Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания
В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности — ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в школе-интернате, то именно здесь должна быть создана развивающая среда… Читать ещё >
Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выпускная квалификационная работа
Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания
Тотьма 2010
Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это требует научного осмысления, необходимого учета новых условий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим проблема социализации детей детских домов становится одной из приоритетных в современных социально-педагогических исследованиях.
Социализация — это процесс усвоения человеком социального опыта и включение его в систему социальных отношений для дальнейшей трансляции социального опыта (Л.В. Мардахаев).
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах Л. В. Мардахаева, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. Г. Асмолова, Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. И. Леонтьева, А. В. Мудрика и др. специалистов.
Современный этап развития нашего общества, происходящие изменения в мировом сообществе требуют расширения и углубления исследований процесса социализации подрастающего поколения, в том числе особой категории детей — детей-сирот, так как его изучение и осмысление необходимо для дальнейшей организации процессом передачи социального опыта, в детском доме.
Образовательное учреждение позволяет ребенку, оставшемуся без попечения родителей осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей.
В педагогической науке последних лет вопросам социализации, воспитания детей — сирот, их профессиональной ориентации посвящено значительное число исследований, однако большинство из них вопросы управления процессом социализации детей — сирот в условиях сельского детского дома не рассматривались.
Для детей-сирот, воспитывающихся вне семьи в отрыве от общества в условиях учреждений интернатного типа интернат — это школа, в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении, где формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение.
Однако ряд вопросов связанных с организацией деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей и роль в этом процессе специалиста по социальной работе достаточно значительна.
Особенностью социализации воспитанников детских домов является замещение одного из основных институтов социализации — семьи учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными у выпускников детского дома.
Значительная часть воспитанников детских домов подвержена возникновению негативных психических состояний, которые приводят к:
ь Негативному влиянию на их социализацию ь Неадекватной самооценке ь Несамостоятельности в суждениях и поведении ь Низкой коммуникабельности ь Преобладанию краткосрочных целей Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему исследования — «Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания».
Цель исследования — выявить особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания.
Проблема исследования: как, организуется деятельность детского дома по усвоению социальных ценностей.
Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома.
Предмет исследования: социализированность воспитанников детского дома с различным периодом пребывания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной теме;
2. Рассмотреть особенности социализации воспитанников детского дома;
3. Сравнить уровень социализированности воспитанников детского дома вновь поступивших и долго пребывающих;
4. Разработать методические рекомендации для социального педагога по вовлечению воспитанников детского дома в процессе усвоения социального опыта.
Методы исследования:
I. Теоретические методы исследования: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы; обобщение опыта деятельности социального педагога.
II. Эмпирические методы исследования: Методика для изучения социализированности личности воспитанника, разработана М. И. Рожковым.
Гипотеза исследования: воспитанники детского дома, вновь поступившие в детский дом, обладают более низким уровнем социализированности, чем воспитанники долее прибывающие.
Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается сущность понятия социализации; социализированность и критерии готовности к жизни; особенности социализации воспитанников детского дома. Вторая глава посвящена исследованию уровня социализированности воспитанников детского дома с различным периодом пребывания.
База практики: МОУ «Демьяновский детский дом» Бабушкинского района.
Практическая значимость заключается в использовании данной работы социальным педагогом, специалистами по социальной работе, студентами занимающимися данной проблемой.
1. Теоретический анализ процесса социализации воспитанников детского дома
1.1 Социализация, как социально-педагогическая категория
Социализация — самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентаций, своего стиля жизни, социального опыта.
В отечественной науке большой вклад в постановку и изучение проблем социализации внес И. С. Кон. В его работах представлены философские, социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические аспекты социализации. По мнению, И. С. Кона, «объем понятия „социализация“ несколько шире, чем „воспитание“. Воспитание подразумевает, прежде всего, систему целенаправленных воздействий, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».
И.С. Кон определил ряд подходов в изучении социализации:
1. Объективный, определяющий какой тип человека стремится сформировать конкретное общество.
2. Субъективный, определяющий как сам человек проявляет свою активность в процессе социализации, как и насколько она удовлетворяется и стимулируется обществом.
3. Экологический, характеризующий объективные факторы и обстоятельства, влияющие на социализацию.
4. Процессуальный, показывающий какими путями и способами осуществляется социализация.
5. Институциональный, выявляющий какие институты и группы осуществляют социализацию человека.
Будем исходить из того. Что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:
1. Младенчество (от рождения до 1 года);
2. Раннее детство (1−3 года);
3. Дошкольное детство (3−6 лет);
4. Младший школьный возраст (6−10 лет);
5. Младший подростковый возраст (10−12 лет);
6. Старший подростковый возраст (12−14 лет);
7. ранний юношеский возраст (15−17 лет);
8. юношеский возраст (18−23 года);
9. молодость (23−30 лет);
10. ранняя зрелость (30−40 лет);
11. поздняя зрелость (40−55 лет);
12. пожилой возраст (55−65 лет);
13. старость (65−70);
14. долгожительство (свыше 70 лет).
В социологии социализация — есть сложное научное понятие, подразумевающее процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
В социальной психологии социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей.
Социализация личности является сложным процессом и происходит на трех уровнях:
1) воздействие на индивидa общества в целом, общество передает свои ценности, идеалы, установки через само общение — через его «социально организованную структуру»;
2) воздействие на личность в сфере массового общения через средства массовой информации;
3) воздействие на личность в недрах малых групп с контактным общением.
Одной из причин подобной многозначности термина является то, что понятие «социализация» толкуется различно в зависимости от теоретических ориентаций исследователей.
Так же с точки зрения социальной педагогики фактически социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интериоризацию индивида, что означает приспособление его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я», обуславливаемое структурой каждой конкретной личности.
В процессе социализации решаются три группы задач: адаптации, автономизации и активизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектических единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Процесс социализации (включение ребёнка в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват целым рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребёнка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок из мира детства в мир взрослых, то она везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостками и развилками. Под трудностью социализации мы понимаем комплекс затруднений ребёнка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребёнку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребёнка к этим отношениям. Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребёнок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребёнка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).
Для характеристики процесса социализации важно рассмотреть соотношение понятий — развитие, социальное воспитание и социализация.
Развитие — это процесс реализации имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Это сложный процесс, происходящий под влиянием как внешних (среда, воспитание), так и внутренних (биологические, наследственные) факторов.
Социальное воспитание — это процесс формирования социально-значимых качеств.
Социализация — это двусторонний процесс, с одной стороны, человек воспринимает, усваивает социальный опыт (идеи, ценности, нормы отношений, стереотипы поведения и т. д.); с другой стороны воспроизводит определенным образом (просоциально, асоциально) в своем поведении, отношении к себе, другим людям.
Развитие, социальное воспитание и социализация взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Социализация — это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения.
Существуют различные подходы к характеристике стадий социализации:
1. Г. М. Андреева выделяет дотрудовую, трудовую и посттрудовую стадии.
2. Психолого-педагогическая возрастная периодизация (младенчество от 0−1, раннее детство от 1−3, дошкольный возраст от 3−6, младший школьный возраст 6−7 — 10−11, подростковый возраст 11−12 — 14−15, юность 15−16 — 21−23 и т. д.)
3. А. В. Петровский считает, что развитие личности может быть понято как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение макрофаз описывает жизненный путь человека: детство — адаптация, отрочество — индивидуализация, юность — интеграция. Эти же фазы можно разделить в рамках каждого возрастного периода, в различных сферах жизнедеятельности человека.
Агенты социализации — люди, оказывающие непосредственное влияние. Например, в раннем возрасте агентами являются родители, братья и сестры, бабушки, сверстники. Важно знать, кто влияет и как влияет (позитивно или негативно), какие агенты наиболее значимы в том или ином возрасте, ситуации.
К средствам социализации относятся: способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы воспитания в семье, школе; продукты материальной и духовной культуры; санкции (формальные и неформальные).
К механизмам социализации относятся: социально-психологические и социально-педагогические. К социально-психологическим механизмам можно отнести:
1. Импритинг (запечатление) — фиксирование человеком на подсознательном уровне особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импритинг происходит преимущественно в младенческом возрасте.
2. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
3. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.
4. Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой.
5. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог между несколькими «Я» человека.
К социально-педагогическим механизмам можно отнести следующие:
1. Традиционный — в семье, усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны доя семьи и ближайшего окружения.
2. Институциональный — действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества (образовательные, досуговые). В них происходит накопление опыта социально-одобряемого поведения, а также приобретение опыта имитации такого поведения.
3. Стилизованный — действует в рамках субкультуры.
4. Межличностный механизм реализуется в общении человека субъективно значимыми людьми.
В структуру механизма социализации включают: субъектов социализации, движущие силы (деятельность, взаимодействие, проигрывание разных ролей: лидера, организатора, исполнителя, посредника), объектом социализации (получателей помощи), формы взаимодействия-средства социализации [12, 29]. Английский социальный психолог М. Аргайл выделяет следующие механизмы социализации: методы поощрения и наказания, мотивацию, потребности, которые А. Маслоу разделил на базисные и метопотребности (производные); приспособление; социальную активность; ролевое общение. Выделяют психологические, социально — психологические механизмы социализации, социально-педагогические механизмы: традиционный (стихийный), институционный, стилизованный, межличностный.
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизированный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет в сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизированный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма [29, 13].
Итак, социализация — процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, индивидуализация, персонализация. Одновременно они являются диалектически взаимосвязанными этапами социализации, которые проходит человек на протяжении всей жизни, взаимодействуя с окружающей средой. Социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком норм, ценностей, стереотипов, готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с культурой, адаптацию к социуму, но и формирование в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками собственного стиля жизни и субъективного социального опыта. В процессе социализации ребенок усваивает как положительный, так и отрицательный опыт.
В первом случае вероятность становления ребенка как субъекта развития более вероятна, во втором — отрицательный опыт (асоциальный, антисоциальный) превращает ребенка в жертву социализации, в управляемого объекта спонтанных и стихийных влияний.
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используются в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит её приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих её саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающая система, как продукт самовоспитания.
Эти два подхода в определённой степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдаётся первому (И.С. Кон, Б. Д. Парыгин, А. В. Мудрик и др.).
Наблюдения показывают, что названные подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняет тем, что многими исследованиями и практиками не осознан двусторонний характер социализации.
Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает социальный опыт путём вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам [13, 23].
Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.
Обе названные тенденции социальной типизации и автономизации личности, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т. е. социума, а с другой — реализацию личностных задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъективности. Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающеё средой.
Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли.
Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.
В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие её стадии:
Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
1. ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребёнка до поступления его в школу
2. юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т. д.; трудовая — охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека; послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.
Социализацию можно представить как объединение четырёх составляющих, которые образуют социализацию в целом:
1. хаотичная социализация.
2. направляемая социализация, которая объективно влияет на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этносокультурных и возрастных групп.
3. относительно социально контролируемая социализация (воспитание) — планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный или асоциальный, антисоциальный вектор (самосовершенствования, саморазрушения).
Таким образом, социализация — это процесс вхождения человека в общество через усвоение важных социальных качеств, как следствие формирования социального опыта. Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении, он активен в освоении своего социального опыта. По-этому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему.
1.2 Социализированность и критерии готовности к жизни
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов.
От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависят самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом его социализированность.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т. п.
Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.
В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации.
Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично е связи с многообразием трактовок понятия «воспитание».
Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспитанности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия, далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.
С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психологи педагог Л. Колберг подчеркивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.
В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем.
Социализированность имеет «мобильный характер», т. е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.
Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной.
Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей [7, 18].
Таблица 1.1. Критерии и показатели социализированности
Критерии социализированности | Показатели социализированности | |
Ценностная ориентация | — присуща система устремлений личности и характер этой устремленности; — сформировано представление об идеалах, смысле жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности; | |
Ценностная устойчивость | — существует наличие собственных взглядов и умение их аргументировать; | |
Ценностная гибкость | — умение изменять свои взгляды и вырабатывать новые; | |
Умение самостоятельно решать свои проблемы | — сможет самостоятельно решать свои проблемы; — имеет представление о том, как можно самостоятельно решить свои проблемы; | |
Наличие устойчивого интереса к чему-либо и мере его реализации | — существует устойчивый интерес к чему-либо; — имеет представление о мере его реализации; | |
Креативность | — присущ творческий подход к своим планам, делам, общению; — нестандартное решение ситуации; | |
Адекватность самооценки | — присуща психологическая зрелость; — адекватное восприятие себя и своих возможностей; | |
Ответственное отношение к себе, делу, группе, людям | — ответственно относиться к себе; — ответственно относиться к делу; — ответственно относиться к другим людям; — качественное выполнение заданий; — ЗОЖ как приоритет; — помощь другим людям; | |
Умение понимать другого человека (взрослого и сверстника) | — умение идти на контакт; — умение понимать сверстников; — умение понимать взрослого; — умение вести конструктивный разговор; | |
Умение сотрудничать в группе | — умение идти на контакт; — восприятие других людей как реальных членов группы; — умение прислушиваться к другим людям; — умение соглашаться с мнением других людей; | |
Сформированность отношения к другому человеку как высшей ценности | — проявление доброты внимания, заботы, помощи, милосердия; — умение помочь другому человеку; — умение оказывать помощь своевременно; — оказывать помощь безвозмездно; | |
Характер отношений с людьми | — умение доброжелательно относиться к людям; — умение вести конструктивный разговор; — общительность; — оказание помощи другим людям, поддержки и заботы безвозмездно; | |
Наличие жизненных планов и представлений о способах их реализации | — наличие жизненных планов; — представление о способах реализации своих жизненных планов; — умение реализовывать эти планы; | |
Толерантность | — присуща терпимость к другим людям; — отношение к человеку не зависимо от его пола, расы и социального положения; — равноценное отношение ко всем людям; | |
Умение идти на компромисс и искать конценсунс | — умение идти на компромисс; — умение искать конценсунс; — умение уступать людям; — умение соглашаться с другими людьми; — умение жертвовать своими желаниями ради других людей; | |
Знание своих прав и обязанностей (учащегося, абитуриента, пациента, клиента сферы услуг) | — знание своих прав; — знание своих обязанностей; — умение применять знания на практике; — имеет разносторонние знания; | |
Знание учреждений, обеспечивающих реализацию и защиту прав | — знание учреждений, обеспечивающих реализацию прав; — знание учреждений, обеспечивающих защиту прав; — умение обратится в данные учреждения; | |
Знание об источниках и умение искать в них необходимую информацию (общекультурную, об образовании, о работе, о товарах и услугах) | — знание источников информации; — умение найти в них необходимую объективную информацию; | |
Наличие практических умений | — умение шить; — умение моделировать; — умение конструировать; — владение разными инструментами; | |
Знание способов заработать на жизнь, умение написать заявление, составить резюме | — знание способов заработать на жизнь; — умение написать заявление; — знания о резюме; — умение составить резюме; | |
Умение качественно и продуктивно выполнять бытовую (домашнюю) работу | — знание о том, как выполнять домашнюю работу; — умение пользоваться различными бытовыми приборами; — умение выполнять бытовую работу; — умение качественно выполнять домашнюю работу; — умение продуктивно выполнять бытовую работу. | |
Каждый из предлагаемых критериев является качественным так как раскрывает динамику преобразования личностных характеристик воспитанника, характеризующих социализированность на том или ином этапе, а также указывают на те аспекты в деятельности детского дома по социализации, на которые следует обратить более пристальное внимание.
Почти каждый выдающийся педагог-теоретик также предлагал свой взгляд на то, что представляет собой воспитанный человек. Поскольку социальная педагогика рассматривает воспитание в контексте социализации и воспитанность как результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации, постольку весьма интересным представляется мнение К. Д. Ушинского. который писал, что воспитанность — это «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, ' спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».
Социализированность имеет «мобильный характер», т. е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.
Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной.
Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей.
С точки зрения педагогики социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно, так как одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. Поэтому личностью индивид становится в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Так, Э. Эриксон отмечает, что социальное влияние не противоречит природе ребенка, его жизненным импульсам, он подчеркивает гармоничность психобиологических и социальных факторов в личностном развитии ребенка.
Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему.
Современная образовательная практика в лучшем случае обеспечивает учащемуся усвоение знаний и умений, не уделяя внимания присвоению их ребенком. Если опыт не присвоен, он не может быть использован в реальных жизненных ситуациях. В этом случае можно говорить о том, что цель образования — подготовка к самостоятельной жизни — не достигнута. Для того чтобы найти личностные смыслы во всеобщем социальном опыте, ребенок-сирота нуждается в помощи. Такая помощь не может оказываться без участия психолога.
Критериями социализации, готовности к самостоятельной жизни можно выделить следующие:
1. Законченность школьного или профессионального образования: психолого-педагогическая поддержка старшеклассников, вступающих в самостоятельную жизнь после окончания школы-интерната, облегчит им социальную адаптацию, поможет быть принятыми в социуме.
Выделим основные направления психолого-педагогического и социального сопровождения выпускников: подготовка к итоговой аттестации (коррекция эмоционального состояния, совершенствование навыков самопрезентации, уверенного поведения); индивидуальное консультирование (помощь в решении личностных проблем, помощь в решении проблем взаимоотношений, коррекция выбора профессионального самоопределения); коммуникативные тренинги (обучение методам саморегуляции в стрессовых ситуациях, обучение техникам общения, обучение техникам релаксации, повышение самооценки); профилактика асоциальных форм поведения (совместное проведение классных часов, помощь в решении конфликтных ситуаций, просветительская деятельность); профориентация подростков с проблемами здоровья (личностное самопознание, совершенствование коммуникативных навыков, актуализация личностного самоопределения, помощь в выборе образовательного учреждения и профессии). Реализация этих условий в детском доме, школе-интернате возможна только при соблюдении важного педагогического принципа воспитания: разумные к человеку и как можно больше уважения к нему.
1. Основание собственной семьи.
Статистических данных по этому направлению нет.
2. Реальные жизненные цели.
Обучение в данном направлении не ведётся.
3. Социальная зрелость.
4. Социальная адаптированность (знания, умения и установки, необходимые для реализации себя в различных сферах деятельности, необходимой на данном возрастном этапе уровень образования).
5. Социальную автономность (умение творчески подходить к жизни — креативность, т. е. поведенческая автономия).
6. Социальная активность (мера согласованности самооценки и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды, мера приобщения на внешнее «надо», т. е. приобщение к должному).
Одна из важнейших задач психологической поддержки и сопровождения социального развития воспитанника учреждения для детей-сирот состоит в том, чтобы обеспечить как осознание ребенком своей потребности во взрослении, так и понимание им своих возможностей занять определенное место в социуме. Решение этой задачи невозможно без выбора тех внутренних психических средств, которые помогут ребенку достичь желания результата своего жизнестроительства. Этапы взросления как процесса социального самоопределения проявляются в формировании жизненных планов, имеющих соответственные возрасту и индивидуальным характеристикам ребенка особенности. Л. С. Выготский говорил, что ребенок развивается из перспективы будущего, из того образа «желаемого себя взрослого», который задается во многом групповыми, в основном родительскими, ожиданиями. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, лишен их помощи в построении образа будущего, его представления об ожидающей его взрослой жизни крайне расплывчаты. Вследствие этого крайне актуальна постановка задачи психологической поддержки ребенка в построении адекватной его потенциалу жизненной перспективы. В ходе взросления жизненная перспектива конкретизируется в понятии жизненного плана. Этот план в точном смысле этого слова возникает лишь тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему понадобятся.
Возможность достижения желаемого результата определяется не только ясным пониманием хода и условий реализации жизненного плана, но и психологической готовностью подростка к тому или иному действию. Характерные для личности способы решения социальных проблем, как и та система ценностей, с которой они соотносятся, формируются, прежде всего, в ходе практической деятельности ребенка и его общения с окружающими людьми.
Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с прошлым опытом, и чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, о которой он только слышал или читал. Реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях. Таким образом, еще одной задачей психолога является предоставление ребенку-сироте опыта проживания личностно значимых для него ситуаций в специально спроектированных условиях (ролевые и деловые игры, тренинги).
Важнейшим требованием к решению данной задачи является организация рефлексии по результатам полученного опыта и помощь в присвоении его (выявлении личностных смыслов).
Способы социализации на разных возрастных этапах представлены по-разному, и для поддержки процесса социального развития воспитанника психологу необходимо учитывать как общие возрастные особенности усвоения социального опыта, так и специфические характеристики, свойственные развитию с последствиями депривациями. Исследования показывают, что подростки-воспитанники и выпускники сиротских учреждений испытывают затруднения в осознания себя и своего места в мире, проявляют неуверенность в понимании собственного Я.
Эти затруднения могут приводить к различным последствиям: уходу от психологической интимности, избеганию тесных межличностных отношений; размыванию чувства времени, неспособности строить жизненные планы, страху перед взрослением и переменами; размыванию продуктивных, творческих способностей, неумению мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; формированию «негативной идентичности», отказу от самоопределения и выбору отрицательных образцов для подражания (Э. Эриксон).
Наиболее слабым аспектом в общей характеристике социально-личностного развития выпускников сиротских учреждений является их недостаточная личностная готовность к процессам взаимодействия с людьми. Результаты исследования степени готовности воспитанников-сирот — учащихся старших классов интерната к самостоятельной жизни показали, что её низкий уровень вызван несформированность необходимых ценностей ориентаций, личностных качеств, знаний и навыков, обусловленной не только нарушениями психофизического и интеллектуального развития, но и отсутствием или недостаточностью соответствующей работы психолога образовательного учреждения. В качестве основных направлений работы психолога по коррекции нарушений личностного становления детей-сирот можно выделить следующие: развитие самооценки; развитие образа «Я» и образа окружающего мира; развитие установки и отношения к себе как полноценному человеку; создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации такой установки и отношения.
Очевидно, что деятельность психолога будет эффективна в том случае, когда она осуществляется во взаимодействии со всеми службами и направлениями работы образовательного учреждения.
Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников сиротского учреждения обеспечивается, если:
ь программа психолого-педагогической поддержки процесса социального развития разработана с учетом особенностей детей, развивавшихся в условиях детской депривации;
ь содержание программы ориентировано на подготовку молодых людей данной категории к самостоятельному решению основных жизненно важных проблем после выпуска;
ь условия учреждения позволяют реализовать эту программу.
Преодоление неготовности к самостоятельной жизни воспитанников сиротских учреждений требует психолого-педагогической работы в следующих направлениях:
1. становление жизненной перспективы
2. формирование положительного отношения к труду
3. обеспечение продуктивности социальных контактов Оценка социальной зрелости личности воспитанника сиротского учреждения должна основываться на таких личностных свойствах, как эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень самоконтроля при общении в коллективе, спокойствие, доверчивость. Решающее условие, позволяющее говорить о возможности успешного жизнеустройства выпускника школы-интерната, — чувство удовлетворённости своим положением, своей работой, взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками. В основе критериев оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни лежат:
1. адекватное профессиональное самоопределение
2. готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи
3. соответствие моральным нормам и требованиям общества
4. использование личного опыта в изменяющихся условиях.
В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности — ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в школе-интернате, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Этому во многом будет способствовать активное участие детей-сирот в работе школьной детской организации при одном очень важном условии — совместной деятельности детей и взрослых, т. е. сотрудничестве. Необходимо предоставлять детям возможность предлагать свои варианты предстоящей деятельности, обустройства жизни и быта, оформления учебных помещений и школьного двора, и прийти им на помощь, не оставляя их одних в трудную минуту.
Таким образом, для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции выпускника, адекватной оценки себя и других в социуме педагогам и специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем; способности к генерированию большого числа идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали и др.). Именно эти аспекты следует усиливать в образовательном процессе, как в учебных занятиях, так и во внеурочное время, во внеклассной и внешкольной деятельности.
1.3 Особенности социализации воспитанников детского дома
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, что зависит от характера и особенностей той среды, в которой он формировался и в которой существует в данное время. Причем адаптационные процессы идут постоянно.
Социум — это та среда, в которой человек и формирует, и, в меру своих сил и способностей, удовлетворяет свои потребности, приобретая индивидуальные, только одному ему присущие черты характера. Человек, естественно, не играет пассивной роли в своем социальном становлении: у него есть определенные задатки, он активен в освоении социального опыта. Это утверждение в полной мере относится и к детям.
Социализация воспитанников детского дома носит особенный характер.
Дети — сироты — это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.
Дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Эта категория делится на несколько групп: дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка; дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т. е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье; беспризорные дети — это специфические дети, имеющие опыт жизни на улице.
Каждая из этих условных групп несет на себе свою особую печать родительской депривации.
В 80−90-х гг. XX в., был проведен целый ряд отечественных исследований, доказательно представивших отрицательные последствия институционального воспитания. В этих исследованиях делается акцент на то, что воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, основывается без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно содержит факторы, сдерживающие психическое развитие. Авторы выделяют следующие негативные черты общественного воспитания:
1) неправильная организация общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в сиротских учреждениях:
— сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;
— дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым;
— наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения, высокая частота сменяемости этих взрослых;
— групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности — пошаговое планирование и санкционирование поведения детей взрослыми;
— положительное отношение взрослого ребенок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками;
2) недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей;
3) недостатки программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;
4) бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды: малого числа и однообразия предметов, с которыми они действуют;
5) постоянное нахождение детей в условиях коллектива.
Зачастую атмосфера сиротских учреждений холодна, формальна, насыщена чувствами тревоги, страха и агрессии. Активность детей и возможность принимать решения, практически исключены. Личность подавляется. Деформация личности, происходящая на этом фоне, со временем закрепляется.
Как показывают исследования М. А. Калининой и М. Е. Проселковой, воспитанники детских домов в большинстве своем с трудом усваивают программу массовой школы, не проявляют активности в овладении профессиональными знаниями. Они плохо воспринимают общепринятые этические нормы поведения, неустойчивы к криминальным установкам среды и легко вовлекаются в правонарушения.