Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исторические типы социальной стратификации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сословная стратификационная система основывается на неравенстве в правах и обязанностях разных социальных групп, а также в данных им привилегиях. Таким образом, важнейшей основой сословной системы является ее обусловленность правом, неформальными и (или) формальными нормами, опирающимися на авторитет традиции или государства. Так, в Европе в период раннего Средневековья общество делилось… Читать ещё >

Исторические типы социальной стратификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исторически сложилось несколько типов социальной стратификации, закрепляющих и воспроизводящих особые формы неравенства, характерные для различных обществ на разных этапах развития.

Исторически первой является физико-генетическая стратификационная система, основанная на дифференциации по «естественным», изначально присущим людям признакам — полу, физической силе, способностям и т. д. Здесь в основе неравенства людей лежат различия в их, но выражению П. А. Сорокина, «способности проигрывать» те или иные социальные роли: люди физически сильные, умные, обладающие хорошими внешними данными со многими ролями справляются лучше, чем те, кто такими данными изначально не обладает. Однако важнейшим фактором закрепления подобного неравенства нередко становятся физическое насилие и принуждение. Преобладала физико-генетическая система в первобытных и архаичных обществах, однако ее проявления можно наблюдать практически в любых социальных системах, включая современные.

Рабовладельческая стратификационная система также основывается на физическом принуждении, которое дополняется неравенством прав и собственности, которые сосредоточены у свободных граждан-рабовладельцев, в то время как рабы лишены прав и находятся в отношении личной зависимости, сами являются собственностью («рабы суть вещи», в терминах древнеримского права). В различных исторических обществах статус, права рабов и рабовладельцев варьируются от полнейшего бесправия первых и власти над ними вторых в Древней Греции и Риме, в условиях плантационного рабства в южных штатах Америки до войны Севера и Юга 1861 — 1865 гг., до возможности у рабов иметь свою собственность и семью в некоторых обществах Древнего и Средневекового Востока. Источником пополнения класса рабов были как насильственные действия — захват пленных во время войн и набегов, — так и экономические обстоятельства (долговое рабство). Статус раба, как правило, передавался по наследству — рожденные в рабстве оставались рабами, но так было не всегда и не везде. Военнопленные и проданные в рабство за долги могли быть выкуплены на волю, истории даже известны случаи, когда бывшие рабы поднимались на высокие ступени социальной иерархии.

Рабы выполняли различные функции в хозяйственной жизни традиционных обществ. Наряду с плантационными рабами, в Древней Греции и Риме много рабов оставалось в домашнем хозяйстве в качестве прислуги, занимались ремеслами, искусствами, воспитанием детей. В интересах своего хозяина рабы могли заниматься торговлей и ростовщичеством. Как правило, рабами были артисты и гладиаторы. Рабы могли принадлежать не только частным лицам, но и государству, и, помимо перечисленных хозяйственных функций, близкие к рабам социальные группы были профессиональными военными (мамелюки, янычары).

Обычно рабовладельческая социальная система ассоциируется с древними или средневековыми обществами, но реально в разных формах она существовала гораздо дольше, и даже существует по сей день. Крепостное право, отмененное в России в 1861 г., прикрепляло крестьян к земле, принадлежащей помещику, и накладывало на них обязательства трудом (барщина) и материальными средствами (оброк) платить за право пользования землей. При этом им предоставлялась возможность иметь семью, собственность, самостоятельно вести хозяйство. Однако ряд юридических мер, предпринятых правящим классом в XVIII в., привел к такому расширению прав помещиков, что они получили возможность продавать крестьян без земли, разъединять семьи, фактически приравняв их статус к статусу рабов. Отдельные элементы рабовладельческой системы исследователи видят в использовании принудительного труда военнопленных, заключенных, например, в практиках ГУЛАГа. В положении, очень похожем на положение рабов, в разных странах и по сей день оказываются жертвы похищений, обмана, силой принуждаемые работать на производстве или оказывать сексуальные услуги. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и правоохранительные органы борются с рабством в разных регионах мира.

Кастовая стратификационная система основывается на этнических и профессиональных различиях, которые закрепляются и легитимируются религиозными нормами. Кастовые системы существовали в разных обществах Древнего мира и Средневековья, однако наиболее известной является индийская кастовая система. Рассмотрим ее подробнее. Она включает четыре варны — большие иерархические соотнесенные социально-профессиональные группы, происхождение которых объясняется сакральными причинами: высшая Варна брахманов — жрецов появилась из уст первого человека Пуруши, кшатрии — воины и правители — из его рук, вайшьи — торговцы и земледельцы — из бедер, шудры — ремесленники и слуги — из ног. Варны делятся на касты и подкасты, которых в общей сложности насчитывается более 3000 (по данным 1931 г.), и каждая из которых соответствует определенной профессии и роду занятий. За пределами варновой системы находятся неприкасаемые, считающиеся «нечистыми», выполняющие самые непрестижные, презираемые работы (например, выделка кож, которая считается крайне нечистым занятием). В кастовом обществе каждая профессия, являющаяся одной из главных характеристик касты, наделяется сакральным смыслом и определяет уровень религиозных ожиданий индивида. Профессии, связанные с предпринимательской деятельностью (торговля) и производительным трудом (ремесло, земледелие) занимают в этой иерархии невысокие позиции. Принадлежность к той или иной касте определяется рождением и передается по наследству, при этом объясняется совокупностью религиозных заслуг в прошлых жизнях (кармой). Чем выше статус, тем больше таких заслуг было накоплено. Профессиональная деятельность, образ жизни и отправление религиозных ритуалов для каждой касты строго регламентированы специальными сводами законов — дхармашастрами, соблюдение которых должно обеспечить осуществление религиозных ожиданий индуистов — достижение более высокого положения в следующем рождении, или вообще окончание цикла перерождений и слияние с Брахманом.

Таким образом, глубочайшее социальное неравенство в кастовой системе имеет высшие духовные и ритуальные санкции, и потому его легитимность не вызывает сомнений. Кастовому статусу соответствует не только профессия, но и конкретные формы хозяйственной деятельности, потребления, отправления религиозных обрядов — весь образ жизни. Поэтому кастовая система в Индии оказалась настолько устойчивой, что и по сей день даже формальный запрет на дискриминацию по кастовому признаку и вообще учета кастовых различий в экономической, политической, социальной жизни в 1950 г. не стал препятствием для неформального сохранения кастовых отношений в частной жизни индийцев и по сей день.

Сословная стратификационная система основывается на неравенстве в правах и обязанностях разных социальных групп, а также в данных им привилегиях. Таким образом, важнейшей основой сословной системы является ее обусловленность правом, неформальными и (или) формальными нормами, опирающимися на авторитет традиции или государства. Так, в Европе в период раннего Средневековья общество делилось на сословия «молящихся» (духовенство, монахов), «сражающихся» (рыцари, дворянство) и «пашущих» (крестьянство), считавшихся «столпами» общества. Бюргеры — купцы, ростовщики, даже ремесленники оказывались на периферии феодальной системы и постепенно на протяжении нескольких столетий отстаивали свои права и привилегии. Впоследствии права и обязанности горожан определялись принадлежностью к ремесленным цехам и купеческим корпорациям, и статус горожанина давал привилегии свободного человека. Таким образом, сословная система социальной стратификации имеет прежде всего юридический и символический, а не экономический смысл.

В России сословная система также складывалась на протяжении нескольких столетий, вплоть до XVIII в. Права и обязанности «служилых» сословий, выполняющих обязанности государственной и воинской службы, и «тягловых» сословий, обязанных платить подати и выполнять трудовые повинности, определялись и переопределялись указами и другими правовыми актами вплоть до царствования Екатерины Великой. В XIX — начале XX в. в России существовали сословия дворян (столбовых, потомственных, личных), купечества (разделенного на три гильдии), духовенства, мещанства, крестьянства, казачества, которые были отменены после революции 1917 г. Принадлежность к сословию передавалась по наследству, и переход из одного в другое был сложен, но возможен: получить личное дворянство можно было, например за воинские подвиги (три Георгиевских креста и первое офицерское звание).

Сословные системы характерны для феодальных средневековых обществ, однако, если их специально не отменяют, как это произошло в России, то они номинально сохраняются и в наше время, хотя утрачивают прежний юридический смысл неравенства прав, обязанностей и привилегий. В некоторых странах с глубокой традицией сословных привилегий и сегодня ценятся дворянские титулы как символы глубокой укорененности семьи в элите общества.

Как было сказано ранее, в ранних исторических типах стратификационных систем преобладают приписанные статусы, передающиеся по наследству.

Классовая стратификационная система получила распространение в современных обществах. Ее главным признаком является преобладание достигаемых статусов над приписанными, формальное равенство в правах при сохранении неравного доступа к экономическим ресурсам, культурным ценностям, власти, престижу. Трудности ее определения связаны с неоднозначностью понятия «класс» в социологии. Наиболее распространенным является его широкое истолкование, практически синонимичное понятиям «слой» или «группа», выделяемым по различным признакам. В этом смысле понятие класса использовали М. Вебер, П. А. Сорокин и другие классики социологии. Класс в широком смысле является комплексным понятием, охватывающим как экономические различия (уровень доходов и текущей обеспеченности, наличие собственности на средства производства и на предметы длительного пользования, обеспеченность жильем, наличие сбережений и т. д.), образ жизни, наличие образования, квалификации, культурный уровень, мировоззрение и социальная самооценка, политические позиции, и т. д. Так, американский социолог У. Л. Уорнер и его коллеги, проводившие масштабное эмпирическое исследование социальной стратификации в США в 30−40-х гг. XX в., к «высшему высшему» классу отнесли немногочисленных носителей унаследованного богатства, передающихся из поколения в поколение высокого престижа и культуры, а к «низшему высшему» — нуворишей, заработавших свое богатство и озабоченных его символической презентацией в целях утверждения высокого статуса и накопления символического капитала (престижа).

В узком смысле понятие класса начали использовать К. Маркс и его последователи для обозначения такой системы стратификации, в основе которой лежит неравенство в отношении собственности на средства производства. В контексте описания отношений неравенства в буржуазном обществе К. Маркс и марксисты разработали специфический подход к определению оснований социальной стратификации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой