Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дуалистическая правовая монархия 1906-1917 гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К началу первой мировой войны парламент стал неотъемлемой и позитивной частью государственной жизни, при этом в чисто организационнохм отношении, по мнению современников, Государственный совет работал намного эффективнее Думы. Несмотря на существенные недостатки в деятельности российского парламента, была достигнута большая гласность в деятельности правительства, с помощью парламента… Читать ещё >

Дуалистическая правовая монархия 1906-1917 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Порядки, введенные при Александре III, просуществовали до 1905 г., когда Николай II под давлением революции и поражения в войне с Японией был вынужден согласиться на установление в России конституционной монархии. Манифест от 6 августа 1905 г. объявил о создании в России законосовещательной Думы, а затем Манифест от 17 октября 1905 г. возвестил введение конститу ционного строя. 23 апреля 1906 г. были изданы Основные законы, а через 4 дня собралась первая Государственная дума и обновленный Государственный совет, половина членов которого стала выборной, а половина назначалась царем. Так народ России получил конституцию, политические свободы и парламент.

Новые Основные законы Российской империи по юридической силе и по содержанию были аналогичны тому, что на Западе называется конституцией, так как они 1) дали конституционное понятие закона: текст закона устанавливался Государственной думой вместе с Государственным советом и утверждался императором, благодаря чему закон и акт в порядке верховного управления стали различаться с точки зрения их формы и юридической силы; акты верховного управления считались актами подзаконными; 2) были четко разделены основные и обыкновенные законы и первые были наделены наибольшей силой обязательного действия и поставлены выше всех остальных, или обыкновенных, в том смысле, что обыкновенные законы (так же как и чрезвычайные указы в порядке верховного управления, наделяемые временной силой законов) не могли нарушать основные законы и были действительны при условии непротиворечия их основным законам; 3) установили пределы власти императора; 4) определили устройство Государственной думы и Государственного совета. в компетенцию которых входила законодательная деятельность, их место в системе государственных учреждений; 5) назначили порядок издания основных законов и установили правило, согласно которому законы входят в силу только после обнародования; этот момент имел большое значение: до 1906 г. допускалось действие необнародованных законов, «тайне подлежащих» — так называемого секретного законодательства; 6) гарантировали политические права граждан, которые обеспечивали участие народа в осуществлении власти и ставили пределы вмешательству государственной власти в личную и общественную жизнь человека. Именно эти черты Основных законов 1906 г., являясь типичными и существенными для всех вообще конституций, делали русские Основные законы фактически конституцией, хотя они так не назывались.

С точки зрения отношений между правительством и парламентом, европейские монархии начала XX в. делились на два типа (допускавших несколько переходных сту пеней): монархии конституционные, или дуалистические, и монархии парламентарные. В дуалистической системе исполнительная власть сохранялась за монархом и назначаемым им правительством, которое могло оставаться у власти, не пользуясь поддержкой большинства парламента, а законодательная власть принадлежала монарху и избираемому народом парламенту. Примером подобного государственного устройства являлась Пруссия. В парламентарных монархиях состав правительства зависел от доверия, оказываемого ему народным представительством. Эта форма государственности получила название парламентаризма и существовала как в монархиях, так и в республиках. Ввиду этого термин «парламент» имел два значения: 1) представительное учреждение с законодательной функцией, избираемое народом и выражающее его волю; в монархиях оно ограничивало власть монарха; 2) форма государственности, в которой правительство назначается парламентом и подотчетно ему. В начале XX в. в России парламент существовал только в первом смысле этого термина, а в Англии, Франции, Италии и других государствах — в обоих смыслах. Когда министр финансов В. Н. Коковцов сказал в 1908 г. в Думе, что «у нас, слава Богу, нет еще парламента», то он как раз имел в виду отсутствие в стране парламента во втором значении термина, а не отсутствие представительного учреждения с законодательной функцией. Российский парламент, хотя и не участвовал в образовании правительства, тем не менее контролировал его работу путем запросов, когда не менее 30 членов парламента обращались к министру с вопросами по поводу незакономерных действий его министерства. Разумеется, парламентская форма правления является более демократической, чем дуалистическая. Однако почти во всех европейских странах сначала возникала дуалистическая монархия, которая постепенно, по мере того как народное представительство набирало силу благодаря поддержке общества, превращалась в парламентскую монархию или республику. Таким образом, ту форму государства, которая возникла в России в 1906 г., следует назвать дуалистической правовой монархией, поскольку законодательная власть принадчежала парламенту и государю, а исполнительная власть в центре — императору и бюрократии, на местах—бюрократии и органам общественного самоуправления.

Днем перехода России от самодержавия к конституционному режиму можно считать 27 апреля 1906 г., когда собралась первая Государственная дума в соответствии с новыми Основными законами. В этот день Россия сделала решающий шаг в сторону правового государства, осуществляющего преимущественно легальное господство. До 1906 г. русское законодательство признавало только личные права, причем как сословные права, которые не были равными для всех граждан. О политических правах в старых Основных законах вообще ничего не говорилось. Кроме того, закон установил систему непрямых и невсеобщих выборов и обусловил избирательные права большим для России имущественным цензом: в 1906 г. один выборщик приходился на 2000 землевладельцев, на.

7 тыс. городского населения, на 30 тыс. крестьян и на 90 тыс. рабочих. Непосредственно выбирали депутатов в Думу 3,3% от всего населения или 16 % от числа мужчин в возрасте 25 лет и старше (тех, которые получили избирательные права), большая часть взрослого мужского населения имела право избирать в несколько приемов выборщиков в Думу. Следует помнить, что правительство не назначалось парламентом, что император обладал еще огромной властью, реализация политических прав встречала значительные трудности и другие недостатки нового политического строя России. Российская государственность отличалась от идеального типа правового государства в значительно большей степени, чем, например, США, Англия, Франция или даже Пруссия. Но после 1906 г. Россия войта в круг правовых государств, так как конституция и парламент, разделение властей и независимый суд стали неотъемлемыми институтами русской политической жизни, а правомерность управления — характерным качеством исполнительной власти.

К началу первой мировой войны парламент стал неотъемлемой и позитивной частью государственной жизни, при этом в чисто организационнохм отношении, по мнению современников, Государственный совет работал намного эффективнее Думы. Несмотря на существенные недостатки в деятельности российского парламента, была достигнута большая гласность в деятельности правительства, с помощью парламента осуществлялся общественный контроль за работой ведомств и все финансовое хозяйство страны приведено в ясность, вся коронная администрация стала работать более четко и слаженно. Конституция стала воспитывать и власть и общество: совместное участие в управлении государством оказалось незаменимой школой. Министры правительства также стали принимать Думу как необходимый и полезный элемент политической жизни.

К 1914 г. Российское государство начало осуществлять легально-традиционное господство. Господство было легальным, потому что основывалось на законодательстве, утвержденном парламентом, и реализовывалось через бюрократию, подчиненную закону. Действия государственных органов обеспечивали защиту социальных интересов, политических и гражданских прав всего населения. Верховенство закона все глубже входило в жизнь, а формальное право — в систему управления. Но господство оставалось еще традиционным, потому что значительная часть населения, особенно среди крестьянства, верила в богоустановленность власти и управлялась сельскими общинами, опираясь на обычай.

Война обнаружила неспособность коронной администрации самостоятельно руководить страной. Императору следовало бы обратиться за помощью к обществу. Вместо этого до последнего мохмента Николай II и бюрократия пытались обойтись без помощи существующих общественных организаций, всячески сопротивлялись участию их в делах управления, а когда, наконец, вынуждены были принять их помощь, было уже поздно — в стране наступил кризис. Народу надоели война и лишения, по призыву и под руководством оппозиции в феврале 1917 г. рабочие и крестьяне совершили революцию и свергли царя.

После Февральской революции развитие государственности протекало противоречиво вследствие продолжающейся войны, экономического кризиса в стране и так называемого двоевластия: с одной стороны, Временное правительство, санкционированное Временным думским комитетом (часть членов Государственной думы) и поддержанное руководством Петроградского Совета, избранного рабочими и солдатами Петроградского гарнизона, с другой — советы, образованные по всей стране народными массами, которые мало сочувствовали идее истинного парламентаризма. Постепенно Временное правительство присвоило себе до созыва Учредительного собрания всю полноту законодательной и исполнительной власти. Оно провозгласило Россию республикой, объявило полную политическую амнистию, демократические свободы, заменило полицию народной милицией, демократизировало местное управление, установило равноправие солдат и офицеров. Решение принципиальных вопросов — государственное устройство, аграрный вопрос, заключение мира — было отложено до созыва Учредительного собрания. Но широкие народные массы немедленно хотели мира, конфискации помещичьих земель, установления 8-часового рабочего дня и введения рабочего контроля на производстве. Вследствие невыполнения Временным правительством этих требований оно утрачивало легитимность, так как крестьяне, рабочие и солдаты отказывали ему в поддержке. Баланс власти склонялся в пользу советов, в которых крайне левые партии — большевики и эсеры — пользовались наибольшей поддержкой народных масс. 25 октября 1917 г. Временное правительство было свергнуто и в стране установилась так называемая пролетарская диктатура, а точнее—диктатура партии большевиков.

Таким образом, с февраля по октябрь 1917 г. в стране существовал государственный строй, который трудно подвести под существующие в науке дефиниции. Россия была демократической республикой, но фактически без парламента. Старый государственный порядок был разрушен, а новый еще не установлен, в результате чего уровень законности в управлении страной сравнительно с дореволюционным временем постепенно понижался, пока не дошел до нуля, сделав возможным свержение правительства. Лишь в перспективе, после созыва Учредительного собрания, если судить по избранным в него членам от различных политических партий, среди которых большевиков насчитывалось около 25%, Россия имела реальные шансы превратиться в правовую парламентскую республику. Если бы Временное правительство согласилось, не дожидаясь Учредительного собрания, на аграрную и некоторые другие социально-экономические реформы, оно вряд ли пало через восемь месяцев после своего образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой