Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью: На материалах исследований в г. Тюмени

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социологическую базу исследования составили работы A.C. Ахиезера, Г. С. Батыгина, З. Т. Голенковой, H.H. Дряхлова, Л. Г. Ионина, JI.H. Когана, А. И. Кравченко, В. А. Мансурова, В. В. Маркина, О. М. Роя, Ж. Т. Тощенко, В.А. Ядо-ва, зарубежных социологов Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Р. Миллса, А. Моля, Н. Смелзера. Апробированные и надежные методологические подходы к социологическому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы социологического исследования досугового потребления культурных усЛуг молодежью
    • 1. 1. Молодежь и проблема потребления культурно — досуговых услуг
    • 1. 2. Социальные особенности развития молодежного досугового потребления
  • Глава 2. Деятельность учреждений культуры в сфере молодежного досуга
    • 2. 1. Деятельность учреждений культуры в современной социальной ситуации
    • 2. 2. Социальная эффективность деятельности учреждений культуры
  • Глава 3. Исследование потребления культурно — досуговых услуг молодежью города Тюмени
    • 3. 1. Особенности молодежного досугового потребления культурно -развлекательных услуг
    • 3. 2. Структура и формы потребления культурно- досуговых услуг молодежью города Тюмени

Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью: На материалах исследований в г. Тюмени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обосновывается необходимостью научного осмысления одной из важных характеристик духовной жизни молодого поколения — востребованности молодежью культурных благ социума, которые фактически предопределяют жизненные позиции и поведенческие ориентации представителей молодого поколения. Культурные потребности сельской молодежи по вполне объективным причинам не совпадают с культурными потребностями городской молодежи, одни молодежные сообщества отличаются по этому показателю от других. Ложно понимаемый молодыми людьми плюрализм способствовал расширенному воспроизводству различных и нередко не лучших образцов молодежной субкультуры. Так, например, в городе Тюмени не исчерпаны конфликты между «неформалами» и «гопниками», вспыхнувшие три года тому назад. Важно подчеркнуть, что глубинные причины этих конфликтов лежат именно в области различного понимания значения тех или иных культурных благ, раздела сфер влияния в культурно — развлекательных центрах города. А если принять во внимание, что свободное время в молодом возрасте является весьма существенным как по продолжительности, так и по жизненному значению, поскольку именно это время — время наиболее полной личностной реализации молодого человека, то изучение досугового потребления культурных услуг, как показателя выбора личностью социокультурных приоритетов^ дает существенную информацию для формирования научного представления о поведенческих ориентациях молодежи. Инстанциям, формирующим культурную и молодежную политику в регионе, явно недостает концептуального видения процессов трансформации досугового молодежного потребления. Научно организованная информация должна служить необходимым фундаментом для формирования эффективной молодежной политики, осуществляемой различными организациями региона, от учреждений культуры, общественных молодежных объединений до специальных комитетов областной и городской администраций.

Теоретико-методологические основания исследования и степень научной разработанности проблемы. Актуальность исследования досугового потребления молодежью культурных благ можно обусловить и степенью научной разработанности данной проблемы. Дело в том, что в современной социологической литературе данная область социального бытия еще не нашла должного внимания. И если современная социокультурная ситуация в общероссийском масштабе так или иначе анализируется в политологических, социологических, культурологических научных публикациях, то местной, самобытной региональной специфике развития этих процессов пока не уделяется достаточное внимание обществоведов.

Тем не менее, нужно подчеркнуть, что настоящее исследование опирается на широкий круг идей, затрагивающих наиболее важные аспекты настоящей работы. В его методологической и теоретической основе лежат исследования отечественных и зарубежных социологов, философов, культурологов, так или иначе посвященных вопросам осмысления феноменов в области молодежной культуры, досугового потребления услуг, предоставляемых учреждениями культуры, а также процессов их функционирования.

Так основополагающими для данной работы в области исследования молодежи как социальной группы и молодежной культуры в целом явились труды Ю. Г. Волкова, С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, Л. И. Михайловой, В. Г. Попова, В. И. Чупрова и др.

Продуктивные предпосылки для исследования социальнокультурной ситуации и ее влияния на молодежную среду почерпнуты диссертантом в трудах П. С. Гуревича, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, В. И. Полищука, К. Разлогова, Э. В. Соколова, а также зарубежных исследователей Г. Андерса, А. Кробера, А. Моля, Ф. Тенбрука.

Вопросы культурно — досуговой деятельности как естественного и необходимого процесса в социальной жизни человека, оказывающего влияние на развитие как молодежной культуры, так и культуры общества в целом нашли развитие в трудах Г. М. Галуцкого, А. Д. Жаркова, J1.C. Жарковой, Т. Г. Киселевой, H.A. Михеевой, Л. И. Михайловой, Е. Е. Новаторова, И. Ф. Петрова, В. В. Попова. В работе также использовались статистические материалы, документы департамента по делам культуры, молодежи и спорта администрации Тюменской области, комитета по культуре администрации города Тюмени.

Социологическую базу исследования составили работы A.C. Ахиезера, Г. С. Батыгина, З. Т. Голенковой, H.H. Дряхлова, Л. Г. Ионина, JI.H. Когана, А. И. Кравченко, В. А. Мансурова, В. В. Маркина, О. М. Роя, Ж. Т. Тощенко, В.А. Ядо-ва, зарубежных социологов Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Р. Миллса, А. Моля, Н. Смелзера. Апробированные и надежные методологические подходы к социологическому исследованию региональных проблем, применимые и к исследованию проблем молодежи в Тюменском регионе, содержатся в работах К. Г. Барбаковой, О. М. Барбакова, В. И. Бакштановского, M. J1. Белоножко, Ю. М. Беспаловой, В. В. Гаврилюк, В. А. Давыденко, Н.Д. Зотова-Матвеева, А. Н. Силина, С. Н. Симонова, Н. Г. Хайруллиной. Вместе с тем, необходимо отметить, что работ, непосредственно посвященных социологическому исследованию досугового потребления культурных услуг молодежью в конкретном регионе, автору обнаружить не удалось.

Проблема диссертационного исследования заключается в противоречии между богатством культурных благ и услуг социума и реальным досуговым потреблением их молодежью. Исходя из актуальности темы, степени ее научной проработанности, постановки проблемы, автором определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, основная гипотеза.

Объектом исследования является культурная социализация молодежи города Тюмени, а предметом исследования выступило досуговое потребление культурных услуг молодежью, социальная регуляция культурной деятельности в городе.

Основной гипотезой и основанием социологического дискурса выступа 5 ет положение о том, что сфера досуга имеет определяющее значение в социализации молодежи, однако полноценной самореализации в этой сфере препятствует не только и не столько финансовое положение молодых людей, сколько неэффективная организация молодежного досуга в городе.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации явилось выявление особенностей досугового потребления культурных услуг молодежью, предоставляемых соответствующими городскими учреждениями, и определение возможных корректирующих мер в осуществлении местной молодежной политики в области организации молодежного досуга.

Достижение поставленной цели предполагается посредством решения следующих задач:

1. Содержательно определить понятия «потребление», «молодежь», «культура», «культурные услуги», «массовая культура», «молодежная культура» применительно к целям настоящего исследования.

2. Выявить социальные особенности молодежного досугового потребления.

3. Определить роль и функции учреждений культуры в сфере досугового потребления культурных услуг молодежью.

4. Выявить характеристики социальной эффективности работы учреждений культуры в этой сфере.

5. Определить особенности потребления культурно — развлекательных услуг молодежью.

6. Выявить структуру и формы потребления культурно — досуговых услуг молодежью города Тюмени.

7. Выявить факторы, понижающие уровень региональной молодежной политики, и позитивно — созидательные тенденции в развитии процессов досугового молодежного потребления культурных услуг, предоставляемых учреждениями города.

Эмпирическую базу исследования составили результаты опроса молодых тюменцев, проводимого автором в 2002 году по проекту диссертации, данные, полученные диссертантом в составе других исследовательских групп, результаты вторичного анализа социологических исследований социокультурной ситуации в регионе, проведенных учеными Тюменского государственного нефтегазового университета и Тюменского института искусств и культуры, статистическая информация органов госстатистики, данные региональных органов управления и средств массовой информации.

В исследовании использовались методы композиции статистической информации, анкетные и экспертные опросы.

Научная новизна работы. С точки зрения автора диссертационной работы, элементами научной новизны обладает, во — первых, сама постановка проблемы и задачи исследования, социологическое изучение досугового потребления культурных услуг молодежью в городе Тюмени. Эта проблема до настоящего времени не являлась предметом научной разработки.

Во — вторых, проведено содержательное уточнение категориального аппарата применительно к решению задач настоящего исследования, в частности таких базовых для данной работы понятий как «потребление», «молодежь», «культура», «культурные услуги», «массовая культура», «молодежная культура» .

В-третьих, в контексте избранного социологического дискурса выделены и проанализированы наиболее актуальные социальные особенности молодежного досугового потребления.

В-четвертых, определена специфическая роль учреждений культуры в сфере организации молодежного досугового потребления.

В-пятых, выявлены и проанализированы характеристики социальной эффективности работы учреждений культуры в этой сфере.

В-шестых, зафиксирована структура и формы досугового потребления культурных услуг молодежью города Тюмени.

В-седьмых, выявлены факторы, понижающие уровень региональной молодежной политики и позитивно-созидательные тенденции в развитии процессов досугового молодежного потребления культурных услуг, предоставляемых учреждениями города.

Практическая значимость исследования. Представленный в данной диссертационной работе подход и полученные выводы имеют определенное практическое значение, в частности, определенные в диссертации теоретические положения и отслеженные тенденции развития молодежного досугового потребления в. городе Тюмени могут служить предпосылкой концептуального подхода к совершенствованию организации и управления этой деятельностью. Реальная область практического применения полученных результатов — определение новых подходов к современному развитию молодежного досугового потребления в русле формирующейся молодежной политики, принципов взаимодействия различных социальных сфер, определение направлений корректирования деятельности соответствующих структур по организации воспитательной работы в молодежной среде. Положения и выводы диссертационного исследования могут содействовать более точному прогнозированию комплексного развития культурных процессов в регионе. Использование материалов диссертационной работы осуществлялось автором в процессе преподавания курсов «Социальный менеджмент», «Менеджмент в культуре», «Статистика культуры» .

Апробация работы. Результаты данного диссертационного исследования обсуждались на заседаниях теоретического семинара кафедры социального менеджмента Тюменского государственного нефтегазового университета, докладывались на научно — практических конференциях:

Городская научно-практическая конференция: «Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия», Тюмень, 1997.

2.Всероссийская научно-практическая конференция: «Гуманитарные (культурологические) аспекты развития Западной Сибири», Тюмень, 1998.

3.Международная научно-практическая конференция, посвященная 25летию Тюменского государственного университета, Тюмень, 1998.

4.Научно-практическая конференция «Проблемы региональной культурологии: история, современное состояние, перспективы», Тюмень, 1999 г.

5.Всероссийская научно-практическая конференция «Культура.

Литература

Искусство. Регион", Тюмень, 2000.

6.Всероссийская научно-практическая конференция: «Глобализация, федерализм и региональное развитие», Тюмень, 2001.

7.Региональная научно-практическая конференция: «Художественная культура как феномен», Тюмень, 2002.

8. Региональная научно-практическая конференция: «Региональная культура», Тюмень, 2003.

Заключение

.

Досуговое потребление культурных услуг, предоставляемых специальными учреждениями, занимает особое место в социально-культурной жизни молодежи города Тюмени. Данное диссертационное исследование показало, что для абсолютного большинства молодых людей социальные институты культуры и досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Процессы досугового потребления культурных услуг молодежью, что было выявлено в процессе анкетного опроса, имеют несомненный приоритет перед всеми другими возможными формами деятельности. При этом важно подчеркнуть, что досуговое потребление тюменской молодежи носит рекреационноразвлекательный характер, весьма низок процент привлекательности духовноразвивающих форм досуговых занятий.

Такое положение не трудно объяснить. В городе весьма скудны для молодого человека возможности общения с шедеврами мировой культурыгастролирующие «Виртуозы Москвы», опера и балет Большого театра пока еще недоступны большинству тюменской молодежи. Безвылазная жизнь в таком городе как Тюмень не способствует развитию интереса к архитектуре. В то же время в диссертационном исследовании установлено, что наиболее доступными для молодых людей оказываются массовые развлекательные мероприятия. Они привлекают тюменскую молодежь практически неограниченной свободой, нерегламентированностью и добровольностью выбора их различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную активность, производственную и игровую.

Не требует особого доказательства положение о том, что направленность молодежной политики города и области в развитии культурно-досуговых услуг отражается на воспитании молодого поколения, на его интеллектуальнокультурном уровне, на эстетических и художественных вкусах значительной части молодых людей, которые подчас определяются ориентацией на второсортную литературу, примитивную музыку, малохудожественные видеофильмы. Эти вкусы зачастую и определяют основное содержание молодежной субкультуры, изучать и знать которую необходимо не только социологам, но и тем, кто профессионально отвечает за организацию молодежного досугового потребления.

В результате исследования в системе досугового потребления культурных услуг молодежи выявлены конкретные «болевые точки». Так, подтвердилась гипотеза о том, что существенную роль в формировании структуры досугового поведения молодого поколения играют их финансовые возможности. Для большинства представителей молодого поколения города Тюмени характерно такое положение, при котором рост цен опережает рост дохода, который молодой человек использует на досуговое потребление культурных услуг. При существующих в 2002 году ценах на культурноразвлекательные услуги и при средневзвешенном бюджете в этой сфере (500 рублей) молодой человек может посещать театр, кинотеатр, бар, дискотеку и т. п., но существующие финансовые возможности при их рациональном использовании, когда важнейшим приоритетом является частота и длительность получаемой услуги, уже сейчас объективно склоняют его в пользу более дешевых культурно — развлекательных мероприятий.

Это совсем не значит, что молодежь в Тюмени не посещает концерты и кинотеатры. Более того, посещение концертов, театра, кинотеатра является более привлекательным относительно услуг бара и дискотеки (что продемонстрировано на материалах социологического опроса), но у молодежи могут настолько сократиться расходы на отдых и развлечения в результате увеличения цен на услуги бара, что молодые люди могут полностью отказаться от посещения театров (филармоний) и будут еще чаще пользоваться услугами бара. При сохранении современной динамики в соотношении изменения цен и доходов для значительной части молодежи города услуги баров, дискотек, бильярдов становятся едва ли не основными формами развлечения и культурного отдыха. Поэтому необходимо решение вопроса о создании для молодого поколения более доступных условий посещения театров, концертов, кинотеатров. Добавим к этому, что охотнее всего посещают молодые люди кино (60,1%) и конкурсные мероприятия (КВН, «Клавиши весны», «Студенческую весну», конкурсы красоты и т. п.), предназначенные именно для этой аудитории (54,2% респондентов, отметивших до 3 любимых видов зрелищ из общего списка) и не очень затратные.

Существенный пробел молодежной политики в сфере организации досуга являет собой и существующая система спортивно — туристического досуга. В этой области потребности молодежи города удовлетворяются на весьма низком уровне, хотя желание более полно проводить свой досуг в этой сфере высказывают многие молодые тюменцы. Так, поездки за город предпочитают 52% молодежи, а могут реализовать только 8,4%, по занятиям в спортклубе эти цифры соответственно 38,6 и 12,7. Проведение досуга в спортзале достаточно значимо для молодых горожан. Треть молодых людей выбирает именно эту форму досуга, однако спорт пока не стал образом жизни, как в ряде западных стран.

Все большую актуальность приобретает проблема формирования и функционирования подростковых клубов, которые могли бы заниматься развитием познавательной мотивации и творческих способностей молодежи, формированием культуры и духовного образа жизни.

Не может не настораживать тот факт, что больше всего респондентов (30,3%) считает, что современную молодежь следует отнести к равнодушному типу поколений. Это актуализирует необходимость как пропагандистской, так и воспитательной работы в этой области.

Как показало исследование, в практической работе с молодежью города Тюмени необходима разработка специальной программы по оздоровлению до-сугового молодежного потребления культурных услуг, по управлению процессами эстетического и нравственного воспитания молодежи. Решающую роль в реализации программы должна отводиться социальным институтам воспитания, образования и учреждениям культуры, а координацией их деятельности, по мнению диссертанта, должен занималься соответствующий комитет городской администрации, в деятельности которого важную роль должна занимать выработка концепции управления молодежным досугом, мер по повышению воспитательной роли молодежных организаций, разработка инновационных проектов в сфере досугового потребления и организация в этой связи специальных экспериментальных площадок.

Важно предусмотреть и проведение непрерывного социологического мониторинга процессов молодежного досугового потребления. Конкретная и своевременная информация о динамике актуальных культурных ориентациях тюменской молодежи в области досуга, их социокультурный анализ, тенденций в развитии интересов и потребностей молодежи в культурно — досуговой сфере, которые являются важнейшими показателями состояния дел в молодежной среде, позволят систематизировать воздействие общества на молодежь средствами научно — обоснованной молодежной политики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Я. Художественное образование: организация и самоорганизация. Материалы Всероссийской научной конференции «Гуманитарные аспекты развития Западной Сибири». Тюмень, ТГУ, 1998, с.48−54.
  2. Американская социологическая мысль: тексты. / Под. ред. В.И. Доб-ренькова. M.: Изд. международного Ун-та Бизнеса и Управления, 1996. — 560с.
  3. Аналитический обзор деятельности учреждений культуры за 1999 год.- Тюмень, Тюменская областная администрация, 2000.
  4. Г. Мир как фантом и матрица. В кн.: Проблемы телевидения и радио. — М.: Прогресс, 1971. — с. 96 — 108.
  5. Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1997.-с.39- 52.
  6. А.И. Введение в культурологию. Учебное пособие. М.: НАКИОЦ, 1993.-352с.
  7. A.C. Социально-культурные проблемы развития России. М.: Наука, 1992.-306с.
  8. О.М. Организация взаимодействия властных структур как фактор повышения эффективности регионального управления Сб. Глобализация, федерализм и региональное развитие. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2001.- с. 126.
  9. К.Г. и др. Социальные проблемы Тюменского Севера. // Социологические исследования 1981.- № 4. с. 21 — 24.
  10. К.Г., Мансуров В. А. Интеллигенция и власть М.: 1991.195с.
  11. А. «Игорному бизнесу необходим закон’У/Большая игра.2000.-№ 9.-с. 12.
  12. Г. С. Социальные связи человека в культуре//Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. с. 26 — 39
  13. М.Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. -М.: Аспект. Прогресс, 1995. 213с.
  14. М.Л. Аграрная реформа в Тюменской области Сб. Глобализация, федерализм и региональное развитие. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2001.- 110- 111с.
  15. H.A. О культуре // Бердяев H.A. Философия неравенства. М.: Республика, 1990. -250с.
  16. И. Распределение доходов населения России в 2001г., социальная стратификация и стандарты потребления. // Практический маркетинг.-2001,-№ 8.- с.2−5.
  17. О., Лернер А. Особенности образа жизни подростков // Мониторинг общественного мнения.-1998.-№ 6 с. 31 -34.
  18. М.К., Семенов В. А. Экономика и психология. На перекрестке наук. М.: Изд.-во „Дело и сервис“, 1998. — 400с.
  19. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа, 1989. — 176с.21 .Воронов В. Что нужно знать о молодежной субкультуре? //Воспитание школьников. 2001. -№ 5. — с. 23−26.
  20. E.H. Экономика культуры. Рязань, „Узорочье“, 1997. с. 192.
  21. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс. 1983. 267 с.
  22. Г. М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. Москва, 1998, — 464с.
  23. В.Л. Культурный потенциал города. //Культура города: проблемы качества городской среды: Сб. науч. тр. М.: НИИК, 1986. — С. 11−24.
  24. З.Т. Глобализация и изменения в социальной структуре общества. Сб. Глобализация, федерализм и региональное развитие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2001.- с. 6−10.
  25. З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России.// Социологические исследования.-1998.- № 10.
  26. Е.П. Исследование и анализ рыночной ситуации // Маркетинг в России и за рубежом.-2001.-№ 2.- с. 103−121.
  27. Город и культура. Коллективная монография / Отв. ред. B.C. Цукер-ман. Челябинск: ЧГИИК, 1993. — 189с.
  28. А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые. Или о культуре массовой и немассовой // Социологические исследования.-1990.- № 8.- с. 34 39.31 .Гуревич П. С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии.-1984.- № 4. с. 47 — 56.
  29. П.С. Культурология. М.: Знание, 1996. — 288с.
  30. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Изд-во Ростов на -Дону, РГУ, 1979.
  31. Доходы от игорного бизнеса.//Большая игра.-1999−2000.- № 1(12).-с.27.
  32. Н. И. Моор С.М. Актуальны ли сегодня проблемы молодежи? //Социологические исследования,-1993.- № 3.- с. 15−22.
  33. В.Ю. Город как источник культуры. //Культура города: проблемы качества городской среды. М.: НИИК, 1986. — с. 63−73.
  34. Э. О разделении общественного труда: метод социологии. -М.: Наука, 1991.
  35. Ерасов Б. С. Социальная культурология. В 2-х частях.-М.:Аспект-пресс, 1994.- 381с.
  36. А. Городской молодежный клуб: союз единомышленников // Учитель. 2001, — № 2. — с.44−49.
  37. А.Д. Технология культурно досуговой деятельности: Учеб. пособ. Для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998. — 248с.
  38. Л.С. Деятельность учреждений культуры. М.: МГУКИД000. — 179с.
  39. А. Поведение клиентов и их потребности //Маркетинг. -2001.- № 3.-с.25 32.
  40. Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. Томск: ТГУ, 1984.-247с.
  41. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 1998.
  42. В.А. Потребности как жизненные задачи. // Вестник московского университета. Серия 14. Психология.-1997.- № 1.
  43. Игорный бизнес//Большая игра.-2001.-№ 12/1.-с. 10−11.
  44. Н.К. Социокультурные резервы устойчивого развития // Личность. Культура. Общество: 2001, т. З, вып. 2(8) с.40−51.
  45. С. Н. Молодежь и культура. СПб., 1989.
  46. С.Н. Социология о молодежи: Проблемы воспитания духовного облика. Л.: Знание, 1985. — 32с.
  47. Информация о деятельности комитета по делам молодежи и туризму администрации Тюменской области и его структурных подразделений в 2001 году // Ваша ШТА.-2001 .-№ 5.- с. 2.
  48. Информация о работе областных учреждений культуры, искусства, кино и учебных заведений за 2000 год. -Тюмень, 2001 г.
  49. Информация о работе областных учреждений культуры, искусства, кино и учебных заведений за 1999 г. -Тюмень, 2000 г.
  50. Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Логос, 1996.-280с.
  51. М.С. Человеческая деятельность М.: Политиздат, 1974. — 205с.
  52. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988.61 .Казино // Большая игра.-2000.- № 9.- с. 10.
  53. М.А. Государство и культура // Материалы международной научно- практической конференции „Образование общество -властные структуры: модель взаимодействия в XXI веке“. — Тюмень, 1997 г., — с. 142−145
  54. О.И. Управление процессами формирования культурной политики государства // Социально политический журнал.-1999.- № 1.-е.34- 41.
  55. О.П. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования.-1998.- № 12.-с.29−34.
  56. Г. М., Галуцкий Г. М., Мазун О. В. Развитие услуг в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1988.
  57. Качество жизни: материальное положение россиян в 2000 году// Мар-кетолог.-2001 .-№ 3.- с.32−35.
  58. И.Ф. Судьбы культуры XX века // Социально политический журнал.-1996.- № 6.-с.54−60.
  59. Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально культурной деятельности. М.: Изд — во Московского государственного университета культуры. 1995.- 136 с.
  60. Л.Н. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня // Социологические исследования.-1997.- № 4.- с. 33−38.
  61. Е.Б. К вопросу определения степени удовлетворения спроса в сегменте потребительского рынка // Маркетинг в России и зарубежом.-2001.-№ 6.-с. 11−27.
  62. Кон И. С. Молодежь // Большая советская энциклопедия, 3-е изд. т.16.с.478.
  63. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.-М., 1988-
  64. Кон И. С. Социология личности.-М., 1967-
  65. А. Самосознание культуры на рубеже тысячелетий // Общественные науки и современность.-2001.- № 4.-с.138−146.
  66. В. О взаимодействии и соотношении платежеспособного спроса и потребности. // Маркетинг.-2001.- № 3.-С.11 -16.
  67. Ф., Боуэн Д. и Мейкенз Д. Маркетинг: Гостеприимство и туризм. -М.: Юнити, 1998.-787с.
  68. М. К созданию условий для развития негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры // Российский экономический журнал.-1999.- № 11−12.- с.87−90.
  69. А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Академия, 1997.-384с.
  70. Культура достояние всех. Отчет комитета по культуре администрации города за 1995 — 1999 г.-Тюмень, 2000.
  71. Культура // Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1987. — с.266.
  72. Культура // Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Прогресс, 1994. — Т. 2. — с. 557−558.
  73. Культура // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т. 3. — с. 118.
  74. Культура // Энциклопедический словарь по культурологии / Под общей ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — с. 209−214.
  75. Культура // Энциклопедический словарь. Репринтное воспр. изд-ния Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1890. М.: Терра, 1991. — Т. 33. — С. 6.
  76. Культура и культурная политика в России (Ответ. Ред И. А. Бутенко и К.Э. Разлогов). М.: МОНФ, 2000, 240с.
  77. Культура и рынок: „Круглый стол"ученых // Общественные науки исовременность. 1991.-№ 2. — с. 155−166.
  78. Культура молодых городов. Заключительный отчет международной конференции. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 120с.
  79. Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну проблему. Отв. Ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. М.: Либерия. 1998. — 296с.
  80. Культурная политика России: История и современность. М.: Мин-культуры РФ, 1996. — 217с.
  81. Культурно досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — 462с.
  82. Культурно-досуговая деятельность различных социальных групп: организация и методика. Челябинск: ЧГИИК, 1993. — 55с.
  83. Культурно-досуговая деятельность: методология и методика: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: ЧГИИК, 1992. — 206с.
  84. Культурные запросы населения и деятельность культурно-просветительных учреждений. Межвузовский сб. науч. тр. / Отв. ред. B.C. Цу-керман. Челябинск: ЧГИИК, 1991. — 146с.
  85. В. А. Культура: Испытание рынком // Социально-политические науки. -1991. № 12. — с. 12−17.
  86. С.И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность, — 2001.- № 4.- с. 178 186.
  87. В.Н. Образование как феномен культуротворчества // Со-цис. 1995.-№ 1. — С. 85−90.
  88. А.В., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. -Мурманск, 1994-
  89. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования.-1998.- № 5.-с.98 104.
  90. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты универсалии культуры. СПб, 2000.
  91. ЮО.Майер В. Ф. Уровень жизни населения. М.: Мысль, 1997. -263с.
  92. Ст. Потребительство как образ жизни // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. М.- 2001.- № 4. — с. 45 — 61.
  93. Ю2.Майталь Ш. Экономика для менеджеров. Пер. с англ. М.: Дело. 1996.-416с.
  94. ЮЗ.Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.
  95. Ю4.Маршак A.B. Особенности социальных связей социально дезориентированной молодежи // Социологические исследования.-1998.- № 12.
  96. В.Ф., Осинцева В. М. Проблемы культурной деятельности в регионе. Тюмень: Издательство Вектор Бук, 2000. — 92с.
  97. Юб.Межуев В. М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977.
  98. Ю7.Межуев В. М. Культурология и философия культуры. // Культурология сегодня. М.: 1993.
  99. Н.Т. По воле рока// Социологические исследования.-1987.-№ 4.-с. 85−97.
  100. Ю9.Миллс Р. Властвующая элита. М.: Мысль, 1959.
  101. Ю.Михайлова Л. И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре // Социологические исследования.-1998.- № 6.- с.27−34.
  102. Ш. Михайлова Л. И. Социология культуры.-М.:ФАИР-ПРЕСС.-1999,232с.
  103. H.A., Галенская Л. Г. Менеджмент в социально культурной сфере. — СПб., 2000. — 170с.
  104. Модернизация общества и конфликт ценностей // http: // www/ ice. ru // libertarium / people / matveeva, html.
  105. Молодежный Петербург: движения, организации, субкультуры / Под ред. В. В. Костющева. СПб., 1997.
  106. Молодежь Тюменской области (статистический сборник).-Тюмень, 1999.
  107. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
  108. Мониторинг ценностных ориентаций молодежи как показатель трансформации общества // http: // www/ mis. rsu.ru / conf / 5−6 htm/
  109. B.B., Скробов А. П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально политический журнал.-1998.-№ 1.-с. 148−151.
  110. Е.Е. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992. — 125с.
  111. Э.В. Особенности поведения потребителей услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.-2002.-№ 1.- с. 24 31.
  112. Объем реализации платных услуг населению Тюменской области. Тюмень, 2001 г.
  113. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. // Российская газета. 1992. — 17 ноября. Статья 3. Основные понятия.
  114. Отчет комитета по культуре администрации г. Тюмени за 1995 -1999г.- Тюмень, 2000.-23с.
  115. Ш. Паросян А., Беседина В., Меньшикова М. Поведение потребителя и управление спросом и предложением товаров // Маркетинг.-1999.- № 3.- с.25−32.
  116. И.Ф. Уровни развития культурных потребностей личности // Теория и экология разума: выпуск 5. Тюмень: СафтДизайн, 1996, с.31−39.
  117. В.И. Мировая и отечественная культура: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. — Ч. 1. — 176 с.
  118. В.В. Безмятежны ли отношения? // Встреча.-2000.- № 9.-с. 4−6.
  119. В.В. Досуговая культура личности и общества// Культура и экономика региона. Тюмень, 2000. С. 35−43.
  120. В.В. Досуговая политика уходящего века. // Налоги, инвестиции, капитал. -2000.-№ 5−6.-с.114−119.
  121. В.В. Какова духовная ценность досуга // Встреча.-2000.- № 11−12.-с. 4−6.
  122. В.В. Что скрывается за удивительным словом времяпрепровождение? // Встреча.-2000.- № 8 — с.6−8.
  123. В.В., Сафаргалиев Р. Г. Виртуальный досуг в компьютерной сети интернет// Диалог культур: история, современные проблемы и перспективы. Материалы всероссийской научно практической конференции Тюмень: изд.-во ТюмГУ, 2001.-264с.
  124. Проблемы и перспективы развития культуры г. Тюмени. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2001. -140с.
  125. Программа развития платных услуг населению учреждениями культуры Тюменской области / Комитет по культуре департамента по делам культуры, молодежи и спорта Тюмень, 1998.-28с.
  126. Развитие и сохранение культуры и искусства Российской федерации (1997−1999). Федеральная целевая программа // Российская газета. 1996. -27 июля.
  127. К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. М.: Искусство, 1990.
  128. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА — М, 1996 — 496с.
  129. И., Шишкин С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? // Вопросы экономики.-1996.- № 1.-е.61−64.
  130. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. Г. В. Оси-пова. М.: НОРМА — ИНФРА — М, 1998. — 672с.
  131. Российский энциклопедический словарь. М.: издательство Большая Российская энциклопедия, 2000. Книга 1.
  132. .А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования.-1998.- № 5.- с. 90- 98.
  133. Ф. Культура и культурные отношения // Российский экономический журнал 1992, № 12. -с.68−74.
  134. Сборник информационно аналитических материалов о деятельности учреждений культуры. Тюмень, 2001 г.- 32с.
  135. А.Н. Подготовка менеджеров для регионального социума // Налоги, инвестиции, капитал.-2000.- № 5−6 с. 98 — 104.
  136. А.Н. Социальные проблемы Тюменского региона на рубеже веков. // Нефть и газ. Известия ВУЗов. 1997.- № 5.
  137. А.Н. Социокультурное развитие Тюменской области: особенности северного региона. // Вестник СОАН ВШ.-1997.- № 2.
  138. А.Н., Симонов С. Г. Ритм жизни молодежи Западно-Сибирского Севера. Томск: ТГУ, 1993.
  139. А.Н., Хайрулина Н. Г. Управление персоналом. Учебник по кадровому менеджменту. — Тюмень: Изд — во „Вектор Бук“, 1999. — 276с.
  140. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984. — 608с.
  141. Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.-688 с.
  142. Социальные проблемы молодежи. Социологические очерки // Научные редакторы составители В. Т. Лисовский, O.K. Крокинский. СПб., 1995.
  143. Социология молодежи / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996.1 бО. Социология молодежи / Под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов — н/Д: Феникс, 2001.-576с.
  144. Статистический сборник „Молодежь Тюменской области“.-Тюмень, 1999.
  145. Статистический словарь / Гл. ред. М. А. Королев. М.: Финансы и статистика. — 1989. — 623с.
  146. P.A. Свободное время: к оптимальному стилю досуга // Социологические исследования.-2000.- № 7.-с. 64 72.
  147. B.C. Личность в технотронную эпоху. // Наука в России, 1993, № 2.
  148. В.Я. Молодежная культура. СПб., 1999.
  149. Е.А. Социокультурная диагностика: теоретико методологические и прикладные аспекты // Наука о культуре: итоги и перспективы. — М.: Информкультура, 1998.
  150. author>Табачник Д.В. .Уровень развития всех направлений игорного бизнеса один из важнейших показателей развития общества.» // Большая игра.-1998, — № 7. — с.70 — 71.
  151. Й. Герпот. Эмпирическое исследование лояльности клиента // Проблемы теориии и практики управления.-2000.-№ 4.- с. 73 -77.
  152. .Т. Социология. М.: Прометей, 1994 — 383с.
  153. .Т. Историческая память и социология // Социологические исследования.-1998.- № 5. с.3−6.
  154. Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. Спб., Издательство «Лань», 2001.-384с.
  155. Г. Л. Технология менеджмента с сфере культуры. -СПб., 1996. -191с.
  156. Учреждения культуры Тюменской области (1997- 2000 г.г.) Статистический сборник. Тюмень, 2002.
  157. А. Насилие на экране // Встреча.-2000.- № 9. с. 16- 19.
  158. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  159. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. М.: «Дело», 2001, — 829с.
  160. И.Ю. Особенности процесса культурного наследования. // Особенности изучения феномена культуры Тюмень: Нефтегазовый университет, 2000.
  161. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.
  162. Н.Г. Маркетинг услуг и маркетинговая деятельность в условиях культурно-досуговой сферы. Кемерово: Кузбассиздат, 1991. — 90с.
  163. В. М. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой // Социологические исследования.-1991.- № 9.
  164. Ш. Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.
  165. А.Ф. Социологические аспекты функционирования культуры в сфере услуг // Развитие учреждений культуры и проблема потребления культурных ценностей. Свердловск, 1977.
  166. Шафранов Куцев Г. Ф. Я сам торил свою тропу. Тюмень, 2000,258с.
  167. Е. К вопросу о классификации продукта сферы культуры // Маркетинг.-2002.-№ 2. с. 14−22.
  168. Е. Особенности удовлетворения спроса на услуги сферы культуры // Экономист.-2002.-№ 5. с. 59 — 63.
  169. A.A. Молодежные культуры и социальные движения в России // Социологические исследования.- 1998.- № 8. с. 103 — 109.
  170. Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей СПб: Питер Ком, 1999. — 768с.
  171. В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добро-свет, 1998.
  172. Culture // The New Encyclopedia Britannica. Inc. 1995. Prinnend in USA. V. 3.P.784.
  173. Krober A. Kluckhohn C. Culture: A critical review of concepts and defini-tious. Cambridge. Massachusets, 1952.
  174. Tenbruck F.N. Representative Kultur // Sozialstmktur und Kultur / Hrsg. von I. Hafenkamp. Frankfurt am Main.: Suhrkamp, 1990. S. 2.9.
Заполнить форму текущей работой