Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды социализации и ее агенты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивид заинтересованно относится к окружающему миру и собственной личности, ни на минуту не прекращает сложную душевную работу, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Со временем он обретет собственный опыт участия в социальных отношениях. Человек подмечает все, что происходит вокруг. Он постоянно сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, незапланированными событиями, ситуациями… Читать ещё >

Виды социализации и ее агенты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование личности человека на протяжении всей его жизни. Условно ее можно представить в виде нескольких сфер, влияющих на ход социализации индивида с разной интенсивностью (рис. 7).

Среды формирования личности.

Рис. 7. Среды формирования личности.

Первичная среда формирования личности включает значимых для человека людей: родителей и других членов семьи, воспитателей, всех, кто относится к его ближайшему окружению. Эти люди в первые годы жизни человека выступают для него «полномочными представителями» общества. Позже их круг расширяется: учителя, тренеры, друзья, одноклассники. Этих людей называют агентами первичной социализации.

Первичная среда в течение всей жизни человека воспринимает и оценивает его прежде всего с точки зрения личных статусов, неформально. Она оказывает огромное влияние на становление и развитие личности и во многом определяет круг интересов и потребностей индивида, его взгляды и ценностные ориентации. Особенно велика в этом роль семьи, которая формирует нравственные качества, создает условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков индивида.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни человека, хотя имеет значение и позднее. Наоборот, вторичная социализация происходит в зрелом возрасте, когда люди приобретают социальные статусы, осознанно и самостоятельно вступают во взаимоотношения с государством и армией, трудовым коллективом и политическими партиями, общественными организациями и средствами массовой информации. В этот период неизбежны изменения во взглядах человека на жизнь. Ему приходится работать над своим характером, повышать профессиональную квалификацию. Этот процесс в социологии имеет также название ресоциализации. Люди и организации, которые влияют на вторичную социализацию индивида, называются агентами вторичной социализации. Они образуют вторичную среду социализации и чаще всего воспринимают человека как носителя формального социального статуса. Их влияние может быть не только непосредственным, но и опосредованным.

Мы «знакомимся» с государством чаще опосредованно: через восприятие и оценку общей политической ситуации в стране, наблюдая по телевизору за деятельностью депутатов, изучая законы. А непосредственно вступаем с ним во взаимодействие, принимая участие в политических выборах, референдумах, работая в государственных органах управления.

В основе концепции первичной и вторичной социализации лежит идея Ч. Кули о первичных (состоящих из знакомых людей) и вторичных (складывающихся из незнакомых людей) группах. Первичные группы строятся на основе неформальных отношений, регулируемых людьми межличностных связей. Наоборот, в основе формальных групп лежат официальные документы, определяющие все стороны их деятельности. В соответствии с этим деятельность агентов первичной социализации называют неформальной, а деятельность агентов вторичной социализации — формальной.

Агенты социализации могут преднамеренно планировать и осуществлять этот процесс, сознательно и целенаправленно выстраивая свои отношения с личностью. При этом личности передаются знания и поведенческие навыки, сообщаются критерии оценок различных поступков. Для того чтобы социализировать личность, общество предпринимает значительные усилия. Однако этот процесс не всегда подлежит планированию и контролю: жизнь человека невозможно и не нужно детально организовывать, так как «в большинстве случаев мы сами желаем именно того, что общество ждет от нас. Мы хотим подчиняться правилам. Большинству из нас ярмо общества не слишком трет шею…»[1].

В то же время, отмечая огромную роль общественных установок и норм в индивидуальном развитии личности, известный социолог 3. Бауман подчеркивает: «Неверно заключение, будто развитие личности путем обучения и воспитания — это пассивный процесс и будто эту работу делают другие, и только они, напичкивая ребенка всякими предписаниями и —- с помощью кнута или пряника — уговаривая и заставляя послушно следовать им. На самом деле все обстоит иначе. Ребенок как личность формируется во взаимодействии со средой. Активность и инициатива характерны для обеих сторон этого взаимодействия»[2].

Индивид заинтересованно относится к окружающему миру и собственной личности, ни на минуту не прекращает сложную душевную работу, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Со временем он обретет собственный опыт участия в социальных отношениях. Человек подмечает все, что происходит вокруг. Он постоянно сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, незапланированными событиями, ситуациями, требующими нестандартных решений, не предусмотренных школьными и вузовскими учебными программами. Это тоже социализация, но она называется непреднамеренной, осуществляется стихийно и нецеленаправленно. Функции агента социализации выполняет сама жизнь.

Между этими двумя видами социализации может не быть смыслового единства: в ходе преднамеренной социализации человеку внушается одно, а жизнь учит другому. В этом случае человек в большей степени будет руководствоваться своим опытом, он может критически относиться к предложениям общества, самостоятельно осуществлять поиск соответствующего его интересам и потребностям круга общения. К сожалению, в ходе этих действий не всегда усваивается положительный социальный опыт. Личность под воздействием социума может не только развиваться, но и разрушаться, например, под воздействием алкоголя или наркотиков. Этот процесс в социологии получил название десоциализации.

Индивид и общество «заинтересованы» друг в друге. Процесс социализации одинаково важен для каждого из них. Значение социализации для личности определяется тем, что человек получает возможность активно строить отношения с обществом, реализовать себя и стать его полноправным членом. Значение социализации для общества состоит в том, что на ее основе осуществляется самовоспроизводство общественной жизни, новые поколения усваивают ценности, традиции, опыт, знания предыдущих поколений.

  • [1] Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996.С. 89.
  • [2] Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996. С. 33.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой