Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные риски учащейся молодежи в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическую базу составили результаты социологического исследования, проведенного автором в 2009 году на основе разработанного авторского инструментария. Исследование проходило методом анкетного опроса. Объектом исследования выступала учащаяся молодежь города Тюмени в возрасте от 15 до 23 лет, обучающаяся в средних общеобразовательных школах (ученики 9-х и 11-х классов), в учреждениях системы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
    • 1. 1. Методологические основы исследования рисков
    • 1. 2. Риск как социальное явление: понятие, типы
    • 1. 3. Социальные риски учащейся молодежи как социологическая проблема
  • ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
    • 2. 1. Специфика социальных рисков учащейся молодежи
    • 2. 2. Содержание типов социальных рисков учащейся молодежи
    • 2. 3. Модели социального поведения учащейся молодежи в условиях современных социальных рисков

Социальные риски учащейся молодежи в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема социальных рисков в России существовала всегда. Однако исследованием данной проблемы в нашей стране ученые активно начали заниматься в 90-х годах. В течение последних двух десятилетий она стала особенно острой и актуальной. Фактором возникновения и нарастания остроты социальных рисков является общая тенденция развития мировой цивилизации в условиях глобализации и открытости социальных систем. В связи с этим современное общество предстает как сложно организованная система с социальными процессами, которая находятся в постоянных изменениях.

Современное российское общество характеризуется нестабильностью социальных процессов. Как верно отмечает О. Н. Япицкий, «запад озабочен „радикализацией модернизации“, мы — выживанием, стабилизацией экономического и социального порядка», в России происходит «борьба с демодернизацией и угрозой распада государства-нации» [167, с. 30]. В социальной структуре современного российского общества возникают все новые формы социальной дифференциации. З. Т. Голенкова, характеризуя наше общество, отмечает, что его основными чертами являются «социальное неравенство (по всем показателям) и маргинализация значительной части населения» [34, с. 83].

Различные типы социальных рисков являются объектом изучения многих дисциплин: социологии, культурологии, политологии, экономики и др. Социология исследует влияние процессов трансформации на производство и воспроизводство социальных рисков, где в центре внимания находятся деятельность индивида, социальных групп, их ценностные ориентации и модели поведения. В данном случае социальные риски являются основной чертой социальной действительности, где выбор действия — выбор из множества альтернатив, то есть весьма высока неопределенность будущего. Таким образом, любая деятельность 3 социального субъекта сопровождается рисками: «свободного от риска поведения не существует» [84, с. 155].

Изучение в контексте социальных рисков такой социально-демографической группы, как молодежь, обусловливается ее специфическим положением в современном обществе. В социологических дискуссиях сформировались две полярные точки зрения на определяющую характеристику молодого поколения: молодежь как одна из наименее защищенных групп общества, и молодежь как лидирующая группа общества, как поколение будущего.

В последнее время все чаще социологи развивают теорию «парадоксального человека» Ж. Т. Тощенко относительно представителей молодого поколения. Уральские социологи Ю. Р. Вишневский и В. Т. Шапко пишут о «парадоксальности молодежного сознания», которая заключается в ломке межпоколенческой преемственности, традиционных форм социализации, социальной мобильности, путей и способов профессионального самоопределения и роста. Социальные изменения современного российского общества определяют новые формы социальной адаптации молодого поколения, которые вступают в противоречие со сложившимися стереотипами. Новые формы социальной адаптации выражаются в «амбивалентности моральных воззрений — в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим — с другой» [38, с. 114].

Особенность учащейся молодежи как субъекта социальных рисков заключается в ее основной деятельности, направленной на приобретение образования. В условиях социальных трансформаций она наиболее подвержена социальным рискам. Одним из важнейших факторов выступают неоднозначные реформы образования последних лет, которые нашли свое отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Приоритетном Национальном проекте «Образование», 4.

Федеральной целевой программе развития образования на 2006;2010 годы. Цель этих реформ связана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, а главной задачей провозглашается обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности и общества.

Несмотря на это, сегодняшним школьникам, учащимся учебных заведений начального профессионального и среднего профессионального образования, студентам высших учебных заведений приходится адаптироваться к постоянным изменениям в системе образования. Это неизбежно приводит к возникновению профессионального типа социальных рисков учащейся молодежи: выбор профессии, учебного заведения задают общий жизненный настрой. Образование в данном случае является стартовой площадкой в жизни молодого человека.

Наряду с проблемами образования в начале жизненного пути учащаяся молодежь сталкивается с проблемами и в других направлениях индивидуального развития. Например, риски безработицы, связанные с динамично меняющимися условиями на рынке трудариски семьи, связанные с изменениями жизненных позиций молодого поколения: выбор между рождением детей и профессиональным (карьерным) ростом, регистрированным и незарегистрированным браком и др.- риски здоровья (физического и духовного), — вызванные неправильным образом жизни, соблазнами употребления алкоголя и наркотических веществ, влиянием неблагоприятной экологической обстановки и т. д. Также оказываются значительными риски в политической и экономической сферах жизнедеятельности учащейся молодежи, которые обусловлены^ как правило, низкой политической активностью и слабой включенностью в экономическое пространство.

Таким образом, современное состояние российского общества — социально-экономические трансформации, реформирование системы 5 образования и т. д., — порождает ряд социальных рисков, которые прямо воздействуют на учащуюся молодежь как элемент структуры общества, что непременно отражается на дальнейшей социализации личности.

Степень разработанности проблемы. Социологические аспекты осмысления социальных рисков, трактуемые с различных точек зрения, берут свое начало в концепциях ученых XIX — XX веков: М. Вебера, Э. Дюркгейма, ! Р. Мертона. Данное направление развивается в работах У. Бека,.

A. Вилдавски, Э. Гидденса, К. Дейка, М. Дуглас, С. Лихейстайна, Н. Лумана, П. Словика, Б. Фишхоффа.

В отечественной социологии социальные риски рассматривались такими авторами, как А. П. Альгин, С. М. Бабосов, В. И. Зубков, С. А. Кравченко, С. А. Красиков, С. М. Никитин, А. И. Пригожин, К. А. Феофанов, О. Н. Яницкий. В современной российской социологической науке имеет место исследование конкретных типов социальных рисков: A.B. Мозговая проводит исследования по экологическим проблемам современности, вызванным научно-техническим прогрессомЮ. А Зубок и.

B.И. Чупров изучают процесс развития молодежи в условиях общества риска.

Основные особенности современного российского общества, находящегося в процессе трансформации, проанализированы в работах В. И. Добренькова, З. Т. Голенковой, Т. И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, Е. Д. Игитханян, H.H. Моисеева, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядова, О. Н. Яницкого и других.

Обширна социологическая литература по проблемам молодого поколения. Дифференциация молодежи, ее ценностные ориентации и потенциал исследуются в работах В. П. Бабинцева, М. В. Багыревой, И. В. Бояриновой, Ю. Р. Вишневского, Ю. Г. Волкова, Е. И. Головаха,.

A.И. Грибакина, С. И. Григорьева, В. И. Добренькова, A.C. Запесоцкого, Г. Е. Зборовского, С. Н. Иконниковой, И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, Л. Н. Когана, Д. Л. Константиновского, Г. Б. Кораблевой, В. Г. Костюка,.

B.В. Котляровой, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, Э. А. Саар, В. Е. Семенова, 6.

Л.Г. Скульмовской, А. И. Субетто, М. Х. Титма, М. М. Траскуновой, В. Т. Шапко, Г. А. Череденко, В. В. Чичилимова, В. И. Чупрова, В. А. Ядова и многих других.

Проблемы социальных рисков освещены в аналитических работах, посвященных социологическим исследованиям населения в целом (В.И. Зубков, И. А. Мешавкина, A.A. Кузьмина, A.B. Мозговая, О.Н. Яницкий) и молодежи в частности (Б.М. Арженовский, Т. Т. Байцев, И. П. Гончарова, Ю. А. Зубок, В.И. Чупров). Аналитические работы, посвященные социальным рискам учащейся молодежи, встречаются крайне редко и в основном посвящепы проблемам студенческой молодежи (Ю.Р. Вишневский, Н.Г. Хорошкевич).

Приведенный в работе анализ литературы, посвященной социальным рискам и смежным категориям, позволяет сделать вывод о несомненных теоретических достижениях:

Во-первых, возможно применение классических социологических теорий для изучения социальных рисков. Например, научные труды таких социологов, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Мертон, определяют основы раскрытия сущности и содержания отдельных типов социальных рисков.

Во-вторых, многообразие социологических концепций изучения социальных рисков дает основания к выделению трех уровней их исследования, которые различаются в зависимости от уровня социума:

1) уровень макросреды (общество) — концепции «общества риска» (У. Бек, Э. Гидденс, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас, О.Н. Яницкий), ориентированные на исследование рисков в масштабе всего общества, в котором появляются новые социальные общности и взаимодействия;

2) уровень микросреды (группа) — концепции, изучающие отдельные типы рисков в различных социальных группах (Ю.А. Зубок, A.B. Мозговая и др.), рассматривающие риски как на макро-, так и на микроуровне, однако при этом авторы сосредоточивают свое внимание на изучении социальных рисков в микросреде;

3) уровень индивида (личность) — концепции, изучающие поведенческие аспекты рисков (А.П. Альгин, В. И. Зубков, Н. Луман, А. И. Мечитов, П. Словик, М. Дуглас), ментальность и ценностные ориентации индивидов, социальных групп, их межличностные взаимодействия в условиях риска, а также восприятие риска.

Анализ различных концепций показывает, что существует довольно широкое предметное поле изучения социальных рисков, однако в разработке подходов к их изучению сохраняется немало нерешенных вопросов:

1. В современной литературе недостаточно большое внимание уделяется предупреждению социальных рисков, а также их преодолению.

2. В социологической литературе по проблемам социальных рисков преобладают противоречивые определения, неоднозначно определяется их сущность и природа.

3. Недостаточно разработана методология и техника проведения социологических исследований, посвященных социальным рискам и изучению форм их проявления.

4. Мало изучены социальные риски и формы их проявления в различных социальных группах, в том числе в такой, как учащаяся молодежь: исследованы риски студенческой молодежи, но не исследованы риски других групп учащейся молодежи — школьников, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются общие принципы и методы научного познания: историзм, системность, всесторонностьобщенаучные принципы системного, комплексного анализа социальных явлений и процессов, изложенные в работах по социологии отечественных и зарубежных авторов.

Определенную методологическую ценность для диссертационной работы представляют труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, Н. Лумана, П. Сорокина, Ю. Р. Вишневского, З. Т. Голенковой, 8.

Ю.А. Зубок, В. И. Зубкова, С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, Ж. Т. Тощенко, В. И. Чупрова, В. А. Ядова, О. Н. Яницкого.

Объект исследования — социальные риски как социальное явление.

Предмет .исследования — социальные риски учащейся молодежи, формы их проявления в современном российском обществе.

Проблема исследования вытекает из следующих противоречий:

• между выбором из множества вариантов жизненной стратегии и различной степенью последствий данного выбора;

• между определением учащейся молодежи как лидирующей, открытой к новым событиям социальной группы и ее склонностью неадекватно оценивать свои жизненные стратегии и шансы на будущее;

• между стремлением к профессиональному самоопределению, обучению и реформами образования, вынуждающими приспосабливаться к новым изменениям;

• между активным развитием личности обучающегося молодого человека и условиями социума, создающими неопределенность и препятствия;

• между наличием разнообразных научных основ изучения социальных рисков и отсутствием единого научного понимания данной социологической категории.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является изучение особенностей и форм проявления социальных рисков учащейся молодежи, выявление способов их снижения и преодоления во взаимосвязи с характером современных социальных процессов.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

I) обобщить и систематизировать концептуальные взгляды и методологические подходы к изучению социальных рисков;

2) исследовать генезис понятия «социальный риск» как социального явления: проанализировать его содержание, определить основные его типы и факторы;

3) раскрыть связь социального статуса учащейся молодежи с условиями и факторами социальных рисков;

4) разработать методику и технику комплексного социологического исследования социальных рисков учащейся молодежи в современном российском обществе на примере крупного промышленного города Тюмени, включающую эмпирическое исследование степени подверженности социальным рискам различных групп учащейся молодежи и непосредственного поведения в условиях социальных рисков;

5) разработать типологию социальных рисков учащейся молодежи, раскрыть ее содержание, выделить основные модели социального поведения учащейся молодежи в условиях социальных рисков.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. На основе анализа методологических подходов к изучению социальных рисков в контексте социологического знания представлен авторский вариант научного обоснования социальных рисков учащейся молодежи в условиях изменяющегося российского общества, заключающийся в применении объединительного подхода к комплексному изучению социальных рисков.

2. Личность представлена как субъект социальных рисков, который действует исходя из взаимосвязи когнитивных, аксиологических и поведенческих компонентов, сопряженных с внутриличностным механизмом. Степень развития и единства этих трех компонентов выражается через социальную зрелость личности.

3. Разработана и апробирована комплексная социологическая методика исследования социальных рисков учащейся молодежи в современных условиях российского общества, позволяющая отслеживать изменения в содержании социальных рисков и предлагать конкретные рекомендации по профилактике социальных рисков в молодежной среде.

4. Выявлена специфика социальных рисков учащейся молодежи, определены основные типы социальных рисков: профессиональные риски, риски семьи, риски здоровья, экономические и политические риски, раскрыто их содержание (аргументировано мнениями учащейся молодежи города Тюмени).

5. Разработаны модели социального поведения учащейся молодежи в условиях социальных рисков: «Модель действия» и «Модель бездействия», в рамках которых определена социальная типология молодежи, включающая оптимистический, реалистический и пессимистический социальные типы.

Эмпирическую базу составили результаты социологического исследования, проведенного автором в 2009 году на основе разработанного авторского инструментария. Исследование проходило методом анкетного опроса. Объектом исследования выступала учащаяся молодежь города Тюмени в возрасте от 15 до 23 лет, обучающаяся в средних общеобразовательных школах (ученики 9-х и 11-х классов), в учреждениях системы начального профессионального и среднего профессионального образованияв высших учебных заведениях (студенты 2-х и 5-х курсов). Объем выборочной совокупности составил 806 человек (ошибка выборки оставляет 3,5%). Результаты исследования обработаны с помощью программы SPSS. Кроме того, в исследовании применялся метод экспертного стандартизированного интервью. В качестве участников интервью выступали 40 экспертов, разделенные на две равные группы. Первая группа состояла из лиц, профессионально занимающихся образованием и воспитанием молодежи и имеющих* стаж данной деятельности не менее 5 лет (учителя и преподаватели учебных заведений, специалисты сферы государственной молодежной политики, сотрудники Управления внутренних дел) — вторая — из родителей, чьи дети находятся в возрасте от 15 до 23 лет и обучаются в учебных заведениях.

В работе применены общенаучные и специальные социологические методы: анализ документов, анкетный опрос и экспертное стандартизированное интервью. Для проведения статистического анализа данных использовались линейная модель анализа первичной информации. Кроме того, автором был проведен вторичный анализ результатов эмпирических исследований, проведенных российскими социологами по проблемам социальных рисков населения в целом и молодежи в частности, по проблемам молодежной среды. Также использовались данные социологических исследований, проведенных ВЦИОМрезультаты исследовательского проекта «Социокультурный портрет региона» (грант РГНФ № 06−03−566а, руководитель профессор, доктор социологических наук Г. Ф. Ромашкина) по вопросам, лежащим в поле нашего изученияданные органов государственной статистики.

Теоретическая значимость исследования определяется его актуальностью и новизной и заключается в разработке концептуальной модели социальных рисков учащейся молодежи в условиях современного общества, в возможности использования структурного ряда таких понятий, как социальные риски, типы социальных рисков, подверженность социальным рискам, модели социального поведения в условиях социальных рисков, в последующих эмпирических исследованиях.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов и выводов диссертационной работы: 1) при разработке образовательных программ по учебным курсам социологических и управленческих дисциплин- 2) для выработки рекомендаций по совершенствованию организации работы учреждений сферы государственной молодежной политики- 3) при обеспечении учебных заведений социологической информацией для принятия эффективных управленческих решений, касающихся профилактики и снижения социальных рисков в молодежной среде.

Положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее адекватным теоретико-методологическим основанием исследования социальных рисков учащейся молодежи является объединительная парадигма, построенная на сочетании не противоречащих друг другу и взаимодополняющих исходных принципов изучения: структурно-функциональной, антропоцентристской и деятельностпой парадигмы. Структурно-функциональная парадигма дает возможность изучить изменения структуры современного российского общества во взаимосвязи с производимыми им угрозами и опасностями. Антропоцентристская парадигма позволяет исследовать представителей социальной группы — учащуюся молодежь, их интересы, ценностные ориентации. Деятелыюстная парадигма дает основания для изучения проблемы выбора тактики и стратегии поведения учащейся молодежи в условиях социальных рисков. Объединительная парадигмапоможет исследовать взаимосвязь изменяющихся социальных структур как основных факторов возникновения социальных рисков и деятельность индивидов в этих условиях. Проанализированные в работе концепции указывают на изучение социальных рисков на различных уровнях социального анализа: макроуровень (общество) — микроуровень (группа) — уровень индивида (личности).

2. Концептуальная модель авторского изучения социальных рисков учащейся молодежи выглядит следующим образом. Современное российское общество, представляющее собой открытое общество, обладает определенными условиями социальной реальности во взаимосвязи с угрозами и опасностями, где сферы жизнедеятельности общества указывают на пространство различных типов социальных рисков. Данные угрозы и опасности ведут к неопределенному исходу событий (неблагоприятные последствия или обретение определенных благ) в жизнедеятельности социального субъекта — учащейся молодежи. Сопоставляя объективные факторы среды и свои субъективные возможности и ценности, социальный.

13 субъект в соответствии с социальной зрелостью производит выбор стратегии и тактики поведения, на основе чего совершает дальнейшие поведенческие акты (когнитивный, аксиологический и поведенческий аспекты социальных рисков).

3. Среди отличий учащейся молодежи от других групп (например, работающей), определяющих специфику социальных рисков, основными, на наш взгляд, являются следующие: вид деятельностиуровень социальной зрелостиразличия в ценностных ориентациях. Учащаяся молодежь прямо подвержена таким типам социальных рисков, как профессиональные, риски здоровья и риски семьи. Степень подверженности данным типам социальных рисков и их взаимосвязь обусловлены тем, что здоровье является одним из факторов развития личности. Так, например здоровье оказывает большое влияние на выбор профессии, на карьеру молодого человека, имеются в виду возможные ограничения в выборе труда по состоянию здоровья. Проблемы со здоровьем влияют также на создание семьи — выбор партнера, рождение здоровых детей. Поэтому риски выбора профессии взаимосвязаны с рисками здоровья и семьи. Косвенно учащаяся молодежь подвержена экономическим и политическим типам социальных рисков.

4. В целом на современном этапе развития российского общества специфика социальных рисков учащейся молодежи определяется: деятельностью учащейся молодежиценностями молодого поколения, которые определяют пространство и типы социальных рисковвысокой значимостью авторитета референтных групп в межличностных коммуникациях молодого поколения, которые определяют дальнейший вектор деятельности в развитии молодежи в его многообразии и неопределенностинеосознанностью социальных рисков молодым поколением и отсутствием рефлексии по этому поводу.

5. Содержание социальных рисков учащейся молодежи следующее:

• риски семьи состоят в утрате передачи культурного и биосоциальногсьопыта, а именно в сохранении истории и традиций семьи, а.

14 также передачи информации о наследственных заболеванияхв создании собственной репродуктивной семьи с целью обретения независимости от родительской семьив семейных ожиданиях, которые чаще сводятся к «встрече своей второй половины», чем к созданию репродуктивной семьи;

• профессиональные риски определяются тем, что при выборе работы молодые люди отдают предпочтение престижности, не понимая, что залогом престижной работы является профессионализм и творчество. Поэтому у молодого поколения возникают проблемы с оценкой будущего трудоустройства и иллюзии в определении своей будущей работы как престижной и востребованной;

• риски здоровья — употребление табачных и алкогольных изделий, различных наркотических веществ, неправильный образ жизни, плохая экологическая ситуация, они характеризуются высокими показателями опасности рисковых ситуаций и низкой оценкой их влияния;

• экономические риски учащейся молодежи чаще проявляются в опосредованной форме, прежде всего потому, что главной задачей для молодых людей является получение образования, а не трудовая деятельность с целью обеспечить себе условия жизни. Тем не менее, молодежь участвует в процессе потребления, не всегда имея адекватное представление о рыночных процессах современного общества, и в стремлении к материальному благополучию может действовать в рамках делинквентного поведения;

• политические риски связаны со специфическим характером интереса учащейся молодежи к политической деятельности в силу своего возраста. Большинство учащейся молодежи не стремится участвовать в деятельности общественно-политических организаций, но при активной включенности молодых людей в общественно-политическую жизнь политические риски могут проявляться в латентной форме, например, при участии в деятельности незаконных молодежных группировок националистического или религиозного толка;

6. Предложенные в работе модели социального поведения учащейся молодежи в условиях современных социальных рисков и характерные для них социальные типы (по отношению к риску) соотносятся с концептуальными основами поведенческого подхода к изучению социальных рисков. Поведенческие модели «Модель действия» и «Модель бездействия» отвечают основному выводу поведенческой концепции о том, что даже бездействие тоже сопровождается риском. Применительно к предложенным моделям поведения и социальным типам рисковую деятельность оптимистического и пессимистического социального типа можно отнести к необоснованным рискам, а реалистического социального типа — к обоснованным.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты эмпирического исследования докладывались и обсуждались на региональных, всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях: «Проблемы, пути и перспективы развития молодежного самодеятельного творчества в новых социально-экономических условиях» (Тюмень 2010 г.), «Социально-экономические проблемы трансформационной экономики» (Тюмень, 2006, 2009 гг.), «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2007, 2008 гг.), «Наследие Сибири: мировоззрение, духовность, культура» (Тюмень, 2008 г.), «Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое» (Тюмень, 2008 г.), «Современное общество и социология» (Тюмень, 2008 г.).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы, включающего 172 наименования, и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ проблемы, поставленной в диссертационном исследовании, а именно анализ различных аспектов социальных рисков учащейся молодежи, подтверждает актуальность темы и показывает нерешенные проблемы и направления дальнейших исследований.

Исследование социальных рисков в избранной нами предметной области направлено преимущественно на изучение влияния рисков на развитие и функционирование современного социума, на сознание и поведение отдельных социальных групп и индивидов. В современной отечественной социологии традиционно рассматриваются социальные риски в ракурсе трансформационных процессов, которые присущи современному российскому обществу. Актуальной задачей в наше время становится изучение социальных рисков через призму модернизации общества, как это уже делают западные социологи.

В социологической науке сформировался ряд концепций, который представляют три уровня исследования в зависимости от уровня социума:

1) уровень макросреды (общество) — концепции «общества риска»;

2) уровень микросреды (группа) — концепции, изучающие отдельные типы рисков в различных социальных группах- 3) уровень индивида (личность) -концепции, изучающие поведенческие аспекты рисков. Исследование ч социальных рисков учащейся молодежи основывается на объединительной парадигме, построенной на сочетании не противоречащих друг другу и взаимодополняющих исходных принципов изучения: структурно-функциональной, антропоцентристской и деятельностной парадигмы.

Социальные риски имеют субъективно-объективную природу, где субъективная сторона заключается в действиях социального субъекта, который индивидуально воспринимает и определяет специфику ситуации в условиях риска: цели, ценностные ориентации, когнитивный, аксиологический, поведенческий аспекты, субъективные факторы.

134 социально-демографические и социально-психологические особенности личности). Объективная — в том, что социальные риски отражают существующие в жизнедеятельности социальных субъектов в различных сферах — социальной, экономической, политической, духовной, — явления и процессы, противоречия динамического функционирования и развития социума.

Интерес исследования учащейся молодежи в контексте изучения социальных рисков определяется особенностями ее положения в современном российском обществе. Теоретическое осмысление роли и положения молодежи в обществе как социальной группы в социологии изобилует многообразием определений. Различие определений этой социально-демографической группы варьируется от однойполярной точки — видения молодежи как наиболее уязвимой категории населения, до другой — как сильного будущего страны.

Рассматривая учащуюся молодежь, мы прежде всего исходили из факта одновременного протекания процессов смены поколения и изменения в социально-экономической системе российского общества. Особенности подверженности учащейся молодежи социальным рискамсвязаны^с тем, что молодое поколение воспринимает социальные процессы и функционирование социальных институтов сквозь призму социокультурной преемственности, которая, на сегодняшний день, претерпевает значительные изменения. Опыт прошлых поколений зачастую оказывается неадекватным новым реалиям. Как становящемуся социальному субъекту, данной группе молодежи приходится адаптироваться к постоянным изменениям современного социума, начиная от реформ в сфере образования и проблем получения перспективного профессионального образования, заканчивая периодическими экономическими кризисами.

Особенности рисков молодого поколения обусловлены структурой учащейся молодежи как социальной группы, которая определяется статусом учебного заведения и уровнем получаемого образования. Различия.

135 мотивации к обучению различных групп учащейся молодежи, уровень социальной зрелости и ценностные ориентации в совокупности с рискогенностью сферы образования (реформы, снижение функции воспитания и пр.) определяют групповое и индивидуальное пространство социального риска и его специфику именно для данной категории молодежи.

Наше исследование показало, что учащаяся молодежь прямо подвержена таким типам социальных рисков, как профессиональные риски, риски здоровья и риски семейных отношений. Степень подверженности данным типам социальных рисков и их взаимосвязь обусловливается тем, что здоровье является исходным пунктом' в развитии личности. Проблемы со здоровьем влияют на создание семьи — выбор партнера, рождение здоровых детейтакже данный фактор непременно оказывает влияние если не на получение образования, то на карьеру молодого человека — ограничение в выборе труда по состоянию здоровья. Поэтому наряду с профессиональным риском, который является основным в жизни молодого человека получающего образование, стоят риски здоровья и семьи. Косвенно учащаяся молодежь подвержена экономическим и политическим типам социальных рисков.

Результаты проведенного нами социологического исследования показали следующее.

1. По уровням социальной зрелости учащуюся молодежь можно условно разделить на три группы: молодежь с низким уровнем социальной зрелостимолодежь со средним уровнем социальной зрелостимолодежь с высоким уровнем социальной зрелости. Среди показателей уровней социальной зрелости молодого поколения выделяют возраст и, соответственно, уровень правовой дееспособности, выбор будущей профессии, наличие опыта работы, самостоятельное проживание, способность принимать самостоятельные и ответственные решения.

2. Различия по уровням социальной зрелости учащейся молодежи относительно частоты подверженности рискам семьи, здоровья,.

136 экономическим, политическим рискам выражены не ярко. Относительно профессионального типа социальных рисков картина обстоит несколько иная: чем выше уровень социальной зрелости у респондента, тем менее он подвергается риску не получить образования и более подвергается опасности быть безработным и неудовлетворенным своей работой, условиями и содержанием • труда. Данный факт объясняется тем, что основной деятельностью респондентов является учеба, направленная на получение общего и профессионального образования.

3. Общие ценностные установки являются исходными ориентирами в изучении социальных рисков: ценности, находящиеся: на вершине иерархии, рассматриваются молодежью как идеал, ккоторому следует стремиться. Среди ценностных ориентации у тюменской учащейся молодежи на первом месте стоят такие ценности, как семья, престижная работа^ здоровье.

4. Среди превалирующих ценностей учащаясямолодежь также отметила ценность друзей и уважение, что в сумме составляет почти четверть опрошенных — 24,8%. Это объясняется тем, что основной чертой' молодежи как социальной группы является социальная самореализация и идентификация. Определение себя к определенной: группе происходит через сравнение и отождествление своих интересов, потребностей, целей и ценностей с ценностями окружающих. Принадлежность к той или иной группе накладывает на индивида определенные социальные обязательства и взаимодействия: общение, дружба й т.д. Набор норм, ценностей, и интересов той группы, к которой определяет себя молодой человек, формирует индивидуальное и, соответственно групповое пространство риска. Однако и само окружение, в котором происходит общение и дружба — малая группа, референтная группа, — также может служить источником определенного риска.

5. В исследовании наблюдается противоречие вследствие сопоставления оценочных, суждений о воздействии негативных факторов с частотой подверженности конкретным социальным рискам: среднее различие.

137 у группы учащейся молодежи — 46,9%- у группы экспертов, профессионально занимающихся образованием и воспитанием молодежи, — 14,1%- у группы экспертов, состоящей из родителей, — 20,4%. Также представители двух групп экспертов, как лица непосредственно участвующие в образовании и воспитании учащейся молодежи, оценили рисковые ситуации и степень подверженности социальными рисками учащейся молодежи гораздо выше, чем сама молодежь. Такие высокие оценки связанны с тем, что эксперты оценивают учащуюся молодежь как еще несформировавшуюся личность, поддающуюся влиянию. При непосредственном взаимодействии эксперты видят, какое влияние уже оказали на молодое поколение социальные риски и насколько часто оно подвергается данным социальным рискам.

6. Основные модели социального поведения учащейся молодежи в условиях социальных рисков — «Модель действия» и «Модель бездействия». «Модель действия» предполагает непосредственную деятельность молодого поколения в условиях риска, обусловленную внутренними мотивами личности и факторами оценки рисковой ситуации. «Модель бездействия» включает в себя отказ от рисковой деятельности. Каждой модели социального поведения соответствует свой тип молодежи по отношению к рискам: оптимистический (установка учащейся молодежи на успех в рисковой деятельности с получением максимальной выгоды), реалистический (адекватная оценка молодыми людьми исхода событий риска с целью извлечь опыт из рисковой деятельности) и пессимистический (отказ молодежи от любых действий в рисковой ситуации по причине страха принять неверное решение).

7. В целом специфика социального риска учащейся молодежи определяется: социальной зрелостью молодого поколения, ее показателями и формирующимся уровнемдеятельностью учащейся молодежиценностями, от которых зависит пространство и типы социальных рисковвысокой значимостью авторитета референтных групп в межличностных.

138 коммуникациях молодых людей, определяющих дальнейший вектор деятельности в развитии молодежи в его многообразии и неопределенностинеосознанностью молодого поколения по отношению к социальным рискам и отсутствием рефлексии по этому поводу.

В связи с этим, в качестве мер профилактики и снижения остроты различных типов социальных рисков учащейся молодежи мы предлагаем следующее:

• Включить в учебные заведения в качестве факультативных, а в последствии — постоянных, дисциплины, посвященные вопросам воспитательной функции семьи, сохранности и профилактики здоровья молодежи, вопросам формирования профессиональной культуры в будущем работающей молодежи.

•¦ Развивать социальное партнерство между учебными заведениями и • биржами труда для более эффективной системы трудоустройства выпускников.

• Разрабатывать и внедрять в учебных заведениях «социальные практики» учащихся с целью активизации самостоятельной работы учащихся, развития практической деятельности, профессиональных качеств, обеспечения взаимосвязи теоретических знаний и практического опыта и т. д.

• Провести мониторинг по проблемам подверженности молодежи социальным рискам и, как следствие, скоординировать работу учебных заведений, учреждений дополнительного образования и организаций по работе с молодежью с учетом результатов данного мониторинга.

• Поскольку изучаемая категория в рамках данной работы является междисциплинарной, результаты данного исследования также могут быть предложены психологам-практикам для более эффективной работы в решении проблем-молодого поколения.

Изучение социальных рисков различных социальных групп, и особенно молодежи, остается актуальным. Ряд направлений исследования социальных рисков вытекают из результатов нашей работы. За пределами.

ЗУ диссертационного исследования остались проблемы разработки стратегии рискового поведения молодого поколения, включающие формы и способы профилактики социальных рисковособенности социальных рисков различных групп молодежи, дифференцируемых по социальному статусу (учащаяся, работающая, неработающая) — изучение общественного мнения о реализации деятельности по профилактике социальных рисков или снижению остроты его проявления.

Таким образом, исследование социальных рисков имеет как теоретическое, так и практическое значение. В динамично развивающемся обществе, в условиях реформ и предстоящей модернизации российского общества количество и разнообразие социальных рисков будет только нарастать, следовательно, актуальность и значимость их исследования будет оставаться на высоком уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии / З. А Абасов // Социологические исследования. 2006. — № 4. -С. 105−110.
  2. А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А. П. Альгин. -М.: Мысль, 1989.- 187 с.
  3. Е.А. Социальный статус и активность личности / Е. А. Ануфриев. Личность как объект и субъект социальных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287 с.
  4. И.А. Социальный риск: методология и философско-теоретическое аспекты анализа: автореф. дис.. канд. философ, наук / И. А. Афанасьев. Саратов, 2004. — 22 с.
  5. Н.Л. Социальное самочувствие молодежи в условиях изменяющегося общества (региональный аспект): автореф. дис.. канд. социол. наук / Н. Л. Баталова. Тюмень, 2009. — 26 с.
  6. М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: автореф. дис.. канд. социол. наук / М. В. Батырева. -Тюмень, 2003. — 25 с.
  7. Бек У. Космополитическое общество и его враги / У. Бек. // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2003. — Т. 6. — С. 24−53.
  8. Бек У. Молчание слов и политическая динамика в глобальном обществе Электронный ресурс. Режим доступа: 1ти: р:/уу?.асас1ету-go.ru/site/GrObsh/Publications/Beck5.shtml.
  9. Бек У. Общество риска: на пути у другому модерну / У. Бек- пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой- послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 383 с.
  10. Бек У. Политическая динамика в глобальном обществе риска / У. Бек // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 5. -С. 10−19.
  11. П.Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. — С. 330−342.
  12. Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи / Н. И. Белова // Социологические исследования. 2008. — № 4 — С. 84−86.
  13. JI.A. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации / JT.A. Беляева // Социологические исследования. 2009. -№ 1. — С. 33−42.
  14. Г. Современное общество как общество риска / Г. Бехман // Вопросы философии. — 2007. № 1. — С. 26−46.
  15. И.Г. Ценностные ориентации студентов российских ВУЗов в условиях социальной аномии: автореф. дис.. канд. социол. наук / И. Г. Биченко. М., 2009. — 21 с.
  16. Е.Я. Понятие риска / Е. Я. Букина, О. С. Разумовский // Гуманитарные науки в Сибири. 2002. — № 3. — С. 99−103.
  17. П. Социология социального пространства: пер. с фр. / П. Бурдье- ред. Н. А. Шматко. СПб: Алетейя, 2005. — 288 с.
  18. Л.Г. Социальный фундамент новой России/ Л. Г. Бызов // Человек. 2008. — № 2. — С.28−36.
  19. М. Избранные произведения / М. Вебер — пер. с нем., сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- предисл. П.П. Гайденко- коммент. А. Ф. Филиппова. -М.: Прогресс, 1990. 808с.
  20. А. Теории восприятия риска: кто боится, чего и почему? / А. Вилдавски, К. Дейк // THESIS. 1994. — Вып.5. — С. 268−276.
  21. М.И. Теоретико-методические проблемы изучения «страха» в социологии / М. И. Витковская // Вестник РУДН. Серия Социология. 2003. — № 4/5. — С. 74−79.
  22. Ю.Р. Социология молодежи: учебник / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. -430 с.
  23. Ю.Р. Парадоксальный молодой человек / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. — 2006. -№ 6. С. 26−36.
  24. Ю.Р. Студент 90-х социокультурная динамика / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. — 2000. -№ 12.-С. 56−63.
  25. Я.Д. Общая теория рисков: учеб. пособие / Я. Д. Вишняков, H.H. Радаев. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с.
  26. Н.В. Типологии карьерных стратегий молодых специалистов / Н. В. Волкова // Социологические исследования. — 2006. -№ 1.-С. 142−127.
  27. В.И. Особенности социализации учащейся молодежи / В. И. Волосков // Социологические исследования. — 2009. — № 6. — С. 107−109.
  28. В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В. В. Выборнова, Е. А. Дунаева // Социологические исследования. 2006. — № 4. — С. 99−105.
  29. К.А. О конструировании понятия «риск» в социологии / К. А. Гаврилов // Социология. М., 2007. — № 24. — С.60−79.
  30. Э. Судьба, риск и безопасность/ Э. Гидденс // THESIS. 1994.-Вып.5.-С. 107−135.
  31. Э. Судьба, фатализм, роковые моменты / Э. Гидденс // THESIS.- 1994.-№ 5.-С. 107−134.
  32. Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь./ Э. Гидденс. М.: Весь мир, 2004. — 120 с.
  33. Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2005. — 528 с.
  34. З.Т. Основные тенденции трансформации социальной структуры современного российского общества / З. Т. Голенкова // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2001. — № 1. с. 28−43.143
  35. З.Т. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитхаян // Социологические исследования. 2008. — № 7. — С. 75−85.
  36. Н.И. Классификация рисков в личном потреблении / Н. И. Голуб // Социологические исследования. 1999. — № 8. — С. 139−141.
  37. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования / Ю. Р. Вишневский, Д. В. Трынов, В. Т. Шапко // Социологические исследования. — 2009. № 9. — С. 108−117.
  38. В.В. Социальный риск: концептуальные модели и анализ терроризма в городской среде: автореф. дис.. канд. социол. наук / В. В. Гришаев. -М., 2001.-22 с.
  39. В.И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 1056 с.
  40. Демографический ежегодник (2005 2009): стат. сб. в 4 ч. Ч. 4 / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Тюмень, 2009. — 301 с.
  41. К.С. Динамика ценностей школьников (по материалам автобиографий и сочинений) / К. С. Дивисенко // Социологические исследования. 2008. — № 8. — С. 118−122.
  42. Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости / Т.А. Долбик-Воробей // Социологические исследования. -2003.-№ 11.-С. 78−83.
  43. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в Тюменской области в I квартале 2010 года: стат. бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Тюмень, 2010. 87 с.
  44. М. Риск как судебный организм / М. Дуглас // THESIS.- 1994. -Вып.5.-С. 242−253.
  45. A.C. Запесоцкий // Социологические исследования. 2006. — № 12.- С.98−104.
  46. Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. — 2-е изд. / Т. И. Заславская -М.: Дело, 2003.-568 с.
  47. Зачем россиянам Интернет? (результаты опроса ВЦИОМ, пресс-выпуск № 1317) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://wciom.ru/index, php? idK268&uid:=12 441
  48. Г. Е. Общая социология: учебник для вузов / Г. Е. Зборовский. 4-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург, 2005. — 720 с.
  49. В.И. Проблемное поле социологической теории риска / В. И. Зубков // Социологические исследования. 2001. — № 6. — С. 123−127. 54. Зубков В. И. Риск как предмет социологического анализа /
  50. B.И. Зубков // Социологические исследования. 1999. -№ 4. — С. 3−9.
  51. В.И. Социологическая теория риска: монография / В. И. Зубков. М.: Изд-во РУДН, 2003, — 230с.
  52. В.И. Социологическая теория риска: учеб. пособие для вузов / В. И. Зубков. М.: Академический проект, 2009. — 380с.145
  53. Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи / Ю. А Зубок -М.: Издательство Московского гуманитарно-социальной академии, 2003. -268 с.
  54. Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю. А Зубок // Социологические исследования. — 2003. № 4. -С. 42−51.
  55. Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи./ Ю. А Зубок // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 2. — С. 142−162.
  56. Ю.А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. — 272 с.
  57. Ю.А. Становление и развитие отечественной социологии молодежи / Ю. А Зубок, В. И Чупров // Социологические исследования. -2008.-№ 7.-С. 108−117.
  58. Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи в обществе риска / Ю. А Зубок // Безопасность Евразии. ' -2003.-№ 3.-С. 124−131.
  59. Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования v молодежи / Ю. А Зубок. М.: Мысль, 2007. — 288 с.
  60. В. А. Страхи и тревоги россиян: «западники» и «традиционалисты» / В. А Иванова // Социологические исследования. 2002. — № 3. — С. 44−50.
  61. И.М. Асимметричный человек / И. М. Ильинский. М.: Изд-во МосГУ, 2007. — 72 с.
  62. И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И. М. Ильинский. М.: Голос, 2001. — 696 с.
  63. К.И. «Общество риска» в условиях глобализации / К. И. Исаев // Социологические исследования. 2001. — № 12. — С. 15−22.
  64. Катастрофическое сознание в Болгарии и России (По материалам сравнительного международного исследования) / П. Э. Митев, В. А. Иванова, В. Н. Шубкин // Социологические исследования. 1998. — № 10. — С. 111−118.
  65. Э. Восприятие риска в психологии и экономической науке / Э. Кеннет //THESIS. 1994.- Вып.5. — С. 81−90.
  66. E.H. Менеджмент в государственных структурах: принятие решения в ситуации риска и неопределенности / E.H. Кирьянова // Управление персоналом. 1999. — № 4 — С. 45−51.
  67. E.H. Принятие решения в ситуациях риска / E.H. Кирьянова // Консультант директора. 2005. — № 8. — С. 20−25.
  68. А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы / A.JI. Ковалева, В. А. Луков. -М.: Социум, 1999. 351 с.
  69. С.А. Социология риска: полипарадигмальный подход: учеб. пособие / С. А. Кравченко, С. А. Красиков. М.: Анкил, 2004. — 385 с.
  70. С.А. Исследование рисков в западной социологии / С. А. Красиков // Социологические исследования. -2008. -№ 9. С. 12−19.
  71. Н. Менеджмент в государственных структурах: принятие решений в ситуациях риска и неопределенности / Н. Криянов // Управление персоналом. 1999. — № 4. — С. 45−51.
  72. A.A. Экологическое действие как форма риск-рефлективности / A.A. Кузьмина // Социологические исследования. — 1999. -№ 6. С. 60−65
  73. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1993. — № 9. — С. 17−28.
  74. Н.И. Тревожная стабилизация / Н. И. Лапин // Общественные науки и современность. 2007. — № 6. — С. 39−53.
  75. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1997.-№ 3.-С. 15−23.
  76. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона / В. П. Бабинцев, И. В. Бояринова, Е. В. Реутов // Социологические исследования. -2008. № 2. — С. 76−83.
  77. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи в России: учеб. пособие / В. Т. Лисовский. СПб.: СПБГУП, 2000. — 519 с.
  78. В.Т. Эскиз к портрету / В. Т. Лисовский. М.: Изд-во: ЦК ВЖСМ «Молодая гвардия», 1969. — 208 с.
  79. Н. Понятие общества / Н. Луман //Проблемы теоретической социологии. — СПб.: Петрополис. — 1994. С. 25−54.
  80. Н. Понятие риска / Н. Луман // THESIS. 1994. — Вып. 5. -С. 135−160. .
  81. H.H. Риск-мене джент: учеб. пособие. / H.H. Малашихина., О. С. Белокрылова. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 320с.
  82. И.А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху Глобализации / И. А. Мальковская. М.: КомКнига, 2005. — 271 с.
  83. A.C. Проблемы трудоустройства молодых специалистов в условиях российского рынка / A.C. Маркелов // Социальная политика и социология. 2008. — № 4. — С. 332−341.
  84. М.Е. Философский и социологический анализ понятия «социальный риск» / М. Е. Маслова // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. Гуманитар, науки. 2001. — Вып. 6. — С. 36−39.
  85. Р.К. Социальная структура и аномия / Р. К. Мертон // Социологические исследования. 1992. — № 2. — С. 118−124.
  86. Материалы круглого стола в Институте социально-политических исследований РАН «Риск образовании молодежи». Москва, 2010
  87. А.И. Восприятие риска / А. И. Мечитов // Психологический журнал. 1990.-Т.11,№ 3.-С. 87−95.
  88. H.A. Социальный риск в современном российском обществе: автореф. дис.. канд. социол. наук / H.A. Мешавкина. Уфа, 2007.-21 с.
  89. С.Г. Теория риска и проблемы устойчивого развития общества Электронный ресурс. Режим доступа: hup://zhurnal. 1 ib.ru/m/mironiuk s g/nooshhera.shtml.
  90. Г. С. Особенности принятия решений в ситуации риска / Г. С. Михайлов // Акмеология. 2005. — № 4. — С. 8−15.
  91. A.B. Риск как социологическая категория / A.B. Мозговая // Социология: 4. М., 2006. — № 22. — С. 5−18.
  92. Молодежь Казахстана — проблемы ее социального развития / Д. Д. Ешпанова, К. О. Айтбай, З. С. Айдарбеков // Социологические исследования. 2008. — № 5. — С. 58−66.
  93. Ф. Понятие риска и неопределенности / Ф. Найт // THESIS. 1994.-Вып. 5.-С. 12−28.
  94. С.М. Социологическая теория риска в поисках предмета / С. М. Никитин, К. А. Феофанов // Социологические исследования. 1992. -№ 10. — С.120−127.
  95. Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры: докл. и материалы Всерос. науч. конф. / отв.ред. Вал. А. Луков. М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2007. — 332 с.
  96. Образование в Тюменской области (2004/2005 2008/2009 учебные годы): стат.сб. в 2 ч. 4.1 /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Тюмень, 2009. -215 с.
  97. Отчет по результатам выполнения научно-исследовательской работы «Проблемы социокультурного развития Тюменской области». -Тюмень, 2009.-200 с.
  98. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд.- дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  99. В.В. Социальный риск в агросфере / В. В. Павлова // Социологические исследования. — 1993. № 10. — С. 81−84.
  100. A.B. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / A.B. Петров // Социологические исследования. -2008.-№ 2.-С. 83−90.
  101. К. Открытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона / К. Поппер / пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 218 с.
  102. .Н. Информационные технологии: источник рисков или инструмент управления рисками общественного развития / Б. Н. Порфирьев // Проблемы анализа риска. 2004. — Том 1, № 2. -С. 189−193.
  103. Рабочая книга социолога / под общ.ред. и с предисл. Г. В. Осипова. 5-е изд. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 480 с.
  104. Рейтинг престижных и доходных профессий (результаты опроса ВЦИОМ, пресс-выпуск № 1331) Электронный ресурс. Режим доступа: http. V/wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12 540.html.
  105. Риск в социальном пространстве / под ред. A.B. Мозговой. — М.:
  106. Изд-во Института социологии РАН, 2001. — 347 с.
  107. Рискология (управление рисками): учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / В. П. Буянов, К. А. Кирсанов, JI.M. Михайлов — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 384 с.
  108. В.Д. Профессиональный риск: оценка и управление / В. Д. Роик. М.: «Анкил», 2004. — 224 с.
  109. Россия: глобальные вызовы и локальные риски. Социальная и социально-политическая ситуация России в 2004 году. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.-704 с.
  110. Россия: риски и опасности «переходного» общества: Сборник статей / отв. ред. О. Н. Яницкий. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.-238 с.
  111. Россияне «За» новую антиалкогольную программу (результаты опроса ВЦИОМ, пресс-выпуск № 1288) Электронный ресурс. Режим доступа: http://wciom.rU/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/l 2257.html.
  112. В.Д. Риск, конфликт и неопределенность в процессе принятия решений и их моделирование / В. Д Рудашевский. // ВопросыIпсихологии. 1974. — № 2. — С. 132−149.
  113. Г., Дети в обществе риска: социализации и адаптация / Г. Самара, М. Ноготкова // Aima mater: Вестник высшей школы. 2006. -№ 11.-С. 41−45.
  114. Семейные ценности — приоритет для россиян (результаты опроса ВЦИОМ, публикация от 25.01.2008) Электронный ресурс. Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9515.html.
  115. В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семенов // Социологические исследования. 2007. — № 4. — С. 37−43.
  116. Л.Г. Ценностные и смысложизненные ориентации молодежи Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа Югры (на материалах конкретно-социологического исследования)151
  117. Электронный ресурс. / Л. Г. Скульмовская, Г. А. Гумерова. Режим доступа: http://impisr.edunsk.ru/index.php.
  118. Е. Общество риска / Е. Слуцкий, А. Щегорцов // Консультант директора. — 2002. — № 6. С. 2−12.
  119. Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты: монография / Н. Л. Смакотина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КДУ, 2009. — 242с.
  120. Г. Н. Когда и почему рискуют люди / Г. Н. Солнцева // Человек.-2001.-№ 2.-С. 102−113.
  121. П.А. Система социологии. Т.2.: Социальная аналитика. -4.2.-.Учение о строении сложных агрегатов / П. А Сорокин. — Сыктывкар: Коминвест, 1992. 189 с.
  122. П.А. Социокультурная динамика / Сорокин П. А. //Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. — С. 429.
  123. Социальное самочувствие молодежи Северного Кавказа / В. А. Авксентьев, Г. Д. Гриценко, Т. Ф. Маслова // Социологические исследования. 2008. — № 2. — С. 91- 96.
  124. Социальнотэкономическое положение городского округа г. Тюмень в январе декабре 2009 года: стат. доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. -Тюмень, 2010.-120 с.
  125. Социальные характеристики трудовой занятости в регионе / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитхаян, И. М. Орехова, Ю. В. Черевко // Социологические исследования. — 2009. — № 4. С. 108−119.
  126. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л.Н. Москвичев- уч. секр. О. Е. Чернощек. М.: Норма, 2008. — 608 с.
  127. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: более 10 000 единиц / С. А. Кравченко. М.: ООО «Издательство «Астрель» — ООО «Издательство ACT" — ООО «Транзиткнига»: 2004. — 511 с.
  128. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. — 608 с.
  129. Социология молодежи: учебник / под ред. В. Т. Лисовского. -СПб: Изд-во СПб ун-та, 1996. 460 с.
  130. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов. — Ростов -/ Д.: Феникс, 2001.-576 с.
  131. Л.Н. Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы : авторф. дис.. канд. социол. наук. / Л. Н. Старикова. Уфа, 2009. — 25 с.
  132. Статистический ежегодник: стат. сб. в 4 ч. Ч. IV (I) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Тюмень, 2009: 238 с.
  133. Стенограмма встречи Председателя правительства РФ с руководителем Роструда Юрием Герцием Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/labour/employment/42
  134. Студенчество Хабаровского края. Социально-профессиональные и миграционные ориентиры и мотивация поведения / Е. Л. Мотрич, Е. Л. Ли, Е. О. Скрипник // Социологические исследования. — 2008. № 5.- С. 47−57.
  135. Толковый словарь русского языка. — М., Т.1 1562 с.
  136. Д45. Тоффлер А. Футурошок / А. Тоффлер. СПб.: Лань, 1997.- 464 с.
  137. .Т. Социальное настроение / Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко. -М.: Academia. 1996. — 195 с.
  138. .Т. Фантомы общественного сознания и поведения / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. — 2004. —№ 12. — С. 3−16.
  139. К.А. Российская социология риска: состояние и перспективы / К. А. Феофанов // Социологические исследования. 2007. — № 4. — С. 3−12.
  140. К.А. Сценарные возможности социальной рискологии / К. А. Феофанов // Социально-гуманитарные знания. 2006. — № 5. -С. 110−115.
  141. К.А. Что такое социальная рискология / К. А. Феофанов // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 5. -С. 115−127.
  142. Н.Г. Социальные риски молодежи в высшем профессиональном образовании: учеб.-метод, пособие / Н. Г. Хорошкевич. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ — УПИ, 2007. — 78 с.
  143. В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности./ В. В. Черкасов. -М.: «Рефл-бук», К.: «Вакдер», 2002. 302 с.
  144. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве / В. И. Чупров // Социологические исследования. 1998. — № 3. — С. 93−106.
  145. Д.Г. Менталитет молодежи в постсоветский период: Аналитический обзор / Д. Г. Шкаев РАН. ИНИОН. Центр гуманит. научн.-информ. исслед. Отд. Философии. М., 2009. — 56 с.
  146. Л.Б. Функционально-ролевая структура семейных отношений / Л. Б. Шнейдер М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -512 с.
  147. П. Социология социальных изменений / П. Штомпка — пер. с англ. А. С. Дмитриева- под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект-пресс- 1996. -415 с.
  148. , А.П. Качество среднего профессионального образования: проблемы и пути обеспечения / А. П. Щепотин. — М.: Изд-во ИПР СПО, 2003.- 196 с. I
  149. Экологическая обстановка России: напряжение нарастает (результаты опроса ВЦИОМ, пресс-выпуск № 1239) Электронный ресурс. -Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11 956.html.
  150. Экономика и социология труда: учебное пособие / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. М.: ЮНИТИ, 1999. — 407 с.
  151. К. Восприятие риска в психологии и экономической науке / К. Эрроу // THESIS. 1994. — Вып.5. — С. 81−90.155
  152. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В. А. Ядов // Социологический журнал. 1994. — № 1. — С. 35−52.
  153. В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен / В. А. Ядов // Социальная идентификация личности. М., 1994. — Кн. 2. — С. 267−290.
  154. И.Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект / И. Г. Яковенко. — М.: Прогресс — Традиция, 2006. 176 с.
  155. О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции / О. Н. Яницкий // Общественные науки и совремнность. 2004. -№ 2. — С.5−15.
  156. О.Н. Социология риска / О. Н. Яницкий. М.: Издательство LVS, 2003. — 192 с. ?
  157. О.Н. Экологический риск и его политическая интеграция / О. Н. Яницкий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. — Т. 5. № 1. — 26−42.
  158. О.Н. Риски в современном обществе / О. Н. Яницкий // Общественные науки и современность. — 2004. № 2. — С. 5−15.
  159. Beck U. World Risk Society. Maiden, Mass.: Polity Press, 1999.
  160. Douglas M., Wildavsky A. Risk and Culture: An Essay on Selection of Technological and Environmental Dangers. Berkley: University of California Press, 1982.
  161. Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. N.Y.: Walter de Gruyter, 1993.
Заполнить форму текущей работой