Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Перспективы образования в свете гендерного подхода

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но при анализе социального контекста жизни образовательных учреждений необходимо понимать, как различный опыт и стереотипы в отношении мальчиков и девочек влияют на их достижения в школах. Работникам образования необходимо быть более чувствительными к тем формам и моделям межличностного взаимодействия, которые устанавливают гендерное неравенство в школах, и к содержанию учебных планов… Читать ещё >

Перспективы образования в свете гендерного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее очевидным последствием гендерной стратификации и асимметрии в системе образования является воспроизводство «закрытых» профессий и целой системы гендерных стереотипов. Сама система образования в известном смысле практически страдает от недостаточного присутствия мужчин-педагогов. Можно говорить о не столь явных, но не менее опасных последствиях для общественного развития.

Существующие патриархатные установки и стереотипы (например, что управление не есть сфера деятельности женщин) подчас серьезно ограничивают сферу активности женщин, приходят в противоречие с потребностями управления общественным развитием. Недостаточное представительство женщин во власти уменьшает возможности гуманизации целей и средств такого управления. Мужчины, преобладающие в структурах власти, имеют ограниченный социальный опыт и часто не признают ценность опыта женщин. Участие женщин в управлении способно расширить круг средств по достижению целей общественного благополучия.

Насаждаемое влиятельными сексуальными меньшинствами в ряде стран через искусство, СМИ и системы образования отрицание складывавшихся тысячелетиями концептов материнства, женственности, равно, как и отцовства и мужественности, попытки юридически и этически легитимировать однополые браки и внедрить через сексуальное просвещение ярлыки «родитель № 1» и «родитель № 2», принуждать учащихся к противоестественному чередованию гендерных и половых ролей есть, по сути, признаки агрессивного контркультурного давления, ведущего к разрушению идентичностей, института семьи, инструмента социальной дезинтеграции в обществе. Такое давление вызвало массовое защитное движение «традиционалистов» и «консерваторов» в разных странах мира, поддерживаемое мировыми религиями.

Исследования показали, что у мужчин и женщин складывается не одинаковое экономическое мышление. Мужчинам-руководителям чаще присущи экономический детерминизм и пренебрежение социальными проблемами. Типичным «мужским» суждением такого рода является следующее: «Наладим экономику, тогда и будут решаться все другие вопросы — рождаемости, культуры, образования…». Радикальные либерально-рыночные преобразования в России и ориентация на макроэкономические показатели при забвении показателей социальных, вероятно, — одна из сопутствующих сторон кадровой маскулинизации органов власти в центре и на местах. Противоположные примеры, известные из практики ряда европейских государств, сочетаются с высокой политической активностью женщин и их гораздо более заметным представительством во всех органах власти.

Если признать неадекватность функционирования системы образования в гендерном отношении, то можно ли изменить эту ситуацию в дальнейшем развитии системы? По этому поводу ученые высказывают разные мнения. Часть исследователей полагает, что равенство мужчин и женщин будет возможно, если «изменятся разделение труда в домашнем хозяйстве и семье, условия самого труда в направлении повышения его роли в социальной идентификации и его смысловое назначение» [Р. Зидер, 1997. С. 249].

С другой точки зрения, «социальное неравенство мужчин и женщин встроено в основную схему индустриального общества, в соотношение производства и воспроизводства труда внутри семьи и труда с целью заработка… равноправия нельзя достичь в рамках этих институциональных структур, изначально ориентированных на неравноправие. Добиться качественного равноправия за пределом мужской и женской роли возможно, лишь продуманно изменяя совокупную институциональную систему развитого индустриального общества» [У. Бек, 2000. С. 184]. Изменение гендерной структуры образования — очень сложный процесс, поскольку такая структура является частью повседневности, к которой многие люди привыкли и которую не всегда осознают.

Но при анализе социального контекста жизни образовательных учреждений необходимо понимать, как различный опыт и стереотипы в отношении мальчиков и девочек влияют на их достижения в школах. Работникам образования необходимо быть более чувствительными к тем формам и моделям межличностного взаимодействия, которые устанавливают гендерное неравенство в школах, и к содержанию учебных планов и учебников. Важно понимать, что несбалансированные в гендерном отношении учебные планы и материалы могут ограничивать социальное и культурное развитие как мальчиков, так и девочек.

На уровне образовательной политики и управления образовательными учреждениями необходимо стремиться к следующему:

  • — повышению престижности работы в сфере образования и достижению полового баланса в составе персонала системы образования;
  • — введению учебных дисциплин по гендерной проблематике в программу подготовки педагогических кадров;
  • — проведению гендерной экспертизы и коррекции любых образовательных материалов, особенно массовых учебников и пособий;
  • — тренингу и освоению таких стилей преподавания и общения в системе образования, которые подразумевают преодоление ложных и несправедливых гендерных стереотипов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой