Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модернизация России: Синергетические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что процессуальные аспекты социума постоянно находятся в центре внимания социально-гуманитарных знаний, многие социальные кризисы (бифуркации) оказались совершенно неожиданными, причем в рамках традиционных научных подходов для структурных перестроек не удается найти разумные объяснения. Актуальные исторические события в современном мире и особенно в России показали в научном… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СИНЕРГЕТИКА КАК НОВАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА
    • 1. 1. Кризис классической парадигмы социальных наук
    • 1. 2. Методологические идеи социальной синергетики
  • 2. СРЕДА И САМООРГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
    • 2. 1. Трансисторические структуры российского социума
    • 2. 2. Модернизация России как катастрофическая перестройка

Модернизация России: Синергетические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется методологической и теоретической ситуацией в современном отечественном обществоведении, которое до недавнего времени развивалось преимущественно в рамках линейной парадигмы (1), репрезентирующей социальную эволюцию как одновариантное и безальтернативное изменение. Традиционные методы и концепции, основанные на образцах классической социологии, недостаточно адекватны для объяснения катастрофических перестроек в сложных социальных системах.

В российском историческом процессе современная эпоха ознаменовалась не только торжеством квазинаучных утопий и мифологий, но и беспрецедентным социальным экспериментированием, которое вопреки логическим расчетам и прогнозам обернулось неожиданными катастрофами как в начале, так и в конце 20 века. Исторический опыт убедительно показал, что монокаузальное мышление в истории и политике чревато непредсказуемыми катаклизмами. В этом контексте изучение проблем социальной динамики становится одной из наиболее актуальных задач современной социологической науки.

Несмотря на то, что процессуальные аспекты социума постоянно находятся в центре внимания социально-гуманитарных знаний, многие социальные кризисы (бифуркации) оказались совершенно неожиданными, причем в рамках традиционных научных подходов для структурных перестроек не удается найти разумные объяснения. Актуальные исторические события в современном мире и особенно в России показали в научном плане методологическую ограниченность существующих теорий социальной динамики. Это, в свою очередь, требует новых нетривиальных подходов для адекватного осмысления происходящих социально-политических изменений и для достоверного прогнозирования будущих событий. Новые концептуальные возможности открывает системно-синергетическая методология, которая характеризуется стремлением перейти от прежних упрощенных, узкоспециализированных подходов к комплексным, междисциплинарным. Синергетика как трансдисциплинарная парадигма, интегрирующая теорию диссипативных структур, теорию хаоса, нелинейную динамику и теорию катастроф, предполагает не только серьезное изучение внутренних закономерностей и случайностей социальной системы, но и всестороннее исследование её внешних взаимосвязей, в том числе с природными факторами.

Одним из способов воздействия на выбор пути социальной эволюции является политика государства, которому приходится взаимодействовать с различными внутренними и внешними структурами, детерминирующими базовую конфигурацию социальной динамики. Взаимосвязь экологических, социальных и политических процессов имеет столь сложную природу, что для её анализа необходимо привлечение как системно-синергетической методологии, так и методов исторической Школы «Анналов», которая акцентирует внимание на изучении долговременных, конъюнктурных и временных структур. Катастрофическая перестройка российского социума в начале 20 века произошла в результате не только актуальных событий (войны), но и долговременных факторов, в частности догоняющей модернизации, которая имела весьма сложное нелинейное взаимодействие с трансисторическими структурами.

Модель длинных волн открывает широкие методологические возможности для исследования, позволяющие проследить генезис и эволюцию комплекса долгосрочных исторических тенденций и явлений, которые генерируют в социуме дискретные колебания и отклонения. Флуктуации, скачки в динамике переменных социетальной системы в целом вызываются не только внутренними, но и внешними детерминантами, действие которых может быть случайным, спорадическим, что усиливает вероятностный характер общественного развития.

С точки зрения синергетики эволюция социетальной системы предстает как многовариантный исторический процесс, для которого характерно чередование стадий эволюции и бифуркации. Если на этапе детерминированного развития социума доминируют закономерные взаимодействия трансисторических структур, то в период бифуркации основную роль играют стохастические факторы, в том числе сознательные и бессознательные действия различных акторов.

В принципе деятельность человека предопределена макропроцессами, которые происходят в глубинах природно-географических и материально-экономических структур, но в момент катастрофической перестройки общества отдельная личность, особенно харизматическая, может проявить творческую свободу и оказать кардинальное воздействие на исторический процесс.

Системно-синергетический подход позволяет не только описать трансисторические структуры российского социума, но и объяснить механизмы его самоорганизации в процессе догоняющей модернизации.

Синергетика, или теория самоорганизации, — одно из наиболее содержательных и многообещающих направлений в современной науке. Синергетика как наука о сложном исследует процессы самоорганизации и нелинейные изменения, возникающие в различных системах в результате тонкого взаимодействия хаоса и порядка. Под влиянием случайных флуктуаций сложные открытые системы становятся неустойчивыми и могут благодаря хаосу перейти в качественно новое состояние.

Подобные изменения в природе и обществе носят универсальный характер, и исследованию проблематики эволюционных и кризисных (бифуркационных) процессов посвящен значительный корпус научной и научно-популярной литературы. Анализируя данную литературу, можно выделить ряд направлений в синергетической парадигме.

Брюссельская школа И. Пригожина (2, 3, 4) разрабатывает теорию диссипативных структур, основываясь на процессах самоорганизации в физико-химических системах. Затем принципы неустойчивости и бифуркации были распространены на широкий класс явлений в физике, молекулярной биологии, процессов эволюции в биологии и социологии. В философском плане И. Пригожин и И. Стенгерс провозглашают новый диалог человека с природой, учитывая нестабильность как фундаментальный атрибут Универсума.

Школа Г. Хакена (4, 5) в Штутгарте объединяет международную группу ученых вокруг издательства «Шпрингер», которая исследует процессы самоорганизации в различных системах. В своих исследованиях Г. Хакен делает попытку интегрировать в теории хаоса, названной им синергетикой, явления, относящиеся к сфере биологической эволюции, онтогенеза, экономики и политической науки.

Теория катастроф, которая изучает скачкообразные изменения, возникающие при плавных изменениях значений параметров, развивается в работах В. И. Арнольда (7), Т. Постона и И. Стюарта (8), Дж. Томпсона (9). Среди отечественных исследователей выделяется школа А. А. Самарского и С. П. Курдюмова (10), которая разрабатывает теорию самоорганизации на базе вычислительного эксперимента и математического моделирования.

Концепция универсального эволюционизма, развиваемая Н. Н. Моисеевым (11), основное внимание уделяет проблемам коэволюции человека и природы. В ряде статей ученого с позиций синергетики анализируется проблема единства естественнонаучного и гуманитарного знания (12), рассматриваются возможные варианты модернизации российского социума (13), дается критический анализ ограниченности классического рационализма и новых научных возможностей современного рационалистического миропонимания, инкорпорирующего синергетические представления и идеи (14).

Категории и понятия теории самоорганизации становятся предметом все более широкого философского осмысления. Например, в работе (15) коллектива авторов мировоззренческие и метафизические проблемы синергетики исследуются в контексте глобального эволюционизма. Причем механизмы самоорганизации анализируются с точки зрения единства их проявления в биологической и социокультурной областях. Мировоззренческие и методологические следствия синергетики изложены в книге Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмова (16). Оригинальная статья (17) этих же авторов посвящена философско-методологическому обсуждению нелинейных процессов.

Успехи синергетики и теории катастроф в изучении процессов самоорганизации в сложных системах, как природных, так и социальных, способствовали утверждению новой научной парадигмы. Сегодня синергетика оказывает все более заметное влияние и на методологию социальных и гуманитарных наук,.

В частности, развивается такой подход, как синергетика исторического процесса (18). Здесь теория самоорганизации применяется для исследования процессов эволюции индивидуального и общественного сознания, социального прогресса, антропогенных кризисов и культуры, которая трактуется как комплексный антиэнтропийный механизм. Нелинейное мышление, таким образом, становится характерной чертой современной методологии исторической науки. Используя такие синергетические понятия, как бифуркация, аттрактор, устойчивость и неустойчивость, Г. Г. Малинецкий (19, 20) делает нетривиальную попытку разработать модель теоретической истории, которая исследует процессы и события в контексте альтернативных сценариев. Такой синергетический подход способствует превращению истории из преимущественно описательной (идиографической) в теоретическую науку, обладающую предсказательной силой.

В политической науке А. Б. Венгеров (21) применяет методологические идеи синергетики для анализа политической жизни общества, акцентируя внимание на столкновении необходимых и случайных явлений. В свою очередь, Л. В. Лесков (22) для анализа структурного преобразования социально-политической системы привлекает математические методы и в рамках теории катастроф весьма оригинально интерпретирует современный российский кризис, который, по мнению ученого, может быть разрешен посредством создания в нашем обществе новой, демократической структуры-аттрактора, а не реставрации старого имперского состояния-аттрактора. В политической психологии (23) делаются попытки на основе синергетической модели исследовать динамику политического менталитета современного российского общества. Идеи и понятия теории самоорганизации широко представлены в работах Ю. М. Плотинского (24, 25), в которых рассматриваются современные представления о моделировании социальных процессов, — в частности, автором анализируются нелинейные модели социальных кризисов и революций.

Таким образом, синергетические понятия и принципы, особенно в методологическом аспекте, действительно новы и необычны для классических представлений о развитии общества. И вероятно, можно согласиться с Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмовым, что в качестве новой научной парадигмы «синергетика важна прежде всего своим методологическим содержанием» (26).

Тем не менее введение идей синергетики в социодинамику остается актуальной теоретической и методологической проблемой социально-политических наук. Современные представления о синергетике не получили до сих пор в обществоведении системной интерпретации, адекватной в методологическом плане для создания содержательных моделей эволюционных и кризисных процессов в социетальной системе, хотя синергетические категории и понятия активно проникают в сферу социально-гуманитарных наук. Поэтому, видимо, можно сказать, что исследование с позиций синергетики проблем социальной динамики, и в частности догоняющей модернизации, только начинается, и синергетический подход, безусловно, обладает высокой эвристической значимостью.

Основной целью диссертационного исследования является изучение проблемы самоорганизации российского модернизационного процесса, который испытывает сильное воздействие экзогенных факторов. Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

— критический анализ классической парадигмы социальных наук;

— обоснование необходимости применения для исследования закономерностей и случайностей социальной динамики новых научных подходов, в частности синергетики и теории катастроф;

— феноменологическое описание трансисторических структур российского социума, детерминирующих базовую конфигурацию его социально-исторической эволюции;

— исследование циклов модернизационного процесса в дореволюционной России и влияния на их самоорганизацию трансисторических структурвыявление специфики процесса имперской модернизации как катастрофической перестройки российского социума.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы видных отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам синергетики и социальной динамики, в том числе российской модернизации. Для феноменологического исследования трансисторических структур российского социума используются методологические идеи французской Школы «Анналов», в частности идея Ф. Броделя о «длительной временной протяженности» (27). Катастрофическая перестройка социетальной системы анализируется с позиций системно-синергетической методологии, включая методы нелинейной динамики и теории катастроф.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе методов, разработанных в рамках синергетического подхода, предложена интегративная концепция изучения социальной динамики российского социума на эволюционной и бифуркационной стадиях. Более конкретно научную новизну диссертации можно сформулировать в ряде тезисов:

1. Анализируются редукционистские аспекты классической парадигмы социальных наук, которая обнаруживает теоретическую ограниченность при исследовании сложных нелинейных систем, особенно в период их структурного преобразования.

2. Показано, что развитие социума, учитывая процесс самоорганизации, носит бесконечно сложный характер, и поэтому для исследования социальной динамики, в том числе догоняющей модернизации, применяются новые методологические подходы, У в частности синергетика, методы нелинейной динамики и теория катастроф.

3. Развитие российского общества рассматривается как структурно-синергетический процесс, который детерминируется различными факторами, как внутренними, так и внешними. На эволюционной стадии развития социума доминирует воздействие трансисторических структур, тогда как в бифуркационный период преобладают процессы самоорганизации. В истории России особую роль играют природно-географические факторы^, опосредованно влияющие на специфику российской модернизации.

4. Дано феноменологическое объяснение механизма возникновения системного кризиса в модернизирующемся российском обществе, который связан с нелинейным взаимодействием структур длинной, средней и короткой волн. В момент бифуркации решающую роль играют стохастические факторы, в том числе спонтанное и ценностно-рациональное поведение человеческих масс, движений, партий и лидеров.

5. Показано, что структурное преобразование социума предстает как конкуренция и синергия различных исторических альтернатив (промежуточных аттракторов), выбор нового пути общественного развития во многом определяются сознательными и бессознательными взаимоотношениями харизматической личности и народных масс на уровне менталитета. У.

6. Сформулированы синергетические закономерности макросоциальной бифуркации, которая, несмотря на временное торжество ¿-неконструктивного хаоса, открывает новые возможности для исторического творчества.

Результаты исследования могут быть применены в научной, педагогической и прикладной деятельности. В научной сфере их можно использовать для системного анализа отечественной истории, современного состояния российского общества и альтернатив его перспективного развития, тем более что сейчас резко повысилось значение научного политического прогнозирования. Материалы диссертации помогут также дальнейшему научному осмыслению процессов самоорганизации в социетальных системах, позволят более адекватно применять методологические принципы синергетики для исследований социально-политических процессов. Выводы и результаты данной работы могут использоваться для создания междисциплинарного курса в области социально-гуманитарных наук.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проделанная работа, возможно, позволит лучше понять роль синергетических явлений и тенденций в развитии общества, особенно в ходе догоняющей модернизации. Исследование социальной динамики в контексте синергетики предполагает прежде всего отказ от монистического подхода, моделирующего развитие социума как строго детерминистическое одновариантное изменение. Линейный детерминизм редуцирует социально-политический процесс к его экономическим и политическим причинам, и роль людей в этом случае сводится к тому, чтобы играть безликих марионеток, послушных объективным законам общественного развития. В частности, марксистская теория постулирует, что диалектическая механика истории, ведущая социум к предопределенной цели, столь же объективна и неизбежна, как и действие законов природы.

Итак, монокаузальное мышление конструирует модели, отвечающие привычному безальтернативному детерминизму. Здравый смысл и теории однолинейной эволюции традиционно отрицают возможности иных вариантов общественного развития, поскольку общество существует в темпомире, где объективируется одна реальная альтернатива истории. Кроме того, воздействие на российский исторический процесс природного фактора предстает настолько фундаментальным, что идея о возможности выбора на уровне макропроцесса нового варианта социальной эволюции кажется странной и абсурдной.

Однако опыт истории свидетельствует, что проблема выбора нового пути общественного развития существует реально. В момент бифуркации социум имеет дело не только с хаосом, но и социально-исторической дилеммой, решение которой не предопределено объективными социальными законами. Поэтому история — это не только структуры и факты, но и человеческая воля, свобода, и именно субъекты делают выбор в ситуации неопределенности.

Постановка в данном исследовании проблемы трансисторических структур российского социума и выбора новой альтернативы социального развития показала, на мой взгляд, научную и политическую значимость синергетического подхода, особенно в наше время, когда хаос правит бал в общественной жизни на фоне политических амбиций псевдомодернизаторов и возрастающего пессимизма народных масс. Социосинергетика демонстрирует перспективность плюралистической и холистской методологии з социальных науках, которая представляет ход истории не как однолинейное, а, напротив, как многовариантное, альтернативное развитие. Синергетические аспекты модернизации России и выбора нового пути социальной эволюции манифестируют сложное взаимодействие необходимости и случайности в российском историческом процессе.

В силу разных исторических причин Россия оказалась в уникальной геополитической ситуации — на границе Запада и Востока. Перманентная экспансия Азии и Европы императивно поставила перед русским народом беспощадную историческую альтернативу: либо решительная борьба одновременно против номадического мира и технологической европейской цивилизации, либо гибель российского государства и, следовательно, ассимиляция русского народа азиатскими или европейскими завоевателями. Россия на протяжении всей своей истории стоически й мужественно отвечала на эти смертельные геополитические вызовы, причем ресурсы страны, особенно на стадии традиционного аграрного общества, были в чрезвычайной степени ограничены таким естественным детерминирующим фактором, как аномальная колеблемость природных процессов. Поэтому политика модернизации формировалась не только политической волей правящей элиты, но и трансисторическими социальными структурами, которые являлись результатом вековечной адаптации общества к природной среде. Естественно-географические аспекты российского социума выступали квазистабильной детерминантой русской истории, периодически порождая необходимость в ускоренной модернизации, которая вызывала исторические флуктуации, провоцировавшие в конечном счете катастрофическую перестройку.

Таким образом, природная среда и событийная история весьма сложно взаимодействуют на протяжении «времени большой длительности». На уровне макропроцесса доминируют структуры, и тогда в стабильном состоянии роль личности и индивидуального события становится довольно скромной. Кажется, что неблагоприятные природно-гео графические условия исключают возможность исторической свободы. Однако синергетика выбора новых путей общественного развития как раз акцентирует проблему соотношения закономерности и случайности в истории. В отличие от классической социологии, которая базируется на принципах монистического детерминизма и претендует на то, чтобы построить линейную модель, способную реконструировать прошлое и предвидеть будущее, социосинергетика предполагает плюралистический подход и концепцию многолинейной социальной эволюции.

Действительно, структурное развитие общества носит долговременный характер, и в течение многих столетий роль субъекта поглощается макропроцессом. Структурные причины, таким образом, определяют ход и закономерности российского исторического процесса, но он фатально не детерминирован. В момент социальной бифуркации открываются принципиально иные, чем прежде, возможности для выбора новой общественной альтернативы. В этой неустойчивой ситуации историческая необходимость как результирующая комплекса объективных детерминант временно утрачивает свое самодовлеющее значение, и свобода личности, особенно харизматической, может сыграть кардинальную роль в разрешении актуальной социально-исторической дилеммы.

Таким образом, социосинергетика описывает развитие социума как нелинейное, спонтанное и поливариантное, но имеющее свои определенные самоорганизующиеся принципы. Автор представляет историческую динамику российского социума как синергетический социально-политический процесс, для которого характерны закономерности рождения, устойчивого существования и катастрофической перестройки социальных структур, обусловленной вынужденным ответом на вызов Запада.

Как мы видим, социосинергетика открывает новые оригинальные перспективы для исследования проблем социальной динамики. Особенно актуальной в контексте теории социальной самоорганизации является проблема критических пороговых величин, превышение которых вызывает бифуркационный процесс. Сейчас известно только то, что развитая система весьма чувствительна к флуктуациям на микроуровне и что в какой-то момент в ней неожиданно начинается катастрофическая перестройка. Именно проблема соотношения социального порядка и хаоса должна находиться в центре внимания социосинергетики, что, несомненно, будет иметь как теоретическое, так и прикладное значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Ответственность подлинное основание для управления свободной наукой // Вопросы философии. 1992. № I.
  2. Н. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998.
  3. Е. В. Время петровских преобразований. Л., 1989.
  4. Е.В. Петр Первый: Рождение империи //' История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России II-начала 20 в. / Сост. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991.
  5. О. А. Россия в стратегическом капкане. М.: Флинта, 1997.
  6. В. И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990.
  7. Р. Мнимый марксизм. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1993.
  8. В. А. Катастрофы в истории российской государственности /У Общественные науки и современность. 1994. № 3.
  9. В. И., Казаков Н. Д. Синергетика как модель междисциплинарного синтеза /У Математика, естествознание и культура. М., 1983.
  10. А. С. Россия: Критика исторического опьгга. Т. 1. М. Философское общество, 1991.
  11. А. С. Россия: некоторые проблемы социокультурной динамики // Мир России. 1995. № 1.
  12. Т. С., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Нестационарные структуры и диффузионный хаос. М.: Наука, 1992.
  13. В. В. Крестьянский менталитет: наследие России царской в России коммунистической /У Общественные науки и современность. 1995. № 3.
  14. X. Реформы Петра Великого. Пер. с дат. М.: Прогресс, 1985.
  15. Бауман 3. Мыслить социологически: Учебное пособие. Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996.17. ьергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). Пер. с англ. -М. Прогресс Универс, 1994.
  16. Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
  17. Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.
  18. Н. А. Сочинения. -М.: Раритет, 1994.
  19. Л. Наука и теория информации. Пер. с англ. М.: Наука, 1960.
  20. Бродель Ф Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15−18 вв. В 3 т. Т. 3. Время мира. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1992
  21. Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // И. С. Кон (ред.). Философия и методология истории. Сборник переводов. М.: Прогресс, 1977.
  22. В. П. Имперство и российская революционность (Критические заметки) /У Отечественная история. 1997. № 2.
  23. П. Социология политики. Пер. с фр. М., 1993.
  24. В. М., Люкшин Д. И. Российская смута начала 20 века как общинная революция/'/'Историческая наука в меняющемся мире. Вып. 2. Казань, 1994.
  25. Л. С. История Востока. В 2 т. М.: Высшая школа, 1994.
  26. Введение христианства на Руси / Под ред. Сухова. М.: Мысль, 1987.
  27. М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
  28. А. Б. Синергетика и политика /У Общественные науки и современность. 1993. № 4.
  29. Г. В. История России. Монголы и Русь. Пер. с англ. М.:Аграф, 1997.
  30. Г. В. Русская история. Пер. с англ. М.: Аграф, 1997.
  31. Н. Кибернетика и общество. Пер. с англ. М.: ИЛ, 1958.
  32. П. В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. -М.: Политиздат, 1987.
  33. Э. Условие свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. Пер. с англ. -М., 1995.
  34. Г. А. Трансформация власти в России в 1917 году /У Отечественная история. 1997. № 1.
  35. С. Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии // Социологические исследования. 1996. № 6.
  36. Т. Соч. В 2 т. Пер. с англ. М.: Мысль, 1991.
  37. Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993.
  38. Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.
  39. Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992.
  40. А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993.
  41. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию /У Вопросы философии. 1992. № 7.
  42. А. А. Русская деревня в 15−18 веках. Очерки истории сельского расселения. Л., 1980.
  43. К. X. Рационализм и социосинергетика /У Общественные науки и современность. 1997. № I.
  44. П., Мартин П. Все возможные миры. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
  45. Д. Л., Банярхо В. Г. Синергетика и методология системных исследований /У Системные исследования: Ежегодник 1988. М.: Наука, 1989.
  46. С. В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) /У История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 9- начала 20 века. М.: Политиздат, 1991.
  47. . Н. «Откуда есть пошла. российская цивилизация» /У Общественные науки и современность. 1994. М 4.
  48. . Н. Ментальность масс в канун «великих потрясений» /У Свободная мысль. 1997. № п.
  49. А. А. Коммунизм как реальность. М.: Центрполиграф, 1994.
  50. А. Русский эксперимент: Роман. М.: Наш дом, 1995.
  51. П. Н. Крестьянская община Европейской России 1907−1914 гг. М., 1992.
  52. А. И. О России. М., 1991.
  53. В. В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России. -М.: МГУ, 1996.
  54. Л. Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.
  55. К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.
  56. ф. Истоки средневекового рыцарства. Пер. с ит. М.: Прогресс, 1987.
  57. А. В. Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально-культурное значение /У Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. -М.: Столица, 1991.
  58. Дж. Большие системы: Связность, сложность, катастрофы. -М., 1982.
  59. В. В. Энергия, климат и историческая перспектива России /У Общественные науки и современность. 1995. № 1.
  60. В. В. Россия: тупик в конце туннеля? /У Общественные науки и современность. 1995. № 5.
  61. В. О. Русская история в трех книгах. М.: Мысль, 1993.
  62. Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. -М.: Наука, 1994.
  63. Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным /У Вопросы философии. 1992. № 12.
  64. Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: начала нелинейного мышления /'/' Общественные науки и современность. 1993. № 2.
  65. Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика в контексте диалога Запад Восток /У Россия и современный мир. М.: ИНИОН РАН, 1995. № 3.
  66. Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике /У Вопросы философии. 1997. № 2.
  67. П. Прощание с марксизмом-ленинизмом. О логике перехода от развитого социализма к этическому и демократическому капитализму. Очерки персональной философии. Пер. с нем. СПб., 1997.
  68. В., Кюпперс Г., Паслак Р. Самоорганизация: генезис научной революции // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М.: Наука, 1994.
  69. С. Э. Бифуркация Запад Восток. Введение в социоестественную историю. -М.: Московский лицей, 1996.
  70. С. Э. Социально-экологический кризис 15 века и становление российской цивилизации //' Общественные науки и современность. 1995. № I.
  71. С. Э. Истоки государства Российского: от церковного собора 1503 года до опричнины /'/' Общественные науки и современность. 1997. № 2.
  72. Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.
  73. Э. Рождение слова науки — эпохи /У Политические исследования. 1993. № 2.
  74. Э. Основания трансдисциплинарной единой теории /У Вопросы философии. 1997. № 2.
  75. Г. Психология народов и масс. Пер. с фр. СПб.: Макет, 1995.
  76. В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факты и политика. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990.
  77. Л. В. Катаклизмы в России в свете теории катастроф // Общественные науки и современность. 1994. № 1.
  78. Н. О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.
  79. С. В. Культурно-психологические факторы распада крестьянской общины /У Человек. 1992. № 4.
  80. К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже веков /У Вопросы философии. 1997. № 2
  81. Г. Г. Нелинейная динамика ключ к теоретической истории? /У Общественные науки и современность. 1996. № 4.
  82. Г. Г. Нелинейная динамика и «историческая механика» /У Общественные науки и современность. 1997. № 2.
  83. Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. Пер. с англ. М.: Весь Мир, 1997.
  84. А. Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: РОССПЭН, 1997.
  85. Л. В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. № 4−5.
  86. Л. В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
  87. О. В., Петренко В. Ф. Динамика политического сознания как процесс самоорганизации // Общественные науки и современность. 1995. № 5.
  88. Н. Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998.
  89. Н. Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствие) // Вопросы философии. 1991. № 3.
  90. Н. Н. Идеи естествознания в гуманитарной науке // Человек. 1992. № 2.
  91. Н. Н. Сумерки России (Рассвет или закат? Россия на перепутье) // Политические исследования. 1993. № 1.
  92. Н. Н. Алгоритмы развития. -М.: Наука, 1987.
  93. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Пер. с фр. М., 1996.
  94. А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика социального прогресса). М.: Книжник, 1995.
  95. А. П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги и Общественные науки и современность. 1997. № 2.
  96. Ф. Ф. Связь времен: Опыт исторической публицистики. М.: Молодая гвардия, 1980.
  97. П. И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.
  98. М. Российская бюрократия как перпетум мобиле реформ /7 Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М., 1995.
  99. Р. Россия при старом режиме. Пер. с англ. М.: Независимая газета, 1993.
  100. А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в 21 веке. М.: Логос, 1998.
  101. И. К. Драма противостояния демократия/либерализм в старой и новой России//Полис. 1994. № 3.
  102. В. М. Цикличность в истории России (Взгляд с позиций социальной экологии) // Полис. 1994. № 3.
  103. Г. В. История общественной мысли. Кн. 1. М.-Л., 1975.
  104. Ю. М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. -М.: МГУ, 1992.
  105. Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. -М.: Логос, 1998.
  106. Л. В. Методология исследования российской модернизации // Полис. 1996. № 4.
  107. ПО. Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф и её приложения. Пер. с англ. М.: Мир, 1980.
  108. И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. Пер. с англ. М.: Наука, 1985.
  109. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986.
  110. И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994.
  111. И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.
  112. Л. Г. Крестьяне голосовали за землю (деревня на выборах в Всероссийское Учредительное собрание) // Крестьяне и власть: Тезисы докладов и сообщений научной конференции 7−8 апреля 1995 г. Тамбов, 1995.
  113. А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1989.
  114. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. Пер. с ит. СПб.: Петрополис, 1996.
  115. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С. А. Кислицын. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  116. Российская модернизация: проблемы и перспективы (Материалы «круглого стола») Н Вопросы философии. 1993. № 7.
  117. Г. И. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения // Свободная мысль. 1993. № 17−18.
  118. . А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.
  119. Самоорганизация в природе и обществе / Под ред. В. Н. Михайловского. СПб, 1994.
  120. Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск: Курсив, 1996.
  121. С. М. Аграрная реформа Столыпина. М., 1973.
  122. В. Г. Вехи отечественной истории. Очерки и публицистика. М.: Международные отношения, 1991.
  123. С. М. Публичные лекции о Петре Великом. М.: Наука, 1984.
  124. С. М. Об истории Древней Руси. М.: Просвещение, 1992.
  125. А. К. От авторитаризма к демократии: к истории несостоявшегося перехода // Полис. 1993. № 3.
  126. П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.
  127. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.
  128. П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.
  129. П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1995.
  130. П. А. Дальняя дорога: Автобиография. Пер. с англ. М.: ТЕРРА, 1992.
  131. В. И. Человек с ружьем в Октябре // Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? / Под ред. П. В. Волобуева. М.: Политиздат, 1991.
  132. В. С. Становление норм и идеалов постнеклассической науки // Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.
  133. П. Д Что значит знать? Онтология познавательного акта. М.: РОУ, 1991.
  134. А. Постижение истории. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991.
  135. А. Цивилизация перед судом истории. Пер. с англ. СПб.: Ювента, 1995.
  136. Дж. Неустойчивости и катастрофы в науке и технике. Пер. с англ. М.: Мир, 1985.
  137. О. Наука и изменение // Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.
  138. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М.: 1989.
  139. Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. Пер. с англ. СПб., 1997.
  140. Универсальное и специфическое в российской истории. «Круглый стол» ученых /'/' Общественные науки и современность. 1999. № 3.
  141. Г. И. Власть земли. М.: Правда, 1985.
  142. Г. П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. СПб.: София, 1991.
  143. В. Г, Классическое и неклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. 1992. № 4.
  144. Фрейд 3. Я и Оно. Книга 1. Тбилиси, 1991.
  145. Э. Душа человека: Перевод. -М.: Республика, 1992.
  146. И. Я. Октябрь семнадцатого (Глядя из будущего). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
  147. Ф. Конец истории? /'/'Вопросы философии. 1990. № 3.
  148. С. Д. Развитие естественнонаучных взглядов о соотношении закона возрастания энтропии и эволюции /У Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. -М.: Наука, 1994.
  149. Г. Синергетика: Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. Пер. с англ. М.: Мир, 1985.
  150. Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Пер. с англ. -М.: Мир, 1991.
  151. Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. 1992. № 2.
  152. Д. История Советского Союза 1917−1991. Пер. с англ. М.: Вагриус, 1996.
  153. Т. Революция как момент истины. Россия 1905−1907 гг. 1917−1922 гг. Пер. с англ. М.: Весь Мир, 1997.
  154. В. В. Кадеты или искусство компромисса // Полис. 1993. № 1.
  155. К. Работы по теории информации и кибернетике. Пер. с англ. М.: ИЛ, 1963.
  156. П. Социология социальных изменений. Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996.
  157. В. В. Дни. 1920: Записки. -М.: Современник, 1089.
  158. ЭйдельманН. Я. «Революция сверху» в России. М.: Книга, 1989.
  159. И. Православие. Византия. Россия. -М., 1992.
  160. И. Г. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. M 2.
  161. И. Г. Цивилизация и варварство в истории России // Общественные науки и современность. 1995. № 4- 1996. Jsb3.147
Заполнить форму текущей работой