Студенческое самоуправление как социокультурный феномен: социологический анализ
Диссертация
Научно-практическая значимость работы. Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы: для систематизации категориального аппарата социологического анализа проблем самоуправления и студенческого самоуправленияв дальнейшем применении лингво-семантического и информационно-целевого анализа как методов социологического исследованиядля дальнейшей разработки теоретических… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа студенческого самоуправления
- 1. 1. Самоуправление как социокультурный феномен и социологическая категория
- 1. 2. Особенности студенческого самоуправления
- Глава II. Динамика развития студенческого самоуправления как социокультурного феномена
- 2. 1. Студенческое самоуправление в представлениях студентов конца 1980-х годов
- 2. 2. Студенческое самоуправление в представлениях студентов на рубеже веков
Список литературы
- /50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
- Акимова JI. НОТ важный резерв студенческого самоуправления //Народное образование. 1988. № 8.
- Акишина Н.В. Когда душа тянется к душе // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2004. № 5. С.26−27.
- Актуальные проблемы образования. М., 2003.
- Актуальные проблемы развития активности студента в учебном процессе / А. В. Сергунин (отв. ред.) и др. Н. Новгород, 1996.
- Алайба Т.Е., Заборова Е. Н. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов// Социс. 2004.№ 2
- Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб., М., Минск, Харьков. 1999.
- Ансофф И. Стратегическое управление /Пер. с англ. М., 1989.
- Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов н/Д., 1998.
- Артемов Г. П. Политическая социология. М., 2002.
- Артюхова С. И. Научно-исследовательская работа студентов основа развития творческих способностей будущего специалиста// Вестник ОГАУ, 2000. № 1.С.99 — 100.
- Астафьев Я., Шубкин В. Социология образования // Социология в России. М., 1998.
- Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социально-культурная динамика России). Т. 1. Новосибирск, 1997.
- Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, 2001.
- Багдасарьян Н.Г., Немцов А. А., Кансузян JI.B. Послевузовские ожидания студенческой молодежи//Социс.2003 .№ 5
- Баразгова Е.С. Американская социология: традиции и современность. Екатеринбург, Бишкек, 1997.
- Бекон Ф. Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1977. С. 457,458.
- Белов В. О профессионализме и назначении интеллектуала// Высшее образование в России. 2002. № 5
- Бенин В.JI. Педагогическая культурология. Уфа, 2004.
- Бердяев Н. Судьба России // Родина, 1989. № 1. С. 65.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М., 1986.
- Бильтрикова В.Н. и др. Развитие познавательной активности студентов. Улан-Уде, 1983.
- Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социс, 2002. № 3.
- Болотин И.С., Джамалудинов Г. М. Социология высшей школы. М., 2003.
- Большой толковый социологический словарь. Т.1, 2. М., 1999.
- Борисова Н. А. Пути и условия формирования у студента-первокурсника культуры использования времени жизни. Брянск, 1996.
- Бугаенко Н.П. Студенческое самоуправление как фактор развития социальной активности студентов вузов. Владикавказ, 2004.
- Буева Л.П. Общественная детерминация и управление формированием личности // Проблема управления процессом воспитания (материалы симпозиума). М., 1971.
- Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
- Бурняшева Л. Пути и методы студенческого воспитания// Высшее образование в России, 2004 г. № 7. С.80−85
- Буткин Н. С. и др. Профессия студент: Школа первокурсника. Уфа: УГАТУ, 1997.
- Бутырский Г. А., Помелов В. Б. Развитие творческой деятельности студентов в процессе обучения. 4.1,2, 3. Киров, 1996.
- Васильев В.Н. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: Петрозаводск, 1988.
- Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества// Социс. 2000. № 6
- Вдовенко В.Г. Активизация технического творчества студентов. Красноярск, 1991.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М., 2000.
- Вишневский Ю.Р., Исламгалиев Э. Г., Коробейникова А. П., Шапко В. Т. Профессиональная компетентность педагога. Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования. Екатеринбург, 2003.
- Вишневский Ю.Р., Попова Н. А., Соколова Н. П., Чернявская Г. К. «Проект концепции по внеучебной работе со студентами»//Внеучебная работа со студентами в УГТУ: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург, 1998.
- Вишневский Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Екатеринбург, 2006.
- Виштак О. Самоуправление как ресурс самоорганизации учебной деятельности студентов // Высшее образование в России, 2004. № 7. С. 151−153
- Влазнев А. И. Теоретические основы технического творчества студентов: Учебное пособие. Пенза, 1999.
- Волкогонова О., Панина Е., Малов А. Идеалы современной вузовской молодежи// Высшее образование в России. 2002. № 6
- Воробьев Ю.Л., Дурнева С. В. К вопросу о жизненных ориентациях студенческой молодежи // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002.
- Вузы России и Болонский процесс / Международная научно-практическая конференция, посвященная 85-летию УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2005.
- Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы, перспективы («круглый стол») // Социс, 2006. № 8.
- Вяткин Л.Г. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов. Саратов, 1985.
- Гайнер M. JL, Ашкинази JI.A. Исследование учебной мотивации абитуриентов вуза // Социс, 1995. № 9. С.143 145.
- Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2003
- Гегель Г. Соч., T.VIII. С.22
- Гегель Г. Соч., T.IV. С. 10.
- Гегель Г. Соч., T.VII. С. 211,222.
- Гидценс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М., 2003.
- Гидценс Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория, Новосибирск, 1995.
- Гидценс Э. Конструирование общества: очерк теории структурирования // Западная теоретическая социология 60−80-х гг. М. 1989−58. ГК РФ. Ст. 121.
- Глотов М.Б. Поколение как категория социологии //Социс. 2004. № 10
- Гордон JL Социальная адаптация в современной России // Социс. 1994. № 8−9
- Горшков М.К., Петухов В. В. Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые// Социс. 2004. № 8.
- Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Самара, 2002-
- Готлиб А.С., Запорожец О. Н., Хасаев Г. Р. Социально-экономическая адаптация в постсосветской России: публичные и приватные практики// Социс. 2004. № 8 С.56−57.
- Григорьев С.И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул, 2000.
- Грищенко Ж.М., Ротман Д. Г., Соглаева JI.A. Студенческое самоуправление: состояние, проблемы, перспективы. Минск, 1988.
- Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент /Пер. с англ. М., 1996.
- Гудков JL, Дубин Б., Леонова А. Образование в России: привлекательность, доступность, функции //Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 1
- Гудков Л., Дубин Б., Леонова А. Образование в России: привлекательн привлекательность, доступность, функции //Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 1
- Гуляев Е.В. Теоретические вопросы социалистического самоуправления // Советское государство и право, 1986. № 2.
- Гурин В. Е. Личностное и профессиональное самовоспитание студента // Вестник Адыгейского университета. 1998. N 2. С. 18−20.
- Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2000.
- Добреньков В.И., Кравченко А. И. Университет и университетская социология// Социология, 2004. № 3−4.
- Добреньков В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М., 2003.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
- Ермолаева С.Г., Коваленко Т. К. Социальная компетентность выпускника вуза // Гуманитарное образование в современном российском вузе. Екатеринбург, 2006.
- Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001.
- Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время /Пер. с нем. М., 1990.
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266−1. П. 21.4.2. Ст.32- 4.5. Ст. 1- 4.15. Ст.50- П. 6. Ст.2- 4.4. Ст. 50.
- Закс Л., Зборовский Г., Кощеева И., Шуклина Е. Негосударственное образование в оценках студентов// Высшее образование в России. 2002. № 6
- Зборовский Г. Е. Общая социология. Екатеринбург, 2003.
- Зборовский Г. Е. Понятие, функции и структура социологического образования// Социология, 2004. № 3−4.
- Зборовский Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления. Екатеринбург, 2003.
- Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Образование как ресурс информационного общества // Социс, 2005. № 7.
- Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология. Екатеринбург, 2002.
- Зборовский Т.Е., Шуклина Е. А. Социология образования. М., 2005.
- Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003.
- Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. -М&bdquo- 2001.
- Информация о развитии студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ//Официальные документы в образовании.2002.№ 30 С.72−77.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новой тысячелетие. М., 2000.
- Кагерманьян B.C. Внеучебная воспитательная деятельность // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2004. № 4(16). С. 13 15.
- Кансузян JI.B., Немцов А. А. Вузовское образование в оценках студентов//Социс. 1999.№ 4
- Кашперский В.И. Философия как призвание. Екатеринбург, 2006
- Киршбаум Э. И.Формирование творческого мышления студента: Теоретические и прикладные вопросы. Владивосток, 1990.
- Киселева И.П. Информативно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал, 1994. № 3
- Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализациионная траектория//Социс.2003. № 1
- Ковалева Т.В., Селезнев И. А. Этнополитическое сознание студенчества в первой половине 90-х годов// Социс. 2000.№ 4
- Коган JI.H. Социология культуры. Екатеринбург, 1982. С.72−74.
- Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
- Козлов А.А. К вопросу о методологии и организационных принципах вузовского самоуправления// Пути развития студенческого самоуправления. Горький, 1989.
- Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.
- Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
- Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе ориентации на пути в сферу образования (от 1960-х годов к 2000-му). М., 1999.104. Конституция РФ. Ст. 30.
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
- Кораблева Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург, 1999.
- Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность, 2001. № 3.
- Коханович Л.И. Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности. М., 1990.
- Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2004.
- Красильникова М. Проблемы высшего образования в оценках населения// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 1
- Краткий словарь по социологии, М., 1989
- Крещенко И. Н.Студенческое самоуправление в процессе профессионального становления личности будущего учителя. М., 1991. 16 с.
- Кузьмин С.П., Петров Е. Г., Соловьева М. А. В помощь лидеру студенческого самоуправления (сборник материалов). Чебоксары, 2003.
- Курлов А.Б. Технический вуз: социальные проблемы развития в новых условиях. Уфа, 1995.
- Левада Ю. Исторические рамки «будущего» в общественном мнении// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 1
- Левичева В.Ф. Неформальные самодеятельные объединения. М., 1989.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т.29. С. 194.
- Лисовский В.Т. О молодежи и молодежной политике. Избранные произведения. Т. I. СПб., 2005.
- Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л., 1974.
- Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. М., 1997.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.26.4.III. С.516
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.З. С. 236.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.40. С.7-
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.42. С. 125, 146-
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.46. 4.1. С. 476.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.46. 4.II. С.109−110.
- Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. М., 1998.
- Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социс, 1992. № 3.
- Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.2. М., 1990-
- Модернизация воспитательной деятельности в вузах: мониторинг и рекомендации // Аналитич. обзоры НИИВО по основным направлениям развития высшего, образования. Вып.5. М., 2004.
- Модернизация образования в условиях глобализации /Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 75-летию ТюмГУ. 4.1. Тюмень, 2005.
- Молодежь и самоуправление. Самоуправление молодежи: возникновение первичных форм и противоречия становления. 4.1. Челябинск, 1989.
- Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб.статей. СПб., 2000
- Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М., 2002
- Нечаев В.Я. Социология образования. М., 2002.
- Новые подходы к организации самостоятельной работы студентов по общественным наукам. Киев, 1991.
- Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол) //Социс. 2003. № 5
- Овсянников А.А. Социодинамика реформ высшей школы. М., 1999.
- Онокой JI.C. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования // Социс, 204, № 2.
- Осипов A.M. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород. 1998.
- Основные направления государственной молодежной политики, утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ от 3.06.1993 г. № 5090−1.
- Основные направления и этапы реализации Программы развития воспитания в системе образования на 2002−2004 годы // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2002. № 1.
- Основы современного социального управления: теория и методология. М., 2000.
- Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М., 1995.
- Петруня Ю.Е. Студент и управление институтом // Вестник высшей школы. 1988. № 11.
- Политология. Энциклопедический словарь, М, 1993.
- Попов JI. М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань, 1990.
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
- Пригожин И. Природа, наука и новая рациональность // В поисках нового миропонимания. М., 1991.
- Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии, 1991, № 6-
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
- Примерная программа воспитания социально активной личности студента: рекомендации, методики, технологии// Аналитические обзоры НИИВО по основным направлениям развития высшего образования. Вып.4. М., 2003.
- Проблемы доступности высшего образования/ Отв. ред. Шишкин С. В. М. 2003.
- Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов. Казань, 1983.
- Проблемы студенческого самоуправления) //Вестник высшей школы. 1988. № 12 .С. 66−70.
- Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Пути активизации научно-исследовательской работы студентов. М., 1983.
- Пути развития студенческого самоуправления. Горький, 1989.
- Рахманин B.C. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. Воронеж, 1991.
- Резолюция Всероссийского студенческого форума. М., 2001.
- Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2002. № 5.
- Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях // Официальные документы в образовании. 2002. № 30 .
- Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946.
- Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи. Избранное (1965−2002).М., 2002
- Рыженков П.Е., Марусова Е. В., Хаславская JI.M. и др. Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие. Новосибирск, 1990.
- Седова И.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность // Социс. 2004. № 8.
- Сергейчук А.В. Социология управления. СПб., 2002
- Сериков Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск, 1992.
- Смакотина H.JI. Основы нестабильности и риска. М., 1999.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1990.
- Современный воспитательный процесс: состояние и проблемы («круглый стол») // Социс, 2005. № 4.
- Содействие развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-техническому творчеству учащейся молодежи: Программа: (Научно-методические документы). М.: НИИВО, 1999.
- Соколов А. Г. Самоуправление в профессиональном учебном заведении // Энциклопедия профессионального образования. М., 1999. Т. 3. С.81−83.
- Соколов А.В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс.2003. № 1
- Соколов А.В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества//Социс.2003. № 1
- Соколов В.М. Социология морали реальная или гипотетическая? // Социс, 2004. № 8. С. 80.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992.
- Сорокин П.А. Моя философия интегрализм // Социс, 1992.
- Социальное партнерство. Словарь-справочник. М., 1999.
- Социологическая энциклопедия в 2 тт. Т. 1. А-М. М., 2003.
- Социология образования перед новыми проблемами. М., Омск, 2003.
- Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М., 2001.
- Социология: Учебник для вузов/ Под ред. Г. В. Осипова и др. М., 1995.
- Социология: Хрестоматия/ Сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. М., 2003.
- Студент нового времени: социокультурный профиль // Аналитические обзоры НИИВО по основным направлениям развития высшего образования. Вып.4. М., 2004.
- Студенческое самоуправление средство оптимизации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях: (Методические рекомендации). Алма-Ата, 1986.
- Студенческое самоуправление в условиях вузовской демократии: Методические рекомендации. Киев, 1991.
- Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.
- Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате социологии// Социс, 2002. № 9.
- Трубецкой С.Н. Университет и студенчество // Социология, 2004. № 3−4.
- Тутышкин Н.К. Основы самоуправления учебной деятельностью. Казань. 2002.
- УГТУ-УПИ: люди, годы, проблемы. Т.1. Изд. 2-е. Екатеринбург, 2000.
- Уманский JL, Лутошкин А. А начали с деловой игры. Студенчество. Диалоги о воспитании. 2001. № 4.
- Фаустова Э. Межличностные отношения в студенческой среде // Высшее образование в России. 1999. № 1 С.96−97.
- Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001−2005 годы)// Официальные документы в образовании. 2001. № 9.
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ. П. 2. Ст.15- П. 4. 4.2. Ст. 16.
- Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ. Ст.З.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ ст. 12,13,15.
- Фейербах Л. Избр. филос. произв., T.l. С.343−344, 297.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995.
- Фролов Д. Е., Малкин В. И. Активность личности студента: Аксиологическая концепция в комплексном социологическом исследовании. М., 1994.
- Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды К. Хорни иЭ. Фромма. М., 1991.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1997.
- Чаплыгин В. Ф. Некоторые педагогические проблемы обучения первокурсников // Стимулирование академической активности студентов. Ярославль, 1991. — С.22 — 27.
- Чернышев А.С., Степашов Н. С., Полонский И. С. Студенческое самоуправление: Социально психологические аспекты. Воронеж, 1990.
- Чупров В.И. Проблемы образования молодежи в российском обществе риска // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002.
- Чупров В.И., Зубок Ю. А., Ульямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001
- Шапко В.Т. Социокультурный подход: истоки и перспективы // Большой Урал XXI век: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 4.1. Екатеринбург, 2001.
- Шаров А.Н. Самореализация: признаки и определения // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002.
- Шаронин Ю. В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования: Синергетический подход. М., 1998.
- Шарыгин И. Образование и глобализация. Российское образование в условиях глобализации // Новый мир, 2004. № 10.
- Шиков М. И. Формирование и развитие воспитательного потенциала студенческого самоуправления в региональных вузах. Белгород, 2006.
- Шорин А.А. Развитие творческого мышления студентов. Уссурийск, 1996.
- Шуклина Е.А. Социология образования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург, 1999.
- Щенникова JT.C. Духовные ориентиры псковских студентов// Социс. 1999. № 8
- Юнеско. Деятельность в области образования во всем мире. Париж, 1994.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
- Яковлева М. В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе. Улан-Удэ, 2000.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.