Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование социальной инфраструктуры в системе управления университетской научно-образовательной корпорацией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XX веке был сформулирован новый термин «проектный менеджмент», разработкой основных положений которого занимались Берр X., Ньюэлл М., Грашина М. и др. Именно тогда в работах Верещагина И., Воропаева В. И. было отмечено, что существует возможность перенесения форм и методов инженерного, архитектурного строительства в социальное строительство, прежде всего, в проектирование новых форм… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования социальной инфраструктуры вуза
    • 1. 1. Вузовская инфраструктура: сущность, содержание, функции
    • 1. 2. Проблемы проектирования социальной инфраструктуры в социологическом дискурсе
  • ГЛАВА 2. Социальная инфраструктура университетской научно-образовательной корпорации: моделирование и прогноз
    • 2. 1. Практика деятельности подразделений социальной инфраструктуры (по материалам социологических исследований)
    • 2. 2. Прогнозный проект социальной инфраструктуры университетской научно-образовательной корпорацией

Проектирование социальной инфраструктуры в системе управления университетской научно-образовательной корпорацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перспективное развитие современного российского общества во многом зависит от направленности нормативно-законодательной базы социальных институтов, регулирующих определенный круг общественных отношений. В частности, институт образования регламентирует деятельность образовательных структур различного уровня. Трансформационные процессы, происшедшие во всех сферах общественной жизнедеятельности, в значительной степени изменили сущность, содержание и направленность вузовского образования. Во-первых, вуз постепенно превращается в научно-образовательную корпорациюво-вторых, вуз, обеспечивая непрерывное образование, включает наряду с высшим начальное и среднее профессиональное образование, послевузовское образование (аспирантура и второе высшее) — в-третьих, меняется миссия вуза: его предназначение заключается в подготовке профессионала XXI века, интегрирующего в своей деятельности высокие деловые качества, творческий интеллект и нравственную зрелость.

Новые принципы образовательной деятельности предполагают динамику взаимодействия всех вузовских структур. Так инфраструктура, представляющая собой совокупность зданий, сооружений, служб, необходимых для материального и организационного базиса вуза, не может обеспечить реализацию миссии, целей и задач, поставленных перед ним современным обществом. Поэтому представляется целесообразным формировать социальную инфраструктуру, в которую кроме материально вещественной среды входят и взаимодействия всех субъектов системы вузовского образования. Так же, как социальная инфраструктура общества, решая задачи его социального развития, обеспечивает оптимальные условия деятельности человека во всех сферах общественной жизни, так и социальная инфраструктура вуза предполагает удовлетворение потребностей всех работников и студентов на основе изучения, с одной стороны, их интересов, а с другой, — требований общества.

Тем не менее, не только практика функционирования различных предприятий, фирм, организаций, в том числе, вузов, но и теория рассматривает инфраструктуру как материально-вещественную основу деятельности, что исключает из направленности инфраструктуры человека, социальные группы, их потребности и интересы. Поэтому нерешенная в обществе проблема социальности инфраструктуры, то есть ориентации на человека, является весьма актуальной.

Проблемы инфраструктуры были всегда в центре внимания экономистов, и только в середине XX века к этой теме в определенной мере обратились социологи.

Проведенный анализ отечественной и зарубежной экономической литературы по проблемам инфраструктуры показал, что главные акценты их авторы ставили на исследовании ролевых функций ее структурных элементов.

А. Смит рассматривал инфраструктуру в виде материальных условий, создающих оптимальные возможности для организации производства. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн также относили к инфраструктуре, прежде всего, материальное обеспечение жизнедеятельности человека, хотя в работах Оуэна Р. подчеркивается необходимость создания не только материальных условий, но и обеспечения культурно-бытовых потребностей людей.

В теорию инфраструктуры в конце 60-х и начале 70-х годов XX в. внесли свой вклад работы Р. Иохимсона, Е. Симонииса, Ж. Штолера, В. Михаль-ского, Р. Л. Фрея, Д. Р. Рэя, Э. Тухвелдта и др. Авторами работ в области исследования теории «социального накладного капитала», согласно которой инфраструктура охватывает те основные мощности, без которых невозможно функционирование производства, и включает все общественные услуги, были Д. М. Кларк, А. Маршалл, А. О. Хиршман и др. Эти работы характеризовались значительным расширением границ понятия инфраструктуры, охватывающей не только отрасли транспорта, связи и материально-технического снабжения, но и непроизводственную сферу, а также институциональную инфраструктуру с ее нотариатом, органами юстиции, охраны порядка, муниципалитетами и т. д.

Проблемы инфраструктуры были в центре внимания экономистов Л. И. Абалкина, А. Е. Пробста, С. А. Хейнмана, которые идентифицировали инфраструктуру с условиями, обеспечивающими развитие материального производства.

Г. А. Гольц, раскрывая понятие «материальные условия», вводит в их систему комплекс сооружений, устройств, обеспечивающих воспроизводственные процессы не только в хозяйственной, но и в социальной, культурной, экологической, демографической, управленческой, политической сферах деятельности общества. Но такое расширение пространства инфраструктуры не меняет ее суть, как основного материального фундамента, обеспечивающего различные подсистемы общества.

Этих же взглядов придерживается Орловская С. К., подчеркивая, что элементами инфраструктуры является совокупность условий, ресурсов и сооружений, зданий, служб. Она трактует социальную инфраструктуру также, как Гольц Г. А., рассматривая ее как материально-техническую основу культуры, здравоохранения, образования и т. д.

Несколько по-иному трактуют инфраструктуру Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б., которые под инфраструктурой рассматривают совокупность отраслей, предприятий, организаций, а также связь, транспорт, спортсооружения, и предприятия по обслуживанию населения. Они даже к инфраструктуре относят науку, образование и здравоохранение.

Кочетов А. Н и Харитонов Д. А., обобщая многие характеристики инфраструктуры, считают ее материальным условием функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения. А под социальной инфраструктурой они, так же, как и выше обозначенные авторы подразумевают сферу обслуживания населения или сферу услуг.

О.В. Иншаков и Е. Г. Русакова дают подобную структуризацию инфраструктуры подчеркивая, как и большинство экономистов, что природа появления инфраструктуры заложена, прежде всего, в специфике взаимодействия материально-вещественных факторов производства, и целесообразно выделять в составе инфраструктуры рыночного хозяйства на основе системного подхода: во-первых, организационные структуры со взаимосвязями хозяйственных единицво-вторых, институциональные, т. е. раскрывающие взаимосвязи между различными актами взаимодействия единиц с внешней средойв-третьих, информационные структуры, отражающие взаимодействие организационной и функциональной структур, а также их взаимные эволюционные изменения.

Ф. Кумбс в 1970 году фактически одним из первых поставил вопрос об инфраструктуре образования.

Разработкой проблем инфраструктуры занимались урбанисты и архитекторы. В трудах таких исследователей, как А. С. Ахиезер, Ю. JI. Пивоваров, О. Н. Яницкий и др., освещена роль условий жизни в системах расселения, показано их влияние на повседневную деятельность людей.

Несколько по-другому представляют инфраструктуру социологи, такие как В. Г. Афанасьев, H.A. Аитов, Д. А. Керимов, Н. И. Лапин, О. И. Шкаратан, Ж. Т. Тощенко и др., которые основной упор в исследованиях делают на связи и взаимоотношения между вещественными элементами инфраструктуры различных объектов.

Так, Ж. Т. Тощенко в своих работах, подчеркивая важность социологического подхода к пониманию проблем социальной инфраструктуры, отметил, что социальная инфраструктура является не только устойчивой совокупностью вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект, но и возникающие при этом связи в культурной, общественно-политической, семейно-бытовой и других жизненных сферах. Такой подход к пониманию социальной инфраструктуры является наиболее корректным и эвристичным, что стало основой предпринятого диссертантом исследования.

Зверев М.К. подчеркивает, что инфраструктура — это совокупность связей и отношений, обеспечивающих нормальное существование всего сущего, то есть человека, человеческого общества и его материальной базы.

Хотя теоретики рассматривали в определенной степени проблемы социальной инфраструктуры, формирование ее зависит, прежде всего, от заинтересованности управленческих структур различного уровня во включенности ее в практику деятельности конкретных предприятий, что означает разработку прогнозных проектов на основе проектирования социальной инфраструктуры в системе управления этими предприятиями. Исследование процессов проектирования проводили экономисты, менеджеры и социологи, но в понимании сущности проекта они расходились.

Всестороннему анализу понятия «проект», выявлению его сущности, содержания и формулировке основных принципов его разработки посвящены работы Маркова А. П., Биржешока Г. М., В. Д. Шапиро, Пархоменко Е., Герасимов Б., Пархоменко JL, Ж.-Ф. Фельдмана, А. Поулименакоу, Брайана Твис-са и др., основные положения которых подтверждают и предполагают широкое использование этой терминологии в технике, в экономике и в социальных науках. Поэтому учеными была сделана классификация процессов формирования проектов или проектирования. Так Степин B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. всесторонне рассмотрели и проанализировали техническое проектирование, выделив как самостоятельную ветвь социотехническое проектирование. М. Азимов и У. Гослинг выделили основные характеристики системотехнической деятельности, определяя ее как проектирование сложной системы в виде прообраза какого-либо объекта реального мира.

В XX веке был сформулирован новый термин «проектный менеджмент», разработкой основных положений которого занимались Берр X., Ньюэлл М., Грашина М. и др. Именно тогда в работах Верещагина И., Воропаева В. И. было отмечено, что существует возможность перенесения форм и методов инженерного, архитектурного строительства в социальное строительство, прежде всего, в проектирование новых форм общественной жизни. Исследования О. И. Генисаретского, А. Г. Раппапорта, К. М. Кантора, Г. П. Щедровицкого, В. Л. Глазычева, В. М. Розина, Б. В. Сазонова и других в 60е годах XX столетия положили начало оживленным дискуссиям по проблемам проектирования как самостоятельной деятельности, отличной от сугубо специфичного архитектурного или градостроительного проектирования, которую назвали социальным проектированием. Виноградов В. Н., Эрлих О. В. определили, что социальное проектирование является фактически процессом формирования гражданского сообщества. Геписаретский О. И., Глазычев B. JL, Солодкий В. В., Балабанов П. И., Марков А. П., Степин B.C., Тощенко Ж. Т., Костко H.A., Барбаков О. М., Артюхов A.B., Киричук С. М. и др., вводят его в качестве основного метода в управленческие процедуры.

JI.H. Коган, С. Г. Панова связывают социальное проектирование с нормативным прогнозированием, планированием и программированием, Бестужев-Лада И.В. увязывает социальные проекты с нововведениями, рассматривая первые как логическую предпосылку вторых.

Иванов В.Н. и Патрушев В. И. доказали, что по мере расширения масштабов социально-инженерной деятельности социальное проектирование вычленяется в самостоятельный специализированный вид научно-практической деятельности, создающий предпосылки для социальной инженерии, но при этом отметили, что теории социального проектирования развиваются пока слабо. Главная причина этого — низкая востребованность этого вида знаний со стороны главного субъекта управления — государства, гражданских институтов общества.

В.И. Курбатов проектирование определял как конструирование вариантов оптимального состояния объекта, как моделирование предполагаемых действий по достижению оптимального состояния объектов. Развивая эти положения, H.A. Костко провела подробный анализ сущности прогнозного проектирования, и представила несколько этапов социального проектирования, такие как поисково-прогнозная деятельность, которая означает вероятностные представления о состоянии и наметившихся тенденциях развития объекта, о перспективах его будущего состояния, и нормативно-прогнозная деятельность, под которой понимается формирование перспективных социальных целей общественного развития в иерархии и соподчиненности.

Разработка этапов проектирования, предлагаемая H.A. Костко, нашли свое развитие в книге К. Г. Барбаковой, О. М. Барбакова, A.C. Гаврина, H.A. Костко, где разработана схема системы управления социальным объектомгородом, на основе которой проводится социальное проектирование объекта.

A.B. Артюхов после проведения анализа сущности и содержания категорий «социальное проектирование» делает вывод о том, что социальное проектирование является нормативной основой целостного процесса социального управления.

Но, теоретические находки пока еще не нашли практического применения в различных сферах, и особенно, в системе образования, так как проблемы развития университетской социальной инфраструктуры не стали пока объектом пристального внимания ученых и практиков. Представляется, что потребность современного общества в разработке данной проблемы достаточно велика, поэтому предлагаемая диссертантом тема весьма актуальна.

Выбор темы обусловлен ее актуальностью и недостаточной разработанностью в научной литературе.

Объектом исследования является вуз как научно-образовательная корпорация.

Предмет исследования — социальная инфраструктура в системе управления университетской научно-образовательной корпорацией.

Цель диссертационного исследования — разработка прогнозного проекта социальной инфраструктуры университетской научно-образовательной корпорации.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

• проведение теоретического и операционального уточнения категориального аппарата исследования;

• классификация теоретических концепций инфраструктуры.

• анализ сущности, содержания и функций социальной вузовской инфраструктуры;

• разработка методики проектирования социальной вузовской инфраструктуры;

• социологическое исследование практики деятельности подразделений социальной инфраструктуры;

• выявление содержания и направленности взаимодействий различных элементов социальной вузовской инфраструктурыМетодологической и теоретической основами исследования стали фундаментальные концепции классиков социологии, экономики и современных отечественных и зарубежных ученых, материалы международных, российских и региональных научных и научно-практических конференций, предметом которых были проблемы роли и статуса инфраструктуры, в том числе и социальной, а также различные аспекты проектирования социальных процессов.

Для решения поставленных задач использовались принципы и методы системного подхода, прогнозного моделирования и проектирования.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили данные Государственного Комитета Российской Федерации по статистике, региональных органов управления и статистики, результаты вторичного анализа социологических исследований и авторских эмпирических исследований по рассматриваемой в диссертации проблематике, что обеспечило валидность исходных данных научно-методологического инструментария, научную обоснованность основных выводов и положений диссертационной работы.

На основе проведенного анализа автор сформулировал основные положения диссертационной работы, которые в целом определяют ее научную новизну:

1. Представлена классификация теоретических концепций инфраструктуры.

2. Предложено авторское определение социальной вузовской инфраструктуры.

— ю.

3. Разработана методика проектирования социальной вузовской инфраструктуры.

4. Выявлены сущность и целевая направленность взаимодействия различных элементов социальной вузовской инфраструктуры.

5. Обоснована роль социальной инфраструктуры в выполнении миссии, реализации целей и решении задач университетской научно-образовательной корпорации.

6. Разработай прогнозный проект социальной вузовской инфраструктуры.

Теоретическая значимость результатов работы обусловлена их новизной и определяется, во-первых, авторскими инновационными теоретическими положениями, раскрывающими сущность, содержание и направленность вузовской социальной инфраструктуры, во-вторых, разработанной автором методикой проектирования социальной вузовской инфраструктуры, включающие теоретические выводы о содержании и направленности взаимодействия различных элементов социальной вузовской инфраструктуры.

Практическое значение выводов и предложений заключается, во-первых, в возможности использования прогнозного проекта вузовской инфраструктуры в практике функционирования университетской научно-образовательной корпорацииво-вторых, в целесообразности включения материалов диссертации в курсы лекций по экономике, социологии, менеджменту и маркетингу для студентов, аспирантов и слушателей институтов повышения квалификациив-третьих, в применении построенной модели вузовской социальной инфраструктуры и механизма ее реализации для оптимизации деятельности университетской научно-образовательной корпорации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование, включающее анализ литературных источников, статистических материалов, результаты авторских социологических исследований, позволили диссертанту сделать ряд теоретических выводов.

1. Существует поливариантное толкование содержания, сущности и направленности инфраструктуры. Наиболее распространенным является экономический подход, рассматривающий инфраструктуру как взаимодействие материально-вещественных факторов производства, и на этой основе определяющий содержание понятия «инфраструктура» как совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования любого типа экономики, организационно-экономических и социальных условий, которые создаются комплексом отраслей и сфер хозяйства, обслуживающих производство, системой учреждений и организаций, обеспечивающих эффективное функционирование производственных предприятий. С XX века многие экономисты стали включать в инфраструктуру институциональную инфраструктуру как гаранта бесперебойного функционирования общественного организма, направленного на реализацию социально значимых целей общества и личности.

Следовательно экономические подходы или расширяют, или сужают границы инфраструктуры, тем самым ограничивая реальную возможность ее познания.

Социологи, рассматривая социальную направленность инфраструктуры, особое внимание уделяют содержанию этого понятия, характеризуя связи (прямые и обратные) материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, класса, общества). Таким образом, социальная инфраструктура рассматривается как устойчивая совокупность не только вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех основных видов деятельности, но и возникающие при этом связи в трудовой, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой и других жизненных сферах. В диссертационном исследовании при выявлении роли системы образования в развитии российского общества обосновано положение о том, что одним из важнейших видов социальной инфраструктуры является университетская инфраструктура, организующая среду формирования профессионала XXI века.

Диссертант предложил авторское понимание социальной инфраструктуры, представляющей собой пе только определенные объекты: лечебно-оздоровительные, общественного питания, санаторно-курортные, социально-бытовые и жилищные, лечебно-физкультурные, вспомогательные службы и объекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие комфортные условия жизнедеятельности вузовского сообщества, но и взаимодействия, связи и взаимоотношения, реализующие социальную направленность всей деятельности университета.

2. Не смотря на то, что феномен социальной инфраструктуры стал предметом исследования многих зарубежных и российских ученых, до сих пор, как доказал диссертант в процессе исследования, существует множество определений, не раскрывающих существенные признаки социальной инфраструктуры. И возможно следствием этого является фактическое отсутствие ее в различных общественных сферах, в том числе, и в системе образования. По этой причине в диссертации разрабатывается прогнозный проект вузовской социальной инфраструктуры на основе авторской методики. По его мнению, такой проект является результатом процесса проектирования как одной из форм опережающего отражения действительности, процесс создания прообраза предполагаемого объекта или явления посредством специфических методов. К социальному проектированию следует отнести научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта, которое является важнейшим элементом социального управления.

Социальное проектирование, как показало проведенное диссертационное исследование, всегда имеет прогностический характер, а проект какого-то социального объекта, явления или процесса в этом случае будет прогнозным, предлагающим наиболее оптимальную альтернативу их развития. Диссертант доказал, что общие положения, характеризующие принципиальные характеристики социального проектирования, применимы к различным объектам жизнедеятельности личности и общества, в том числе, и к социальной инфраструктуре, в частности вузовской. Естественно, что специфика каждого объекта конкретизирует принципы функционирования различных элементов социальной инфраструктуры.

3. Теоретические выводы, сделанные на основе анализа различных теоретико-методологических подходов к проблеме роли социальной инфраструктуры в системе вузовского управления обусловили необходимость инновационных решений в практике ее проектирования с целью оптимизации управленческой деятельности научно-образовательной университетской корпорации, что и было проведено в диссертационном исследовании.

4. С целью разработки прогнозного проекта социальной инфраструктуры университетской научно-производственно-образовательной корпорации был проведен опрос экспертов (2003 и 2006 годы), в состав которых вошли первые руководители, начальники отделов, руководители служб и научных, коммерческих и др. подразделений управленческой, технической, экономической, социально-гуманитарной, образовательной сфер деятельности. Анализ мнений высококомпетентных экспертов и авторская классификация различных концептуальных принципов рассмотрения инфраструктуры позволили диссертанту построить прогнозную модель на основе взаимопроникновения двух подходов: логико-структурного и процессного. Как показал анализ теоретических концепций данной проблемы, до сих пор моделировали инфраструктуру, как правило, только на основе конкретных видов деятельности того или иного структурного подразделения. При этом трансформация подразделений или в целом инфраструктуры обуславливали исключение определенной функции из деятельности. При сокращении одного подразделения на смену ему может прийти несколько новых, выполняющих одну и ту же функцию, что ведет к перегруженности структуры, дублированию видов деятельности и увеличению бюрократического аппарата. В связи с этим в прогнозный проект диссертант вводит процессы, необходимые для выполнения миссии, целей и задач университетской научно-производственно-образователыюй корпорации, не связывая их с определенными элементами инфраструктуры. И тогда при исключении того или иного подразделения процессы реализуются в деятельности других.

В ходе диссертационного исследования было выявлено, что при переходе от традиционного вуза — университета к университетской научно-образователыюй корпорации, происходит не только изменение миссии, целей и задач ее развития и функционирования, но появляется настоятельная необходимость в пересмотре направленности и содержания обеспечения субъектов ее деятельности, какой в полной мере является социальная инфраструктура.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П., Слепенков И. М. Основы теории социального управления. — М.: Высшая школа, 1990. — 301с.
  2. Л.Я. Организационная культура управления современных предпринимательских структур. М., 2001. — 24 с.
  3. О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Aima mater. 1994. № 1. с. 18−22.
  4. Американская социологическая мысль. Тексты. /Под ред. В.И. Добрень-кова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496с.
  5. Г. А. Социальное проектирование. Минск: Наука и техника, 1978.-204с.
  6. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368с.
  7. В. Г. Человек в управлении обществом. М.: Наука, 1977. -235с.
  8. В.Н., Колмановский В. Б., Носов В. Р. Математическая теория конструирования систем управления. М.: Высшая школа, 1989.- 447с.
  9. Н.П. Теория социального управления. Киев: Наукова думка, 2000.- 178с.
  10. В.Г., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А. Механизмы управления организационными проектами. М.: ИПУ РАН, 2003. 84 с.
  11. К.Г., Барбаков О. М. Социум и личность: методология взаимодействия //Налоги, инвестиции, капитал. 2000. — № 5−6. — с. 2−12.
  12. К.Г., Барбаков О. М., Гаврин A.C., Костко H.A. Искусство управления городом: социальные эксперименты на виртуальном пространстве. Курган: Зауралье, 2005. — 272с.
  13. К.Г., Мансуров В. А. Интеллигенция и власть. М.: АН СССР, 1991.- 190с.
  14. С.А. Социология организаций /Уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2004.-288с.
  15. JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2002. — 260с.
  16. X. Проектный менеджмент в рыночной экономике. //Бизнес и финансы, 2001, № 1.-с. 26−38.
  17. Бестужев-Лада И. В. Возможен ли социальный дизайн? /Журнал «Социологические исследования», 1991, № 5. с.84−91.
  18. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества (опыт систематизации). М.: Наука, 1987.-213с.
  19. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. — 240с.
  20. Бизнес-инжиниринг каждый день. /Сайт «Сертификация ИСО 90 012 001», http://www.iso-9001.ru/.
  21. И. Б., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1978.- 121с.
  22. P.P., Моутон Д. С. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990.-248с.
  23. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Большая Российская Энциклопедия», СПб.: «Норинт», 2002. — 1456с.
  24. В. Проектирование структуры инновационной научнотехнической фирмы. /Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 1997, № 1.
  25. Брайан Твисс Управление научно-техническими нововведениями М., Экономика, 1989.-271с.
  26. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. — 270 с.
  27. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. Научно-практическое издание. М.: Синтег, 1997. — 188с.
  28. В. Социодинамика. Системный подход к математическому моделированию в социальных науках. Изд. 2-е. Пер. с англ. /Под ред. Ю. С. Попкова, А. Е. Семечкина. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 480с.
  29. И. Об архитектурной достоевщине и прочем // Журнал «Современная архитектура», 1928. -с.14−21.
  30. В.Н., Эрлих О. В. Социальное проектирование становления и развития гражданского общества: создание стратегического плана развития района, города, региона. Научно-методическое пособие. Спб: Jle-онтьевский центр, 2000. — 120с.
  31. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа.-СПб., 1997.-510 с.
  32. В.И. Управление проектами в России. Основные понятия, история, достижения, перспективы. М.: Алане, 1995. — 225с.
  33. Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2004. — 224 с.
  34. О.И. Деятельность проектирования и проектная культура (Предисловие к неизданной книге о проектной культуре 1994 г.). М.: Прогресс, 1995.-238с.
  35. О.И. О месте проектирования в системе стратегической работы. /Курс лекций для слушателей методологической школы. М.: Аспект, 2001.- 160с.
  36. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704с.
  37. B.JI. Лекция об эволюции проектирования. /Курс лекций для слушателей методологической школы 2001. — М.: Аспект, 2001. — 160с.
  38. В.Л. Язык и метод социального проектирования /Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М.: Синтег, 1986. -с. 117−128.
  39. В. В., Глущепко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НИЦ «Крылья», 2000.-416 с.
  40. Голенкова 3. Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. № 10. с. 77−84.
  41. Голенкова 3. Т., Игитханян Е. Д. Профессионалы портрет на фоне реформ // Журнал «Социологические исследования», Февраль 2005, № 2. с. 28−36.
  42. Г. А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России. /Журнал «Экономическая наука современной России, 2000, № 2.-с.5−21.
  43. У. Проектирование технических систем. М.: Дело, 1991. -176с.
  44. А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии. /Журнал «Университетское управление: практика и анализ», 2004, № 1. с.7−33.
  45. В.И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. — 768с.
  46. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. М.: Технол. школа бизнеса, 1994. — 192с.
  47. Е.Л., Лобман A.M. Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур // Менеджмент в России и за рубежом. 2001, № 4. — с. 37−52.
  48. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Наука, 1995.-202с.
  49. ЕгоршинА. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1999. -624с.
  50. В.Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология. Очерки методологии. С Петербург: изд. СПбГУ, 1999. — 296с.
  51. В.А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия. /Журнал «Университетское управление», 2000, № 2(13). с. 25−31.
  52. М.К. Пространственная организация демократического общества. Учебное пособие. Калининград: Калининградский ун-т, 1995. — 69с.
  53. Г. П. Социология управления. Серия «Высшее образование». -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384с.
  54. В. В. Введение в системный анализ: моделирование, управление, информация. Учебное пособие для вузов. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998.-244 с.
  55. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. М.: Теса, Ростов на Дону: МарТ, 2000 .-416 с.
  56. В.Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. — 327с. — (Энциклопедия управленческих знаний).
  57. И.Н. Менеджмент корпорации. Учебник М.: ИНФРА-М, 2004. -368 с.
  58. В., Попова Т. Когда все решает подход. /Журнал «Автоматизация бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятий», май 2000, № 5.
  59. A.B., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 157 с.
  60. В.М., Плотников А. И. Региональная инфраструктура научно-технической деятельности. /Журнал «Регионология», 1998, № 3−4.
  61. Инновации в системе образования. /Под ред. Новикова В. Г., Барбаковой К. Г. и др. Тюмень: ТГИМЭУиП, 2002. — 312с.
  62. Интервью с Президентом Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (НовГУ) профессором Анатолием Гавриковым. /Газета «Новгородские ведомости», 15 ноября 2003 года, № 68(2338).
  63. О.В., Русакова Е. Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования. /Вестник СПбГУ, сер.5, 2005, вып. 2.
  64. А., Цымбал С., Эпдели Л. Трансформация социальных проблем управления проектами в нестабильной бизнес среде. /Журнал «Управление компанией», № 11, 2002.-е. 24−37.
  65. М.С., Громов А. И., Гуслистая A.B. Процессно-ориентированное внедрение ERP-систем // Журнал «Методы менеджмента качества». 2002. № 3. с.33−45.
  66. Э.В. Моделирование в общественных науках. Философско-методологические проблемы. Монография. М.: Высшая школа, 1986. -103с.
  67. Кноринг В И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 528с.
  68. Л.Н., Панова С. Г. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы // Методологические аспекты социального прогнозирования. Красноярск, 1981. — 211 с.
  69. Концепция развития Государственного университета — Высшей школы экономики на период до 2010 года. /Я. И. Кузьминов и др.// Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 5−6(33). с. 62−91.
  70. Концепция развития научно-инновационной деятельности ГУ ВПО «Белорусско-российского университета». /http://bru.mogilev.by/science/ innovations/konc.htm.
  71. P.A. Теория организации. Учебное пособие. Пермь: изд. Пермского университета, 1998.- 184с.
  72. Э.М. Исследования систем управления. М.: Дека, 2000. -288с.
  73. H.A. Социальное проектирование как элемент управления развитием региона. Монография. Тюмень: изд. ТГИМЭУиП, 2004. — 120с.
  74. H.A. Социальное управление развитием региона. Тюмень: ТГИМЭУиП, 2003.-284с.
  75. И.В. Теоретические основы социального проектирования. /Научный ред. Е. М. Бабосов. Минск: Наука и техника, 1989. — 186с.
  76. А.Н., Харитонов Д. А. Современный взгляд на роль инфраструктуры в социальном развитии общества. /Электронный научный журнал «Поволжский гуманитарный журнал», 2001, № 1, http://journal.seun.ru.
  77. А.И. Социология менеджмента: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999.-366 с.
  78. Я. В. Концепция социальных сетей в организационном проектировании как основа повышения эффективности управления организацией. //Пятые апрельские экономические чтения. Омск: Изд. ОмГПУ, 2000.
  79. Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М.: Изд-во ACT, 1992.-246с.
  80. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М.: Наука, 1996.- 191с.
  81. В.И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций. Ростов на Дону: Феникс, 2001. — 416с.
  82. А.Г., Серенков П. С. Реализация процессного подхода в рамках систем менеджемента качества на основе методологии функциональногомоделирования IDEFO. /www.standart.ru/Публикации о стандартах.
  83. П. Н. Социальное управление. Л.: ЛГУ, 1982. — 182с.
  84. В.А. Проектирование, управление и обучение с использованием банков знаний: Учеб. пособие. Киев: УМК ВО, 1989. — 124 с.
  85. И. И. Социальное конструирование. М.: Наука, 1970. — 187 с.
  86. В.Н., Мусиенко Т. В. Теоретическое моделирование в компаративных исследованиях. /Журнал CREDO NEW, № 4, 2004, http://credo-new.narod.ru/credonew/0404/ll.htm.
  87. И.М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986.-304с.
  88. И., Шапиро В. Управление проектами. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001. — 574с.
  89. М. Теория социального управления. М.: Прогресс, 1978. — 147с.
  90. А.П., Биржешок Г. М. Основы социокультурного проектирования. С Петербург: СПбГУП, 1997. 364с.
  91. Ю.Б. Математическое моделирование: структура, алгебра моделей, обучение построению математических моделей: Монография. -Екатеринбург: Уральское издательство, 2004. 384с.
  92. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. М.: Дело, 1993. — 702с.
  93. Е.В. Философия техники. М.: Наука, 2004. — 195с.
  94. .З. и др. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.-224с.
  95. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. / Смирнова Б. Э., Крокинская О. К., Скабовская Л. А. и др.1. Л.: ЛГУ, 1984. 147с.
  96. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). /Глинский Б.А. и др. М.: изд. Московского университета, 1965. -248с.
  97. Н.Ш. Методика проектирования системы менеджмента качества образования в вузе на основе логико-структурного подхода. /Журнал «Университетское управление: практика и анализ», 2003. -№ 2(25). с. 70−78.
  98. ЮЗ.Ньюэлл М., Грашина М. Современные методы управления для России. /Организация и управление профессиональными знаниями. М.: Уни-верс, 2001.- 158с.
  99. И. Б. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1965. — 335с.
  100. A.M. Проектирование педагогических систем // Среднее профессиональное образование. 1999. № 4. С. 23−26.
  101. Юб.Оптиер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем.-М.: Советское радио, 1969. -216с.
  102. Ope О. Теория графов. М.: Наука, 1968. — 352с.
  103. Ю8.Парсонс Т. О социальных системах. /Под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М.: Академический проспект, 2002. — 832с.
  104. Е.Л., Герасимов Б. И., Пархоменко Л. В. Качество инновационного продукта. /Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 116с.
  105. Ф. И., Тарасепко Ф. П. Введение в системный анализ / Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
  106. ГПлотииский Ю. М. Модели социальных процессов. Учебное пособие длявысших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. M.:JIoroc, 2001. -296с.
  107. Популярная экономическая энциклопедия. /Гл. ред. А.Д. Никипелов- Ред. кол.:В. С. Автономов, О. Т. Богомолов, С. П. Глинкина и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. — 367с.
  108. ПЗ.Похолков 10. Опора на семь принципов. Критерии университета инновационного типа с точки зрения профессионалов высшей школы. /Газета «Поиск», 17.01.2006.
  109. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980. — 257 с.
  110. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации 9 декабря 2004 г. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 (протокол № 47, раздел I). /http://www.websib.ru/develop/page.php?article=14.
  111. Прогнозное проектирование и социальная диагностика: Сб. ст. в 3-х кн. /АН СССР, Ин-т социол., (Совет. Социолог. Ассоциац.) / Отв. ред. Т. М. Дридзе. -М.:ИС, 1991.
  112. Прогнозное социальное проектирование: методологические и методические проблемы. /Отв. ред. Т. М. Дридзе. М.:Наука, 1989. — 256с.
  113. Прогнозное социальное проектирование: Методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1989. — 119с.
  114. Прогностика. Общие понятия. Объект прогнозирования. Аппарат прогнозирования. Терминология, вып. 92. /Отв.ред. В. И. Сифоров. М.: Наука, 1978.-32с.
  115. Программа кандидата на должность ректора НГТУ Губарева В. В. / http://www.assoc.nstu.ru/news/230/.
  116. Рабочая книга по прогнозированию. /Под ред. И.В. Бестужева-Лады, С. А. Саркисяна, Э. С. Минаева, E.H. Мельниковой. М.: Мысль, 1982. -430с.
  117. К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж: Сигма, 1995. — 260с.
  118. Ш. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. -480с.
  119. В.Я. Моделирование социальных процессов. Учебник. М.: Экзамен, 2005. — 189с.
  120. Ресурсное обеспечение деятельности Гродненского государственного университета. Текущие и планируемые инвестиционные инфраструктурные проекты. Гродно, 2005. /http://grsu.grodno.by/cgi-bin/newlook.cgi?path=documents/l/rectorat/doczasedan/resobespech.
  121. В.М. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий /Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М.: Экономика, 1987. — 245с.
  122. Россия: трансформирующееся общество. /Под ред. В. А. Ядова. -М.: изд. «Канон-пресс-Ц», 2001. 640с.
  123. С. Системы управления бизнес-процессами и корпоративная культура. // PC Week. 2001. — № 46.
  124. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 280с.
  125. А.Н. Управление персоналом. Учебник по кадровому менеджменту. Изд. 2-е, перераб. и доп. Тюмень: Вектор Бук, 1995. — 234с.
  126. А.Н., Хайруллина Н. Г. Управление персоналом. Учебник по кадровому менеджменту. Изд. 4-е, исправ. и доп. Тюмень: Вектор Бук, 2002.-336с.
  127. В. Даля (электронный вариант). /http://mirslov.ru/1 /
  128. Ш. Симанков В. С., Луценко Е. В., Лаптев В. Н. Системный анализ в адаптивном управлении: Монография (научное издание). /Под науч. ред. В. С. Симанкова Краснодар: Изд. Ин-та совр. технол. и экон., 2001. -258с.
  129. П. Социология. М.: Феникс, 1994. 688с.
  130. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2002. -478с.
  131. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. 4-е изд., стер. — M.: Рус. яз., 2001. — 742с.
  132. Ю.И. Пути повышения эффективности капитальных вложений в создание и развитие промышленных узлов. Инвестиционные проблемы народно-хозяйственных комплексов. — /http://journal.seun.ru/j20002r/ Socio/kochet.htm
  133. П.А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. -M.: Наука, 1994.-560с.
  134. Социальная инженерия: курс лекций. /Под ред. Резника Ю. М., Щербины В. В. -М.: Владос, 1994.-216с.
  135. Социальное проектирование. /Ж.Т. Тощенко и др. М.: Мысль, 1982. 254с.
  136. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Изд. НОРМА, 2000. — 488с.
  137. Социология в России. Второе издание, переработанное и дополненное/ отв. ред. Ядов В. А. М.: ИС РАН, 1998. 696 с.
  138. Социология: Энциклопедия. /Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. -Мн.: Книжный Дом, 2003. -1312с.
  139. Э.Е. Как управлять персоналом. Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Бухгалтерский бюллетень, 1997. 336с.
  140. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. -М.: Логос, 2000.-286с.
  141. C.B. Системный подход к управлению коммерческим предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6.
  142. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник /Под. ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова /Член ред. коллегии проф. Б. И. Кудрин. М.: НПО «Информ-система», 1995.- 408с.
  143. Толковый словарь Мерриама-Вебстера (Merriam-Webster Dictionary 1.0, http://wwvv.pdaload.ru.
  144. JI.JI. Развитие управления корпоративными образованиями в нефтяном предпринимательстве. Тюмень: изд. ТюмГНГУ, 2001. — 447с.
  145. .Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. — 511с.
  146. .Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. И перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 511с.
  147. Тюменская область: общество и наука (социально-экономическое и этнокультурное развитие). /Под ред. В. К. Левашова, Н. Г. Хайруллиной. -Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2005. 778с.
  148. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.- 331с.
  149. Ю.Н., Масленченков Ю. С. Менеджмент и проектирование фирмы: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 415с.
  150. М. В. Социология управления. М.: ИНФРА — М., 1998. -144с.
  151. А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль. 1978.-272с.
  152. В.Ф. Теория управления: Учебник для вузов. /В.Ф. Уколов, A.M. Масс, И. К. Быстряков. 2-е изд. доп. М.: Экономика, 2004. — 656с.
  153. Университет как научно-образовательная корпорация: состояние и перспективы развития / Под ред. H.H. Карнаухова (отв. редактор), Барбако-вой К.Г., В. В. Мелихова, Л. Л. Топышевой. Тюмень: Изд-во «Нефтегазовый университет», 2005. — 406с.
  154. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Фард Г. Управление — это наука и искусство. М.?Экономика, 1992. — 129с.
  155. Ф. Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. — 199с.
  156. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.-432с.
  157. Формирование модели деятельности специалистов с высшим образованием: Сб. типовых методик. / Под ред. Е. Э. Смирновой. Томск: Издательство Том. гос. университета. 1984. 198с.
  158. С. С. Социология: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарики, 1999. -344с.
  159. С.М. Электронный учебник по дисциплине «Математические модели системного анализа», /http://ennak.cs.nstu.ru/mmsa/ main/proba.htm.
  160. Целенаправленная разработка и менеджмент проектов: пособие ТЕМПУС. Изд-во Европейского фонда профессионального образования, 2001. 77 с. (http://www.etf.eu.int/V
  161. В. Р. Устойчивое развитие. Методология ООН // Налоги. Инвестиции. Капитал. Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2000. — с. 123 130.
  162. Т.М. Миссия университета в решении региональных проблем. / Журнал «Университетское управление», 2004. № 2(30). с. 50−53.
  163. Шанс успеха. Университет как научно-образовательная корпорация. /Авт. Карнаухов H.H. и др. Курган: ОАО ПК «Зауралье», 2006. — 292с.
  164. , П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996−416с.
  165. Й. Теория экономического развития. М.: Мысль, 1982. -320с.
  166. Г. П. О проекте и проектировании. /Курс лекций для слушателей методологической школы-2001. -М.: Аспект, 2001. 168с.
  167. Г. П. Организационное проектирование в системе управлеической деятельности. /Сб. «Проблемы управления». М.: Концепт, 1998.-с.21−38.
  168. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.: изд. МГУ, 1993. — 120с.
  169. О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры. Социологический подход.-М.: Экономика, 1990.- 128с.
  170. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 7-е изд.- М.: Добросвет. 2003. -596с.
  171. Янг С. Системное управление организацией. М.: Советское радио, 1982.- 456с.
Заполнить форму текущей работой