Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью: На материалах исследований в г. Тюмени
Диссертация
Социологическую базу исследования составили работы A.C. Ахиезера, Г. С. Батыгина, З. Т. Голенковой, H.H. Дряхлова, Л. Г. Ионина, JI.H. Когана, А. И. Кравченко, В. А. Мансурова, В. В. Маркина, О. М. Роя, Ж. Т. Тощенко, В.А. Ядо-ва, зарубежных социологов Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Р. Миллса, А. Моля, Н. Смелзера. Апробированные и надежные методологические подходы к социологическому… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и методологические основы социологического исследования досугового потребления культурных усЛуг молодежью
- 1. 1. Молодежь и проблема потребления культурно — досуговых услуг
- 1. 2. Социальные особенности развития молодежного досугового потребления
- Глава 2. Деятельность учреждений культуры в сфере молодежного досуга
- 2. 1. Деятельность учреждений культуры в современной социальной ситуации
- 2. 2. Социальная эффективность деятельности учреждений культуры
- Глава 3. Исследование потребления культурно — досуговых услуг молодежью города Тюмени
- 3. 1. Особенности молодежного досугового потребления культурно -развлекательных услуг
- 3. 2. Структура и формы потребления культурно- досуговых услуг молодежью города Тюмени
Список литературы
- Александрова Е.Я. Художественное образование: организация и самоорганизация. Материалы Всероссийской научной конференции «Гуманитарные аспекты развития Западной Сибири». Тюмень, ТГУ, 1998, с.48−54.
- Американская социологическая мысль: тексты. / Под. ред. В.И. Доб-ренькова. M.: Изд. международного Ун-та Бизнеса и Управления, 1996. — 560с.
- Аналитический обзор деятельности учреждений культуры за 1999 год.- Тюмень, Тюменская областная администрация, 2000.
- Андерс Г. Мир как фантом и матрица. В кн.: Проблемы телевидения и радио. — М.: Прогресс, 1971. — с. 96 — 108.
- Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1997.-с.39- 52.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Учебное пособие. М.: НАКИОЦ, 1993.-352с.
- Ахиезер A.C. Социально-культурные проблемы развития России. М.: Наука, 1992.-306с.
- Барбаков О.М. Организация взаимодействия властных структур как фактор повышения эффективности регионального управления Сб. Глобализация, федерализм и региональное развитие. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2001.- с. 126.
- Барбакова К.Г. и др. Социальные проблемы Тюменского Севера. // Социологические исследования 1981.- № 4. с. 21 — 24.
- Барбакова К.Г., Мансуров В. А. Интеллигенция и власть М.: 1991.195с.
- Барбариуш А. «Игорному бизнесу необходим закон’У/Большая игра.2000.-№ 9.-с. 12.
- Батищев Г. С. Социальные связи человека в культуре//Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. с. 26 — 39
- М.Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. -М.: Аспект. Прогресс, 1995. 213с.
- Белоножко М.Л. Аграрная реформа в Тюменской области Сб. Глобализация, федерализм и региональное развитие. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2001.- 110- 111с.
- Бердяев H.A. О культуре // Бердяев H.A. Философия неравенства. М.: Республика, 1990. -250с.
- Березин И. Распределение доходов населения России в 2001г., социальная стратификация и стандарты потребления. // Практический маркетинг.-2001,-№ 8.- с.2−5.
- Бочарова О., Лернер А. Особенности образа жизни подростков // Мониторинг общественного мнения.-1998.-№ 6 с. 31 -34.
- Бункина М.К., Семенов В. А. Экономика и психология. На перекрестке наук. М.: Изд.-во „Дело и сервис“, 1998. — 400с.
- Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа, 1989. — 176с.21 .Воронов В. Что нужно знать о молодежной субкультуре? //Воспитание школьников. 2001. -№ 5. — с. 23−26.
- Воронова E.H. Экономика культуры. Рязань, „Узорочье“, 1997. с. 192.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс. 1983. 267 с.
- Галуцкий Г. М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. Москва, 1998, — 464с.
- Глазычев В.Л. Культурный потенциал города. //Культура города: проблемы качества городской среды: Сб. науч. тр. М.: НИИК, 1986. — С. 11−24.
- Голенкова З.Т. Глобализация и изменения в социальной структуре общества. Сб. Глобализация, федерализм и региональное развитие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2001.- с. 6−10.
- Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России.// Социологические исследования.-1998.- № 10.
- Голубков Е.П. Исследование и анализ рыночной ситуации // Маркетинг в России и за рубежом.-2001.-№ 2.- с. 103−121.
- Город и культура. Коллективная монография / Отв. ред. B.C. Цукер-ман. Челябинск: ЧГИИК, 1993. — 189с.
- Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые. Или о культуре массовой и немассовой // Социологические исследования.-1990.- № 8.- с. 34 39.31 .Гуревич П. С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии.-1984.- № 4. с. 47 — 56.
- Гуревич П.С. Культурология. М.: Знание, 1996. — 288с.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Изд-во Ростов на -Дону, РГУ, 1979.
- Доходы от игорного бизнеса.//Большая игра.-1999−2000.- № 1(12).-с.27.
- Дряхлов Н. И. Моор С.М. Актуальны ли сегодня проблемы молодежи? //Социологические исследования,-1993.- № 3.- с. 15−22.
- Дукельский В.Ю. Город как источник культуры. //Культура города: проблемы качества городской среды. М.: НИИК, 1986. — с. 63−73.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. -М.: Наука, 1991.
- Ерасов Б. С. Социальная культурология. В 2-х частях.-М.:Аспект-пресс, 1994.- 381с.
- Ермолин А. Городской молодежный клуб: союз единомышленников // Учитель. 2001, — № 2. — с.44−49.
- Жарков А.Д. Технология культурно досуговой деятельности: Учеб. пособ. Для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998. — 248с.
- Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. М.: МГУКИД000. — 179с.
- Железцов А. Поведение клиентов и их потребности //Маркетинг. -2001.- № 3.-с.25 32.
- Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. Томск: ТГУ, 1984.-247с.
- Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 1998.
- Иванников В.А. Потребности как жизненные задачи. // Вестник московского университета. Серия 14. Психология.-1997.- № 1.
- Игорный бизнес//Большая игра.-2001.-№ 12/1.-с. 10−11.
- Иконникова Н.К. Социокультурные резервы устойчивого развития // Личность. Культура. Общество: 2001, т. З, вып. 2(8) с.40−51.
- Иконникова С. Н. Молодежь и культура. СПб., 1989.
- Иконникова С.Н. Социология о молодежи: Проблемы воспитания духовного облика. Л.: Знание, 1985. — 32с.
- Информация о деятельности комитета по делам молодежи и туризму администрации Тюменской области и его структурных подразделений в 2001 году // Ваша ШТА.-2001 .-№ 5.- с. 2.
- Информация о работе областных учреждений культуры, искусства, кино и учебных заведений за 2000 год. -Тюмень, 2001 г.
- Информация о работе областных учреждений культуры, искусства, кино и учебных заведений за 1999 г. -Тюмень, 2000 г.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Логос, 1996.-280с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность М.: Политиздат, 1974. — 205с.
- Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988.61 .Казино // Большая игра.-2000.- № 9.- с. 10.
- Капеко М.А. Государство и культура // Материалы международной научно- практической конференции „Образование общество -властные структуры: модель взаимодействия в XXI веке“. — Тюмень, 1997 г., — с. 142−145
- Карпухин О.И. Управление процессами формирования культурной политики государства // Социально политический журнал.-1999.- № 1.-е.34- 41.
- Картушен О.П. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования.-1998.- № 12.-с.29−34.
- Кафафов Г. М., Галуцкий Г. М., Мазун О. В. Развитие услуг в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1988.
- Качество жизни: материальное положение россиян в 2000 году// Мар-кетолог.-2001 .-№ 3.- с.32−35.
- Кефели И.Ф. Судьбы культуры XX века // Социально политический журнал.-1996.- № 6.-с.54−60.
- Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально культурной деятельности. М.: Изд — во Московского государственного университета культуры. 1995.- 136 с.
- Коган Л.Н. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня // Социологические исследования.-1997.- № 4.- с. 33−38.
- Комлев Е.Б. К вопросу определения степени удовлетворения спроса в сегменте потребительского рынка // Маркетинг в России и зарубежом.-2001.-№ 6.-с. 11−27.
- Кон И. С. Молодежь // Большая советская энциклопедия, 3-е изд. т.16.с.478.
- Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.-М., 1988-
- Кон И. С. Социология личности.-М., 1967-
- Кондаков А. Самосознание культуры на рубеже тысячелетий // Общественные науки и современность.-2001.- № 4.-с.138−146.
- Котов В. О взаимодействии и соотношении платежеспособного спроса и потребности. // Маркетинг.-2001.- № 3.-С.11 -16.
- Котлер Ф., Боуэн Д. и Мейкенз Д. Маркетинг: Гостеприимство и туризм. -М.: Юнити, 1998.-787с.
- Кошкина М. К созданию условий для развития негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры // Российский экономический журнал.-1999.- № 11−12.- с.87−90.
- Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Академия, 1997.-384с.
- Культура достояние всех. Отчет комитета по культуре администрации города за 1995 — 1999 г.-Тюмень, 2000.
- Культура // Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1987. — с.266.
- Культура // Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Прогресс, 1994. — Т. 2. — с. 557−558.
- Культура // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т. 3. — с. 118.
- Культура // Энциклопедический словарь по культурологии / Под общей ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — с. 209−214.
- Культура // Энциклопедический словарь. Репринтное воспр. изд-ния Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1890. М.: Терра, 1991. — Т. 33. — С. 6.
- Культура и культурная политика в России (Ответ. Ред И. А. Бутенко и К.Э. Разлогов). М.: МОНФ, 2000, 240с.
- Культура и рынок: „Круглый стол"ученых // Общественные науки исовременность. 1991.-№ 2. — с. 155−166.
- Культура молодых городов. Заключительный отчет международной конференции. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 120с.
- Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну проблему. Отв. Ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. М.: Либерия. 1998. — 296с.
- Культурная политика России: История и современность. М.: Мин-культуры РФ, 1996. — 217с.
- Культурно досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — 462с.
- Культурно-досуговая деятельность различных социальных групп: организация и методика. Челябинск: ЧГИИК, 1993. — 55с.
- Культурно-досуговая деятельность: методология и методика: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: ЧГИИК, 1992. — 206с.
- Культурные запросы населения и деятельность культурно-просветительных учреждений. Межвузовский сб. науч. тр. / Отв. ред. B.C. Цу-керман. Челябинск: ЧГИИК, 1991. — 146с.
- Куценко В. А. Культура: Испытание рынком // Социально-политические науки. -1991. № 12. — с. 12−17.
- Левикова С.И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность, — 2001.- № 4.- с. 178 186.
- Леонтьева В.Н. Образование как феномен культуротворчества // Со-цис. 1995.-№ 1. — С. 85−90.
- Лисовский А.В., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. -Мурманск, 1994-
- Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования.-1998.- № 5.-с.98 104.
- Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты универсалии культуры. СПб, 2000.
- ЮО.Майер В. Ф. Уровень жизни населения. М.: Мысль, 1997. -263с.
- Майлз Ст. Потребительство как образ жизни // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. М.- 2001.- № 4. — с. 45 — 61.
- Ю2.Майталь Ш. Экономика для менеджеров. Пер. с англ. М.: Дело. 1996.-416с.
- ЮЗ.Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.
- Ю4.Маршак A.B. Особенности социальных связей социально дезориентированной молодежи // Социологические исследования.-1998.- № 12.
- Медведев В.Ф., Осинцева В. М. Проблемы культурной деятельности в регионе. Тюмень: Издательство Вектор Бук, 2000. — 92с.
- Юб.Межуев В. М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977.
- Ю7.Межуев В. М. Культурология и философия культуры. // Культурология сегодня. М.: 1993.
- Мейнерт Н.Т. По воле рока// Социологические исследования.-1987.-№ 4.-с. 85−97.
- Ю9.Миллс Р. Властвующая элита. М.: Мысль, 1959.
- Ю.Михайлова Л. И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре // Социологические исследования.-1998.- № 6.- с.27−34.
- Ш. Михайлова Л. И. Социология культуры.-М.:ФАИР-ПРЕСС.-1999,232с.
- Михеева H.A., Галенская Л. Г. Менеджмент в социально культурной сфере. — СПб., 2000. — 170с.
- Модернизация общества и конфликт ценностей // http: // www/ ice. ru // libertarium / people / matveeva, html.
- Молодежный Петербург: движения, организации, субкультуры / Под ред. В. В. Костющева. СПб., 1997.
- Молодежь Тюменской области (статистический сборник).-Тюмень, 1999.
- Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
- Мониторинг ценностных ориентаций молодежи как показатель трансформации общества // http: // www/ mis. rsu.ru / conf / 5−6 htm/
- Морозов B.B., Скробов А. П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально политический журнал.-1998.-№ 1.-с. 148−151.
- Новаторов Е.Е. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992. — 125с.
- Новаторов Э.В. Особенности поведения потребителей услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.-2002.-№ 1.- с. 24 31.
- Объем реализации платных услуг населению Тюменской области. Тюмень, 2001 г.
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре. // Российская газета. 1992. — 17 ноября. Статья 3. Основные понятия.
- Отчет комитета по культуре администрации г. Тюмени за 1995 -1999г.- Тюмень, 2000.-23с.
- Ш. Паросян А., Беседина В., Меньшикова М. Поведение потребителя и управление спросом и предложением товаров // Маркетинг.-1999.- № 3.- с.25−32.
- Петров И.Ф. Уровни развития культурных потребностей личности // Теория и экология разума: выпуск 5. Тюмень: СафтДизайн, 1996, с.31−39.
- Полищук В.И. Мировая и отечественная культура: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. — Ч. 1. — 176 с.
- Попов В.В. Безмятежны ли отношения? // Встреча.-2000.- № 9.-с. 4−6.
- Попов В.В. Досуговая культура личности и общества// Культура и экономика региона. Тюмень, 2000. С. 35−43.
- Попов В.В. Досуговая политика уходящего века. // Налоги, инвестиции, капитал. -2000.-№ 5−6.-с.114−119.
- Попов В.В. Какова духовная ценность досуга // Встреча.-2000.- № 11−12.-с. 4−6.
- Попов В.В. Что скрывается за удивительным словом времяпрепровождение? // Встреча.-2000.- № 8 — с.6−8.
- Попов В.В., Сафаргалиев Р. Г. Виртуальный досуг в компьютерной сети интернет// Диалог культур: история, современные проблемы и перспективы. Материалы всероссийской научно практической конференции Тюмень: изд.-во ТюмГУ, 2001.-264с.
- Проблемы и перспективы развития культуры г. Тюмени. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2001. -140с.
- Программа развития платных услуг населению учреждениями культуры Тюменской области / Комитет по культуре департамента по делам культуры, молодежи и спорта Тюмень, 1998.-28с.
- Развитие и сохранение культуры и искусства Российской федерации (1997−1999). Федеральная целевая программа // Российская газета. 1996. -27 июля.
- Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. М.: Искусство, 1990.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА — М, 1996 — 496с.
- Рождественская И., Шишкин С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? // Вопросы экономики.-1996.- № 1.-е.61−64.
- Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. Г. В. Оси-пова. М.: НОРМА — ИНФРА — М, 1998. — 672с.
- Российский энциклопедический словарь. М.: издательство Большая Российская энциклопедия, 2000. Книга 1.
- Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования.-1998.- № 5.- с. 90- 98.
- Рыбаков Ф. Культура и культурные отношения // Российский экономический журнал 1992, № 12. -с.68−74.
- Сборник информационно аналитических материалов о деятельности учреждений культуры. Тюмень, 2001 г.- 32с.
- Силин А.Н. Подготовка менеджеров для регионального социума // Налоги, инвестиции, капитал.-2000.- № 5−6 с. 98 — 104.
- Силин А.Н. Социальные проблемы Тюменского региона на рубеже веков. // Нефть и газ. Известия ВУЗов. 1997.- № 5.
- Силин А.Н. Социокультурное развитие Тюменской области: особенности северного региона. // Вестник СОАН ВШ.-1997.- № 2.
- Силин А.Н., Симонов С. Г. Ритм жизни молодежи Западно-Сибирского Севера. Томск: ТГУ, 1993.
- Силин А.Н., Хайрулина Н. Г. Управление персоналом. Учебник по кадровому менеджменту. — Тюмень: Изд — во „Вектор Бук“, 1999. — 276с.
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984. — 608с.
- Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.-688 с.
- Социальные проблемы молодежи. Социологические очерки // Научные редакторы составители В. Т. Лисовский, O.K. Крокинский. СПб., 1995.
- Социология молодежи / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996.1 бО. Социология молодежи / Под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов — н/Д: Феникс, 2001.-576с.
- Статистический сборник „Молодежь Тюменской области“.-Тюмень, 1999.
- Статистический словарь / Гл. ред. М. А. Королев. М.: Финансы и статистика. — 1989. — 623с.
- Стеббинс P.A. Свободное время: к оптимальному стилю досуга // Социологические исследования.-2000.- № 7.-с. 64 72.
- Степин B.C. Личность в технотронную эпоху. // Наука в России, 1993, № 2.
- Суртаев В.Я. Молодежная культура. СПб., 1999.
- Суслова Е.А. Социокультурная диагностика: теоретико методологические и прикладные аспекты // Наука о культуре: итоги и перспективы. — М.: Информкультура, 1998.
- „author“>Табачник Д.В. “.Уровень развития всех направлений игорного бизнеса один из важнейших показателей развития общества.» // Большая игра.-1998, — № 7. — с.70 — 71.
- Торстен Й. Герпот. Эмпирическое исследование лояльности клиента // Проблемы теориии и практики управления.-2000.-№ 4.- с. 73 -77.
- Тощенко Ж.Т. Социология. М.: Прометей, 1994 — 383с.
- Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология // Социологические исследования.-1998.- № 5. с.3−6.
- Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. Спб., Издательство «Лань», 2001.-384с.
- Тульчинский Г. Л. Технология менеджмента с сфере культуры. -СПб., 1996. -191с.
- Учреждения культуры Тюменской области (1997- 2000 г.г.) Статистический сборник. Тюмень, 2002.
- Федоров А. Насилие на экране // Встреча.-2000.- № 9. с. 16- 19.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. М.: «Дело», 2001, — 829с.
- Фомичев И.Ю. Особенности процесса культурного наследования. // Особенности изучения феномена культуры Тюмень: Нефтегазовый университет, 2000.
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.
- Чаган Н.Г. Маркетинг услуг и маркетинговая деятельность в условиях культурно-досуговой сферы. Кемерово: Кузбассиздат, 1991. — 90с.
- Чупров В. М. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой // Социологические исследования.-1991.- № 9.
- Ш. Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.
- Шарова А.Ф. Социологические аспекты функционирования культуры в сфере услуг // Развитие учреждений культуры и проблема потребления культурных ценностей. Свердловск, 1977.
- Шафранов Куцев Г. Ф. Я сам торил свою тропу. Тюмень, 2000,258с.
- Шекова Е. К вопросу о классификации продукта сферы культуры // Маркетинг.-2002.-№ 2. с. 14−22.
- Шекова Е. Особенности удовлетворения спроса на услуги сферы культуры // Экономист.-2002.-№ 5. с. 59 — 63.
- Шмелев A.A. Молодежные культуры и социальные движения в России // Социологические исследования.- 1998.- № 8. с. 103 — 109.
- Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей СПб: Питер Ком, 1999. — 768с.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добро-свет, 1998.
- Culture // The New Encyclopedia Britannica. Inc. 1995. Prinnend in USA. V. 3.P.784.
- Krober A. Kluckhohn C. Culture: A critical review of concepts and defini-tious. Cambridge. Massachusets, 1952.
- Tenbruck F.N. Representative Kultur // Sozialstmktur und Kultur / Hrsg. von I. Hafenkamp. Frankfurt am Main.: Suhrkamp, 1990. S. 2.9.