Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Студенческое самоуправление как социокультурный феномен: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно-практическая значимость работы. Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы: для систематизации категориального аппарата социологического анализа проблем самоуправления и студенческого самоуправленияв дальнейшем применении лингво-семантического и информационно-целевого анализа как методов социологического исследованиядля дальнейшей разработки теоретических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа студенческого самоуправления
    • 1. 1. Самоуправление как социокультурный феномен и социологическая категория
    • 1. 2. Особенности студенческого самоуправления
  • Глава II. Динамика развития студенческого самоуправления как социокультурного феномена
    • 2. 1. Студенческое самоуправление в представлениях студентов конца 1980-х годов
    • 2. 2. Студенческое самоуправление в представлениях студентов на рубеже веков

Студенческое самоуправление как социокультурный феномен: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социальная трансформация современного российского общества, кризис системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социокультурной преемственности усложнили процесс адаптации молодежи, поиск ею социально приемлемых и оптимальных форм самореализации и самоутверждения личности. Социокультурные вызовы XXI века, переход России к постиндустриальному, информационному обществу, реформы системы российского образования, совершенствование учебной, научно-исследовательской и воспитательной (внеучебной) работы со студентами, традиции российской высшей школы, влияние европейского и мирового образовательного пространства (которое усиливается в процессе вступления страны в Болонский процесс) -все это актуализирует проблематику студенческого самоуправления, поиск и апробацию наиболее оптимальных моделей студенческого самоуправления.

Система образования в XXI веке все более становится механизмом устойчивого социального развития, превращаясь в основной фактор изменения знаний, ценностей, поведения и образа жизни будущего специалиста. Качественно меняются и задачи воспитания студенческой молодежи. Важнейшим в подготовке современных специалистов выступает развитие их мировоззренческих, смысложизненных, самореализационных ориентаций, высоких нравственных качеств, профессиональной и общей культуры, гражданственности и ответственности, чувства собственного достоинства.

Становление в России гражданского общества ориентирует высшее образование на формирование профессионально и социально компетентной, конкурентоспособной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях динамично меняющегося мира. Демократизация общественной жизни, системы образования, процессов обучения и воспитания требует продуктивного включения студентов в социально-значимую творческую деятельность, создания оптимальных условий для их саморазвития и участия в управлении вузом, решении всех вопросов вузовской жизни.

Демократизация общества невозможна без демократизации студенческой жизни, в основе которой находится самоуправление. Особенно важно в современных условиях воссоздать и развить в полной мере систему и традиции студенческого самоуправления, во многом утраченные в годы социальных, экономических, политических и социокультурных перемен в России в 1990;е гг. Развитие и поддержка студенческого самоуправления в вузах — предпосылка полноценного, активного, социального развития личности будущего специалиста, обладающего и организационно-управленческими компетенциями. Современное студенческое самоуправление, выступая реальной формой студенческой демократии, является и важным средством социальной и правовой самозащиты студентов.

Основная задача современного высшего профессионального образования — резкое повышение требований к необходимости полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, усиление личной ответственности за его реализацию. Акценты с социального воспитания смещаются на самовоспитание, самоформирование и саморазвитие личности. Участие в самоуправлении содействует успешной социализации студента, позволяет ему сохранить свою индивидуальность, развить способность мыслить нешаблонно, нестереотипно, сформировать готовность к быстрой адаптации к будущей профессии, к смене профиля своей деятельности. И в этом особенно проявляется самореализационный, социокультурный характер студенческого самоуправления.

И тем актуальнее — обобщение опыта и реальной практики студенческого самоуправления, активизация и мотивация студентов к участию в нем на основе систематического социологического анализа их интересов, ценностных ориентации и установок.

Степень научной разработанности проблемы. Особую значимость для теоретико-методологических проблем студенческого самоуправления имеет философско-социологический анализ сущности управления и самоуправления (Д.М. Гвишиани, Н. И. Лапин, Ж. Т. Тощенко, Б. Райзберг, О. Рой и др.).

Проблемы самоуправления рассматриваются во взаимосвязи с перспективами становления гражданского общества и правового государства, что определило необходимость обратиться к соответствующей социологической и политологической литературе (работы А. Арато, Н. Ю. Беляева, В. А. Васильев, Г. Дилегенский, А. Зубов, В. Максименко, И. М. Модель, С. П. Перегудов, Ю. М. Резник, В. Н. Руденкин, А. И. Соловьев, А. Ю. Сунгуров, А. А. Федосеев, Ф. Шмиттер, и др.).

Активно изучаются и широко представлены в отечественной и зарубежной социологической литературе общие проблемы социологии образования, вопросы путей и перспектив реформирования высшего профессионального образования (В.И.Добреньков, Г. Е. Зборовский, Г. Б. Кораблева, А.В. Мерен-ков, В. Я. Нечаев, A.M. Осипов, Л. Я Рубина, М. Н. Руткевич, В. В. Сериков, B.C. Собкин, Ф. Р. Филиппов, В. Г. Харчева, Ф. Э. Шереги, Е. А. Шуклина, и.

ДР-).

Социологические аспекты профессионального самоопределения и социокультурного становления студенчества России, его социальной активности исследуются в работах таких социологов молодежи, как Е. С. Баразгова, В. И. Добрынина, Ю. М. Бубнов, В. Д. Виноградов, Ю. Р. Вишневский, А.С. Запе-соцкий, Ю. А. Зубок, И. М. Ильинский, С. Н. Иконникова, А. А. Козлов, Т. Н. Кухтевич, С. И. Левикова, В. Т. Лисовский, В. Г. Немировский, Е.Л. Омель-ченко, Т. Э. Петрова, З. М. Саралиева, В. И. Чупров и др.

Источником для социологического осмысления могут быть психолого-педагогические исследования, в которых акцентируется внимание на роли и специфике студенческого самоуправления в демократизации вузовской жизни, на разнообразии форм и институтов студенческого самоуправления, механизмах и способах реализации ими своих функций, на конкретном практическом опыте их формирования и развития (Л. Акимова, Н. В. Акишина, Г. А. Балыхин, Н. П. Бугаенко, Л. Бурняшева, О. Виштак С. М. Годник, Ж.М. Гри-щенко, B.C. Кагерманьян, И. Н. Крещенко, С. П. Кузьмин, Е. Г. Петров, Ю. Е. Петруня, Л. М. Попов, Е. Г. Ростовская, Д. Г. Ротман, Л. А. Соглаева, М. А. Соловьева, Н. К. Тутышкин, Э. Фаустова и др.).

Однако проблемы студенческого самоуправления все еще не находят адекватного своей значимости отражения в социологических исследованиях. Наименее исследован и в теоретико-методологическом, и в практически-организационном плане самореализационный, социокультурный аспект студенческого самоуправления. Социальная активность студента (участие в самоуправлении — как одна из её форм) все еще преимущественно рассматривается как общественно значимая, личностная эффективность (с точки зрения развития и обогащения самого человека, его потребностей, интересов, компетенций) явно недооценивается. И хотя в социологии культуры разработаны сегодня и общие подходы (П.С. Гуревич, Б. С. Ерасов, Л. Г. Ионин, JI.H. Коган, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, Ф. И. Минюшев, Л. И. Михайлова, К. М. Хоруженко, B.C. Цукерман, А. И. Шендрик,), и самореализационная, деятельностная концепция культуры (Л.Н. Коган, работы уральских социологов Ю. Р. Вишневского, Е. В. Грунт, Г. Е. Зборовского, Г. Б. Кораблевой, А. В. Меренкова, B.C. Цукермана, В. Т. Шапко и др.), они как методологический ориентир в анализе проблем студенческого самоуправления практически не применялись.

Объект исследования — студенческое самоуправление как социокультурный феномен.

Предмет исследования — основные противоречия развития студенческого самоуправления в общественном мнении студенчества 1980;2000 гг.

Цель диссертационного исследования — выявить сущность и особенности студенческого самоуправления, его самореализационный, саморазвивающий характер в представлениях студентов на рубеже XX — XXI веков. Заявленная цель исследования конкретизируется в следующих задачах: • обосновать правомерность применения самореализационной концепции культуры и Я-концепции к анализу проблем самоуправления и раскрыть социокультурный характер студенческого самоуправления как одного из видов самоуправления;

• разработать концепцию формирования и развития студенческого самоуправления как основы социализации будущих специалистов, выявить основные противоречия этого процесса в условиях реформирования российского социума и системы высшего профессионального образования;

• сравнить результаты опросов студентов 1980;х и конца 1990;х — начала 2000;х гг. о мотивах участия в студенческом самоуправлении, удовлетворенности этим участием, путях его оптимизации и на этой основе выявить тенденции, противоречия и перспективы развития студенческого самоуправления;

• уточнить систему показателей эффективности студенческого самоуправления, акцентируя её на формирование конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем социокультурного потенциала, профессиональной и управленческой самореализации.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы социологических исследований, проведенных при участии автора в 1988 — 2006 гг.: Анкетный опрос студентов УПИ «Эффективность самоуправления» (1988 г., случайная выборкаN — 922 чел.) — стандартизированное интервью «Гуманизация и гуманитаризация технического образования» (УПИ, 1988 г., гнездовая, случайная выборка, N — 180 студентов и 122 преподавателя) — серия экспресс-опросов студентов об отношении к актуальным социально-политическим событиям (1989;1990 гг., случайная выборка, N — 854 чел.) — опрос студентов «Как идет перестройка в стране и в УПИ?» (1988 г., выборка случайная, гнездовая, N -1221) — мониторинг студентов Свердловской области (1995 — 1999 — 2003 гг., гнездовая выборка — вуз, факультет, группа, в группе — сплошной опрос, N — 2800 чел. на 3 этапах опроса) — опрос студентов УГТУ-УПИ «Эффективность самоуправления» (2005 г., случайная, гнездовая выборка, N — 423 чел.) — опрос студентов УГТУ-УПИ «Гуманитарное образование в техническом вузе» (2006 г., случайная, гнездовая выборка, N — 408 чел.).

Для сравнения и сопоставления использовались данные других социологических исследований по проблемам студенческого самоуправления и социокультурных ценностей и установок российского студенчества.

В категориальном анализе «самоуправления», «студенческого самоуправления» применялся метод информационно-целевого анализа (Т. Дридзе, А. Готлиб) научных текстов и документов.

Научная новизна работы:

• на основе лингво-семантического и информационно-целевого анализа уточнено понятие «самоуправление» как особой формы инициативной, активной, самостоятельной деятельности социального субъекта (личность, социальная общность, группа, общество) — его включения в процессы принятия и практической реализации управленческих решений по вопросам его жизнедеятельности, демократичной и доступной (регламентируемой нормативно-правовыми актами) формы участия каждого социального субъекта в управлении общими (коллективными) делами.

• Выявлен — на основе самореализационной концепции культуры и Я-концепциисоциокультурный характер самоуправления проявляющийся в том, как социальный субъект, активно участвуя в управленческой деятельности, реализует себя, свои потребности и интересы, как такое участие сказывается на развитии его культуры, социального творчества.

• Определены особенности студенческого самоуправления, связанные со спецификой студенчества как транзитной социокультурной общности, все более сочетающей профессиональную и социальную, культурную (личност-но-развивающую) компетентности.

• На основе сравнения данных социологических исследований 1980;х и 1990;2000;х гг. выявлены основные тенденции развития студенческого самоуправления в условиях социальной трансформации в России (возрождение самоуправления после спада 1990;х гг.- крушение иллюзий о безграничных возможностях самоуправленияего деидеологизация и деполитизацияраспространение самоуправленческих начал в учебный процесс и НИРС, во вневузовскую сферуусиливающееся разнообразие форм и институтов студенческого самоуправления в вузе и вне вузастановление социального партнерства и соуправлениясохраняющаяся недооценка социокультурного характера самоуправления).

• Обобщен опыт развития студенческого самоуправления и системы вне-учебной, воспитательной работы в крупном техническом вузе (УГТУ-УПИ) и — на этой основе — разработаны рекомендации по их оптимизации, актуализации социального творчества студентов и формированию у них конкурентоспособности, высокого уровня социокультурного потенциала, профессиональной и управленческой самореализации.

Научно-практическая значимость работы. Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы: для систематизации категориального аппарата социологического анализа проблем самоуправления и студенческого самоуправленияв дальнейшем применении лингво-семантического и информационно-целевого анализа как методов социологического исследованиядля дальнейшей разработки теоретических и практических основ изучения студенческого самоуправления как социокультурного феноменадля получения социологической информации о дальнейшей динамике студенческого самоуправления и прогнозирования перспектив его развития, в том числе — и в плане преодоления недооценки его социокультурного аспектадля корректировки целевых комплексных программ по решению социальных проблем студенчества и развитию его культурыв практической деятельности организаторов работы со студенческой молодежью, руководителей студенческих (молодежных) организаций и объединений, администрации и преподавателей вузовв курсах и спецкурсах «Социология культуры», «Социология молодежи», «Социология образования», «Социология управления».

Апробация диссертационной работы. Основные положения и выводы были представлены на ряде конференций: «Социальная агрессивность» (Международная конференция, Кемерово, 2004) — «Организация в фокусе социологических исследований» (Международная конференция, Н. Новгород, 2005) — «Большой Урал — XXI. Всероссийская конференция — Уральские социологические чтения, Екатеринбург, 2001) — «Урал индустриальный» (Всероссийская конференция «Бакунинские чтения», Екатеринбург, 1997, 1999, 2001, 2003, 2005), «Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов» (Всероссийская конференция, Екатеринбург, 2005) — «Антропологические основания теоретического мышления» (Всероссийская конференция, Екатеринбург, 2005) — «Возрождение России: общество — управление — образование — культура — молодежь» (Всероссийская конференция, Екатеринбург, 1998), IV Российский философский конгресс (Москва, 2005) — «Студенческое самоуправление: опыт, проблемы, перспективы» (Всероссийская конференция, Екатеринбург, 2002) — «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Всероссийская конференция, 2004) — «Гуманитарное образование в современном российском вузе» (Екатеринбург, 2006).

Заключение

.

Кратко подвести итог осуществленного нами диссертационного исследования можно было бы очень просто. С одной стороны, подчеркнув, что неразрешенные или не смягченные вовремя противоречия способны дискредитировать саму идею самоуправления (соуправления), превращая его в формальную надстройку и инструмент манипуляции студенческой средой. С другой стороны, отметив — в качестве рекомендаций — необходимость совместными усилиями всех заинтересованных сторон (от администрации, педагогического и студенческого коллективов вузов до государственных и общественных структур вне вуза на муниципальном, региональном и федеральном уровне) разрешать или смягчать (а порой — и предотвращать) выявленные нами противоречия и проблемы.

Но многолетнее участие в воспитательной, внеучебной работе и деятельности органов студенческого самоуправления УГТУ-УПИ (в качестве социологапреподавателя социологии, педагогики, психологии, управления персоналомкуратора группызаместителя декана по работе со студентами младших курсов) позволяет нам несколько конкретизировать — на опыте нашего университета — указанные общие выводы и обосновать некоторые предложения и рекомендации по оптимизации студенческого самоуправления в воспитательном и образовательном пространстве вуза1.

1 При этом мы опираемся на обобщения этого опыта: См.: Баландина Т. Ю., Вишневский Ю. Р., Набойченко С. С., Пономарёв А. В., Шапко В. Т. проблемы и перспективы студенческого самоуправления в многонациональном вузе // //Актуальные проблемы социологии и менеджмента. Сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей кафедры социологии и СТУ. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. Вишневский, Ю. Р. Набойченко С.С., Пономарев А. В., Рапопорт Л. А., Титов А. В. Формирование системы воспитательной работы в вузе //Актуальные проблемы социологии и менеджмента. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Возрождение России: общество — управлениеобразование — культура — молодежь», посвященной 40-летию кафедры социологии и социальных технологий управления. Выпуск 6. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. Студент — 95. Екатеринбург,. 1995; Социальное развитие молодежи на Среднем Урале: состояние и перспективы. -Екатеринбург: УИМ, 1997; Вишневский Ю. Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социс. 1997.№ 10. С.56−69- Студент — 99. Екатеринбург, 1999; Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, тенденции, ориентиры. — Екатеринбург, 2002; Студент — 2003. Екатеринбург, 2003; и др. Опыт и система воспитательной работы УГТУ-УПИ одобрена и рекомендована другим вузам коллегией Министерства образования Российской Федерации (март 2001 г.), вуз дважды (2001 и 2003 гг.) становился лауреатом Всероссийского конкурса моделей организации воспитательной работы. В 2005 г. Правительством Российской Федерации авторскому коллективу университета присуждена государственная премия в области образования за цикл трудов и научно-практических исследований «Формирование системы воспитательной работы и развития здорового образа жизни студентов высших учебных заведений». как важного фактора формирования самореализационных механизмов современного студенчества: прежде всего, речь идет о сложившейся системе организации и управления внеучебной воспитательной работой со студентами (компонентом которой выступает студенческое самоуправление), основанные на ответственности администрации вуза, традиции и опыт работы органов студенческого самоуправления, инновационном подходе к поиск новых эффективных форм учебно-воспитательного процесса и участия студентов в управлении им;

• важный момент — создание в структуре администрации УГТУ-УПИ (с 1996 г.) управленческого органа (проректор и отдел по внеучебной работе со студентами), координирующего взаимодействие с ССУ и органами ССУ, оказывающего им поддержку и обобщающего их опыт;

• обеспечение внеучебной воспитательной работы и деятельности студенческого самоуправления нормативно-правовыми документами федерального, регионального и вузовского уровней, квалифицированными кадрами на уровне факультета, филиала и вуза, использование современных методов планирования мероприятий и оценки качества их проведения. В частности, можно говорить о следующих нормативно-правовых документах вузовского уровня: положения об организации внеучебной работы (принято Ученым советом университета в сентябре 2001 г., скорректировано в 2004 г.), структуре внеучебной работы, основных направлениях внеучебной работыкоординационный план мероприятий по внеучебной работеположения о проведении смотра-конкурса по внеучебной работе среди факультетов и среди филиаловположения о культурно-массовых, научных и спортивно-массовых студенческих мероприятияхположения о кураторе академической группыположений о смотре-конкурсе на лучшую академическую группуположения о смотре-конкурсе на лучшего куратора и др.;

• концептуальная разработка в УГТУ-УПИ основных целей и задач внеучебной воспитательной работы и студенческого самоуправления в вузе (принята в 1998 г., утверждена в новой редакции в 2005 г.) — разработка комплексных целевых программ по гражданско-патриотическому воспитанию студентов, по нравственно-эстетическому воспитанию студентовпо первичной профилактике наркомании и других видов зависимостей среди студентовпо адаптации студентов первого курса: по укреплению физического здоровья студентов и утверждению здорового образа жизни. Разработка стратегического плана до 2010 г.;

• развитая инфраструктура внеучебной работы со студентами и студенческого самоуправления (отделы внеучебной работы со студентами и по физкультурно-массовой и спортивной работе, Дом культуры, редакция общеуниверситетской газеты «За индустриальные кадры», служба информации и связей с общественностью, Центр повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде УрФО, психологическая служба вуза, студенческий центр «Звездный» штаб студенческих отрядов УГТУ-УПИ, совет по первичной профилактике наркомании среди студентов, совет студенческого городка, студенческие объединения и т. д.);

• привлечение студентов к подготовке и проведению массовых мероприятий (ежегодно в университете проводится более 60 студенческих научных мероприятий, более 80 культурно-массовых студенческих мероприятий и 50 спортивно-массовых студенческих мероприятий);

• разработка критериев смотра-конкурса по внеучебной воспитательной работе среди факультетов (по 8 разделам, включающим общественную активность, развитие студенческого самоуправления, уровень правонарушений студентов оценка социальных условий обучения и проживания студентов: оценка вклада студентов в формирование имиджа вузаконкурентоспособности выпускников вуза на рынке трудавоспитательный потенциал учебных программвовлеченности студентов в научно-исследовательскую работу, в общественно полезную и оздоровительно-спортивную деятельностьстепень адаптации студентов первого курса к вузовской жизни, удовлетворенность вузом, психологическая комфортность студентовуровень девиантного поведения студентов (правонарушения, наркомания, венерические заболевания, СПИД и т. д.);

• курс на повышение самостоятельности в работе общественных формирований и развитию органов студенческого самоуправления (профком студентов, штаб студенческих отрядов УГТУ-УПИ, студенческий уборочный отряд, студенческий отряд охраны правопорядка, волонтерское движение);

• постоянный обмен опытом в рамках совета проректоров по внеучебной работе со студентами вузов Свердловской области, комиссии при совете ректоров вузов Уральского федерального округа по внеучебной работе со студентами, по спортивно-массовой работе), Ассоциации профсоюзных организаций студентов вузов Свердловской области;

• подготовка профессиональных кадров организаторов работы с молодежью (обучение по соответствующей специальности начато в УГТУ-УПИ в порядке эксперимента с 2005 г.);

• постоянное научное — социологическое — обеспечение совершенствования внеучебной работы со студентами и оптимизации деятельности студенческого самоуправления, внедрения самоуправленческих начал во все стороны жизни вуза.

В обеспечении особенно последней из задач автор видит назначение социологического исследования — своего и своих коллег.

Показать весь текст

Список литературы

  1. /50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
  2. JI. НОТ важный резерв студенческого самоуправления //Народное образование. 1988. № 8.
  3. Н.В. Когда душа тянется к душе // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2004. № 5. С.26−27.
  4. Актуальные проблемы образования. М., 2003.
  5. Актуальные проблемы развития активности студента в учебном процессе / А. В. Сергунин (отв. ред.) и др. Н. Новгород, 1996.
  6. Т.Е., Заборова Е. Н. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов// Социс. 2004.№ 2
  7. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
  8. И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб., М., Минск, Харьков. 1999.
  9. И. Стратегическое управление /Пер. с англ. М., 1989.
  10. М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов н/Д., 1998.
  11. Г. П. Политическая социология. М., 2002.
  12. С. И. Научно-исследовательская работа студентов основа развития творческих способностей будущего специалиста// Вестник ОГАУ, 2000. № 1.С.99 — 100.
  13. Я., Шубкин В. Социология образования // Социология в России. М., 1998.
  14. А.С. Россия: критика исторического опыта (Социально-культурная динамика России). Т. 1. Новосибирск, 1997.
  15. Е.М. Социология управления. Минск, 2001.
  16. Н.Г., Немцов А. А., Кансузян JI.B. Послевузовские ожидания студенческой молодежи//Социс.2003 .№ 5
  17. Е.С. Американская социология: традиции и современность. Екатеринбург, Бишкек, 1997.
  18. Ф. Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1977. С. 457,458.
  19. В. О профессионализме и назначении интеллектуала// Высшее образование в России. 2002. № 5
  20. В.JI. Педагогическая культурология. Уфа, 2004.
  21. Н. Судьба России // Родина, 1989. № 1. С. 65.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М., 1986.
  23. В.Н. и др. Развитие познавательной активности студентов. Улан-Уде, 1983.
  24. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социс, 2002. № 3.
  25. И.С., Джамалудинов Г. М. Социология высшей школы. М., 2003.
  26. Большой толковый социологический словарь. Т.1, 2. М., 1999.
  27. Н. А. Пути и условия формирования у студента-первокурсника культуры использования времени жизни. Брянск, 1996.
  28. Н.П. Студенческое самоуправление как фактор развития социальной активности студентов вузов. Владикавказ, 2004.
  29. Л.П. Общественная детерминация и управление формированием личности // Проблема управления процессом воспитания (материалы симпозиума). М., 1971.
  30. П. Социология политики. М., 1993.
  31. Л. Пути и методы студенческого воспитания// Высшее образование в России, 2004 г. № 7. С.80−85
  32. Н. С. и др. Профессия студент: Школа первокурсника. Уфа: УГАТУ, 1997.
  33. Г. А., Помелов В. Б. Развитие творческой деятельности студентов в процессе обучения. 4.1,2, 3. Киров, 1996.
  34. В.Н. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: Петрозаводск, 1988.
  35. А.С. Политические ориентации студенчества// Социс. 2000. № 6
  36. В.Г. Активизация технического творчества студентов. Красноярск, 1991.
  37. М. Избранные произведения. М., 1990.
  38. А. А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М., 2000.
  39. Ю.Р., Исламгалиев Э. Г., Коробейникова А. П., Шапко В. Т. Профессиональная компетентность педагога. Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования. Екатеринбург, 2003.
  40. Ю.Р., Попова Н. А., Соколова Н. П., Чернявская Г. К. «Проект концепции по внеучебной работе со студентами»//Внеучебная работа со студентами в УГТУ: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург, 1998.
  41. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Екатеринбург, 2006.
  42. О. Самоуправление как ресурс самоорганизации учебной деятельности студентов // Высшее образование в России, 2004. № 7. С. 151−153
  43. А. И. Теоретические основы технического творчества студентов: Учебное пособие. Пенза, 1999.
  44. О., Панина Е., Малов А. Идеалы современной вузовской молодежи// Высшее образование в России. 2002. № 6
  45. Ю.Л., Дурнева С. В. К вопросу о жизненных ориентациях студенческой молодежи // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002.
  46. Вузы России и Болонский процесс / Международная научно-практическая конференция, посвященная 85-летию УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2005.
  47. Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы, перспективы («круглый стол») // Социс, 2006. № 8.
  48. Л.Г. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов. Саратов, 1985.
  49. Гайнер M. JL, Ашкинази JI.A. Исследование учебной мотивации абитуриентов вуза // Социс, 1995. № 9. С.143 145.
  50. Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2003
  51. Г. Соч., T.VIII. С.22
  52. Г. Соч., T.IV. С. 10.
  53. Г. Соч., T.VII. С. 211,222.
  54. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М., 2003.
  55. Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория, Новосибирск, 1995.
  56. Э. Конструирование общества: очерк теории структурирования // Западная теоретическая социология 60−80-х гг. М. 1989−58. ГК РФ. Ст. 121.
  57. М.Б. Поколение как категория социологии //Социс. 2004. № 10
  58. Гордон JL Социальная адаптация в современной России // Социс. 1994. № 8−9
  59. М.К., Петухов В. В. Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые// Социс. 2004. № 8.
  60. А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Самара, 2002-
  61. А.С., Запорожец О. Н., Хасаев Г. Р. Социально-экономическая адаптация в постсосветской России: публичные и приватные практики// Социс. 2004. № 8 С.56−57.
  62. С.И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул, 2000.
  63. .М., Ротман Д. Г., Соглаева JI.A. Студенческое самоуправление: состояние, проблемы, перспективы. Минск, 1988.
  64. Э.С. Высокоэффективный менеджмент /Пер. с англ. М., 1996.
  65. Гудков JL, Дубин Б., Леонова А. Образование в России: привлекательность, доступность, функции //Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 1
  66. Л., Дубин Б., Леонова А. Образование в России: привлекательн привлекательность, доступность, функции //Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 1
  67. Е.В. Теоретические вопросы социалистического самоуправления // Советское государство и право, 1986. № 2.
  68. В. Е. Личностное и профессиональное самовоспитание студента // Вестник Адыгейского университета. 1998. N 2. С. 18−20.
  69. Р.Л. Менеджмент. СПб., 2000.
  70. В.И., Кравченко А. И. Университет и университетская социология// Социология, 2004. № 3−4.
  71. В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М., 2003.
  72. Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
  73. С.Г., Коваленко Т. К. Социальная компетентность выпускника вуза // Гуманитарное образование в современном российском вузе. Екатеринбург, 2006.
  74. В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001.
  75. Л. Ваше время в ваших руках. Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время /Пер. с нем. М., 1990.
  76. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266−1. П. 21.4.2. Ст.32- 4.5. Ст. 1- 4.15. Ст.50- П. 6. Ст.2- 4.4. Ст. 50.
  77. Л., Зборовский Г., Кощеева И., Шуклина Е. Негосударственное образование в оценках студентов// Высшее образование в России. 2002. № 6
  78. Г. Е. Общая социология. Екатеринбург, 2003.
  79. Г. Е. Понятие, функции и структура социологического образования// Социология, 2004. № 3−4.
  80. Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления. Екатеринбург, 2003.
  81. Г. Е., Шуклина Е. А. Образование как ресурс информационного общества // Социс, 2005. № 7.
  82. Г. Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология. Екатеринбург, 2002.
  83. Т.Е., Шуклина Е. А. Социология образования. М., 2005.
  84. Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003.
  85. И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. -М&bdquo- 2001.
  86. Информация о развитии студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ//Официальные документы в образовании.2002.№ 30 С.72−77.
  87. Л.Г. Социология культуры: путь в новой тысячелетие. М., 2000.
  88. B.C. Внеучебная воспитательная деятельность // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2004. № 4(16). С. 13 15.
  89. JI.B., Немцов А. А. Вузовское образование в оценках студентов//Социс. 1999.№ 4
  90. В.И. Философия как призвание. Екатеринбург, 2006
  91. Э. И.Формирование творческого мышления студента: Теоретические и прикладные вопросы. Владивосток, 1990.
  92. И.П. Информативно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал, 1994. № 3
  93. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализациионная траектория//Социс.2003. № 1
  94. Т.В., Селезнев И. А. Этнополитическое сознание студенчества в первой половине 90-х годов// Социс. 2000.№ 4
  95. JI.H. Социология культуры. Екатеринбург, 1982. С.72−74.
  96. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
  97. А.А. К вопросу о методологии и организационных принципах вузовского самоуправления// Пути развития студенческого самоуправления. Горький, 1989.
  98. П. Культура постмодерна. М., 1997.
  99. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
  100. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  101. Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе ориентации на пути в сферу образования (от 1960-х годов к 2000-му). М., 1999.104. Конституция РФ. Ст. 30.
  102. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
  103. Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург, 1999.
  104. Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность, 2001. № 3.
  105. Л.И. Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности. М., 1990.
  106. С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2004.
  107. М. Проблемы высшего образования в оценках населения// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 1
  108. Краткий словарь по социологии, М., 1989
  109. И. Н.Студенческое самоуправление в процессе профессионального становления личности будущего учителя. М., 1991. 16 с.
  110. С.П., Петров Е. Г., Соловьева М. А. В помощь лидеру студенческого самоуправления (сборник материалов). Чебоксары, 2003.
  111. А.Б. Технический вуз: социальные проблемы развития в новых условиях. Уфа, 1995.
  112. Ю. Исторические рамки «будущего» в общественном мнении// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 1
  113. В.Ф. Неформальные самодеятельные объединения. М., 1989.
  114. В.И. Полн. собр. соч., Т.29. С. 194.
  115. В.Т. О молодежи и молодежной политике. Избранные произведения. Т. I. СПб., 2005.
  116. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л., 1974.
  117. Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. М., 1997.
  118. К., Энгельс Ф. Соч., Т.26.4.III. С.516
  119. К., Энгельс Ф. Соч., Т.З. С. 236.
  120. К., Энгельс Ф. Соч., Т.40. С.7-
  121. К., Энгельс Ф. Соч., Т.42. С. 125, 146-
  122. К., Энгельс Ф. Соч., Т.46. 4.1. С. 476.
  123. К., Энгельс Ф. Соч., Т.46. 4.II. С.109−110.
  124. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. М., 1998.
  125. Р.К. Социальная структура и аномия // Социс, 1992. № 3.
  126. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.2. М., 1990-
  127. Модернизация воспитательной деятельности в вузах: мониторинг и рекомендации // Аналитич. обзоры НИИВО по основным направлениям развития высшего, образования. Вып.5. М., 2004.
  128. Модернизация образования в условиях глобализации /Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 75-летию ТюмГУ. 4.1. Тюмень, 2005.
  129. Молодежь и самоуправление. Самоуправление молодежи: возникновение первичных форм и противоречия становления. 4.1. Челябинск, 1989.
  130. Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб.статей. СПб., 2000
  131. Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М., 2002
  132. В.Я. Социология образования. М., 2002.
  133. Новые подходы к организации самостоятельной работы студентов по общественным наукам. Киев, 1991.
  134. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол) //Социс. 2003. № 5
  135. А.А. Социодинамика реформ высшей школы. М., 1999.
  136. JI.C. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования // Социс, 204, № 2.
  137. A.M. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород. 1998.
  138. Основные направления государственной молодежной политики, утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ от 3.06.1993 г. № 5090−1.
  139. Основные направления и этапы реализации Программы развития воспитания в системе образования на 2002−2004 годы // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2002. № 1.
  140. Основы современного социального управления: теория и методология. М., 2000.
  141. Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М., 1995.
  142. Ю.Е. Студент и управление институтом // Вестник высшей школы. 1988. № 11.
  143. Политология. Энциклопедический словарь, М, 1993.
  144. JI. М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань, 1990.
  145. А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
  146. И. Природа, наука и новая рациональность // В поисках нового миропонимания. М., 1991.
  147. И. Философия нестабильности// Вопросы философии, 1991, № 6-
  148. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  149. Примерная программа воспитания социально активной личности студента: рекомендации, методики, технологии// Аналитические обзоры НИИВО по основным направлениям развития высшего образования. Вып.4. М., 2003.
  150. Проблемы доступности высшего образования/ Отв. ред. Шишкин С. В. М. 2003.
  151. Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов. Казань, 1983.
  152. Проблемы студенческого самоуправления) //Вестник высшей школы. 1988. № 12 .С. 66−70.
  153. Психология личности. Тексты. М., 1982.
  154. Пути активизации научно-исследовательской работы студентов. М., 1983.
  155. Пути развития студенческого самоуправления. Горький, 1989.
  156. B.C. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. Воронеж, 1991.
  157. Резолюция Всероссийского студенческого форума. М., 2001.
  158. Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2002. № 5.
  159. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях // Официальные документы в образовании. 2002. № 30 .
  160. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
  161. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946.
  162. М.Н. Социология образования и молодежи. Избранное (1965−2002).М., 2002
  163. П.Е., Марусова Е. В., Хаславская JI.M. и др. Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие. Новосибирск, 1990.
  164. И.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность // Социс. 2004. № 8.
  165. А.В. Социология управления. СПб., 2002
  166. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск, 1992.
  167. H.JI. Основы нестабильности и риска. М., 1999.
  168. Советский энциклопедический словарь. М., 1990.
  169. Современный воспитательный процесс: состояние и проблемы («круглый стол») // Социс, 2005. № 4.
  170. Содействие развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-техническому творчеству учащейся молодежи: Программа: (Научно-методические документы). М.: НИИВО, 1999.
  171. А. Г. Самоуправление в профессиональном учебном заведении // Энциклопедия профессионального образования. М., 1999. Т. 3. С.81−83.
  172. А.В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс.2003. № 1
  173. А.В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества//Социс.2003. № 1
  174. В.М. Социология морали реальная или гипотетическая? // Социс, 2004. № 8. С. 80.
  175. П. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992.
  176. П.А. Моя философия интегрализм // Социс, 1992.
  177. Социальное партнерство. Словарь-справочник. М., 1999.
  178. Социологическая энциклопедия в 2 тт. Т. 1. А-М. М., 2003.
  179. Социология образования перед новыми проблемами. М., Омск, 2003.
  180. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М., 2001.
  181. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. Г. В. Осипова и др. М., 1995.
  182. Социология: Хрестоматия/ Сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. М., 2003.
  183. Студент нового времени: социокультурный профиль // Аналитические обзоры НИИВО по основным направлениям развития высшего образования. Вып.4. М., 2004.
  184. Студенческое самоуправление средство оптимизации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях: (Методические рекомендации). Алма-Ата, 1986.
  185. Студенческое самоуправление в условиях вузовской демократии: Методические рекомендации. Киев, 1991.
  186. А. Футурошок. СПб., 1997.
  187. .Т. О понятийном аппарате социологии// Социс, 2002. № 9.
  188. С.Н. Университет и студенчество // Социология, 2004. № 3−4.
  189. Н.К. Основы самоуправления учебной деятельностью. Казань. 2002.
  190. УГТУ-УПИ: люди, годы, проблемы. Т.1. Изд. 2-е. Екатеринбург, 2000.
  191. Уманский JL, Лутошкин А. А начали с деловой игры. Студенчество. Диалоги о воспитании. 2001. № 4.
  192. Фаустова Э. Межличностные отношения в студенческой среде // Высшее образование в России. 1999. № 1 С.96−97.
  193. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001−2005 годы)// Официальные документы в образовании. 2001. № 9.
  194. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ. П. 2. Ст.15- П. 4. 4.2. Ст. 16.
  195. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ. Ст.З.
  196. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ ст. 12,13,15.
  197. Л. Избр. филос. произв., T.l. С.343−344, 297.
  198. Ф.Р. Социология образования. М., 1980.
  199. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995.
  200. Д. Е., Малкин В. И. Активность личности студента: Аксиологическая концепция в комплексном социологическом исследовании. М., 1994.
  201. Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды К. Хорни иЭ. Фромма. М., 1991.
  202. Э. Иметь или быть. М., 1990.
  203. Э. Человек для себя. Минск, 1997.
  204. В. Ф. Некоторые педагогические проблемы обучения первокурсников // Стимулирование академической активности студентов. Ярославль, 1991. — С.22 — 27.
  205. А.С., Степашов Н. С., Полонский И. С. Студенческое самоуправление: Социально психологические аспекты. Воронеж, 1990.
  206. В.И. Проблемы образования молодежи в российском обществе риска // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002.
  207. В.И., Зубок Ю. А., Ульямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001
  208. В.Т. Социокультурный подход: истоки и перспективы // Большой Урал XXI век: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 4.1. Екатеринбург, 2001.
  209. А.Н. Самореализация: признаки и определения // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002.
  210. Ю. В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования: Синергетический подход. М., 1998.
  211. И. Образование и глобализация. Российское образование в условиях глобализации // Новый мир, 2004. № 10.
  212. Шиков М. И. Формирование и развитие воспитательного потенциала студенческого самоуправления в региональных вузах. Белгород, 2006.
  213. А.А. Развитие творческого мышления студентов. Уссурийск, 1996.
  214. Е.А. Социология образования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург, 1999.
  215. JT.C. Духовные ориентиры псковских студентов// Социс. 1999. № 8
  216. Юнеско. Деятельность в области образования во всем мире. Париж, 1994.
  217. В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
  218. М. В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе. Улан-Удэ, 2000.
  219. К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Заполнить форму текущей работой