Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное управление в условиях информатизации современного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии инноватики и гуманитарных дисциплин Российского государственного института интеллектуальной собственности. Основные положения и выводы докладывались автором на региональной конференции «Интеллектуальная инициатива в образовании и развитии творчества молодежи», МГУС, 2005 г.- первой международной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические аспекты социального управления
    • 1. 1. Социология средств массовой коммуникации
    • 1. 2. Значение социальной информатики в управлении обществом
    • 1. 3. Влияние информатизации на социальное управление
  • Глава 2. Актуализация процессов информатизации в аспекте социального управления. 28 2.1. Информационно-коммуникационные аспекты процессов информатизации
    • 2. 2. Специфика социологического измерения в современной информационной среде России
    • 2. 3. Социально-коммуникационные аспекты использования глобальной информационно-коммуникационной системы -Интернет
  • Глава 3. Инновационный подход к созданию моделей социального управления. ^
    • 3. 1. Интересы и ценности как мотивационный фактор в организации социального управления. ^
    • 3. 2. Исследование ценностных ориентаций индивидов в сети Интернет
    • 3. 3. Системный подход в социальном управлении общественными самоорганизующимися системами

Социальное управление в условиях информатизации современного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время происходит активный процесс качественного преобразования форм и типов деловой и общественной коммуникаций, изменение информационного фона социальных ориентиров и характера социальной среды в целом. Па первый план выдвигаются новые требования к научному обеспечению механизмов социального управления современного общества. В процессе глобальной информатизации общества все большую значимость приобретают информационно-коммуникационные аспекты социального управления. Растет необходимость системной проработки факторов, обуславливающих характер социальных отношений с учетом глобальной сети Интернет как виртуальной среды коммуникации, а также разработки научно-обоснованных высокотехнологичных методов социологического мониторинга, позволяющих решать задачи исследования социальных изменений. Формируется особая область научного знания — анализ трансформации ценностных ориентиров общества.

Изменение социальных ориентиров и приоритетов личных интересов молодежи, активно использующей Интернет-технологию для удовлетворения своих потребностей, оказывает существенное влияние на характер социализации индивидов. Индивид, работая и общаясь в виртуальной среде коммуникации, «выбивается» из устоявшихся, естественных ритмов процесса социализации, сложившихся в традиционном обществе. Этот процесс ведет к образованию общества с новой системой ценностей (взглядов, суждений). Для управления обществом становятся неэффективными классические, сложившиеся ранее методы социального управления. В связи с высокой динамикой качественных социальных изменений, происходящих в современном обществе в условиях глобальной информатизации, необходима разработка инновационных форм и механизмов социального управления и самоуправления с использованием информационно-коммуникационных технологий. Однако до настоящего времени в теории социального управления практически не исследовалась проблема влияния информационного пространства на изменение ценностных ориентации молодежи.

Возрастающая популярность использования сети Интернет принимает образ новой социальной среды коммуникации, обеспечивающей удовлетворение широкого спектра информационно-коммуникационных потребностей индивидов. Использование Интернета для сбора статистических данных дает возможность проведения социального мониторинга с целью изучения информационного влияния на наиболее активную часть общества. Осуществляемые в настоящее время специализированные социальные опросы с использованием сети Интернет преследуют, как правило, прагматические (маркетинговые, рекламные) цели с ориентацией на интересы коммерческих компаний или политических институтов. Несогласованность таких опросов и отсутствие единого методологического основания вызывает необходимость в создании интеграционного механизма, позволяющего коррелировать разрозненные статистические исследования, проводить систематизацию данных, а также осуществлять перевод количественных показателей в качественные.

Анализ ситуации позволил выделить социальное противоречие: бурный рост качественных изменений социальных условий жизни (в частности, выраженных тенденцией к росту виртуальных форм и типов коммуникаций, меняющих характер коммуникационной среды) привел к необходимости разработки адекватных механизмов социального управления обществом (в частности, механизмов влияния на ценностные ориентации членов общества).

Проблема, на решение которой направлено диссертационное исследование, связана с нарастающим влиянием глобальной информатизации на характер и форму социального управления. Активное развитие виртуальных форм коммуникации изменяет ценностные ориентации и потребности членов общества. Суть проблемы состоит в том, что в настоящее время социальное управление обществом осуществляется без учета влияния виртуальной среды на механизм социализации молодежи.

Степень разработанности проблемы. Необходимость разработки инновационных решений в области социально-информационного управления характерна для всего спектра современных социальных наук. Социальной инноватике и системным аспектам социального управления посвящены работы Карповой Ю. А., Князевой E.H., Курдюмова С. П., Майерса Д., Малюты A.M., Щедровицкого П. Г., Яковца IO.B. Теорию постиндустриального общества в условиях информатизации разрабатывали Турен А., Кастельс М., Моисеев H.H., Ракитов А. И., Соколова И. В., Урсул А. Д., Колин К. К. Анализ механизмов социального управления, опыт и возможности их применения в конкретных управленческих ситуациях нашел свое отражение в работах Аверина А. Н., Афанасьева В. Г., Гвишиани Д. М., Дудченко B.C., Котляревского Ю. Л., Кравченко С. А., Красовского Ю. Д., Пригожина А. И. Вопросы ценностных ориентации личности и общества, а также их влияния на социальное поведение исследовали Бердяев H.A., Бубнова С. С., Гудечек Я., Дробницкий О. Г., Леонтьев Д. А., Рисмен Д., Чупров В. И., Яницкий М. С., Зубок Ю.А.

Однако, несмотря на значительную степень проработанности вышеуказанных направлений, в современной науке отсутствуют системные исследования в области социального управления, раскрывающие влияние информационно-комунникационной среды на процесс социализации молодежи. В этой связи возникает необходимость исследования ценностных ориентаций и направленности интересов молодежи с целыо построения эффективных моделей социальной организации индивидов и разработки новых форм социального управления обществом.

Объектом исследования является процесс влияния информационно-коммуникационных технологий на изменение ценностных ориентаций общества.

Предметом исследования является изучение динамики изменения интересов молодежи, использующей информационно-коммуникационную среду Интернет для удовлетворения своих социальных, в том числе и информационных потребностей.

Целыо настоящего исследования является изучение изменений ценностных ориентации общественного сознания под влиянием информационно-комуникационной среды Интернет для последующего совершенствования механизмов социального управления и разработки моделей социальной самоорганизации молодежи.

Гипотеза исследования: под влиянием информационно-коммуникационной среды Интернет существенно изменяются ценностные ориентации членов общества, прежде всего молодежи.

Задачи исследования:

— исследовать методологические аспекты социального управления с целью выявления особенностей влияния процессов информатизации на современное общество;

— раскрыть информационно-коммуникационные аспекты социального управления обществом на современном этапе для выявления тенденций развития практики социального управления в условиях информатизации;

— исследовать социальные аспекты глобальной информационно-коммуникационной среды Интернет, необходимые для удовлетворения потребностей индивидов, а также выявить специфику влияния информационно-коммуникационных технологий на изменение интересов членов общества;

— построить модель для проведения корреляции и сравнительного анализа изменений приоритетов, интересов и ценностей пользователей Интернет;

— разработать практические рекомендации по совершенствованию механизмов социального управления процессами самоорганизации молодежи, использующей виртуальную среду коммуникации.

Теоретико-методологическую базу исследования составили общенаучные принципы познания социальных процессов, гуманистическая, субъектная и социокультурная парадигмы, общенаучные принципы системности, изложенные в рамках постнеклассической наукиработы ученых в области социологии, философии, социальной психологии, управления. Эмпирическое исследование строилось на основе парадигмы системного подхода с использованием статистического и качественных методов анализа.

Эмпирической базой исследования являются результаты вторичного анализа социологических исследований, проведенных по исследуемым аспектам в 2004;2005 годах рядом научно-исследовательских центров: Интернет-нортал «Рамблер», «Ассоциация региональных социологических центров», Исследовательский холдинг «Romir Monitoring».

Научная новизна данной работы заключается в следующем:

— систематизированы и стратифицированы наиболее характерные для российского общества базовые элементы системы ценностей;

— разработаны стратифицированная модель системы ценностей и социально-коммуникационная модель потребностей общества с учетом ресурсов Интернет;

— выявлены направления ценностных ориентации современного общества, использующего информационно-коммуникационную технологию Интернет;

— разработан и теоретически обоснован проект организации открытой самоорганизующейся системы как особой формы корпоративной культуры, а также принципы реализации социальной технологии массовых коммуникаций и организации молодежи в условиях информатизации общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Использование интернет-технологий и механизмов организации молодежи с учетом новых форм социального управления способствует повышению обратной связи при управлении обществом.

2. Использование для социологического мониторинга информационно-коммуникационной среды Интернет позволяет наглядно прослеживать динамику изменений ценностных ориентаций общества Научно-практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что разработан инструмент социологического исследования, позволяющий осуществлять динамический мониторинг важнейшей компоненты социального управления — ценностных ориентаций молодежи, как наиболее активной части общества использующей Интернет. Систематизированные автором статистические данные социологических опросов могут найти широкое применение в практике мониторинга целевой и нравственной ориентации индивидов в обществе. Разработанный автором проект организации открытой самоорганизующейся системы может быть применен как социальная технология массовых коммуникаций и самоорганизации молодежи (в том числе с использованием виртуальной среды коммуникации). Материалы работы могут быть использованы при разработке учебных курсов «Социология управления», «Социология инноватики», «Инновационный менеджмент».

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии инноватики и гуманитарных дисциплин Российского государственного института интеллектуальной собственности. Основные положения и выводы докладывались автором на региональной конференции «Интеллектуальная инициатива в образовании и развитии творчества молодежи», МГУС, 2005 г.- первой международной конференции «Социология инноватики: теория и практика», РГИИС, 2006 г.- годичной сессии координационного совета факультета информатики РЭА им. Плеханова, 2005 г.- первой всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеллектуальной собственности», 2006 г., а также использованы в итоговом отчете о научно-исследовательской работе Экспериментальной лаборатории Универсального института инновационных технологий, 2005 г.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных литературных источников и приложения.

Выводы:

1. Влиянием информатизации на общественное сознание является изменение ценностной ориентации индивидов под воздействием большого объема легкодоступной информации и удовлетворения индивидуальных информационно-коммуникационных потребностей в новых интерактивных формах.

2. Внедрение инновационных технологий для систематизации, стратификации данных разрозненных социологических опросов позволяет выявить характер состояния целевой и нравственной ориентации общественного сознания.

3. Социологический мониторинг совокупности материальных, социальных и духовно-нравственных ценностей с использованием информационно-коммуникационной среды Интернет позволяет наглядно прослеживать динамику изменений ценностной ориентации общества.

4. Внедрение в социальное управление моделей самоуправления основанных на принципах корпоратизма с регулярным мониторингом ценностной и нравственной ориентации позволяет сформировать молодежную социальную среду, живущую по единой системе духовно-нравственных норм и ценностей.

5. Использование интерактивности интернет-технологий и механизмов организации молодежи с учетом новых интерактивных форм социального управления способствует повышению обратной связи при управлении молодежными группами.

Практические рекомендации:

1. При разработке моделей социального управления необходимо учитывать системный характер взаимодействия существующих социальной и информационно-технической сред современных коммуникаций.

2. Для повышения наглядности результатов корреляции разрозненных социологических исследований ценностей и реальных потребностей индивидов необходимо проведение динамического мониторинга изменений ценностно-нравственной ориентации общественного сознания на базе стратификации совокупности материальных, социальных и духовно-нравственных ценностей индивидов.

3. Для повышения уровня самореализации и самоактуализации личности в обществе необходимо формирование единой системы духовно-нравственных норм и ценностей, регулирующих общественные отношения, что эффективно реализуется в моделях самоуправления основанных на принципах корпоратизма.

4. В целях повышения эффективности обратной связи при управлении молодежью в условиях информатизации общества необходимо использование свойства интерактивности интернет-технологий в сочетании с механизмами управления и самоуправления. 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Система: философская категория и реальность М.: Мысль, 1976.
  2. И. А. Виртуальные миры и человеческое познание. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. Армстронг М. Основы менеджмента: как стать лучшим руководителем. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  3. В.Г., Шкаратан О. И. Социальные нормативы и социальное планирование / Под ред. В. В. Соколова. М.: Профиздат, 1984. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. -М.: Омега-Л, 1997.
  4. В.Г. Научное управление обществом. Издание 2е. М.: Политиздат, 1973.
  5. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.
  6. В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М.: Политиздат, 1975.
  7. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.
  8. Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис, Данные проекта «Исследование мировых ценностей». М., 2000, № 6.
  9. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. Гуревича П. С. М.: Прогресс, 1986 г.
  10. В.И. Основы логико-информационного моделирования сложныхгеосистем. Киев: Наукова думка, 1989.
  11. H.A. Смысл творчества. М.: ACT, Хранитель, 2006.
  12. Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы.1. М.: РУ ВНИИМ, 1992.
  13. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. М.: Физматгиз, 1963.
  14. И. В. Становление и сущность системного подхода / Под ред. Э. Г. Юдин. -М.: Политиздат, 1973.
  15. А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. Книга 1 / Редкол.: академ. Л. И. Абалкин и др. М.: Экономика, 1989.
  16. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. М., 1999, № 5. Бухвальд Е. М. Социальная направленность экономического роста. -М.: Наука, 1990.
  17. В.Р. Менеджмент для всех. -М.: Юрист, 1994. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Тайдекс Ко, 2002.22
Заполнить форму текущей работой