определения».
  19. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51 185−98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». д) международные нормативно-правовые акты:
  20. Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М.: ТОО «Иван», 1993
  21. Глобальный этический кодекс туризма // http://www.kapitan.ru/infoprof/interzakon/kodelcs.htm
  22. Международные гостиничные правила // http://www.lcapitan.ru/infoprof/interzakon/hotelprav.html
  23. Хартия туризма // http: //www. leap it an. ru/in fopr о f/interzakon/har t j a. htm
  24. Гаагская декларация по туризму. Материалы межпарламентской конференции по туризму. Гаага, 10−14 апреля, 1989ж) статистические сборники:
  25. Туризм в России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000
  26. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат.сб./Госкомстат России. М.: 2001
  27. Россия в цифрах, 2002: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002
  28. Туризм в цифрах. 2002: Стат.сб./Госкомстат России. Т87 ИИЦ «Статистика России». М., 2003
  29. Научные монографии, учебные пособия, статьи.1. 10 лет российских реформ глазами россиян. Аналитический доклад ИСПИ РАН и ИКСИ РАН //www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros2QO.html
  30. Аналитическая справка к проекту «Концепции развития туризма в Российской OejepauHH>>/http://www.goveimnent.ru/data/newstext.html
  31. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. -М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999
  32. В.И. Экономика и организация туризма.- М.: Профиздат, 1993
  33. В.И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка. М., 1998
  34. Актуальные проблемы туризма'99: Проблемы и перспективы развития туризма малых и средних городов Центральной России: Сб. докл. и тез. сообщ.науч.-практ. конф., 14−16 окт. 1999 г., г. Калуга. -М.: Изд-во РМАТ, 1999
  35. А.Ю. Международный туризм. Учебник. М.: Аспект -Пресс, 2002
  36. A.JI. Правовое регулирование страховой деятельности в России. М.: Финансы и статистика, 1994
  37. Анализ межнациональных конфликтов в России и СНГ: Ежегодник 1999 / Российский независимый институт социальных и национальных проблем. М., 1999
  38. Ю.Андреев Ю. П., Коршевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск: Изд-во Уральского у-та, 1989
  39. П.Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996
  40. Антология русской российской социологии. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1995
  41. В.Е., Чудов А. В. Туризм на Алтае: Предпосылки развития и проблемы развития. Барнаул: Изд-во АГУ, 1994
  42. М.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981
  43. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982
  44. И., Балабанова А. И. Экономика туризма. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003
  45. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2001
  46. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Академический проект, 1999
  47. М.Б. Введение в туризм. М., Спб.: Издательство «Невский фонд», Издательский дом «Герда», 2001
  48. К.Н., Авилова К. В. Город и природа. М.: Изд. ЦОДП, 2002
  49. М. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990
  50. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984
  51. Н.И. Международный туризм: правовые акты. М.: Финансы и статистика, 2002
  52. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. -М.: Финансы и статистика, 1998
  53. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. -М.: Финансы и статистика, 1998
  54. Н.И., Исаева Н. В. и др. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления. М.: Финансы и статистика, 2002
  55. Л.П. История туризма. М.: МПСИ, 2001
  56. Н.И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме. М.: Финансы и стаистика, 1996
  57. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999
  58. З.М. Экономика туризма. Практикум. М.: Изд-во БГЭУ, 2002
  59. В. А., Третьякова Т. Н. Маркетинг дополнительного образования//Дополнительное образование. М.: ЗАО «Витязь», 2001, № 6
  60. Гостиничные услуги / http://www.kapita.n.ru/infoprof/hotels/makl 1 .htm
  61. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. проф. Чудновского А. Д. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998
  62. А.Г. Сертификация туристских услуг по защите прав участников туризма// Туристические фирмы, Выпуск 12, 1997
  63. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2002
  64. Н.Н. Закон о туризме краеугольный камень государственной политики России сфере туризма // http://www.spokoen.ru/newstourszakonturizm.htm
  65. В.Г. Налогообложение в туризме. — М.: Издательство ПРИОР, 1998
  66. В.Г. Новые информационные технологии в туризме. —- М.: Издательство ПРИОР, 1998
  67. В.Г. Организация туристских перевозок. М.: Финансы и статистика, 2001
  68. В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. —М.:Нолидж, 1996
  69. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003
  70. JT.H. Ритмы Евразии. М.: Экопрос, 1993
  71. Н.Я. Россия и Европа. -М.: Книга, 1991
  72. О. Ежегодно в туристическую отрасль инвестируется около 5 млн. дoллapoв//http://www.rol¦ru/news/hobby/travel/02/l l/14 004.htm
  73. Г. М. Лицензирование и сертификация в туризме. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003
  74. Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. I.: Пер. с англ. -М.: Вече, ACT, 1999
  75. Динамика ценностей населения реформируемой России / Под ред. Н. Лапина и Л. Беляева. М., 1996
  76. Ю.Д. Туристские районы мира. Учеб.пособие. -Смоленск, 2000
  77. Г. М. Правовые основы туристского бизнеса. М., 1997
  78. А.П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме. Учебное пособие / Под общей ред. З. М. Горбылевой. Мн.: «Экономпресс». 1998
  79. Э. О разделении общественного труда / Пер. с франц. -М.: Канон, 1996
  80. Э. Социология. -М.: Канон, 1995
  81. А.Н., Соколова Г. Н., Румянцева Т. Г. История социологии. Учебное пособие. МН.: Высшая школа, 1997
  82. М.В. Основы технологии туристского бизнеса. М.: Изд-во Ось-89, 1999
  83. М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2002
  84. А.И. Туристские центры и местности России // Теория и практика физической культуры, 2000, № 8
  85. И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2001
  86. В.Н., Мальцев В. А., Патрушев В. И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации. М., Н.- Новгород, 1995
  87. В.Н., Яровой О. А. Российский федерализм: становление и развитие. М.: РИЦ ИСПИРАН, 2001
  88. Е.Н. Туроперейтинг: Организация деятельности. Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2002
  89. Е.Н. Туроперейтинг: Стратегия и финансы. Учебник. М. Финансы и статистика, 2002
  90. Л.Г. Социология культуры. М.: «Логос», 1996
  91. Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: НОУ «Луч», 1996
  92. Н.И. и др. Менеджмент гостиниц и ресторанов. М.: Новое знание, 2000
  93. Н.И. Менеджмент туризма. 3-е изд. испр. М.: Изд-во «Новое знание», 2002
  94. М.С. Философская теория ценности. Спб: ТОО ТК «Петрополис», 1997
  95. Э.А. Социология XX века. История и технологии. Учебное пособие. Р.- на Дону: Издательство «Феникс», 1996
  96. Г. А., Воронцова М. Г., Нотаров М. В. Экономика современного туризма.- М., Спб.: Издат. торг. дом. «Герда», 1998
  97. М. Информационное общество: экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000
  98. В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 200 171. Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999
  99. В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002
  100. В.А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 1998
  101. В.Ж. Наука как компонент системы. М.: Наука, 1988
  102. А.Т., Волкова J1.A. Маркетинг в туризме.- Спб.: Изд-во С.-Петербургского универститета, 1996
  103. Т.Н. Аудит санаторно-курортных организаций. М.: Финансы и статистика, 2003
  104. Т.Н. Особенности бухгалтерского учета в санаторно-курортных организациях. -М.: Финансы и статистика, 2002
  105. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2002
  106. М.М. Социология в 2-х томах. М.: Спб: Тип. М. М. Стасюлевича, 1910
  107. В.М. Туристская рента: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2001
  108. Т.В. Учет издержек в туризме. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000
  109. М.С. Введение в социологию. -М.: Наука, 1991
  110. М.С., Яковлев A.M. Социальный институт //Социальная структура и социальные процессы. Социология. Т.1. М.: Наука, 1990.-с. 157−158
  111. Концепции, определения и классификация для статистики туризма. — М.: ВТО, 1995
  112. А.С. Маркетинг в туризме. Минск: «Амалфея», 1998
  113. Ф., Боун Дж., Менкенз Дж. Маркетинг: гостеприимство и туризм. Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1998
  114. А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. -Екатеринбург: Деловая книга, 1998
  115. А.И. Социология. Хрестоматия для вызов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002
  116. А.И. Социология для юристов. М.: ЮНИТИ, 2000
  117. М. Удачное время для туристического бизнеса. Интервью с президентом Российской ассоциации туристических агентств С. Шпилько // http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=2 395 586
  118. Культура и туризм: Сб. докл. и сообгц. межвуз. конф. студ. и асп., г. Сходня Московской обл., М.: РИБ «Турист», 2001
  119. Культурный туризм для мира и развития: вступление в XXI век: Основной доклад и рекомендации межд. науч. конф.: Проект, г. Москва, 26−28 сентября 2000 г. М.: РИБ «Турист», 2000
  120. С.И., Кравченко А. И. Социология для юристов. Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000
  121. Кутахов Ю. JL, Явчуновская Р. А. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность (Опыт социолого-политологического анализа). Спб., 1998
  122. И.И. Наука как социальный институт. Л., 1971
  123. Д., Томас В. Уроки экономического роста: Обзор опыта стран Восточной Азии. М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1997
  124. Ф. В борьбе за иностранного туриста все силы хороши. Даже нечистые //Деловая хроника. 2002
  125. М. Впервые в России принят закон, регулирующий сферу туризма: Комментарий к закону // Экономика и жизнь. 1997. — № 2
  126. М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2003
  127. Маркетинг в туризме / Сост. Ю. Н. Борисова, Н. И. Гаранин, Ю. В. Забаев, А. И. Сеселкин. М.:РМАТ, 1996
  128. Материалы Всемирной конференции по измерению экономического воздействия туризма. Информационный ежемесячник. М., 1999- № 6
  129. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996
  130. Методические рекомендации по проведению идентификации и сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. —М., 1996
  131. Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001
  132. Х.М. Структур туристического рынка. Учебное пособие / Пер. с исп./ Смоленск: Изд-во Смоленского Ун-та, 1997
  133. М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. М.: Academia, 2002
  134. М.А. Маркетинговые исследования российского рынка TypH3Ma/http.V/www.cfin.iWpress/marketing/19 985/05/shtml?printversion
  135. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма / Под общей ред. А. Л. Лесника, И. П. Мацицкого, А. В. Чернышова. —- М.: Изд. «Вестник», 1998
  136. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма /Под общей ред. А. Л. Лесника, И. П. Мацицкого, А. В. Чернышова. — М.: Изд. «Вестник», 1998
  137. Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира. М.: Омега-Л, 2002
  138. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. -М.: Союз, 1996
  139. А.П. Региональные особенности организации туристической деятельности в Хабаровском крае. Владивосток-Хабаровск: Дальнаука, 2001
  140. А.П. Туризм: социально-институциональные основы развития. Владивосток-Хабаровск: Дальнаука, 2002
  141. А. Искушение глобализмом. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002
  142. Г. А. Международные экономические отношения. Маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2001
  143. Г. А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000
  144. Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000
  145. Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». М.: Фонд «Правовая культура», 1998
  146. Н. Информационые технологии — инструмент XXI века //Российская туристская газета. М., № 10 от 4 Ю. марта 2002 г
  147. Природные территории и устойчивое развитие в Центре Русской равнины /Сб. материалов двух межведомств, конф. по Центр, региону РФ (1997, 1999 гг.). -М.: Изд. ЦОДП, 1999
  148. Е. П. Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: «Экспертное бюро- М», 1997
  149. В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 1998
  150. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза /Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. -М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000
  151. JI.А. Информационные технологии в гостиничном и туристском бизнесе. М., РМАТ, 1999
  152. Российская социологическая энциклопедия /Под общей ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999
  153. В.В. Географическое районирование. Учебное пособие. -Барнаул: изд-во АГУ, 1997
  154. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: «Ось-89», 1997
  155. B.C. Введение в туризм. М.: РИПРИКТ, 1993
  156. B.C. Организация международного туризма: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003
  157. B.C., Хорошилов А. В., Баженова Т. А. «Некоторые аспекты сертификации туруслуг и услуг гостиниц системы сертификации ГОСТ». Методическое пособие. М., 1997
  158. Сертификация туристско-экскурсионных услуг (Сборник нормативных документов). — СПб: Информационно-консалтинговый центр «Тест-Принт», 1995
  159. Г. Ф. Особенности налогообложения туристических фирм. М.: Главбухг. — № 1
  160. Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2002
  161. .Л., Толстова Л. А. Менеджмент гостеприимства. Справочно-методическое пособие.—'М., 1997
  162. П. Система социологии. М.: Наука, 1993
  163. Социальная структура и социальные процессы. Социология. T.I. Словарь-справочник. М.: Наука, 1990
  164. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешских языках / Редактор-координатор Г. В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1998
  165. Социология в России /Под ред В. А. Ядова. М.:ИС РАН, 1998
  166. Г. Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ. Мн.: Современный литератор, 1998
  167. Стандартная международная классификация видов деятельности в туризме (СМКДТ). ВТО, 1993
  168. Страны мира: Факты и цифры. Спб.: Норинт, 2001
  169. Е.П. Социальная статистика. Учебное пособие. М.: Изд. РАГС, 2001
  170. Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Юридический дом «Юстицинформ», 1998
  171. А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник /Пер. с англ.-М.: Рольф, 2002
  172. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999
  173. М.Ю. Регулируемый туризм и отдых в национальных парках. М.: Изд-во ЦОДП, 2002
  174. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник /Под ред. проф., д.э.н. Чудновского А. Д. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000
  175. Туризм и реформирование экономики. Труды Академии туризма. Вып. 1, Спб, 1995
  176. Туризм: нормативные акты: Сборник актов / Составитель Н. И. Волошин. —М.: Финансы и статистика, 1998.
  177. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001
  178. А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980
  179. А.Д. Переход России к устойчивому развитию: Ноосферная стратегия. -М.: Ноосфера, 1998.
  180. Э.Н. Социально-трудовая сфера: сущность, аспекты и формы проявления. М., 1997-
  181. Е.Е., Шмарова JI.B. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2003
  182. С.С. Основы социологии. Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997
  183. Хакасия: пока скромно, но уже со вкусом // http://www.a-phis/tournews/?fmd=5737&cat=9
  184. Г., Кац К. Стимулирование международного туризма в XXI веке. М.: Финансы и статистика, 2000
  185. Л.Ф. Мировое гостиничное хозяйство. М.: ВКШ по иностранному туризму, 1991
  186. В.В. Экологический туризм. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2003
  187. Ю.М. Туристический бизнес. Практическое пособие для турфирм и их клиентов. М.: Мир деловой книги, 1997
  188. А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. — М.: «Тандем», 1999
  189. А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма. Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2002
  190. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998
Заполнить форму текущей работой