Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное настроение в ситуации выбора профессии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения социологии, профессия представляет собой элемент общественной организации, основанной на принципе разделения труда. Каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического прикладного характера, а также на критериях успешного решения определенных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему нравственных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социологическое содержание профессионализма
    • 1. 1. Отечественные и зарубежные теории профессии
    • 1. 2. Тезаурус профессионализма
  • Глава 2. Социальная идентификация профессии
    • 2. 1. Социальное настроение как форма самоидентификации. .64 2. 2 Социальные атгитюды к профессионалу

Социальное настроение в ситуации выбора профессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С точки зрения социологии, профессия представляет собой элемент общественной организации, основанной на принципе разделения труда. Каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического прикладного характера, а также на критериях успешного решения определенных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему нравственных принципов, задающую некие «правильные» способы общения с клиентами, коллегами, внешними инстанциями. Профессиональное самоопределение — это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на местожительство, и на многое другое — трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы, причем самым существенным образом, выбор профессии, сделанный после окончания средней школы. Актуальность избранной проблемы продиктована задачами социологического анализа профессионального выбора, раскрытие влияния социального настроения на процесс профессионального самоопределения.

11роблемой профессии, профессионализма, профессионального самоопределения занимаются многие науки: социология, психология, экономика и ряд других наук. Многие определения профессии находятся на стыке этих наук. А. Соловьев приводит следующие характеристики профессии: умения, основанные на теоретических знанияхдостаточно длительный период профессиональной подготовкисистема оценки квалификации специалистоввнутренняя организациясуществование кодекса профессионального поведенияприверженность идеалам служения людям.

Е.А.Климов1 считает, что в своей фундаментальной основе «профессия» — область приложения сил человека, социально фиксированный трудовой пост, система выполняемых человеком трудовых функций, определенная квалификация, опытность специалиста и общность людей, занятых определенным родом деятельности. Следовательно, профессионала характеризует, прежде всего, высокая компетентность, сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющая на качество решения профессиональных задач.

Одним из основных этапов в становлении профессионала является правильный выбор профессии. Поэтому важно знать о том, какими факторами определяется выбор профессии у молодых людей. В условиях переходного периода изменилась система личностных ценностей и оценок, упало чувство уверенности в завтрашнем дне, уверенность в том, что по окончании высшей школы выпускники найдут работу по специальности.

По данным статистики, более 60% выпускников высшей школы не имеют жизненных планов. В этих условиях радикально изменилась значимость труда, падает престиж профессионального образования и профессионального труда. Выбор профессии стал серьезной жизненной проблемой^ Поэтому актуально выявить те личностные ценности и установки, которые влияют на выбор профессии.

1 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996. С142.

2 Ю.Забродин. Система сопровождения профессиональной карьеры // Человеческие ресурсы, № 3, 1998. с. 2.

Особая актуальность данной исследовательской работы объясняется необходимостью выяснения критериев выбора профессии выпускниками школ на данном этапе развития нашего общества. При этом важны причины этого выбора, его социокультурная мотивация.

Выбор профессии — это социальное явление, социальное действие. Э Дюркгейм подчеркивал внешний и внутренний характер социальных явлений. При объяснении социальных явлений он часто аппелировал к демографическим и социально-экологическим факторам, к «социальной среде» и «социальным условиям», а также к понятиям «чувство долга», «моральный авторитет» общества и другим символическим посредникам между обществом и индивидом. Внешняя детерминация осуществляется через ценностную ориентацию индивидов, действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и привлекательностью для индивидов.

Профессиональный выбор человека определяется рядом факторов, среди которых в 70−80% случаев первое место занимает интерес к профессии, ее творческий характер. Оценка правильности выбора профессии может детерминироваться как содержательной стороной самого труда, так и сопутствующими факторамиоплатой труда, возможностями профессионального роста, карьерой. В течение жизни человека оценка правильности выбора профессии может меняться с «плюса» на «минус» в зависимости от проблемной ситуации, в которой человек оказался. Следовательно, выбирая профессию, человек ориентируется на ряд показателей, которые он объединяет в одно понятие — «интерес к профессии».

1 А. БХофман Семь лекций по социологии — М.: МАРТИС, 1995, с. 169.

Профессиональное самоопределение — это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее не только на ее профессиональную составляющую. Оно затрагивает все без исключения стороны жизни любого человека. Акт выбора профессии можно рассматривать как разрешение противоречия, сторонами которого являются субъективные предпочтения индивида и внешняя по отношению к нему социальная ситуация, определяющая возможности реализации этих предпочтений.

Выбор профессии связан с ценностными ориентациями человека. Система ценностных ориентаций человека рассматривается социологами как важнейший компонент структуры личности, отражающий избирательное отношение человека к социальным ценностям и определяющий долговременные линии поведения, направленного на достижение этих ценностей. Ценностные ориентации личности, формируясь как система субъективных предпочтений и выборов стратегии социального поведения, создают основу для соподчинения и согласования потребностей, мотивов, интересов личности, конкретных форм ее деятельности в различных сферах жизни, в том числе и профессиональной. Теоретический анализ роли ценностных ориентаций в регуляции социального поведения позволяет сделать вывод о том, что они должны рассматриваться как «основные компоненты механизма, осуществляющего внутреннюю регуляцию такой разновидности социального поведения, как выбор профессии». Разумеется, регуляцию профессионального выбора однозначно связать с ценностными ориентациями нельзя. Несмотря на их тесную связь с потребностями и интересами, мотивами и установками личности, они все же не выступают непосредственными побудителями и регуляторами поведения, но лишь определяют его общую социальную направленность.

При анализе динамики ценностных ориентаций молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных целей4.

Мотивационные ориентации отражают предпочтения личности — ее знания, эмоции, оценкиценностные ориентации отражают господствующие в обществе представления о добре и зле, моральном и аморальном, одобряемом и неодобряемом. Выбор индивида в ситуации предопределен взаимодействием этих двух видов ориентаций5.

Однако, поскольку с эмоционально-мотивационной сферой личности традиционно связано настроение, то особую актуальность исследованию придает изучение социального настроения как одного из важнейших компонентов, влияющих на выбор профессии. Настроение представляет собой определенный эмоциональный фон, на основе которого человек строит свои действия. Оно во многом определяет характер поступков индивида и их последствия. В основе причин того или иного настроения, на наш взгляд, лежат как внутренний факторы личности, так и факторы внешней среды. Их взаимосвязь и определяет эмоциональный настрой индивида.

В. В. Гаврилюк, Н. А. Трнкоз Динамика ценностных орнекгаций в период социальной трансформации (поколенный период) // СОЦИС, № 1, 2002, с. 98.

5 Баразгова Е. С. Американская социология: традиции и современноть//Екатерин6ург, Бишкек, Деловая книга, Одиссей, 1997.

Однако представляется возможным говорить о настроении как об общественном явлении. Так социология масс предполагает анализ общественного настроения. П.М.Блау6 указывал, что социальные отношения индивидов в малых группах выражаются в непосредственном социальном взаимодействии и общении, а основой такого социального взаимодействия, на наш взгляд, является социальное настроение. Механизмы общественного настроения во многом детерминируют не только личную, но и трудовую, и политическую, и духовную жизнь людей.

Изучение социального самочувствия, настроения людей как их обобщенной эмоционально-оценочной реакции на социальные изменения и свое положение в трансформирующемся обществе является одним из наиболее актуальных аспектов социологического анализа тенденций общественного развития, в числе которых находится и профессиональная идентификация человека.

Разработанность проблемы. Проблема профессии, профессионального выбора, социального настроения исследуется рядом наук, каждая из которых рассматривается специфический объект. Среди работ, посвященных профессиональной тематике можно назвать работы зарубежных социологов Г. Беккера, М. Вебера, Н. Смелзера, Р. Халла, Я. Щепанского, а также работы отечественных социологов и психологов Г. С. Батыгина, Е. А. Климова, В. Г. Подмаркова, А. А. Понукалина, Л. Я. Рубиной, М. Н. Руткевич, А. Соловьева, С. Г. Струмилина, В. А. Ядова. Проблемам профессии и профессионализма уделяли внимание авторы саратовской.

6 Блау П. М. Различные точки зрения на социальную структуру н их общий знаменатель/ Американская социологическая мысль. — М: Изд-во МГУ, 1994. С. 21. школы С. АКонстантинов, А. А. Понукалин, П. С. Романов, Н. Н. Федотова, Е.Р.Ярская-Смирнова, В. Н. Ярская.

Объяснение поведения человека в различных жизненных ситуациях прослеживаются в работах Э.Дюркгейма. Его подход характеризуется четким отделением объекта исследования от изучающего его субъекта, анализ поведения производится с точки зрения социальных фактов, их влияния на предпочтения личности. Представители бихевиоризма (Б.Халл, Б. Скиннер) показывали, что детерминирующее воздействие на индивида оказывает социальная среда.

Социология П. Сорокина заложила традиции исследования воздействия ряда объективных (биологических, психических, экономических, социальных) факторов на человеческое поведение. М. Вебер в своих трудах уделял внимание профессиональной деятельности как социальному действию. Многомерность мотивации конкретного социального действия рассматривался Т. Парсонсом в системе основных ориентаций, характеризующихся возможностью альтернативного выбора. Ф. Знанецкий и У. Томас в своих трудах обращаются к механизму воздействия общности, группы и социума на изменение направленности поведения человека.

Анализ настроения в личностном аспекте характерен для психологической школы. Среди работ, посвященных проработки этой темы, можно выделить работы отечественных психологов Г. М. Андреевой, А. В. Брушлинского, Б. Ц. Бадмаева, А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, А. В. Петровского, Б. Ф. Поршнева. В осмыслении данного явления помогли работы философов Л. П. Буевой, Э. В. Ильенкова, Б. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана, Г. Л. Смирнова, И Т.Фролова.

Некоторые проблемы социального самочувствия и социального настроения затрагивались в работах отечественных социологов Ю. В. Арутюняна, И.В.Бестужева-Лады, Л. Н. Когана, Н. И. Лапина, И. Т. Левыкина, Г. В. Осипова, М. Н. Руткевича, Л. Я. Рубиной, В. А. Ядова.

Однако процессы теоретического осмысления явлений выбора профессии и проблематики социального настроения все еще далеки от своего завершения, в первую очередь и в том числе потому, что оба эти процесса разрознены. Социальное настроение не анализируется специально применительно к ситуации выбора профессии, а профессиональная идентификация анализируется в стороне от ее влияния на социальное настроение. Это и обусловило актуальность выбранной проблемы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является анализ социального настроения в ситуации выбора профессии выпускниками общеобразовательных учреждений. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: обобщение теоретических подходов в анализе профессии, профессиональной идентификации и профессионализмараскрытие социокультурной сущности социального настроения в ситуации выбора профессиианализ профессионального выбора как социокультурного феномена в аспекте социального действияразработка программы и инструментария эмпирического исследования социального настроения в ситуации выбора профессии выпускниками общеобразовательных учрежденийпроведение эмпирического исследования в форме анкетного опроса, обработка и анализ результатовразработка практических рекомендаций по профессиональной ориентации для заинтересованных учреждений и ведомств.

Объект исследования — социальное настроение и процессы профессиональной идентификации выпускников школ в ситуации выбора профессии.

Предмет исследования — активные элементы и основные тенденции социального настроения, влияющие на конструирование профессиональной идентичности выпускников общеобразовательных учреждений.

Методы исследования — социологический опрос в виде анкетирования и выборочного неформализованного интервью. Эмпирической базой исследования является анкетный опрос учащихся 11-х классов средних школ г. Саратова.

Основная гипотеза исследования. Социальное настроение как отражение эмоционально-оценочных предпочтений человека, формируясь под влиянием внешних и внутренних факторов, оказывает непосредственное влияние на конструирование профессиональной идентичности.

Научная новизна диссертации. Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач анализа социального настроения в конструировании профессиональной идентичности старшеклассниковс авторских позиций проведен анализ социального настроения как социокультурного феномена в ситуации выбора профессиипо-новому раскрыто влияние активных элементов социального настроения на профессиональный выбор выпускниковданы новые авторские определения категорий профессии, профессионализма, социального настроенияполучены новые данные о профессиональных предпочтениях и профессиональной идентификации выпускников школразработана оригинальная исследовательская программа, сконструирован собственный инструментарий и проведено самостоятельное прикладное социологическое исследование по темеразработаны авторские рекомендации по совершенствованию профессиональной ориентации в школе.

Теоретические и методологические основы исследования. Диссертационное исследование опирается на традиции исследования профессии, профессиональной деятельности человека, связанные с анализом социального действия и представленные в трудах представителей структурного функционализма М. Вебера, Т. Парсонса, К.Халла. Данный подход позволяет рассмотреть выбор профессии как социокультурное явление. В диссертацию положены социологические принципы системно-структурного и социокультурного анализа профессии и социального настроения. Анализ количественной методологии как основы эмпирического исследования проводится с привлечением работ Г. С. Батыгина, П. В. Романова, В. А. Ядова. Кроме того, в диссертации анализируется и развивается дополнительность социологических и психологических подходов, которые вносят определенный вклад в методологический тезаурус социологической теории профессии и социального настроения.

Заключение

.

Выбор профессии выступает как социокультурный процесс, определяющий всю дальнейшую жизнь человека, не только профессиональную, но и брачно-семейную, и материальную и др. На профессиональный выбор человека оказывают влияние внешние факторы, включающие в себя окружающую действительность, и внутренние факторы, к которым мы относим и социальное настроение. Анализ влияния социального настроения как социокультурного феномена позволяет рассматривать детерминацию социальных действий человека с точки зрения воздействия на него системы прав, норм, ценностей, социальных ролей, социальных статусов, культурных, образовательных и профессиональных традиций и стереотипов. Механизмы профессионального самоопределения личности раскрываются при исследовании воздействия на нее социальной среды, при рассмотрении личности как элемента конкретной социальных структур, совокупности социальных функций и социальных ролей, выделения и изучения ценностных ориентации, социальных норм. С другой стороны, необходим анализ факторов, к которым относятся мотивы, потребности, цели, намерения, интересы и ожидания личности, которые как бы изнутри определяют поведение человека. Таким образом, выбор профессии представляет собой процесс взаимодействия человека с окружающим его миром и с самим собой.

Социальное настроение выступает в качестве фактора, способствующего процессу профессионального самоопределения, выбора жизненного пути, жизненной стратегии молодого человека. Социальное настроение определяется как целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой и населением, различными организациями и институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуемых (или нереализуемых) в практической деятельности.

Социальное настроение отражает особенности психической направленности, состояние духовной атмосферы в процессе какой-либо деятельности человека. В нашем исследовании такой деятельностью является профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных учреждений. В структуре социального настроения выделяют несколько уровнейсоциальное самочувствиеоценка и самооценка социального статуса, социального положения, социальной роли, социальный престижсоциальные ожидания и притязания, которые включают установки, ценности, жизненные ориентации, интересы, волюсоциальная позиция, включающая в себя мировоззрения, убеждения, жизнеощущения и оценку социального опыта.

В нашем исследовании мы изучали социальное настроение в ситуации выбор профессии выпускниками школ г. Саратова. Эмпирическое исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что социальное настроение является многомерным, динамичным образованием и оказывает непосредственное влияние на конструирование профессиональной идентичности у выпускников школ. Чем больше выпускник уверен в своих знаниях, способностях и чем выше у него самооценка и оценка социального положения в настоящей действительности, тем больше он идентифицирует себя с какой-либо профессией. Для того, чтобы стать профессионалом в выбранной профессии, надо представлять себе, что данная профессия потребует от человека и что она даст в будущем. Выпускники в полной мере не осознают того, что их ждет в будущем и ориентированы, прежде всего, на повышение социального статуса и материального благополучия. Для них не является основным фактором выбора профессии самореализация всех своих способностей и возможностей, они не заглядывают далеко в будущее и стать профессионалом не входит в их ближайшие цели.

Акт выбора профессии можно рассматривать как разрешение противоречия, сторонами которого являются субъективные предпочтения индивида и внешняя по отношению к нему социальная ситуация, определяющая возможности реализации этих предпочтений, то на формирование субъективных предпочтений индивида в ситуации выбора профессии оказывает влияние социокультурные факторы. Однако субъективные предпочтения человека не всегда совпадают с рыночными потребностями, что указывает на существующий дисбаланс между социокультурной и рыночной средой.

Данное исследование показало, что в целом социальное настроение выпускников можно назвать положительным, так как большинство выпускников думают о том, что их ждет в будущем и относятся к будущему с оптимизмом. Они считают, что все в их силах и не сваливают неудачи на неустроенность нашей реальности. Но надо иметь в виду, что на социальное настроение влияют социальные условия — экономические, духовные, политические отношения на всех уровнях жизни. Поэтому социальное настроение может меняться в одну или другую сторону.

Полученные результаты анализа влияния социального настроения на профессиональную идентичность выпускников школ могут найти широкую область применения при подготовке специалистов для профориентационной работы со школьниками и использованы в работе социальных служб, работающих в сфере занятости молодежи. Так как социальное настроение отражает срез актуальных знаний на данном этапе действительности, то на него можно воздействовать с целью изменения социального настроения в сторону, полезную для общества. Поэтому необходима профориентационная работа, которая поможет выпускникам лучше ориентироваться в сегодняшнем мире профессий, получать больше информации от профессионалов о существующих профессиях и о том, какие профессии необходимы и престижны для общества на данном этапе развития. На сегодняшний день исследования влияния социального настроения на общественную жизнь человека находятся на недостаточном уровне, и данное исследование является небольшой ступенью к пониманию такого социокультурного феномена как социальное настроение и его влияния на жизнь человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. — СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. 272 С.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.- Мысль, 1991. 302С.
  3. ЛЯ. Социология: исскуство задавать вопросы. М., 1998. 240 С.
  4. С.Н. Проблемы изучения образа жизни студенческой молодежи // Сб. Социальные проблемы образования. -Свердловск, 1991. С.44−50
  5. Американская социологическая мысль. Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А.Шюц. М.: Изд-во Московского университета, 1994.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977
  7. Г. М. Социальная психология М.: Аспект-Пресс, 1997. 376С.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности М.: Изд-во Мысль, 1976.158 С
  9. Е.С. Американская социология: традиции и современность.-Екатеринбург, Бишкек: Деловая книга, Одиссей, 1997.
  10. Ю.Батыгин Г. С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха, Вып. 3/94.- Тюмень-Москва. СЛО11. Бауман 3. Мыслить социологически. М. Аспект-Пресс, 1996. 256 С.
  11. Г. Природа профессии // Этика успеха, Вып. 3/94. Тюмень-Москва. С. 87
  12. П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. -М. Аспект-Пресс, 19%. С.75
  13. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии, № 2, 2001. С.74−85
  14. П.Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 544 С.
  15. В.Г. Социальная организация пространства М.: Наука, 1988. 192 С.
  16. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов.//Социс № 10,1997. С. 56−68
  17. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика: Пер. с англ. М.: Дело, 1991.
  18. Высшее образование в России. М., 1992. — № 3.
  19. Высшая школа в зеркале общественного мнения. (Обзор социологических исследований 1987−1988 г. г.).-М. 1989.
  20. В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный период) //Социс, № 1, 2002. С.96−105
  21. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера-М.: Политиздат, 1994. 366 С.
  22. Е .И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова Думка, 1988. 144 С.
  23. Е.И., Панина Н. В., Горбачик А. П. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС / Социология: 4 М, № 10,1998. С. 45−55
  24. М.Ю. Социокультурная мотивация в структуре социальной работы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов, 1998.
  25. ОТ. Выбор профессии как норма жизни / Проблема нормы и патологии: современный дискурсивные практики // Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Изд-во Саратовского медицинского университета, 2002. С Л 37−140
  26. О.Г. Профессиональный выбор старшеклассников. Саратов, СГТУ, 2002. С.94−99
  27. А.Н. Возможности использования человеком индивидуальных и социальных ресурсов в ситуации отсутствия работы. / Сб. Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М., 2000. С.341−349
  28. М.И. Общая и социальная психология М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999. 624 С.
  29. ЕЛ. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) //Психологический журнал, Т22, № 4, 2001. С.51−59
  30. Е.П. Психология профессионального маргинала в социально-значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал, Т.22, № 5,2001. С.69−78
  31. Ю. Система сопровождения профессиональной карьеры.// Человеческие ресурсы, № 1,1998. С.2−439.3нанецкий Ф. Исходные данные социологии / Американская социологическая мысль: Тексты. Под ред. В. И. Добренькова М.: Изд-воМГУ, 1994. С.62−77.
  32. Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал, № 2,1995. С.27−41
  33. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс, № 12,1998. С89−94
  34. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / Социс, № 3,2000. С.124−128
  35. Ю. Начало социологии. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: изд-во «Алетейя», 2000. 256 С.
  36. H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии, № 4, 2000. С.29−38
  37. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996. 142 С.
  38. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.- М., Изд-во МГУ, 1995. 224 С.
  39. Е.А. Психология профессионала. Москва-Воронеж, 1996.
  40. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода, Социс, № 1995. С.142−145
  41. А.И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы М.: Социум, 1999. 351 С.
  42. С.А. Проблема профессионального переобучения незанятых граждан // Управление социальными системами. Сб. научных статей по социологии. Саратов: СГТУ, 1999. С.21
  43. Д.Л., Хохлушкина Ф. А. Формирование социального поведения молодежи в сфере образования //Социологический журнал, № ¾, 1998. С. 22−42
  44. Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства// Социологический журнал, № 3,1997. С.92−122
  45. А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика// На Воробьевых. М., 1997. 208 С.
  46. В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. -М.: Высшая школа, 1990. 302 С.
  47. А. Дальние пределы человеческой псхики. Пер. с англ. Татлыдаевой A.M. СПб: Издат. группа «Евразия», 1997. 430 С.
  48. А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: Рефл-Бук, К. Ваклер, 1997. 304 С.
  49. А.В. Рыночные ориентиры студенчества.// Социс, № 12,1998. С.99−100
  50. Р.К. Образцы культурных целей и институциональных норм //Социс, № 2,1992. С.118−124
  51. Ю.В. Содержание жизненных ориентации различных категорий учащейся молодежи // Сб. Социальные проблемы образования, Свердловск, 1991. С. 85−99
  52. К.Х. Социум. Общество. История М.: Наука, 1994. 239 С.
  53. В.Б. Практическая психология для учителей М.: Онега, 1994. 272 С.
  54. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных системы / Американская социологическая мысль: Тексты. Под ред. Добренькова В. И. М: Изд-во МГУ, 1994. С. 448−464
  55. .Д. Общественное настроение М.: 1966. С.4
  56. Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение -М.: Высшая школа, 1990. 176 С.
  57. Л.Е. Динамика жизненных ориентаций учащейся молодежи: общее и особенное // Сб. Социальные проблемы образования, Свердловск, 1991. С. 99−108
  58. Петровский AJB. Быть личностью М.: Педагогика, 1990. 112 С.
  59. А.А. Состояние готовности к труду в условиях проблемной ситуации// Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. С Л 36−144.
  60. Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 С.
  61. В.В. Хозяйственная мотивация и типы рациональности// Социологический журнал, № гА9 1997. С. 183−200.
  62. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. 318 С.
  63. П.В. Трансформация профессионализма // Человеческие ресурсы., № 3,1998. С. 20−24
  64. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах М.: Институт социальной работы, 1997. С.270
  65. Л .Я., Айрапетова С .Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование? // Социс, № 5, 2000. С.81−89
  66. В.Я. профессионализм как категория педагогической науки // htф://www.edu.nsu.r^
  67. .Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль: Тексты. Под ред. Добренькова В. И. М.: Изд-во МГУ, 1994. С.30−45
  68. Н. Социология. М.: Феникс, 1998. 688 С.
  69. А. Процесс рождения новых профессии: социальная работа в США, 25. Великобритании и России // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. /Под ред. Ш. Рамон- Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. М. Аспект Пресс, 1997. С.105−120.
  70. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет, М.: Наука, 1994. 560 С.
  71. Социальная работа: методология, теория, технологии: Уч. пособие, в 2 частях Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 1998. 156 С.
  72. С .Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания, № 2, 2002. С.109−125
  73. М.Х. Жизненная ориентация как феномен сознания // Формирование молодежного сознания.- Таллинн, 1978. С.43−44
  74. Тихая-Тищенко И. Г. Социальная компетентность и ее роль в становлении профессиональной культуры // Сб. Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Барнаул, 1998. С. 112−125
  75. .Т., Харченко С. Социальное настроение.- М.: Academia, 1996. 196 С.
  76. .Т. Социальное настроение феномен современной социологической теории и практики // Социс № 1,1998. С. 21−35
  77. .Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 1998. 512 С.
  78. А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. -М: Научный мир, 1998. 204 С.
  79. Н. Профессиональный потенциал выпускников вузов // Человеческие ресурсы, № 1−2, 1999. С. 14−17
  80. X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. Пер. с нем./ Под ред. Величковского Б. М. М.: Педагогика, 1986.
  81. JI., Зиглер Д. Теории личности. С. 444.
  82. Человек и его работа. Социологическое исследование. М.: Мысль, 1967. 392 С.
  83. Человек и мир профессий//Издательство Уральского университета, Свердловск, 1990. 192 С.
  84. Г. А. Профессионализация// Российская энциклопедия социальной работы. Т.2. М.: Институт соц. работы, 1997. С.262−267.
  85. Т.Н. Социокультурный контекст социальной политики: перспектива нетипичности // Политическая культура в современной России: региональные, национальные и международные перспективы -Самара, 1997. С.30−43
  86. Энциклопедический социологический словарь. Под общ.ред. Осипова Г. В.// М.: Российская академия наук. Институт социально-политических исследований, 1995. 939 С.
  87. В .А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самарского университета, 1995. С .142
  88. В.Н. Социокультурные проблемы среды обитания // Человеческие ресурсы, № 4, 1998. С.12
  89. В.Н. Методология университетского социального образования // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия. Материалы Международного семинара. -Саратов, 2001.С.7−13
  90. В.Н. Образование как встреча культур // Культура. Власть. Идентичность /Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой. Саратов: Издательско-коммерческое предприятие «Волжский сад», 1999. С.265−276
  91. В.Н. Методология диссертационного исследования. В 2-х частях. Саратов: Издательство Поволжского межрегионального учебного центра, 2000.
  92. В.Н. Методология науки в эволюции культуры // Культура. Власть. Идентичность / Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой. -Саратов: Издательско-коммерческое предприятие «Волжский сад», 1999. С.218−227
  93. Ярская-Смирнова Е. Р Социальная работа в России: профессиональная идентичность. Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии // Сб. науч. статей. Саратов, 1999. С.92−102
  94. Bassis Michael S., Gelles R.J., Levine A. Sociology. An introduction/ Fourth edition. McGraw-Hill Inc., 1991. 632 P.
  95. Educational administration. Theory, Research, and Practice. 1991.
  96. Johns G. Organizational behavior. Understanding and managing life at work. Fourth edition/ HarperCollegePublishers, 1996. 632 P.
  97. Mullins L.J. Management and organizational behavior. Second edition. Pitman, 1992. P.301−302.
  98. Newstrom J.W., Keith D. Organizational behavior. Human behavior at work. Ninth edition. McGraw-Hill, Inc., 1993. 583 P.
Заполнить форму текущей работой