Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальный аспект формирования санитарно-гигиенической культуры студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. К числу проблем социального управления, стоящих перед высшей школой, относится формирование мотива-ционно-ценностного отношения будущего специалиста к своему здоровью. Учеба студентов, как и всякий труд, требует самых различных затрат ресурсов организма. Это и затраты умственной энергии, и нервов, и мускулов. Как добиться того, чтобы эти затраты были наиболее рациональными, чтобы… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Теоретико-методологические основания исследования состояния санитарно-гигиенической культуры в студенческой среде
  • Раздел 2. Структура факторов, определяющих содержание санитарно-гигиенической культуры
  • Раздел 3. Управление процессом формирования санитарно-гигиенической культуры студенческой молодежи в современных условиях

Социальный аспект формирования санитарно-гигиенической культуры студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. К числу проблем социального управления, стоящих перед высшей школой, относится формирование мотива-ционно-ценностного отношения будущего специалиста к своему здоровью. Учеба студентов, как и всякий труд, требует самых различных затрат ресурсов организма. Это и затраты умственной энергии, и нервов, и мускулов. Как добиться того, чтобы эти затраты были наиболее рациональными, чтобы хорошие и отличные отметки не сопровождались ростом хронического утомления и снижения работоспособности? Поискам путей решения этой проблемы были посвящены многие социологические и психологические исследования. И всё же до сих пор окончательных и конкретных ответов на них не найдено. Дело в том, что студенческая молодежь — это особая группа населения с характерными условиями жизни, учебы, деятельность которой становится всё более многообразной, нуждается в комплексном изучении состояния здоровья и разработке специальных программ и организационных мер, в которые входит не только сохранение и укрепление состояния здоровья студентов, но и воспитание у них потребности сознательного отношения к своему здоровью.

Актуальность темы

обусловлена и тем, что состояние здоровья студенческой молодежи постоянно ухудшается, поэтому оно стало не только медицинской, но и социальной проблемой. У большинства выявлены серьезные патологии в здоровье, обнаружены другие негативные тенденции, связанные с тем, что не уделяется внимание организации здорового образа жизни и формированию санитарно-гигиенической культуры студенческой молодежи. Эти факторы и валеологическое воспитание в целом рассматривается в качестве одного из важных ресурсов здоровья. Понятие здоровья в идеале необходимо рассматривать, как состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только, как отсутствие болезней и физических дефектов. Существуют десятки концепций, основанных на различных понятиях и определениях сущности здоровья. Появляются всё новые концепции и теории, но единой конструктивной системы, их объединяющей, до сих пор нет.

При соблюдении элементарных правил гигиены, отказе от вредных привычек, рациональном питании человек сможет сохранить здоровье на долгие годы. Поэтому огромную роль в формировании санитарно-гигиенической культуры играет пропаганда здорового образа жизни, чему в студенческой среде не уделяется достаточного внимания.

Диссертационная работа направлена на поиски ответа на главный вопрос: как добиться того, чтобы в процессе обучения в высшей школе молодой человек не только не терял ресурсы своего здоровья, а наоборот, их сохранял и пополнял. Ценность здоровья большинством людей осознаётся, когда оно во многом уже утрачено. До недавнего времени чрезмерно заботящиеся о своем здоровье считались себялюбцами и чудаками. Этому способствовало и то, что в нашей стране в прежние годы (советский период) был иной подход к организации здравоохранения (доступные санатории, бесплатное лечение, больничные листы и т. д.). В современных условиях положение изменилось. Здравоохранение в определенной мере стало зависеть от конъюнктуры рыночных отношений, что изменило мотивации в сознании и поведении, направленных на здоровье. Основная проблема состоит в преодолении существующего в настоящее время противоречия между потенциалом личностной санитарно-гигиенической культуры молодежи, уровнем общественного знания, культурного наследия в сфере деятельности, связанной с санитарно-гигиеническим образованием и санитарно-гигиеническим совершенствованием молодого человека, с одной стороны, и уровнем индивидуального знания студентов в этой области — с другой. Именно поэтому в настоящее время место санитарно-гигиенической культуры в системе культурных ценностей личности студента не соответствует ее значению в качестве одного из важнейших показателей общей культуры студенческой молодежи. Данная проблема требует постоянного внимания к себе социальной политики государства.

Для разработки такой политики необходимы комплексные исследования, которые должны обеспечивать государственные структуры наиболее полной и современной информацией, обеспечивающей решение задач по поддержанию здоровья населения и прежде всего молодежи, студентов. Исследование социальных аспектов формирования санитарно-гигиенической культуры предполагает отражение насущных проблем, связанных со здоровьем человека, экологией, соответствующими социальными нормами и ценностями, с тем чтобы удовлетворить интересы и потребности студентов необходимыми знаниями и навыками.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теории и методологии управления процессами формирования санитарно-гигиенической культуры населения последние годы стали объектом пристального внимания ученых различных областей знания. Но специальных работ социологического плана в этом направлении пока очень мало. В нашем исследовании используются работы по теории социального управления и методологии соответствующих исследований.1.

В качестве теоретико-методолгических оснований социологического исследования используются работы классиков социологии М. Вебера, Д. Гум-пловича, Э. Дюркгейма, Е. де Роберти, Г. Спенсера, а также — А. Вебера, ТАдорно. Из современных российских социологов можно указать на работы по социологии управления Н. С. Данакина, Л. Я. Дятченко, В. Н. Иванова, В. И. Патрушева.

Научные разработки данной проблемы рассмотрены следующими авторами: в работах по социологии C.B. Беляничева рассматривала «Социологиче.

См&bdquoнапример: Ансофф И. С. Стратегическое управление. — М., 1989; Барулин B.C. Социальная жизнь общества. — М., 1987; Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. — М., 1987; Генов Н. Тенденции и парадоксы социальной рационализации // Общественные науки и современность. — 1992. — № 6- Данакин Н. С., Дятченко Л. Я. Организационная технология. -Белгород, 1993; Дмитриев A.B. О социальной дезинтеграции и конфликте // Социологические исследования. — 1992. — № 10- Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — М. — Белгород, 1993; Килллен К. Вопросы управления. — М., 1981; Янг С. Системное управление организации. — М., 1972; Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М., 1982; Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. -М., 1980. ские аспекты социокультурных установок студенчества"1, Н. И. Курзанова «Ценностное сознание молодежи: сущность, структура, тенденция развития», 2 В. В. Папушина «Формирование ценностных стереотипов молодежи» и др. Вплотную к этой проблеме подошли Н. И. Новичкова в своей работе «Научное обоснование принципов гигиенической рационализации профессиональной подготовки подростков при интенсивных формах обучения» 4, В. Д. Гончаров «Физическая культура в системе деятельности» 5, Т. М. Можаева «Гигиеническое обоснование оптимизации обучения старшеклассников в современной общеобразовательной школе» 6, В. И. Ивлев «Теоретико-экспериментальное обоснование принципов системной организации гигиенических исследований» .7.

С медицинской точки эту проблему рассматривали следующие авторы: Д. М. Шапиро, Е. В. Андрюшина, A.C. Хайфа, E.H. Кутепов, А. Г. Ильин, А. Н. Зельдин.

В 20 — 30 гг. на формирование теоретических и социально-педагогических основ гигиенической культуры большое влияние оказали H.A. Семашко, Н. И. Подвойский, A.B. Луначарский. Рассматривая физическую культуру как огромное социальное и культурное завоевание, Н. А. Семашко неоднократно подчеркивал, что главной ее задачей является воспитание во всех отношениях.

См.: Беляничева C.B. Социологические аспекты социокультурных установок студенчества. — Дис.канд. философ, наук. — Саратов, 1996. — 160с.

2 См.: Курзанова Н. И. Ценностное сознание молодежи: сущность, структура, тенденция развития: (социолог, аспект). — Дис.канд. философ, наук. — Москва, 1993. — 190с.

3 См.: Попушина В. В. Формирование ценностных стереотипов молодежи. — Дис.канд. философ. наук. — Барнаус, 1992. — 158с.

4 См.: Новичкова Н. И. Научное обоснование принципов гигиенической рационализации профессиональной подготовки подростков при интенсивных формах обучения. -Дис.канд. медицин, наук. — Москва, 1996. — 190с.

5 См.: Гончаров В. Д. Физическая культура в системе деятельности. — Дис.канд. философ, наук. — Санкт, — Петербург, 1995. — 160с.

6 См.: Можаева Т. М. Гигиеническое обоснование оптимизации обучения старшеклассников в современной общеобразовательной школе. — Дис.канд. медицин, наук. — Москва, 1993. -160с.

7 См.: Ивлев В. И. «Теоретико-экспериментальное обоснование принципов системной организации гигиенических исследований. — Дис.канд. медицин, наук. — Алма-Ата, 1993. — 187с. здоровых членов нашего общества. К началу 30-х гг. относится начало проведения конкретных социологических исследований в области гигиенической культуры, рассматривающих факторы оздоровления народа. Научная продукция советских исследователей составляет более 5 тыс. наименований (работы Г. С. Деметера, А. Д. Новикова, П. С Стенового, В. И. Столярова, В А. Артемова, Г. И. Кукушкина, О А. Мильштейна, Ю А. Талалаева и др.). 90-е годы характерны оживлением социокультурной проблематики в российской социологии. В основном разрабатываются следующие проблемы этого направления: динамика ценностных ориентаций молодежи, 1 методологические проблемы разработки.

•л социокультурных технологий в области формирования и укрепления здоровья. Несмотря на то, что вопросы валеологического воспитания и образования в них отражены недостаточно, сегодня сложились теоретические предпосылки к практической интеграции структурно-функционального и социокультурного подходов для разработки категориальных и методологических основ исследования процессов формирования санитарно-гигиенической культуры студенческой молодежи.

Объектом диссертационного исследования выступают факторы мотивации сознания и поведения студентов, направленные на приобщение их к здоровому образу жизни, сохранению и улучшению своего здоровья.

Предметом исследования является социальный аспект процесса формирования санитарно-гигиенической культуры студенческой молодежи.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении факторов, определяющих реальное состояние санитарно-гигиенической культуры студен.

См. например:. Носова Л. Б. Динамикаценностных ориентаций: анализ, результатов эмпирического исследования. //Социологические исследования. — 1994. — № 2. См.: Данакин Н. С. Теоретические и методологические основы проектирования технологий социального управления. — Белгород: Центр социальных технологий, 1996; Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами, — Белгород, Центр социальных технологий, 1993; Котельников Г. А. Социолого-синергетический подход к разработке социальных технологий. // Российский журнал социальной работы, — 1995 — № 2. тов и разработке методов управления деятельностью по приобщению их к здоровому образу жизни.

Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:

• разработать систему методов исследования состояния санитарно-гигиенической культуры в студенческой среде;

• исследовать особенности факторов, определяющих мотивацию сознания и поведения студенческой молодежи к сохранению и улучшению своего здоровья;

• выявить и проанализировать специфику управления процессами формирования санитарно-гигиенической культуры студентов в современных условиях;

• определить направления технологизации воспитательной работы со студентами в целях повышения уровня их готовности к овладению основами санитарно-гигиенической культуры и выполнению требований по укреплению своего здоровья.

Основными гипотезами диссертационного исследования являются:

1. Определяющее воздействие на уровень санитарно-гигиенической культуры, формирование здорового образа жизни студентов оказывает система объективных и субъективных факторов, важнейшими из которых являются:

• социально-экономические характеристики семей студентов: состав семьи, материальное положение и жилищные условия, уровень образования и общей культуры членов семьи;

• характер и тип семьи в зависимости от степени приобщения к здоровому образу жизни;

• характер и эффективность пропаганды ценности здорового образа жизни и физической культуры, распространение санитарно-гигиенических знаний как в ходе учебного процесса, так и с помощью средств массовой информации.

2. Процессы формирования здорового образа жизни студентов можно исследовать путем изучения сознания и поведения студентов по следующим направлениям:

• путем изучения образа жизни отдельных студентов, их знаний, умений, навыков, ценностных ориентации, мотиваций, потребностей, интересов, связанных с вопросами сохранения их здоровья;

• путем соотнесения знаний, индивидуального опыта и деятельности студентов по заботе о собственном здоровье, реальным состоянием их здоровья;

• путем изучения социокультурных ориентаций референтных социальных групп, на которые ориентированы студенты.

Методы исследования. В процессе исследования использованы методы сравнительного, структурно-функционального, статистического, системного анализа. При эмпирическом изучении формирования санитарно-гигиенической культуры студенческой молодежи применяются методы: изучение документов, наблюдение, стандартизированное и углубленное интервью, массовый анкетный опрос студентов, экспертный опрос, имитационно-игровые методы. Анализ полученных данных осуществляется с использованием методов корреляционного и факторного анализа, использованием других количественно-качественных методик.

Теоретико-методологические основы и эмпирическая база исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области философии, социологии, валеологии, медицины, в которых рассматривается с различных исследовательских позиций и под разными углами зрения социокультурная сторона различных явлений, происходящих в среде студенческих коллективов. Наибольшее значение для диссертационного исследования имеют работы таких социологов как: Г. С. Батыгин, Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, А.Г. Здравомы-слов, А. И. Ковалева, Т. Н. Кухтевич, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядоввалеологов: И. И. Брехмана, М. Я. Виленского и А. Г. Горшкова, В. П. Зайцева, В. П. Казначеева,.

Г. А. Кураева, Е. В. Мостковой и В. А. Лищук, работы которых указаны в списке использованной литературы.

Эмпирической базой исследования послужили результаты социологических опросов в учебных заведениях Белгорода и Воронежа в 1995 -1998 гг., а также самостоятельные исследования, осуществленные автором в Белгородской государственной технологической академии строительных материалов, Белгородском государственном университете и Белгородской государственной сельскохозяйственной академии. При сборе и анализе социологической информации использовались методы:

• анкетного опроса, проведенного среди студентов ВУЗов г. Белгорода (общий объем выборки 815 человек);

• интервьюирования (в качестве объекта данного вида исследования выступили группы студенческой молодежи из числа подвергшихся ранее анкетному опросу);

• контент-анализа тематических сочинений студентов;

• экспертных оценок (в качестве экспертов выступили специалисты в области социологии, психологии и педагогики, валеологии);

• системного анализа материалов статистики.

Научная новизна исследования состоит:

• в обосновании системы методов диагностики санитарно-гигиенической культуры в студенческой среде средствами социологии;

• в выявлении особенности факторов, определяющих содержание санитарно-гигиенической культуры молодежи;

• в разработке модели технологизации управления процессами формирования санитарно-гигиенической культуры студентов технического вуза.

Научно-практическая значимость результатов исследования обусловлена прежде всего необходимостью совершенствования современного образовательного процесса в связи принятием новой национальной доктрины образования, которая определяет его развитие на ближайшие 15 — 20 лет. Соответственно теоретико-методические и эмпирические результаты диссертационного исследования могут быть учтены и использованы:

• в деятельности органов управления образовательным процессом средних и высших учебных заведений;

• в воспитательной работе со студентами в целях повышения уровня их готовности к овладению основами санитарно-гигиенической культуры и выполнению требований по укреплению своего здоровья;

• в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла и валеологии, направленном на осознание студентами социальной значимости здорового образа жизни;

• в использовании социальных технологий по приобщению студентов к активной общественной и учебной деятельности во взаимосвязи с профилактическими оздоровительными мероприятиями, занятиями физкультурой и спортом;

• в повышении степени заинтересованности руководства ВУЗов в укреплении здоровья, физической подготовленности студентов, повышении уровня их санитарно-гигиенической культуры.

Апробация работы. Материалы и результаты диссертационного исследования, вытекающие из него теоретические выводы и практические рекомендации апробированы: • в докладах на Международной научно-практической конференции «Технологии социального управления «(Белгород, апрель 1996) — на секции социально-экономические и культурологические факторы и условия энергои ресурсосбережения Международной конференции «Промышленность стройматериалов и стройиндустрия, энергои ресурсосбережение в условиях рыночных отношений «(Белгород, октябрь 1997);

• в выступлениях на методических семинарах кафедры социологии, валеоло-гии и физического воспитания Белгородской государственной технологической академии строительных материалов;

• публикаций по теме диссертации следующих работ:

Социальный аспект формирования санитарно-гигиенической культуры студенческой молодежи // Технологии социального управления (Материалы Международной науч.-практической конференции). Часть III. — Москва — Белгород: Центр социальных технологий, 1996. — С. 117 — 118.

Специфика факторов, определяющих содержание санитарно-гигиенической культуры студентов // Социология управления и духовной жизни: Сб. науч. трудов. Выпуск II. — Белгород: Центр социальных технологий, 1997.-С. 87−90.

Соотношение биосоматической, психофизиологической и социальной составляющих в формировании социально-гигиенической культуры личности // Социология управления и духовной жизни: Сб. науч. трудов. Выпуск III. -Белгород: Центр социальных технологий, 1998. — С. 183 — 185.

Социально-гигиеническая культура молодежи // Здоровье человека и профилактика заболеваний: Уч. пособие / Под ред. В. П. Зайцева. — Белгород, БОЦМП, 1998. — С. 117 — 124.

Диагностика и прогнозирование состояния санитарно-гигиенической культуры студенческой молодежи // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Сб. науч. трудов. Выпуск 1- Белгород: БелГТАСМ. 1999. — С. 116−118.

Формирование ориентации на сохранение здоровья у студенческой молодежи // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Сб. науч. трудов. Выпуск И. — Белгород: БелГТАСМ, 1999. — С.114 — 119.

Социальные факторы, влияющие на формирование валеологических знаний студентов // Валеологическое воспитание и образование населения: Меж.

13 дународный научно-методический сб. / Отв. ред. В. П. Зайцев. — Белгород: РАЕН, БелГТАСМ.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социологии Белгородской государственной технологической академии строительных материалов и кафедре социальных технологий Белгородского государственного университета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для понимания существа проблемы необходимо учитывать влияние социокультурного фактора, который прямо или косвенно определяет как мотивацию, так и сам процесс функционирования санитарно-гигиенической культуры в студенческой среде, её механизмы и закономерности. Социокультурный фактор является тем стержнем, вокруг которого вращаются основные элементы са-нитарногигиенического процесса: физическое совершенствование, здоровый образ жизни. Субъект того и другого — студенческая молодежь (её сознание). Рассматривая содержательную сторону санитарногигиенической культуры и влияние на неё социокультурного фактора в свете имеющихся в отечественной и зарубежной научной литературе наработок, мы сосредоточили внимание на конструировании такой модели познания санитарногигиенической культуры, которая позволила бы выйти на прикладное социологическое исследование. В результате сделан шаг в направлении от теоретического, преимущественно умозрительного изучения санитарно-гигиенической культуры, в частности, в сфере знаний о факторах, к сбору и анализу составляющих его содержательную сторону социальных факторов, т. е. изучению её эмпирики.

Социокультурный фактор многолик и многоаспектен, но его общим знаменателем является мотивация студентов к санитарно-гигиенической культуре. При этом влияние социокультурного фактора в современных условиях неоднозначно: он может усиливать или ослаблять санитарногигиенические процессы, направлять их в ту или другую сторону. В силу того мировоззренческого, ценностно-ориентирующего значения, которое имеет санитарно-гигиеническая культура, это может положительно или отрицательно сказываться на характере социальной деятельности людей в масштабах достаточно крупных общественных систем. Санитарно-гигиеническая культура фактически связывает воедино такие обособленные и специализированные ныне духовно-практические сферы, как познавательная, ценностная и деятельностно-волевая.

Созданные групповые ценности оказывают влияние на индивидов, способствуют развитию личности и формированию социокультурных установок, имеющих тройственную структуру, включающую когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие, которые определяют ориентацию и поведение индивида.

Происходящие в обществе преобразования требуют корректировки социальной политики. Она должна быть ориентирована на своевременные и упреждающие меры, которые призваны обеспечить её действенность и соответствие задачам управления процессами формирования санитарно-гигиенической культуры и соответствующих изменений в общественном сознании. Это поможет обеспечить социально-прогностическую функцию и социально-аналитические качества общественного сознания, его способность оценивать характер и направление происходящих перемен, его способности адекватно реагировать на жизнь общества. Прежде всего это касается сознания молодёжи.

Первоочередной задачей в процессе формирования санитарно-гигиенической подготовки молодёжи должно быть ее общее социальное развитие, направленное на адаптацию в существующей переходной обстановке, включение молодёжи в реформационные процессы. Общая социальная подготовка, обеспечивающая достаточно пассивное, но все же эффективное включение молодёжи в социальную структуру, является начальным этапом специальной социальной подготовки, которая призвана обеспечить уже активное включение молодёжи в социальные процессы.

Выполнение этой задачи могут обеспечивать организации и структуры, имеющие возможность осуществления систематического и достаточно длительного социального образования в рамках представленного на подобные цели учебного времени. Это прежде всего учебные заведения различных видовот дошкольных до послевузовских, учебно-производственных и социально-реабилитационных.

Проблема нехватки средств, выделяемых на образовательные программы, равно как и малая эффективность традиционного подхода к гуманитарной подготовке молодёжи, не позволяет перевести ее на качественно более высокий уровень социальной подготовки. Ограничения, налагаемые на систему образования, вынуждают искать нетрадиционные пути развития социальнообразовательной деятельности в существующих учебных программах путем создания авторских, новаторских курсов.

Поиск путей социальной подготовки вузовской молодежи обусловлен рядом факторов. Среди них, кроме уже отмеченных, выделяется достаточно высокая степень свободы ВУЗовских работников в деле поиска, разработки и внедрения в учебный процесс новаторских форм общей и специальной гуманитарной подготовки будущих специалистов. К сожалению, их старания, зачастую, наталкиваются на инерции традиционных подходов и устаревших концепций гуманитарного образования, многие из которых создавались в предшествующий период нашей истории и носили приспособительный характер.

В тоже время именно высшая школа обеспечивает возможность целенаправленного, систематического, творческого и научно обеспеченного образования и развития молодежи, подготовки кадров специалистов для сферы производства и управления. Санитарногигиеническая подготовка молодежи осуществляется в единстве с другими видами передового, развивающего профессионального образования, может и должна способствовать формированию всесторонне образованного специалиста. Универсальность полученной подготовки является характеристикой и требованием управленческой подготовки, и условием ее успешного получения. Только на стыке управленческих аспектов учебных дисциплин формируется общая «универсальная ориентация» специалиста и его универсальная квалификация. Проблема формирования высокой мотивации к санитарно-гигиеническому, социальному образованию и саморазвитию может быть решена преимущественно в комплексе с проблемой преодоления антигуманитарной установки молодёжи.

Проведенное социологическое исследование подтвердило важность проблемы сохранения здоровья студентов, чрезвычайно остро стоящей перед современной высшей школой. Сравнение результатов исследований, проведенных в вузах Белгорода, с данными исследований в Воронеже подтверждает глобальность проблемы.

Не подлежит сомнению, что состояние здоровья студентов зависит от множества объективных и субъективных факторов, подавляющее большинство которых являются составляющими санитарно-гигиенической культуры.

Далеко не у всех студентов сформировано четкое отношение к своему здоровью. Практика показывает, что у молодых людей, осознающих значение состояния своего здоровья вне зависимости от различных объективных факторов, наблюдается гораздо меньше заболеваний, чем у ещё не осознавших этого. Таким образом, одним из аспектов, оказывающих воздействие на состояние здоровья студентов, является четко выраженная его оценка, роль в жизни человека. Система валеологического воспитания, получившая широкое распространение в современных высших учебных заведениях, оказывает большое влияние на формирование мотивационно-ценностных отношений студентов к своему здоровью, совершенствует и систематизирует имевшиеся ранее знания, направленные на физическое и психологическое совершенствование молодого человека.

Результаты социологического исследования, связанные с изучением уровня санитарногигиенической культуры, свидетельствуют о слабой подготовленности большинства студентов-первокурсников по вопросам гигиены и здорового образа жизни. Следовательно, этим вопросам не уделялось должного внимания в семье, средней школе. Система образования вузов должна это учитывать и организовывать работу по ликвидации пробелов в данной сфере. Результаты такой работы в ряде вузов уже видны (БелГТАСМ), о чем свидетельствуют данные анкетирования и интервьюирования среди студентов старших курсов. Большая часть старшекурсников не только осознала необходимость бережного отношения к своему здоровью, но и старается соблюдать условия, способствующие его сохранению на долгие годы.

Особое внимание необходимо уделять формированию осознания ценности здоровья, акцентируя внимание на том, что сохранение здоровья важно не только для каждой личности в отдельности, но и для общества в целом, что от трудоспособности населения, в частности, квалифицированных специалистов, зависит материальное и духовное благополучие всего государства.

Опасение вызывает большое количество факторов, пагубно влияющих на здоровье студентов, заложенных в самой системе высшего образования. Поиск путей по выходу из сложившийся ситуации должен стать основной целью последующих исследований в намеченном направлении. В качестве первоочередных задач таких исследований мы склонны усматривать:

— Дальнейшую разработку и совершенствование исследовательских методик и инструментария;

— Разработку методов количественного измерения степени влияния сани-тарногигиенической культуры на деятельностно-поведенческую сферу студента;

— Разработку методов факторного анализа степени влияния санитарногигиенической культуры на данную сферу;

— Теоретическую и практическую разработку методов изучения соотношения различных уровней санитарногигиенической культуры;

— Разработку и апробирование методик мониторингового исследования динамики санитарно-гигиенических процессов.

Вместе с тем, мы считаем возможным и необходимым уже на основании данного диссертационного исследования сформулировать некоторые рекомендации, непосредственно касающиеся процесса профессиональной подготовки студента. Данные рекомендации относятся к социально-гуманитарной стороне образовательного процесса: их суть заключается в необходимости корректировки соответствующих учебных программ и материалов в сторону усиления аспекта изучения и осмысления будущими специалистами социальной, культурной роли и функций собственной профессиональной деятельности. В этих целях следует предусмотреть реализацию комплекса практических мер. К ним, по нашему мнению, следует отнести:

1. Включение в учебные планы ВУЗов спецкурсов по санитарно-гигиенической культуре;

2. Внедрение соответствующих учебных курсов в систему переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава (как технического, так и гуманитарного профиля) ВУЗов России;

3. Организацию молодёжных мероприятий, способствующих формированию активной жизненной позиции, направленной на сохранение здоровья;

4. Организацию учебно-воспитательного процесса в средней школе и средних специальных учебных заведениях с включением элементов валеоло-гии;

5. Организацию работы медицинских служб, направленной на своевременное выявление и профилактику заболеваний;

6. Рациональную организацию рабочего дня студента;

7. Разработку методики релаксационных мероприятий для студентов в рамках ВУЗов;

8. Обеспечение студентов доступным и качественным питанием;

9. Активную пропаганду и популяризацию основных идей в средствах массовой информации, создание в этих целях специальных циклов радиои телепередач для молодёжи, издание популярных журналов, проведение специальных викторин и конкурсов.

10. Создание научно-исследовательских центров по изучению состояния санитарно-гигиенической культуры в различных социальных группах, предназначенных для мониторинга, анализа собранной информации, создание научно-методической основы для эффективного внедрения в жизнь каждой социальной ячейки мер, направленных на сохранение и улучшение здоровья каждого индивида. Такие центры должны создаваться на местном, региональном и федеральном уровнях.

Подводя итоги, следует подчеркнуть следующее: санитарногигиеническая подготовка, как часть общей социальной подготовки, является важнейшим условием социального и духовного развития личности. Она обеспечивает готовность молодёжи к активной социальной деятельности и включенность в социальные процессы современного общества. Отношение к санитарногигиенической культуре претерпело в целом за последние годы серьёзные изменения. Она рассматривается как необходимый атрибут современного общества и индивидуального сознания. Исходя из такой постановки вопроса, в диссертации представлены концептуальная теоретикометодологическая модель исследования влияния социальных аспектов на формирование санитарногигиенической культуры, здорового образа жизни и некоторые результаты осуществленных нами эмпирических исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. — 298 с.
  2. Адо А. Д. Методологические принципы построения современной теории патологии // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. М.: Медицина, 1975 — С. 94 — 136.
  3. Актуальные проблемы социологии управления (Материалы «Круглого стола») // Социологические исследования. 1998. — № 2. — С. 98 — 107.
  4. O.A. Комплексная программа здоровья. М.: Медицина, 1988.-96 с.
  5. П.П. Формирование здорового образа жизни населения как социальная технология // Технологии социального управления (Материалы Междунар. науч.-практ. конф. в г. Белгороде 21−22 апреля 1995 года). -Часть II. Москва — Белгород, 1995. — С. 123 — 124.
  6. М.Н. Раздумье о здоровье. 3-е изд., доп. перераб. М.: Физкультура и Спорт, 1987. — 63 с.
  7. Г. Я. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья СПб: Наука, 1993. — С. 49 — 60.
  8. .Г. О психологических эффектах социализации. М.: Наука, 1988.- 144 с.
  9. Г. М. Социальная психология: Учебн. для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
  10. С.Ф. Духовные ценности: Производство и потребление. М.: Центр, 1998.- 157 с.
  11. Ц.Г. Культура и цивилизация: Проблемы теории и истории // Вестник истории мировой культуры. М.: Наука, 1961. — 296 с.12
Заполнить форму текущей работой