Проблема легитимности власти
Выше мы указывали на такую существенную черту политической власти, как принуждение, которое предполагает насилие как средство. Но только ли путем насилия правящая группа, т. е. обладающее властью меньшинство, добивается реализации своих целей в отношениях с остальной частью населения? Как мы только что убедились, насилие не является единственным средством власти. Правящая группа (элита) вынуждена… Читать ещё >
Проблема легитимности власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выше мы указывали на такую существенную черту политической власти, как принуждение, которое предполагает насилие как средство. Но только ли путем насилия правящая группа, т. е. обладающее властью меньшинство, добивается реализации своих целей в отношениях с остальной частью населения? Как мы только что убедились, насилие не является единственным средством власти. Правящая группа (элита) вынуждена прибегать к физическому насилию лишь в исключительных случаях, как правило, в кризисные моменты, когда исчерпаны все другие ресурсы власти. В обычных условиях воля правящей группы реализуется иными методами. С этой целью используются, например, интерес, обычай, безразличие, страх, иные чувства, привычка людей подчиняться или убеждение, что властвующая группа выражает интересы масс. Это означает, что политическое господство предполагает не только принуждение со стороны правящего меньшинства, но и согласие большинства подчиняться. Иными словами, принуждение и добровольное подчинение являются взаимодополняющими сторонами политико-властных отношений. В обычной политической жизни не только правящая группа навязывает свою волю населению, но и население в основной своей массе принимает волю правящей группы как норму, сознавая ее значение для общества в целом. В политологии та власть, которая принимается большинством и опирается на их добровольное согласие подчиняться, называется легитимной (от лат. legitimus — законный). Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая.
Легитимность — это признание массами правомерности, целесообразности существования какого-либо института и подчинение предписываемым этим институтом нормам и правилам без применения насилия.
Термин «легитимность», «легитимизм» возник в начале XIX в. и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную. Тогда же легитимизм приобрел и другой смысл — признание данной государственной власти и определенной территории государства на международном уровне. Таким образом, требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной же перестройки государственных границ. Но потребность в легитимности формировалась задолго до Великой французской революции, в эпоху монархий, сословий. Она выражала осознание предпочтительности общепризнанного порядка над захватом власти силой, завоеванием, произволом, нарушением общественных норм.
В наши дни легитимность — обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам.
Институт политической власти является легитимным, если в обществе существует согласие по поводу тех норм и правил, которые составляют содержание самого института власти, регламентируют взаимодействие между управляющими и управляемыми и обеспечивают постоянное воспроизводство отношений политической власти. Внешними признаками легитимности власти являются сужение до минимума зоны политической девиации (т.е. нарушения общепринятых в данном обществе норм и правил) и способность государственных органов и должностных лиц поддерживать в обществе политический порядок без применения силы или угрозы применения силы. Легитимность политической власти не исключает критики государственного руководства, проявления недовольства населения, даже организации выступлений против отдельных направлений политики государства. Но все эти действия не ломают сложившиеся структуры института власти, не ставят под сомнение устоявшиеся нормы и не нарушают принятые в обществе правила политической борьбы. Однако в любом обществе есть правонарушители, которых мы и называем лицами с девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением.
Источники легитимности и кризис власти. Можно выделить различные источники легитимности:
- 1) способность человека усваивать привычные образцы поведения и воспроизводить их в своих действиях;
- 2) чувственно-эмоциональное восприятие человеком окружающего мира, в том числе мира политической власти;
- 3) ценностное отношение человека к окружающему миру;
- 4) целерациональное поведение человека, т. е. его способность осознавать свои интересы и потребности, разрабатывать свои целевые программы по их достижению. В этом случае отношение к властным структурам строится на их оценке как силы, способной или неспособной создать необходимые условия для достижения индивидом своих целей.
Значение источников легитимности позволяет глубже понять такое явление, как кризис власти, сущностью которого является разрушение института политической власти, выражающееся в массовом несоблюдении правил и норм, предписываемых этим институтом. Все это — следствие повсеместного разочарования в старой системе ценностей и ломки устоявшихся традиций, сильного эмоционального возбуждения масс и возрастающей непредсказуемости социальной жизни. Преодоление кризиса власти означает сведение к минимуму зоны политической девиации, что может быть достигнуто двумя путями: 1) применением силы; 2) точным определением источника легитимности, па который следует опереться, создавая нормативную основу института политической власти. Каждый из указанных способов достижения легитимности имеет свои особенности, требует своеобразной тактики, знания доминирующих тенденций в массовых настроениях.